Краткое содержание вампилов утиная охота точный пересказ сюжета за 5 минут

Утиная охота — Александр Валентинович Вампилов — Русская литература — В книгу вошли краткие пересказы произведений русской литературы

Краткое содержание Вампилов Утиная охота точный пересказ сюжета за 5 минут

Александр Валентинович Вампилов [1937–1972] 

Пьеса (1970)

Действие происходит в провинциальном городе. Виктора Александровича Зилова будит телефонный звонок. С трудом просыпаясь, он берет трубку, но там молчание. Он медленно встает, трогая себя за челюсть, открывает окно, на улице идет дождь. Зилов пьет пиво и с бутылкой в руках начинает физзарядку. Снова телефонный звонок и снова молчание.

Теперь Зилов звонит сам. Он разговаривает с официантом Димой, с которым они вместе собирались на охоту, и чрезвычайно удивлен, что Дима его спрашивает, поедет ли он. Зилова интересуют подробности вчерашнего скандала, который он учинил в кафе, но о котором сам помнит весьма смутно.

Особенно его волнует, кто же вчера съездил ему по физиономии.

Едва он кладет трубку, как в дверь раздается стук.

Входит мальчик с большим траурным венком, на котором написано: «Незабвенному безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу от безутешных друзей». Зилов раздосадован столь мрачной шуткой.

Он садится на тахту и начинает представлять себе, как бы все могло быть, если бы он действительно умер. Потом перед его глазами проходит жизнь последних дней.

Воспоминание первое. В кафе «Незабудка», излюбленном месте времяпрепровождения Зилова, он с приятелем Саяпиным встречается во время обеденного перерыва с начальником по работе Кушаком, чтобы отметить большое событие — он получил новую квартиру.

Неожиданно появляется его любовница Вера, Зилов просит Веру не афишировать их отношения, усаживает всех за стол, и официант Дима приносит заказанное вино и шашлыки. Зилов напоминает Кушаку, что на вечер назначено празднование новоселья, и тот, несколько кокетничая, соглашается. Вынужден Зилов пригласить и Веру, которой этого очень хочется.

Начальнику, только что проводившему законную супругу на юг, он представляет ее как одноклассницу, и Вера своим весьма раскованным поведением внушает Кушаку определенные надежды.

Вечером друзья Зилова собираются к нему на новоселье. В ожидании гостей Галина, жена Зилова, мечтает, чтобы между ней и мужем все стало как в самом начале, когда они любили друг друга.

Среди принесенных подарков — предметы охотничьего снаряжения: нож, патронташ и несколько деревянных птиц, используемых на утиной охоте для подсадки. Утиная охота — самая большая страсть Зилова (кроме женщин), хотя пока ему не удалось до сих пор убить ни одной утки.

Как говорит Галина, главное для него — сборы да разговоры. Но Зилов не обращает внимания на насмешки.

Воспоминание второе. На работе Зилов с Саяпиным должны срочно подготовить информацию о модернизации производства, поточном методе и т. п. Зилов предлагает представить как уже осуществленный проект модернизации на фарфоровом заводе. Они долго бросают монету, делать — не делать.

И хотя Саяпин опасается разоблачения, тем не менее они готовят эту «липу». Здесь же Зилов читает письмо от старика отца, живущего в другом городе, с которым он не виделся четыре года. Тот пишет, что болен, и зовет повидаться, но Зилов относится к этому равнодушно.

Он не верит отцу, да и времени у него все равно нет, так как в отпуск он собирается на утиную охоту. Пропустить ее он не может и не хочет. Неожиданно в их комнате появляется незнакомая девушка Ирина, спутавшая их контору с редакцией газеты.

Зилов разыгрывает ее, представляясь сотрудником газеты, пока его шутку не разоблачает вошедший начальник. У Зилова завязывается с Ириной роман.

Воспоминание третье. Зилов возвращается под утро домой. Галина не спит. Он сетует на обилие работы, на то, что его так неожиданно послали в командировку. Но жена прямо говорит, что не верит ему, потому что вчера вечером соседка видела его в городе.

Зилов пытается протестовать, обвиняя жену в чрезмерной подозрительности, однако на нее это не действует. Она долго терпела и больше не хочет выносить зиловского вранья. Она сообщает ему, что была у врача и сделала аборт.

Зилов изображает возмущение: почему она не посоветовалась с ним?! Он пытается как-то смягчить ее, вспоминая один из вечеров шесть лет назад, когда они впервые стали близки.

Галина сначала протестует, но затем постепенно поддается очарованию воспоминания — до момента, когда Зилов не может припомнить каких-то очень важных для нее слов. В конце концов она опускается на стул и плачет.

Воспоминание следующее. Под конец рабочего дня в комнате Зилова и Саяпина появляется разгневанный Кушак и требует от них объяснения по поводу брошюры с информацией о реконструкции на фарфоровом заводе.

Выгораживая Саяпина, который должен вот-вот получить квартиру, Зилов берет на себя всю ответственность. Только внезапно появившейся жене Саяпина удается погасить бурю, уведя простодушного Кушака на футбол. В этот момент Зилову приходит телеграмма о смерти отца.

Он решает срочно лететь, чтобы успеть на похороны. Галина хочет ехать вместе с ним, но он отказывается. Перед отъездом он заходит в «Незабудку», чтобы выпить. Кроме того, здесь у него назначено свидание с Ириной.

Свидетельницей их встречи случайно становится Галина, которая принесла Зилову плащ и портфель для поездки. Зилов вынужден признаться Ирине, что он женат. Он заказывает ужин, откладывая отлет на завтра.

Воспоминание следующее. Галина собирается к родственникам в другой город. Как только она уходит, он звонит Ирине и зовет ее к себе. Неожиданно возвращается Галина и сообщает, что уезжает навсегда. Зилов обескуражен, он пытается задержать ее, но Галина запирает его на ключ.

Оказавшись в западне, Зилов пускает в ход все свое красноречие, пытаясь убедить жену, что она по-прежнему дорога ему, и даже обещая взять на охоту.

Но слышит его объяснение вовсе не Галина, а появившаяся Ирина, которая воспринимает все сказанное Зиловым как относящееся именно к ней.

Воспоминание последнее. В ожидании друзей, приглашенных по случаю предстоящего отпуска и утиной охоты, Зилов выпивает в «Незабудке». К моменту, когда друзья собираются, он уже довольно сильно пьян и начинает говорить им гадости.

С каждой минутой он расходится все больше, его несет, и в конце концов все, включая Ирину, которую он также незаслуженно оскорбляет, уходят. Оставшись в одиночестве, Зилов называет официанта Диму лакеем, и тот бьет его по лицу. Зилов падает под стол и «отключается».

Через некоторое время возвращаются Кузаков и Саяпин, поднимают Зилова и отводят его домой.

Припомнив все, Зилов и в самом деле вдруг загорается мыслью покончить жизнь самоубийством. Он уже не играет. Он пишет записку, заряжает ружье, разувается и большим пальцем ноги нащупывает курок. В этот момент раздается телефонный звонок.

Затем незаметно появляются Саяпин и Кузаков, которые видят приготовления Зилова, набрасываются на него и отнимают ружье. Зилов гонит их. Он кричит, что никому не верит, но они отказываются оставить его одного.

В конце концов Зилову удается их выдворить, он ходит с ружьем по комнате, потом бросается на постель и то ли смеется, то ли рыдает. Через две минуты он встает и набирает номер телефона Димы. Он готов ехать на охоту.

Б. А. Шкловский



Источник: https://scribble.su/short/masterpiece6/266.html

А.В. Вампилов, «Утиная охота»: краткое содержание по главам, анализ

Ранняя смерть автора, пусть и трагическая, заставляет читателей, можно даже уже сказать, не одно поколение любителей литературы, как-то по-особенному относится к произведениям, чьи создатели ушли слишком рано. Как ни прискорбно, но входит в их число и А.В. Вампилов. «Утиная охота» (краткое содержание) – тема настоящей статьи.

Похоронный венок. Действие первое. Картина первая

У людей обычно все заканчивается венком, а у Зилова с него все началось. Главный герой пьесы просыпается от телефонного звонка с жуткой головной болью. Зилов берет трубку, но в ней молчание, на том конце обрывают связь.

Он с трудом поднимается с кровати, трогает челюсть (она у него болит), идет на кухню, достает пиво из холодильника, возвращается обратно в зал и начинает делать зарядку, не выпуская из рук бутылку. Раздается еще один звонок, но история повторяется в точности: на том конце провода снова не желают говорить.

Зилов допивает пиво и набирает номер уже сам. Оказывается, что он звонит своему однокласснику Диме, который сейчас работает официантом в кафе «Незабудка». В последнем обычно очень любит бывать Зилов. Дмитрий удивлен, что ему звонит Витя (так зовут главного героя), так как из их разговора становится ясно: по слухам, Зилов умер.

Герой смеется и говорит, что жив и здоров. А также он сообщает однокласснику о твердом намерении сходить на утиную охоту с ним. Также из этого же разговора Зилов узнает: вчера был страшнейший скандал в кафе. Он, не упуская момента, спрашивает: «А по лицу меня никто не бил? Очень челюсть болит». На что получает отрицательный ответ.

На этом разговор заканчивается, его прерывает стук во входную дверь.

Прибыл мальчик с похоронным венком, который он передает непосредственно Зилову. Но что интереснее, именно главному герою пьесы он и посвящен. В процессе, с одной стороны, достаточно потешного, с другой стороны, немного странного и страшного диалога с мальчиком молодому человеку (а Зилову около 30 лет) выяснить ничего не удается толком.

Вот так захватывающе начинает произведение А. В. Вампилов. «Утиная охота» (краткое содержание представлено в статье) – очень интригующая пьеса.

Он прощается с мальчиком и сначала представляет (фантазирует), как убивались бы по нему жена (Галина), «новая невеста» (Ирина), друзья, если бы смерть была подлинной, а затем он припоминает события последних дней.

Кафе «Незабудка»

Во время обеденного перерыва Зилов и Саяпин решили подзаправиться вином, нельзя сказать, что у них это было привычкой – пьянствовать во время паузы в работе, просто в этот раз был повод – Зилов получил квартиру. Друзья решили «размяться красненьким» в преддверии основного действа – вечернего праздника по случаю новоселья.

На «разминку» они пригласили и своего шефа – Вадима Андреевича Кушака. Но раньше него пришла Вера – любовница Зилова. Виктор сказал, что их шеф – человек высоких моральных устоев и никаких таких неуставных отношений не приемлет, поэтому лучше ей прикинуться одноклассницей. Девушка, словесно играя и дразня Зилова, соглашается.

Вера не меняет фривольной манеры поведения, чем привлекает Кушака и одаривает его невольно определенными надеждами. А Кушак недавно (очень кстати) проводил жену на юг и теперь временно свободен.

Даже опираясь лишь на краткое содержание пьесы Вампилова «Утиная охота», можно сказать, что сочинение это чрезвычайно приятное для чтения.

Зилов не хотел бы сталкивать в одном помещении (пусть и новой квартире) жену и любовницу, но ничего не поделаешь, приходится ему пригласить на новоселье и Веру тоже, дабы в определенном смысле оправдать надежды шефа.

Новоселье

Сцена новоселья запоминается прежде всего тем, что там все пьют, как в романах Ремарка, т.е. много и со вкусом. Также в ней появляются новые персонажи: жена Саяпина – Валерия, еще один товарищ Зилова – Кузаков.

Он дарит молодым супругам на праздник садовую скамейку. Все смеются, всем весело. Вера принесла с собой мягкого плюшевого кота.

А Саяпин и его жена подарили Зилову снаряжение для охоты: деревянных уток, патронташ, нож, чем очень уважили хозяина дома, ибо он очень любит такой вид досуга.

Также первая картина первого действия запоминается неумелыми и в то же время развязными попытками шефа – Вадима Андреевича — соблазнить любовницу Зилова Веру.

Первая картина заканчивается разговором между Зиловым и его женой, предмет которого – ребенок. Она хочет, а он не хочет. В конце разговора прибегает расстроенный Вадим Андреич и говорит, что упустил Веру в самом прямом, физическом смысле: она скрылась из поля его зрения.

Читайте также:  Краткое содержание горький челкаш кратко и по главам точный пересказ сюжета за 5 минут

Начинается свое повествование довольно благостно Вампилов. «Утиная охота», краткое содержание которой здесь представлено, хранит в себе какую-то тайну и интригу, которые смутно угадываются читателем.

Венок продолжает будить воспоминания. Действие первое, картина вторая

Здесь важно то, что Зилов и Саяпин сидят на работе. Им нужно сдавать отчет, но у них нет ничего. Работают они в каком-то центральном бюро технической информации. Зилов предлагает Саяпину «втереть очки» начальству и написать отчет «от балды», но тот долго мнется и не решается.

Зилов предлагает кинуть монетку, товарищи бросают, она как-то падает, но они пока не знают решения судьбы, потому что в тот самый момент, когда монета приземляется, к ним в кабинет входит девушка Ирина 18-ти лет. Она хочет напечатать объявление. Девушка полагает, что попала в редакцию газеты или журнала.

Зилов сразу делает стойку, как охотничий пес, и пытается расположить девушку к себе. Потом к ним входит Кушак и все портит. Он спрашивает про отчет и говорит девушке, что здесь ей не редакция, она, обиженная, уходит. Зилов выскакивает за ней и, судя по всему, успевает условиться о встрече. Этому герою придал черты настоящего бабника Вампилов.

«Утиная охота» (краткое содержание не может вместить всех деталей) от этого только выигрывает.

Картина же завершается звонком Галины на работу мужу и новостью о том, что она беременна. Зилов не очень-то рад этому известию, поэтому жена бросает трубку. Воспоминание заканчивается. Зилов снова в своем комнате. Их двое – он и венок.

Ранний приход Зилова домой. Воспоминания о «молодости» Виктора и Галины. Действие второе. Картина вторая

Слово «молодость» взято в кавычки, потому что героям на момент истории 29 и 26 лет соответственно. Ни о какой старости речи быть не может.

Зилов все там же – в своей новой квартире. Сначала он звонит в метеоцентр, пытается что-то выяснить насчет погоды (идет дождь, а должно быть малооблачно), потом решает просто поговорить с голосом на том конце провода. Ему отказывают. Он кладет трубку и начинает вспоминать.

Зилов приходит домой утром рано и обнаруживает, что жена уснула за столом над тетрадями (она школьный учитель). Приход супруга ее будит. Зилов начинает врать, что был в командировке, но жена пресекает поток лжи и говорит, что вчера его видели в гастрономе, а значит, он никуда не ездил.

Тут он пускается в стандартные объяснения всех неверных мужей, которых поймали: мол, надо верить мне, а не другим людям, у нас же даже будет ребенок.

Галина говорит, что никакого ребенка уже не будет. Она была в больнице и сделала аборт. Зилов притворно возмущается, грозится, что в следующий раз она и шага без его слова не сделает.

Галина говорит: «Не надо спектакля, все кончено между нами».

Зилов, дабы спасти положение, пытается воссоздать самое начало их отношений. Галя и Витя должны снова «сыграть в любовь». Сначала все идет хорошо, потом выясняется, что Зилов плохо помнит то, что было 6 лет назад. Плюнув на все, он старается принудить жену к близости, но та вырывается и плачет.

Воспоминание заканчивается. Зилов лежит на тахте.

Малопривлекательным персонажем создал Зилова Вампилов («Утиная охота»). Краткое содержание по главам истории оставляет именно такое ощущение.

Хотя, разумеется, в пьесе-то нет глав, здесь только действия и картины, но у самого повествования есть опорные точки. Их условно и можно назвать главами.

Тем не менее, все равно кажется, что Зилов скрывает в себе какую-то личную трагедию и грусть, что и выражается в его хаотичном поведении.

Очевидность одиночества героя

Когда Зилов вновь оказывается в унылом и дождливом настоящем (хотя нельзя сказать, что прошлое его искрит радостью), он звонит Диме в «Незабудку» и говорит ему, что остался совершенно один и что официант для него единственный друг. Зилов вдруг понял, что он покинут всеми.

Разговор ненадолго отвлекает обладателя новой квартиры, но потом он снова плывет по волнам своей памяти.

Смерть отца героя и очевидность неверности Зилова

Следующее воспоминание касается всего и сразу: и работы, и семьи Виктора. Сидят они с Саяпиным.

К ним заявляется Кузак и трясет у них перед лицами тем, чем работники решили шефу «втереть очки» (отчетом о липовом фарфоровом заводе). Вадим Андреич все больше разоряется.

Зилов берет всю вину на себя, а Саяпин открещивается от этого отчета, мол, подписал не глядя и баста. Кузак грозит Зилову увольнением, а тому все равно.

Потом появляется жена Саяпина, она пытается смягчить ситуацию и уводит шефа на футбол. Зилов и Саяпин остаются в конторе. Друг и сослуживец Вити оправдывается за то, что свалил всю вину на него. Зилов не слушает.

В это время приходит телеграмма и герой узнает о смерти отца. Он быстро собирается и покидает контору. Предварительно Зилов, конечно, позвонил Галине и рассказал ей грустную новость.

Они договорились встретиться в «Незабудке», ибо Виктору надо выпить, прежде чем ехать на похороны.

В кафе между супругами снова случается сцена: Галина говорит, что между ними все кончено и рассказывает о письмах давнего своего поклонника. Виктор свирепеет, хотя уже назначил свидание Ирине сегодня в этом заведении чуть позже. Потом они мирятся, затем Галина уходит.

В кафе входит Ирина. Зилов сознается, что он женат и у него умер отец, поэтому ближайшую неделю они не увидятся. За этим объяснением молодых людей застает жена Зилова (она принесла мужу плащ и портфель в дорогу). Ни говоря не слова, супруга героя выходит из заведения.

Зилов решает ехать завтра. Воспоминание заканчивается. Зилов снова в своей квартире.

Разговор с женой. Картина третья того же действия

Зилов звонит Ирине в общежитие – она выехала, потом звонит в институт, и ему говорят, что она уехала. Но главное происходит не в квартире героя, а в его голове. Следующее воспоминание на подходе.

Галина уезжает к родственникам и укладывает вещи. Зилов в другой комнате собирает приспособления для охоты. Потом жена уходит, говорит, что вернется через месяц. Зилов звонит тут же Ирине и приглашает ее в гости.

Неожиданно Галина возвращается и признается, что уезжает она не к родственникам и не на месяц, а к «былой любви» и навсегда. Тут Зилов приходит в ярость, обзывает ее последними словами. Гонится за ней, но она успевает запереть его в комнате.

Он падает в пучину сладостного для русского человека саморазоблачения, говорит, что никого кроме Гали у него нет и что кроме нее ему никто не нужен.

Он обещает ей «златые горы и реки полные вина», но, оказывается, представление было не для Гали, которая давно покинула квартиру и даже отперла дверь комнаты Зилова, а для Иры. Она-то и освободила его.

Мы почти завершили рассмотрение пьесы (автор А.В. Вампилов) «Утиная охота». Краткое содержание по действиям очень близко к своему финалу.

Моральный распад Зилова достигает апогея. Действие последнее

В пьесе между делом сказано, что главный герой — плохой стрелок, но зато обличитель и бузотер он первоклассный! В начале действия читатель видит, что Зилов собрался на охоту, и в полном обмундировании он вспоминает своего последнее хамское поведение.

Оказывается, вчера был праздник, на котором он собрал всех своих друзей и «новую невесту» — Ирину. На нем Зилов стал выпаливать правду во все стороны без разбора.

Закончилось тем, что он напился до бесчувствия, официант «засветил» ему по челюсти, а друзья ушли. Правда, через некоторое время они вернулись (их мужская часть) и вынесли его на руках.

Тогда и зародилась идея послать ему венок и телеграммы, ибо он – все равно что покойник (мертвецки пьян).

Вот такая вот получилась летопись жизни Зилова до его пробуждения в начале первого действия. Блестящий мастер диалога — Александр Вампилов. «Утиная охота» (краткое содержание, надеемся, дает это почувствовать хотя бы немного) – шедевр мировой драматургии.

Вспомнив все это, Виктор решает довести дело до конца и совершить самоубийство. Предварительно он звонит друзьям и приглашает их на поминки прямо сейчас и сообщает, что на охоту он не едет.

Он сам подготавливает все для самоубийства и даже пишет предсмертную записку. Все как положено. Друзья успевают его спасти. Затем, после долгих пререканий, оставляют его одного.

Зилов падает на тахту и некоторое время сотрясается всем телом. Плачет он или смеется – понять нельзя. В это время периодически звонит телефон. Герой засыпает в этом же положении, потом просыпается.

Подходит к телефону, звонит Дмитрию и говорит, что он все-таки составит ему компанию на охоте.

О чем эта пьеса, если смотреть поверх или вглубь строк?

Мы рассмотрели пьесу, которую написал Вампилов, «Утиная охота» (краткое содержание). Анализ ее сводится к констатации того факта, что это сочинение о трагедии человеческого одиночества.

Для Зилова было важно только одно: чтобы его понимали.

Он не хотел ни любви, ни дружбы, он искал только глубинного, духовного соединения с другим человеком, а так как не находил его, то пытался заместить эту свою потребность грубостью и распутством.

Таким получился обзор пьесы, которую миру подарил А.В. Вампилов. «Утиная охота» (краткое содержание по действиям и явлениям) была нами разобрана подробно, может быть, даже слишком детально для краткого пересказа.

Источник: http://fjord12.ru/article/193636/a-v-vampilov-utinaya-ohota-kratkoe-soderjanie-po-glavam-analiz

Мастерство в построении сюжета (А. Вампилов, «Утиная охота»)

Мастерство в построении сюжета.

Александр Вампилов родился в селе Кутупик Иркутской об­ласти в 1937 году; после окончания средней школы учился с 1955 года в Иркутском университете, студентом писал юмори­стические рассказы, составившие его первую книгу «Стечение обстоятельств»; пять лет после окончания университета рабо­тал в иркутской областной газете «Советская молодежь». В 1965 году написал пьесу «Прощание в июне».

В написанной в 1967 году и напечатанной в 1970 году пьесе «Утиная охота» Вампилов воспользовался нестандартным сю­жетом, позволившим ему создать галерею характеров, озада­чивающих зрителя и читателя, вызывающих огромное общественное беспокойство.

Перед нами одно из бесчислен­ных возникающих последние десятилетия, как грибы, учреж­дений, именуемых КБ, ИБ и т. п., формируемых из инженеров, научных работников с самыми благими намере­ниями, но во многих случаях оказывающихся нерентабельны­ми.

Однако сотрудники таких учреждений получают сносную зарплату, продвигаются по служебной лестнице, выпускают «научные труды», умело показывая окружающим столь важ­ные проблемы и то, с какой невиданной самоотдачей они раз­решают их, как говорят герои «Утиной охоты», буквально «пластуются».

На самом же деле, придя на работу, люди не знают, куда деваться от безделья.

Группу таких стандартизированных деятелей из провинци­ального центрального бюро технической информации изобра­жает Вампилов в пьесе «Утиная охота». Их обязанность — пугать нововведениями на разных заводах, обобщать и инфор­мировать о них научный мир, хотя и нет во всей округе настоя­щих заводов.

Сидя в кабинетах по два-четыре человека, они обсуждают очередные футбольные матчи, «гоняя в шахма­ты», посмеиваясь над шефом, требующим обобщения опыта — «модернизация поточного метода». Их рабочий принцип: «спихнуть и делу конец». В действительности работа его не интересует.

Читайте также:  Краткое содержание арап петра великого пушкина точный пересказ сюжета за 5 минут

Все время ухо­дит на то, чтобы «выпить и закусить», да поволочиться за де­вушками любого круга. Как выражается одна из его любовниц, продавщица Вера, он «алик из аликов». О работе же не может говорить без скуки и насмешки. «У меня срочные дела. Дела, дела. Днями и ночами.

Горим трудовой красотой», — заявляет он жене по телефону, как раз в тот момент, когда затевал очередной флирт со студенткой. Зину, свою красавицу и умницу, он не любит; в течение четырех лет никак не собе­рется навестить своего больного отца, которого назвал старым дураком.

Зилова любят женщины, он легко увлекается, но ни к одной не испытывает настоящей привязанности. Он вообще легко загорается, но также легко гаснет. Он искренен в каж­дую данную минуту. Все считают его легкомысленным. На­блюдая за ним, то вспоминаешь Хлестакова, то замечаешь одновременно, что он так же далек от него; как, скажем, и от трех чеховских сестер.

Он не твердит даже ради самооправда­ния: «Вон отсюда! В Москву! В Москву!»Эти слова принадлежат главному герою пьесы, инженеру Зилову. Автор так представляет его нам: «Зилову около 30 лет, он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенно­

сти в своей физической полноценности. В то же время и в по­ходке, и в жестах, и в манере говорить у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда.

Невозможно потому, что он во­обще как бы лишен стержня: когда на новоселье друзья спра­шивают Зилова, что он больше всего любит на свете, тот так и не отвечает им. Сослуживец Казаков не без иронии бросает: «Больше всего на свете Витя любит работу», чем и вызывает дружный смех.

Его начальник, спасая положение, говорит: «Деловой жилки ему не хватает, это верно, но ведь он способ­ный парень, зачем же так шутить?»

Лишь для успокоения жены Зилов говорит: «Нет, из этой конторы надо бежать. Бежать, бежать…». Но в том и дело, что бежать он никуда не собирается.

Покидая мужа, Галина говорит ему: «Куда я еду, к кому —- тебе все равно. И не делай вид, что тебя это волнует. Тебе все безразлично. Все на свете. У тебя нет сердца, вот в чем дело. Со­всем нет сердца…».

Он соглашается с ней, признается, что ему «опоршивела такая жизнь». «Ты права, мне все безразлично, все на свете. Что со мною делается, я не знаю». Он признается также, что друзей не имеет, работу не любит.

Остановись на этом автор, мы бы имели любопытную, но од­нозначную историю. У нас не было бы сомнения, как ее оце­нить. Но, несмотря на то, что А. Вампилов избегает сатиры, он создает ситуацию неоднозначную. Более того, видя пороки ге­роя, наделяет его еще одной чертой, неожиданно свидетельст­вующей о том, что он способен и на нечто большее.

Дело в том, что у него есть настоящая привязанность — ути­ная охота. В сущности, он целый год живет ожиданием отпус­ка и утиной охоты. И не потому, что является заядлым охотником. Кажется, до сих пор он не убил ни одной птицы. Утиная охота привлекает его вовсе не азартной стороной.

Обе­щая Галине взять ее с собой на охоту, он говорит: «Такое тебе и не снилось, клянусь тебе. Только там я чувствую себя челове­ком». Говоря об охоте, он преображается, становится поэтом: «Ты увидишь — мы поплывем как во сне, неизвестно куда. А когда подымается солнце? О! Это как в церкви и даже почище, чем в церкви… А ночь? Боже мой.

Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Нет! Ты еще не родился. И ниче­го нет. И не было. И не будет?»

Соблазнительно истолковывать привязанность героя к ути­ной охоте как бегство из города, бегство от установившейся жизни, тем более что гнет обывательщины когда-то вырвал из уст классического героя возглас: «Вон из Москвы!», а пресс провинциализма заставлял православных героинь со стоном твердить: «В Москву! В Москву!», но это было бы упрощением и не согласовалось бы с тем, что в жизни Зилова нет плодонос­ного зерна и сам он вряд ли сможет стать другим. Преображе­ние Зилова вряд ли возможно.

В центральном образе пьесы «Утиная охота» — Зилове, за­печатлены явления, как бы уже не зависящие от самого Зило­ва, но явления большей частью опасные и трудноискоренимые. Назвав их «зиловщиной», Валентин Распутин высказывал предположение: «…может быть, самая большая заслуга Вампилова как драматурга в том и состоит, что он одним из первых ее распознал и показал».

Но «зилов­щиной» далеко не исчерпывается сущность произведения, созданного драматургом. Сопоставляя отношение самого Вам­пилова, не считавшего Зилова отрицательным героем, с тем, которым он выступает в пьесе, иногда говорят о явном проти­воречии. «Драма «Утиной охоты», — считает А.

Демидов, — принадлежит к наиболее противоречивым и спорным и сю­жетно сложным произведениям писателя…»

При внешней обыденности всего происходящего сюжет по­лон непредсказуемых поворотов.

То герою приносят похорон­ный венок с его именем, то официант, которого принято считать тряпкой, лакеем, неожиданно показывает волчий ос­кал, лютую ненависть, то банальный любовный конфликт пе­рерастает в конфликт политический… Надо сказать, что и в ранних пьесах Вампилова повороты сюжета всегда были пара­доксальными.

Так, в одной из пьес после отчаянного крика ко­мандировочного алкаша в окно: «Займите три рубля на похмелку!», вдруг появляется человек, дающий сто рублей. И вместо того, чтоб взять деньги, герои связывают доброхота и начинают пытать: почему даешь деньги незнакомым?

Пьесы А. Вампилова — это глубокое и тонкое понимание че­ловеческой психологии, сильные и убедительные характеры, напряженный сюжет, мастерство диалогов, великолепный об­зор характеров людей из того времени, о котором он пишет.

Источник: https://prepodka.net/masterstvo-v-postroenii-syuzheta-a-vampilov-utinaya-ohota/

Пьеса Вампилова «Утиная охота»: анализ произведения

Созданная в 1967-м году пьеса «Утиная охота», анализ которой мы проведем, оказалась самой загадочной из всех произведений Вампилова, ее сценическая судьба оказалась, в отличие от других пьес, которые ставились много и приносили успех постановщикам и актёрам, тоже необычной: впервые поставленная только в 1975-м году, она до сих пор так и не получила адекватного драматургическому материалу сценического воплощения, да и отличный в целом фильм В. Мельникова «Отпуск в сентябре» с блистательным Олегом Далем — это всё-таки не совсем Вампилов…

Виктор Зилов, главный герой «Утиной охоты», воплотил в себе черты характера и целого поколения, и всей эпохи, которую позже назовут «эпохой застоя».

Этот тридцатилетий, физически крепкий, человек, у которого в жизни есть всё — работа, квартира, жена, друзья, женщины, которые его любят, — живёт, плывя по течению, его ничего не интересует, он живёт как бы во сне.

Внешне кажется, что он активен и деятелен, но на самом деле он просто существует, не «проживая душой» всё, что с ним происходит. Поэтому он приносит несчастье жене и Ирине, юной девушке, влюблённой в него, поэтому он постоянно пьёт и скандалит — ему надоело так жить, но и изменить свою жизнь он не в силах.

Самое страшное в анализируемой пьесе то, что Зилов живёт среди людей, которые не замечают пустоту и бессмысленность своего существования, наоборот, они всем довольны, им кажется, что у них всё отлично, и они не понимают, чего же, собственно, не хватает Зилову.

Отношения людей, которым «все до лампочки», которым на всё «наплевать» не могут удовлетворить Зилова, он мается тем, что его жизнь сложилась так, но у него есть отдушина в душе — утиная охота.

Весь год он живёт ожиданием времени, когда можно будет бросить всё и уехать туда, где можно быть самим собой, где душа человека обретает успокоение: «О! Это как в церкви и даже почище, чем в церкви…». Только вот стрелок он неважный, потому что не может равнодушно видеть летящих уток: «Но они не на картинке.

Они-то все-таки живые». «Живые они для того, кто мажет. А кто попадает, для того они уже мёртвые,» — говорит Зилову его «друг» Дима, который на охоте «гигант» — и Зилов легкомысленно соглашается с ним.

Финал пьесы «Утиная охота» Вампилова не даёт ответа на вопрос о дальнейшей судьбе героя, который, после попытки самоубийства и не то плача, не то смеясь («Плакал он или смеялся — по его лицу мы так и не поймем») звонит тому же Диме и говорит «Да, всё прошло… Совершенно спокоен…

Да, хочу на охоту… Я готов…». Если Зилов успокоился, стал «таким, как все», то это означает, что он окончательно смирился с пошлостью и бездуховностью существования, с которой давно смирились все окружающие. Если нет?..

Но ведь он «совершенно спокоен», и теперь он перешел в разряд тех, «кто попадает»…

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. — М.: ФЛИНТА, 2014

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/vampilov_a_v/pesa_vampilova_utinaja_okhota_analiz_proizvedenija/106-1-0-1738

«Утиная охота». Пьеса Вампилова А. В

«Утиная охота» — пьеса Александра Вампилова (1967).

История создания и публикации

«Утиная охота» впервые опубликована в 1970 году в альманахе «Ангара». До этого пьесу пытался напечатать «Новый мир», но редколлегия не пришла к единому решению. Официальная причина отказа звучала так: «Новый мир» пьес не печатает.

Публикация в «Ангаре» чудом обошлась без цензуры: главный редактор Марк Сергеев «подловил» момент, когда главный цензор ушёл в отпуск, и поставил «Утиную охоту» в номер.[1]

Вскоре после публикации на Вампилова был написан донос в Иркутский обком КПСС, а затем и в ЦК КПСС: оказалось, что в Иркутске есть Бюро технической информации (такое же название в пьесе носит организация, где работают Зилов, Саяпин и Кушак) и его служащие обвинили автора в клевете.

В 1972 году, уже после смерти Вампилова, Марк Сергеев попытался издать однотомник произведений писателя. Директор Восточно-Сибирского издательства, куда была передана рукопись, соглашался печатать, но — без «Утиной охоты». Сергеев забрал рукопись и передал её в московское издательство «Искусство» — и в 1975 году сборник «Избранное» А. Вампилова вышел в свет вместе с крамольной пьесой.

Персонажи

По ходу пьесы автор делает психологические портретные зарисовки героев:

Виктор ЗиловЗилову около тридцати лет, он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда.

Галина, жена Зилова — Галине двадцать шесть. В её облике важна хрупкость, а в её поведении — изящество, которое различимо не сразу и ни в коем случае не выказывается ею нарочно.

Это качество, несомненно, процветающее у неё в юности, в настоящее время сильно заглушено работой, жизнью с легкомысленным мужем, бременем несбывшихся надежд.

На её лице почти постоянно выражение озабоченности и сосредоточенности (она учительница, а у учителей с тетрадями это нередко).

Ирина — студентка, новая возлюбленная Зилова, его «невеста».

КузаковКузакову около тридцати. Яркой внешностью он не выделяется. Большей частью задумчив, самоуглублен. Говорит мало, умеет слушать других, одет весьма неряшливо. По этим причинам в обществе он обычно в тени, на втором плане. Переносит это обстоятельство с достоинством, но и не без некоторой досады, которую хорошо скрывает.

Читайте также:  Краткое содержание гаргантюа и пантагрюэль франсуа рабле точный пересказ сюжета за 5 минут

Саяпин — бывший одноклассник, сослуживец и друг Зилова.

Валерия, жена Саяпина — Валерии около двадцати пяти. В глаза бросается её энергичность. Её внешней привлекательности несколько противоречит резкая, почти мужская инициатива. Волосы у неё крашеные, коротко подстриженные. Одевается модно.

Кушак Вадим Андреевич, начальник Зилова и Саяпина— мужчина солидный, лет около пятидесяти. В своем учреждении, на работе он лицо довольно внушительное: строг, решителен и деловит. Вне учреждения весьма неуверен в себе, нерешителен и суетлив.

Верабывшая одноклассница и давняя любовница Зилова, по-прежнему любит Зилова, работает продавщицей, около двадцати пяти лет. Она явно привлекательна, несколько грубоватая, живая, всегда «в форме»… одевается красиво и носит неизменно роскошную причёску.

Официант Димаодноклассник Зилова, Саяпина, Веры — высокий, спортивного вида парень. Он всегда в ровном деловом настроении, бодр, уверен в себе и держится с преувеличенным достоинством, что, когда он занят своей работой, выглядит несколько смешным.

Сюжет

Основное действие пьесы происходит в течение одного дня в квартире Зилова. События перемежаются реминисценциями в прошлое и воображаемое будущее героя.

Дождливым утром в квартире Зилова появляется мальчик с похоронным венком «Незабвенному безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу от безутешных друзей» — это шутка Саяпина и Кузакова. Зилов представляет, будто он все-таки умер и друзья встречаются на его похоронах.

Зилов пытается дозвониться Вере, Саяпину, Кузакову, Ирине — ему нужно хоть с кем-нибудь поговорить — но всё безуспешно. Герой погружается в воспоминания.

Воспоминание первое. Зилов и Саяпин обедают в кафе «Незабудка» со своим начальником Кушаком. Благодаря ему Зилов недавно получил квартиру и собирается вечером праздновать новоселье. Появляется бывшая одноклассница и любовница Зилова Вера, флиртует с Кушаком и напрашивается на новоселье. Зилов вынужден пригласить её.

Вечером в новую, ещё пустую квартиру Зилова приходят Саяпин с Валерией, Кушак, Кузаков и Вера, которую Зилов представляет жене как подругу Кушака. Во время новоселья вскрывается истинное отношение героев к Зилову: Саяпин завидует ему, Кушак невольно дает понять, что не ценит его как сотрудника. После ухода гостей Галина признается мужу, что хочет ребенка, но Зилов реагирует холодно.

Воспоминание второе. Зилов и Саяпин на работе в Центральном бюро технической информации.

Кушак требует от них срочно статью о модернизации производства, и Зилов решает вместо статьи сдать проект реконструкции фарфорового завода, лежащий в ЦБТИ уже год.

В это время ему приносят письмо от отца: тот пишет, что умирает, и просит приехать. Зилов отмахивается, утверждая, что отец рассылает такие письма каждый год.

В отдел заходит Ирина — она ищет редакцию газеты, чтобы подать объявление. Зилов врёт, что редакция тут и находится, заводит с Ириной разговор и приглашает на свидание. Уже перед самым его уходом звонит Галина и просит сейчас же приехать: она узнала, что беременна. Зилов обещает приехать вечером, и Галина обижается.

Воспоминание третье. Зилов возвращается домой под утро, рассказывает жене, что его отправили в срочную командировку на фарфоровый завод, но Галина не верит: его видели накануне вечером в городе.

Она говорит ему, что сделала аборт и не хочет больше никаких отношений.

Зилов пытается её успокоить, просит верить ему, напоминает Галине о том вечере, когда они объяснились друг другу в любви — однако романтическая сцена оборачивается фарсом.

Воспоминание четвёртое. Кушак выясняет, что информация в статье Зилова и Саяпина не соответствует действительности: реконструкция на заводе так и не была проведена. Он требует объяснений, и Зилов по просьбе Саяпина берет вину на себя. Кушак предупреждает Зилова об увольнении.

Чуть позже Зилову приносят телеграмму: умер его отец. Он тут же собирается ехать, просит жену принести ему деньги в кафе «Незабудка»: он назначил там свидание Ирине и старается выпроводить Галину побыстрее. Однако она, беспокоясь, что он едет без необходимых вещей, приходит в кафе снова — и застает его с Ириной. Та в замешательстве: она не подозревала, что Зилов женат.

Воспоминание пятое. Галина собирается ехать отдыхать к дяде на месяц. Едва она выходит из дома, Зилов звонит Ирине и зовет её к себе.

Внезапно Галина возвращается и признаётся, что уезжает не к дяде, а к другу детства, который до сих пор в неё влюблён. Зилов вскипает, пытается удержать её, но Галина выбегает из квартиры и закрывает за собой дверь.

Зилов разговаривает с ней через дверь: раскаивается, просит поверить ему — он впервые искренен. Однако за дверью уже стоит Ирина.

Воспоминание шестое. Кафе «Незабудка», Зилов собирает друзей. Завтра они с Димой едут на охоту, и Зилов надеется, что ему наконец-то повезет. Когда приходят Саяпины, Кушак, Кузаков с Верой и Ирина, Зилов уже пьян.

Он начинает разоблачать своих гостей, устраивает скандал. Все уходят, Зилов напоследок называет официанта лакеем, и тот бьёт его в лицо.

Когда Саяпин и Кузаков возвращаются забрать товарища, он уже лежит без сознания под столом — как труп, замечает Кузаков, и им приходит в голову разыграть его наутро.

Снова Зилову представляется сцена после собственных похорон.

Он звонит официанту и сообщает, что передумал ехать на охоту, потом обзванивает друзей и приглашает на свои поминки. Затем пишет предсмертную записку и собирается выстрелить в себя из ружья, но его останавливает телефонный звонок. В это время успевают появиться Кузаков и Саяпин.

Зилов раздосадован, что ему помешали, обвиняет друзей в том, что они мечтают завладеть его квартирой, и выгоняет. Когда Кузаков пытается его успокоить — наставляет на него ружьё. После их ухода Зилов падает на кровать и какое-то время лежит неподвижно — «плачет он или смеётся, понять невозможно».

Потом он звонит официанту и спокойно сообщает, что готов ехать на охоту.

Критика о пьесе

Наибольшие споры вызвал образ Зилова — он многими не был понят.

Ричард Ко, критик «Вашингтон пост»:

«Вампилов пишет в традиции Достоевского о беспокойном, самому себе вредящем герое, злоключения и характер которого представляются специфически русскими».[2]

Борис Сушков:

«Если говорить о загадке Зилова, то она в том, что в Зилове воплощен не один характер, хотя бы и типичный, а 3-5-7 характеров-типов. Потому столь разные и по-своему логичные (хоть и не всегда убедительные) прочтения этого образа Зилов — это все мы это зеркало, отражающее судьбу целого поколения».[3]

Майя Туровская:

«Зилов — фигура типичная. Это оборотная сторона бездушного и рационального технократства. Его служба — это своего рода пенсия по инвалидности души. „Сверхтекучесть“ его нравственности, морали, жизненных устоев и даже личных чувств такова, что ни в чём и ни по какому поводу на него положиться невозможно.

Но при этом он незауряден, природно талантлив, полон возможностей и благих душевных порывов — в этом его обаяние. Яркость вампиловского героя — стихийный протест против скучно-односторонней целесообразности и деловитости.

Жизнь сделала из Зилова редкостный образец цинизма, законченный экземпляр рыцаря „до лампочки“».[4]

Марк Липовецкий сопоставляет Зилова с Печориным: это тоже «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Зилов — самый свободный человек во всей пьесе — и поэтому он способен на самые непредсказуемые и циничные поступки: у него отсутствуют всякие сдерживатели, тормоза».[5]

Е. Гушанская:

Зилов — «человек мягкий до бесформенности, снисходительный до равнодушия, эгоистичный до необходимости это скрывать, задающий себе вопросы и ощущающий себя виновным в том, что не знает на них ответов» [6]

Безусловно важен и образ Официанта.

Майя Туровская:

«Официант — маленький деловой человек, демонизированный воображением Зилова, иронически прокомментированный автором, это альтер эго и одновременно антипод героя».[4]

Е. Гушанская:

«Официант — единственный, кто имеет над Зиловым власть, кому герой завидует, кем восторгается, кому подчиняется… Он — двойник Зилова, двойник-антипод, антагонист-идеал… Он знает и умеет все, за исключением одной-единственной вещи. Он не знает, что окружающий мир живой, что в нём существует любовь, а не похоть, что охота — не физзарядка со стрельбой в цель… Официант абсолютно безупречен и так же абсолютно бесчеловечен».[6]

Театральные постановки

Первая постановка

1976 — молдавский театр «Лучаферул» (Luceafarul), режиссёр В. Апостол (на молдавском языке)[7],[1]

1976 — Рижский театр русской драмы, режиссёр А. Кац (на русском)

Известные постановки

1977 — Студенческий театр МГУ, режиссёр Роман Виктюк, в роли Кузакова Ефим Шифрин.

1977 — «Экспериментальная студия театральной молодёжи» (сейчас театр «Ильхом»), Ташкент, режиссёр Марк Вайль.

1979 — Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой, режиссёр В. Андреев.

1979 — МХАТ, реж. О. Ефремов; Зилов — Андрей Мягков, Официант — Алексей Петренко.

1980 — Горьковский академический театр драмы имени Горького, режиссёр Анатолий Кошелев, в ролях А. Комраков — Зилов, Т. Кириллова — Галина, Т. Жукова — Вера, Н. Заякина — Валерия, Ф. Зарипова — Ирина, Е. Арефьев — Саяпин, Ю. Аксентий — Дима, Ю. Фильшин — Кузаков, И. Поляков — Кушак.

1983 — Санкт-Петербургский государственный молодёжный театр на Фонтанке, режиссёр Ефим Падве.

1997 — театр-студия «Русская актёрская школа».

2002 — Московский художественный театр им. А. П. Чехова, режиссёр Александр Марин, в роли Зилова Константин Хабенский, в роли Официанта Михаил Пореченков.

2002 — Новосибирский драматический театр «Красный факел», режиссёр Пётр Шерешевский, в роли Зилова Максим Битюков.

2007 — Ярославский академический театр драмы им. Ф. Волкова, режиссёр Александр Ищенко.

Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова.

Театр на Спасской, режиссёр Александр Клоков.

Свердловский театр юного зрителя, режиссёр Дмитрий Астрахан.

Другой театр режиссер Павел Сафонов, в ролях Владимир Епифанцев, Ольга Ломоносова, Максим Браматкин, Сергей Фролов, Андрей Кузичев, Валерий Горин, Анастасия Веденская, Мария Бердинских, Анастасия Бегунова, Надежда Михалкова, Денис Яковлев.

Экранизация

1979 (премьера — 1987) — «Отпуск в сентябре», режиссёр Виталий Мельников, в ролях Олег Даль — Зилов, Ирина Купченко — Галина, Ирина Резникова — Вера, Наталья Гундарева — Валерия, Наталья Миколышина — Ирина, Юрий Богатырёв — Саяпин, Геннадий Богачёв — Дима, Николай Бурляев — Кузаков, Евгений Леонов — Кушак.

Библиография

  1. Гушанская Е. Самоосознание по Вампилову // Звезда. — 1989. — № 10.
  2. Журчева Т. Поэтика «Утиной охоты» А. Вампилова // Поэтика реализма. — Куйбышев. 1982
  3. Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Александр Вампилов // Современная русская литература. — М., 2001.

    Книга вторая: 70-е годы. С. 184—194

  4. Липовецкий М. Н. Маска, дикость, рок (перечитывая Вампилова) // Литература. — 2001. № 2
  5. Сушков Б. Ф. Александр Вампилов. М., 1989, с. 84-126.
  6. Туровская М. И. Вампилов и его критик // Памяти текущего мгновения. — М., 1987.

Примечания

  1. Т. Глазкова
  2. Цит. по: Сушков Б. Ф. Александр Вампилов. — М., 1989. — С. 87
  3. Сушков Б. Ф. Александр Вампилов. — М., 1989. — С.114—115
  4. Туровская М. И.

    Вампилов и его критик // Памяти текущего мгновения. — М., 1987.

  5. Липовецкий М. Н. Маска, дикость, рок (перечитывая Вампилова) // Литература. — 2001. — № 2.
  6. Гушанская Е. Самоосознание по Вампилову // Звезда.

    — 1989. — № 10.

  7. В. Бондаренко

Ссылки

  1. «Утиная охота» на lib.ru и Т. Глазкова о пьесе

Источник: http://irkipedia.ru/node/5858/all-dates

Ссылка на основную публикацию