Краткое содержание кукольный дом ибсен точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание “Кукольный дом” Ибсена

Краткое содержание Кукольный дом Ибсен точный пересказ сюжета за 5 минут

Действие драмы происходит в Норвегии, в современность Ибсена. Недорого обставленная, но уютная квартира, в которой проживает адвокат Торвальд Хельмер с женой Норой. Сочельник. Нора входит в дом с улицы, неся много коробок, в которых находятся подарки для Торвальда и детей, которые она положит под елку.

Муж суетится, шутливо и любовно обвиняет жену в мотовстве, называет ее при этом бабочкой, птичкой, жаворонком, куколкой.

Нора возражает – в рождество можно допустить и немножко мотовства, тем более, что Хельмер с нового года вступит на должность директора банка, и нужды они больше знать не будут, забудут о том, как экономить на каждом шагу – как было в прошлые годы.

Даже родив троих детей, Нора остается ослепительной красавицей. Поухаживав немного за ней, Хельмер уходит в кабинет, в гостиную же входит фру Линде, давняя подруга Норы, которая только что сошла с парохода. Почти восемь лет не виделись подруги, за эти годы фру Линде похоронила мужа, детей же у нее так и не было.

А что же Нора? Все так же беззаботна, все так же порхает? Если бы! Хельмер ушел из министерства уже в первый год супружества, и он тогда очень много работал: помимо основной работы, занимался на дому деловыми бумагами до поздней ночи.

В результате его свалила болезнь, доктора сказали, что только в южном климате можно рассчитывать на спасение. Год они жили в Италии всей семьей: немалую суму денег на поездку Нора якобы попросила у своего отца. На самом же деле помог ей тогда господин. Но нет, фру Линде, ничего такого не было! Деньги были одолжены, под расписку.

Сейчас же Нора регулярно выплачивает по тому старому займу проценты, а для этого втайне от мужа занимается приработками.

И что же – фру Линде снова поселиться в этом городе? Чем предполагает заняться? Возможно, Хельмер сможет устроить ее на место в банке: сейчас он занимается составлением штатного расписания и в своем кабинете разговаривает с Крогстадом, поверенным, намереваясь его уволить. Таким образом, место окажется вакантным. Как? Фру Линде знает его немного? Ну конечно, они ведь жили когда-то в одном городе и вполне могли время от времени видеться.

Хельмер действительно уволил Крогстада – подмоченная репутация последнего не по нраву Торвальду.

Крогстад когда-то совершил подлог (они учились вместе с Хельмером), подделал на денежном документе подпись, но ему удалось избежать суда.

Но ведь это еще хуже! Порок оказался ненаказанным, и он обязательно посеял семена дальнейшего разложения. Крогстаду следует запретить иметь детей, иначе с его воспитанием они обязательно вырастут преступниками.

Однако и Нора совершила подлог. Именно Крогстад дал ей взаймы денег на поездку в Италию, и на заемном письме она подделала поручительскую подпись своего отца, к которому никак не могла обратиться, поскольку как раз тогда он лежал при смерти.

Документ же был датирован днем, когда отец Норы уже умер.

Крогстад, выгоняемый с работы, просит Нору, чтобы та заступилась за него перед мужем, замолвила словечко: он-де отлично зарекомендовал себя на работе в банке, но с новым директором все его дальнейшие планы пойдут прахом.

У Хельмера есть еще одна причина уволить Крогстада – новому директору не нравится, что по старой памяти тот несколько раз обратился к нему на “ты”. Нора просит не увольнять Крогстада, но Хельмер не воспринимает ее слова всерьез и отказывает.

Тогда Крогстад начинает шантажировать Нору, грозит разоблачить перед мужем, рассказать, на какие деньги они ездили в Италию, а также о сделанном ею подлоге. И на сей раз ему не удается ничего добиться от Норы, и Крогстад начинает шантажировать обоих в открытую: Хельмеру…

отправляет письмо с прямой угрозой предать гласности историю с подлогом Норы, и уж тогда удержаться в кресле директора банка Хельмеру не удастся. Нора в метаниях, пытается найти выход.

Она кокетничает с доктором Ранком, давним другом семь, давно и тайно влюбленным в Нору, но имеющим наследственный сифилис и потому обреченным на скорую смерть. Ранк отдал бы ради Норы все, что у него есть, но теперь ведь Крогстаду нужны совсем не деньги.

Доктор Ранк заканчивает трагически – он отправляет Хельмерам по почте открытку, на которой изображен черный крест – это значит, что доктор больше никого не принимает, будет сидеть взаперти у себя дома, чтобы не пугать близких своим видом, до самой смерти, которая наступит довольно скоро.

Норе же грозит разоблачение, позор, которые невыносимо страшат женщину – уж лучше покончить с собой, чем все это стерпеть! Крогстад неумолим, он предупреждает, что и самоубийство не поможет, ведь память ее он все равно опозорит.

И тут на помощь приходит фру Линде, совершено неожиданно. Она объясняется с Крогстадом в самый решающий момент.

Когда они любили друг друга, но Линде предпочла выйти за другого: на руках ее была старуха мать, а также двое младших братишек, Крогстад же находился в весьма непрочном финансовом положении.

Теперь ж она – вдова, мать умерла, браться выросли и встали на ноги – а потому она может выйти за Крогстада, если его это еще интересует.

Крогстад счастлив, жизнь, кажется, налаживается, у него наконец-то будет верный человек, любовь, и он перестает шантажировать Хельмеров. Но в почтовом ящике Хельмера уже лежит отправленное Крогстадом письмо, а ключ есть только у самого Торвальда. Что ж, думает Крогстад, пусть Норе станет известно, чего на сомом деле стоит все ханжеское морализаторство ее мужа!

И действительно: прочитав письмо, Хельмер буквально впадает в истерику от гнева.

Как так! Его собственная жена – птичка, куколка, жаворонок – оказалась преступницей? И теперь столь тяжко достигнутое благополучие всей семьи из-за нее пойдет на распыл! Они никогда не избавятся от требований Крогстада! Хельмер не может допустить, чтобы Нора портила их детей! Отныне ими будет заниматься только нянька! Хельмер позволит жене остаться в доме, чтобы соблюсти хотя бы внешние приличия, но жизнь их будет идти раздельно.

Тут посыльный приносит новое письмо от Крогстада, в котором тот полностью отказывается от всех прежних требований, и прилагает в доказательство заемное письмо Норы.

Резко меняется настроение Хельмера: они спасены! Теперь все будет еще лучше, чем прежде! Но тут его послушная игрушка Нора неожиданно восстает. Она навсегда уходит из дома! Когда-то отец, а теперь муж, относятся к ней, как к какой-то кукле, которую им так нравится время от времени ласкать.

Раньше она тоже это прекрасно видела, но из-за любви к Хельмеру прощала такое отношение. Но она надеялась, что, как и должно любящему мужу, Хельмер возьмет вину жены на себя.

После случившегося она больше не любит мужа, как раньше он сам не любил ее – он просто получал удовольствие от своего чувства влюбленности в нее. Но они друг другу – чужие. Если они будут жить по-прежнему – это будет настоящим прелюбодействием, с продажей себя ради денег и удобства.

Хельмер ошеломлен решением жены. Он понимает, что слова Норы, как и ее чувства – абсолютно серьезны. Но неужели не осталось ни единой надежды на будущее их воссоединение? Он готов на все, чтобы уничтожить пропасть между ними. Нора отвечает, что это могло бы быть чудом из чудес, но, как теперь она знает по собственному опыту, чудес не бывает, и ее решение – окончательно.

Источник: http://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-kukolnyj-dom-ibsena/

Г. Ибсен, “Кукольный дом”: краткое содержание :

Рождению «новой драмы» способствовали великие драматурги рубежа XIX и XX веков – А. П. Чехов и М. Метерлинк, Б. Шоу и А. Стриндберг.

Отцом нового литературного направления по праву считается норвежский драматург Генрик Юхан Ибсен (1828-1906). Он признан великим национальным драматургом, выведшим норвежскую литературу на первые ступени европейской культуры.

Суть новаторства Ибсена в создании пьесы-дискуссии, при помощи которой герои добираются до истины.

Самое замечательное произведение Ибсена

Героями произведений Ибсена являются не исторические личности, а реально существующие люди со своими проблемами, о которых не принято было говорить. Сказал об этом Ибсен. «Кукольный дом» – первая пьеса, так взбудоражившая общество.

Каждое произведение этого драматурга было событием: «Пер Гюнт», «Грета Габлер», «Дикая утка» и самая знаменитая его пьеса, которая шла и идет, без преувеличения, на всех сценах мира – «Кукольный дом». Нору играли все великие актрисы.

О значимости этого произведения говорит тот факт, что рукопись данной пьесы ЮНЕСКО включило в 2001 году в список «Память мира». Это высокая честь, которую по праву заслужил норвежский драматург Генрик Ибсен. «Кукольный дом» заставил говорить о бездушии общества, о его лицемерии.

Это сейчас, в наше время эмансипация достигла того, что четыре военных министра стран Европы – женщины. А тогда сам факт, что куколка-игрушка заговорила, да еще бросает в лицо мужу обвинения и заявляет, что у нее есть святое право не только перед ним и детьми, но и перед собой, произвели эффект разорвавшейся бомбы.

Феминизм

Чем же так популярна героиня пьесы, что в ее честь даже назван астероид? Надо понимать, что в современной Ибсену Европе женщина не обладала практически никакими правами. Поэтому именно здесь возникло такое общественно-политическое движение, как феминизм.

Это борьба женщин против дискриминации по признаку пола, за равные социальные права с мужчинами. Ибсен «Кукольный дом» написал, основываясь на реальных событиях.

А они были таковы, что, описанные в драматическом произведении, воспринялись современниками как гимн феминизму.

Оглушительное впечатление

Переполох, вызванный новой пьесой, был настолько велик, дискуссии так остры, что в некоторых собраниях вывешивали объявления с просьбой не говорить о «Норе». Генрих Ибсен «Кукольный дом» выпускал и под названием «Нора», потому что центральной темой является трагедия молодой женщины, носящей это имя.

Спорили о пьесе все, потому что, с одной стороны, «Нора» заставила общество обсуждать бесправие женщин, с другой, никто, даже горячие поклонники пьесы, не могли оправдать ее уход от детей. Это осуждалось всегда и везде. И не спасал героиню тот факт, что за минуту до счастливого разрешения страшной ситуации муж забрал у нее детей и запретил с ними общение.

И Норе он разрешил остаться в семье, только чтобы «не выносить сор из избы».

Сюжет взят из жизни

Ибсен «Кукольный дом» написал в 1879 году. Драматург не задумывал его как какой-то вызов общественному мнению, тем более как какой-то программный документ, как его восприняла часть общества, особенно движение феминисток. В действительности Ибсен «Кукольный дом» написал с натуры.

Историю своей жизни Ибсену рассказала поклонница его таланта, 19-летняя Лаура Килер. Познакомились они на почве творчества, так как Лаура, потрясенная силой личности главного героя ранней пьесы Ибсена «Бранд», написала ее продолжение.

Именно Ибсен посоветовал ей посвятить себя литературе, в результате чего женщина стала популярной детской писательницей.

Читайте также:  Краткое содержание бианки как муравьишка домой спешил точный пересказ сюжета за 5 минут

Реальная история

Выйдя замуж за человека порядочного, молодая женщина, по условиям того времени, становилась просто женой и реально никак не могла помочь мужу, который очень плохо переносил денежные затруднения, вплоть до приступов ярости, которая сказывалась на домашних.

На ком же еще? Работая без устали, чтобы избежать безденежья, адъюнкт (стажер, помощник профессора) Виктор Килер заболевает туберкулезом. Вплоть до диагноза повторяет историю женщины в своей пьесе Ибсен. «Кукольный дом» написан под сильным личным впечатлением – ничто в нем не надумано.

Чем эта пьеса и взбудоражила общество – люди узнавали себя. Лаура любит мужа и хочет всеми силами помочь ему. В этом месте необходимо сделать отступление. У Виктора очень богатый отец. Сын воспитан так, что, находясь на грани жизни и смерти, не может и, по условиям общества, не должен обращаться к отцу.

Как русский человек, все равно какой: советский или послеперестроечный (правда, с этим поколением посложнее будет) – с его ментальностью может понять, почему отец не помогает сыну, почему женщина, совершившая во имя спасения любимого человека неженский поступок, так порицаема обществом? Чем и был в этой истории потрясен Ибсен.

«Кукольный дом» и дальше повторяет историю Лауры. Заручившись поддержкой на тот момент влиятельного друга, она берет ссуду, увозит мужа на юг, где он полностью восстанавливает свое здоровье.

Неоцененная жертвенность

Чтобы и в дальнейшем ничто не тревожило рядом находящегося мужчину, женщина берет еще одну ссуду, но, зарабатывая тайком, как и Нора, на проценты по ссуде, сохраняя тайну, которая сама по себе может подорвать любое здоровье, женщина заболевает. Поручители становятся неплатежеспособными. Правда выходит наружу.

Надо ли говорить, что муж чуть-чуть ей посочувствовал, но потом стал на сторону общества. У будущей писательницы забирают детей, признают душевнобольной и превращают ее в изгоя общества. Правда, постепенно все нормализовалось, Лаура Килер стала зарабатывать деньги литературной деятельностью и выплатила постепенно все долги.

И представьте, муж ее простил!

Заводные куклы

Генрих Ибсен «Кукольный дом» заканчивает по-другому. Хэппи-энда там нет. Нора уходит в неизвестность, а на вопрос мужа о том, смогут ли когда-нибудь они воссоединиться, отвечает, что это, скорее всего, было бы чудом, потому что надо преодолеть то, что преодолеть нельзя.Люди, которые счастливо прожили какое-то время, нажили детей, были, в сущности, чужими друг другу.

Вот о чем писал Ибсен. «Кукольный дом», краткое содержание которого заключено в его названии, сделал тщательно замалчиваемое обществом явью. Нельзя сказать, что все люди в западном мире живут по принципу “человек человеку чужой”, но личности, подобные Норе, внутренне богатые, имеющие понятия о человеческих ценностях, редки.

В кукольном доме живут куклы, лишенные страстей и сострадания.

Узаконенная неискренность

Вслух об этом сказано впервые в пьесе «Кукольный дом». Ибсен содержание своей «Норы» ничем не украшал. В жизни муж Лауры сначала ей очень сочувствовал. В драматическом произведении Хельмер, муж главной героини, ни на секунду не проникся к ней состраданием, он сразу осудил ее, назвал свою певунью-пташку лгуньей, лицемеркой и преступницей.

И это он, а не суд забирает у нее детей. В пьесе необходимо было заострить ситуацию, что и сделал Ибсен. «Кукольный дом», краткое содержание которого состоит в том, что семья оставалась семьей, а муж ласковым и любящим только до первой крупной неприятности. О совместном преодолении и вопрос не возник, хотя Нора ни на минуту не сомневалась в муже.

Краткое содержание пьесы

Пьеса начинается подготовкой к Рождеству и Новому году, самому радостному событию для большинства людей. Все прекрасно в этой семье – муж получил новую должность директора банка. В принципе, главный герой очень непорядочный человек – первым он сокращает школьного товарища, который теперь ему неровня, а когда-то были на ты, да и в прошлом у Крогстада имелись грешки.

Но это именно тот человек, у которого Нора взяла ссуду для оздоровительной поездки на юг. Кроме того, чтобы эти деньги получить, женщине необходимо было поручительство. И Нора подделала подпись собственного отца, который никогда не дал бы ей денег. Разве это нормально? Причем папаша уже умирал.

Деньги на проценты по ссуде Нора, слывшая в семье мотовкой, собирала, отказывая себе во всем, да еще и подрабатывала.

Новые герои

По сюжету появляется старинная подруга главной героини фру Линне. Некоторые литературоведы считают именно ее воплощением жертвенности. Она отказалась от большой взаимной любви к Крогстаду во имя спасения больной матери и маленьких братьев, которым необходимо было дать образование.

Она и сейчас готова, будучи вдовой, заботится о Крогстаде и четырех его маленьких детях, оставшихся без матери. Именно она уговаривает счастливого человека забрать отосланное к мужу Норы письмо, в котором обозленный Крогстад рассказал все о ссуде и подделке векселя. Но письмо уже ушло. Тогда порядочный человек следом шлет другое, с которым присылает расписку Норы.

Надо оговорить, что проницательная фру Линне не любила Хельмара, знала всю историю и хотела открыть глаза подруге на непорядочность ее мужа. Праздничная вечеринка закончилась, семейство Норы вернулось домой, муж прочитал письмо, и наступила кульминация пьесы, которую построил в форме диалога драматург-новатор Г. Ибсен.

«Кукольный дом» заканчивается обличительной речью Норы – у нее на глазах муж дважды как хамелеон менялся. Сначала из ласкового барина он превратился в чужого, злобного врага, а получив расписку, снова хотел восстановить все как было. Но слова были сказаны, Нора, поняв его фальшь, уходит. Так заканчивает пьесу Ибсен.

«Кукольный дом», краткое содержание которого было изложено выше, действительно стал для современников пьесой-потрясением. Она совершенно заслужено попала в список «Память мира».

Источник: https://www.syl.ru/article/202797/new_g-ibsen-kukolnyiy-dom-kratkoe-soderjanie

Краткое содержание «Кукольный дом» Генриха Ибсена

Современная история любви, семейной верности и преданности начинается с приезда старой подруги хозяйки большого семейства по имени Нора. Восемь долгих лет фру Линда не видела ету добрую женщину, которая после рождения троих детей совсем не изменилась. Она, же не смогла обзавестись детьми пытаясь поставить на ноги младших братьев после смерти родителей.

Судьба ее не баловала, позволив выйти замуж за богатого, но недостойного человека, теперь она вдова и решает изменить свою жизнь с возвращения на родину. Что касается Норы то ее жизнь не такая безоблачная, как кажется с первого раза.

Ей предстояло пережить бедность, разлуки и побороться со смертью за жизнь близких людей.

Теперь же все наладилось и любимый ею муж получает новую высокооплачиваемую должность, не забывая последнее время напоминать экономной жене, что можно теперь порядком тратиться.

В самом начале их семейной жизни когда все трое маленьких детей уже были на руках Торвальд Хельмер лишился стабильной работы, не теряя ни секунды, он начинает новую карьеру в финансовом учреждении.

Проводя все время, на работе и каждый вечер подрабатывая, с юридической документацией он мог худо-бедно прокормить семью. Но беда не приходит одна и спустя некоторое время в таком рабочем режиме мужчина серьезно заболевает.

По рекомендации врача они отправляются к теплому морю в Италию, где живут год до окончательного выздоровления Хельмера.

Не имея сбережений или накопленный, Нора ради спасения любимого заложила дом под расписку, соврав мужу, что деньги дал ее отец.

Ей приходиться идти на обман тайно платит проценты и подделывать документы, ведь он никогда не согласился бы пожертвовать семьей ради себя.

Теперь честолюбивый Хельмер получает должность директора банка, и неприятную историю из прошлого можно забыть. Но хозяйка уже привыкла экономить и бережно хранить каждую копейку.

После того как дети выросли и разъехались их жизнь потекла в спокойном русле, но судьбе было угодно заставить семейную пару пройти последнее испытание.

Составляя список своего ближайшего окружения новый начальник банка, решает взять на место старого не очень честного поверенного старую знакомую Нори Фру Линду.

Но Крогстад совершенно не собирается терять хорошее место и будучи не особо честным человеком, он решается на шантаж. Дело в том, что на его руках имеются козырные карты способные хорошенько прижать жену нового шефа.

В тяжелые времена для своей семьи у Норы не было другого выхода как обратиться за помощью к Крогстаду, который в то время занимался подделкой документов.

Именно за это пятно на его репутации и хочет уволить его честолюбивый Хельмер принципиально относящий таких людей к преступникам, но, что будет с ним когда он узнает правду о своей жене.

Именно такими доводами руководствовался поверенный, назначая встречу Норе.

Она просто опешила от услышанного, но была уверена, что сможет повлиять на решение мужа. Тем же вечером он весело смеялся ей в лицо называя ее просьбу простой женской блажью, а Крогстада преступником и обманщиком.

Ох, как тяжело теперь ей верной и любящей жене ставшей заложницей стечения обстоятельств, как важно ей, его понимания и прошения.

Не зная с какой стороны ждать поддержки и помощи, главная героиня решается рассказать всю правду лучшей подруге Фру Линде.

Неожиданно и она, делает признание делясь своим прошлым секретом.

Оказывается, еще молодая девушка имела тайного поклонника в лице Крогстаду, но ухажер тогда не мог материально обеспечить ее и неожиданно осиротевших младших братьев и она, вышла замуж разбив ему сердце.

С тех пор много воды утекло, но его взгляд остался прежним. Понимая, что может помочь подруги Фру Линд договаривается о встрече с поверенным ее мужа.

История всех герое в итоге заканчивается очень не предсказуемо, по стечению случайных обстоятельств бывшие влюбленные соединяются в крепкую пару планируя обзавестись детьми.

Торвальд Хельмер узнает о нечестном поступке жены и тяжело переживает его, но вся тайна остается в кругу семьи.

А главная героиня книги, собирая вещи покидает мужа, решив пожить для себя, за время последних переживаний она понимает, что была в своей семье удобной куклой переживавшей за всех, кроме себя и жившей свою жизнь в кукольном домике.

(No Ratings Yet)

Источник: http://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-kukolnyj-dom-genrixa-ibsena.html

“Кукольный дом” (Ибсен): описание и анализ пьесы

«Кукольный дом» («Et Dukkehjem») — пьеса X. Ибсена. Написана в 1879 году, впервые поставлена в декабре того же года на сцене Королевского театра в Копенгагене.

За драмой семьи Хельмеров стоит реальная история. Прототипом героини пьесы Норы Хельмер норвежский исследователь Б.М. Кинк называет датско-норвежскую писательницу Лауру Килер.

Личное знакомство с Ибсеном началось после того, как она послала драматургу написанную под воздействием его драматической поэмы книгу «Дочери Бранда».

Есть несомненное сходство в некоторых деталях жизни семейства Килеров и персонажей драмы «Кукольный дом»: например, тайные от мужа заемы в банке при поручительстве состоятельных друзей. Совпадает и основной мотив «проступка» Лауры: деньги нужны были для того, чтобы отвезти на юг больного туберкулезом мужа.

Правда, не было осуществленной подделки подписи, не было и ситуации шантажа. Но реальная история, тем не менее, складывалась драматично: когда действия Лауры стали известны мужу, адъюнкту Виктору Килеру, произошел скандал, завершившийся разводом. Дети были отобраны, Лаура объявлена душевнобольной.

Спустя время, по просьбе мужа, Лаура вернулась. Ибсен был с самого начала в курсе подробностей семейной драмы, так как находился в дружеской переписке с молодой женщиной, не только пытаясь руководить ее литературным формированием, но и давая житейские советы, в частности, уговаривал ее с самого начала открыться мужу.

Читайте также:  Краткое содержание фолкнер свет в августе точный пересказ сюжета за 5 минут

Сюжет пьесы «Кукольный дом» Ибсена разворачивается в течение трех дней в гостиной в доме Хельмеров. Камерность, замкнутость пространства контрастирует с интенсивностью развития сюжета. Главное в этой пьесе — внутренняя динамика.

Прежде всего это касается характера героини, Норы Хельмер, которая из «жаворонка» и «белочки» превращается в совершенно новое, отличное от себя прежней, существо.

Оказавшись загнанной в угол, Нора борется за свое счастье всеми средствами.

Образ «кукольного дома», прежде всего характеризующий героиню, по-разному высвечивает динамику развития характеров пьесы.

Их пятеро — основных персонажей: сама Нора Хельмер, ее муж Торвальд Хельмер, подруга Кристина Линне, Нильс Крогстад, однокашник Хельмера и кредитор Норы, и доктор Ранк, сосед и друг семьи.

Все они обнаруживают собственное отношение к миру «кукольного дома» — миру видимого, во многом призрачного благополучия.

Нора — главная обитательница «кукольного дома», инстинктивно пытающаяся поддерживать в нем «порядок». Нора — «куколка-игрушка» — сначала для отца, потом для мужа, по-разному в нее «играющих». Но Нора и «куколка», из которой постепенно образуется иное существо — бабочка, которой места в «кукольном доме» быть уже не может, а потому она «вылетает» на волю.

Хельмер — самый яростный охранитель устоев «кукольного дома» — его внешней, фасадной части. Может быть, он самый уязвимый персонаж пьесы, в своей зависимости от догмы общественного мнения, с ее механическими устоями и призрачным кодексом чести.

Напротив, Фру Линне и Крогстад — разрушители благополучия «кукольного дома», пришедшие извне. Несмотря на общность функции — разрушение — мотивы у них разные. Крогстад-разрушитель действует в своем амплуа только до тех пор, пока чувствует себя — условно — вне «кукольного дома» — мира прочного положения и внешнего благополучия.

Как только перед ним забрезжит возможность обретения подобия «кукольного дома» — он из разрушителя превратится в благодетеля, отказываясь от шантажа. Фру Линне — разрушитель последовательный. Она помогает ей увидеть мир реальным, не кукольным.

Именно в этом образе транспонируется «образ автора», самого Ибсена, чью позицию неприятия лжи она выражает.

Конец «кукольного дома» означает перемену участи для всех персонажей. Ибсен не рассматривал драму Норы как чисто женскую. В пьесе речь идет об освобождении человека, независимо от пола.

Ведь все здесь освобождаются (или пытаются освободиться) от чего-то: Хельмер от косности восприятия мира, доктор Ранк — от страха перед скорой смертью, Крогстад — от шлейфа неблаговидного прошлого, фру Линне — от одиночества и никчемности существования.

Полемичная в отношении «хорошо сделанной пьесы», с ее непременным благополучным финалом, пьеса Ибсена вызывала протест уже у современников, не желавших примириться с уходом героини из семьи.

Ибсен был вынужден пойти на компромисс, в частности, предложив немецкому переводчику такой финал: «…Нора не покидает дома.

Хельмер увлекает ее к дверям детской спальни, происходит обмен реплик, Нора бессильно опускается на стул, и занавес падает». Сам Ибсен назвал такой финал варварским.

Среди выдающихся исполнительниц роли героини «Кукольного дома» — А. Зорма, Г. Режан, Э. Дузе, В.Ф. Комиссаржевская.

Существует своеобразная традиция «продолжения» истории Норы. В 1890 г. английский писатель У. Безант рассказал о том, что стало «после конца»: Хельмер спился, дети выросли.

Дочь влюбилась в сына Крогстада, не желающего их брака, а ее брат подделывает вексель, попавший в руки Крогстада, который шантажирует семейство, требуя, чтобы девушка отказалась от брака, спасая брата. Она кончает жизнь самоубийством. Американская версия Э.

Ченей свелась к «утешительному» эпилогу: став сестрой милосердия, Нора спасает Хельмера во время эпидемии холеры и супруги воссоединяются. В XX веке эту традицию продолжил датский драматург Э.Б. Ольсен в пьесе «Куда ушла Нора» (1967 г.).

Нора оказалась «на дне» среди воров и проституток, которые оказывают ей моральную поддержку. Устроившись на работу на фабрику, она уверенно смотрит в будущее. Хельмер безуспешно пытается ее вернуть.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. – М.: ВАГРИУС, 1998

Источник: http://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/drugie_avtori/kukolnyj_dom_ibsen_opisanie_i_analiz_pesy/62-1-0-1330

«Кукольный дом» Ибсена в кратком изложении на Сёзнайке.ру

Современная Ибсену Норвегия. Уютная и недорого обставленная квартира адвоката Торвальда Хельмера и его жены Норы. Сочельник. В дом с улицы входит Нора, она приносит с собой множество коробок — это подарки на елку для детей и Торвальда.

Муж любовно суетится вокруг жены и шутливо обвиняет её — его белочку, бабочку, птичку, куколку, жаворонка — в мотовстве.

Но в это Рождество, возражает ему Нора, немного мотовства им не повредит, ведь с нового года Хельмер вступает в должность директора банка и им не будет нужды, как в прошлые годы, экономить буквально на всем.

Поухаживав за женой (она и после рождения трех детей — ослепительная красавица), Хельмер удаляется в кабинет, а в гостиную входит давняя подруга Норы фру Линде, она только что с парохода. Женщины не виделись давно — почти восемь лет, за это время подруга успела похоронить мужа, брак с которым оказался бездетным.

А Нора? Она по-прежнему беззаботно порхает по жизни? Если бы так. В первый год супружества, когда Хельмер ушел из министерства, ему приходилось, кроме основной работы, брать деловые бумаги на дом и сидеть над ними до позднего вечера. В результате он заболел, и доктора сказали, что спасти его может только южный климат.

Они всей семьей целый год провели в Италии. Деньги на поездку, довольно крупную сумму, Нора якобы взяла у отца, но это неправда; ей помог один господин… Нет, нет, пусть фру Линде ничего такого не думает!.. Деньги взяты взаймы под расписку.

И теперь Нора регулярно выплачивает проценты по займу, прирабатывая тайком от мужа.

Фру Линде опять поселится здесь, в их городе? Чем она будет заниматься? Хельмер, наверное, сможет устроить её у себя в банке, как раз сейчас он составляет штатное расписание и разговаривает в кабинете с поверенным Крогстадом, собираясь его уволить, — место освобождается. Как? Фру Линде с ним немного знакома? Ага, понятно, значит, они жили в одном городе и иногда встречались.

Торвальд Хельмер действительно увольняет Крогстада. Он не любит людей с подмоченной репутацией.

В свое время Крогстад (Хельмер с ним вместе учился) совершил подлог — подделал подпись на денежном документе, но суда избежал, сумев из трудного положения выкрутиться.

Но это же ещё хуже! Ненаказанный порок сеет вокруг семена разложения. Такому человеку, как Крогстад, нужно бы запретить иметь детей — с таким воспитателем из них вырастут только преступники.

Но подлог, как выясняется, совершила и Нора. Она подделала на заемном письме Крогстаду (именно он дал ей деньги на Италию) поручительскую подпись отца, обратиться к которому она не могла — в то время он лежал при смерти.

Более того, документ датирован днем, когда отец его подписать не мог, потому что к тому времени уже умер. Прогоняемый с работы Крогстад просит Нору, чтобы она замолвила за него слово, он прекрасно зарекомендовал себя в банке, но назначение нового директора спутало все его карты.

Хельмер хочет уволить его не только за темное прошлое, но даже за то, что он по старой памяти несколько раз назвал его на «ты». Нора просит за Крогстада, но не принимающий её всерьез Хельмер отказывает. Тогда Крогстад угрожает Hope разоблачением: он расскажет мужу, откуда она взяла деньги для поездки в Италию.

Кроме того, Хельмер узнает и про её подлог. Ничего не добившись от Норы и на сей раз, Крогстад откровенно шантажирует обоих супругов: он посылает письмо Хельмеру с прямой угрозой — если история с подлогом Норы выплывет наружу, тому на посту директора банка не удержаться. Нора мечется в поисках выхода.

Сначала она кокетничает с другом семьи доктором Ранком. Тот тайно в нее влюблен, но обречен на смерть, — у него наследственный сифилис. Ранк готов ради Норы на все и дал бы ей деньги, но к этому времени выясняется, что Крогстаду нужно иное.

История доктора Ранка заканчивается трагически — супруги Хельмеры получают от него по почте открытку с черным крестом — крест означает, что доктор заперся у себя дома и никого больше не принимает: там он и умрет, не пугая друзей своим видом.

Но что все-таки делать Hope? Позор и разоблачение страшат её, уж лучше покончить с собой! Но неумолимый Крогстад предупреждает: самоубийство бессмысленно, в таком случае будет опозорена её память.

Помощь приходит с неожиданной стороны — от подруги Норы фру Линде. В решающий момент она объясняется с Крогстадом: в прошлом их связывала любовь, но фру Линде вышла за другого: на руках у нее оставались старуха мать и двое младших братьев, финансовое же положение Крогстада было непрочным.

Теперь фру Линде свободна: умерли мать и муж, братья по-настоящему встали на ноги — она готова выйти за Крогстада, если ему ещё нужна. Крогстад обрадован, его жизнь налаживается, он наконец-то находит и любовь, и верного человека, он отказывается от шантажа. Но уже поздно — его письмо в почтовом ящике Хельмера, ключ от которого имеется только у него.

Что ж, пусть Нора узнает, чего стоит на деле её Хельмер с его ханжеской моралью и предрассудками! — решает Крогстад.

В самом деле, прочитав письмо, Хельмер едва ли не бьется в истерике от охватившего его праведного гнева.

Как? Его жена — его пташка, его птичка, жаворонок, его куколка — преступница? И это из-за нее благополучие семьи, достигнутое таким тяжелым трудом, идет теперь на распыл! От требований Крогстада им не избавиться до конца дней! Хельмер не позволит Hope портить детей! Отныне они будут отданы на попечение няньке! Для соблюдения внешних приличий Хельмер позволит Hope остаться в доме, но жить теперь они будут раздельно!

В этот момент посыльный приносит письмо от Крогстада. Тот отказывается от своих требований и возвращает заемное письмо Норы. Настроение Хельмера мгновенно меняется.

Они спасены! Все будет, как прежде, даже ещё лучше! Но тут Нора, которую Хельмер привык считать своей послушной игрушкой, неожиданно восстает против него.

Она уходит из дома! Уходит навсегда! Сначала отец, а потом и Хельмер привыкли относиться к ней, как к красивой куколке, которую приятно ласкать. Она это понимала и раньше, но любила Хельмера и прощала ему.

Теперь дело иное — она очень надеялась на чудо — на то, что Хельмер как любящий муж возьмет её вину на себя. Теперь она больше не любит Хельмера, как прежде Хельмер не любил её — ему просто нравилось быть в нее влюбленным. Они — чужие. И жить по-прежнему значит прелюбодействовать, продавая себя за удобства и деньги.

Решение Норы ошеломляет Хельмера. Он достаточно умен, чтобы понять — её слова и чувства серьезны. Но неужели же нет никакой надежды, что когда-нибудь они воссоединятся? Он сделает все, чтобы они не были больше чужими! «Это было бы чудо из чудес», — отвечает Нора, а чудеса, как она убедилась на опыте, случаются редко. Решение её окончательно.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/kratkoe-soderjanie/6847-kukolniy-dom-ibsena-v-kratkom-izlojenii

Кукольный дом (более кратко)

Действующие лица:

Хельмер — адвокат.

Нора — его жена.

Доктор Ранк.

Фру Линне — подруга детства Норы.

Крогстад — частный поверенный.

Трое маленьких детей Хельмеров.

Анна-Мария — их нянька.

Служанка в доме Хельмеров.

Посыльный.

Действие происходит в квартире Хельмеров.

Действие начинается зимним днем в уютной гостиной Хельмеров. Все в комнате обставлено со вкусом, но чувствуется, что деньги в семье экономят. Завтра — Сочельник.

Нора вернулась домой с пакетами подарков для детей, служанки и мужа. Мужчина нежно называет женщину белочкой и жаворонком, но упрекает ее за то, что она «сорит деньгами».

Ему действительно повысили жалованье, но выдадут его только через три месяца.

Неожиданно к семье Хельмеров приходит в гости фру Линне. Они некогда были с Норой подругами. Мужчина умер и оставил ее совсем без денег. И детишек у нее нет. Она приехала из другого города, ищет работу. Нора рассказывает подруге, что не такое уж у нее безоблачная жизнь. Торвальд (мужчина) был тяжело болен.

бы Нора не нашла денег, чтобы отправить его в Италию, то мог бы и умереть. Деньги, как говорит Нора, она взяла у своего отца, который вскоре умер. Нора обещает фру Линне, что поможет ей попросит мужа взять ее работать в банк, где он занимает высокую должность директора.

Читайте также:  Краткое содержание чапек почтальонская сказка (почтарская сказка) точный пересказ сюжета за 5 минут

Вдруг Нора признается подруге, что она совсем не в отца взяла деньги, а одолжила их, чтобы спасти жизнь своего Торвальда. Он так об этом и не узнал. Поэтому она прибегла к экономии, обманывала мужа, экономя на своих нарядах, переписывала за деньги какие-то письма и бумаги. И все так, чтобы человек не узнал …

В квартиру Хельмеров появляется господин Крогстад. Он надеется, что муж Норы возьмет его на какую должность в контору банка. Но директор банка отказывает ему, ибо знает, что он нечестный человек.

Нора обращается к своему мужу с просьбой, чтобы он взял конторщица фру Линне, потому что она очень хорошо разбирается в этом деле. Мужчина обещает то сделать.

В гости пожаловал и доктор Ранк, много лет дружит с Хельмера. Он в мрачном настроении, так как безнадежно болен. Но он только намекает на это. Няня приводит трое детишек Норы, с которыми она с радостью играет. Гости оставляют дом.

Но Крогстад возвращается. Это именно он одолжил когда Hope деньги на то, чтобы она могла повести больного мужа лечиться в Италию.

А теперь он требует от Норы, чтобы она уговорила своего мужа взять его работать в банк, потому что женщина должна иметь влияние на мужа.

Крогстад вдовец, имеет сыновей, он хочет занять приличное место в обществе. Пусть Нора заставит своего дорогого Торвальда простить Крогстаду его нечестную поведение в прошлом. Иначе … Иначе он расскажет господину Хельмер, что Нора не только одолжила деньги, но и подделала подпись отца, который должен был поручиться за нее. А это уже преступление.

Таким образом, Нора — преступница!

Если она не хочет, чтобы все открылось, если она не хочет оказаться перед судом, то пусть уж как-то повлияет на своего мужа. Крогстад оставляет Нору в отчаянии.

Возвращается Торвальд и ласково (и одновременно твердо) советует жене никогда не просить бесчестную человека и никогда не врать мужу. Вот Крогстад когда предпринял подделки бумаг и потерял все: и должность, и уважение, и положение в обществе. К тому же, считает господин Хельмер, он портит своих детей, потому ложь — это аморальные явление в мире.

Нора напугана. Она — лживая мать! Она может испортить своих детей! И никто не отзовется на то, что свой «преступление» она сделала из любви — к умирающего отца, которого не хотела беспокоить, и больного мужа.

Женщина начинает заискивать мужа, представляя из себя маленькую девочку.

Она просит его помочь подобрать ей маскарадный наряд и посоветовать, что танцевать в этом наряде, потому супругов же на Рождество идет к соседям, которые живут этажом выше.

Торвальд радостью соглашается помочь своей «куколке».

Вообще Торвальд относится к женщине, как к маленькому ребенку. Она для него — белочка, певучая птичка, «малютка Нора», но отнюдь не взрослый человек.

Нора и Торвальд придумывают целое представление: маскарадный наряд итальянской женщины и танец тарантелла!

Нора решается попросить мужа устроить Крогстада в банк. Она и льстит, и пытается напугать Торвальда тем, что Крогстад может написать что-то плохое об их супругов в газету. Но господин Хельмер неумолим: он, мол, честный человек, ему нечего бояться и нечего скрывать.

Нора решает обратиться за займом к доктору Ранка. Ведь когда она вернет деньги Крогстаду, то он вернет ей ссудную расписку!

Доктор Ранк рассказывает женщине, что он вскоре умрет, потому что очень болен. Нора не может этому поверить, она кокетничает с доктором, наконец просит его об услуге, но еще не говорит, о которой. Доктор признается ей в любви. Нора после этого признания не может просить денег, она считает, что это нечестно. У товарища попросить можно, а вот у безнадежно влюбленного — нет.

Нора прибегает к мыслям о побеге, даже о самоубийстве. Последний вечер, последний танец — и прощай, жизнь! Но ее тайно вызывает Крогстад.

Он угрожает, что, как бы там ни случилось, он направит письмо к господину Хельмера, где расскажет ему о том, что натворила его жена.

А господин Хельмер более всего ценит свою репутацию уважаемого человека … Поэтому он непременно согласится на условия шантажиста.

На помощь Hope приходит фру Линне. Выясняется, что когда Крогстад любил фру Линне и был согласен сделать для нее что угодно. Фру Линне обещает отговорить его открывать тайну Норы. Но поздно! Поздно! Письма уже вброшены в урну!

Нора просит мужа не открывать почтовый ящик, пока не кончится праздник. Он соглашается, потому думает, что в этом письме глупые безосновательные угрозы. Торвальд учит Нору танцевать, он вообще считает, что на всем разбирается, все понимает. А жена его только «милый маленький жаворонок», которого надо наставляли.

Доктор Ранс играет на рояле тарантеллу. Нора танцует безумно, словно отдает свою жизнь. Торвальд уговаривает ее успокоиться, но все движения женщины полны отчаяния, страсти и огня. Нора считает, что любимый человек, когда узнает о ее преступлении, не допустит, чтобы его жена оказалась перед судом. Видимо, верь примет вину на себя. Ее честный, благородный Торвальд!

Он не может запятнать себя подобно Крогстада! Она, Нора, оставит дом, детей, она нырнет в глубокий холодную темную воду! Вот только кончится праздник …

Пока Нора танцует на верхнем этаже, в том же доме, внизу, в ее квартире встречаются Крогстад и фру Линне. Они оба предали свое взаимная любовь. Фру Линне вышла замуж за мужчину, которого она считала богачом, так как ей нужно было кормить больную мать и двух малых братьев.

Крогстад узнал об этом и женился на женщине, которую тоже считал зажиточной. Но оба они остались без денег и без работы. Крогстад имеет сыновей, а фру Линне совсем одна: мать умерла, братья выросли.

Во время разговора они понимают, что чувства в них не угасло, оно стало крепче, решительнее. Фру Линне говорит, что они могли бы начать жить вместе. Она привыкла о ком заботиться, для кого работать.

Эта одинокая женщина могла бы стать матерью для детей Крогстада и верной спутницей ему. Крогстад, эта мрачная, изуродованная жизнью циничный человек, начинает верить, что у него еще есть перспектива стать счастливым. Но вдруг он начинает что-то подозревать. Он спрашивает фру Линне, неужели она обещает ему свою любовь только потому, что хочет спасти подругу от позора?

Фру Линне решительно отвечает, что именно такое мнение подтолкнула ее к разговору с Крогстад. Но теперь она знает, что ее судьба — жить в честном труде ради новой семьи.

Крогстад видит, что женщина совершенно искренним, поэтому обещает, что заберет свое письмо в Торвальда Хельмера. Пусть он живет в согласии со своей женой. Крогстад больше не будет настоять, чтобы его взяли работать в банк.

Фру Линне согласна: они вдвоем справятся со всеми осложнениями жизни. Но не надо забирать письма из ящика.

Фру Линне присмотрелась к жизни семьи Хельмеров. Оно якобы ненастоящее. Между супругами нет искренности. Торвальд не замечает, что его жена — личность.

Если правда будет скрыта, то игра в женщину-куколку и строгого и снисходительного мужа длиться вечно. Крогстад и фру Линне счастливы, потому решили пожениться и начать новую жизнь.

Они покидают квартиру Хельмеров, которые вскоре возвращаются.

Торвальд, немного навеселе, обнимает и целует женщину, но она не может скрыть своей тревоги. Тогда он вспоминает о письмах в почтовом ящике. Нора пытается отговорить его, пусть подождет хоть до утра. Но Торвальд открывает ящик.

Он заметил, что кто ковырялся в замке булавкой Норы. Она говорит, что это, видимо, дети. Торвальд очень строго говорит, что надо отучить их от этого. Сверху лежит письмо от доктора Ранка. Он замечен черным крестом. Это означает, что вскоре доктор умрет.

Он не хочет, чтобы кто видел, как будет умирать, поэтому хочет лечь «в берлогу» и умирать в одиночестве. Супруги очень печальное. Но вот Торвальд принимает письма от Крогстада. Нора впопыхах поднимается к себе, она одевается, он хочет покинуть дом.

Но Торвальд уже прочитал письмо. Он разгневан. Но не только разгневан, но и напуган.

Весть о преступлении жены потрясла его. Безупречная репутация директора банка будет уничтожена. Норы ему совсем не жаль. Он говорит, что никуда она из дому не пойдет. Будет жить, как жила. Но до детишек он ее уже не допустит, потому лживая иметь испортит детей.

Все свои мысли Торвальд говорит вслух. Вдруг Нора слышит, что ее честный и принципиальный человек собирается найти Крогстада и согласиться со всеми его условиями. Следовательно, не честность ему дороже всего, а только репутация честного человека.

Он только притворялся принципиальным!

Значит, все их замечательную жизнь, все любовь — мнимые. Торвальд не хочет понимать, что Нора сделала это ради любви, ради его жизни, ради спокойствия своего отца.

Он не хочет знать, как она боялась, как она страдала, но притворялась веселую и легкомысленную. Он не хочет знать, как она экономила деньги, но все же была хорошо одетой и привлекательной.

Он ничего не хочет знать! Он и не собирался брать на себя вину женщины. Он думает только о себе и о своей должности.

Но вот служанка приносит письмо от Крогстада: он возвращает свое долговое обязательство и больше ничего не требует, наоборот: извиняется.

Господин Хельмут сразу меняется, он уже словно не помнит, как жестоко оскорбил женщину. Он говорит, что прощает Hope ее ошибку, потому что она, мол, любящая и неразумен. Торвальд розпатякуе и вовсе не замечает, что Нора словно застыла и заледенела.

Женщина говорит мужчине, что за восемь лет совместной жизни они никогда не разговаривали серьезно. И отец, и муж считали Нору куклой, забавлялись ею, словно куклой. Она не имела ни своих мыслей, ни своих убеждений. Она только развлекала сначала отца, затем мужа. Никто не видел в ней человека! Поэтому она и сама не чувствовала себя личностью.

Но наконец она поняла, что живет в кукольном доме, что она сама — кукла, дети ее — тоже куклы, это жизнь — ненастоящее. Поэтому она решила уйти из дома, оставить детей и мужа для того, чтобы создать … саму себя! Она будет работать, читать, думать. Она не возьмет у мужа денег, он уйдет сейчас, потому что не может ночевать в доме чужого человека.

Мужчина уговаривает ее, но женщина незыблема. Нора отдает Хельмут кольцо. В Хельмута остается только одна надежда: может, когда они оба изменятся и смогут начать жизнь сначала.

Источник: http://www.1kessay.ru/brief/5114

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector