Краткое содержание детские годы багрова-внука аксаков точный пересказ сюжета за 5 минут

Пересказ содержания — С. Т. Аксаков — «Детские годы Багрова-внука»

К читателям. Я написал «Семейную хронику» по рассказам семейства Багровых. Теперь написал рассказ о детстве Багровавнука по его рассказам, жизнь человека в детстве, детский мир. Пишу от первого лица. Вступление.

Воспоминания младенчества, их мало, но коечто я помню, отрывками, в 34 года жизни. Отрывочные воспоминания. Помню мать, сестру, кормилицу, которая очень меня любила.

Не помню ее лица, но походку и голос помню. Сестру любил больше игрушек. Мать заботилась о моем здоровье (я болел полтора года) особый уход, еда. Меня часто возили в катере, так как движение придавало мне жизни.

Доктора и окружающие считали, что я слишком болен и скоро умру, но мать выхаживала меня, плюнув на речи докторов. Однажды, полежав в лесу на свежем воздухе, я начал выздоравливать. Завел щенка Сурку.

Последовательные воспоминания. Сестра младше меня на 2 года. Многого еще не понимает из того, что я ей рассказывал. Жили в Уфе в зубинском доме.

Я был трус. Нянька напугала, что по дому ходит призрак деда Зубина. Я читал книжку «Зеркало добродетели» и «Лечебник».

Старый богатый холостяк Аничков подарил мне еще книг, я был счастлив. Мать больна, так как много сил положила на мое выздоровление.

Решили ехать в Багрово к деду. Я взял с собой книжки, очень был рад ехать. Боялся переправы через речку Белую.

На берегу набрал камешков. Во время путешествия ночевали в степи, в башкирских грязных деревушках, татарских чистых. Там же было первое мое ужение на реке Белой. Я был в восторге. А мать запретила.

Всю дорогу я даже не читал. Отец был очень доволен природой, ловлей рыбы. Мать же не интересует природа, она не любит рыбу, боится за мое здоровье.

Парашино. Богатая деревня моей тетки Прасковьи (отсюда и название).

На полях работают крестьяне, они рады нашему приезду. Я удивлен их радости. Отец по просьбе тетки осматривает хозяйство в Парашино. Отец подозрительно отнесся к старосте Миронычу, но по ответам «стариков» понимает, что Мироныч хороший староста. Осмотр полей, конзавода, мельницы, где работает больной старки, которого отец просит освободить от работы.

Урожай хороший, крестьяне везде встречают нас хорошо, рады. Через два дня мы уехали. Дорога из Парашино в Багрово.

Я постоянно расспрашивал родителей о всем увиденном. Со мной говорят, как с ребенком. Отец предложил поудить на Ике, мать была против, но отпустила. Евсеич, мой дядька и нянька, очень меня любит, заботится, я рассказываю ему все прочитанное мною. Багрово.

Дед нездоров. Мать не рада приезду в Багрово (ее здесь не любят). Отец очень рад, но скрывает это от матери.

Я чувствую холодное отношение между мамой и бабушкой с теткой. Нас кормят только бульоном, хотя на столе всего вдоволь. Поселяют в гостиной.

С первого взгляда я напугался деда. Мать тяжело больна. Ей надо ехать в Оренбург к доктору.

Они с отцом собираются уезжать, а меня с сестрой оставить в Багрове. Я плачу, не хочу расставаться с матерью, оставаться в чужом доме, где нас не любят и не скрывают этого. Пребывание в Багрове без отца и матери. Первое время нами занимались бабка и тетка, но потом перестали.

Я еще более сдружился с сестрой, читаю ей, беседуем. Евсей хорошая «нянька», он всегда рядом со мной, а вот сестра Агафья все пропадает у дворовых девок. Сестра более общительна, ее любят больше меня. Приезжали гости: Александра Степановна мне не понравилась, так как называла нас городскими неженками.

Насмехалась над отцом и матерью. Вторая Аксинья Степановна, добрая, понравилась. Третья генеральша Елизавета Степановна привезла с собой двух дочерей, которые гнушались нас, их любили более.

Дед и я получили письма из Оренбурга. На 5ой педеле я не выдержал, стал часто плакать, немного заболел. На 6ой неделе приехали родители. Я был рад безумно.

При деде целую отца, чему дед очень рад. Он считал меня маменькиным сыночком, но узнал, что и отца очень люблю. Зима в Уфе. Собрались в дорогу. Уехали в Уфу.

Я рассказывал матери о том, как с нами обращались. Она очень расстроилась. Приехав в Уфу, я познакомился с братьями моей матери: Сергеем Николаевичем и Александром Николаевичем, они были в драгунском полку, учились в Университете, а теперь из полка приехали в отпуск на 2 месяца. Сергей умеет рисовать, чему и меня учит, а еще научил читать стихи.

В доме у нас много гостей, весело, мать печет миндальные пирожные. Гости: Княжевичи с дочерьми, Чиаговы, Мансуровы, адъютант Волков. Оба дяди и Волков дразнили меня. Волков собирается жениться на моей сестре.

Я взбесился, кинул в Волкова молотком, за что был наказан и заперт в пустой комнате. Евсеич и мать уговаривали меня просить прощения, я отказался. Мечтал, что меня простят и назовут героем.

Заснул, стал бредить, заболел. Все дяди и Волков плакали у моей постели. Через два дня я выздоровел, позвал дядьев и Волкова и просил у них прощения. Надо мной больше не шутили. Учитель из народного училища Матвей Васильевич учил меня писать, от этого мне было скучно.

Мать отправила меня в народное училище, где я видел, как детей бьют розгами. Это меня взволновало. Я рассказал матери, и больше туда не ходил. Отказали Матвею Васильевичу, и я стал учиться сам. С нетерпением ждал поездки в Сергеевку.

Ранняя весна, тает снег, все затопляет. Когда просохло поехали.

Сергеевна. В усадьбе 2 избы: новая и старая. Ужение на озере Каншки, рыбы много, отец ловит с лодки, а я с Евсеичем с берега. Комары искусали, а мы не заметили. Из деревни матери приводят кобылицу, и она сама наблюдает за изготовлени ем кумыса.

Стали приезжать гости: генерал Мансуров с женой. Здоровье матери укрепилось. Я не склонен был дружить с ровесниками. Ездили в гости к Булгариным.

Здесь я опозорился: меня посадили на детскую лошадку, я испугался и стал кричать, когда она поехала рысью, упал, все рассмеялись. Потом, когда Булгарины приехали к нам, я очень боялся, что они могут напомнить об этом случае, мне было стыдно. Появилась полевая клубника. Мы уехали в Уфу. Сергеевка находится на территории двух земель, поэтому в спорном положении: чья она?

Возвращение в Уфу и городской жизни. После Сергеевки в Уфе мне показалось скучно. Умерла царица Екатерина Алексеевна, на престол взошел ее сын Павел Петрович об этом говорит весь город. Дедушка при смерти.

Едем в Багрово. Я боялся смерти деда и не любил Багрова. Зимняя дорога в Багрово. Мать ехала в открытой кибитке, так как в закрытой чувствовала себя дурно. Я за нее волновался.

Источник: http://ruslit.biz/pereskaz-soderzhaniya-s-t-aksakov-detskie-gody-bagrova-vnuka/

Пересказ сюжета Детские годы Багрова-внука Аксаков С. Т

Написала : Яна Николайчук

В книге, в сущности мемуарной, описываются первые десять лет жизни ребенка (1790-е гг.), проведенные в Уфе и деревнях Оренбургской губернии. Автор воспроизводит детское восприятие, для которого все внове и все одинаково важно, события не делятся на главные и второстепенные: потому в «Детских годах» фабула практически отсутствует.

Все начинается с бессвязных, но ярких воспоминаний о младенчестве и раннем детстве — человек помнит, как его отнимали от кормилицы, помнит долгую болезнь, от которой он чуть не умер, — одно солнечное утро, когда ему стало легче, странной формы бутылку рейнвейну, висюльки сосновой смолы в новом деревянном доме и т. д. Самый частый образ — дорога: путешествия считались лекарством.

(Подробное описание переездов в сотни верст — к родным, в гости и т.

п. — занимает большую часть «Детских годов».

) Выздоравливает Сережа после того, как ему становится особенно плохо в большом путешествии и родители, принужденные остановиться в лесу, постлали ему постель в высокой траве, где он и пролежал двенадцать часов, не в силах пошевелиться, и «вдруг точно проснулся».

После болезни ребенок испытывает «чувство жалости ко всему страдающему». С каждым воспоминанием Сережи «сливается постоянное присутствие матери», которая его выходила и любила, может быть поэтому, больше других своих детей. Последовательные воспоминания начинаются с четырехлетнего возраста.

Сережа с родителями и младшей сестрой живут в Уфе. Болезнь «довела до крайней восприимчивости» нервы мальчика.

По рассказам няньки, он боится мертвецов, темноты и проч. (разнообразные страхи будут мучить его и дальше).

Читать его научили так рано, что он даже не помнит об этом; книга у него была только одна, он знал её наизусть и каждый день читал вслух сестре; так что когда сосед С. И. Аничков подарил ему «Детское чтение для сердца и разума» Новикова, мальчик, увлекшись книгами, был «точно как помешанный».

Читайте также:  Краткое содержание родари путешествие голубой стрелы точный пересказ сюжета за 5 минут

Особенное впечатление произвели на него статьи, объясняющие гром, снег, метаморфозы насекомых и т. п.

Мать, измученная болезнью Сережи, боялась, что сама заболела чахоткой, родители собрались в Оренбург к хорошему доктору; детей же отвезли в Багрово, к родителям отца.

Дорога поразила ребенка: переезд через Белую, собранная галька и окаменелости — «штуфы», большие деревья, ночевки в поле и особенно — рыбная ловля на Деме, которая сразу свела мальчика с ума не меньше чтения, огонь, добытый кремнем, и огонь лучины, родники и т. п.

Любопытно все, даже то, «как налипала земля к колесам и потом отваливалась от них толстыми пластами». Отец радуется всему этому вместе с Сережей, а любимая мать, наоборот, равнодушна и даже брезглива.

Встреченные в пути люди не только новы, но и непонятны: непонятна радость родовых багровских крестьян, встретивших семью в деревне Парашине, непонятны отношения крестьян со «страшным» старостой и т. п.; ребенок видит, между прочим, жатву в жару, и это вызывает «невыразимое чувство сострадания».

Патриархальное Багрово не нравится мальчику: дом маленький и печальный, бабушка и тетушка одеты не лучше слуг в Уфе, дед суров и страшен (Сережа был свидетелем одного из его безумных припадков гнева; позже, когда дед увидел, что «маменькин сынок» любит не только мать, но и отца, их отношения с внуком внезапно и резко изменились). Детей гордой невестки, «брезговавшей» Багровом, не любят.

В Багрове, до того негостеприимном, что даже кормили детей плохо, брат и сестра прожили с лишком месяц.

Сережа развлекается, пугая сестру рассказами о небывалых приключениях и вслух читая ей и своему любимому «дядьке» Евсеичу. Тетушка дала мальчику «Сонник» и какой-то водевиль, сильно подействовавшие на его воображение. После Багрова возвращение домой так подействовало на мальчика, что он, опять окруженный обшей любовью, вдруг повзрослел.

В доме гостят молодые братья матери, военные, окончившие Московский университетский благородный пансион: от них Сережа узнает, что такое стихи, один из дядей рисует и учит этому Сережу, отчего кажется мальчику «высшим существом». С. И.

Аничков дарит новые книги: «Анабасис» Ксенофонта и «Детскую библиотеку» Шишкова (которую автор очень хвалит).

Дяди и приятель их адъютант Волков, играя, дразнят мальчика, между прочим, за то, что он не умеет писать; Сережа обижается всерьез и однажды кидается драться; его наказывают и требуют, чтобы он просил прощенья, но мальчик считает себя правым; один в комнате, поставленный в угол, он мечтает и, наконец, заболевает от волнения и усталости. Взрослые пристыжены, и дело кончается общим примирением. По просьбе Сережи его начинают учить писать, пригласив учителя из народного училища. Однажды, видимо, по чьему-то совету, Сережу посылают туда на урок: грубость и учеников и учителя (который был так ласков с ним дома), порка виноватых очень пугают ребенка. Отец Сережи покупает семь тысяч десятин земли с озерами и лесами и называет её «Сергеевской пустошью», чем мальчик очень горд. Родители собираются в Сергеевку, чтобы лечить мать башкирским кумысом, весной, когда вскроется Белая.

Сережа не может думать ни о чем другом и с напряжением следит за ледоходом и разливом реки. В Сергеевке дом для господ не достроен, но веселит даже это: «Окон и дверей нет, а удочки готовы».

До исхода июля Сережа, отец и дядька Евсеич удят на озере Киишки, которое мальчик считает своим собственным; Сережа впервые видит ружейную охоту и чувствует «какую-то жадность, какую-то неизвестную радость».

Лето портят только гости, правда нечастые: посторонние, даже ровесники, тяготят Сережу. После Сергеевки Уфа «опостылела».

Сережу развлекает только новый подарок соседа: собрание сочинений Сумарокова и поэма «Россиада» Хераскова, которую он декламирует и рассказывает родным разные выдуманные им самим подробности о любимых персонажах. Мать смеется, а отец беспокоится: «Откуда это все у тебя берется? Ты не сделайся лгунишкой».

Приходят известия о смерти Екатерины II, народ присягает Павлу Петровичу; ребенок внимательно слушает не всегда понятные ему разговоры обеспокоенных взрослых. Приходит известие о том, что дедушка умирает, и семья сразу собирается в Багрово.

Сережа боится видеть умирающего дедушку, боится, что маменька от всего этого захворает, что зимой они замерзнут в пути.

В дороге мальчика мучают печальные предчувствия, и вера в предчувствия укореняется с этих пор в нем на всю жизнь.

Дедушка умирает через сутки после приезда родных, дети успевают попрощаться с ним; «все чувства» Сережи «подавлены страхом»; особенно поражают его объяснения няньки Параши, почему дед не плачет и не кричит: он парализован, «глядит во все глаза да только губами шевелит».

«Я почувствовал всю бесконечность муки, о которой нельзя сказать окружающим». Поведение багровской родни неприятно удивляет мальчика: четыре тетки воют, повалившись в ноги брату — «настоящему хозяину в доме», бабушка подчеркнуто уступает власть матери, а матери это противно.

За столом все, кроме Матери, плачут и едят с большим аппетитом. И тогда же, после обеда, в угловой комнате, глядя на незамерзающий Бугуруслан, мальчик впервые понимает красоту зимней природы.

Вернувшись в Уфу, мальчик опять переживает потрясение: рожая ещё одного сына, чуть не умирает мать. Став хозяином Багрова после смерти деда, отец Сережи выходит в отставку, и семья переезжает в Багрово на постоянное житье. Сельские работы (молотьба, косьба и пр.

) очень занимают Сережу; он не понимает, почему мать и маленькая сестра к этому равнодушны. Добрый мальчик пытается жалеть и утешать быстро одряхлевшую после смерти мужа бабушку, которую он до того, в сущности, не знал; но её обыкновение бить дворовых, весьма обычное в помещичьем быту, быстро отвращает от нее внука.

Родителей Сережи зовет в гости Прасковья Куролесова; отец Сережи считается её наследником и потому ни в чем не перечит этой умной и доброй, но властной и грубоватой женщине. Богатый, хотя и несколько аляповатый дом вдовы Куролесовой поначалу кажется ребенку дворцом из сказок Шахерезады.

Подружившись с матерью Сережи, вдова долго не соглашается отпускать семью назад в Багрово; между тем суетливая жизнь в чужом доме, вечно наполненном гостями, утомляет Сережу, и он с нетерпением думает об уже милом ему Багрове.

Вернувшись в Багрово, Сережа впервые в жизни в деревне по-настоящему видит весну: «я […] следил за каждым шагом весны.

В каждой комнате, чуть ли не в каждом окне, были у меня замечены особые предметы или места, по которым я производил свои наблюдения…» От волнения у мальчика начинается бессонница; чтобы он лучше засыпал, ключница Пелагея рассказывает ему сказки, и между прочим — «Аленький цветочек» (эта сказка помещена в приложении к «Детским годам…»). Осенью по требованию Куролесовой Багровы гостят в Чурасове. Отец Сережи обещал бабушке вернуться к Покрову; Куролесова не отпускает гостей; в ночь на Покров отец видит страшный сон и утром получает известие о болезни бабушки. Осенняя дорога назад тяжела; переправляясь у Симбирска через Волгу, семья чуть не потонула.

Бабушка умерла в самый Покров; это страшно поражает и Сережиного отца, и капризную Куролесову. Следующей зимой Багровы собираются в Казань, помолиться тамошним чудотворцам: там никогда не был не только Сережа, но и его мать.

В Казани предполагают провести не больше двух недель, но все складывается иначе: Сережу ожидает «начало важнейшего события» в его жизни (Аксакова отдадут в гимназию). Здесь кончается детство Багрова-внука и начинается отрочество.

Источник: http://sochinenie.blogspot.com/2013/12/blog-post_318.html

С. Т. Аксаков, «Детские годы Багрова-внука»: краткое содержание по главам

В 1858 году создал Аксаков «Детские годы Багрова-внука». Краткое содержание интересующего нас произведения предваряет рассказ о его особенностях.

Это 2-я часть автобиографической трилогии Аксакова Сергея Тимофеевича. Повесть «Детские годы Багрова-внука», краткое содержание которой мы изложим чуть ниже, знакомит нас с первыми десятью годами из жизни ребенка, проведенными им в деревнях Оренбургской области и в Уфе (1790-е годы). Автор произведения воспроизводит восприятие ребенка.

Все было одинаково важно и ново для мальчика из повести «Детские годы Багрова-внука». Краткое содержание поэтому составить не так просто. События сложно разделить на более и менее значимые, и фабула в произведении практически отсутствует. Однако мы постараемся выделить главные моменты повести «Детские годы Багрова-внука».

Краткое содержание, представленное ниже, даст вам представление о важнейших событиях, повлиявших на формирование личности мальчика.

Воспоминания о младенчестве

Повесть начинается с ярких, бессвязных воспоминаний о младенчестве.

Ребенок помнит, как он был отнят от кормилицы, а также долгую болезнь, от которой мальчик чуть не умер, бутылку рейнвейну странной формы и т. д.

Дорога — наиболее частый образ в произведении «Детские годы Багрова-внука». Краткое содержание каждой главы мы последовательно опишем. Отметим, что большую часть произведения занимает описание переездов.

Сережа (так звали мальчика) выздоравливает после того, как в большом путешествии ему стало совсем плохо и родители, которые были вынуждены остановиться в лесу, положили его на постель в высокой траве.

Здесь мальчик пролежал 12 часов, а потом «точно проснулся». Ребенок после болезни испытывает жалость ко всем, кто страдает. С воспоминаниями мальчика сливается присутствие матери. Ей удалось его выходить.

Она любила его, возможно, поэтому, больше чем других детей.

Читайте также:  Краткое содержание короленко дети подземелья точный пересказ сюжета за 5 минут

Появление страсти к чтению у героя повести «Детские годы Багрова-внука»

Краткое содержание по главам продолжается описанием последовательных воспоминаний. Они начинаются у Сережи с четырехлетнего возраста. Им посвящена отдельная глава.

Она так и называется — «Последовательные воспоминания», а предваряют ее «Отрывочные воспоминания» (глава третья). Мальчик живет с родителями и своей младшей сестрой в Уфе. Нервы его доведены болезнью «до крайней восприимчивости».

Он слушает рассказы няньки и начинает бояться темноты, мертвецов и проч. (различные страхи и в дальнейшем будут его мучить). Его обучили чтению настолько рано, что Сережа даже не помнит когда. У него была лишь одна книга, и мальчик знал ее наизусть.

Сережа читал эту книгу каждый день своей сестре. Поэтому, когда С. И. Аничков (сосед) подарил мальчику «Детское чтение для сердца и разума», он настолько увлекся книгами, что был «как помешанный».

Новые впечатления

Мать боялась, что заболела чахоткой, измучившись болезнью сына. Отец вместе с ней решил отправиться к хорошему доктору в Оренбург. Детей они отвезли к родителям отца, в Багрово.

Дорога поразила мальчика: переезд через реку, большие деревья, окаменелости и галька, ночевки в поле, рыбная ловля, которую он полюбил не меньше, чем книги. Все ему было любопытно.

Отец вместе с Сережей радовался всему этому, а мать была равнодушна и даже несколько брезглива.

Люди, которые встречались в пути, новы и непонятны. Мальчик, например, не может понять отношения крестьян со старостой. Он видит жатву в жару, что вызывает в его душе чувство сострадания.

Жизнь в Багрово

Жизни у бабушки с дедушкой посвящена глава «Багрово». Сереже не нравится патриархальный быт. Дом печальный и маленький, обитатели его одеты не лучше, чем слуги родителей в Уфе. Страшен и суров дед. Сережа стал свидетелем одного его припадка гнева. Несколько позже, когда дед понял, что мальчик любит и отца, а не только мать, его отношение к Сереже резко изменилось.

В Багрове не любят детей гордой невестки, которая «брезговала» своей родней. Здесь ребята прожили больше месяца. Багров был настолько негостеприимен, что брата с сестрой даже плохо кормили. Сережа развлекался тем, что пугал сестренку рассказами о невиданных приключениях. Он читал вслух ей и «дядьке» Евсеичу.

На его воображение сильно подействовал какой-то водевиль и «Сонник», которые дала мальчику тетушка.

Знакомство с дядями

После Багрова Сережа вдруг повзрослел. Дом родителей посещают молодые братья матери (глава «Зима в Уфе»). Это военные, которые окончили благородный университетский пансион Москвы.

От них мальчик узнает, что такое стихи. Сережу учит рисовать один из дядей, отчего он кажется ребенку «высшим существом».

Сосед дарит ему новые книги: «Детскую библиотеку», написанную Шишковым, и «Анабасис» Ксенофонта.

Дяди и Волков, их адъютант и приятель, шутя, дразнят мальчика, в том числе и за то, что Сережа не умеет писать. Ребенок всерьез обижается. Однажды он даже кидается в драку.

Сережу наказывают и требуют попросить прощения. Мальчик не хочет этого делать — он считает, что прав. Сережа стоит в углу и мечтает. В конце концов от усталости и волнения ребенок заболевает. Взрослые пристыжены.

Общим примирением кончается это дело.

Обучение письму

Мальчика по его просьбе начинают учить писать. Для этого из народного училища приглашают учителя. Однажды, вероятно, по совету кого-то, его посылают туда на урок. Грубость учителя (а ведь он дома был с ним так ласков) и учеников, порка виноватых сильно пугают Сережу.

Сергеевская пустошь

Отец главного героя покупает 7 тыс. десятин земли с лесами и озерами. Он дает им название «Сергеевская пустошь». Мальчик этим очень гордится. Родители отправляются в Сергеевку для того, чтобы мать вылечилась башкирским кумысом и весной. Сережа с напряжением следит за разливом реки и ледоходом.

Дом для господ в Сергеевке не достроен, однако даже это веселит. Сережа вместе с Евсеичем и отцом до конца июля удит рыбу на оз. Киишки. Мальчик впервые наблюдает ружейную охоту и ощущает «какую-то жадность», «неизвестную радость».

Только гости портят лето. Правда, они бывают нечасто. Сережу тяготят посторонние люди, даже ровесники.

Возвращение в Уфу

Уфа мальчику «опостылела» после Сергеевки. Его развлекают лишь новые книги, подаренные соседом. Поэму Хераскова «Россиада» мальчик декламирует.

Он рассказывает придуманные им подробности о ее персонажах. Приходит известие о том, что Екатерина II скончалась. Народ присягает царю Павлу Петровичу.

Сережа внимательно слушает разговоры обеспокоенных взрослых, не всегда, правда, ему понятные.

Смерть дедушки

Приходит известие о том, что дед умирает. Семья отправляется в Багрово. Мальчик боится смотреть на умирающего деда. Он думает, что мать может захворать от всего этого, что они замерзнут зимой в пути. Сережу в дороге преследуют печальные предчувствия, и с этих пор вера в них укореняется в нем навсегда.

Краткое содержание рассказа «Детские годы Багрова-внука» продолжается тем, что через сутки после прибытия родных дедушка умирает. Дети успевают проститься с ним. Сережа боится, и это подавляет все его чувства.

В особенности его поражают объяснения Параши (няньки), которая говорит, что дед не кричит и не плачет потому, что парализован. Он смотрит во все глаза и лишь губами шевелит. Мальчик чувствует бесконечность муки.

Ребенка неприятно удивляет поведение багровской родни. Повалившись брату в ноги, воют 4 тетки. Бабушка подчеркнуто уступает матери власть, и последней это неприятно. За столом все едят с аппетитом и плачут. После обеда мальчик смотрит на Бугуруслан и впервые осознает красоту зимней природы.

Роды матери и общение с бабушкой

Сережа, вернувшись в Уфу, вновь испытывает потрясение. Мать, рожая сына, едва не умирает. Став после смерти отца хозяином Багрова, отец выходит в отставку. Вся семья перебирается на постоянное житье в деревню. Сережу очень занимают сельские работы (косьба, молотьба и пр.).

Он не понимает, отчего маленькая сестра и мать равнодушны к этому. Мальчик пытается утешать и жалеть бабушку, которая быстро одряхлела после того, как дедушка умер. Он ее, в сущности, раньше и не знал. Однако обыкновение этой женщины бить дворовых, в помещичьем быту весьма привычное, быстро отвращает внука от нее.

В гостях у прасковьи куролесовой

Прасковья Куролесова зовет родителей Сережи в гости. Отец главного героя считается ее наследником. Из-за этого он не смеет перечить ни в чем этой доброй и умной, но грубоватой и властной женщине.

Дом вдовы Куролесовой, богатый, хотя и немного аляповатый, сначала кажется Сереже дворцом, который описан в сказках Шахерезады. Прасковья, подружившись с матерью мальчика, долго не хочет отпускать семью в Багрово.

А суетливая жизнь в этом всегда наполненном гостями доме утомляет Сережу. Он думает с нетерпением о возвращении в Багрово, которое уже мило ему.

Вернувшись сюда, мальчик впервые в своей жизни по-настоящему видит весну. От волнения у него начинается бессонница. Ключница Пелагея для того, чтобы Сережа лучше засыпал, рассказывает ему сказки, в том числе и «Аленький цветочек» (она помещена в приложении к повести).

Смерть бабушки

По требованию Куролесовой осень Багровы проводят в Чурасове. Отец мальчика пообещал бабушке возвратиться к Покрову. Однако Прасковья не хочет отпускать гостей. Отец в ночь на Покров видит страшный сон.

А на следующее утро приходит известие о том, что бабушка заболела. Тяжела осенняя дорога назад. Переправляясь через Волгу у Симбирска, семья едва не потонула. В самый Покров умерла бабушка.

Это очень поражает и капризную Куролесову, и Сережиного отца.

Заключительные события

Опишем заключительные события повести «Детские годы Багрова-внука». Краткое содержание их следующее. Багровы зимой собираются в Казань для того, чтобы помолиться чудотворцам. Не только Сережа, но и мать мальчика никогда не бывала в этом городе. В Казани планируется провести не более 2-х недель.

Однако все выходит иначе: мальчика ждет начало очень важного события — его отдадут в гимназию. На этом кончается детство Сережи и начинается отрочество. Завершает свое произведение и Аксаков («Детские годы Багрова-внука»).

Краткое содержание следующей части трилогии («Воспоминания») не входит в нашу задачу.

Отметим, что интересующее нас произведение очень популярно. Оно входит в школьную программу по литературе. Поэтому очень актуально сегодня описание произведения «Детские годы Багрова-внука» (краткое содержание).

4 класс школы — время, когда мы впервые знакомимся с ним. Однако многие интересуются этим произведением и после школы. Для того чтобы напомнить его сюжет, мы и создали эту статью.

Читайте также:  Краткое содержание григорович деревня точный пересказ сюжета за 5 минут

Она может быть полезна и при первом знакомстве с повестью — последовательно и довольно подробно описаны события произведения «Детские годы Багрова-внука». Очень краткое содержание вряд ли будет полезно тем, кто решил открыть для себя это творение Аксакова.

А лучше всего прочитать повесть в оригинале. Краткое содержание произведения «Детские годы Багрова-внука» дает лишь поверхностное представление о нем.

Источник: http://bisbroker.ru/article/209318/s-t-aksakov-detskie-godyi-bagrova-vnuka-kratkoe-soderjanie-po-glavam

Вопросы и ответы к повести С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»

В учебнике 5 класса в вопросах и заданиях дважды упоминаются имя С. Т. Аксакова и его произведения. Вспомните, где помещены эти вопросы. Нет ли связи между прочитанным фрагментом и заданиями, которые вы выполняли в прошлом году? Каковы ваши выводы?

Имя С. Т. Аксакова в учебнике-хрестоматии 5 класса, в частности, упоминалось в связи со сказками «Тысяча и одна ночь» из сказочного «каталога» ключницы Пелагеи. Читая о путешествиях Синдбада — морехода, вы знакомились с чудесами арабских народных сказок. Сейчас убедились, что Багров-внук был таким же увлеченным читателем этих сказок.

В этом году вы могли бы вновь ответить на вопросы, которые вам задавали в прошлом году.

Как доказать, что рассказ о первом путешествии Синдбада — волшебная сказка?

Какую сказку русского писателя напомнило вам начало первого путешествия Синдбада?

Какие причины вызвали столь долгую жизнь этих сказок во всех странах мира?

Волшебную сказку отличает присутствие чудес, волшебства в событиях, участие в них сказочных героев. В них все — герои, события, причины их развития и то, чем они кончаются, — во власти волшебства. Но сказки разных народов часто похожи друг на друга, из одной волшебной сказки в другую кочуют и герои и многие события.

Так, в сказке П. П. Ершова «Конек-горбунок» есть эпизод, в котором на спине рыбы разместилось множество домов, деревьев. Похожие события, похожие сцены есть в сказках многих народов.

Долгую жизнь волшебных сказок и сказочных эпизодов можно объяснить тем, что человеку постоянно хочется увидеть и достичь чего-то необычного, труднодоступного.

Можно сделать вывод: сказки рождались фантазией человека, как они рождаются и сейчас. Только сейчас они рождаются и как сказки, и как произведения научной фантастики.

Вызывает ли отклик у вас как читателей отношение Сережи Багрова к арабским сказкам «Тысяча и одна ночь»? Приводили ли сказки вас «в изумление неожиданностью диковинных приключений», или вы это поняли только после того, как прочли воспоминания Аксакова?

Сказки всегда удивляют и своими героями, и своими событиями. Мы, наверное, не так изумляемся, как ровесники Сережи Багрова, потому что вокруг нас много научных открытий и технических изобретений. И все-таки «неожиданность диковинных приключений» приводит нас в изумление. Наверное, не будет такого времени, когда бы человек перестал удивляться чудесам.

Какие сказки упоминает автор в начале своего рассказа? Они не названы, а только упоминаются их некоторые приметы. Какие вам удалось узнать?

В начале воспоминаний о своем чтении Сережа говорит: «Гении, заключенные то в колодезе, то в глиняном сосуде, люди, превращенные в животных, очарованные рыбы…» Такие сюжеты многим знакомы по самостоятельному чтению, например, сказка «Волшебная лампа Аладдина».

Как объясняет Аксаков «тайну очарования сказок»? Согласны ли вы с автором?

С. Т. Аксаков написал: «Где же скрывается тайна такого очарования? Я думаю, что она заключается в страсти к чудесному, которая более или менее врождена всем детям…» Наверное, можно согласиться с писателем: всех нас не только в книгах, но и в жизни привлекают тайны, особенно те, которые нам в конце концов удается разгадать.

Как вы относитесь к тому, что Сережа многое добавлял, пересказывая сказки? Кто прав — он или укорявшая его тетушка?

Сережа многое добавлял в своих пересказах. Наверное, он был прав: хорошее произведение порождено фантазией автора и пробуждает фантазию читателя. То, что добавлял от себя Сережа, было как бы подсказано самой сказкой и только доказывает, что она была хороша.

Каково ваше отношение к этим сказкам? Близко ли оно тому, которое описал Аксаков?

Сережа был прав, увлекаясь прочитанными сказками. Они нам нравятся, но наш интерес не так велик, потому что в распоряжении сегодняшнего читателя гораздо больше книг, чем в то время, когда читателем был Сережа. Но и мы при пересказе что-то добавляем от себя.

Как вы оценили отклик рассказчика на сказки? Он вас удивил, он вас удивил и обрадовал, он вас оставил равнодушным, вы с ним согласны, вы никак не можете с ним согласиться,

Каждый читатель может выбрать любой ответ. Чаще всего соглашаются с Сережей Багровым, хотя отделяет его от нас более ста лет.

Можно ли утверждать, что Багров-внук был правдивым мальчиком и как читатель? Сережа был правдивым мальчиком и как читатель, поскольку он замечал, что и как ему удалось добавить к своему пересказу прочитанной книги.

Трудно сказать, прав ли он был, когда тяжело переживал эти переделки. Наверное, он должен был радоваться, что автор заставлял его участвовать в расширении своих произведений, ведь как читатель он исполнял заветную мечту самого автора.

Каких героев-читателей — своих ровесников вы могли бы назвать? Что их отличает друг от друга?

Одна из шестиклассниц вспомнила Калле Блюмквиста и его увлечение детективными произведениями. Сравнивая его с Сережей Багровым, можно сказать, что Калле перенес свои впечатления из книг в жизнь, а Сережа дополнял содержание сказок.

Точно ли определил свои выдумки герой, сознаваясь в том, что «прилгал», рассказывая сказки из «Тысячи и одной ночи»?

Наверное, Сережа был не прав, считая, что он «прилгал», рассказывая сказки из «Тысячи и одной ночи». Если он добавлял мелочи, которых не было в сказке, это говорит о том, что он хорошо понял все происходящее в ней. Фантазия помогла Сереже расширить и сделать более подробной картину, которую он увидел в сказке

Источник: http://www.sochuroki.com/voprosy-i-otvety-k-povesti-s-t-aksakova-detskie-gody-bagrova-vnuka/

Аксаков С. Детские годы Багрова-внука — какое краткое содержание?

Рассказ о своем детстве автор начинает с описания первых детских воспоминаний — отрывочных, но довольно ярких. Мы узнаем, что у Сережи (так зовут главного героя) была кормилица, с ее дочерью — краснощекой румяной девочкой — он играл в первые пару лет своей жизни, и надолго сохранил самые теплые чувства.

Потом была тяжелая и затяжная болезнь, бессилие врачей и отчаяние родственников; и только бесконечная любовь матери, ее несгибаемая воля и решительность бороться за своего первенца смогли переломить ход болезни, и мальчик начал поправляться.

Несколько первых детских лет Сережи прошли в Уфе, потом семья купила небольшую деревеньку Сергеевку и — вот где было настоящее раздолье! Недаром Сережа называл время, проведенное в Сергеевке, «веселым праздником».

К осени семья возвратилась в Уфу. В гостеприимный дом Багровых часто приезжали гости: родственники, друзья, соседи. Один из соседей — Аничков, увидев, что мальчик любит читать, подарил мальчику несколько новых книг. Мальчик часами сидел в своей комнате, зачитываясь Херасковым и Сумароковым.

Жизнь изменилась, когда заболела мать. Было решено свезти Сережу и его маленькую сестренку в Багрово, к дедушке и бабушке, отец повез «маменьку» лечиться в Оренбург.

Во время этой поездки Сережа впервые попробовал «уженье» — рыбную ловлю — увлечение, которое станет одним самых любимых на протяжении всего детства. Пребывание в Багрово без родителей у незнакомых, хотя и родных людей, стало для Сережи серьезным испытанием, но по прошествии месяца родители вернулись и семейство отправилось назад в Уфу.

В Уфе жизнь шла своим чередом, на лето семейство отправлялось в любимую Сергеевку. Зимой родители получили письмо из Багрово: дедушка был очень плох и желал проститься. Не мешкая, отправились в Багрово и — как раз вовремя: дедушка успел со всеми простился и умер.

На семейном совете было решено, что Степан Алексеевич (отец Сережи) выйдет в отставку и они переедут жить в Багрово: нужно присматривать за имением.

Уладив дела в Уфе, Багровы переезжают в свое родовое имение. По пути они посещают тетку отца — Прасковью Ивановну, богатую вдову, которая намеревалась все свое миллионное имение отписать Багрову-старшему.

Прасковья Ивановна прониклась такой симпатией к матери Сережи, и, пользуясь, своим положением, будет любезно заставлять семью гостить у нее гораздо чаще, чем Багоровым хотелось бы. В одно из таких затянувшихся посещений умирает мать Алексея Степановича.

Семейство спешно покидает благодетельницу и уезжает в Багрово.

После смерти бабушки семейство еще какое-то время проводит в Багрово, но благодетельница просительно требует, чтобы они возвращались обратно, приходится уступить. Жизнь в Чурасово (имение Прасковьи Ивановны) входит в свою привычную колею. Отец, мать и Сережа собираются в небольшое путешествие в Казань. Здесь, по словам самого автора, заканчивается детство, а вместе с ним — и книга.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2617558-aksakov-s-detskie-gody-bagrova-vnuka-kakoe-kratkoe-soderzhanie.html

Ссылка на основную публикацию