Краткое содержание рассказов георгия скребицкого за 2 минуты

Георгий Скребицкий. Рассказы о природе для детей

Краткое содержание рассказов Георгия Скребицкого за 2 минуты

Рассказы Георгия Скребицкого о природе для детей. Полный список произведений. Краткая биография и творчество Скребицкого.  

Пушок

Лесное эхо
Сиротка
Кот Иваныч
День рождения
Воришка
Дружба
Чир Чирыч
Джек
Ушан
Барсучонок
Заботливая мамаша
Аистята
Белая шубка
Лесной голосок
Редкая гостья
Лесной прадедушка
Тетерюк
Смышлёные птицы
Маленький лесовод
Товарищи по охоте
В зимнюю стужу
Следопыты
Срочный пакет
Друг сердечный
Пропавший медведь
Зайчишке повезло
Митины друзья
На озере
За лисой
За селезнями
Неожиданное знакомство
Замечательный сторож
Старый блиндаж
Чудо техники
В зелёной корзиночке
Редкий снимок
Длинноносые рыболовы
Куйка
Голубой дворец
Трудное задание
Нежданный помощник
«Передышка»
Лесные переселенцы
Джек и Фрина
Носатик
Водяной
Смышлёный зверек
Лесной разбойник
Сластёна
Добро пожаловать!
Смышленый зверек
Кошка Машка
Звериная хитрость
Мать
Крылатый охотник
Медвежонок
Весна-художник
Счастливый Жучок
На пороге весны
Сказка о Весне
Зимой в колхозе
Загадочная находка
Длиннохвостые разбойники
Пороша
Речной волк
Тетеревиная косточка
Приворотное зелье
Дворняжка
Будь здоров!
Курочка камышница
На разливе
Подарок
Чему научила сказка
Синичка
Догадливая пичужка
Первый трофей
Скрипун-невидимка
Луговой петушок
Замечательный снимок
На гумне
Сорока
Соловьиная дудочка
Четыре художника
Резвый
Любитель песни
Домик на берёзе
Самый упрямый
Синица и соловей
Наседка
Лебеди
Бобки
Белочка-хлопотунья
Грач
Снеговик
Скворушка
Загадка
Приемыш
Воронуша
Весенняя песня
Галка
Белый кораблик
Здравствуй, весна!
На тетеревей
Колючая семейка
Страшная охота
Филюша
Домик в лесу
За волками  

Читать все рассказы Скребицкого.Список произведений
Читать рассказы других авторов

 

Георгий Алексеевич Скребицкий.Краткая биография и творчество

 

Георгий Алексеевич Скребицкий родился 20 июля 1903 года в Москве. В четыре года, совсем еще малышом, его усыновила Надежда Николаевна Скребицкая.

Некоторое время спустя Надежда Николаевна выходит замуж за земского врача Алексея Михайловича Полилова, после чего они всей семьей переезжают жить в Тульскую губернию, в небольшой город Чернь.

Детские годы Скребицкого прошли в этом провинциальном городке, и детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя.

В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приемный отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать мальчику. Искренняя любовь к природе, появившаяся и осознанная еще в детские и юношеские годы, стала ориентиром всего жизненного пути Георгия Скребицкого, придав ни с чем не сравнимое своеобразие его творчеству.

 

В 1921 году Георгий Алексеевич Скребицкий заканчивает Чернскую школу 2-й ступении и едет учиться в Москву, где в 1925 году заканчивает литературное отделение в Институте слова.

После этого он поступает на факультет охотоведения и звероводства в Высший зоотехнический институт, чтобы досконально изучить с детства близкий ему мир природы и животных. После окончания этого института Георгий Скребицкий стал научным сотрудником во Всесоюзном исследовательском институте звероводства и охотничьего хозяйства.

Здесь он проработал пять лет, и эти годы стали для него отличной научной школой, ведь каждый год летом он выезжал в разные экспедиции и участвовал в изучении природной жизни животных.

  Позже Георгий Алексеевич Скребицкий становится научным сотрудником в лаборатории зоопсихологии Института психологии при МГУ. Здесь он стал кандидатом биологических наук (1937г.), и занял должность доцента на кафедре физиологии животных Московского университета. Скребицкий много ездил в различные экспедиции, в которых наблюдал за жизнью животных в естественной среде. За это время Скребицкий написал много научных трудов по зоологии и зоопсихологии. Научная работа постоянно обогащала познания о природе и жизни животных, а охотничьи походы зачастую оборачивались по-настоящему приключенческими историями. Георгий Скребицкий начинает записывать свои воспоминания, адресуя их всем тем читателям, которым небезразлична окружающая их природа.  

Однако не научная карьера натуралиста-исследователя, а литературное творчество становится с конца 1930-х годов главным делом в жизни Георгия Скребицкого. В 1939 г. по написанному им сценарию выходит научно-популярный фильм «Остров белых птиц», материалом для которого послужила научная экспедиция на птичьи гнездовья Белого моря.

Тогда же состоялся и собственно писательский дебют: публикуется рассказ «Ушан». «Это, – сказал Георгий Алексеевич впоследствии, – как бы щёлочка, через которую я заглянул в страну прошлого, страну моего детства». Уже первые сборники Скребицкого поставили его в ряд лучших детских писателей -натуралистов.  

Единомышленником и литературным соавтором Георгия Скребицкого с конца 1940-х годов стала известная писательница-анималист Вера Чаплина.

В своем совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям – писали для них совсем короткие познавательные рассказы о природе в журнал «Мурзилка» и в книгу для первоклассников «Родная речь».

Но эти простые и легкие для восприятия тексты оказались технически очень сложной работой для настоящих писателей и знатоков природы, какими в полной мере были Скребицкий и Чаплина. Им было важно, добиваясь простоты, не сбиться в примитивность.

Требовалась особая точность слова, выверялся ритм каждой фразы, чтобы дать малышам образное и в то же время верное представление о том, «Как белочка зимует» или чем живёт майский жук.

В соавторстве Скребицкий и Вера Чаплина создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники»(1951) и «В лесной чаще»(1954). После совместной поездки в Западную Белоруссию они публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще».  

Вершиной творческого таланта Георгия Скребицкого по праву считаются две большие книги, которые он написал в последние годы своей жизни. Это замечательная повесть о детстве «От первых проталин до первой грозы» и прекрасная повесть о юности «У птенцов подрастают крылья».

Это автобиографические произведения, чье действие происходит по большей части в Черни в десятилетия перед Октябрьской революцией и в первые годы после становления Советской власти.

Эти книги венчают творческий путь Георгия Скребицкого, в них особенно выразительно раскрылись яркие особенности его литературного таланта, напрямую связанного с тонким пониманием мира природы и ее самых разных обитателей.

Детское и юношеское восприятие помогают особенно точно передать повествование о целой полосе русской жизни, которая ознаменовалась значимыми историческими событиями. Произведения Георгия Скребицкого написаны с огромной душевной теплотой, они необычайно поэтичные и добрые.

  Летом 1964 года Георгий Алексеевич почувствовал себя плохо, и с приступом острой боли в сердце был доставлен в больницу. Умер Георгий Алексеевич Скребицкий 18 августа 1964 он скончался от инфаркта, был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. ————————————————————

Рассказы Скребицкого о природе и
о животных.Читаем бесплатно онлайн

 

Читать все рассказы Скребицкого.Список произведений
Читать рассказы других авторов

Источник: https://skazkibasni.com/georgij-skrebickij-rasskazy

Отзывы о книгах Г.А.Скребицкого

о книгахГ.А.Скребицкогоребят 4 “Б” класса

Курбатова Валентина

   Я хочу поделитьсясвоими впечатлениями от сборника рассказов “Лесной прадедушка” замечательного русского писателя-натуралиста Георгия Алексеевича Скребицкого. В небольших рассказах автор вспоминает свои детские годы, проведённые в небольшом городке тульской области, своих первых четвероногих и крылатых друзей.    В рассказе “Сиротка” говорится о сороке, которую принесли в дом совсем маленькой, её пришлось кормить с рук. Потом Сиротка выросла, а вот кушать самостоятельно не хотела. Ходила за всеми и просила покормить её. Научил сороку клевать червяков домашний петух Петрович!     Мне понравилось, что все животные в этих рассказах – и домашние, и принесённые из леса – дружат между собой. Например, кот Иваныч из одноимённого рассказа был очень добрым и ленивым, даже мышей не ловил, а “присматривал” за маленькими мышатами. А ёжика он сначала испугался, а потом подружился с ним, и они даже ели суп из одной миски.   “Воришка” – молодая белка, быстро приучившаяся и бегавшая по всему дому. Она очень любила сладкое и таскала из вазочки конфеты и сахар – делала себе на шкафу запасы на зиму. Однажды белка стащила грибы из корзинки и развесила их сушиться на оленьи рога, висевшие над диваном. А в дымовую трубу она умудрилась затолкать перчатку и косынку, гнездо себе строила! Вот такая беличья “лесная натура”!     А “лесной прадедушка” оказался огромным старым дубом, которому целых полтысячи лет! Он пережил несколько войн, упоминался в летописях. Местные ребята и краеведы взяли дуб под охрану, заботились о нём.   Читая эти рассказы, я поняла, как интересно наблюдать за любыми, самыми обычными животными, что каждая лесная полянка таит в себе неожиданности и приключения. Нужно просто любить природу. Наверное, лучше всего об этом написано в рассказе “День рождения”: “И может быть, именно в этот счастливый день – день моего рождения – я вдруг всем сердцем почувствовал, как хороша наша родная природа, лучше которой нет на всём свете”

Никитонов Егор

    Я прочитал рассказы детского писателя-натуралиста Георгия Алексеевича Скребицкого. В семье, где он рос в Тульской губернии в начале 20 века, все очень любили природу. Отчим будущего писателя был страстным охотником и рыболовом и смог передать своё увлечение мальчику. Когда Георгий вырос, он стал кандидатом биологических наук и много ездил в экспедиции, наблюдал за жизнью животных и записывал свои воспоминания. Произведения скребицкого написаны с огромной душевной теплотой и очень добрые.    Особенно мне понравился рассказ “Воришка” о забавной и умной белке, которую подарили автору в детстве. Она очень быстро освоилась в доме и стала ручной.Однажды родители мальчика заметили, что из буфета стали пропадать сладости. Никто сразу и не догадался, кто бы их мог взять. И вот как-то раз мальчик увидел, как белка запрыгнула на стол, схватила корочку хлеба и унесла её на шкаф. Мальчик решил посмотреть, что же там находится. На шкафу оказалась старая мамина шляпа. Мальчик заглянул под неё и обнаружил там разную еду: хлеб, конфеты, сахар – это белочка запасалась на зиму.    А в один из дней белка вовсе пропала. Сколько ни искали, нигде её не было. Но когда затопили печку, услышали шуршание внутри. Открыли заслонку, и оттуда выпрыгнула белка. А из трубы достали галстук, мамину перчатку и бабушкину косынку – всё это белка себе для гензда туда затащила.    Это очень весёлый и добрый рассказ, написанный с хорошим чувством юмора, как и многие другие произведения Георгия Скребицкого.

Белова Елена

    Я прочитала несколько рассказов Г.А.Скребицкого о животных. Больше всего мне понравился рассказ “Пушок”.   В нём говорится о ёжике, который жил у людей. Его назвали пушок, потому что когда его гладили, он прижимал к себе иголки и становился пушистым.   Однажды зимой мальчик взял его с собой на улицу, но потом оставил его в сарае. Мальчик вернулся за Пушком только на следующий день. Он увидел, что ёжик не двигается. Мальчик подумал, что Пушок замёрз и умер, и закопал его в снег.    Как-то раз весной он пошёл в сад и увидел, что в кустах кто-то шевелится. Мальчик подошёл и увидел Пушка – тот проснулся от зимней спячки! Мальчуган торжественно понёс его домой. Он был счастлив, что ёжик остался жив.   Я очень люблю рассказы про зверей, и этот рассказ мне очень понравился. он учит нас заботиться о своих питомцах и быть ответственными и добрыми.

Макаров Иван

    Я прочитал рассказ Георгия Скребицкого “Джек”. Главные герои этого рассказа папа, мама, Серёжа с братом и собака Джек. Автор рассказывает про дружбу людей и собаки.          В рассказе говорится о том, как папа принёс домой собаку по кличке Джек. Это была большая красивая собака, белая с тёмно-коричневыми пятнами на боках. Морда у неё тоже была коричневая, огромные уши свисали вниз. Это была охотничья собака, легавая, которая охотилась только за дичью.   Утром они встали рано, выпили чаю и отправились гулять с Джеком. Он весело бегал по высокой, густой траве, между кустами, вилял хвостом, ласкался к ним и вообще чувствовал себя как дома. Серёжа, его брат и Джек играли в охоту.    Ребята очень хотели пойти на охоту с папой. И вот папа позвал Серёжу с братом в кабинет. Достал из ящика все охотничьи припасы: порох, дробь, гильзы, и начал набивать патроны. Наконец, папа достал ружьё. Оно было двуствольное, то есть с двумя стволами.     Ребята с папой пошли на охоту. Джек очень радовался. Когда папа попал в утку, то приказал Джеку принести добычу. Джек поплыл за ней и принёс. Утку осмотрели и забрали её домой. Джек был прекрасной охотничьей собакой.Когда Джек состарился, он стал плохо видеть и слышать, потерял чутьё и никакой дичи найти не мог. Возвращались с охоты без дичи, но довольные.    Мне очень понравился этот рассказ. Он интересный и поучительный.

Читайте также:  Краткое содержание лермонтов максим максимыч (глава из героя нашего времени) точный пересказ сюжета за 5 минут

Гаврилюк Андрей

    Я прочитал много рассказов Г.А.Скребицкого. Больше всего мне понравился рассказ “Ушан”.            Маленького зайчонка, который жил в лесу, забрали к себе домой отец с сыном. Зайца назвали Ушан. Он был боязливый, смешной и хитрый. Заяц устроился жить под печкой, там было уютно и тепло. В доме он подружился с котом по кличке Иваныч и собакой по кличке Джек. Кот и собака были ленивыми. Самое любимое занятие у них было играть в догонялки. Происходило так: кот ударит Ушана несколько раз, и тот убегает от кота, а кот от собаки. Пришла весна и мальчик хотел отпустить зайца на волю. Но тот так привязался к дому, что не хотел уходить. Ушан остался жить в большой дружной семье.   Мне понравился этот рассказ, он вызывает у меня восторг. Автор описывает животных с любовью. Эта история учит помогать беззащитным животным.

Источник: http://sunjuly.ucoz.ru/publ/literatura/otzyvy_o_knigakh_g_a_skrebickogo/7-1-0-23

Рассказы Скребицкого Г. А

Один год мы прожили на Украине, в небольшой станице, среди сплошных вишнёвых садов.

Неподалёку от нашего дома росло старое дерево. И вот однажды ранней весной на него прилетел и уселся аист. Он долго что-то осматривал, неуклюже переступая на своих длинных ногах по толстому суку. Потом улетел.

А на следующее утро мы увидели, что на дереве хлопотали уже два аиста.

Они устраивали гнездо.

Скоро гнездо было готово. Аистиха снесла туда яйца и стала их насиживать. А аист то улетал за кормом на болото, то стоял около гнезда на суке, поджав под себя одну ногу. Так, на одной ноге, он мог простоять очень долго, даже мог немного вздремнуть.

Читать дальше

Однажды мама позвала меня:

— Юра, иди скорее, посмотри, какого я бутузика принесла!

Я опрометью бросился к дому. На крыльце стояла мама, она держала сплетённую из прутьев кошелку. Я заглянул внутрь. Там на подстилке из травы и листьев копошился кто-то толстенький, в серебристой шёрстке.

— Кто это, щенок? — спросил я.

— Нет, зверёк какой-то, — ответила мама, — а какой, не знаю. Я сейчас у ребятишек купила. Говорят, из леса принесли.

Мы вошли в комнату, подошли к кожаному дивану и осторожно наклонили набок кошёлку.

— Ну вылезай, малыш, не бойся! — предложила мама зверьку.

Читать дальше

В ту зиму снег долго не выпадал. Реки и озёра давно льдом покрылись, а снега всё нет и нет.

Зимний лес без снега казался хмурым, унылым. Все листья с деревьев давно опали, перелётные птицы улетели на юг, нигде не пискнет ни одна птичка; только холодный ветер посвистывает среди голых обледенелых сучьев.

Шёл я как-то с ребятами по лесу, возвращались мы из соседней деревни. Вышли на лесную поляну. Вдруг видим — посреди поляны над большим кустом вороны кружат. Каркают, летают вокруг него, то вверх взлетят, то на землю сядут. Наверно, думаю, они там какую-то еду себе нашли.

Стали ближе подходить. Заметили нас вороны — одни в сторону отлетели, по деревьям расселись, а другие и улетать не хотят, так над головой и кружат.

Читать дальше

Хлопотунья белка проснулась в ветвях старой ели в своём гнёздышке. Собственно, это гнездо построила она не сама, его свила сорока в виде плотного шара, только в одном боку оставив круглую дырочку-лазейку.

Внутри гнезда сорока устроила лоточек из мягких стеблей травы. Получилась уютная квартирка с плетёными стенками и такой же плетёной крышей. В ней сорока спокойно вырастила птенцов.

Летом малыши подросли, и всё сорочье семейство покинуло родное гнездо, разлетелось в разные стороны.

Но лесная квартирка пустовала недолго. Осенью её разыскала белка. Она сразу же принялась по-своему оборудовать будущее жилище, утеплять его, готовить к зиме.

Читать дальше

Моё любимое время года – весна, только совсем не такая, когда зазеленеет трава и на деревьях распустятся листья, нет, я люблю самое начало весны.

Вот по ложбинкам побежали, забулькали ручейки, раскисли дороги, и по ним важно разгуливают чёрные, белоносые грачи. Вот в полях, по буграм, на припёке показались первые проталины, запели над ними жаворонки. Это и есть моё самое любимое время года – пробуждение земли, её первая улыбка солнцу.

Люблю в эту пору надеть не шубу, а лёгкую охотничью куртку, высокие сапоги и пойти побродить за город.

Иду, не стесняясь, прямо по грязи, по лужам, а потом сажусь где-нибудь у обочины дороги на сваленные брёвна или на кучу камней, снимаю шапку и подставляю лицо горячему апрельскому солнцу.

Читать дальше

Заповедник — это такое место, где воспрещается всякая охота и животные спокойно разводятся, как в огромном зоопарке, только не в клетках, а на полной свободе. Такие заповедники необходимы, чтобы сохранить в природе ценных животных — соболей, бобров, котиков, лосей… В одном из таких заповедников я служил научным сотрудником.

Наш заповедник находился среди лесов и болот, в которых водились самые различные звери и птицы. На берегу небольшой лесной речки стоял домик, где жили мы, сотрудники заповедника.

Каждое утро с восходом солнца мы брали с собой полевые сумки, записные книжки, еду и уходили на целый день в лес наблюдать и изучать жизнь его крылатых и четвероногих обитателей.

На десятки километров в окружности мы знали каждую норку, каждое гнездо, сколько где детенышей, когда они появились на свет, чем их кормят родители, знали все их радости и невзгоды и всячески старались помочь нашим лесным друзьям.

Так мы и жили в, лесу вместе со зверями и птицами, учились понимать их голоса и читать записи лап и хвостов на свежей грязи и песке возле болот и речек.

Один раз утром, когда мы уже собирались в обычный поход, слышим — под окнами застучали колеса телеги. Это было редкое событие: не часто кто-нибудь заглядывал в нашу глушь. Мы все выскочили на крыльцо.

Читать дальше

Я очень люблю поехать на охоту не один, а с кем-нибудь из приятелей, но при одном условии: мой спутник должен тоже понимать и любить охоту, а не просто бродить со мной в качестве постороннего наблюдателя.

Поэтому я решительно запротестовал, когда мой друг Георгий Николин, отличный товарищ, но вовсе не охотник, решил вместе со мной поехать на глухариный ток.

— Но проводить тебя, надеюсь, можно? — спросил Георгий.

— Конечно, можно. Я тебя всегда рад видеть, только не на охоте.

Мы дружески попрощались, и Георгий ушёл домой. А я, закончив приготовления, лёг спать.

На следующее утро ровно в девять часов я был уже на вокзале, взял билет и пошёл садиться в вагон.

Товарищ поджидал меня на перроне. Его наряд несколько удивил меня. Георгий был одет в короткую куртку и высокие сапоги.

Читать дальше

Иной раз в начале осени выдаётся редкий денёк. Он весь будто вылит из голубого стекла и разукрашен тонкою позолотой. Прозрачно синеет даль, а берёзки на косогоре стоят тоненькие и прямые, как белые свечи.

Их вянущая листва так и светится золотым огоньком. Синее небо, синяя даль, блеск солнца и разноцветный убор лесов — как всё это походит на какой-то сказочный праздник, на последний привет уходящего лета.

Всё в природе словно прощается с солнцем, с теплом, хочет последний раз нарядиться поярче, чтобы потом надолго снять свой прощальный наряд и запереть его в кованный серебром тяжёлый сундук зимы.

Вот в такой-то погожий осенний день, помню, бродил я с ружьём и собакой по берёзовым перелескам — охотился на вальдшнепов.

Обошёл одну поляну, другую, третью… Уже начинало смеркаться. Ярче горели в осенних сумерках жёлтые свечи берёз. Ветер стих. Наступал прозрачный сентябрьский вечер.

Я сел на пень. Каро улёгся у моих ног; так мы провожали этот тихий денёк.

Неожиданно что-то захрустело вдали, затрещали сучья — всё ближе, ближе… Какой-то хриплый отрывистый рёв, не то стон послышался в тишине.

Читать дальше

В зимнем тумане встаёт холодное, тусклое солнце. Спит заснеженный лес. Кажется, всё живое замёрзло от этой стужи — ни звука, только изредка потрескивают от мороза деревья.

Я выхожу на лесную поляну. За поляной — густой старый ельник. Все деревья обвешаны крупными шишками. Шишек так много, что под их тяжестью склонились концы ветвей.

Как тихо! Зимой не услышишь пения птиц. Теперь им не до песен. Многие улетели на юг, а те, что остались, забились в укромные уголки, попрятались от лютого холода.

Вдруг словно весенний ветерок прошумел над застывшим лесом: целая стайка птиц, весело перекликаясь, пронеслась над поляной. Да ведь это клесты — природные северяне! Им не страшны наши морозы.

Клесты облепили вершины елей. Птички ухватились за шишки цепкими коготками и вытаскивали из-под чешуек вкусные семена. Когда хорош урожай шишек, этим птицам не грозит бескормица зимы. Везде себе еду разыщут.

Я стоял на поляне и наблюдал, как хлопотали клесты в своей воздушной столовой.

Утреннее солнце ярко освещало зелёные вершины елей, грозди румяных шишек и весёлых, пирующих птиц. И мне почудилось, что уже пришла весна. Вот сейчас запахнет талой землёй, оживёт лес и, встречая солнце, защебечут птицы.

Читать дальше

Это случилось давным-давно. Прилетела с юга в наши края Весна-Красна. Собралась она леса зелёной листвой обрядить, на лугах пёстрый ковёр из трав и цветов раскинуть. Да вот беда: Зима никак уходить не хочет, видно, понравилось ей у нас гостить; что ни день, то задорней становится: закрутит пургу, метель, во всю мочь разгуляется…

— Когда ж ты к себе на Север уйдёшь? — спрашивает её Весна.

— Подожди, — отвечает Зима, — твоё время ещё не пришло.

Ждала, ждала Весна и ждать устала. А тут ещё все птицы и звери — всё живое взмолилось к ней: «Прогони Зиму, заморозила нас совсем, дай хоть погреться на солнышке, поваляться в зелёной траве».

Опять Весна спрашивает Зиму:

— Скоро ли ты уйдёшь?

Читать дальше

Произведения разбиты на страницы

Георгий Скребицкий известен миру как писатель-натуралист. Родился Георгий Алексеевич в Москве в 1903 году. Рос он в провинциальном городе, который не отличался яркостью природы.

Однако в семье будущего писателя любили природу в любом ее проявлении. Отец занимался охотой и рыбалкой, а сын разделял его увлечения.

Любовь к природе, прищепленная еще в детстве, стала главным ориентиром в творчестве для Скребицкого.

Георгий Алексеевич прекрасно сочетал научную карьеру с литературной деятельностью. Свои знания он использовал при написании натуралистических произведений. Скребицкий дебютирует, публикуя рассказ «Ушан».

По словам самого автора, в этом произведении он словно заглядывает в прошлое, в мир своего детства. Искренность рассказа не оставила читателей равнодушными. Рассказы Скребицкого, можно прочитать в сборниках «Простофиля и хитрецы» и «Записки охотника».

Именно они принесли автору славу одного из лучших детских писателей-натуралистов.

Известно, что Георгий Алексеевич часто работал в соавторстве с талантливой писательницей-анималистом Верой Чаплиной. Их творческий тандем дал хорошие результаты. Они писали небольшие поучительные рассказы о мире природы для юных читателей. Текст таких рассказов воспринимается очень легко, но работа над их созданием была не простой.

Будучи ответственными исследователями, Скребицкий и Чаплина всегда старались в точных деталях воссоздать в рассказах настоящую природу. Они стремились к тому, чтобы читатели не только образно, но и верно могли представить, как, например, зимует белка или как живет майский жук.

Читайте также:  Краткое содержание сеттерфилд тринадцатая сказка точный пересказ сюжета за 5 минут

Точность каждого слова, доведенный до совершенства ритм фраз – все это стало залогом успеха их рассказов.

Георгий Алексеевич писал не только рассказы. Сказки Скребицкого составляют меньшую часть творческого наследия писателя-натуралиста, но они также важны.

Это поучительные небольшие истории, яркие и эмоциональные, в которых часто главными героями являются звери, а мир природы противопоставляется человеческому обществу. Сказки Скребицкого обязательно понравятся юным читателям.

Их можно читать дома или же изучать на уроках в младших классах. С текстами сказок Георгия Алексеевича Скребицкого можно ознакомиться в этом разделе литературного сайта.

Источник: http://VseSkazki.su/rasskazi-skrebitskiy/

Георгий СКРЕБИЦКИЙ. Трудное задание

Добавлено: 25 ноября 2012  |  Просмотров: 4384

Женя считался отличным товарищем, весёлым, всегда готовым помочь другому. Ребята его любили и охотно дружили с ним.

Но был у Жени один большой недостаток — это его робость. И не то чтобы он побоялся в драке вступиться за слабого или сделать какое-нибудь трудное гимнастическое упражнение. Нет, в этих делах Женя никогда не отставал от товарищей. А вот предложи ему поздно вечером сходить в соседний лес — ни за что не пойдёт.

— Что ж ты трусишь? — смеялись над ним ребята. — Разбойников и волков в нашем лесу не водится. Днём же ты ходить туда не боишься!

Женя только смущённо опускал глаза и лохматил рукой свои курчавые волосы.

— Да я не боюсь, а так как-то жутковато, когда темно, — отвечал он.

— А ты попробуй, пересиль себя, — советовал ему друг-приятель Володя. — Один раз пересилишь, второй, а там и привыкнешь. А то какой же ты пионер?

Но что же говорить об этом: Женя и сам сознавал свой недостаток, да вот поди справься с ним.

Как-то раз приятели отправились в лес за грибами. Набрали их полные лукошки и уселись на полянке отдохнуть.

— Хорошо летом в лесу! — сказал Женя, греясь на солнышке. — Тепло, светло!

— Очень хорошо, особенно когда светло! — лукаво улыбнувшись, добавил Володя.

Женя вдруг вспыхнул:

— Да брось ты свои насмешки! Тебе-то какое дело?

— Нет, не брошу! — перебил его Володя. — Не брошу, пока не отучу тебя от этой глупости.

Он подсел к приятелю и обнял его за плечи:

— Ты не сердись, а подумай сам. Ну, пойдёшь служить в армию, представь себе, назначат тебя ночью в дозор или разведку, что тогда? Осрамишься прямо.

— Там дело совсем другое, — замявшись, отвечал Женя.

— И совсем не другое! — с жаром возразил Володя. — Надо заранее развивать в себе силу воли, а потом поздно будет.

— Это верно. Да только как это сделать? — угрюмо ответил Женя, обрезая перочинным ножом корешки грибов.

— А вот как… Давай сюда ножик. — Володя взял его, подошёл к соседней берёзе и положил нож в развилку между сучками. — Вот тебе боевое задание: сегодня ночью, когда у вас все лягут спать, ты потихоньку оденешься, сходишь сюда, возьмёшь свой ножик и вернёшься домой. Ну, сможешь выполнить или струсишь? — Володя вызывающе поглядел на приятеля.

Женя слегка смутился. Он осмотрелся кругом: весь лес был залит ярким солнечным светом, и Жене самому показалось странным, чего же в нём бояться даже ночью.

— Ну как? Или не по плечу задание? — подзадоривал его Володя.

— Выполню, — решительно ответил Женя.

— Честное пионерское?

— Честное пионерское.

И приятели весело отправились домой.

До вечера Женя вовсе и не думал о том, что ему предстоит сегодня ночью; но, когда стало смеркаться, он вспомнил и невольно слегка поёжился.

Весь вечер ребята с соседних дач играли в «палочку-выручалочку», в «казаков-разбойников». Наконец пришло время расходиться по домам.

— Помнишь задание? — шепнул Володя.

Женя только кивнул головой и, не отвечая, пошёл в переулок, где на самом углу приветливо светились окна их дачи.

После ужина все отправились спать. Женя спал на балконе. Он быстро разделся и лёг в постель, потушил свет. За стеной папа с мамой поговорили немного и замолчали. Стало совсем тихо.

Ах, как было бы теперь хорошо повернуться носом к стене, закрыть глаза и заснуть! Зачем он только дал слово Володе? Но слово уже дано, значит — конец.

Женя лежал с открытыми глазами и глядел в тёмную ночную глубину сада. Изредка ветерок пробегал по деревьям, и от этого они слегка шумели, будто перешёптывались о чём-то. «А как, наверное, страшно теперь в лесу! Тихо-тихо, и ни души кругом». У Жени от одной этой мысли защемило сердце. Однако делать нечего, пора вставать.

Он встал, быстро оделся и, стараясь никого не разбудить, сошёл по ступенькам вниз, в сад, а оттуда на улицу.

Весь дачный посёлок спал. Женя прошёл знакомую улицу. Потом дорога пересекла небольшое поле, а за ним — лес. Вон он уже темнеет впереди, по-ночному таинственный и страшный.

Мальчик вошёл под деревья, и сразу его охватила жуткая тишина. Тишина не беззвучная, не немая, а наоборот, наполненная какими-то шорохами и неясными, приглушёнными звуками.

Боязливо оглядываясь по сторонам, Женя силился представить себе лес таким, каким он видел его сегодня при солнечном свете, силился — и не мог. Это был совсем другой, незнакомый лес, очень густой и тёмный, полный страшных, неведомых тайн.

Что-то зашуршало в кустах. Женя вздрогнул, остановился.

Какой-то маленький толстый зверёк выбежал на дорогу.

«Да ведь это ёжик!» — обрадовался Женя и быстро подбежал к зверьку. Но ночью и ёж был совсем другой, не такой, как днём. Он вышел на охоту за улитками, червяками, лягушками… В ночной темноте зверёк чувствовал себя гораздо увереннее. Он не свернулся в клубок, а подскочил вверх, больно кольнул Женю в руку и побежал дальше, сердито пыхтя и фыркая.

Мальчик вновь тронулся в путь. Дорога становилась всё уже. А возле старого пня надо было вовсе свернуть на тропинку.

Днём по ней можно легко идти, не цепляясь за ветки, но теперь кусты будто сдвинулись, и приходилось на каждом шагу раздвигать их руками.

Вдруг в лесной чаще блеснул зеленоватый огонёк: «Волк?» У Жени даже захватило дыхание. Мальчик затаился в кустах.

«Но почему же огонёк не движется? И почему он только один, а не два? Нет, это не волчий глаз. Это жучок-светлячок. А вон и ещё, и ещё…»

Один зажёг свой фонарик у самых Жениных ног. Мальчик наклонился и осторожно сорвал широкий лист, на котором сидел светляк. Но тот, почуяв опасность, сразу же погасил свой фонарик и стал совсем незаметен на тёмном листе.

На каждом шагу Женю поджидало что-нибудь необычайное.

Вот впереди, между ветвями, бесшумно метнулась какая-то острокрылая птица и тут же села на дорожку, припав всем телом к земле.

Но только мальчик шагнул вперёд, она вновь взлетела и, делая в воздухе замысловатые петли, исчезла в темноте.

Жене стало ещё более жутко. Он знал, что это ночная птица козодой, странная птица с мягкими перьями, как у совы, и огромным ртом, как у жабы. Этим ртом козодой на лету хватает разных ночных насекомых.

А вот где-то в глухих отрогах леса дико захохотала сова.

Скорей бы! Скорей бы поляна с берёзой! Взять нож — и домой. Жене казалось, что идти обратно к дому не так страшно.

Неожиданно всё кругом вдруг посветлело. «Неужели уже рассвет? обрадовался мальчик. — Нет, это луна». Она медленно показалась из-за верхушек и осветила лес. Но от её холодного синего света на душе у Жени не стало спокойнее. Наоборот, под деревьями и кустами тени сделались ещё гуще, ещё таинственнее; казалось, что кто-то неведомый затаился там, караулит, ждёт.

Но вот наконец и поляна. Женя уже хотел выйти туда и вдруг остановился как вкопанный: в кустах на другом конце поляны послышался лёгкий треск сучков.

«Кто это: собака, кошка?» Женя приглядывался. На освещённую луною полянку, осторожно оглядываясь, выбрался зверёк ростом с маленькую собачку — остромордый, остроухий, с длинным хвостом.

«Лисёнок!» — догадался Женя и затаился в кустах, чтобы не испугать зверька.

Вслед за первым лисёнком на поляну выбрался второй, третий — целых пять.

Оглядевшись по сторонам и убедившись, что нет никакой опасности, лисята затеяли возню. Они будто играли в догонялки, а догнав, таскали друг друга за уши, за хвост.

Вот один хочет поймать второго, уже настигает его, а третий забежал наперерез, припал к земле и стережёт. Только бегущие поравнялись с ним, он как прыгнет — и все трое сплошным клубком покатились в траву. А ещё два других — сверху на них.

Мала куча! В такой возне разве что разберёшь? Один, верно, нечаянно куснул другого, а тот его — и из игры получилась драка. Все передрались, а потом уж, должно быть, разобрали, в чём дело, и, очень смущённые, разбрелись в разные стороны.

Вдруг все пятеро разом насторожились, обернувшись мордочками к другому концу поляны.

Женя тоже начал вглядываться туда.

Из кустов выскочила старая лиса и подбежала к лисятам. В зубах она что-то им принесла, кажется задушенного зверька.

В один миг лисята окружили мать. Та положила на землю свою ношу, а сама отошла в сторону, села и стала наблюдать за детьми.

Лисята очень заинтересовались тем, что принесла им мать. Они прыгали вокруг лежавшей на земле добычи, но сразу не решались её взять. А может быть, были сыты и просто хотели сперва поиграть с ней.

Наконец один из лисят схватил добычу — и в тот же миг раздался громкий жалобный крик, похожий на крик ребёнка.

Принесённый лисой зверёк вырвался от лисёнка и скачками бросился в кусты. Лисята так растерялись, что даже не стали его преследовать.

Но тут вмешалась мать-лиса. В два прыжка она настигла зверька, схватила его в зубы и потащила обратно к лисятам. Зверёк вновь жалобно закричал.

Увидев это, Женя выскочил из своего прикрытия и громко захлопал в ладоши.

Ух, и понеслись же лисята в кусты! Только хвосты замелькали.

Лиса, бросив добычу, тоже скрылась в кустах.

Женя подбежал к зверьку. Он испуганно прижался к земле и не двигался. Мальчик осторожно взял его в руки. Это был зайчонок. Женя ощупал ему ножки. Они были целы, и сам зверёк оказался тоже целым и невредимым. Лиса, очевидно, не хотела душить его, а осторожно несла лисятам, чтобы учить их, как надо ловить добычу.

— Нет, уж ты лучше мышей лови. Их и в лесу и в поле сколько угодно, говорил Женя, приглаживая взъерошенную шёрстку зверька. — А мы с тобой давай-ка уйдём отсюда подальше.

И Женя торопливо зашагал по дорожке в лес.

Выйдя на другую полянку, мальчик посадил зайчонка на землю, а сам отошёл в сторонку.

Зайка сидел сперва неподвижно, похожий на комочек земли.

Но вот он зашевелился, приподнял одно ухо, потом другое, поводил ими, привстал на лапки и вдруг начал передними умываться. Умывшись, зайчонок ещё раз огляделся по сторонам и неторопливыми прыжками исчез в кустах.

— Погуляй здесь, а я отдохну немного и тебя покараулю, чтобы лиса опять не схватила, — сказал Женя, усаживаясь в копну свежего сена. — Он прилёг на него, с удовольствием вдыхая запах вянущих трав и цветов.

Читайте также:  Краткое содержание в круге первом солженицына точный пересказ сюжета за 5 минут

«Как хорошо в лесу! — подумал он и вдруг, вспомнив слова Володи и улыбнувшись, добавил про себя: — И не только днём, когда светло!»

Женя с радостью почувствовал, что ему ведь совсем не страшно. Наблюдая лисят, а потом спасая зайчонка, он даже и сам не заметил, когда прошёл этот страх. Теперь ему, наоборот, было уже непонятно, чего он раньше боялся ночью в лесу. Ведь это был тот же самый лес, что и днём, только полный другой, таинственной жизни его ночных обитателей.

Женя лежал на копне и глядел вверх, в небо. Оно было очень глубокое, тёмное, и в нём только ярко светилась совсем круглая, как сказочный колобок, луна.

«А вот и медведь гонится за колобком», — подумал Женя, глядя на странной формы облако, наплывающее на луну.

Но Жене не удалось досмотреть, схватит ли медведь колобок или нет. Глаза его почему-то слегка закрылись…

…А когда он снова открыл их, было уже совсем светло и очень прохладно.

Лучи солнца уже прорывались сквозь густую листву берёз. Вся поляна была укрыта белой дымкой тумана. Он слегка колыхался, весь пронизанный ярким утренним светом.

Женя не стал дожидаться, пока туман поднимется вверх, а весело бросился прямо в него, в эту прозрачную сыроватую мглу, последний остаток ушедшей ночи.

Выбравшись из тумана, Женя бодро зашагал по дорожке. Кругом в лесу на все голоса распевали птицы, встречая новый погожий день; и лесной доктор дятел уже выстукивал больное дерево, отыскивая под его корой жуков-короедов; и где-то вдали звонко куковала кукушка, отсчитывая Жене много-много счастливых лет.

«Нужно скорее домой, чтобы мама с папой не встали и не начали беспокоиться, где я», — подумал Женя, ещё прибавляя шагу.

Подходя к самому дому, Женя вдруг вспомнил, что именно то, за чем он ходил в лес, своё задание, он так и не выполнил — забыл взять свой ножик.

Но Женя только улыбнулся при этом. Ведь теперь он уже твёрдо знал, что такое задание он без труда сможет выполнить в любое время.

Я путешествовал по Кавказу, знакомился с его природой, с его разнообразным миром растений и животных. Читать…

Бывают такие люди: простые, радушные — встретишь человека впервые, а кажется, будто ты давным-давно знаешь его, давно уже дружишь с ним. Читать…

Источник: http://PeskarLib.ru/g-skrebickiy/trudnoe-zadanie/

Георгий Скребицкий, рассказ “Кот Иваныч”: краткое содержание, главные герои

Рассказы о братьях наших меньших просты только на первый взгляд. За короткими, емкими описаниями скрывается глубокая мысль и великая любовь автора к каждому живому существу.

Поэтому не стоит думать, что такие небольшие произведения хороши только для младших школьников. Иногда простые, но от того не менее насущные истины забываются вечно занятыми взрослыми.

Да и кому не хочется вернуться в уютную атмосферу детства с помощью старых добрых книжек? Рассказ “Кот Иваныч” отлично для этого подходит.

Об авторе

Известный русский и советский писатель-натуралист Георгий Алексеевич Скребицкий родился в 1903 году. Неброские пейзажи тульских лесов и лугов произвели на мальчика глубокое впечатление и навсегда остались в его памяти и произведениях.

Получив серьезное многопрофильное образование – литературное и зоотехническое, – Скребицкий наилучшим образом объединил свои главные жизненные увлечения, написав свои первые произведения в конце 1930-х.

Уже первые сборники рассказов «Простофиля и хитрецы» и «Рассказы охотника» принесли Георгию Алексеевичу известность и любовь больших и маленьких читателей.

Впоследствии Скребицкий активно сотрудничал с журналом “Мурзилка”, печатая короткие рассказы для самых маленьких. Также автор внес свой вклад в составление сборника “Родная речь”. Сценарии к мультфильмам “Лесные путешественники” (о смелых белочках) и “В лесной чаще” (о забавном барсучонке) также созданы этим замечательным писателем.

Вершиной творчества Скребицкого стали две повести: “От первых проталин до первой грозы” и “У птенцов подрастают крылья”. В обеих работах рассказывается многое о детстве и отрочестве самого писателя. К сожалению, вторая повесть осталась незаконченной из-за скоропостижной смерти Скребицкого в 1964 году.

Особенности творчества

Главной темой произведений Георгия Скребицкого всегда была природа в своей постоянной изменчивости и особой красоте. Глубокие знания о жизни самых разных животных, а также увлекательные научные экспедиции и азартная охота были отличным подспорьем для писателя.

Характерная черта его творчества – короткие, но емкие и необычные названия рассказов. “Речной волк”, “Чир Чирыч”, “Воришка”, “Длинноносые рыболовы”, “Куйка”.

Часто использует Скребицкий в начале рассказов неторопливые, но и не затянутые описания окружающей природы, увлекая читателя в карельские болота или задумчивые леса средней полосы. И зачастую внезапно вводит главного героя – зверушку, рыбку или птичку.

Да не простую, а со своими повадками и привычками. А что случится с этим героем дальше – зависит уже от рассказа. Даже рассказы об охоте и рыбалке не выглядят у Скребицкого кровожадными.

Они полны веселым азартом и полностью доказывают, что борьба между добытчиком и добычей идет на равных.

“Кот Иваныч” – еще один яркий пример того, с каким юмором и любовью Скребицкий описывает “брата меньшего” и его своеобразную жизнь. Небольшой забавный рассказ покоряет своей искренностью и детей, и взрослых.

“Кот Иваныч”: краткое содержание

По сути, весь рассказ представляет собой сборник мини-зарисовок из жизни самого обыкновенного, на первый взгляд, домашнего кота. В какие только приключения не попадал кот Иваныч! И в тесте вымазывался, и крыс в амбаре ловил (правда, исключительно для собственного удовольствия), и даже непростую дружбу с ежом завел.

Все случаи в рассказе полуанекдотические, сейчас существует много видеороликов с подобными сюжетами. Страсть, которую питал кот Иваныч к рыбе, быстро улетучилась после того, как его схватил за лапу большой рак. Достается котику и от ворон, которые покусились на его добычу из амбара. А то, как кот Иваныч обустроился в тесте, и вовсе заставляет от души посмеяться над его любовью к комфорту.

Только последний эпизод заставляет читателя напрячься. Переезд на новую квартиру – непростое время для домашних питомцев, и автор переживает, как воспримет это всеобщий пушистый любимец. Однако за преданность Иваныча беспокоиться не стоит: после краткого обзора нового дома он понимает, что все близкие – рядом, и полностью принимает новую жизнь.

Главные герои

Всех персонажей рассказа разделил на две группы Георгий Скребицкий. Кот Иваныч, щенок Бобка, еж, вороны и другие зверушки – первая и главная группа.

Несмотря на реализм рассказа (звери не разговаривают и не уподобляются людям), читатель сразу понимает характер каждого героя: Бобка – веселый и глуповатый, вороны – наглые, ежик – поначалу дикий, как и всякий лесной житель, но потом привыкает к новому другу, видя, что тот ничего плохого ему не сделает.

Людей в рассказе немного – сам автор, его мама и брат. Любопытен тот факт, что все они появляются по сюжету лишь эпизодически, в основном выступая в роли наблюдателей. Конечно, маме приходится выпутывать Иваныча из теста и мыть его в тазу.

Разумеется, она пугается страшной добычи, которую кот приносит из амбара. И все же она относится к его проделкам спокойно и с юмором, принимает их как должное. И кот Иваныч видит ее теплое отношение, отвечая тем же. Неслучайно его любимое место во время семейных ужинов – рядом с мамой рассказчика.

Именно там кот полностью понимает и принимает переезд семьи в новый дом.

Теплые и доверительные отношения хозяев и животных описывает Георгий Скребицкий в своем рассказе. И все же не люди здесь главные герои. “Кот Иваныч” – произведение больше именно о зверушках, наделенных своими характерами и особенностями.

Образ Иваныча

Неслучаен выбор автором имени для главного героя. Это не простая кличка, как, например, Мурзик или Пушок – не просто так назвал свой рассказ Георгий Скребицкий. “Кот Иваныч”… Вы только вслушайтесь! Важность, солидность, характер сочетаются здесь с теплым, дружеским отношением (иначе кота звали бы Ивановичем).

С первых строк узнает читатель одну из главных черт кота – лень. Причем лень эта не вызывает раздражения, мы сразу понимаем, что это чувство абсолютно нормально не только для котов. А уж когда автор противопоставляет лень Иваныча Бобкиной глупости, выбор становится совсем очевидным.

Иваныч любит простые житейские удовольствия – теплую лежанку (пусть даже и в кадушке с тестом), вкусную рыбку (из аквариума тоже сойдет), небольшие развлечения и похвальбу перед хозяевами (амбарные крысы). Иногда коту приходится пострадать за них, но он переносит все стойко. И тут мы узнаем еще об одной, самой главной черте Иваныча – доброте.

С преданной собакой сравнивает своего героя Скребицкий. Кот Иваныч всюду неотступно следует за своими хозяевами, встречает и провожает их. И даже когда автор опасается, что их любимец убежит на старую квартиру, он ошибается. В который раз сравнивая Иваныча с собакой, писатель делает вывод: их кот далеко не самый обычный.

“Кот Иваныч”: главная мысль

Темой многих произведений Скребицкого становилось взаимодействие людей и животных, домашних либо диких. И характерной чертой этого взаимодействия является взаимопонимание. И люди, и звери принимают друг друга со всеми достоинствами и недостатками, уживаются вместе и становятся друзьями.

Да, у Иваныча много черт дикой кошки: жадность, лень, озорство, время от времени просыпающиеся охотничьи инстинкты. Но в то же время он – добрый и ласковый домашний питомец, который ни за что не предаст семью. Даже к дикому колючему ежику привык Иваныч, разделив с ним обед. И это видят его хозяева, ценят его преданность и мягкость по отношению к тем, кого он любит.

Особенности языка

Рассказ читается на одном дыхании не только из-за небольшого объема. Он написан очень простым житейским языком. Мы словно слушаем мальчика, который рассказывает интересные истории о своем коте.

Любопытно, что мы не знаем, какого цвета Иваныч – знаем только то, что он большой и толстый. Это дает нам возможность сравнить с ним практически любого кота, тем самым сделав его еще роднее читателям.

О повседневных занятиях кота Скребицкий рассказывает в настоящем времени, и мы словно видим, как Иваныч умывается, греется на солнышке или лезет в аквариум за рыбками. А особенные происшествия описываются в прошедшем времени.

Истории настолько плавно перетекают из одной в другую, что читатель этого почти не замечает. Лень кота сменяется его похождениями в амбар, однако потом выясняется, что крыс он не ест, но зато любит рыбу. Так и начинается очередной эпизод. Размеренная жизнь кота отлично отражается в размеренном, бесконечном повествовании.

“Кот Иваныч”: отзывы и рекомендации

Рассказ Скребицкого входит в школьную программу младших классов и активно обсуждается на уроках чтения. Изучив отзывы, можно сделать вывод, что доступный язык, веселые приключения и харизматичный главный герой делают произведение одним из любимых у маленьких читателей, после его прочтения они охотно делятся похожими историями из жизни собственных питомцев.

Как уже отмечалось, текст читается легко, родители говорят, что детей не нужно даже особо упрашивать дочитать рассказ до конца. Целесообразно после разбора произведения “Кот Иваныч” проводить выставки детского творчества на тему “Мой питомец”, а также составлять тематические фотогалереи или видеоподборки.

Можно также предложить детям инсценировать отдельные эпизоды рассказа.

Итоги

Литература о животных никогда не предастся забвению, и произведения Георгия Скребицкого – яркое тому подтверждение. Смешные и забавные, но в то же время преданные и добрые питомцы учат нас быть терпеливыми и ответственными.

Источник: http://buk-journal.ru/article/267914/georgiy-skrebitskiy-rasskaz-kot-ivanyich-kratkoe-soderjanie-glavnyie-geroi

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector