Краткое содержание шварц первоклассница точный пересказ сюжета за 5 минут

Книга с семейной историей: Е. Шварц “Первоклассница”

Краткое содержание Шварц Первоклассница точный пересказ сюжета за 5 минут?vnu4ka (vnu4ka) wrote,
2014-12-09 12:38:00vnu4ka
vnu4ka
2014-12-09 12:38:00Давным-давно я делала серию постов по семейным фотографиям и документам. Это оказалось очень увлекательным: опрашивать маму, бабушку и всех доступных родственников, и составлять иллюстрированный рассказ на какую-нибудь тему.

Был у меня в журнале “рецепт с историей” – заварной крем, который моей маме в детстве готовили каждый день на ужин. Были тематические серии семейных фотографий. А сейчас – книга с историей, старая, очень любимая, потрепанная, переплетенная в мастерской: Е. Шварц “Первоклассница”. Краснодарское книжное издательство, 1960 г.

* * * Сначала о самой книге и фильме, кадры из которого послужили иллюстрациями. Автор – Евгений Львович Шварц, он писал сценарий к фильму студии “Союздетфильм”, который вышел на экраны в 1948 г.Перед выходом фильма, в 1947 г, в № 9 и 10 журнала “Мурзилка” были опубликованы главы книги с рисунками Л. Милчина: Сентябрьский номер “Мурзилки”и октябрьский – глава “Наступил праздник”

В сети нашлась интересная статья о создании фильма:

“…Первоначально сценарий Шварца назывался «Первая ступенька» и был совершенно далек от ставшей потом широко известной и всеми любимой «Первоклассницы». Это была сказка — жанр, характерный для творчества драматурга. Героиня ее, семилетняя девочка Наташа — хвастунишка и всезнайка, — считала, что уже много видела и все знает и потому может учиться «так себе». Но, встречаясь со многими интересными людьми разных профессий, Наташа в конце концов убеждалась, что все они, прежде чем стать мастерами своего дела, прошли через «первую ступень» — первый класс, В сценарии было много всевозможных приключений: в квартире у старого ученого Наташа видела удивительные, большие красивые цветы, оживающие игрушки. По ходу действия она попадала то в чудесный сад, то на необыкновенное кукольное представление, то в недавно выросший новый шахтерский город. Были в сценарии сильнейшая гроза и наводнение, во время которых девочка терялась и объявлялись ее поиски…Однако столь сказочно живописно разработанная фабула не очень привлекала Фрэза. И наряду с предложениями о многочисленных поправках в сценарии он посещал разные школы, чтобы наблюдать маленьких героев своей будущей картины, так сказать, в натуре: присутствовал на уроках, разговаривал с первоклассниками, их учителями и родителями. До сих пор у Ильи Абрамовича хранится черная тетрадь, датированная маем 1946 года, в которой мелким, убористым почерком записаны сделанные им тогда живые наблюдения из жизни первоклассников. Например, такие: «Вначале учительницу называют «тетей». Посредине урока заявляют: «Я пойду домой, я больше не хочу, я играть хочу». По малейшему поводу поднимают руки. Любят пожаловаться друг на друга» и т. д. Когда материала набралось достаточно, Фрэз показал его Шварцу. Шварц пришел в восторг: «Ведь это же гораздо ярче, чем сказка. Это готовый сценарий. Зачем выдумывать?» И буквально за две недели написал на основе записей-наблюдений Фрэза совершенно новый вариант сценария, по которому и был поставлен фильм.В отличие от «Первой ступеньки», изобиловавшей действием, внешними яркими событиями, в «Первокласснице» нет сюжета в привычном для того времени понимании. Сюжетом в нем стала история развития внутреннего мира ребенка, история о том, как растет человек, как формируется будущая личность. Надо сказать, задача, стоящая перед драматургом и режиссером, была совсем не из легких — снять целую картину о буднях школьной жизни, лишенных, казалось бы, какой-либо значительности и занимательности, о том, как дети ходят в школу, учатся читать и писать, дежурят в классе, ссорятся и мирятся, да так снять, чтобы зрителям было не скучно. И мудрый сказочник Евгений Шварц нашел драматургическую форму, единственно, пожалуй, возможную для повествования об истории души маленького человека. Вроде бы ничем не примечательный, неброский материал о скромных повседневных заботах, переживаниях и радостях первоклассников он выстроил как ряд эпизодов, новелл, в каждой из которых раскрывается, во-первых, какая-нибудь черта характера маленькой героини, а во-вторых, она сама открывает для себя что-то новое. В результате десять новелл, в основу которых положены реальные жизненные наблюдения, в целом сложились как хроникально-поэтический рассказ о жизни и воспитании характера первоклассницы Маруси Орловой.Помня о том, что фильм предназначен в первую очередь детям, маленьким детям, и потому должен быть доступен их пониманию, Шварц дал каждой новелле название, начинающееся словом «как»: «Как Маруся начала учиться», «Как Маруся получила первую отметку», «Как Маруся помогла подруге» и т. д. В этом многократно повторяющемся «как» чувствуется, с одной стороны, сказочно неспешная интонационная ритмичность, с другой — близость к детскому синтаксису, к детской конструкции разговорной речи.Разбивка фильма на небольшие новеллы дала возможность всякий раз как бы заново сконцентрировать внимание ребенка, напомнить ему — а вот сейчас начнется новая история… Нанизывая таким образом разные поучительные «истории про то, как…», авторы фильма помогали детям усваивать нравственные ценности, такие, как трудолюбие, скромность, чувство товарищества, преданность в дружбе.Каждая новелла начинается своеобразной скромной изобразительной заставкой — лист из школьной тетради, разлинованный в косую линейку, на котором старательным детским почерком выведено ее название. Причем названия эти с расчетом и на тех зрителей, которые еще не умели читать, произносились вслух актером Борисом Чирковым. Тем самым режиссер как бы подчеркивал зрительский адрес фильма — кому он был направлен.Своими «секретами» Илья Фрэз сегодня делится с удовольствием, тем более что «Первоклассница» — одна из любимых его картин.— К этому времени я уже понял, — рассказывает он, — что, работая с детьми, нужно стремиться так организовать обстановку, где происходит действие фильма, чтобы она напоминала им реальную, хорошо знакомую в жизни. Вот почему мы особенно добивались тогда, чтобы класс в съемочном павильоне походил на школьный. Нарисованное небо и макет улицы, которые видны из окна класса, были так удачно выполнены художником Людмилой Блатовой, что дети верили, что и небо и улица настоящие. Настоящими, не бутафорскими были разлинованная классная доска, мел, тряпка, новые чистые парты, свой собственный, «навечно» закрепленный за каждой девочкой портфель, аквариум с рыбками. И на уроке, во время съемки, девочки не просто водили перьями по бумаге, делая вид, что пишут, а, как это и полагалось тогда, писали настоящими чернилами. И, как на обычных уроках, учительница всем им обязательно ставила отметки…Подлинного имени актрисы — Тамары Федоровны Макаровой, играющей роль учительницы, они не знали и были абсолютно уверены, что ее действительно зовут Анна Ивановна. Они любили ее, ходили за ней по пятам, задавали множество вопросов.В фильме, поставленном на третьем году после войны, мы не увидели бытовых примет своего времени, как и в «Слоне и веревочке». Ни длинных очередей за хлебом (лишь за три месяца до мартовской премьеры фильма в 1948 году была отменена карточная система), ни многонаселенных коммунальных квартир, ни старых застиранных ученических платьиц, ни заплатанных пиджачков. Это потом, много лет спустя, когда залечены будут раны войны, когда улучшится материальное благосостояние советских людей, будут воссоздавать на экране трудный послевоенный быт. А тогда «хотелось дать детям светлую картину», как скажет И. А. Фрэз на обсуждении «Первоклассницы» худсоветом студии. Вот почему в фильме Маруся Орлова живет в просторной отдельной квартире, а в день ее рождения, на который она приглашает весь класс, стол обильно уставлен яствами: пирожками, конфетами, яблоками. “Обратите внимание на бабушку Маруси. У нее такой “бабушкинский” вид, а ведь ей должно быть самое большее лет 50-55 – но непременно очки, прическа узлом, вязание… В год съемок актрисе Татьяне Барышевой, сыгравшей роль бабушки, было 52 года.А маму Маруси играет актриса Кира Николаевна Головко (тогда еще Иванова, за своего мужа, адмирала Головко, она вышла уже после съемок фильма), в те годы молодая актриса, а сейчас – ветеран театра МХАТ, иногда появляющаяся и на киноэкране. И на иллюстрациях книги, и в фильме она мне всегда казалась очень-очень высокой :)Помните фильм “Артистка” с Добровольской, Степановым и Абдуловым? Роль соседки Ираиды Эдуардовны играет Кира Головко.В 1951 году вышел диафильм “Первоклассница” в двух частях (каждая часть – около 50 кадров), его можно найти в сети. Он тоже основан на кадрах из фильма.* * * Ну а теперь наша семейная часть поста. Книга эта была подарена моей тете Нине (маминой младшей сестре) в честь вступления в отряд октябрят в 1961 году. На книге есть дарственная надпись:Самое смешное, что книгу эту так любили и тетя Нина и моя мама, что мы вместе с мамой были уверены, что книга была подарена ей. И только вчера, во время разговора по телефону и “сбора материалов” для поста, мы посчитали по годам, что оказывается, книга не мамина.

