Краткое содержание рыбаков кортик точный пересказ сюжета за 5 минут

“Кортик”: краткое содержание. Рыбакова “Кортик”: краткий пересказ произведения

Краткое содержание Рыбаков Кортик точный пересказ сюжета за 5 минутИскусство и развлечения 12 ноября 2014

Многие поколения людей в детстве читали повесть А. Н. Рыбакова «Кортик» – первую книгу трилогии «Кортик»/«Бронзовая птица»/«Выстрел». Все книги эти адресованы юношеству.

Выбранный писателем жанр боевика вполне соответствует этой категории читателей. Сюжет повести – очень динамичный, он захватывает с первых же минут чтения.

Темой данной статьи является составленное нами для вышеупомянутой повести краткое содержание.

Рыбакова «Кортик» сразу же после написания в 1948-м на многие годы стал молодежным хитом.

Автору «Кортика» покорились литературные вершины

Каким был предшествующий жизненный путь Анатолия Наумовича? Писателю Рыбакову (Аронову) не отказать ни в мужестве, ни в деловой хватке, ни в человеческой мудрости. В 22 года огульно репрессированный, он в 1933 году был арестован, якобы за контрреволюционную пропаганду, а уже в 1941 г.

, благодаря энергии и целеустремленности, занимал должность начальника Рязанского областного автотранспортного управления. Войну прошел от Москвы до Берлина, став майором, начальником автослужбы стрелкового корпуса. Банальная фраза «Талантливый человек талантлив во всем» – это про Рыбакова.

Демобилизовавшись в 1946 году, Анатолий Наумович сразу же решил создать повесть. Данная статья – попытка презентовать читателю ее краткое содержание. Рыбакова «Кортик» (это и есть первое произведение писателя) продемонстрировал широкой публике, что в советскую литературу вошел новый мощный талант. Уже тогда ощущалось, что этому таланту по плечу вершины человеческого духа.

Сегодня литературный талант непреклонного писателя Анатолия Рыбакова не оспаривается никем. Навсегда вошли в сокровищницу мировой литературы его знаменитая тетралогия «Дети Арбата» и знаковый роман о еврейских истоках «Тяжелый песок».

Мужество таланта

Вспомним еще один факт из его биографии. Настоящий талант не должен трепетать пред сильными мира сего. В этом Анатолий Наумович был убежден. Во время работы над «Детьми Арбата» (изданными впоследствии в 52 странах) ему пытался вставить палки в колеса не кто иной, как верноподданный автор гимнов Сергей Михалков: «Ты там рассуждаешь за Сталина?»

Ответ от Анатолия Рыбакова был незамедлительным и исчерпывающим: «Ведь Толстой рассуждает за Наполеона!» Этот человек, бывший репрессированный, в свое время выстоял, когда его пытались уничтожить; не прятался он от фронта; не склонял своей головы и позже – до конца своих дней.

А после войны фронтовик решился написать повесть о довоенном детстве, очевидно, предварительно написав в черновике его краткое содержание.

Рыбакова “Кортик” имеет абсолютно непривычный для советской литературы сюжет и ритм боевика, что, собственно говоря, послужило его популярности у читателей и в дальнейшем способствовало созданию фильмографии повести. Ведь Анатолий Наумович был человеком творческим и энергичным.

Видео по теме

Завязка сюжета

Первая часть книги вводит нас в атмосферу 20-х годов прошлого века. Корректно напомнить читателю: действие повести происходит именно во время гражданской войны, что налагает отпечаток на краткое содержание. Рыбакова «Кортик» сразу же, с первой сцены, знакомит нас с главным героем, мальчишкой Мишей Поляковым.

Этот москвич (москвичом является и автор повести) временно пребывает у своих дедушки и бабушки в провинциальном городке Ревск. Отец Миши погиб на царской каторге, маме, работавшей с утра до позднего вечера на текстильной фабрике, приходилось тяжело. Ее родители брали мальчишку к себе подкормить да присмотреть.

Миша Поляков был активным, живым ребенком. Мальчик встал пораньше и в то утро, с которого начинается повесть «Кортик». Краткое содержание (А. Рыбакова нельзя упрекнуть в нудности) ознакомит нас с замыслом паренька: незамеченным отрезать лоскут с камеры, чтобы, наконец, смастерить для себя вожделенную рогатку.

При этом волей случая он видит то, что для его глаз не предназначалось. И это служит завязкой сюжета повести. Приятно, согласитесь, ощущать такой динамизм изложения со стороны автора. По крайней мере, это многообещающе.

Что же видит Миша? Сосед его бабушки и дедушки, отставной матрос Сергей Иванович Полевой, что-то пытается спрятать в пустующую собачью будку.

Это «что-то» оказывается трехгранным офицерским кортиком с бронзовой змейкой вокруг костяной рукоятки.

Матрос Полевой

На самом деле и в Ревске времена-то были не самые спокойные: в округе орудовали бандиты, по направлению к городу пытались прорваться белогвардейцы. Новые черты приобретает интрига повести «Кортик». Краткое содержание (А.

Рыбакова отличает мастерство нагнетания сюжета) с детективной обстоятельностью проинформирует нас, что предводитель бандитов Валерий Сигизмундович Никитский владеет ножнами кортика и сильно желает заполучить себе сам клинок.

Очевидно, что с оружием связана какая-то тайна. В прошлом Никитский был офицером флота на одном корабле с матросом Сергеем Полевым – линкоре «Императрица Мария».

Он убил прежнего владельца кортика, офицера того же корабля. Матрос Полевой попытался задержать негодяя, и они сцепились в драке.

Однако этот поединок происходил в обстановке боя, и внезапный взрыв расшвырял их в разные стороны, оставив одному ножны, другому кортик.

Таинственный кортик

Наступая вместе с белогвардейцами на Ревск, Никитский со своими бандитами пытается овладеть кортиком, но это ему не удается. Миша уезжает в Москву с мамой. Матрос Полевой дарит ему кортик. Мальчик прячет его в шкафу. Перед дарением Сергей Иванович рассказал ему то, что знал о кортике.

Его ручка разборная, внутри спрятана пластинка с выгравированным шифром. Ключ же к этому шифру, очевидно, находится на ножнах. Владение и клинком, и ножнами одновременно – необходимое условие, чтобы его узнать. Он явно открывает какую-то тайну, как в загадочных историях заповедную закрытую дверь открывает пароль-отзыв.

Краткое содержание («Кортик» Рыбакова с этого момента читать становится еще интереснее) теперь уведет нас в Москву, во дворик на Арбате. Там находится квартира, где проживают Миша с мамой. Клинок кортика, спрятанный Мишей, нашел приют в укромном месте, в глубине шкафа.

Впрочем, матрос Сергей Иванович Полевой намекнул мальчику о том, что у бандита Никитского был денщик, также служивший на том же линкоре, по фамилии Филин. Это была реальная нить для дальнейшего поиска. Мальчик вспомнил, что в его доме как раз и проживает мужчина с такой же фамилией.

Он расспросил свою тетку Агриппину Тихоновну и узнал, что Филин действительно приехал в Москву из Ревска.

Также паренек с помощью хитрости узнал и о службе Филина на флоте. Его сына Борьку по прозвищу Жила (тот с детства был барыгой, приторговывая на рынке папиросами и конфетами) удалось заинтересовать самодеятельной постановкой спектакля про «матросскую жизнь». Тот для реквизита притащил ленточку с надписью «Императрица Мария». Таким образом, догадки Миши нашли обоснование.

Повесть о дружбе

А еще писателю безусловно удалось изобразить сюжетные линии главного героя и его сверстников: Генку Петрова (сына машиниста) и Славу Эльдарова (сына главного инженера фабрики). Это были три товарища – не разлей вода.

Все же замечательную повесть создал писатель Рыбаков А. Н. – «Кортик». «Как я понимаю, что такое настоящая дружба» – сочинения на такую тему когда-то были популярны в школах. К чему это мы? Да к тому, что такое сочинение можно вполне написать, взяв за основу дружбу Мишки, Генки и Славки.

Ведь самая крепкая дружба начинается именно с детства и проносится через всю жизнь. Такая дружба связывала и писателя с его ровесниками из арбатского дворика. Не случайно А. Рыбаков в образе Славика Эльдарова внес черты автобиографичности.

Ведь отец Анатолия Наумовича, как и у Славика, был главным инженером на производстве.

Наше замечание

В отличие от повести Анатолия Наумовича, наше краткое содержание – рассказ. Рыбакова «Кортик», конечно же, подробнее, интереснее, шире описывает сюжет.

В повести много удачных с точки зрения художественного описания эпизодов, которые мы вынуждены исключить из повествования. Ведь оно должно по определению быть кратким. В частности, мы не включили в эту статью описание Ревска и событий в нем.

Мы умолчали в нашем рассказе о неповторимой дворовой атмосфере Арбата начала XX века и об организации пионерской ячейки тремя товарищами: Мишкой, Генкой и Славкой. Все это можно узнать, лишь изучив полное содержание. «Кортик» Рыбаков А. Н.

, мастер художественного слова и построения сюжета, писал самозабвенно. Мы уверены, что вслед за этой повестью вам захочется прочесть и «Бронзовую птицу», и «Выстрел».

В москве. вторая и третья части повести

Возвратимся к сюжету первого произведения А. Н. Рыбакова. Троим товарищам удалось выследить, что Филин в укромном уголке подвала складирует какие-то тяжелые ящики, похожие на гробы. Сюда же, в подвальное помещение своего бывшего денщика, однажды проследовал и предводитель банды Никитский Валерий Сигизмундович. Они оба затем пошли в филателистический магазин.

Там у старика, его хозяина, хранились ножны от кортика. Непростую их конструкцию описал Анатолий Рыбаков.

Краткий пересказ (произведение в оригинале подробнее описывает сборку) того, что сказано в повести о ножнах, можно представить так: жесткое соединение веерообразных раскрывающихся пластин (в сложенном виде – поверхности ножен), кольца, скрепляющего их, и шарика, фиксирующего заостренную часть.

Мальчишки ухитрились рассмотреть процесс сборки, производимый хозяином филателистской лавки. Для этого они разместили прямо перед витриной его магазина фальшивую рекламную тумбу (закрепив по обе стороны тачки плакаты, а в середине посадив наблюдателя). Они с ее помощью видели и слышали, как однажды Филин, зайдя к хозяину лавки, долго обсуждал с ним какой-то сложный таинственный шифр.

Овладение ножнами

Ребята установили, что ножны передавались хозяином лавки Филину и наоборот через Борьку Филина (сына бывшего денщика).

В четвертой части повести у мальчишек созрел план, как завладеть ножнами, сыграв на жадности юного барыги – Борьки.

В то время, когда он нес от хозяина магазина к своему отцу ножны, ребята предложили ему купить по выгодной цене тачку.

Пока они торговались, их сообщник, бывший беспризорный парень, обладавший наработанными в прошлом воровскими навыками, незаметно стащил у Борьки ножны и затем передал их мальчишкам.

Читайте также:  Краткое содержание гофман крошка цахес, по прозванию циннобер точный пересказ сюжета за 5 минут

Пятая часть. Неудавшийся мозговой штурм и внезапная помощь

Ребята принялись за чтение книг о шифрах, но дело не ладилось… Краткое содержание повести Рыбакова «Кортик» нам изложит сейчас дальнейшую логику их поиска. Случайно получилось так, что о кортике узнал директор школы Алексей Иванович.

К нему мальчишек, провинившихся чтением на уроке книги о шифрах, привела учительница. Алексей Иванович, обладая системными знаниями, расшифровал надпись на клинке и ножнах.

Она гласила, что ручка клинка со змейкой служила механическим ключом для каких-то часов, которые следовало завести. Директор понял, что дело принимает серьезный оборот, поэтому свел мальчишек с «человеком с Петровки», т. е следователем НКВД, товарищем Свиридовым.

Директор также обнаружил в справочнике по информации о линкоре «Императрица Мария», что фамилия погибшего офицера, собственника кортика, была Терентьев.

Как ребята искали семью Терентьева? Об этом далее нам расскажет краткое содержание рассказа «Кортик». А. Н. Рыбаков увлекательно повествует о дальнейшем расследовании ребят.

Они выстроили версию, предположив, что погибший офицер был знаком с семьей адмирала Подволоцкого, чья внучка училась в Мишином классе. Догадка подтвердилась. Вдова адмирала открыла шкатулку с письмами, где обнаружились письма из переписки с Терентьевым.

Также она сообщила мальчишкам, что Никольский приходился убитому им офицеру Терентьеву шурином (братом жены). Как следовало из адресов на письмах, семья Терентьевых проживала в Пушкино.

Шестая часть. Раскрытие обстоятельств преступления

Продолжим излагать далее краткое содержание «Кортик» (Рыбаков) по главам, придерживаясь их порядка. Ребята приехали в Пушкино, где нашли дом, в котором проживала мать погибшего офицера, Мария Гавриловна Терентьева.

Однако к их удивлению, из его дверей вышел не кто иной, как господин Никольский. Ситуация приобрела опасный оборот, ведь дальнейший поиск грозил им столкновением с коварным бандитом. Миша сообщил о случившемся товарищу Свиридову.

Тот порекомендовал мальчишкам больше не ездить в Пушкино.

Задержание и очная ставка

Задержанный предводитель бандитов, отрицая предъявленные в его адрес обвинения, утверждал, что он – совсем другой человек, однофамилец подозреваемого – Никольский Сергей Иванович. Однако бандиту противостояла прочная доказательная база, собранная усилиями мальчишек, о чем Никольский не подозревал.

О решающей роли в данном деле очной ставки повествует нам краткое содержание повести «Кортик». Рыбаков А. Н. описывает, как ее организовал следователь Свиридов. При очной ставке Миши Полякова и Никитского главный герой повести рассказал о налете банды Валерия Сигизмундовича на Ревск и предъявил следствию кортик.

Мария Гавриловна Терентьева узнала оружие своего сына, засвидетельствовав, что Никитский обманом стал вхож в ее дом, назвав себя чужим именем.

Откровение

Таинственные часы нашлись в доме Марии Гавриловны. Они были старинные, башенные. Рукоятка кортика со змейкой идеально подошла к пазу часов. После ее поворота в часах открылся тайник.

Там лежал документ, до которого пытался добраться Никитский: точные координаты затонувших на погибших кораблях сокровищ.

Среди них – флагман султана Крыма Девлет-Гирея, к сокровищам которого стремился добраться преступник.

Вывод

Вот вы и узнали краткое содержание. «Кортик» Рыбаков по главам мастерски составил и разложил динамичный сюжет, в первой же части всецело захватывающий внимание читателя и не отпускающий его до самого окончания чтения – до шестой части повести. В замысле произведения чувствовался потенциал и глубина, что повлияло на его продолжение последующими повестями «Бронзовая птица» и «Выстрел».

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Искусство и развлечения
Рассказ “Спасская полисть” Радищева: краткое содержание, главная мысль и анализ произведения

«Путешествие из Петербурга в Москву» содержит три основные темы: критику самодержавия и крепостничества, вопрос о неизбежности революции. Радищев в данном произведении выходит за рамки сентиментализма и пр…

Искусство и развлечения
“Недоросль”: краткий пересказ. “Недоросль” Фонвизина: содержание

В 1782 году увидела свет новая комедия Д.И. Фонвизина. Краткий пересказ “Недоросль” поможет разобраться в произведении. Чтобы выявить суть комедии, ознакомимся с ней подробно.Ниже приведен краткий пересказ “Нед…

Искусство и развлечения
Бажов, “Голубая змейка”: краткое содержание. “Голубая змейка”: главные герои, краткий пересказ

Нравы и обычаи народов Урала хорошо знал и описывал в своих произведениях Павел Петрович Бажов. “Голубая змейка” (краткое содержание сказа будет представлено ниже) относится к той же группе произведений, что и “Серебр…

Искусство и развлечения
Дубов, “Мальчик у моря”: краткое содержание. “Мальчик у моря”: пересказ сюжета для читательского дневника

В этой статье мы предоставим вам знаменитое произведение Николая Дубова, точнее, его краткое содержание. «Мальчик у моря» по главам в нашем изложении читается очень легко.

Искусство и развлечения
“Фантазеры”: краткое содержание. “Фантазеры” Носова: краткий пересказ

Николай Николаевич Носов – известный детский писатель. На его книгах выросло не одно поколение ребят. Рассказы автора – интересные и увлекательные. Произведения писателя учат добру, состраданию. Ребятам нр…

Образование
Краткое содержание “Серой Шейки” и анализ произведения

То произведение, о котором мы намерены рассказать, известно и любимо многими еще со школы, но вдруг кто-то забыл сюжет и основную мораль, потому мы и решили представить вниманию читателя краткое содержание «Серо…

Дом и семья
Как научить пересказывать текст ребенка? Сложность текста. Краткий пересказ

Очень часто первоклассники и их родители сталкиваются с одной и той же проблемой – неумением пересказывать текст быстро и качественно. Порою у взрослых не хватает сил, терпения или опыта научить своих малышей та…

Духовное развитие
Авель и Каин: история человечества в кратком пересказе

Всё на свете когда-то происходит в первый раз. Библейская Книга Бытия в четвёртой главе рассказывает о том, как впервые в истории человечества свершилось величайшее злодеяние. Авель и Каин ― история первого убийства. …

Искусство и развлечения
В. Вересаев, “Состязание”: краткий пересказ и анализ

В статье мы поговорим о сказке довольно известного русского писателя начала 20 века, его имя – Викентий Викентьевич Вересаев. «Состязание» – произведение, которое входит в круг детского чтения и в шк…

Искусство и развлечения
Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”: образы, характеристика, краткий пересказ. Кому хорошо жить на Руси?

В начале 1866 года очередной номер журнала «Современник» был выпущен в Петербурге, и открывался он строками, которые сегодня знают практически все:”В каком году – рассчитывай,В какой зе…

Источник: http://monateka.com/article/129827/

Книга «Кортик»

Рыбаковский «Кортик» в советские времена почитался абсолютной классикой детско-подростковой приключенческой литературы социалистического реализма. Предисловия и послесловия были полны восторженными ахами: ах, насколько же мастерски автор воспользовался столь любовной и прельстивой для подростков темой, как хитро зашифрованное сообщение о чём-то весьма ценном!..

Меня же книжка сия с детства премного веселила, ибо: ах, каким же воинственно-невежественным ослом был автор, и какими же придурками он выставил своих персонажей!..

Я предложил этот креатив своим школьникам для критического разбора — и действительность превзошла все ожидания! Прочитавши, обсуждали часа три. Камня на камня не оставили, нашли чудовищное множество ляпов и нестыковок, чем своего наставника весьма порадовали. После состоявшейся дискуссии пальцы сами потянулись к клавиатуре — по свежей памяти запечатлеть свои и чужие соображения…

Давайте начнём с той части сюжета, которая присутствует в книге неявно — только в виде реконструкции, не являясь самостоятельной частью повествования. Эта часть восходит аж к первой половине XVIII века.

Некий тогдашний офицер и инженер (указывается его должность: полковой оружейный мастер), по имени Поликарп Терентьев попадает в немилость и удаляется в изгнание. Обиженный, он сооружает тайник и упаковывает в него архив, связанный со своими разработками и исследованиями. Оные же, вопреки его штатной должности, лежали в области водолазных и подводных работ.

Информацию о способе доступа к тайнику опальный инженер зашифровал и упрятал в свой офицерский кортик.

Секрет (вместе с кортиком) передавался в его семействе потомкам по мужской линии, кои были уже морскими офицерами, и активно пополняли архив собственными разработками и исследованиями.

Так оно и продолжалось до начала ХХ века, когда жертвой тайны пал очередной (и последний) потомок Владимир Терентьев. Узнав о самóм факте существования тайника и архива, младший брат его жены Валерий Никитский (тоже морской офицер) стал домогаться подробностей.

Не получив их, он в конце концов ради похищения кортика убил Владимира, подгадав это к диверсии на линкоре «Императрица Мария», о которой, очевидно, знал заранее. Подробности взрыва линкора в книге обходятся, но в принципе он не является чем-то удивительным — шла Первая мировая война, 1916 год, всё такое.

Правда, Никитского ждал большой облом: невольным свидетелем убийства стал матрос Сергей Полевой, в конечном итоге и завладевший кортиком.

Убийце достались лишь ножны, причём выяснилось, что хитрый старикашка Поликарп разделил свою шифрованную писульку на две части.

Никитский думает, что у него в ножнах шифр, а в кортике ключ — Полевой, напротив, полагает, что шифр у него в кортике, а ключ в ножнах. И оба понимают, что доставшиеся им артефакты порознь бесполезны.

Потом «революционный» переворот 1917 года, то, сё… Матрос подался в большевистские комиссары, а флотский лейтенант — в полевые командиры (стал бандитским атаманом, попросту говоря).

Загадка кортика с ножнами по-прежнему не даёт им покоя. И вот волею судеб комиссар оказался постояльцем в провинциальном городишке, а в хозяйской семье был мелкий школьник Миша Поляков.

Читайте также:  Краткое содержание бондарев тишина точный пересказ сюжета за 5 минут

И всё завертелось — дальше идёт уже основной сюжет книги.

Прежде чем переходить к нему, пожмём плечами и скажем: «что за маразм?!» Уже в вышеизложенном бреда более чем достаточно. Начиная с главного: мотивации Поликарпа Терентьева и его потомков.

Тайник устроен в часах, которые инженер сделал сразу после изгнания. Самое очевидное место, с которого стоило бы начинать кладоискателю. Разломать банально топором — и конец бы приключениям.

Создателю такое, судя по всему, даже в голову не приходило. Информацию о штатном способе открытия тайника он записывает школярским шифром трёхвековой (!) давности.

Трёхвековой — это на момент записи, а на момент событий повести шифру уже с полтысячи лет!!!

Зачем Терентьев-первый вообще писал эту шифровку, если всё равно секрет тайника передавался устно? Самым слабым звеном всегда является человек, и толку-то с той записки? Может быть, мастер не хотел, чтобы тайна умерла в случае прерывания рода? Абсурд. Зачем тогда шифровать сообщение?! Смысл шифра именно в том, чтобы никто посторонний не смог прочитать.

Зачем было делить шифровку на две части, если нормальный способ их хранения (кортик с ножнами) автоматически подразумевал, что они будут находиться вместе? Секретности это не добавляет ни в малейшей мере. Это психология романтической и глупой школоты, но никак не взрослого человека, высокопоставленного офицера.

Почему потомки Терентьева лишь набивали тайник дальше, не давая архиву хода? Если хранили обиду за опалу предка, то какого же чёрта сами шли в офицеры?! (Помните — «есть такая профессия, Родину защищать…») Если были искренними патриотами, то почему не положили на алтарь престол-отечества? Самый вроде бы логичный вариант — были патриотами, но обиженными на правящий режим. Так ведь тоже, если вдуматься, нелогично: присягу-то офицерскую кому приносили, а?

Откуда Ксения, жена Терентьева-последнего, узнала про существование тайника и связь с ним кортика? Понятно, что Никитский-то узнал от неё, от своей сестры — здесь всё совершенно логично, но она откуда? Самым очевидным представляется ответ «увидела однажды, как муж туда лазил», но этого быть не может.

Тогда Никитский не стал бы жить возле тех самых часов несколько месяцев, пытаясь доискаться до тайны, а взломал бы их топором, как сказано выше. Предварительно им же ликвидировав старушку-мать по методу Родиона Раскольникова.

Старушка-мать разболтать невестке не могла никак, ибо из последних глав повести чётко следует: она про часы знать ничего не знала. Остаётся единственный вариант: муж сболтнул.

Интересным же типом был этот Владимир Терентьев! Считал содержимое архива слишком важным, чтобы не доверить его брату жены — и в то же время достаточно пустяковым, чтобы разболтать самóй супруге. Неудивительно, что в конце концов тайна его убила…

За каким чёртом Терентьев-последний потащил антикварный кортик позапрошлого века с собой на войну? Вообще загадка загадок. Он что, таскал его на поясе при своей парадной форме? В принципе ему полагалось офицерское оружие, как капитану второго ранга.

Но реально такой вариант категорически исключён, чуть ниже я это обосную со всей убедительностью. Как память о предках? Да ну, чересчур опасно, на войне его потерять проще простого. Для лучшей сохранности? Ещё более абсурдно, по той же причине.

Хотел доверить кому-то тайну на случай своей гибели? Ага, кому-то на одном с собой корабле, с кем в случае чего потонуть вместе как за нé фиг делать. Не на абордаж же с ним ходить, в сáмом деле!..

Последняя фраза намного интереснее, чем может показаться. А давайте-ка посмотрим на сам кортик, благо в тексте он весьма подробно описан! Сделан на Ближнем Востоке, дамасская сталь, трёхгранный клинок восьми вершков в длину. Делали явно на заказ, иначе он не уложился бы в строгие требования тогдашних уставов.

Ну так вот. Восемь вершков — это 45 сантиметров, если что. Добавим в общую длину гарду, рукоять и навершие, это ещё сантиметров 15 как минимум. Сунем кортик в ножны, которые добавят к длине 3-4 сантиметра. Итого кортик в ножнах имеет габарит длины около 64 сантиметров.

Возьмите заурядную рулетку и отмерьте на ней эти сантиметры. Для наглядности можно отрезать соответствующую палочку.

Вам кажется, что получилось нечто несуразно длинное? Но кортики первой половины XVIII века именно такими и были! Это укороченная и облегченная версия шпаги — офицерское оружие самозащиты в рукопашной, не ограничивающее мобильности (надо ведь оценивать обстановку и командовать солдатиками). Примерно то же было и на флоте, где самые первые кортики, по существу, являлись абордажными тесаками — небольшая длина позволяла эффективно орудовать ими в условиях ограниченного пространства, не цепляясь за снасти и прочий корабельный быт.

А теперь мысленно перенесёмся в начало ХХ века — эпоху гигантских стальных кораблей. Мыслимо ли, чтобы морской офицер в эту эпоху таскал на поясе такое?! Да ни за что на свете.

К тому времени кортик давно успел превратиться в небольшой кинжальчик церемониального назначения, раза в три короче.

Ни один командир не допустил бы подобной клоунады с неуставщиной… да ни один нормальный офицер и сам бы до неё не опустился.

Но автор допустил крайне любопытный ляп. Познакомившись с литературой и приведя в книге адекватные данные, он явно не потрудился уяснить для себя их истинный смысл. Возьмите-ка ту палочку, которой мы отмерили длину оружия…

Двенадцатилетний мальчик незаметно прячет такой кортик без ножен в рукаве — а вам слабо? Комиссар Полевой молниеносно выхватывает это из детского рукава, ухитрившись не распороть мальчику руку до кости! На ум сразу приходит такой персонаж, как Дункан Маклауд, — этот, помнится, носил метровую катану то во внутреннем кармане пиджака, то за голенищем кроссовок… Да ещё вытаскивал оттуда, ни за что ею не цепляясь…

Но самая хохма ещё впереди. Позже главгерой будет регулярно таскать это в школу. В ножнах. В своём ученическом портфеле, ага. Незаметно для одноклассников. Представляете? А я что-то не могу.

Впрочем, мы отвлеклись. Давайте вернёмся к сюжету и следующему его повороту.

Почему комиссар Полевой отдал кортик (заключающий в себе тайну явно большой важности!) какому-то сопливому мальчишке? Современные школьники, которым я предложил книгу для разбора, назвали этот момент исключительно неправдоподобным. Хотя вот здесь я с ними не соглашусь — этот момент очень показателен и вполне достоверен!

Чтобы понять его подоплеку, достаточно вспомнить, что подавляющее большинство всех этих комиссаров низшего звена вышло из числа уголовников, переписав свои судимости в «борьбу с режимом» и легализовав своё нежелание трудиться за счёт других людей. Некоторые выбились довольно высоко (самые известные примеры — Г.

Котовский, П.Дыбенко, М.Фриновский), откуда и падать было очень больно.

Вспомним ещё, что во времена гражданской войны эти новоявленные хозяева жизни ввели практику награждения оружием наиболее верных холопов (власти награждать чем-то посерьёзнее не хватало, а барский характер проявлять хотелось) — и всё сразу встанет на свои места.

Дарение трофейного кортика, таким образом, является нормальным поступком по понятиям. Братан Серёга Полевой подарил заточку спасшему его чоткому пацану Мишке Полякову. Благо тот был для него своим в доску — сыном такого же братана, революционера в законе, профессионального агитатора не работать и не служить в армии.

Что же до тайны… ей-богу, это интересовало его не в первую очередь.

Её судьбе надлежало решиться явно не сейчас, а позднее, и нахождение заточки у пацана-школьника в Москве всяко обеспечивало ей намного более хорошую сохранность, нежели таскание её с собой по всяким мухосранским провинциям, где товарищу комиссару предстояло давить непокорных тяжёлым сапогом революции…

А вот поведение посвящённых в тайну школьников намного более иррационально.

https://www.youtube.com/watch?v=6Bsp3LDA_tM

Почему главные герои повести, разгадывающие связанную с шифровкой тайну, не почесались прочесть ни одну книгу о шифрах?! Вот про холодное оружие вообще и про кортики в частности — почесались: литературу вовсю штудировали и даже с собой таскали. А про шифры нет.

Это, на мой взгляд, ключевой вопрос. И на него я смог ответить современным школьникам лишь одно: ламерство1. Нету на него другого ответа, и быть не может.

Всё просто: автор был в криптографии ламером и просто не мог не выставить ламерами своих персонажей.

Главные герои разгадывают шифр, не прочитав о шифрах ни одной книги; целая куча народа (включая тех же главных героев) свято убеждена, что шифр всегда хранился рядом с ключом, и ни на секунду не задумывается об очевидной бредовости этой идеи…

Вот, на мой взгляд, ключевая цитата, раскрывающая суть ламерства:

Разберём по порядку. Главный герой упоминает «Золотого жука» — знаменитый рассказ Эдгара По — и отмахивается от него как от несущественного: здесь, дескать, «дело совсем другое».

Во-первых, зря отмахивается. Старик По знал о чём писал! Когда в редакцию журнала, опубликовавшего «Жука», стали приходить насмешливые письма читателей, автор бросил им вызов: а присылайте свои шифровки по аналогичной метóде, я их прочту как за нé фиг делать! И ведь прочёл.

Из более чем сотни присланных шифровок только две не осилил: один текст оказался мультиязычным, во втором же случае читатель нарушил правила игры и зашифровал свой текст гораздо более хитрым способом.

Собственно, Эдгар По здесь ничего нового не открыл: описанный им метод частотного анализа известен давным-давно, самая старая найденная арабская рукопись с его изложением датируется аж IX веком (автор — Абу Юсуф аль-Кинди, если что).

Во-вторых, насчёт «здесь дело совсем другое» — пальцем в небо, с точностью до наоборот! Здесь дело ровно то же самое: шифр простой подстановки. В котором, действительно, каждый столбик отображает одну букву.

Читайте также:  Краткое содержание грин золотая цепь точный пересказ сюжета за 5 минут

В-третьих, самые-самые ключевые слова: «семьдесят столбиков, из них сорок с пятью знаками». Главные герои, вслед за автором, феерические идиоты!!!

Не вдаваясь в выкладки (одной только информации непосредственно из книги достаточно для того, чтобы каждый желающий смог проделать их самостоятельно): у этих придурков с самого начала было в руках как минимум тридцать букв из семидесяти!!! Япона-мама, половина шифровки открывалась моментально, достаточно было знать ровно одно слово: название метода шифрования! Которое они, между прочим, знали — подслушав бормотание одного из отрицательных персонажей!

Апофигей книги — разговор главгероя с директором школы. Главгерой показывает кортик и сообщает предполагаемый метод.

Директор мгновенно отвечает: да, похоже, очень похоже, но тогда здесь было бы до десяти значков в столбике, а не до пяти. Главгерой показывает ножны.

Директор оживляется: о, ну так теперь всё понятно! Берёт с полки какую-то книжку2 и мгновенно выдаёт вслух зашифрованный текст.

Ещё раз: школьный директор. Не профессиональный математик. Не специалист-криптограф. Не военный шифровальщик. Просто хорошо образованный человек — обычный учитель, сделавший небольшую карьеру. Знакомый с криптографией на уровне «в детстве интересовался». Чего ему вполне хватило, ведь использован был, как уже говорилось, примитивнейший школярский шифр из глубины веков.

К сожалению, автору книги такие учителя в детстве явно не попадались, и для него было совершенно в порядке вещей выдавать собственные бредовые домыслы за истину в последней инстанции. Собственно, у Рыбакова этого добра во многих книжках навалом.

И смешно даже не то, что Рыбаков был ламером, а то, что образцы его ламерства целые десятилетия почитались за классику. Да и сейчас ещё, кстати, многими почитаются.

Учитесь читать вдумчиво, дамы и господа! Очень, очень полезный навык.

Источник: https://www.livelib.ru/book/1001844858-kortik-rybakov-an

Читать

Миша тихонько встал с дивана, оделся и выскользнул на крыльцо.

Улица, широкая и пустая, дремала, согретая ранним утренним солнцем. Лишь перекликались петухи да изредка из дома доносился кашель, сонное бормотанье – первые звуки пробуждения в прохладной тишине покоя.

Миша жмурил глаза, ежился. Его тянуло обратно в теплую постель, но мысль о рогатке, которой хвастал вчера рыжий Генка, заставила его решительно встряхнуться. Осторожно ступая по скрипучим половицам, он пробрался в чулан.

Узкая полоска света падала из крошечного оконца под потолком на прислоненный к стене велосипед. Это была старая, сборная машина на спущенных шинах, с поломанными, ржавыми спицами и порванной цепью. Миша снял висевшую над велосипедом рваную, в разноцветных заплатах камеру, перочинным ножом вырезал из нее две узкие полоски и повесил обратно так, чтобы вырез был незаметен.

Он осторожно открыл дверь, собираясь выйти из чулана, как вдруг увидел в коридоре Полевого, босого, в тельняшке, с взлохмаченными волосами. Миша прикрыл дверь и, оставив маленькую щелку, притаился, наблюдая.

Полевой вышел во двор и, подойдя к заброшенной собачьей будке, внимательно осмотрелся по сторонам.

«Чего ему не спится? – думал Миша. – И осматривается как-то странно…»

Полевого все называли «товарищ комиссар». В прошлом матрос, он до сих пор ходил в широких черных брюках и куртке, пропахшей табачным дымом. Это был высокий, мощный человек с русыми волосами и лукавыми, смеющимися глазами. Из-под куртки на ремешке у него всегда болтался наган. Все ревские мальчишки завидовали Мише – ведь он жил в одном доме с Полевым.

«Чего ему не спится? – продолжал думать Миша. – Так я из чулана не выберусь!»

Полевой сел на лежавшее возле будки бревно, еще раз осмотрел двор. Пытливый взгляд его скользнул по щелочке, в которую подглядывал Миша, по окнам дома.

Потом он засунул руку под будку, долго шарил там, видимо ощупывая что-то, затем выпрямился, встал и пошел обратно в дом. Скрипнула дверь его комнаты, затрещала под грузным телом кровать, и все стихло.

Мише не терпелось смастерить рогатку, но… что искал Полевой под будкой? Миша тихонько подошел к ней и остановился в раздумье.

Посмотреть, что ли? А вдруг кто-нибудь заметит? Он сел на бревно и оглянулся на окна дома. Нет, нехорошо! «Нельзя быть таким любопытным», – думал Миша, ожесточенно ковыряя землю. Он засунул руку под будку. Ничего здесь не может быть. Ему просто показалось, будто Полевой что-то искал… Рука его шарила под будкой.

Конечно, ничего! Только земля и скользкое дерево… Мишины пальцы попали в расщелину. Если здесь и спрятано что-нибудь, то он даже не посмотрит, только убедится, есть тут что или нет. Он нащупал в расщелине что-то мягкое, вроде тряпки. Значит, есть.

Вытащить? Миша еще раз оглянулся на дом, потянул тряпку к себе и, разгребая землю, вытащил из-под будки сверток.

Он стряхнул с него землю и развернул. На солнце блеснул стальной клинок кинжала. Кортик! Такие кортики носят морские офицеры. Он был без ножен, с тремя острыми гранями. Вокруг побуревшей костяной рукоятки извивалась бронзовым телом змейка с открытой пастью и загнутым кверху язычком.

Обыкновенный морской кортик. Почему же Полевой его прячет? Странно. Очень странно. Миша еще раз осмотрел кортик, завернул его в тряпку, засунул обратно под будку и вернулся на крыльцо.

Со стуком падали деревянные брусья, запиравшие ворота. Коровы медленно и важно, помахивая хвостами, присоединялись к проходившему по улице стаду. Стадо гнал пастушонок в длинном, до босых пят, рваном зипуне и барашковой шапке. Он кричал на коров и ловко хлопал бичом, который волочился за ним в пыли, как змея.

Сидя на крыльце, Миша мастерил рогатку, но мысль о кортике не выходила у него из головы. Ничего в этом кортике нет, разве что бронзовая змейка… И почему Полевой его прячет?

Рогатка готова. Эта будет получше Генкиной! Миша вложил в нее камешек и стрельнул по прыгавшим на дороге воробьям. Мимо! Воробьи поднялись и уселись на заборе соседнего дома. Миша хотел еще раз выстрелить, но в доме раздались шаги, стук печной заслонки, плеск воды из ушата. Миша спрятал рогатку за пазуху и вошел в кухню.

Бабушка передвигала на скамейке большие корзины с вишнями. Она – в своем засаленном капоте с оттопыренными от множества ключей карманами. Чуть кося, щурятся маленькие, подслеповатые глазки на ее озабоченном лице.

– Куда, куда! – закричала она, когда Миша запустил руку в корзину. – Ведь придумает… грязными лапами!

– Жалко уж! Я есть хочу, – проворчал Миша.

– Успеешь! Умойся сначала.

Миша подошел к умывальнику, чуть смочил ладони, прикоснулся ими к кончику носа, тронул полотенце и отправился в столовую.

На своем обычном месте, во главе длинного обеденного стола, покрытого коричневой цветастой клеенкой, уже сидит дедушка. Дедушка – старенький, седенький, с редкой бородкой и рыжеватыми усами.

Большим пальцем он закладывает в нос табак и чихает в желтый носовой платок.

Его живые, в лучах добрых, смешливых морщинок глаза улыбаются, и от его сюртука исходит мягкий и приятный запах, только одному дедушке свойственный.

На столе еще ничего нет. В ожидании завтрака Миша поставил свою тарелку посреди нарисованной на клеенке розы и начал обводить ее вилкой, чтобы замкнуть розу в круг.

На клеенке появляется глубокая царапина.

– Михаилу Григорьевичу почтение! – раздался за Мишей веселый голос Полевого.

Полевой вышел из своей комнаты с обвязанным вокруг пояса полотенцем.

– Доброе утро, Сергей Иваныч, – ответил Миша и лукаво посмотрел на Полевого: небось не догадывается, что Миша знает про кортик!

Неся перед собой самовар, в столовую вошла бабушка. Миша прикрыл локтями царапину на клеенке.

– Где Семен? – спросил дед.

– В чулан пошел, – ответила бабушка. – Ни свет ни заря велосипед вздумал чинить!

Миша вздрогнул и, забыв про царапину, снял локти со стола. Велосипед чинить? Вот так штука! Все лето дядя Сеня не притрагивался к велосипеду, а сегодня, как назло, принялся за него. Сейчас он увидит камеру – и начнется канитель.

Скучный человек дядя Сеня! Бабушка, та просто отругает, а дядя Сеня скривит губы и читает нотации. В это время он смотрит в сторону, снимает и надевает пенсне, теребит золоченые пуговицы на своей студенческой тужурке.

А он вовсе не студент! Его давным-давно исключили из университета за «беспорядки». Интересно, какой беспорядок мог наделать такой всегда аккуратный дядя Сеня? Лицо у него бледное, серьезное, с маленькими усиками под носом.

За обедом он обычно читает книгу, скашивая глаза и наугад, не глядя, поднося ко рту ложку.

Миша опять вздрогнул: из чулана донеслось громыханье велосипеда.

И когда в дверях показался дядя Сеня с порезанной камерой в руках, Миша вскочил и, опрокинув стул, опрометью бросился вон из дома.

Он промчался по двору, перемахнул через забор и очутился на соседней, Огородной, улице. До ближайшего переулка, ведущего на свою, Алексеевскую, улицу, не более ста шагов. Но ребята с Огородной, заклятые враги алексеевских, заметили Мишу и сбегались со всех сторон, вопя и улюлюкая, в восторге от предстоящей расправы с алексеевским, да еще с москвичом.

Миша быстро вскарабкался обратно на забор, уселся на нем верхом и закричал:

– Что, взяли? Эх вы, пугалы огородные!

Это была самая обидная для огородных кличка. В Мишу полетел град камней. Он скатился с забора во двор, на лбу его набухала шишка, а камни продолжали лететь, падая возле самого дома, из которого вдруг вышла бабушка. Она близоруко сощурила глаза и, обернувшись к дому, кого-то позвала. Наверно, дядю Сеню…

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=34986&p=1

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector