Краткое содержание бунин кукушка точный пересказ сюжета за 5 минут

Кратчайшее содержание рассказа «Кукушка» для читательского дневника (И. Бунин) | Литерагуру

Не все произведения легко даются, бывает, что маленький рассказ читается труднее, чем большой роман. Так у многих бывает с книгой Ивана Бунина «Кукушка». Он не нравится  многим читателям, потому что основные события не увлекают драматизмом, сюжет прост, а главный герой неприятен. Поэтому мы предлагаем вам очень краткое содержание «Кукушки» для читательского дневника и анализ книги.

(342 слова) Писатель начинает рассказ с описания леса, расположенного на оврагах возле пруда, рядом с которым стоит старая изба. Далее появляются герои. Барин, которому принадлежит этот участок, поселил туда бывшего солдата Кукушку. Ему приказано охранять барский лес от вырубки деревьев.

Условия жизни никак не смущают Кукушку. У него есть кошка, петух, две собаки. Он живет спокойно и редко спрашивает у барина денег. Но хозяин не доволен работой и ругает его за три упущенных дуба. Работник дает обещание исправиться и принести волчат его сыновьям.

Далее писатель повествует о жизни старого Кукушки. У старика никогда не было своего дома.

Всю жизнь он где-то работал, в юности он стал солдатом, после службы женился и пытался жизнь обычной жизнью, но так и нечего не вышло. Жена не стала терпеть нестабильного заработка и вскоре ушла от него.

Так он и стал бродягой, познал голод и холод. Жизнь в лесу в избе для него счастье, здесь он чувствует себя комфортно, и его не пугает одиночество.

Однажды старик в лесу заметил волчицу и вспомнил, что обещал хозяину принести волчат. Найдя их, он приносит добычу детям и восторженно рассказывает историю их нахождения. Ребята (два сына барина) покорены искусством рассказчика, они начинают тесно общаться с ним.

Спустя время Кукушку встречает приказчик, ругаясь, говорит, что срубили шесть берез. Разгневанный хозяин бьет по шапке старика и отдает его работу другому человеку, разрешая пожить не много в карауле.

Герой понимает, что его лишают единственного места, где он пригодился и жил, это вызывает у него душевную тяжесть, и он еще больше замыкается в себе. Кукушка остается, но спустя время уходит.

Летом бродяга возвращается, чтобы навестить рабочих и волчат. Дети говорят, что остался только один волчонок. Старик просит отпустить волчонка и сравнивает его с собой, говоря, что он также одинок и не нужен, как этот волчонок.

Тяжелая судьба старика много потребовала от него сил и стойкости. Как он только не пытался стать обычным и жить как все, ничего не выходило. Волчонка выпускают. Старик вызывает сожаление детей, и они просят у отца одежду для него.

Рассказ заканчивается печально. Зимой старика находят замершим возле леса, где ему так было хорошо.

Источник: https://LiteraGuru.ru/kratchajshee-soderzhanie-rasskaza-kukushka-dlya-chitatelskogo-dnevnika-i-bunin/

«Кукушка», краткое содержание произведения Бунина

Отставной солдат не зря прозван «Кукушкой» – у него нет ни дома, ни какой-либо родни. После долгих лет бесконечных хождений с протянутой рукой, наконец, ему в эту руку положили не камень, а хлеб: он получил место лесного сторожа. Барин обеспечил его едой и позволил жить в лесной сторожке.

Да только не заладилась его служба. Придя к барину за деньгами, Кукушка, сам пораженный страшным несоответствием своей жалкой фигуры в барских покоях, выслушал обвинение в порубке трех дубков. Оправданий барин слушать не стал.

Бедный старик, испуганный перспективой лишиться жилья, которого у него не было много лет, решил перехитрить судьбу. Понадеялся незадачливый сторож ублажить барина тем, что поймает волчат для барчуков, чтобы переменил барин решение прогнать его, Кукушку, с места.

Пока он ловил волчат, снова срубили деревья и приказчик немедленно доложил барину.

Кукушка не знал, что решение принято: «В детство впал старик. Только до лета и держу…».

Бедный приемыш, в детстве – подпасок, позже – пастух, он был отдан в солдаты. Вернувшись, пытался устроиться на работу: в будочники на чугунку, в конюхи, в работники, но нигде не удерживался.

Считался он настолько непутевым, совершенно непригодным ни к службе, ни к работе, что в адрес его постоянно звучали унизительные клички:  «неудельный», «лодырь», «с дурью». Клички были заслуженные: он и правда не был особо умен, ибо рос сиротой и никто его никогда ничему не учил.

Слыша такое мнение о себе, он, конечно, и сам, стал считать себя таким, каким его видели люди – «неудельным», и смирился с роком.

Ему не доверяли ничего серьезного, а чем незначительнее работа, тем меньше плата. Начал Кукушка побираться. Годы шли, стал он дряхлеть, но старался не думать «долго и серьезно» о своей судьбе. Вот повезло пожить в караулке – он был счастлив. Хотя и понимал, что это счастье его кратковременно.

Бедный старик надеялся, что если он скажется больным, ему простят порубку деревьев. Не простили.

Опять стал Кукушка бездомным и пошел к барскому дому просить подаяния.

Барчуки рассказали ему, что один из волчат подох, а второй тоскует и даже мяса не ест. Кукушка равнодушно подтвердил, что и волчонку, и ему, Кукушке, зимы не пережить.

«Ведь я, барчук, тоже вроде волчонка», у которого нет своего гнезда, и прозвище Кукушка вполне справедливо. Он сам считает своей житье звериным. И уверен: «Беспременно я нынешней зимой замерзну».

И все-таки вырывается у него затаенная обида: « А за что? …мы ведь тоже хрещеные люди. …мне-то за что ж пропадать?»

Не удалось барчукам уговорить отца оставить нищего старика пожить при барском доме, зато барин расщедрился аж на три рубашки. Кукушка был очень доволен, что будет ему белая рубашка погребальным саваном.

Барчук – сын барина.

Кроме краткого пересказа «Кукушки» Бунина здесь есть и другие сочинения:

  • Анализ рассказа «Легкое дыхание»
  • «Солнечный удар», анализ рассказа Бунина
  • «Вечер», анализ стихотворения Бунина
  • «Сверчок», анализ рассказа Бунина
  • «Книга», анализ рассказа Бунина
  • «Густой зелёный ельник у дороги», анализ стихотворения Бунина
  • «Перед закатом набежало», анализ стихотворения Бунина
  • «Осыпаются астры в садах», анализ стихотворения Бунина
  • «Темные аллеи», анализ рассказа Бунина
  • Краткое содержание произведения Бунина «Кавказ»
  • «Чистый Понедельник», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Лапти», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Цифры», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Антоновские яблоки», анализ рассказа Бунина
  • «Грамматика любви», анализ рассказа Бунина

По произведению: «Кукушка»

По писателю: Бунин Иван

Источник: https://goldlit.ru/bunin/134-kukushka-kratkii-pereskaz

И.А. Бунин: «Кукушка»: краткое содержание, основные жанровые особенности :: SYL.ru

Многие из нас читали рассказ И. А. Бунина «Кукушка». Краткое содержание этого произведения будет рассмотрено в нашей статье. Рассказ этот написан в 1898 году и входит в цикл прозы писателя о русской деревне.

Кратко об идейном замысле произведения

Это произведение относится к раннему периоду творчества Бунина, который вошел в русскую литературу с такими произведениями, как «Деревня» и «Антоновские яблоки». Молодой писатель рассказывал своим читателям о суровой русской жизни, о непростом крестьянском быте, об угасании славы помещиков, утративших после отмены крепостного права свою власть.

Очень часто его произведения посвящены жизни простого маленького человека. И не всегда он может справиться с вызовами судьбы.

Этой теме посвящен и рассказ И. А. Бунина «Кукушка», краткое содержание которого мы рассмотрим по частям.

Обретение дома

Бунин рассказывает, что его герой – старый солдат, прозванный Кукушкой, после долгих лет скитаний обрел место постоянной службы. Барин дал ему возможность за кров, еду и небольшую оплату служить ему караульным в лесу.

В обязанности старика входило охранять барский лес от незаконных вырубок. Чему же еще посвящен рассказ «Кукушка» Бунина, краткое содержание которого умещается на одной странице текста? Он рассказывает о судьбе одинокого человека, который вырос сиротой, не знал родных отца и матери, соответственно, не получил ни образования, ни воспитания.

С юности Кукушка не знал ни любви, ни заботы. Окружающие давали ему обидные прозвища, называя лодырем, лентяем, человеком, ни на что не годным. Кукушка привык к этим прозвищам и уже сам считал себя неудачником.

Изгнание

В итоге герой не смог справиться со своими обязанностями. Он допустил, что крестьяне стали воровать лес. Но не по хитрости, а по тому, что просто не заметил воровства. Почувствовав, что тучи барского гнева над ним сгущаются, Кукушка отловил в лесу волчат и подарил их детям барина. Дети были в восторге, но барин, одарив бывшего солдата тремя стираными рубашками, выгнал его с должности.

Этой же зимой Кукушка – старый, никому не нужный и больной человек, скончался от холода и недоедания. Таким образом, мы изучили рассказ И. А. Бунин «Кукушка», краткое содержание которого рассказывает о судьбе простого человека, к которому окружающие люди не смогли проявить сочувствия.

Место рассказа в творческой системе писателя

Не забудем также, что в XIX веке Россия была преимущественно крестьянской страной, а потому проблема мужика в русском общественно-философском сознании являлась предметом ожесточенных идейных разногласий между славянофилами и западниками, почвенниками и революционными демократами, народниками и марксистами. Уже в спорах людей 40–50-х годов была выдвинута задача понимания народа, поиска путей единения с ним, и основную нагрузку по ее выполнению взяла на себя русская литература того же периода.

Читайте также:  Краткое содержание зюскинд парфюмер. история одного убийцы точный пересказ сюжета за 5 минут

К этому и стремился И. А. Бунин. «Кукушка», краткое содержание которой мы рассмотрели, показывает, что тема деревни и человека из народа остро волновали писателя.

Без сомнения, Бунина уже с юности волновала характерная для всего его творчества тема своеобразия душевного склада русского человека.

Однако принять социальный анализ народничества, основанный на серьезных жизненных фактах, но чаще всего обусловленный прогрессивно-демократической тенденцией, Бунин как художник иной эпохи уже не мог.

Да и вообще, на рубеже веков с крахом народнической социологии былые надежды на народ вытеснялись противоположным пафосом, нередко – стремлением изобразить звериное лицо народной массы, чреватое преступлением (М. Горький «Городок Окуров», «Лето»; А. Чехов «Мужики», «В овраге»; И. Родионов «Наше преступление» и др.).

Поздненародническая критика (Р. Иванов-Разумник и др.) не без причины упрекала Бунина в очернительстве крестьянской жизни, игнорируя, однако, онтологические аргументы писателя в споре с народничеством.

Критики художника, находясь в плену сложившейся к тому времени традиции реалистического воссоздания действительности, скорее всего, не осознавали принципиальной новизны бунинского мировоззрения и стиля.

Как и многие даровитые писатели, Бунин принципиально отказывается от всякой идеализации в понимании и изображении народно-национальной жизни. Однако в отличие от них и, так сказать, взамен автор дает ей глубинное онтологическое обоснование.

Создавая полноценные индивидуальные характеры, он одновременно с тем нацелен на метафизически устойчивую фиксацию «национального типа» (на совершенно иных философско-метафизических основаниях этим, кстати, занимался и Н. А. Бердяев в своей «Русской идее»).

Подведем итоги: краткое содержание «Кукушки» Бунина по главам

Известно, что Бунин всегда говорил о принципиальной сложности русского человека, о трагических изломах и трагических основах русской души.

Это означает, что, не в пример большинству своих собратьев по творческому цеху, он отдавал приоритет художественной онтологии, а не художественной социологии жизни.

Рисуя повседневный быт крестьянства и дворянства, Бунин стремился запечатлеть в нем бытийные, сущностные проявления.

Разбирая рассказ Бунина по частям, мы видим, как в нем воплощается художественный замысел писателя. Как автор развертывает перед своими читателями всю нехитрую историю жизни одного маленького человека из народа.

Многое узнаешь из рассказа «Кукушка». Краткое содержание произведения Бунина было рассмотрено нами в настоящей статье.

Источник: https://www.syl.ru/article/341897/i-a-bunin-kukushka-kratkoe-soderjanie-osnovnyie-janrovyie-osobennosti

Бунин “Кукушка” краткое содержание

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Солдат в отставке получил прозвище “Кукушка” неспроста, он не имеет ни дома, ни родственников. Долгие годы он скитался по миру с протянутой рукой, и наконец, в нее вложили хлеб, а не камень – он заполучил должность лесного сторожа. Барин предоставил ему жилье и пищу.Однако служба у него не пошла.

Однажды он пришел к барину получать деньги. При этом Кукушка сам поразился несоответствием барских покоев и своей фигуры внутри них. Барин обвинил Кукушку в вырубке 3 молодых дубков и не стал слушать его оправданий.Бедный Кукушка испугался вновь потерять жилье, без которого он жил долгое время и решил добиться помилования от барина.

Он решил ублажить его поимкой волчат для детей барина, чтобы его не выгнали из сторожки.В то время, пока кукушка ловил волчат, кто-то снова срубил деревья, о чем приказчик быстро сообщил барину. Тот принял решение продержать кукушку лишь до лета, а затем выгнать.Нелегкая судьба бедного старика не складывалась с детства.

Сначала он был подпаском, затем стал пастухом, после был отправлен в солдаты. Отслужив, пытался найти работу будочником на чугунке, конюхом, работником, но ни на одном месте не задерживался долго. Все считали его непутевым и не годным ни для работы, ни для службы.

Окружение Кукушки придумало для него много обидных прозвищ, в том числе “лодырь”, “неудельный”, “с дурью”. Стоит отметить, что клички были вполне заслуженными, он действительно был не шибко умен, так как был сиротой и его никто и ничему не обучал.

Постоянно слышав в свой адрес подобные прозвища, его самооценка упала и он стал считать себя таким “неудельным” и больше не пытался перечить судьбе.Серьезных дел ему не доверяли, лишь простые и незначительные, что плохо сказывалось на зарплате. Это вынудило Кукушку пойти по миру с протянутой рукой.

Шли годы, Кукушка стал стареть, тем не менее, пытался не задумываться о своем будущем. Жил каждым днем, повезло устроиться сторожем и пожить в сторожке – был счастлив этому. Хотя осознавал, что его счастье долго не продлится.Кукушка посчитал, что если он прикинется больным, барин простит ему вырубку дубков, однако он ошибся.

Барин выгнал его и обрек на попрошайничество.Дети барина, которым он раздобыл волчат, поведали Кукушке, что один волчонок умер, а другой отказывается от еды. Кукушка сообщил барчукам, что, скорее всего ни он, ни волчонок не переживут этой зимы. Он сравнивает себя с волчонком, потому что у него также нет своего жилья. Кукушка уверен, что в эту зиму он замерзнет. Он недоумевает, за что ему такое наказание, он ведь крещеный.

Барские дети не смогли убедить отца разрешить старому нищему пожить на их дворе, однако на барина напал приступ щедрости, и он одарил старика тремя рубашками. Кукушка был очень рад, особенно белой рубашке, теперь он знал, в чем его можно будет похоронить. И его предсказание сбылось. Зимой его не стало.


ActionTeaser.ru – тизерная рекламаActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: http://referat5top.ru/kratkoe-soderzhanie/1798-bunin-kukushka-kratkoe-soderzhanie

План-конспект урока (литература, 7 класс) на тему: Смысл названия и основные проблемы рассказа И.А. Бунина “Кукушка” (мастерская построения знаний и творческого письма)

Смысл названия и основные проблемы (доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение) рассказа И.А. Бунина «Кукушка»  (мастерская построения знаний и творческого письма)

        Цель:        

  • выявить художественную идею рассказа; особенности раннего творчества И.А. Бунина;
  • развивать навыки работы с  учебником, иллюстрациями; навыки выразительного чтения;
  • формировать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления символического значения слова «дом».

Результаты урока:

Предметные результаты: выделение необходимой информации, решение проблем творческого, поискового характера.

Метапредметные результаты: развитие речевой деятельности, формирование умения принимать, понимать людей разного социального положения.

Личностные результаты: закрепление нравственных норм поведения.

         Оборудование: учебник литературы для 7 класса, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, раздаточный материл.

Структура урока

1. Индукция.

2.Самоконструкция.

3. Социоконструкция.

4.Социализация.

5. Афиширование.

6. Разрыв.

7. Рефлексия.

Работа во время мастерской ведется в группах.

ХОД ЗАНЯТИЯ

І.      Индукция.

 Сегодня у нас не совсем обычный урок, а Мастерская. Работать нам будет, может быть, не очень легко, но, надеюсь интересно. И тема сегодняшней мастерской: «Смысл названия и основные проблемы рассказа (доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение)  И.А. Бунина «Кукушка»  (Слайд 1).

Напишите слово ДОМ  как вам удобно (вертикально, горизонтально, заглавными буквами или прописными). Подберите к этому слову слова-ассоциации. Обменяйтесь своими словами в группе. (3 минуты)

II. Самоконструкция.

Группам раздаются высказывания писателей и поэтов о доме.

«Главный-то дом человек в душе у себя строит, и этот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет» (Ф. Абрамов «Дом»).

«Если в доме пребывает мир, если брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей, то тот дом счастлив» (И.С. Шмелев «Лето Господне»).

«Где любят нас – лишь там очаг родимый» (Д. Байрон).

«Да, не в том чудо, что дом укрывает нас и греет, что эти стены – наши. Чудо в том, что незаметно он передает нам запасы нежности – и она образует в сердце, в самой его глубине, неведомые пласты,  где точно воды родника, рождаются грезы». (А. Сент-Экзюпери «Планета людей»).

«Жить так на воле, умирать – так дома» (А. Ахматова. Жить – так на воле»).

«Невеликая награда.

Невысокий пьедестал.

Человеку мало надо.

Лишь бы дома кто-то ждал». (Р. Рождественский «Человеку мало надо…»).

«Великая истина открылась мне. Я узнал: люди живут. А смысл их жизни в их доме. Дорога, ячменное поле, склон холма разговаривают по-разному с чужаком и с тем, кто здесь родился» (А. Сент-Экзюпери «Цитадель»).

Дом (царство), разделившееся внутри самого себя не устоит. (Библия. Новый завет. Стих 12:25).

«Дом – это место, где можно не подлаживаться. Не контролировать слова. Быть усталым, когда устал, быть молчаливым, когда хочется молчать – и при этом не бояться, что обидишь.  Не  притворяться ни мгновения – ни жестом, ни взглядом». (В. Рыбаков. «Гравилет Цесаревич»).

«Если в спешке строишь вселенную или дом, то почти наверняка потом заметишь, что забыл сделать мель или чулан для щеток» (М. Твен).

«Тот, кто живет в стеклянном доме, не должен бы бросаться камнями в других» (Роберт Луис Стивенсон).

«Я не люблю чувствовать себя как дома, когда я за границей» (Джордж Бернард Шоу).

«У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность» (Дюма А. отец).

Дополните свои ассоциации со словом дом. На основе ваших слов-ассоциаций напишите сочинение-миниатюру «Что значит слово дом для вас?». (Слайд 2). (10 минут)

III. Социоконструкция.

Прочитайте свои тексты в группе, выберите один текст от группы и прочитайте его вслух. (7 минут)

IV. Социализация. (3 и 5 минут)

Читайте также:  Краткое содержание сетон-томпсон мустанг-иноходец точный пересказ сюжета за 5 минут

Группам раздаются вопросы.

1 группа. Прочитайте рассказ от начала до слов «…вывела двух детенышей волчица». Выпишите названия цветов, встретившихся в отрывке. (Синеватый пасмурный денек, пожелтевший кустарник, серые камни, почерневшая изба, деревянные ульи голубовато-серого цвета).

– Какой основной цвет вы бы использовали, создавая иллюстрацию к началу произведения?  (Рабочая тетрадь 1 вопрос стр. 14). (слайд 3, 4).

(Преобладают серые тона, картина леса написана в приглушенной цветовой  гамме).

Слово учителя.

В ранних рассказах Бунина пейзаж выступает не только как фон для событий или средство передачи мыслей, чувств и переживаний персонажа, но и как один из важнейших компонентов повествования. Серый цвет — свидетельство бесприютности героя; метель, стучащая в окна караулки, — символ окончательного запустения и одиночества.

2 группа. Обращение к репродукции картины И.Е. Репина «Мужичок из робких». (Индивидуальное задание). (Слайд 5).

Сообщение учащегося.

«Мужичок из робких» – Илья Ефимович Репин. 1877. Холст, масло. 65х54

Один из интереснейших портретов работы Репина, в котором удивительно все, начиная с самого названия. Перед нами худощавый мужичок, взлохмаченный, с окладистой бородой.

Его позу можно принять за выражение некой неуверенности, скованности. Но лишь позу. Глаза выдают в герое бурю страстей, волю, бесстрашие и энергию. Так может выглядеть разбойник, бунтовщик. Робость мужичка напускная, ложная.

Он словно сжатая пружина, которая вот-вот распрямиться…

Репину удалось создать потрясающий образ русского мужика “себе на уме”. Потрясающе передан блеск глаз, в морщинах читается судьба, а выгоревшая на солнце рыжеватая борода, подтверждает предположение о разбойном прошлом мужичка. Художник сумел разгадать все тайны своей модели…

–        Какие общие черты можно отметить в портретных изображениях Кукушки и «мужичка из робких»? (Рабочая тетрадь 2 вопрос стр. 14). (Кукушка производит такое же впечатление смиренного и запуганного, много повидавшего на своем веку человека).

 3 группа. Прочитайте отрывок от слов «Он был приемыш…» до « …и весна прошла дружно, весело».

Что мы узнаем о судьбе героя? Как писатель относится к Кукушке? Есть ли в тексте ноты осуждения, неприятия? (Автор не осуждает героя, а, напротив, старается объяснить причины неприязненного отношения к нему со стороны мужиков: «но от кого  ему было научиться разуму»; «он был не „серьезный”, не “хозяйственный” человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на „неудельного”, обездоленного человека и невольно стал таким»; «тогда слышалось в его песне что-то хорошее и грустное, укор кому-то, но неясный укор, потому что Кукушка не любил долго и серьезно раздумывать о своей судьбе»).

–        Какова роль рассказчика в «Кукушке»? Почему слова верхами, шалава, неудельный, лодырь, с дурью, серьезный, не хозяйственный и другие взяты в тексте в кавычки? (Эти слова произносят мужики, именно так характеризующие Кукушку).

Слово учителя.

Кукушка рисуется как бы с двух точек зрения: с авторской и своей собственной, снаружи и изнутри.

В пределах одного контекста взаимодействуют прямая авторская и нелитературная форма повествования, принадлежащая действующим лицам и поэтому имеющая или чужую социально-речевую окраску, или содержащая другую оценку предмета высказывания. Бунин соединил эти формы в одно стилистическое целое.

Несмотря на сопровождение «чужого» слова кавычками, стилистическая его закрепленность за собственно авторской речью настолько естественна и органична, что весь отрывок производит впечатление единого стилистически целого.

Всякое специфическое слово, бытующее в соответствующей среде, содержит в себе «точку зрения» этой среды, и поэтому употребление его в авторской речи характеризует позицию автора, свидетельствуя о его близости к изображаемой среде, о том, что автор видит все не со стороны, а изнутри, с «внутренней точки зрения».

4 группа. Старая караулка органично вписана в пейзаж. Прочитайте фрагмент рассказа от слов «Когда на дворе стало смеркаться…» до конца первой главы. Выпишите сочетания слов, передающие особенности интерьера караулки. Что подчеркнуто в описании? (Рабочая тетрадь 3 вопрос стр. 14). (Слайд 6).

– Почему радуется Кукушка своему новому положению?

Слово учителя.

Дом символизирует центр мира, убежища Великой Матери, замкнутость и защиту. Культовый дом, хижина или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, наш мир, вселенную.

– Прочитайте эпизод «За ужином» (от слов «Пока варились картошки…» до слов «…даровать ему тихую и скорую кончину…»). Есть ли детали в эпизоде, которые поразили вас?

«Ел он пристально, с жадной неторопливостью нищего, он искренне просил Бога даровать ему скорую и тихую кончину».

Кукушка привык переносить тяготы судьбы. Жизнь научила его мудрому смирению, умению радоваться малому.

Слово учителя.

Бунин открывает сокровенный смысл однообразного бытия. В изображении внешне скудной жизни проявляется ее истинное, внутреннее содержание. Автор делает акцент не на репликах или поступках героя, а на его настроении, состоянии личности, на общей эмоциональной атмосфере эпизода, всей картины. Экспрессия авторского слова, интонация изложения играют здесь первостепенную роль.

В композиции, красках, повторе отдельных элементов, символической деталировке повествования заключены «подтекстовые» обобщения. Писательское раздумье четко обозначено. С развитием повествования оно сложно соотносится с опытом персонажа, поэтому «поворачивается» то одной, то другой своей гранью. Конкретные краски, детали становятся выражением этого внутреннего движения.

Заслушиваются ответы групп с комментариями учителя.

V.  Афиширование. (5 минут)

Задайте свои вопросы по содержанию рассказа. Возможно, что-то осталось непонятным. (Обсуждение. Если вопросов нет, то учитель предлагает свои). (Слайд 7).

 – В каких отношениях с миром природы находится Кукушка? (Кукушка живет в гармонии с окружающим его миром природы).

– Почему волчица поселилась неподалеку от Кукушки, не опасаясь присутствия человека? (Слайд 8).

–  Как автор изображает маленьких волчат в родном логове? (Волчата тоже в родном доме, рядом с матерью. Их жизнь так же гармонична, как и жизнь Кукушки).(Слайд 9).

– Какова судьба волчат? (Волчата потеряли родной дом, поэтому неизбежно должны погибнуть).

VI. Разрыв. (5 минут)

Обсудите в группах вопросы:

– Какое значение приобретает фраза Кукушки:

«— Зимой нашему брату плохо.

—        Какому брату?

—        Волчиному»?

– Какая участь ждет волчонка, которого ребята отпустили на свободу? (Слайд 10).

– Почему Кукушка замерз около леса? (В лесу, к которому шел Кукушка, стоял его Дом, который он безвозвратно потерял. Человек, лишенный Дома, теряет целый Мир, Вселенную, что неизбежно приводит его к гибели).(Слайд 11).

-Объясните смысл названия рассказа.

-Какие проблемы затронуты в этом рассказе?

– Выберите слова, которые могут быть ключевыми для сочинения по теме «Что значит дом для Кукушки?».

Записываем их на доске. (Очаг, тепло, уют, родные, любовь).

Выразите свои ощущения вокруг одного из этого слов или выберите любой проблемный вопрос и напишите на него размышление. Прочитайте.

VII. Рефлексия. (2 минуты)

Ответьте на вопросы: что вы сегодня делали? Отметьте моменты, когда было радостно, когда или чему удивились? Какие задания вам понравились и почему?  Сделали ли какое-то открытие?

Домашнее задание: прочитать статью учебника «Художник за работой» (стр. 95 -96) и интервью с Куприным (стр. 97-98). Прочитать рассказ «Куст сирени»(стр.98-105). Р.т. урок 69.

Индивидуальное задание: подготовить сообщение об именах Вера, Николай, Евграф, о символическом значении алмаза. Подготовить пересказ эпизода в ломбарде от лица оценщика.  

«Главный-то дом человек в душе у себя строит, и этот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет» (Ф. Абрамов «Дом»).

«Если в доме пребывает мир, если брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей, то тот дом счастлив» (И.С. Шмелев «Лето Господне»).

«Где любят нас – лишь там очаг родимый» (Д. Байрон).

«Да, не в том чудо, что дом укрывает нас и греет, что эти стены – наши. Чудо в том, что незаметно он передает нам запасы нежности – и она образует в сердце, в самой его глубине, неведомые пласты,  где точно воды родника, рождаются грезы». (А. Сент-Экзюпери «Планета людей»).

«Жить так на воле, умирать – так дома» (А. Ахматова. Жить – так на воле»).

«Невеликая награда.

Невысокий пьедестал.

Человеку мало надо.

Лишь бы дом кто-то ждал». (Р. Рождественский «Человеку мало надо…»).

«Великая истина открылась мне. Я узнал: люди живут. А смысл их жизни в их доме. Дорога, ячменное поле, склон холма разговаривают по-разному с чужаком и с тем, кто здесь родился» (А. Сент-Экзюпери «Цитадель»).

Дом (царство), разделившееся внутри самого себя не устоит. (Библия. Новый завет. Стих 12:25).

«Дом – это место, где можно не подлаживаться. Не контролировать слова. Быть усталым, когда устал, быть молчаливым, когда хочется молчать – и при этом не бояться, что обидишь.  Не  притворяться ни мгновения – ни жестом, ни взглядом». (В. Рыбаков. «Гравилет Цесаревич»).

«Если в спешке строишь вселенную или дом, то почти наверняка потом заметишь, что забыл сделать мель или чулан для щеток» (М. Твен).

«Тот, кто живет в стеклянном доме, не должен бы бросаться камнями в других» (Роберт Луис Стивенсон).

«Я не люблю чувствовать себя как дома, когда я за границей» (Джордж Бернард Шоу).

«У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность» (Дюма А. отец).

Дополните свои ассоциации со словом дом. На основе ваших слов-ассоциаций напишите сочинение-миниатюру «Что значит слово дом для вас?».

Вопросы для 1 группы.

Читайте также:  Краткое содержание горький самовар точный пересказ сюжета за 5 минут

Прочитайте рассказ от начала до слов «…вывела двух детенышей волчица». Выпишите названия цветов, встретившихся в отрывке. (Синеватый пасмурный денек, пожелтевший кустарник, серые камни, почерневшая изба, деревянные ульи голубовато-серого цвета).

– Какой основной цвет вы бы использовали, создавая иллюстрацию к началу произведения?  (Рабочая тетрадь 1 вопрос стр. 14).

Вопросы для 2 группы.

Обращение к репродукции картины И.Е. Репина «Мужичок из робких». (Индивидуальное задание). Сообщение Ивзалиева.

Какие общие черты можно отметить в портретных изображениях Кукушки и «мужичка из робких»? (Рабочая тетрадь 2 вопрос стр. 14).

Вопросы для 3 группы.

Прочитайте отрывок от слов «Он был приемыш…» до « …и весна прошла дружно, весело». Что мы узнаем о судьбе героя? Как писатель относится к Кукушке? Есть ли в тексте ноты осуждения, неприятия?

Какова роль рассказчика в «Кукушке»? Почему слова верхами, шалава, неудельный, лодырь, с дурью, серьезный, не хозяйственный и другие взяты в тексте в кавычки?

Вопросы для 4 группы.

Старая караулка органично вписана в пейзаж. Прочитайте фрагмент рассказа от слов «Когда на дворе стало смеркаться…» до конца первой главы. Выпишите сочетания слов, передающие особенности интерьера караулки. Что подчеркнуто в описании? (Рабочая тетрадь 3 вопрос стр. 14).

– Почему радуется Кукушка своему новому положению?

Прочитайте эпизод «За ужином» (от слов «Пока варились картошки…» до слов «…даровать ему тихую и скорую кончину…»). Есть ли детали в эпизоде, которые поразили вас?

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/05/14/smysl-nazvaniya-i-osnovnye-problemy-rasskaza-ia-bunina-kukushka

Сайт учителя русского языка Гвоздиковой Елены Ивановны – Художественная идея рассказа И.А. Бунина “Кукушка”

определять нравственные качества литературных героев, особенности языка и композиции рассказа. 

     В тетради по литературе запишите дату и тему урока.

Найдите в статье ответы на вопросы:

  • из какой семьи происходил И.А. Бунин, кто из предков Бунина увлекался поэзией;
  • где прошло детство будущего поэта;
  • какое влияние оказали на И.А. Бунина природа, общение с простыми людьми;
  • как складывалась литературная судьба И.А. Бунина;
  • почему И.А. Бунин долгие годы прожил вдали от родины.

Запишите ответы в тетрадь

     Прочитайте рассказ “Кукушка”  в учебнике на странице 77, посмотрите иллюстрации к рассказу.

  Когда вы читали произведение, то, наверно, заметили, что в самом начале преобладают серые цвета.

В ранних рассказах Бунина пейзаж выступает не только как фон для событий или средство передачи мыслей, чувств и переживаний персонажа, но и как один из важнейших компонентов повествования.

Серый цвет — свидетельство бесприютности героя; метель, стучащая в окна караулки, — символ окончательного запустения и одиночества.

Рассмотрите репродукции картины И.Е. Репина «Мужичок из робких».

   Кукушка производит такое же впечатление смиренного и запуганного, много повидавшего на своем веку человека.

  • Что мы узнаем о судьбе героя? 
  • Как писатель относится к Кукушке? 
  • Есть ли в тексте ноты осуждения, неприятия?

  Автор не осуждает героя, а, напротив, старается объяснить причины неприязненного отношения к нему со стороны мужиков: «но от кого ему было научиться разуму»; «он был не „серьезный”, не „хозяйственный” человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на „неудельного”, обездоленного человека и невольно стал таким»; «тогда слышалось в его песне что-то хорошее и грустное, укор кому-то, но неясный укор, потому что Кукушка не любил долго и серьезно раздумывать о своей судьбе».

  • Какова роль рассказчика в «Кукушке»? 
  • Почему слова верхами, шалава, неудельный, лодырь, с дурью, серьезный, не хозяйственный и другие взяты в тексте в кавычки?
  • Почему радуется Кукушка своему новому положению?

  Дом символизирует центр мира, убежища Великой Матери, замкнутость и защиту. Культовый дом, хижина или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, наш мир, вселенную.

  • до слов «…даровать ему тихую и скорую кончину…»). Есть ли детали в эпизоде, которые поразили вас?

   Кукушка привык переносить тяготы судьбы. Жизнь научила его мудрому смирению, умению радоваться малому.

  • В каких отношениях с миром природы находится Кукушка?

   Кукушка живет в гармонии с окружающим его миром природы.

  • Как автор изображает маленьких волчат в родном логове?

  Волчата тоже в родном доме, рядом с матерью. Их жизнь так же гармонична, как и жизнь Кукушки.

   Волчата потеряли родной дом, поэтому неизбежно должны погибнуть.

 Проверим, насколько внимательны вы были при изучении материалов урока. Запишите ответы на вопросы в электронной тетради. 

И.А. Бунина “Догорел апрельский светлый вечер…” на странице 73 в учебнике.

  • Совпадает ли настроение, переданное художником, с настроением в стихотворении?
  • Что объединяет произведения живописи, музыки, литературы?
  • Какие образы возникают в стихотворении? 
  • Где отражаются звёзды? Какой смысл приобретает этот образ в контексте стихотворения?

   Образы луны, солнца, звёзд – неотъемлемая часть общей живописной картины мира. Но изобразительная сочность как бы подчёркивает их внутренний смысл. Отсюда необычные – чисто бунинские – мотивы отражённого неба: звёзд в глубине озера, “ночного подводного неба”. Такие явления в их зрительном восприятии передают сложные попытки человека постичь далёкие таинственные миры.

   Противоречие (свет – тьма) сопряжено со сложными человеческими побуждениями и эмоциями. “Неземная красота” бесконечно дорога, но трудно достижима. И поэтому приобщение к ней – всегда возрождение.

  • Какие звуки вы слышите в произведении?
  • Какой смысл приобретает понятие “тишина” в художественном мире Бунина?
  • Какова художественная идея произведения?

     Выучите стихотворение наизусть.

Источник: http://gvozdikova.ucoz.ru/index/khudozhestvennaja_ideja_rasskaza_i_a_bunina_quot_kukushka_quot/0-266

Бунин, “Кукушка”: краткое содержание рассказа

Величайший мастер прозы и талантливый лирик – так характеризуется в русской литературе И. Бунин. «Кукушка» – краткое содержание по главам дается ниже – один из ранних рассказов писателя, в котором автор крупным планом изображает человека из народа.

1 глава. Новый караульный

Февральским вечером к сторожке в лесу подъехали розвальни. Из них вылез старик, одетый в изношенную шинель и шапку. В руках он держал кошку с петухом, следом бежали две собаки. Это был старый солдат, прозванный Кукушкой. Он затопил печь, сварил картошки.

Не торопясь, но жадно поел. Затем взобрался на печь и укрылся шинелью. Кукушка чувствовал себя счастливым: наконец-то у него появились, пусть и ненадолго – барин назначил его караульным в лесу – дом, еда.

Он хорошо знал, что такое побираться, поэтому был рад малому – отмечает Бунин.

«Кукушка»: краткое содержание 2 главы

Как-то старик пошел просить денег. В момент, когда барин удалился из комнаты, вошли два его сына. Они заговорили с Кукушкой. Стали спрашивать о собаках, рассказывали о проделках Цыгана – пса, отправленного со стариком в караулку. Перешли к охоте, и Кукушка пообещал принести мальчикам волчат – недавно он видел рядом со своим домом их мать.

Старик бодро возвращался в лес. Он был приемышем, потому и получил такое прозвище. С детства нанимался на работы. После службы женился, но с семьей не получилось.

Он с малых лет считал себя обездоленным, беспутным, и это убеждение сделало его ленивым, раздражительным неумехой. Такую характеристику дает герою рассказа «Кукушка» Бунин.

Краткое содержание его горькой жизни оттеняет то счастье, которое он чувствовал, живя в караулке.

Глава 3. В поисках волчат

Было начало апреля. Возвращаясь из обхода, Кукушка заметил волчицу. Он решил, что она, вероятно, уже ощенилась. По вечерам старик прислушивался к звукам, надеясь узнать, где ее логово. Но все было тщетно. Наконец, на рассвете Кукушка решил сам отправиться к оврагу. И ему повезло: у камней суетились два волчонка. Старик сложил их в мешок и отправился к барину.

Мальчики были в восторге. А Кукушка долго рассказывал, как ловил волчат. Радостный, возвращался в караулку, где его уже ждал приказчик. Оказалось, за время отсутствия Кукушки в лесу срубили деревья. Теперь за это предстояло ответить.

Бунин, «Кукушка»: краткое содержание 4 главы

Недели через две приехал барин. Все эти дни Кукушка притворялся больным и теперь жаловался, что приказчик его чуть не убил. Хозяин пообещал прислать нового караульного, а старику разрешил пока пожить в доме. К лету Кукушка вновь пошел по деревням и однажды оказался у дома барина.

Мальчики ему очень обрадовались и рассказали, что один волчонок умер. Другой ничего не ел и исхудал. «Нужно его отпустить», – предложил старик. По дороге к яме мальчики стали расспрашивать героя о его жизни – продолжает Бунин.

Кукушка – краткое содержание разговора приводится – отметил, что ни семьи, ни дома у него нет. Что работу найти тяжело. Когда барчуки предложили помощь, лишь попросил взять у отца две рубахи.

И добавил, что зимой замерзнет, так будет в чем похоронить.

Волчонка выпустили, и старик отправился вслед за ним в лес. А зимой его пророчество сбылось – пишет Бунин. Кукушка, краткое содержание рассказа о котором вы прочитали, был найден мертвым недалеко от сторожки, где счастливо провел три месяца своей жизни около года назад.

Источник: http://dayswoman.ru/article/192081/bunin-kukushka-kratkoe-soderjanie-rasskaza

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector