Краткое содержание басни ворона и лисица крылова точный пересказ сюжета за 5 минут

Басня Крылова Ворона и лисица

Краткое содержание басни Ворона и лисица Крылова точный пересказ сюжета за 5 минут

Хитрая лиса преподает урок вороне, которой бог послал кусочек сыра, но она не смогла его удержать по своей глупости. Басня Крылова Ворона и лисица словно говорит: верь своим глазам, а не ушам.

Уж сколько раз твердили миру,Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,И в сердце льстец всегда отыщет уголок.Вороне где-то бог послал кусочек сыру;На ель Ворона взгромоздясь,Позавтракать было совсем уж собралась,Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду, Лиса близехонько бежала;Вдруг сырный дух Лису остановил:Лисица видит сыр, -Лисицу сыр пленил,Плутовка к дереву на цыпочках подходит;Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводитИ говорит так сладко, чуть дыша:”Голубушка, как хороша!Ну что за шейка, что за глазки!Рассказывать, так, право, сказки!Какие перышки! какой носок!И, верно, ангельский быть должен голосок!Спой, светик, не стыдись!Что ежели, сестрица,При красоте такой и петь ты мастерица,Ведь ты б у нас была царь-птица!”Вещуньина с похвал вскружилась голова,От радости в зобу дыханье сперло, -И на приветливы Лисицыны словаВорона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Уж сколько раз твердили миру,Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Ребята, лисичка в басне льстивая и очень хитрая, но совсем не плохая, простой её также не назовешь. Сообразительности и находчивости ей не занимать.

А вот ворона наоборот была немного глупа, что поверила в уговоры лисы и каркнула во всё свое горло, ведь петь то на самом деле не умела и ангельским голоском похвастаться не могла, но как же ей приятно было слушать хвальбу лисы.

Упустила свой кусочек сыру, а лиса и была такова. Интересно, а на чьей стороне находитесь вы?

Основное противоречие в басне Ворона и лисица заложено в нестыковке текста и морали. Мораль утверждает, что льстить – это плохо, но лиса, которая себя именно так и ведет – оказывается победительницей! Текст басни демонстрирует как игриво и остроумно ведет себя лиса, а далеко не осуждает её поведение.

В чем же секрет? А тайны никакой на самом деле нет, просто в каждом возрасте и положении, человек по-разному относится к лести и льстецам, иной раз кому-то поведение лисы покажется – идеалом, а в другой раз – некрасивым поступком.

Единственное, что остается неизменным – это глупость одураченной вороны – уж тут всё без изменений.

  • Вороне где-то бог послал кусочек сыру…
  • Ворона каркнула во все воронье горло.

Источник: https://deti-online.com/basni/basni-krylova/vorona-i-lisica/

Анализ басни Ивана Крылова «Ворона и лисица»

Перу Крылова принадлежит великое множество оригинальных басен. Примерно в 1807 году была написана знаменитая история «Ворона и лисица». Впервые она вышла в свет в 1808 году. Сюжет этой басни не является оригинальным.

Подобный сюжет появлялся в произведениях греческого поэта Эзопа и французского баснописца Лафонтена. У немецкого драматурга и поэта Лессинга и у прославленных русских литераторов Сумарокова и Тредиаковского.

В этих сюжетах есть некоторые расхождения: то главным героем является ворон и лис, то ворона и лис, то ворон и лисица. Крылов же избирает героями ворону и лисицу.

Для образности и простоты восприятия автор использует излюбленные образы животных. Они играют именно те роли, которые и должны играть, ссылаясь на портретное сходство. Лиса всегда представляется хитрой и коварной.

Точно такой она предстает у Крылова: ловкая, коварная, льстивая, изворотливая. Ворона — склочная, недальновидная, примитивно глупая. Оба ключевых образа являются отрицательными.

Рыжая плутовка мастерски льстит и очаровывает, а ворона поддается на это, показывая свою слабость.

Состоит басня из двух частей. Первая часть – это четверостишие. В нем заключена мораль басни. Лесть никогда не исчезнет из человеческой жизни.

И пусть это не самое страшное преступление, но порой, оно может существенно навредить. Скорее всего, автор осуждает даже не лесть, а глупость тех, кто на нее поддается.

Вторая часть представляет собой повествование. Описание и монолог. Состоит из двадцати трех строк.

Автор показывает, насколько льстивы речи лисицы, добавляя в ее речь такие слова, которые никак нельзя связать с вороной: что за шейка, что за глазки! Ангельский голосок! Царь-птица! Речь лисицы эмоциональная, в конце каждой фразы стоит восклицательный знак.

Лисица предстает перед читателем как упорный герой, который в итоге добивается своей цели. У кого-то она может вызвать даже симпатию и уважение. Но ее нельзя считать положительной, потому что она использует для достижения своих целей не очень хорошие методы.

Она руководствуется исключительно собственными интересами.

Ворона же предстает перед читателем как исключительно глупое создание. Прекрасно осознавая, кто она такая, ворона все же поддается на уговоры, забывается и попадает в хитро расставленные сети. Наказание постигает ослепшую от лести ворону. Она теряет свой сыр, который так мечтала съесть.

Развязка басни стремительная, заключается буквально в последней строке второй части. Льстецы, добившись цели исчезают, забывают об обещаниях.

(No Ratings Yet)

Источник: http://school-essay.ru/analiz-basni-ivana-krylova-vorona-i-lisica.html

Какова мораль басни Иван Андреевича Крылова «Ворона и лисица»?

Главная > Литература > Анализ басни Крылова «Ворона и лисица», фабула и мораль произведения

Иван Андреевич Крылов сотворил большое количество нравоучительных произведений. Знаменитая басня под названием «Ворона и лисица» увидела свет в 1808 году.

Фабула творения не является оригинальной, тему лести раскрывали: древнегреческий поэт Эзоп и популярный писатель из Франции Жан де Лафонтен.

Подобный сюжет встречается в творениях немецкого драматурга Лессинга, а также у поэтов Сумарокова и Тредиаковского. Расхождения касаются главных героев, но суть всегда остаётся той же.

Фабула

С давних времён жанр басни имеет лицо животного мира. Главная задача произведения – раскрытие и выражение морали, нравственной истины, возникающей в обществе.

Порочность у Крылова обладает своеобразными чертами русского эпоса. Это отличает его басни от похожих произведений Лафонтена и Эзопа.

Фабула рассматриваемого варианта «Вороны и лисицы» обладает простой структурой, лёгкой незатейливостью и откровенностью.

Судьба преподнесла пернатой героине вкуснейший сыр. Она уже была готова отведать небесное послание, но задумалась о каких-то важных делах.

Никто не знает, о чём мечтает глупое и горделивое создание в моменты относительного блаженства. Вскоре пред нами предстаёт другой герой басни – хитрая лиса. Её нос учуял прекрасное угощение.

Зная, что простые уговоры не заставят ворону поделиться даже половиной сыра, она выдумывает ложь.

На заметку!

Структура произведения делится на две части. В первом четверостишие читатель находит основную мораль, по мнению самого автора. Крылов порицает лесть и говорит, что она ещё долго не выведется из умов множества людей. Вторая часть включает 23 строки, в которых разместился сюжет и монолог автора.

Рыжая героиня басни Крылова «Ворона и лисица» льстит и говорит вещи, которые совершенно не относятся к обладательнице сыра.

«Пернатая гордячка» никак не располагает прекрасными глазками, изящным носиком и ангельским голосом, о которых говорит лиса.

Не выдержав давления внутреннего тщеславия, глупая ворона выкрикивает и теряет вкусную «драгоценность». Лисица добивается своего и скоропостижно скрывается восвояси.

Мораль басни «Ворона и лисица» — проблематика

В произведении нет положительных нравов. Крылов обстоятельно высмеивает порок, обманувший себя же. Детям нельзя брать пример с аллегорической темы внутри басни.

Ворона слишком черства и глупа, лисица – самодовольна и хитра. Проведя анализ, читатель поймёт, что здесь не описывается добродетель в своей чистой манере, не отмечаются ошибки поведения.

Первые слова басни о лести производят впечатление морали, но нравственность эта натянута.

  • Детям следует рассказывать о похвале. Она позволяет трезво оценивать собственные поступки и решения.
  • Встреча же с лестью затуманивает неокрепший ум и провоцирует его мнить себя выше других.
  • Похвала делает человека лучше, придаёт умеренной веры в собственные силы, укрепляет связь с окружением.
  • Крылов же показывает, как испорченная натура легко поддаётся провокационным заявлениям, которые потенциально всегда хочет слышать горделивая ворона.
  • Правильно воспитанная личность имеет меньше шансов встретиться с грубой и лживой лестью.

Проблематика басни актуальна для времени самого автора. В начале XIX века угодническое поведение было распространено в сферах высшего общества. Лесть укрепилась и перестала казаться чем-то порочным. Сатиры с применением аллегорий приносят достаточную пользу, потому что побуждают испорченных людей обращаться к своему сознанию и пытаться избежать дальнейшего позора.

Анализ басни «Ворона и лисица»

В произведении имеются две стороны, разворачивающие действие вокруг одного прельщающего предмета. Лиса чаще всех других представителей фауны упоминается в произведениях И.А. Крылова. Этот зверь олицетворяет хитрость, лицемерие, эгоизм и умение сладостно льстить. Лисица остаётся глухой к чужим несчастьям, не знает большей радости, чем увидеть неудачу другого.

Ворона в басне представляется наивным, тщеславным и глупым созданием. Она обладает вкусным лакомством, драгоценной вкусностью. Птица понимает, как дорог этот объект в её клюве и думает, что никто неспособен отобрать небесный дар.

Однако хитрый враг видит ворону насквозь. Большие пороки пернатого создания становятся аргументом в пользу потери благоухающего сыра. Крылов высмеивает глупость и низость характера, который так легко поддался льстивой провокации.

Тема представляется актуальной и для теперешнего мира.

Отличия небылицы Крылова и басни Лафонтена

  • Авторы привносят в собственные произведения уникальную подачу и национальный колорит. Это прослеживается при обстоятельном анализе. Однако мораль басни Крылова «Ворона и лисица» остаётся такой же, как и у Лафонтена.
  • Стихи французского автора имеют более прозаическую структуру. Крылов старательно выстраивает перед читателем живое и поэтичное представление.
  • Лисица Лафонтена говорит не так красноречиво, как в творении русского баснописца.
  • Финальная быстрота ухода рыжей воровки резко отличает произведение Иван Андреевича.

Заключение

Короткая и живая басня долгие годы предстаёт мерилом общества XIX века. Она преподаёт уроки, высмеивает порочность и учит не попадаться в ловушку неприкрытой лести.

Всякая испорченность должна исправляться и не ступать по той дороге, что приводит к позору. Смысл басни определяет предрасположенность глупости к большому обману. Птицу не жалеют, её учат.

Лисицей не восхищаются, её исправляют.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/analiz-basni-krylova-vorona-i-lisitsa-fabula-i-moral-proizvedeniya.html

Ворона и Лисица

ворона и лисица, ворона и лисица мультфильм
басня

Автор:

Иван Андреевич Крылов Язык оригинала:

русский Дата написания:

1807 Дата первой публикации:

1808 Текст произведения в Викитеке

«Ворона и Лисица» — басня И. А. Крылова, написанная не позднее 1807 года. Впервые опубликована в журнале «Драматический вестник» в 1808 году.

Читайте также:  Краткое содержание лермонтов морская царевна точный пересказ сюжета за 5 минут

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Сюжет
  • 3 Анализ текста
  • 4 Басня в поздней культуре
  • 5 См. также
  • 6 Примечания

История создания

Крылов использовал древний сюжет, появляющийся у Эзопа, Федра, Бабрия, Игнатия Диакона, Лафонтена, Готхольда Лессинга, А. П. Сумарокова и В. К. Тредиаковского.

В басне Эзопа лиса обманывала ворона с помощью лести, чтобы заполучить мясо. Сыр впервые появляется в версии Федра в I веке н. э.

Ворон (олицетворение мудрости) сменяется на ворону (для русскоязычного читателя — символ растяпы, разини) впервые в версии Сумарокова.

Сюжет

Басня открывается вступлением-моралью: автор предупреждает, что «лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

Далее рассказывается история о вороне, где-то раздобывшей кусок сыра и собирающейся его съесть. Случайно пробегающая мимо лиса, учуяв сыр, захотела отнять его, и ради этого начала расхваливать ворону и уговаривать её спеть.

Поддавшись на лесть, ворона каркнула, сыр выпал, и лиса убежала с ним.

Анализ текста

При сравнении русского варианта басни с европейскими аналогами отмечалось, что в басне Крылова, как и в других русскоязычных вариантах текста, лисица пытается добиться своей цели, называя ворону «сестрицей» (отмечается характерное для коммуникации русских людей обращение к родственным и личным связям для завоевания доверия собеседника), в отличие от французского текста Лафонтена, где ворону льстят, обращаясь к нему, как к дворянину. Отмечалась также высокая эмоциональность «русской» вороны относительно её «английской коллеги», которая привела ворону Крылова к полной потере контроля не только над ситуацией, но и над собой, а также отсутствие в басне Крылова акцента на опасности потери материальных ценностей при общении с льстецами.

Также исследователями отмечалось, что прямая дидактика, заявленная во вступлении, компрометируется самим текстом басни. Либо в басне отсутствует «положительный» персонаж, фактически, «вор у вора украл», либо ворона представляется наказанной «по заслугам» более умной лисой, которая скорее издевается, чем льстит.

Басня в поздней культуре

  • Мультфильм «Ворона и Лисица, Кукушка и Петух» (1953) — экранизация двух басен Крылова.
  • Мультфильм «Пластилиновая ворона» (1981): третья миниатюра представляет собой пародийное переосмысление басни.
  • Памятник плавленому сырку «Дружба» — композиция изображает альтернативный исход противостояния вороны и лисицы, мирный.
  • Четвёртый выпуск проекта «Гражданин поэт» по мотивам басни: сатира на громкие современные благотворительные акции.

См. также

  • «Лиса и ворон» Эзопа  (англ.)

Примечания

  1. И. А. Крылов. Сочинения в двух томах. Москва, «Государственное издательство художественной литературы», 1955.
  2. Примечания к басне на сайте РВБ
  3. Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица» на сайте «К уроку литературы»
  4. 1 2

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-170710.html

План-конспект урока (5 класс) по теме: Урок чтения по басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

Открытый урок чтения в 5 классе

«И.А. Крылов «Ворона и Лисица»»

Цель:        Познакомить  обучающихся  с  краткими  сведениями  из                          жизни  И.А.Крылова, его  басней  «Ворона  и  Лисица».

Задачи:            1. Учить  видеть  и  чувствовать  за  строками

                        произведения   глубокий  смысл  басни, выражать    

                        свои  мысли  посредством  выразительного  чтения.

                          2. Коррекция  аналитико – синтетической  

                        деятельности  на  основе  упражнений  в  соотнесении  

                        слов, пословиц  к  басне.

                          3. Воспитывать  отрицательное  отношение  к  

                        порокам  и  недостаткам  человека  как  лесть,  

                        корысть, заискивание.

Наглядность  и  оборудование: портрет  И.А.Крылова,

                              плакат  с  датами  жизни  и  смерти  баснописца,

                              фотография  памятника  И.А.Крылову,  

                              иллюстрации  к  басням,                                                                                

                              предметные  картинки ( вороны, лисы),

                              карточки  с  лабиринтом,

                              картинки  для  игры «Что  изменилось?»,

                              карточки со  словами  и словосочетаниями,

                              маски  лисы  и  вороны,

                              грамзапись  басни,

                              запись  пословиц  на  доске.

Тип  урока : изучение  новой  темы.

Методы  и приёмы : словесный ( рассказ  учителя, обобщающая  

                       беседа, выступления  учащихся, работа  с учебником);

                                      наглядный ( предметные картинки, иллюстра-

                        ции, портрет, фотографии)

                                    Ход  урока.

I. Организационный  момент:

    – отчёт  дежурного;

    – проверка  готовности  класса  к  уроку:

                Я  рада  новой  встрече  с  вами,

                Приятно  ваше  общество, друзья!

                Ответы  ваши  вы  готовьте  сами,

                Их  с  интересом  буду  слушать  я.

                Мы  сегодня  снова  будем  читать,

                Выводы  делать  и  рассуждать.

                А  чтобы  урок  пошёл  каждому  впрок

                Активно  включайся  в  работу, дружок!

   –  Я  думаю, что  включиться  в  работу  урока  нам  поможет игра «Запомни  и  назови?».

       Рассмотри  картинку  и  постарайся  её  запомнить. ( Учитель  закрывает  картинку.). Затем  предлагает  учащимся  ответить  на  вопросы.

       – Сколько  чашек  стояло  на  столе ?

       – Была  ли  среди  фруктов  груша ?

       – Что  лежало  под  столом ?

       – Что  было  нарисовано  на  картине ?

       – Какого  цвета  была  ваза  для  фруктов ?

II. Сообщение  темы  и  целей  урока.

                   Игра  «Осколочный  рисунок».

    На  листе  бумаги  рисуется  иллюстрация. Затем  этот  лист  разрезается  на  несколько  частей. Предложить  учащимся  сложить  из  частей  целое – иллюстрацию.

    – Ребята, я  подготовила  для  вас  интересные  иллюстрации  и  разрезала их  на  части. Ваша  задача  постараться  из  этих  частей  сложить  целую  иллюстрацию.

    – Вспомните  название  басни, изображённой  на  иллюстрации.

    – Видите, ребята, как  много  басен  дедушки  Крылова  вам  уже  известно. И  сегодня  мы  начнём  изучать  новый  раздел  учебника « Басни  И.А.Крылова».  Познакомимся  с  содержанием  басни        « Ворона  и  Лисица».

III. Изучение  нового  материала.

   1. Слово  учителя.

( На  доске  вывешивается  портрет  И.А.Крылова, даты  жизни  и  смерти.)

   Иван   Андреевич  Крылов – великий  русский  поэт-баснописец. Почему  русский? Почему  великий? Да  потому  что  Крылов  любил  всё  русское: русский  народ, русский  язык, русскую  природу, русское  искусство.

   2.Выступления  учеников  о  биографических  данных  баснописца.

     Иван  Андреевич  Крылов  родился  в  Москве  в  семье  армейского  офицера.. Семья  была  бедной, и  Ваня  Крылов  не  смог  получить  в  детстве  хорошего  образования, грамоте  его  выучил отец.

   Позже, довелось  ему  учиться  «из  милости». Иван  Андреевич  прислуживал  лакеем  в  доме  богатого  помещика. У  детей  помещика  были  домашние  учителя, которые  обучали  их  русскому  и  французскому  языкам, математике, и  ему  разрешили  заниматься  вместе  с  ними.

    Жизнь  не  баловала  его: когда  Ивану  Крылову  было  десять  лет, умер  отец. После  него  ничего  не  осталось – ни  денег, ни  ценностей, только  сундучок  с  книгами. Забота  о  матери  и  брате  легла  на  плечи  Ивана  Андреевича  Крылова. Ему  пришлось  поступить  на  работу  в  суд  канцеляристом. Он переписывал  бумаги, разносил  пакеты  с  документами.

   Иван  Андреевич  Крылов  много  читал и  этим  восполнял  недостаток  образования, самостоятельно  выучил  французский, итальянский  и  греческий  языки. Его усиленные самостоятельные занятия  дали  необыкновенный  результат: когда  он  стал  взрослым, его  считали  одним  из  самых  образованных  людей  России.

    Иван  Андреевич  Крылов  прожил  долгую, наполненную  великими  событиями  жизнь, и  умер  в  возрасте  семидесяти  пяти  лет.

   Дедушка  Крылов, так  его  называли, был  добрым  человеком. Он  боролся  с  недостатками  и  пороками, которые  мешают  людям  жить  в  мире, согласии  и  счастье. Его  оружием  были  басни – маленькие  произведения, которые  учили  жить  по  справедливости.

   ( Показ  слайдов  с  изображением  книг «Басни  И.А.Крылова», памятника  И.А.Крылову  в  Санкт – Петербурге.)

   Более  двухсот  басен  было  создано  Иваном  Андреевичем  Крыловым. В  1855  году  в  Летнем  саду  Петербурга  был  установлен  памятник  великому  баснописцу. Крылов  изображён  сидящим  в  кресле, он  задумчив. А  рядом  с  ним, чуть  ниже, фигурки  персонажей  его  басен. Этот  памятник  был  сооружён  на  деньги, которые  собрали  по  всей  России.

  – Да, действительно, Крылов  в  своих  баснях  учил  людей  узнавать  самих  себя, помогал  обнаруживать  недостатки  и  подсказывал, как  можно  от  них  избавиться. И.А.Крылов  учил  мудрости  жизни. Чтение  его  басен  обогащает  нас  знанием  жизни. Поэтому  познакомиться  с  новой  басней  Крылова – значит  узнать  что-то  новое  и  важное  о  себе  и  людях.

Читайте также:  Краткое содержание кавказский пленник пушкина точный пересказ сюжета за 5 минут

   3. Игра «Лабиринт».

   Учитель  предъявляет  учащимся  лабиринт, предлагает  внимательно  рассмотреть  его  и  помочь  вороне  пройти  сквозь  лабиринт  к  сыру.

  4. Знакомство  с  басней  И.А.Крылова  «Ворона  и  Лисица»

    1) Работа  с  предметными  картинками.

  – Опишите, какова  ворона  по  внешнему виду.

  – Можно  ли  ворону  назвать  самой  красивой  птицей  леса?

  – Кто  слышал  ворону? Какой  у  неё  голос?

  – Какими  качествами  характера  наделена  лисица  в  сказках?

Поэтому  неслучайно  на  роль  льстеца  выбрана  Лисица, которая  чаще  всего  изображается  как  хитрая, коварная, ловкая. А  ворона  воплощает  в  себе  образ  глуповатого, невнимательного  человека.

    2) Прослушивание  басни  в  грамзаписи.

      – Понравилась  ли  вам  басня?

    3) Словарная  работа.

     Лесть – лицемерное, угодливое  восхваление;

     Льстец – льстивый  человек;

     Взгромоздиться – взобраться  с  усилием  на  что-то  высокое;

     Пленил – привлёк  внимание, привел  в  восторг;

     Зоб – у  насекомых, птиц : расширенная  часть  пищевода, где  накапливается  и  предварительно  обрабатывается  пища.

    4) Чтение  басни  учителем  наизусть. Ученики  следят  по  книге.

    5) Чтение  басни  учащимися  про  себя.

    6) Обобщающая  беседа.

      – Как  вы  понимаете, что  такое  лесть?

        ( Лесть – это когда говорят  угодливые  слова из  корыстного  желания  расположить    кого-либо  к  себе)

      – Кого  называют  льстецом?

      – Что  И.А.Крылов  говорит  о  лести  и  льстецах?

            («Что  лесть  гнусна, вредна…»

             «И  в  сердце  льстец  всегда  отыщет  уголок».)

      – Как  вы  думаете, почему  автор  называет  Лисицу  плутовкой?

      – Прочитайте, как  характеризует  Крылов  Лисицу.

            ( Плутовка   к  дереву  на  цыпочках  подходит;

               Вертит  хвостом  с Вороны  глаз  не  сводит

               И  говорит  так  сладко, чуть  дыша…)

       – Перечислите , что   расхваливала  Лисица?

       – Как  она  называла  Ворону ?

              (Голубушка, светик, сестрица, мастерица, царь-птица.)

       – Прочитайте, какие  похвалы  говорила  Лисица  Вороне.

             ( Голубушка, как  хороша!

               Ну  что  за  шейка, что  за  глазки!

               Рассказывать, так, право, сказки!

               Какие  пёрышки! Какой  носок!

               И, верно, ангельский  быть  должен  голосок!

               Спой, светик, не  стыдись! Что  ежели, сестрица,

               При  красоте  такой  и  петь  ты  мастерица,

               Ведь  ты  б  у  нас  была  царь  птица!)

        – Каким  голосом  говорила  Лисица?

              ( Ласковым, нежным  и  тихим  голосом.)

        – Искренними  ли  были  её  слова?

           Как  автор  говорит  об  этом?

               ( И  говорит  так  сладко, чуть  дыша.)

         – Для  чего  Лисица  так  расхваливала  Ворону?

               ( Чтобы  отнять  у  Вороны  сыр.)

         – Догадывалась  ли  об  этом  Ворона?

         – Нашла  ли  лесть  Лисицы  «уголок»  в  сердце  Вороны?

         – Как  это  случилось?  

          -После  всего, что  случилось, как  вы  можете  охарактеризовать  Ворону?

               ( Доверчивая, глупая.)

           – Как  вы  думаете, если  бы  Лисица  расхваливала  так  кого-либо  ещё, не  стремящегося  к  почестям  и  славе, удалось  бы  ей  добиться  своей  цели?

                 ( Нет.)

        – Кого  же  больше  всего  осуждает  и  высмеивает  Крылов  в  басне?

            ( Тщеславных  людей.)

        – В  каких  словах  басни  заключён  её  главный  смысл?

             (   Уж  сколько  раз  твердили  миру,

                 Что  лесть  гнусна, вредна; но  только  всё  не  впрок,

                  И  в  сердце  льстец  всегда  отыщет  уголок.)  

        – Что  значит «уж  сколько  раз  твердили  миру»?

               ( Говорили  не  раз.)

        – « Но  всё  не  впрок»?

               ( Не  на  пользу.)

        – «И  в  сердце  льстец  всегда  отыщет  уголок»?

               ( Пока  будут  любители  лести (как  Ворона), будут  и  льстецы (как  Лисица).

         – Какой  же  смысл имеет  басня?

                ( Лесть  гнусна, вредна. Поддашься  на  льстивые  слова  и  можешь  остаться  без  ничего. Не  нужно быть  глупой  и  доверчивой, понимать, где  правда, а  где – ложь.)

        – Доказал  ли  это  Крылов?

               ( Доказал. Лисица  обманными  словами  смогла  лишить  Ворону  сыра. Ворона  осталась  ни  с  чем.)

        – Можно  ли  встретить  такую  ситуацию  среди  взаимоотношений  людей? Приведите  пример.

    И.А.Крылов  в  басне  «Ворона  и  Лисица»  высмеивает  несообразительность, глупость  и  одновременно  осуждает  изворотливость, скрытость  своих  настоящих, истинных  намерений, обман, хитрость.

7) Физкльтминутка

IV. Закрепление  материала.

  1. Подготовка  к  выразительному  чтению.

«Вороне  где-то  бог  послал  кусочек  сыру;

  На  ель  Ворона  взгромоздясь,

  Позавтракать  было  совсем  уж  собралась,

  Да  призадумалась, а  сыр  во  рту  держала.»

  – Эту  часть  надо  прочитать  так, чтобы  голосом  охарактеризовать  призадумавшуюся  Ворону  с  ценной  находкой  во  рту.

    В  слова  «да  призадумалась» нужно  вложить  насмешку. Ворона  глупа, и  никаких  умных  мыслей  у  неё  не  было  и  не  могло  быть.

     «На  ту  беду  Лиса  близёхонько  бежала;

       Вдруг  сырный  дух  Лису  остановил:

     Лисица  видит  сыр, – Лисицу  сыр  пленил,

     Плутовка  к  дереву  на  цыпочках  подходит;

     Вертит  хвостом, с  Вороны  глаз  не  сводит

     И  говорит  так  сладко, чуть  дыша:»

  – Эту  часть  надо  прочитать  так, чтобы  голосом  охарактеризовать  состояние  и  действия  Лисы, учуявшей запах  сыра.

    «Голубушка, как  хороша!

      Ну  что  за  шейка, что  за  глазки!

      Рассказывать, так, право, сказки!

      Какие  пёрышки! Какой  носок!

      И, верно, ангельский  быть  должен  голосок!

      Спой, светик, не  стыдись! Что  ежели, сестрица,

       При  красоте  такой  и  петь  ты  мастерица,

       Ведь  ты  б  у  нас  была  царь  птица!»

  – При  чтении  этой  части  вы  должны  передать  ласковые  слова  Лисицы, с  которыми она обращается  к  Вороне. Это  поможет  раскрыть  черты  характера  Лисы.

     «Вещуньина  с  похвал  вскружилась  голова,

       От  радости  в  зобу  дыханье  спёрло,-

       И  на  приветливы  Лисицыны  слова

       Ворона  каркнула  во  всё  воронье  горло:»

  – Здесь  мы  должны  показать  Ворону  в  самом  неприглядном  виде: пришла  в  восторг  от  льстивых  речей  Лисы.

    «Сыр  выпал – с  ним  была  плутовка  такова.»

  – Вложить  в  эту  строчку  насмешку  автора.

  2. Выразительное  чтение  басни.

  3. Игра  «Словарь – наоборот»

       Говорили  не  раз – уж  сколько  раз  твердили  миру

       Не на пользу – но только всё не впрок.

       Нашёл случайно, без особого труда – Бог послал

       Очень близко – близехонько

       Смотрит не отрываясь – глаз не сводит

       Утратила способность здраво рассуждать – вскружилась голова

       Трудно стало дышать – в зобу дыхание спёрло

       Очень громко – во всё горло

       Исчезла, скрылась – была такова

  3. Чтение  басни  по  ролям.

       – Сколько  человек  нам  необходимо  выбрать, чтобы  прочитать  басню  по  ролям?

       – Вы  сейчас  подготовите  ролевое  чтение  в  парах. Выбирая  в  паре  роль, учитывайте  собственные  возможности. Вам  необходимо  будет  договориться, кто  какую  роль  выберет.

  – Прочитайте  пословицы, записанные  на  доске. Выберите  ту  пословицу, которая  подходит  к  басне.

       – На  языке  медок, а  на  сердце  ледок.

       – Будь  осторожен  в  выборе  друзей  и  спутников  жизни.

       – За  добро  добром  платят.

                 ( Ответы  учащихся.)

  5. Упражнение  в  подборе  качеств, характеризующих  героев  басни.

       Льстивый, склонный  к  лести –  (Лисица)

       Тщеславный, стремящийся к славе, к почести – ( Ворона)

       Высокомерный – ( Ворона)

       Неискренний – ( Лиса)

       Честолюбивый, любящий славу – ( Ворона)

Читайте также:  Краткое содержание стойкий оловянный солдатик андерсен точный пересказ сюжета за 5 минут

       Неправдивый, лживый – ( Лиса)

       Хитрый – ( Лиса)

       Глупый – ( Ворона)

       Доверчивый – ( Ворона)

V. Домашнее  задание.

  Выучить  басню по  ролям  сильным  учащимся.

  Гришкин  Женя, Михеев  Илья, Шишкина  Оксана  учат  басню  вместе  по  частям.

VI. Подведение  итогов  урока.

  – Что  мы  начали  изучать  на  уроке?

  –  С  каким  человеческим  пороком  боролся  И.А.Крылов, создавая  эту  басню?

       ( Лестью, заискиванием.)

  – Полезным  ли  для  вас  оказался  урок? Чем?

  –  Рада, что  многие  для  себя  нашли  подсказки, как  можно  избавиться  от  нехороших недостатков.  Всем  большое  спасибо  за  урок.

  Отметить  работу  ребят  за  урок.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/03/17/urok-chteniya-po-basne-ia-krylova-vorona-i

И.А. Крылов. Краткие сведения о баснописце. Изучение басни «Ворона и Лисица»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тема урока – И.А. Крылов. Краткие сведения о баснописце.

https://www.youtube.com/watch?v=_13lkRpel48

Изучение басни «Ворона и Лисица»

Тип урока  – урок изучения нового материала

Форма урока – мультимедийный урок с использование средств современных информационных технологий, интегрированный урок литературы и ИЗО.

Класс – 5

Цель урока : познакомить учащихся с личностью И.А. Крылова, формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам.

Задачи урока:

  1. Совершенствовать умение выразительного и осознанного чтения басни;

  2. Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

  3. Воспитывать отношение к честным, добрым, благородным поступкам.

Учебное время: 1 урок- 40 минут.

Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, художественное  чтение, словарная работа, анализ басни, инсценировка басни.

Основные умения и навыки:

  • Развивать навыки  работы с текстом,

  • навыки связной речи,

  • умение слушать, анализировать,

  • делать выводы,

Предполагаемые результаты:

Формирование языковой компетенции:

    • Расширение представлений учащихся о баснописце и его творчестве.

    • Закрепление навыков выразительного чтения басни.

Формирование коммуникативной компетенции:

    • Формирование правильной и эффективной речи.

    • Обучение умению понимать чужую речь и излагать свои мысли в устной форме.

При выборе домашнего задания учитываются: особенности интеллектуального развития, интеллектуальных возможностей учащихся ( для сильных учеников – выучить наизусть басню, для слабых – подготовить выразительное чтение басни).

Практическая значимость разработки:

Работу  можно использовать на уроках русской литературы, внеклассных мероприятиях.

Тема: И.А. Крылов. Краткие сведения о баснописце.

https://www.youtube.com/watch?v=_13lkRpel48

Изучение басни «Ворона и Лисица»

Цель: познакомить учащихся с личностью И.А. Крылова, формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам.

Задачи:

образовательная: совершенствовать умение выразительного и осознанного чтения басни;

развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

воспитательная: воспитывать отношение к честным, благородным, добрым поступкам.

Оборудование: мультимедийный проектор, текст басни И.А. Крылова, костюмы для инсценировки, выставка иллюстраций к басням И.А. Крылова.

Ход урока.

1. Организация класса.

Подготовка к уроку, посадка учащихся, психологический настрой (я рада вас всех видеть на сегодняшним нашем уроке, я вам желаю успехов, и надеюсь, что вам понравится наш урок).

Послушайте известные вам строки…

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки.

-Ребята, кто автор этих строк?

-Верно, молодцы!

Целеполагание.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с личностью замечательного поэта и мудреца своего слова – Иваном Андреевичем Крыловым, а так же погрузимся в мир его художественного слова, проанализировав басню «Ворона и Лисица».

2. Открытие новых знаний.

2.1. Слово учителя о Крылове.

Иван Андреевич Крылов родился в Москве в 1769 году. Отец его был бедным армейским офицером. Семья Крыловых жила бедно. У них не было ни имений, ни крестьян, ни даже постоянного места жительства. Воспитанием сына занималась мать. И.А. Крылов сохранил ее образ на всю жизнь и отзывался о ней с особой нежностью. С детства Крылов любил читать и размышлять о прочитанном .

первоначальные навыки чтения и письма привил Крылову отец. Мать же приохотила его к чтению и внимательно следила за его развитием. Ученье давалось ему легко. Мальчик был исключительно музыкален, трудные математические задачи решал охотно и умело. Настойчивость, упорство в овладении знаниями принесли плоды: он стал одним из самых просвещенных людей своего времени.

Но все же домашние условия были трудны, и девятилетнему Крылову пришлось работать в губернских канцеляриях переписчиком бумаг. Однако, впереди были еще более тяжкие испытания: рано умер отец, семья осталась без всяких средств к существованию. На плечи Крылова легла забота о пропитании его матери и младшего брата. Иван Андреевич Крылов полностью отдается самовоспитанию и саморазвитию.

Он много читает, но продолжать учебу становится все труднее. Мать и тут помогает ему, составляет план образования своего сына. Постепенно Крылов становится образованным человеком и вступает во взрослую жизнь. В своей жизни Иван Андреевич был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений, однако в большей степени стал известен как баснописец.

В своих баснях он представил всю русскую жизнь в ее самых острых противоречиях.

Незадолго перед смертью вышло последнее прижизненное издание его басен.

О смерти Крылова поэт П. Вяземский писал: «Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться, и гордится им, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово».

-Что вам запомнилось из жизни Крылова?

2. Басня в творчестве Крылова.

Какое же место занимает басня в творчестве Ивана Андреевича Крылова? . Свою первую басню Крылов написал в возрасти 11-ти лет. В своих баснях он показал, что упорный труд, скромность, честность- главное в жизни.

Басни Крылова были широко известны и при его жизни. Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей.

За этими людьми, лисицами, воронами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей.

Басни Крылова расходились огромными по тому времени тиражами. Каждые три-четыре года их приходилось переиздавать. Крылов постоянно свое собрание сочинений новыми баснями. В первом сборнике их было два десятка, а в последнем- почти две сотни, (обратите внимание на доску. Вашему вниманию представлены наиболее популярные басни И.А. Крылова).

3. Первичный контроль знаний учащихся.

– Ребята, а сейчас мы познакомимся с одной из них.

– Но, прежде чем преступить к работе с текстом басни, дадим определение понятию «Басня».(это стихотворное или прозаическое произведение, которое носит поучительный характер)

– В баснях всегда присутствует аллегория. А что такое аллегория?(это иносказание, которое заключает в себе скрытый смысл, или скрытый намёк. Например, хитрость иносказательно изображается в образе лисы, коварство- в виде змеи, жадность- в обличие волка).

– В каждой басне присутствует мораль. А что такое мораль?( Мораль, ребята,- это логический, поучительный вывод. Она несёт в себе то, чему учит нас автор).

1. Работа над текстом басни.

Чтение басни «Ворона и лисица».

Послушайте, сейчас я прочту вам эту басню.

Скажите, какие новые для вас слова встретились а басне?

Лесть – лицемерное, неискреннее восхваление.

Льстец – льстивый человек.(говорит о ком-либо лучше, чем есть

на самом деле)

Гнусный — внушающий отвращение

Пленил – привлёк внимание

Вещуньина – принадлежащая вещунье (Вороне)

Царь- птица – главная среди всех птиц.

Взгромоздясь – взлетела, взобралась, уселась.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Поднимает руки класс-это раз,

Завертелась голова- это два,

Три – руками три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

– Прочитайте первые три строчки басни, (мораль басни)

– Скажите, о чем предупреждает своих читателей Крылов?

– Что советует автор помнить всегда? -Молодцы.

-Как разговаривает Лисица с Вороной? Найдите в тексте слова, с которыми она обращается к вороне.

– Можно ли ворону назвать самой красивой птицей?

– Обратите внимание на то, как расхваливает Лиса Ворону. Она хвалит шейку, глазки, перышки, носок и постепенно подбирается к самому главному – «ангельскому голоску». Все вы слышали голос вороны.

Опишите её голос, (неприятный, громкий, пронзительный).

– Вот это и называется аллегорией.

– Проанализировав, басню Крылова, сделайте вывод: чему учит нас эта басня? (уметь отличать ложь от правды, и не попасться на удочку к льстецу).

4. Контроль знаний учащихся.

И в завершении нашего сегодняшнего урока, хотелось бы представить вашему вниманию инсценировку басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица».

– Ребята, что полезного из нашего сегодняшнего урока вы узнали?

– Что запомнилось вам больше всего?

6. Выставление оценок за работу на уроке.

7. Д/з.: выучить наизусть басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица».

Приложение

Ворона и Лисица

Продолжительность спектакля: 4 минуты; количество актеров: от 1 до 3.

Действующие лица:

Ворона

Лиса

Рассказчик

На сцене слева ель, справа куст.

Рассказчик

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру.

Из-за куста вылетает Ворона со здоровенным куском сыра в клюве и садится на верхушку елки.

Рассказчик

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать совсем уж было собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

Тут на беду Лиса близехонько бежала.

Из-за куста появляется Лиса и начинает принюхиваться.

Рассказчик

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр,

Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша.

Лиса

Голубушка, ах, как ты хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, в сказке!

Какие перушки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок.

Спой, светик, не стыдись!

Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, –

Ведь ты б у нас была царь-птица!

Рассказчик

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, –

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло.

Ворона

Кар!

Сыр падает. Лиса хватает его и убегает.

Рассказчик

Выпал сыр, и с ним была плутовка такова.

Ворона сетует.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/i-a-krylov-kratkiie-sviedieniia-o-basnopistsie-izuchieniie-basni-vorona-i-lisitsa

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector