Краткое содержание драйзер американская трагедия точный пересказ сюжета за 5 минут

«Американская трагедия», краткое содержание романа Теодора Драйзера

Краткое содержание Драйзер Американская трагедия точный пересказ сюжета за 5 минут

Летним вечером в торговом центре американского города Канзас-Сити семейство Грифитс поёт псалмы. Старший мальчик, двенадцатилетний Клайд тяготится своим положением. Его родители – Эйса и Эльвира Грифитс живут бедно. Брат Эйсы, Сэмюэл – владелец фабрики воротничков и рубашек – вызывает у мальчика чувство зависти.

Повзрослевшая Эста (Эстер) – старшая сестра Клайда сбегает из дома с актёром. Шестнадцатилетний Клайд в начале работает помощником продавца содовой воды в аптекарском магазине, после чего с радостью меняет непрестижную работу на должность посыльного в отеле «Грин-Дэвидсон».

Он утаивает от родителей большую часть жалования и принимает участие в непристойных развлечениях других мальчиков: идёт вместе с ними в ресторан Фриссела, впервые пробует там вино, затем отправляется в публичный дом, где познаёт телесную сторону любви.

Один из его новых друзей – Ретерер вводит Клайда в свою компанию, знакомит с матерью и младшей сестрой Луизой.

Клайд влюбляется в подругу Луизы – кокетку Гортензию Бригс. Он приглашает её в ресторан, затем ведёт в театр Либби на «Корсара». Девушка отстранённо принимает ухаживания Клайда. Четыре месяца она флиртует с ним, заставляя тратить на себя деньги.

Эльвира Грифитс просит сына о финансовой помощи. Недовольный Клайд начинает давать ей десять долларов в неделю вместо пяти. Со временем он понимает, что мать от него что-то скрывает. Клайд начинает следить за ней и находит Эсту. Старшая сестра – беременна, не замужем и бедна.

Гортензия выпрашивает у Клайда дорогой меховой жакет. Юноша с трудом собирает деньги. Мать просит у него пятьдесят долларов для Эсты, но Клайд говорит, что ещё не отдал предыдущие деньги, якобы взятые у друзей взаймы.

В конце января Клайд с друзьями едут на загородную прогулку. Гортензия увлекается Спарсером – парнем с фермы, взявшим «напрокат» чужой дорогой автомобиль. Клайд ссорится с девушкой и понимает, что она никогда его не полюбит. На обратном пути друзья попадают в пробку.

Торопясь на работу, они сбивают на дороге маленькую девочку, удирают от полиции и попадают в аварию. Испуганная текущей по лицу кровью Гортензия убегает первой. Остальные бросаются врассыпную перед приездом «Скорой» и полиции.

В автомобиле остаются только Спарсер и одна из девушек по имени Лора.

Книга вторая

Проживающий в Ликурге Сэмюэл Грифитс имеет двух дочерей – старшую, некрасивую, двадцатишестилетнюю Майру и прелестную, живую, нравящуюся всем без исключения семнадцатилетнюю Беллу и одного сына – двадцатитрёхлетнего Гилберта. Клайд встречает его в Чикаго, спустя три года после бегства из Канзас-Сити, которые он проводит меняя одну работу на другую и живя под вымышленным именем Гарри Тенету.

До встречи с дядей в в отеле «Юнион-клуб» парень сталкивается с Ретерером. С подачи последнего Клайд устраивается рассыльным в «Большой Северный», а затем и в «Юнион-клуб».

В Ликурге Клайда встречает холодный приём Гилберта. Он отправляет своего кузена на самую низкооплачиваемую работу в декатировочный цех. Клайд живёт в скучном, дешёвом пансионе миссис Каппи.

Единственный его друг – Уолтер Диллард – легкомысленный юнец, служащий продавцом в отделе мужского платья, знакомит Клайда с Зеллой Шумэн и Ритой Дикермен. Девушка сразу же пытается взять Клайда оборот, и этим не нравится ему.

От новой встречи с Ритой юношу спасает приглашение на воскресный ужин к дяде, где он знакомится со своими двоюродными сёстрами и подругами Беллы – Сондрой Финчли и Бертиной Крэнстон.

Проработав несколько месяцев в декатировочной, Клайд начинает терять надежду завоевать положение в обществе Ликурга, но как-то раз к нему в подвал заходит дядя и поражается тому, насколько жалким выглядит его племянник на низкой должности.

Сэмюэл поручает Гилберту подыскать для Клайда более приличное место. Уигэм предлагает поставить юношу контролёром работы штамповочной. Перед назначением Гилберт внушает Клайду мысль о благонравном поведении в среде работающих на фабрике женщин.

Получив новую должность Клайд переселяется в один из лучших домов на Джефферсон-авеню. Со временем юноша выделяет среди работниц трёх не слишком озабоченных нравственностью девушек – Рузу Никофорич, Марту Бордалу и Флору Брандт, но он только мечтает о них, боясь даже флиртовать.

По-настоящему Клайд заинтересовывается новой служащей – Робертой Олден. Двадцатитрёхлетняя девушка с фермы устраивается на фабрику в надежде на высокую зарплату и… мужа, которого можно найти в Ликурге. В городе она живёт вместе с подругой – Грейс Марр.

Клайд почти сразу же привлекает внимание Роберты.

Как-то раз на озере Крам катающийся на байдарке Клайд встречает любующуюся водяными лилиями Роберту. Через несколько дней после неожиданной встречи он назначает девушке свидание, на котором узнаёт, что она его любит. После тайной встречи на выходных уличённая во вранье Роберта съезжает от родственников Грейс Марр и снимает комнату на юго-востоке Ликурга у семьи обойщика Гилпина.

Полтора месяца Клайд с Робертой встречаются на улице. С наступление холодов юноша предлагает перенести встречи в комнату девушки, но она отвечает отказом. Влюблённые ссорятся. На следующий день Роберта просит у Клайда прощения и становится его любовницей.

В один из вечеров Сондра, приняв Клайда за Гилберта, предлагает подвезти его. Поняв свою ошибку и желая загладить неловкость, девушка действительно это делает.

Молодой человек кажется ей милым, и она, чтобы досадить Гилберту, решает ввести его в ликургское общество. «Золотая молодёжь» благожелательно принимает Клайд.

Юноша получает многочисленные приглашения и начинает всё реже и реже бывать с Робертой. Сондра признаётся Клайду в том, что он ей нравится.

Узнав из газетной заметки о светских успехах Клайда, Роберта расстраивается, а Гилберт – разъяряется. Сэмюэл Грифит приглашает племянник на обед в первый день после Рождества.

Через две недели после встречи Нового года Сондра зовёт Клайда домой, на горячий шоколад. Молодые люди впервые целуются.

В середине февраля Роберта понимает, что беременна. Клайд покупает в аптеке Скенэктеди лекарство, но оно не помогает. По совету Орина Шорта – владельца небольшого магазина мужского белья юноша Роберта обращается к доктору Глену, но тот отказывается делать аборт. Девушка требует Клайда найти ей другого врача или жениться.

Сондра и Клайд мечтают о тайной свадьбе. В начале июня молодой человек спроваживает Роберту к родителям. Мучительно ища выход из сложившейся ситуации, Клайд случайно наталкивается в газете на заметку об утонувшей на озере Пасс молодой паре. Всю ночь юноша пытается отделаться от мыслей об убийстве.

В середине июня Клайд едет к Сондре на Двенадцатое озеро. Роберта пишет отчаянные письма и настаивает на свадьбе. Клайд вместе с друзьями посещает озёра, затерянные в глухих хвойных лесах, и снова думает о случае на озере Пасс.

Шестого июля Клайд встречается с Робертой на платформе Фонды. Он везёт девушку на природу. Катаясь на лодке по Большой Выпи, Клайд никак не решается осуществить задуманное, но ему на помощь приходит случай: в порыве злости он ударяет Роберту фотоаппаратом по лицу и, желая помочь ей, нечаянно переворачивает лодку. Девушка тонет и просит о помощи. Клайд намеренно не спасает её.

Книга третья

Следователь округа Катараки – Фрейд Хейт и его помощник – девятнадцатилетний Эрл Ньюком начинают расследование. Они находят в кармане убитой девушки письмо к матери и получают свидетельства двух охотников о встречи в лесу с молодым человеком.

Желающий выдвинуться в политическом плане прокурор Орвил Мейсон с удовольствием подключается к расследованию. Он сообщает Тайтусу Олдену – отцу Роберты о смерти дочери. Мать девушки рассказывает Мейсону о Клайде Грифитсе.

В чемодане Роберты прокурор обнаруживает подаренный Клайдом туалетный прибор с подписанной им карточкой, а во время обыска комнаты молодого человека – письма убитой.

На даче у Крэнстонов Клайд делает вид, что всё хорошо, но в душе сильно переживает из-за случившегося и боится быть пойманным. Он бледнеет, услышав об «утонувшей на озере Большой Выпи» паре, и избавляется от мокрого костюма.

Узнав из газет о поисках убийцы, в первое мгновение Клайд решает признаться в содеянном, объяснить, что он не убивал Роберту, но тут же понимает, что это невозможно – он потеряет Сондру и ему всё равно никто не поверит. Вместе с компанией юноша на неделю уезжает на Медвежье озеро. Помощник шерифа Николас Краут арестовывает Клайда, раздумывающего в лесной глуши о побеге.

Мейсон пытается выбить из юноши признание. Испугавшись, что прокурор отведёт его в лагерь к Сондре, Клайд признаётся, что был с Робертой на озере, но говорит, что она утонула случайно.

По округе проходит слух о пойманном преступнике. Местные жители собираются посмотреть на Клайда. Оказавшись в тюрьме, юноша по-прежнему утверждает, что невиновен. Полиция находит на дне озера фотографический аппарат. Бэртон Бэрлей, убеждённый в виновности Клайда, похищает из морга несколько волосков Роберты и наматывает их на «орудие убийства».

Американские газеты подробно описывают случившееся на озере Большой Выпи и публикуют отрывки из писем Роберты. Финчли и Крэкстоны сбегают из Ликурга. Сэмюэл Грифитс просит своего адвоката Дарру Брукхарта разобраться в деле племянника.

Помощник Брукхарта – Кетчумен в качестве адвоката для Клайда нанимает политического противника Мейсона – Элвина Белнепа. Последний сразу же приходится по душе молодому человеку, и он рассказывает ему всё.

Компаньон Белнепа – Рубен Джефсон не может точно понять, виновен Клайд или нет, но придумывает для него отличную оправдательную историю.

Эльвира Грифитс узнаёт от Эсты о произошедшем с сыном несчастье. Она хочет приехать в Бриджбург, но Клайд просит её этого не делать. В газетах появляется информация о семье юноши и его детстве.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов рылеева за 2 минуты

Несколько месяцев адвокаты натаскивают Клайда. В середине октября начинается суд. Пять дней проводится отбор присяжных. Мейсон читает обвинительную речь. До ноября проводится опрос ста двадцати семи свидетелей. Мейсона избирают судьёй. Белнеп рисует Клайда как малодушного труса.

Джефсон допрашивает юношу в соответствии с заранее подготовленным планом. Клайд отвечает на вопросы заученными фразами. Он отрицает наличие злого умысла и придерживается версии, что хотел рассказать Роберте о любви к другой девушке и, если она не отпустит его, согласиться выполнить свой моральный долг и жениться на ней.

Поездку на Луговое и озеро Большой Выпи юноша представляет, как инициативу Роберты. Мейсон начинает допрос Клайда. Прокурор просит внести в зал суда лодку и предлагает юноше показать, как именно он ударил Роберту фотоаппаратом.

Когда Мейсон интересуется, почему Клайд не спас девушку, последний начинает нервничать и прокурор понимает, что это – его слабое место.

Мейсон пытается вывести Клайда из себя. Он ловит его на тщательно уложенном сундуке, незнании цены на прокат лодки на озере Большой Выпи, путеводители из Ликурга, купленном по словам юноши, в Утике. Адвокаты приходят к выводу, что Клайд убил Роберту. Присяжные выносят обвинительный приговор. Они считают, что Клайд совершил убийство с «заранее обдуманным намерением».

Сэмюэл Грифитс отказывается от подачи апелляции и переводит фабрику в Южный Бостон. Эльвира Грифитс устраивается репортёром в крупнейшую денверскую газету, чтобы получить деньги на дорогу к сыну. Клайда перевозят в Оберн, западную тюрьму штата Нью-Йорк.

Эльвира Грифитс пытается собрать две тысячи долларов на апелляцию. Официальная христианская церковь отворачивается от неё – обычной проповедницы. С большим трудом женщины удаётся набрать тысячу сто долларов.

В Доме смерти Клайд наблюдает, как преступники, один за другим, уходят на казнь. Преподобный Данкен Мак-Миллан по просьбе Эльвиры посещает юношу в тюрьме. Со временем Клайд достигает духовного просветления и рассказывает священнику всю правду.

Мак-Миллан считает, что молодой человек совершил убийство в своём сердце. Через четыре месяца апелляцию по делу Клайда отклоняют. Мак-Миллан и Эльфира Грифитс просят губернатора Нью-Йорка заменить смертную казнь пожизненным заключением, но он не соглашается изменить решение суда.

В феврале Клайд умирает на электрическом стуле.

  • «Американская трагедия», художественный анализ романа Теодора Драйзера
  • «Финансист», краткое содержание романа Теодора Драйзера
  • «Сестра Керри», художественный анализ романа Теодора Драйзера
  • «Титан», краткое содержание романа Теодора Драйзера
  • «Финансист», художественный анализ романа Теодора Драйзера
  • «Стоик», краткое содержание романа Теодора Драйзера
  • «Сестра Керри», краткое содержание романа Теодора Драйзера
  • «Стоик», художественный анализ романа Теодора Драйзера
  • «Титан», художественный анализ романа Теодора Драйзера
  • Теодор Драйзер, краткая биография

По произведению: «Американская трагедия»

По писателю: Драйзер Теодор

Источник: https://goldlit.ru/dreiser/514-an-american-tragedy-kratkoe-soderjanie

«Американская трагедия» пересказ

«Американская трагедия» — роман американского писателя Теодора Драйзера. Сюжет основан на случае убийства в 1906 году Честером Джилеттом своей девушки Грейс Браун и схожем случае с Карлайлом Харрисом.

«Американская трагедия» краткий пересказ

Клайд Грифитс — сын уличных проповедников, которые строго воспитывают четверых детей в религиозной вере. Когда ему было около 15 лет, его старшая сестра Эста сбежала из дома с заезжим актёром (который её впоследствии бросил), от которого родила ребёнка.

Клайд устраивается на работу рассыльным в отель, где он видит совершенно другой мир — мир денег и роскоши. Новые друзья приобщают его к алкоголю и посещению проституток.

Клайд постепенно всё больше влюбляется в кокетку Гортензию Бригс (хотя при первой встрече: «Клайд сразу увидел, что она довольно вульгарна и грубовата и совсем не похожа на девушку, о какой он мечтал.») и безуспешно пытается добиться её, тратя почти весь свой заработок.

Один раз Клайд отправился с друзьями в загородную поездку на выходные в машине, взятой без ведома богатого владельца.

Они возвращались с прогулки вечером и очень спешили на работу («Час был уже поздний, Хегленд, Ретерер и Хигби подгоняли Спарсера…»), понукая Спарсера ехать быстрее, но неожиданно сбивают девочку, бегущую к перекрёстку. При попытке уйти от погони они врезаются в кучу кирпичей в одном из переулков.

Почти всем удалось убежать, в том числе и Клайду, но от страха они вынуждены скрываться от полиции. Клайд в тот же день уезжает на товарном поезде из города. На этом кончается первая часть романа.

Через год в Чикаго Клайд встречается с дядей — владельцем фабрики, который давно не поддерживает связь с семьёй Клайда. Сэмюэл Грифитс предлагает племяннику небольшую должность на фабрике. Клайд переезжает в город Ликург в штате Нью-Йорк, где живёт дядя.

Работая на фабрике, Клайд становится руководителем цеха, в котором работают молодые девушки. Там же он знакомится с Робертой Олден — работницей предприятия. Между ними завязывается любовная связь.

Семья дяди Клайда относится к нему высокомерно, лишь изредка приглашая на обед.

Случай сводит Клайда с 17-летней Сондрой Финчли — дочерью другого местного фабриканта, занимающего видное положение в обществе.

Сначала Сондра вводит его в круг местной «золотой молодёжи», желая досадить родственникам Клайда, в первую очередь его кузену Гилберту (который холоден к ней).

Её увлечение перерастает в любовь, и Сондра подумывает о свадьбе, невзирая на разницу в социальном статусе.

Неожиданно Роберта Олден сообщает о своей беременности, Клайд пытается уговорить её сделать подпольный аборт. Однако врач, к которому она обращается, отказывает. Роберта добивается у нерешительного Клайда обещания жениться на ней.

Между тем Клайд хорошо принят в высшем обществе Ликурга, и Сондра укрепляется в решении связать себя узами брака. Она рассчитывает, что её отец предоставит Клайду место на предприятии.

Таким образом, её будущий муж станет полноправным членом высшего общества.

На глаза Клайда попадает заметка в газете, в которой говорится о трагической гибели молодого мужчины и девушки, катавшихся на лодке. Клайду сразу приходит в голову замысел, который мог бы избавить его от надвигающихся неприятностей, связанных с беременностью Роберты, но он отгоняет от себя страшную идею. Он все больше думает о заметке и в состоянии безысходности решает убить Роберту.

Он приглашает её покататься на лодке, но в самый последний момент не находит в себе сил свершить задуманное, впадая в ступор. Роберта хочет дотронуться до Клайда, тот рефлекторно отталкивает её и нечаянно ударяет фотоаппаратом. Лодка переворачивается, ударяя девушку по голове.

Клайд слышит крики Роберты о помощи, но решает не помогать ей, внутренний голос убеждает его в случайности произошедшего:

Третья часть книги посвящена описанию следствия, судебного процесса и последующих событий.

После смерти Роберты полиция уже через день выходит на след Клайда и обвиняет его в спланированном умышленном убийстве. Громкое дело в захолустном округе на руку местным властям, желающим переизбраться на грядущих выборах:

Прокурор Мейсон питает личную неприязнь к Клайду, так как считает того богатым прожигателем жизни. В конце концов, несмотря на защиту адвокатов (в ходе которой Клайд сам поверил в случайность гибели девушки), суд присяжных приговаривает его к высшей мере. Автором отмечается предубеждение всех обвинителей и жителей округа против Клайда, которые заранее убеждены в его виновности.

Оставшуюся часть своей жизни Клайд проводит в тюрьме, наблюдая, как другие заключенные проходят свой последний путь по коридору «дома смерти». Он не может поверить, что ему предстоит тот же путь. В итоге он исповедуется, частично признаёт свою вину. Его казнят на электрическом стуле.

Источник: http://ktoikak.com/amerikanskaya-tragediya-pereskaz/

Анализ романа Драйзера «Американская трагедия» | Литерагуру

«Американская трагедия» — одно из самых значимых произведений Теодора Драйзера, опубликованное в 1925 году.

  Роман об амбициозном до исступления юноше Клайде стал жемчужиной молодой американской литературы, что признают даже те, кто критически относится к творчеству писателя.

В основе книги лежит рассказ о развенчании «американской мечты», история о становлении и падении молодого человека, мотивах и настроениях.

История создания

Отправной точкой для автора «Американской трагедии» стала новость, опубликованная в одной местной газете. Ее бесстрастно изложенное содержание превратилось в кульминацию целого произведения.

Это преступление молодого человека по имени Честер Джилетт, который, как и герой Драйзера, работал на фабрике производства воротничков города Кортленд и был племянником его владельца. Честер оказался замешанным в деле об убийстве девушки Грейс Браун из фермерской семьи, которая работала на него.

Согласно статье в газете, молодой человек с девушкой отдыхали на озере Биг-Муз, катаясь на лодке, и оба утонули. На месте происшествия нашли ту самую лодку и женскую шляпку в воде – дно озера обследовали и нашли тело Грейс, мужского же тела нигде не было.

Вскоре было опубликовано сообщение о Честере, который был замечен в компании друзей на вилле неподалёку. Окружной поверенный опрашивает свидетелей, находит в комнате виновного письма Грейс, где она писала про свою беременность и упрашивала Честера жениться на ней, угрожая выдать его богатым и влиятельным покровителям.

После долгого судебного разбирательства Джилетт был приговорён к заключению в каторжной тюрьме сроком в один год, а после казнён на электрическом стуле, лишь в самом конце своей жизни признав вину. Это и стало сюжетной канвой произведения «Американская трагедия».

Роман Теодора Драйзера стал своеобразным художественным откликом на типичное для начала XX века в Америке бульварное чтиво.

Основная, объединяющая многие из них, авторская задумка состояла в том, что, в попытках достичь знаменитой «американской мечты», юноша из нижних слоёв общества через знакомство и отношения с девушкой из высшего общества добивается высокой должности, признания, положения. «Американская трагедия» — это развенчание мифа о том, что такое действительно может произойти, роман открывает читателям глаза на то, что в Америке тех лет такой сценарий невозможен. Кроме того, он безнравственен, ведь настраивает молодых людей нечестно добиваться своих целей, как будто другого, достойного и славного пути нет. Настоящий успех приобретает ценность лишь тогда, когда добыт самостоятельно.

Читайте также:  Краткое содержание айтматов материнское поле точный пересказ сюжета за 5 минут

О чём роман?

Роман, как уже было упомянуто выше, основан на весьма занятной истории, произошедшей в действительности. Можно сказать, что эта ситуация не только дала толчок к созданию произведения, но и обеспечила его всеми необходимыми деталями для развития сюжета романа.

Благодаря статье в газете, Теодор Драйзер знал, какую должность занимал молодой человек, знает подробности случившейся трагедии, а так же главный мотив, который подтолкнул его пойти на убийство юной девушки.

Факты из статьи писатель менять не стал и все использовал в первозданном виде, тем самым создав себе очень прочную базу, к которой оставалось добавить художественные описания, предысторию и внутренние переживания героев.

Теодор Драйзер рассказывает историю мальчика, семья которого проповедует на улицах города. Клайд Гриффитс недостаточно образован, стыдится образа жизни, который ведут его родные, хочет добиться в жизни чего-то, но довольствуется малым: работает на мелких должностях.

С того момента, когда из дома сбегает его сестра, герой всё чаще задумывается о том, чтобы оставить всё то, что держит его в нижнем слое общества, и пробиться к верхам. Ему предоставляется такой шанс, его берут работать в отель, и тогда Клайд познаёт новые стороны жизни.

Молодой человек предаётся радостям, поддаётся искушениям, влюбляется впервые, развлекается, попадает в нерешаемые ситуации, зарабатывает кажущиеся ему большими суммы денег. Одно происшествие заставляет его покинуть город и уехать к богатым родственникам, где его дядя владеет фабрикой, куда он устраивается работать.

Это лишь новая ступень в познании жизни для Клайда, где позорные и негативные качества его характера лишь набирают силу, а положительные всё меркнут перед ними. Именно возникшая под влиянием впечатлений от богатых родственников «американская мечта», то, чему она научила Клайда, и приводят его в финале на электрический стул.

Как в книге проявился американский натурализм?

Последний значительный роман Драйзера — его наиболее последовательное натуралистическое произведение. Говорят, что композиция «Американской трагедии» подобна длинному репортажу, к которой добавляются всё новые подробности, обстановка накаляется, и кульминацией становится смерть девушки, после снова ряд деталей и фактов об убийстве, и вторая кульминация – смерть главного героя.

«Ноги Теодора протаптывают дорогу, тяжёлые грубые ноги. Он продирается сквозь чащу лжи, прокладывая путь вперёд», — так говорил о своём товарище и учителе Шервуд Андерсон.

Драйзер сумел внести новаторство и феноменальную глубину в американскую реалистическую литературу, несмотря на влияние буржуазии Америки и жестокую критику, которая присутствовала на протяжении всего его творческого пути.

Драйзер «ворвался в спёртую и затхлую атмосферу Америки, как порыв неукротимого ветра, и впервые со времен Марка Твена и Уитмена внёс в наш пуританский обиход струю свежего воздуха», — писал Синклер Льюис.

Та часть американской литературы, которая развивается в русле реалистического подхода в изображении мира и человека, включается в процесс переосмысления новой действительности ХХ века и места в ней человека, раскрывает причины и изображает сущность «американской трагедии», которая стала реальностью.Творчество Драйзера оказало сильное влияние на развитие литературы, так как именно он наметил границы современного социального романа.

Образ главного героя

Клайд Грифитс – это «средний молодой американец с типично американским взглядом на жизнь». Впервые перед читателем он предстаёт мальчиком из бедной религиозной семьи, которая проповедует на улицах – даже прохожие замечают, как сильно ему не по себе и что это место – не его.

Он мечтает об образовании, о свободе, о богатой и беспечной жизни, одним словом, пытается убежать от того, кем он сейчас является. По сути, Клайд пытается стать тем, кто ставит деньги выше, чем что-либо ещё, в том числе и нравственную чистоту.

Именно из-за благоговейной строгости, в которой держит его мать, из-за образа жизни и способа заработка его семьи, из-за застоя в духовном развитии Клайд так сильно ощущает изменения, получив работу посыльного при отеле.

Для юноши новая жизнь полна открытий, притягательна, и всё это настолько заманчиво, что он торопится окунуться с головой, но не замечает, что именно в омут.

Теперь у него есть собственный заработок – он становится скрытным, так в нём рождается жадность и желание обладать большим, он утаивает доходы от матери. У него появляются друзья, но он не разбирается особо в тех, кто его окружает, потому что всю жизнь боялся, что останется в одиночестве из-за проповедничества на улицах.

Клайд впервые посещает публичный дом и испытывает стыд, перебарывает совесть, ведь это было непозволительно при том образе жизни, что ведёт его семья, такие развлечения для него аморальны.

Он впервые влюбляется, и читатель видит слабость его души, когда он не может противостоять своим чувствам, как они напрочь лишают его здравого рассудка.

Столкновения с реальной жизнью Клайд не выдерживает: развлекаясь однажды с друзьями, он катался на машине на повышенных скоростях, в результате чего на дороге умирает девочка – Клайд не раздумывая покидает город, оставив в нём всё: брошенную беременную сестру, по-прежнему сильно привязанную к нему маму, бедствующего отца семейства, рабочее место, приносившее ему неплохой заработок.

Об этом рассказывается в первой части произведения, где мы знакомимся с настоящим Клайдом Гриффитсом – молодым человеком с не оформившимся характером, который сталкивается с реальной жизнью, погружающей его в мир запретов и развлечений и раскрывающей в нём слабость, неспособность противостоять искушениям и душевную трусость. Он не обуздан в своих желаниях и слишком слабохарактерен, чтобы самостоятельно это контролировать.

Последующая история с каждым новым его поступком доказывает, что он, как выразились его адвокаты, «умственный и нравственный трус».

Если бы нравственность, которую так яро воспитывала в нём мать, смогла пробудить в Клайде ум и рассудительность, если бы он не откликался так живо на эмоции внутри себя, то, возможно, всё закончилось бы по-другому.

Роберта осталась бы жива, если бы Клайд не боялся упасть в глазах богатых родственников, спросив у них совета или попросив у них помощи.

Даже к Роберте изначально его тянуло из-за того, что она казалась ему такой же слабой, такой же ненужной и отторгаемой обществом, из-за внутреннего одиночества. Едва уловив возможность сблизиться с девушкой из высшего сословия, Клайд охладевает к бедной возлюбленной, ведь и его уже ка будто принимают, так что работница ему не ровня.

Перед казнью Клайд, ведомый испугом и чувством одиночества, признаёт вину – чего не добились от него во время долгого судебного процесса: он лгал, путался в собственной лжи, истязал себя мыслями, как выпутаться из всего этого под давлением неопровержимых доказательств, но продолжал считать себя невиновным. К вере Клайд так не приходит. Однако за него на коленях молится мать – весь год, что он был заключён в тюрьме, и в минуту казни.

Тематика и проблематика

В романе Теодора Драйзера нашли отображение общественно-исторические противоречия капиталистической Америки. Это американская реальность изнутри, такая, какой её сложно понять со стороны, но легко почувствовать на себе, представив себя в теле главного героя.

Реализм писателя отличен именно близостью к документалистике, которая переплетается с классической художественной литературой, где он показывает типичное поведение, типичные характеры, типичных людей.

Он не приукрашивал то, что на самом деле происходило в стране, пытаясь противопоставить своё произведение тем, кто пропагандировал нереальные истории любви, как легкому пути из низших слоёв общества к высшим.

«Американская трагедия» — это история об американской мечте, затмившей разум и совесть эпохи.

Пока все думали, что каждый может подняться по социальной лестнице и обладать неземными богатствами, даже если раньше работал посыльным, реальность оборачивалась для них нравственным падением ради карьерного взлета.

Теодор Драйзер показывает, что эта мечта – иллюзия, человечность несовместима с буржуазными стандартами счастья. Клайд Гриффитс пошёл именно по тому пути, который описывали бульварные романы того времени, и лживая американская мечта привела его к смерти и позору.

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-romana-drajzera-amerikanskaya-tragediya/

Теодор Драйзер, «Американская трагедия»: краткое содержание :

Теодор Драйзер – американский писатель, книги которого были весьма популярны в советское время. Сегодня имя этого прозаика несколько забыто. Впрочем, краткое содержание «Американской трагедии» – одного из знаменитейших произведений Драйзера – поклонники отечественного кинематографа помнят благодаря киноленте 1981 года.

Об авторе

Теодор Драйзер родился в 1871 году. Детство его прошло в бедности. В возрасте 18 лет будущий писатель поступил в университет, но окончить его не смог в силу финансовых проблем. Всё же в 1892 году он был принят репортером в одну из чикагских газет.

Творческий путь писателя начался с романа «Сестра Керри», вышедшего в свет в 1900 году. Спустя 30 лет Драйзера выдвинули на получение Нобелевской премии. Однако награду отдали Синклеру Льюису.

Интересный факт из биографии Теодора Драйзера. В 1912 году он отправился в свое первое турне по Европе. Вернуться планировал на печально известном «Титанике». Однако издатель в последний момент уговорил писателя сесть на пароход подешевле.

В конце своего жизненного пути Драйзер стал атеистом. За несколько месяцев до смерти вступил в коммунистическую партию, чем и снискал широкую популярность в СССР. Теодор Драйзер ушёл из жизни в 1945 году. Он является автором таких книг, как «Финансист», «Гений», «Титан», «Оплот», «Стоик», «Дженни Герхардт» и др.

Читайте также:  Краткое содержание флобер госпожа бовари точный пересказ сюжета за 5 минут

«Американская трагедия» (Т. Драйзер): краткое содержание

Книга состоит из трёх частей. В первой части автор показывает читателю взросление главного героя. Затем изображен мир капиталистов, к которому, как известно, автор испытывал антипатию. Молодой человек попадает в совершенно иную среду, что его и губит. Трагедия разворачивается в заключительной части.

Это глубокое произведение, наполненное психологизмом. Краткое содержание «Американской трагедии» Теодора Драйзера в статье изложено по следующему плану:

  • Жизнь в нищете.
  • Гортензия.
  • Происшествие на дороге.
  • Бегство.
  • Жизнь под чужим именем.
  • Бедный родственник.
  • Роберта Олден.
  • Сондра Финчли.
  • Трагедия на озере.
  • Дом смерти.

Жизнь в нищете

Главный герой – Клайд Гриффитс. Мальчик растёт в бедной семье. Отец его – человек довольно непрактичный. Мать часто посещает церковь, с жаром отдается «спасению заблудших душ».

Этим людям едва удается свести концы с концами. Но они не замечают своей нищеты, чего нельзя сказать о маленьком Клайде, мечтающем выбраться из этого жалкого мирка. С ранних лет он работает.

Трудится в отеле рассыльным.

Стоит сделать некоторое отступление, прежде чем продолжить изложение краткого содержания.

Американской трагедией Драйзер назвал историю, изложенную в этой книге, отнюдь не потому, что сам проживал в Штатах и именно там поселил своих героев.

В начале ХХ века общество с вероятностью финансового и социального успеха для всех и полным отсутствием патриархальных пережитков можно было найти не всюду.

«Американская трагедия», краткое содержание которой представлено ниже, — очень печальная история. Нечто подобное могло произойти лишь там, где царит несправедливость, неравенство.

Гортензия

С тех пор как Клайд устроился работать в отеле, жизнь его изменилась к лучшему. У него появились новые друзья. Теперь он способен приобрести себе одежду, денег хватает даже на развлечения. Клайд знакомится с продавщицей по имени Гортензия. Но вскоре разочаровывается в девушке. Это довольно расчетливая, корыстная особа.

Юноша не удовлетворён своей семьёй, её материальным положением. У него появляются мечты о высшем свете, богатстве, и он думает о том, как бы это воплотить в реальность.

Краткое содержание «Американской трагедии» не передаст глубины переживаний главного героя. После прочтения сжатого изложения создается впечатление, что это довольно неприятный персонаж.

Тогда как Клайд – герой неоднозначный, противоречивый.

Происшествие на дороге

Однажды Клайд с друзьями отправляется в увеселительного прогулку на роскошном автомобиле. Машина принадлежит одному из молодых людей. На обратном пути погода вдруг портится. Ехать приходится медленно, но молодые люди просят Спарсера, который ведёт автомобиль, прибавить скорость. Зазевавшись, водитель сбивает девочку.

Бегство

Главный герой, вместо того чтобы оказать помощь, бежит с места преступления. На следующий день из газет узнаёт о том, что Спарсер назвал следователям имена прочих участников увеселительной прогулки. Клайд покидает родной город. Так же поступают и другие молодые люди, до которых не добралось следствие.

Часто встает непростой выбор на жизненном пути героя «Американской трагедии». Краткое содержание повествует о его ошибках, но вызывает только отрицательное отношение к персонажу Драйзера. Прочтение оригинала наводит на долгие размышления.

«Как бы я поступил на его месте?» – вопрос, который задают себе многие читатели. Правда, вопрос этот не возникает после прочтения страшной концовки «Американской трагедии» Т. Драйзера.

Краткое содержание поведает о финале этого социально-психологического романа.

Жизнь под чужим именем

Клайд уезжает в город Ликург. Здесь он живет под чужим именем. Молодой человек устраивается на тяжелую низкооплачиваемую работу. Однажды встречает одного из прежних друзей, который устраивает его в крупную компанию рассыльным. Клайд вполне доволен жизнью. Но впереди очередные перемены.

Содержание «Американской трагедии», как уже было сказано, многие знают по одноименному фильму, который вышел в 80-х годах. Он снят очень близко к тексту романа Теодора Драйзера. Сама книга «Американская трагедия» читается на одном дыхании, герои прорисованы ярко и характерно, интрига держит в напряжении. Даже тогда, когда, казалось бы, уже все ясно.

Бедный родственник

Однажды в клубе Клайд встречает своего дядю, владеющего фабрикой. Эта встреча полностью меняет жизнь молодого человека из небогатой семьи. Коммерсант предлагает племяннику место на своем предприятии. Он не сулит Клайду огромных денег. Однако главный герой понимает, что общение с состоятельными родственниками открывает неплохие перспективы. И он не ошибается.

Роберта Олден

Клайд снимает комнату в недорогом пансионе. Он снова начинает жизнь с нуля. Двоюродный брат предлагает ему должность. Клайду предстоит выполнять тяжёлую работу за гроши. Но он и этому рад. Клайд верит, что вскоре разбогатеет.

Возможно, это ему действительно удалось бы. Но однажды он знакомится с девушкой из небогатой семьи. Зовут ее Роберта. Она работает на фабрике. Клайд влюбляется в неё.

Между ними начинаются отношения, которые приводят к интимной близости, что для пуританского общества тех лет было недопустимо.

Сондра Финчли

Влюбленность молодого человека вскоре угасает. К тому же он знакомится с Сондрой – девушкой из высшего общества. Богатая наследница, как ни странно, проявляет интерес к нему.

Она знакомит его со своими друзьями – представители «золотой молодёжи». Новая обстановка оказывает сильное впечатление на Клайда. Сондра влюблена в него. Девушка не против выйти замуж за скромного молодого человека.

А это сулит последнему карьеру, богатство, роскошную жизнь.

Трагедия на озере

Однако Клайду приходится расстаться со своими мечтами о блестящем будущем. Роберта сообщает ему новость: она беременна. Однажды молодому человеку на глаза попадается заметка в газете, рассказывающая о трагедии на озере.

Мужчина и женщина отправились кататься на лодке, но обратно не вернулись. Лодку нашли перевернутой, а спустя несколько дней обнаружили и тело девушки. Эта заметка побуждает героя на создание преступного плана.

Клайд уверен, что только так он сможет избавиться вот надоевшей возлюбленной.

«Американская трагедия» Драйзера – это не просто роман о любви и предательстве. Это книга о человеке, стоящем перед выбором.

Молодой Гриффитс очень хочет попасть в элиту, ведь у него звучная фамилия, кровное родство с сильными мира сего, «королями» американского городка Ликурга. Однако успеху мешает любовь простой девушки.

Что делать? Жениться? Но тогда родственники узнают и отвергнут Клайда. Он не сможет пробиться в высший свет. Не жениться? Но как, если дал слово?

Клайд Гриффитс совершил страшное преступление отнюдь хладнокровно. После того как прочитал заметку в газете, он пытался отогнать от себя мрачные мысли.

Но с каждым днём ему все больше казалось, что другого выхода из сложившейся ситуации нет. Во время прогулки на лодке Роберта привстала, вдруг потеряла равновесие, и в этот момент он нанес удар фотоаппаратом.

Позже, на следствии, Клайд так и не смог объяснить: сделал он это намеренно или неосознанно.

Дом смерти

Клайда арестовывают. Его приговаривают к смертной казни и отправляют в так называемый Дом смерти. Отныне он никому не нужен. Состоятельные родственники отказываются помогать ему. Благополучно забывает о нём и богатая невеста. Только мать предпринимает несколько тщетных попыток спасти сына.

Таково содержание «Американской трагедии» Теодора Драйзера – писателя, которого весьма уважала советская цензура за политические воззрения, но не за способность проникнуть в самые потаенные уголки человеческой души.

Образ Клайда Гриффитса

В качестве главного героя «Американской трагедии» Теодор Драйзер изобразил человека душевно слабого. Материнские проповеди не дошли до ума и сердца. Он хотел определённого статуса, и он его получил.

Казалось бы, Клайд особо и не продвинулся в обществе. Но для его внутрисемейной системы координат даже знакомство с представителями богатых семейств стало сродни прыжку с парашютом. Новая жизнь, карьера и прочие блага жизни без тотального родительского контроля – все это вскружило голову молодому человеку.

Благодаря родителям-сектантам Клайд усваивает, что высшей ценностью может стать что угодно, кроме человеческой жизни. Своей целью он делает финансовое благополучие. Он предприимчив, деятелен, уверен в себе. На пути к мечте не раздумывая убивает человека.

Автор придерживается реалистичного стиля изложения, не нагнетает краски и не романтизирует. Он описывает ряд типичных жителей небольших городков. Подает их характеры через бытовавшие в начале века нравы и идеалы.

Роман «Американская трагедия» можно назвать одним из наиболее объективных произведений на социальную тематику. Теодор Драйзер не перекладывает всю вину за преступление на общество, не изображает убийцу воплощением дьявола. Он осуждает нравы и законы, которые идеально подходят для формирования негодяев.

Карлайл Харрис

Именно так звали человека, который является прототипом героя романа Драйзера. Он был студентом-медиком, в 1893 году признан виновным в убийстве жены. Харрис в 1890 году женился втайне от своих родителей. Однако мать девушки настояла на том, чтобы он сообщил об этом родственникам.

Спустя три года студент медицинского университета отравил свою жену. Харрис использовал морфий. Следствие изначально склонялось к версии об инсульте. Факт убийства был установлен не сразу. Убийцу в суде представлял известный в те времена адвокат. Тем не менее он был признан виновным.

Жизнь Карлайла Харриса завершилась 8 мая 1893 года. Ему было 25 лет. Прототип Клайда Гриффитса был казнён на электрическом стуле. Стоит сказать, что этот случай был не единственным, который вдохновил писателя на создание романа «Американская трагедия». Подобных историй прозаику было известно более десяти.

Довольно объемную книгу представляет собой произведение Драйзера «Американская трагедия». Кратким содержанием ограничиваться все же не следует. Стоит найти время на прочтение романа одного из лучших американских писателей.

Источник: https://www.syl.ru/article/358367/teodor-drayzer-amerikanskaya-tragediya-kratkoe-soderjanie

Ссылка на основную публикацию