Краткое содержание рождественская песнь в прозе диккенса точный пересказ сюжета за 5 минут

«Рождественская песнь в прозе» краткое содержание

«Рождественская песнь в прозе» повесть Чарльза Диккенса о волшебных изменениях в человека благодаря магии Рождества.

Главный герой — старый мрачный скряга Эбинейзер Скрудж, который давно уже никого и ничего не любит, кроме собственных денег.

Он не понимает радости, которую другие испытывают по поводу приближающегося Рождества и Святок, и брезгливо отклоняет приглашение своего доброго племянника отпраздновать Рождество с ним и его семьёй.

Он не может понять, зачем люди целый день веселятся и не работают, если это не приносит им выгоды, и отказывается пожертвовать благотворителям деньги на помощь нуждающимся детям.

В вечер сочельника Скрудж очень неохотно соглашается отпустить своего клерка с работы на Рождество, закрывает свою контору и идёт домой. Однако дома перед ним вдруг предстаёт дух его покойного компаньона Джейкоба Марли, умершего в сочельник семь лет назад.

Дух Марли говорит Скруджу, что после смерти он был наказан за то, что при жизни не стремился творить на земле добро и помогать людям, и он не хочет, чтобы та же участь постигла и Скруджа. Поэтому по его просьбе Скруджа посетят три духа, которые, как он надеется, помогут ему измениться.

Ду́хи должны явиться один за другим в течение трёх ночей в первый час пополуночи. После этих слов дух Марли прощается со Скруджем и исчезает.

В первый час пополуночи появляется первый дух. Это Святочный дух Прошлых лет. Он ведёт Скруджа с собой в прошлое. Скрудж видит городок, где он родился и вырос, где ему всё так знакомо с юных лет.

Затем он видит самого себя в детстве и юности, когда он ещё был полон восторга, энтузиазма и надежд и готов был разделить хорошее настроение близких ему людей. Видя себя таким, Скрудж незаметно для себя смягчается, его сердце оттаивает.

После этого, однако, он видит себя уже повзрослевшим, когда алчность уже начала пускать в нём корни. Заметив это, его давняя возлюбленная решает с ним расстаться ибо она понимала, что ему в его нынешнем состоянии, с его холодной расчётливостью, не нужна любовь бедной девушки, которую он любил, когда сам был беден.

Она выходит замуж за другого и устраивает своё семейное счастье. Скрудж не может вынести смотреть на самого себя такого со стороны и умоляет Духа увести его от этих видений прошлого. В конце концов Дух исчезает, и Скрудж засыпает.

На второй день ровно в час пополуночи Скруджу является второй дух. Это Дух нынешних Святок. Он ведёт Скруджа по его городку. Скрудж видит украшенные к Рождеству улицы, радостных нарядных людей, ломящиеся от рождественских угощений полки магазинов; везде царит изобилие и радость по поводу грядущего праздника.

Затем Дух ведёт Скруджа к жилищу Боба Крэтчита — клерка, работающего в конторе Скруджа. Он небогат, и у него большая семья со множеством детей, но и здесь царит веселье и ликование. Лишь однажды всеобщая радость нарушается — когда Боб предлагает тост за здоровье Скруджа.

Его жена очень неохотно присоединяется к тосту, говоря, что если бы не Рождество, не стала бы она пить за здоровье этого гадкого и бесчувственного скупца. Это был первый тост за весь вечер, который члены семьи пили не от всего сердца.

И тут Скрудж сжаливается над бедным и больным сыном Боба, малюткой Тимом, которому Дух предсказал смерть, если «будущее не внесёт в это своих изменений». Далее Скрудж и Дух путешествуют по разным местам и видят, как празднуют Рождество рудокопы, рабочие маяка.

Все они на время забыли о своих ссорах и невзгодах, и на лицах у всех — веселье, все желают друг другу счастливого Рождества. Наконец, они попадают в дом племянника Скруджа, где уже начались разнообразные весёлые игры и забавы.

Племянник — пожалуй, единственный во всём городе, кто не питает злобы к своему угрюмому и грубому дядюшке и, несмотря ни на что, от всего сердца желает ему счастливого Рождества и надеется, что тот когда-нибудь подобреет и исправится. Сам Скрудж, невидимый для всех, с удовольствием наблюдает за весельем и забавами в доме племянника и даже желает в них поучаствовать, но Дух не даёт ему на это времени, возвращает Скруджа в его дом и исчезает.

Наконец, является и третий дух. Он не произносит ни слова, но Скрудж понимает, что это Дух будущих Святок и что он пришёл показать Скруджу его возможное будущее.

В будущем Скрудж, к удивлению, не обнаруживает себя ни на бирже, ни в других привычных для себя местах, зато постоянно слышит от прохожих разговоры о смерти какого-то старого злобного скряги, которого никто не любил; многие открыто радуются его смерти.

Трое воров обокрали дом умершего и продали вещи скупщику в трущобах, рассуждая о том, что «наверное, он специально всех нас отваживал при жизни, чтобы мы могли нажиться на нём после его смерти». Затем Скрудж видит самого покойника, но не видит его лица.

Он просит Духа назвать ему имя покойника, понимая, что вот такая же участь могла бы ожидать и его после смерти. Оказывается, что всеми ненавидимый умерший скряга — он сам. Никому он не принёс добра за свою жизнь, и все если и не поминают его недобрым словом, то относятся к его смерти с плохо скрываемым облегчением.

Третий дух исчезает, а Скрудж снова оказывается у себя в кровати. Он окончательно решает измениться в лучшую сторону.

Он искренне рад приближающемуся Рождеству, славит Святки, посылает самого дорогого рождественского гуся бедному Бобу Крэтчиту и жертвует огромную сумму тем самым благотворителям, которых недавно прогнал.

После этого Скрудж идёт праздновать Рождество к племяннику, который радостно его принимает. На следующий день, когда Боб приходит к нему на работу, Скрудж повышает ему жалованье.

С тех пор Скрудж стал самым добрым и щедрым человеком в городе, снискав всеобщую любовь и уважение. Для малютки Тима, сына Боба Крэтчита, он стал «вторым отцом», и тот совершенно поправился и не умер от болезни, так как Скрудж изменился и будущее его самого и его близких тоже изменилось в лучшую сторону.

Источник: http://ktoikak.com/rozhdestvenskaya-pesn-v-proze-kratkoe-soderzhanie/

Пересказ произведения Ч.Диккенса Рождественская песня в прозе

Каждый год люди с особой тщательностью готовятся к Рождеству, на протяжении многих веков напоминающее о рождении Спасителя. В этот праздник даже самые закоренелые холостяки задумываются о ценности и важности семьи. Этот праздник Жизни дарит надежду, веру и любовь.

Это время, когда, получая желанные подарки и сидя за богатым столом, люди стараются заглянуть поглубже в свои сердца, чтобы в них случайно не остались горькие обиды, отравляющие душу смертельным ядом. А если даже и случаются такие неприятности, то прощение и примирение с обидчиком – самое лучшее противоядие и средство защиты.

Это время, когда милосердие и сострадание приносят прекрасные плоды заботы и благотворительности. Почему именно этот праздник каким-то чудесным образом размягчает все каменные сердца.

– Хм, все, но не сердце Эбинизера Скружда! – возразите Вы.

– Ну, что же, давайте посмотрим…

Итак, старичок Скрудж был очень одинок. Да он ни в ком и не нуждался. Единственный племянник – и тот никак не мог расположить к себе дядюшку. На любое предложение семейного сближения, Скрудж отвечал жёстким отказом. Так и в этот раз – молодой человек не смог убедить дядю отобедать у них с женой во время Рождества.

Старик ворчал, что Рождество совсем не повод для семейных встреч. К тому же, он не верил в чудеса. Наоборот, его раздражало, что всё вокруг замирает в ожидании Чуда. А ещё люди тратят время, силы и самое главное – Деньги! Всё в своей жизни Скрудж переводил в денежные единицы.

От его взгляда не могла ускользнуть даже самая захудалая монетка. Он был худшим из всех известных скряг. Даже в канун Рождества джентльмены, собирающие средства на помощь обездоленным, вышли из его конторы без единого пенни.

Скрудж возмутился: он и так выделял на содержание учреждений для бедных достаточную сумму! А единственный помощник Скруджа, например, не мог рассчитывать на прибавку к жалованью. Несчастный постоянно находился под пристальным наблюдением старика, и малейшая оплошность грозила бедняге увольнением. Скрудж был скуп не только на деньги.

Даже мимолётная улыбка на его лице была бы непозволительной роскошью – как для него, так и для окружающих. Он прославился своей мёртвой деловой хваткой в вопросах ведения дел, и каменным жестоким сердцем. Во всём Лондоне не было подобного ему.

Правда, его единственный друг и компаньон Джейкоб Марли, мог бы похвастаться подобными заслугами, но он семь лет назад неожиданно скончался – как раз в канун Рождества. Скрудж проводил его в последний путь без особых переживаний, отметив «тяжёлую утрату» удачно заключённой сделкой…

Завершив привычные дела, в этот ничем не примечательный для Скруджа день, холодным поздним вечером он возвращался в квартиру, которая когда-то принадлежала его покойному компаньону.

Машинально вставив ключ в дверь дома, где никто, кроме Скруджа, не жил, он невольно вздрогнул – прямо перед его глазами, на месте огромного дверного молотка появилось лицо Марли… Оно смотрело из темноты на фоне густого молочного тумана.

Лицо было таким же, как и при жизни (то же пресное выражение), только волосы странно шевелились, а взгляд был подозрительно неподвижным… На секунду Скруджу стало не по себе, но он, отмахнувшись от наваждения, увидел перед собой все-таки дверной молоток… Зайдя в дом, поднявшись по широкой лестнице на второй этаж, и пройдя ряд комнат, старик плотно закрыл двери своей квартиры. Расположившись в кресле у камина, он начал безучастно рассматривать картины из Священного Писания (от начала сотворения мира до Армагеддона), украшавшие очаг. Как вдруг, вместо картин из Библии, перед ним опять возникло лицо Марли… Живое и безжизненное одновременно!

Скрудж хотел было возмутиться, но вдруг услышал еле слышный перезвон колокольчика где-то над головой, который с каждой секундой становился всё громче и громче.

А откуда-то снизу, из-под земли послышалось бряцанье цепей – это кто-то поднимался к квартире старика… Пройдя сквозь наглухо запертую дверь, пред ним предстало привидение, обмотанное тяжёлой цепью, волочившейся за ним длинным хвостом.

Множество всевозможных замков, ключей, огромных кошельков, расписок и кассовых книг составляли её звенья. Привидением же был никто иной, как Марли. Скрудж обомлел… Немного придя в себя, старик стал свидетелем исповеди покойного компаньона, который во всех красках описал свои постоянные страдания.

При жизни он был чёрствым, жадным и злым человеком, как и Скрудж. Все его интересы крутились вокруг денег, сделок и приобретений. И теперь вся эта громоздкая цепь, которую он так старательно ковал всю свою жизнь, обволакивает его. Он никогда не прислушивался к просьбам и нуждам других.

Только сейчас он понял, что то, ради чего он жил, было не главным, а лишь маленькой возможностью сделать кого-то счастливым. Жизнь постоянно давала ему шанс, но он так никогда им и не воспользовался. А теперь, после своей смерти, он не может найти покой своей безутешной душе.

Особенно тягостно ему накануне Рождества… О, как трагично, что он не поднял свои глаза к путеводной звезде, которая когда-то привела волхвов к яслям Младенца. Она бы и ему могла указать истинный путь, но раскаиваться надо было при жизни… Он сообщил Скруджу, что тот может избежать трагической участи, если его посетят три Духа поочерёдно, три ночи подряд.

Читайте также:  Краткое содержание сказки приключения бибигона чуковского точный пересказ сюжета за 5 минут

Прошли почти сутки… Когда часы пробили час ночи, яркий свет озарил комнату, и невидимая рука приподняла свисающее покрывало кровати Скруджа. Перед ним стоял маленький, как ребёнок, старик без единой морщины, с розовым румянцем на щеках и белоснежными волосами до плеч. Из Его макушки фонтаном бил яркий луч света.

Руки Гостя были очень длинными и сильными, а ноги неправдоподобно изящными. Он был одет в белоснежную тунику, подвязанную сияющим поясом и отороченную живыми цветами. В одной руке Он держал ветку остролиста (символ Рождества), а в другой – колпак, которым Он при необходимости прикрывал светящуюся макушку.

Всё вокруг Него мерцало и переливалось, а Он сам видоизменялся: исчезал, и вновь появлялся в прежнем виде. Святочный Дух Прошлых Лет торжественно заявил, что пришёл спасти Скруджа, и, пройдя сквозь стену, увлёк его за Собой в путешествие во времени.

Вместе с Духом старик, будучи невидимым для людей, пронёсся по заснеженным улицам городка, где когда-то он жил. Дух привёл его в школу и усадил за парту рядом с грустным одиноким мальчиком… Увидев себя, уткнувшимся в книгу, Скрудж растаял, словно свеча, и заплакал.

Если бы в эту минуту его увидел кто-то из лондонских коммерсантов, то он бы не поверил своим глазам!!! Вдруг он вспомнил о мальчике, который вчера пел ему святочную песенку, но старик и не подумал, чтобы хоть чем-то порадовать ребёнка – как жаль…

Затем Дух показал Скруджу другое Рождество…Всё в той же комнате одиночество подросшего Эбинизера было нарушено визитом прелестного создания.

Залетев к нему игривой птичкой, младшая сестра прощебетала о том, что отец стал намного добрее, и разрешил Эбинизеру вернуться домой… Сестра Скруджа была такой хрупкой, что ему всегда было непонятно: как она могла носить в себе такое большое, полное любви сердце?! Она умерла в расцвете сил… Вспомнив о племяннике (сыне сестры), Скрудж невольно содрогнулся – ведь тот был единственным, с кем старика связывали кровные узы…

В следующий момент Скрудж вместе с Духом оказался в торговой лавке, где он когда-то обучался, будучи юношей. Там праздновали Рождество.

Когда веселье закончилось и счастливые гости разошлись по домам, молодой Скрудж со своим другом ещё долго не могли успокоиться, хваля лавочника за его щедрость. Наблюдая за всеми, старик полностью окунулся в атмосферу доброты и любви, которые излучали лавочник и его жена.

Никто из присутствующих не испытывал чувства отверженности или унижения.

В этот момент старик Скрудж осознал, что именно лавочник задавал тон всему происходящему – от него зависело настроение окружающих и в праздники и в будни, когда они старательно трудились… И опять старик невольно загрустил, на сей раз вспомнив о помощнике, который усердно трудился, но никогда не слышал слов благодарности и похвалы…

Затем старик вместе с Духом прошёл сквозь годы, очутившись рядом со Скруджем в полном расцвете сил. Он уже не был тем чувствительным юношей, как прежде. Его черты лица стали суровее, в глазах появился какой-то блеск корысти. В его голове постоянно прокручивались всевозможные схемы удачных сделок.

А вместо живого сердца беспрерывно тикал, как часы, денежный счетчик. Рядом с ним была молодая девушка. Заливаясь слезами, она навсегда прощалась с ним. Она не могла понять циничного поведения Скруджа, и то, как он изменился.

А сердце, наполненное любовью, просило его отпустить, освободив от обещания жениться на ней, ведь он избрал себе жизнь, в которой для неё не оказалось места… Деньги вытеснили всё на своём пути в сердце Скруджа, они стали его божеством.

Глядя на эту картину, старик захотел вернуться к себе в квартиру – уж слишком неуютно он себя почувствовал, когда на мгновение ощутил боль и разочарование девушки. Но Дух был непреклонен, и перенёс Скруджа в новое место.

Обстановка в доме была не богатой, но очень уютной. Тихо потрескивали поленья в камине, у которого сидели две женщины: мать и дочь. В матери Скрудж моментально узнал свою бывшую невесту. Вокруг них играли дети. Вдруг раздался стук в дверь и на пороге появился счастливый отец большого семейства. Дети наперебой кричали от радости, и с быстротой ветра ра…

конец ознакомительного фрагмента

Источник: http://iknigi.net/avtor-natalya-aleksandrovskaya/102394-pereskaz-proizvedeniya-ch-dikkensa-rozhdestvenskaya-pesnya-v-proze-nataliya-aleksandrovskaya/read/page-1.html

Рецензии на книгу Рождественская песнь в прозе

Как же мне хотелось написать эту рецензию прям на Рождество, но я, конечно же, слишком ленива для этого. Эта рецензия по большей части будет про жизнь, а не про книгу.

Для нашей страны все-таки характерней Новый Год, Рождество отмечают не многие, или это просто моё предвзятое мнение, но буду говорить про Новый Год. Мне всегда было жаль тех людей, кто совершенно никак не проникается праздником, не отмечает его или хотя бы не заряжается особым настроением.

Если брать только хорошую сторону праздника, то я люблю все эти составляющие: огромные очереди за рыбой и икрой, почти, как у Диккенса за гусем, всю эту суматоху, хмурые толпы, которые активно затариваются подарками, огонечки, которыми украшают окна домов, украшенные елки и деревья, даже снег в эти дни выглядит иначе.

Еще я люблю, как за несколько часов до полуночи в каждой квартире начинают накрывать на стол, выставлять тазы с оливье, доставать все запасы шампанского и бенгальских огней, а на улице начинаются нескончаемые залпы салютов.

Еще я люблю выйти на улицу и почувствовать себя абсолютно счастливой, в этот момент забываются все проблемы, каждый человек рад тебе и с искренней улыбкой поздравляет тебя, совершенно незнакомую и все так легко и просто. В такие моменты хочется, чтобы праздник не заканчивался, мы всегда были добры и открыты для всего хорошего, что есть в нашем мире.

Конечно, я также люблю распаковывание подарков, и может уже не так интересно их получать, но всегда доставляет удовольствие их дарить, эти искры в глазах и ожидание, понравилось или не очень. И я всегда думала, что должно случиться что-то весомое, чтобы отказаться от всего этого, какое-то большое горе.

Ведь даже усталость, отсутствие денег или настроения, не сможет искоренить тот мааааленький огонечек, который есть в каждом сердце, маленькое желание тоже улыбнуться, съесть ложечку салата или посмотреть новогодний фильм вместе со всеми. Так все это я к тому, что мне было искренне жаль Скруджа, за то, что он сам лишил себя самого большого счастья и волшебства в мире.

И самое обидное то, что я так и не поняла предпосылок. Автор не раскрыл его личной драмы, ведь не смотря на печальные дни, были и хорошие, радостные моменты. Неужели все дело просто в деньгах? Но даже самому жадному человеку в мире никто не отменял веселья, хотя бы бесплатного. В общем, то ли страниц оказалось недостаточно, то ли я вообще не проникновенная, но как-то все необоснованно для меня оказалось.

Тем не менее, рассказ очень атмосферный, три рождественских духа кружат вокруг вас со Скруджем, нашептывают пожелания, надувают снежинок в лицо, и ты закрываешь глаза и чувствуешь запах только что сваренной картошки в масле и запеченного гуся. Трогает очень преображение Эбенезера, я рада, что он смог по кусочкам собрать свои теплые воспоминания из прошлого, увидеть отношение людей к нему в настоящем и изменить свое будущее.

Еще как впечатлительный человек, могу сказать, что частенько мне было тоскливо, а образы духов пугали, но после просмотра мультфильма у меня чуть сердечко не остановилось, какое уж там чудо Рождества. А так, всех с Наступившим, не будьте скрягами, радуйте себя и своих близких, а судьба обязательно вознаградит вас за это, по крайней мере отсутствием цепей 😉

#флешмоб_Рождество2018

Источник: http://readly.ru/book/58475/reviews/

Чарльз Диккенс – Рождественская песнь в прозе

Главный герой — старый мрачный скряга Эбинейзер Скрудж, который давно уже никого и ничего не любит, кроме собственных денег.

Он не понимает радости, которую другие испытывают по поводу приближающегося Рождества и Святок, и брезгливо отклоняет приглашение своего доброго племянника отпраздновать Рождество с ним и его семьёй.

Он не может понять, зачем люди целый день веселятся и не работают, если это не приносит им выгоды, и отказывается пожертвовать благотворителям деньги на помощь нуждающимся детям.

В вечер сочельника Скрудж очень неохотно соглашается отпустить своего клерка с работы на Рождество, закрывает свою контору и идёт домой. Однако дома перед ним вдруг предстаёт дух его покойного компаньона Джейкоба Марли, умершего в сочельник семь лет назад.

Дух Марли говорит Скруджу, что после смерти он был наказан за то, что при жизни не стремился творить на земле добро и помогать людям, и он не хочет, чтобы та же участь постигла и Скруджа. Поэтому по его просьбе Скруджа посетят три духа, которые, как он надеется, помогут ему измениться.

Ду́хи должны явиться один за другим в течение трёх ночей в первый час пополуночи. После этих слов дух Марли прощается со Скруджем и исчезает.

В первый час пополуночи появляется первый дух. Это Святочный дух Прошлых лет. Он ведёт Скруджа с собой в прошлое. Скрудж видит городок, где он родился и вырос, где ему всё так знакомо с юных лет.

Затем он видит самого себя в детстве и юности, когда он ещё был полон восторга, энтузиазма и надежд и готов был разделить хорошее настроение близких ему людей. Видя себя таким, Скрудж незаметно для себя смягчается, его сердце оттаивает.

После этого, однако, он видит себя уже повзрослевшим, когда алчность уже начала пускать в нём корни. Заметив это, его давняя возлюбленная решает с ним расстаться, ибо она понимала, что ему в его нынешнем состоянии, с его холодной расчётливостью, не нужна любовь бедной девушки, которую он любил, когда сам был беден.

Она выходит замуж за другого и устраивает своё семейное счастье. Скрудж не может вынести смотреть на самого себя такого со стороны и умоляет Духа увести его от этих видений прошлого. В конце концов Дух исчезает, и Скрудж засыпает.

Обложка первого издания

На второй день ровно в час пополуночи Скруджу является второй дух. Это Дух нынешних Святок. Он ведёт Скруджа по его городку. Скрудж видит украшенные к Рождеству улицы, радостных нарядных людей, ломящиеся от рождественских угощений полки магазинов; везде царит изобилие и радость по поводу грядущего праздника.

Затем Дух ведёт Скруджа к жилищу Боба Крэтчита — клерка, работающего в конторе Скруджа. Он небогат, и у него большая семья со множеством детей, но и здесь царит веселье и ликование. Лишь однажды всеобщая радость нарушается — когда Боб предлагает тост за здоровье Скруджа.

Его жена очень неохотно присоединяется к тосту, говоря, что если бы не Рождество, не стала бы она пить за здоровье этого гадкого и бесчувственного скупца. Это был первый тост за весь вечер, который члены семьи пили не от всего сердца.

И тут Скрудж сжаливается над бедным и больным сыном Боба, малюткой Тимом, которому Дух предсказал смерть, если «будущее не внесёт в это своих изменений». Далее Скрудж и Дух путешествуют по разным местам и видят, как празднуют Рождество рудокопы, рабочие маяка.

Все они на время забыли о своих ссорах и невзгодах, и на лицах у всех — веселье, все желают друг другу счастливого Рождества. Наконец, они попадают в дом племянника Скруджа, где уже начались разнообразные весёлые игры и забавы.

Читайте также:  Краткое содержание погорельский чёрная курица, или подземные жители точный пересказ сюжета за 5 минут

Племянник — пожалуй, единственный во всём городе, кто не питает злобы к своему угрюмому и грубому дядюшке и, несмотря ни на что, от всего сердца желает ему счастливого Рождества и надеется, что тот когда-нибудь подобреет и исправится. Сам Скрудж, невидимый для всех, с удовольствием наблюдает за весельем и забавами в доме племянника и даже желает в них поучаствовать, но Дух не даёт ему на это времени, возвращает Скруджа в его дом и исчезает.

Наконец, является и третий дух. Он не произносит ни слова, но Скрудж понимает, что это Дух будущих Святок и что он пришёл показать Скруджу его возможное будущее.

В будущем Скрудж, к удивлению, не обнаруживает себя ни на бирже, ни в других привычных для себя местах, зато постоянно слышит от прохожих разговоры о смерти какого-то старого злобного скряги, которого никто не любил; многие открыто радуются его смерти.

Трое воров обокрали дом умершего и продали вещи скупщику в трущобах, рассуждая о том, что «наверное, он специально всех нас отваживал при жизни, чтобы мы могли нажиться на нём после его смерти». Затем Скрудж видит самого покойника, но не видит его лица.

Он просит Духа назвать ему имя покойника, понимая, что вот такая же участь могла бы ожидать и его после смерти. Оказывается, что всеми ненавидимый умерший скряга — он сам. Никому он не принёс добра за свою жизнь, и все если и не поминают его недобрым словом, то относятся к его смерти с плохо скрываемым облегчением. После он видел могилу малютки Тима, и Боба, который плача несет на могилку костыль.

Дух настоящих Святок

Третий дух исчезает, а Скрудж снова оказывается у себя в кровати. Он окончательно решает измениться в лучшую сторону.

Он искренне рад приближающемуся Рождеству, славит Святки, посылает самого дорогого рождественского гуся бедному Бобу Крэтчиту и жертвует огромную сумму тем самым благотворителям, которых недавно прогнал.

После этого Скрудж идёт праздновать Рождество к племяннику, который радостно его принимает. На следующий день, когда Боб приходит к нему на работу, Скрудж повышает ему жалованье.

С тех пор Скрудж стал самым добрым и щедрым человеком в городе, снискав всеобщую любовь и уважение. Для малютки Тима, сына Боба Крэтчита, он стал «вторым отцом», и тот совершенно поправился и не умер от болезни, так как Скрудж изменился и будущее его самого и его близких тоже изменилось в лучшую сторону.

Источник: https://KnigoPoisk.org/books/charlz_dikkens_rozhdestvenskaya_pesn_v_proze

Ч. Диккенс. «Рождественская песнь в прозе»

Первое издание «Рождественской песни» Диккенса

Предлагая учащимся для чтения и обсуждения это произведение Чарл­за Диккенса, хочется, чтобы они полюбили творчество боль­шого писателя, поняли причины его тревоги, вызванной нравственным состоянием общества, почувствова­ли, как животрепещущи сейчас поднятые им проблемы, и разделили мысль художника, взя­тую эпиграфом к уроку: «Душа, заключённая в каждом человеке, должна общаться с людьми, соучаствовать в их судьбе».

– В рассказе Диккенса есть такие слова: «Даже веками раскаяния нельзя возместить упущенную на земле возможность сотворить доброе дело». Убеждает ли нас писатель в этой мысли? Соглашаемся ли мы с ним, прочитав о судьбе Скруджа? Ответить на этот вопрос я попрошу вас в конце урока.

Начинаем знакомство со Скруджем, героем повести, идя вслед за автором. Обратим внимание на художественные приёмы, помогающие раскрыть главное в его характере: холод, чёрст­вость, скупость.

– Каким предстаёт перед нами герой в начале повести? Какую деталь в его портрете подчёркивает писатель? («Он был холоден и твёрд, как кремень, и ещё никому ни разу в жизни не удалось высечь из его каменного сердца хоть искру сострадания.

Душевный хо­лод заморозил изнутри старческие черты его лица, заострил крючковатый нос, сморщил кожу на щеках, сковал походку, заставил посинеть губы и покраснеть глаза, сделал ледяным его скрипучий голос. И даже его щетинистый подбородок, редкие волосы и брови, казалось, заиндевели от мороза».

) Отмечаем приём великолепной гиперболизации и метафоризации, присущий писательской манере Диккенса.

Обращаем внимание на то, что портретные детали, свойства характера героя под пером замечательного мастера, каким был Диккенс, проецируются на окружающую обстановку, взаимоотношения с людьми, явления природы («Он всюду вносил с собой эту леденящую атмосферу.

Присутствие Скруджа замораживало его контору в летний зной. Самый яростный ветер не мог быть злее Скруджа, самая лютая метель не могла быть столь жестокой, самый проливной дождь не был так беспощаден»).

Отдмечаем, что повторение прилагательных в превосходной степени помогает автору подчерк­нуть главное в характере своего героя.

– А в отношениях с людьми не виден ли тот же холод? («Ни один нищий не осмеливался протянуть к нему руку за подаянием. Казалось, даже собаки, поводыри слепцов понимали, что он за человек, и, завидев его, спешили утащить хозяина в первый попавшийся подъезд».)

Далее знакомимся с жизненной философией Скруджа, в основе которой эгоизм, голый расчёт. (Бедняки не имеют права жениться, веселиться, не должны рассчитывать на его помощь: для этого есть остроги и работные дома, и если же бедняки умирают, «это сократит излишек населения».)

Читаем описание погоды накануне рождест­венских праздников («Холодная, унылая, с завесой тумана – такой плотной, что, казалось, её можно пощупать рукой. Туман заползал в каждую щель, в каждую замочную скважину. можно было подумать, что сама Природа открыла где-то по соседству пивоварню»).

– Какую ассоциацию вызывает это описа­ние? (Убеждаемся, что у Диккенса нет случайных деталей: погода перед Рождеством подстать угрюмому, мрачному состоянию Скруджа.)

Закончив работу над экспозицией, познако­мившись со Скруджем, его жизненной философией, приступаем к прочтению центральной (кульминационной) части рассказа, звучащей как нравственная проповедь автора, прибегаю­щего к жанру сказки.

Выясняем, с какой целью он использует этот жанр (облегчить изображе­ние морального перерождения героя). Называем примеры сказочных элементов: Духи, видения, ночные полёты над спящим городом, возвраще­ние в прошлое, перенесение в будущее.

Выясняем, для чего появляется на страницах рассказа Дух Марлея, компаньона Скруджа. (Он выражает авторское убеждение и предостереже­ние: «Забота о ближнем, милосердие, сострадание, щедрость» – вот главное в делах человека; «а коммерция – это лишь капля воды в безбрежном океане предначертанных дел». И ещё Марлей хотел возвестить, что для Скруджа не всё потеряно.)

– Может быть, слова эти утратили для нас значение?

– Встречи с Духами. Что они помогли осознать, почувство­вать и понять Скруджу? (При чтении отмечаем, как постепенно меняется герой.)

Дух Прошлого переносит в детство, в пору искренности, чистоты и добра.

Мы же вместе с Духом наблюдаем за поведением, изменением в лице Скруджа в момент его появления на родине, в стране своего детства («Ему чудилось, что на него повеяло тысячью запахов, и каждый запах будил тысячи воспоминаний о давным-давно забытых думах, стремлениях, радостях, надеждах», губы задрожали, по щеке покатилась слеза, голос срывался, «все находило отклик в смягчившемся сердце Скруджа и давало выход слезам», которые катились по счастливому восторженному лицу. Герой видит, чувствует творимое добро, «которое стоит целого состоя­ния»).

Дух Настоящего продолжает начатое Духом Прошлого. Писатель будит наше воображение, и вот мы в жилище Боба Крэтчита, клерка Скруджа, когда всё семейство собралось за рождественским ужином. Скрудж, охваченный сочувствием к маленькому больному Тиму, не хочет, чтоб он умер.

Но Дух повторяет слова самого Скруджа: «Если ему суждено умереть, пускай себе умирает и тем сократит излишек населения!» Терзаемый раскаянием и печалью, он слышит своё осуждение: «Человек! Тебе ли решать, кто из людей должен жить и кто – умирать?.

О боже! Какая-то букашка, пристро­ившись на былинке, выносит приговор своим голодным собратьям за то, что их так много расплодилось и копошится в пыли!» (Какая метафора-ирония, переходящая в сарказм!) И Скрудж согнулся под тяжестью этих укоров и потупился, трепеща.

Оказавшись в доме племянника на празднике, услыхав знакомую мелодию, Скрудж ещё более смягчается («Картины прошлого снова ожили в его памяти.

и сердце его смягчалось всё более и более, и ему казалось уже, что внимай он чаще этим звукам в давно минувшие годы, и, быть может, он всегда стремился бы только к добру на счастье себе и людям, и не пришлось бы духу Джейкоба Марли вставать из могилы»).

А Дух всюду, где они побывали, «где суетность и жалкая земная гордыня не закрывают сердца человека», учил Скруджа заповедям милосердия.

Дух Будущего приводит героя к заросшей травой каменной надгробной плите, на которой Скрудж читает своё имя, имя того, о ком после смерти никто не скажет: «Этот человек был добр ко мне, и в память того, что как-то раз он сказал мне доброе слово, я теперь позабочусь о нём». И у своей могилы Скрудж в беспредель­ной муке обещает помнить уроки Духов, иску­пить своё Прошлое Настоящим и Будущим.

И вот развязка. Отмечаем: Диккенс не был бы Диккенсом, если бы не поверил словам своего героя, не заставил убедиться ходом повествования нас, читателей, в благотворном влиянии на него всего с ним произошедшего.

Как меняется тон повествования? А природа? Вместе с героем не преображается ли и она? («Ни мглы, ни тумана! Ясный, погожий день. Колкий, бодрящий мороз. Он свистит в свою ледяную дудочку и заставляет кровь, приплясы­вая, бежать по жилам.

Золотое солнце! Лазурное небо! Прозрачный свежий воздух! Весёлый перезвон колоколов! О, как чудесно! Как дивно, дивно!») Так ликующе-взволнованно восприни­мает её совсем недавно «холодный и твёрдый, как кремень», Скрудж.

– Для чего при описании состояния своего героя автор использует повторы: «довольно посмеиваясь, уплатил за индюшку, и, довольно посмеиваясь, заплатил за кэб, и, довольно посмеиваясь, расплатился с мальчишкой, и, довольно посмеиваясь, опустился, запыхавшись, в кресло и продолжал смеяться, пока слёзы не потекли у него по щекам»?

Послав индюшку Бобу Крэтчиту, Скрудж отправляется на праздник к племяннику Фреду, где проводит «чудесный вечер!» в «чудесном единодушии во всём!», понимая теперь, что «рождественские праздники – дни милосердия, доброты, всепрощения, когда люди. свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних, – даже в неимущих и обездоленных,— таких же людей, как они сами».

Возвращаемся к словам эпиграфа и соглаша­емся с автором. Да, человека делает счастливым общение с людьми, «сочувствие в их судьбе». Делая добро, человек сам становится счастли­вым. Диккенс нас призывает к альтруизму («Скрудж таким стал добрым другом, таким тороватым хозяином и таким щедрым челове­ком. На сердце у него было весело и легко»).

И последнее. Обращаемся к проблемному вопросу, заданному в начале урока. Убеждаемся: автор опровергает сам себя, показав морально переродившегося Скруджа. Можно возместить упущенную возможность сотворить доброе дело! Надо только понять, как важно делать добро! Великий писатель высказывает свою мечту о «наибольшем счастье для наибольшего количе­ства людей».

Читайте также:  Краткое содержание стендаль красное и чёрное точный пересказ сюжета за 5 минут

Про Скруджа же «шла молва, что никто не умеет так чтить и справлять святки, как он. Ах, если бы и про нас могли сказать то же самое! Про всех нас! Да осенит нас всех Господь своею милостью!».

Итоги урока? Они выразились в ответе одной из учениц: «Умница Диккенс: так, между прочим, заставить нас, читателей, взглянуть на себя, на свою жизнь, всё ли в ней так».

Иллюстрация к повести Чарльза Диккенса «Рождественская песнь»

Художник Патрик Джеймс Линч

Источник: Вязанкина Л. А. Ч. Диккенс. «Рождественская песнь в прозе» (VIII класс). – «Литература в школе». – 1994. – № 6. – С. 95-96.

Источник: https://multiurok.ru/blog/ch-dikkiens-rozhdiestvienskaia-piesn-v-prozie.html

Чарльз Диккенс,

Искусство и развлечения 10 февраля 2016

Заданная тема «Чарльз Диккенс: «Рождественская история» настолько обширна и увлекательна, что придется заглянуть во все ее аспекты.

Но для начала надо отметить, что под этим названием в 2009 году талантливейшим режиссером Робертом Земекисом был снят необыкновенно красивый трехмерного формата диснеевский мультфильм.

Чем же привлек режиссера Чарльз Диккенс? «Рождественская история» – это, прежде всего, великолепная анимированная сказка, снятая по произведению великого английского классика, подлинное ее название «Рождественская песнь в прозе: святочный рассказ с привидениями».

Странные видения

Повесть была написана в 1843 году, чуть позже она стала одним из самых популярных рассказов о Рождестве, которые когда-либо написал Чарльз Диккенс. Рождественская история, приключившаяся с главным героем, просто поражает и заставляет каждого из нас задуматься над своим поведением и поступками.

Однако надо отметить одну очень удивительную вещь об авторе этого произведения, который иногда во время работы мог самопроизвольно впадать в некий транс, и в эти минуты он был подвержен разным видениям, поэтому испытывал частое состояние дежа-вю.

Была и еще одна странность у писателя, о которой упоминает главный редактор издательства «Фортнайтли Ревью». Оказывается, писатель, прежде чем написать что-либо на бумаге, сначала слышал голоса своих персонажей, которые приходили к нему и разговаривали с ним. Об этом, во всяком случае, рассказал ему сам Чарльз Диккенс.

Рождественская история, наверняка, тоже была нашептана ему на ухо ее главным героем – стариком Скруджем.

Никак нельзя не отметить захватывающие сказочные наклонности английского писателя, его мудрость и проникновенность в душу каждого читателя от мала до велика.

«Рождественская история»: книга, Чарльз Диккенс

Кстати, он родился 7 февраля 1812 года в Лэндпорте (Великобритания).

Семья была многодетной, отец за долги сидел в тюрьме, а сам Чарльз работал на фабрике, которая производила ваксу, потом он выучил стенографию и стал свободным репортером, а дальше литература стала его главным делом.

На этом поприще он очень быстро достиг зенита славы и был ее баловнем. При жизни он стал обеспеченным человеком, судьба не скупилась ему на дары.

9 июня 1870 года в возрасте 58 лет он скончался от инсульта. После смерти его слава затмила славу Байрона, а имя было поставлено рядом с Шекспиром. Диккенс стал настоящим культом для английской литературы.

При всех его жизненных неурядицах и своеобразном мученичестве он приобрел широкую известность по всему миру, и прежде всего, как веселый писатель старой и доброй Англии.

Его произведения почти всегда имели добрый финал, так как он не любил бередить сердца ранимых читателей.

Видео по теме

Чарльз Диккенс «Рождественская история»: краткое содержание

Дряхлый и мрачный старик Эбинейзер Скрудж был очень жадным. Других интересов, кроме накопления, у него не было.

И вот уже скоро наступит Рождество, но никакой радости Эбинейзер по этому поводу не испытывает, поэтому отклоняет приглашение своего племянника прийти к нему в гости и отпраздновать любимый праздник вместе с его семьей.

Старик считает, что и в праздники, в первую очередь, надо стремиться получить выгоду, а не веселиться. Пожертвования бедным детям он тоже никогда не давал.

Сочельник

В вечерний сочельник он, скрипя сердцем, отпускает с работы своего клерка, закрывает контору и неторопливо идет домой. Но вдруг перед ним появляется привидение Джейкоба Марли – его покойного компаньона, который семь лет назад умер именно перед Рождеством.

Дух Марли измучен, он жалуется Скруджу и говорит, что наказан за то, что при жизни не старался делать добро и помогать людям. И теперь Марли не хочет, чтобы та же участь постигла и его напарника.

Поэтому он предупреждает, что ночью, в течение трех дней после полуночи, к Скруджу будут являться три духа, которые помогут ему изменить его никчемную и бесполезную жизнь. После этого привидение прощается и исчезает.

Испытания

Надо сказать, что и мультфильм Чарльза Диккенса «Рождественская история» очень тесно идет рядом с подлинным сюжетом его книги и смотрится, что называется, на одном дыхании.

Итак, в полночь к Скруджу является первый Святочный Дух из прошлых детских лет. И они оправляются в путешествие туда, где он родился и вырос, где прошла его юность и отрочество, где он был весел и счастлив и мог разделить свое хорошее настроение с близкими ему людьми.

Потом он видит себя уже повзрослевшим и влюбленным, но алчность и жадность уже тогда начали в нем проявляться, и поэтому его любимая девушка была вынуждена с ним расстаться и построить семейное счастье с другим. Скрудж в эти минуты смягчился, растрогался и больше не захотел смотреть в прошлое.

Он просит духов прекратить эти неприятные видения. Дух исчезает, а Скрудж засыпает.

Путешествие по времени

Во вторую ночь к нему является второй Святочный Дух, который уносит его в нынешнее время, и Скрудж видит, как город готовится к празднику. А потом Дух приводит его в дом клерка Боба Крэтчита, пусть он беден и у него много детей, но в доме мирно, и все веселятся.

За столом вся его семья, и первый тост Боб поднял за своего хозяина Скруджа, но жена отметила, что этот старик слишком гадкий и бесчувственный скряга. В это время Дух предупреждает Скруджа, что, если тот не откорректирует свое поведение в будущем, то сыну Боба Тиму грозит смерть, так как мальчик сильно болен.

Потом вместе с Духом они отправились к племяннику, который единственный в этом городе не питает ненависти к злому дяде. Время быстро пролетело, и Скрудж опять вернулся в свою кровать.

Смерть

На третью ночь Дух пришел показать старику будущие святки, однако тот не видит себя ни на бирже, ни в других местах и невольно начинает слышать, что люди на улице говорят о смерти какого-то несносного ворчливого и скупого старика. И вдруг Скрудж увидел покойника, но не узнал его лица, и вскоре понял, что это он, и следующего Рождества для него не будет.

Дух исчезает, и Скрудж опять оказывается у себя дома. Утром он решает изменить себя в лучшую сторону, он стал радоваться как ребенок и вспомнил про завтрашнее Рождество. Он посылает самого дорого гуся к Бобу и его семье, жертвует деньги благотворительной организации и отправляется отмечать праздник к милому племяннику, который был искренне рад этому событию.

На следующий день Рождества Скрудж поднимает жалованье Бобу, а для сына его – Тима – он становится вторым отцом и помогает ему справиться со смертельной болезнью. Вот так злой, ворчливый и скупой Эбинейзер Скрудж стал самым добрым и щедрым в городе человеком, которого зауважал и полюбил весь город. Он сумел изменить свою судьбу и судьбу людей, которые его окружали в лучшую сторону.

Мультфильм

И теперь, если говорить о теме «Чарльз Диккенс: «Рождественская история»: обзор, отзывы и впечатления», здесь, скорее всего, речь может идти о мультфильме, который непременно заслуживает особенного внимания, ведь он потрясающий, семейный и поучительный. Отзывы о нем зрители оставили самые лучшие.

Режиссер картины, Роберт Земекис, – просто гений по спецэффектам, он использовал инновационную технологию «цифрового захвата», это обозначает, что на актерах были установлены специальные датчики, которые дают уникальные технические возможности: с точностью повторяют мимику и движения, поэтому персонажи выглядят очень реалистично. 3D-эффект и первоклассная картинка просто поражают воображение. И если вы его еще не видели, обязательно посмотрите, не пожалеете!

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Искусство и развлечения
Арбузов, “Иркутская история”: краткое содержание и анализ произведения

Гениальная для своего времени пьеса «Иркутская история» Арбузова Алексея может понравиться многим читателям. Чтобы ознакомиться с идеей, главными героями и кратким изложением сюжета, стоит прочесть краткое…

Искусство и развлечения
Виталий Бианки, “Как муравьишка домой спешил”: краткое содержание и анализ

Виталий Валентинович Бианки (1894–1959) открывал для себя природу, наблюдая за ее представителями на берегу Финского залива на даче в Лебяжьем. Он был и писателем-натуралистом, и охотником, и краеведом. Когда он…

Искусство и развлечения
Зощенко, «Аристократка»: краткое содержание и анализ рассказа

В своих рассказах М. Зощенко не просто обыгрывает комические ситуации, которые он мастерски замечает в жизни, а утрирует их до предела. Рассказ «Аристократка» Зощенко превратил в маленькую трагикомедию. А …

Искусство и развлечения
Дина Рубина, «Синдром Петрушки». Краткое содержание и анализ

Роман Дины Рубиной «Синдром Петрушки» завершает трилогию книг так называемой «двоящейся реальности». Сюда относятся «Почерк Леонардо» и «Белая голубка Кордовы». Все три …

Искусство и развлечения
Ф. М. Достоевский, «Подросток»: краткое содержание и анализ

О Федоре Михайловиче Достоевском можно сказать, что он – «ум, честь и советь» своей эпохи, великий мыслитель русской классики. Проблемы показываемого им общества очень актуальны и для нас сегодня. Бе…

Искусство и развлечения
“Пропавшая грамота”: краткое содержание и анализ повести Н. Гоголя

Первая книга Николая Гоголя – «Вечера на хуторе близ Диканьки». Именно она принесла автору признание и известность. Заключительной повестью первой части этой книги является «Пропавшая грамота&r…

Искусство и развлечения
“Бабушка-Метелица” (немецкая народная сказка): краткое содержание и анализ

Среди всех авторов, переписавших народные сказки и создавших собственные сюжеты на их основе, братья Гримм являются одними из самых известных. Из-под их пера вышли многие почитаемые литературные произведения, и «…

Искусство и развлечения
Алексей Толстой, “Царь Федор Иоаннович”: краткое содержание и анализ

“Царь Федор Иоаннович” – пьеса, созданная в 1868 году. Это часть драматической трилогии, в которой рассказывается о Смутном времени, о конфликте власти и добра. Эта пьеса является второй в трилогии. В течение 30 лет п…

Искусство и развлечения
Островский, “Лес”: краткое содержание и анализ

В 1870 году написал Островский “Лес”. Краткое содержание этой комедии и ее анализ представлены в нашей статье. Комедия состоит из пяти действий. В 1871 году в журнале “Отечественные записки” опубликовал свое произведе…

Искусство и развлечения
М. В. Ломоносов, “Ода на день восшествия”: краткое содержание и анализ произведения

Произведение, которое мы рассмотрим, имеет более длинное и содержательное название: «Ода на день восшествия на Всероссийский Престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Оно …

Источник: http://monateka.com/article/124246/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector