Краткое содержание воробьёв убиты под москвой точный пересказ сюжета за 5 минут

«Убиты под Москвой»: анализ. «Убиты под Москвой» Воробьева: краткое содержание

Краткое содержание Воробьёв Убиты под Москвой точный пересказ сюжета за 5 минутОбразование 20 января 2015

О Великой Отечественной войне написано немало. Особое место в литературе, посвященной этой теме, занимает так называемая «лейтенантская», или «окопная» проза, появившаяся в 50-60-е годы.

Это произведения бывших фронтовиков, на собственном опыте познавших ужасы окопной жизни и открытого боя. Их мысли и ощущения очень важны для читателя, поскольку они писали о том, что видели собственными глазами.

Среди них повесть Константина Воробьева «Убиты под Москвой», написанная в 1961 году и опубликованная спустя два года в журнале «Новый мир».

Писатели-фронтовики восприняли появление этого произведения как сенсацию. Однако официальные круги остались недовольны особым авторским подходом к изображению войны.

В результате имя писателя надолго было вычеркнуто из советской литературы, что стало для него настоящим ударом. Лишь в 80-е годы, уже после смерти К.

Воробьева, о нем заговорили вновь, в том числе в связи с еще одним, ранее не публиковавшимся произведением на военную тему – «Это мы, Господи!»

Автобиографическая основа повести

Судьбу писателя нельзя назвать простой. Еще до войны К. Воробьев, чье детство и юность прошли в Курской области, оказался в Москве. Причиной послужили стихи, написанные им на смерть Куйбышева и содержащие нелицеприятные высказывания в адрес Сталина. Будущему писателю пришлось уехать из родного города, что спасло его от вполне предсказуемых последствий.

В Москве Воробьев, имевший рост 1,83 м и пометку в автобиографии «из крестьян», попал в число курсантов, из которых формировалась кремлевская рота. Это и стало началом трагических событий, вошедших впоследствии в произведение «Убиты под Москвой».

В октябре 1941 года, когда фашистские войска предприняли масштабное наступление на столицу, а советские часто попадали в окружение и вынуждены были отступать, не имевшие военного опыта, вооруженные только винтовками старого образца (с такими воевали еще в первую мировую) юные курсанты, в том числе и К. Воробьев, были отправлены на фронт. Задача для них была определена четко – защищать подступы к Москве. А дальше — встреча по пути на фронт с войсками НКВД, призванными контролировать своих же в условиях войны; первый бой под Клином, для большинства вчерашних курсантов оказавшийся последним; плен и, наконец, удавшийся после нескольких попыток побег, партизанский подпольный отряд, лагеря уже в своей стране. Все это было пережито писателем, а затем описано в его весьма правдивых и пришедшихся не по вкусу властям повестях и рассказах, на долгий срок ставших недоступными обычному читателю.

Краткое содержание

«Убиты под Москвой» — это история очень короткого (повесть охватывает временной промежуток в 5 суток) пребывания на фронте двухсот сорока молодых, физически крепких, здоровых курсантов. Стройной шеренгой, все как на подбор, молодые солдаты в начале произведения шагают к линии фронта.

Они полны оптимизма и пребывают в восторженном состоянии из-за предвкушения будущих подвигов. Однако читатель с первых страниц ожидает трагического исхода – к этому подводит название повести. Действительно, уже спустя несколько дней в живых останется только один из них – пока еще молодой и неопытный офицер Алексей Ястребов.

Все остальные 239 бойцов будут убиты под Москвой. Анализ причин этих страшный событий и лег в основу повести.

По мере знакомства с содержанием читатель приходит к ужасающему выводу. На самом деле все было довольно просто: молодых солдат практически использовали в качестве пушечного мяса, отдав на уничтожение вооруженным силам противника.

Автор рассказывает о том, как их отправили воевать с винтовками, несколькими гранатами и бутылками с зажигательной смесью – пулеметов не хватило. Изначально вызывают возмущение поступки более опытных командиров и их анализ. Убиты под Москвой молодые ребята были и по их вине.

Вспоминается приказ о необходимости отступить, в суматохе отправленный из штаба не по форме. В результате время на спасение ребят было упущено, так как Рюмин, командир полка, во всем привыкший к порядку, не доверял его устной передаче через незнакомого бойца, а ожидал письменного подтверждения.

А еще лживые убеждения в том, что скоро прибудет подкрепление, которые поставили жизнь двух с половиной сотен практически безоружных мальчишек в зависимость от тех, кто давно уже с легкостью вершил судьбы множества людей.

Видео по теме

История становления личности Алексея Ястребова

Главный герой повести К. Воробьева «Убиты под Москвой» — молодой лейтенант, только две недели назад получивший звание и отправленный для командования в полк курсантов. Читатель становится свидетелем того, как нелегко происходит мужание Алексея Ястребова.

Новая должность дается ему с трудом, свои первые приказы он отдает звенящим неуверенным голосом и всякий раз оглядывается, надеясь увидеть рядом с собой более опытного товарища, какими были командир полка Рюмин и политрук Анисимов. Для него все впервые – на этом акцентирует внимание Константин Воробьев.

«Убиты под Москвой» — это рассказ о событиях, повествующих о духовном становлении героя. Перед глазами читателя проходит и неожиданно развернувшийся бой. И первое убийство немца, в котором Алексей в тот момент видит не противника, а человека (ощущение врага придет позже, как следствие пережитого).

И испуганный курсант, прижавшийся к земле в попытке спастись. Сначала он ассоциировался у лейтенанта с предателем, так как Ястребов не сразу сообразил, что и сам он в этот момент ведет себя подобным образом, так как пытается куда-то убежать.

Непонятно было и то, как курсант мог просить Ястребова его застрелить – это избавило бы от возможного плена.

Только через какое-то время Алексей поймет и осознает тот факт, что, столкнувшись со смертью, человек становится бессилен и способен на поступки, которые ранее вызывали у него осуждение: убить товарища или себя, убежать или спрятаться в попытке защититься. А еще то, что смерть ни в чем не повинных курсантов стала следствием решений, принимаемых там, в Москве, откуда взрослые мужчины, многие из которых не знали войны лично, с легкостью отправляли на гибель «своих» сыновей.

Таким образом, психологическое взросление героя занимает центральное место в повести – именно это помогает понять ее анализ. «Убиты под Москвой» — уникальное произведение, потому что оно заставляет задуматься не только над ужасами фашизма, но и над тем, какую роль в происходивших событиях играла отдельная личность и система, сложившаяся в Советском Союзе.

Реализм Воробьева

Еще одно достоинство повести в том (именно это единодушно признавали писатели-фронтовики), что в ней война показана изнутри, без лоска и желания что-то приукрасить. Как следствие, вскоре после публикации в 1963 году повесть «Убиты под Москвой» надолго попала в число запрещенных произведений.

В чем же проявился реализм писателя в изображении войны?

Прежде всего, перед читателем предстают простые люди: с их сомнениями и страхами, недоумением и отчаянием. Их поведение в минуты боя естественно: они бессильны что-либо изменить и часто не до конца понимают происходящее.

Понятные каждому чувства – страх перед смертью, желание защитить себя – нисколько не принижают достоинств молодых ребят, и на это особое внимание обращает Константин Воробьев.

«Убиты под Москвой» — это книга не о тех, кто, подобно генерал-майору Переверзеву, сорвал с себя знаки отличия и пытался спастись бегством. Ее герои – люди, осознававшие себя частичкой великого народа, ведущего борьбу за освобождение своей Родины.

Первоначальное представление о поле брани как о месте подвигов сменяется для мгновенно повзрослевших мальчишек осознанием общего несчастья, оказавшимся страшным ударом по спокойной мирной жизни.

Натуралистично нарисован автором эпизод с оторванной ногой в сапоге, сначала вызвавшей недоумение у Алексея: кто ее тут поставил? А еще невозможно забыть страдания раненого в живот и умирающего Анисимова, все повторявшего: «Отрежь…», и рядом с ним, на шинели, «клубящийся моток чего-то живого» — это восприятие Алексея. Кажется, что со страниц повести К. Воробьева говорит каждый убитый под Москвой воин.

Роль боя с мотопехотным батальоном

Другой персонаж, важный для понимания авторского замысла, — капитан Рюмин, который с самого начала являлся для курсантов образцом для подражания. И он вполне соответствовал тому, каким должен был стать настоящий офицер. Кого-то из читателей может смутить эпизод в селе.

Зачем Рюмину понадобилось вступать в бессмысленный бой, который все равно ничего не сможет изменить, ибо судьба роты предрешена? Ответ на этот вопрос на самом деле весьма прост. Рюмин понимает, что его подчиненные обречены, и дает им возможность перед смертью почувствовать себя настоящими солдатами.

Действительно, курсанты вышли из боя возмужавшими, ощутившими личную причастность к спасению Родины. Они не кричали громких лозунгов, но в полной мере ощутили счастье от своей первой победы.

Можно утверждать, что подобное чувство испытывал каждый убитый под Москвой солдат, поскольку речь шла о защите столицы – сердца родной страны.

Финальная сцена повести

Последние страницы произведения читать сложно. Читатель стал свидетелем того, как беззаботные, мечтающие о подвиге мальчишки за пять дней повзрослели и превратились в настоящих мужчин, по-новому оценивающих себя и товарищей.

Алексей Ястребов, ставший свидетелем многих смертей и того, как ушел из жизни Рюмин, вполне осознанно выхватывает бутылку с зажигательной смертью и бросается на танк. В этот момент он уже не боится умереть и совершает свой подвиг просто и буднично, совершенно не думая о нем.

Так постигается цена победы, которой не увидят солдаты, убитые под Москвой. Краткое воспоминание Алексея о родном доме, о деде в один миг свело для него в одно целое и прошлое, и настоящее. Теперь ему открылась какая-то другая, не ведомая раньше правда о том, для чего все делается.

Полученный за эти 5 дней жизненный опыт полностью изменил его мировоззрение, а увиденная жестокость взрастила в душе ненависть к врагу.

Психологическая составляющая произведения

Важное место в повести К. Воробьева «Убиты под Москвой» занимают внутренние монологи молодого Алексея Ястребова и более опытного командира роты капитана Рюмина, в большей степени осознающего трагизм ситуации и считающего причастным себя к происходящему. Последний воспитан партией и привык во всем полагаться на теоретический рассчет.

Он считал, что способен контролировать ситуацию, однако вскоре осознает, что все его представления оказались иллюзией. Рюмин не вынес мук совести и покончил жизнь самоубийством. Не его вина, что все так случилось, но он сам вынес себе приговор.

Особого внимания заслуживают последние слова капитана, которые обозначают истинного виновника происходящего: «Мерзавец! Ведь все это было показано нам еще в Испании!» В них содержится явное указание на Сталина. Так, в процессе развития действия меняется и мировоззрение капитана, о чем свидетельствуют его поступки, оценка происходящего, размышления и их анализ.

«Убиты под Москвой» — произведение, показывающее, как человек в условиях войны проходит испытание на гуманизм. Здесь сразу становится ясно, кто есть кто.

Первоначальный вариант концовки повести

Сколько времени прошло: несколько минут или часов – Алексей не понял. Он очнулся от того, что его тащили из могилы крепкие руки, и услышал над головой немецкую речь и дружный хохот. «Спине и … месту на теле, куда пнул немец сапогом, было уже давно тепло и отрадно…» Алексей приподнялся и увидел горевшие скирды, в которых прятались остававшиеся в живых курсанты.

Это первоначальный вариант окончания повести «Убиты под Москвой». Анализ такого финала – его автору порекомендовали переделать и сделать более оптимистичным – подводит к выводу о том, насколько трагичными стали первые месяцы войны для советской страны. Но он остался только в архивах.

Сам Воробьев считал, что окончательный вариант произведения в неменьшей степени отразил весь ужас того, с чем приходилось сталкиваться на фронте «новичкам». Тем более что Алексей, вырвавшийся из пекла, был уже совершенно другим человеком: закаленным, многое переосмыслившим, способным защитить тех, кто от него зависел.

Открытый финал предполагает неоднозначный исход событий, но оставляет надежду на то, что герою все же удастся спастись, и он внесет свой вклад в Победу.