Читайте также:  Краткое содержание шергин волшебное кольцо точный пересказ сюжета за 5 минут

Книга в семье считалась самым хорошим подарком, и на день рождения, и на вот такие поводы – вступление в пионеры, в комсомол и т.д. Дома накрывали стол, пекли пирог и дарили подарок (на вступление в пионеры мама получила книгу “Жизнь Ленина”).

Вот фотография тети Нины в младших классах, мы прикинули, что так и получается – примерно 1961 годТакже есть очень хорошая фотография тех же лет моей мамы с октябрятской звездочкой (мама стоит вторая справа).

Звездочка была картонной, обтянутой красной материей, делали ее самостоятельно:и еще один снимок двух сестер, снят в апреле 1962 года, через год после подаркаФильм “Первоклассница” очень любила моя мама. Смотрела несколько раз в кинотеатре, дома телевизора не было.

В кино ходили с мамой и папой, чаще с подружками – в краснодарский кинотеатр “Смена” на ул. Седина (еще не зная тогда, что напротив кинотеатра, на ул. Седина живет семья Гуллеров, где растет мальчик Леня, мой будущий папа). А иногда ходили вместе с одноклассниками во время школьной продленки.

И книга “Первоклассница” была еще одной возможностью пересмотреть любимый фильм – не просто иллюстрации, а кадры! Будто еще раз в кино сходили. На дарственной подписаны мама, папа и бабуся.

Вот мама и папа – мои бабушка и дедушка, и с ними их дочки, моя мама и тетя Нина (младшая, белобрысая, с шикарным белым бантом!)

а бабуся – это мама моей бабушки, бабушка Феня (Фейга Лея). Про нее я подробно писала в отдельном большом посте, у нее очень интересная история жизни. На этом снимке она с мужем, дедушкой Васей, и внучками, 1956 г, Львов, Стрийский парк:

* * *Ну и отдельный момент – это переплет книги. Книгу эту читали моя мама и ее сестра, мы с моей сестрой, мои дети. За годы она совсем истрепалась, переплет еле держался. И в 2005 году я, будучи в Петербурге, отнесла ее в переплетную мастерскую.Была у этого похода в мастерскую еще одна причина. В детстве я часто вместе с мамой ходила в переплетную мастерскую сдавать книги в переплет и получать заказ. Очень мне запомнились эти походы. Дома тщательно готовились книги к переплету: подбирались по сериям или по тематике. Выбирали книжку, обложка которой пойдет “на обложку”, шли в мастерскую. Там надо было выбрать коленкор подходящего цвета, он был гладенький, такие привлекательные скрепленные в углу кусочки, которые страшно хотелось заиметь себе. А потом получали книгу из переплета – и она была заново замечательная, в новой твердой, вкусно пахнущей обложке:с аккуратно подвернутыми уголкамиКниги переплетались по очень простой причине. Большие книги в твердом переплете в 70-80-е годы было не купить, разве что у спекулянтов. Покупали тонкие книжки, которые продавались достаточно свободно. Моя мама начала покупать книги с хорошими иллюстрациями на будущее еще до моего рождения, еще когда жила в Краснодаре. Привезла их потом в Ленинград. И вот из этих тонких книг делали конволюты, переплетали их, компонуя по сериям. Помню дома переплетенные книги серий “Страницы истории нашей Родины”, книги “Народные сказки”, авторские сказки, книги про природу. И вот этот поход в переплетную мастерскую на Лиговке был моей секретной экскурсией в детство. Как пела Пьеха – Ночью из дома я поспешу. В кассе вокзала билет попрошу. «Может, впервые за тысячу летДайте до детства плацкартный билет» . Тихо кассирша ответит: «Билетов нет» .

а мне удалось ненадолго вернуться в детство: прийти в подвальную мастерскую, оформить заказ на переплет книги, выбрать коленкор, страницу обложки… И каждый раз, когда я беру в руки эту книжку, вспоминаю подвальчик на Лиговке, переплетную мастерскую, образчики коленкора – и себя шести-семилетнюю, шагающую с мамой домой с новой, переплетенной книжкой в руках.

Источник: https://vnu4ka.livejournal.com/427303.html

Первоклассница. Евгений Шварц. ISBN: 978-5-91921-054-2. 21 отзыв

Я бы конечно вспомнила о тебе, если когда-нибудь забывала..

Всё же не бывает книг, который приходят к нам почем зря. Каждая книга нужна для чего-то именно в этот момент. Увидела книгу в одной из подборок, и подумала, что неплохо было бы скачать и почитать. Тем более Е.Шварц мне очень известен, а именно “Первоклассница” прошла мимо. Скачала и … прочитала за пару часов, окутываясь воспоминаниями.

Это дорогого стоит, потому что школу я никогда почти не вспоминаю. Друзей – да, разные оплошности и грехи – да. Но как общеобразовательное учреждение – только с плохой стороны. Так уж получилось. Однако после прочтения «Первоклассницы» меня переполняли эмоции.

Не важно, что школа, в которой я училась, была уже не в советское время и много чего из описанного у меня не было в силу разных поколений. Но было очень любопытно, читая данное произведение, вспоминать себя в этой роли, вспоминать свою первую линейку и те долгие дни, которые были перед началом такого волнительного дня.

Вспомнился и календарь, на котором я зачеркивала дни до школы, всё ближе и ближе подходя к рубежу. Помню и букет астр, заботливо купленный накануне, и белые туфли с белыми колготками, красный рюкзак и куртку. И много-много народа, и своих друзей.

Да, когда я шла в школу, я уже знала многих ребят из подготовительной группы к школе 🙂 Любопытно было сравнить школьную жизнь, описанную Шварцем, с современной школьной жизнью. Ведь школу то я закончила совсем недавно. А во времена Маруси была совершенно другая эпоха, другие дети, другой взгляд.

Читайте также:  Краткое содержание на западном фронте без перемен ремарка точный пересказ сюжета за 5 минут

И пионервожатые, и лагерь Артек, в который путевки доставались кровью и потом, и одинаковые формы по шаблону, и чернила! И во время чтения про чернила я вспоминала, как я писала быстрей всех, это и сейчас есть такая же привычка – постараться написать быстрее всех, и как мне раньше других разрешили писать в тетрадке с широкими строками по русскому языку. Единственное – я не могла припомнить свою первую оценку.. Но вот свой первый кол и единственный я помню очень хорошо. Это был обычный пример 79+2, когда я правильно подсказала своей однокласснице, а мне поставили единицу за то, что подсказывать и выкрикивать нельзя.

Жаль, что данное произведение не попалось мне в то время, когда я была еще младшей школьницей. Хотя сейчас я имею возможность сравнить всё и посмеяться, ностальгируя немного о той школьной поре, когда школа еще не раздражала, учителя были самыми лучшими, а поведение оставляло желать лучшего.

И стиль изложения у книги очень хороший. 13 коротких “глав” на пути взросления и превращения Маруси Орловой из несмышленого и непослушного ребенка в гордую второклассницу, которая стоит на концерте в честь окончания учебного года и вместе со всеми поёт песню для своей любимой учительницы.

Источник: https://priceguard.ru/offer/ozon-6252296

Читательский дневник за январь-февраль Вовки 6,5 лет и Сашки 3г.10м

Последнее время наше чтение перестает быть адресным, младший стремительно догоняет старшего по уровню понимания и частенько не понятно, кому именно я читаю, поэтому в стопочках путаница)))

. Очень понравилась! Вестли так легко и приятно читать. Вот определенно наш писатель! И видно, что автор так правильно чувствует детей . Очень точно она показывает мир ребенка, его фантазии и переживания. Мальчишки слушали завороженно. Наверное, узнавали себя, свои фантазии))

Иллюстрации Челака я тоже люблю-люблю. Перевод, вот, к сожалению, не на пятерку. Много ляпов, типа: “А внизу – гостиная с кухней, а еще подвал и чердак”. Как чердак может быть внизу то?)))

Но все равно книга чудесная, будем читать продолжения и смотреть фильм!

. Я совершенно не думаю, что 6летке по возрасту эта книга. Но мы сходили в кино на одноименный мультфильм. Чудесный мульт! Если мы что-то смотрим, у Вовки есть привычка спрашивать: «А книга такая есть?», пришлось показать)) Отбиться от чтения не смогла))

Насколько я обычно не люблю иллюстрации Гольц, настолько они нравятся мне в этой книге. Такие нежные, трогательные . Но формат, конечно.. было бы комфортней, если бы книга была обычного размера, не люблю такие огромные.

Все-таки, многие мысли не прошли мимо ребенкиной головы: начал тщательнее следить за своим кактусом, и даже разговаривать с ним .

Справедливости ради, скажу, что по просьбе сына дочитали мы книгу не до конца. Видимо, почувствовал, что пока хватит философствования. Думаю, еще вернемся.

Помня о чудесном одноименном фильме и увидев в библиотеке, немедля схватила. И не зря! Читали несколько раз подряд и смотрели-смотрели фильм. Ничего высокохудожественного, но сама история очень интересна. Главным образом, фильм, конечно, отличный! А уж после него дети просили и просили опять читать книгу, чтобы пережить все эти приключения еще раз.

По стилю повествования очень похожа на книгу Житкова «Что я видел». На первой половине книги мы скучали, там уж как-то все совсем пресно.. вторая часть поживей. Меня лично смущали некоторые моменты. Например, когда заболевшая мама просто не пришла за дочкой в детский сад.

Или когда ее старший сын Коля остался жить у своего одноклассника, а мама с Машей поехали на море поправлять здоровье. Причем, мама то и с мамой одноклассника даже не познакомилась! Как-то все это не по-нашему.. И простецкие стихи Маши немного раздражали, если честно)) В общем и целом, для меня книга на четверочку.

Кому читала не ясно, по мне лет на 5 лучше всего)))

Взяла читать Саше, но выяснилось, что Вовка практически не помнит, как мы читали ее пару лет назад. Так что слушали вдвоем. После прочтения многократно слушали аудиоспектакль. Хочется уже продолжения почитать, но все руки и уши не доходят)) Помню, как в детстве зачитывалась томами «Урфин Джюс..» и «Семь подземных королей», просто сказочные воспоминания))

Ну такая, совсем малышовая история, но достаточно длинная. Кажется, надо было ее пораньше читать. Хотя Сашке все равно понравилась. Мне не очень, так уж все там прямолинейно.

С Вовкой мы эту книгу уже читали в его 5 лет, а тут вдруг он вытащил ее с полок и попросил почитать ее для брата)) Не особый шедевр художественного слова, но зато вполне интересная история. Сугубо для мальчишек, неравнодушных к технике.

Мне так нравится эта история! И когда читаю, вспоминается спектакль по стихотворениям Заходера в Детской Филармонии, который смотрели с Вовкой и где познакомились с недальновидной мартышкой))

Так Сашке нравилась взятая в библиотеке Тося Бося, что пришлось купить домой. Обычно находится под Сашкиной подушкой, но вроде бы сейчас уже отходит на второй план))) Приятно было увидеть в 7 утра, зайдя в детскую будить детей в садик, что братья сидят вместе на кровати и Вовка читает Саше Тося Босю .

Симпатичные истории, особенно про мытье пола вышеназванными персонажами и про пирог.

Довольно интересные истории из жизни насекомых. По стилю повествования очень похожи на сказки-несказки Бианки.

Возможно уже переросли и надо было купить чуть раньше. До этого брали в библиотеке для самостоятельного чтения. Тогда то эти чудесные рассказы мне и приглянулись! Мало текста, много картинок, повторяющиеся действия, и сюжеты, волнующие самых маленьких. Значит, скоро с самым младшим зачитаем .

Томик чудом достался мне в библиотеке, когда там избавлялись от излишков. В этой, первой, книге русские сказки. Еще у меня есть третья с зарубежными сказками. Так они мне нравятся! Уютный привет из детства .

Сашка удивил своим «знанием» сказки про курочку Рябу. Попросил читать все-все сказки подряд, включая Репку и Рябу. Читаю: «Снесу я вам яичко другое: не золотое, а….» Сашка думал-думал: «се-ре-бристое!» Как-то мы упустили сказку то .

Вот что тяжело читать, так это «Первоклассницу». Возможно Шварц писал это произведение, как сценарий к фильму? Никаких тебе описаний, только «он сказал..», «она сказала..

»)) Я то вообще читала ее Вовке с телефона, пока ждали в музыкалке следующего занятия. Закончить Вовка не давал, просил читать до конца. Ему, не смотря на куцый язык, очень понравилась повесть.

Думаю потому, что его это касается напрямую: скоро в школу и очень хочется узнать как можно больше подробностей))

После фильм посмотрели, фильм чудесный!

Читайте также:  Краткое содержание деревья растут для всех астафьева точный пересказ сюжета за 5 минут

Стихи читали не так часто, в марте гораздо больше у нас стихотворного. Но вот в приоритете были Введенский и Сеф.

Все никак не могу решить, покупать ли домой. Опять взяли в библиотеке, мы там в формуляре единственные мелькаем))) Особенно в этот раз понравилась «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках».

Махаоновские «читает» у нас Сашка. Возьмет себе на кровать, и листает, и бурчит чего-то)))

у нас постоянный хит уже год, любим ее все!

Вовка сам читать по-прежнему не горит желанием, я особо и не настаиваю. Вот такие книги почитывал. Матрос Кошкин из моего детства, уж так я любила эти комиксы, у нас их несколько.

Все, заканчиваю, буду рада комментариям!<\p>

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/kids_books/3214005

Первоклассница

Как Маруся первый раз пришла в школу

Большое, сияющее чистотой, только что отремонтированное школьное здание. У двери табличка:

Против школы стоит Маруся, девочка лет семи, и разглядывает её во все глаза. Можно подумать, что она считает, сколько тут окон, сколько водосточных труб, сколько балконов, сколько карнизов. Под мышкой у Маруси – большой свёрток.

Наглядевшись, Маруся храбро подходит к школьной двери, дёргает её за ручку, но дверь не открывается. Маруся дёргает её посильней, а дверь ни с места. Тогда Маруся повисает на дверной ручке, тяжелая пружина подается – наконец школьная дверь распахивается перед упрямой Марусей.

https://www.youtube.com/watch?v=bctgXcmefps

Она входит в школу и останавливается растерянно. Перед ней прихожая., большая, как двор. Стоят пустые вешалки. И так тихо здесь, так пусто! Неужели во всём огромном доме ни одной живой души?

Вдруг Маруся слышит: далеко-далеко кто-то запел.

Девочка бросается к лестнице, бежит наверх, прислушиваясь. Высокий, просторный коридор. По одну его сторону сверкают недавно вымытые окна, по другую темнеют высокие двери. Вот она, та дверь, за которой поют.

Маруся стучится.

– Открывайте, не заперто! – слышит девочка мужской голос.

Она входит и видит… Большая пустая комната. Пол закапан известью и краской.

Высоко на козлах стоит маляр. Напевая что-то, он красит оконную раму.

– Здравствуйте, – говорит девочка.

– Здравствуй, – отвечает маляр.

– Скажите, пожалуйста, что, эта школа ещё не готова?

– А зачем тебе знать, готова или не готова?

– А вдруг она не откроется первого сентября?

– Что ты, что ты! – пугается маляр. – Мы своё дело сделаем. Мы понимаем, что это за день первое сентября.

– Вот хорошо! – говорит девочка радостно. – Скажите, а в какой комнате записывают в первый класс?

– В тридцать восьмой, – отвечает маляр.

– А какая она?

– Кто она?

– Тридцать восьмая комната.

– Как тебе сказать… Ну, тридцать восьмая и есть тридцать восьмая. Ах, понимаю! Ты цифр не знаешь!

– Знаю. Знаю ноль, один. Ещё знаю шесть. Девять помню. А вот тридцать восемь забыла.

– Понятно, – отвечает маляр. – Ну, тогда пойди в коридор и гляди. Из какой комнаты будут выходить маленькие девочки, там и записывают. Поняла?

– Спасибо, – отвечает Маруся и снова выбегает в коридор.

Садится на подоконник. Терпеливо ждёт. Прислушивается. И вот, наконец, одна из дверей открывается, и молодая женщина выходит в коридор. Она ведёт за руку девочку в белой панамке.

– Вот видишь, Верочка! – говорит женщина. – Какая добрая учительница. А ты не хотела идти…

Маруся скорее бежит в ту комнату, из которой вышла Верочка.

У неё разбегаются глаза.

Прежде всего она видит форменное платьице, коричневое, с белым воротничком и чёрным передником.

Платьице это укреплено на фанерной доске, окленной цветной бумагой.

На витрине напротив – учебники для первого класса, ручка, карандаши, тетради – всё, что нужно принести первокласснику с собой в школу в первый день занятий.

А за столом, прямо против двери, сидят две женщины. Наверное, учительницы. Одна, помоложе, записывает что-то на большом листе бумаги. А другая, постарше, глядит на Марусю через круглые очки. Чёрные глаза её за стёклами очков кажутся огромными и сердитыми.

Молодая учительница говорит ласково:

– Не бойся, девочка.

– Здравствуйте, тётя! – говорит ей Маруся.

– Меня зовут Анна Ивановна.

– Здравствуйте, Анна Ивановна, – поправляется Маруся.

– А ты кто? – спрашивает учительница.

– Я Маруся Орлова.

– Зачем пришла?

– В школу записаться.

– А почему ты пришла одна, без мамы или папы?

– Папы нет дома – он лётчик, он сейчас улетел в Заполярье, а мама не может. Вчера обещала пойти, а сегодня говорит: подожди до завтра.

– А ты ждать не любишь? – спрашивает седая учительница.

– Все девочки с нашего двора записались уже, – объясняет Маруся. – А маме всё некогда. Вот я и пришла. Я документы принесла.

– Какие? – спрашивает Анна Ивановна.

– Все! – отвечает Маруся и кладёт на стол большой свёрток в газетной бумаге.

– Что это? – спрашивает учительница.

– Документы.

– А где ты их взяла?

– В комоде. Вы, какие нужно, возьмите. А какие не нужно, я отнесу домой.

Маруся разворачивает свёрток и показывает учительнице документы.

– Вот! это бабушкин паспорт. А это квитанция за телефон. А эта, синенькая, – за квартиру. А это письма от папы. А здесь в конверте мои волосы, когда мне был один годик. Это орденские книжки – мамины. Моя мама – доктор, а во время войны была капитан медицинской службы. А это я, когда мне было два месяца.

– Достаточно, – складывая документы, говорит Анна Ивановна.

– Одну минуточку! – просит вторая учительница. – Дайте мне посмотреть на телефонную квитанцию. Так. Благодарю вас.

Внимательно взглянув на квитанцию, учительница выходит из комнаты.

– Так, Маруся, – говорит Анна Ивановна, – хорошо. Ты, значит, очень хочешь учиться?

– Очень!

– А что ты умеешь делать? Читать умеешь?

– Да, – отвечает Маруся. – Вот. Глядите.

Маруся наклоняется к книжке и читает, водя пальцем, отыскивая только знакомые буквы:

– Вот это «А». Это «У». Вот это «Р». Вот ещё «Я». Я и писать умею.

– А ну-ка, – просит Анна Ивановна, – напиши мне что-нибудь. Вот тебе карандаш. Вот тебе бумага.

Маруся усаживается и пишет старательно, изо всех сил нажимая карандашом.

В это время вторая учительница возвращается.

– Готово, написала! – говорит Маруся.

Учительницы смотрят и видят: девочка написала крупными печатными буквами своё имя: «Маруся».

– Верно я написала? – спрашивает девочка.

– Не очень. Две буквы у тебя смотрят не в ту сторону. Видишь?

И Анна Ивановна подчёркивает карандашом буквы «Р» и «Я».

– Правда, – говорит Маруся. – Читаю я их правильно, а пишу иногда почему-то неправильно.

– А скажи мне, Маруся, ты послушная девочка?

Источник: http://booksonline.com.ua/view.php?book=150809

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector