Краткое содержание горький дети солнца точный пересказ сюжета за 5 минут

Максим Горький — Дети солнца

Краткое содержание Горький Дети солнца точный пересказ сюжета за 5 минут

Горький Максим

Дети солнца

Горький А.М.

Дети солнца

СЦЕНЫ

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Павел Федорович Протасов.

Лиза, его сестра.

Елена Николаевна, его жена.

Дмитрий Сергеевич Вагин.

Борис Николаевич Чепурной.

Мелания, его сестра.

Назар Авдеевич.

Миша, его сын.

Егор, слесарь.

Авдотья, его жена.

Яков Трошин.

Антоновна, нянька.

Фима, горничная.

Луша, горничная.

Роман.

Доктор.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Старый барский дом. Большая, полутемная комната; в ее левой стене окно и дверь, выходящие на террасу; в углу — лестница наверх, где живет Лиза; в глубине комнаты арка, за ней столовая; в правом углу — двери к Елене.

Книжные шкафы, тяжелая, старинная мебель, на столах — дорогие издания, на стенах — портреты ученых натуралистов. На шкафе белеет чей-то бюст. У окна налево — большой круглый стол; перед ним сидит Протасов, перелистывает какую-то брошюру и смотрит, как на спиртовой лампочке греется колба с какой-то жидкостью.

На террасе под окном возится Роман и глухо, уныло поет песню. Это пение беспокоит Протасова.

Протасов. Послушайте, дворник!

Роман (в окне). Чего?

Протасов. Вы бы ушли… а?

Роман. Куда?

Протасов. Вообще… вы мне несколько мешаете…

Роман. А хозяин велел… почини, говорит…

Антоновна (входит из столовой). Ишь, пачкун… сюда пришел…

Протасов. Молчи, старуха…

Антоновна. Мало тебе места в своих-то комнатах…

Протасов. Ты, пожалуйста, туда не ходи… я там надымил…

Антоновна. А теперь здесь напустишь угару… Дай хоть дверь отворю…

Протасов (торопливо). Не надо, не надо! Ах ты… старуха!.. Ведь я тебя не прошу… Ты вот уговори дворника, чтоб он ушел… а то он мычит…

Антоновна (в окно). Ну, ты чего тут возишься? Уходи!

Роман. А как же… хозяин велел…

Антоновна. Иди, иди! После уделаешь…

Роман. Ну, ладно… (С грохотом уходит.)

Антоновна (ворчливо). Задохнешься ты когда-нибудь… Вон, говорят, холера идет. Генеральский сын тоже… а занимается неизвестно чем, только одни неприятные запахи пускаешь…

Протасов. Подожди, старуха… я тоже буду генералом…

Антоновна. По миру ходить будешь ты. Дом-то вот спалил на свою химию с физией.

Протасов. Физикой, старуха, а не физией… И, пожалуйста, оставь меня в покое…

Антоновна. Там этот пришел… Егорка…

Протасов. Позови его сюда…

Антоновна. Пашенька! Скажи ты ему, злодею, что же он делает? На-ка, вчера опять жену смертным боем бил.

Протасов. Хорошо… я скажу…

(По лестнице неслышно сходит Лиза, — останавливается перед шкафом, тихо открывает его.)

Антоновна. Да ты — пригрози… Я, мол, тебе дам!

Протасов. Уж я его напугаю! Не беспокойся, старуха, иди…

Антоновна. Надо — строго. А то ты со всеми людьми точно с господами разговариваешь…

Протасов. Ну, — будет, старуха! Елена — дома?

Антоновна. Нет еще. Как ушла после завтрака к Вагину, так и нет с той поры… Смотри — прозеваешь жену-то…

Протасов. Старуха, не говори глупостей! Я рассержусь.

Лиза. Няня! Ты мешаешь Павлу заниматься…

Протасов. Ага… ты здесь? Ну, что?

Лиза. Ничего…

Антоновна. Тебе, Лизонька, пора молоко пить.

Лиза. Я знаю:

Антоновна. А про Елену Николаевну я все-таки скажу: я бы на ее месте нарочно роман составила с кем-нибудь… Никакого внимания женщине нет… Видно, кашку слопал, чашку о пол… И детей нет… какое же удовольствие женщине? Ну, она и…

Протасов. Старуха! Я начинаю сердиться… уходи! Экая… смола!

Антоновна. Ну-ну… лютый! Не забудь про Егорку-то… (Идет.) Молоко в столовой стоит, Лизонька… А капли — пила?

Лиза. Да, да!

Антоновна. То-то… (Уходит в столовую.)

Протасов (оглянувшись). Удивительная старуха! Бессмертна, как глупость… и так же назойлива… Как здоровье, Лиза?

Лиза. Хорошо.

Протасов. Это чудесно! (Напевает.) Это чудесно… это чудесно…

Лиза. А нянька права, знаешь?

Протасов. Сомневаюсь. Старики редко бывают правы… Правда всегда с новорожденным. Лиза, посмотри, здесь у меня простые дрожжи.

Лиза. Нянька — права, когда говорит, что ты мало обращаешь внимания на Елену…

Протасов (с огорчением, но мягко). Как вы мне мешаете,- ты и нянька! Разве Лена — немая? Ведь она сама могла бы сказать мне… если б я что-нибудь… как-нибудь не так, как нужно, и… вообще там… А она молчит! В чем же дело?

(Из столовой выходит Егор, немного выпивший.) Ага — вот Егор! Здравствуйте, Егор!

Егор. Доброго здоровья.

Протасов. Видите ли, в чем дело, Егор: нужно устроить маленькую жаровню… с крышкой… такая конусообразная крышка, а в вершине ее круглое отверстие, выходящее трубой… понимаете?

Егор. Понимаю. Можно.

Протасов. У меня есть рисунок… где он? Идите сюда…

(Ведет Егора в столовую. В дверь с террасы стучит Чепурной,

Лиза отворяет ему.)

Чепурной. Эге, дома? Добрый день!

Лиза. Здравствуйте…

Чепурной (поводит носом). И коллега дома, как слышно по запаху…

Лиза. Откуда вы?

Чепурной. А с практики. Собачке жены управляющего казенной палатою горничная хвостик дверью отдавила, — так я тот собачий хвост лечил, и дали мне за это три карбованца, — вот они! Хотел купить вам конфет, да подумал: пожалуй, неловко угощать вас на собачьи деньги, и — не купил.

Лиза. И хорошо сделали… садитесь…

Чепурной. Однако же от этого варева запах — сомнительной приятности. Коллега, уже кипит!

Протасов (выбегая). Не надо, чтобы кипело! Ну, что это?! Что же вы не сказали, господа?

Чепурной. Да я же сказал, что кипит оно…

Протасов (огорченно). Но — поймите: мне совсем не нуж- но, чтобы кипело!

(Егор выходит.)

Лиза. Кто же это знал, Павел?..

Протасов (ворчит). Мм… черт!.. Теперь снова надо…

Егор. Павел Федорович, дайте рублевку…

Протасов. Рублевку? Ага… сейчас! (Ищет во всех карманах.) Лиза, у тебя нет?

Лиза. Нет. У няни есть…

Чепурной. И у меня тоже… вот три!

Протасов. Три? Дайте, пожалуйста… Вот,

Егор, три, — все равно?

Егор. Хорошо… сосчитаемся… Спасибо! Прощайте…

Лиза. Павел, няня просила тебя сказать ему… ты забыл?

Протасов. Что — сказать? Ах… да! Гм… да! Егор, вы… присядьте, пожалуйста! Вот… Может быть, ты сама скажешь, Лиза?.. (Лиза отрицательно качает головой.) Видите ли, Егор… мне надо вам сказать… то есть это нянька просила… дело в том, что вы… будто бы бьете вашу жену? Вы извините, Егор…

Егор (встает со стула). Бью…

Протасов. Да? Но, знаете, это ведь нехорошо… уверяю вас!

Егор (угрюмо). Чего хорошего…

Протасов. Вы понимаете? Так зачем же вы деретесь? Это зверство, Егор… это надо оставить вам… Вы — человек, вы разумное существо, вы самое яркое, самое прекрасное явление на земле…

Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose-rus-classic/19694-maksim-gorkiy-deti-solntsa.html

Краткое содержание «Детство»

Повесть Максима Горького «Детство» была написана в 1913 году и вошла в сборник рассказов и очерков «По Руси». Произведение написано в жанре автобиографической повести, в которой автор по-иному переосмыслил и изобразил многие эпизоды из своего детства.

Глазами главного героя – мальчика Алексея Каширина, читатель видит окружающий героя суровый, очень жестокий мир, который, тем не менее, неразрывно связан со сказками, которые Алексею рассказывала бабушка.

Повесть относится к литературному направлению «неореализм».

На нашем сайте вы можете онлайн прочитать краткое содержание «Детства» по главам. Горький в своей повести раскрыл многие «вечные» темы: отношения отцов и детей, развития личности ребенка, становления человека в социуме и поиск своего места в мире. Пересказ «Детства» будет полезен учащимся 7 класса при подготовке к уроку либо контрольной работе по произведению.

Алексей – главный герой произведения, за детством которого читатель следит на протяжении всей повести и от имени которого ведётся всё описание рассказа «Детство».

Акулина Ивановна Каширина – бабушка Алексея, «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом» с роскошной густой косой, «двигалась легко и ловко, точно большая кошка, – она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь».

Василий Васильич Каширин – дед Алексея, очень строгий, «небольшой сухонький старичок, в чёрном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелёными глазками».

Варвара – мать Алексея, «сама на всю жизнь сирота».

Михаил – дядя Алексея, «чёрный гладковолосый».

Яков – дядя Алексея, «сухой, как дед, светлый и кудрявый».

Григорий – полуслепой мастер, служивший у Кашириных, «плешивый, бородатый человек в темных очках».

Иван-Цыганок – приемный сын Кашириных, подмастерье, «квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой». Веселый и находчивый парень, но наивный как ребенок.

Хорошее Дело – нахлебник, один из постояльцев Кашириных, «худощавый, сутулый человек, с белым лицом в чёрной раздвоенной бородке, с добрыми глазами, в очках», «молчалив, незаметен».

Евгений Максимов – отчим Алексея, второй муж Варвары.

Глава 1

Главный герой, мальчик Алексей, жил с матерью и отцом в Астрахани. Повесть начинается с воспоминаний мальчика, как от холеры умирает его отец Максим. От горя у матери Алексея, Варвары, в день смерти мужа начались преждевременные роды. Мальчик все помнил очень смутно, обрывками, так как на тот момент сильно болел.

После похорон бабушка мальчика Акулина Ивановна Каширина забрала дочь с двумя внуками Нижний Новгород. Семья ехала на пароходе, маленький брат главного героя Максим умер по дороге и во время остановки в Саратове женщины вынесли и похоронили мертвого малыша. Чтобы отвлечь Алексея от всего, что происходило, бабушка рассказывала мальчику в дороге сказки, которых знала очень много.

В Нижнем Новгороде бабушку, маму и Алексея встречала многочисленная семья Кашириных. Тут же мальчик познакомился и с главой семейства – строгим, сухоньким старичком – Василием Васильичем Кашириным, а также со своими дядьями – Михаилом и Яковом, двоюродными братьями. Дед мальчику сразу не понравился, так как он «сразу почувствовал в нём врага».

Глава 2

Вся большая семья жила в огромном доме, но все постоянно ссорились и враждовали между собой. Алексея очень пугала постоянная вражда в семье, ведь он привык жить в дружелюбной атмосфере.

В нижней части дома находилась красильная мастерская – причина распри между дядьями и дедом (старик не хотел отдавать им часть мастерской – наследство Варвары, которое женщина не получила, так как вышла замуж без благословения деда).

По семейному обычаю каждую субботу дед наказывал всех провинившихся внуков – сек их розгами. Не избежал это участи и Алеша – один из двоюродных братьев подговорил его покрасить парадную скатерть. Дед очень рассердился, узнав об этой шалости. Во время наказания не привыкший к побоям мальчик укусил деда, за что старик, сильно разозлившись, очень сильно отсек его.

После этого Алексей долго болел и в один из дней дед сам пришел к нему мириться, рассказав о своем тяжелом прошлом. Мальчик понял, что дед «не злой и не страшен».

Особое впечатление на Алексея произвел Иван-Цыганок, который также заходил к нему поговорить. Цыганок рассказал мальчику, что во время наказания вступился за него, подставив руку под розги, чтобы они сломались.

Глава 3

Когда Алексей выздоровел, он стал больше общаться с Цыганком и они подружились. Цыганка подкинули как-то зимой к дому бабушки и деда, и женщина, настояв на том, что его нужно оставить, воспитала почти как собственного сына. Бабушка все время была уверена, что Цыганок умрет не своей смертью.

Вскоре Цыганок погиб (как говорил мастер Григорий, его уморили дядья Алексея).

Читайте также:  Краткое содержание пушкин евгений онегин кратчайшее точный пересказ сюжета за 5 минут

Это произошло случайно: в один из дней Яков решил отнести на могилу своей жены, которую сам же и убил, тяжелый дубовый крест (мужчина дал после смерти жены обет, что в день годовщины отнесет этот крест на собственных плечах на ее могилу).

Иван-Цыганок и Михаил помогали Якову. Неся комель, Цыганок в какой-то момент споткнулся и братья, опасаясь, что их покалечит, опустили крест. Тяжелая древесина придавила Иван, от чего он вскоре умер.

Глава 4

Атмосфера в доме становилась все хуже, единственной отдушиной для героя было общение с бабушкой. Алексею очень нравилось наблюдать за тем, как молилась бабушка. Помолившись, она рассказывала мальчику истории об ангелах, чертях, рае и боге.

В один из вечеров загорелась мастерская Кашириных. Пока дед не мог взять себя в руки, бабушка организовала людей и сама побежала в горящую мастерскую, чтобы вынести бутылку с купоросом, который мог взорваться и разнести весь дом.

Глава 5

«К весне дядьки разделились». «Михаил уехал за реку, а дед купил себе большой дом на Полевой улице, с кабаком в нижнем каменном этаже, с маленькой уютной комнаткой на чердаке и садом». Весь дом дед сдавал квартирантам и только на верхнем этаже отвел большую комнату для себя и приема гостей, бабушка же с Алексеем поселились на чердаке. Мать мальчика приходила очень редко и ненадолго.

Бабушка разбиралась в травах и снадобьях, поэтому многие люди обращались к ней за помощью как к лекарке и повитухе. Как-то женщина сокращенно рассказала Алексею о своем детстве и молодости. Мать бабушки была искусной кружевницей, но однажды барин ее напугал и женщина выбросилась из окна.

Женщина не погибла, а только лишилась руки, поэтому ей пришлось оставить свое ремесло и ходить с дочерью по людям, прося милостыню. Женщина постепенно обучала девочку всему, что знала – плетению кружева, знахарскому делу. О своем детстве рассказывал и дед, который помнил свои малые годы «от француза».

Мужчина делился своими воспоминаниями о войне, о французских пленных.

Через некоторое время дед начал учить Алексея грамоте по церковным книгам. Мальчик оказался способным учеником. Гулять на улицу Алексея отпускали очень редко, так как местные мальчишки постоянно били его.

Глава 6

Как-то вечером прибежал взволнованный Яков, сообщая, что к деду идет разъяренный сын Михаил, чтобы убить его и забрать приданое Варвары. Дед прогнал сына, но Михаил не успокоился и начал приходить к ним регулярно, скандаля на всю улицу. Однажды дед подошел к окну с зажженной свечой, Михаил бросил в него камень, но не попал, только разбив стекло.

В другой раз дядя, пытаясь выбить входную дверь толстым колом, разбил маленькое окошко рядом с дверью. А когда бабушка высунула руку, чтобы прогнать его, ударил и по ней, сломав кость. Рассердившись, дед открыл дверь, ударил Михаила лопатой, облил холодной водой и, связав, уложил в бане. К бабушке позвали костоправку – сгорбленную, с острым носом, опирающуюся на клюку старуху.

Алексей принял ее за саму смерть и пытался прогнать.

Глава 7

Алексей «очень рано понял, что у деда – один бог, а у бабушки – другой». Бабушка молилась каждый раз по-другому, словно общаясь с богом, и ее бог был всегда рядом. Ему подчинялось все на земле. «Бабушкин бог был понятен мне и не страшен, но пред ним нельзя было лгать, стыдно».

Однажды женщина, поучая внука, сказала ему «памятные слова»: «В дела взрослых не путайся! Взрослые – люди порченые; они богом испытаны, а ты ещё нет, и живи детским разумом. Жди, когда господь твоего сердца коснётся, дело твоё тебе укажет, на тропу твою приведёт,- понял? А кто в чём виноват – это дело не твоё. Господу судить и наказывать. Ему, а – не нам!».

Бог деда, напротив, был жесток, но помогал ему. Старик всегда молился одинаково, как еврей: принимал ту же самую позу и читал одни и те же молитвы.

Когда мастер Григорий ослеп, дед выгнал его на улицу, и мужчине пришлось ходить просить милостыню. Бабушка всегда старалась подать ему. Женщина была уверена, что за это бог обязательно накажет деда.

Глава 8

В конце зимы дед продал старый дом и купил новый, более уютный «по Канатной улице», тоже с заросшим садом. Дед начал набирать квартирантов и вскоре дом был забит незнакомыми людьми, среди которых особенно привлек Алексея нахлебних «Хорошее Дело» (мужчина постоянно произносил эти слова). В его комнате было много странных вещей, нахлебник постоянно что-то изобретал, плавил металлы.

Однажды бабушка рассказывала сказку о Иване-воине и Мироне-отшельнике, в которой Мирон перед смертью начал молиться за весь мир людской, но молитва оказалась настолько длинной, что читает он ее по сей день.

В конце нахлебник расплакался, после он просил прощение за свою слабость, оправдываясь, что «Видите ли, я страшно один, нет у меня никого! Молчишь, молчишь,- и вдруг – вскипит в душе, прорвёт… Готов камню говорить, дереву».

Его слова впечатлили Алексея.

Алексей постепенно сдружился с нахлебником, хотя бабушке и деду не нравилась их дружба – они считали Хорошее Дело колдуном, боялись, что он сожжет дом. Постоялец всегда знал, когда Алексей говорит правду, а когда врет. Нахлебник научил мальчика, что «настоящая сила – в быстроте движения; чем быстрей, тем сильней». Однако через некоторое время «Хорошее Дело» выжили, и ему пришлось уехать.

Глава 9

Однажды Алексей, проходя мимо дома Овсянникова, увидел через щель забора троих мальчиков, которые играли во дворе. Герой стал случайным свидетелем того, как младший мальчик упал в колодец и помог старшим вытащить его. Алексей начал дружить с ребятами, приходил к ним в гости, пока его не увидел полковник, дед мальчиков.

Когда Овсянников выставлял героя из своего дома, мальчик назвал его «старым чертом», за что после дед его сурово наказал и запретил дружить с «барчуками». Как-то извозчик Петр заметил, что мальчик общается с ними через забор и доложил деду. С того момента между Алексеем и Петром началась война.

Они постоянно пакостили друг другу, пока Петра не убили за то, что он грабил церкви – извозчика нашли мертвым в саду у Кашириных.

Глава 10

Мать Алексей вспоминал редко. Как-то зимой она вернулась и, поселившись в комнате нахлебника, начала учить мальчика грамматике и арифметике. Дед пытался заставить женщину снова выйти замуж, но она всячески отказывалась.

Бабушка пыталась заступиться за дочь, дед рассердился и сильно избил жену, после чего Алексей помогал бабушке доставать из головы глубоко вошедшие под кожу шпильки. Видя, что бабушка не обижается на деда, мальчик сказал ей: «ты – ровно святая, мучают-мучают тебя, а тебе – ничего!».

Решив отомстить деду за бабушку, мальчик порезал его святцы.

Дед начал устраивать в доме «вечера», приглашая гостей, среди которых был старый неразговорчивый часовщик. Дед хотел выдать за него Варвару, но женщина, возмущаясь, отказалась выходить за него замуж.

Глава 11

«После этой истории [об отказе часовщику в женитьбе] мать сразу окрепла, туго выпрямилась и стала хозяйкой в доме». Женщина начала звать в гости братьев Максимовых.

После Святок Алексей заболел оспой. Бабушка начала пить, спрятав у мальчика под кроватью чайник со спиртным. Все время, пока Алексей болел, она ухаживала за ним, рассказывая об отце Алексея. Максим был сыном солдата, по профессии был краснодеревщиком.

С Варварой они поженились против воли деда, поэтому тот не сразу принял зятя. Бабушке же сразу понравился Максим, так как у него был такой же, как у нее, веселый и легкий характер.

После ссоры с братьями Варвары (они пьяными пытались утопить зятя) Максим с семьей уехал в Астрахань.

Глава 12

Варвара вышла замуж за Евгения Максимова. Алексею отчим сразу не понравился. Мать с новым мужем вскоре уехали. Алексей сделал себе убежище в яме в саду, и там провел почти все лето. Дед продал дом и сказал бабушке, чтобы шла кормиться сама. Старик снял для себя две темные комнаты в подвале, бабушка некоторое время жила у одного из сыновей.

Вскоре приехали Евгений и снова беременная Варвара. Они говорили всем, что их жилье сгорело, но было понятно, что отчим все проиграл. Молодые сняли в Сормове очень скромное жилье и Бабушка с Алешей переехали к ним. Евгений зарабатывал на жизнь тем, что за бесценок скупал у рабочих кредитные записки на продукты, которые им давали вместо денег.

Алексея отправили в школу, но он плохо ладил с учителями: дети осмеивали его бедную одежду, учителям не нравилось его поведение.

Отчим завел любовницу и начал избивать жену, за что Алексей его как-то чуть не зарезал. У матери Варвары родился больной мальчик Саша, который умер вскоре после рождения второго ребенка, Николая.

Глава 13

Алексей с бабушкой снова стал жить у деда. Под старость мужчина стал совсем скуп, поэтому разделил хозяйство пополам, внимательно следя, чтобы они не ели его еду. Бабушка зарабатывала на жизнь плетением кружев и вышивкой, Алеша собирал ветошь и сдавал ее, воровал с другими мальчиками дрова.

Алексей успешно перешел в третий класс, его даже наградили похвальной грамотой и комплектом книг. Вскоре к ним приехала очень больная мать с маленьким, больным золотухой, Николаем, так как Евгений потерял работу. Женщина была очень больна, с каждым днем ей становилось все хуже. В августе, когда отчим вновь нашел работу и только снял жилье, Варвара умерла, так и не попрощавшись с мужем.

После того как Варвару похоронили, дед сказал Алексею, что «ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди».

И мальчик пошел в люди.

Произведение Максима Горького «Детство» рассказывает о нелегком детстве маленького Алексея Каширина, который, не смотря ни на что, благодарно принимал свою судьбу: «в детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот был грязен и горек, но всякое знание — всё-таки мед».

Центральной идеей повести, которая прослеживается даже при прочтении краткого пересказа «Детства» Горького является идея, что всегда и во всем нужно искать что-то хорошее: «Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе — человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человечьей».

После прочтения краткого содержания рассказа – обязательно проверьте свои знания:

Источник: https://obrazovaka.ru/books/gorkiy/detstvo

Максим Горький Детство краткое содержание

Повесть Максима Горького «Детство» написана в 1913 году. Стиль написания повести — автобиографическая повесть. Автор старается дословно передать воспоминания свои детские воспоминания, в тоже время он старается переосмыслить то что помнит.

С точки зрения уже взрослого человека Горький поднимает в «Детстве» вечные вопросы: проблему отцов и детей, развитие личности, попытка каждого человека сохранить свою светлую сторону своей натуры.   В повести главным героем, по совместительству рассказчиком является маленький мальчик Алеша Каширин.

Читайте также:  Краткое содержание короленко дети подземелья точный пересказ сюжета за 5 минут

Горький описывает суровый и жестокий мир дореволюционных крестьян, в котором единственным светлым пятном, являются сказки рассказанные Алеше его бабушкой.

Максим Горький детство главные герои

 Алеша Каширин (Алексей Пешков) — главный герой, в начале повести совсем маленький ребенок, за время повести  взрослеет. Является рассказчиком, через его воспоминания Горький общается с читателями.

Бабушка Акулина Ивановна —  самый близкий человек Алеши. Добрая и мудрая, именно она прививает внуку любовь к народному творчеству, которое в последствии привело его в литературу.

 Дед Василий Васильевич — зажиточный крестьянин, строгий и жесткий. Заработавший свое «состояние» тяжелым трудом. В детском понимании всегда противопоставляется бабушке.

Варвара — мать Алеши, слабохарактерная женщина, мечтающая жить за крепкой мужской спиной.

Яков и Алексей — дядьки Алеши. Озлобленные и подлые. Зависимы от своего отца. Ради личной выгоды, не считаются даже с родственниками.

Григорий —  мастер работавший на Кашириных. выгнан дедом после потери зрения.

Иван-Цыганок — приемный ребенок семьи Кашириных. Ловкий, веселый, хитрый и вороватый, но в тоже время наивный и добрый.

Детство Максим Горький содержание по главам

Первая глава Максим Горький «Детство» (краткое содержание)

Первым осознанным воспоминанием Алеши, является смерти его отца. Ребенок еще не осознает, что отца больше нет, а запоминает лишь плачь свое матери Варвары. Незадолго до смерти отца, сам Алеша сильно болел, чтобы помочь матери к ним приехала, бабушка Алеши — Каширина Акулина Ивановна.

Как описывает ее Алеша: «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом» «Черная и мягкая».  В день когда умер отец, у матери Алеши начинаются преждевременные роды. После прощания с отцом, Алеша, мама с новорожденным сыном, едут к бабушке в Нижний Новгород.  В дороге умирает новорожденный брат Алеши.

Бабушка дабы отвлечь внука, рассказывает ему сказки, которых она знала очень много.

Прибыв в Новгород Алеша встречается со всей многочисленной семьей Кашириных. Среди них, был дед Василий Васильевич — глава семейства. Дядьки Алеши, Яков и Михаил, со своими детьми. Дед сразу не понравился Алеше, он «почувствовал в нем врага».

Вторая глава Максим Горький «Детство» (краткое содержание)

Вся семья живет в большом, красивом доме. Но все жители дома постоянно ссорятся и враждуют между собой. Такая атмосфера пугает Алешу, ведь он совсем не привык жить в таких условиях.

 На первом этаже дома находится красильная мастерская, из за которой Дед постоянно ссорится с Дядьками Алеши.

Те требовали от него отдать им наследство Варвары, так как она его не получила из за того, что вышла замуж без благословения.

В семье существовал обычай,  в субботу детей пороли за совершенные за неделю шалости. Алеше тоже не удалось избежать этой участи — один из двоюродных братьев  подговаривает малыша покрасить скатерть.

Шалость очень разозлила деда. Алеша усугубил свое положение тем, что во время наказания укусил деда. За это дед еще сильнее начал лупить внука.

Наказание плохо сказалось на здоровье Алеши и он проболел всю следующую неделю.

Через несколько дней, Дед сам пришел к нему мириться. Принеся подарки, дед рассказывает ему о своей тяжелой жизни. Этот рассказ трогает мальчика, он понимает, что дед на самом деле не злой. Еще один посетитель Цыганок. придя навестить Алешу. рассказывает ему, что он во время порки специально подставил руку дабы сломать розги.

Третья глава Максим Горький «Детство»(краткое содержание)

После выздоровления Алеша сближается с добрым и простоватым Цыганком. Подкидышем в семью Кашириных  благодаря бабушке Ивана оставили в семье. Бабушка и Дед любили и воспитывали Ивана как родного.

Дед за глаза хвалил Ивана, да и ругался на него не так сильно, как на родных сыновей. Но за его выходки утверждала, что своей смертью он точно не умрет. Со временем.

это утверждение переросло в уверенность.

Цыганок  был другом всех детей живущих в доме. Устраивая им, после порки, представления с тараканами и мышами. В главе также описываются развлечения взрослых. Их песни и танцы, через них они выражают свою тоску и душевную боль.

Так и случилось вскоре. От мастера Григория, Алёша узнает, что Ивана уморили его дядьки. Произошло это по случайности:  дядя Яков собрался отнести большой, деревянный крест на могилу им же убитой жены. После похорон он дал обет, что на годовщину отнесет крест на могилу сам.

Но когда пришло время нести, ему помогали Иван и Михаил. Во время переноски, Цыганок оступился, и братья в испуге бросили крест. Вся тяжесть деревянного креста, навалилась на Цыганка, вскоре он умер.

Четвертая глава   Максим Горький «Детство» (краткое содержание)

Смерть Цыганка еще сильнее усложняет и без того не простые отношения в большой семье. Атмосфера, становится все мрачнее и хуже. В этой же главе рассказывается, как молилась бабушка. После молитвы если внук еще не спит, она рассказывала ему истории об ангелах, чертях, аде и рае.

Однажды мастерская Кашириных загорелась. Дед прибывая в шоке не смог ни чего предпринять. Тогда бабушке пришлось взять все в свои руки и руководить спасением, и тушением пожара. В процессе она совершает героический поступок, вынеся из горящей мастерской бутылку с купоросом, взрыв которой мог уничтожить весь дом.

 Пятая глава Максим Горький «Детство» (краткое содержание)

Весной общее хозяйство разделилось. Михаил уехал за реку, а дед купил себе большой дом, который полностью сдавал, оставив себе одну комнату. Бабушка с Алексеем поселились на чердаке. В это время мать почти не навещала мальчика.

Бабушка хорошо разбиралась в травах и снадобьях и за ней закрепилась слава знахарки и повитухи. Однажды бабушка, коротко рассказала о своем детстве.

Что ее мать была рукодельницей, как она потеряла руку и им приходилось попрошайничать по дворам.  Именно мать научила бабушку, плетению кружева и умению разбираться в травах.

Дед тоже делился с внуком детскими воспоминаниями, о войне с французами, об их пленных.

Вскоре Алеша начал обучаться грамоте по церковным книгам, которые у него были. Алеша оказался способным учеником. Все свободное время Алеша проводит дома, так как местные мальчишки невзлюбили его и постоянно дрались с ним.

Шестая глава Максим Горький «Детство» (краткое содержание)

Конфликт за наследство Варвары начался с новой силой. Михаил стал приходить с требованием, получить свою часть наследства. По началу деду удается прогнать Михаила. Но он начинает приходит скандалить все чаще и чаще.

 В один из таких приходов, дядька ломает бабушкину руку, А дед избивает его лопатой, после чего связывает и бросает в бане. Бабушке зовут костоправку, которую Алеша принимает за смерть с клюкой, и пытается прогнать.

Седьмая глава Максим Горький «Детство» (краткое содержание)

Алексей замечает как по разному, бабушка и дед молятся Богу и в целом относятся к вере. «очень рано понял, что у деда – один бог, а у бабушки – другой». Бабушка молилась, словно общалась с богом. Рассказывала ему, про прошедший день и то, что произошло. Бабушка разъяснила Алеше: «В дела взрослых не путайся! Взрослые – люди порченые; они богом испытаны, а ты ещё нет, и живи детским разумом.

Жди, когда господь твоего сердца коснётся, дело твоё тебе укажет, на тропу твою приведёт,- понял? А кто в чём виноват – это дело не твоё. Господу судить и наказывать. Ему, а – не нам!»
Бог Деда напротив был суров и жесток. Но не смотря на свой скверный характер, помогал деду. Конечно же, Дед и молился по другому, не так как Бабушка. Он делал это в одной позе, и произносил одни и те же молитвы.

Наемный мастер Григорий теряет зрение окончательно, за это Дед выгоняет его из мастерской. Ослепшему мастеру приходится, ходить по дворам и побираться, чтобы не умереть от голода. Бабушке очень не нравиться такой поступок деда. Она начинает часто припоминать ему это, обещая неминуемую расплату.

Восьмая глава Максим Горький «Детство» (краткое содержание)

В скором времени, семья  Кашириных снова переехала из большого дома, в более уютный расположенный «по Канатной улице». Как и в прошлый дом, Дед начал запускать квартирантов. Одним из которых был, нахлебник «Хорошее дело» прозванный так за то, что использовал данную приговорку. Подрастающего Алексея заинтересовал добрый, чудаковатый нахлебник, и у них завязалось некое подобие дружбы.

Хорошее дело оказался человеком; глубоко одиноким и ранимым. Это выяснилось, после того как он расплакался услыхав сказку которую рассказала Бабушка Алеше «О Иване-воине и Мироне-отшельнике.

» Не смотря на свою безобидность,  нахлебника невзлюбили за его увлечения (он постоянно, что то изобретал, плавил металлы).

Деду и Бабушке не нравились отношения Алексея и нахлебника, они считали, что Хорошее дело — колдун, и его занятия вновь приведут к пожару.

Квартирант не был человеком проницательным, поэтому всегда безошибочно знал, когда Алексей врет, а когда говорит правду. Так же он объяснил мальчику, что самая большая сила кроется в скорости: «чем быстрей, тем сильней».  Недовольство нахлебником все росло, и вскоре нахлебника выжили.

Девятая глава  Максим Горький «Детство» (краткое содержание)

Однажды Алеша познакомился  с обитателями дома Овсянникова. Проходя мимо их дома, он увидел трех мальчишек играющих во дворе. В этот момент младший из братьев падает в колодец. Алеша помогает братьям спасти младшего.

Леша стал приходить к ним и играть вместе с ребятами. Но однажды хозяин дома, дед братьев увидел пришлого мальчика и прогнал его.

В процессе выдворения Леша, обзывает полковника: «старым чертом», за это получает взбучку от деда и запрет на дружбу с «барчуками».

Леша продолжает общение с Овсянкиными, пока извозчик Петр не сдает его Деду.  Этот поступок является началом войны между извозчиком и Алешей. Взаимные пакости прекращаются со смертью Петра. Его убивают за грабеж церквей. Тело Петра находят в заросшем саду Кашириных.

 Десятая глава Максим Горький «Детство» (краткое содержание)

Отношения с матерью у Алеши не складываются. Он редко вспоминает о ней, а она в свою очередь постоянно отсутствует.  Возвратившись зимой в дом Деда, она селится в комнате нахлебника и начинает учить Алешу грамматике и арифметике.

Деду хотелось вновь выдать дочь замуж. Но Варвара всячески отказывается. Бабушка старается заступиться за дочь, чем вызывает гнев Деда. Он сильно избивает жену. Но на удивление Алеши, бабушка не держит зла на Деда. Переживающий Алеша в отместку, разрезает святцы, принадлежащие Деду.

Дед не отказавшись от своей идеи, начинает проводить «вечера». Приглашая потенциальных женихов для дочери, но она категорически отказывается.

Одиннадцатая глава Максим Горький «Детство» (краткое содержание)

Мать поняв, что Дед не имеет над ней власти, становится хозяйкой в доме. Теперь она сама выбирает гостей, братьев Максимовых.

После святок Алеша заболел оспой. Бабушка ни на минуту, не отходила от кровати больного. В это же время она начинает выпивать, пряча чайник с алкоголем под кроватью больного мальчика. Во время болезни бабушка рассказывает Алеше об его отце.

Простом и веселом краснодеревщике, сыне солдата. Отец Алеши сразу понравился Бабушке, Дед же напротив сначала даже не давал согласие на свадьбу. Братья Варвары — вообще пытались утопить Максима.

Из за этого, ему с семьей и пришлось уехать в Астрахань.

Читайте также:  Краткое содержание оперы иоланта чайковского точный пересказ сюжета за 5 минут

Двенадцатая глава Максим Горький «Детство» (краткое содержание)

Мать Алеши выходит замуж за одного из братьев Максимовых — Евгения. Алексей сразу не невзлюбил отчима, но вскоре  Евгений и Варвара уехали, оставив Алешу с бабушкой.

Алеша делает себе убежище в саду, в котором играет все лето. Дед становится все более скупым, продает дом и выгоняет бабушку. Требуя, чтобы она кормилась самостоятельно.

Ей приходится некоторое время жить у одного из своих сыновей.

Через некоторое время возвращается Варвара с Евгением, они говорят, что их дом сгорел, но все понимают, что всему виной Егений проигравшийся в пух и прах. Мать Алеши вновь беременна.  Бабушка и Алеша переезжают к ним в Сормов, в их скромное жилье.

Евгений зарабатывает тем, что спекулирует продуктовыми, кредитными записками, которые скупает по заниженной цене у рабочих, выдаваемых тем вместо денег.

Алешу отдают в школу, но там ему не нравиться. Он не находит контакта с учителями, а дети смеются над его бедностью. Также его поведение оставляет желать лучшего.

Варвара рожает сына, которого называют Сашенька. Сашенька вскоре умирает, после рождения второго сына Николая. Отношения в семье Варвары и Евгения начинают стремительно ухудшаться. Евгений заводит женщину на стороне, а Варвару начинает избивать. В один из таких конфликтов, Алеша чуть не зарезал Евгения.

 Тринадцатая  глава Максим Горький «Детство» (краткое содержание)

Мать и отчим с маленькими детьми уезжают, оставляя Алешу Бабушке, которая вновь живет с Дедом. Дед становится все скупее, теперь он ведет хозяйство отдельно, ревностно следит, чтобы остальные домочадцы не ели его еду.

Поэтому Алеша и Бабушка зарабатывают себе на еду сами. Бабушка плетет кружева, а Алеша ворует дрова вместе с другими ребятами и собирает ветошь.

Алеша начинает получать удовольствие от учебы, и его успеваемость идет в гору. Он успешно заканчивает второй класс, поучает грамоту и комплект книг.

 Мать возвращается в  город, так как Евгений потерял работу, а Николай более золотухой.  Варвара выглядит очень плохо, сказывается серьезная болезнь. С каждым днем ей становиться все хуже и хуже.

Евгений находит работу, снимает жилье, но мать не дождавшись его, в августе, умирает.

После смерти матери, Дед заявляет Алеше, что: ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди. Так закончилось «Детство» Алеши, и пошел он в люди.

Максим Горький Детство аудиокнига

Источник: http://xn—-gtbbearpc0e1cxd.xn--p1ai/maksim-gorkij-detstvo-kratkoe-soderzhanie/

Изложение Горький «Дети солнца»

 Сравнивая работу писателя над романом и пьесой, Горький отмечал, что, «сочиняя роман, писатель пользуется двумя приемами: диалогом и описанием. Драматург пользуется только диалогом. Он, так сказать, работает голым словом…».

Действительно, в любом художественном произведении (кроме драматургического) можно встретить портретное описание героев и их характеров, пейзажные зарисовки и различные рассуждения автора на ту или иную тему. В драматургическом произведении нет ничего, кроме реплик персонажей и коротких авторских ремарок.

Но ремарки служат только для объяснения читателю или актеру обстановки, поэтому основная смысловая нагрузка произведения заключена в монологах и диалогах персонажей.

Именно из них мы можем составить портреты героев, узнать об их характерах и поступках, положенных в основу произведения, то есть раскрыть основное идейное содержание пьесы.

Горький говорил, что, начиная писать, он прежде всего видит человека, его мысли, его речь. И в подтверждение этого рассказывал о том, как возникла идея пьесы «Дети солнца». Эта пьеса была написана под впечатлением высказывания молодого талантливого физика Лебедева: «Ключи к тайнам жизни — химия».

Каковы же речевые особенности этой пьесы? Какое звучание получила в пьесе услышанная Горьким фраза? Каким образом речь персонажей раскрывает их характеры и даже создает их портреты?

Пьеса «Дети солнца» начинается с диалога Протасова и Романа. И уже из первых двух реплик можно составить представление о том, что за типы перед нами.

«Послушай, дворник!» — обращается Протасов к Роману.

В этом обращении и в следующей за ним реплике Романа «Чего?» отчетливо проявляется не только интеллигентность главного героя, но и его оторванность от жизни, и неумение построить свою речь в соответствии с ситуацией.

Аналогичную картину мы видим и в заключительной сцене. Здесь напряжение действия не соответствует речи Протасова. Протасов взволнованно обращается к Егору, после того как тот его едва не убил: «Вы… ужасно глупы, сударь мой».

Характерна речь и других персонажей пьесы. Особенно выделяется речь Антоновны, Римы, Меланьи, Тропинина и Назара,

''Речь Антоновны полна просторечий: «уделаешь», «напустишь угару», «дверь отворю»; простых, но метких сравнений: «сахар грызет, как репу», «самовар выхлебала, совсем как лошадь».

Меланья, стремясь покорить сердце Протасова, старается понять смысл науки, но из-за своей малограмотности постоянно путается в терминах. «Не понимаю я формулов», — в отчаянии заявляет она Протасову.

Горничная Рима, мечта которой — выйти замуж за богатого, старается говорить «на господский манер»: «что-с», «не глупая-с», «хорошо-с». «Свистит, как змея», — говорит о ней Протасов.

Бывший офицер, опустившийся пьяница Тропинин, пытаясь продемонстрировать свое «благородное» происхождение, изъясняется витиевато, коверкая французские слова: «сапсапогэ», «ибо счастье превратно…», «бои вояж», «до приятного свидания».

Еще более сложна речь у разбогатевшего купца Назара, который стремится этой витиеватостью хоть как-то подняться до уровня интеллигенции: «Вот я возымел охоту к расширению русской промышленности… для чего думаю заводик поставить, чтобы пивные бутылки выдувать…»

Литературные критики отмечают, что характерными особенностями языка драматургических произведений Горького являются афористичность, своеобразие метафор, оригинальность пунктуации.

Каким же образом проявляются эти особенности в пьесе «Дети солнца»? Пьеса, выросшая из афоризма, насыщена «крылатыми» словами и выражениями.

Какова же роль афоризмов в пьесах Горького? Афоризмы в пьесе играют двоякую роль. Прежде всего они служат для характеристики персонажей. Афоризмы расставляют по местам основные противостоящие группы героев: с одной стороны — представители народа, с другой — интеллигенция.

Персонажам из народа — Антоновне, Егору — свойственны афоризмы, выражающие народную мудрость. Например, Егор говорит Протасову: «Бородатому нянька — не указ», желая подчеркнуть этим, что у Павла должна быть своя точка зрения на взаимоотношения между людьми.

Афоризмы Антоновны, человека, прожившего долгую жизнь, нередко принимают форму пословиц, поговорок. Высказывая свой взгляд на отношение Павла к Елене, она ворчит: «Никакого внимания женщине нет… видно, пшену слопал, чашку об пол».

Ее недовольство молодой прислугой также приобретает форму поговорки: «А теперь все норовят в баре, а повадки — как у твари».

Наиболее близки к народным афоризмы Чепурного, занимающего особое положение в кругу персонажей пьесы. Безусловно относясь к интеллигенции, Чепурной более тесно связан с народом, часто общается с ним, знает его нрав, ему близка народная речь. Поэтому в его речи афоризмы философского содержания, свойственные интеллигентской среде, переплетаются с житейскими истинами.

В беседах с Лизой он выражает свою философию, основанную как на размышлениях, теории, так и на житейском опыте. Поэтому в его речи афоризм «Люди грубы и жестоки. Это их природа» соседствует с высказыванием: «Мастеровые — они все пьяницы».

Совсем иначе выглядят афоризмы Протасова, Лизы, Волгина.

Философские афоризмы Лизы образны и поэтичны. «Там, где пролита кровь, никогда не вырастут цветы… там растет только ненависть».

В речи Протасова афоризмы, философские по своему содержанию, часто выглядят как отрывки из научных книг. Например: «Только в области разума человек свободен, только тогда он — человек, когда разумен, и если он разумен, он честен. Добро создано разумом, без сознания — нет добра».

Отличительной чертой драматургии Горького является также использование слов-лейтмотивов.

В ранних произведениях особенно остро ставилась проблема человека, которая является центральной и в «Детях солнца». Поэтому в этой пьесе, как и в других ранних произведениях, лейтмотивом проходит слово «человек». Это слово прослеживается в репликах различных персонажей.

Оно возникает в речи Протасова, пытающегося образумить Егора: «Человек человека не должен, не может бить». Тему человека подхватывает Чепурной: «Люди — звери, они грубы и грязны».

Егор спрашивает Протасова: «Человек я или нет? Почему меня все обижают?» «Прислуга — тоже человек», — заявляет Рима.

Елена говорит Ванину: «Человек должен поступать так, чтоб на земле было меньше зла».

«Я тоже человеком буду!» — восклицает в надежде Ме-ланья.

Гимн человеку звучит в монологе Протасова в конце второго действия: «Наступит время, и из нас, людей, из всех людей, ^возникнет к жизни величественный, стройный организм — человечество!»

Слово «человек» своеобразно перекликается в пьесе с метафорами и сравнениями: «Свистит, как змея», «Смотрите, какой зверь», «В глазах ее загорелся хитрый огонек зверя», «Водорослей захотела, корова», «Чего же эта лошадь, новая-то горничная, не убирает со стола?», «Повадки — как у твари».

В приведенных примерах названия животных служат для образного обозначения каких-то черт характера человека.

Сравнение философских афоризмов о человеке с этими метафорами раскрывает, как мне кажется, мысль Горького о том, что человек еще очень далек от совершенства, от той роли, которая предназначена ему природой.

В отдельных поступках человек уподобляется зверю, животному, а иногда и превосходит его по жестокости и грубости. Тема человека и животных вообще характерна для ранних произведений Горького.

Для того чтобы убедиться в этом, достаточно перечитать такие его произведения, как «Песня о Буревестнике», «Песня о Соколе», «О Чиже, который лгал, и о Дятле — любителе истины», в которых птицы и звери действуют подобно людям А в рассказе «Челкаш» главный герой постоянно сравнивается то с хищной птицей, то с волком.

Есть и еще одна интересная особенность пьесы. Это — пунктуация. При чтении пьесы сразу же бросается в глаза расстановка тире и очень большое количество многоточий «Да ты — пригрози… Я, мол, тебе дам», или: «Ну, — будет, старуха' Елена — дома?», или: «Но — поймите: мне совсем не нужно, чтобы кипело». И такие необычные фразы можно встретить на каждой странице.

На первый взгляд может показаться, что такая необычная расстановка тире нужна для того, чтобы помочь актеру при исполнении своей роли.

Но посмотрим повнимательнее не только на пьесы, но и на другие произведения Горького. В романе «Мать» не менее своеобразная расстановка тире.

«Все любят близкое, но — в большом сердце и далекое — близко!», или: «Ну, это уж — ничего не поделаешь». В чем же все-таки смысл такой расстановки тире?

Мне кажется, что тире служит писателю для того, чтобы разделить фразу на две равные по значению части. Обычно фраза имеет такое строение, когда ударение падает на ее конец, а начало остается безударным. У Горького же, как мне кажется, обе части фразы оказываются благодаря тире под ударением. Это придает какую-то неуловимую весомость, даже тяжеловесность речи.

Что касается многоточия, то его роль также заключается в том, чтобы разделить фразы на отдельные части. Читая пьесу, мы чувствуем, как персонажи будто обдумывают каждое слова, прежде чем его произнести. За этим угадываются медлительность и обстоятельность волжского характера Горького.

Итак, проанализировав текст пьесы «Дети солнца», можно прийти к выводу, что ей свойственны те же черты, что и всей драматургии Горького в целом афористичность, слова-лейтмотивы, меткость образов в метафорах, особенности пунктуации.

Источник: http://www.school-essays.info/izlozhenie-gorkij-quot-deti-solnca-quot/

Ссылка на основную публикацию