Краткое содержание леонов русский лес точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание Русский лес Леонов

Юная девушка со звучным именем Аполлинария Вихрова (собственно, все зовут ее Поля) приезжает после школы в Москву учиться. Мама ее осталась там, на Енге, в Пашутинском лесничестве, а вот отец – столичный профессор, специалист по лесу.

Только видеть его Поля не хочет: то и дело хлещут Ивана Вихрова в лесных журналах за то, что постоянно твердит он о необходимости правильного лесопользования, о недопустимости сплошных порубок. Отгораживает лес от его законного хозяина – русского народа.

Подобные теорийки противоречат интересам социалистического строительства. Многочисленные суровые статьи намекают на политическую подоплеку научных воззрений Вихрова, и Поля, убежденная комсомолка, заочно ненавидит отца как врага новой жизни.

Кстати, у громогласных статей один автор. Его фамилия Грацианский.

Когда-то Грацианский и Вихров вместе учились в Лесном институте и даже были неразлучными товарищами, несмотря на разность социального статуса: Вихров – мужицкий сын, Грацианский происходил из обеспеченной семьи профессора Санкт-Петербургской духовной академии.

Блестящая научная карьера Грацианского началась с растоптания видного лесного теоретика Тулякова, вихровского учителя, и продолжилась распрей с самим Вихровым.

После каждой крупной работы Вихрова лесная общественность теперь ожидает разносной статьи Грацианского, хотя

доверительно кое-кто утверждает, что ругательные шедевры Грацианского не составляют вклада в большую науку.

Итак, Поля приезжает в Москву и останавливается у подруги и землячки Вари Чернецовой. Гуляет по Москве, заходит к отцу – высказать ему честное комсомольское суждение о людях подобного сорта, но застает только отцову сестру, свою тетку Таисию Матвеевну.

…В ту же ночь немецкие самолеты сбрасывают первые бомбы на спящие советские города.

В свете неблагоприятных сводок с фронта обвинения Грацианского кажутся Поле особенно зловещими.

Тем более при личном знакомстве в бомбоубежище (они соседи по дому) Грацианский добавляет к биографии ее отца окончательно убийственные подробности: Вихров все годы учебы получал от неизвестного лица пособие в размере 25 рублей.

В годы обнищания пролетариата этим благодетелем был уж конечно не рабочий – вывод отсюда ясен. Поля в ужасе, рвется идти в райком, чтобы все рассказать. Варя предлагает ей вместо этого сходить на вступительную лекцию Вихрова.

Прослушав вдохновенный рассказ о судьбе русского леса (“Судьба русского леса” – так называется и одна из фундаментальных работ профессора), Поля испытывает усталость победы и торжество чистоты.

Теперь ей не стыдно глядеть в лицо воюющим солдатам, в числе которых сражается и Родион, ее бывший одноклассник, друг и любимый. Вернувшись домой, она узнает, что Варя отправляется в тыл врага.

“У тебя комсомольский билет под подушкой… думай о нем почаще – это научит тебя совершать большие дела”, – на прощание наставляет Аполлинарию подруга.

Проводив Варю, Поля идет в райком проситься на фронт. Есть у нее и еще одно заветное желание – побывать на Красной площади в Октябрьский праздник.

Время от времени у Поли происходят встречи с теткой Таисой, из которых постепенно выясняется история жизни ее родителей. По окончании Лесного института ее отец работал на родине, в Пашутинском лесничестве. Хозяйство при нем стало образцовым. Там он начал и свою плодотворную научную работу.

Там возобновилось и его знакомство с Еленой Ивановной, с которой мельком виделись в детстве. Леночка жила на правах то ли приживалки, то ли воспитанницы в усадьбе Сапегиных, которым ее подбросили в младенчестве.

Вихрову она поверила свои страхи: боялась, что когда восставший народ будет казнить своих угнетателей и пойдет жечь Сапегино, то убьет и ее. Чувствовала себя чужой народу, далекой от него и не могла найти своего места в жизни. От неопределенности согласилась выйти замуж за Ивана Матвеевича, страстно ее любившего.

Молодые уехали в Москву, поскольку Вихрова как перспективного ученого, опубликовавшего к тому времени ряд заметных работ, перевели в Лесохозяйственный институт. Родилась Аполлинария.

А когда дочке исполнилось три года, Елена Ивановна, не в силах больше сносить двойственности своей жизни, вернулась от нелюбимого мужа в Пашутинское лесничество и стала там работать в больнице. Вскоре после этого у Ивана Матвеевича появился приемный сын Сережа: подкинул раскулаченный друг детства Демид Золотухин. Этим была частично заполнена гнетущая пустота, образовавшаяся при распаде семьи.

Для Поли, как и для ее матери, нет цены, какой бы она не оплатила право глядеть в лицо своему народу.

И поскольку военное время требует от каждого величайшей моральной чистоты, она пытается добыть окончательную правду о Вихрове и Грацианском.

Случай помогает ей узнать о моральной нечистоплотности последнего: будучи холостяком, Грацианский имел дочь, но отцовство не признал и не помогал материально.

Во время парада на Красной площади Поля знакомится с военврачом Струнниковым, который берет ее на работу в свой госпиталь санитаркой. Одновременно ее сводный брат Сергей Вихров, которого она никогда не видела, отправляется на фронт помощником машиниста бронепоезда.

Комиссара бронепоезда Морщихина интересует революционное движение среди петербургской молодежи перед февральской революцией. Беседуя со свидетелями тех лет Вихровым и Грацианским, он узнает о существовавшей тогда провокаторской организации “Молодая Россия”.

Никто, кроме Грацианского, не знает, что эта ниточка тянется еще дальше: именно Грацианский был связан с охранкой и, в частности, выдал своих товарищей Вихрова и Крайнова. Грацианский не знает степени осведомленности Морщихина и в смертельном страхе ждет разоблачения. У Морщихина нет фактов.

Тем не менее он начинает подозревать правду, но бронепоезд отправляют на фронт. Поговорить обо всем узнанном он теперь может только с Сергеем.

Бои идут как раз в окрестностях Полиного родного Пашутинского лесничества, и ее как местную уроженку посылают с разведзаданием в тыл врага. Но она попадает в лапы фашистов и, не выдержав лжи, произносит речь, обличающую их как врагов новой жизни.

Стечение невероятных обстоятельств позволяет ей бежать, и в лесу она натыкается на Сережу Вихрова, участвовавшего здесь на своем бронепоезде в одной боевой операции. Их находит советская разведка, лечатся они в одном госпитале – таково их знакомство.

По возвращении в Москву Поля идет к Грацианскому и в знак презрения выплескивает ему в лицо чернила. Грацианский воспринимает это как разоблачение.

Советские войска переходят в наступление, и у Вихрова появляется давно желаемая возможность отправиться в Пашутино. Он навещает бывшую жену и застает у нее Сережу, Полю и Родиона.

В разговоре он сообщает одну малозначительную новость: Грацианский покончил с собой, утопившись в проруби.

Вариант 2

После школы приезжает в Москву учиться Поля Вихрова. Отец у девочки хорошо разбирался в лесничестве и был профессором. Иван Вихров был ярым противником лесных порубок, всегда говорил о рациональном использовании лесопользования.

Его теория противоречила интересам социалистического строительства, вызывая гнев сторонников этого движения. Дочь также не разделяла мнения отца и как ярая комсомолка, считала его врагом народа.

Автором громогласных статей, в которых осуждался Вихров, был Грацианский.

Когда – то они учились вместе и были товарищами, несмотря на социальное различие. Иван был из простой семьи, Грацианский из обеспеченной семьи профессора.

Поля в Москве останавливается у своей подруги Вари Чернецовой. В ту же ночь начинается война, и немцы бомбят мирный советский народ.

В этот период статьи Грацианского становятся более зловещими, что еще больше настраивает Полю против отца. Девушка по совету подруги идет на лекцию Ивана Вихрова.

Прослушав рассказ о судьбе русского леса, она успокаивается. Вернувшись домой, Варя сообщает Аполлинарии, что идет на фронт.

Периодически Поля встречается со своей теткой Таисией, которая постепенно раскрывает историю жизни ее родителей.

После того как отец окончил Лесной институт, он пошел работать в Пашутинское лесничество. Там плотно начал заниматься наукой. Неподалеку жила Леночка в усадьбе Сабекиных. Ее подбросили в эту семью, когда она была младенцем. Иван Матвеевич страстно полюбил Елену Ивановну.

Она доверила ему свои страхи и от чувства неопределенности в этой жизни, согласилась выйти за него замуж. Вихровакак перспективного ученого переводят в Лесохозяйственный институт, и они переезжают в Москву. Так на свет появилась Полинка.

Когда девочке исполнилось три года, Елена Ивановна оставила нелюбимого мужа и вернулась в Пашутинское лесничество. Там она работала в больнице.

После утраты семьи в душе Ивана Вихрова поселилась пустота. Единственной радостью стал приемный сын Сергей. Друг детства Демид Золотухин отдал мальчика на воспитание Ивану.

Позже Поля выясняет, что, будучи холостяком, Грацианский имел дочь, которую не признал и не помогал материально. Девушка устраивается на работу в госпиталь санитаркой.

В это время на фронт идет ее сводный брат Сергей Вихров, на должность помощника машиниста. Поля никогда не видела своего брата.

Комиссар бронепоезда Морщихин выясняет, что Грацианский подло выдал своих товарищей Вихрова и Крайнова. Об этом он говорит с Сергеем.

Полину отправляют в Пашутинское лесничество, так как там ведутся бои. Она попадает в лапы фашистов. Там она обличает их как врагов новой жизни. Чудом ей удается бежать. В лесу она знакомится с Сергеем Вихровым. Советская разведка находит их, и они отправляются вместе в больницу на лечение.

Вернувшись в Москву, Поля при встрече с Грацианским выливает ему в лицо чернила. Этим она выражает свое презрение к нему.

Советские войска идут в наступление. Вихров едет в Пашутино навестить бывшую жену и там застает Полю с ее возлюбленным Родионом и Сергея. Профессор сообщает, что Грацианский покончил жизнь самоубийством, утопившись в проруби.

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-russkij-les-leonov/

Лаборатория Фантастики

Аннотация:

Накануне войны юная Поля Вихрова разыскивает своего отца, известного ученого-лесовода, который, из-за огульной, часто — несправедливой критики, был вынужден вести почти отшельнический образ жизни.

Далее — будет война, героям предстоят нелегкие испытания. Но магистральный сюжет — лишь стержень для автора, который ведет сложный диалог с читателем о судьбах русского леса, об идеологических сражениях на ниве лесной науки.

Примечание:

Первая публикация — «Знамя», 1953, №№ 10-12.

Отрывки: «Литературная газета», 1953, 30 июля (под названием «Коммунист Сапожков»); «Красное знамя» (Сочи), 1953, 14 августа (под названием «Приглашение к жизни»); «Московский комсомолец», 1953, 6 сентября (под названием «Приглашение к жизни»), 13, 18 октября (под названием «Поля»); «Смена», 1953, 10, 11 октября (под названием «Поля»); «Советский воин», 1953, № 22.

В произведение входит:

7.50 (4)

Входит в:

Экранизации:

— «Русский лес» 1964, СССР, реж: Владимир Петров

Читайте также:  Краткое содержание стойкий оловянный солдатик андерсен точный пересказ сюжета за 5 минут



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

tarasovich09, 13 мая 2013 г.

Сложный философский роман — сага о русском лесе, о его месте в жизни не только русского народа, но и всего Человечества.

В фундаментальной, сложной книге прослеживается несколько сюжетов.

Один из них — история юной Поли Вихровой, которая 22 июня 1941 года (буквально накануне войны), приехала в Москву, чтобы повстречаться со своим отцом, крупным ученым- лесоводом Иваном Матвеевичем Вихровым, ведущим, из-за неприятия его концепции о лесах, почти отшельнический образ жизни. Далее героине предстоят нелегкие испытания во время войны, выполнения заданий, плен, допросы.

Еще одна сюжетная линия — одиссея Ивана Вихрова, юноши с непростой судьбой, дерзнувшего, подобно былинному богатырю, вступиться за русский лес.

Вихров показан практически одиноким рыцарем науки, который сражается за сохранность русской природы, в том числе и с неким хитрым, иезуитским «гением предательства», Азефом русской науки Александром Грацианским, ловким демагогом и карьеристом, все объясняющим с точки зрения выгоды.

Еще одним сюжетным пластом становится сам русский лес и пламенные речи автора в его защиту.

Роман похож на былинную сказку. В нем много красивых описаний, символики, образности, легенд, переплетения языческого и христианского. Читая его, вспоминаешь полотна Нестерова, Васнецова… Но важно одно — Леонид Леонов, одним из первых почувствовав изнанку пропагандируемых идей НТР, призывает к защите природы, т.е. к тому, к чему позже будут призывать масса природозащитных организаций.

Роман восприняли по — разному. Сначала он подвергался жесткой критике. А лишь затем, вдруг, был обласкан и награжден Ленинской премией.

Многие писатели — почвенники, мастера деревенской прозы, начинали отсчет главных идей своего творчества с этого романа. Но пока еще не превзошли его.

Groucho Marx, 1 ноября 2016 г.

Оценивать этот роман чрезвычайно сложно. С точки зрения современного (да и не только современного) читателя тяжеленный кирпич «Русского леса» — великолепное снотворное, большая, подробная, величественная «книга ни о чём».

В сущности, в этом романе ничего не происходит, он невероятно, неправдоподобно скучен, несмотря на вроде бы динамичный, почти авантюрный, сюжет научной карьеры главного героя и несмотря на массу увлекательных научных сведений, вставленных в текст.

Плохо, да? Но не спешите с оценкой!

Этот роман — квинтэссенция тенденций сталинской литературы 50-х годов, монументальной неподвижности, доведённой до немыслимого совершенства, до абсолютной бессодержательности. «Русский лес» — эталон социалистического реализма послевоенного сталинизма. И, как литературный памятник, «Русский лес» бесценен.

Это идеальная стилизация, безупречный постмодернистский роман.

В самом деле, постмодернистский, в буквальном смысле этого слова, поскольку Леонид Леонов начинал, как модернист, и создал немало изощрённых модернистских текстов мирового уровня, а в данном случае принципиально избегал модернистских тактик, тщательно выстраивая «реалистическое» повествование.

Я ставлю этому роману «5», что для меня означает одну из самых низких оценок профессионально (не графомански) написанного текста. Но я мог бы поставить и «10», ибо «Русский лес» — воплощённое совершенство, литературный подвиг, восхительно бессмысленный с точки зрения нормального читателя.

Подписаться на отзывы о произведении

Источник: http://fantlab.ru/work379986

«Русский лес» Леонова

Роман «Русский лес» (1953) явился этапным произве­дением в литературе 50-х годов.

Действие романа охватывает сравнительно небольшой отрезок времени. Начинается повествование за несколько дней до начала войны, в июне 1941 года, и заканчивается в начале зимы 1941/42 года, когда в подмосковных бит­вах был нанесен сокрушительный удар фашизму и когда советский народ осознал свою наступательную силу, при­ведшую к победе.

Роман «Русский лес» — многоплановое произведение, необычайно емкое по глубине поставленных проблем. Автор выступает и как художник, и как философ, и как выдающийся ученый в области науки о лесе.

Основное содержание романа связано с образом рус­ского леса, который в ходе повествования перерастает в образ-символ, составляющий идейный стержень произве­дения и объединяющий множество других сюжетных ли­ний.

Образ русского леса часто соединяется с образом Родины, а обращение к истории дает возможность писате­лю проследить судьбы Родины в прошлом, в ее самые драматические и трагические периоды.

Леонов своим произведением сложил гимн русскому лесу — щедрому источнику жизни народа. Никто еще из писателей не воспел так русский лес, не показал так его значение в истории своего народа, как Леонов.

Русский лес в романе служит критерием в оценке действующих лиц, их положительных и отрицательных качеств. Отношение к русскому лесу дает возможность поставить проблему, к которой писатель многократно обра­щался в своем творчестве,— человек и природа.

В романе большое количество действующих лиц, но центральное место занимают Иван Вихров и Александр Грацианский. Созданием этих образов Леонов решил мно­го проблем, но центральная из них — это отношение науки к народу и его жизни. Разными путями шли к науке о лесе Вихров и Грацианский, по-разному относились к ней, по-разному относились и к самому лесу.

Человек огромной внутренней силы, скромности, само­отверженности, любви к своему народу, Иван Вихров стал одним из любимых положительных героев, созданных в на­шей послевоенной литературе.

Писатель Владимир Чивилихин так говорил об Иване Вихрове, о его воспитательном воздействии на читателей: «Верный сын русского народа, слуга Отечества, Иван Вихров учит быть гражданами и патриотами всех нас».

Сложен, тернист, драматичен, а порой и трагичен был путь Ивана Вихрова в науку. Тяжело и безотрадно было сиротское детство Ивана. Но именно в это время происхо­дит знаменательная встреча Ивана с хранителем леса и родничка Калиной.

Образ Калины носит символический характер — это и хранитель лесных богатств, и человек, влюбленный в лес, в природу, и эту бескорыстную, чистую, святую любовь он сумел передать и маленькому Ване.

И не­случайно по пути к Калине Ваня находит лесной родничок, который воспринимает как чудо природы, дающей челове­ку сказочную живую воду: «Это был всего лишь родничок. Из-под камня в пространстве не больше детской ладони роилась ключевая вода.

То была колыбель Склани, первого притока Енги, а та, в свою очередь, приходилась старшей дочкой великой русской реке, расхлестнувшей северную низменность на две половины, так что полстраны было окроплено живой водой из этого овражка. Без нее не родятся ни дети, ни хлеб, ни песня, и одного глотка ее хватило дедам на под­виги тысячелетней славы». Описание родничка дано с огромной поэтической силой.

Автор заставляет читателя вместе с Ваней тяжело пережить преступление купца Кнышева, срубившего кра­савицу сосну: «Кнышев размахнулся и с оттяжкой на себя,-как бы дразня, ударил в самый низ, по смолистому затеку у комля, где, подобно жилам, корни взбегали на ствол, а мальчик Иван чуть не ахнул от удивления, что кровка не забрызгала ему рук… Сосна стояла по-прежне- му, вся в морозном сиянье. Она еще не знала, что уже умерла. Ничто пока не изменилось, но лесорубы попяти­лись назад. И вдруг целая буря разразилась в ее пробу­дившейся кроне, ломала сучья, сдувала снег,— сугробы валились наземь, опережая ее падение…»

Выходец из народных глубин, Иван Вихров никогда не порывал связи со своим народом. Весь пафос изучения науки о русском лесе был связан со стремлением Ивана Матвеевича сохранить бесценные природные сокровища не только для современников, но и для будущих поколений.

Образ Вихрова необычайно дорог и близок Леонову. Именно в нем автор сумел передать свою трепетную лю­бовь к русской природе, чувство ответственности за ее сохранение перед будущим.

В Вихрове сосредоточены черты положительного героя наших дней. На всем протяжении романа писатель раскры­вает его человечность, доброту, отзывчивость. Даже его самый яростный недоброжелатель Грацианский признавал всегдашнее неумение Вихрова устраивать свои личные дела.

Поэтому аскетически скромна обстановка его квар­тиры, где каждая деталь свидетельствует о напряженном труде хозяина.

Здесь собраны образцы древесных пород, привезенные из лесов с разных концов русской земли, и всевозможные изделия из дерева, подаренные Вихрову его друзьями и соратниками.

Вихров изображен в романе не только как крупнейший ученый, но и как талантливый воспитатель студенчества.

Он умеет привить молодежи любовь к русскому лесу, стремление посвятить свою жизнь активной деятельности по сохранению и приумножению лесных богатств. Вих­ров — вдохновенный лектор, его лекции отличаются глуби­ной, научной новизной, глобальными обобщениями, до­ступной и даже популярной формой изложения. Неслучай­но именно с его лекции начинается учеба студентов в лесотехническом институте.

Владимир Солоухин имел все основания сказать, что «лекция Ивана Вихрова о русском лесе составила бы честь одновременно историку ранга Ключевского и биологу ран­га Тимирязева. Да, кроме того, по своей поэтичности, по своей художественной выразительности она достойна пера писателя ранга… Леонида Леонова».

Вихров слагает поистине поэтический гимн русскому лесу, который имел такое большое значение в жизни наше­го народа начиная с древних времен. Лес, в его пред­ставлении, не только источник материального благосостоя­ния.

Велика его роль в формировании ценностей духовных: «Было бы неблагодарностью не назвать и лес в числе вос­питателей и немногочисленных покровителей нашего наро­да.

Мы выросли в лесу, и, пожалуй, ни одна из стихий род­ной природы не сказалась в такой степени на бытовом укладе наших предков… Лес встречал русского человека при появлении на свет и безотлучно провожал его через все возрастные этапы: зыбка младенца и первая обувка, орех и земляника, кубарь, банный веник и балалайка, лучина на девичьих посиделках и расписная свадебная дуга, даровые пасеки и бобровые гоны, рыбацкая шняка или воинский струг, гроб и ладан, посох странника, долбленая колода мертвеца и, наконец, крест на устланной ельником могиле. Вот перечень изначальных же русских товаров, изнанка тогдашней цивилизации: луб и тес, брус и желоб, ободье и точило, уголь и лыко, смола и поташ. Но из того же леса текли и побарышнее дары: пахучие валдайские рогожи, цветастые рязанские санки и холмогорские сундуки на тюленевой подкладке, мед и воск, соболь и черная лисица для византийских щеголей».

С большой горечью говорит Иван Вихров «о разорении русского леса», которое начинается с падения крепостного права и продолжается усиленными темпами при развитии промышленности.

Вихров, поистине народный ученый, верит твердо, что «только в нашей стране человеку представлена возмож­ность быть не бессовестным эксплуататором природы и не бессильной былинкой в ее потоке, а великой направляющей силой мироздания».

Внешний вид Вихрова напоминает не столько профес­сора, сколько мастерового. И это неслучайно. Мастеровитость — одно из самых характерных качеств героя Ле­онова.

Читайте также:  Краткое содержание метерлинк синяя птица точный пересказ сюжета за 5 минут

Нельзя представить всю силу и величие характера Вихрова, не обратясь к характеристике Грацианского, который всю свою жизнь и научную карьеру связал с трав­лей Вихрова как человека и ученого.

В отличие от Вихрова Грацианский никогда не был связан с народом, не чувствовал близости к нему, мало и редко бывал в лесах, ссылаясь на свое слабое здоровье. Все сведения о русском лесе, о его состоянии он брал из трудов Вихрова.

В минуту откровения Вихров горько заметил Грацианскому, который всю жизнь ссылался на свои слабые легкие: «Ну, при своих слабых легких, Алек­сандр Яковлевич, ты дожил почти до пятидесяти годов и еще не устал гадить на мой рабочий стол…»

Грацианский родился в профессорской семье, был ее баловнем, и родители всеми способами старались оградить любимого сыночка от жизненных трудностей и невзгод.

Истоки враждебной деятельности Грацианского не только в его полном отрыве от народа, но и в связи с цар­ской охранкой, а позднее — с иностранной разведкой.

Если Вихров всегда в гуще народной и его окружают представители народа, то Грацианского всегда окружают люди сомнительные, скользкие, ложные. В годы блиста­тельной научной карьеры ему сопутствуют сомнительные ученые, о чем говорят и их нарицательные фамилии: Ан- дрейчик, Ейчик и просто Чик.

Разоблачение внутренней сущности Грацианского да­ется в романе и по отношению к русскому лесу. Ни особой любви, ни привязанности к русскому лесу Грацианский не чувствовал.

Поэтому ему ничего не стоило надругаться над святыней Вихрова — родничком близ избушки Калины, который со временем в сознании Вихрова «приобрел какие- то новые черты ужасающего величия и бессмертия».

«Словно зачарованный, опершись на свой посошок и сквозь пенсне на шнурочке, он, щурясь, глядел туда, в уз­кую горловину родника, где в своенравном ритме распахи­валось и смыкалось песчаное беззащитное донце.

— Серди­тый…— непонятно обнажая зубы, протянул Грацианский и вдруг, сделав фехтовальный выпад вперед, вонзил палку в родничок и дважды самозабвенно повернул ее там, в темном пятнышке его гортани. Все последующее слилось в один звук: стон чередиловской досады, крик Вихрова — я убью тебя! — и хруст самой палки, скорее разорванной надвое, чем даже сломленной в его руках…»

Бесславной, некрасивой, эгоистичной была и личная жизнь Грацианского. Судьба послала ему большую, насто­ящую любовь красивой, умной, сердечной девушки Ната­ши Злотницкой.

Но он поступил с нею так же, как и с хрустальным родничком Калины,— осквернил ее, сломал и растоптал жизнь Наташи.

Сначала он изменял ей, гоня­ясь за продажной Эммой, затем, когда Наташа родила дочь, отказался от дочери, а после гибели дочери — и от внучки, обрекая своих близких на нищенское и жалкое существование.

В конце романа сообщается, что Грацианский, поняв свое полное разоблачение, кончил жизнь самоубийством.

Отношение к народу служит критерием основных ка­честв героев романа. Положительные герои, такие, как Вихров, Осьминов, Крайнов, всю свою деятельность посвя­щают народу. Отрицательные персонажи — Грацианский и его приспешники — оторваны от народа.

Много теплоты и задушевности заключает в себе образ сестры Ивана Вихрова — Таиски. Она не только сохрани­ла в себе прекрасные качества русской женщины: трудолю­бие, простоту, сердечность, человечность, скромность, но и сумела оценить по достоинству значение ученых трудов брата, на протяжении всей жизни была ему надежной опорой, другом, помощницей во всех делах житейских.

Особое место в романе занимают образы-символы представителей народа. Таким является образ Калины. Сначала упоминается о Калине-бунтаре — сподвижнике Степана Разина.

Затем глубоко и полно обрисован образ Калины Глухова — друга Матвея Вихрова, у которого тот скрывался после побега с каторги.

Именно Калина Глухов скрасил безрадостное сиротское детство Ивана Вихрова, открыл перед ним прекрасный мир русского леса, научил его слушать и понимать его язык. Именно в «царстве» Калины находился заветный родничок, явившийся для Ивана Вихрова символом жизни на земле.

Уже в конце романа Иван Вихров встретился у заветно­го родничка с мальчиком Калиной-сиротой, живущим у престарелых родственников. Он решает увезти его с со­бой в Москву, чтобы воспитать достойным продолжателем Калины Глухова, страстно любившего лес, и подготовить его к научной деятельности.

При изображении народного героизма в войне на первый план выдвинуты молодые герои: Поля, Варя, Сере­жа, Морчихин, Сапожков. Огромная сила обаяния исходит от всего облика дочери Вихрова Поли: от ее юности, не­посредственности, наивности, от всей ее внешности, сияния глаз, загорелого лица. Кажется, будто вся она излучает запах солнца, луговых трав и сказочного леса.

Писатель не боится снизить образ своей героини, показав ее расте­рянность в начале войны. Шаг за шагом в романе показано формирование героических качеств в характере Поли в со­прикосновении с действенной силой народа, который спо­койно и уверенно вступил в борьбу с подлым захватчиком. Леонов воплотил в Поле лучшие черты советской молоде­жи, проявленные в битве с врагом.

Жизнь столкнула Полю лицом к лицу с врагом. Со специальным заданием ее послали в тыл врага, и она попа­дает на допрос к фашисту Киттелю. Киттель требует от Поли искреннего признания, замечая, что «не надо плавать на собачий способ».

Это Полю встряхнуло, она с запальчи­востью возразила: «А с чего, с чего мне перед вами на собачий способ плавать?» Она с ненавистью и презрением бросает гневные слова в лицо Киттелю, отрезая себе путь к отступлению: «Вот вы сказали давеча: за большевиков дерусь… О, кабы могла я со своим умишком: какой уж я солдат.

Я только пуля на излете… вот силенок не хватило до цели долететь! Нет, это они дерутся за меня день и ночь… день и ночь за меня дерутся, а я только учусь у них пока… да помогаю! Нет, нас теперь с планеты не выкурить, поздно… Вот вы давеча спросили меня: кто я такая? Я девушка моей эпохи… пускай самая рядовая из них, но я завтрашний день мира… и тебе стоя, стоя следовало бы со мной разговаривать, если бы ты хоть капельку себя уважал! А ты сидишь передо мной, потому что ничего людского в тебе не осталось… а только лошадь дрессиро­ванная под главным палачом! Ну, нечего сидеть теперь, работай… веди, показывай, где у вас тут советских девчат стреляют?» Но к Поле неожиданно пришло спасение — шихановский староста Демид Золотухин выстрелил в Кит- теля и сразил его наповал, а Поле скомандовал: «Беги, дочка!»

Эпизодическим лицом в романе является секретарь одного из московских райкомов комсомола Сапожков. Именно к нему обратилась Поля с просьбой о том, чтобы ее добровольно отправили на фронт. Сапожков сумел погово­рить с Полей по душам.

Сумел записать просьбу Полио том, чтобы в день 7 ноября побывать на Красной площа­ди. В следующий визит в райком комсомола Поля узнала о гибели Сапожкова на фронте под Москвой.

Но к 7 ноября Поле вручили билет на Красную площадь, заказанный Сапожковым.

Воссоздавая трагический лик войны, писатель на всем протяжении романа показывает единение народа, его не­преклонную веру в справедливость своей борьбы, в законо­мерность победы.

Роман «Русский лес» был не только важнейшим этапом в творчестве Леонова, но и огромным достижением в раз­витии современной литературы.

Своим произведением Леонид Леонов начал самый серьезный разговор о природе — о ее настоящем, про­шлом и будущем. Этот разговор был подхвачен и про­должен многими современниками писателя. Можно без труда проследить традиции Л. Леонова в «Царь-рыбе» В. Астафьева, «Прощании с Матерой» В. Распутина, в «Ко­миссии» С. Залыгина и многих других произведениях.

Источник: http://waldorf.in.ua/russkij-les-leonova/

Природа и человек (по роману Л.М. Леонова «Русский лес»)

Книга о которой я хочу рассказать и поделиться своими размышлениями, — «Русский лес» Леонида Леонова.В конце романа обозначены даты его создания: январь 1950 — декабрь 1953 года. Нет секрета в том, что не так много произведений литературы тех лет лет оставили заметный след.Глубокое же дыхание реальной жизни во многом пришло с романом «Русский лес» Леонида Леонова.

Климат этой книги оказался как нельзя кстати. С тех пор на судьбу леса мы смотрим глазами Леонова. Этот роман — треножное письмо на множестве страниц от имени нового мира. Страницы произведения волнуют и ранят. Повесть временных лет о лесе, у которой и сейчас еще нет благополучного конца.Создавая «Русский лес», Леонов перечитал все, что говорилось и писалось тогда в лесной науке.

Через Ивана Вихрова он наделил эту науку человеческой чуткостью, поэтическим вдохновением.Новаторство романа было настолько очевидно, что в 1957 году JI. Леонов удостаивается высокой чести — становится одним из первых лауреатов Ленинской премии.Русская природа всегда была любимым образом нашей литературы.

Современниками Леонова были такие мастера, как Михаил Пришвин и Константин Паустовский. Для них любовь к родной природе была немыслима без любви к Родине.Однако, я думаю, никогда еще жизнь природы не сближалась так тесно с человеческой историей, как это случилось в романе Леонова. Лес таит в себе лучшие человеческие достоинства, переливая в душу людей красоту и силу.

Лес, как и человек, стремится в высоту, к небу. Конечно же, здесь образная, поэтическая символика, но есть в ней прелесть высшей природы. Это искусство.Вот каким выглядит русский лес после только что отгремевшего жестокого боя… Ho и деревья здесь выглядели, как люди.

Одни лежали навзничь с вырванными корнями, другие же, еще стремились вон из западни, наклоняясь вперед расщепленными стволами, а наиболее рослые и стойкие, сами в глянцевитых обдирах и ранах, казалось, вели куда-то пошатнувшихся товарищей».Ощущение такое, что смотришь драматическую картину, посвященную солдатскому мужеству и стойкости.

Нa мой взгляд, дело Ивана Вихрова, а, говоря шире, философско-нравственное настроение романа сегодня поднято на уровень народного сознания. Оно оформлено в законы об охране леса, рек, воздуха.

Лес зеленый океан страны — тоже имеет свои горизонты берега.

Как говорит история устами леоновского героя, лес может разбиться на моря, малые озера и даже исчезнуть в миражах степей и пустынь или упорхнуть, как золотая рыбка, если идти к нему только с топоро.

Герой Леонова и живет для того, чтобы никогда не умолкали пенистые, веселые волны этого зеленого шума. Как истинного сына своего времени, Вихрова смущает, что он своими идеями и мечтами не поспевает за темпами жизни. В пять — четыре года брались самые крутые вершины: Магнитка, Днепрогэз…

А сосновому бору нужно сто лет, чтобы достигнуть зрелости. Занимаясь таким важным делом, как защита и восстановление лесов, он порой испытывает неловкое чувство «как если бы состоял хранителем Большой Медведицы или смотрителем черноморского пойзажа».

Читайте также:  Краткое содержание драйзер сестра керри точный пересказ сюжета за 5 минут

Пронырливой «грацианщине» не состоит большого труда времен но убедить общественность в гражданской ненадежности вихровских идей.

Привлекателен характер главного героя Ивана Вихрова.Встретившись со своими противниками с глазу на глаз, Вихров теряется, настолько очевидным кажется ему то, что он защищает. A кто они, эти «вертодоксы», начетчики, как сказали бы мы, — Вихров не знает. Он только чувствует их нравственную неопрятность.

Для него бесспорно, что человек — это то, что он любыми неудобствами, когда речь идет о самом важном в его жизни.Бот он в трудную минуту приходит на дачу и Чередилову тоже товарищу студенческих лет. Ho Чередилов уже не тот юноша, певший «Ноченьку» так, что прохватывало душу. Это всего лишь заурядный бюрократ, пропитанный невежеством и ложью.

Он даже не приглашает бывшего товарища в дом и взирает на Вихрова с дачной веранды. Слышно, что за его спиной позвякивает самодовольное, не по заслугам благополучие.

Снова Иван Вихров вроде бы как унижает себя.

Он стоит, задрав голову, в предгрозовой духоте, доказывая свою правоту: «Смысл моих знаний, я полагаю, в том, чтоб содержать в порядке и сигнализировать народу о всех изменениях в его состоянии».

Ho Леонов с таким мастерством выписал эту сцену, что мы видим только Вихрова, причем, во весь рост, с предельной ясностью, крупным планом, а сумеречный Чередилов выкрикивает свои угрозы, словно из потаенного гнезда.Вихров договаривает последние слова в этом споре уже под проливным дождем и уходит как человек, достойно исполнивший свой долг.Эдгар Ho писал, что нужны четыре условия счастья, как он его понимал: первое — жить на природе; второе — быть любимым; третье отказываться от честолюбивых планов; четвертое творить.Думается, герой Леонова следовал этой «программе». Однако с одним пунктом на тему герою не повезло — в любви. Тут редкий случай, когда он и она без вины виноватые.Лену, Клену Ивановну — жену Вихрова, трехлетней девочкой оставили у дверей барского дома, сообщив в записочке ее имя и возраст. Так оказывается она между двух враждующих берегов. В когда-то богатом, пустующем доме терпит обиды от своих «братьев» и сварливой хозяйки, а для крестьянских девушек она барышня, чужая.Дом живет в страхе, что надвигается революция и быть большому огню. Этот страх передается и Лене. Вот в такое время и узнает ее лесничий Иван Вихров. Инстинкт том женского сердца она угадывает, что пришел ее избавитель, и, не раздумывая, сразу же решается уйти с ним из ненавистного дома.Ho пройдет несколько лет, и снова темный облик страха настигнет Елену. Ho причина в другом. Она страдает, что жизнь бежит мимо, а на любовь доброго, хорошего человека она не может ответить таким же беззаветным чувством. Однажды вместе с дочерью Полей Лена уходит из вихровского дома, чуть не сложив этим покинутого друга.На родине, работая в деревенской больнице, Елена Ивановна обретает уверенность, людское признание. Настанет час, уйдет в партизанский отряд и в конце романа встречается с Иваном Вихровым.Размышляя над романом, я пришла к выводу, что каждая строка романа зовет к справедливости и, как стрелка компаса, показывает, что этот честный мир — наша Родина. Надо сегодня, сейчас трудиться, чтобы не скудели ее недра, и никогда не носились черные бури над полями, и чистыми глазами смотрелись наши озера и реки в синеву неба.«Природа и человек» — эта проблема уже нашла отражение в нашей литературе: «Белый пароход» Айтматова, «Царь-рыба» Астафьева, «Прощание с Матерой» Распутина…

Открыл этот путь Леонид Леонов «Русским лесом». С годами ни одно слово «Русского леса» не увяло, не поблекло, оно заставляет размышлять и думать.

Источник: http://lit-helper.com/p_Priroda_i_chelovek_po_romanu_L_M__Leonova_Russkii_les

Леонид Леонов — Русский Лес

Юная девушка со звучным именем Аполлинария Вихрова (собственно, все зовут её Поля) приезжаетпосле школы в Москву учиться. Мама её осталась там, на Енге, в Пашутинском лесничестве, а вот отец —столичный профессор, специалист по лесу.

Только видеть его Поля не хочет: то и дело хлещут ИванаВихрова в лесных журналах за то, что постоянно твердит он о необходимости правильноголесопользования, о недопустимости сплошных порубок. Отгораживает лес от его законного хозяина —русского народа. Подобные теорийки противоречат интересам социалистического строительства.

Многочисленные суровые статьи намекают на политическую подоплеку научных воззрений Вихрова, иПоля, убежденная комсомолка, заочно ненавидит отца как врага новой жизни. Кстати, у громогласныхстатей один автор. Его фамилия Грацианский.

Когда-то Грацианский и Вихров вместе учились в Лесном институте и даже были неразлучнымитоварищами, несмотря на разность социального статуса: Вихров — мужицкий сын, Грацианскийпроисходил из обеспеченной семьи профессора Санкт-Петербургской духовной академии.

Блестящаянаучная карьера Грацианского качалась с растоптания видного лесного теоретика Туликова,вихровского учителя, и продолжилась распрей с самим Вихровым. После каждой крупной работы Вихровалесная общественность теперь ожидает разносной статьи Грацианского, хотя доверительно кое-ктоутверждает, что ругательные шедевры Грацианского не составляют вклада в большую науку.

Итак, Поля приезжает в Москву и останавливается у подруги и землячки Вари Чернецовой. Гуляет поМоскве, заходит к отцу — высказать ему честное комсомольское суждение о людях подобного сорта, нозастает только отцову сестру, свою тетку Таисию Матвеевну.…В ту же ночь немецкие самолеты сбрасывают первые бомбы на спящие советские города.

В свете неблагоприятных сводок с фронта обвинения Грацианского кажутся Поле особеннозловещими. Тем более при личном знакомстве в бомбоубежище (они соседи по дому) Грацианскийдобавляет к биографии её отца окончательно убийственные подробности: Вихров все годы учебыполучал от неизвестного лица пособие в размере 25 рублей.

В годы обнищания пролетариата этимблагодетелем был уж конечно не рабочий — вывод отсюда ясен. Поля в ужасе, рвется идти в райком,чтобы все рассказать. Варя предлагает ей вместо этого сходить на вступительную лекцию Вихрова.

Прослушав вдохновенный рассказ о судьбе русского леса («Судьба русского леса» — так называетсяи одна из фундаментальных работ профессора), Поля испытывает усталость победы и торжествочистоты. Теперь ей не стыдно глядеть в лицо воюющим солдатам, в числе которых сражается и Родион,её бывший одноклассник, друг и любимый. Вернувшись домой, она узнает, что Варя отправляется в тылврага.

«У тебя комсомольский билет под подушкой… думай о нем почаще — это научит тебя совершатьбольшие дела», — на прощание наставляет Аполлинарию подруга.Проводив Варю, Поля идет в райком проситься на фронт. Есть у нее и еще одно заветное желание —побывать на Красной площади в Октябрьский праздник.

Время от времени у Поли происходят встречи с теткой Таисой, из которых постепенно выясняетсяистория жизни её родителей. По окончании Лесного института её отец работал на родине, вПашутинском лесничестве. Хозяйство при нем стало образцовым. Там он начал и свою плодотворнуюнаучную работу. Там возобновилось и его знакомство с Еленой Ивановной, с которой мельком виделисьв детстве.

Леночка жила на правах то ли приживалки, то ли воспитанницы в усадьбе Сапегиных, которымеё подбросили в младенчестве. Вихрову она поверила свои страхи: боялась, что когда восставшийнарод будет казнить своих угнетателей и пойдет жечь Сапегино, то убьет и её. Чувствовала себячужой народу, далекой от него и не могла найти своего места в жизни.

От неопределенностисогласилась выйти замуж за Ивана Матвеевича, страстно её любившего. Молодые уехали в Москву,поскольку Вихрова как перспективного ученого, опубликовавшего к тому времени ряд заметных работ,перевели в Лесохозяйственный институт. Родилась Аполлинария.

А когда дочке исполнилось три года,Елена Ивановна, не в силах больше сносить двойственности своей жизни, вернулась от нелюбимогомужа в Пашутинское лесничество и стала там работать в больнице. Вскоре после этого у ИванаМатвеевича появился приемный сын Сережа: подкинул раскулаченный друг детства Демид Золотухин.Этим была частично заполнена гнетущая пустота, образовавшаяся при распаде семьи.

Для Поли, как и для её матери, нет цены, какой бы она не оплатила право глядеть в лицо своемународу. И поскольку военное время требует от каждого величайшей моральной чистоты, она пытаетсядобыть окончательную правду о Вихрове и Грацианском.

Случай помогает ей узнать о моральнойнечистоплотности последнего: будучи холостяком, Грацианский имел дочь, но отцовство не признал ине помогал материально.Во время парада на Красной площади Поля знакомится с военврачом Струнниковым, который берет еёна работу в свой госпиталь санитаркой. Одновременно её сводный брат Сергей Вихров, которого онаникогда не видела, отправляется на фронт помощником машиниста бронепоезда.Комиссара бронепоезда Морщихина интересует революционное движение среди петербургскоймолодежи перед февральской революцией. Беседуя со свидетелями тех лет Вихровым и Грацианским, онузнает о существовавшей тогда провокаторской организации «Молодая Россия». Никто, кромеГрацианского, не знает, что эта ниточка тянется еще дальше: именно Грацианский был связан сохранкой и, в частности, выдал своих товарищей Вихрова и Крайнова. Грацианский не знает степениосведомленности Морщихина и в смертельном страхе ждет разоблачения. У Морщихина нет фактов. Темне менее он начинает подозревать правду, но бронепоезд отправляют на фронт. Поговорить обо всемузнанном он теперь может только с Сергеем.Бои идут как раз в окрестностях Полиного родного Пашутинского лесничества, и её как местнуюуроженку посылают с разведзаданием в тыл врага. Но она попадает в лапы фашистов и, не выдержав лжи,

произносит речь, обличающую их как врагов новой жизни. Стечение невероятных обстоятельствпозволяет ей бежать, и в лесу она натыкается на Сережу Вихрова, участвовавшего здесь на своембронепоезде в одной боевой операции. Их находит советская разведка, лечатся они в одном госпитале— таково их знакомство.

По возвращении в Москву Поля идет к Грацианскому и в знак презрения выплескивает ему в лицочернила. Грацианский воспринимает это как разоблачение. Советские войска переходят внаступление, и у Вихрова появляется давно желаемая возможность отправиться в Пашутино. Оннавещает бывшую жену и застает у нее Сережу, Полю и Родиона.

В разговоре он сообщает однумалозначительную новость: Грацианский покончил с собой, утопившись в проруби.

На нашем сайте Вы найдете значение «Леонид Леонов — Русский Лес» в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Леонид Леонов — Русский Лес, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква «Л». Общая длина 49 символа

Источник: http://my-dict.ru/dic/kratkie-soderzhaniya-proizvedeniy/1397545-leonid-leonov—russkiy-les

Ссылка на основную публикацию