Краткое содержание чехов чайка точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание пьесы “Чайка” Чехова по действиям: краткий пересказ

Краткое содержание Чехов Чайка точный пересказ сюжета за 5 минут

“Актриса в своей гримерке”.Художник Эдгар Дега

Пьеса “Чайка” является одним из самых известных драматических произведений великого русского писателя и драматурга А. П. Чехова.

В этой статье представлено краткое содержание пьесы “Чайка” Чехова по действиям: краткий пересказ произведения.

Смотрите:
Краткий пересказ пьесы “Чайка”
Все материалы по пьесе “Чайка”
Все материалы по творчеству ЧеховаДействие пьесы происходит в Российской Империи в конце XIX века.

Действие первое

Отставной чиновник Петр Николаевич Сорин живет в своем провинциальном имении. У него в имении живет его племянник Константин Треплев. Здесь же гостит сестра Сорина и мать Константина, Ирина Николаевна Аркадина – 43-летняя известная актриса, ведущая бурную светскую жизнь. Аркадина состоит в отношениях с известным писателем Тригориным, который значительно младше нее.

Константин Треплев – 25-летний начинающий писатель. Он не одобряет образа жизни своей матери-актрисы, ее вкусы и взгляды. Константин влюблен в молодую девушку Нину Заречную, и та отвечает ему взаимностью. Нина мечтает стать актрисой и добиться славы.

Усадьбой Сорина управляет господин Шамраев. Дочь управляющего Маша безответно влюблена в Константина. В свою очередь в Машу так же безответно влюблен учитель Медведенко. Жена управляющего Полина Андреевна влюблена во врача Дорна и изменяет с ним мужу. Женщина готова оставить мужа ради этой связи, но 55-летний Дорн не хочет что-либо менять. 

Однажды влюбленные Нина и Константин устраивают в усадьбе любительский спектакль по пьесе самого Константина. Нина считает пьесу слабой, но все же решается играть. Перед спектаклем девушка признается Константину, что ее тянет к нему, как чайку.

На спектакль собираются все упомянутые выше персонажи. Начинается спекталь. Госпожа Аркадина критикует постановку прямо во время действия. Это обижает самолюбивого Константина, и он прерывает спектакль.

Аркадина не понимает, почему сын обижается, ведь пьеса действительно слаба.

Действие второе


Спустя некоторое время Нина и Константин Треплев снова встречаются. Константин кладет к ногам девушки убитую им чайку. Он говорит, что готов лишить себя жизни из-за того, что Нина охладела к нему. Константин подозревает, что причина охлаждения в его плохой пьесе и в том, что он не является известным писателем – в отличие от Тригорина. Нина смущается и не знает, что ответить. Треплев уходит. Тут же к Нине подходит писатель Тригорин. Девушка расспрашивает его о том, как ему живется в качестве знаменитого писателя. Нина мечтает о славе и успехе, поэтому знаменитый Тригорин восхищает ее.

Действие третье


Константин Треплев тяжело переживает охлаждение Нины и ее увлечение Тригориным. Сам Тригорин тоже влюбляется в Нину и признается в этом госпоже Аркадиной (с которой живет). Женщина приходит в отчаяние и на коленях упрашивает его не бросать ее. Тригорин соглашается остаться с ней. Однако перед отъездом он тайно договоривается с Ниной о том, как они встретятся в Москве. На прощание Тригорин и Нина целуются. Тем временем Маша, страдая от безответной любови к Константину Треплеву, решает выйти замуж за учителя Медведенко.

Действие четвертое


Проходит два года. Константин Треплев становится известным писателем. Он живет в имении вместе с дядей. Маша и Медведенко уже женаты, у них есть ребенок. Маша по-прежнему безответно любит Треплева. Девушка надеется, что, когда мужа переведут в другое место службы, ее любовь к Треплеву пройдет.

О Нине Заречной известно, что она уехала в Москву и вступила в отношения с писателем Тригориным. Нина стала актрисой, однако не добилась славы: Тригорин критиковал ее, из-за чего девушка потеряла веру в себя.

От связи с Тригориным у Нины родился ребенок, который вскоре умер. Затем Тригорин разлюбил Нину и оставил ее. Девушка по-прежнему работает актрисой и живет довольно скромно.

5 дней назад Нина приехала в город и живет в гостинице, но отказывается принимать кого-либо, даже Треплева. 

Тем временем госпожа Аркадина все с тем же Тригориным приезжает в имение, чтобы навестить больного брата. В имении собирается обычное общество, чтобы развлекаться.

В тот же вечер Нина тайно приезжает к Треплеву. Она в слезах признается, что избегала его, боясь, что он ее ненавидит. Нина говорит, что завтра едет в Елец, чтобы работать всю зиму в местном театре.

Треплев признается ей, что все еще любит ее, и просит остаться или взять его с собой. Нина отвечает, что по-прежнему любит Тригорина и любит сильнее прежнего.

Она сравнивает себя с чайкой, которую случайный человек погубил от нечего делать. Нина уезжает. 

В тот же вечер, когда в доме еще находятся гости, Константин кончает жизнь самоубийством.  

Источник: http://www.literaturus.ru/2018/04/kratkoe-soderzhanie-chajka-chehov-po-dejstvijam-pereskaz.html

Краткое содержание “Чайка” Чехова А.П

Комедия в четырех действияхДействие происходит в усадьбе Сорина. Между третьим и вторым действиями проходит два года.

Действие первое

Часть парка. Широкая аллея ведет к озеру, где сколочена деревянная эстрада для домашнего спектакля. Озера зрителям не видно. Перед эстрадой — несколько стульев, столик. Здесь намечается поставить пьесу Константина Гавриловича Треплева, сына актрисы Ирины Николаевны Арка-диной.

Они гостят у брата Аркадиной — Петра Николаевича Сорина.Играть в дачном спектакле должна Нина Заречная, молодая девушка. Треплев влюблен в нее. Она тоже питает к нему нежные чувства.

Во всяком случае так думает дочь управляющего Маша: «Они влюблены друг в друга, и сегодня их души сольются в стремлении дать один и тот же художественный образ». За Машей безуспешно ухаживает учитель Медведенко. У него большое семейство (мать, две сестры, братишка) и маленькое жалованье.

Не удивительно, что говорить он может только о деньгах — вернее, о том, что их нет.Заречная запаздывает. Отец и мачеха стерегут ее, не дают свободы в общении с соседями («богемой»): боятся, как бы она не пошла в актрисы.

Треплев раздражен, волнуется, высказывает дяде претензии к матери, которая приехала со своим любовником — успешным беллетристом Борисом Алексеевичем Тригориным.

Треплев (об Аркадиной): Она уже и против меня, и против спектакля, и против моей пьесы, потому что не она играет, а Заречная. Она не знает моей пьесы, но уже ненавидит ее.

Ей уже досадно, что вот на этой маленькой сцене будет иметь успех Заречная, а не она. Психологический курьез — моя мать. Бесспорно талантлива, умна, способна рыдать над книжкой… За больными ухаживает, как ангел. Но… Нужно хвалить только ее одну, нужно писать о ней, кричать, восторгаться ее необыкновенной игрой……

Видишь, моя мать меня не любит. Еще бы! Ей хочется жить, любить, носить светлые кофточки, а мне уже двадцать пять лет, и я постоянно напоминаю ей, что она уже не молода.У нее в Одессе в банке семьдесят тысяч — это я знаю наверное. А попроси у нее взаймы, она станет плакать.

Кроме того, Аркадина считает, что «она служит человечеству, святому искусству», а по мнению ее сына, «современный театр — это рутина, предрассудки». Он считает, что «нужны новые формы» — или не нужно вообще ничего.

Известность матери, ее слава, круг ее прославленных и уважаемых знакомых — все это уязвляет Треплева, заставляет остро ощущать его собственное ничтожество.О Тригорине Константин отзывается снисходительно: «умный, простой… Очень порядочный. Что же касается его писаний… Мило, талантливо…

но после Толстого или Золя не захочешь читать Тригорина».Появляется Нина. Константин бросается к ней: «Волшебница, мечта моя!»Нина расспрашивает Костю о Тригорине: «Он молод?» И восхищается: «Какие у него чудесные рассказы!»Треплев отвечает холодно: «Не знаю. Не читал».

Заречная замечает, что в пьесе Треплева трудно играть — нет действия, одна читка. И любви нет — а в пьесе обязательно должна быть любовь, живые лица.Треплев исполнен презрения к театру прошлого: «Живые лица! Надо изображать жизнь не такою, как она есть, и не такою, как она должна быть, а такой, как она представляется в мечтах».

Треплев (начиная пьесу ):— О вы, почтенные, старые тени, которые носитесь в ночную пору над этим озером, усыпите нас, и пусть нам приснится то, что будет ч«рез двести тысяч лет!..Декорация продумана так, что, когда раздвигается занавес, открывается вид на озеро, луна над горизонтом и отражение ее в воде.

Читайте также:  Краткое содержание ашик-кериб лермонтова точный пересказ сюжета за 5 минут

На большом камне сидит Нина Заречная, одетая во все белое.Нина:— Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде… Все жизни, все жизни, все жизни, свершив печальный круг, угасли… Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно… Тела живых существ исчезли в прахе… а души всех слились в одну. Общая мировая душа — этоЯ…Я…

По режиссерскому замыслу, появляются болотные огни, а потом над озером загораются красные глаза дьявола, который «скучает по человеку» . Пахнет серой.

— Да, это эффект! — смеется Аркадина.В публике (доктор Дорн, жена управляющего Полина Андреевна) порхают безразличные или иронические реплики.Треплев приказывает опустить занавес. Он оскорблен и уходит. Из молодого самолюбия он предупреждал всех, что эта пьеса — шутка.

Но, как догадывается его мать, «ему хотелось поучить нас, как нужно писать и что нужно играть… Тут претензии на новые формы, на новую эру в искусстве!»Аркадина, глядя на озеро, припоминает, что лет десять назад на этом озере было шесть помещичьих усадеб, гости, музыка, пение, смех, шум, бесконечные романы.

«Кумиром всех усадеб» был доктор Дорн.Маша отправляется искать «бедного обиженного мальчика». Нина, о которой Костя в сердцах забыл, выходит из-за эстрады. Ее представляют Тригорину. Она, конфузясь, выражает свое восхищение его творчеством.

В ответ беллетрист говорит, что в пьесе он ничего не понял, но искренняя игра Нины ему понравилась. Впрочем, рассуждать об искусстве писателю не по душе — и он начинает говорить о рыбной ловле, большего наслаждения для него нет.Нина считает, что если кто-то хоть раз испытал наслаждение творчества, то другого уже не надо.

Так считает и Дорн — доктор завидует «подъему духа», который, по его мнению, испытывают творцы. Он находит Треплева, хвалит его пьесу, говорит, что изображать нужно «только важное и вечное». Константин со слезами на глазах обнимает доктора — его самолюбие удовлетворено. Он нервно просит, чтобы все оставили его в покое.

Он отправляется к дому Нины.Маша, искавшая Треплева всюду, говорит Дорну о любви к Косте.Дорн:— Как все нервны! Как все нервны! И сколько любви… О, колдовское озеро!

Действие второе

Все та же дачная компания. Сорин все больше дремлет, хрипит, кашляет. Сестра просит его полечиться, Дорн рекомендует бросить курить: «Вино и табак обезличивают человека».Маша от безответной любви к Косте и тоски взяла в обычай нюхать табак и пропускать «пару рюмок» перед обедом.У Треплева нехорошо на душе, он все бродит у озера.

Его мучает уязвленное самолюбие и осознание того, что Нине ни он, ни его пьесы больше неинтересны — ее сознание и душу заполонил Тригорин.Аркадина критикует скуку деревенской жизни — «никто ничего не делает, все философствуют». Ей куда более по душе сидеть у себя в номере и учить роль.

Нина мечтает повторить путь Ирины Николаевны — стать актрисой! Учить роли! Посвятить себя искусству!

Аркадина поддразнивает Машу — той всего двадцать два года, а она унылая, угрюмая, заранее уставшая от жизни. То ли дело Аркадина — она в суете, в работе, следит за своей прической, одеждой, внешностью…

Отсюда моложавость — хоть сейчас в театре пятнадцатилетнюю девочку играть!Деревенская жизнь, праздность вроде бы сулят покой. Но жизнь наполнена мелкими дрязгами. Управляющий Шамраев не дает Аркадиной лошадей для выезда в город, так как он всех лошадей выгнал в поле — страда! Аркадина в истерике.

Она собирается тут же уехать из имения в город.Жена Шамраева, Полина Андреевна, страдает от грубости мужа. Она влюблена в Дорна — и просит его забрать ее к себе. Между ними, очевидно, близкие отношения. Но Дорн отговаривается тем, что ему в пятьдесят пять лет поздно менять свою жизнь.

Нина удивлена: как знаменитые люди могут расстраиваться по пустякам! Как может известный писатель радоваться пойманным голавлям! Ей казалось, что они горды, что презирают толпу, что упиваются своей славой.Перед Ниной появляется Треплев. Он переживает ее охлаждение, ее слишком явное тяготение к Тригорину.

Свое отчаяние он выражает картинно: швыряет к ногам девушки мертвую чайку, которую «имел подлость убить сегодня» …Очевидно, молодой человек помнит, что Нина когда-то сравнивала себя с чайкой.Константин угрожает, что когда-нибудь так же убьет себя. Вот рукопись он свою уже сжег!Нина говорит, что не понимает его.

Он выражается слишком символистически…Тригорин заносит в свою записную книжку простые детали простого быта — они пригодятся ему в работе.Нина восторженно объясняется с писателем: как, должно быть, значительна и счастлива его жизнь!

Тригорин отвечает ей, что жизнь писателя подобна каторге. Одну повесть завершаешь, другую начинаешь, третью обдумываешь… Вот он разговаривает с Ниной, а сам думает, что его ждет неоконченная рукопись. Запах цветов, «облако, похожее на рояль», — все идет в копилку писателя.

Писатель чувствует себя сумасшедшим, боится, что его отвезут в клинику. Ему кажется, что он отстает от жизни и науки — «словно мужик, опоздавший на поезд».«Я умею писать только пейзаж, а во всем остальном фальшив до мозга костей».

Заметив мертвую чайку, беллетрист тут же записывает «сюжет для небольшого рассказа»:— На берегу озера с детства живет молодая девушка, такая, как вы; любит озеро, как чайка, и счастлива, и свободна, как чайка. Но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее, как эту чайку».

Показывается Аркадина и объявляет, что отъезд отменяется.

Действие третьеКонстантин Гаврилович пытался застрелиться, однако только несерьезно себя ранил. Вот теперь собирается вызвать Тригорина на дуэль.Маша решает вырвать любовь к Косте из своего сердца и дает согласие Медведенко.

Решено: она выходит замуж за учителя! Она просит Тригорина прислать ей книжки с автографом: «Марье, родства не помнящей, неизвестно для чего живущей на этом свете». И выпивает рюмочку. Потом другую.Тригорин и Аркадина собираются теперь уже на самом деле уезжать.

Нина на прощание дарит Тригорину медальон с его инициалами и надписью: «Дни и ночи» (это его повесть), страница 121 строки 11 и 12».Писатель целует медальон:— Как грациозно! Прелестный подарок!Аркадина жалуется брату, что не может понять, отчего стрелялся Константин.

Ревность?Сорин советует ей дать сыну денег: на новый костюм (в одном сюртуке уже три года ходит!), на поездку за границу — молодому писателю это необходимо. Аркадина тут же начинает плакать и говорить, что денег у нее нет. Брат ее от деревенской тоски совсем разболелся, ему трудно дышать.

Читайте также:  Краткое содержание шекспир макбет точный пересказ сюжета за 5 минут

Костя просит мать дать ее брату денег на житье в городе, но актриса опять отказывает: ей нужны деньги на туалеты! А Костя мог бы поступить на службу…И актриса начинает нежно перевязывать сыну голову: «А ты без меня опять не сделаешь чик-чик?»Костя уверяет, что «то была минута безумного отчаяния».

Он вспоминает, как его мать умела быть милосердной к избитой во дворе прачке, чьих детей мыла в корыте, к каким-то богомольным балеринам…Сыну кажется, что мать испортило общение с Тригориным.

В болезненной ненависти к беллетристу смешивает зависть к его литературной славе, неприязнь из-за влияния на мать, из-за того, что Нина так явно влюблена в знаменитого писателя…

Мать и сын бурно ссорятся, сыплют оскорблениями:— Отправляйся в свой милый театр и играй там в жалких, в бездарных пьесах!— Киевский мещанин! Приживал! Оборвыш!Так же бурно они и мирятся.Тригорин читает строки, которые отметила Нина в его книге: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми ее».Тригорин признается актрисе, что увлечен Ниной, что в юности, когда он был беден и обивал пороги редакций, у него не было «юной, прелестной, поэтической любви». Так пусть же Аркадина будет ему умным и великодушным другом — и отпустит его.Актриса оскорбляется:— Неужели я уже так стара и безобразна, что со мною можно, не стесняясь, говорить о других женщинах?Актриса унижается, обнимая колени любовника:

— Ты последняя страница моей жизни!

Она осыпает творчество Тригорина преувеличенными похвалами:— Ты такой талантливый, умный, лучший из всех теперешних писателей, ты единственная надежда России!Тригорин сдается: «Бери меня, увози, только не отпускай от себя ни на шаг…»Лошади для отъезда на станцию готовы.

Тригорин на минуту возвращается в дом (якобы за забытой тростью). Там его ждет Нина, она сообщает, что завтра же уезжает в Москву для поступления на сцену.«Остановитесь в «Славянском базаре… Дайте мне тотчас же знать…» — и оглянувшись, Тригорин сообщает свой адрес.

Следует продолжительный поцелуй.

Действие четвертое

Между третьим и четвертым действиями, как говорилось в начале пьесы, проходит два года. Погода скверная. Ветер. На озере волны. Старый театр все еще стоит на берегу — почти разрушенный, страшный. Кажется, там кто-то плачет…Медведенко с женой Машей в усадьбе Сорина. Маша не хочет уезжать, собирается остаться ночевать.

Муж просит ее ехать домой, ребеночек их третью ночь без матери, но Маша отмахивается: «Его Матрена покормит…»Костя работает в доме Сорина, здесь ему устроили кабинет. Ему уж и деньги стали присылать из журналов за его произведения.

Маша все еще влюблена в Треплева, она надеется, что мужа переведут в другую губернию — и тогда она избавится от своей несчастной любви.Треплев с Дорном беседуют о судьбе Нины Заречной. «Она убежала из дому и сошлась с Тригориным… Был у нее ребенок. Ребенок умер. Тригорин разлюбил ее и вернулся к своим прежним привязанностям, как и следовало ожидать…

Дебютировала она под Москвой в дачном театре, потом уехала в провинцию… Бралась она все за большие роли, но играла грубо, безвкусно, с завываниями, с резкими жестами. Бывали моменты, когда она талантливо вскрикивала, талантливо умирала, но это были только моменты… »Есть ли у нее талант, нет ли — неизвестно.Треплев ездил за ней, но она не хотела его видеть.

Тогда он вернулся в имение Сорина. Заречная писала ему умные, теплые, интересные письма, но в них в каждой строчке чувствовался надрыв. Подписывалась Чайкой.Теперь Нина живет в соседнем городе на постоялом дворе, отец и мачеха отказали ей от дома. Медведенко видел ее одиноко бродящей в поле, звал в гости, но вряд ли она придет.

В имение приезжают Аркадина и Тригорин, который привозит Косте журнал с его новым рассказом и передает отзывы благодарных читателей.

Все от скуки садятся играть в лото, кроме Треплева, который уходит «пройтись».

За игрой Аркадина хвастается своими новыми туалетами, букетами и подношениями поклонников. Тригорин критически отзывается о прозе Константина: «Что-то странное, неопределенное, порой даже похожее на бред. Ни одного живого лица». Да и нет никаких благодарных отзывов, а в газетах его сильно ругают. Дорн вступается, ему кажется, что у Треплева есть талант.

Аркадина вообще произведений сына не читала, «все некогда».Треплев в своем кабинете собирается писать, все сравнивает себя с Тригориным, у которого выработаны приемы: «У него на плотине блестит горлышко разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса —.вот и лунная ночь готова, а у меня и трепещущий свет, и тихое мерцание звезд, и далекие звуки рояля…

Это мучительно».К нему по террасе пробирается Нина. Это она плакала у театра, вспоминая свою загубленную жизнь. Завтра она уезжает в Елец — там у нее ангажемент (театральный контракт). Страдая из-за Тригорина, из-за его неверия в ее талант, из-за постоянного страха за ребенка, она играла плохо, неестественно.

Теперь она многое передумала и ощущает в себе новые силы. Так говорит Заречная — но правда ли это? Слишком часто она повторяет безнадежное: «Я — чайка».Прощаясь с Костей, молодая актриса читает ему начало его первой пьесы: «Люди, львы, орлы и куропатки…». Она говорит ему о своей любви к Тригорину: «Я люблю его даже сильнее, чем прежде».

Порывисто обнимает Треплева.Костя выводит Нину в стеклянную дверь и рвет все свои рукописи.Управляющий Шамраев достает из шкафа и подает Тригорину чучело чайки, сделанное когда-то по его заказу.Тригорин отвечает, что не помнит.За сценой раздается выстрел. Все вздрагивают. Дорн отправляется посмотреть.

Вернувшись, сообщает, что это у него в шкафу лопнула склянка с эфиром. Потом отводит Тригорина в сторону и просит его вполголоса:

— Уведите отсюда куда-нибудь Ирину Николаевну. Дело в том, что Константин Гаврилович застрелился…

Источник: http://lit-helper.com/p_Kratkoe_soderjanie_Chaika_Chehova_A_P

«Чайка» Чехова в кратком изложении на Сёзнайке.ру

Действие происходит в усадьбе Петра Николаевича Сорина.

Его сестра, Ирина Николаевна Аркадина, — актриса, гостит в его имении вместе со своим сыном, Константином Гавриловичем Треплевым, и с Борисом Алексеевичем Тригориным, беллетристом, довольно знаменитым, хотя ему нет еще сорока.

О нем отзываются как о человеке умном, простом, несколько меланхоличном и очень порядочном. Что же касается его литературной деятельности, то, по словам Треплева, это «мило, талантливо […] но […] после Толстого или Золя не захочешь читать Тригорина».

Сам Константин Треплев также пытается писать. Считая современный театр предрассудком, он ищет новые формы театрального действа. Собравшиеся в имении готовятся смотреть пьесу, поставленную автором среди естественных декораций.

Играть в ней единственную роль должна Нина Михайловна Заречная, молодая девушка, дочь богатых помещиков, в которую Константин влюблен.

Родители Нины категорически против ее увлечения театром, и поэтому она должна приехать в усадьбу тайно.

Константин уверен, что его мать против постановки пьесы и, еще не видев, горячо ненавидит ее, так как беллетристу, которого она любит, может понравиться Нина Заречная. Ему также кажется, что мать его не любит, потому что своим возрастом — а ему двадцать пять лет — он напоминает ей о собственных годах.

К тому же Константину не дает покоя тот факт, что его мать — известная актриса. Ему думается, что поскольку он, как и его отец, ныне покойный, киевский мещанин, то его терпят в обществе знаменитых артистов и писателей только из-за матери.

Он страдает также из-за того, что его мать открыто живет с Тригориным и ее имя постоянно появляется на страницах газет, что она скупа, суеверна и ревнива к чужому успеху.

Обо всем этом в ожидании Заречной он и рассказывает своему дяде. Сам Сорин очень любит театр и литераторов и признается Треплеву в том, что сам когда-то хотел стать литератором, да не получилось. Вместо этого он двадцать восемь лет прослужил в судебном ведомстве.

Среди ожидающих спектакль также Илья Афанасьевич Шамраев, поручик в отставке, управляющий у Сорина; его жена — Полина Андреевна и его дочь Маша; Евгений Сергеевич Дорн, доктор; Семен Семенович Медведенко, учитель. Медведенко безответно влюблен в Машу, но Маша не отвечает ему взаимностью не только потому, что они разные люди и друг друга не понимают. Маша любит Константина Треплева.

Читайте также:  Краткое содержание линдгрен рони, дочь разбойника точный пересказ сюжета за 5 минут

Наконец приезжает Заречная. Она сумела вырваться из дома только на полчаса, и потому все спешно начинают собираться в саду. На эстраде декораций нет никаких: только занавес, первая кулиса и вторая кулиса. Зато открывается великолепный вид на озеро. Над горизонтом стоит полная луна и отражается в воде.

Нина Заречная, вся в белом, сидя на большом камне, читает текст в духе декадентской литературы, что тут же отмечает Аркадина. Во время всей читки зрители постоянно переговариваются, несмотря на замечания Треплева. Вскоре ему это надоедает, и он, вспылив, прекращает представление и уходит. Маша спешит за ним, чтобы отыскать его и успокоить.

Тем временем Аркадина представляет Нине Тригорина, и после недолгого разговора Нина уезжает домой.

Пьеса не понравилась никому, кроме Маши и Дорна. Ему хочется наговорить Треплеву побольше приятного, что он и делает. Маша же признается Дорну, что любит Треплева, и просит совета, но Дорн ничего не может ей посоветовать.

Проходит несколько дней. Действие переносится на площадку для крокета.

Отец и мачеха Нины Заречной уехали в Тверь на три дня, и это дало ей возможность приехать в имение Сорина, Аркадина и Полина Андреевна собираются в город, однако Шамраев отказывается предоставить им лошадей, мотивируя это тем, что все лошади в поле на уборке ржи.

Происходит маленькая ссора, Аркадина чуть было не уезжает в Москву. По дороге в дом Полина Андреевна почти признается Дорну в любви. Их встреча с Ниной у самого дома дает ей ясно понять, что Дорн любит не ее, а Заречную.

Нина ходит по саду и удивляется тому, что жизнь знаменитых актеров и писателей точно такая же, как жизнь обыкновенных людей, со своими бытовыми ссорами, перепалками, слезами и радостями, со своими хлопотами.

Треплев приносит ей убитую чайку и сравнивает эту птицу с собой. Нина же говорит ему, что почти перестала понимать его, так как он стал выражать свои мысли и чувства символами.

Константин пытается объясниться, но, увидев показавшегося Тригорина, быстро уходит.

Нина и Тригорин остаются вдвоем. Тригорин постоянно записывает что-то в записную книжку. Нина восхищается тем миром, в котором живут, по ее представлению, Тригорин и Аркадина, восхищается восторженно и считает, что их жизнь наполнена счастьем и чудесами.

Тригорин же, напротив, рисует свою жизнь как мучительное существование. Увидев убитую Треплевым чайку, Тригорин записывает в книжечку новый сюжет для небольшого рассказа о молодой девушке, похожей на чайку.

«Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее».

Проходит неделя. В столовой дома Сорина Маша признается Тригорину, что любит Треплева и, чтобы вырвать эту любовь из своего сердца, выходит замуж за Медведенко, хотя и не любит его. Тригорин собирается уезжать в Москву вместе с Аркадиной.

Ирина Николаевна уезжает из-за сына, который стрелялся, а теперь собирается вызвать Тригорина на дуэль. Нина Заречная собирается тоже уезжать, так как мечтает стать актрисой. Она приходит попрощаться (в первую очередь с Тригориным). Нина дарит ему медальон, где обозначены строки из его книги.

Открыв книгу на нужном месте, тот читает: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми ее». Тригорин хочет последовать за Ниной, так как ему кажется, что это то самое чувство, которое он искал всю жизнь. Узнав об этом, Ирина Аркадина на коленях умоляет не покидать ее.

 Однако, согласившись на словах, Тригорин договаривается с Ниной о тайном свидании по дороге в Москву.

Проходит два года. Сорину уже шестьдесят два года, он очень болен, но также полон жаждой жить. Медведенко и Маша женаты, у них есть ребенок, но счастья в их браке нет. Маше отвратительны и муж, и ребенок, а сам Медведенко очень от этого страдает.

Треплев рассказывает Дорну, который интересуется Ниной Заречной, ее судьбу. Она убежала из дома и сошлась с Тригориным. У них родился ребенок, но вскоре умер. Тригорин уже разлюбил ее и опять вернулся к Аркадиной. На сцене у Нины все складывалось, кажется, еще хуже.

Играла она много, но очень «грубо, безвкусно, с завываниями». Она писала Треплеву письма, но никогда не жаловалась. В письмах подписывалась Чайкой. Ее родители знать ее не хотят и не пускают к дому даже близко. Сейчас она в городе. И обещала прийти.

Треплев уверен, что не придет.

Однако он ошибается. Нина появляется совершенно неожиданно. Константин в который раз признается ей в любви и верности. Он готов все ей простить и всю жизнь посвятить ей. Нина не принимает его жертвы. Она до сих пор любит Тригорина, в чем и признается Треплеву. Она уезжает в провинцию играть в театре и приглашает Треплева взглянуть на ее игру, когда она станет великой актрисой.

Треплев после ее ухода рвет все свои рукописи и бросает их под стол, затем уходит в соседнюю комнату. В покинутой им комнате собираются Аркадина, Тригорин, Дорн и другие. Собираются играть и петь. Раздается выстрел.

Дорн, сказав, что это, очевидно, лопнула его пробирка, уходит на шум. Вернувшись, он отводит Тригорина в сторону и просит его увести куда-нибудь Ирину Николаевну, потому что ее сын, Константин Гаврилович, застрелился.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/kratkoe-soderjanie/6369-chayka-chehova-v-kratkom-izlojenii

Чайка Чехов Анализ

Главная › Книги

Пьеса «Чайка» А.П.Чехова — одна из самых глубоких в его драматургии. Это комедия, но в ней нет смешных сцен, курьезных случаев, веселых героев.

Конфликт «Чайки» — в столкновении поколений, он построен на контрасте, с одной стороны, маститые и уверенные в себе Аркадина и Тригорин, а с другой — молодые, неопытные, непризнанные Треплев и Заречная. Автор подчеркивает то, что молодые бросают вызов известным, а в такой ситуации трагический конец неизбежен, он предрешен.

Ирине Николаевне Аркадиной, по мужу Треплевой, совсем не нравится пьеса, написанная сыном Константином. Прочитав ее, она заявила, что в ней много упаднического, то есть она декадентская.

Еще большим ударом для Константина являются слова Нины Заречной перед выходом на сцену: «В вашей пьесе трудно играть. В ней нет живых лиц». Это, как сильная пощечина слабому от любви человеку.

Но самым болезненным испытанием для Константина стало не столько то, что Заречная пренебрежительно отозвалась о его произведении, а то, что отвергла его настоящее чувство. Свое сердце молодая девушка отдала любовнику его матери Тригорину.

Финал угадывается за этими событиями — Константин Треплев уходит из жизни, так как не удалась ни литературная карьера, ни любовь. Основные проблемы, которые А.П.

Чехов поднимает в своей комедии: — проблема счастья (раскрывается на образе Маши, дочери Петра Николаевича Сорина, именно она утверждает, что не в деньгах счастье); — проблема любви (Константин Треплев влюблен в Нину Заречную. Именно он любит ее беззаветно, а она позволяет ему это делать.

Она, настоящая актриса, стала его музой. Их творческий порыв — его (автора пьесы) и ее (актрисы) — проявляется на сцене, но, к сожалению, его любовь не творит чудеса); — проблема неразделенной любви (учитель Медведенко признается в своих чувствах к Маше.

Он честно заявляет, что беден, что семья у него большая, но он любит всем сердцем. А она не питает к нему никаких чувств и, сожалея, говорит ему об этом); — проблема предательства (Нина Заречная совсем не в восторге от пьесы Треплева, а когда та провалилась, сказала: «Не правда ли, странная пьеса!». Из ее уст это прозвучало как предательство). Казалось бы, житейский сюжет: любовный треугольник, вечная проблема родителей и детей. В чем же гениальность писателя?

Да в том, что за каждой репликой видишь целую человеческую жизнь, характер, судьбу. Ведь сюжет «Чайки» посвящен обычной жизни рядовых людей, но вместе с тем тут раскрывается сложность их связей друг с другом и со средой. Чехов утверждает, что драматизм не только в исключительном, но и в мелочах жизни. Вот именно эту философскую мысль закладывает автор в свою пьесу «Чайка».

Источник картинки: livelib.ru

Источник: http://setadra.ru/2012/07/chajka-chexov-analiz/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector