Краткое содержание брэдбери марсианские хроники точный пересказ сюжета за 5 минут

Книгу Рэя Брэдбери Марсианские хроники читать полностью или кратко

Краткое содержание Брэдбери Марсианские хроники точный пересказ сюжета за 5 минут

Автор: Рэй Брэдбери

Год издания книги: 1950

Научно-фантастическая книга Брэдбери «Марсианские хроники» впервые увидела свет в 1950 году. Роман представляет собой сборник новелл и рассказов, изданных в период с 1947 по 1950 годы в различных периодических изданиях США.

В 1950 году все эти рассказы были изданы единым сборником, которые объединила одна тематика – колонизация Марса людьми. По мотивам произведения «Марсианские хроники» Рэя Брэдбери было снято несколько художественных и мультипликационных фильмов.

Последним стал российский мультфильм под названием «Неоновая жизнь», который вышел на экраны в 2001 году.

Сборника «Марсианские хроники» краткое содержание

Действие сборника берет свое начало в 1999 году. Именно тогда люди соорудили огромную ракету, которая способна за непродолжительные сроки преодолеть 60 миллионов световых лет и добраться от Земли до Марса. В том же году зимой была организована первая экспедиция, которая рискнула отправиться в опасное путешествие.

Параллельно в книге «Марсианские хроники» автор знакомит нас с жительницей Марса – миссис К. Вот уже несколько дней женщине снятся странные сны о том, что на ее планету прилетят странные пришельцы. Она рассказывает своему мужу о том, что во сне она видит незнакомца по имени Натаниэль Йорк, который якобы прибыл на Марс с планеты Земля.

Мистер К не верит в существование людей с бледной кожей и небесно-голубыми глазами. Кроме того, он, как и все марсиане, убежден, что жизнь на Земле невозможна в виду несоответствующей атмосферы. Как-то раз миссис К сказала, что ей срочно необходимо отправиться в долину. Она чувствовала, что вскоре там должно произойти что-то очень важное.

Однако супруг приказал женщине остаться дома, а сам пошел на охоту за пчелами, вернувшись только поздним вечером.

Если книгу Брэдбери «Марсианские хроники» скачать, то узнаем, что экспедиция, путешествующая на Марс, скоро пропала со всех радаров. Позже это смогли объяснить тем, что жители Марса являются отличными телепатами.

Они способны предвидеть всё, что произойдет в ближайшее время. Немного позже в том же году жители Земли отправили следующую экспедицию. Высадившись на четвертой планете, земляне были приняты за сумасшедших.

Местные отвели их в дом для умалишенных, где весь экипаж космического корабля погиб.

В 2000 году земляне соорудили третью экспедицию, стараясь подготовиться к ней как можно лучше. Когда они высадились на Марсе, они обнаружили, что попали в какое-то альтернативное измерение. К ним навстречу вышли их умершие родственники, которые объяснили, что экспедиция находится в загробном мире, который по-другому называется «второй шанс».

На протяжении нескольких часов земляне не могли отойти от встречи с покойными родственниками. Лишь один капитан корабля понял, что альтернативный мир может оказаться всего лишь ловушкой марсиан, которые благодаря своему телепатическому дару смогли использовать воспоминания людей против них самих.

Когда мужчина встал и отправился сообщить об этой догадке своим товарищам, его остановил его покойный брат. Тогда капитан понял, что все, что происходит вокруг них – сплошной обман. В книге Брэдбери «Марсианские хроники» читать можем о том, что наутро жители «второго шанса» вышли из домов, вынося на своих руках шестнадцать гробов – по одному на каждого члена экспедиции.

Немного позже они стали перевоплощаться и уже через несколько часов напоминали обыкновенных марсиан.

Четвертая экспедиция, которая отправилась на Марс, обнаружила по прилету пустующие города. Оказалось, все жители планеты умерли от обыкновенной ветрянки. После этого, как в книге Энди Вейера «Марсианин», земляне решили начать колонизацию Марса.

Одним из желающих поселиться на четвертой планете стал Бенджамин Дрисколл. Единственное, что препятствовало ему исполнить свою мечту – слабое здоровье. Дело в том, что Бенджамин имел больные легкие и каждый вдох на красной планете давался ему с трудом.

Однако мужчина не прекращал своих попыток провести остаток жизни на Марсе. В романе «Марсианские хроники» содержание рассказывает, что он высаживал большое количество растений, побеги которых так и не появлялись.

Как-то раз ночью пошел сильный ливень, и на утро Бенджамин обнаружил в своём саду пышные деревья, кусты и травы. Вдохнув первый глоток свежего воздуха, Дрисколл потерял сознание.

В 2002 году люди начинают всё более активно заселять четвёртую планету. За короткий промежуток времени на Марсе образовались огромные города.

Первыми поселенцами красной планеты были преимущественно американцы. Уже совсем скоро существование марсиан перешло в разряд легенд.

Люди поговаривали, что периодически коренные жители планеты предстают перед поселенцами в виде миражей или привидений покойных родственников.

Если «Марсианские хроники» Рэя Брэдбери скачать, то узнаем, что на Земле тем временем происходят довольно сложные времена. Вся планета терпит одну войну за другой. Из-за сильнейших взрывов под воду чуть не ушла Австралия. На Америку то и дело скидывают бомбы, из-за чего большое количество людей убегает на далекий Марс.

Когда наступает 2026 год, Большая война находится в самом расцвете.

Пилигримам, населявшим красную планету, начинают поступать оповещения о том, что им срочно нужно вернуться на Землю и принять участие в сражениях.

Через какое-то время в результате войны практически все человечество погибло, а Земля была истощена. Люди понимали, что на то, чтобы полностью восстановить ресурсы, понадобится не один десяток лет.

В романе «Марсианские хроники» краткое содержание рассказывает об одной американской паре с тремя детьми. Как-то раз они прибыли на Марс, чтобы снова начать заселять четвёртую планету.

Попрощавшись со своей прошлой жизнью, люди стали ждать, пока к ним прилетит еще несколько семей, которые смогут заново колонизировать Марс. Младший сын семейства по имени Тимати сказал своему отцу, что хочет увидеть настоящих марсиан.

Тогда мужчина отвел его к пруду и показал на свое отражение в воде, сказав, что они и есть теперь коренные жители планеты.

Сборник «Марсианские хроники» на сайте Топ книг

Сборник Рэя Брэдбери «Марсианские хроники» популярен по сей день, несмотря на то, что многие даты, указанные фантастом, уже давно прошли. Книга представлена среди лучшей научно-фантастической литературы, а также среди лучших книг фантастики. И учитывая стабильно высокий интерес к произведению, еще не раз попадает в наш список лучших книг.

Марсианские хроники          

Источник: http://top-knig.ru/marsianskie-xroniki/

Книга «Марсианские хроники»

Как долго я тянула с этой книгой, честное слово. Возможно, она ещё бы пылилась на книжной полке, если бы не кровавая Луна в ту пятницу. Заодно можно было наблюдать и Марс — маленькую красную точку, которую трудно было не заметить и без телескопа. Я решила, что это уже просто знак — моя идиотская привычка искать везде знаки, боже мой, — и принялась за чтение.

Как я уже писала, я не люблю читать. Не из-за того, что это мейнстрим (что есть, то есть), а именно из-за себя. Просто я или вообще не читаю неделями, или проглатываю книгу разом. Я могла бы, как удав, проглотить “Хроники” за день, но кое-как остановила себя и растянула на два.

И всё равно меня справедливо оглушили крики домочадцев: “Да как так можно!” Скажете, отличный навык — такая скорость чтения? Чёрта с два! Вот все ищут способы скорочтения, а мне надо обратное, как бы слоу-чтение. Попытаюсь исправить положение Достоевским или кем-то ещё, но вообще меня эта ситуация удручает. Ты только открыл книгу, а она уже закончилась.

Цитирование не помогает, сила воли, видно, на нуле. И вообще, меня всё время не покидает мысль, что я чего-то не поняла и что-то упустила. “Марсианские хроники” сложны по структуре, Брэдбери правильно окрестил это своё произведение “троюродным братом романа”. Несомненно, все эти рассказы связаны, но не так, как главы в обычном романе.

Много сюжетных нестыковок, много спорных моментов, мало объяснения и научной фантастики… Об этом уже сотню-другую раз написали до меня, а повторяться я не хочу. Всё начинается с допущения. Мы представили, что Марс обитаем. Да, научно там жизни нет, хоть доказательства упорно ищут. Но это же книга, художественное произведение, если хотите.

Ещё дальше — нам дали установку, что марсиане похожи на людей со смуглой кожей и жёлтыми глазами. Да пожалуйста, хоть зелёные они будут, пускай, раз такова воля автора. Брэдбери после “Хроник” обвинили в пессимизме. Да что вы говорите! Человек верил в то, что путешествия на Марс ещё в начале 2000-х станут обыденностью.

Что ракету сможет себе позволить если не каждый, то хоть губернатор штата. Что космические путешествия будут занимать не долгие месяцы и годы, а дни. Да, в поздней редакции Брэдбери передвинул время действия на 2030-2050-е. Хм, мы в 2018 году уже, надежды на то, что даже такие временные рамки окажутся близкими, крайне мало.

Книга устарела? Хотела бы я это сказать. “…Высоко в небеса” был впоследствии заменён на “Пустыню”, но горько от его прочтения по-прежнему. “Пустыня” в принципе тоже неплоха — много рассуждений о том, что мы ценим какие-то вещи, лишь когда их теряем. Поначалу меня удивляло, что марсиане жестоко убивают незваных гостей.

Они, по версии Брэдбери, чуть ли не сверхраса (по рассказу “Огненные шары” выходит, что там две расы, но я не стала бы это утверждать), с их-то пониманием искусства и способностью перевоплощаться, дабы найти контакт с человеком. Мне эта возможность прямо кричала о “Солярисе” Станислава Лема , в рассказе “Марсианин” многоликий персонаж доведён до гротеска.

Но как бы мы себя повели, если бы оказались в обратной ситуации? Боюсь, Брэдбери писал это применительно к нам, а не к инопланетянам. А явления мёртвых людей и ныне эксплуатируют слишком многие ( “Вернувшиеся” сразу вспомнились, не только в связи с Брэдбери, извините).

Многие проблемы, которые интересовали Брэдбери ещё в 50-е прошлого века, актуальны и сейчас, к счастью или к сожалению, будь то расовая дискриминация, феминизм или религия.

Диалог с этим автором для меня уже давно прост и понятен, боюсь, мне сложно объективно оценить “Хроники”. При всех своих недостатках это произведение не даст нам хороших или плохих персонажей. Брэдбери показывает нам чаще всего две стороны конфликта, будь то земляне и марсиане или даже земляне и земляне (“И по-прежнему лучами серебрит простор луна…

“, “Эшер II”), и предлагает нам самим сделать выбор, кто из персонажей заслуживает уважения, а кто — порицания. Понять можно обе стороны, и каждая точка зрения чем-то обоснована. Следить за этим соревнованием довольно увлекательно.

Имеются и “пасхалки” к другим произведениям Брэдбери: сжигание книг в “Эшере II” Управлением Нравственного Климата — “451 градус по Фаренгейту”, а описания лета в воспоминаниях персонажей сразу наводят на мысль о “Вине из одуванчиков”.

Читайте также:  Краткое содержание вам и не снилось щербаковой точный пересказ сюжета за 5 минут

Правда, книги жгли ещё и в “Каникулах на Марсе”, но там это почему-то не вызвало негодования.

Этот рассказ мне запомнился больше всех, может быть, и потому что он последний. В “Каникулах” такой сильный пацифистский пафос, что не хочется даже думать о войнах, терактах и других ужасных событиях, коих в нашей жизни полным-полно.

Вывод я сделала такой: человек, куда бы он ни уехал и ни улетел, всегда берёт с собой себя, свою сущность, а уж что в неё заложено — вопрос другой. Тут есть что-то даже от “Книги Екклесиаста” (Экклезиаста) — все суета сует. Не нужно относиться слишком серьёзно ко всему, что нас окружает.

Мы можем делать что угодно, тратить время на всякие глупости, но жизнь может оборваться в любой момент. Надо ценить то, что имеешь, и уметь жить сегодняшним днём, не блуждая в прошлом бесконечно и не замахиваясь на будущее при равнодушии к настоящему.

Кто из нас может со стопроцентной уверенностью сказать, что будет завтра? Никто, и от этого печально. Всё то, что важно сегодня, через месяц или год начисто забудется.
Всё-таки Брэдбери больше философ и мыслитель, чем фантаст, однако для меня это скорее плюс, чем минус.

Читать на свой страх и риск, я понимаю, что в чём-то могла быть не совсем объективна.

Источник: https://www.livelib.ru/book/1000587210-marsianskie-hroniki-rej-bredberi

Рецензия на книгу «Марсианские хроники» Рэя Брэдбери

Рецензия на книгу «Марсианские хроники» Рэя Брэдбери, написанная в рамках конкурса «Моя любимая книга». Автор рецензии: Сергий Молодцов. Другие работы Сергия.

Вы когда-нибудь плакали над книгами в момент их прочтения? Переживали ли вы за героев так, как не переживаете даже за себя? Бывало ли так, что вы волновались так сильно, как не волновались никогда раньше в своей жизни?

Читая книги Рэя Брэдбери, невольно удивляешься тому, на что оказывается способен твой организм. Я, например, действительно плакал над страницами из его «Марсианских Хроник».

Эта книга — тоска по космосу, и антиутопия в непривычном определении этого слова. Обычно в подобных произведениях рассказывается про мужественного человека, который совершает великие открытия ради потомков. Перед нами предстает герой и  мятежник, бросивший вызов силам природы.

Все не так в этой книге. Все совсем не так, и читая ее, невольно ощущаещь горечь, и осознание правоты великого писателя и философа.

Во-первых, его книга представлена в виде коротких рассказов, которые дополняют друг друга не прямыми продолжениями сюжетной линии, а скорее раскрывают идею колонизацию Марса в целом.

Вначале мы видим коренных жителей Марса, прекрасных и странных созданий.

  Но разве человек когда-нибудь останавливался перед поставленной им задачей? Ракеты продолжают лететь на красную планету, пока нога человека прочно не ступит на красную планету. Принеся смерть марсианам.

От простого вируса, который никогда раньше не был известен Древней расе.  Драма, которая не сравниться с фарсом, который будет происходить позже.

Люди, которые будут переименовывать чужие реки и скалы в привычные для их имена. Планета, которая станет лишь продолжением мышления человека.

Сколько горечи вложено в восторженные слова одного из путешественников Космоса, когда он взахлеб рассказывает про то, как скоро зазвучат здесь голова первых колонистов, и будут построены первые забегаловки и рестораны.  Человек преодолевает Космос, встречается с чужой цивилизацией, и наблюдает за ее гибелью.

И все ради чего? Ради того, чтобы превратить прекрасную чужой историей и культурой планету в подобие Второй Земли? Грустно, друзья. Очень грустно осознавать это.

Во-вторых, сама книга нравится некой логической цепочкой, которая следует от одного рассказа до второго. Первые визит людей, и неудачный контакт. Затем последущие ракеты, после чего следует гибель марсианин от случайно принесенного вируса.

Рэй умудрился вплести в эту историю также и острый вопрос презрения к чужим расам. Он написал целый рассказ, в котором негры отправляются на Марс ради новой жизни. Где не будет эксплуатацию белого человека над другими. Это, знаете ли, даже обидно читать, понимая насколько прав мыслитель.

Говоря о терпимости к друг другу, тем не менее мы самые нетерпение существа на всей планете.

В-третьих, нельзя не восхититься слогом писателя, который способен угодить даже самому строгому критику. Здесь вам и простота слога, и краткость предложений.И глубина идеи, заложенные в короткие рассказы. Здесь и умение преподнести мысль, которую читать будет вынужден развивать дальше сам. Разве это не здорово?

И наконец. Рэй сделал так много для духовного развития человека. Он верил в покорение космоса. Он верил в то, что человек вырастит для путешествий между звезд.

Насколько обидны его слова про то, что мы могли бы уже покорять космос, но вместо этого учимся делать протезы для собак, и создаем все больше различных телефонов, которые отличаются от друг друга только названием, и количеством вложенных денег.

Мне не хватает этого мудрого человека.  Но у нас осталось его наследие  в виде его повестей и сборников рассказов. В виде его заметок, и просто наблюдений, которые можно найти в сети.

«Марсианские хроники» являются одной из лучших книг  про космическую  тематику, которая поднимает болезненные и острые вопросы человечества.

Ведь пока мы даже не ладим с друг другом, то о каких внеземных контактах может идти речь? Пока мы искоренили войну на своих планетах, как мы можем грезить о новых горизонтах и планетах? И что мы можем принести туда? Кока-колу, и религиозные войны? Нетерпимость, и жажду перекраивать все на свой лад?

Нам предстоит долгий путь взросления. И  я верю, что однажды человек действительн созреет для этого. Просто верю.

 Рецензия написана в рамках конкурса “Моя любимая книга”.

Автор рецензии: Сергий Молодцов (Melcolm)

Источник: https://buklya.com/marsianskie-hroniki.html

Рецензии на книгу Марсианские хроники

Они как те люди, которые думают, что будут счастливы, если переедут в другое место, а потом оказывается: куда бы ты ни поехал, ты берёшь с собой себя. © Нил Гейман

Очередная попытка проникнуться творчеством Рэя Брэдбери увенчалась неудачей. Я, как всегда, из-за высокого рейтинга и восторженных отзывов ожидала от романа чего-то впечатляющего и ошеломительного. Хотя погодите… Какой же это роман? Это обыкновенный сборник рассказов, объединенных одной темой — Марс.

Так вот, ждала одного, а получила цикл притч о человеческих пороках в марсианском антураже, что меня откровенно разочаровало. И тут назрел вопрос: а фантаст ли Брэдбери вообще? Совершенно очевидно, что главная в этой книге не фантастическая, а философская составляющая. А вот фантастическая составная часть очень тусклая и неубедительная.

Такое ощущение, будто Брэдбери на неё вообще забил, взамен подсунув её суррогат — дешёвые декорации.

Если говорить без лишних подробностей, то хроники меня не зацепили. Мне было скучно, из-за чего даже не смогла одолеть сборник до конца.

Это вовсе не означает, что мне нужен драйв на каждой странице, в каждом предложении, но не ошибусь, если скажу, что искателям динамичной фантастики тут ловить нечего.

Всё какое-то наивное, излишне и, возможно, даже не к месту романтизированное, трогательное, возвышенное, что начинает раздражать. А диалоги так нарочито изысканны, что не веришь им.

А теперь подробнее и по порядку.

Люди. Избитая тема с людьми, которые уничтожают всё живое и красивое.

Марсиане и Марс. Они меня разочаровали своей человекообразностью. Но если это ещё как-то можно оправдать, то чередующееся между собой то дружелюбное, то враждебное отношение по отношению к землянам — нет. Никаких объяснений логики их поведения и внезапной смены настроения. А описание природы Марса так вообще беспредельно банально.

Экипаж. Представители первых двух экспедиций ведут себя, мягко говоря, непрофессионально.

Все эти разочарования относительно отсутствия почётной встречи, желание надраться в щи прямо у подножья ракеты в честь успешного начала колонизации Марса.

Такое впечатление, будто вместо космонавтов-испытателей/инженеров/исследователей послали откровенных тупиц с двумя классами образования. Зато они умеют стрелять, плясать и так нажираться, что примут тюбик зубной пасты за ужин космонавта.

Расстояние. Как на ладони наблюдают люди с Марса ядерные взрывы на Земле. Хоть кто-нибудь невооруженным глазом может с Земли увидеть Марс, который всего лишь вдвое меньше Земли по размерам? Я — нет.

Призыв. Вообще я далеко не первый раз встречаю в фантастике подобный посыл, мол, человечеству надо притормозить, одуматься, послушать журчание речки, понаблюдать за птицами и просто оглянуться вокруг себя, понять, что смысл жизни — в самой жизни, но разве жизнь — это не борьба? Не преодоление себя? Собственной натуры? Ошибаться — человеческое дело.

Как бы человечество продвигалось вперёд, если бы не совершало ошибок? Для того ошибки и нужны, чтобы, стыдливо на них оглядываясь, их же и исправлять. Любая остановка тут сродни смерти. Поэтому в восседании на взгорье и сне до обеда я не вижу здравомыслия.

Если человечество когда-нибудь исчезнет, это произойдёт из-за того, что все сидели на ягодицах ровно и не прикладывали усилий к развитию, но никак не из-за развития науки и технологий.

В завершение скажу, что кто-то может мне возразить и сказать, что этой книге не нужны адекватные герои и суперсовременные технологии, так как суть книги совсем не в этом, а в том, что есть такие вещи, которые остаются неизменными, например, человеческая природа, которая, к сожалению, несовершенна, и останется такой во все времена, будь ты на Земле, Марсе или ещё где-нибудь, но соглашусь я только с последним.

Мой вывод: «Марсианские хроники» – детище неровное. Многое объясняет то, что оно стоит у Брэдбери в начале карьеры. Да, книга читается быстро, местами мне даже было интересно, но, в целом, посредственно.

Не открылось мне чего-то нового, не повлияло на сознание и не оставило после себя ничего, поэтому оценка нейтральная.

Но, несмотря на отсутствие отклика с моей стороны, попытки понять и проникнуться творчеством Рэя ещё не закончены.

#Флешмоб_Пришельцы

Источник: http://readly.ru/book/57619/reviews/

Рэй Брэдбери – Марсианские хроники

Рэй Брэдбери

Марсианские хроники

МОЕЙ ЖЕНЕ МАРГАРЕТ С ИСКРЕННЕЙ ЛЮБОВЬЮ

«Великое дело — способность удивляться, — сказал философ. — Космические полеты снова сделали всех нас детьми».

Январь 1999

Ракетное лето

Только что была огайская зима: двери заперты, окна закрыты, стекла незрячие от изморози, все крыши оторочены сосульками, дети мчатся с горок на лыжах, женщины в шубах черными медведицами бредут по гололедным улицам.

И вдруг могучая волна тепла прокатилась по городку, вал горячего воздуха захлестнул его, будто нечаянно оставили открытой дверь пекарни. Зной омывал дома, кусты, детей. Сосульки срывались с крыш, разбивались и таяли. Двери распахнулись. Окна раскрылись. Дети скинули свитера. Мамаши сбросили медвежье обличье. Снег испарился, и на газонах показалась прошлогодняя жухлая трава.

Читайте также:  Краткое содержание солоухин ножичек с костяной ручкой точный пересказ сюжета за 5 минут

Ракетное лето. Из уст в уста с ветром из дома в открытый дом — два слова: Ракетное лето. Жаркий, как дыхание пустыни, воздух переиначивал морозные узоры на окнах, слизывал хрупкие кружева. Лыжи и санки вдруг стали не нужны. Снег, падавший на городок с холодного неба, превращался в горячий дождь, не долетев до земли.

Ракетное лето. Высунувшись с веранд под дробную капель, люди смотрели вверх на алеющее небо.

Ракета стояла на космодроме, испуская розовые клубы огня и печного жара. В стуже зимнего утра ракета творила лето каждым выдохом своих мощных дюз. Ракета делала погоду, и на короткий миг во всей округе воцарилось лето…

Они жили на планете Марс, в доме с хрустальными колоннами, на берегу высохшего моря, и по утрам можно было видеть, как миссис К ест золотые плоды, растущие из хрустальных стен, или наводит чистоту, рассыпая пригоршнями магнитную пыль, которую горячий ветер уносил вместе с сором. Под вечер, когда древнее море было недвижно и знойно, и винные деревья во дворе стояли в оцепенении, и старинный марсианский городок вдали весь уходил в себя и никто не выходил на улицу, мистера К можно было видеть в его комнате, где он читал металлическую книгу, перебирая пальцами выпуклые иероглифы, точно струны арфы. И книга пела под его рукой, певучий голос древности повествовал о той поре, когда море алым туманом застилало берега и древние шли на битву, вооруженные роями металлических шершней и электрических пауков.

Мистер и миссис К двадцать лет прожили на берегу мертвого моря, и их отцы и деды тоже жили в этом доме, который поворачивался, подобно цветку, вслед за солнцем, вот уже десять веков.

Мистер и миссис К были еще совсем не старые. У них была чистая, смуглая кожа настоящих марсиан, глаза желтые, как золотые монеты, тихие мелодичные голоса. Прежде они любили писать картины химическим пламенем, любили плавать в каналах в то время года, когда винные деревья наполняли их зеленой влагой, а потом до рассвета разговаривать под голубыми светящимися портретами в комнате для бесед.

Теперь они уже не были счастливы.

В то утро миссис К, словно вылепленная из желтого воска, стояла между колоннами, прислушиваясь к зною бесплодных песков, устремленная куда-то вдаль.

Что-то должно было произойти.

Она ждала.

Она смотрела на голубое марсианское небо так, словно оно могло вот-вот поднатужиться, сжаться и исторгнуть на песок сверкающее чудо.

Но все оставалось по-прежнему.

Истомившись ожиданием, она стала бродить между туманными колоннами. Из желобков в капителях заструился тихий дождь, охлаждая раскаленный воздух, гладя ее кожу. В жаркие дни это было все равно что войти в ручей. Прохладные струи посеребрили полы. Слышно было, как муж без устали играет на своей книге; древние напевы не приедались его пальцам.

Она подумала без волнения: он бы мог когда-нибудь подарить и ей, как бывало прежде, столько же времени, обнимая ее, прикасаясь к ней, словно к маленькой арфе, как он прикасается к своим невозможным книгам.

Увы. Она покачала головой, отрешенно пожала плечами, чуть-чуть. Веки мягко прикрыли золотистые глаза. Брак даже молодых людей делает старыми, давно знакомыми…

Она опустилась в кресло, которое тотчас само приняло форму ее фигуры. Она крепко, нервно зажмурилась.

И сон явился.

Смуглые пальцы вздрогнули, метнулись вверх, ловя воздух. Мгновение спустя она испуганно выпрямилась в кресле, прерывисто дыша.

Она быстро обвела комнату взглядом, точно надеясь кого-то увидеть. Разочарование: между колоннами было пусто.

В треугольной двери показался ее супруг.

— Ты звала меня? — раздраженно спросил он.

— Нет! — почти крикнула она.

— Мне почудилось, ты кричала.

— В самом деле? Я задремала и видела сон!

— Днем? Это с тобой не часто бывает.

Глаза ее говорили о том, что она ошеломлена сновидением.

— Странно, очень-очень странно, — пробормотала она. — Этот сон…

— Ну? — Ему явно не терпелось вернуться к книге.

— Мне снился мужчина.

— Мужчина?

— Высокий мужчина, шесть футов один дюйм.

— Что за нелепость: это же великан, урод.

— Почему-то, — она медленно подбирала слова, — он не казался уродом. Несмотря на высокий рост. И у него — ах, я знаю, тебе это покажется вздором, — у него были голубые глаза!

— Голубые глаза! — воскликнул мистер К. — О боги!

Что тебе приснится в следующий раз? Ты еще скажешь — черные волосы?

— Как ты угадал?! — воскликнула она.

— Просто назвал наименее правдоподобный цвет, — сухо ответил он.

— Да, черные волосы! — крикнула она. — И очень белая кожа. Совершенно необычайный мужчина! На нем была странная одежда, и он спустился с неба и ласково говорил со мной.

Она улыбалась.

— С неба — какая чушь!

— Он прилетел в металлической машине, которая сверкала на солнце, — вспоминала миссис К. Она закрыла глаза, чтобы воссоздать видение. — Мне снилось небо, и что-то блеснуло, будто подброшенная в воздух монета, потом стало больше, больше и плавно опустилось на землю, — это был длинный серебристый корабль, круглый, чужой корабль. Потом сбоку отворилась дверь и вышел этот высокий мужчина.

— Работала бы побольше, тебе не снились бы такие дурацкие сны.

— А мне он понравился, — ответила она, откидываясь в кресле. — Никогда не подозревала, что у меня такое воображение. Черные волосы, голубые глаза, белая кожа! Какой странный мужчина — и, однако, очень красивый.

Источник: https://libking.ru/books/sf-/sf/130726-rey-bredberi-marsianskie-hroniki.html

Живая книга

Что ж, обещанного три года ждут. Год назад я обещал читателям, что рано или поздно напишу рецензию на «Марсианские хроники». Получилось скорее поздно, чем рано, но вот перо добралось до этого романа, который у меня один из самых любимых, если вообще не самый любимый.

Наверное, повезло тем, кто, как я, прочитал эту небольшую книжку, будучи ребёнком. Ведь Брэдбери в своих фантастических творениях зачастую видит мир именно незамыленными детскими глазами – именно поэтому его рассказы и повести обладают такой магической притягивающей силой.

В них всё кажется большим и загадочным, мир зыбок и ещё неизведан, и даже зло на страницах воспринимается совсем по-другому, как одно из проявлений чудес нашего мира. Или не нашего – как в случае с «Марсианскими хрониками».

Но каждый, кто прочитает роман, ощутит смутное, но несомненное сходство красной планеты с нашей Землёй, подобно тому, как похожи друг на друга две родные сестры.

На самом деле, это очень странная книга – Брэдбери сначала писал разрознённые рассказы о Марсе, который выступал у него скорее многогранной метафорой, символом, нежели реальным местом. В этом смысле жанр произведения относится скорее к фэнтези, чем к фантастике.

Потом по требованию издателей автор соединил лучшие рассказы о Марсе в единый цикл, снабдив их короткими мостиками между собой. Получилось ли в итоге единое видение? Уж точно нет: каждый из рассказов по-прежнему воспринимается абсолютно обособленно.

Удалось ли достичь внутренней цельности самого произведения, что важнее всего? О да, при всех своих противоречиях мир Марса у Брэдбери полностью самодостаточен.

Ни один злобный критик не посмеет обвинить «Марсианские хроники» в том, что противоречия и белые пятна мешают погружению в это волшебное пространство.

Рассказывать о сюжете – дело неблагодарное. Он тут очень условен. Можно лишь сказать, что книга рассказывает о неудачной попытке колонизации соседней планеты и о катастрофе человеческой цивилизации, но ведь это ни о чём не говорит, правда? Зато очень многое о романе скажет коротенькая выдержка из зарисовки, предваряющей роман:

Ракетное лето. Из уст в уста с ветром из дома в открытый дом — два слова: Ракетное лето. Жаркий, как дыхание пустыни, воздух переиначивал морозные узоры на окнах, слизывал хрупкие кружева. Лыжи и санки вдруг стали не нужны. Снег, падавший на городок с холодного неба, превращался в горячий дождь, не долетев до земли.

Ракетное лето. Высунувшись с веранд под дробную капель, люди смотрели вверх на алеющее небо.

Ракета стояла на космодроме, испуская розовые клубы огня и печного жара. В стуже зимнего утра ракета творила лето каждым выдохом своих мощных дюз. Ракета делала погоду, и на короткий миг во всей округе воцарилось лето…

Нет, дети, это не обыденный запуск ракеты на Марс. Это ракетное лето, в котором слились надежды и мечты человечества о познании мира и знакомство с братьями по разуму, наша вера в науку и технику, наше вдохновение и наши страхи. Это образ, который больше подходит перу поэта, нежели ручке прозаика.

И в подобной стилистике выдержано всё произведение. Каждый рассказ – отдельный мирок, отдельная объёмная метафора, одновременно смешная и грустая, веселящая и пугающая, вдохновляющая и способная опечалить.

Будь то история простой марсианской ревности, которая привела к злодейскому преступлению, или о таинственной ночной встрече выходцев из двух разных миров, или о холодных ночах у мёртвого моря, где в лачуге горит бессменный огонёк – это больше, чем просто очередная глава романа, и в то же время одна из разноцветных бусинок, из которых складывается потрясающая воображение панорама марсианского мира.

Отрадно, что «Марсианским хроникам» повезло с переводом. Такому изысканному тексту требовался особенный подход, и переводчики справились со своей задачей на ура. К тому же не секрет, что русский язык красочнее и художественнее английского, и в итоге русский вариант текста получился даже лучше, чем оригинал.

Я считаю роман одним из лучших произведений ХХ века.

Конечно, сказывается моё личное отношение к Брэдбери, который с детства имел для меня особое значение и до сих пор помогает мне, исполняя роль светоча в минуты, когда мир вокруг начинает казаться тёмной ареной, полной теней и абсурда.

Но даже за вычетом моей пристрастности, это и правда замечательный роман, отнесённый к классике жанра, который несомненно стоит прочитать. И перечитывать – нечасто, но обязательно.

Сейчас Брэдбери более 90 лет, и он уже не надеется увидеть, как человеческая нога ступит на Марс, хотя во времена его молодости казалось, что это произойдёт очень скоро.

Может быть, человечество и правда погрязло в пучине своих внутренних проблем и перестало стремиться в иные миры.

Но одно ясно: если Марс когда-нибудь действительно будет колонизирован, то один из первых городов на нём будет носить гордое название Брэдбери. Готов поставить на это последний рубль.

Источник: http://livekniga.ru/marsianskie-xroniki/

Марсианские хроники / The Martian Chronicles, 1950

На этой странице можно получить информацию о повести «Марсианские хроники». Рэй Брэдбери.RU содержит самый полный и тщательно отсортированный каталог повестей и рассказов писателя.

Читайте также:  Краткое содержание шолохов семейный человек точный пересказ сюжета за 5 минут

Первое прославившее Брэдбери произведение, которое является, по сути, сборником рассказов, объединенных общей темой — историей освоения Марса людьми, судьбой прежних жителей планеты, а главное — судьбами простых людей, оказавшихся в непростых ситуациях.

Экранизации повести «Марсианские хроники»

В 1980 году Майкл Андерсон снял мини-сериал, состоящий из трёх эпизодов. Сценарий написал Ричард Мэтисон, знаменитый писатель и сценарист в жанре фэнтези и фантастики, также участвовавший в создании сериала «Сумеречная зона». Получилась добротная научная фантастика с приключениями и психологическими поворотами сюжета.

В Советском Союзе по мотивам нескольких глав из «Марсианских хроник» Сурен Бабаян снял тяжёлый и мрачный артхаусный фильм «фильм «Тринадцатый апостол», наполненный размышлениями на религиозные темы.

История публикации повести «Марсианские хроники»

В «Марсианских хрониках» Рэй умело объединил серию рассказов о Марсе, написанных в конце сороковых годов, слегка завуалировав их под роман.

Будучи повсеместно признанным как мастер короткого рассказа и отличаясь блестящим поэтичным слогом, Рэю только предстояло попробовать свои силы в более крупной прозе.

Перед ним возник вопрос: может ли он сделать это? Не иссякнет ли вдохновение Брэдбери на протяжении работы над романом?

«Короткий рассказ способен захватить читателя, ты в волнении пролистываешь его от начала и до конца, — заметил Рэй во введении к „Марсианским хроникам“ издания 1966 года.

— Но как можно с упоением проглотить такую длинную штуку, как роман? Как можно оставаться взволнованным день за днём без ущерба для качества этой чёртовой штуки? Так, чтобы не приняться искать объяснения тому или иному ходу и не испортить весь процесс? Так, чтобы не стать излишне настороженным и не разрушить всё?»

Долгое путешествие на Марс для Рэя началось в 1944 году, когда Генри Каттнер, друг и наставник Брэдбери, дал ему копию произведения Шервуда Андерсона «Уайнсбург, Огайо».

После прочтения Рэй решил со временем как-нибудь попробовать объединить культуру и быт американского Среднего Запада с любовью к Марсу, зародившейся благодаря знакомству с марсианскими рассказами Эдгара Райса Берроуза.

Рэй надеялся однажды написать книгу, подобную «Уайнсбургу», но расположить место действия за миллионы миль отсюда, в далёком космосе, на Марсе.

В июне 1949 года Рэй приехал на междугороднем автобусе в Нью-Йорк с чемоданом в одной руке и портативной (новой!) пишущей машинкой в другой. Пребывая практически на мели, он остановился в хостеле Слоуна, принадлежащем Американской ассоциации молодых христиан (YMCA).

«Со своими рассказами я обошёл не менее двенадцати издателей, — вспоминает Рэй, — и никто из них не был ими заинтересован. Они сказали:
— Мы не публикуем рассказы. Их никто не читает. Может, у вас есть какой-нибудь роман?
— Увы.

Я спринтер, а не бегун на дальние дистанции».

Неожиданное решение

К счастью, Дону Конгдону удалось привлечь внимание издательского дома «Даблдэй» к сборнику рассказов Брэдбери. «Даблдэй» готовили к выпуску серию научно-фантастических книг, среди которых планировалось выпустить и сборник Рэя.

Однако их интересовали исключительно научно-фантастические произведения; рассказы в стиле фэнтези, истории о сверхъестественном или современная проза их не интересовали.

Уже перед самым завершением недельного пребывания Брэдбери в Нью-Йорке состоялась встреча между Конгдоном, Рэем и его издателем, Уолтером Брэдбери (однофамилец) в ресторане «Luchow’s», прекрасно зарекомендовавшем себя заведении, расположенном на 14-й улице недалеко от Юнион-сквер.

Во время обеда Уолтер Брэдбери сказал: «А помнишь те марсианские рассказы, которые ты писал для журналов „Planet Stories“ и „Thrilling Wonder“? Разве не получится книга, если объединить их в одно целое?». Эврика! Решение всё это время было прямо у него перед носом, думал Рэй.

И почему только он сам не додумался до него? Хотя отчасти эта идея уже приходила в его голову. «Ещё в 1944 году я написал небольшой рассказ, — вспоминал Рэй, — и назвал его „Путешествие на Марс“ или что-то вроде того.

На протяжении нескольких лет моё подсознание заставляло меня продолжать писать рассказы о Марсе, и тут появляется Уолтер и открывает мне глаза на то, чем я занимался всё это время».

Рэй согласился написать синопсис будущей книги и на следующее утро предоставить его издателю. Он помчался назад в хостел, поднялся в свой номер, достал новенькую печатную машинку и засел за работу.

В своём эссе «Долгая дорога на Марс» (которое стало введением к изданию, приуроченному к сорокалетию «Марсианских хроник») Рэй писал: «Это была обычная жаркая июньская ночь в Нью-Йорке. Роскошь кондиционеров тогда ещё была недоступна. Я печатал до трёх часов утра.

Даже в одном нижнем белье я жутко потел, пока продумывал характер и быт моих марсиан в их странных городах в последние часы до прибытия моих астронавтов». Во время работы над канвой хроник перед глазами Рэя не было ни одного из ранее сочинённых марсианских рассказов. Приходилось воссоздавать их по памяти.

На скорую руку он расположил рассказы в виде сюжетной мозаики, которой предстояло буквально перевернуть все представления о научной фантастике.

Договор с издателем

В полдень следующего дня Рэй и Дон Конгдон встретились в офисе Уолтера Брэдбери, где Рэй и представил на их суд свой синопсис.

Линией повествования, объединяющей все произведения воедино, ниточкой, протянувшейся от Земли до Красной планеты, стало то, что прибыв на Марс, колонисты невольно принесли бы с собой главные проблемы человечества: расизм, цензуру, загрязнение окружающей среды, а также угрозу полного самоуничтожения посредством атомного оружия.

«Сначала я подумал о тех чертах, которые придадут сходство покорению Марса с покорением Дикого Запада, — писал Рэй в неопубликованном эссе „Как я писал свою книгу“, датируемом 17 октября 1950 года. — С раннего детства я впитывал истории о разнообразных приключениях на Диком Западе, которые рассказывали мне отец и дед.

События некоторых из них происходили ещё в начале века, когда этот край был гораздо более пустым, заброшенным и одиноким.

В душе я знал, что реальный Марс будет тем новым горизонтом, в который Билли Бак, герой рассказов Стейнбека, задумчиво вглядывался, стоя на побережье Тихого океана: великое „Покорение Запада“ было уже окончено, и перспективы удивительных приключений начали неумолимо рассеиваться». Эта идея для романа в рассказах должна была стать зеркалом, отражающим человечество, его ошибки, слабости и недостатки. Книга должна была послужить своеобразным предупреждением о предстоящих опасностях для человеческой культуры. Именно поэтому Рэй всегда любил научную фантастику: этот жанр позволял автору критиковать общество, используя метафору будущего для отображения проблем настоящего.

Уолтер Брэдбери дал добро. Ему понравилась идея, лежащая в основе «Марсианских Хроник».

Он уже читал некоторые из марсианских рассказов в журналах, и знал, что Рэй Брэдбери, как восходящая звезда в литературном мире, вполне мог бы стать ключевым автором в научно-фантастическом направлении, которое издательство «Даблдэй» намеревалось продвигать. Сделка об издании «Марсианских Хроник» была заключена прямо на месте.

В результате, когда Рэй заказывал обратный билет на рейсовый автобус в Лос-Анджелес, в его кармане уже лежали чеки на 1500 долларов за «Марсианские хроники» и на 750 долларов за «Лёд и пламя» («The Creatures That Time Forgot»).

В Лос-Анджелесе, в процессе работы над «Марсианскими Хрониками», Рэя посетило состояние, которое он любит называть «троюродной сестрой таланта», иными словами — озарение. «Когда я только приступил к работе, в голову пришла мысль: „Как, чёрт возьми, я собираюсь объединить все мои марсианские рассказы в одну книгу?“».

И Рэй вспомнил о книге «Гроздья гнева» Джона Стейнбека, которую он прочитал в 1939 году в автобусе во время возвращения с первого мирового конвента, посвященного научной фантастике. «Я посмотрел на эту книгу, и тут меня озарило.

Господи, Стейнбек написал роман, где каждая глава является своеобразной метафорической поэмой, посвящённой то черепахам, то религии, то духу времени. Мне есть чему поучиться».

Удерживая в голове эту структуру, Рэй принялся объединять разнообразные истории путём написания коротеньких связующих глав. На протяжении всего лета 1949 года Рэй занимался тем, что внимательно перечитывал все свои марсианские рассказы, которых насчитывалось не менее 24, решая, какие из них вплести в ткань повествования книги.

Исторические корни образа Марса

Представления о Марсе, сложившиеся у Брэдбери, были навеяны наблюдениями итальянского астронома XIX века Джованни Вирджинио Скиапарелли (Giovanni Virginio Schiaparelli), который открыл и нанёс на карту последовательность глубоких линий, пересекающих поверхность планеты. Скиапарелли называл эти линии руслами, но в переводе на английский название превратилось в «каналы». Новость о наличии русел рек на Марсе вызвала неслыханное для той эпохи волнение по поводу вероятности наличия жизни на этой планете.

Однако ещё большее влияние на Рэя оказали работы американского астронома Персиваля Лоуэлла, развившего и углубившего мысль о каналах. Лоуэлл издал три книги, в которых были задокументированы наблюдения в телескоп, начиная с 1895 года.

Он создал подробные карты марсианской поверхности с указанием сотен линий и пересечений, которые, согласно его заключениям, были ничем иным как искусственно созданными водными путями и оазисами.

Как считал Лоуэлл, вода перенаправлялась с тающих полярных шапок, насыщая тёмные области на поверхности Марса, которые наверняка были плодородными землями. Светлые же области, как он предполагал, были пустынями.

Именно эти романтические представления викторианской эпохи отразились на образе планеты, который рисовал себе Брэдбери. Марс Брэдбери был прекрасен и далёк от реальности. На его планете была атмосфера, холмы Марса имели голубой оттенок. Научный аспект для автора был не столь важен.

Пока читатели верили в его истории, пусть даже научная их сторона была небезупречна, точность не имела значения. Важнее всего была сама метафора. Его Марс противоречил естественнонаучной концепции, установленной редактором журнала научной фантастики «Astounding» Джоном Вудом Кэмпбеллом.

И поэтому Рэй Брэдбери всегда был аутсайдером по сравнению с приверженцами чистоты жанра, был писателем, исключённым из великого триумвирата Айзека Азимова, Роберта Хайнлайна и Артура Кларка (хотя в массовом представлении триумвират столпов научной фантастики выглядит иначе: Азимов, Брэдбери, Кларк).

Рэю никогда не было до этого дела. В его представлении, он работал над чем-то большим, чем просто фантастика: он создавал миф.

История Марса, написанная Рэем, принимала форму истории человечества, полной чисто человеческих проблем, повествующей о насущном для человечества. Это была аллегория, перенесённая в иной мир.

Во время создания своего образа Красной Планеты Рэй дал полную свободу совей фантазии. «[Брэдбери] задавал настроение всего несколькими словами, — писал Айзек Азимов в 1981 году. — Он не стеснялся дергать за струны души, вызывая почти поэтическую ностальгию.

Он создал свой образ Марса, будто бы прямиком из XIX века, полностью игнорируя открытия века XX. На самом деле, создается впечатление, будто Брэдбери живет в XIX веке, в небольшом городке на Среднем Западе, где он и вырос…».

Книга, прославившая автора

В начале октября 1949 года Рэй выслал законченную рукопись Уолтеру Брэдбери. Книга состояла из 18 рассказов и 11 связующих глав.

Обычно довольно значительную часть процесса редактуры занимает сокращение, и Рэй был готов к тому, что некоторые рассказы из предоставленной рукописи придётся исключить.

Рэю больше не приходилось пользоваться своим «офисным» телефоном-автоматом на заправке через дорогу, теперь телефон был в квартире.

И в декабре 1949, в возрасте 29 лет, Рэй провёл первый в своей жизни междугородний телефонный разговор с Уолтером Брэдбери, обсуждая то, какие рассказы следовало исключить из «Марсианских Хроник». Было решено убрать четыре главы: «У всех у них были предки» («They All Had Grandfathers»), «Эпидемия» («The Disease»), «Отцы» («The Fathers») и «Колесо» («The Wheel»). И по сей день эти истории остаются неизданными.

Издание «Марсианских Хроник» планировалось на май 1950 года, и Рэй запланировал поездку в Нью-Йорк, чтобы отметить это событие и встретиться со своим агентом, Доном Конгдоном, а также со своим издателем — Уолтером Брэдбери. На этот раз он не стал брать билет на рейсовый автобус, у него было достаточно денег, чтобы путешествовать поездом.

Во время этой поездки Рэй сделал небольшую остановку в Чикаго, чтобы встретиться в Чикагском Художественном Институте с одним фанатом научной фантастики, с которым он состоял в переписке. Как только Рэй поднялся по широким ступеням музея, к нему устремилась группа людей. Это были любители научной фантастики, и каждый сжимал в руках только что отпечатанные копии «Марсианских Хроник».

Знакомый, с которым намеревался встретиться Рэй, рассказал им, что автор находится в городе. И каким-то образом (Рэю так и не удалось узнать, каким) им удалось раздобыть копии его новой книги до её официального выхода в издательстве. И вот на ступенях художественного института группа молодых людей обступила Брэдбери, каждый из них протягивал Рэю ручку и копию книги.

Каждый из них мечтал заполучить автограф Рэя Брэдбери.

Источник: http://raybradbury.ru/library/novels/martian/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector