Краткое содержание последние холода лиханов точный пересказ сюжета за 5 минут

«Последние холода»: краткое содержание. «Последние холода»: главные герои рассказа

Краткое содержание Последние холода Лиханов точный пересказ сюжета за 5 минутИскусство и развлечения 19 декабря 2014

Альберт Лиханов – это детский писатель. Сегодня мы представим вам одно из его известнейших произведений, точнее, его краткое содержание. «Последние холода» — это повесть, которую он написал в 1984 году.

Книга производит поистине удивительное впечатление. В ней описывается взросление человека, а также страшная, жестокая война. Можно предположить, что это повесть именно на военную тематику. Только это не так.

Это рассказ не о людях в тылу и героизме солдат, это повествование о детях в те жуткие годы.

Краткое содержание: «Последние холода»

Книга начинается с того, что мальчик Коля вспоминает учительницу, Анну Николаевну, которая преподавала ему школьные уроки, а также уроки жизни.

Тогда был 1945 год, шла война. Рассказчик через год и 2 месяца должен был окончить начальную школу.

Постоянный голод

Далее краткое содержание книги «Последние холода» рассказывает о том, что все время хочется есть. В целом всех ребят условно можно было подразделить на 3 группы: простых, шпану и шакалов. Простые ребята боялись всех остальных. Шакалы у всех отнимали еду, при этом шпана просто внушала страх всем своим видом, при этом она вызывала ощущение совершенно тупой толпы.

В какой-то момент, когда Коля кушал, он оставил суп (для рассказчика немыслимое дело, поскольку его мать учила всегда все доедать, даже если ему пища очень не нравилась).

К нему подсел незаметно для него один из шакалов, начал выпрашивать взглядом остатки супа. В этот момент рассказчик заколебался, хотя ему пищу и отдал. Он этого мальчика заприметил, про себя называя его желтолицым.

Кроме того, он заприметил одного парня из шпаны, пробившегося без очереди среди мелких. Прозвал он его Носом.

Спустя несколько дней, опять кушая, он снова увидел желтолицего, который украл хлеб у совсем маленькой девочки, из-за чего поднялся ужасный скандал. После этого банда Носа решила поколотить желтолицего, но выяснилось, что они, в общем-то, и драться толком не умеют, больше хорохорятся.

Тогда желтолицый Носа схватил за горло и начал душить. Банда в ужасе разбежалась. А желтолицый побрел к забору. Там он упал в обморок. Увидев это, Коля начал звать на помощь, и мальчика привели в себя. Выяснилось, что он ничего не ел уже 5 суток, а хлеб воровал для себя и своей сестры Марьи.

Тогда рассказчик узнал, что имя желтолицего — Вадька.

Видео по теме

Герои

Необходимо рассказать и о героях, составляя для этой повести краткое содержание. «Последние холода» нам демонстрируют совершенно разных детей в военные годы. Так, рассказчик жил с бабушкой и матерью, отец его воевал. Дома его женщины «коконом обвивали», как он говорил, укрывали от любых бед. Он, в общем-то, не голодал, всегда был обут и одет, не пропускал уроки.

Но Марья и Вадька жили совсем иначе. Их отец умер в самом начале войны. Мама находилась с тифом в больнице, и было мало надежд на выздоровление.

Девочка потеряла где-то талоны на еду, поэтому ее брат был вынужден шакалить, еду добывать своей хитростью. При этом нравственно они не опускались.

Дети постоянно думали о своей матери, всегда врали ей в своих письмах для того, чтобы она нисколько не волновалась. Они жили в очень бедном доме. Это все узнал рассказчик, пообщавшись с Вадькой.

Помощь детям

Описывая краткое содержание («Последние холода»), стоит отметить, что рассказчика к Вадьке тянуло словно магнитом. Он уважал этого странного, желтолицего мальчика. В какой-то момент выяснилось, что Вадьке не хватит денег, и для того, чтобы выжить в холода, он у рассказчика попросил на некоторое время куртку.

Тот отправился домой и поговорил с бабушкой, которой рассказал про Марью и Вадьку, а также про их тяжелую ситуацию. Но бабка ему не разрешила отдать куртку. Но рассказчик пошел против ее воли. Он забрал предмет гардероба и побежал к ребятам на улицу. Немного позже к ним подошла мать рассказчика.

Он и ей рассказал, в чем дело, но мать, в отличие от бабушки, к детям отнеслась с сочувствием, хорошенько их накормила, а они прямо за столом уснули от сытости.

Прогуливание школы

Очень интересно описал жизнь этих детей Альберт Лиханов. «Последние холода» – это повесть о настоящей дружбе. Итак, на следующий день дети втроем собрались идти в школу. Девочка пошла, а Коля и Вадька школу впервые прогуляли.

Желтолицый и рассказчик, увязавшийся с ним, пошли искать пропитание.

Сначала Коля очень возмутился, ведь Вадик был сытым, а бабушка и мать их вечером приглашали опять в гости, так зачем нужно искать еду? Этот вопрос он задал мальчику, а тот сообщил, что родные рассказчика его кормить не обязаны. Он поступил благородно, не пожелал сидеть на чужой шее.

Жмых

Вадик с Колей выпросили жмыха, сходили на базар. Желтолицый рассказал о собственной «технологии выживания».

Матери

Составляя краткое содержание рассказа «Последние холода», нужно поведать и об отношениях детей со своими матерями. Так, когда Коля был у Вадима, он их очень активно сравнивал. Рассказчик был всегда под покровительством мамы, ее никак не жалел, за нее не боялся.

А у Вадика отношения с матерью были совершенно иные: он сам рассказывал, что очень боится за нее, что после смерти их отца она очень сильно изменилась. Такое отношение к любимому человеку говорит об уже появившейся зрелости мальчика, он, в отличие от Коли, повидал в жизни уже многое.

На его лице появились даже морщинки, иной раз он напоминал старика.

Вернувшись из школы, Марья поругала Вадика за то, что он прогуливает уроки, и сообщила, что ей дали талоны на питание. Дети наконец поели в столовой, но у девочки отобрали второе, после чего ее брат отогнал обидчика.

Главные герои («Последние холода») выходят из столовой, смеются, шутят. Вадику ножом порвали пальто, девочка заплакала.

Желтолицый идет в школу, поскольку его вызвали к директору, Коля же провожает Марью домой.

Здесь они написали письмо ее матери, при этом на не особо разговорчивого рассказчика неожиданно напал дух сочинительства, может быть, из-за того, что он себя представил на месте детей.

Потом они отправились домой к Коле, сделали там уроки, покушали. Зашел желтолицый с перевязанными ремнем учебниками и целым портфелем еды – ему ее передали через директора учителя. Вадик обвиняет мать рассказчика в том, что его вызвали к директору, а также в данных подачках.

Но мама говорит, что она здесь ни при чем. Она усаживает мальчика за стол, он нехотя, но соглашается. Начинают разговаривать о бане.

Выяснилось, что Вадик и Марья после госпитализации матери мылись один раз из-за жуткого стеснения девочки ходить в общую баню, а сама она не могла мыться, было трудно. Рассказчик говорит о детстве, что вроде бы ты и свободен, но это не так, ты не волен.

В какой-то момент обязательно понадобится сделать что-то, чему противится изо всех сил твоя душа. А тебе при этом говорят, что так надо, и ты, страдая, маясь, упираясь, делаешь все-таки то, что требуется.

Когда Марья и Вадька уходят, мать Колю ругает за прогуливание уроков, к слову, первое в его жизни.

8 мая

Спустя некоторое время (8 мая) Коля в поведении своей мамы замечает странную суету, а на ее глазах слезы. Он предполагает, что что-то произошло с отцом. Но она говорит, что все в полном порядке, после чего предлагает ему сходить в гости к Вадьке и Марье. Там мать себя ведет также неестественно. Подозрения рассказчика насчет папы усиливаются, только с ним все на самом деле в порядке.

9 мая

Наступил День Победы. Вся страна радуется, люди друг другу кажутся близкими, поскольку их всех объединяет огромная радость, как описал Лиханов. «Последние холода» (содержание в кратком виде представлено в данной статье) выражает этим описанием удивительную гордость за свою страну.

В школе на месте усидеть никто не мог. Анна Николаевна своим ученикам сказала, что пройдет какое-то время, и все они станут взрослыми. У всех будут дети, потом внуки. Пройдет еще время, и те, кто сейчас уже взрослые, умрут.

Тогда останутся только они, дети прошедшей войны. Их дети и внуки войны не будут знать. На Земле останутся только они, люди, которые еще будут помнить ее. Может так случиться, что ребята забудут это горе, эту радость, эти слезы… И она попросила их не допустить этого.

Самим не забывать и другим не дать забыть.

Смерть матери

Рассказчик пошел к дому Марьи и Вадима. В их квартире не горел свет, но дверь оказалась открытой. Девочка лежала в одежде на кровати. Вадик же сидел возле нее на полу. Он сказал, что несколько дней назад умерла их мама, а они об этом узнали только сегодня. День 9 мая стал праздником абсолютно не для всех.

Их отдали в детдом. Рассказчик их навещал один раз, только беседа у них как-то не заладилась. Он их с тех пор больше не видел, поскольку детей перевели в другой детдом.

Конец произведения

Рассказ «Последние холода» заканчивается словами о том, что рано или поздно войны все кончаются. Но гораздо медленнее, чем враг, отступает голод. И долго не высыхают слезы. И открыты столовые с дополнительным питанием, где живут шакалы – голодные, маленькие, не виноватые ни в чем дети. Этого нельзя забывать! Так велела Анна Николаевна.

«Последние холода»: отзыв

Очень сложно оставлять отзыв об этом произведении. Мы сытые люди, мы не знали войны и голода. И очень страшно представить страх и отчаяние людей тех лет, маленьких, ни в чем не повинных.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Искусство и развлечения
Тургенев, «Дым»: краткое содержание. «Дым» Тургенева: главные герои романа, сюжет

Понять школьникам смысл произведения часто помогает его краткое содержание. «Дым» Тургенева – это одно из наиболее крупных произведений не только в творчестве самого писателя, но и в активе русской л…

Искусство и развлечения
«Бег», Булгаков: краткое содержание, история создания, главные герои

«Бег» – пьеса, написанная М. Булгаковым в 1926-1927 гг. По этой пьесе создавалось множество спектаклей, которые, к сожалению, были поставлены уже после смерти автора, потому что Сталин запретил все р…

Искусство и развлечения
«Корова»: краткое содержание. «Корова» Платонова: главные герои

Этот рассказ был написан примерно в конце 30-х — начале 40-х годов, но опубликован был лишь в 1962. Сначала название произведения было «Добрая корова». А. Платонов в сороковые годы предпринял попытки напечатать свое т…

Искусство и развлечения
В.Ф. Одоевский, «Бедный Гнедко»: краткое содержание. «Бедный Гнедко»: главные герои

Передать весь смысл того или иного литературного произведения порою помогает даже его краткое содержание. «Бедный Гнедко» — это рассказ Владимира Федоровича Одоевского, в котором он обращается к теме жесто…

Искусство и развлечения
Бажов, «Голубая змейка»: краткое содержание. «Голубая змейка»: главные герои, краткий пересказ

Нравы и обычаи народов Урала хорошо знал и описывал в своих произведениях Павел Петрович Бажов. «Голубая змейка» (краткое содержание сказа будет представлено ниже) относится к той же группе произведений, что и «Серебр…

Читайте также:  Краткое содержание браун инферно точный пересказ сюжета за 5 минут

Искусство и развлечения
Маршак, «Двенадцать месяцев»: краткое содержание. «Двенадцать месяцев»: главные герои

Сказка «Двенадцать месяцев» — это зимняя история, которая рассказывае…

Образование
«Детвора»: краткое содержание. «Детвора», Чехов: главные герои

Трудно написать краткое содержание рассказа «Детвора». Чехов был искусным мастером короткого рассказа. Это ему принадлежит фраза о том, что краткость приходится сестрой таланту. Величайший отечественный пи…

Искусство и развлечения
«Последний Серафим»- главные герои и персонажи. «Последний Серафим» — аниме 2015 года

Весной 2015 года состоялась премьера аниме «Последний Серафим». Сюжет сериала повествует о загадочном вирусе, который убил всех людей старше тринадцати лет. Человечество поработили скрывавшиеся до этого дн…

Искусство и развлечения
Альбер Камю, «Чума»: краткое содержание романа и характеристика героев

Вопреки заблуждению, человечество так и не победило чуму. Ежегодно более 2000 людей заболевают этой страшной болезнью, и многие из них умирают. В разные эпохи многие посвящали этой напасти свои произведения. Среди них…

Искусство и развлечения
Сказка-новелла» Песочный человек» (Эрнст Теодор Амадей Гофман): краткое содержание. «Песочный человек»: главный персонаж новеллы

Э. Гофман — один из наиболее ярких представителей эпохи немецкого романтизма. Его творчество весьма многогранно: помимо литературной деятельности, он сочинял музыку, рисовал. Вместе с тем его сочинения отличаются ориг…

Источник: http://monateka.com/article/129518/

О чем заставляет задуматься повесть лиханова «последние холода» | свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Столько на свете существует книг — не перечесть и за тысячу лет жизни! Авторов, наверное, миллионы. а «талмудов» — во много раз больше. Большая часть их, наверное, и не стоит лично моего внимания.

Кое-что из прочитанного забывается на следующий же день. Некоторые книги остаются в душе, редкие хочется перечитать ещё раз. Единицы — переворачивают душу, вызывают слезы, шокируют и не забываются никогда.

Вряд ли я ещё вернусь и перечитаю повесть Альберта Лиханова под символическим названием «Последние холода». Но забыть её малолетних несчастных героев я уже не смогу.

Тема, предложенная для сочинения, довольно суха и малоэмоциональна, хотя и относится к разряду почти «свободных». «О чем заставляет задуматься»? Разве все упомнишь, обо всем словами на бумаге напишешь?

Во-первых, о детстве. О том, какое это сложное время для Личности. Ты не хозяин сам себе, своему телу, собственным вещам, даже речам и мыслям, которые пытаются контролировать «бдительные» и «заботливые» родители. Ничего маленький человек не может решать.

Нет сил и опыта для того, чтобы противостоять авторитетам, нравоучениям, физическому и — главное — психическому насилию.

Мамы-папы-бабушки лучше знают, с кем можно дружить, а с кем не стоит водиться, сколько съедать котлет и выпивать компота, какие книжицы читать и когда возвращаться домой… Ах, какое счастье, что это детское рабство для нас уже кончилось!

Вывод, который можно сделать из вышесказанного (он почти дословно повторяет высказывания автора): родителям, учителям, соседям и вообще всем взрослым, которые общаются с детьми, нужно быть чрезвычайно внимательными, следить за собой, своими действиями и словами. Не навредить! Не покалечить душу! Не извратить моральных норм!

Во-вторых, страшно и красноречиво, хотя и немногословно, описана тема лишений и голода, от которого люди «съезжают» с рельс нравственности, воспитанности, самоуважения.

Как это — тарелки облизывать? Как это — у малышей краюху черного хлеба отнимать? Не знает тот, кто просто голоден, кого дома ждет ужин, бабушкой заботливой приготовленный.

Тот же, кто голодает неделями, перебиваясь «шакальством», уже не воспринимает это, как унижение, лишь — как средство, чтобы протянуть ещё денек, чтобы не умереть.

Мальчик — ученик начальных классов, он же автор, от лица которого ведется повествование, начинает осознавать «океанские глубины» жизни.

Он, сидя на маленьком, теплом и чистом островке, мамой-бабой оберегаемый, одетый-причесанный-накормленный (ценой немалых лишений для двух измотавшихся женщин), никогда не сталкивался с бедой. Оказывается, существуют градации: того же голода, например.

Или отчаяния, от которого можно вцепиться в глотку главарю хулиганской злобной шайки. А после — упасть от истощения в обморок.

Все это в новинку для благополучного мальчика. И не успела его захватить, засосать та страшная жизнь, на которую обречены осиротевшие Вадька и Марья.

Все кончается победой, счастьем и ликованием. Почти для всех.

Об это тоже задумываешься над повестью: какое же это счастье — мир!

Источник: http://resoch.ru/o-chyom-zastavlyaet-zadumatsya-povest-lixanova-poslednie-xoloda/

Читать Последние холода

Альберт Лиханов

Последние холода

Посвящаю детям минувшей войны, их лишениям и вовсе не детским страданиям. Посвящаю нынешним взрослым, кто не разучился поверять свою жизнь истинами военного детства. Да светят всегда и не истают в нашей памяти те высокие правила и неумирающие примеры, – ведь взрослые всего лишь бывшие дети.

Автор

Вспоминая свои первые классы и милую сердцу учительницу, дорогую Анну Николаевну, я теперь, когда промчалось столько лет с той счастливой и горькой поры, могу совершенно определенно сказать: наставница наша любила отвлекаться.

Бывало, среди урока она вдруг упирала кулачок в остренький свой подбородок, глаза ее туманились, взор утопал в поднебесье или проносился сквозь нас, словно за нашими спинами и даже за школьной стеной ей виделось что-то счастливо-ясное, нам, конечно же, непонятное, а ей вот зримое; взгляд ее туманился даже тогда, когда кто-то из нас топтался у доски, крошил мел, кряхтел, шмыгал носом, вопросительно озирался на класс, как бы ища спасения, испрашивая соломинку, за которую можно ухватиться, – и вот вдруг учительница странно затихала, взор ее умягчался, она забывала ответчика у доски, забывала нас, своих учеников, и тихо, как бы про себя и самой себе, изрекала какую-нибудь истину, имевшую все же самое к нам прямое отношение.

– Конечно, – говорила она, например, словно укоряя сама себя, – я не сумею научить вас рисованию или музыке. Но тот, у кого есть божий дар, – тут же успокаивала она себя и нас тоже, – этим даром будет разбужен и никогда больше не уснет.

Или, зарумянившись, она бормотала себе под нос, опять ни к кому не обращаясь, что-то вроде этого:

– Если кто-то думает, будто можно пропустить всего лишь один раздел математики, а потом пойти дальше, он жестоко ошибается. В учении нельзя обманывать самого себя. Учителя, может, и обманешь, а вот себя – ни за что.

То ли оттого, что слова свои Анна Николаевна ни к кому из нас конкретно не обращала, то ли оттого, что говорила она сама с собой, взрослым человеком, а только последний осел не понимает, насколько интереснее разговоры взрослых о тебе учительских и родительских нравоучений, то ли все это, вместе взятое, действовало на нас, потому что у Анны Николаевны был полководческий ум, а хороший полководец, как известно, не возьмет крепость, если станет бить только в лоб, – словом, отвлечения Анны Николаевны, ее генеральские маневры, задумчивые, в самый неожиданный миг, размышления оказались, на удивление, самыми главными уроками.

Как учила она нас арифметике, русскому языку, географии, я, собственно, почти не помню, – потому видно, что это учение стало моими знаниями. А вот правила жизни, которые учительница произносила про себя, остались надолго, если не на век.

Может быть, пытаясь внушить нам самоуважение, а может, преследуя более простую, но важную цель, подхлестывая наше старание, Анна Николаевна время от времени повторяла одну важную, видно, истину.

– Это надо же, – говорила она, – еще какая-то малость – и они получат свидетельство о начальном образовании.

Действительно, внутри нас раздувались разноцветные воздушные шарики. Мы поглядывали, довольные, друг на дружку. Надо же, Вовка Крошкин получит первый в своей жизни документ. И я тоже! И уж, конечно, отличница Нинка. Всякий в нашем классе может получить – как это – свидетельство об образовании.

В ту пору, когда я учился, начальное образование ценилось. После четвертого класса выдавали особую бумагу, и можно было на этом завершить свое учение. Правда, никому из нас это правило не подходило, да и Анна Николаевна поясняла, что закончить надо хотя бы семилетку, но документ о начальном образовании все-таки выдавался, и мы, таким образом, становились вполне грамотными людьми.

– Вы посмотрите, сколько взрослых имеет только начальное образование! – бормотала Анна Николаевна. – Спросите дома своих матерей, своих бабушек, кто закончил одну только начальную школу, и хорошенько подумайте после этого.

Мы думали, спрашивали дома и ахали про себя: еще немного, и мы, получалось, догоняли многих своих родных. Если не ростом, если не умом, если не знаниями, так образованием мы приближались к равенству с людьми любимыми и уважаемыми.

– Надо же, – вздыхала Анна Николаевна, – какой-то год и два месяца! И они получат образование!

Кому она печалилась? Нам? Себе? Неизвестно. Но что-то было в этих причитаниях значительное, серьезное, тревожащее…

* * *

Сразу после весенних каникул в третьем классе, то есть без года и двух месяцев начально образованным человеком, я получил талоны на дополнительное питание.

Шел уже сорок пятый, наши лупили фрицев почем зря, Левитан каждый вечер объявлял по радио новый салют, и в душе моей ранними утрами, в начале не растревоженного жизнью дня, перекрещивались, полыхая, две молнии – предчувствие радости и тревоги за отца. Я весь точно напружинился, суеверно отводя глаза от такой убийственно-тягостной возможности потерять отца накануне явного счастья.

Вот в те дни, а точнее, в первый день после весенних каникул, Анна Николаевна выдала мне талоны на доппитание. После уроков я должен идти в столовую номер восемь и там пообедать.

Бесплатные талоны на доппитание нам давали по очереди – на всех сразу не хватало, – и я уже слышал про восьмую столовку.

Да кто ее не знал, в самом-то деле! Угрюмый, протяжный дом этот, пристрой к бывшему монастырю, походил на животину, которая распласталась, прижавшись к земле. От тепла, которое пробивалось сквозь незаделанные щели рам, стекла в восьмой столовой не то что заледенели, а обросли неровной, бугроватой наледью.

Седой челкой над входной дверью навис иней, и, когда я проходил мимо восьмой столовой, мне всегда казалось, будто там внутри такой теплый оазис с фикусами, наверное, по краям огромного зала, может, даже под потолком, как на рынке, живут два или три счастливых воробья, которым удалось залететь в вентиляционную трубу, и они чирикают себе на красивых люстрах, а потом, осмелев, садятся на фикусы.

Такой мне представлялась восьмая столовая, пока я только проходил мимо нее, но еще не бывал внутри. Какое же значение, можно спросить, имеют теперь эти представления?

Объясню.

Хоть и жили мы в городе тыловом, хоть мама с бабушкой и надсаживались изо всех сил, не давая мне голодать, чувство несытости навещало по многу раз в день. Нечасто, но все-таки регулярно, перед сном, мама заставляла меня снимать майку и сводить на спине лопатки.

Ухмыляясь, я покорно исполнял, что она просила, и мама глубоко вздыхала, а то и принималась всхлипывать, и когда я требовал объяснить такое поведение, она повторяла мне, что лопатки сходятся, когда человек худ до предела, вот и ребра у меня все пересчитать можно, и вообще у меня малокровие.

Я смеялся. Никакого у меня нет малокровия, ведь само слово означает, что при этом должно быть мало крови, а у меня ее хватало. Вот когда я летом наступил на бутылочное стекло, она хлестала, будто из водопроводного крана.

Читайте также:  Краткое содержание мюзикла кошки уэббера точный пересказ сюжета за 5 минут

Все это глупости – мамины беспокойства, и если уж говорить о моих недостатках, то я бы мог признаться, что у меня с ушами что-то не в порядке – частенько в них слышался какой-то дополнительный, кроме звуков жизни, легкий звон, правда, голова при этом легчала и вроде бы даже лучше соображала, но я про это молчал, маме не рассказывал, а то выдумает еще какую-нибудь одну дурацкую болезнь, например малоушие, ха-ха-ха!

Но это все чепуха на постном масле!

Главное, не покидало меня ощущение несытости.

Вроде и наемся вечером, а глазам все еще что-нибудь вкусненькое видится – колбаска какая-нибудь толстенькая, с кругляшками сала, или, того хуже, тонкий кусочек ветчины со слезинкой какой-то влажной вкусности, или пирог, от которого пахнет спелыми яблоками. Ну да не зря поговорка есть про глаза ненасытные. Может, вообще в глазах какое-то такое нахальство есть – живот сытый, а глаза все еще чего-то просят.

Источник: http://online-knigi.com/page/17435

План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему: Открытый урок по повести А.А. Лиханова «Последние холода»

Зевайкина Н.М., учитель русского языка и литературы

Уроки нравственности в повести А.Лиханова «Последние холода».

Цели урока:

  • пробудить интерес к творчеству А.Лиханова;
  • показать значение повести А. Лиханова «Последние холода»;
  • вызвать у детей размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик
  • заставить учащихся задуматься над нравственными ценностями человека;
  •  совершенствовать умение анализировать текст.

Оборудование урока:

  1. Тексты повести А.Лиханова “Последние холода”.
  2. Словарь В.Даля.
  3. Портрет писателя.
  4. Оборудованная доска.

Запись на доске:

“Посвящаю детям минувшей войны, их лишениям и вовсе не детским страданиям. Посвящаю нынешним взрослым, кто не разучился поверять свою жизнь истинами военного детства. Да светят всегда и не истают в нашей памяти те высокие правила и неумирающие примеры, – ведь взрослые всего лишь бывшие дети”.
А.Лиханов.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, иллюстрации учащихся, макет дерева и листочков с терминами, магниты, портрет А. Лиханова, выставка книг писателя (приложение 1) Эпиграф к уроку:

“Берегите друг друга.Добротой согревайте.Берегите друг друга,Обижать не давайте.Берегите друг друга.Суету позабудьте.И в минуту досугаРядом с другом побудьте”О. Высоцкая

1. Организационный момент. (слайд 1)

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на уроке литературы. (слайд 2)

2. Постановка целей урока.

Слово учителя. 

– Много замечательных произведений, посвященных военной теме, появилось в русской и мордовской литературе после Великой Отечественной войны. Тяжело было на войне солдатам, о чем писали  (слайд 3) русские писатели и поэты К. Симонов, Ю.Бондарев, А. Твардлвский,мордовские писатели и поэты: И.П. Кишняков, А.К. Мартынов, П.У. Гайни,  и другие. (слайд 4)

В повести  А.

Лиханова “Последние холода” говорится не просто о военном детстве, о том, как дети переносят лишения военных лет, а о том, как эти лишения переносят в сложном возрасте – в одиннадцать – тринадцать лет, когда ребятам нелегко вести себя самоотверженно и достойно. В сложный внутренний мир подростка вводит читателя А. Лиханов. А. Сам писатель — это поколение детей Великой войны и Великой Победы.

Дети, рождённые перед войной, знали о себе удивительное: они живут в самом справедливом, в самом великом и могучем государстве мира. Все люди в нём равны и счастливы.

— Если в тебе есть талант — твори!

— Влекут тайны океана, учись!

— Мечтаешь покорить просторы Вселенной, учись!

— Хочешь добывать для страны золото, нефть, алмазы, учись!

И, вдруг, война. Им пришлось голодать, носить перешитую, латаную одежду, стоять в очереди за хлебом, шить кисеты для солдат, давать концерты для раненых и пережить страшные болезни. (слайд 6)

Но эти дети, дети войны, дети, выжившие в Сталинграде, выжившие в Ленинграде, спасённые дети, выросли. Выучились и стали врачами, учителями, военными. Это они создали великую советскую науку, построили города за полярным кругом, отправили корабли и человека в космос.

Эпиграфом к уроку я взяла следующие стихи поэтессы Ольги Николаевны Высотской: (слайд 6)

“Берегите друг друга.Добротой согревайте.Берегите друг друга,Обижать не давайте.Берегите друг друга.Суету позабудьте.И в минуту досугаРядом с другом побудьте”О. Высоцкая

:Как известно – в эпиграфе главная мысль.

– Так о чем же у нас пойдет речь на уроке?

Сегодня на уроке мы будем говорить о таких нравственных понятиях, как доброта и зло, жестокость, и милосердие, жадность и бескорыстие, эгоизм и великодушие и о многом другом.

Наш урок – это  урок — раздумья над такими вопросами, которые решает для себя каждый человек.

– Где найти ответы на эти вопросы?

Ответить на эти вопросы нам помогают взрослые, товарищи и, конечно книги

Сегодня на уроке мы с вами заглянем в мир детства писателя А. Лиханова , еще раз перечитаем интересные эпизоды повести и посадим

Дерево нравственности 

— А что такое нравственность? (слайд 7)

— Ребята, что по вашему мнению будет являться корнем нашего дерева

(творчество А. Лиханова)

— Давайте откроем тетради и запишем число и тему урока.

Слайд 8

 Заполним первую колонку в тетради

— Итак, что вы знаете о писателе Лиханове?

(  Сообщение учащихся). 

Альберт Анатольевич Лиханов родился в г. Кирове в 1935 году 13 октября. Отец был слесарем. С первых дней войны ушел на фронт. Мать – медицинская лаборантка. Она рассказывала сыну о нечеловеческих страданиях и огромных несчастиях, стараясь заронить в душу сына чувства сострадания, доброты и великодушия.

Большую роль в судьбе внука сыграла бабушка Мария Васильевна. “Да, именно бабушка указала мне путь к книгам”– говорил А. Лиханов. Она сама любила книги, у нее была прекрасная память, она много чего интересного рассказала внуку. Детство писателя прошло в тыловом городе.

Вместе со сверстниками он стоял в огромных очередях за хлебом, шил кисеты для солдат, участвовал в концертах для раненых.

Учитель. — Послушайте сообщение и после этого заполните 2 колонку таблицы

В 41 году Лиханову исполнилось 6 лет. На Вятку, где жили Лихановы бомбы не падали, ее не брали в кольцо блокады, но ей, как и многим городам России, досталась изнанка войны.

Каждый день на вокзалы города приходили эшелоны с ранеными, искалеченными солдатами. (слайд 6) Школы отдавали под госпитали, другие здания под детские дома, куда поселяли эвакуированных детей, оставшихся без родителей.

 Мама Лиханова делала все, чтоб ее сын ни в чем не нуждался. Временами она отдавала кровь раненым бойцам.

А. Лиханов — это поколение детей Великой войны и Великой Победы.

В 1987 году он создал в нашей стране Детский фонд — первую общественную благотворительную организацию по защите детства. Каждый человек мог внести свой вклад в помощь больным, попавшим в беду детям на счёт «№ 707». На собранные деньги был создан Институт детской онкологии для детей больных раком. Появились стипендии для одарённых ребят.

Истинное призвание А. Лиханова — ХРАНИТЕЛЬ ДЕТСТВА.

— Да, ребята,  корень нашего дерева творчество Альберта Лиханова, а что, на ваш взгляд, станет стволом дерева, его основой.

(Повесть «Последние холода»)

3. Анализ повести.

— Конечно же наш разговор пойдет о повести «Последние холода».

Беседа по вопросам:

 Все вы прочитали повесть «Последние холода». Закрыта последняя страница…

– С каким чувством вы это сделали? И о чем, по-вашему, эта повесть?

Кому посвятил автор эту повесть?” (слайд 9)

Запись на доске:

“Посвящаю детям минувшей войны, их лишениям и вовсе не детским страданиям. Посвящаю нынешним взрослым, кто не разучился поверять свою жизнь истинами военного детства. Да светят всегда и не истают в нашей памяти те высокие правила и неумирающие примеры, – ведь взрослые всего лишь бывшие дети”.
А.Лиханов. 

Учитель: в сложный внутренний мир подростков, ваших сверстников, вводит писатель нас с первых страниц. Разговор идет не просто о военном детстве, а о том, как нелегко быть самоотверженным и достойным звания человека, как сохранить в себе задатки добра и чистоты, если вокруг жестокость , зло, насилие.

Что такое зло вообще? Каковы его истоки? Что такое стыд? Совесть, человечность, бескорыстие и милосердие– вот вопросы, на которые мы должны найти ответ.

– От чьего имени ведется рассказ?

(От имени Коли – уже взрослого человека, который вспоминает свое военное детство с мельчайшими подробностями. Их невозможно забыть автору. Нельзя забывать и нам о том страшном времени.)

Он говорит нам: (зачитать) ” Не забудьте! Мы это помним! Не забыли бы вы, новые люди!”

– Какие отношения сложились у Коли с мамой и бабушкой?

(Он привык к доброжелательности, заботе о них. “ Мама с бабушкой надсаживались изо всех сил, не давая мне голодать”. “Я знал, что дорогие мне мама и бабушка изо всех сил защищают меня от окружающей жизни, очень даже не легкой, хотят, чтобы я, поменьше зная о ней, подольше был обыкновенным ребенком.” “ Мама и бабушка страдали оттого, что им не всегда это удается”.)

– Когда же Коля начинает видеть вокруг себя другую жизнь, ощущать по-настоящему беду? (Когда получает дополнительное питание в столовой.)

– Какой себе представлял Коля столовую? Какая она на самом деле?

(Длинные очереди, шум, гам. “ Нет, что ни говори, а еду эту можно было только так и назвать– доп. Питание. Уж никак не основное! От кислых щей сводило скулы”.

)
Учитель: автор видит здесь разных ребят: детей с обидной кличкой “ шакалы”, хулиганов, которые отбирают еду у тех, кто послабее, устраивают драки.

Желтые лица ребят, горящие безумным светом глаза, девочка, тонкая и бледная, как бумага. Это невозможно забыть!(Просмотр фрагмента фильма)

– Что сделало детей такими?

(Голод войны заставил детей воровать, попрошайничать. Мог человека превратить в зверя. И какой же силой надо было обладать, чтобы не растерять в себе самое ценное – доброту, порядочность, человечность.)

– При каких обстоятельствах Коля знакомится с Вадиком и Машей? Что думает о них? Где живут они?

(Отец убит в первые дни войны, мама в больнице, тиф, потеряны карточки, деньги. Комната ужасна.)

– Чем жили эти дети? Что помогло им выстоять?

(Забота о маме, нежная, трогательная, письма. Забота друг о друге, ответственность за Марью. Вадик кормит ее, защищает , даже в баню водил. Война сделала детей взрослыми.” Вадька мне каждую крошку тащит, как воробей”. (А помните: воробьи в столовой – молчаливые!) Помощь людей – чай Вадику после драки.)

– Какую роль в жизни детей сыграл Коля?

(Кусок хлеба стащил дома, домой привел, куртку решил отдать, идет на “ промысел” с Вадиком, идет в тифозный барак, сумел преодолеть в себе страх.) (Зачитать о тифозных бараках.)

О краеведческом  музее (слайд 10, 11) 

Об истинной цене хлеба, пишет в своём стихотворении “Растите хлеб”, поэт Дагестана Абдул Мирзаев.

– Что же заставило Колю пойти в барак?

Читайте также:  Краткое содержание толстой упырь точный пересказ сюжета за 5 минут

(Он начинает понимать, что доброта должна быть действенной. Одного сочувствия мало, надо делать добро. И Коля становится сильнее, мужественнее, делает решительный шаг).

– А какую роль сыграли Вадик и Маша в жизни Коли?

(Он задумался над такими понятиями, как доброта, стыд, совесть, бескорыстие, великодушие, взрослость. – Он задумывается о щедрости и жадности. О доброте и злобности. О бескорыстии, о готовности помочь.

– Как вы понимаете смысл этих слов? (слайд 12)

 К кому они применимы?

— Коля начинает понимать, что доброта должна быть действенной.

— Ребята, давайте найдём в тексте рассуждения Коли о взрослости. (слайд 13)

 “Взрослость приходит к нам не однажды, не в какой-то установленный всеми миг. Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное для него и понимает это важное…”.

Многое Коля стал видеть и понимать по-другому. Теперь перед ним были не просто голодные ребята, а маленькие герои, перенесшие голод, одиночество, смерть отца, мамы. Несмотря на все невзгоды, сколько в них чистоты, мужества и достоинства!

– В чем же проявляется взрослость Коли? (В самопожертвовании, в бескорыстии, милосердии, великодушии). – Почему Коля называет Вадима благородным человеком? (Ему стыдно перед Вадимом за свое благополучие.

Он понял, какую тяжесть взвалил на себя этот мальчик, которому нужно было думать не только о себе.

Эти несчастные, голодные дети пробудили в нем добрые чувства, и в нем проявляется бескорыстие, готовность помочь, идти вместе с детьми на любые жертвы.)

Учитель: Такая готовность не появляется вдруг, ее нужно воспитывать в себе, преодолевать и болезнь, и страх.

Прикоснувшись к их судьбам, Коля почувствовал, что в этих душах, несмотря на все невзгоды, столько доброты, мужества, достоинства. Коля научился разделять радости и печали, сопереживать, сочувствовать.

Он, привыкший к тому, что о нем заботятся, сам теперь понимает, как это прекрасно– уметь бояться за кого-то, думать о ком-то, беспокоиться, помогать,

– Но почему же тогда Вадим, Маша и Коля не стали друзьями? (Горе сделало Вадим с Машей слишком взрослыми, маленькими старичками. Полный чувства собственного достоинства и гордости, Вадим не выносил жалости, не хотел быть кому-то обязанным. Слишком разная жизнь ожидала детей, разные судьбы.) –Коля не мог подняться до полного осознания их беды и горя).

 – А как Коля считает, почему они не подружились? Ребята находят ответ в повести: “Не вышла дружба у меня с Вадиком и Марьей, вышло знакомство. То ли я был слишком послушным тогда, то ли слишком слабым, то ли привык жить в таком коконе, какой сплели вокруг меня мама и бабушка, а я дрогнул духом. Впрочем, может, была другая причина, что мы не стали друзьями,– время”.

Заключение. Итоговые вопросы.

– Почему повесть так названа?

(Весна. Заканчивается война. Холод весны уходит. Первый день мира, но рядом смерть. Безутешное детское горе – последствие войны.)

Возмужал на наших глазах Коля. Чужое горе, беда перевернули его жизнь. Доброта, милосердие – качества общечеловеческие. Насколько бы стал лучше мир, обладай каждый этими качествами. Без добра и милосердия невозможно жить и невозможна сама жизнь.

Повторное чтение эпиграфа.

(слайд 14)

Итак, какие уроки нравственности мы возьмём из повести?(Быть решительным, честным, добрым, справедливым…)

— Какой лепесток будет первым на нашем дереве?

(решительность, смелость)

4. Итоги урока

Заключительное слово учителя. Заканчивается война, приближался особенный день. Первый день Мира… Но рядом безутешное детское горе– последствия войны.

Включаю аудиокнигу  В этих словах призыв– никогда не забывать войну и сохранять мир , самое дорогое и святое. Как важно нам помнить это сегодня, в наше напряженное время. Мы должны делать все, чтобы никогда не повторились ужасы войны, чтобы детство было счастливым.

Вот и прочитана книга о военном детстве, о жизни обыкновенных детей в страшную военную пору. Нельзя забывать о войне, надо знать, какой ценой завоевано сегодняшнее счастье, надо стараться, чтобы ни одно имя не осталось забытым. И, наконец, последний, проблемный вопрос урока: А почему, собственно, нельзя забывать об этом трудном, тяжелом времени? Поразмышляйте, не торопитесь с ответом.

– Общими усилиями, ребята, мы пришли к правильным выводам. Вся прошлая жизнь людей нашей Родины– это наша история, и мы ее должны знать, причем не только победные страницы, но и горькие дни поражений, страдания, голод. Эти знания формируют наш характер, учат помогать друг другу в беде.

Спасибо вам за умные и добрые мысли, которые разбудила в вас повесть А. Лиханова” Последние холода”.

И, пожалуй, еще один вопрос хочется адресовать вам. Какие еще материалы урока доказывают, что война не выдумка писателя, а трудная, правда?

(Наши рисунки. сообщения)

Слушая вас, я подумала, что вы тоже будто выполняли наказ Колиной учительницы. Тогда не оборвется ниточка связи между прошлым и настоящим. Вы сегодня, надеюсь, стали чуточку взрослее. Помните, как у Лиханова:” Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное…Во множестве сложных вещей он узнает самое главное, понимая их если не умом, то сердцем”.

И на сегодняшнем уроке мы с вами учились понимать эти главные мысли о жизни. Так и происходит ваше взросление. (слайд 15,16)

5. Д.з. Написать небольшое сочинение-рекомендацию с таким началом: «Я советую тебе (мама, папа, друг, сестра, одноклассник:) прочитать повесть А Лиханова «Последние холода», потому что:»

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/02/20/otkrytyy-urok-po-povesti-a-a-lihanova-poslednie-holoda

Альберт Лиханов, «Последние холода»: краткое содержание

Главной темой в творчестве Альберта Лиханова являются взаимоотношения ребенка, подростка с жестоким миром взрослых. Становлению подрастающего поколения посвятил он большую часть своих произведений.

Тема военного детства также не осталась без внимания этого писателя. Детям войны, их лишениям и отнюдь не детским страданиям посвятил Лиханов «Последние холода».

Краткое содержание этой повести представлено в статье.

Дети и война

В военной прозе Лиханов отражал ощущения, пережитые им в детстве. Родился писатель в 1935 году, и свидетелем трагических событий минувшей войны стал, будучи ребенком. Дети и война – сочетание страшное и противоестественное.

Произведения, посвященные военному детству, у этого автора публицистичны и проникновенно правдивы. Наиболее трагическому из них дал символичное название Лиханов – «Последние холода».

Краткое содержание этой книги – это рассказ о тяжких испытаниях, которые пришлось вынести детям во время войны. Читая это произведение, испытываешь восхищение и страх.

История рассказана от первого лица. От лица того мальчика, который спустя десятилетия смог взглянуть на пережитое глазами взрослого человека, а затем рассказать своим читателям о героизме и храбрости. На многое были способны эти дети в самые страшные мгновения своей жизни.

Анна Николаевна

В начале повести автор обращается к воспоминаниям о своих первых школьных годах. С любовью и уважением рассказывает о первой учительнице Лиханов. «Последние холода», краткое содержание которых – голод, холод и болезни, сопутствующие детям войны, не лишены все же добрых ностальгических описаний.

Самый яркий образ, который останется в сердце главного героя, Анна Николаевна – учительница младших классов.

Уроки арифметики, русского языка и географии она совмещала с мудрыми уроками жизни, которые порою, как будто задумавшись о чем-то, преподносила своим ученикам в ненавязчивой форме. «В учении нельзя обманывать себя.

Учителю можно солгать, себе – никогда», – произносила она вдруг тихо, словно разговаривала сама с собой.

Талоны на питание

Главного героя произведения зовут Коля. Действие происходит в небольшом городе, в глубоком тылу. Дети здесь, несмотря ни на что, продолжают ходить в школу, матери — на работу. Отцы где-то далеко сражаются с врагом.

Но в действительности война повсюду, даже там, где нет сражений и битв. Последний год войны, о котором идет речь в повести, – это и есть ее краткое содержание (А. А. Лиханов).

«Последние холода» – история о решающих битвах за родину, которые вели не только отважные солдаты на передовой, но и мирные жители в тылу. И даже дети.

В этот период из радиоприемников повсюду разносится голос диктора Левитана, который торжественно объявляет об очередной победе. Но голод и болезни подорвали здоровье людей. Особенно тяжело лишения переносят подростки и дети.

Главному персонажу, как и прочим школьникам в этом тыловом городе, полагаются талоны на питание. Мать и бабушка делают все для того, чтобы мальчик не испытывал чувства голода. Но ощущение несытости все же его не покидает.

Столовая № 8

С большой достоверностью изображает тыловой быт писатель Лиханов. «Последние холода», краткое содержание которых – это, прежде всего, тяжелые условия, в которых находятся дети, — это мудрое произведение. Описанию столовой, в которой мальчик получает дополнительное питание, отводится огромное внимание.

Рацион этот, как выражается сам автор, был действительно дополнительным. Основным его назвать было нельзя. Кислые щи, безвкусная овсянка – такая пища не радовала Колю. Хотя уже в первый день посещения столовой он заметил, что у детей здесь установилось своеобразное отношение к еде.

Они ели быстро, с аппетитом и весьма уважительно относились к тете Груне – местной раздатчице.

Шакалы

Доедать невкусный обед Колю приучила мать. И даже в этой холодной столовой он силился проглотить липкую неаппетитную овсяную массу в силу воспитания. Он вырос среди близких, любящих его людей.

Но есть на свете дети с более сложной судьбой, о чем в своем произведении и повествует Альберт Лиханов.

«Последние холода», краткое содержание которых позволяет осознать тяжесть невзгод, обрушившихся на детское сознание, является также произведением о судьбах, которые даже на военном фоне кажутся чрезвычайно трагическими.

Шакалы. Так называли в этом тыловом городе детей, которые испытывали настолько сильный голод, что ежедневно наведывались в столовую № 8, дабы выпросить остатки ничтожного обеда у детей с более благополучной судьбой.

Первая встреча Коли с такими детьми произвела на него неизгладимое впечатление. К «шакалам» он не испытывал неприязни и презрения.

Он все думал о том, сколько дней и ночей можно не есть, чтобы начать попрошайничать и доедать чьи-то объедки…

Вадим и Марья

Необходимость понять и посочувствовать человеку даже тогда, когда жизнь его далека и совсем не похожа на твою, – основная идея произведения и ее краткое содержание. А. А.

Лиханов «Последние холода» написал спустя много лет после событий, которые легли в основу этой повести.

В книге он хотел донести не только до детей, но и до взрослых то, насколько важно для человека в тяжелые моменты ощутить участие и поддержку.

У главного героя вызывало отвращение поведение нового знакомого — Вадима, одного из так называемых шакалов. Но позже Коля осознал, как несправедлив был в своих мыслях. Вадим и его сестра, Марья, стали его друзьями.

Содержание повести Лиханова «Последние холода» – это печальная, но вместе с тем оптимистичная история о детях, которые повзрослели слишком рано. Пытаясь выжить, они научились не только добывать себе хлеб. Прежде всего они стали людьми, способными любить, сострадать и помогать ближним.

Источник: http://em-goldex.ru/article/224280/albert-lihanov-poslednie-holoda-kratkoe-soderjanie

Ссылка на основную публикацию