Краткое содержание размышления у парадного подъезда некрасова точный пересказ сюжета за 5 минут

«Размышления у парадного подъезда»

Краткое содержание Размышления у парадного подъезда Некрасова точный пересказ сюжета за 5 минут

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

ЛИРИКА

«Размышления у парадного подъезда»

Стихотворение было впервые опубликовано в газете «Колокол» (1860). А. И. Герцен так прокомментировал эту публикацию: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить».

Само название стихотворения («размышления») указывает на одические традиции Ломоносова и Державина. Однако традиции переосмыслены Некрасовым, «высокие» некрасовские слова не однозначны, как у Ломоносова. В тексте стихотворения явно прослеживается перекличка с одой Державина «Вельможа». С первых строк поэт обличает лжеторжественность, «парад холопства, торжество холуйства»:

Вот парадный подъезд.

По торжественным дням

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям;

Записав свое имя и званье,

Разъезжаются гости домой,

Так глубоко довольны собой,

Что подумаешь — в том их призванье!

А в обычные дни этот пышный подъезд

Осаждают убогие лица:

Прожектеры, искатели мест,

И преклонный старик и вдовица.

В отличие от оды Державина (в которой к вельможе приходят просители, в том числе и вдова) у Некрасова появляются просители-мужики — символический образ деревенской России. Поэт рисует крайнюю степень нищеты, горя и униженности крестьян. «Крест на шее и кровь на ногах» выступают символом страдания и подвижничества. Швейцар прогоняет просителей, не приняв «скудные лепты».

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: «Суди его бог!»

Разводя безнадежно руками,

И покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами.

Затем поэт вводит читателя в покои вельможи, погруженного в негу и роскошь. В самом стихотворении эта часть отделена, резко меняется размер и рифмовка.

Ты, считающий жизнью завидною

Упоение лестью бесстыдною,

Волокитство, обжорство, игру, —

Пробудись!

Описание старости вельможи, его «аркадской идиллии» резко контрастирует с общим содержанием произведения. Поэт не дает вельможе умереть на родине, к которой тот не причастен:

Убаюканный ласковым пением,

Средиземной волны, — как дитя,

Ты уснешь, окружен попечением

Дорогой и любимой семьи

(Ждущей смерти твоей с нетерпением).

Авторское отношение проявляется в строках:

… герой,

Втихомолку проклятый отчизною,

Возвеличенный громкой хвалой!..

Напряженный лиризм стихотворения разрешается стоном-песней, в которой предстает обобщенный образ русской земли:

… родная земля,

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал!

В кульминации стихотворения появляется тема Волги — извечной героини русских народных песен:

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется —

То бурлаки идут бечевой.

Волга! Волга!.. Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля, —

Где народ, там и стон…

Завершает стихотворение мучительный вопрос, обращенный к народу:

…Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил —

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..



Источник: https://scribble.su/short/kratkoe10kl/79.html

Анализ стихотворения “Размышления у парадного подъезда” | Инфошкола

18 Сентябрь 2014       админ      Главная страница » Link      Просмотров:   41132

Н. А. Некрасов — единственный русский поэт, который полностью посвятил своё творчество теме народа. Он рисовал горькую крестьянскую долю, суровую жизнь крепостных.

https://www.youtube.com/watch?v=bw_62czF-lU

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» относится к позднему периоду творчества поэта, когда для него стало характерно не только изображение трагической судьбы русского народа, но и размышления о способах облегчения его участи. Многие произведения Некрасова насыщены социальным подтекстом, призывающим народ бороться за своё освобождение. Это стихотворение тоже является таким примером.

Сюжетная основа стихотворения — реальный факт. Из окна своей петербургской квартиры на Литейном проспекте поэт однажды увидел, как от дома напротив, где жил могущественный министр М. Н. Муравьёв, дворники и городовой прогоняли крестьян.

 Парадный подъезд стал для Некрасова символом российского государства, а крестьяне-ходоки — представителями всей бесправной крестьянской России.

 Само название произведения тяготеет к высокому жанру ломоносовской оды и является художественным обобщением.

  • Жанровые и композиционные особенности стихотворения.

Стихотворение объединяет в себе жанровые признаки элегии (стихотворение медитативного содержания, философское раздумье, проникнутое настроениями грусти, светлой печали; чаще всего написано от первого лица) и сатиры (произведение, в котором язвительно обличаются явления действительности).

Композиционно в произведении выделяются три части. В первой дается описание парадного подъезда в торжественные дни. Во второй части — описание парадного подъезда в обычные дни и изображение русских мужиков-просителей.

В третьей части дан образ знатного вельможи и обращение лирического героя к « владельцу роскошных палат», к родной земле, к Волге и ко всему русскому народу. Все эти обращения остаются без ответа, представляя собой лишь размышления лирического героя.

Однако произведение включает в себя также жанровые черты сатиры, оды, памфлета, элегии и народной песни.

Картина парадного подъезда знатного вельможи «по торжественным дням» представляет собой сатирическое описание:

… Одержимый холопским недугом, Целый город с каким-то испугом Подъезжает к заветным дверям; Записав своё имя и званье, Разъезжаются гости домой, Так глубоко довольны собой,

Что подумаешь — в том их призванье!

  • Образы мужиков у парадного подъезда

Парадный подъезд «в обычные дни» изображается уже нейтральными интонациями. Просителями здесь выступают «прожектёры» , «искатели мест», «преклонный старик », «вдовица », приходят и уходят « курьеры с бумагами ». Но однажды лирический герой увидел иных просителей — русских мужиков, пришедших из каких-то дальних губерний.

 Вероятно, они проделали тяжелый и долгий путь, чтобы найти правду в Петербурге. За частным случаем поэт видит глубину народной трагедии. Образ крестьян — центральный образ стихотворения. Он
является собирательным, обобщённым. Не случайно автор называет крестьян « пилигримами », то есть библейскими паломниками, которые ищут правды.

 Этот образ усилен мотивом палящего солнца. Некрасов даёт развёрнутый портрет крестьян:

… некрасивы на взгляд! Загорелые лица и руки,

Армячишка худой на плечах.

По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах,

В самодельные лапти обутых…

Нищета и непосильный труд — главные условия их жизни. А на лицах мужиков застыло «выраженье надежды и муки». Они не осуждают швейцара, не пустившего их на порог «Суди его Бог!»), а лишь безнадёжно разводят руками и уходят.

 Положенный в основу композиции принцип антитезы, даёт возможность противопоставить участь крепостных крестьян и жизнь владельца роскошных палат, который «не любит оборванной черни». В то время как убогие просители стоят у дверей, он ещё спит.

Персонаж этот изображён сатирически. Жизнь его — «вечный праздник».

Ценности его — волокитство, обжорство, игра. Судьба народа его нисколько не волнует. По гневным интонациям эта часть стихотворения напоминает памфлет:

… Щелкоперов забавою Ты народное благо зовёшь; Без него проживёшь ты со славою И со славой умрёшь! Безмятежней аркадской идиллии

Закатятся преклонные дни …

Любопытна лексика, которую использует здесь автор. Щелкоперами в обывательском кругу презрительно называли писателей, вступавшихся за народные интересы. Также здесь употреблено выражение « аркадская идиллия » , Аркадия — это область в Древней Греции, которая, по преданию, была населена беззаботными пастухами и пастушками.

Этот образ нужен Некрасову, чтобы подчеркнуть контраст между господской идиллией и тяжёлым положением народа. Прототипами образа «владельца роскошных палат» стали министр государственных имуществ М. Н.

Муравьёв, которого впоследствии за зверства
при подавлении восстания в Польше в 1863 году прозвали Муравьёв-вешатель, и князь А. И. Чернышов,насаждавший при Николае I палочную дисциплину в армии.

Именно Чернышов доживал свою жизнь «под пленительным небом Сицилии» .

От образов измученных дорогой мужиков-просителей Некрасов переходит к обобщённому образу стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной. Художественное пространство стихотворения расширяется.

Частный случай чиновничьего произвола перерастает в масштабную картину народных страданий: «Назови мне такую обитель, / Я такого угла не видал, / Где бы сеятель твой и хранитель, /
Где бы русский мужик не стонал?»/

Используя приём гиперболы, Некрасов сравнивает скорбь народа с весенним разливом Волги:

Волга! Волга! .. Весной многоводной Ты не так заливаешь поля, Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля …

Звучание стихотворения приобретает песенную интонацию. Здесь есть и повторы, характерные для народной песни (стонет он … стонет он), и внутренние рифмы, и многочисленные призывы лирического героя. Но и песни русского народа представляют собой один непрерывный стон: «Этот стон у нас песней зовется».

Поэт использует различные средства художественной выразительности. Он вводит эпитеты (убогие лица; пленительное небо; солнце пурпурное; лесть бесстыдная). Можно выделить в тексте метафору и антитезу (Не страшат тебя громы небесные, / А земные ты держишь в руках), анафору (Где бы сеятель твой и хранитель, / Где бы русский мужик не стонал?).

 Использован синтаксический параллелизм (Стонет он по полям, по дорогам, / Стонет он по тюрьмам, по острогам), бессоюзие и ряды однородных членов «Упоение лестью бесстыдною, волокитство, обжорство, игру … »). Можно выделить приёмы аллитерации (записав своё имя и званье; Волга! Волга! .. Весной многоводной) и ассонанса (стонет он по полям, по дорогам).

В стихотворении употребляются слова высокого стиля (пилигримы, почил, отчизна, лепта, тризна).

Стихотворение сразу же подверглось цензурному запрету. Впервые оно было опубликовано в 1860 году в газете « Колокол » В Лондоне. В России оно к тому времени было широко известно в рукописных копиях.

В стихотворении сочетаются трехстопный и четырехстопный анапест, рифмовка — перекрёстная, кольцевая и парная.

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-stihotvoreniya-razmyshleniya-u-paradnogo-podezda/

Анализ стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда» (с планом)

Поэтический подвиг Некрасова заключался в том, что он пел без прикрас о Руси, о народе; поэт никогда не мог смириться с тем, что народ бесправен, угнетен. Народу он посвятил свою лиру.

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» (1858 г.) — один из лучших образцов гражданской лирики поэта.

История создания стихотворения «Размышления у парадного подъезда» такова. Однажды из окна своей квартиры на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге Некрасов наблюдал сцену, как городовой и дворники отгоняли от подъезда дома, где жил министр государственных имуществ М.Н.

Муравьев, группу крестьян-просителей. Городовой и дворники толкали их в спины. Те притаились за выступом подъезда, стояли, обдумывая дальнейшие шаги. По воспоминаниям А.Я.

Панаевой, Некрасов нервно сжал губы, отошел от окна, и через некоторое время прочел ей стихотворение «Размышления у парадного подъезда». .

Читайте также:  Краткое содержание лесные домишки бианки точный пересказ сюжета за 5 минут

Главная тема стихотворения – размышления о судьбе народа. Способен ли народ на борьбу за справедливое мироустройство или он «навеки духовно почил»?

Сюжетная линия стихотворения такова: к парадному подъезду (к дверям власти) подходят простые русские мужики. Они глубоко верят в то, что найдут у государева чиновника помощь и поддержку, что тот разберется с их жалобами. Но их не допускают даже до дверей вельможи.

Ходоки искренне верят в добропорядочность царя и его окружения, поэтому и прошли долгий путь по Руси, об этом недвусмысленно свидетельствует то, что у них «кровь на ногах». Кульминация стихотворения представляет собой раздумья на тему «судьбы народа».

Заканчивается произведение вопросом.

Композиционно стихотворение делится на пять строфоидов, в которых по 40, 8, 4, 25, 40 строк соответственно. Такое композиционное решение является довольно оригинальным.

Первая строка стихотворения очень конкретна: «Вот парадный подъезд…» Место действия определено – это парадный подъезд богатого дома. Именно к этому подъезду в торжественные дни подъезжают люди, чтобы засвидетельствовать своё почтение. Они оставляют записи в особой книге. Довольные собой они разъезжаются по домам.

Далее, от картины богатства автор переходит к картинам нищеты.

А в будние дни у этого подъезда можно увидеть совсем другие лица – «убогие». Кто они? Прожектеры, искатели мест, глубокие старики…

Однажды к парадному подъезду подошли простые русские мужики. На них обратил внимание лирический герой, который впервые заявил о себе всего тремя словами: «Раз я видел…» Цель мужиков-ходоков – попасть на прием к влиятельному вельможе, но швейцар их не пропускает. Он оглядел подошедших – вид их непригляден. Кто-то подсказал швейцару решение: «Гони». И ходоки отправились ни с чем…

Второй строфоид отделен от первого многоточием. Начинается он с противительного союза «а». «А владелец роскошных палат…». Чем он занят? Он объят глубоким сном.

Простые мужики ушли, «солнцем палимы», значит, солнце уже в зените, а вельможа всё ещё спит. Мотив сна — один из ключевых мотивов в стихотворении «Размышления у парадного подъезда».

Жизнь «владельца роскошных палат» — сон. «Пробудись…», — призывает его автор.

В третьем, небольшом по объему строфоиде, автор вновь делает резкий разворот от мира богатства к миру бедности. От влиятельного вельможи, объятого крепким сном, к безвестным людям, несущим «горе в сердцах».

В следующей части стихотворения интонации резки, напористы, предельно конкретны. Идёт обращение к тому, кому принадлежат роскошные палаты:

«Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?..»

Обвинения, выдвигаемые в адрес обличаемого лица, серьёзны и суровы. Никогда не поймут простых людей те, кто ценят лесть, нескончаемые развлечения. К стону народа они глухи. Для них жизнь – вечный праздник. Прозреть, очнуться этот вечный праздник не дает.

В жанровом отношении третий и четвертый строфоиды — это инвектива. (Инвектива — форма литературного произведения, резко обличительного характера). Имеет место гневный пафос, прямое обращение к адресату обличения, строки, включающие проклятие:

«И сойдешь ты в могилу… герой,
Втихомолку проклятый отчизною…»

В заключительном строфоиде, пронзительном и откровенном, Некрасов, обращаясь к народу, вопрошает:

«Ты проснешься, ль, исполненный сил?..»

Горько было видеть поэту покорность народа, который не смел даже роптать на свою участь. Глубокими раздумьями заканчивается стихотворение. Да, народ бесправен, но не раздавлен. Мысль о бесправном положении народа неотделима в стихотворении от мыслей о дремлющих, но подлинных силах народа. Некрасов был убежден, что настанет время, когда народ «проснется», сбросит с себя оковы рабства.

Главная мысль стихотворения
«Размышления у парадного подъезда» — мысль о несовместимости достойного человеческого существования и бесправия.

Темы, поднятые Некрасовым в стихотворении «Размышления у парадного подъезда», — темы сострадания, униженности народа, его забитости, долготерпения, произвола, пробуждения.

Контрасты в стихотворении:

— «владелец роскошных палат» и обездоленные бедняки, «мелкие люди», — богатый дом с парадным, пышным подъездом и бедный домишко, «харчевня убогая»,

— широкая Волга и широкое народное горе (даже могучая Волга не в таком масштабе заливает поля, сколь широко народное горе).

Проблематика произведения
Философские проблемы, поднятые в произведении – сущность национального характера, проблемы человеческого счастья.

Размер и рифма
Стихотворный размер «Размышления у парадного подъезда» – разностопный анапест. Схемы рифмовки варьируются: начинается произведение с кольцевой схемы (абба), затем следует перекрестная (абаб). Далее идут вариации смежной, перекрестной и кольцевой схемы рифмовки. В строках используется как мужская, так и женская рифмы.

Средства художественной выразительности

Эпитеты — «торжественным дням», «заветным дверям», «деревенские русские люди», «оборванная чернь», «харчевня убогая», «роскошных палат».

Метафоры — «Пышный подъезд», «худой армячишка», «убогие лица», «скорбь вопиющая», «преклонные дни».

Метонимия — «Целый город… подъезжает».

Простонародные выражения – «выдь», «кошли» (котомки), «покуда».

Риторические фигуры (риторические обращения) – «Волга! Волга!», «Родная земля!», «Эх, сердечный!».

Восклицания — «Гони!», «Пробудись!», «Вороти их!»

Стилистическая фигура — анафора «Стонет он по полям…» «Стонет он по тюрьмам…»

«Стонет он под овином…»

Многократная анафора (повторение в начале) «стонет» умножает восприятие жизни как непосильного груза.

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» мне понравилось тем, что оно написано на особом нерве. Оно не идеализирует русского мужика, но и не дает его в обиду. Некрасов ценит мужика, он понимает, что стараниями именно таких мужиков создается основа общественного благосостояния.

Для детальной прорисовки картины классические жанровые рамки поэзии были Некрасову тесны. Поэтому он создал произведение «Размышления у парадного подъезда» , где органично сосуществуют разные жанры: элегия, песня, инвектива, философская ода («Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный?»).

Произведение такого рода представляет особый интерес.

План анализа стихотворения «Размышления у парадного подъезда» 1. Вступление 2. К какому направлению в лирике принадлежит? 3. История создания стихотворения 4. Главная мысль стихотворения «Размышления у парадного подъезда» 5.

Композиционное строение 6. Краткое содержание стихотворения «Размышления у парадного подъезда» 7. Главная мысль стихотворения 8. Темы, поднятые в стихотворении 9. Контрасты в стихотворении 10. Проблематика 11. Размер и рифма 12.

Средства художественной выразительности

13. Чем понравилось стихотворение?

Источник: http://DetskiyChas.ru/school/nekrasov/analiz_razmyshleniya_u_paradnogo/

Размышления у парадного подъезда Некрасов

Николай Некрасов с детских лет наблюдал за несправедливостью, которая царила в обществе, и открыто сочувствовал крестьянам. Но изменить он ничего не мог, зато мог своей лирикой воодушевлять революционно настроенную молодежь, обратить внимание на эту проблему, которую обязательно нужно было решать.

Николай Некрасов – замечательный поэт, чье творчество известно, читаемо и востребовано, было и при жизни, и теперь, спустя много лет. Он смело показывал проблемы Российского государства и неумение властей решать эти проблемы. Но главной его темой всегда оставался народ. Из-под руки классика вышло большое количество стихотворений, написанных под сильным впечатлением.

Таким стало и произведение «Размышление у парадного подъезда», которое родилось в течение нескольких часов.

Размышления у парадного подъезда

История создания стихотворения

По воспоминания современников, стихотворение «Размышление у парадного подъезда» было написано в то время, когда Николай Алексеевич пребывал в хандре. Таким его увидела Панаева, с которой он прожил более десяти лет.

Она описывала этот день в своих воспоминаниях, рассказывая о том, что поэт целый день провел на диване, даже не вставая. Он отказывался от еды и никого не желал видеть, поэтому приема в этот день не было.

Авдотья Панаева вспоминала, что обеспокоенная поведение поэта, на другой день она проснулась раньше обычного и решила выглянуть в окно, чтобы посмотреть, какая погода царила за окном. Молодая женщина увидела на крыльце крестьян ожидающих, когда откроется парадный подъезд напротив дома поэта.

В этом доме жил князь Н.Муравьев, который в то время служил министром государственных имуществ. Несмотря на то что погода была дождливая, сырая и пасмурная, крестьяне сидели на ступеньках парадного крыльца и терпеливо ждали.

Скорее всего, они пришли сюда ранним утром, когда только начинает вставать заря. По грязной их одежде легко можно было понять, что пришли они издалека. И у них, наверное, была только одна цель – подать прошение князю. Видела женщина и то, как вдруг на ступеньках появился швейцар, который стал подметать и прогнал их на улицу.

А крестьяне все равно не уходили: они спрятались за выступом этого подъезда и, замерзая, перебираясь с ноги на ногу, промокая до ниточки, прижимались к стене, пытаясь спрятаться от дождя, ожидали, что, может быть, их все-таки примут, выслушают, или хотя бы возьмут прошение.

Панаева не выдержала и отправилась к поэту, чтобы рассказать ему всю эту ситуацию. Когда Николай Некрасов подошел к окну, то он увидел, как прогоняли крестьян. Дворник и вызванный городовой толкали их в спину, пытаясь как можно быстрее очистить от них и подъезд, да и, вообще, двор.

Это очень возмутило поэта, он стал пощипывать свои усы, а так он делал, когда сильно нервничал, и сжал крепко губы.

Но долго наблюдать он не смог, поэтому очень скоро отошел от окна, и, задумавшись, опять прилег на диван. А уже ровно через два часа он читал Авдотье свое новое стихотворение, которое первоначально носило название «У парадного подъезда».

Конечно же, поэт многое изменил в той картине, которая была увидена им в реальности, и добавил художественный вымысел, чтобы поднять темы возмездия и библейского и праведного суда. Поэтому этот стихотворный сюжет имеет у автора символический смысл.

Но цензура не могла пропустить такое стихотворное некрасовское творение, поэтому оно просто переписывалось и в течение пяти лет и ходило по рукам, переписанное вручную. В 1860 году вышло в печать в одном из литературных журналов, но без указания автора.

Читайте также:  Краткое содержание шагреневая кожа бальзака точный пересказ сюжета за 5 минут

Герцен, который посодействовал печати этого некрасовского стихотворения, в своем журнале “Колокол», ниже текста стиха, написал еще и примечание, в котором сообщил о том, что в их журналах стихи бывают редко, но

«стихотворение нет возможности не поместить».

Отношение автора к своему произведению

В своем сюжете поэт показывает простую и обыденную для того времени ситуацию, когда крестьяне становятся униженными и оскорбленными. Ситуация, изображенная автором, для нравов и порядков того времени, была обычным делом и знакома многим современникам.

Но ее Николай Алексеевич превращает в целую повесть, которая основана на реальных и правдивых фактах.

Поэт показывает свое отношение к тому факту, что крестьяне, привыкшие к унижениям, даже не пытаются протестовать. Они как безмолвные рабы смерено позволяют измываться над собой.

И эта их привычка тоже приводит поэта в ужас.

В сюжете есть и сатира, когда автор описывает презрение к тому порядку, который заведен в стране, к тому, что простой народ страдает, униженный чиновничеством. Таких чиновников поэт называет владельцем судеб.

Некоторые читатели могут в его сюжете рассмотреть и призыв к бунту, который поэт, как патриот своей любимой страны и страдающего народа, создал в такой интересной стихотворной форме. И вот теперь, когда уже и его терпение достигло определенного пика, он призывает свой народ восстать против рабства и несправедливости.

Основная мысль, которую Некрасов старается донести в том, что народ не сможет ни пробиться, ни даже постоять у парадного подъезда.

Действовать нужно по-другому.

Основные образы и выразительные средства

Главный образ всего некрасовского стихотворения – это, прежде всего, сам автор, чей голос звучит постоянно, и читатель чувствует его отношение ко всему происходящему и к той проблеме, которую он поднимает.

Но тем не менее он не называет себя, и создает свой образ так, словно он говорит не от себя, а как бы скрыт за реальностью, за теми картинами мира, которые он рисует при помощи выразительных средств. В каждой детали можно увидеть автора, который пытается подчеркнуть свое отношение к действительности.

Герои в некрасовском сюжете встречаются разные.

Большинство из них объединены одним — страданием и героем. Всех просителей, бывающих у этого парадного подъезда, автор делит на две группы: кто-то выходит, напевая себе что-то приятное, а вторая группа людей обычно выходит с плачем.

И вот после такого деления начинается вторая часть его рассказа, где он сразу напрямую говорит о том, что однажды именно ему, поэту Николаю Некрасову, довелось видеть.

С каждой новой строкой в сюжете нарастает голос автора, который стал невольным свидетелем людского горя и раболепства. И голос поэта звучит сильно и гневно, так как он чувствует себя совсем не как свидетель, а как участник всего этого.

Достаточно вчитаться в те характеристики, которые дает автор крестьянам, которые пришли с прошением. Они ждут, не напрашиваются, а когда их не принимают, то, смирившись с этим, покорно бредут себе дальше.

И уже вскоре автор переносит читателя в те комнаты, куда так и не смогли попасть крестьяне. Писатель показывает жизнь такого чиновника, который продолжает унижать крестьян, считая себя выше их.

В третьей части некрасовского сюжета можно услышать и скорбь самого поэта, который негодует и протестует против такого отношения к крестьянам.

Но как же себя чувствует чиновник, который так легко гонит крестьян прочь? И тут автор использует выразительные средства, чтобы его монолог был более живым и наглядным:⇒Экспрессия. ⇒Сложные предложения. ⇒Риторические восклицания и вопросы.

⇒Дактилическая рифма. ⇒Чередование анапестов: трехстопных и четырехстопных.⇒Разговорный стиль. ⇒Антитеза.

Анализ стихотворения

Автор старается показать контраст между жизнью сытого чиновника, который занимается тем, что увлечен азартными играми, обжорством, постоянная ложь и фальшь во всем, и совсем другой противоположной жизнью у крестьян, которые ничего хорошего не видят.Жизнь крестьянина трагична, и всегда для мужика готовы тюрьмы и остроги.

Народ постоянно угнетен, поэтому он так сильно страдает. Такой сильный народ гибнет по воле чиновников, чей обобщенный портрет показан в стихотворении.Николай Некрасов возмущен и таким долгим терпением простого народа. Он старается стать их защитником, ведь сами они не возмущаются и не ропщут.

Призывает поэт и чиновника одуматься, вспомнить наконец-то о своих обязанностях, ведь его задача служить на благо родине и людям, которые здесь живут. Автор возмущается тем, что в его любимой стране царят такие порядки, какое беззаконие, и надеется, что это все скоро прекратиться.

Но автор обращается не только к чиновнику, но и к самому народу, который безмолвствует. Он спрашивает его, сколько еще можно терпеть и когда же, наконец, он очнется и прекратит полниться горем и страданием. Ведь их страшный стон слышен по всей стране, и он ужасен и трагичен.

Возмущение поэта настолько велико, а вера настолько сильна, что у читателя не остаётся сомнений — справедливость восторжествует.

Источник: https://gfom.ru/razmishleniya_u_paradnogo_podezda_nekrasov.php

Стихотворение Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда» (восприятие, истолкование, оценка)

    Н.А. Некрасов – единственный русский поэт, полностью посвятивший свое творчество теме народа. В своих произведениях он рисовал горькую крестьянскую долю, суровую жизнь крепостных.

Самыми известными его произведениями являются «Железная дорога», «Несжатая полоса», «В полном разгаре страда деревенская».

В классику русской литературы вошли поэмы Некрасова о крестьянской жизни: «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо». 

    В своих произведениях Некрасов показывал не только тяжелую долю крепостных людей, но и способы облегчения их жизни. Особенно это заметно в период позднего творчества поэта.

Его произведения этой поры насыщены социальным подтекстом, призывающим народ самому бороться за лучшую жизнь. Примером этому может служить одно из самых известных стихотворений Некрасова – «Размышления у парадного подъезда».

Оно было написано в 1858 году, накануне отмены крепостного права.

    Начинается стихотворение со вступления, в котором описывается парадный подъезд. Вероятно, здесь живет какое-то значительное лицо, которое может повлиять на судьбы многих людей. Недаром к нему и в будни, и в праздничные дни съезжается огромное количество народа. В будние дни парадный подъезд осаждают разные «убогие лица» со своими скромными просьбами:

    Прожектеры, искатели мест, 

    И преклонный старик, и вдовица.

    В торжественные же дни к подъезду съезжаются знатные гости, «одержимые холопским недугом». Ясно одно: парадный подъезд является в стихотворении символом всесильной власти, способной и карать, и миловать, и осчастливить, и уничтожить. 

    Первая часть стихотворения представляет собой описание необычных просителей: крестьянских мужиков, пришедших с просьбой из далекой губернии. Автор скупыми, но выразительными средствами рисует коллективный портрет крестьян, «некрасивых на взгляд»:

    Загорелые лица и руки,

    Армячишка худой на плечах,
    По котомке на спинах согнутых,
    Крест на шее и кровь на ногах,
    В самодельные лапти обутых…

    Эти «деревенские русские люди» пришли с какой-то очень важной для них просьбой. Помолившись в церкви и надеясь на поддержку Бога, мужики смиренно пришли просить помощи к парадному подъезду:

    Показался швейцар. «Допусти», – говорят

    С выраженьем надежды и муки.

    Но просителей даже не пустили на порог. Не помогла и «скудная лепта», которую мужики пытались дать швейцару. Ни с чем они уходят обратно:

    И пошли они, солнцем палимы,

    Повторяя: «суди его Бог!»,
    Разводя безнадежно руками.

    Вторая, главная часть стихотворения представляет собой размышление лирического героя. Сначала он размышляет о жизни «владельца роскошных палат», который не захотел увидеть «оборванной черни». В изображении жизни вельможи Некрасов также скуп. Он описывает упоение лестью, волокитство, обжорство:

    Что тебе эта скорбь вопиющая,

    Что тебе этот бедный народ?
    Вечным праздником быстро бегущая,
    Жизнь очнуться тебе не дает.

     Гораздо больше места занимает описание смерти вельможи:

    И сойдешь ты в могилу… герой,
    Втихомолку проклятый отчизной, 
    Возвеличенный громкой хвалой!..

    Затем лирический герой переходит к размышлениям о стонущей мужицкой России. Автор предсказывает, что просители пропьют все деньги «и пойдут, побираясь дорогой, и застонут». Лирический герой горестно вопрошает, «где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал?».

Автор описывает бескрайние страдания русского народа. По всей Руси раздается стон крестьянства. Помимо непосильной работы, мужик страдает от несправедливости «у подъездов судов и палат», а также «по тюрьмам, по острогам, в рудниках на железной цепи».

Даже песни русского народа представляют собой один большой стон: «этот стон у нас песней зовется». 

    Лирический герой делает вывод: 

    … великою скорбью народной
    Переполнилась наша земля, – 
    Где народ, там и стон…

    Стихотворение заканчивается надеждой автора на то, что народ очнется от сна и будет бороться за свои права. Об этом мы догадываемся из его риторического вопроса:

    Ты проснешься ль, исполненный сил,

    Иль, судеб повинуясь закону,
    Все, что мог, ты уже совершил – 
    Создал песню, подобную стону,
    И духовно навеки почил?..

    Это стихотворение Н.А. Некрасова сходно со стихотворением А.С. Пушкина «Деревня», которое заканчивается риторическим восклицанием: «Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный и рабство падшее по манию царя?»

    Н.А. Некрасов не надеется на царя: освобождение народа он считает делом рук самих крестьян.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/nekrasov-n-a/raznoe/5322-stikhotvorenie-n-a-nekrasova-razmyshleniya-u-paradnogo-pod-ezda-vospriyatie-istolkovanie-otsenka

О стихотворении н. некрасова «размышления у парадного подъезда»

О СТИХОТВОРЕНИИ Н. НЕКРАСОВА. Русской литературе свойственно размышлять. Стоит лишь вспомнить «Думу» Лермонтова или «Путешествие из Петер­бурга в Москву» Радищева.,. И вот перёд нами еще одно раз­мышление .

Подъезд, с котором идет речь, находится на Литейном про­спекте напротив окон квартиры, где жил Некрасов, Поэт не раз наблюдал, как просители толпились у подъезда в ожида­нии приема в торжественные, и в обычные дни.

Тут прожектеры, искатели мест и преклонный старик, и вдовица.

Читайте также:  Краткое содержание дожить до рассвета быкова точный пересказ сюжета за 5 минут

Тем не менее это еще не повод к написанию стихотворе­ния. Некрасова заставила взяться за перо другая картина.

Раз я видел, сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди

Документальность – вот отличительная черта поэзии Не­красова. Помните: «Вчерашний день, в часу шестом,..»,

«Спеша на званый пир по улице прегрязной,

Вчера я поражен был сценой безобразной…»

Итак, у подъезда люди, на которых по сути, держится Рос­сия: деревенские мужики. И что же? Их не приняли вовсе.

Кто-то крикнул швейцару:

«Гони! Наш не любит оборванной черни!»

Но этот «наш» повсюду, а не только здесь. Он есть в «Отцах и детях» (помните, Павел Петрович, разговаривая е крестьянами, мочил свои усы одеколоном).

Тем не менее «чернь» стала глав­ным героем всего творчества Некрасова, и прежде всего поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

«Разводя безнадежно руками», мужики отправлялись от парадного подъезда восвояси, Кто же он, «владелец роскошных палат», не принявший посетителей? Едва ли не треть стихотворения Некрасов отводит его описанию:

Ты, считающий жизнью завидною

Упоение лестью бесстыдною,

Волокитство, обжорство» игру,

Пробудись!

Последнее слово звучит в двух смыслах, Во-первых, барин еще спит, подобно Онегину, «утро в полночь обратя»; во—вто­рых, придет ли наконец нравственное пробуждение к тем «сча­стливым», что «глухи к добру»? Или произойдет пробужде­ние, к которому зовет поэт заключительными строками «Размышлений» :

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Бее, что мог, ты ужо созерпшл,

Создал песню, подобную стону

И духовно навеки почил?

Это не только призыв, но и вопрос к народу, который «сто­нет» по полям, по дорогам, на железной цепи в рудниках… Многократно повторяя слово «стонет», Некрасов рисует кар­тину бед и страданий народа. К этому стихотворению орга­нично примыкает другое, написанное через десять лет после •«Размышлений у парадного подъезда».

Душно! без счастья и волн

Кочь бесконечно длинна.

Буря бы грянула, что ли?

Чаша с краями полна!

Грянь над пучиною моря,

В поле, в лесу заезищи.

Чашу вселенского горя

Всю расплещи!

Источник: https://prepodka.net/o-stixotvorenii-n-nekrasova-razmyshleniya-u-paradnogo-podezda/

Н. А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда

Некрасов – писатель, который посвятил очень много своих работ простому народу и жизни простых людей, поднимая социальную тематику. Очень часто его задевал тот факт, как неумение крестьян отстоять свою точку зрения, свои права.

Его возмущало и то, что они даже не знают, что именно гарантировано им по закону. Как итог – крестьяне превращаются в просителей, где их судьбу решают не только высокопоставленные чиновники, но и обычные швейцары, что этим чиновникам служат.

Как раз одна из жизненных ситуаций и была описана писателем в его стихотворении Размышления у парадного подъезда.

Стих Размышления у парадного подъезда Некрасова, которое мы изучаем в 7 классе, было написано в 1858 году. Данное стихотворение мы подробно рассмотрели на уроке и теперь напишем сочинение. В своей работе хотелось в первую очередь написать о том, что произведение является отражением реальной жизни.

Из воспоминаний Панаевой, описанную в стихотворении ситуацию, писатель увидел в реальной жизни из своего окна. Будучи чутким к народным проблемам, он не мог оставить без внимания народную беду, оставить простых людей, которые в дождливый день пришли к министру за помощью, но были прогнанными дворником. Стихотворение Некрасов вмиг написал и сегодня мы с ним познакомились.

Теперь готовы написать анализ работы Размышления у парадного подъезда.

Анализ стихотворения

Стихотворение Некрасова рассказывает нам о том, как к парадному подъезду дома, в котором жил знатный человек, очень часто съезжаются разные люди. В торжественные дни знаменитые люди приезжают, чтобы оставить свои фамилии на бумаге, как бы напоминая о себе вельможе. А вот в будние дни к этому парадному входу приходят обычные люди.

Кому-то везет и они уходят с улыбкой, а кто-то получает отказ и уходит в слезах. Вот и в этот раз писатель видит, как к подъезду пришли мужики. Их осмотрел швейцар, посмотрел на их одежды и решил, что они не стоят того, дабы будить хозяина. Он прогоняет мужиков, объясняя тем, что его властитель не любит оборванной черни.

Люди попытались заплатить, но швейцар не взял их скудных денег.

Мужики ушли с поникшей головой в то время, как вельможа спал в теплой постели. И вот писатель призывает проснуться его, принять нищих. Вот только что для него нищие, ведь богачам неизвестны проблемы бедных.

Да и зачем они им, ведь власть у них в руках, а суд небесный им не страшен. Они купаются в богатстве, шикуют на торжествах и слепы к народной бедности и к боли людей.

Зачем им чьи-то проблемы, когда они могут жить, ни в чем не нуждаясь и доживать в богатстве свою старость.

Писатель пишет, что на простых людях проще вымещать свою злобу, а по иным вопросам лучше не беспокоить вельмож. И что самое главное, мужик все стерпит, закроет глаза, развернется, зайдет в лавку, хлебнет вина и вернется ни с чем домой.

Некрасов пишет, что не видел он еще такого места, где не стонал и не причитал бы простой люд. Стон народа слышен повсюду и этот стон уже стал песней.

Писатель пишет о том, что скорбь людей, подобна разливу реки, он бесконечен.

Вот только проснется ли народ, заявит ли он о себе, найдет ли в себе силы? Или все на что способны мужики, так это на то, чтобы создать песню, подобную стону и не более?

Работа писателя показывает жизнь, где знать равнодушна к бедам простых людей, где перед знатью все раболепствуют, а крестьяне не имеют прав и существуют как могут, развевая по миру свои стоны, что стали скорбной песней.

Размышления у парадного подъезда слушать

(4 голоса, в среднем: 5 из 5)

Источник: http://sochinyshka.ru/n-a-nekrasov-razmyshleniya-u-paradnogo-podezda.html

Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда»

Некрасов – поэт-реалист. Все его стихотворения посвящены простому народу, сложную судьбу которого ему пришлось испытать и на себе. Все, о чем говорил Некрасов в своих поэтических строках, он видел либо в своей семье, либо где-то совсем рядом.

Ему не нужно было ничего выдумывать, приукрашивать, жизнь все решила за него, обогатив его с ранних лет громадным материалом для творчества. Некрасов родился в большом родовом имении, но из-за жестокости родного отца не сумел испытать прелести помещичьей жизни. Будущий поэт предельно рано осознал, что все вокруг делятся на богатеев и нищих, и он сам попал во вторую категорию.

Некрасова лишили наследства, он не имел материальной поддержки от родителей, сам добывал деньги себе на пропитание уже с шестнадцати лет.

Прекрасно осознавая, каково быть бедным крестьянином среди фальши и взяточничества, став поэтом, Некрасов часто обращался к социальным темам. Более всего автора поражало то, что простые люди не знают и часто вовсе не хотят знать, какие права они имеют.

Эта ситуация превращает их в постоянных просителей, которые вынуждены простаивать часами у запертой двери какого-нибудь чина в надежде на его помощь.

Но в большинстве случаев, крестьяне так и уходили от закрытой двери ни с чем, разве что с мнимой надеждой на помощь в следующий раз.

В 1858 году Некрасов как раз и создает стихотворение о вечном ожидании простого народа милости от тех, кому они служат. Им стало «Размышления у парадного подъезда». На написание такого произведения его толкнула увиденная из окна собственного дома картина.

Судя по воспоминаниям Авдотьи Панаевой, гражданской жены Некрасова, поэт осенью в сильный дождь сидел у окна и увидел, что от подъезда, где проживал министр государственного имущества, отгоняют крестьян, сильно ударяя их. Спустя некоторое время стихотворение было написано.

Данное произведение сюжетное. Его возможно разделить на три части. В первой из них в общих чертах описываются несколько дней, в которые к подъезду съезжаются люди.

В праздничные и выходные сюда прибывают высокопоставленные чины с визитом, а иногда только оставить запись в журнале посещений. В рабочие дни у дверей собирается простой народ, но мало кому удается пройти внутрь.

Дальше автор описывает историю одного из таких бедных просителей, которого не пустил на порог швейцар.

Вторая часть дает читателю представление об хозяине палат, к которому все так стремятся попасть. Все его описание выстроено в негативном сатирическом русле. Автор даже предполагает какова будет смерть вельможи, тихо проклятого Родиной.

В конце поэт производит некое обобщение и постепенно выводит этот случай всего лишь в один из типичных случаев. Всюду страдает крестьянин, и чтобы народу избежать этих мучений, необходимо, наконец, очнуться ото сна.

В стихотворении чередуется и размер, и рифма. Некрасов употребил трехстопный и четырехстопный анапест с женской и мужской рифмами.

Наиболее интересным изобразительно-выразительным средством в произведении является метонимия, соединенная с метафорой. Весь город болен привычкой покаяния перед высшими чинами.

При описании мужиков, стоящих в очереди, автор активно использует эпитеты, как «согнутые спины».

Образ высокого чина создан благодаря высоким метафорам. Тот может держать земной гром, а гром небес он не боится. Его жизнь наполнена весельем, картину которого позволяют увидеть читателю особые эпитеты. Их использовали в своих работах обычно поэты-романтики, как «небо Сицилии».

В последней части стихотворения автор вновь обращается к метонимии. Теперь голос лирического героя обращен ко всей русской земле. Здесь глагол «стонет» повторен несколько раз рефреном, дабы дать понять о всей сложности происходящего.

Заканчивается стихотворение вопросом о том, проснется ли народ или нет. Этот вопрос скорее риторический. Однако, судя по настроению всего стихотворения, Некрасов всей душой и сердцем желает, дабы ответ был исключительно положительным.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/07/analiz-stihotvoreniya-razmyshleniya-u-paradnogo-podezda.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector