Краткое содержание карамзин чувствительный и холодный точный пересказ сюжета за 5 минут

“Чувствительный и холодный” Карамзина краткое содержание

Краткое содержание Карамзин Чувствительный и холодный точный пересказ сюжета за 5 минут

Некоторые доказывали, что воспитание не только развивает, но и создает характер человека вместе с особенным умом и талантами; что Александр Македонский в иных обстоятельствах стал бы миролюбивым брамином, Эвклид – автором чувствительных романов, Аттила – нежным пастушком, а Петр Великий – обыкновенным человеком! Нет! Одна природа творит и дает; воспитание только образует.

Равнодушные люди во всем благоразумнее, они менее делают бед и реже расстраивают гармонию общества; но только чувствительные приносят великие жертвы добродетели, удивляют свет великими делами.

Лишь они блистают талантами воображения и творческого ума: поэзия и красноречие – их дарование.

Холодные люди могут быть только математиками, географами, натуралистами, антиквариями и – если угодно – философами!

Вот история двух человек, которая в лицах представляет эти два характера. Эраст и Леонид учились в одном пансионе и рано сделались друзьями. В первом с младенчества обнаруживалась редкая чувствительность; второй, казалось, родился благоразумным. Эраст, от излишней самоуверенности, откладывал всякое дело до последней минуты, порой и не учил урока; Леонид всегда знал его заблаговременно.

Их взаимная дружба удивляла: столь несхожи характерами они были! Но дружба их основывалась на самом различии свойств. Эраст имел нужду в благоразумии, Леонид – в живости мыслей. Эраст еще в детстве пленялся романами, поэзией, а в истории более всего любил примеры геройства и великодушия.

Леонид не понимал, как можно заниматься небылицами, то есть романами! Стихотворство казалось ему бесполезной игрою ума. Он читал историю с великой прилежностью, но как грамматику, только для того, чтобы знать ее.

Эраст верил в истории всему чрезвычайному; Леонид сомневался во всем, что не было согласно с обыкновенным порядком вещей.

И поступки друзей были различны. Однажды ночью дом, где они учились и жили, загорелся. Эраст вскочил с постели неодетый, разбудил Леонида и остальных, тушил огонь, спасал драгоценные вещи своего профессора и не думал о собственных.

Дом сгорел, и Эраст, обнимая друга, сказал: “Я всего лишился; но в общих бедствиях хорошо забывать себя…” – “Очень дурно, – возразил Леонид, – человек создан думать сначала о себе, потом о других. Я поправил твою безрассудность и спас сундуки и книги наши”.

Так Леонид поступал и мыслил на шестнадцатом году жизни.

В другой раз они шли по берегу реки, на их глазах с моста упал мальчик. Эраст ахнул и бросился в воду. Леонид не потерял головы, побежал к рыбакам невдалеке, кинул им рубль, и они через пять минут вытащили тонувшего Эраста и мальчика.

Кончив пансион, они отправились в армию. Эраст твердил: “Надобно искать славы”; Леонид говорил: “Долг велит служить дворянину!..”. Первый бросался в опасности, другой шел, куда посылали его. Эраст от излишней запальчивости скоро попал в плен; Леонид заслужил имя благоразумного офицера и крест Георгия.

После войны оба перешли на гражданскую службу. Леонид занял место трудное и невидное; Эраст поступил в канцелярию знатнейшего вельможи, надеясь талантами заслужить его внимание и играть великую роль в государстве.

Но для успехов честолюбия нужны гибкость, постоянство, холодность, терпение. Эраст… не боялся возражать министру, боялся только пред ним унизиться.

Леонид наставлял его: “Никакие таланты не возвысят человека без угождения людям”.

Скоро Эрасту стали надоедать утомительные занятия. Он был молод, красив, умен и богат. Женщины любили его, мужчины ему завидовали. Он не посвящал вечера работе, находя, что улыбка прелестной женщины приятнее одобрения министра. Он стал небрежен, хотя давал себе слово исправиться. Министр вышел из терпения и расстался с Эрастом.

Эраст предался страсти нежной… Блестящие молодые люди нередко вступают в связи с женщинами ветреными: те избавляют их от трудных поисков.

Эраст женился. Нина, супруга его, была мила и прекрасна, но мысль, что судьба его решилась навсегда, смущала Эраста. Леонид навестил друга. Однако, пожив немного, внезапно уехал. Эраст изумился и поспешил к жене своей. Нина, обливаясь слезами, писала и хотела скрыть бумаги.

Эраст вырвал письмо. Открылось, что Нина обожала Леонида, но тот не хотел изменить дружбе. Нина заклинала его вернуться или грозилась отравить себя ядом… Видя раскаяние жены, Эраст простил ее; но не все знакомые, подобно Леониду, спасались бегством от прелестей Нины.

Эраст развелся.

Эраст решил быть автором. Чувствительное сердце есть богатый источник идей, и Эраст узнал славу. Но слава благотворна для света, а не для тех, кто обретает ее. Скоро зашипели ехидны зависти: незнакомые люди бледнели и страдали от его авторских успехов.

Леонид успокаивал друга, а в конце письма прибавлял, что скоро женится: “Женщина нужна для порядка в доме”. Эраст поспешил на свадьбу друга. Они уже давно не виделись.

Леонид, не смотря на прилежность делового человека цвел здоровьем; Эраст, некогда прекрасный молодой человек, был бледен и высох, как скелет.

Эраст жил в доме друга, он любил сидеть у камина и читать Каллисте французские романы. Иногда они плакали вместе, как дети, и скоро души их свыклись удивительным образом. Но холодные люди – не слепцы, и в одно утро, взяв жену, Леонид уехал с нею, написав, что ему поручили важное дело за тысячу верст отсюда.

Эраст отправился путешествовать, но ничто уже не занимало его. Возвратясь в отечество, он написал другу. Леонид, уже знатный человек в государстве, обрадовался ему искренно и представил свою вторую жену. Каллисты уже не было на свете. Эраст узнал, что та любила его страстно. Теперь он всякий день ходил обливать слезами ее могилу.

Он скоро занемог, но еще успел отдать половину своего состояния Нине, сведав, что та терпит нужду. Он умер у нее на руках. Леонид не ездил к больному: медики объявили болезнь “заразительною”. Он не был и на погребении, говоря: “Бездушный труп не есть друг мой!..”.

Леонид дожил до глубокой старости, наслаждаясь знатностью, богатством, здоровьем и спокойствием. Он лишился супруги и детей, но, считая, что горесть бесполезна, старался забыть их. Если бы мы верили в переселение душ, то заключили, что душа его настрадалась уже в первобытном состоянии и стремилась отдыхать в образе Леонида. Он умер без надежды и страха, как обыкновенно засыпал всякий вечер.

“Чувствительный и холодный” Карамзина краткое содержание

Другие сочинения по теме:

  1. Краткое содержание “Бедной Лизы” Карамзина В окрестностях Москвы, недалеко от Симонова монастыря жила некогда юная девушка Лиза со своей старушкой матерью. После смерти Лизиного отца,…
  2. Краткое содержание романа Диккенса “Холодный дом” Детство Эстер Саммерстон проходит в Виндзоре, в доме ее крестной, мисс Барбери. Девочка чувствует себя одинокой и часто приговаривает, обращаясь…
  3. Краткое содержание повести Карамзина “Марфа-Посадница” Вот один из самых важнейших случаев российской истории: мудрый Иоанн III должен был для славы и силы отечества присоединить область…
  4. Краткое содержание повести Карамзина “Остров Борнгольм” Из Англии – в Россию Герой, молодой человек, рассказывает о своих путешествиях по чужим землям. Нам не известно ни имя…
  5. Краткое содержание повести Карамзина “Наталья, боярская дочь” Рассказчик тоскует о временах, когда “русские были русскими”, а московские красавицы носили сарафаны, а не щеголяли в галло-саксонских нарядах. Чтобы…
  6. Психологический конфликт в повести Карамзина “Бедная Лиза” Лучшей повестью Карамзина справедливо признана “Бедная Лиза” (1792), в основу которой положена просветительская мысль о внесословной ценности человеческой личности. Проблематика…
  7. Главная тема повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” Для Карамзина деревня становится очагом природной нравственной чистоты, а город – источником разврата, источником соблазнов, способных эту чистоту разрушить. Герои…
  8. Повесть Карамзина “Бедная Лиза” и новая эпоха русской литературы “Карамзиным началась новая эпоха русской литературы” – утверждал Белинский. Эта эпоха прежде всего характеризовалась тем, что литература приобрела влияние на…
  9. Просветительская программа Карамзина Карамзин понимал, что подавляющая масса дворян Лишена перечисленных им гражданских доблестей, которые необходимо воспитывать с самого раннего детства. Своего героя…
  10. Сочинение по повести Карамзина “Бедная Лиза” Сентиментально-психологическая повесть “Бедная Лиза” (1792) принесла Н. М. Карамзину славу и сделала его кумиром читающей публики. Место действия повести –…
  11. Характер героини Эстер Саммерсон в романе “Холодный дом” Эстер сирота, лишь с середины книги мы узнаем, что она незаконнорожденная дочь миледи Дедлок. Взятая под опеку мистером Джарндисом, она…
  12. Краткий пересказ сюжета романа “Холодный дом” Мрачный, ненастный день в Лондоне. Туман и грязь повсюду, но “сырой день всего сырее, и густой туман всего гуще, и…
  13. Цивилизация “хвастливого острова” в романе “Холодный дом” У английской буржуазии, обладавшей огромными “заморскими” территориями, вошла в поговорку фраза: “Солнце никогда не закатывается в британских владениях”. Диккенс, однако,…
  14. История создания романа “Холодный дом” “Холодный дом” – один из тех редких случаев, когда по-журналистски чуткая отзывчивость на злобу дня превосходно согласовалась с художественным замыслом…
  15. “Прекраснодушный” сентиментализм Карамзина (на примере “Бедная Лиза”, “Юлия”) Гуманистический настрой “Бедной Лизы” усилен не только авторским отношением к своей героине, но и к Эрасту. При явном сочувствии к…
  16. Творчество Н. М. Карамзина и представителей его школы Творчество Н. М. Карамзина и представителей его школы явилось важным этапом в развитии русской литературы: Карамзин глава русского дворянского сентиментализма….
  17. Сравнительная характеристика образов Лизы и Натальи в повестях Карамзина Наталья оказывается персонажем, наделенным всеми “атрибутами” героинь сентиментальных повестей конца XVIII века, а не московитянкой допетровской Руси. И неудивительно, что…
  18. Обзор творчества Н. М. Карамзина 1. Карамзин-историк. 2. Карамзин и русский сентиментализм. 3. Поэтическое наследие писателя. 4. Публицистика Карамзина. История в некотором смысле есть священная…
  19. Композиция повести Карамзина “Наталья, боярская дочь” Несложности сюжетной линии соответствует ограниченное число действующих лиц. Перед нами проходят добрый “сказочный” царь, его добродетельный приближенный – боярин Матвей,…
  20. Образ главной героини в повести Карамзина “Наталья, боярская дочь” Все же не следует преувеличивать “общественный” и “исторический” элементы повести: ее основными структурообразующими факторами являются раскрытие чувств, установление психологической мотивации…

Источник: https://ege-russian.ru/chuvstvitelnyj-i-xolodnyj-karamzina-kratkoe-soderzhanie/

Книга Чувствительный и холодный читать онлайн бесплатно, автор Николай Карамзин на Fictionbook

Скачать на ЛитРес

Дух системы заставлял разумных людей утверждать многие странности и даже нелепости: так, некоторые писали и доказывали, что наши природные способности и свойства одинаковы; что обстоятельства и случаи воспитания не только образуют или развивают, но и дают характер человеку вместе с особенным умом и талантами; что Александр в других обстоятельствах мог быть миролюбивым брамином, Эвклид – автором чувствительных романов, Аттила – нежным пастушком, а Петр Великий – обыкновенным человеком! Если бы надобно было опровергать явную ложь, то мы представили бы здесь множество хорошо воспитанных, множество ученых людей, которые имеют все, кроме – чувства и разума… Нет! Одна природа творит и дает: воспитание только образует. Одна природа сеет: искусство или наставление только поливает семя, чтобы оно лучше и совершеннее распустилось. Как ум, так и характер людей есть дело ее: отец, учитель, обстоятельства могут помогать его дальнейшим развитиям, но не более. – Привязывает ли натура умственные способности и нравственные свойства к некоторым особенным формам или действиям физического состава, мы не знаем: это ее тайна. Система Лафатера и доктора Галя кажется нам по сие время одною игрою воображения. Сам почтенный и благоразумный Кабанис, изъясняя свойством твердых частей и жидкостей счастье и несчастье жизни – нрав, страсти, печаль и веселье, – не берется размерить и развесить по-аптекарски, сколько чего надобно для произведения гения, математика, философа, стихотворца, злодея или добродетельного мужа.

Читайте также:  Краткое содержание горький дети солнца точный пересказ сюжета за 5 минут

Как бы то ни было, мы видим в свете людей умных и чувствительных, умных и холодных, от колыбели до гроба, согласно с русскою пословицею; и нравственное свойство их так независимо от воли, что все убеждения рассудка, все твердые намерения перемениться нравом остаются без действия. Лафонтен сказал:

Правда, что сию неволю знают одни чувствительные; холодные всегда довольны собою и не желают перемениться.

Одно такое замечание не доказывает ли, что выгода и счастие на стороне последних? Первые, без сомнения, живее наслаждаются; но как в жизни более горестей, нежели удовольствий, то слабее чувствовать те и другие есть выигрыш.

«Боги не дают, а продают нам удовольствия», – сказал греческий трагик; «И слишком дорого», – можно примолвить, так что мы с покупкою остаемся в глупцах. Но чувствительный есть природный мот: он видит свое разорение, борется с собою и все покупает.

Однако ж, любя справедливость, заметим и свойственные ему преимущества.

Равнодушные люди бывают во всем благоразумнее, живут смирнее в свете, менее делают бед и реже расстроивают гармонию общества; но одни чувствительные приносят великие жертвы добродетели, удивляют свет великими делами, для которых, по словам Монтаня, нужен всегда «небольшой примес безрассудности» – «un peu de folie», они-то блистают талантами воображения и творческого ума: поэзия и красноречие есть дарование их. Холодные люди могут быть только математиками, географами, натуралистами, антиквариями и – если угодно – философами!..

Мы имели случай узнать историю двух человек, которая представляет в лицах сии два характера.

Эраст и Леонид учились в одном пансионе и рано сделались друзьями. Первый мог назваться красавцем: второй обращал на себя внимание людей отменно умным лицом. В первом с самого младенчества обнаруживалась редкая чувствительность: второй, казалось, родился благоразумным. Эраст удивлял своим понятием, Леонид – прилежанием.

Казалось, что первый не учится, а только воспоминает старое; второй же никогда не забывал того, что узнавал однажды. Первый, от излишней надежности на себя, откладывая всякое дело до последней минуты, иногда не выучивал урока; второй знал его всегда заблаговременно, все еще твердил и не верил своей памяти.

Эраст делал иногда маленькие проказы, ссорился с товарищами и нередко заслуживал наказание; но все его любили. Леонид вел себя тихо, примерно и не оскорблял никого; но его только хвалили. Одного считали искренним, добродушным: таков он был в самом деле. Другого подозревали в хитрости и даже в лукавстве: но он был только осторожен.

 – Их взаимная дружба казалась чудною: столь были они несходны характерами! Но сия дружба основывалась на самом различии свойств. Эраст имел нужду в благоразумии, Леонид – в живости мыслей, которая для его души имела прелесть удивительного, Чувствительность одного требовала сообщения; равнодушие и холодность другого искали занятия.

Когда сердце и воображение пылают в человеке, он любит говорить; когда душа без действия, он слушает с удовольствием. Эраст еще в детстве пленялся романами, поэзией, а в истории более всего любил чрезвычайности, примеры геройства и великодушия.

Леонид не понимал, как можно заниматься небылицами, то есть романами! Стихотворство казалось ему трудною и бесполезною игрою ума, а стихотворцы – людьми, которые хотят прытко бегать в кандалах. Он читал историю с великою прилежностию, но единственно для того, чтобы знать ее, не для внутреннего наслаждения, но как вокабулы или грамматику.

Мудрено ли, что мнения друзей о героях ее были несогласны? Эраст превозносил до небес великодушие и храбрость Александра: Леонид называл его отважным безумцем. Первый говорил: «Он победил вселенную!» Второй ответствовал: «Не зная, для чего!» Эраст обожал Катона, добродетельного самоубийцу: Леонид считал его помешанным гордецом.

Эраст восхищался бурными временами греческой и римской свободы: Леонид думал, что свобода есть зло, когда она не дает людям жить спокойно. Эраст верил в истории всему чрезвычайному: Леонид сомневался во всем, что не было согласно с обыкновенным порядком вещей. Один спрашивался с воображением пылким, а другой – с флегматическим своим характером.

Как мнения, так и поступки наших друзей были различны. Однажды дом, где они учились и жили, загорелся ночью: Эраст вскочил с постели неодетый, разбудил Леонида и других пансионеров, тушил огонь, спасал драгоценные вещи своего профессора и не думал о собственных.

Дом сгорел, и Эраст, обнимая друга, сказал с великодушным чувством: «Я всего лишился; но в общих бедствиях хорошо забывать себя…» – «Очень дурно, – отвечал Леонид с хладнокровием, – человек создан думать сперва о себе, а там о других; иначе нельзя стоять свету.

Хорошо, что мне удалось поправить твою безрассудность: я спас и сундуки и книги наши». Так Леонид мыслил и поступал на шестнадцатом году жизни. – В другой раз они шли по берегу реки: в глазах их мальчик упал с мосту. Эраст ахнул и бросился в воду.

Леонид хотел удержать его, но не успел; однако ж не потерял головы, даже не закричал, а только изо всей силы пустился бежать к рыбакам, которые вдали расправляли сети, – бросил им рубль и велел спасти Эраста, который уже тонул. Рыбаки через пять минут вытащили его вместе с мальчиком.

Леонид бранил своего друга: называл глупцом, безумным; однако ж плакал… Редкая чувствительность холодных людей бывает тем заметнее и трогательнее. Эраст целовал его и восклицал: «Я жертвовал собою для спасения человека, обязан жизнию другу и вижу слезы его: какое счастие!»

Источник: https://fictionbook.ru/author/nikolayi_mihayilovich_karamzin/chuvstvitelnyiyi_i_holodnyiyi/read_online.html

Краткое содержание «Бедная Лиза»

В основе рассказа «Бедная Лиза» Карамзина – история несчастной любви крестьянки к дворянину.

Произведение, написанное и изданное в 1792 году, повлияло на дальнейшее развитие русской литературы – здесь впервые «действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта».

Повесть стала образцом сентиментализма: образы героев повести и авторской позиции неоднозначны, чувство является высшей ценностью, раскрывается в первую очередь внутренний мир простого человека.

Повесть «Бедная Лиза» изучается в курсе литературы 9 класса. С целью ознакомления с сюжетом и героями произведения предлагаем прочитать краткое содержание «Бедной Лизы».

Лиза – девушка-крестьянка, самозабвенно любит Эраста. Душевно богатая, открытая, чувствительная натура.

Эраст – дворянин. Добр, но слаб характером, не способен думать о последствиях своих поступков.

Рассказчик – сентиментальный человек, сопереживает своим героям. Любит «те предметы, которые трогают сердце и заставляют проливать слезы нежной скорби».

Мать Лизы – простая крестьянка, мечтает о счастливом замужестве дочери.

Рассказчик, от лица которого ведется повествование, прекрасно знает окрестности Москвы. Наиболее любимое им место – гора, где расположен Симонов монастырь. Отсюда открывается изумительной красоты вид на Москву.

Чаще других влекут автора к монастырю мысли о горькой участи «бедной Лизы».

По соседству с монастырем, стоит, разрушаясь, пустая лачуга. Лет тридцать назад жили в ней Лиза с матерью. После смерти отца, зажиточного крестьянина, жена его и дочь жили бедно.

Вдова горевала о смерти мужа, слабела с каждым днем и не могла работать. Лиза, которой в год смерти отца было всего пятнадцать, «не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь».

Она ткала холсты, вязала, собирала ягоды, цветы и продавала все это в Москве.

Как-то раз героиня, как обычно, пришла в город – продавать ландыши. На одной из улиц она встретила молодого человека приятной внешности и предложила ему купить цветы.

Вместо пяти копеек, которые просила Лиза, молодой человек хотел отдать рубль за «ландыши, сорванные руками прекрасной девушки», но Лиза не взяла лишних денег.

Тогда он сказал девушке, что хотел бы всегда быть единственным ее покупателем. Незнакомец спросил Лизу, где она живет, и девушка ответила.

Придя домой, Лиза рассказала матери о встрече.

На следующий день, насобирав лучших ландышей, Лиза отправилась в Москву, но так и не встретила вчерашнего незнакомца.

Вечером, с грустью сидя за пряжей, девушка неожиданно увидела под окном недавнего знакомого (его звали Эраст) и очень обрадовалась. Старушка-мать рассказала ему о своем горе и «о милых свойствах» своей дочери. Матери очень понравился Эраст, и она мечтала, чтобы жених Лизы был именно таким. Однако Лиза возразила, что это невозможно – ведь он «барин», а они – крестьяне.

Эраст, дворянин по происхождению, «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным», жаждал только развлечений. Красота и естественность Лизы настолько поразили его, что молодой человек решил: он обрел свое счастье.

Лизе беспокойно спала ночью, – образ Эраста тревожил и волновал воображение. Еще до восхода солнца девушка пошла на берег Москвы-реки и, присев на траву, наблюдала за просыпающейся природой. Неожиданно тишину утра нарушил звук весел, и Лиза увидела Эраста, плывущего в лодке.

Через мгновенье молодой человек выпрыгнул из лодки, подбежал к Лизе, взял ее за руки, поцеловал и признался в любви. Восхитительной музыкой отозвалось это признание в душе девушки – и Эраст услышал от нее, что тоже любим. Молодой человек поклялся Лизе в вечной любви.

С тех пор каждый вечер встречались Лиза и Эраст, говорили о любви своей, целовались, «чисты и непорочны были их объятия». Девушка вызывала у Эраста восхищение, и все былые светские забавы казались ничтожными. Он был уверен, что никогда не сможет причинить зла своей возлюбленной «пастушке».

По просьбе Лизы Эраст часто бывал в гостях у матери ее, та всегда радовалась приходу молодого человека.

Читайте также:  Краткое содержание диккенс жизнь дэвида копперфилда, рассказанная им самим точный пересказ сюжета за 5 минут

Свидания молодых людей продолжались. Однажды Лиза пришла к любимому в слезах. Оказалось, на ней хочет жениться сын богатого крестьянина, и мать Лизы этому рада, ведь она не знает, что у дочери есть «милый друг».

Эраст сказал, что дорожит счастьем возлюбленной, и после смерти матери они будут жить вместе, «как в раю». После таких слов Лиза бросилась в объятья Эраста – «и в сей час надлежало погибнуть непорочности», герои стали близки.

Они по-прежнему встречались, рассказывает автор, но «как все переменилось!». Любовь платоническая сменилась чувствами, которые не были новыми для Эраста. Лиза же любимым «только жила и дышала».

Эраст стал приходить реже, и однажды не появлялся несколько дней, а придя, наконец, на свидание, сказал, что должен проститься на время – идет война, он на службе, и полк его выступает в поход.

В день расставания, прощаясь с Эрастом, Лиза «прощалась с душою cвоею». Оба они плакали.

Дни разлуки наполнились для Лизы горечью и тоской. Прошло почти два месяца, девушка отправилась в Москву за розовой водой для матери. Идя по улице, она обратила внимание на богатую карету и увидела в ней Эраста.

В воротах дома, куда въехала карета, Лиза подошла к Эрасту и обняла его. Он был холоден, объяснил Лизе, что помолвлен, – жизненные обстоятельства вынуждают его жениться. Просил забыть о нем, говорил, что любил Лизу и любит, желает ей добра.

Положив в карман девушки сто рублей, он приказал слуге «проводить ее со двора».

Эраст действительно был на войне, но не сражался, а проиграл в карты свое состояние. Чтобы поправить дела, молодой человек решил жениться на давно влюбленной в него богатой вдове.

«Я погибла!» – только от этом могла думать Лиза, идя, куда глаза глядят, после встречи с любимым. Очнулась она, оказавшись на берегу пруда, где часто виделись они с Эрастом. Воспоминания о счастливом времени «потрясло ее душу».

Увидев соседскую дочь Анюту, девушка передала ей для матери деньги и свои извинения. Сама же бросилась в воды пруда и утонула. Мать, не выдержав смерти любимой дочери, умерла. Эраст, узнавший о кончине Лизы, винил в ее гибели себя, счастья в жизни он так и не нашел.

Незадолго до смерти Эраста с ним познакомился рассказчик, и тот поведал ему свою историю.

В своем произведении Карамзин провозгласил вневременную идею – любой человек, независимо от происхождения и положения в обществе, достоин любви, уважения и сострадания. Эта гуманистическая позиция автора заслуживает внимания и в современной жизни.

Краткий пересказ «Бедной Лизы» – лишь первый шаг к знакомству с повестью. Полный текст позволит постичь глубину замысла автора и оценить красоту и лаконичность языка произведения.

Тест поможет оценить ваш уровень знания краткого содержания:

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/books/karamzin/bednaya-liza

Бедная лиза

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Н. М. КАРАМЗИН (1766-1826)

Бедная лиза

Повесть начинается с описания Москвы: «мрачных готических башен монастыря», реки, рыбачьих лодок и «грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи» и везут хлеб (зерно) в алчную Москву. На другом берегу реки пасутся стада, а еще дальше — «блистает златоглавый Данилов монастырь, почти на краю горизонта синеются Воробьевы горы». Вдали виднеется «село Коломенское с высоким дворцом своим».

Рассказчик повествует о том, что часто приходит в «опустевший монастырь» и вспоминает о прошлом. Но чаще всего его привлекает к стенам монастыря «воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы».

Рассказчику дороги именно «те предметы, которые трогают его сердце и заставляют проливать слезы нежной скорби».

Около тридцати лет тому назад (относительно времени начала повествования) неподалеку от монастырской стены в бедной хижине жила девушка Лиза со своей старушкой-матерью. Отец ее, простой работящий человек, умер. Лизе тогда было всего пятнадцать лет. Мать с дочерью привыкли надеяться на кормильца и вскорости обеднели.

Они были вынуждены отдать землю, на которой прежде трудился отец, внаем. Мать Лизы была очень расстроена смертью мужа, плакала и с каждым днем становилась слабее. Она не могла работать. Любящая дочь Лиза, несмотря на юный возраст, неутомимо работала, чтобы прокормить мать. Однако иногда и она не могла сдержать слез.

Прошло два года после смерти отца Лизы. Однажды весной девушка собрала ландыши и пришла в Москву продавать букетики. На улице ей встретился молодой человек приятного вида. Лиза приглянулась горожанину.

Услышав, что девушка продает букетик ландышей всего за пять копеек, молодой человек сказал, что это очень дешево, и предложил ей рубль за букет. Скромная Лиза покраснела и отказалась.

Тогда этот юноша дал ей пять копеек, но признался, что хотел бы всегда покупать у нее цветы. Так в разговоре он узнал, где живет Лиза.

Придя домой, Лиза по обыкновению обо всем рассказала матери. Та всполошилась и предположила, что это, возможно, был какой-то дурной человек. Лиза стала возражать, ведь Этот юноша пришелся ей по сердцу.

Мать с тревогой поучает дочку, что все же «лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Бедная женщина всегда ставит свечу перед образом, когда Лиза уходит в город, так как у нее «сердце не на месте».

В городе множество соблазнов, которые неизвестны юной и неопытной девушке.

Чрезмерная забота матери не возмутила покорную и любящую дочь, «у Лизы навернулись на глаза слезы; она поцеловала мать».

На другой день Лиза опять собрала ландыши, пошла в Москву и целый день прождала молодого человека. Никому она не продавала цветов, ждала своего единственного покупателя. Но он так и не появился. Ближе к вечеру Лиза выбросила увядшие цветы в реку.

Однако на следующий день молодой человек объявился под окнами их дома. Он попросил напиться, и Лиза дала ему молока.

Юноша произвел хорошее впечатление на мать Лизы, которая рассказала ему о «своем горе и утешении — о смерти мужа и о милых свойствах дочери своей». Лиза и молодой человек долго смотрели друг на друга. В конце концов гость договорился, чтобы старушка никому, кроме него, не продавала рукоделия Лизы (полотно и вязаные чулки).

Перед уходом молодой человек представился: его звали Эрастом. После его ухода старушка стала вздыхать, что было бы хорошо, если бы и жених Лизы был такой же.

«Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою».

Милая, простая, неиспорченная Лиза с первого взгляда понравилась ему, «ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало».

Лиза после встречи с Эрастом плохо спит ночью, утром идет на берег Москвы-реки и задумчиво смотрит на воду. Стараясь как-то утешиться, девушка наблюдает за пастухами, потом ее внимание привлекает лодка.

Кто же в лодке? Эраст. Он выходит на берег, подходит к девушке и говорит, что полюбил ее. Лиза отвечает, что и она любит его.

Молодые люди клянутся любить друг друга всегда. Два часа проходит в нежных излияниях. Лиза вспоминает, что надо возвращаться домой. Наивная красавица говорит, что мать обрадуется, узнав, что Эраст и Лиза поклялись друг другу во взаимной любви. Однако молодой человек велел матери ничего не рассказывать.

Лиза возвратилась домой счастливая. Мать видит это и благодарит Бога за дарованную ее дочери любовь. Ничего дурного эта простодушная женщина не подозревает.

Лиза каждый вечер встречалась «под сенью дубов» с Эрастом, они признавались друг другу в любви и обнимались, но «чисты и непорочны были их объятия».

«Все блестящие забавы большого света» представлялись теперь Эрасту «ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его». С отвращением вспоминал он о сладострастии, которым прежде удовлетворялись его чувства.

«Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, — думал он, — не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!»

Эраст часто навещает не только Лизу, но и ее мать, разговаривает с ними, чувствуя себя от этого общения лучше и чище.

Через несколько недель Лиза пришла к Эрасту на свидание грустная и сообщила, что к ней сватается сын богатого крестьянина из соседней деревни. Матушка хочет, чтобы свадьба состоялась, ведь это избавит их маленькую семью от забот.

Эраст возмущен. Однако Лиза разумно отвечает, что Эрасту не суждено быть ее мужем, так как он дворянин, а она крестьянка. Эраст нежно убеждает ее, что это не важно, поскольку «для твоего друга важнее всего душа, чувствительная и невинная душа». Лиза бросилась в его объятия — «и в сей час надлежало погибнуть непорочности!»

Начинается гроза, Лиза говорит, что ей страшно, она боится, чтобы гром не убил ее, ведь она — преступница. Свидания Лизы и Эраста продолжались, но теперь Эраст «не мог уже доволен быть одними невинными ласками». «Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог», так как «исполнение желаний есть самое опасное искушение любви.

Лиза уже не была для Эраста тем ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу. Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы».

Лиза же во всем доверилась Эрасту, «им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие».

Через некоторое время Эраст сообщил Лизе, что его полк отправляется в военный поход, а остаться для него было бы «величайшим бесчестием». Лиза от этого известия чуть не упала в обморок. Она боится военных действий, она умрет, если Эраста убьют.

Молодой человек прощается с Лизиной матерью, все плачут, Эраст дает матери Лизы денег. Лиза не умеет ни читать, ни писать, поэтому не может писать письма Эрасту.

Читайте также:  Краткое содержание похождения жука-носорога паустовского точный пересказ сюжета за 5 минут

Проходит около двух месяцев. Лиза идет в Москву за покупками. На улице она видит карету, в которой сидит Эраст. Лиза бросается к карете, но та проезжает мимо и поворачивает во двор огромного дома. Лиза подбежала, увидела Эраста и заключила своего возлюбленного в объятия.

Однако Эраст сказал ей, что должен жениться, так как обстоятельства переменились. Он настойчиво просит ее оставить его в покое. Да, он по-прежнему любит свою милую крестьянку, но жизнь диктует свои условия.

Молодой человек дает девушке сто рублей и просит слугу проводить ее со двора. Оказалось, что Эраст, отправившись в поход, играл в карты и проиграл почти все свое состояние.

Теперь, чтобы поправить дела, он женится на пожилой богатой вдове, которая давно была в него влюблена.

Лиза в отчаянии покинула город и оказалась на берегу глубокого пруда, под сенью тех дубов, которые всего «за несколько недель до того были свидетелями ее восторгов». Мимо проходит дочь ее соседа.

Лиза дает ей сто рублей и просит передать ее матери со словами, что она любила одного человека, а он изменил ей. После этого несчастная девушка бросилась в воду. Дочь соседа зовет на помощь, Лизу вытаскивают, но слишком поздно.

Девушку уже нельзя спасти.

Лизу похоронили возле рокового пруда, и теперь рассказчик часто сидит возле ее могилы.

Он поведал эту историю, чтобы люди узнали, что «и крестьянки любить умеют».



Источник: https://scribble.su/short/all/45.html

Краткий пересказ содержания произведения Николая Михайловича Карамзина Бедная Лиза

Главная > Литература > Николай Карамзин Бедная Лиза: краткий пересказ произведения

Николай Михайлович Карамзин написал свой рассказ «Бедная Лиза» в 1792 году, во времена расцвета крепостного права на Руси. В этом произведении Карамзин эмоционально, в красках и подробностях, описывает историю глубокой и несчастной любви молодой девушки-крестьянки к дворянину Эрасту.

Можно смело сказать о том, что именно это произведение, в котором так ярко и жизненно описывались людские эмоции и реальная жизнь главных героев в окружении повседневного быта, оказало существенное влияние на дальнейшее развитие русской классической литературы.

Введение в произведение

Повесть Карамзина «Бедная Лиза» можно смело назвать одним из ярких образцов сентиментализма в русской классической литературе.

В своём произведении автор раскрывает внутренний мир каждого из героев, показывает всю глубину и многогранность чувств, испытываемых Лизой и Эрастом.

Да и сам замысел произведения можно описать, как возведение человеческих чувств в ранг наивысших жизненных ценностей.

Кроме того, ведя своё повествование от лица рассказчика в произведении «Бедная Лиза», Николай Михайлович Карамзин сумел показать и описать всю многогранность быта и природы, окружающих главных героев.

Именно с описания окрестностей Москвы и начинает своё грустное повествование рассказчик, и все произведение словно пронизано подробными и яркими описаниями природы и быта, окружающих главных героев.

А реализм таких описаний позволяет читателю оказаться как бы «внутри произведения» и почувствовать себя участником событий.

Главные герои повести

В своём произведении Николай Михайлович Карамзин описывает события, происходящие с двумя главными героями:

  • Девушка Лиза — молодая крестьянка, живущая вместе с матерью и зарабатывающая на жизнь своим трудом. Она описывается автором как чувствительная натура, девушка с богатой душой и открытым сердцем.
  • Эраст — молодой человек дворянского происхождения, возлюбленный Лизы. Автор показывает Эраста как доброго, но слабого молодого человека. Ин импульсивен, горяч и не способен оценивать последствия своих поступков.

Помимо основных главных героев, Карамзин также описывает и других персонажей своего повествования.

  • Рассказчик — человек сентиментальный и сопереживающий Лизе и Эрасту, грустную историю которых он и рассказывает в произведении. Характер рассказчика не просто добр, он всей душой сопереживает трагичной любви главной героини к Эрасту, считая произошедшее настоящей трагедией.
  • Мать Лизы — пожилая женщина, овдовевшая и проживающая вместе со своей дочерью в скромной хижине возле берёзовой рощи. Мягкая и добрая женщина, она мечтает выдать замуж свою дочь за хорошего, доброго человека.

Краткое содержание

Все повествование можно разделить на две основные части: романтическую и трагическую. Рассмотрим краткое изложение содержания каждой из них.

Романтическая часть

  1. Жизнь Лизы в материнском доме. Отцом девушки был зажиточный крестьянин, но после его смерти девушке и её матери приходится несладко. Им приходится сдавать в аренду имеющуюся у них землю, но доход от этого невелик. Поэтому девушка вышивает и продаёт салфетки и покрывала, а также собирает ягоды и цветы для продажи в Москве.

  2. Встреча Лизы и Эраста. В один из дней девушка собрала в лесу ландыши и отправилась продавать их в Москву. Там она повстречала красивого молодого человека, который захотел купить у Лизы букет ландышей и предложил заплатить ей за скромный букет рубль вместо пяти копеек.

    Честная девушка отказалась брать лишние деньги за цветы, тогда молодой человек узнал где она живёт и взял с нее слово не продавать цветов больше никому, кроме него. Юноша очень понравился нашей героине и, вернувшись домой, она поделилась произошедшим со своей матерью.

    Мать умоляла Лизу быть осторожной в общении с новым знакомым, потому что на белом свете есть много плохих и злых людей.

  3. Визит Эраста в дом Лизы. Днём девушка пряла, сидя возле окна. Когда она случайно выглянула в окно, она увидела своего нового знакомого, который стоял и смотрел на неё.

    Молодой человек зашёл в дом, поздоровался с её матерью и попросил выпить молока. Пока девушка ходила в погреб, чтобы принести гостю молока, её мать успела рассказать молодому человеку про смерть своего мужа и их тяжёлую жизнь. Выслушав эту грустную историю, молодой человек попросил, чтобы Лиза больше никому, кроме него, не продавала своих вышивок и цветов.

    Он объяснил это тем, что продавая свою работу только одному покупателю, Лизе больше не придётся надолго оставлять свою мать, а забирать купленное он будет, приходя к ним в дом. Перед тем как уйти, незнакомец сказал, что его зовут Эраст.

  4. Переживания героев.

    Как только Эраст ушёл, мать девушки стала мечтать о том, чтобы на её дочери женился простой и скромный молодой человек, а не такой благородный и богатый, как их новый знакомый. Эраст был достаточно умным и образованным молодым человеком дворянского происхождения, с добрым сердцем.

    Но вместе с тем он был довольно ветреным и не хотел серьёзных отношений, а стремился лишь к лёгким развлечениям. Когда Эраст впервые увидел нашу героиню, он был покорен её красотой и скромностью, и легкомысленно решил, что навек обрёл своё счастье. Девушке тоже понравился воспитанный и красивый юноша, и она не могла выкинуть мысли о нём из головы.

  5. Ежедневные встречи молодых влюблённых. Ранним утром Лиза отправилась на берег Москвы-реки, чтобы встретить рассвет. Сидя на берегу реки и любуясь просыпающейся природой, она неожиданно увидела Эраста, плывущего к ней по реке в лодке. Когда молодой человек сошёл на берег, он подошёл к изумлённой девушке и признался ей в любви. С того дня Эраст и Лиза стали встречаться ежедневно. Они много времени проводили наедине, гуляя, целуясь и признаваясь в любви друг другу. Кроме того, Эраст часто бывал в гостях у матери Лизы, радуя старую женщину своими визитами.

Трагическая часть повествования

  1. Лишение невинности. Изменение отношения Эраста. Однажды придя на свидание, Эраст застал возлюбленную в слезах. Горько плача, девушка рассказала ему, что к ней сватается сын богатого крестьянина, и её мать одобряет этот союз. Эраст сказал, что ему важно счастье любимой девушки, и он не откажется от своей любви к ней.

    После этих слов растроганная Лиза бросилась в объятья молодого человека, и они стали близки. После близости влюблённые продолжили встречаться, но чувства Эраста уже начали меняться. Он стал все реже приходить на свидания, разговоры с Лизой стали все более сухими и короткими.

    Однажды Эраст не появлялся несколько дней, а после на очередном свидании сообщил девушке, что полк, в котором он служит, должен выступить в поход, и он вынужден проститься с Лизой.

  2. Встреча Эраста и Лизы в Москве. Наша героиня искренне любила Эраста и ждала его из похода.

    Так прошло почти два месяца и однажды девушка отправилась в Москву, чтобы купить розовой воды для своей матери. Проходя по одной из московских улиц, она увидела едущую карету с роскошным убранством, и сидящего в ней Эраста. Карета остановилась возле дома, и девушка подбежала к Эрасту и горячо обняла его.

    Но её возлюбленный холодно сказал Лизе, что помолвлен с другой и собирается жениться. Эраст сказал, что желает девушке в дальнейшем только добра и, положив в её карман сторублёвую купюру, приказал своему слуге проводить Лизу до ворот. На самом деле Эраст действительно был на войне, но он не участвовал в сражениях.

    Он проиграл в карты все свои деньги и теперь, находясь на грани банкротства, должен будет жениться на богатой вдове, чтобы поправить своё материальное положение.

  3. Самоубийство Лизы. Осознав весь ужас своего положения, несчастная девушка бесцельно бродила по улицам.

    Очнулась она лишь на берегу пруда, где так часто проходили их свидания с Эрастом. Воспоминания о счастливых мгновениях с любимым снова нахлынули на неё и, не в силах выдержать душевную боль, девушка бросилась в пруд и утонула. Когда её матери сообщили о гибели любимой дочери, её сердце не выдержало.

    А Эраст так и не нашёл в своей жизни счастья и винил себя в смерти любимой девушки. И незадолго до дня своей кончины он знакомится с рассказчиком и рассказывает ему свою грустную историю.

Это лишь краткое содержание произведения «Бедная Лиза», читать онлайн или на бумажном носителе полную версию истории будет намного увлекательнее.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/nikolaj-karamzin-bednaya-liza-kratkij-pereskaz-proizvedeniya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector