Краткое содержание белов привычное дело точный пересказ сюжета за 5 минут

Привычное дело

Краткое содержание Белов Привычное дело точный пересказ сюжета за 5 минут

Едет на дровнях мужик Иван Африканович Дрынов. Напился с трактористом Мишкой Петровым и теперь с мерином Пармёном беседует. Везёт из сельпо товар для магазина, а заехал спьяну не в ту деревню, значит, домой только — к утру… Дело привычное.

А ночью по дороге нагоняет Ивана Африкановича все тот же Мишка. Ещё выпили. И тут решает Иван Африканович сосватать Мишке свою троюродную сестру, сорокалетнюю Нюшку-зоотехницу. Она, правда, с бельмом, зато если с левого боку глядеть, так и не видно…

Нюшка прогоняет друзей ухватом, и ночевать им приходится в бане.

И как раз в это время у жены Ивана Африкановича Катерины родится девятый, Иван. А Катерина, хоть и запретила ей фельдшерица строго-настрого, после родов — сразу на работу, тяжело больная.

И вспоминает Катерина, как в Петров день наблудил Иван с бойкой бабёнкой из их села Дашкой Путанкой и потом, когда Катерина простила его, на радостях обменял доставшуюся от деда Библию на «гармонью» — жену веселить. А сейчас Дашка не хочет ухаживать за телятами, так Катерине приходится работать и за неё (а иначе семью и не прокормишь).

Измученная работой и болезнью, Катерина внезапно падает в обморок. Её увозят в больницу. Гипертония, удар. И только больше чем через две недели она возвращается домой.

Продолжение после рекламы:

А Иван Африканович тоже вспоминает про гармонь: не успел он научиться даже и на басах играть, как её отобрали за недоимки.

Приходит время сенокоса. Иван Африканович в лесу, тайком, за семь вёрст от деревни косит по ночам. Если трёх стогов не накосишь, корову кормить нечем: десяти процентов накошенного в колхозе сена хватает самое большее на месяц.

В одну из ночей Иван Африканович берет с собой малолетнего сына Гришку, а тот потом по глупости рассказывает районному уполномоченному, что ходил с отцом ночью в лес косить. Ивану Африкановичу грозят судом: ведь он депутат сельсовета, а потом тот же уполномоченный требует «подсказать», кто ещё в лесу по ночам косит, написать список…

За это он обещает «не обобществлять» личные стога Дрынова. Иван Африканович договаривается с соседским председателем и вместе с Катериной ходит в лес на чужую территорию косить по ночам.

В это время в их деревню приезжает из Мурманска без копейки денег Митька Поляков, брат Катерины. Недели не прошло, как он напоил всю деревню, начальство облаял, Мишке сосватал Дашку Путанку, да и корову сеном обеспечил. И все будто походя.

Дашка Путанка поит Мишку приворотным зельем, и его потом долго рвёт, а через день по Митькиному наущению они едут в сельсовет и расписываются.

Вскоре Дашка срывает с Мишкиного трактора репродукцию картины Рубенса «Союз земли и воды» (там изображена голая баба, по общему мнению, вылитая Нюшка) и сжигает «картинку» в печи из ревности. Мишка в ответ чуть не сбрасывает трактором Дашку, моющуюся в бане, вместе с баней прямо в речку.

В результате — трактор повреждён, а на чердаке бани обнаружено незаконно скошенное сено. Сено заодно начинают искать у всех в деревне, доходит очередь и до Ивана Африкановича. Дело привычное.

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

Митьку вызывают в милицию, в район (за соучастие в порче трактора и за сено), но по ошибке пятнадцать суток дают не ему, а другому Полякову, тоже из Сосновки (там полдеревни Поляковы). Мишка же свои пятнадцать суток отбывает прямо в своей деревне, без отрыва от производства, по вечерам напиваясь с приставленным к нему сержантом.

После того как у Ивана Африкановича отбирают все накошенное тайком сено, Митька убеждает его бросить деревню и уехать в Заполярье на заработки.

Не хочет Дрынов покидать родные места, да ведь если Митьку послушать, то другого выхода-то и нет… И Иван Африканович решается.

Председатель не хочет давать ему справку, по которой можно получить паспорт, но Дрынов в отчаянии угрожает ему кочергой, и председатель вдруг сникает: «Хоть все разбегитесь…»

Теперь Иван Африканович — вольный казак. Он прощается с Катериной и вдруг весь сжимается от боли, жалости и любви к ней. И, ничего не говоря, отталкивает её, словно с берега в омут.

А Катерине после его отъезда приходится косить одной. Там-то, во время косьбы, и настигает её второй удар. Еле живую, её привозят домой. И в больницу в таком состоянии нельзя — умрёт, не довезут.

А Иван Африканович возвращается в родную деревню. Наездился. И рассказывает он чуть знакомому парню из дальней заозёрной деревни, как поехали было с Митькой, да он лук продавал и вовремя в поезд вскочить не успел, а билеты-то все у него и остались.

Высадили Ивана Африкановича и потребовали, чтобы он в течение трёх часов уехал назад, в деревню, а штраф, мол, в колхоз пришлют, да только как ехать, если не на что, — не сказали. И вдруг — поезд подошёл и с него слез Митька. Так тут Иван Африканович и взмолился: «Не надо мне ничего, отпусти ты меня только домой».

Продали они лук, купили обратный билет, и поехал, наконец, Дрынов домой.

А парень в ответ на рассказ сообщает новость: в деревне Ивана Африкановича баба померла, ребятишек много осталось. Парень уходит, а Дрынов вдруг падает на дорогу, зажимает руками голову и перекатывается в придорожную канаву. Бухает кулаком в луговину, грызёт землю…

Рогуля, корова Ивана Африкановича, вспоминает свою жизнь, будто удивляясь ей, косматому солнцу, теплу. Она всегда была равнодушна к себе, и очень редко нарушалась её вневременная необъятная созерцательность.

Приходит мать Катерины Евстолья, плачет над своей ведёрницей и велит всем детям обнять Рогулю, проститься. Дрынов просит Мишку зарезать корову, сам не может. Мясо обещают принять в столовую.

Иван Африканович перебирает Рогулины потроха, и на его окровавленные пальцы капают слезы.

Детей Ивана Африкановича, Митьку и Ваську, отдают в приют,

Антошку — в училище. Митька пишет, чтобы посылали Катюшку к нему в Мурманск, только больно мала-то. Остаются Гришка с Марусей да два младенца. И то трудно: Евстолья стара, руки стали худые. Она вспоминает, как Катерина перед смертью, уже без памяти, звала мужа: «Иван, ветрено, ой, Иван, ветрено как!»

После смерти жены Иван Африканович не хочет жить. Ходит обросший, страшный да курит горький сельповский табак. А Нюшка берет на себя заботу о его детях.

Иван Африканович идёт в лес (ищет осину для новой лодки) и вдруг видит на ветке платок Катерины. Глотая слезы, вдыхает горький, родимый запах её волос… Надо идти. Идти. Постепенно он понимает, что заблудился. А без хлеба в лесу каюк.

Он много думает о смерти, все больше слабеет и лишь на третий день, когда уже на карачках ползёт, вдруг слышит тракторный гул. А спасший своего друга Мишка поначалу думает, что Иван Африканович пьян, да так ничего и не понимает.

Дело привычное.

…Через два дня, на сороковой день после Катерининой смерти, Иван Африканович, сидя на могиле жены, рассказывает ей о детях, говорит, что худо ему без неё, что будет ходить к ней. И просит ждать… «Милая, светлая моя… вон рябины тебе принёс…»

Он весь дрожит. Горе пластает его на похолодевшей, не обросшей травой земле. И никто этого не видит.

Источник: https://briefly.ru/belov/privychnoe_delo/

Краткое содержание «Привычное дело» Белов В

Иван Африканович — обычный простосердечный мужчина, деревенский. Бывает, спьяну адресом ошибётся, не в то село товар доставит. Так и напьется с того лиха с каким-либо товарищем.

Вот однажды, в одну из таких ночей выпивает Иван Африканович с Мишкой — трактористом и вдруг захотелось ему отдать в жены ему Нюшку, свою троюродную сестру.

Та, правда, сходу гонит друзей прочь, и ночь теперь нужно провести в местной бане.

В то же время жена Африкановича Катерина ожидает девятого ребёнка. Но женщина эта трудолюбивая, постоянно в домашней работе и ни за что с нею не расстаётся. Так вот на исходе сил Катерина теряет сознание и проводит две с лишним недели в госпитале.

Есть у Ивана Африкановича тайная страсть — косит он сено вдалеке от деревни. А дело это нужное, для хозяйства необходимое.

Когда в одну из таких ночей он берёт с собой сына, тот по глупости рассказывает районному уполномоченному об этом. Здесь-то уже Дрынову Ивану Африкановичу грозит суд.

Но председатели находят общий язык и составляют взаимовыгодный договор. Так и ходят теперь они вместе с женой ночами сено косить по чужим территориям.

Вскоре свой визит наносит брат Катерины Митька. Без копейки в кармане он умудряется напоить полдеревни, обругать начальство, сосватать Мишке Дашку, да ещё и корову сеном обеспечить. В результате пламенного спора новобрачных Мишки с Дашкой на банном чердаке обнаруживают незаконное сено.

Обыскивая всю деревню поголовно, разоблачают, разумеется, Ивана Африкановича. За соучастие свой срок отбывает и Мишка, но на своей территории, по-прежнему гуляя вечерком с приставленным к нему сержантом. По совету Митьки Дрынов решается покинуть родные земли.

Да и терять-то, в общем, нечего — сено уже отобрано.

Распрощавшись с мужем, Катерина продолжает косить сено в одиночку. Здесь же она принимает и второй удар по здоровью. Узнав о её тяжелом состоянии, Иван Африканович вынужден возвратиться домой.

Да и наездился он уже, устал.

По рассказам Дрынова, приключения выдались впечатляющими: и на поезд не успел, и угрожали ему впоследствии штрафом, и Митька тут как тут поспел его выручать, в конце концов, продали весь лук и приехали обратно.

Малознакомый парень сообщает Дрынову местную новость о смерти здешней многодетной бабы. После ухода парня Иван Африканович в шоке валится на землю, в придорожной канаве рвёт и грызёт землю.

Евстолья — мать усопшей Катерины велит детям провести Рогулю — корову семейства в последний путь, обнять и проститься. Дрынов отдаёт Мишке приказ зарезать Рогулю. Убийство собственной коровы погрузило Ивана Африкановича в самые глубины горя.

Двух детей отдают в приют, одного — в училище. С остальными Евстолья еле справляется, вести хозяйство стало очень трудно.

После смерти Катерины её муж не находит себе места, жить ему в тягость, а о детях его заботится теперь Нюшка. Найденный в лесу платок жены доводит Дрынова почти до отчаяния, совсем слабый он заблудился в лесу.

Лишь на третий день Мишка случайно находит полуживого Ивана Африкановича среди поля и, сперва, даже принимает его пьяным.

Источник: http://lib.repetitors.eu/literatura/173-2014-08-05-09-59-01/3666—l-r—

Анализ повести «Привычное дело» Белова В.И

«Привычное дело» В. И. Белова — поэтизация избы, народного уклада, традиций крестьянской культуры. Эта небольшая повесть с нарочито скромным, но трагически-напряженным названием, внутренним рефреном «привычное дело — жизнь» появилась вначале в провинциальном журнале «Север» (Петрозаводск). Василий Белов был уже известен.

Он начинал как поэт, ученик известного вологодского поэта, жившего в Москве, Александра Яшина, выступившего в 1956 г. с рассказом «Рычаги», повестью «Вологодская свадьба» (1962). В 1961 г. В. Белов опубликовал рассказ «Деревня Бердяйка» — о тихой трагедии, умирании одной деревни, где уже давно не слышат криков новорожденных…

Этот рассказ вводил читателя в круг главных гуманистических проблем творчества В. Белова.И прежде всего он заставлял услышать его тревогу: деревня живет не просто плохо, бедно — она живет за чертой милосердия, сострадания, обычного человеческого внимания! Она выживает, а не живет…

Повесть «Привычное дело» невелика по объему, проста по составу героев — это многодетная семья крестьянина Ивана Африкановича Дрынова и его жены — доярки Катерины, их соседи, друзья. В персонажный ряд в качестве равноправных членов семьи и сельского сообщества включены и корова-кормилица Рогуля, лошадь Пармен.

Вещи, окружающие Ивана Африкановича, — колодец, баня, родник, наконец, заветный бор — тоже члены его семьи.

Это святыни, опора его, помогающая выжить. «Событий бытия» в повести немного: труд Катерины, поездка Ивана Африкановича в город, «на чужбину», с мешком лука ради спасения семьи, заработка.

Читайте также:  Краткое содержание вальтер скотт айвенго точный пересказ сюжета за 5 минут

Читатель встречается с очень стыдливой в проявлении высоких чувств семейной парой. «Нипошто пришел, нипошто», — говорит, например, на своем говоре Катерина, когда Иван Африканович прибежал в роддом. Ho она любит в муже это «непослушание», ради таких мгновений она готова к бесконечному труду во имя своего дома, семьи.

Щемит сердце, когда читаешь, как Иван Африканович, пережив похороны жены, раздав часть детей по приютам, по родне, горюет в сороковой день на могиле жены:«…A ведь дурак был, худо тебя берег, знаешь сама… Вот один теперь… Как по огню ступаю, по тебе хожу, прости… Худо мне без тебя, вздоху нет, Катя.

Уж так худо, думал за тобой следом… А вот оклемался… А твой голос помню. И всю тебя, Катерина, так помню, что… Да. Ты, значит, за робят не думай ничего. Поднимутся. Вон уж самый младший, Ванюшка-то, слова говорит… такой парень толковый и глазами весь в тебя. Я уж… да. Это буду к тебе ходить-то, а ты меня и жди иногда… Катя…

Ты, Катя, где есть-то? Милая, светлая моя, мне-то… Мне-то чего… Ну… тепере-че… вон рябины тебе принес… Катя, голубушка».

В этом фрагменте «сказа» с типично крестьянскими повторами («худо мне», «худо» вместо «плохо», «больно»), с языческим ощущением неразделимости бытия, стиранием границ между жизнью и смертью («посмертием»), с редкими вкраплениями патетики («Милая, светлая моя») ощутим редкий слух В.

Белова на народную речь, очевидно его искусство вживания в народный характер. Это искусство раскроется и в его «Плотницких рассказах» (1968), где спорят два «заклятых друга» Авенир Козонков и Олеша Смолин, в «Бухтинах вологодских» (1969), в большом романе о коллективизации «Кануны» (1972—1976).

Этот якобы «пассивный» герой то активно взывает к миру о сострадании, о милосердии к деревне, то ведет мучительную борьбу за свой дом как уголок России, очаг выживания, за родник очеловеченного бытия. «Выживу я — выживет и народ!» — словно говорит этот бесправный, беспаспортный герой, то и дело сгоняемый даже с дорогой ему земли.

Что священно, вечно, бесценно для Ивана Африкановича, для Катерины? Они, пожалуй, даже и не признаются, что самое простое, «дешевое», легко дающееся им дороже всего. Так, «фокусом» дорогого им пространства является в повести их изба, их «дом».

Он совсем не богатый, не «дорогой», во всем обычный — с передним углом, с самоваром, печью, с жердью, привинченной к потолку, люлькой («очепом») для покачивания колыбели очередного младенца. «Очеп» своего рода «ось» всего деревенского, изолированного мира. В «Прощании с Матерой» В.

Распутина такой «осью», на которой как бы кружилось все колесо быта, мироздания, был посредине села царственный листвень, святое дерево.

Дом Ивана Африкановича вынес множество ударов — и вечную нужду послевоенных лет, эксперименты «раскрестьянивания», но чудом уцелел благодаря «ладу», крестьянской памяти, здравому смыслу, защитной силе семьи.

Вся повесть — это цепочка комических или шутейных ситуаций, сцен трудов и необидных ссор героев в рамках «своего», природного мира, «деревенского космоса», живущего по законам гармонии, «лада».Однако не следует видеть в В. Белове, авторе «Привычного дела», морализатора, проповедника, недруга городской цивилизации.

Он не является таковым даже в романе «Все впереди» (1986). В. Белов, безусловно, испытывает немалое творческое счастье, вживаясь в характеры своих «детей земли», вслушиваясь в их голоса (он умеет изображать и само слово, поэзию «сказа»), искусно соединяя пестрые сценки в единое целое.

Писатель показывает, как его герой тайком по ночам косит сено в лесу для своей коровы («третью ночь спал Иван Африканович всего часа по два, дело привычное»), как он же яростно требует справку на паспорт для поездки в город («ступил на середину конторы и закричал: — Справку давай! На моих глазах пиши справку!»).

И в финальные картины повести тоже вплетены сцены, раскрывающие этот же характер. Потеряв Катерину, Иван Африканович заблудился в лесу, беспомощно подставил лицо «беззвучному прилипчивому дождю», услышал какой-то «всесветный и еще призрачный шум»… Ho каким-то чудом отчаяние было побеждено, герой вернулся в деревню, в осиротевший дом…

Оттого, что взгляд писателя все чаще начинал обращаться в прошлое, к фольклору, народной эстетике, проза В. Белова становилась еще современнее. Нынешний «разлад» может исправить былой «лад» (гармония между человеком и природой). Итог многих суждений В.

Белова о «ладе» в связи с повестями Белова, самой книгой «Лад», этой энциклопедией жизни крестьянина, насыщенной преданиями, сказками, рассказами-картинами, подвел исследователь Ю. Селезнев:«Цель его («лада».—В.Ч.)… в том, чтобы через многообразие проявлений народной жизни осмыслить основания, понять природу ее единства, ее целостности. Эту основу… Белов и воплотил в понятии „лад“».

Это чрезвычайно емкое русское слово действительно являет собой единство многообразия: это и вселенский лад — целый мир, гармония миропорядка; это и лад определенного уклада общественной жизни — жизни и любви: дружба, братство, добрососедство, взаимопонимание; и жизни семейной: лад — это супружество, лада — любимый, милый, желанный человек; и трудовой — ладить — делать хорошо, с умением, вкусом… лад — это согласие, гармония».

Источник: http://lit-helper.com/p_Analiz_povesti_Privichnoe_delo_Belova_V_I

В. И. Белов,

Искусство и развлечения 21 августа 2017

Повесть Василия Ивановича Белова «Привычное дело» относится к главным произведениям его творчества. Сюжет переносит читателя в то время, когда начинался кризис в деревне. Эту повесть можно смело отнести к «деревенской прозе».

Анализ произведения

Произведение «Привычное дело», краткое содержание которого находится в данной статье, было написано в 1966 году. В центре внимания писателя оказывается крестьянская жизнь. Для людей, которые так живут, она и есть привычное дело. Уже в самом названии автор использует такое выразительное средство, как метафора. И в этом есть некий контекст, причем трагического характера.

Что же для крестьян может быть привычным делом? Анализ произведение показал, что это умение этих людей боготворить и любить свою небольшую крестьянскую избу.

А смысл существования для этих людей заключен лишь только в том, чтобы создать семью, все делать для ее блага и чтобы она постоянно росла, ведь именно дети являются продолжением рода.

Привычным делом для крестьян оказывается и работа целыми днями, они совсем не думают об отдыхе. Привыкли эти люди и ничего не иметь в этой жизни, а прозябать в нищете.

В произведении «Привычное дело» Белова, краткое содержание которого дано в этой статье, показана жизнь крестьян: работают постоянно, спят всего лишь два часа в сутки и по ночам вынуждены косить траву для своей коровы, которая для всей семьи является кормилицей. Если вдруг с животным что-то случится, то тогда вся семья может умереть с голода. А это сено, которое с таким трудом и силами было скошено и убрано, затем еще и конфискуют. И приходится тогда мужчинам ехать на заработки, иначе все умрут.

И теперь, как показывает автор Белов В.И., больная и умирающая жена ходит косить и умирает прямо на косьбе. А в семье воспитывают девять детей, которые после смерти матери остаются сиротами. И вот тогда какая-нибудь дальняя родственница, как, например, в повести — троюродная сестра хозяина семьи, берет этих ребятишек к себе, чтобы о них заботиться.

«Привычное дело» Белова: краткое содержание первой главы

В первую главу автор поместил четыре части: «Прямым ходом», «Сваты», «Союз земли и воды» и «Горячая любовь». Главный герой – Иван Африкантович Дрынов — пытался довезти товар, который нужно было сдать в сельпо. Загрузив товар, он немного выпил, поэтому сначала по дороге долго разговаривал со своим мерином. Парменко он знал еще жеребенком, поэтому всегда жалел его.

Когда герою уже не хотелось говорить, он замолчал и равнодушно наблюдал за дорогой. Но уже на полдороги он встретил Мишку. Распив еще одну бутылку, они заехали в Сосновку к троюродной сестре героя, чтобы посватать Мишку.

Но Нюшка ловко и быстро их вытолкнула. А наутро о неудачном сватовстве Мишки Петрова уже знала все в деревне.

Но никто не видел самого Ивана Дрынова, а он уже бежал в соседнюю деревню, где его жена Катерина рожала девятого ребенка.

Вместе с женой они упросили доктора, чтобы отпустили женщину с новорожденным сыном домой, так как Иван никак не мог жить без нее.

Видео по теме

Краткое содержание второй части

Вторую главу своей повести «Привычное дело» Белов (краткое содержание будет интересно поклонникам литературного творчества автора) разделил на четыре части: «Детки», «Бабкины сказки», «Утро Ивана Африкановича» и «Жена Катерина».

Сначала автор понемногу рассказывает о каждом ребенке в семье Ивана и Катерины. Знакомит он и с тещей, которая за этими ребятишками ходит. Она следит и за домашним хозяйством. А последняя глава посвящена Катерине, которая встает в три часа ночи, чтобы управиться по дому, помогая матери, а потом бежит на ферму.

А ведь только вчера она родила, и ей отлежаться надо. Вот и случился приступ.

Основное содержание третьей главы

Третья глава повести «Привычное дело» состоит из одной части — «На бревнах». После сердечного приступа, который случился с Катериной на ферме, пробыла она две недели в больнице. А Иван за это время извелся совсем, так как холодным ему казался этот дом.

Читайте также:  Краткое содержание тургенев рудин точный пересказ сюжета за 5 минут

Но когда Катерина вернулась, Иван опять сидел на бревнах, где проходила вся жизнь деревни, с Куровым и Мишкой Петровым, обсуждая союзников и рассказывая о том, какие истории с ним происходили на войне.

Основные события четвертой главы

Белов В.И. в четвертую главу своего произведения включил следующие части: «И пришел сенокос», «Фигуры», «Что было дальше», «Митька действует» и «На всю катушку». Корова была самой ценной в семье Дрынова.

Но сена колхоз выделял мало, приходилось по ночам Ивану косить, чтобы три стожка на зиму запасти. Однажды он взял с собой Гришку на покос, а мальчишка уснул.

Но пока Иван был на работе, а к ним в дом по делам заходил председатель, тот сам и выложил все про сено.

Потом Гришка и дорогу показал, чтобы могли уполномоченные увезти это сено. Долго ругали Ивана за сено, сделали предупреждение, что если еще такое повторится, то посадят его. Договорился тогда Иван с соседским председателем, чтобы косить.

Четыре ночи он с женой ездил на покос, чтобы его председатель не видел. А когда приехал шурин Митька, то они с Мишкой за одну ночь перевезли это сено. Вскоре и Митьку с Мишкой забрали за сено в милицию и дали им работ по пятнадцать суток.

Главные действия пятой главы

В пятую главу произведение Белова, которое относится к деревенской прозе, вошли несколько частей: «Вольный казак», «Последний прокос» и «Три часа сроку». Уговорил Митька уехать Ивана в Мурманск, чтобы заработать.

Не соглашался долго он, но слишком много аргументов приводил хитрый парень. И вот стал Иван и сам задумываться о жизни и о том, какое будущее он может дать своим детям.

Пошел к председателю, все документы сделал и поехал вместе с Митькой, хотя Катерина была против такого решения.

Только он уехал, как разрешили деревенским жителям в выходной день не выходить на покос, а заняться своими делами. Катерина отправилась вместе с Катюшкой и Гришкой. Мальчик следил за огнем, лазил по деревням.

А девочка наравне с матерью училась косить. И тут Катерине стало плохо, упала на землю. Ее заметил Гришка, стал плакать, и это привлекло внимание людей. Когда Катерину привезли домой, вызвали врача, то оказалось, что опять у нее приступ.

Но вот в больницу уже везти ее нельзя было.

А вскоре вернулся и Иван, который и в милицию успел попасть из-за Митьки, и даже в аварии поучаствовать. Но домой его тянуло.

«Привычное дело» Белова: краткое содержание шестой главы

В шестую главу автор поместил лишь только одну часть – «Рогулина жизнь». Корова для семьи в деревни была главной ценностью. Жизнь Рогулины, кормилицы семьи, описывает Белов в этой главе.

Он рассказывает о ее рождении, о том, как она взрослела, как впервые встретилась с быком и какую горечь утраты испытала, когда унесли ее теленочка, которого она родила и облизала ночью, пока все спали.

Схватка с медведем и ласка хозяйки описывается в этой главе.

Но страшные последние сцены, так как Иван не смог сам забить Рогулину. Он даже в дом ушел, чтобы этого не видеть. А корова недоумевала, что же с нею сделали. И даже после того, как ей нанесли первый удар. Она не знала, что хозяйка умерла и ходить больше за ней некому.

Сюжет седьмой главы

В седьмой главе читатель может познакомиться с тремя частями: «Ветрено. Так ветрено», «Привычное дело» и «Сорочины». Мать Катерины и Степановна решили, что Иван должен сойтись с Нюшкой.

Но как сказать ему об этом, пока еще не придумали. А Иван, решив построить новую лодку, пошел на Черную речку и заблудился.

Два дня он пробыл в лесу, и, когда уже совсем выбился из сил, голодный, услышал трактор Мишки Петрова, пополз на дорогу и тот его чуть не задавил.

На сорок дней он пошел на кладбище к жене, куда он так ни разу еще и не сходил. Рассказал о детях, о корове, попросил прощения у жены, что не берег ее. И заплакал, пытаясь вылить всю свою боль от потери.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Искусство и развлечения
Василий Белов, «Привычное дело»: краткое содержание по главам, характеристика героев и отзывы

В этой статье мы рассмотрим произведение, которое написал Василий Белов. «Привычное дело» (краткое содержание будет представлено ниже) – повесть, написанная в 1966 году. Она принесла своему автору из…

Искусство и развлечения
«Третий в пятом ряду»: краткое содержание повести и анализ произведения

Анатолий Алексин – автор более сотни проникновенных и добрых произведений для детей и подростков. Одно из них – «Третий в пятом ряду». Краткое содержание повести представлено в статье.

Искусство и развлечения
«Живи и помни»: краткое содержание повести В. Распутина

В большинстве художественных произведений название играет решающую роль. В повести Распутина «Живи и помни», краткое содержание которой неспособно в полной мере отразить ее суть, название следует рассматривать как веч…

Искусство и развлечения
«Гандлярка и поэт»: краткое содержание повести белорусского писателя Ивана Шамякина

Большая часть литературного наследия писателя Ивана Шамякина посвящена событиям Великой Отечественной войны. В своих романах, повестях и рассказах автор описывает судьбы людей, переживших страшное лихолетье, заставляе…

Искусство и развлечения
В. П. Астафьев, «Домский собор»: краткое содержание, особенности произведения и отзывы

Виктор Петрович Астафьев — автор рассказа «Домский собор» — родился в смутное время и сполна глотнул всех бед и несчастий, которых только могла приготовить ему судьба. С ранних лет жизнь не баловала его: с…

Искусство и развлечения
«Иван»: краткое содержание. Повесть В. О. Богомолова

Владимир Осипович Богомолов — советский писатель, который прошел Великую Отечественную войну от начала до конца. На фронте он служил командиром отделения разведки, поэтому про все ужасы войны Богомолов знал не понаслы…

Искусство и развлечения
В. Закруткин, «Матерь человеческая»: краткое содержание. Читать краткое содержание повести

О Великой Отечественной войне написано много. Особого внимания заслуживает повесть «Матерь человеческая» В. Закруткина. Ее героиня – простая русская женщина, испытавшая нечеловеческие муки. Но ради с…

Искусство и развлечения
«Белые ночи» Достоевского: краткое содержание и анализ

«Белые ночи» Достоевского относятся к жанру сентиментального романа. Композиция произведения представляет немалый интерес для исследователей: роман состоит из нескольких новелл, каждая из которых повествует об одной р…

Искусство и развлечения
Волшебство, которое вложил в «Алые паруса» Грин: краткое содержание повести

Одним из писателей, чье творчество изучается в курсе школьной литературы, является Александр Грин. «Алые Паруса», краткое содержание которых ученики обязаны знать наизусть, иногда попадаются и в ЕГЭ по литературе….

Искусство и развлечения
В.Быков «Сотников»: краткое содержание повести

«Сотников», краткое содержание которого будет изложено ниже, — это военная драма, это драма о тяжелых условиях Второй Мировой и предательстве, это драма о стойкости русского характера и ложной дружбе.

Источник: http://monateka.com/article/244321/

«Привычное дело»: анализ повести Белова В.И

В прозе В. Белова ярко выразилась сыновняя любовь к миру деревни, доскональное знание ее быта и людей. Вместе с тем в ней отчетливо звучали горькое сожаление и боль за неустроенность жизни не только личной, но чаще социальной, за недооценку человека как личности.

В повести «Привычное дело» раскрывается мир деревенской многодетной семьи Ивана Африкановича Дрынова, счастливо уцелевшего участника войны, и его жены Катерины. Герои Белова любят друг друга, любят свою многочисленную ребятню, с которой по-командирски справляется бабка Евстолья.

«Несобытийный» сюжет помогает создать яркие картины повседневности. С любовью, мягким юмором разворачивает художник панораму житейских забот, колоритно, в подробностях воссоздает спокойное течение крестьянской жизни. Мир крестьянской избы держится на любви и самоотверженности.

В изображении бытовой повседневности автор отчетливо выявляет не только ее духовный смысл, но и неприглядную социальную изнанку. Писатель правдиво, без прикрас изображает современную ему деревню, которая через два десятка лет после войны еще никак не выбьется из нищеты. Тяжелый труд Катерины и ее мужа в колхозе не спасает от нужды.

Если бы не корова Рогуля, нечем было бы кормить ребятишек, потому она и воспринимается как член семейства. После рабочего дня Иван Африканович вынужден по ночам косить сено на заброшенных покосах, чтобы прокормить корову зимой.

Повествование о том, как нашли и конфисковали это «незаконное» сено, как грозились отдать под суд хозяина и что из этого вышло, составило сюжетную канву произведения.

Несправедливость совершившегося, непоправимая беда, настигнувшая семью, толкнула Ивана Африкановича, былого фронтовика, тогда не имевшего никаких льгот, на поступок, противоречивший его натуре: бросить деревню, уехать с родственником на заработки в далекий Мурманск. Расплата за вынужденное бегство была жестокой. Власть земли и родной природы, тоска по жене и детям возвращают его назад. Встречает Ивана Африкановича весть о смерти жены Катерины.

Конкретные детали жизни тогдашней деревни ужасают сегодняшнего городского читателя. В три часа ночи Катерина, еще не выздоровевшая после родов, уже бегает к колодцу, носит воду, потом идет в колхоз на работу. Катерине на ферме, где она работает, надо принести в смену по тридцать ведер воды для телят.

Проблематика повести и характер главного героя

Богатство и полнота чувств и отношений к миру раскрывают Ивана Африкановича как незаурядную личность с его верой в справедливость законов жизни, в их непоколебимую силу. Отсюда философское спокойствие Ивана Африкановича, оно помогает поддерживать мир и лад в семье.

Он мягкий по характеру, добрый, совестливый человек, по натуре созидатель. Построен дом, создана семья, подрастают дети. Герой В.

Белова — «природный человек», воплощающий те общечеловеческие ценности, те нравственные принципы, которые выработаны народом за столетия труда на земле и которые еще долго будут служить верными ориентирами и для человека, отошедшего от земли.

Иван Африканович любит повторять слова «привычное дело», в которых выражается необходимость принимать жизнь такой, какой она выпадает на долю его самого и семьи.

Привычное дело — тяжелый труд, привычное дело — нищенский быт, постоянное отсутствие денег, бесправие, на которое он никогда не жалуется. Его философский взгляд вырастает из восприятия конкретики окружающей жизни.

Читайте также:  Краткое содержание орфей и эвридика опера кристофа глюка точный пересказ сюжета за 5 минут

Поэтическое видение природы, чувствование поэзии крестьянского труда на земле определяют душевное состояние этого человека, и в них писатель видит истоки духовной красоты таких характеров.

Катерина — это натура деятельная, активная, энергичная, как и ее мать Евстолья. Их трудолюбие и самоотверженность спасают семью. Заботами обеих женщин окружены дети. Катерина талантлива, у нее красивый звучный голос, она хорошо поет и пляшет.

Высокая духовность героев В. Белова с наибольшей убедительностью проявляется в их отношениях друг к другу. Подлинным гимном человеческой любви, ее созидательной силе звучат те страницы повести, где раскрыта глубина и сила привязанности Ивана Африкановича и Катерины, навек соединивших свои жизни. Чувство его к жене полно нежности, чистоты, горького сожаления о своем личном несовершенстве.

Повесть полна драматизма, местами — трагического накала. Герои повести писателя, простодушные, доверчивые, еще не понимают, что живут за чертой милосердия. Они не умеют жалеть себя, не знают своих человеческих прав. Для них священно то, что спасает в жизни, на что можно надеяться. Это своя изба с висящей посредине люлькой для младенца, свое хозяйство.

Драматична и печальна повесть В. Белова, но и светла тем особенным светом, который идет от его героев — ярких народных характеров, выписанных с любовью.

Философия Ивана Африкановича, воплощенная в повторяемой поговорке «привычное дело», за которой кроется привычная пассивность крестьянина, мучительно переживается автором.

В повести остро поставлен вопрос о судьбе деревни — хранительницы традиционного духовного уклада жизни, о судьбе красоты и поэзии природы в современный век всеобщей технизации.

Источник: Русская литература: уч. пособие для 11 класса / Н.И. Мищенчук и др. — Минск: Нац. ин-т образования, 2010

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/drugie_avtory/privychnoe_delo_analiz_povesti_belova_v_i/63-1-0-854

Привычное дело

Краткое содержание Белов Привычное дело точный пересказ сюжета за 5 минут

Едет на дровнях мужик Иван Африканович Дрынов. Напился с трактористом Мишкой Петровым и теперь с мерином Пармёном беседует. Везет из сельпо товар для магазина, а заехал спьяну не в ту деревню, значит, домой только — к утру… Дело привычное.

А ночью по дороге нагоняет Ивана Африкановича все тот же Мишка. Еще выпили. И тут решает Иван Африканович сосватать Мишке свою троюродную сестру, сорокалетнюю Нюшку-зоотехницу.

Она, правда, с бельмом, зато если с левого боку глядеть, так и не видно… Нюшка прогоняет друзей ухватом, и ночевать им приходится в бане.

И как раз в это время у жены Ивана Африкановича Катерины родится девятый, Иван. А Катерина, хоть и запретила ей фельдшерица строго-настрого, после родов — сразу на работу, тяжело больная.

И вспоминает Катерина, как в Петров день наблудил Иван с бойкой бабенкой из их села Дашкой Путанкой и потом, когда Катерина простила его, на радостях обменял доставшуюся от деда Библию на «гармонью» — жену веселить. А сейчас Дашка не хочет ухаживать за телятами, так Катерине приходится работать и за нее (а иначе семью и не прокормишь).

Измученная работой и болезнью, Катерина внезапно падает в обморок. Ее увозят в больницу. Гипертония, удар. И только больше чем через две недели она возвращается домой.

А Иван Африканович тоже вспоминает про гармонь: не успел он научиться даже и на басах играть, как ее отобрали за недоимки.

Приходит время сенокоса. Иван Африканович в лесу, тайком, за семь верст от деревни косит по ночам. Если трех стогов не накосишь, корову кормить нечем: десяти процентов накошенного в колхозе сена хватает самое большее на месяц.

В одну из ночей Иван Африканович берет с собой малолетнего сына Гришку, а тот потом по глупости рассказывает районному уполномоченному, что ходил с отцом ночью в лес косить.

Ивану Африкановичу грозят судом: ведь он депутат сельсовета, а потом тот же уполномоченный требует «подсказать», кто еще в лесу по ночам косит, написать список… За это он обещает «не обобществлять» личные стога Дрынова. Иван Африканович договаривается с соседским председателем и вместе с Катериной ходит в лес на чужую территорию косить по ночам.

В это время в их деревню приезжает из Мурманска без копейки денег Митька Поляков, брат Катерины. Недели не прошло, как он напоил всю деревню, начальство облаял, Мишке сосватал Дашку Путанку, да и корову сеном обеспечил. И все будто походя.

Дашка Путанка поит Мишку приворотным зельем, и его потом долго рвет, а через день по Митькиному наущению они едут в сельсовет и расписываются.

Вскоре Дашка срывает с Мишкиного трактора репродукцию картины Рубенса «Союз земли и воды» (там изображена голая баба, по общему мнению, вылитая Нюшка) и сжигает «картинку» в печи из ревности. Мишка в ответ чуть не сбрасывает трактором Дашку, моющуюся в бане, вместе с баней прямо в речку.

В результате — трактор поврежден, а на чердаке бани обнаружено незаконно скошенное сено. Сено заодно начинают искать у всех в деревне, доходит очередь и до Ивана Африкановича. Дело привычное.

Митьку вызывают в милицию, в район (за соучастие в порче трактора и за сено), но по ошибке пятнадцать суток дают не ему, а другому Полякову, тоже из Сосновки (там полдеревни Поляковы). Мишка же свои пятнадцать суток отбывает прямо в своей деревне, без отрыва от производства, по вечерам напиваясь с приставленным к нему сержантом.

После того как у Ивана Африкановича отбирают все накошенное тайком сено, Митька убеждает его бросить деревню и уехать в Заполярье на заработки.

Не хочет Дрынов покидать родные места, да ведь если Митьку послушать, то другого выхода-то и нет… И Иван Африканович решается.

Председатель не хочет давать ему справку, по которой можно получить паспорт, но Дрынов в отчаянии угрожает ему кочергой, и председатель вдруг сникает: «Хоть все разбегитесь…»

Теперь Иван Африканович — вольный казак. Он прощается с Катериной и вдруг весь сжимается от боли, жалости и любви к ней. И, ничего не говоря, отталкивает ее, словно с берега в омут.

А Катерине после его отъезда приходится косить одной. Там-то, во время косьбы, и настигает ее второй удар. Еле живую, ее привозят домой. И в больницу в таком состоянии нельзя — умрет, не довезут.

А Иван Африканович возвращается в родную деревню. Наездился. И рассказывает он чуть знакомому парню из дальней заозерной деревни, как поехали было с Митькой, да он лук продавал и вовремя в поезд вскочить не успел, а билеты-то все у него и остались.

Высадили Ивана Африкановича и потребовали, чтобы он в течение трех часов уехал назад, в деревню, а штраф, мол, в колхоз пришлют, да только как ехать, если не на что, — не сказали. И вдруг — поезд подошел и с него слез Митька. Так тут Иван Африканович и взмолился: «Не надо мне ничего, отпусти ты меня только домой».

Продали они лук, купили обратный билет, и поехал, наконец, Дрынов домой.

А парень в ответ на рассказ сообщает новость: в деревне Ивана Африкановича баба померла, ребятишек много осталось. Парень уходит, а Дрынов вдруг падает на дорогу, зажимает руками голову и перекатывается в придорожную канаву. Бухает кулаком в луговину, грызет землю…

Рогуля, корова Ивана Африкановича, вспоминает свою жизнь, будто удивляясь ей, косматому солнцу, теплу. Она всегда была равнодушна к себе, и очень редко нарушалась ее вневременная необъятная созерцательность.

Приходит мать Катерины Евстолья, плачет над своей ведерницей и велит всем детям обнять Рогулю, проститься. Дрынов просит Мишку зарезать корову, сам не может. Мясо обещают принять в столовую.

Иван Африканович перебирает Рогулины потроха, и на его окровавленные пальцы капают слезы.

Детей Ивана Африкановича, Митьку и Ваську, отдают в приют, Антошку — в училище. Митька пишет, чтобы посылали Катюшку нему в Мурманск, только больно мала-то. Остаются Гришка с Марусей да два младенца. И то трудно: Евстолья стара, руки стали худые. Она вспоминает, как Катерина перед смертью, уже без памяти, звала мужа: «Иван, ветрено, ой, Иван, ветрено как!»

После смерти жены Иван Африканович не хочет жить. Ходит обросший, страшный да курит горький сельповский табак. А Нюшка берет на себя заботу о его детях.

Иван Африканович идет в лес (ищет осину для новой лодки) и вдруг видит на ветке платок Катерины. Глотая слезы, вдыхает горький, родимый запах ее волос… Надо идти. Идти. Постепенно он понимает, что заблудился. А без хлеба в лесу каюк.

Он много думает о смерти, все больше слабеет и лишь на третий день, когда уже на карачках ползет, вдруг слышит тракторный гул. А спасший своего друга Мишка поначалу думает, что Иван Африканович пьян, да так ничего и не понимает.

Дело привычное.

…Через два дня, на сороковой день после Катерининой смерти, Иван Африканович, сидя на могиле жены, рассказывает ей о детях, говорит, что худо ему без нее, что будет ходить к ней. И просит ждать… «Милая, светлая моя… вон рябины тебе принес…»

Он весь дрожит. Горе пластает его на похолодевшей, не обросшей травой земле. И никто этого не видит.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание повести «Привычное дело» не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию произведения.

Источник: https://reedcafe.ru/summary/privychnoe-delo

Ссылка на основную публикацию