Краткое содержание погорельский чёрная курица, или подземные жители точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание «Черная курица или подземные жители»

Сказку «Черная курица или подземные жители» Погорельский Антоний (А. А. Петровский) написал в 1829 году. Она стала первым авторским литературным произведением для детей на русском языке. В рассказе прослеживается мотив «двойничества» – произведение имеет волшебную (фантастическую) и реалистическую линии повествования.

На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Черной курицы или подземных жителей» без предварительной регистрации. Пересказ поможет подготовиться к уроку литературы, заполнить читательский дневник.

Алеша  – мальчик 9–10 лет, «умненький, миленький, учился хорошо». Родители его жили далеко, два года назад привезли мальчика в Петербург и отдали учиться в пансион.

Чернушка  – курочка со двора пансиона, министр.

Король

Учитель в пансионе

«Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском Острове, в Первой линии» находился мужской пансион. Среди детей, которые обучались в пансионе, был мальчик Алеша. Здесь его все любили, но иногда мальчику было грустно без родных, особенно когда другие ребята уходили домой.

Рядом со зданием пансиона был большой двор. Алеше нравилось гулять там и кормить курочек, а особенно черную хохлатую, «названную Чернушкою», которая даже разрешала себя гладить.

Как-то во время зимних каникул кухарка собиралась поймать и убить Чернушку, так как та не несла яиц. Чтобы спасти курочку, мальчик отдал кухарке «все его имение» – золотую монету, подарок бабушки. После этого Чернушка весь день ходила за Алешей по двору, будто хотела ему что-то сказать.

Ночью Алеша не спал. Неожиданно в его комнате появилась Чернушка и позвала пойти с ней. Курочка повела его через комнаты старух-голландок, также живших в пансионе. У них был большой серый попугай и кошка.

Мальчик позвал кошку, она неожиданно замяукала, а попугай закричал: «Дуррак!». Чернушка и Алеша быстро убежали. Курочка сказала, что мальчик разбудил рыцарей. Чернушка повела Алешу по незнакомым коридорам, и они вышли к большой двери из желтой меди.

Стоявшие у стен два рыцаря набросились на Чернушку, и курочка начала с ними сражаться. Алеша упал в обморок.

Мальчик очнулся уже утром, у себя в постели. За обедом от учительницы Алеша услышал, что черная курочка куда-то пропала.

Следующей ночью Чернушка снова пришла к мальчику. Курочка вновь повела мальчика в комнаты старушек, но на этот раз он старался не отвлекаться. Они вышли к большим дверям из желтой меди. На этот раз рыцари едва стояли на ногах. Чернушка ударила крыльями, и они рассыпались – оказалось, что это были пустые латы.

Они вошли в большую залу. Чернушка оставила Алешу одного. Неожиданно из боковой двери «вошло множество маленьких людей в нарядных разноцветных платьях» и шляпах с перьями. После них вошел «человек с величественною осанкою, на голове с венцом». Алеша догадался, что это был король.

Король поблагодарил мальчика за то, что тот спас их главного министра от «неизбежной и жестокой смерти», указав на маленького человечка, одетого во все черное с малиновой шапочкой. В нем мальчик узнал свою Чернушку. Король сказал, что мальчик может попросить у него любую награду.

Алеша попросил первое, что пришло в голову, – чтобы он всегда знал урок, который ему задали. Король дал мальчику конопляное семечко, но попросил никому о них не рассказывать.

Министр рассказал Алеше, что подземные жители давно живут под землей, но если кто-то из людей узнает о них и рассказывает другим, им приходится менять свое место пребывания. Мальчик еще о многом хотел расспросить министра-Чернушку, но начал засыпать.

Утром Алеша нашел в кармане конопляное зернышко. Теперь мальчик всегда правильно отвечал на уроках, учителя были им очень довольны. Алеше же «совестно было, что поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал». Чернушка все это время не появлялась.

Однако вскоре Алеша начал привыкать к похвалам и думать, что он умнее и лучше других мальчиков, «сделался гордый и непослушный», «страшный шалун».

Чтобы проучить мальчика, учитель задал ему выучить 20 страниц. Алеша же на этот раз шалил еще сильнее. Но на следующий день мальчик не обнаружил зернышка в кармане и не смог ничего рассказать на уроке.

В наказание учитель запер Алешу, пока он все не выучит.

Ночью к Алеше пришла Чернушка. Курочка сказала, что не узнает в нем того доброго и скромного мальчика, который ее спас, но все же дала ему зернышко.

Утром Алеша без запинки пересказал все 20 страниц, соврав, что выучил их с утра. Но мальчики сказали учителю, что Алеша с утра не брал в руки книгу. Учитель, думая, что мальчик все выучил заранее и вчера баловался специально, решил его наказать – распорядился принести розги. Испугавшись, Алеша рассказал все о курочке и подземных жителях.

Ночью к мальчику пришел министр-Чернушка. У него на руках были золотые цепи, которые надели на него из-за поведения мальчика. Министр сказал, что теперь всем маленьким людям нужно будет переселиться далеко от здешних мест, попрощался и исчез.

После этого у Алеши была сильная горячка, он проболел шесть недель. Мальчик стыдился говорить о том, что случилось, старался быть послушным, скромным, прилежным. Вскоре Алеша сделался примером для товарищей, хотя уже и не мог наизусть выучить 20 страниц.

Антоний Погорельский написал сказку «Черная курица или подземные жители» для своего племянника – будущего писателя Алексея Толстого. Исследователи литературы прослеживают в произведении тему инициации, прохождения героем испытаний для получения определенного морально-этического опыта.

Советуем не останавливаться на прочтении краткого пересказа «Черной курицы или подземных жителей», а оценить полный вариант сказки.

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник: https://obrazovaka.ru/books/pogorelskiy/chernaya-kurica-ili-podzemnye-zhiteli

“Черная курица или Подземные жители”

Погорельский Антоний, сказка “Черная курица или Подземные жители” Жанр: авторская волшебная сказочная повесть

Главные герои сказки “Черная курица” и их характеристики

  1. Алеша, мальчик 10 лет, добрый и жалостливый, веселый товарищ. но получив волшебное семечко, он становится гордым, надменным. проказливым. Алеша предает доверие подземных жителей и мучается стыдом. Он снова исправляется.
  2. Чернушка, одновременно курица и министр. Добрый, ласковый, справедливый, благодарный. При этом мудрый и внимательный политик. Наказан за проступок Алеши.
  3. Учитель, считал, что Алеша его обманывает и высек мальчика розгами. Впрочем тогда это было нормой воспитания.

План пересказа сказки “Черная курица”

  1. Старый пансион в Петербурге
  2. Мальчик Алеша и его Чернушка
  3. Спасение Чернушки, золотой империал
  4. Директор  не рыцарь
  5. Первый визит Чернушки
  6. Неосторожность Алеши и черные рыцари
  7. Второй визит Чернушки
  8. Подземный мир
  9. Король
  10. Конопляное семечко
  11. Сад и зверинец
  12. Охота на крыс
  13. Характер Алеши меняется
  14. Потеря семечка
  15. Возвращение семечка и порицание Чернушки
  16. Предательство и порка
  17. Прощание с Чернушкой
  18. Болезнь и исправление.

Кратчайшее содержание сказки “Черная курица” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Алеша спасает курицу Чернушку от кухарки, и та в благодарность зовет его за собой
  2. В первый раз рыцари не дают им пройти, но на вторую ночь Алеша оказывается в подземном мире
  3. Король благодарит Алешу за спасение министра и дарит конопляное семечко
  4. Алеша видит чудеса подземного мира и участвует в охоте на крыс
  5. Алеша становится непослушным, гордым и его перестают любить товарищи, а учитель угрожает поркой.
  6. Алеша рассказывает о подземных жителях и те вынуждены уйти в далекие края, Алеша болеет, выздоравливает и исправляется.

Главная мысль сказки “Черная курица” Ценность представляет только то, что добыто своим трудом, а доставшееся даром только развращает человека

Чему учит сказка “Черная курица”

В этой сказке скрыто много уроков. Прежде всего о том, что надо быть честным, добрым, прилежным, чтобы тебя любили товарищи. Надо уметь держать слово и не подводить тех, кто тебе доверился. Надо уметь терпеть боль, но не становится предателем. Нельзя быть злым, гордым, заносчивым, нельзя хвастать своим превосходством.

Отзыв на сказку “Черная курица”

Это очень красивая и поучительная история про мальчика Алешу, который был добрым и милым, но стал злым и гордым, получив волшебную возможность не учить уроков.

Мальчик загадал неправильное желание, и его исполнение принесло вред и самому Алеше, и подземным жителям. Но тем не менее, я сочувствовала Алеше и искренне радовалась, когда он исправился.

Конечно жаль, что Чернушка и его товарищи покинули Петербург, но я верю, что они нашли не менее хорошее место в другом городе.

Пословицы к сказке “Черная курица”

Давши слово держись, а не давши крепись. От слова спасение, от слова и гибель. Долг платежом красен. Краткое содержание, краткий пересказ сказки “Черная курица” Был в Петербурге старый пансион в котором училось 30-40 мальчишек и в том числе десятилетний Алеша. Алешу привезли в пансион родители издалека и заплатили за несколько лет вперед.

Алешу любили в пансионе, он был милым и послушным мальчиком. Только по субботам он сильно скучал, когда его товарищей разбирали родители. Алеша любил стоять у забора и смотреть через дырочки на улицу, ожидая волшебницы. Также мальчик любил кормить курочек и особенно среди них любил Чернушку.

Однажды на новогодних каникулах Алеша увидел, как кухарка поймала Чернушку, и в слезах бросился к ней, умоляя оставить Чернушку. Чернушка вырвалась из рук кухарки и Алеша отдал ей империал, чтобы та ничего не рассказала учителю. В это время приезжает директор и Алеша думает увидеть рыцаря, но видит лысого старичка.

Весь день Алеша играет с Чернушкой, а потом отправляется спать. Вдруг мальчик услышал как кто-то позвал его по имени, и из-под простыни вышла Чернушка. Чернушка обратилась к Алеше человеческим голосом и позвала мальчика за собой. Чернушка говорила Алеше ничего не трогать, но он хотел взять за лапку кошку. Та мяукнула, разбудила попугая, попугай громко закричал.

Чернушка сказала, что наверно это разбудило рыцарей. Они спустились в большую залу и два рыцаря напали на Чернушку. Алеша испугался и пришел в себя в своей постели. На следующий вечер Чернушка вновь пришла к Алеше. Алеша по пути ничего не трогал и Чернушка привела его в невысокую залу. Из боковой двери вышли маленькие человечки, следом рыцари и наконец король.

Король поблагодарил Алешу за спасение министра и мальчик с удивлением узнает в министре Чернушку. Король просит Алешу загадать желание и мальчик желает, чтобы он знал все уроки, которые были заданы. Король дал Алеше конопляное семечко, но предупредил, чтобы он молчал обо всем увиденном. После того, как король ушел, министр стал показывать Алеше подземный мир.

Повсюду были драгоценные камни. Они осмотрели сад с  деревьями из мха и зверинец с крысами и кротами. Потом они отправились на охоту. Алеша сел на палочку с лошадиной головой и все поскакали по переходам. Охотники загнали нескольких крыс. После охоты мальчик спросил о том, кто такие подземные жители.

Чернушка рассказал, что раньше они выходили наверх, но давно уже прячутся от людей. И если люди про них узнают, им придется отправится в далекие края. Алеша очнулся в своей постели. После этого он стал легко отвечать все уроки, пользуясь помощью конопляного семечка. Алеша постепенно стал привыкать к похвалам, стал гордым и непослушным. Алеша стал много шалить.

Однажды учитель задал ему выучить 20 страниц, Алеша раскрыл рот, но не сказал ни слова. Алеша потерял семечко и долго с отчаянием искал его, взывая к помощи Чернушки. Алешу оставили на хлебе и воде, ведь он не мог выучить текст. Ночью к нему пришла Чернушка, отдала ему семечко и сказала, что не узнает мальчика. Алеша смело пошел на урок и ответил все 20 страниц.

Читайте также:  Краткое содержание носов огурцы точный пересказ сюжета за 5 минут

Учитель удивился и потребовал рассказать, как Алеша успел все выучить.Кто-то из учеников сказал, что Алеша не брал в руки книгу. Учитель решил, что Алеша его обманывает и наказал его. Принесли розги и вне себя от страха Алеша стал говорить про подземных жителей. Учитель решил, что мальчик обманывает и рассвирепел. Алешу высекли. У Алеши больше не было семечка.

Вечером пришел Чернушка, укорил мальчика, простил его и сказал, что должен вместе с народом отправится в далекие земли. Руки Чернушки были скованы цепью. Утром Алешу нашли в сильной горячке. Когда мальчик выздоровел он снова стал тихим и добрым, послушным и прилежным. Его вновь полюбили товарищи.

Рисунки и иллюстрации к сказке “Черная курица”

Источник: http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/04/blog-post_7.html

Кратчайшее содержание повести «Черная курица, или подземные жители» для читательского дневника (А. Погорельский) | Литерагуру

Творчество Погорельского вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Его книга «Черная курица, или подземные жители» для многих остается самым таинственным и непостижимым произведением из школьной программы. Чтобы внести ясность, мы кратко пересказали основные события, составляющие сюжет повести. Внимательно прочитайте наше очень краткое содержание для читательского дневника.

(457 слов) В петербургском пансионе воспитывался мальчик по имени Алеша. В будни он играл с товарищами, а в выходные единственным его увлечением было чтение книг и наблюдение за курами во дворе. Среди них у него была самая любимица — Чернушка.

Однажды на обед к учителю пансиона должен был пожаловать директор. Кухарке было поручено приготовить эту курицу. Алеше стало жалко ее, и он решил обменять Чернушку на золотую монету. Птица была спасена.

Ночью у него в комнате очутилась Чернушка, которая заговорила с ним человеческим голосом и позвала с собой. Они прошли через сени и оказались в комнате старушек, в которой, помимо них, жили еще кошка и попугай. Алеша заговорил с кошкой, та замяукала в ответ и разбудила всех спящих. Чернушка неожиданно исчезла.

На следующую ночь гостья опять явилась к нему. Она была недовольна вчерашним поступком Алеши. Мальчику стало очень стыдно. В этот раз герой решил ничего не трогать и никого не будить. Путники благополучно добрались до короля, рядом с которым стояло множество маленьких человечков.

Правитель поблагодарил Алешу за то, что он спас министра. Оказалось, что речь шла о Чернушке. В знак признательности он предложил исполнить любое желание спасителя. Мальчик мечтал стать самым умным, но при этом не хотел учиться.

Тогда король вручил Алеше конопляное зерно с условием, что ребенок никому никогда не расскажет о маленьких человечках.

Алеша благополучно возвратился в пансион, и волшебство начало действовать. Он стал самым умным в пансионе. Молва о его таланте разошлась по всему Петербургу. Между тем мальчик совсем отбился от рук и шалил, пока его товарищи готовились к урокам.

Однажды учитель задал Алеше выучить двадцать страниц текста. На следующий день он вызвал мальчика к доске. Тот ничуть не волновался. Но когда он начал отвечать, то не мог сказать ни слова. Герой заплакал. Учитель приказал ему вернуться к себе и учить до тех пор, пока он не будет знать предмет. Вернувшись в свою комнату, он обнаружил, что зернышко пропало.

Тогда раздосадованный ребенок пытался выучить урок самостоятельно, но ничего не выходило. Ночью к нему снова явилась Чернушка, которая отчитала мальчика за то, что он совсем возгордился, из-за чего потерял расположение своих товарищей. Однако Чернушка дала Алеше второй шанс. Она вернула мальчику зерно, которое он случайно обронил во дворе.

Теперь-то он точно знает урок.

Утром он гордо вошел в класс, заявив, что сегодня готов ответить. Учитель поинтересовался, как ему удалось за ночь выучить двадцать страниц текста. Растерянный Алеша рассказал всему классу о волшебном зернышке. Преподаватель не поверил ученику и высек его за обман.

Ночью к ребенку в последний раз пришла Чернушка в обличии министра, чтобы проститься с ним. Руки у его любимицы закованы цепями. И всему виной он, Алеша.

Утром товарищи обнаружили героя лежащим на полу. Оказалось, что у него сильная горячка. Спустя шесть недель он выздоровел. Он снова стал добрым и скромным, и все его опять полюбили.

Источник: https://LiteraGuru.ru/kratchajshee-soderzhanie-povesti-chernaya-kuritsa-ili-podzemnye-zhiteli-dlya-chitatelskogo-dnevnika-a-pogorelskij/

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Краткое содержание сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» для 5 класса.

Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском Острове, жил-был содержатель мужского пансиона. В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алеша, которому тогда было не более 9 или 10 лет.

Родители его, жившие далеко-далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперёд.

Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали.

Дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алеша горько чувствовал своё одиночество. Алеша кормил курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе. Особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою.

Чернушка была к нему ласковее других.Однажды к празднику кухарка ловила курицу, и Алеша, бросившись ей на шею, не дал убить Чернушку. Отдал кухарке за это империал — золотую монету, подарок бабушки.После праздника лёг спать, почти уснул, но услышал, как кто-то его зовёт.

К нему пришла чернушка и сказала человеческим голосом: поди за мною, я тебе покажу что-нибудь хорошенькое. Одевайся скорее! И он смело последовал за нею. Из глаз ее выходили как будто лучи, которые освещали все вокруг них, хотя не так ярко, как маленькие свечки. Они прошли через переднюю.

— Дверь заперта ключом, — сказал Алеша; но курочка ему не отвечала: она хлопнула крыльями, и дверь сама собою отворилась.Потом, прошед через сени, обратились они к комнатам, где жили столетние старушки-голландки. Алеша никогда у них не бывал. Курочка опять хлопнула крыльями, и дверь в старушкины покои отворилась.

Прошли во вторую комнату, и Алеша увидел в золотой клетке серого попугая. Чернушка сказала ничего не трогать.Проходя мимо кошки, Алеша попросил у неё лапки… Вдруг она громко замяукала, попугай нахохлился и начал громко кричать: «Дуррак! дуррак!» Чернушка поспешно удалилась, и Алеша побежал за нею, дверь вслед за ними сильно захлопнулась…

Вдруг вошли они в залу. По обеим сторонам висели на стенах рыцари в блестящих латах. Чернушка шла впереди на цыпочках и Алеше велела следовать за собою тихонько- тихонько… В конце залы была большая дверь. Лишь только они подошли к ней, как соскочили со стен два рыцаря и бросились на чёрную курицу.

Чернушка подняла хохол, распустила крылья и вдруг сделалась большая-большая, выше рыцарей, и начала с ними сражаться! Рыцари сильно на неё наступали, а она защищалась крыльями и носом. Алеше сделалось страшно, сердце в нем сильно затрепетало, и он упал в обморок.На следующую ночь опять пришла Чернушка. Опять пошли, но в этот раз Алеша уже ничего не трогал.

Вошли они в другую залу. Чернушка ушла. Тут вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина, в нарядных разноцветных платьях. Они не замечали Алеши. Затем вошёл король. За то, что Алеша спас его министра, Алеша теперь знал урок, не уча. Король ему дал конопляную семечку. И просили ничего никому про них не рассказывать.

Начались классы, и Алеша знал любой урок. Чернушка не приходила. Алеша сначала стыдился, а потом привык.Притом Алеша сделался страшным шалуном. Однажды учитель, не зная, что с ним делать, задал ему выучить наизусть страниц двадцать к другому утру и надеялся, что он, по крайней мере, в этот день будет смирнее.

Но Алеша в этот день нарочно шалил более обыкновенного. На следующий день не мог выговорить ни слова, потому что не было семечки. Его отвели в спальню и сказали выучить урок. Но к обеду Алеша ещё не знал урок. Его опять там оставили. К ночи появилась Чернушка и вернула ему зерно, но просила исправиться.На следующий день ответил урок.

Учитель спросил, когда Алеша выучил урок. Алеша растерялся, велели принести розги. Учитель сказал, что не будет пороть, если Алеша скажет, когда выучил урок. И Алеша все рассказал, забыв про обещание, данное подземельному королю и его министру. Учитель не поверил, и Алешу высекли.Пришла Чернушка попрощаться. Она была закована цепью. Сказала, что народу теперь придётся переселиться далеко. Попросила Алешу ещё раз исправиться.

Министр пожал Алеше руку и скрылся под соседнюю кровать. На другой день поутру у Алеши была горячка. Недель через шесть Алеша выздоровел и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя уже и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг, которых, впрочем, ему и не задавали.

ActionTeaser.ru – тизерная рекламаActionTeaser.ru – тизерная рекламаActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: http://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/kratkoe-soderzhanie/kratkoe-soderzhanie-proizvedenij-5-klass/4713-chjornaya-kuritsa-ili-podzemnye-zhiteli-kratkoe-soderzhanie-kratkij-pereskaz

Краткое содержание «Черная курица или подземные жители» Антония Погорельского

Эта история произошла на Васильевском острове. Девяти или десятилетний мальчик по имени Алеша обучался и жил в пансионе. Помимо него там проживало еще воспитанников сорок.

Пару лет до этих событий отец и мать привезли его в столицу. Оставив деньги за несколько лет, родители вернулись домой. Дом их находится далеко и поэтому давно Алеша не видел родителей.

Он отличался примерным поведением и поэтому все с лаской к нему относились.

Уроки в пансионате проходили очень интересно. Алеша прилежно учился и старался всегда знать урок. Ему нравилась учеба, а дни пролетали очень быстро.

На выходные все ученики уезжали домой, только Алеша оставался в пансионате. Он чувствовал себя одиноко, единственным развлечением было кормить курочек. Они жили в специальных домиках вдоль забора.

Иногда мальчик долго стоял возле забора и наблюдал за прохожими.

Среди курочек была любимица воспитанника – черная курочка с длинным хохолком, он звал ее Чернушкою. Однажды на праздник кухарка хотела зарезать Чернушку. Она начала бегать за ней с ножом. Курочка испуганная металась и Алеша бросился защищать свою любимицу.

Он решил, во что бы то ни стало, спасти Чернушку, предложил кухарке выгодную сделку. Мальчик отдал за жизнь курочки свое единственно сокровище – империал. Он достался ему от бабушки, Алеша хранил его как талисман. Кухарка взяла империал и сохранила жизнь курочке.

Ночью к мальчику пришла Чернушка и заговорила с ним. Она позвала его с собой. Алеша не понимал, куда они могут идти, если все двери закрыты, а все вокруг погружено в темноту. Неожиданно у курочки засветились глаза, словно две свечи. Освещая путь, она повела Алешу за собой.

Чернушка начала хлопать крыльями и, чудесным образом, двери распахивались. Они пошли через комнаты, в которых мальчик никогда не был. Зашли в комнату, где проживали две старушки-голландки. Дверь туда всегда была закрыта.

Проходя мимо попугая, Алеша только хотел с ним поговорить, но курочка строго запретила трогать что-либо.

Читайте также:  Краткое содержание книги гарри поттер и узник азкабана роулинг точный пересказ сюжета за 5 минут

Мальчику было все любопытно и тяжело, оказалось, сдерживать себя. Проходя комнату за комнатой, мальчик заметил кошку. Он не сдержался и попросил ее подать лапку. Она громко замяукала и разбудила попугая. Птица крикнула: «Дурак! Дурак!». Они поспешили к двери и, войдя в нее, очутились в огромной комнате, похожей на зал.

Пара рыцарей в железных латах одиноко висели на стене. Курочка и мальчик направились через весь зал к выходу. В этот момент, неожиданно, рыцари резко спрыгнули со своих мест. Алеша очень испугался, его сердце бешено стало биться, но курочка кинулась на защиту. Она начала раздуваться и стала огромных размеров.

Курочка кинулась в схватку с рыцарями, нахохлилась и била крыльями. Мальчик так испугался, что потерял сознание.

Проснувшись утром, Алеша подумал, что все происшествие был просто сон. Наступила ночь, Чернушка снова пришла к нему и позвала. В этот раз он шел и больше ничего не трогал. И опять они оказались в большой комнате с рыцарями. Когда, пройдя всю комнату, они вошли в дверь, то Чернушка исчезла.

Комнату начали заполнять странные люди, невысокого роста и в ярких одеждах. Они едва доходили до груди мальчика. Появился король и направился к Алеше. Он начал благодарить за то, что он спас Чернушку. Оказывается, курочка была министром подземных жителей.

За такой поступок король отблагодарил мальчика, подарив ему конопляное зернышко. Теперь можно не выучив урок всегда его знать. Семечку король отдал мальчику и взял с него обещание не рассказывать о случившимся. Когда начались классы, Алеша мог ответить любой урок.

Сначала он очень стеснялся, но со временем свыкся. Теперь Чернушка перестала его навещать.

С появлением зернышка, мальчик очень изменился. Ему больше ненужно было прикладывать усилия к учебе. Он начал шалить, спорить с учителем и плохо себя вести. Однажды учитель для того, чтоб его проучить и приструнить, задал выучить мальчику много страниц.

Нужно было рассказать двадцать страниц урока. Алеша специально шалил еще больше в этот день. Он не учил урок и, конечно, не смог ничего рассказать. Зернышко у него пропало. Тогда мальчика оставили в спальне продолжать учить урок.

Алеша опять не смог вымолвить ни слова.

Когда стемнело, пришла курочка с конопляным зернышком. Она отдала подарок короля Алеше и просила его исправиться. Теперь мальчик смог рассказать урок, чем сильно удивил учителя. Учитель поинтересовался, как удалось выучить так быстро столько страниц.

Мальчик растерялся и ничего толком объяснить не смог. Тогда велели принести розги. Алеша испугался и поведал о курочке-министре, империале, подарке короля и подземных жителях. Он забыл об обещании, данном королю.

Конечно, ему не поверили, и мальчика высекли розгами.

Ночью пришла курочка, ее сковывала цепь. Чернушка сообщила, что подземные жители вынуждены переселиться далеко из-за предательства Алеши. Она просила мальчика измениться. Перед тем как исчезнуть под кроватью, министр пожал Алеше руку.

На следующее утро мальчик бился в тяжелой горячке. Болел Алеша тяжело шесть недель. После своего выздоровления больше не шалил и вел себя прилежно. Он взялся за учебу и все брали с него пример. Его снова все полюбили за прилежное поведение. Теперь он не мог знать урок, не выучив его. Особенно выучить двадцать страниц, да, впрочем, это уже было и не нужно.

(2 votes, average: 5,00

Источник: http://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-chernaya-kurica-ili-podzemnye-zhiteli-antoniya-pogorelskogo.html

Краткое содержание чёрная курица или подземные жители

Сказка-повесть «Черная курица, или Подземные жители» была написана в 1829 году известным русским писателем — Антонием Погорельским. Это был подарок племяннику Алексею Толстому, которому Антоний заменил отца.

Кстати, Толстой тоже станет со временем известным сочинителем и даже поспособствует созданию образа Козьмы Пруткова. Но это в будущем, а пока отрок не горел жаждой знаний и не проявлял особого усердия в учебе.

Погорельский написал для мальчика свою повесть с исключительно воспитательными целями, но сказка приобрела широкую известность после публикации и получила множество положительных отзывов. «Черная курица, или Подземные жители» стала первым авторским произведением, которое написано на русском языке для детей.

  1. мальчик Алеша — Он учится в частном пансионе и страдает от одиночества. Его мучает тоска по родителям, которые заплатив деньги за обучение, предпочитают жить своей жизнью, вдали от Петербурга. Общение с родными людьми и пустоту Алеше заменяют книги.

Небольшой частный пансион в Санкт- Петербурге. Сюда родители отправляют на обучение мальчика Алешу. Заплатив деньги за несколько лет вперед, они оставляют ребенка на попечении преподавателей и по сути, исчезают из его жизни. Прилежный и добрый отрок, Алеша старается хорошо учиться и много читать.

Фантазия мальчика переносит его в загадочные страны, где он представляет себя рыцарем в сверкающих доспехах. Книги становятся для ребенка лучшими друзьями и скрашивают ему одинокие вечера в пансионе, когда остальных воспитанников забирают домой на праздники.

Пернатые друзья

В свободное от занятий и чтения книг время Алеша проводит на птичьем дворе. Ему нравиться наблюдать за жизнью куриц. Особенная связь налаживается у него с Чернушкой. Алеше кажется, что черная курица безмолвно с ним общается и взгляд ее осмысленный как у человека.

Однажды, прогуливаясь во дворе, Алеша слышит отчаянные крики Чернушки и спасает ее из рук кухарки. Этим поступком, сам того не подозревая, он открывает себе дверь в сказочный мир.

Путешествие в сказку

Однажды ночью Чернушка появляется перед Алешей и начинает говорить с мальчиком человеческим голосом. Несмотря на удивление, мальчик смело отправляется с ней в путешествие в загадочный подземный мир.

На пути их ждет много приключений: сражение с таинственными рыцарями, ожившие куклы, загадочные покои старушек- голландок и другие приключения. Попасть в мир сказки получается не сразу. Склонность Алеши к шалостям и пренебрежение советами Чернушки, едва не оборачиваются серьезными неприятностями.

Чудесное превращение Чернушки

Как только в пансионе все засыпают Чернушка, и Алеша вновь отправляются в неведомый никому подземный мир. На этот раз все препятствия преодолены и изумленный мальчик понимает, что курица привела его в тронный зал. Это настоящее маленькое подземное царство.

На его глазах появляются придворные, рыцари, и сам король с министрами. Алеша узнает тайну подземных жителей, а его любимая Чернушка на его глазах обретает свое настоящее обличие — становиться первым министром.

При дворе

Время, проведенное при дворе короля, кажется для Алеши чудесной сказкой. Он гуляет по дорожкам, вымощенным драгоценными камнями, сражается с крысами, любуется диковинными деревьями и зверями.

Король очень мил и предупредителен с мальчиком и в благодарность за спасение своего первого министра позволяет ему загадать желание, которое будет обязательно исполнено.

Конопляное зернышко

Мальчик просит сделать так, чтобы ему никогда не приходилось учить уроки, но при этом он мог знать все на «отлично». Желание Алеши неприятно удивляет короля, но повелитель подземной страны держит данное слово.

Мальчик получает волшебное конопляное зернышко, которое является залогом его успеха. Единственное условие — он никому не должен раскрывать тайну подземных жителей. В противном случае волшебный народ ждет изгнание.

Гениальный ребенок и отчуждение

Так начинается история успеха и падения Алеши. Мальчик перестает учить уроки, но при этом восхищает преподавателей своими знаниями. Слава о гениальном ученике облетает весь Петербург. Алешу все больше и больше захлестывает самолюбие и высокомерие. Мальчик становиться заносчивым и ленивым.

Все свободное время он посвящает шалостям, одноклассники отворачиваются от него, но его это мало волнует. Он кичится своими мнимыми талантами и забывает даже о своем верном друге Чернушке.

Тайна раскрыта

Худшие качества мальчика проявляются все больше, и учителя заподозрив неладное, подвергают его наказанию. Не выдержав порки розгами, Алеша раскрывает тайну, которую доверили ему подземные жители.

Только после того, как он произнес роковые слова, мальчик в один миг осознал все свои ошибки, но не поправимое уже случилось. Конопляное зернышко исчезло, а вместе с ним захлопнулась и дверь в волшебный мир.

Прощание

Прощание с Чернушкой было наполнено слезами и горечью. Подземные жители навсегда покинули свое королевство и отправились в изгнание. Первый министр жестоко поплатился за дружбу с Алешей, и вынужден будет до конца жизни носить кандалы. Что касается мальчика, то все произошедшее стало для него хорошим жизненным уроком.

Тест по сказке Чёрная курица или подземные жители

чёрная курица или подземные жители Я ответил(а) правильно на %%score%% из %%total%% вопросов

Источник: http://vse-kratko.ru/kratkoe-soderzhanie-chyornaya-kurica-ili/

План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Урок литературы в 5 классе

Тема: «А. Погорельский. “Черная курица, или Подземные жители.  Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание.

Цель урока: формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского “Черная курица, или Подземные жители”;  развитие   навыков   выразительного   чтения.   Сказочное   и реальное в жизни. Воспитание чувства честности, доброты, умение нести ответственность за свои поступки.

Задачи урока:

– познакомить учащихся с личностью А. Погорельского;

– показать, в чем нравоучительный смысл сказки;

– повторить знания учащихся о сказке;

– развивать умение грамотно и полно давать ответы на вопросы;

– развивать умение обобщать проанализированный материал;

– продолжить формирование умения определять главную мысль произведения, делать выводы для себя, наблюдая за поступками героев литературной сказки;

– духовно – нравственное воспитание учащихся.

Предварительное задание: прочитать сказку, подготовить сообщение о жизни Антония Погорельского, подготовить устный ответ «Образ Алеши» (индивидуальное задание), повторить сведения о сказке как жанре устного народного творчества.

Ход урока

Оформление записей в тетради. Работа с эпиграфом. Откройте тетради, запишите число и тему: «Антоний Погорельский “Черная курица, или Подземные жители.  Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

Запишите эпиграф : «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Это высказывание А.С. Пушкина  известно каждому. Как ее следует понимать? В чём состоит главная особенность русских народных сказок? Каковы уроки русских народных сказок?

(Добро всегда побеждает зло. Зло всегда наказано).

Как вы думаете, почему эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала именно эти слова? (Формулирование учащимися целей урока)

Что такое сказка? ( Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.)

  • Какие виды сказок вы знаете? Чем отличается литературная  сказка от народной? Какие народные сказки знаете?

4. Слово учителя.

– Народная сказка сыграла большую роль в развитии русской литературы. Сказочные мотивы можно встретить в рукописных книгах 15-17 веков.

Но подлинно широкий интерес к фольклору, к истории национальной культуры возникает в России со второй половины 18 века. Сказочная стихия проникала во все жанры литературы – поэму, повесть, роман.

Почти все русские писатели отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Гоголь и Толстой,  Салтыков – Щедрин, Лесков и Куприн. Всех не перечесть…..

– Со сказками этих писателей вы познакомились в раннем возрасте. А когда произошло ваше знакомство со сказкой А. Погорельского?

Читайте также:  Краткое содержание руссо эмиль, или о воспитании точный пересказ сюжета за 5 минут

– Что вы знаете об авторе этой сказки?

5. Сообщение о писателе (индивидуальное задание).

Слово учителя

      В 1783 г. в Тульской губернии, в имении отца, родился поэт Василий Андреевич Жуковский. Мы с вами читали о том, что после смерти отца он учился в частном пансионе.      Еще один писатель, Алексей Алексеевич Перовский, родился спустя четыре года после Жуковского, в 1787 году, и тоже некоторое время учился в частном пансионе. В таких учебных заведениях обучалось очень много детей русских дворян. Что же это такое — частные пансионы?

      Существительное

пансион образовано от латинского слова со значением «платеж, взнос». В XVIII и XIX вв. пансионами называли учебные заведения, где дети дворян жили на полном содержании и обучались разным наукам.      Представьте себе русских дворян, которые живут в своих поместьях, часто очень небогатых, разбросанных в разных частях России.

Дворянская семья живет, например, в поместье, от которого полдня пути на лошадях до уездного города (говоря современным языком, до районного центра), два-три дня (или даже больше) — до губернского города (т. е. до нынешнего областного центра). Вокруг села, где живут крестьяне.

Школ для крестьян в XVIII веке почти не было, для дворян гимназии были только в губернских городах.      В семьях рождаются дети. По закону того времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Чтобы обучить ребенка разным языкам и наукам, нужны учителя.

Где же взять учителей в далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу, в пансион, где дети могли бы жить и учиться за определенную — довольно большую — плату. Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько лет вперед, родители обычно возвращались домой, в свое поместье.

      Телефонов в то время не было, телеграфа тоже; чтобы послать письмо, надо было специально ехать в уездный город. Родители отвезли ребенка, доверили его содержателю пансиона…      — Какие бы чувства испытали вы, оказавшись в такой ситуации?      Отдавали детей в пансионы и дворяне, которые жили в самой столице.

Столица в те времена была не в Москве, а в Санкт-Петербурге.      Мы сегодня будем читать сказку, в которой главный герой живет в таком пансионе.

      Но сначала вернемся к Алексею Алексеевичу Перовскому. Он некоторое время учился в пансионе, затем родители нанимали ему частных учителей — тогда это называли

домашним образованием. Потом он поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора философских и словесных наук. Когда началась Отечественная война 1812 года, Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в этой войне, а затем в заграничном походе русских войск.
      В 1817 г.

у Алексея Перовского родился племянник, тоже Алексей, который стал знаменитым в России человеком. Это был Алексей Константинович Толстой, впоследствии знаменитый русский писатель и поэт. Но в двадцатые годы он не был еще знаменитостью, а был простым мальчиком из дворянской семьи.

Алексей Перовский очень любил своего племянника и  в 1829 году сочинил для него сказку «Черная курица, или Подземные жители», но опубликовал ее не под собственным именем, а под псевдонимом.
      — Что такое псевдоним?

Псевдоним — придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.

Алексей Алексеевич Перовский, известный нам под литературным псевдонимом Антония Погорельского. /Имение писателя называлось “Погорельцы”, и это имя стало связано с ним навсегда.

Итак, я хочу пригласить вас  в путешествие по страницам необычайного произведения Антония Погорельского.

– В какое время происходят события? С тех прошло больше 180 лет. Скажите, а русский язык изменился с тех пор? Все ли слова были понятны?

Ребята, пояснения незнакомых слов есть на листках перед каждым из вас, поэтому в случае затруднения вы можете к ним обратиться.

Кто же  главный герой этого произведения?

Кто такой Алёша? Как он попал в пансион? (Рассказ учащихся о том , как Алеша оказался в пансионе)

Давайте сейчас вспомним, какая с ним произошла история. .Проведём это в форме краткого   пересказа эпизодов с помощью  иллюстраций – слайдов к сказке.

Работаем  в группах.

1 группа готовилась к работе над эпизодом «Алеша в пансионе»

  1. Расскажите о любимых занятиях Алеши.
  2. Почему Алёша остался один в пансионате? (все ученики уехали на каникулы)
  3. Кого ждали в гости учитель и его жена? Как в их доме готовились к встрече гостей?
  4. Как Алёша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала)

2 группа « Неудачная попытка»

  1. Чего испугался Алёша ночью? (зашевелилась простынь на соседней кровати, и из – под неё вышла курочка)
  2. Куда Чернушка повела Алешу?
  3. Кого испугался Алеша и почему?
  4. Как Чернушка справилась с рыцарями? (распустила крылья, нахохлилась, сделалась большая, и отбивалась от рыцарей)
  5. Почему в первую ночь Алеша не попал в Подземное царство?

3 группа «Алеша в Подземном городе»

  1. Как Алеше все – таки удалось попасть в Подземное царство?
  2. Кем оказалась Чернушка в подземном царстве? (главным министром)
  3. Что увидел мальчик в подземном царстве?
  4. Какое желание загадал Алёша? (чтобы он всегда знал урок. не уча его)
  5. Какой предмет подарили Алёше, чтобы желание сбылось? (зёрнышко)
  6. Какое условие поставил король Алёше? ( никому не рассказывать про подземелье)
  7. Как отнёсся к Алёшиному желанию король? ( он удивился , что Алёша оказался таким ленивым)

4 группа «Алеша и жители Подземного города»

  1. Найдите в тексте и прочитайте описание сада в Подземном царстве
  2. Какие диковинные звери содержались в зверинце подземных жителей (мыши, барсуки, кроты)
  3. На кого охотятся в Подземном царстве?
  4. Что узнал Алеша о жителях Подземного царства?
  5. О чём попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит быть скромным?

5 группа «Жизнь Алеши после подарка короля»

  1. Как  ведёт себя Алёша  после подарка короля?
  2. Что произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?
  3. Как был наказан мальчик?
  4. Расскажите о последней встрече Алеши с Чернушкой. Раскаялся ли мальчик в своем поступке?
  5. Что произошло с министром (Чернушкой) и  жителями Подземного царства после предательства Алеши?

Аналитическая беседа. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет

Ребята, мы завершили обсуждение содержания произведения Погорельского. — Как вы докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII века? — Какие события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными фантастическими? -, (волшебное число “3” – три сна

волшебный предмет – конопляное зёрнышко

чудесные превращения

курица разговаривает с Алёшей.

А есть ли отличие этой сказки от народной?

У нашей сказки есть автор, а у народной его нет.

– Это литературная сказка

Ребята, еще в начале урока мы сделали акцент на том, что сказки могут быть волшебными, бытовыми и о животных. К какому виду сказок вы бы отнесли «Черную курицу…» Почему? (ответы детей)

— Какие особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а реальная история?      — Какие факты, описания показывают нам действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами события и обычаи той эпохи?

      — Могла ли такая сказка быть народной?

Сделаем вывод:

 сочетание реального и фантастического — одна из особенностей литературной сказки.            — Похож ли Алеша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?      Дети заметят, что герой народной сказки однозначен: он или хороший, или плохой; или герой, или злодей. В народной сказке никогда не описывается характер: перед нами четко обозначенный тип. В сказке Антония Погорельского описано изменение нрава, т. е. характера, главного героя. Мы следим за причинами, за динамикой этих изменений, и это заставляет нас лучше понимать свои собственные поступки и более ответственно относиться к своей жизни.      Есть еще один важный вопрос, на который могут обратить внимание сами пятиклассники: это сущность и форма обучения детей двести лет назад.

      Дети могут удивиться тому, какие уроки (домашние задания) задавали пансионерам: выучить наизусть целые страницы текста. В те времена от ученика часто требовалось только одно: выучить назубок и дословно повторить за учителем или книгой заданные тексты. Такой тип обучения называется

репродуктивным, воспроизводящим. Традиция эта берет начало в церковных (а именно христианских) учебных заведениях в Средние века, когда главной книгой, которую изучали, была Библия.

Считалось, что это абсолютная истина, что все самое важное уже сказано в ней и задача человека состоит в том, чтобы выучить наизусть как можно больше библейских текстов, не привнося ничего нового, ничего личного, никаких фантазий от себя.      Несмотря на то что наука постепенно развивалась, принцип обучения оставался тем же.

Детей часто не учили анализировать, понимать смысл читаемого, учили лишь повторять уже сказанное церковными или научными авторитетами. Инерция такого стиля в педагогике оказалась исключительно велика.      В течение последних двух столетий педагогический стиль постепенно меняется, так как меняются задачи обучения.

Сейчас ценятся не те люди, которые умеют слепо повторять сказанное кем-то, а те, кто способен совершать свои открытия, кто готов к творческому поиску. Повторять и сейчас часто бывает необходимо, чтобы накапливать знания, расширять объем памяти. Но этого мало: надо уметь выделять главное — для этого мы учимся составлять планы, писать конспекты и пересказывать текст.

Надо уметь анализировать — для этого мы пытаемся понять причины и делать выводы. Надо уметь сопоставлять разные явления — для этого мы учимся сравнивать.

      — Если бы мы получили волшебное семечко сейчас, помогло бы оно нам написать сочинение, выиграть олимпиаду по математике или, скажем, по географии либо придумать собственную компьютерную программу?      Семечко помогало воспроизводить, повторять, от Алеши не требовалось творчества. Написать сочинение, решить нестандартную задачу или создать свою программу без творческих усилий невозможно. Творить можно лишь опираясь на собственную внутреннюю силу и знания.

III. Нравоучительное содержание сказки

Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей. Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете, к какому виду принадлежит эта сказка?

      — Чему учит пример превращения Алеши? (

Человек должен быть благородным, должен уметь прощать. Только добытое собственным трудом может приносить радость и счастье. )

— Автор в этой сказке учит нас на примере Алеши, но не только. Есть несколько абзацев, в которых мы видим прямые наставления. Найдите эти абзацы.

      1) «Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: „Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их.

Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя!“» (с. 142).
      2) «— Не полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх.

Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою» (с. 146—147).
      3) «…для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» (с. 147).
Подведение итогов урока.

Вернемся к эпиграфу. Какой урок извлекли вы из сказки А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители»?

Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

Домашнее задание

Сочинение – миниатюра «Хочу ли я получить в подарок конопляное семечко? »

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/01/09/urok-literatury-v-5-klasse-tema-a-pogorelskiy-chernaya-kuritsa

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector