Краткое содержание дальние страны гайдара точный пересказ сюжета за 5 минут

Развалины кратко рассказ

Краткое содержание Дальние страны Гайдара точный пересказ сюжета за 5 минут

С виду Чубуков рад Ломову, встречает как родного, ведёт «елейные» разговоры, но на самом деле опасается

  • Краткое содержание Зося Богомолов Великая Отечественная, июль 1944 года, Польша. Сильно поредевший батальон отведен в тыл для отдыха и пополнения в деревушку Новы Двур.
  • Краткое содержание Федина задача Носова В произведении «Федина задача», созданном советским писателем Николаем Николаевичем Носовым, повествуется о том, как не надо делать важные дела.
  • Краткое содержание Фараон Прус Роман состоит из трех частей. При создании произведения автор использовал древнеегипетские рукописи. В романе рассказывается про египетского фараона, жившего в 11 столетии до н.э.
  • Краткое содержание Купер Пионеры, или У истоков Саскуиханны В начале романа описывается Америка в конце 18 века.

Все краткие содержания за 2 минуты

  • Краткие содержания
  • Гайдар
  • На графских развалинах

Отгремела Гражданская война, но советская власть никак не может навести порядок. Повсюду очень много беспризорников.

В одном селе живут два друга Яшка и Валька достаточно шкодливые дети, у них есть собака Волк.
После очередного налета на соседских кур, Яшке велели отвести Волка на живодерню.

Не долго думая ребята решили спрятать собаку в старом полуразвалившимся доме графа.

ВниманиеОбходя развалины и думая где собаке будет лучше, они встречаются с беспризорником, который прячется от главаря банды. И дети договариваются, что Дергач присматривает за Волком, а ребята будут ему носить еду.

One more step

Он уважает отца Васи, который не делает разницы между бедными и богатыми и не продает свою совесть за деньги. Тыбурций уважает дружбу, которая завязалась между Васей, Валеком и Марусей, и в нужный момент приходит Васе на помощь.

Он находит нужные слова, чтобы убедить судью в чистоте намерений Васи. С помощью этого человека отец по-новому смотрит на своего сына и начинает понимать его. Тыбурций понимает, что судья как представитель закона должен будет арестовать Тыбурция, когда он узнает о том, где он скрывается.

Наблюдая за нищими, Вася понимал, что «мясное блюдо было для них невиданной роскошью». Вася ощущал, как внутри него просыпается презрение к нищим, но всеми силами защищал свою привязанность к друзьям.

7.

Осенью Приближалась осень. Вася мог приходить к часовне уже не опасаясь «дурного общества». Маруся начала болеть, она все худела и бледнела. Вскоре девочка совсем перестала выходить из подземелья.

8.

ВажноКукла Чтобы развеселить больную Марусю, Вася выпросил у Сони на время большую куклу, подарок матери. Увидев куклу, Маруся, «казалось, вдруг опять ожила».
Однако вскоре девочке стало еще хуже.

Ребята пытались унести куклу, но Маруся не отдавала игрушку. Пропажа куклы не осталась незамеченной. Возмущенный исчезновением игрушки, отец запретил Васе выходить из дома. Через несколько дней он позвал мальчика к себе.

Вася признался, что это он взял куклу, но отказался отвечать, кому отдал.

«в дурном обществе» краткое содержание по главам

Отец Васи – пан судья, отец двух детей; потеря жены стала для него большой трагедией. Соня – дочь судьи, девочка четырех лет, сестра Васи.

Краткое содержание 1. Развалины. Мать главного героя, Васи, умерла, когда ему было 6 лет. Убитый горем отец мальчика «будто совсем забыл» о существовании сына и только иногда заботился о дочери – маленькой Соне.

Семья Васи жила в городе Княжье-Вено. В замке за городом жили нищие, однако управляющий выгнал оттуда всех «безвестных личностей». Людям пришлось перебраться к часовне, окруженной заброшенным кладбищем. Главным среди нищих стал Тыбурций Драб. 2.

Я и мой отец После смерти матери Вася все реже появлялся дома, избегая встречи с отцом. Иногда вечерами он играл с маленькой сестренкой Соней, которая очень любила брата.
Васю звали «бродягой, негодным мальчишкой», но он не обращал на это внимания.

Краткое содержание «дети подземелья»

Читать краткое содержание На графских развалинах. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений Оцените:

Источник: http://dolgoteh.ru/razvaliny-kratko-rasskaz/

Аркадий Гайдар – Дальние страны

Гайдар Аркадий Петрович

Дальние страны

Аркадий Гайдар

Дальние страны

1

Зимою очень скучно. Разъезд маленький. Кругом лес. Заметет зимою, завалит снегом – и высунуться некуда.

Одно только развлечение – с горы кататься. Но опять, не весь же день с горы кататься? Ну прокатился раз, ну прокатился другой, ну двадцать раз прокатился, а потом все-таки надоест, да и устанешь. Кабы они, санки, и на гору сами вкатывались. А то с горы катятся, а на гору – никак.

Ребят на разъезде мало: у сторожа на переезде – Васька, у машиниста Петька, у телеграфиста – Сережка. Остальные ребята – вовсе мелкота: одному три года, другому четыре. Какие же это товарищи?

Петька да Васька дружили. А Сережка вредный был. Драться любил.

Позовет он Петьку:

– Иди сюда, Петька. Я тебе американский фокус покажу.

А Петька не идет. Опасается:

– Ты в прошлый раз тоже говорил – фокус. А сам по шее два раза стукнул.

– Ну, так то простой фокус, а это американский, без стуканья. Иди скорей, смотри, как оно у меня прыгает.

Видит Петька, действительно что-то в руке у Сережки прыгает. Как не подойти!

А Сережка – мастер. Накрутит на палочку нитку, резинку. Вот у него и скачет на ладони какая-то штуковина – не то свинья, не то рыба.

– Хороший фокус?

– Хороший.

– Сейчас еще лучше покажу. Повернись спиной.

Только повернется Петька, а Сережка его сзади как дернет коленом, так Петька сразу головой в сугроб.

Вот тебе и американский.

Попадало и Ваське тоже. Однако когда Васька и Петька играли вдвоем, то Сережка их не трогал. Ого! Тронь только. Вдвоем-то они и сами храбрые.

Заболело однажды у Васьки горло, и не позволили ему на улицу выходить.

Мать к соседке ушла, отец – на переезд, встречать скорый поезд. Тихо дома.

Сидит Васька и думает: что бы это такое интересное сделать? Или фокус какой-нибудь? Или тоже какую-нибудь штуковину? Походил, походил из угла в угол – нет ничего интересного.

Подставил стул к шкапу. Открыл дверцу. Заглянул на верхнюю полку, где стояла завязанная банка с медом, и потыкал ее пальцем. Конечно, хорошо бы развязать банку да зачерпнуть меду столовой ложкой…

Однако он вздохнул и слез, потому что уже заранее знал, что такой фокус матери не понравится. Сел он к окну и стал поджидать, когда промчится скорый поезд.

Жаль только, что никогда не успеешь рассмотреть, что там, внутри скорого, делается.

Заревет, разбрасывая искры. Прогрохочет так, что вздрогнут стены и задребезжит посуда на полках. Сверкнет яркими огнями.

Как тени, промелькнут в окнах чьи-то лица, цветы на белых столиках большого вагона-ресторана. Блеснут золотом тяжелые желтые ручки, разноцветные стекла. Пронесется белый колпак повара.

Вот тебе и нет уже ничего. Только чуть виден сигнальный фонарь позади последнего вагона.

И никогда, ни разу не останавливался скорый на их маленьком разъезде.

Всегда торопится, мчится в какую-то очень далекую страну – Сибирь.

И в Сибирь мчится и из Сибири мчится. Очень, очень неспокойная жизнь у этого скорого поезда.

Сидит Васька у окна и вдруг видит, что идет по дороге Петька, как-то по-необыкновенному важно, а под мышкой какой-то сверток тащит. Ну, настоящий техник или дорожный мастер с портфелем.

Очень удивился Васька. Хотел в форточку закричать: “Куда это ты, Петька, идешь? И что там у тебя в бумаге завернуто?”

Но только он открыл форточку, как пришла мать и заругалась, зачем он с больным горлом ни морозный воздух лезет.

Тут с ревом и грохотом промчался скорый. Потом сели обедать, и забыл Васька про странное Петькино хождение.

Однако на другой день видит он, что опять, как вчера, идет Петька по дороге и несет что-то завернутое в газету. А лицо такое важное, ну прямо как дежурный на большой станции.

Забарабанил Васька кулаком по раме, да мать прикрикнула.

Так и прошел Петька мимо, своей дорогой.

Любопытно стало Ваське: что это с Петькой сделалось? То, бывало, он целыми днями или собак гоняет, или над маленькими командует, или от Сережки улепетывает, а тут идет важный, и лицо что-то уж очень гордое.

Читайте также:  Краткое содержание бианки как муравьишка домой спешил точный пересказ сюжета за 5 минут

Вот Васька откашлялся потихоньку и говорит спокойным голосом:

– А у меня, мама, горло перестало болеть.

– Ну и хорошо, что перестало.

– Совсем перестало. Ну даже нисколько не болит. Скоро и мне гулять можно будет.

– Скоро можно, а сегодня сиди, – ответила мать, – ты ведь еще утром похрипывал.

– Так то утром, а сейчас уже вечер, – возразил Васька, придумывая, как бы попасть на улицу.

Он походил молча, выпил воды и тихонько запел песню. Он запел ту, которую слыхал летом от приезжих комсомольцев, о том, как под частыми разрывами гремучих гранат очень геройски сражался отряд коммунаров.

Собственно, петь ему не хотелось, и пел он с тайной мыслью, что мать, услышав его пение, поверит в то, что горло у него уже не болит, и отпустит на улицу.

Но так как занятая на кухне мать не обращала на него внимания, то он запел погромче о том, как коммунары попали в плен к злобному генералу и какие он готовил им мучения.

Когда и это не помогло, он во весь голос запел о том, как коммунары, не испугавшись обещанных мучений, начали копать глубокую могилу.

Пел он не то чтобы очень хорошо, но зато очень громко, и так как мать молчала, то Васька решил, что ей понравилось пение и, вероятно, она сейчас же отпустит его на улицу.

Но едва только он подошел к самому торжественному моменту, когда окончившие свою работу коммунары дружно принялись обличать проклятого генерала, как мать перестала громыхать посудой и просунула в дверь рассерженное и удивленное лицо.

– И что ты, идол, разорался? – закричала она. – Я слушаю, слушаю… Думаю, или он с ума спятил? Орет, как Марьин козел, когда заблудится.

Обидно стало Ваське, и он замолчал. И не то обидно, что мать сравнила его с Марьиным козлом, а то, что понапрасну он только старался и на улицу его все равно сегодня не пустят.

Насупившись, он забрался на теплую печку. Положил под голову овчинный полушубок и под ровное мурлыканье рыжего кота Ивана Ивановича задумался над своей печальной судьбой.

Скучно! Школы нет. Пионеров нет. Скорый поезд не останавливается. Зима не проходит. Скучно! Хоть бы лето скорей наступило! Летом – рыба, малина, грибы, орехи.

И Васька вспомнил о том, как однажды летом, всем на удивление, он поймал на удочку здоровенного окуня.

Дело было к ночи, и он положил окуня в сени, чтобы утром подарить его матери. А за ночь в сени прокрался негодный Иван Иванович и сожрал окуня, оставив только голову да хвост.

Вспомнив об этом, Васька с досадой ткнул Ивана Ивановича кулаком я сказал сердито:

– В другой раз за такие дела голову сверну!

Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose-rus-classic/17596-arkadiy-gaydar-dalnie-strany.html

Рецензия на повесть Дальние страны – художественный анализ. Гайдар Аркадий Петрович

Повесть «Дальние страны» впервые была выпущена отдельным изданием в 1932 году, в издательстве «Молодая гвардия», с рисунками художника А. Ермолаева. Тогда же новая повесть вошла в состав первого небольшого сборника произведений А. Гайдара—«Мои товарищи» (иллюстрации А. Ермолаева. М.

, «Молодая гвардия», 1932). При жизни А. Гайдара повесть «Дальние страны» выходила несколько раз r Москве, в Ленинграде, Хабаровске, в Харькове.

Последние прижизненные издания были осуществлены Детиздатом в 1938 году в серии «Школьная библиотека» и издательством Дальгиз, в городе Хабаровске, в 1939 году.

Сохранился дневник писателя, который он вел летом 1931 года, живя с сыном Тимуром в Артеке. Дневник назван «Дальние страны», и в нем несколько раз Гайдар говорит о своей работе над новой книгой. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Рецензия на повесть Дальние страны.

Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) (Оригинал дневника хранится в Центральном Государственном Архиве литературы и искусства, опубликован в сборнике «Жизнь и творчество А. П.

Гайдара», М„ Детгиз, 1954, обозначена дата: «1931—7—22. Крым. Гурзуф. Артек».)

Вот первая запись в дневнике:

«Выехали из Москвы с Тимуром 16-го. Прибыли в Артек к ночи 18-го.

Шли пешком по берегу моря. Разговаривали. «У моря другого берега нет» (Тимур).

Шли, шли и пришли наконец. В — «Дальние страны».

Говорят, что «Дальние страны» очень милая и грациозная повесть».

Позднее вновь:

«Доканчиваю «Дальние страны».

1 августа — снова:

«Очень много работал над концом «Дальних стран». Я твердо уверен, что, имей я возможность поработать над книгой еще две недели в спокойной обстановке, книга была бы намного лучше».

2 августа:

«Очень много работал над «Д. С», с утра до ночи».

3 августа:

«Ночью я закончил, наконец, «Дальние страны». Итого получилось немного более пяти печатных листов».

«Дальние страны» Гайдар начал писать после неудавшейся второй части «Школы», так и оставшейся неоконченной?

Новая повесть означала переход писателя к новой теме и к новым героям — к теме социалистического строительства и к героям первой пятилетки.

В повести отразились далекие воспоминания детства. Писатель Р. И. Фраерман, друг Гайдара, пишет:

«Порой для писателя достаточно одного лишь воспоминания, внезапно вспыхнувшего в душе, чтобы создать целую повесть…»

«Дальние страны» с тихим полустанком, с таинственным лесом, проходящими мимо поездами, безусловно, навеяны Гайдару далекими воспоминаниями его детства, когда он — маленький мальчик — стоял с сестренкой Наташей на крыше сарая, провожая глазами убегающие вдаль поезда» (сборник «Жизнь и творчество А. П. Гайдара», М., Детгиз, 1954.).

Мечта о дальних странах сопутствовала Гайдару всегда; в каждой его книге получало отражение постоянное острое ощущение писателем неуклонного движения жизни вперед. С годами, в каждом новом произведении, эти мечты все больше конкретизировались, и все полнее романтические мечты писателя сливались с думами о детях, о родине, о социализме.

Дети полюбили новую повесть А. Гайдара. Появилось много отзывов в печати. «Литературная газета» поместила большую статью А. Фадеева, под названием «Книги Гайдара» (1933 год, 29 января).

Писательский талант Гайдара получил в этой статье полное признание.

А Фадеев отмечает революционность и истинный демократизм Гайдара, говорит об исключительной простоте языка и сюжетной занимательности его повествования.

Источники:

    Аркадий Гайдар. Собрание сочинений в четырех томах. Том второй. Издательство: Детская литература. Москва. 1964 год.

Источник: http://www.testsoch.info/recenziya-na-povest-dalnie-strany-xudozhestvennyj-analiz-gajdar-arkadij-petrovich/

Краткое содержание Военная тайна Гайдар

Натку Шегалову назначают вожатой в пионерлагерь “Артек”. Москвичка мечтала стать летчицей, а предстоит возня с детьми. В поезде внимание привлекают мужчина и 6-летний мальчик. Позже возле лагеря она видит своих спутников, направляющихся в домик на утесе.

В лагерь съехались ребята со всех уголков СССР, жизнь кипит. Как-то вечером, Натка видит в своей комнате спящего мальчика-попутчика. Из записки следует: Алька – сын инженера Ганина, тот срочно выехал устранять аварию на канале. Натка берет шефство над Алькой, знакомит с ребятами.

Двое пионеров тайком бегают из лагеря изучать окрестности. У старой крепости мальчишки замечают подозрительного незнакомца, исчезающего в тайном лазе.

Однажды перед сном Алька рассказывает Натке военную сказку о смелом Мальчише-Кибальчише и неразгаданной военной тайне. Натка пересказывает сказку октябрятам.

В дальние годы, как только отгремела война жил Мальчиш-Кибальчиш. Он помогал отцу и брату в поле. Но пришла беда – снова напали на страну буржуины.

Отец ушел в Красную Армию. Вскоре настала очередь старшего брата, но буржуины все наступают. Раненый красноармеец призывает сельчан: вставайте, кто остался, снаряды есть, но стрелки побиты, помощь близка – надо лишь ночь простоять да день продержаться.

Глянул Кибальшиш – пустая улица, некому на защиту вставать. И призвал

Читайте также:  Краткое содержание маркес любовь во время чумы точный пересказ сюжета за 5 минут

он мальчишей-малышей на подмогу идти. Поднялись мальчиши и пошли землю свою защищать. Только Плохиш хотел буржуинам служить, все высматривал, как врагам помочь.

Главный Буржуин тем временем сердится: войско с малышами справиться не может! Пригорюнились буржуины, а тут Плохиш из кустов вылезает: он снаряды мальчишей поджог. За предательство дали ему бочку варенья и корзину печенья.

Схватили враги Кибальчиша и стали выпытать тайну Красной Армии: отчего все бьются с ней, а победить не могут? Но не открыл мальчик тайну, так и погиб с ней. И тут налетели на буржуинов красные отряды и разбили врагов. Мальчиша схоронили у реки и поставили над могилой флаг.

На строительстве плотины выявилась недостача. Десятника Дягилева арестовали за диверсии и воровство. Через два дня шлюзы открыли – появилась вода, заработали фонтаны.

Ганин с Алькой возвращались в свой домик, когда отец вспомнил о забытых папиросах. Мальчик побежал обратно. В тот момент из кустов появился брат врага народа и потребовал отпустить родственника. Отказ привел пьяницу в бешенство, он стал метать в инженера булыжники. Ганинуслышал сзади шорох и понял, что это Алька. Он выхватил браунинг и выстрелил в нападавшего.

Но Алька не шевелился. Он погиб от руки врага, как и его мать – румынская комсомолка Марица Маргулиес. Весь лагерь пришел отдать почести своему товарищу. Похоронили Альку на скале. Натка переосмыслила стремления, теперь она искренне желает воспитывать достойную смену.

(Пока оценок нет)
Loading…Краткое содержание Военная тайна Гайдар

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-voennaya-tajna-gajdar/

Книга Дальние страны. Автор – Гайдар Аркадий Петрович. Содержание – Аркадий Гайдар Дальние страны

Зимою очень скучно. Разъезд маленький. Кругом лес. Заметёт зимою, завалит снегом — и высунуться некуда.

Одно только развлечение — с горы кататься. Но опять, не весь же день с горы кататься. Ну прокатился раз, ну прокатился другой, ну двадцать раз прокатился, а потом всё-таки надоест, да и устанешь. Кабы они, санки, и на гору сами вкатывались. А то с горы катятся, а на гору — никак.

Ребят на разъезде мало: у сторожа на переезде — Васька, у машиниста — Петька, у телеграфиста — Серёжка. Остальные ребята — вовсе мелкота: одному три года, другому четыре. Какие же это товарищи?

Петька да Васька дружили. А Серёжка вредный был. Драться любил.

Позовёт он Петьку:

— Иди сюда, Петька. Я тебе американский фокус покажу.

А Петька не идёт. Опасается:

— Ты в прошлый раз тоже говорил — фокус. А сам по шее два раза стукнул.

— Ну, так то простой фокус, а это американский, без стуканья. Иди скорей, смотри, как оно у меня прыгает.

Видит Петька, действительно что-то в руке у Серёжки прыгает. Как не подойти!

А Серёжка — мастер. Накрутит на палочку нитку, резинку. Вот у него и скачет на ладони какая-то штуковина, не то свинья, не то рыба.

— Хороший фокус?

— Хороший.

— Сейчас ещё лучше покажу. Повернись спиной. Только повернётся Петька, а Серёжка его сзади как дёрнет коленом, так Петька сразу головой в сугроб. Вот тебе и американский…

Попадало и Ваське тоже. Однако когда Васька и Петька играли вдвоём, то Серёжка их не трогал. Ого! Тронь только! Вдвоём-то они и сами храбрые.

Заболело однажды у Васьки горло, и не позволили ему на улицу выходить.

Мать к соседке ушла, отец — на переезд, встречать скорый поезд. Тихо дома.

Сидит Васька и думает: что бы это такое интересное сделать? Или фокус какой-нибудь? Или тоже какую-нибудь штуковину? Походил, походил из угла в угол — нет ничего интересного.

Подставил стул к шкапу. Открыл дверцу. Заглянул на верхнюю полку, где стояла завязанная банка с мёдом, и потыкал её пальцем.

Конечно, хорошо бы развязать банку да зачерпнуть мёду столовой ложкой…

Однако он вздохнул и слез, потому что уже заранее знал, что такой фокус матери не понравится. Сел он к окну и стал поджидать, когда промчится скорый поезд. Жаль только, что никогда не успеешь рассмотреть, что там, внутри скорого, делается.

Заревет, разбрасывая искры. Прогрохочет так, что вздрогнут стены и задребезжит посуда на полках. Сверкнёт яркими огнями. Как тени, промелькнут в окнах чьи-то лица, цветы на белых столиках большого вагон-ресторана. Блеснут золотом тяжёлые жёлтые ручки, разноцветные стекла. Пронесётся белый колпак повара. Вот тебе и нет уже ничего. Только чуть виден сигнальный фонарь позади последнего вагона.

И никогда, ни разу не останавливался скорый на их маленьком разъезде. Всегда торопится, мчится в какую-то очень далёкую страну — Сибирь.

И в Сибирь мчится и из Сибири мчится. Очень, очень неспокойная жизнь у этого скорого поезда.

Сидит Васька у окна и вдруг видит, что идёт по дороге Петька, как-то по-необыкновенному важно, а под мышкой какой-то свёрток тащит. Ну, настоящий техник или дорожный мастер с портфелем.

Очень удивился Васька. Хотел в форточку закричать: «Куда это ты, Петька, идёшь? И что там у тебя в бумаге завёрнуто?»

Но только он открыл форточку, как пришла мать и заругалась, зачем он с больным горлом на морозный воздух лезет.

Тут с рёвом и грохотом промчался скорый. Потом сели обедать, и забыл Васька про странное Петькино хождение.

Однако на другой день видит он, что опять, как вчера, идёт Петька по дороге и несёт что-то завёрнутое в газету. А лицо такое важное, ну прямо как дежурный на большой станции.

Забарабанил Васька кулаком по раме, да мать прикрикнула.

Так и прошёл Петька мимо, своей дорогой.

Любопытно стало Ваське: что это с Петькой сделалось? То, бывало, он целыми днями или собак гоняет, или над маленькими командует, или от Серёжки улепётывает, а тут идёт важный, и лицо что-то уж очень гордое.

Вот Васька откашлялся потихоньку и говорит спокойным голосом:

— А у меня, мама, горло перестало болеть.

— Ну и хорошо, что перестало.

— Совсем перестало. Ну даже нисколько не болит. Скоро и мне гулять можно будет.

— Скоро можно, а сегодня сиди, — ответила мать, — ты ведь ещё утром похрипывал.

— Так то утром, а сейчас уже вечер, — возразил Васька, придумывая, как бы попасть на улицу.

Он походил молча, выпил воды и тихонько запел песню. Он запел ту, которую слыхал летом от приезжих комсомольцев, о том, как под частыми разрывами гремучих гранат очень геройски сражался отряд коммунаров. Собственно, петь ему не хотелось, и пел он с тайной мыслью, что мать, услышав его пение, поверит в то, что горло у него уже не болит, и отпустит на улицу.

Но так как занятая на кухне мать не обращала на него внимания, то он запел погромче о том, как коммунары попали в плен к злобному генералу и какие он готовил им мученья.

Когда и это не помогло, он во весь голос запел о том, как коммунары, не испугавшись обещанных мучений, начали копать глубокую могилу.

Пел он не то чтобы очень хорошо, но зато очень громко, и так как мать молчала, то Васька решил, что ей понравилось пение и, вероятно, она сейчас же отпустит его на улицу.

Но едва только он подошёл к самому торжественному моменту, когда окончившие свою работу коммунары дружно принялись обличать проклятого генерала, как мать перестала громыхать посудой и просунула в дверь рассерженное и удивлённое лицо.

— И что ты, идол, разорался? — закричала она. — Я слушаю, слушаю… Думаю, или он с ума спятил? Орёт, как Марьин козёл, когда заблудится!

Обидно стало Ваське, и он замолчал. И не то обидно, что мать сравнила его с Марьиным козлом, а то, что понапрасну он только старался и на улицу его всё равно сегодня не пустят.

Насупившись, он забрался на тёплую печку. Положил под голову овчинный полушубок и под ровное мурлыканье рыжего кота Ивана Ивановича задумался над своей печальной судьбой.

Читайте также:  Краткое содержание родари джельсомино в стране лжецов точный пересказ сюжета за 5 минут

Скучно! Школы нет. Пионеров нет. Скорый поезд не останавливается. Зима не проходит. Скучно! Хоть бы лето скорей наступило! Летом — рыба, малина, грибы, орехи.

И Васька вспомнил о том, как однажды летом, всем на удивленье, он поймал на удочку здоровенного окуня.

Дело было к ночи, и он положил окуня в сени, чтобы утром подарить его матери. А за ночь в сени прокрался негодный Иван Иванович и сожрал окуня, оставив только голову да хвост.

Вспомнив об этом, Васька с досадой ткнул Ивана Ивановича кулаком и сказал сердито:

— В другой раз за такие дела голову сверну! Рыжий кот испуганно подпрыгнул, сердито мяукнул и лениво спрыгнул с печки. А Васька полежал-полежал да и уснул.

На другой день горло прошло, и Ваську отпустили на улицу. За ночь наступила оттепель. С крыш свесились толстые острые сосульки. Подул влажный, мягкий ветер. Весна была недалеко.

Хотел Васька бежать разыскивать Петьку, а Петька и сам навстречу идёт.

— И куда ты, Петька, ходишь? — спросил Васька. — И почему ты, Петька, ко мне ни разу не зашёл? Когда у тебя заболел живот, то я к тебе зашёл, а когда у меня горло, то ты не зашёл.

— Я заходил, — ответил Петька. — Я подошёл к дому да вспомнил, что мы с тобой недавно ваше ведро в колодце утопили. Ну, думаю, сейчас Васькина мать меня ругать начнёт. Постоял, постоял да и раздумал заходить.

— Эх, ты! Да она уже давно отругалась и позабыла, а ведро батька из колодца ещё позавчера достал. Ты вперёд обязательно заходи… Что это за штуковина у тебя в газету завёрнута?

— Это не штуковина. Это книги. Одна книга для чтения, другая книга — арифметика. Я уже третий день с ними хожу к Ивану Михайловичу. Читать-то я умею, а писать нет и арифметику нет. Вот он меня и учит. Хочешь, я тебе сейчас задам арифметику? Ну вот, ловили мы с тобой рыбу. Я поймал десять рыб, а ты три рыбы. Сколько мы вместе поймали?

1

Источник: https://www.booklot.ru/authors/gaydar-arkadiy-petrovich/book/dalnie-stranyi/content/453331-arkadiy-gaydar-dalnie-stranyi/

Краткое содержание “Военная тайна” Гайдара

В 1932 году Гайдар пишет повесть “Дальние страны”. Она убеждает читателя в том, что никто не может находиться в стороне от перемен, происходящих во всей стране. Активными участниками строительства нового становятся и дети.

Гайдар воссоздает в повести жизнь 30-х годов во всей ее полноте: здесь и живые приметы строительства, и изображение классовой борьбы в деревне, и воспоминания о гражданской войне.

Писатель показывает, как сама действительность активизирует ребят – героев повести: те “дальние страны”, о которых мечтали друзья, существуют не где-то за тридевять земель, а здесь, в обычной, повседневной жизни. В этой повести; так же как и в других произведениях А.

Гайдара, отразились стремление писателя передать романтику детства, героику строительства и мысль о необходимости защиты Отечества.

“Военная тайна” В 1933 году в издательстве “Молодая гвардия” была напечатана “Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове”.

Сама же повесть “Военная тайна”, в которую вошла вставной новеллой эта сказка, была закончена во второй половине 1934 года и опубликована в журнале “Красная новь” в 1935 году.

Повесть “Военная тайна” показалась некоторым критикам “в целом неудачной и достаточно традиционной”, но вызвала много теплых детских писем и положительных отзывов читателей. В том же году повесть вышла отдельной книгой, а в 1935 году появилось новое издание, доработанное Гайдаром.

Символически названная, повесть “Военная тайна” собирает в единый узел многие проблемы, связанные с воспитанием подростков в стране.

Горьковский принцип: “Воспитывать – значит революционизировать” – в полной мере осуществляется Гайдаром, показывающим формирование подрастающего поколения в коллективе, в пионерской организации. Это новый аспект проблемы воспитания в творчестве писателя.

Местом действия избран Артек, знаменитый пионерский лагерь с прочно утвердившейся романтикой пионерских традиций, интернационального единства.

Натка Шегалова познакомилась в поезде с мальчиком Алькой и его отцом, высоким сероглазым человеком со шрамом ниже левого виска. Отец едет в Крым на строительство водопровода; там состоялась вторая встреча с Наткой, которую попросили заменить дней на шесть заболевшего вожатого.

Так появляется новый в творчестве Гайдара характер – молодого воспитателя, любящего свое дело, ищущего подход к сердцам ребят, стремящегося сделать их верными гражданами своей Родины.

Для Натки главное не то, что у Альки папа русский, а “мама румынская”, что Иоська – еврей, Владик – поляк, Эмине – башкирка, главное, чтобы все они были “советские”, чтобы “любили свою страну еще больше”. Для нее это и есть воплощение Военной тайны, которую “пусть разгадывает, кто хочет”.

И снова появляется лейтмотив гайдаровского восприятия жизни, он звучит в сказке Натки о Мальчише: “Гоп! Гоп. Хорошо! Не визжат пули, не грохают снаряды, не горят деревни… Живи да работай – хорошая жизнь!”

А. Гайдар не дает облегченного изображения этой “хорошей жизни”: в ней не только дружба, любовь, в ней и отголосок “войн и…гроз”, преступная деятельность врагов, пытающихся организовать диверсии. Проблема воспитания в повести дается объемно, многогранно: А.

Гайдар решает ее во взаимном общении воспитателей и воспитуемых, во взаимообогащении тех и других, в их единстве. И это тоже Военная тайна нового общества.

Натка, которая сначала недооценивает значение своего труда, становится настоящим воспитателем: “Она знала, что все на своих местах и она на своем месте тоже”.

“Военная тайна” – емкое и многоплановое произведение. В нем раскрываются мысли об интернациональном единстве людей, показано формирование ребенка в коллективе.

Героев повести – детей разных национальностей – объединяет дружба и любовь к Советской стране.

Это отражается в их играх и мечтах; им хочется “сторожить” всю страну, стоять с винтовкой на самой высокой горе, смотреть в подзорную трубу, сидеть возле передатчика, чтобы подать сигнал во время опасности.

Чувствуется перекличка героев повести со сказочным Мальчишем-Ккбальчишем, который “примчался на подмогу” отцам и братьям. Мальчиш вместе с товарищами вступает в борьбу с буржуинами и погибает, не открыв Военной тайны врагам. Создавая эту героическую сказку, Гайдар творчески осваивал художественные традиции устного народного творчества.

В то же время “Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове” – ключ к пониманию эстетической концепции повести. Об этом говорил и сам писатель, отвечая на письмо ростовских пионеров: “Почему “Военная тайна”? Конечно, по сказке”. Сказка символически раскрывает перед юным читателем смысл важнейших социальных и политических понятий.

Не отступая от правды жизни, Гайдар вводит в повествование трагическое, показывая гибель Мальчиша-Кибальчиша и Альки. “Конечно, лучше, чтобы Алька остался жив. Конечно, лучше, чтобы Чапаев остался жив. Конечно, неизмеримо лучше, если бы остались живы и здоровы тысячи и десятки тысяч больших, маленьких, известных и безызвестных героев.

Но этого в жизни не бывает…” – писал он ростовским пионерам.

Новыми чертами примечателен и стиль “Военной тайны”. Гайдар ведет повествование так, что создается тесное переплетение субъективного и объективного планов.

Зарождающееся теплое чувство между Сергеем и Наткой, еще более объединившая их память о погибшем Альке, символическая перекличка его образа с образом Мальчиша-Кибальчиша – все это ощущается как подтекст. Романтическая приподнятость и лиризм повести находят свое выражение в эмоционально окрашенной, а нередко и ритмизированной авторской речи.

Один из возможных примеров–описание последней встречи и прощания Натки и Сергея на перроне. “Что-то хотелось обоим напоследок вспомнить и сказать, но каждый из них чувствовал, что начинать лучше и не надо.

Но когда они крепко расцеловались и Сергей уже изнутри вагона подошел к окну, Натке вдруг захотелось крикнуть ему что-нибудь крепкое и теплое. Но стекло было толстое, но уже заревел гудок, но слова не подвертывались, и, глядя на него, она только успела совсем по-алькиному поднять и опустить руку, точно отдавая салют чему-то такому, чего, кроме них двоих, никто не видел”.

Источник: http://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-voennaya-tajna-gajdara/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector