Краткое содержание дурак салтыкова-щедрина точный пересказ сюжета за 5 минут

«История одного города», краткое содержание по главам романа Салтыкова-Щедрина

Краткое содержание Дурак Салтыкова-Щедрина точный пересказ сюжета за 5 минут

«История одного города» издана по подлинным документам. По утверждению автора, он обнаружил в глуповском городском архиве связку тетрадок, имеющих общее название, – «Глуповский Летописец». Записи велись четырьмя архивариусами в период с 1731 по 1825 год. В основном они содержат биографии местных градоначальников.

К «Глуповскому Летописцу» прилагаются несколько детских тетрадок. В них – рассуждения градоначальников «на различные темы административно-теоретического содержания».

По словам автора предисловия, он не касался содержания летописи – фантастического и местами даже практически невероятного, исправив только «тяжелый и устарелый слог» и поработав над орфографией.

Обращение к читателю

Автор обращения – последний архивариус-летописец Павлушка. Он рассказывает, как появился «Глуповский Летописец». По мнению Павлушки, в Глупове были градоначальники, чьи деяния достойны описания и ничуть не уступают деяниям «Неронов преславных» и «Калигул, доблестью сияющих».

Как верно замечает в сноске автор «Истории одного города», здесь архивариус демонстрирует явный недостаток образования. Ни Калигулу, ни Нерона нельзя назвать образцово-показательными правителями.

Также в обращении к читателю кратко описывается город Глупов, который имеет три реки, стоит на семи холмах и активно торгует «квасом, печенкой и вареными яйцами».

О корени происхождения глуповцев

В древние времена жил народ, который называли головотяпами. Обитал он далеко на севере. Там, где, по мнению римских и греческих историков и географов, находилось Гиперборейское море. Этот народ так именовали из-за того, что его представители обо все «тяпались» головой.

С головотяпами соседствовало множество племен. В их числе – кособрюхие, долбежники и лягушечники. Между собой народы постоянно воевали. Дошли до того, что не осталось у них «ни жен, ни дев», а кора с последней сосны пошла на лепешки.

Головотяпы предложили тяпаться друг с другом головами, пока не определится победитель. Естественно, они всех одолели.

Долго в мире племена не прожили и снова начали враждовать. Тогда было решено позвать князя. Пришли к одному – тот назвал их глупыми и не захотел ими править. Зато посоветовал искать столь же глупого князя. Найти такого удалось только при помощи вора. Так у головотяпов появился князь, который правил ими издалека. Вор стал его наместником.

Найдя князя, головотяпы построили город Глупов, а себя назвали глуповцами. Вор-наместник начал провоцировать народ на бунты. Усмиряя бунтовщиков, он брал с них взятки и при этом выслуживался перед правителем. Вскоре князю это надоело, и наместник в Глупове сменился. Новый оказался ничуть не лучше старого.

После отставки еще пары вороватых наместников князь прибыл в Глупов и воскликнул: «Запорю!». «С этим словом начались исторические времена».

Опись градоначальникам

Перечисляются все градоначальники, служившие в Глупове в период с 1731 по 1826 год, даются их краткие характеристики. О некоторых из них подробнее написано ниже.

Органчик

В августе 1762 года в Глупов прибыл новый градоначальник – Дементий Варламович Брудастый. Местные жители ждали его с нетерпением, проявляя «обычную глуповскую восторженность» и «обычное глуповское легкомыслие». Брудастый показал себя человеком молчаливым и угрюмым.

Единственное, что он произнес при первом знакомстве с чиновниками: «Не потерплю!». После градоначальник заперся в кабинете, где постоянно подписывал различные приказы. Иногда он выходил, отдавал письмоводителю кипу бумаг и снова кричал «Не потерплю!».

Во всех концах города закипела работа – людей хватали, секли, их имущество описывали и продавали.

Вскоре глуповцы приуныли. В городе воцарился «зловещий и безотчетный страх». В итоге выяснилось, что внутри головы у градоначальника – органчик, умеющий исполнять всего две пьесы: «разорю!» и «не потерплю!». Когда Брудастый ехал в Глупов, механизм отсырел и испортился. Починить его пытался часовых и органных дел мастер Байбаков, но не сумел.

Поэтому новую голову заказали в Петербурге. Пока она шла, секрет Брудастого и раскрылся. Заканчивается его история тем, что в Глупове встретились сразу два градоначальника. У одного Брудастого была голова, выписанная из Петербурга, у второго – отремонтированная наспех Байбаковым.

Издатель «Истории одного города» в сноске поясняет, что оба градоначальника – самозванцы.

Сказание о шести градоначальницах

Градоначальников-самозванцев увез рассыльный, положив их в специальные сосуды, наполненные спиртом. После этого в Глупове началась смута. Власть несколько раз переходила из рук в руки. Первой захватила город Ираида Лукинишна Палеологова – бездетная вдова, промышлявшая ростовщичеством и жестоко истязавшая четырех своих крепостных служанок.

Ее свергла Клемантинка де Бурбон – авантюристка, дочка бывшего градоначальника, уволенного за нечестную игру в карты, и ставленница польских панов. Третья претендентка на власть – ревельская уроженка Амалия Карловна Штокфиш, «два месяца жившая у какого-то градоначальника в помпадуршах». Клемантинку она велела посадить в клетку и выставить на площади.

Амалию победила вторая ставленница польских панов – Анеля Алоизиевна Лядоховская. По ее приказу Штокфиш посадили в клетку к Клемантинке. К утру от двух бывших градоначальниц остались только кости – дамы съели друг друга.

Тем временем объявились еще две претендентки на власть – Дунька-толстопятая и Матренка-ноздря. В Глупове царила анархия. Анеля под шумок удалилась, вернувшись к прежней жизни.

На седьмой день от начала смуты в город прибыл новый градоначальник – Семен Константинович Двоекуров.

Известие о Двоекурове

В «Глуповском Летописце» Двоекуров фигурирует трижды – в описи всех градоначальников, в финале рассказа о смуте и при изложении истории либерализма в Глупове.

Из этих упоминаний можно сделать вывод, что человеком он был передовым и к выполнению своих обязанностей подходил серьезно.

По мнению издателя «Истории одного города», в «Глуповском Летописце» нет подробной биографии Двоекурова, так как ее уничтожили его преемники. Они опасались, что эта биография станет свидетельством «слишком явного либерализма».

Двоекуров ввел в Глупове пивоварение и медоварение. При нем стало обязательным употребление горчицы и лаврового листа. Самое главное – он сочинил записку о необходимости открытия в городе академии.

Известно, что Двоекуров то ли имел некий талант, которого «не оправдал», то ли ему дали какое-то поручение, которое градоначальник, оробев, не выполнил. Из-за этого он грустил всю оставшуюся жизнь. Что случилось на самом деле, точно сказать нельзя, так как единственный оставшийся листок из биографии Двоекурова сильно испорчен.

Голодный город

1776 год обещал быть хорошим для глуповцев. Шесть лет подряд с городом ничего плохого не случалось – ни пожара, ни голода, ни болезней. Местные жители считали, что этим они обязаны правлению градоначальника Петра Петровича Фердыщенко – человека простого и любящего в речи употреблять слово «братик-сударик».

Однажды благоденствию глуповцев пришел конец. Фердыщенко влюбился в замужнюю даму Алену Осипову. Из-за этого он сильно изменился – «сделался деятелен и настойчив до крайности».

Градоначальник несколько раз пытался склонить ее к сожительству, но женщина решительно отказывала, оставаясь верной супругой.

В результате он добился того, что мужа Алены арестовали и отправили в Сибирь, после чего Осиповой пришлось сдаться.

Грехопадение градоначальника отразилось и на глуповцах. В городе началась засуха, которая привела к страшному голоду. Недовольство правлением Фердыщенко росло, а он ждал подмоги – либо хлебом, либо войсками, усмиряющими бунты.

Горожане же написали жалобу «во все места Российской империи». Время шло, а ответа на нее не было. Фердыщенко принялся за аресты. Глуповцы не выдержали, захватили Аленку и сбросили с колокольни.

Сразу после этого в город прибыли войска, вызванные Фердыщенко.

Соломенный город

В противоположных концах Глупова располагались две слободы – Стрелецкая и Пушкарская. Обитатели их – стрельцы и пушкари – издавна враждовали. Разнимать одно из их побоищ пришел сам Фердыщенко.

Так он влюбился в стрельчиху Домашку – женщину резкую, решительную, мужественную и гулящую. Стрельцы отдавать ее градоначальнику не желали, но в итоге пришлось ему покориться. Пушкари начали над ними насмехаться.

Их стычки участились, от чего страдал весь Глупов.

Второе грехопадение Фердыщенко обернулось для города пожаром, начавшимся вечером 7 июля и продолжавшимся несколько дней. Глуповцы опять пошли разбираться к градоначальнику.

Он лицемерно покаялся и отдал толпе стрельчиху Домашку, которую народ трогать не стал и вернул в Стрелецкую слободу. Как только опасность миновала, Фердыщенко начал писать жалобы во все инстанции – якобы глуповцы против него устроили «великий бунт».

Через некоторое время в город вновь прибыли войска для усмирения местных жителей.

Фантастический путешественник

После всех бед, случившихся в Глупове, Фердыщенко решил путешествовать. Правда, под его началом находился только городской выгон. Глуповцам было приказано собраться там, бить в тазы, преподносить дары и поздравлять градоначальника, будто он издалека приехал. Развлечений на выгоне оказалось мало.

Фердыщенко успел пострелять горохом из маленькой пушки, несколько раз напиться, задержать встреченного во время «путешествия» пастуха. На третий день пребывания на выгоне градоначальник скончался от переедания.

Ему на смену через неделю прислали Василиска Семеновича Бородавкина, что положило начало «золотому веку Глупова».

Войны за просвещение

Бородавкин «поражал расторопностью и какою-то неслыханной административной въедчивостью». Изучив биографии предыдущих градоначальников Глупова, он взял себе в качестве образца для подражания Двоекурова.

Первым делом Бородавкин попытался вернуть обязательное употребление горчицы, от которого глуповцы успели отвыкнуть. Кроме того, он приказал есть прованское масло. Жители Глупова подчиняться его воле не захотели.

Так начались «войны за просвещение».

Как говорилось выше, причиной первой войны стала горчица. Бородавкину удалось усмирить бунтовщиков путем покорения Стрелецкой слободы, которую он считал «источником всего зла». Целью второй войны было объяснение глуповцам пользы от «устройства под домами каменных фундаментов». Третья разразилась из-за отказа горожан разводить персидскую ромашку.

Причина четвертой – разнесшийся по Глупову слух об учреждении академии. Походы Бородавкина привели к упадку города. Жители насажали столько ромашки и горчицы, что товары эти обесценились. Из-за этого стали задерживаться выплаты податей. В 1790 году во Франции произошла революция и глуповский градоначальник начал воевать уже против просвещения.

От полного разорения Глупов спасла только смерть Бородавкина.

Эпоха увольнения от войн

«В 1802 году пал Негодяев». К концу его правления город превратился в «беспорядочную кучу почерневших и обветшавших изб», а местные жители покрылись шерстью и принялись сосать лапу. Новым градоначальником стал «черкашенин» Микаладзе.

Читайте также:  Краткое содержание лесков несмертельный голован точный пересказ сюжета за 5 минут

Чтобы привести глуповцев в порядок, он решил временно отказаться от насаждения просвещения и связанных с этим экзекуций, а также от принятия новых законов. Положительный результат появился уже через месяц. В дальнейшем Микаладзе правил спокойно.

Единственная слабость этого градоначальника – излишнее увлечение женщинами. Скончался он в 1806 году. Причиной смерти стало «истощение сил».

Следующим градоначальником стал Беневоленский – человек, имевший особую страсть к написанию законов. Оказалось, что глуповские правители собственные законы издавать не имеют право. Он огорчился и начал писать проповеди. В итоге Беневоленский все-таки не выдержал. Жажда сочинять законы победила.

Распространял градоначальник свои приказы странным способом – разбрасывал ночью листочки по улицам. Однажды Беневоленского арестовали за измену. Он писал письма Наполеону, приглашая французского правителя в Глупов.

Дело в том, что Бонапарта хотела увидеть купчиха Распопова, у которой жил Беневоленский.

Далее прислали майора Ивана Прыща. Законов он не издавал, но Глупов в его правление процветал. Оказалось, что у Прыща фаршированная голова. Это распознал глуповский предводитель дворянства. Он же и съел голову градоначальника.

Поклонение мамоне и покаяние

Следующий градоначальник – статский советник Иванов, отличавшийся очень маленьким ростом. Говорили, что он умер от испуга, так как получил слишком большой сенатский указ, который боялся не понять. По другой версии, его уволили. Якобы голова Иванова «перешла в зачаточное состояние» из-за «присыхания мозгов», произошедшего вследствие их ненужности.

Далее глуповцами правил «французский выходец» виконт дю Шарио, веселившийся без устали и рабочими делами не занимавшийся. Так как в Глупове долгое время царил покой, местные жители «забылись».

Это привело к «скоропреходящему глуповскому баловству».

Например, глуповцы решили снова поклоняться Перуну и Волосу, перестали «возделывать поля», придумали новый язык – наполовину человеческий, наполовину обезьяний.

Тем временем выяснилось, что дю Шарио – переодетая женщина. В Глупове появился новый градоначальник – Эраст Андреевич Грустилов, человек чувствительный и при этом имевший порочные наклонности. В частности, он воровал, будучи в действующей армии провиантмейстером.

Распущенность, царившая в Глупове, Грустилову пришлась по вкусу. Несмотря на это, спустя некоторое время Эраст Андреевич решил навести в городе порядок. Вскоре в Глупове «бездействие весело-буйственное» сменилось «бездействием мрачным».

Впрочем, возделывать поля народ так и не начал.

Подтверждение покаяния. Заключение

Грустилова сменил Угрюмов-Бурчеев. Идеалы, к осуществлению которых он стремился, — «прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведенная до наготы». Новый градоначальник принадлежал к тому типу идиотов, которые принимают какое-то мрачное решение и дают себе клятву привести его в исполнение. При этом движутся они напролом.

Угрюмов-Бурчеев задумал вместо Глупова построить город Непреклонск, где жизнь бы подчинялась строгому порядку и везде царила одинаковость. Второй его целью было устранение реки. Так как с рекой он справиться не смог, ему пришлось строить Непреклонск на новом месте. Угрюмов-Бурчеев таинственно исчез в 1826 году.

После этого «история прекратила течение свое».

Оправдательные документы

К основному повествованию прилагаются три документа – «Мысли о градоначальническом единомыслии, а также о градоначальническом единовластии и о прочем» (сочинение Бородавкина); «О благовидной всех градоначальников наружности» (сочинение Микаладзе); «Устав о свойственном градоправителю добросердечии» (сочинение Беневоленского).

  • «История одного города», анализ романа Салтыкова-Щедрина
  • «Премудрый пискарь», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», анализ
  • «Дикий помещик», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», краткое содержание
  • «Вяленая вобла», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
  • «Медведь на воеводстве», краткое содержание по главам сказки Салтыкова-Щедрина
  • «Медведь на воеводстве», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
  • Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, краткая биография

По произведению: «История одного города»

По писателю: Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович

Источник: https://goldlit.ru/saltykov-shchedrin/1204-istoriia-odnogo-goroda-kratkoe-soderzhanie

Краткое содержание «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина по главам, анализ образов градоначальников

Главная > Литература > Краткое содержание романа Салтыкова-Щедрина «История одного города»

«Историю одного города» написал Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Известный российский писатель в сатирическом романе высмеял все пороки современного ему общества и правителей.

После выхода произведения в печать в 1870 году на автора посыпались упрёки и обвинения в принижении истории России и насмешках над властью и народом. Однако роман при этом стал очень популярен, слишком узнаваемы оказались его герои.

М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»: краткое содержание

«История одного города» автором была названа подлинной. В ней рассказывается об истории города Глупова от лица четырёх местных архивариусов. Они описывают то, что происходило в Глупове с 1731 по 1825 год.

«От издателя» и «Обращение к читателю»

Эти две главы можно объединить при кратком пересказе «Истории одного города». В первой автор утверждает, что его произведение о настоящем городе.

Роман рассказывает только биографии правителей. Но не нужно воспринимать всё буквально.

Менее гротескно, но подобные события являются скорее обычными для множества городов, в которых с течением времени происходили подобные перемены.

«Обращение» написано от лица последнего архивариуса, закончившего «Летописец». Он характеризует произведение как историю взаимоотношений власти и народа. На протяжении книги будет представлен ряд градоначальников, которые в определённые промежутки времени правили городом.

«О корени происхождения глуповцев» и «Опись градоначальников»

Первая глава является своего рода предисловием к будущим событиям. В ней рассказывается о войне древних племён с говорящими названиями. Среди них:

  • головотяпы;
  • моржееды;
  • гущееды;
  • лукоеды;
  • лягушечники;
  • кособрюхие.

Победу одержали головотяпы, но вот что делать с этой победой, они толком не знали, а значит, им нужно было найти правителя, который поддерживал бы порядок. Но эта задача оказалась не такой-то уж и простой. К какому бы князю они ни обращались, везде их ждал отказ, поскольку слыл народ глупым.

Делать нечего, пришлось просить помощи у вора — новотора. Он-то и нашёл им князя. Да тот, хоть и согласился править, но жить среди народа глуповцев, как он назвал головотяпов, намерения не имел, поэтому сделал вора своим наместником. Так новотор оказался главой города с новым названием Глупово.

Горожане оказались покорными, а новотор хотел бунтов, чтобы было кого усмирять. Кроме того, он много воровал, за что князь решил его наказать повешением. Но виновник избежал этой участи, зарезавшись огурцом.

Так город остался без правителя, поэтому князю пришлось подыскивать других. По очереди было послано три градоначальника, да только все они имели нечистую руку и воровали. Ничего другого не оставалось князю, как приехать к своему народу, да пригрозить поркой.

«Опись» содержит лишь информацию о двадцати двух правителях Глупово и том, чем они прославились.

«Органчик»: особенности физиологии правителя

Итак, наступил 1762 год, и во главе города встал Дементий Варламович Брудастый. Был он правителем угрюмым и молчаливым. Только и было от него слышно, что «не потерплю» и «разорю». Глуповцев это очень удивляло, но вскоре причина такой немногословности была выяснена.

Однажды письмоводитель отправился к Брудастому с докладом, но увидел правителя в весьма странном виде. Сидевший на своём месте Дементий Варламович был без головы, она лежала отдельно от хозяина на столе и была абсолютно пустой. Не каждый день увидишь такое зрелище, горожане были поражены.

Ситуацию смог прояснить некто Байбаков, являвшийся органных дел мастером. Оказалось, правитель-то у Глупова был непростым. В его голове находился органчик, который исполнял пару музыкальных пьес. Назывались они «разорю» и «не потерплю».

Именно такие слова и слышал народ от своего градоначальника. Но голова отсырела, сломалась и нуждалась в ремонте. Да таком сложном, что Байбакову справиться было не по силам, пришлось просить помощи в Петербурге.

Оттуда ожидалась новая исправная голова.

Но пока её ожидали, в городе объявились самозванцы. Пробыли они правителями недолго, их быстро оттуда забрали. Глупово вновь осталось без главы, из-за чего последовала анархия продолжительностью в неделю.

«Сказание о шести градоначальницах»

Во время этого сложного периода горожане предпринимали целые военные действия, а также топили и сбрасывали друг друга с колоколен. Тогда же у города объявились градоначальницы. Да не одна, а сразу шесть:

  • Ираида Лукинична Палеоголова;
  • Клемантинка де Бурбон;
  • Амалия Карловна Штокфиш;
  • Нелька Лядоховская;
  • Дунька-толстопятая;
  • Матренка-ноздря.

Каждая претендовала на этот пост по своим причинам. Амалия уже имела подобный опыт в прошлом, тогда как Ираида считала, что должна стать градоначальницей по наследству от мужа, а Клемантинка — от отца. Остальные женщины и вовсе не имели веских причин на подобные притязания.

«Известие о Двоекурове»

Конец бесчинствам положил новоприбывший Семён Константинович Двоекуров. Он запомнился своим положительным влиянием на дела города. В Глупово стали варить мёд и пиво, употреблять в пищу горчицу и лавровый лист. Ожидалось даже учреждение собственной городской академии.

Три главы о Фердыщенко

«Голодный город», «Соломенный город» и «Фантастический путешественник» — во всех этих трёх главах речь идёт о новый правителе, который задержался в городе на целых шесть лет. Это был Пётр Петрович Фердыщенко.

И всё в Глупово шло хорошо, пока Петру Петровичу не полюбилась жена ямщика Алёнка. Женщина на ухаживания градоначальника ответила отказом, за что её муж был отправлен в Сибирь. Тогда-то Алёнка и передумала.

Но возжелать жену ближнего — это был грех, за который город поплатился засухой и последовавшим за ней голодом.

Люди умирали и винили во всём Фердыщенко. Отправили к нему ходока, да назад его не дождались. Потом направили прошение, но и оно осталось без ответа. Решили отомстить правителю через новую жену, Алёнку. Сбросили её с колокольни, а Пётр тем временем просил помощи у начальства. Он-то хлеба просил, голодных накормить, а вместо пищи прибыли военные.

Однако, несмотря на все тяготы, перенесённые городом, увлечение чужими жёнами у Фердыщенко не прошло. Следующей его жертвой оказалась стрельчиха Домашка. И этот грех не прошёл бесследно для города. Начались пожары, горели слободы. Вот тогда градоначальник стушевался и отпустил женщину, да вызвал команду.

Окончил правление и жизнь Фердыщенко в путешествии по городскому выгону. По приказу самого правителя везде его приветствовали и сытно кормили. Не прошло и трёх дней, как он не выдержал стольких обедов и умер от объедения.

«Войны за просвещение»

Однако ему быстро подыскали замену в виде Василиска Семёновича Бородавкина. Тот подошёл к делу основательно и изучил всю историю города. Василиску понравилось правительство Двоекурова, и тот решил ему подражать.

Читайте также:  Краткое содержание басни ворона и лисица крылова точный пересказ сюжета за 5 минут

Однако со времён правления Семёна Константиновича прошло время, и глуповцы перестали употреблять горчицу. Новый градоначальник отдал приказ снова заняться посевами, да ещё добавил от себя производство прованского масла.

Но горожанам такая идея пришлась не по душе.

В итоге Василиск пошёл войной на Стрелецкую слободу, показавшуюся ему пристанищем бунтующих. Поход длился девять дней, но был трудным и запутанным. Случалось драться со своими, не узнавшими друг друга в темноте.

Многие живые солдаты были заменены на оловянных. Однако до намеченной цели дойти удалось. Да только там никого не оказалось. Ничего не осталось делать, как только растаскивать брёвна из домов, пришлось слободе сдаваться.

Бородавкину походы понравились, и он провёл ещё три ради просвещения:

  • за пользу каменных фундаментов;
  • за выращивание персидской ромашки;
  • против академии.

Войны истощили городские запасы, а следующий правитель Негодяев поспособствовал этому ещё больше.

«Эпоха увольнения от войн»

Затем дела принял черкешенин Микеладзе, которому, в общем-то, не было дела до Глупова, он охотился за женскими юбками, а город тем временем отдыхал. Но долго так продолжаться не могло, и ему на смену пришёл Феофилакт Иринархович Беневоленский, приходившийся другом Сперанскому.

Тот, напротив, был охоч до дел, особенно законодательства. Однако свои законы он придумывать права не имел, и тогда прибег к тайному их написанию, а затем анонимному распределению по городу.

Ничем хорошим это не закончилось, он был изгнан из градоначальников по обвинению в связи с Наполеоном.

Пришло время подполковника Прыща. Город при нём расцвёл, но ненадолго. Дело в том, что голова главы города оказалась фаршированной. Это почувствовал предводитель дворянства, напал на Прыща и съел фарш.

«Поклонение мамоне и покаяние»

Следующим малополезным городу правителем стал статский советник по фамилии Иванов. Был маленьким и неказистым, вскоре умер. Его заменил виконт де Шарио. Но слишком уж много эмигрант веселился, к тому же оказался девицей. Это всё и привело к его возвращению за границу.

Тут пришло время статского советника Эраста Андреевича Грустилова. Мало того что к его приходу к власти, глуповцы вдруг забыли истинную религию и стали поклоняться идолам, так он и вовсе довёл город до разврата и лени.

Никто не заботился о будущем, сеять перестали, что закономерно закончилось голодом. Тем временем Эраст развлекался балами. Так бы всё и продолжалось, если бы тот не встретил жену аптекаря, указавшую ему правильный путь. Встав на сторону добра, он возвеличил юродивых и убогих, а горожане покаялись.

Однако прекратить голод это не помогло, и Грустилов был смещён.

«Подвержение покаянию: заключение» и «Оправдательные документы»

Последним из описываемым начальников стал идиот Угрюм-Бурчеев. Он решил, что достойный город должен иметь одинаковые улицы, дома и людей. Для этого пришлось разрушить Глупово, чтобы основать на его месте новый город с названием Непреклонск.

Но тут появилось новое препятствие — река, которую Угрюм-Бурчеев в своём городе видеть не хотел. Не придумав выхода лучше, чем закидать воду мусором, градоначальник пошёл в наступление.

Проблему это, конечно, не решило, а потому было придумано отстроить город на новом месте.

Почему эта затея не удалась, издатель не объясняет. Говорит только, что записи об этом оказались утеряны, а в исходе истории пришло некое «оно», из-за которого солнце померкло и земля затряслась. Угрюм-Бурчеев поспешил исчезнуть.

В конце повести приведены «Оправдательные документы», составленные некоторыми бывшими градоначальниками и содержащие рекомендации по управлению городом.

Анализ аллюзий

Читать это произведение полностью, а не просто ознакомиться с кратким содержанием «Истории одного города» по главам, приведённым выше или на сайте брифли, будет полезно. Только так вы сможете проникнуться атмосферой книги, которую нельзя передать в сокращении.

В романе можно проследить параллели с такими историческими событиями, как дворцовые перевороты, а также узнать в некоторых личностях образы реально существовавших правителей. К примеру:

  • войны Бородавкина за просвещение отсылают к реформам Петра I;
  • прообразом Негодяева послужил Петр III;
  • Микеладзе списан с царевича Мириана в Грузии;
  • Беневоленский, который являлся товарищем Сперанскому, его черты и повторяет;
  • с Александра I были написаны сразу два образа — Двоекурова и Грустилова;
  • Угрюм-Бурчеев одной своей фамилией уже напоминает графа Аракчеева, а если внимательно вчитаться, то и не только ей.

Таким образом, повесть Михаила Евграфовича актуальна во все исторические эпохи. Народ имеет такого правителя, которого заслуживает. За пародией, преувеличениями и фантастическими происшествиями видно историю не одного какого-то города России, но ситуацию в стране в целом. Автор мастерски описывает нравы власти и покорность народа, а также их взаимоотношения.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/kratkoe-soderzhanie-romana-saltykova-shhedrina-istoriya-odnogo-goroda.html

Краткое содержание «Премудрый пескарь» Салтыкова-Щедрина

Жил-был «просвещенный, умеренно либеральный» пескарь. Умные родители, умирая, завещали ему жить, глядя в оба. Пескарь понял, что ему отовсюду грозит беда: от больших рыб, от соседей-пескарей, от человека (его собственный отец однажды едва не был сварен в ухе).

Пескарь построил себе нору, куда никто, кроме него, не помещался, ночью выплывал за едой, а днем «дрожал» в норе, недосыпал, недоедал, но изо всех сил берег свою жизнь. Пескарю снится сон о выигрышном билете в 200 тысяч. Его подстерегают раки, щуки, но он избегает смерти.

У пескаря нет семьи: «самому бы прожить». «И прожил премудрый пескарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто.

В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется — только дрожит да одну думу думает: «Слава богу! кажется, жив!» Даже щуки хвалят пескаря за спокойное поведение, надеясь, что он расслабится и они его съедят. Пескарь не поддается ни на какие провокации.

Пескарь прожил сто лет. Размышляя над щучьими словами, он понимает, что, если бы все жили как он, пескари бы перевелись (нельзя жить в норе, а не в родной стихии; нужно нормально есть, иметь семью, общаться с соседями). Жизнь же, которую ведет он, способствует вырождению.

Он относится к «бесполезным пескарям». «Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия… живут, даром место занимают да корм едят». Пескарь решает раз в жизни вылезти из норы и нормально проплыть по реке, но пугается.

Даже умирая, пескарь дрожит. Никому до него нет…дела, никто не спрашивает его совета, как прожить сто лет, никто не называет его премудрым, а скорее «остолопом» и «постылым».

В конце концов пескарь исчезает неизвестно куда: ведь он не нужен даже щукам, хворый, умирающий, да еще и премудрый.

Жил однажды умный пескарь. Родители у этого пескаря были умные, а когда пришло время им умирать, то завещали ему жить, но глядеть в оба. Он понял, что кругом и везде ему грозит беда.

Тогда пескарь решил построить себе такую нору, чтобы никто из любопытства там не помещался, кроме пескаря. Так уж случалось, что ночью он выплывал покормиться, а днем находился в норе и отдыхал. Так пескарь не досыпал, не доедал и берег свою жизнь, старался.

Семьи у него нет, но прожил пескарь-мудрый сто с лишним лет. Один он был на всем свете и дрожал. И не было у него ни друзей, ни родных. В карты он не играет, вина не пьет, табаку не курит, да и за девушками не гоняется. Пескарь дрожит и радуется, что жив.

Щуки хвалят пескаря за его спокойное поведение и ждут, когда он расслабится, тогда они его скушают. Но пескарь не поддается ни на какие уговоры. Пескарь думает, что если бы все жили, как он, то не стало бы пескарей. Он относится к бесполезным пескарям. От таких пескарей никому нет никакой пользы, ни бесчестия, ни бесславия, даром только живут и корм едят.

Решился пескарь вылезти из норы и поплыть по реке. Но страшно. Нет никому до него дела. И никто не называет его премудрым. Пескарь вдруг исчезает неизвестно куда, и щукам он не нужен, больной и умирающий, но еще премудрый.

Источник: http://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-premudryj-peskar-saltykova-shhedrina/

Краткое содержание «Дикий помещик» Михаила Салтыкова-Щедрина

Жил в одном из уездов богатый, жадный помещик. Был он любителем почитать газету «Весть» да крестьянина до нитки обобрать.

И вот однажды пришла в голову барина мужика из ближайшей округи истребить. Думал глупец, думал, как мужика изгнать и решил взять его мором. На всё был наложен великий запрет, даже на воду текущую в реке. Ни к чему нельзя было подступиться бедному крестьянину: всё во владении спесивого глупца находилось.

И взмолился тогда народ Богу об освобождении от ненасытного самодура. Услышал Всевышний молитвы людей и освободил их от жизни рядом с ненасытным владельцем и тираном.

Просыпается как-то утром помещик, выходит на балкон, а кругом не души мужицкой. Втягивает ноздрями воздух – чистый, не пахнет простолюдинами!

Обрадовался толстый дурак невероятно и стал планы строить, как он без крестьянина припеваючи заживёт.

Задумал безголовый театр обосновать. Пригласил он трупу актёров, чтобы они спектакли ставили для него.

Приезжают артисты и смотрят, что во владениях барина ни одного крестьянина! Диву даются и спрашивают у недалёкого помещика: куда ж он всех своих простолюдинов дел? На что ответил сибарит, что мольбами изгнал из своих владений бедняков, так как жизни они ему не давали никакой. Посмеялись актёры над чудаковатым барином и уехали.

Приезжают к горе-барину генералы в гости и дивятся, отчего в поместье воздух такой свежий и чистый. Открыл им тогда тайну хозяин, как народ из округи изгнал. Пришло время потчевать гостей.

Достаёт из закромов пряников да леденцов угощать важных персон. Снова генералы диву даются и говорят, что неплохо бы и мясом перекусить.

Только откуда ж взяться дичи такой, раз помещик весь крестьянский народ разогнал! Не барское это дело, чтобы самому такое лакомство добывать.

Читайте также:  Краткое содержание дальние страны гайдара точный пересказ сюжета за 5 минут

Смотрят гости, что хозяин совсем с головой не дружит, и убрались восвояси.

А твердолобый дворянин всё мечтам придаётся о том, какие он прекрасные сады разведет, а плоды с деревьев сами в рот ему падать будут. Днём и ночью он придавался своим эфемерным желаниям, пока не стал замечать, что хозяйство его потихоньку грязью зарастает.

Вокруг дома всё сорняком обросло, да и сам он стал порослью покрываться. Нет-нет да вспомнит мужика тупоголовый барин.

Но стоит ему взять в руки газету «Весть», как сразу он начинает представлять, как во всех колонках пишут о стойком помещике в округе, который мужика изгнал, и живёт один припеваючи.

Даже сны ему стали снится о том, как он в рай попал за свои доблестные заслуги.

Но проходит некоторое время и заскучал владелец сиротливого поместья. Стал просить Бога, чтобы хоть какую душу в его края занесло.

Накликал он на свою голову капитана-исправника, чему очень обрадовался вначале. И думает, как бы гостя пряником печатным угостить. Но не за этим приехал посетитель. Прослышал он, что глупый дворянин изгнал весь простой люд из краёв своих.

Напоминает слуга государев помещику, что надобно налог за крестьян заплатить. На что глупец ему отвечает, что мужиков у него теперь нет, соответственно, и платить ему нечем.

Махнул рукой капитан-исправник, сказал хозяину, что он дурак, так и уехал ни с чем.

Призадумался тогда барин над словами гостя: третий человек уже его дураком называет!

Но при мысли, что из-за него другие люди страдают, так как нет в селениях мужика, даже фыркнул от умиления. Иногда не родиевому барину становилось совсем тоскливо, и он вспоминал своего слугу Сеньку. Но затем к нему снова возвращалась твёрдость духа и он решает, что лучше одичать, чем вновь жить в окружении простолюдинов.

Так проходит время и стал барин постепенно, действительно, дичать…. Всё тело его покрылось волосами, и наступивших морозов он уже не чувствовал. Одичавший помещик решил передвигаться лишь на четвереньках и нашёл этот способ довольно-таки удобным.

До того дошло, что перестал он говорить на людском языке и произносить членораздельные фразы более не мог. Стал ему другом обитавший в окрестностях медведь, с которым он и стал общаться, да на зайца ходить.

Но медведь и тот считает бывшего помещика наиглупейшим человеком.

Тем временем капитан-исправник смолчать не смог и сообщил о произошедшем событии в Губернию. Встревожила данная ситуация начальство и решили они вернуть крестьян в их поселения, а дикого помещика изловить и привести в человеческий облик.

Удалось вернуть мужиков в уезд, а зачинщика данного происшествия изловить. Упёртого барина выкупали, волосы, и прочие части тела подстригли, снова стал глупец на человека похож. Оставили его под строгим наблюдением и надзором его мужика Сеньки и строго-настрого запретили читать газеты.

Только не нравится ему такая жизнь, вспоминает он лес и как на зайца с медведем ходил. Проходят дни помещика в занятии раскладывания гранпасьянса. Умываться он и по сей день не любит и делает это только по принуждению. Разговаривать вновь дворянин так и не научился.

(1 votes, average: 5.00

Источник: http://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-dikij-pomeshhik-mixaila-saltykova-shhedrina.html

«Премудрый пескарь» анализ сказки Салтыкова-Щедрина

Салтыков-Щедрин — писатель, который очень часто прибегал к такому жанру, как сказка, ведь с ее помощью в иносказательной форме всегда можно было раскрыть пороки человечества, в то время, как его творческая деятельность была окружена неблагоприятными условиями.

С помощью данного жанра он мог писать в тяжкие годы реакции и цензуры. Благодаря сказкам Салтыков-Щедрин продолжал писать, несмотря на страх либеральных редакторов. Вопреки цензуре он получает возможность бичевать реакцию.

И вот с одной из его сказок под названием Премудрый пескарь мы познакомились на уроке и теперь сделаем краткий анализ по плану.

Делая анализ сказки Салтыкова-Щедрина Премудрый пескарь, мы видим, что главный герой является иносказательным образом. Начинается же сказка, как обычно, со слов Жили-были. Дальше мы видим совет родителей пескаря, после чего следует описание жизни этой маленькой рыбки и ее кончины.

Читая произведение Щедрина и анализируя его, мы прослеживаем параллель между жизнью в реальном мире и сюжетом сказки. Мы знакомимся с главным героем пескарем, который жил сначала, как обычно. После смерти родителей, которые оставили ему напутственные слова и просили себя беречь и смотреть в оба, он стал жалким и трусливым, но считающий себя премудрым.

Сначала мы видим в рыбке мыслящее существо, просвещенное, умеренно либеральных взглядов, да и родители его были совсем не глупы, и сумели дожить до естественной кончины. Но после смерти родителей он затаился в своей маленькой норке.

Он все время дрожал, как только кто-то проплывал мимо его норы. Выплывал оттуда только ночью, иногда днем для перекуса, но тут же прятался. Не доедал и не досыпал. Вся жизнь его и прошла в страхе, и таким образом прожил Пескарь до ста лет.

Без жалованья, прислуги, не играя в карты, не развлекаясь. Без семьи, без продолжения рода. Были как-то мысли выплыть из убежища, зажить полной жизнью, но тут же страх побеждал намерения и он оставил эту затею. Так и прожил ничего не видя и ничего не зная.

Умер скорее всего премудрый Пескарь своей смертью, ведь на больного пескаря даже щука не позарится.

Всю жизнь пескарь себя считал премудрым и только ближе к смерти увидел бесцельно прожитую жизнь. Автор нам сумел показать какой унылой и жалкой становится жизнь, если жить премудростью труса.

Вывод

В своей сказке Премудрый пескарь, краткий анализ которой мы только что сделали, Салтыков-Щедрин изображает политическую жизнь страны прошлых лет. В образе пескаря мы видим либералов обывателей эпохи реакции, которые только и спасали свои шкуры, сидя в норах и заботясь лишь о своем благе. Они не пытаются что-то менять, не хотят свои силы направить в нужное русло.

У них были лишь мысли о собственном спасении, а за правое дело никто из них не собирался бороться.

И в то время таких пескарей было очень много среди интеллигенции, поэтому читая в свое время сказку Щедрина, читатель мог провести аналогию с чиновниками, что работали в канцелярии, с редакторами либеральных газет, с работниками банков, контор и другими людьми, которые ничего не делали, боясь всех, кто выше и влиятельнее.

Прочитав работу Салтыкова-Щедрина, и сделав ее анализ, мы можем сказать одно: в сказке автору удалось создать и показать нам образ трусливого и жалкого чиновника.

На этой странице искали :

  • премудрый пескарь анализ
  • салтыков-щедрин
  • анализ сказки салтыкова щедрина премудрый пескарь
  • анализ сказки премудрый пескарь краткое содержание
  • тема произведения премудрый пескарь

(2 голоса, в среднем: 5 из 5)

Источник: http://sochinyshka.ru/premudryj-peskar-analiz-skazki-saltykova-shhedrina.html

Краткое содержание «Премудрый пескарь» Салтыкова-Щедрина :

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — писатель, журналист, критик. Литературную работу сочетал с государственной службой: в разное время вице-губернатор Рязани и Твери, руководил Казенными палатами в городах Пензе, Туле и Рязани.

Михаил Евграфович в совершенстве владел грозным оружием — словом. Жизненные наблюдения ложились в основу его творений, из-под пера гения публицистики появилось немало текстов на злобу дня. Сегодня мы познакомимся с произведением, которое создал Салтыков, «Премудрый пескарь». Краткое содержание будет изложено в этой статье.

Предисловие

Произведение «Премудрый пискарь» (в современной трактовке — «Премудрый пескарь»), что входит в цикл «Сказки для детей изрядного возраста», впервые было опубликовано в 1883 году. В нем высмеивается трусость, затрагивается извечный философский вопрос о том, в чем заключается смысл жизни.

Здесь приводится краткое содержание «Премудрый пескарь». Стоит отметить, что чтение оригинала не отнимет много времени и доставит массу эстетического удовольствия, так как написано настоящим мастером слова, поэтому не ограничивайтесь знакомством с «переработанным» произведением.

Краткое содержание «Премудрый пескарь»

Жил-был пескарь, повезло ему с родителями, они были умными и давали правильные жизненные установки. Долгие годы («аридовы веки») они прожили, избежав многочисленных опасностей, которые могут подстерегать мелких представителей подводного мира. Сына отец, умирая, наставлял — дабы жизнь долгую прожить, глядеть в оба надо, не зевать.

Пескарь и сам был не глуп, а точнее, «ума палата» была у него. Решил, что самый верный рецепт долголетия — не провоцировать неприятности, прожить так, чтобы никто не заметил.

В течение года долбил он носом нору, такую, чтобы сам мог только поместиться, ночами совершал моцион, в полдень, когда все сыты и от жары прячутся, выбегал в поисках пропитания. Ночей недосыпал, куска недоедал премудрый пескарь, боялся…

Ежедневно трясся от страха, что зазевается и не сможет сберечь свою драгоценную жизнь, как отец наказывал. Что же хотел сказать этим произведением Щедрин?

«Премудрый пескарь»: краткое содержание — главная идея

Прожив «с лишком сто лет» пескарь у смертного одра задался вопросом о том, что бы было, коли все, как и он, по-умному жизнь вели? И сделал неутешительный вывод — пескарий род прервался бы. Ни семьи, ни друзей…

Лишь нелицеприятные эпитеты: остолоп, дурак и срамец — вот все, что заслужил он за свою отшельническую жизнь. Жил и дрожал — только и всего, не гражданин, бесполезная единица, которая лишь даром место занимает…

Так отзывался автор в тексте о своем герое.

Премудрый пескарь умер, исчез, а как это произошло — естественно ли или кто помог, никто не заметил, да никого это и не интересовало.

Таково краткое содержание «Премудрый пескарь» — сказки, которую автор написал, высмеивая нравы общества давно минувших времен. Но она не утратила своей актуальности и в наше время.

Послесловие

Представитель рыбного сообщества, главный герой, отказавшись от благ, оставил за собой славу твари дрожащей. Пескарь, которого сатирически автор назвал премудрым, выбрал житие бессмысленное, наполненное лишь страхом и лишениями, и как итог за преступно бездейственно прожитую жизнь последовало наказание — смерть в прозрении о своей никчемности и ненужности.

Надеемся, что краткое содержание «Премудрый пескарь» в таком изложении будет вам полезно.

Источник: https://www.syl.ru/article/188376/new_kratkoe-soderjanie-premudryiy-peskar-saltyikova-schedrina

Ссылка на основную публикацию