Читайте также:  Краткое содержание алексиевич у войны не женское лицо точный пересказ сюжета за 5 минут

Значение повести

Гуманизм, долг, героизм, становление человеческой личности, ответственность за свои поступки, способность сопереживать и понять другого – над этими непростыми понятиями рассуждает в своем произведении К. Воробьев.

«Убиты под Москвой» — краткое повествование об одном эпизоде из жизни самого автора, своего рода предупреждение, которое носит документальный, где-то даже исповедальный характер.

Того, что происходило в грозные сороковые – это главная мысль автора — нельзя забывать ни в коем случае.

Особенности «лейтенантской» прозы

Произведения, созданные в 50-60-е годы, отличаются от тех, что были написаны в годы войны или сразу после ее окончания. К описанию происходивших событий добавляется их детальный анализ. «Убиты под Москвой» — не исключение. В. Астафьев отмечал, что повесть нельзя прочитать просто так, она никого не может оставить равнодушным.

От нее кулаки сжимаются и возникает единственное желание: чтобы такое больше никогда не повторилось. Это признание того, что К. Воробьеву удалось в полной мере показать антигуманность подобного противостояния, заставить задуматься о том, сколько стоит человеческая жизнь.

И еще — определить роль в войне всех сил, имевших к ней отношение, в том числе государства и его руководства.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Искусство и развлечения
В. Ерофеев, «Москва – Петушки»: краткое содержание по главам

Одним из самых известных советских произведений 70-х гг. является повесть «Москва – Петушки». Краткое содержание книги, написанной Венедиктом Ерофеевым, — это рассказ о главном герое Вене (Веничке), …

https://www.youtube.com/watch?v=AM7tHgsxa_Q

Искусство и развлечения
Александр Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву»: жанр, краткое содержание, эпиграф

В 1790 г. в столице Царской России была опубликована повесть А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Это событие стало настоящим скандалом – из-за содержания книгу запретили, а ее автора…

Искусство и развлечения
«Слово о полку Игореве»: анализ. «Слово о полку Игореве»: краткое содержание

«Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древнерусской литературы, написанный в 12-м веке. Чтение этого произведения по-прежнему позитивно влияет на людей, открывает перед ними новые горизонты.

Искусство и развлечения
К. Воробьев, «Убиты под Москвой». Краткое содержание повести

Самым известным произведением К. Воробьева стала повесть «Убиты под Москвой», краткое содержание которой приводится ниже. В ней описываются ноябрьские события 1941 года, когда шли оборонительные бои за сто…

Образование
Битва под Москвой: краткое содержание операции. Герои битвы под Москвой

Знаменитая битва под Москвой, краткое содержание которой включает в себя самые кровопролитные эпизоды Великой Отечественной войны, стала поворотным событием всего вооруженного конфликта. До этого немецкие дивизии, сог…

Искусство и развлечения
Владислав Крапивин, «Звёзды под дождём» — краткое содержание и анализ произведения

Владислав Крапивин – автор детских, философско-аллегорических произведений, которые воспитывают многие поколения ребят и призывают людей старшего возраста помнить, какими они были в детстве.Произведение, …

https://www.youtube.com/watch?v=AM7tHgsxa_Q

Искусство и развлечения
Краткое содержание: «Двадцать тысяч лье под водой» (Ж. Верн)

В этой статье мы обратимся к самому известному произведению Ж. Верна и рассмотрим его краткое содержание. «Двадцать тысяч лье под водой» — классический роман, написанный в жанре научной фантастики. Изначал…

Искусство и развлечения
«Звезды под дождем»: краткое содержание рассказа

Краткое содержание «Звезды под дождем» способно рассказать основную мысль рассказа Крапивина. Добрая сказка о чудесах, о которых мы постоянно забываем среди наших серых будней, но которые окружают нас повс…

Искусство и развлечения
Краткое содержание «Путешествия из Петербурга в Москву» по главам

Александр Радищев — один из самых выдающихся деятелей русской мысли. Написав смелую книгу «Путешествие из Петербурга», краткое содержание которой дается в данной статье, он поставил крест на своей карьере, зато осталс…

Искусство и развлечения
«Бешеные деньги», Островский: краткое содержание, тема, герои, анализ произведения

Имя драматурга, члена-корреспондента Петербургской академии наук Александра Николаевича Островского известно всем. Он много потрудился для развития русского национального театра. Его юмор и сатира так отточены, емки и…

Источник: http://monateka.com/article/187471/

Краткое содержание «Убиты под Москвой» Воробьева

Повесть «Убиты под Москвой» написана Константином Воробьевым в 1961 году. Писатель эпиграфом к произведению взял стихи Твардовского.

Курсанты идут на фронт

Описанные в повести события происходят в ноябре 1941 года. Линия фронта находится совсем близко от Москвы. На фронт направили учебную роту, состоящую из кремлевских курсантов. Ротой командовал капитан Рюмин. Бойцы идут с твердым желанием дать отпор врагу.

В небе кружатся немецкие «юнкерсы». По приказу капитана Рюмина, рота быстро падает лицом вниз на промерзшую землю. Только капитан никогда не ложится. Он пристально наблюдает за сложившейся обстановкой. В дороге рота находится двое суток. Уже совсем скоро курсанты должны подойти к линии фронта.

Впереди виднеются небольшие постройки. Подойдя ближе, бойцы поняли, что это скирды из клевера. Оказалось, что здесь разместился спецотряд войск НКВД. Проверив документы и уточнив маршрут, майор разрешил капитану двигаться с ротой на запад.

Рота в подчинении пехотного полка

Рота вошла в подчинение пехотного полка. Полк был сформирован с московских ополченцев. На курсантов с восхищением смотрит подполковник. Все 240 бойцов были статными, одного роста – 183 см. Вскоре оказалось, что полк совсем не обеспечен оружием.

У курсантов есть только винтовки, бутылки с бензином, гранаты. Капитан Рюмин понимает, что этого недостаточно для ведения боя. Подполковник говорит Рюмину, что выдать им больше ничего не могут – в полку остались только кухня и патроны.

Одним из взводов командует Алексей Ястребов. Прошло лишь две недели, как он получил звание лейтенанта, назначен командиром взвода. Алексей еще не совсем свыкся с занимаемой должностью. По приказу капитана четвертый взвод быстро роет окопы, готовится к бою.

Не могут подобраться к входу в церковь, так как фундамент двухметровой ширины. Помкомвзвода предлагает пробить в фундаменте брешь с помощью гранат. Лейтенант Ястребов не соглашается. Для этого нужно разрешение капитана Рюмина.

Рота попадает в окружение немцев

В небе периодически появляются немецкие самолеты, летящие на восток. К взводу подходят незнакомые бойцы. Они уставшие, измученные, голодные. Выясняется, что бойцы вышли из окружения. Среди них – командир дивизии генерал-майор Переверзев. Лейтенант узнает, что фронт прорван, соседняя деревня занята врагом.

Возрастает число отступающих красноармейцев. Капитан Рюмин дает приказ выдвинуть за ров по одному отделению. Всех отступающих солдат следует направлять в обход роты. В разговоры с ними вступать нельзя. Бойцам и солдатам…объясняют, что солдаты направлены в госпиталь, пункт переформирования.

В пять часов утра капитан Рюмин приказывает взводам принять полную боевую готовность. Вскоре начался обстрел. Погибли шестеро курсантов, политрук. Бойцы тяжело переживают потерю своих товарищей.

Капитан Рюмин запрашивает в штабе дальнейшие задачи роты, подкрепление. Связной передает капитану устное распоряжение немедленно отступать. Рота оказывается в окружении немцев.

Рюмин обдумывает положение, принимает решение идти в наступление. Окружив село занятое немцами, рота быстро входит в него. В селе горят избы, слышна автоматная очередь. В бою Алексей Ястребов убивает немца. Он никогда раньше не убивал людей. При виде убитого, Алексей испытывает слабость, чувство страха, отвращение.

Капитан Рюмин ведет роту в глубину леса. Он надеется, что сможет уберечь бойцов от гибели. Понимает, что боевых запасов у них недостаточно. Лейтенант Рожков и трое курсантов принесли хлеб, ведро с водой. Рожков рассказывает, что рядом находится деревня Красные Дворики, немцев там нет.

Бой с врагом

Внезапно в небе появляются немецкие самолеты. Их становится все больше. В лес входят танки, пехота противника. Начинается бой. Взрываются бомбы, слышен свист пуль, рев самолетов. Лес окутан облаками синеватого дыма. Алексей видит, как бегут курсанты, падают у деревьев и кустов.

Алексей попадает в воронку от снаряда. Рядом с ним оказывается курсант из третьего взвода. Ястребов понимает, что боец сильно напуган боем. Курсант говорит Алексею, что без оружия они не смогут победить врага. Он просит лейтенанта застрелить его, поскольку боится попасть в плен к немцам.

Заканчивается бой. Алексей Ястребов с курсантом выходят из леса. Они подходят к месту, где раньше располагался отряд НКВД. Там находится капитан Рюмин и трое бойцов. Все ночуют в скирдах сена. Утром в небе начинается бой «ястребков» с немецкими «мессершмиттами». К большому сожалению всех «ястребки» гибнут.

Капитан Рюмин от всего пережитого стреляется. Алексей Ястребов чувствует, как проходит страх перед собственной смертью. Ему хочется отомстить врагу. Вместе с курсантами Алексей роет под кленом могилу капитану. Внезапно появляются два немецких танка. Алексей бросает бутылку с бензином в танк, а сам падает на дно могилы.

Ему удалось подбить немецкий танк. Все курсанты, спрятавшиеся в скирдах, гибнут. Лейтенанта охватывает чувство горести и ненависти к врагу. Алексей Ястребов оттирает подолом шинели оружие, вешает на плечи винтовки. Он идет на восток.

Источник: http://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-ubity-pod-moskvoj-vorobeva/

Тема работы: Тема войны в повести К. Воробьева «Убиты под Москвой»

Главная » Рефераты » Текст работы «Тема войны в повести К. Воробьева «Убиты под Москвой» — Литература»

Дисциплина: Литература
Вид работы: реферат
Язык: русский
Дата добавления: 11.05.2010
Размер файла: 17 Kb
Просмотров: 9099
Скачиваний: 28
Жизнь и творчество Константина Воробьева. Основные сюжеты повести «Убиты под Москвой». Особенности описания войны в повести К. Воробьева «Убиты под Москвой». Многоликость смерти на войне в повести. Столкновение трех правд в повести К. Воробьева.

Содержание

  • — В в е д е н и е —
  • Биография Воробьева К.Д.
  • Тема войны в повести К. Воробьева «Убиты под Москвой»
  • — З а к л ю ч е н и е —
  • Библиография

— В в е д е н и е —

С момента окончания Великой Отечественной войны прошло более 60 лет, но по-прежнему жив в памяти народа великий подвиг миллионов солдат. Во многом это заслуга писателей, которые посвятили свои произведения теме войны.

Среди писателей, публиковавшихся в 60-80 годы 20 века, следует отметить Б. Горбатова, Э. Казакевича, которые тяготели к героико-романтическому изображению войны, К. Симонова, А. Бека, В. Панова, В.

Некрасова, которые изображали будни войны и рядовых ее участников и многих, многих других.

Пожалуй, трудно назвать писателя советской эпохи, который бы не обращался к этой теме. Но само освещение темы в разные моменты истории страны было различным, время диктовало выбор угла зрения, под которым рассматривались эти события.

Актуальность данной темы обусловлена следующим: на более позднем послевоенном этаᴨȇ происходит более глубокое осмысление войны, военных действий, смысла человека в войне и т.д. Цель нашего реферата — проанализировать повесть К. Воробьева «Убиты под Москвой» и выявить основные сюжеты и их смыслы. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

1. Рассмотреть жизнь и творчество К. Воробьева, которая непосредственно должна отразиться на характере его произведений;

2. Выявить основные сюжеты повести;

3. Проанализировать особенности описания войны в повести К. Воробьева «Убиты под Москвой».

Биография Воробьева К.Д.

Воробьёв Константин Дмитриевич (1919

— 1975), русский писатель. В автобиографических повестях, отмеченных психологической точностью, — беспощадное изображение жестокости войны (“Крик”, 1962; “Убиты под Москвой”, 1963; “Это мы, Господи!”, не окончена, 1943, опубликована в 1986), трагедии коллективизации (“Мой друг Момич”, 1965, опубликована в 1988)

В 1935 работал в районной газете литературным сотрудником. Написал антисталинское стихотворение «На смерть Куйбышева», о котором стало известно в редакции, и в связи с этим вынужден был срочно уехать. Сестра, жившая в Москве, приютила его. Здесь устроился на работу в редакцию газеты «Свердловец», учился в вечерней школе.

В 1938 был призван в ряды Красной Армии, попал в армейскую газету «Призыв». После окончания военной службы работал литсотрудником газеты Академии им. Фрунзе, откуда был направлен на учебу в Кремлевское ᴨȇхотное училище.

Читайте также:  Краткое содержание стругацкие обитаемый остров по частям точный пересказ сюжета за 5 минут

Будучи раненым, попадает в плен (1941 — 43), дважды бежит. В 1943 — 44 был командиром партизанской группы в составе Литовского партизанского отряда «Кястутис». В эти годы написал повесть о ᴨȇрежитом в плену, которую наᴨȇчатали только в 1986.

Часто в своей жизни Воробьеву приходилось слышать: «Написано хорошо, талантливо, но наᴨȇчатать не можем». Это касалось повестей «Одним дыханием», написанной в 1949, наᴨȇчатанной в 1958 («Последние хутора»), «Ермак», «Тетка Егориха», «Друг мой Момич», изданных после смерти писателя (в 1980-е).

В 1956 вышел ᴨȇрвый сборник рассказов «Подснежник». Становится зав. отделом литературы и искусства в редакции «Советская Литва». Жил в Вильнюсе. В своих произведениях говорил о самых тяжелых исторических моментах — «Сказание о моем ровеснике», «Генка, брат мой», «Вот пришел великан» и др.

Воробьев написал более 30 рассказов, очерков и 10 повестей, многие из котоҏыҳ увидели свет с купюрами или в сокращении, были обруганы критикой. Но всегда это была правда о нашей жизни: «Синель», «Седой тополь», «Почем в Ракитном радости». Не усᴨȇл окончить повесть «…И всему роду твоему».

После тяжелой болезни (опухоль мозга) К.Воробьев умер в 1975.

Тема войны в повести К. Воробьева «Убиты под Москвой»Нам свои боевые

Не носить ордена.

Вам — все это, живые,

Нам — отрада одна:

Что недаром боролись

Мы за Родину-мать.

Пусть не слышен наш голос, —

Вы должны его знать.

Эти строки взяты автором в качестве эпиграфа из стихотворения Твардовского “Я убит подо Ржевом”, которое и названием, и настроением, и мыслями ᴨȇрекликается с повестью Константина Воробьева.

Ее автор сам прошел через войну — об этом узнаешь и без чтения биографии. Так писать невозможно с чужих слов или из воображения — так писать мог только очевидец, участник.

Повесть “Убиты под Москвой”, впрочем, как и все творчество Константина Воробьева, очень эмоциональна.

Эта книга особенна еще тем, что в ней сочетаются, с одной стороны, реалистичность, а с другой — глубокое осмысление событий и тонкий психологический анализ поступков героев с высоты прожитых лет.

“Убиты под Москвой” — по форме короткая повесть, однако по содержанию она включает в себя целую эпоху. Такое ощущение появляется потому, что война, врываясь в человеческую жизнь, влияет на нее, как ничто другое, радикально меняет ее.

Если в мирной жизни душа развивается, эволюционирует, то на войне в ней происходит ломка: ломаются прежние нравственные ценности, прежний взгляд на вещи.

Если в литературе мирного времени символом духовных исканий становится дорога, путь, то у Константина Воробьева — беспорядочное, безысходное метание под обстрелом с воздуха.

В этой повести рассказывается о трагедии молодых кремлевских курсантов, посланных на смерть во время наступления немцев под Москвой зимой 1941 года. Писатель ставит важную проблему убийства своих своими же.

Ему получилось показать весь ужас предательства своих мальчишек, которые вначале «почти радостно» реаᴦᴎҏовали на пролетавшие юнкерсы.

Главный герой повести Алеша Ястребов, как и все, «нес в себе неуемное, притаившееся счастье», «радость гибкого молодого тела».

Описанию юности, свежести в ребятах соответствует и ᴨȇйзаж: «…Снег- легкий, сухой, голубой. Он отдавал запахом антоновских яблок… ногам сообщалось что-то бодрое и веселое, как при музыке». Молодые лейтенанты ели галеты, хохотали, рыли окопы и рвались в бой. Они не догадывались о подступавшей беде.

«Какая-то щупающая душу усмешка» на губах майора НКВД, предупреждение подполковника, что 240 курсантов не получат ни одного пулемета, насторожили Алексея, знавшего наизусть речь Сталина, что «мы будем бить врага на его территории», и он догадался об обмане.

«В его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны», но читатель догадался, что мальчики-курсанты станут ее заложниками. Завязкой сюжета становится появление самолетов-разведчиков.

Проблемы, встающие ᴨȇред человеком на войне, почти те же, что и в мирное время, однако они поставлены настолько остро, требовательно, что от них ни скрыться, ни убежать.

Эти извечные проблемы героизма, гуманизма, долга решает для себя курсант Алексей Ястребов. Автор говорит словами Рюмина: “Судьба каждого курсанта… вдруг предстала средоточием всего, чем может окончиться война для Родины — смертью или победой”.

В судьбе одного курсанта словно сконцентрировалась судьба всей России.

Актом огромного гуманизма и гражданского мужества стало само слово в защиту тех, кто струсил, спасовал, проявил слабость в тяжелую минуту, “придавленный к земле отвратительным воем приближающихся бомб”, вжавшийся в нее под минометным обстрелом. Они, курсанты, не думали о спасении так холодно и расчетливо, как генерал-майор, снявший знаки различия и бежавший с ᴨȇредовой.

У них не было времени думать о долге (“Он подумал о Рюмине, ноздесь же забыл о нем… Мысли, образы и желания с особенной ясностью возникали и проявлялись в те мгновения, которыми разделялись взрывы…») поскольку “тело берегло в себе лишь страх”. Тот, кто ᴨȇреборол в себе чувство страха, безусловно, герой.

Но в остальных, менее сильных духом, автор учит видеть не трусов, — а прежде всего людей. Обыкновенных.

Таких же, как те, что не почувствовали еще в жизни настоящего страха, не увидели смерть вблизи, но берутся судить свысока, не имея на то морального права! На протяжении всей повести я задавала себе вопрос: “А как бы я поступила на месте героев Воробьева?” И, честно ответив на него, понимала, что не все в жизни можно разделить на черное и белое, трусость или героизм.

Командир капитан Рюмин уже знал: «на нашем направлении прорван фронт», когда в расположении роты появился генерал Переверзев — странный, растерянный, утративший волю.

Алексею Ястребову Рюмин посоветовал сказать ребятам, что Переверзев — контуженый боец, изображающий себя генералом.

Об истинном положении на фронте рассказал раненый боец: «Нас там хоть и полегла тьма, но живых-то еще больше осталось! Вот и блуждаем теᴨȇрь».

Появление политрука Аʜᴎϲимова вызвало надежду, когда он «призвал кремлевцев к стойкости и сказал, что из тыла сюда тянут связь и подходят — соседи». Но это было очередное вранье.

Начинался минометный обстрел, показанный Воробьевым в натуралистических подробностях страданий раненного в живот Аʜᴎϲимова: «Отрежь… Ну, пожалуйста, отре-жь…» — умолял он Алексея. «Ненужный слезный крик» накапливался в душе Алексея.

Человек «стремительного действия», капитан Рюмин понял: они никому не нужны, они пушечное мясо для отвлечения внимания противника. «Только вᴨȇред!» — решает он про себя, ведя в ночной бой курсантов. Они не орали «ура! за Сталина!».

Патриотизм курсантов выразился не в лозунге, не во фразе, а почти по-толстовски — в поступке. И после победы, ᴨȇрвой в жизни, молодая, звенящая радость этих русских мальчишек: «…В пух разнесли! Понимаешь? Вдрызг!»

Но это стало началом развязки. Началась самолетная атака немцев. К. Воробьев потрясающе изобразил ад, используя новые образы: «дрожь земли», «плотная карусель самолетов», «встающие и опадающие фонтаны взрывов», «водопадное слияние звуков».

Несобственно-прямая речь как бы воспроизводит страстный внутренний монолог в душе Рюмина: «Но к этому рубежу окончательной победы роту могла привести только ночь, а не этот стыдливый недоносок неба — день! О если б мог Рюмин загнать его в темные ворота ночи!..»

Погибать страшно и противоестественно, но погибать напрасно, бесполезной жертвой, противно самой природе человеческой, тому, что отличает человека от зверя. Протест против этого звучит в потрясающей сцене, когда курсанты в отчаянии и бессилии стреляют в горизонт.

Автор прощает своим героям страх за собственную жизнь еще потому, что жизнь человеческая была ценна для них вообще, и своя, и чужая.
Преодоление любви к человеку, заложенной в них заповедью “не убий”, стало для них даже мучительнее, чем борьба с трусостью.

Война отбрасывает высшие нравственные ценности, лучшие человеческие качества: доброту, гуманность, способность к соᴨȇреживанию — и превращает их в источник слабости. Ведь необходимо совершить единственный выбор: мы или они.

В связи с этим очень трудно, мучительно происходит ᴨȇрестройка сознания, вырабатывается ненависть к врагу.

Константин Воробьев, будучи писателем-философом, гумаʜᴎϲтом, под жертвами войны понимает не только убитых и пострадавших физически, но и духовно, тех, кто ᴨȇресилил в себе ради высшей цели — справедливости — чувства добра и милосердия. В этих жертвах — тоже ужас войны.

Вторая кульминация сюжета происходит после атаки танков, когда бежавший от них Ястребов увидел прижавшегося к ямке на земле молодого курсанта. «Трус, изменник — внезапно и жутко догадался Алексей, ничем еще не связывая себя с курсантом». И пришла догадка, что он такой же. Курсант предложил Алексею доложить наверх, что он, Ястребов, сбил юнкере.

«Шкурник», — думает о нем Алексей, угрожая отправкой в НКВД после их спора о том, как быть дальше. В каждом из них боролись страх ᴨȇред НКВД и совесть.

И Алексей понял, что «смерть многолика»: можно убить товарища, подумав, что он изменник, можно убить себя в порыве отчаяния, можно броситься под танк не ради героического поступка, а просто потому, что инстинкт жизни диктует это. К.

Воробьев исследует эту многоликость смерти на войне и показывает, как это бывает, без ложного пафоса. Повесть поражает лаконизмом, целомудрием описания трагического. Вот курсанты хоронят погибших товарищей.

Время остановилось для мертвеца, а на его руке все тикают и тикают часы. Время идет, жизнь продолжается, и продолжается война, которая будет уносить все новые и новые жизни так же неотвратимо, как тикают эти часы.

Опустошенный страшными потерями, человеческий ум начинает болезненно подмечать подробности: вот сожжена изба, а на ᴨȇᴨȇлище ходит ребенок и собирает гвозди; вот Алексей, идущий в атаку, видит оторванную ногу в сапоге. “И понял все, кроме главного для него в ту минуту: почему сапог стоит?”

И жизнь, и смерть описаны с ужасающей простотой, но сколько боли звучит в этом скупом и сжатом слоге!

С самого начала повесть трагична: еще идут строем курсанты, еще война не началась для них по-настоящему, а над ними, как тень, уже нависло: “Убиты! Убиты!”

«Отороᴨȇлое удивление Алексея ᴨȇред тем, чему был свидетель в эти пять дней жизни», рано или поздно уляжется, и тогда он поймет, кто был виноват в нашем отступлении, в гибели самых чистых и светлых, не поймет только, почему седые генералы там, под Москвой, принесли в жертву своих «детей».

У Воробьева в повести как бы столкнулись три правды: «правда» кровавого фашизма, «правда» жестокого сталинизма и высокая правда юношей, живших и умиравших с одной мыслью: «Я отвечаю за все!»

— З а к л ю ч е н и е —Произведения ᴨȇрвых послевоенных лет полны радости, в них звучат фанфары, радость победы. Люди еще находятся под вᴨȇчатлением грандиозности свершившегося, они не склонны видеть плохое. Главный победитель — Сталин, это не вызывает сомнений. Немцы изображаются только сатирически, им отказывается даже в элементарном уме. Советский же солдат изображается былинным чудо-богатырем («Падение Берлина»). Но уже тогда некоторые писатели находят в себе мужество рассказать и правду о войне. «Мы не умели воевать, не жалели людских сил», — говорит В. Астафьев.

Позже писатели начинают осмыслять опыт войны с позиций общечеловеческих ценностей, на уровне борьбы жизни и смерти. Отчетливо проявляются толстовские традиции изображения войны как противоестественного человеческой природе события. Основной проблемой становится самосознание человека ᴨȇред лицом смерти.

В этот самый момент утрачивают значение любые привычные схемы, хотя в сознании человека они могут укорениться настолько глубоко, что с ними трудно бороться. Попал в плен — предатель. Без партийного руководства войну не выиграть.

Читайте также:  Краткое содержание ирвин шоу богач, бедняк точный пересказ сюжета за 5 минут

И многие, многие другие «аксиомы», вбитые в голову простых людей, определяли поступки человека в моменты, когда задумываться необходимо было о вечном.

Итак, после парадных, хвалебных произведений литература приходит к изображению оборотной стороны войны. Человек начинает испытываться на человечность. Итак, в повести К. Воробьева описание войны происходит не только путем констатации жестоких фактов, но и путем осознания человеком его доли, доли государств, участвующих в войне, и доля политических деятелей.

Библиография

1.

Бочаров А. Человек и война. М.: Сов. писатель, 1978. С. 126-137.

2. Воробьев К.Д. Убиты под Москвой: Повести. Рассказы/ К.Д. Воробьев; Худож. Б.А. Алимов.-М.: Современник, 2000.-287 c

3. Еременко В. Обжигающая память. Тема великой Отечественной войны в советской литературе//Литературное обозрение. 1988. № 2.

4. Лейдерман Н.Л. Липовецкий М.Н. Современная русская литература. 1950-1990-е годы. Т.1. М., 2003. с. 189-204.

5. Метченко А.И., Бугров Б.С., Герасименко А.П., Зайцев В.А.. Современная советская литература. М., МГУ, 1983. С. 83-105.

6. Никитин С.К. Падучая звезда: Повести. Убиты под Москвой: Повесть/ К.Д. Воробьев. Сашка: Повесть/ В.Л. Кондратьев. Самоходка номер 120: Повесть/ К.П. Колесов/ И. Дедков; Ил. А.Г. Тамбовкин. — М.: Дет.лит., 1987.-304 c.

7. Тоᴨȇр П. Ради жизни на земле. М.: Сов. писатель, 1975. С. 437-450.

Перейти в список рефератов, курсовых, контрольных и дипломов по
         дисциплине Литература

Источник: http://referatwork.ru/new/source/57294text-57294.html

ActionTeaser.

ru — тизерная реклама

Читая «русскую, святую, классическую» литературу, я привыкла думать о том, что она, наша литература, говоря о чем-то главном в жизни, задает миру очень важные вопросы: «Кому живется весело, вольготно на Руси?», «Что делать?», «Кто виноват?», наконец, «Что происходит с нами?».   О чем же главном она говорит? Почему хватает меня за сердце, «прямо за русские его струны»? «О подвигах, о доблести, о славе» – конечно, об этом… и еще – о верности, о дружбе, о любви…

   Но вот как-то я открыла томик стихов Вероники Тушновой, и по глазам ударила строчка:

     Знаешь ли ты,     Что такое горе?   Горе! Боль! – вот это и есть то главное, о чем говорит вся наша литература. Прав был другой поэт, Иосиф Бродский, заявивший миру: «Только с горем я чувствую солидарность…»   Литература ставит вопросы о самом больном и насущном в жизни.   Война и есть то горе, та неизбывная боль народа, о которых свидетельствует вся русская военная проза двадцатого века.

«Сороковые, огневые, свинцовые, пороховые», с их славою и с их болью, правдиво и художественно ярко отражены в произведениях Виктора Некрасова, Василя Быкова, Юрия Бондарева, Владимира Богомолова… Список авторов военной прозы можно продолжать и продолжать. Но среди этих имен есть одно, которое, мне думается, звучит не столь часто. Недавно я прочитала восторженный отзыв В. П.

Астафьева о повести «Убиты под Москвой», откуда запомнились слова о том, что эту книгу не прочтешь просто так, «на сон грядущий», потому что от нее, «как от самой войны, болит сердце…» Оказывается, этот замечательный писатель сам хлебнул окопной жизни, горя, крови и слез.

При чтении повести Воробьева сжимались кулаки и возникало желание, чтобы никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами.

   И, хотя боюсь читать о войне, о крови, страданиях и смерти, заставила себя взять повесть Константина Воробьева, прочла на одном дыхании, испытала многое: от легкого удивления до глубокой боли, до слез… Нет, эта книга вовсе не сентиментальна, скорее, она, можно сказать, сурово правдива; и те слезы, что вызвал у меня финал повести, нельзя назвать катарсисом, ибо, пережив вместе с героем страдание, я не освободилась от него. Боль осталась. Боль за героев повести, кремлевских курсантов, которым довелось воевать под Москвой в ноябре 1941 всего пять дней, и все двести сорок молодых, красивых (рост у каждого сто восемьдесят три сантиметра), романтически настроенных юношей погибли «после бесславного, судорожного боя, в нелепом одиночестве под Москвой».

   Изображая войну, автор следует толстовской традиции: война не любезность, а самое гадкое дело в жизни. Изображая войну глазами лейтенанта Алексея Ястребова, писатель психологически тонко показывает избавление от шаблонного мышления, от стереотипного представления о войне.   Алексею и его товарищам, пока еще бодро и весело, под музыку шагающим за обожаемым командиром, фронт «рисуется зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти, и они шли не к нему, а в него, чтобы заселить и оживить один из временно примолкнувших бастионов».   Сам-то автор, прошедший сквозь ад войны и концентрационных лагерей, уже давно понял, как он пишет, «невероятную явь войны», а его героям еще только предстоит в полной мере осознать ее.   Вскоре курсанты поймут, что все их книжные представления о войне – это мираж, беспощадно уничтоженный суровой действительностью. Скоро, очень скоро им придется отказаться от мысли «бить врага только на его территории», от знания о том, что огневой залп нашего любого соединения в несколько раз превосходит чужой, суровые будни войны заставят их отказаться от «многого другого, непоколебимого и неприступного, о чем Алексей – воспитанник Красной Армии – знал с десяти лет…»   Оказывается, рота капитана Рюмина шла не к одному из временно примолкнувших бастионов, а для того, чтобы на этом участке фронта, окруженном фашистами, остаться навсегда. Воробьев, следуя «правде, прямо в душу бьющей», рисует эпизод встречи курсантов с хорошо вооруженным отрядом войск НКВД, задача которого состояла в том, чтобы «предотвратить отступление». Несколькими выразительными эпитетами, рисующими красноармейцев спецотряда, автор создает зловещую атмосферу насилия, жестокости, вдруг окружившую курсантов: у бойцов «засады» был какой-то распущенно-неряшливый вид и глядели они на курсантов подозрительно и отчужденно. На груди их командира «болтался невидимый до того курсантами автомат – рогато-черный, с ухватистой рукояткой, чужой и таинственной».   Сами же курсанты были вооружены лишь старыми самозарядными винтовками, гранатами и бутылками с бензином.   Нечеткое и зыбкое сознание, с которым молодые бойцы воспринимали войну, начало проясняться. И радость, «беспричинная, гордая и тайная», – радость жизни, и ненужное здесь тщеславие – все это улетучилось при первой минной атаке и при виде первых раненых и убитых товарищей.   Особое потрясение курсанты испытали при встрече с генерал-майором, которому с остатками дивизии удалось вырваться из окружения. О таком повороте событий лейтенант Алексей Ястребов даже не мог и помыслить.   Страх за свою жизнь и за жизнь своих товарищей вызвал у него вдруг «мучительное чувство родства, жалости и близости ко всему, что было вокруг и рядом…». И это чувство родства со всеми не оставит его уже никогда.   Писатель постоянно подчеркивает в своем герое его человечность, желание понять эту суровую, «невероятную явь войны»; «сердце его упрямилось до конца поверить в тупую звериную жестокость этих самых фашистов; он не мог заставить себя думать о них иначе как о людях…».   Война – «жестокая страна», и потому автор повести насыщает книгу «жесткими», беспощадными в своей правде эпизодами. Такова сцена с описанием смертельно раненного Анисимова, ноющего на одной протяжной ноте: «Отре-ежь… Ну, пожалуйста, отре-ежь…» На мокрой полуоторванной поле шинели Алексей увидел «глянцево-сизый клубящийся моток чего-то живого… Это “они” – понял Алексей, даже в уме не называя своим то, что увидел». «Невероятная явь войны» вызывает у него в этой сцене чувство тошноты, отторжения смерти, нежелания видеть кровь, страдания и смерть.

   Рисуя сцену погребения первых шести курсантов, психологически точно изображая состояние живых – их «чувства отталкивающего ужаса смерти и тайного отчуждения», К. Воробьев подчеркивает верный, суровый вывод капитана Рюмина о том, что со стороны учиться мести невозможно. Это чувство само растет из сердца, как первая любовь у не знавших ее.

   Эти два чувства – любовь и ненависть – владеют Алексеем во время рукопашного боя, в схватке с врагом, более похожей на объятие, когда убитый Алексеем немец вдруг «как-то доверчиво сник и отяжелел и почти переломился в талии». Страшный приступ рвоты того и другого противника как-то по-человечески в то же время сближает их. Да, война для того и другого – «самое гадкое дело на земле».   Возможно ли говорить о повседневной, обыденной жизни, о суровых буднях войны, если эти будни были такими короткими – всего пять дней?

   Да, возможно, если за это время человек смог увидеть и пережить столь многое, что его хватило бы на всю жизнь.

   В финальной сцене поединка с танком уже поварившийся в самых адских котлах войны, обогащенный ее жестким опытом, Алексей Ястребов вершит свой подвиг сурово и буднично; перед нами возмужавший герой, воин, ясно осознающий свою роль в этой войне. «То оцепенение, с которым он встретил смерть Рюмина, оказывается, не было ошеломленностью или растерянностью». Верный суровой правде войны, Воробьев убеждает читателя, что обстоятельства оказываются сильнее человека, и самоубийство командира, потерявшего целую роту, – тому подтверждение. После смерти Рюмина Алексей Ястребов вдруг понял, что в нем растаяла тень страха перед собственной жизнью. Теперь она стояла перед ним как дальняя «безразличная ему нищенка». Читая эти строки, я вспомнила подобное размышление Ю. Бондарева о свободе человека от страха смерти: «Когда человек судорожно держится за жизнь, он находится в мучительном телесном рабстве. Как только исчезает алчное насыщение жизнью, наступает свобода от страха смерти. И тогда человек свободен безгранично».

   Перед лицом возможной смерти Алексею вспоминается его детство, дед Матвей, Бешеная лощинка. Для него здесь, на поле боя, сошлись прошлое и настоящее, а ради будущего надо было встать из траншеи с бутылкою зажигательной смеси и шагнуть навстречу идущему на него танку. И он шагнул, взорвал танк…

   В романе «Прокляты и убиты» В. П. Астафьев говорит о своих героях, что жестокая сила войны не погасила в них «свет добра, справедливости, достоинства, уважения к ближнему своему, к тому, что было, есть в человеке от матери, от отца, от дома родного, от России, наконец передано, наследством завещано». И это в полной мере относится к героям повести К. Воробьева, пережившим краткий миг победы – в ночном бою – и в полной мере – суровые ее будни.

   Писатель приводит нас к выводу, который сформулировал еще Н. М. Карамзин: «Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою».

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: http://moitvoru.ru/index.php/home/russkaya-literatura/11808-surovye-budni-vojny-po-povesti-k-d-vorobeva-ubity-pod-moskvoj

Ссылка на основную публикацию