Краткое содержание рассказов лидии чарской за 2 минуты

Лидия Чарская. Рассказы и сказки для детей. Произведения и биография

Краткое содержание рассказов Лидии Чарской за 2 минуты

Чарская Лидия Алексеевна.Краткая биография,жизнь и творчество

(настоящая фамилия — Воронова, по мужу — Чурилова)
(1878-1937) русская писательница и актриса  

Детство Лидии Чарской прошло в семье военного инженера, полковника. Мать умерла при родах, поэтому во многих ее произведениях слышится мотив сиротства. Девочка обожала отца и ненавидела мачеху, даже убегала из дома и из-за этого часто болела.

Однажды в течение многих дней ее выхаживала неизвестная женщина в белом. Девочка очень привязалась к ней, и лишь случайно выяснилось, что эта женщина — нелюбимая мачеха, которая с тех пор стала самым близким человеком для Лидии. В 1886 году девочку отдают в Павловский женский институт, находившийся в Петербурге.

Все эти события позже отразились в ее повестях.  

После окончания института в 1893 году Чарская не возвращается в родной дом и в восемнадцать лет выходит замуж за офицера Б. Чурилова. Совместная жизнь супругов продолжается недолго: вскоре они расстаются, и Лидия Чарская остается одна с сыном.

Она поступает на театрально-драматические курсы. В1898 году Чарской удается выдержать конкурс и поступить в Александрийский театр, в котором она проработала до 1924 года.

Тогда Лидия и придумала сценический псевдоним — Чарская, этим же именем она стала подписывать впоследствии свои книги.  

Театральная биография актрисы складывалась не так, как ей хотелось: она мечтала о ролях романтических героинь, таких, как Катерина из «Грозы» А.

Островского, Луиза Миллер из «Разбойников» Ф. Шиллера. А ей приходилось играть характерные роли субреток или старух.

 

Первая повесть Чарской «Записки институтки» появилась в специальном журнале для девушек «Задушевное слово» в 1901 году. До закрытия журнала, последовавшего в 1918 году, в нем практически ежегодно печатались произведения писательницы.

 

За свои труды Чарская получала мизерные гонорары и была вынуждена писать много, — одно произведение за другим, что, несомненно, сказывалось на качестве. В ее книгах встречаются повторы, неряшливость языка, определенный схематизм сюжетных линий, часто попадаются общие места.

 

Хотя первое произведение Чарской было написано на основе ее собственных впечатлений и не отличалось особенной глубиной проработки характеров, оно привлекло внимание темой, которую она ввела в литературу. До нее никто не рассказывал так подробно и ярко о душной атмосфере закрытых привилегированных женских учебных учреждений России.

Первый ряд произведений Лидии Чарской, посвященных жизни маленьких затворниц, был создан на основе личных впечатлений: «За что?» (1909), «Большой Джон» (1910), «На всю жизнь» (1911), «Цель достигнута» (1911). Чарская воссоздала деликатный внутренний мир маленькой девочки, где грезы и страхи являются органическими составляющими мировосприятия. В произведениях Чарской соединились две традиции — яркая эмоциональность, свойственная сентиментализму начала XIX века, и обостренный интерес к миру грез и снов, привнесенный в литературу писателями-модернистами. От последних, в частности от Ф. Сологуба, Чарская унаследовала интерес к страшному. Она часто использует мотивы детских рассказов-страшилок, неизменно разоблачая их в конце сюжета.   Другой ряд произведений — «Княжна Джаваха» (1904), «Люда Влассовская» (1904), «Белые пелеринки» (1906), «Юность Лидии» (1912) — также биографичен, но события жизни писательницы служат в них только основой. Чарская конструирует романтический сюжет, допускает больший вымысел, причудливо переплетая между собой событийные линии. Но и здесь ярко воспроизведен внутренний мир девушки более старшего возраста, показано становление героини как личности. При всей безыскусности стиля произведения Чарской явились прекрасным воспитательным средством, именно поэтому их рекомендовали для библиотек различных учебных заведений.   Действительно, писательница строила интригу на приключениях или нравственных страданиях героев. Сентиментально-драматическая тональность, неопределенность судьбы героев, ожидание напряженной развязки привлекали внимание читателя, поддерживая в них интерес к сюжету до его разрешения.

Не случайно в Новодевичий монастырь к могиле княжны Джавахи — персонажа, придуманного Чарской, — стекались поклонницы. Одна из них, М. Цветаева, даже посвятила героине стихотворение «Нине Джавахе».

 

Возможно, успех Чарской объяснялся и тем, что большинство ее произведений написано от первого лица. В рассказах, посвященных жизни институток, подобный прием помогал представить их маленький мирок изнутри и без лишнего морализаторства показать его убогость и ограниченность.

 

В 1912 году К. Чуковский, выступавший в те годы в основном как критик, публикует разгромную статью, посвященную произведениям Чарской, оценивая ее творчество как своеобразную фабрику ужасов. Однако и он не мог не признать успех книг писательницы у читателей, в десятые годы переведенных на английский, немецкий и французский языки.

Некоторые произведения Чарской посвящены отдельным фактам отечественной истории («Смелая жизнь», 1905, о Н. Дуровой; «Газават», 1906). Любопытно издание «Один за всех. Повесть о жизни Сергия Радонежского, великого сподвижника земли русской», которое было проиллюстрировано репродукциями картин М. Нестерова, К. Брюллова, древними миниатюрами, фотографиями предметов старины.  

Форма жития интенсивно развивалась в русской литературе на протяжении первого тридцатилетия XX века (произведения Б. Зайцева, Б. Пильняка).

Чарская создает яркий рассказ о человеке, одним из первых утверждавшем необходимость объединения во имя борьбы с врагом.

Вместе с тем писательница использует пример жизни Сергия и для выражения определенной нравственной концепции, в основе которой лежали идеалы добра и красоты.

 

Подобную же задачу выполняют и сказки Чарской, они весьма необычны по сюжетному построению и скорее напоминают небольшие новеллы, где героями становятся сказочные существа, короли, феи и злые волшебники.

Простые люди могут превратиться в могущественных правителей, но они томятся в золотых клетках и обретают счастье только вырвавшись из них.

Близость к природе, естественность чувств воспеваются Чарской как единственно возможные ценности.

 

Ее литературная жизнь продолжалась всего пятнадцать лет, за это время ею было написано около восьмидесяти книг прозы и поэзии. Многие писатели признавались, что прошли через ее школу, учились у нее приемам создания справедливых, благородных и щедрых героев.

Когда писательница лишилась работы и литературного заработка, читатели помогали ей: убирались в комнатах, мыли полы. Даже К. Чуковский не остался безучастным и добился, чтобы ее включили в список особо нуждающихся писателей.  

Близкие всячески стремились поддержать Чарскую.

Любопытно, что сотрудники Детиздата хотели выпустить сборник сочинений Чарской с предисловием Ф. Сологуба. Он живо откликнулся на предложение и написал в 1926 году одну из первых аналитических статей о творчестве Чарской. Но редактор журнала «Звезда» Л.

Сейфуллина отвергла ее, и она осталась лежать в архиве.

 

С 1925 по 1929 год Чарская выпустила четыре маленькие книжки для детей под псевдонимом Н. Иванова, но полностью изменить ситуацию с изданием своих сочинений писательнице не удалось.

Последовавшее вскоре изъятие ее книг из библиотек по специальному распоряжению Н.

Крупской, определявшей культурную политику и установившей круг произведений, которые могли вредно повлиять на подрастающее поколение, привело к тому, что к началу войны имя писательницы практически не было известно читателю, которому предназначались ее книги.

 

В конце двадцатых годов у Лидии Чарской начал развиваться туберкулез. Друзьям удалось отправить ее на отдых в деревню. Особое участие в судьбе Чарской принимала О. Капица, негласный руководитель детской литературы. Рядом с Чарской находились и ее друзья: семья М. Зощенко, Е. Данько, В. Калицкая.

  Писательница продолжала сочинять, вероятно, вела дневник. Любимым автором Чарской оставался Пушкин. Она признавалась: «Если отнять у меня возможность писать — я перестала бы жить, вызывать добрые чувства в юных читателях, поддерживать их интерес к окружающему, будить любовь к добру и правде, сострадание к бедным, священное пламя любви к родине». К сожалению, популярность Чарской оказалась ненужной во времена декларативной лозунговости.  

Современный мир не воспринимает сентиментальный характер произведений учительницы, но будущим исследователям еще предстоит определить вклад Лидии Чарской в отечественную культуру, прояснить отдельные факты ее биографии.

  Близкие похоронили Чарскую на Смоленском кладбище, поставили на могиле крест и ограду, но только благодаря почитателям и исследователям ее таланта после Великой Отечественной войны удалось разыскать захоронение и привести его в порядок. ———————————————————————

Рассказы и сказки Лидии Чарской.Биография,жизнь
и творчество Чарской.Читаем бесплатно онлайн.

 

Читать все рассказы и сказки Чарской.Содержание
Читать рассказы других авторов

 

Источник: https://skazkibasni.com/lidiya-charskaya

Записки маленькой гимназистки: краткое содержание. Лидия Чарская, Записки маленькой гимназистки

Лидия Алексеевна Чарская, как будто реальный инженер человечьих душ, вводит в канву собственного повествования девченку, владеющую талантом доброты и самопожертвования.

Много поколений российских женщин считало собственной настольной книжкой «Записки малеханькой гимназистки». Короткое содержание ее указывает, как владеющий не показными, а реальными добродетелями человек способен поменять окружающий его мир к наилучшему.

Основная героиня повести – девятилетняя девченка. Она светлая и хорошая (по-гречески имя Лена значит «свет»).

Осиротевшая Леночка

Читатель знакомится с ней, когда она мчится в поезде из ее родного приволжского Рыбинска к Петербургу. Грустная это поездка, не по собственной воле она мчится. Девченка осиротела. Ее возлюбленная «самая милая, хорошая» матушка с очами, схожими на глаза ангела, изображенного в церкви, простыла, «когда лед тронулся», и, исхудав, став «как будто восковой», погибла в сентябре.

Катастрофически начинаются «Записки малеханькой гимназистки». Короткое содержание вступительной части заключается в воспитании незапятанной и ласковой натуры малыша.

Мать, чувствуя приближение собственной кончины, обратилась с просьбой к двоюродному брату Иконину Мише Васильевичу, живущему в Петербурге и имеющему чин генерала (статского советника), воспитать девченку.

Марьюшка купила девченке жд билет до Петербурга, отослала телеграмму дяде – повстречать девченку — и поручила присмотреть за Леночкой в дороге знакомому проводнику – Никифору Матвеевичу.

В доме у дяди

Ярко сцену, происходящую в доме у статского советника, обрисовывает Лидия Чарская. «Записки малеханькой гимназистки» содержат изображение неприветливой унизительной встречи ее сестрой и 2-мя братьями.

Леночка зашла в калошах в гостиную, и это не осталось незамеченным, сразу обратилось в упрек ей.

Напротив нее, ухмыляясь, с очевидным чувством приемущества, стояли светловолосая, схожая на фарфоровую куколку со вздернутой капризно верхней губкой Нина; мальчишка постарше, с чертами, схожими ей, – Жоржик, и худощавый, кривляющийся младший отпрыск статского советника Толя.

Как они восприняли прибывшую из провинции кузину? Повесть «Записки малеханькой гимназистки» отвечает на этот вопрос: с омерзением, с чувством собственного приемущества, со специфичной детской беспощадностью («нищая», «мокрица», «не нужна нам она», взятая «из жалости»). Леночка стойко переносила изымательства, но когда Толик, дразнясь и кривляясь, в общении упомянул покойную матушку девченки, она толкнула его, и мальчишка разбил дорогую японскую фарфоровою вазу.

Читайте также:  Краткое содержание батальоны просят огня бондарева точный пересказ сюжета за 5 минут

Разбитая ваза

Здесь же эти мелкие Иконины побежали сетовать Баварии Ивановне (так они про себя называли гувернантку Матильду Францевну), по-своему переврав ситуацию и обвинив Леночку.

Трогательно обрисовывает сцену восприятия содеянного ласковой и неозлобившейся девченкой Лидия Чарская.

«Записки малеханькой гимназистки» содержат тривиальный контраст: Леночка не задумывается о братьях и сестре со злобой, не обзывает их в идей, как это повсевременно делают они.

«Ну как мне быть с этими забияками?» — спрашивает она, глядя на сероватое петербуржское небо и представляя свою покойную матушку. Она разговаривала с ней своим «сильнобьющимся сердечком».

Очень скоро приехал «дядя Мишель» (как представился дядя собственной племяннице) с супругой, тетей Нелли. Тетя, как было видно, не собиралась относиться к племяннице, как к родной, а желала просто дать ее в гимназию, где ее «вымуштруют». Дядя, узнав о разбитой вуале, помрачнел. Потом все пошли обедать.

Старшая дочь Икониных – Юлия (Жюли)

Во время обеда Леночка познакомилась еще с одной жительницей этого дома, горбатой Жюли, старшей дочкой тети Нелли.

«Записки малеханькой гимназистки» обрисовывают ее обезображенной недугом, узколицей, плоскогрудой, горбатой, ранимой и озлобленной девченкой. Ее не понимали в семье Икониных, она была изгоем.

Леночка оказалась единственной, кто от всего сердца жалел бедную обезображенную природой девченку, у которой красивыми были только глаза, похожие на «два бриллианта».

Но Жюли возненавидела вновь прибывшую родственницу за то, что ту вселили в комнатку, ранее принадлежащую ей.

Месть Жюли

Новость о том, что ей завтра следует идти в гимназию, обрадовала Леночку. И когда Матильда Францевна в собственном стиле отдала приказ девченке идти «разбирать свои вещи» перед школой, та побежала в гостиную.

Но вещи уже перенесли в крошечную комнатушку с одним окном, узенькой кроватью, рукомойником и комодом (бывшую комнату Жюли). Контрастно с детской и гостиной изображает этот кислый уголок Лидия Чарская. Книжки ее нередко как будто обрисовывают сложное детство и молодость самой писательницы.

Она, подобно главной героине повести, рано лишилась мамы. Мачеху же Лидия терпеть не могла, потому несколько раз сбегала из дому. С 15 лет она вела ежедневник.

Но вернемся к сюжету повести «Записки малеханькой гимназистки». Короткое содержание последующих событий заключается в злостной шалости Жюли и Ниночки. Сначала 1-ая, а потом 2-ая разбрасывали по комнате вещи из чемодана Леночки, потом сломали стол. А позже Жюли обвинила злосчастную сироту, что та стукнула Ниночку.

Незаслуженное наказание

Со познанием дела (очевиден личный опыт) обрисовывает последовавшее наказание главной героини Лидия Чарская. «Записки малеханькой гимназистки» содержат гнетущую сцену насилия над сиротой и возмутительной несправедливости.

Рассердившаяся грубая и нещадная гувернантка втолкнула девченку в какую-то пыльную, черную, прохладную нежилую комнату и закрыла за ней задвижку с наружной стороны двери. В один момент в мгле появилась пара больших желтоватых глаз, парящих прямо к Леночке.

Та свалилась наземь и растеряла сознание.

Гувернантка, найдя обмякшее тело Елены, сама ужаснулась. И выпустила девченку из заточения. Ее не предупредили, что там живет ручной филин.

Иконина-первая и Иконина-вторая

На последующий денек гувернантка привела девченку к директору гимназии — Чириковой Анне Владимировне, даме высочайшей и статной с седоватыми волосами и юным лицом.

Матильда Францевна охарактеризовала Леночку, взвалив на нее всю вину за выходки сестер и братьев, но начальница не поверила ей. Анна Владимировна тепло отнеслась к девченке, которая по уходу гувернантки разразилась слезами.

Она направила Леночку в класс, сказав, что учащаяся в нем же Жюли (Юлия Иконина) познакомит девченку с остальными.

Диктант. Травля

«Рекомендация» Жюли была своеобразна: она оболгала Леночку перед всем классом, заявив, что не считает ее сестрой, обвинив в драчливости и лживости. Инсинуация сделала свое дело. В классе, где первую скрипку игрались две-три эгоистичных, на физическом уровне крепких нахальных девченки, скорых на экзекуцию и травлю, была сотворена атмосфера нетерпимости вокруг Леночки.

Учитель Василий Васильевич опешил таким неродственным отношениям. Он усадил Леночку около Жебелевой, а потом начался диктант. Леночка (Иконина-вторая, как ее именовал учитель) написала его каллиграфически и без помарок, а Жюли (Иконина-первая) допустила 20 ошибок. Последующие действия в классе, где все страшились возражать обнаглевшей Ивиной, мы опишем коротко.

«Записки малеханькой гимназистки» содержат сцену беспощадной травли новейшей ученицы всем классом. Ее окружили, со всех боков толкали, дергали. Сплетничала в ее адресок завистная Жебелева и Жюли. Но этим двум было далековато до узнаваемых в гимназии шалуний и сорвиголов Ивиной и Жени Рош.

Для чего же Ивина и другие инициировали этот прессинг? Чтоб «сломать» новую, лишить воли, вынудить быть послушливой. Вышло ли это у молодых хулиганок? Нет.

Елена мучается за поступок Жюли. 1-ое волшебство

На 5-ый денек пребывания в доме у дяди на Леночку обвалилось очередное несчастье. Жюли, обозленная на Жоржа за то, что тот доложил отцу о приобретенной ею единице на уроке закона Божьего, закрыла его бедную сову в ящике.

Жорж был привязан к птице, которую дрессировал и кормил. Жюли, не удержавшись от ликования, выдала себя в присутствии Леночки. Но Матильда Францевна уже отыскала тельце бедного Фильки и по-своему обусловила его убийцу.

Ее поддержала супруга генерала, и Леночку должны были высечь. Беспощадные характеры в этом доме демонстрируют «Записки малеханькой гимназистки». Главные герои часто не только лишь нещадны, да и несправедливы.

Но тут и вышло 1-ое волшебство, открылась Добру 1-ая душа. Когда Бавария Ивановна внесла над бедной девченкой розгу, расправу оборвал истошный вопль: «Не смейте сечь!» Его издал ворвавшийся в комнату бледноватый, трясущийся, с большими слезами на лице младший брат Толя «Она сирота, она не повинна! Ее жалеть нужно». Отныне он и Елена стали дружны.

Белоснежная ворона

В один прекрасный момент черненькая Ивина и полненькая Женя Рош решили «затравить» учителя литературы Василия Васильевича. Как обычно, остальной класс их поддержал. Одна только Леночка, вызванная учителем, без издевок ответила домашнее задание.

Таковой вспышки ненависти к для себя Леночка еще никогда не лицезрела… Ее поволокли по коридору, втолкнули в пустующее помещение и закрыли. Девченка рыдала, ей было очень тяжело. Она звала мамочку, она даже была готова возвратиться в Рыбинск.

И здесь вышло 2-ое волшебство в ее жизни… К ней подошла любимица всей гимназии, ученица старшего курса, графиня Анна Симолинь.

Она, будучи сама смиренной и хорошей, сообразила, каким сокровищем является душа Леночки, утерла ей слезы, успокоила и от всей души предложила злосчастной
девченке свою дружбу.

Иконина-вторая после чего практически «восстала из пепла», она была готова обучаться далее в этой гимназии.

Малая победа

Скоро дядя девченки объявил детям, что в доме будет бал, и предложил им написать приглашение своим друзьям. Как произнес генерал, будет всего только одна гостья от него — дочь начальника.

О том, как Жорж и Ниночка пригласили школьных друзей, а Леночка же — Нюрочку (дочь кондуктора Никифора Матвеевича), писательница Лидия Чарская ведет собственный предстоящий рассказ.

«Записки малеханькой гимназистки» представляют для Леночки и Нюрочки первую часть бала провальной: они оказались объектом насмешек со стороны малышей, воспитанных в презрении к «мужчинам». Но ситуация диаметрально поменялась, когда приехала гостья от дяди.

Каково же было удивление Леночки, когда ею оказалась Анна Симолинь! К «дочери министра» пробовали льнуть мелкие великосветские снобы, но Анна провела весь вечер только с Еленой и Нюрочкой.

А когда она сплясала с Нюрой вальс, все застыли. Девицы танцевали настолько пластично и выразительно, что даже Матильда Францевна, танцующая, как автомат, засмотревшись, сделала две ошибки. Зато позже мальчики-дворяне наперерыв приглашали «простолюдинку» Нюру на танец. Это была малая победа.

Новое страдание за проступок Жюли. Волшебство № 4

Вобщем, скоро судьба готовила Елене истинное испытание. Вышло это в гимназии. Жюли спалила красноватую книжицу преподавательницы германского языка с диктантами. Это сразу из ее слов выяснила Елена.

Она взяла вину сестры на себя, обратившись к учительнице со словами сожаления.

«Ах, подарок моей покойной сестры Софии!» — воскликнула учительница… Она не была благородной, она не искусна прощать… Как лицезреем, вправду актуальных персонажей воскрешают «Записки малеханькой гимназистки».

Короткое содержание следующих событий — это новые тесты, выпавшие на долю этой мужественной девченки. Елену на публике обвинили в воровстве перед всей гимназией. Она стояла в коридоре с приколотым булавкой к одежке листом бумаги с надписью «Воровка». Она, взявшая на себя вину другого человека. Эту записку сорвала с нее Анна Симолинь, объявив всем, что не верует в вину Елены.

О случившемся поведали Баварии Ивановне, а та — тете Нелли. Лену ожидали еще больше томные тесты… Генеральша в открытую называла Лену воровкой, позором семьи. И здесь вышло 4-ое волшебство. К ней пришла ночкой вся в слезах раскаявшаяся Жюли. Она вправду раскаивалась. Поистине христианское смирение сестры разбудило и ее душу!

5-ое волшебство. Согласие в семье Икониных

Скоро газеты запестрели известием о катастрофы. Поезд Никифора Матвеевича Рыбинск – Петербург попал в катастрофу. Лена просила тетю Нелли отпустить ее, чтоб проведать его, посодействовать. Но черствая генеральша не разрешила.

Читайте также:  Краткое содержание вокруг света за 80 дней жюля верна точный пересказ сюжета за 5 минут

Тогда Лена в гимназии сделала вид, что не выучила урок закона Божьего (на уроке присутствовала начальница гимназии и все учителя) и была наказана – оставлена на три часа после уроков.

Сейчас проще обычного было сбежать, чтоб проведать Никифора Матвеевича.

Девченка пошла в стужу и метель на окраину городка, сбилась с дороги, обессилела и присела в сугроб, ей стало отлично, тепло… Ее выручили. Случаем по этой местности ворачивался с охоты папа Анны Симолинь. Он расслышал стон, а охотничья собака разыскала в сугробе практически занесенную снегом девченку.

Когда Елена пришла в себя, ее успокоили, весть о крушении поезда оказалось газетной опечаткой. В доме Анны, под присмотром докторов, Елена оздоровела. Анну же потрясла самоотверженность подруги, и она предложила ей остаться, став нареченной сестрой (отец был согласен).

Признательная Елена не могла и грезить о таком счастье. Анна и Лена пошли в дом к дяде, объявить об этом решении. Анна произнесла, что Лена будет жить у нее.

Но здесь Толик и Жюли свалились на колени и стали жарко просить сестру не уходить из дома. Толик гласил, что, как Пятница, он не сумеет жить без Робинзона (т. е.

Лены), а Жюли просила ее, так как без нее она не сумеет вправду исправиться.

И здесь случилось 5-ое волшебство: в конце концов прозрела душа тети Нелли. Она только на данный момент сообразила, как благородна Елена, что поистине неоценимое она сделала для ее деток. Мама семейства в конце концов приняла ее, как родную дочь. Жорж, равнодушный ко всему, также, расчувствовавшись, зарыдал, его исконный нейтралите
т меж хорошем и злом был отброшен в пользу первого.

Вывод

И Лена, и Анна сообразили, что Елена в этой семье нужней. Ведь эта девочка-сирота, вначале не встретившая доброты на собственном пути, своим жарким сердцем смогла растопить лед вокруг себя. Ей удалось внести в надменный, уродующий, ожесточенный дом лучи любви и реального христианского смирения высочайшей пробы.

Сейчас (практически через 100 лет после написания) снова на буме популярности «Записки малеханькой гимназистки». Отзывы читателей говорят, что повесть актуальна.

Как нередко наши современники живут, отвечая ударом на удар, мстят, терпеть не могут. Становится ли от этого мир вокруг их лучше? Навряд ли.

Книжка Чарской нам дает осознать, что реально поменять мир к наилучшему может только доброта и жертвенность.

Источник: https://tipsboard.ru/zapiski-malenkoj-gimnazistki-kratkoe-soderzhanie-lidiya-charskaya-zapiski-malenkoj-gimnazistki/

Сибирочка Лидии Чарской

“Сибирочка” Лидии Чарской отлично подойдет в качестве воспитателя нравственности. Как трудно иногда объяснить подростку что такое честь и долг! Что не все в жизни решают деньги! И что преданность друга порою может спасти человеческую жизнь! Родители очень часто говорят детям: “Надо быть честным!”, “Надо быть порядочным!” и т. д.

Однако я хочу заметить, что это все просто слова. Невозможно воспитать в человеке сочувствие одной лишь повторяющейся фразой: “Прояви любовь к ближнему своему!” Нравственность возможно лишь выстрадать изнутри. Осознать что есть плохо, и что есть хорошо.

К тому же в жизни очень часто добро и зло переплетаются так плотно, что провести грань между ними бывает не просто. Перед воспитателями всегда стоял вопрос КАК воспитать нравственность, КАК заставить подростка прочувствовать и разобраться в этой сложной жизни. Словами тут ничего не решить.

Подростку нужны яркие примеры для подражания! Должно быть жгучее желание быть похожим на кого-то, кто смог восхитить, кто тронул самое сердце! В таких случаях во все времена на помощь приходили книги!

Вот к такой книге я могу отнести произведение Лидии Алексеевны ЧарскойСибирочка»

С самой первой строчки повесть Лидии ЧарскойСибирочка” создает ощущение тревоги и движения: “Волки! Волки! Спасайтесь!” Это чувство еще не раз вернется к читателю.

Почти каждая глава приковывает к себе внимание и не отпускает. Желание узнать, что же там дальше, не покидает читателя ни на минуту. Неожиданные повороты событий вереницей следуют друг за другом.

Оторваться от книги возможно лишь в самом ее конце, когда автор поставила некогда точку в своем напряженном повествовании.

Я не могу сказать, что повесть “Сибирочка” легкая с эмоциональной точки зрения.

Книга вызывает море переживаний: страх за главных героев, сочувствие, жалость, обиду, злость на обидчиков, желание наказать виновных и черствых, завистливых и жадных; и тут же радость за успех героев, восхищение их смелостью и отвагой… эта книга навсегда оставит светлый след в душе своего читателя. Научит никогда не опускать руки перед трудностями жизни, верить в лучшее и … Любить людей!

О чем же эта повесть?

Все начинается с ужасной трагедии, когда на быстро летящие сани, запряженные парой лошадей, нападает стая волков. Трое сидящих в санях людей, ничего не могли предпринять в такой смертельно опасной ситуации.

И хотя ехавший в этих санях господин был сказочно богат, голодным таежным волкам не было до этого никакого дела! Перед ужасающей сценой богатый господин успевает завернуть в свою мягкую теплую шубу маленькую дочку и подвесить на ремне к высокой ветке дерева, где ее не смогли бы достать волки ни при каких обстоятельствах.

Далее стая волков нагоняет сани, господин чудом выживает, да и то лишь потому, что его успевают отбить от волков подоспевшие на помощь охотники, услышавшие крики погибающих.

Девочку же, оставшуюся висеть на дереве, находит птицелов Михайлыч и забирает к себе. Именно он и назвал сиротинушку Сибирочкой, хотя знал, что ребенка из знатной семьи звали Сашенькой.

Михайлыч научил девочку всему, что знал сам. Понимая, что он стар и болен, наказывал Сибирочке после своей смерти ехать в Петербург, к его родной дочери.

Не знал дед Михайлыч, что девочку вот уже как 9 лет ищет по всей Сибири безутешный отец.

С момента смерти любимого и единственного близкого человека дедушки Михайлыча у Сибирочки начинаются скитания, порою опасные для жизни. Сибирочке повезло, что она встретила на своем пути мальчика 14-ти лет Андрея, который становится ее надежным Другом и бесстрашным защитником.

Сколько пришлось перенести тяжелых испытаний и потрясений, что выпали на долю главных героев! Тут и бегство из плена скрывающихся от правосудия каторжников, и рискованное спасение жизни купца Гандурова, нападение медведя, а потом бандита по прозвищу Зуб, жестокое разочарование при встрече с дочерью умершего деда в Петербурге, злые шутки со стороны завистливых циркачей, куда попадают главные герои, чтобы прокормиться, смертельные опасности во время цирковых репетиций, жестокий умышленный обман тетки в утверждении, что горячо любимый дедушка Михайлыч жив, перенесенный Сибирочкой плен у смертельноопасного Зуба, нападение разъяренной львицы, которое было сознательно подстроено завистливым Никсом, и неожиданное обретение родного отца! Для девочки 9-ти лет и мальчика 14-ти многовато! Однако они все вынесли, не очерствели душой и не превратились в малодушных людишек.

В повести всюду противопоставляются главным героям люди, которые попадают в такие же трудные обстоятельства. Но в отличии от наших героев, находят обходные пути, которые не отличаются порядочностью, а порою даже преступны.

К счастью, все заканчивается благополучно для полюбившихся героев. И читатель, наконец, может смахнуть последнюю слезинку, но уже от умиления и радости.

Белокурая девочка Сибирочка 9-ти лет покорила и еще покорит многих читателей. Ею невозможно не любоваться. Смелая, отважная, очень заботливая и любящая девочка чем-то напоминает самоотверженную Герду из сказки Снежная королева. Она готова терпеть любые лишения ради близкого Друга.

Не менее сильный духом мальчик Андрей так же вызывает восхищение. Все его страхи в первую очередь касались беззащитной девочки, нежели себя самого.

Последняя сцена особенно потрясает, когда он бесстрашно вбегает в клетку со львами и ударяет своим кулаком львицу, только бы переключить ее внимание на себя и не дать ей растерзать Сибирочку. Слезы наворачиваются на глаза сами по себе.

Невозможно не проникнуться всей душой, когда видишь перед собой такие яркие примеры самоотверженности во имя спасения Друга!

В повести много разных мелких сцен, где идет сравнение богатой жизни с нищенским существованием, где обеспеченные люди поступают малодушно, а бедные отказываются от денег из-за чувства собственного достоинства. Например, сцена с негритянкой Эллой, которая не взяла золотую монету.

Все это однозначно говорит лишь об одном — эту книгу необходимо непременно прочитать!

Я рекомендую повесть “СибирочкаЛидии Чарской детям от 11 лет. Стиль изложения легкий и вполне доступный. Объем небольшой — 192 с.

Не знаю почему издательство выпустило эту книгу в серии чтения для девочек, на мой взгляд повесть будет интересна и мальчикам. Приключений и опасностей предостаточно! Сюжетная линия логичная и четкая. Как раз то, что нужно мальчикам.

И если главный герой Андрей западет в душу мальчика-подростка всерьез, то на одного настоящего мужчину станет на свете больше!

И последнее, что хотелось бы сказать относительно замечательной книги для подростковСибирочкаЛидии Чарской. В 2003 году по мотивам повести был снят одноименный киносериал в жанре драма. Сюжетная линия отличается от сюжета книги.

К тому же прочитать книгу будет значительно быстрее, чем просмотреть все 10 серий. Это я на тот случай, если кто-то решит вместо прочтения книги выбрать киноленту. К тому же мое личное мнение такое — сериал для просмотра детей 11 лет тяжеловат.

Я не считаю хорошим тоном показывать в фильмах окровавленные обглоданные волками тела.

В ряде случаев повесть “СибирочкаЛидии Чарской рекомендована учителями средних классов к прочтению.

Библиография:

Чарская Л. А. Сибирочка: Повесть / Л. Чарская; Ил. Е. Попковой.- М.: АСТ, 2001.- 192 с.: ил.- (Любимые книги девочек).- ISBN 5-17-011297-1

Читайте также:  Краткое содержание конармия бабеля точный пересказ сюжета за 5 минут

Полезного Вам чтения!

Источник: http://dp-adilet.kz/sibirochka-lidii-charskoj/

Чудесные истории Лидии Чарской

В детстве особенно важны добрые примеры. В произведениях детской писательницы Лидии Чарской можно найти те основы, на которых строится истинно христианское мировоззрение.

Помню, как в православном детском лагере девочки (в том числе и я) зачитывались книгами Чарской. Почти через десять лет мне снова довелось перечитать ее книги.

И, к удивлению, этот возвышенный, немного наивный, чудесный и восторженный стиль оказался мне все так же по сердцу.

«Властительница детских душ»

Лидия Алексеевна Воронова (Чарская — это псевдоним, взятый писательницей в молодости) по предположительным данным родилась в 1875 году в Царском Селе. Ее отец был военным инженером, полковником, о матери практически ничего не известно — она скончалась при родах. Именно поэтому в произведениях Лидии Чарской так часто встречается мотив сиротства.

Отец женился повторно, и у Лидии появились сводные братья и сестры. Ей было тяжело свыкнуться с новой мамой, не раз она сбегала из дома. Тогда было решено отправить ее в Павловский женский институт в Петербурге, где девочка провела семь лет.

Именно там она впервые ощутила радость дружбы и испытала первые серьезные горести. Много лет спустя Лидия Чарская будет делиться со своими читателями именно этими впечатлениями. Она была очень ранимым ребенком — мы понимаем это по ее героиням, по записям в личном дневнике.

Этот дневник впоследствии был значительным подспорьем при создании книг.

После окончания института Лидия Чарская посещала Драматические курсы при Императорском театральном училище; затем поступила в Петербургский Александринский Императорский театр, в котором прослужила 26 лет.

В театре Лидии доставались лишь роли второго плана, и потому она была стеснена в средствах.

Это и стало толчком для начала нового жизненного этапа — писательской деятельности, которая так нравилась Лидии с детства.

В 1901 году в журнале для детей «Задушевное слово» появилась первая повесть Чарской — «Записки институтки», которая публиковалась по частям. Повесть принесла писательнице небывалый успех, она «вошла» в каждую семью, где были дети — особенно ученицы гимназий и институтов.

С тех пор этот журнал беспрерывно печатал ее повести, тем самым принося автору известность. Романы и повести выходили из-под ее пера один за другим и переводились на иностранные языки, а молодежь восторженно встречала новые книги. Тысячи писем шли в Петербург, в дом на Разъезжей улице.

В дореволюционной России именно произведения Чарской подростки любили более всего после Гоголя и Пушкина.

После Октябрьской революции жизнь Чарской резко изменилась: она оказывается в ряду запрещенных авторов из-за своего дворянского происхождения и «буржуазно-мещанских взглядов».

Читать ее не только не рекомендовалось, но и запрещалось, ведь в ее книгах было все то, что отрицала советская власть.

Писательницу не заключали в тюрьму, не отправляли в ссылки, но с 1917 года она жила в обстановке запретов и явной враждебности.

Лидия жила на скудную театральную пенсию. Одиночество и нищета выпали на долю уже немолодой женщины. Умерла Лидия Чарская 18 марта 1937 года в Ленинграде, тихо и незаметно. На долгие годы ее творчество было забыто, и лишь в 90-е годы XX века о ней вспомнили вновь с прежним интересом.

Истории одной гимназистки

Повести Лидии Чарской рождают в детских сердцах благородство, чувство долга, учат дружбе, милосердию, прощению. Они могут стать ориентиром для родителей в воспитательном процессе.

В ее книгах добро неизменно одерживает победу, а персонажи с отрицательными характерами преображаются благодаря любви главных героев.

Все повести Чарской написаны ясным и правильным языком, читаются легко и быстро.

Любимой темой писательницы была жизнь воспитанниц закрытых институтов, этому посвящены книги «Записки маленькой гимназистки», «Княжна Джаваха», «Люда Влассовская» и другие. В них Чарская изображает романтику повседневности, институтские заботы, столкновения разных характеров.

Внимание читателя я бы хотела остановить на первой повести — «Записки институтки». Главная героиня — Людмила Влассовская — отправляется из родной Полтавы, где она жила с мамой и братом, в далекий Петербург.

Выросшая в украинском селе с его спокойной и размеренной атмосферой, она не сразу привыкает к новому распорядку в жизни.

Все девочки в ее классе, «седьмушки», кажутся ей поначалу враждебными, но ее чуткое сердце легко откликается на заботу, которую ей оказала одна из воспитанниц — грузинская княжна Нина Джаваха.

Эта книга прежде всего о дружбе. Девочки рассказывают друг другу о своей Родине (для Люды — это Украина, для Нины — Кавказ), помогают пережить разлуку с близкими, делятся своими сокровенными тайнами, вместе переживают и радости, и невзгоды. Воспитанницы разные: у Нины упрямый характер, бурный темперамент, у Люды же спокойный и миролюбивый нрав.

Воспитанницы института выражают свои чувства безыскусно — они падают в обморок от страха и льют горькие слезы. Взрослому человеку может показаться, что книга излишне сентиментальна, отрешена от реальности. Но, возможно, мы уже позабыли о том, как чувствовать полно и искренне.

Воспитанницы часто стоят перед выбором: поступиться своей совестью, солгать или же быть честной. И всегда стараются принять верное решение. Эта книга учит состраданию, честности, благородству. Девочки по очереди выручают друг друга, бесстрашно берут на себя чужую вину. Они могут жертвовать собой, не испытывая при этом тщеславия.

С переживаниями институткам помогает справиться не только общение друг с другом, но и искренняя молитва. Писательница с чувством описывает церковь, где молились воспитанницы, торжественные службы.

«Около меня все та же неизменная Нина, подняв на ближайший образ Спаса свои черные глазки, горячо молилась… Я невольно поддалась ее примеру, и вдруг меня самое внезапно охватило то давно мне знакомое религиозное чувство, от которого глаза мои наполнились слезами, а сердце билось усиленным темпом. Я очнулась, когда соседка слева, Надя Федорова, толкнула меня под локоть. Мы с Ниной поднялись с колен и посмотрели друг на друга сияющими сквозь радостные слезы глазами.

— О чем ты молилась, Галочка? — спросила она меня, осветленное личико ее улыбалось.

— Я, право, не знаю, как-то вдруг меня захватило и понесло, — смущенно ответила я.

— Да и меня тоже…»

Серьезно и ответственно девочки относятся к Таинству исповеди, с трепетом подходят к Причастию, даже со страхом: вдруг недостойны, и их оттолкнет от Чаши?

«После Причастия нас поздравляло начальство и старшие. Все были как-то особенно близки и дороги нам в этот день. Хотелось радостно плакать и молиться.»

Читателей завораживает образ гордой и честной Нины Джавахи. Воспитанницы сперва сторонились ее за независимый характер, но вскоре она стала всеобщей любимицей, так как ни перед кем не заискивала и всегда говорила правду. Но по-настоящему сдружилась лишь с кроткой и доверчивой Людой — Галочкой, как ласково называла ее Нина.

Об этой маленькой черноволосой княжне, такой мудрой и обладающей недетским достоинством в глазах других воспитанниц, мы подробно узнаем в повести «Княжна Джаваха». Здесь Нина представляется нам яркой птицей, которая попала из южного Гори в клетку — закрытый петербургский институт.

Ее сердцу были милы джигитовка, ее конь Шалый, кавказские горы и долины. Лидия Чарская, несмотря на то что на Кавказе не была, ярко описывает местность, обычаи и кавказскую кухню. Знакомясь с детством Нины, с историей ее семьи, мы видим становление ее характера. Непросто ей было в Петербурге, без свежего воздуха и простора, в суровом климате.

Только Люда помогала ей выносить тяжелую обстановку института.

К сожалению, мечтам и грезам девочек о том, как летом они будут гостить друг у друга на Украине и на Кавказе, не суждено было исполниться. Нина тяжело заболела чахоткой и умерла совсем юной. Ее утешением перед смертью была надежда на Бога, на скорую встречу с умершей мамой и не оставлявшая ее до последней секунды верная подруга Люда.

Через горести — к свету

В числе ключевых мотивов в творчестве Лидии Чарской были приключения брошенных, потерянных или похищенных детей — «Сибирочка», «Лесовичка», «Щелчок».

Все герои и героини Чарской — люди со стойким характером. В повести «Сибирочка» перед нашими глазами проносится детство Шуры. Эта девочка до 9 лет жила в Сибири и была воспитана дедушкой, который нашел ее в лесу.

Те приключения, которые выпали на долю маленькой девочки, не просто выдержать и взрослому человеку. Во всех сложных ситуациях Сибирочка не трусит, не отступается от правды, приходит на помощь нуждающимся в ней.

Не раз она со своим названым братом Андреем находилась на грани жизни и смерти, но их доброта, любовь к людям и вера в них помогают преодолеть все невзгоды и наконец обрести счастье.

Именно благодаря этой повести, которая была опубликована в 1991 году в издательстве «Детская литература», наши современники смогли познакомиться с творчеством этой замечательной писательницы.

Чтение перед сном

Замечательно, когда произведения Лидии Чарской есть в домашней библиотеке, особенно если у вас есть дети. В ее книгах мальчики честные, бесстрашные и стойкие, а девочки — нежные и скромные, искренние, добрые, но с сильным характером. Дети обязательно полюбят ее героев и будут искренне им сопереживать.

В книгах Лидии Чарской конец истории всегда оставляет читателю надежду и веру в лучшее. Герои рано или поздно получают награду за свою доброту и хорошие поступки.

Книги этой писательницы относятся к той категории детской литературы, которые хорошо почитать детям перед сном. А если ребенок уснул — дочитайте сами. Эти трогательные истории погрузят вас в незабываемую атмосферу сложного, но настоящего детства.

Юлия Ульянова

Оставить комментарий

Поделиться в:

Источник: http://pravpokrov.ru/Articles/index/760

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector