Краткое содержание пушкин песнь о вещем олеге точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание «Песнь о вещем Олеге»

Краткое содержание Пушкин Песнь о Вещем Олеге точный пересказ сюжета за 5 минут

Повесть «Песнь о вещем Олеге» Пушкин написал в 1822 году. Главная тема произведения – тема неизбежности судьбы, рока. Стихотворение написано в традициях романтизма (направление в литературе).

На нашем сайте вы можете читать онлайн краткое содержание «Песни о вещем Олеге», пройти тест на знание произведения.

Вещий Олег – первый киевский князь из рода Рюриковичей.

Кудесник  – старик-волхв, предрекший Олегу смерть от коня.

Конь Олега

«Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам»

Олег вместе с дружиной едет по полю на верном коне. Из лесу ему навстречу выходит «вдохновенный кудесник» – «покорный Перуну старик одному». Подъехав к волхву, Олег спросил:

«Скажи мне, кудесник, любимец богов, Что сбудется в жизни со мною? И скоро ль, на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землёю?»

В награду Олег пообещал кудеснику коня. Волхв ответил, что не боится «могучих владык», а княжеский дар ему не нужен. Кудесник предрек Олегу, что видит щит князя «на вратах Цареграда», что «и волны и суша» покорны ему – «завидует недруг столь дивной судьбе». Однако смерть Олег примет от своего коня.

Князь усмехнулся, выслушав речь волхва. Но слез с коня и распорядился, чтобы отроки увели его «товарища» в луг, кормили отборным зерном и поили ключевой водой.

Во время пира Олег вместе с дружиной «поминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились». Князь вспоминает о своем товарище-коне и спрашивает, жив ли он. Князю отвечают, что «на холме крутом давно уж почил непробудным он сном».

«Могучий Олег головою поник». Князь решает, что кудесник соврал ему. Олег желает увидеть кости коня. Вместе с Игорем и «старыми гостями» он идет к холму у берега Днепра, где «лежат благородные кости». Олег наступает на череп коня со словами:

«Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил».

Неожиданно из головы мертвого коня выползла «гробовая» змея, обвилась вокруг ног князя и ужалила его. Олег умирает от яда.

«На тризне плачевной Олега; Князь Игорь и Ольга на холме сидят; Дружина пирует у брега; Бойцы поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они».

Романтическая баллада А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» основана на легенде о смерти киевского князя Олега, записанной в «Повести временных лет». Особое внимание автор уделяет фигуре «вдохновленного» кудесника, поэта-предвестника – он выражает волю богов, предрекая неизбежное.

Советуем не останавливаться на прочтении краткого пересказа «Песни о вещем Олеге», а прочесть полный вариант произведения.

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/books/pushkin/pesn-o-veshchem-olege

А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. План пересказ

Во всех ли строфах использован одинако­вый порядок рифм? Ответ обоснуйте.


В строфах «Песни…» первая строка рифмуется с третьей, вторая — с четвер­той (перекрестная рифмовка); пятая — с шестой строкой зарифмованы парной рифмовкой.

Такой способ рифмовки (абабвв) выдержан во всех строфах балла­ды, что придает пушкинскому повествова­нию цельность и стройность.

Определите количество строф стихотворения и найдите строфу, которая содержит кульминацию событий.

В балладе 17 строф, кульминационной является 16-я, предпоследняя строфа, когда предсказание кудесника исполняет­ся и смерть настигает Олега от яда змеи.

Сравните балладу Пушкина и летописный источник. В чем видите разницу?

Летописный источник — проза, балла­да Пушкина — стихотворный текст. Ху­дожественное воплощение событий в бал­ладе более ярко и выразительно (в тексте много эпитетов, метафор, олицетворе­ний), потому что автор баллады не только сообщает о событии, но и стремится со­здать у читателя определенный образ, вы­разить свое отношение к герою.

Сюжет об Олеге в летописи очень кра­ток, описания Пушкина развернуты, вы­держаны в торжественном, высоком сти­ле. Поэт использует многие бытовые и ис­торические реалии из летописи. Характер героя в пушкинском повествовании иной.

Летописный Олег мало переживает разлу­ку с конем, его тревожит только исполне­ние предсказания. И увидеть кости коня он хочет, чтобы убедиться, что предсказа­ние оказалось неверным.

Пушкинский Олег страдает от разлуки с конем, он на­зывает коня другом и сожалеет о том, что ему не суждено быть похороненным вмес­те с боевым товарищем.

Подготовьте планы баллады и отрывка из летописи. Сравните их.

План баллады

  1. Встреча вещего Олега с кудесником.
  2. Беседа Олега со старцем и его пред­сказание.
  3. Расставание с конем.
  4. Весть о смерти коня.
  5. Олег у останков своего боевого това­рища.
  6. Смертельный укус змеи и гибель князя.
  7. Тризна по князю Олегу его дружины.

План отрывка из летописи

  1. Воспоминание Олега о коне, с кото­рым когда-то пришлось расстаться из-за предсказания волхвов.
  2. Смысл предсказания.
  3. Весть о гибели коня и укор Олега ку­деснику.
  4. Желание увидеть кости коня.
  5. Укус змеи, болезнь и смерть Олега.

Подготовьте пересказ по одному из этих планов. В пересказе баллады старайтесь использо­вать стихотворные строки.
Вот как может выглядеть пересказ ле­тописного эпизода.

«Однажды киевский князь Олег вспом­нил о своем коне, на которого когда-то ре­шил больше не садиться, потому что волхвы предсказали ему смерть от своего коня. Запали слова эти в душу князя, и повелел он кормить и поить своего верного товари­ща, но больше никогда не приводить к не­му.

Вернувшись в Киев через четыре года, «помянул он коня», и Олегу сказали, что конь умер. Князь посмеялся над предска­занием кудесника и приказал отвести его на то место, где лежали останки коня. Увидев их, «ступил он ногою на череп», из которого выползла змея и ужалила Олега в ногу.

Князь заболел и умер, и оп­лакивали его люди «плачем великим».

Источник: http://vsesochineniya.ru/a-s-pushkin-pesn-o-veshhem-olege-plan-pereskaz.html

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»: Краткое содержание?

Песнь о вещем Олеге — произведение А.С. Пушкина, сюжет которого был навеян Александру Сергеевичу преданием, записанным в Ипатьевской летописи о смерти князя Олега. Князь Олег, великий полководец и храбрый воин, был известен и в Европе, и в Азии своими завоевательными походами. Недаром народ, а вслед за ним и великий русский поэт, назвали его Вещим, то есть Мудрым, Прозорливым.

Подробнее: www.ote4estvo.ru

Князь Олег решил отомстить неразумным хозарам за их набеги и выехал с дружиною в поход с целью сжечь их селения и перебить войско. По дороге им навстречу вышел волхв из темного леса. Князь, пользуясь случаем, решил спросить у кудесника о своем будущем. Особенно его волновал вопрос, когда ему суждено погибнуть.

Подробнее: www.allsoch.ru

Песнь о вещем Олеге – это уникальное произведение Пушкина, которое относится к балладам. Год написания – 1822. Чтобы составить отзыв и сформировать собственное мнение, стоит рассмотреть краткое содержание.

Перед нами предстает удивительный князь Олег, которого любит народ. Он уже получил много побед, завоевал Царьград. Его царство крепкое. Но вот он встречается с кудесником, а вернее с волхвами в лесу.

Князю стало интересно узнать, что же его ждет.

Подробнее: www.kritika24.ru

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Песнь о вещем Олеге» написано 1 марта 1822г., а в 1825г. опубликовано в альманахе «Северные Цветы, собранные бароном Дельвигом». В основе стихотворения – рассказ, который Карамзин привел в V главе первого тома «Истории Государства Российского». 

Князь Олег – это великий человек, который многое сделал для своей родины, для своей страны. Этот человек – много сражался, и все же оставался жив многое время, хотя не раз стрела из вражеского лука или оружие чуть не наносили ему вреда, и тем не менее, он оставался жить.

Подробнее: chitatelskij-dnevnik.ru

А.С. Пушкин рассказывает в своем произведении о князе Олеге, как о былинном богатыре. Ему покорны и вода, и суша.Его щит висит на воротах Цареграда, его боятся и ему завидуют недруги, «и пращ, и стрела, и лукавый кинжал» не способны нанести ему ран. Это легенда о князе, который встретил кудесника.

Подробнее: www.kursoteka.ru

Олег собирается в военный поход, чтобы отомстить хазарам за набеги. Ему навстречу из леса выходит волхв. Олег к нему подъезжает и просит сделать предсказание. Старец предсказывает ему славные победы, «щит на вратах Царьграда» и смерть от коня, которого Олег очень любит. Олег верит в предсказание и прощается с конём, приказав хорошенько за ним ухаживать:

2 Волхвы — у древних славян: чародеи, прорицатели, жрецы языческих богов. 3 В древнерусских летописях есть рассказ о том, как князь Олег, уйдя войной на греков в 907 году, осадил могучий город Царьград (древнерусское название Константинополя, столицы Византийской империи) и одержал победу. В знак победы Олег прибил свой щит на воротах Царьграда.

Подробнее: www.1kessay.ru

После похорон в честь воина устраивалась тризна – пиршество, на котором прославлялись его подвиги. А после происходили военные игрища. Наши древние предки также верили, что есть среди них особые люди, которые умеют предсказывать судьбу, угадывать волю богов, совершать чудеса и превращаться в животных. Их называли кудесниками, колдунами или волхвами.

Олег решил избавиться от коня, дабы предсказание не сбывалось.

Но ему тоскливо без своего верного друга, и, вернувшись из похода, Олег узнает, что конь его мертв, и ему удалось избежать неминуемой гибели, предсказанной старцем.

Тогда Олег решил сходить проститься с тем, кто служил ему так верно. Тут-то и сбывается предсказание старца: из черепа коня появляется змея, которая смертельно жалит Олега.

«Песнь о вещем Олеге» История создания. Александр Сергеевич Пушкин написал «Песнь о вещем Олеге» в 1822 году во время Южной ссылки. Поэт находился в ссылке в общей сложности 6 лет, с 1820 по 1826 год.

Первые четыре года он находился в Южной ссылке, а затем в родовом имении Михайловском.

Обращение к теме судьбы было естественно для поэта, оказавшегося в условиях несвободы и «неправого гоненья», как сказал сам Пушкин в стихотворении «19 октября» (1825).

Источник: http://www.chsvu.ru/a-s-pushkin-pesn-o-veshhem-olege-kratkoe-soderzhanie/

Анализ стихотворения Пушкина Песнь о вещем олеге



January 31, 2016

Вещий Олег, по различным преданиям, похоронен недалеко от Старой Ладоги. Как говорят местные, один из древних холмов и есть могила прославленного князя. Почему “вещий”? Так его назвали за гениальное качество предвидеть ситуацию.

Особо оно проявилось при взятии Царьграда, когда, развернув паруса и поставив корабли на колеса, он достиг назначенной цели, можно сказать, стремительно.

Не зря пушкинская баллада «Песнь о вещем Олеге» по школьной программе идет после изучения «Повести временных лет» – это дает возможность сравнить два одинаковых события, описанные разными источниками.

История создания

Почему Пушкин вообще обращается к таким далеким событиям? Анализ «Песни о вещем Олеге» нельзя проводить, не вникнув в цели поэта.

Читайте также:  Краткое содержание уэллс остров доктора моро точный пересказ сюжета за 5 минут

Вольнолюбивые стихотворения Пушкина послужили поводом для того, чтобы указом Александра I отправить поэта в ссылку на юг. Он посещает многие старинные города, в том числе Киев. Здесь поэта и заинтересовал один из древних курганов. Местные жители утверждали, что это – могила князя Олега, погибшего весьма загадочной смертью.

Пушкин изучает труды Карамзина, где тот пересказывает сюжет “Повести временных лет” о смерти славного правителя. Так и рождается его «Песнь о вещем Олеге». Год ее написания – 1822.

Не стоит забывать, что Пушкин был настоящим ценителем истории. Его произведения о «делах давно минувших дней» весьма многочисленны. В Олеге он увидел прежде всего героя, способного объединить Русь, поднять патриотические чувства.

Легенда и сюжет

Любое литературное произведение исторического характера опирается, прежде всего, на исторические факты. Однако виденье писателя или поэта может отличаться от первоисточника: он может привносить свою оценку, придавать событиям живость, даже где-то приукрашать их.

Сюжет баллады Пушкина схож с тем, что представляет “Повесть временных лет”. Во время очередного похода к великому князю, вещему Олегу, обращается волхв, кудесник. Он предсказывает, что господин встретит смерть от своего любимого коня, с которым провел немало битв.

Тут же Олег повелевает увезти своего верного друга подальше, однако распоряжается, чтобы за ним был осуществлен хороший уход.

Далее мы видим Олега уже убеленного сединой. Во время пиршества он вспоминает о своем верном друге – коне. Ему сообщают, что животное умерло. Олег решает посетить место упокоения верного друга и попросить прощения. Князь приезжает к костям коня, грустит, сокрушается. В это время из черепа выползает змея и наносит смертельный укус.

Произведение заканчивается похоронами Олега.

Особенности жанра

Если проводить жанровый анализ «Песни о вещем Олеге», станет понятно, что это баллада. По своему определению это поэтическое произведение, имеющее в основе некоторое историческое или иное событие. Нередко сюжет ее фантастичен.

Еще одна особенность у баллады – драматичность изображаемых событий и неожиданный финал. Все это воплотил в своем произведении Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» содержит множество фантастичного, начиная со старого кудесника, его пророчества и заканчивая смертью князя.

Сам же поэт сразу, прочитав об этом событии, увидел в нем сюжет для своего будущего произведения. Об этом он и написал Александру Бестужеву, отметив «много поэтического» в истории о смерти прославленного князя.

Рассмотрим, что представляет собой на смысловом уровне «Песнь о вещем Олеге». Тема произведения не укладывается в какое-либо одно понятие. Пушкин поднимает различные темы:

  1. Тема рока. Что бы ни делал князь, дабы избежать предсказанной участи – она его настигает. Олег отсылает коня как можно дальше. Казалось бы, все: угроза ликвидирована, но нет, злой рок его настигает даже после смерти коня. Он находит погибель именно так, как было предвещено.
  2. Тема поэта-пророка, вещателя воли высших сил. Кудесника Пушкин приравнивает к себе самому. Докажем это. Волхв назван «вдохновенным», как и сам поэт. Кроме того, настоящего поэта и волхва роднит и тот факт, что они не подчинены воле царя и князя: «Волхвы не боятся могучих владык, и княжеский дар им не нужен». Вспомним, что в ссылке за вольнолюбивые стихи пишет Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема поэтому отражает чувства и взгляды поэта.
  3. Тема дружбы. Не зря в начале баллады конь назван «верным». Это отражает преданность животного своему хозяину. Примечательно, что изначально, в черновиках, фигурирует эпитет «смирный». В окончательном варианте он заменен. Так подчеркивается действительно дружба, верность. Князь не забывает о преданном им друге, он просит заботиться о нем, помнит спустя многие годы и сильно сокрушается смерти преданного умного животного.

Анализ «Песни о вещем Олеге» невозможен без идеологической обрисовки. Что Пушкин хочет сказать своим произведением? Прежде всего, о предопределенности происходящего с человеком. Как бы мы ни старались отодвинуть злой рок – он все равно нас настигнет.

Да, Олег смог отдалить момент смерти, отстранив от себя коня и не контактируя с ним. Однако гибель все равно настигает князя. Таким образом, Пушкин пытается раскрыть весьма важную философскую проблему, над которой задумывались великие умы.

Судьба и свобода: как связаны эти понятия? Действительно ли человек сам выбирает свою судьбу (Олег отсылает коня) или судьбу обмануть невозможно (гибель князя), как считает Пушкин? «Песнь о вещем Олеге» однозначно отвечает: все, происходящее с людьми и предначертанное им свыше, изменить невозможно. В этом поэт был убежден.

Художественно-выразительные средства

Проведем анализ «Песни о вещем Олеге», исходя из использованных средств выразительности. Пушкин придал легенде из “Повести временных лет” свое виденье, оживил ее, заставил сверкать всеми гранями. При этом он передал и словесный колорит Руси X века.

Даже и само название уже поэтично. «Песнь» – это способ прославления, восходящий к древним временам. Сразу на память приходят фольклорные произведения, пришедшие к нам через века.

Чтобы передать колорит той эпохи, в речи использованы особые синтаксические конструкции, речь поэта изобилует архаизмами (“тризна”) и архаическими оборотами (“ковыль обагришь”).

В тексте по-пушкински много метких эпитетов, над которыми он тщательно работал (остались черновики поэта). Так, изначальный эпитет «гордый» в применении к старцу-волхву был заменен на «мудрый».

Это действительно так, ведь горд и надменен Олег, а кудесник спокоен и величав. Укажем еще наиболее яркие эпитеты: “славная глава кургана”, “вдохновенный кудесник”, “вещий Олег”.

Обильны в балладе и метафоры: «годы таятся во мгле», олицетворения: «ковши шумят».

Стихотворение написано ровным и спокойным амфибрахием, характерным для лиро-эпических произведений. Оно неторопливо повествует о печальной судьбе князя Олега.

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»

15 февраля 2016

О Пушкине говорилось много и еще больше будет сказано. Его творчество кажется безграничным, кажется, он смог затронуть все аспекты литературы. Он писал стихи, его сказки известны любому русскому ребенку, его повести и рассказы до сих пор печатаются крупными тиражами.

Помимо писательской деятельности, он так же увлекался историей. Она помогала ему воссоздать точный образ жизни, которым жизни люди несколько столетий назад. Благодаря знаниям историю из его пера возникло много рассказав, построенных на реальных исторических данных.

Одним из самых знаменитых его произведений исторического характера, является песнь о вещем Олеге. Являясь настоящим ценителем истории, он решил воссоздать известную легенду в своем стихотворении. Скорее выбор его ориентировался на то, что вещий Олег был личностью не до конца разгаданной, тем самым можно было немного видоизменить его характер.

Вещий Олег жил в 10 веке, когда Русь только начинала своё существование. Вещим Олега называли из-за его способности предугадывать ход боя, это определенно было необходимым качеством хорошего правителя.

Люди того времени находились в постоянных сражениях с друг другом, за каждый клочок земли.

В своем произведении Пушкину удалось рассказать историю жизни великого правителя, начиная от его самых великих сражений и заканчивая гибелью.

Особое внимание Пушкин уделяет легенде, которая рассказывает о необычной смерти Олега. Много лет назад, после очередного сражения вещий Олег решил обратиться к местному волхву за предсказанием.

Ему было интересно узнать, когда и от чего он умрет, ответ оказался очень неожиданным, ведь смерть ему сулил его любимый конь, с которым он всегда ходил на сражения. Что бы обезопасить свою жизнь, Олег решает отдалить от себя коня и не когда с ним больше не видеться. Но все же Волхов оказывается прав, и спустя много лет Олег умирает от змеи, которая выползла из черепа его преданного коня.

Данным произведением Пушкин поднимает сразу несколько проблем. Одной из них является проблема судьбы, поэт считает. что от нее нельзя убежать, нельзя обмануть. На примере Олега Пушкин показывает, как ничтожен человек перед волей судьбы, ведь ему так и не удалось избежать того, что было предначертано первоначально.

Стихотворение написано в 1822 году, в период южной ссылки. Толчком к написанию послужил труд Н.М. Карамзина «История государства российского». В основу стихотворения Пушкин положил историю, пересказанную Карамзиным по «Повести временных лет», – о таинственной смерти одного из древнерусских князей.

Соотношение в жизни человека его личной воли и судьбы. Князю Олегу кудесник, «покорный Перуну», сообщает о том, что он примет смерть от своего коня.

Олег, который первый задал вопрос волхву о том, «скоро ль на радость соседей-врагов» он «засыплется могильной землёю», пытается избежать предназначения: расстаётся со своим любимым конём.

Но пророчество кудесника сбывается: князь Олег погибает от укуса змеи, выползающей из черепа коня в тот миг, когда князь приходит на холм проститься со своим умершим конём, упрекая «лживого старика» в том, что его предсказание лишило князя боевого друга. Князю Олегу не удалось обмануть судьбу.

Пушкин показывает столкновение двух разных отношений в жизни: волхва и князя. Кудесник, покорный воле богов, пренебрегающий «земными» ценностями, олицетворяет собой человека «тайного знания», особого предназначения, «художника», служащего истине, высшей правде:

…Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен…

Князь Олег – носитель других ценностей. Он человек действия, воин и завоеватель. Слава, победы, почести, оружие, богатство – это то, что для него важно в жизни. И волю богов он пытается перехитрить, подчинить своей сильной воле. Он расстаётся с тем, что для него дорого, – со своим боевым товарищем, чтобы не потерять то, что для него ещё важнее, – жизнь.

Побеждает «правда» кудесника – она сильнее воли князя. Но Олег изображён в стихотворении достойным противником судьбы: он храбрый и сильный воин.

Так в стихотворении получает отражение одна из сквозных тем пушкинского творчества: соотношение власти земной и власти высших сил.

Жанр этого стихотворения – баллада. Оно написано «балладным» стихотворным размером – четырёхстопным амфибрахием. Каждая строфа содержит шесть строк с системой рифмовки абабсс. Чередуются мужские и женские рифмы.

Основной приём баллады – контраст.

Сопоставляются образы Олега и кудесника. Место жизни и действия князя – поле, открытое пространство, холм, поля сражений. Место обитания волхва – тёмный лес, а точнее, вечность, в которой он пребывает, служа богам.

Если проследить глагольные формы, описывающие действия героев баллады, то окажется, что время князя Олега – настоящее и будущее: сбирается отмстить, по полю едет, что сбудется, возьмёшь. Время волхва – «всегда»: волхвы не боятся, княжеский дар им не нужен, вижу твой жребий.

Пушкин придаёт стихотворению торжественное, приподнятое звучание путём использования множества ярких эпитетов: вещий Олег, буйный набег, верный конь, тёмный лес, вдохновенный кудесник, мудрый старец, могучий владыка, правдив и свободен их вещий язык, светлое чело, дивная судьба и др.

Пушкин также использует в стихотворении много архаических слов и форм: кудесник, волхв, секира, почил непробудным сном, позлащённое стремя, сеча, пращ, врата и др.

Читайте также:  Краткое содержание фома гордеев горького точный пересказ сюжета за 5 минут

Таким образом создаётся старинный колорит баллады.

«Песнь о вещем Олеге» была написана в 1822 году. Жанр — легенда.

Сюжетной основой «Песни о вещем Олеге» послужила легенда о смерти Олега, киевского князя, записанная в «Повести временных лет». Киевскому князю Олегу, прозванному в народе «вещим» за мудрость, волхв, «кудесник», предрекает: «примешь ты смерть от коня своего». Испугавшись страшного пророчества, князь расстается со своим верным боевым другом-конем.

Проходит много времени, конь умирает, а князь Олег, вспомнив о предсказании, с гневом и горечью решает, что волхв обманул его. Придя на могилу старого боевого друга, Олег сожалеет, что им пришлось так рано расстаться. Однако оказывается, что кудесник не клеветал, и пророчество его исполнилось: ядовитая змея, выползшая из черепа коня, ужалила Олега.

В легенде о князе Олеге и его коне Пушкина заинтересовала тема рока, неизбежности предна­чертанной судьбы. Олег избавляется, как ему кажется, от угрозы смерти, отсылает коня, который должен, по предсказанию кудесника, сыграть роковую роль. Но через много лет, когда кажется, что опасность миновала — конь мертв, — судьба настигает князя.

В стихотворении звучит еще одна тема, чрезвычайно важная для поэта, — темапоэта-пророка, тема поэта — провозвестника высшей воли. Так, князь говорит кудеснику:

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмешь ты коня.

И слышит в ответ:

Волхвы не боятся могучих владык,

И княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkina/pesn-o-veshhem-olege

А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. План пересказ

Во всех ли строфах использован одинако­вый порядок рифм? Ответ обоснуйте. В строфах “Песни…” первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвер­той (перекрестная рифмовка); пятая – с шестой строкой зарифмованы парной рифмовкой. Такой способ рифмовки (абабвв) выдержан во всех строфах балла­ды, что придает пушкинскому повествова­нию цельность и стройность.

Определите количество строф стихотворения и найдите строфу, которая содержит кульминацию событий.

В балладе 17 строф, кульминационной является 16-я, предпоследняя строфа, когда предсказание кудесника исполняет­ся и смерть настигает Олега от яда змеи.

Сравните балладу Пушкина и летописный источник. В чем видите разницу?

Летописный источник – проза, балла­да Пушкина – стихотворный текст. Ху­дожественное воплощение событий в бал­ладе более ярко и выразительно (в тексте много эпитетов, метафор, олицетворе­ний), потому что автор баллады не только сообщает о событии, но и стремится со­здать у читателя определенный образ, вы­разить свое отношение к герою.

Сюжет об Олеге в летописи очень кра­ток, описания Пушкина развернуты, вы­держаны в торжественном, высоком сти­ле. Поэт использует многие бытовые и ис­торические реалии из летописи. Характер героя в пушкинском повествовании иной. Летописный Олег мало переживает разлу­ку с конем, его тревожит только

исполне­ние предсказания. И увидеть кости коня он хочет, чтобы убедиться, что предсказа­ние оказалось неверным. Пушкинский Олег страдает от разлуки с конем, он на­зывает коня другом и сожалеет о том, что ему не суждено быть похороненным вмес­те с боевым товарищем.

Подготовьте планы баллады и отрывка из летописи. Сравните их.

План баллады

– Встреча вещего Олега с кудесником.

– Беседа Олега со старцем и его пред­сказание.

– Расставание с конем.

– Весть о смерти коня.

– Олег у останков своего боевого това­рища.

– Смертельный укус змеи и гибель князя.

– Тризна по князю Олегу его дружины.

План отрывка из летописи

– Воспоминание Олега о коне, с кото­рым когда-то пришлось расстаться из-за предсказания волхвов.

– Смысл предсказания.

– Весть о гибели коня и укор Олега ку­деснику.

– Желание увидеть кости коня.

– Укус змеи, болезнь и смерть Олега.

Подготовьте пересказ по одному из этих планов. В пересказе баллады старайтесь использо­вать стихотворные строки. Вот как может выглядеть пересказ ле­тописного эпизода.

“Однажды киевский князь Олег вспом­нил о своем коне, на которого когда-то ре­шил больше не садиться, потому что волхвы предсказали ему смерть от своего коня. Запали слова эти в душу князя, и повелел он кормить и поить своего верного товари­ща, но больше никогда не приводить к не­му.

Вернувшись в Киев через четыре года, “помянул он коня”, и Олегу сказали, что конь умер. Князь посмеялся над предска­занием кудесника и приказал отвести его на то место, где лежали останки коня. Увидев их, “ступил он ногою на череп”, из которого выползла змея и ужалила Олега в ногу.

Князь заболел и умер, и оп­лакивали его люди “плачем великим”.

Глоссарий:

  • план песнь о вещем олеге
  • песнь о вещем олеге план
  • план песни о вещем олеге
  • план баллады песнь о вещем олеге
  • во всех ли строфах использован одинаковый порядок рифм

(Пока оценок нет)

Источник: http://ege-essay.ru/a-s-pushkin-pesn-o-veshhem-olege-plan-pereskaz/

Можете ли вы дать краткий пересказ произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Можете дать краткие пересказ произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

  1. Олег, отмстив неразумным хазарам, не послушался предупреждения волхва и был наказан за легкомыслие.
  2. Песнь о вещем Олеге Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам (1), Их селы и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам (2); С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. Из темного леса навстречу ему Идет вдохновенный кудесник (3), Покорный Перуну (4) старик одному, Заветов грядущего вестник, В мольбах и гаданьях проведший весь век. И к мудрому старцу подъехал Олег. «Скажи мне, кудесник, любимец богов, Что сбудется в жизни со мною? И скоро ль, на радость соседей-врагов, Могильной засыплюсь землею? Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмешь ты коня». «Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий (5) на светлом челе (6). Запомни же ныне ты слово мое: Воителю слава — отрада; Победой прославлено имя твое; Твой щит на вратах Цареграда; И волны и суша покорны тебе; Завидует недруг столь дивной судьбе. И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды, И пращ (7), и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы.. . Под грозной броней ты не ведаешь ран; Незримый хранитель могущему дан. Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю. И холод и сеча (8) ему ничего.. . Но примешь ты смерть от коня своего». Олег усмехнулся — однако чело И взор омрачилися думой. В молчаньи, рукой опершись на седло, С коня он слезает, угрюмый; И верного друга прощальной рукой И гладит и треплет по шее крутой. «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время; Теперь отдыхай! уж не ступит нога В твое позлащенное стремя. Прощай, утешайся — да помни меня. Вы, отроки-други, возьмите коня, Покройте попоной, мохнатым ковром; В мой луг под уздцы отведите; Купайте; кормите отборным зерном; Водой ключевою поите». И отроки тотчас с конем отошли, А князю другого коня подвели. Пирует с дружиною вещий Олег При звоне веселом стакана. И кудри их белы, как утренний снег Над славной главою кургана.. . Они поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они.. . «А где мой товарищ? — промолвил Олег, — Скажите, где конь мой ретивый (9)? Здоров ли? все так же ль легок его бег? Все тот же ль он бурный, игривый? » И внемлет ответу: на холме крутом Давно уж почил непробудным он сном. Могучий Олег головою поник И думает: «Что же гаданье? Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твое предсказанье! Мой конь и доныне носил бы меня». И хочет увидеть он кости коня. Вот едет могучий Олег со двора, С ним Игорь и старые гости, И видят — на холме, у брега Днепра, Лежат благородные кости; Их моют дожди, засыпает их пыль, И ветер волнует над ними ковыль. Князь тихо на череп коня наступил И молвил: «Спи, друг одинокой! Твой старый хозяин тебя пережил: На тризне, уже недалекой, Не ты под секирой ковыль обагришь И жаркою кровью мой прах напоишь (10)! Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала! » Из мертвой главы гробовая змия, Шипя, между тем выползала; Как черная лента, вкруг ног обвилась, И вскрикнул внезапно ужаленный князь. Ковши круговые, запенясь, шипят На тризне плачевной Олега; Князь Игорь и Ольга на холме сидят; Дружина пирует у брега; Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они. (1) Хазары, хозары — народ, живший в VIII-XI веках в низовьях Волги и на Северном Кавказе. (2) Обрек он мечам и пожарам — решил разрушить и сжечь. (3) Кудесник — волхв, колдун, предсказатель, прорицатель. (4) Перун — главное божество у древних славян, бог грома и молнии. (5) Жребий — здесь: будущее, судьба. (6) Чело (устар. ) — лоб. (7) Пращ, или праща, — сложенный петлею ремень или веревка для метания камней. (8) Сеча — здесь: бой, битва. (9) Ретивый — здесь: быстрый, легкий. (10) Знатного воина хоронили в полном вооружении; во время похорон убивали его любимых коней и закапывали с ним вместе; над могилой насыпался высокий холм (курган).
  3. чем отличается фрагмент летописи от произведения поэта событиями, героями?
  4. Из летописей известно, что в начале X века в Киеве правил князь Олег. Он совершил удачный поход на Цареград, заключил с Византией выгодный для русских купцов торговый договор. В ответ на набеги кочевых племен с востока Олег со своим войском совершил большой поход в сторону Каспийского моря и расправился с хазарами. Народ складывал о боевых походах и самом Олеге легенды, былины, сказки, песни. В народных преданиях Олег изображается кудесником, умеющим обернуться зверем и птицей, и даже маленьким муравьем. О нем рассказывается, как об умном воине, сумевшем перехитрить греков, которые закрыли цепями Босфорский пролив, а Олег, поставив ладьи на колеса, подъехал к самому городу Цареграду. В народе Олега называли вещим за то, что он много знал, был мудрым князем, умел предсказывать будущее. Поэт Александр Сергеевич Пушкин интересовался историей русского государства. Он читал летописи, изучал архивы. Поэт хорошо знал народное творчество и, наверное, ему были известны легенды о князе Олеге. И поэт написал Песнь о вещем Олеге , очень похожую на народную былину. А. С. Пушкин рассказывает о князе Олеге как о былинном богатыре. Ему покорны воды и суша, его щит висит на воротах Цареграда, его боятся и ему завидуют недруги, и пращ, и стрела, и лукавый кинжал не могут нанести ему ран. А. С. Пушкин рассказывает легенду о том, как, возвращаясь из похода, Олег встретил кудесника. В ответ на вопрос князя, …скоро ль, на радость соседей-врагов, могильной засыплюсь землею? , кудесник ответил: …примешь ты смерть от коня своего . У Олега был очень хороший конь, который много раз спасал ему жизнь во время сражений. Князь называл его товарищем, верным другом, верным слугой. Когда Олег услышал предсказание кудесника, он решил расстаться с конем и приказал отвести коня в луга и хорошо за ним ухаживать. Олег думал, что так он сумеет избежать своей смерти. Прошло много лет. Было много походов, битв. Князь Олег не погиб. Во время одного пира Олег вспомнил о своем старом боевом друге коне. Ему сказали, что конь уже умер. Олег рассердился: зря он поверил тогда кудеснику и расстался с любимым конем. Он захотел увидеть кости коня и вместе с гостями пошел на берег Днепра. Там он ногой на череп коня наступил и молвил: Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил . Но в этот момент из черепа коня выползла змея, обвилась вокруг ног и ужалила князя. Так сбылось предсказание кудесника.

    В летописях нет сведений о том, как в действительности умер князь Олег. Легенда об Олеге, так красиво рассказанная А. С. Пушкиным в форме старинной песни, становится похожей на правду.

  5. Краткий пересказ есть у Высоцкого:

    Как ныне сбирается Вещий Олег Щиты прибивать на ворота. Как вдруг подбегает к нему человек

    и ну шепелявить чего-то… .

Читайте также:  Краткое содержание горький челкаш кратко и по главам точный пересказ сюжета за 5 минут

Источник: http://growthsummitrussia.ru/39557/

Анализ “Песнь о вещем Олеге”

Песнь о вещем Олеге

Баллада Александра Сергеевича Пушкина “Песнь о вещего Олега” является драматическим произведением, которое заставляет задуматься о тяжелой жизни наших предков. В этом произведении описывается жизнь и деятельность Олега – князя новгородского. Трон князя Олегу передал Рюрикович, который был его родственником, также он доверил ему воспитание своего сына князя Игоря.

Олег хорошо справлялся своими новыми обязанностями и во главе княжества он добился многих успехов. Обладая сильным и решительным характером, всегда решал все свои дела силой, а его хитрость помогала ему завладеть тем, что он не мог захватить.

Он покорял и распространял свое влияние на ближайшие земли, которые примыкали к его Княжеству. Особенно сильно меня впечатлило его коварство и хитрость в захвате неприступного града Киева.

Ну и это можно понять, суровое тогда время было, вокруг была только ненависть и предательство, а земли славянские разрывало междоусобицей.

В 1881 году Олег князь Новгородский отправился в поход для захвата и присоединения новых земель. Когда он вышел к граду Киеву, то узнал, кто правит этим землями, это были князья Дир и Аскольд.

Город был хорошо укреплен и Олег пошел на хитрость. Вместе со своей боевой дружиной он прикинулся купцом и позвал к себе в гости киевских князей.

Когда Князья Дир и Аскольд пришли в шатер их там убили – “Та будет это место всем местам русским” – сказал Олег, захвативший Киев.

Александр Сергеевич Пушкин красочно и глубоко показал в небольшом произведении “Песнь о вещем Олеге” весь колорит того времени. Он смог вместить в нем целую жизнь Князя со всеми интересными приключениями и испытаниями, которые выпали на его судьбу.

Позже в 907 году князь Олег отправился в поход на запад столицу Византии Цареград. На тот момент Византия была уже развитое государство с верой в единого бога, но язычник Олег разбил их армию и захватил Цареград. На воротах покоренного города он повесил свой щит в знак захвата и победы славянского народа.

После переговоров князь заключил выгодное соглашение для Руси и всего славянского мира. Это событие описал Пушкин:

Как и большинство военных язычников, Олег верил в приметы и прислушивался к рассказам Волхов. Он хотел знать все о своем будущем и обратился к Волхву за помощью. Волхв, предостерег князя, не смотря на могущество и силу свою, что долю поменять нельзя – “и примешь ты смерть от коня своего”.

После предсказания старца Олег отпустил коня своего и приказал приглядывать за ним, а для себя он реши, что больше приближается к нему, никогда не будет. На очередном празднование вещий Олег вспомнил о коне своем, который был для него товарищем боевым, и захотелось ему повидаться с ним, но весть поступила, что конь умер.

Тогда Олег разочаровался и пожалел, что больше не увидит коня своего, а пророцтво Волхов вовсе презрел:

Разочарованный вестью о смерти значимого в его жизни друга он отправляется к останкам коня. Когда он прибыл на место, и подошел лежащим на земле костям, пророчество забылось – князь подошёл к останкам, лежащим на земле, и поставил ногу на череп коня своего, в тот же миг из черепа вылезла змея, которая и ужалила князя. Автор описывает змию как гробовая – так как она смертельно жалит.

Так все-таки, почему Пушкин решил обратиться к этой исторической легенде, которой посчастливилось дойти до наших времен? Александр Сергеевич Пушкин был настоящим знатоком истории ее преданным ценителем. Он как настоящий романтик и писатель вдохновлённый историей о вещем Олеге, отобразил ее в своем стихотворение.

Вещий Олег настоящий герой того времени покоривший и объединивший земли русские. Но его кончина была совсем бесславной, возможно это наказание за подлое убийство двух киевских князей Дира и Аскольда. В настоящее время этот поступок может, и осудили, но мы не знаем какие тогда были нравы и методы войны.

Но такого полководца мир еще долгое время не видел. 

Почему вещий Олег? Скорее всего, вещий потому что он обладал даром предугадывать развитие событий. Как настоящий князь и полководец, он должен быть стратегом и в тоже время хорошим политиком, что у него хорошо получалось. За это мастерство угадывать поведение своих собеседников его и прозвали – “вещим”.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/06/analiz-ballad-pushkin-pesni-veschem-olege.html

Краткое содержание «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина :

Напоминает былины «Песнь о вещем Олеге». Краткое содержание этого замечательного произведения мы сейчас перескажем.

Кем был князь Олег

Мы знаем, что более тысячи лет назад жил реальный князь Олег. Сказания о нем передавались устно. Позже их записали летописцы. Эти предания читал молодой А. Пушкин и в 22 года написал стихи, которые назвал песнью, так как во времена Олега былины о жизни и подвигах князей и богатырей рассказывали нараспев под гусли на пирах.

Летописи рассказывают, что в Новгороде правил Рюрик. После его смерти остался сын Игорь, совсем еще мальчик, и на время правление перешло к князю Олегу.

Воинственный Олег на ладьях добрался до Киева и захватил его. Он проводил время в завоевательных походах или давал отпор нападавшим на его земли кочевым народам. А теперь рассмотрим краткое содержание.

«Песнь о вещем Олеге» начинается очень интересно.

Встреча Олега с кудесником

Проезжая по полю рядом с лесами, Олег собирался на битву с хазарами – кочевым народом, который часто делал набеги на киевские земли. Князь был одет в лучшие доспехи, сделанные в Царь-граде. К нему из леса вышел мудрый старец, который всю жизнь провел в гаданиях.

Олег попросил его предсказать ему будущее, и каким бы страшным оно ни было, князь не накажет, а отблагодарит ведуна. Гордый колдун отвечал, что могучих владык он не боится, и дар князя ему не нужен. Но на его челе он видит будущее Олега.

Судьба его дивна: стрелы, копья, мечи его минуют, но его погубит любимый конь. Так начинается стихотворение. О чем нам повествует дальше краткое содержание? «Песнь о вещем Олеге» говорит, что герой поверил кудеснику и сошел с могучего коня, верного друга.

Он приказал слугам холить и лелеять его и удалился.

Прошло много лет

Олег пирует с дружиной. Князь и его воины поседели. Мы продолжаем излагать стихотворение А. Пушкина, точнее его краткое содержание. «Песнь о вещем Олеге» далее повествует о том, что князь вспомнил о своем ретивом боевом коне и задался вопросом о том, что теперь с ним.

Оказывается, что коня давным-давно нет в живых. Олег начинает горько сожалеть, что поверил волхву и расстался с верным другом. Он едет вместе с дружиной посмотреть на его прах. Вот перед ним благородные кости и череп. Над ними волнуется ковыль.

Вот так печально произошла встреча Олега с конем. Чем заканчивается краткое содержание? «Песнь о вещем Олеге» затем сообщает, что из черепа коня выползла, шипя, как черная лента, ядовитая змея и обвила ногу князя. Ее укус принес ему смерть.

Олег только успел воскликнуть: «Вот где скрывалась моя кончина!».

Тризна по князю

На высоком холме, под которым теперь лежит князь Олег, сидит дружина, князь Игорь и княгиня Ольга. Они устроили пышные поминки герою. Ковши с медами переходят по кругу. Бойцы князя вспоминают былые битвы, когда они славно сражались под предводительством Олега.

Источник: https://www.syl.ru/article/306164/kratkoe-soderjanie-pesn-o-veschem-olege-a-s-pushkina

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector