Краткое содержание лермонтов морская царевна точный пересказ сюжета за 5 минут

«Марья Моревна» краткое содержание

«Марья Моревна» краткое содержание русской народной сказки Вы можете вспомнить за 3 минуты.

«Марья Моревна» краткий пересказ

У Ивана Царевича было три сестры Марья, Ольга, Анна. Раз в год прилетала особая птица и оборачивалась красавцем. Так женились Марья, Ольга и Анна. Он вышли замуж за сокола, орла и ворона.

Соскучился Иван Царевич и поехал сестер проведать. По дороге он встретил Марью Моревну, прекрасную королевну и полюбил ее. Поженились они и жили счастливо.

Марья Моревна, отправляясь на войну, запрещает мужу заглядывать в один из чуланов. Но он, ослушавшись, смотрит — а там прикован Кощей Бессмертный. Иван-царевич даёт Кощею пить. Тот, набравшись сил, разбивает цепи, улетает и по дороге уносит Марью Моревну.

Погоревал Иван Царевич и поехал супругу выручать. По дороге посетил всех трех сестер и оставил им для связи серебряные ложку, вилку и табакерку. Добрался до замка Кощея и похитил Марью Моревну. Но догнал его Кощей легко, и простил на первый раз, за то, что Иван Царевич напоил его в подвале.

Три раза пытался Иван Царевич увести Марью Моревну и на третий раз Кощей его разрубил на мелкие кусочки, забил ими бочку и отправил ее в море.
Помутнело серебро у сестер и поняли они, что беда с Иваном Царевичем. Сокол, орёл и ворон находят разрубленное тело, вспрыскивают его мёртвой и живой водой.

Царевич оживает.

Кощей Бессмертный рассказывает Марье Моревне о том, что своего коня он взял у Бабы Яги, что за огненной рекой. Королевна крадёт у Кощея и передаёт мужу волшебный платок, с помощью которого можно переправиться через огненную реку.

Поехал Иван Царевич к Бабе Яге, а по дороге подружился с заморской птицей, пчелиной маткой и львицей.
Баба Яга дала задание Ивану Царевичу три дня сторожить табуны. А лошади и разбежались, в первый день, во второй, в третий. Но каждый раз их загоняли сперва птицы, потом львы и звери, а потом и пчелы. Ну а Иван в это время плакал.

Забрал тайком Иван жеребенка, а баба Яга узнала и в погоню бросилась. Иван перебрался по мосту через огненную реку, а сам дважды платком махнул и мост стал очень тонким. Не выдержал он веса бабы Яги и упала она в огонь.

Вырастил Иван Царевич из жеребенка прекрасного коня и все таки смог Марью Моревну в четвертый раз похитить. Кощей бросился в погоню и догнал было Ивана Царевича, но конь Ивана пнул его копытом и убил. А Иван Царевич добавил палицей, а потом останки его сжег и развеял.
И стали Иван Царевич и Марья Моревна жить да поживать, а Иван Царевич больше не плакал.

«Марья Моревна»  краткое содержание для читательского дневника:

  1. Иван Царевич выдает своих сестер замуж за Сокола, Ворона и Орла, а сам встречает Марью Моревну.
  2. Иван Царевич случайно освобождает Кощея, а тот уносит Марью Моревну.
  3. Трижды Иван пытался освободить супругу, и в последний раз Кощей изрубил его на кусочки.
  4. Зятья Ивана собрали его и оживили и отправился он к Бабе Яге за хорошим конем.
  5. С помощью львицы, птиц и пчел, он сберег коней и забрал жеребенка.
  6. Баба Яга в погоне за Иваном гибнет на мосту через огненную реку.
  7. Кощей в погоне за Иваном гибнет от копыта и палицы.
  8. Жили они долго и счастливо.

Источник: https://kratkoe.com/marya-morevna-kratkoe-soderzhanie/

Конспект урока литературы в 6 классе по теме «Баллада «Морская царевна» и стихотворение «Русалка» М.Ю.Лермонтова. Ответственность человека з

Конспект урока литературы в 6 классе по теме «Баллада «Морская царевна» и стихотворение «Русалка» М.Ю.Лермонтова. Ответственность человека за свои поступки».

Обидина Галина Львовна,

 учитель русского языка и литературы,

МОУ школа № 5 им. Ю.А.Гарнаева с УИОП

г. Жуковский, Московская  область.

Ход урока

1. Судьба и творчество М.Ю.Лермонтова

– Что вы знаете о биографии М.Ю.Лермонтова? (…).

– Прочитаем статью учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов».

2. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Русалка», 1832

– Что вы знаете о русалках? (…)

– Пересказ карточки «Морская царевна (русалка)» (инд. зад.).

Морская царевна (русалка)

Русалка – это человекоподобное существо или дух, живущее в воде. До пояса они ничем не отличаются от людей, а в нижней части тела вместо ног имеют плоский хвост, похожий на хвост рыбы.

У разных народов свои представления о русалках. У славян это женщины-утопленницы, у европейцев – женщины с рыбьими хвостами. Мужчин-русалок называют тритóнами.

В средневековой Европе было распространено мнение, что русалки не имеют души, поэтому не могут жить на суше, и что они хотят её обрести, чтобы стать людьми.

Существует легенда, датируемая V веком, по которой русалка ежедневно навещала монаха на маленьком острове возле Шотландии, который вместе с ней молился, чтобы бог даровал ей душу. Однако русалка так и не смогла покинуть море и со слезами всё же навсегда ушла в свою стихию.

Другая легенда того же времени, которая легла в основу сказки Андерсена «Русалочка», сообщает о русалке, которая ищет душу в любви со смертным.

В славянской мифологии русалки – это умершие девушки, преимущественно утопленницы, а также люди, купающиеся в неурочное время, то есть те, кого специально утащил водяной в услужение к себе, и некрещеные дети. Это очень красивые девушки с длинными распущенными волосами (в обычных бытовых ситуациях для нормальной крестьянской девушки быть «простоволосой» недопустимо).

Встреча с русалкой могла принести несметные богатства, если удастся ее обмануть и покорить, но чаще всего оборачивалась несчастьем, особенно для девушек и детей. Считалось, что русалки могли увлечь ребенка в свой хоровод, защекотать или затанцевать до смерти.

В «русальную неделю» (неделя, следующая за Троицей) русалки выходят из воды, бегают по полям, качаются на деревьях, танцуют. Во время танца исполняют обряд, связанный с защитой посевов. В эту неделю нельзя было купаться, а выходя из деревни, нужно брать с собой полынь, которую русалки якобы боятся.

– Итак, встреча с русалкой опасна. М.Ю.Лермонтова с юности увлекали легенды о русалках. Он пытался разобраться в этом феномене, выяснить добрые русалки или злые, специально или нет вредят людям. В 1832 году еще юный М.Ю.Лермонтов пишет стихотворение «Русалка». Послушаем его (инд. зад. + проектор):

Русалка

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

И шумя и крутясь, колебала река

Отраженные в ней облака;

И пела русалка – и звук ее слов

Долетал до крутых берегов.

И пела русалка: “На дне у меня

Играет мерцание дня;

Там рыбок златые гуляют стада;

Там хрустальные есть города;

И там на подушке из ярких песков

Под тенью густых тростников

Спит витязь, добыча ревнивой волны,

Спит витязь чужой стороны.

Расчесывать кольца шелковых кудрей

Мы любим во мраке ночей,

И в чело и в уста мы в полуденный час

Целовали красавца не раз.

Но к страстным лобзаньям, не зная зачем,

Остается он хладен и нем;

Он спит – и, склонившись на перси ко мне,

Он не дышит, не шепчет во сне!”

Так пела русалка над синей рекой,

Полна непонятной тоской;

И, шумно катясь, колебала река

Отраженные в ней облака.

– Какой предстает перед нами русалка? (Она грустна и одинока).

– Прочитайте слова песни, которую поет русалка.

– Почему русалка грустит? (У нее на дне спит витязь-красавец, «добыча ревнивой волны», то есть утопленник. Она расчесывает ему кудри, целует, но он остается равнодушным. Это русалку печалит).

– Исходя из всего, что мы знаем о русалках, скажите, кто причина смерти витязя-красавца? (Скорее всего, сама эта русалка и заманила его).

– Почему же она не радуется, а грустит? (Она, видимо, не была готова к его смерти, не хотела убивать рыцаря. Просто ей очень одиноко, она хотела любить и быть любимой).

– Итак, русалка мечтала о любви, поэтому заманила витязя в воду. Она не хотела, чтобы он умер, просто не понимала, чем грозит ему вода. Она-то прекрасно живет на дне реки!

3. Баллада «Морская царевна»

– Что такое баллада? (Баллада— лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку).

– Чтение баллады «Морская царевна».

– Докажите, что «Морская царевна» – это баллада. (Это лиро-эпическое произведение: рассказ в стихах. В нем говорится о мифологическом существе – русалке – и о царевиче-герое, который ее победил. Сюжет явно заимствовал из фольклора).

– Стихотворение композиционно делится на 2 равные части. О чем рассказывается в каждой из них? (Первая часть рассказывает о действиях героев в воде, в море; вторая – об их же действиях на берегу).

– Расскажите, как вы понимаете, что произошло. (Царевич в море «купал коня». Услышал, как его зовет морская царевна. Схватил ее за косу и вытащил на берег. Там она превратилась в чудовище и умерла).

– Не странно ли ведет себя царевич? Прочитайте, как выглядит царевна.

(Вышла младая потом голова,

В косу вплелася морская трава.

Синие очи любовью горят;

Брызги на шее, как жемчуг, дрожат).

– Красавица признается царевичу в любви. Почему он так жестоко поступает с ней? (Морская царевна – русалка, она опасна).

– Прочитайте начало баллады.

(В море царевич купает коня;

Слышит: «Царевич! взгляни на меня!»

Фыркает конь и ушами прядет,

Брызжет и плещет и далее плывет.

Слышит царевич: «Я царская дочь!

Хочешь провесть ты с царевною ночь?»

Вот показалась рука из воды,

Ловит за кисти шелковой узды.)

– Лукавит ли девушка, говоря о любви? Может быть, она хочет погубить царевича? Или она искренна с ним? (Морская царевна не обманывает: она искренно говорит о своей любви).

– Зачем же тогда она хватает коня за уздечку, как будто пытается насильно увлечь царевича под воду? (Наверное, она очень хочет, чтобы царевич последовал за ней, поэтому и «ловит за кисти шелковой узды» его коня).

– Почему царевич не только ничего не отвечает на признания русалки, но и думает: «Добро же! постой!»? (Он знает, чем грозит встреча с морской царевной и считает, что она его обманывает, чтобы убить).

– Обратите внимание: нигде не сказано, что герой видит царевну, он только слышит ее слова. Почему? (Посмотреть на нее – значит поддаться чарам. Не даром конь уже очарован и безропотно плывет навстречу царевне к своей гибели. Смотреть на русалку нельзя).

– Так почему же царевич жесток с русалкой? (Он не понимает что его поступок жесток, просто знает, что в этом противостоянии должен победить, иначе умрет).

– Зачем он вытаскивает морскую царевну на берег? (Во-первых, иначе ему не победить, ведь в море русалка в своей стихии, а значит сильнее царевича. А во-вторых, ему хочется похвастаться своей победой перед друзьями).

– Почему друзья царевича стоят «смущенной толпой» и не радуются его победе? (Царевич приглашает их посмотреть на свою «добычу», и они готовы увидеть что угодно, только не умирающую русалку.

Читайте также:  Краткое содержание гофман дон жуан точный пересказ сюжета за 5 минут

Добыча – то, что отвоевано, взято на поле боя. Поэтому они смущены поступком друга: ведь шума боя слышно не было, значит, на царевича никто не нападал.

А отсюда следует логический вывод: царевич без всякого повода убил русалку).

– Не понимая причины смущения друзей, царевич оборачивается на свою «добычу»:

Вот оглянулся царевич назад:

Ахнул! померк торжествующий взгляд.

– Почему царевич не испытывает торжества при виде своей «добычи», царевны? Ведь он считает, что победил «чудо морское»! (Он видит русалку – полудевушку-полурыбу – и понимает, что если бы она хотела, то легко одолела бы его в бою. Значит, она с ним не воевала).

– Прочитайте, как выглядит царевна.

(Видит: лежит на песке золотом

Чудо морское с зеленым хвостом;

Хвост чешуею змеиной покрыт,

Весь замирая, свиваясь, дрожит;

Пена струями сбегает с чела,

Очи одела смертельная мгла.

Бледные руки хватают песок;

Шепчут уста непонятный упрек…)

– Объясните сочетание «чудо морское». Это значит, что царевна превратилась в чудовище? (Нет, просто царевич и его друзья увидели рыбий хвост. Слово «чудо» употребляется в прямом значении: нечто невиданное, удивительное, но вовсе не безобразное).

– Губы царевны шепчут «непонятный упрек». Почему и кому «непонятный»? (Скорее всего, «непонятный» – значит неслышный, очень тихий, то есть царевич не слышит, что говорит «чудо морское»).

– Как вы думаете, в чем царевна упрекает героя? (Царевна умирает, потому что герой насильно вытащил ее из воды, а она не может жить на суше. Фактически герой ее убил. В этом и упрекает его царевна: она хотела любить и быть любимой, а поплатилась за это естественное желание смертью. Царевна упрекает его в жестокости, бесчеловечности).

– Прочитайте финальное двустишие баллады.

(Едет царевич задумчиво прочь.

Будет он помнить про царскую дочь!)

– Смотрите: царевич задумался… О чем? Почему он будет помнить «про царскую дочь»? Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомните, как ведет себя царевна, когда он так жестоко тащит ее на берег за косу? Сопротивляется ли она, защищает ли свою жизнь? Понимает ли, чего хочет от нее царевич? (Царевна до последней минуты не понимала, почему герой так поступает с ней и что ее ждет. Она совершенно не сопротивлялась его грубой силе, хотя предания говорят, что любое волшебное существо гораздо сильнее человека. И царевич, скорее всего, вспоминает, как легко досталась ему победа над русалкой. Поэтому начинает понимать, что не победил ее, а жестоко, подло убил).

– Итак, царевич прозревает: он догадывается, почему так легко победил «нечистую силу», русалку: потому что он не победил ее – битвы-то не было! – а убил, убил девушку, которая признавалась ему в любви и хотела любить и быть любимой. Догадывается теперь он и о том, какой упрек шептали ее уста перед смертью: упрек в убийстве!

4. Выводы

– Как же относиться к царевичу и его поступку: обвинять или оправдывать? (…)

– Вина царевича велика и не может быть оправдана ничем. Да, он убил царевну, думая, что защищает свою жизнь. Да, он знал, что царевна гораздо сильнее и хитрее его, поэтому старался не дать ей времени, опередить ее.

Это как-то объясняет его поступок, но ни в коем случае не оправдывает. Человек всегда в ответе за свои поступки! Прежде чем сделать что-либо, необходимо очень тщательно все обдумать и спрогнозировать возможные результаты.

– Как в балладе «Морская царевна» отражается основной мотив творчества М.Ю.Лермонтова? (Основной мотив творчества М.Ю.Лермонтова – одиночество. Именно одиночество, желание любить и быть любимым толкает морскую царевну к герою и становится причиной ее гибели. Непонятая, она погибает от руки того человека, с кем хотела разделить свою любовь).

5. Д/з: прочитать статью учебника «О «Песне про… купца Калашникова», 1, 2 части поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова» (стр. 212 – 227).

Инд. зад.: пересказ карточки «Царь Иван Васильевич Грозный».

Источник: http://флэшсеминар.рф/art/ObidinaGL.docx

Источник: http://xn--80ajjkghwcz5b2c.xn--p1ai/publ/konspekt_uroka_literatury_v_6_klasse_po_teme_ballada_morskaja_carevna_i_stikhotvorenie_rusalka_m_ju_lermontova_otvetstvennost_cheloveka_z/1-1-0-8

Марья Моревна

Сказка о царице Марье Моревне, которая смогла одна победить вражеское войско. Иван-царевич не устоял перед такой красивой и сильной царицей и взял ее в жены.  Но злой Кощей бессмертный забрал Марью Моревну в плен. Много испытаний нужно пройти царевичу Ивану, чтобы вернуть свою жену.

Сказка Марья Моревна скачать: 

Сказка Марья Моревна читать

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич; у него было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья – Анна-царевна. Отец и мать у них померли; умирая, они сыну наказывали:

– Кто первый за твоих сестер станет свататься, за того и отдавай – при себе не держи долго!

Царевич похоронил родителей и с горя пошел с сестрами в зеленый сад погулять. Вдруг находит на небо туча черная, встает гроза страшная.

– Пойдемте, сестрицы, домой! – говорит Иван-царевич.

Только пришли во дворец – как грянул гром, раздвоился потолок, и влетел к ним в горницу ясен сокол, ударился сокол об пол, сделался добрым молодцем и говорит:

– Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я ходил гостем, а теперь пришел сватом; хочу у тебя сестрицу Марью-царевну посватать.

– Коли люб ты сестрице, я ее не держу, – пусть идет!

Марья-царевна согласилась, сокол женился и унес ее в свое царство.

Дни идут за днями, часы бегут за часами – целого года как не бывало; пошел Иван-царевич с двумя сестрами во зеленый сад погулять. Опять встает туча с вихрем, с молнией.

– Пойдемте, пойдемте, сестрицы, домой! – говорит царевич.

Только пришли во дворец – как ударил гром, распалась крыша, раздвоился потолок, и влетел орел, ударился об пол и сделался добрым молодцем:

– Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я гостем ходил, а теперь пришел сватом. И посватал Ольгу-царевну. Отвечает Иван-царевич:

– Если ты люб Ольге-царевне, то пусть за тебя идет; я с нее воли не снимаю.

Ольга-царевна согласилась и вышла за орла замуж; орел подхватил ее и унес в свое царство.

Прошел, еще один год; говорит Иван-царевич своей младшей сестрице:

– Пойдем, во зеленом саду погуляем! Погуляли немножко; опять встает туча с вихрем, с молнией.

– Вернемся, сестрица, домой!

Вернулись домой, не успели сесть – как ударил гром, раздвоился потолок и влетел ворон; ударился ворон об пол и сделался добрым молодцем; прежние были хороши собой, а этот еще лучше.

– Ну, Иван-царевич, прежде я гостем ходил, а теперь пришел сватом; отдай за меня Анну-царевну.

– Я с сестрицы воли не снимаю; коли ты полюбился ей, пусть идет за тебя.

Вышла за ворона Анна-царевна, и унес он ее в своё государство. Остался Иван-царевич один; целый год жил без сестер, и сделалось ему скучно.

– Пойду, – говорит, – искать сестриц. Собрался в дорогу, идет и видит – лежит в поле рать-сила побитая.

Спрашивает Иван-царевич:

– Коли есть тут жив человек – отзовись! Кто побил это войско великое?

Отозвался ему жив человек:

– Все это войско великое побила Марья Моревна, прекрасная королевна.

Пустился Иван-царевич дальше, наезжал на шатры белые.

Выходила к нему навстречу Марья Моревна, прекрасная королевна:

– Здравствуй, царевич, куда тебя бог несет – по воле аль по неволе?

Отвечал ей Иван-царевич:

– Добрые молодцы по неволе не ездят!

– Ну, коли дело не к спеху, погости у меня в шатрах.

Иван-царевич тому и рад, две ночи в шатрах ночевал, полюбился Марье Моревне и женился на ней.

Марья Моревна, прекрасная королевна, взяла его с собой в свое государство; пожили они вместе сколько-то времени, и вздумалось королевне на войну собираться; покидает она на Ивана-царевича все хозяйство и приказывает:

– Везде ходи, за всем присматривай; только в этот чулан не заглядывай!

Он не вытерпел; как только Марья Моревна уехала, тотчас бросился в чулан, отворил дверь, глянул – а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован.

Просит Кощей у Ивана-царевича:

– Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил – совсем в горле пересохло! Царевич подал ему ведро воды, он выпил и еще запросил:

– Мне одним ведром не залить жажды, дай еще!

Царевич подал другое ведро; Кощей выпил и запросил третье, а как выпил третье ведро – взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал.

– Спасибо, Иван-царевич! – сказал Кощей Бессмертный. – Теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны, как ушей своих! – И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе.

А Иван-царевич горько-горько заплакал, снарядился и пошел в путь-дорогу:

– Что ни будет, а разыщу Марью Моревну!

Идет день, идет другой, на рассвете третьего видит чудесный дворец, у дворца дуб стоит, на дубу ясен сокол сидит. Слетел сокол с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал:

– Ах, шурин мой любезный! Как тебя господь милует?

Выбежала Марья-царевна, встретила Ивана-царевича радостно, стала про его здоровье расспрашивать, про своё житьё-бытьё рассказывать.

Погостил у них царевич три дня и говорит:

– Не могу у вас гостить долго; я иду искать жену мою, Марью Моревну, прекрасную королевну.

– Трудно тебе сыскать ее, – отвечает сокол. – Оставь здесь на всякий случай свою серебряную ложку: будем на нее смотреть, про тебя вспоминать.

Иван-царевич оставил у сокола свою серебряную ложку и пошел в дорогу.

Шел он день, шел другой, на рассвете третьего видит дворец еще лучше первого, возле дворца дуб стоит, на дубу орел сидит. Слетел орел с дерева, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал:

– Вставай, Ольга-царевна! Милый наш братец идет!

Ольга-царевна тотчас выбежала навстречу, стала его целовать-обнимать, про здоровье расспрашивать, про своё житьё-бытьё рассказывать. Иван-царевич погостил у них три денька и говорит:

– Дольше гостить мне некогда: я иду искать жену мою, Марью Моревну, прекрасную королевну.

Отвечает орел:

– Трудно тебе сыскать ее; оставь у нас серебряную вилку: будем на нее смотреть, тебя вспоминать.

Он оставил серебряную вилку и пошел в дорогу.

День шел, другой шел, на рассвете третьего видит дворец лучше первых двух, возле дворца дуб стоит, на дубу ворон сидит.

Слетел ворон с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал:

– Анна-царевна! Поскорей выходи, наш братец идёт.

Выбежала Анна-царевна, встретила его радостно, стала целовать-обнимать, про здоровье расспрашивать, про своё житьё-бытьё рассказывать.

Иван-царевич погостил у них три денька и говорит:

– Прощайте! Пойду жену искать – Марью Моревну, прекрасную королевну. Отвечает ворон:

Читайте также:  Краткое содержание гюго отверженные точный пересказ сюжета за 5 минут

– Трудно тебе сыскать её; оставь-ка у нас серебряную табакерку: будем на нее смотреть, тебя вспоминать.

Царевич отдал ему серебряную табакерку, попрощался и пошел в дорогу.

День шел, другой шел, а на третий добрался до Марьи Моревны.

Увидела она своего милого, бросилась к нему на шею, залилась слезами и промолвила:

– Ах, Иван-царевич! Зачем ты меня не послушался – посмотрел в чулан и выпустил Кощея Бессмертного.

– Прости, Марья Моревна! Не поминай старого, лучше пойдем со мной, пока не видать Кощея Бессмертного, авось не догонит!

Собрались и уехали. А Кощей на охоте был; к вечеру он домой ворочается, под ним добрый конь спотыкается.

– Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду? Отвечает конь:

– Иван-царевич приходил, Марью Моревну увез.

– А можно ли их догнать?

– Можно пшеницы насеять, дождаться, пока она вырастет, сжать ее, смолотить, в муку обратить, пять печей хлеба наготовить, тот хлеб поесть, да тогда вдогонь ехать – и то поспеем!

Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича.

– Ну, – говорит, – первый раз тебя прощаю, за твою доброту, что водой меня напоил, и в другой раз прощу, а в третий берегись – на куски изрублю!

Отнял у него Марью Моревну и увез; а Иван-царевич сел на камень и заплакал.

Поплакал-поплакал и опять воротился назад за Марьей Моревною, Кощея Бессмертного дома не случилося.

– Поедем, Марья Моревна!

– Ах, Иван-царевич! Он нас догонит.

– Пускай догонит, мы хоть часок-другой проведем вместе.

Собрались и уехали. Кощей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый конь спотыкается.

– Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?

– Иван-царевич приходил, Марью Моревну с собой взял.

– А можно ли догнать их?

– Можно ячменю насеять, подождать, пока он вырастет, сжать, смолотить, пива наварить, допьяна напиться, до отвала выспаться да тогда вдогонь ехать – и то поспеем!

Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича:

– Ведь я ж говорил, что тебе не видать Марьи Моревны, как ушей своих!

Отнял ее и увез к себе.

Остался Иван-царевич один, поплакал-поплакал и опять воротился за Марьей Моревной; на ту пору Кощея дома не случилося.

– Поедем, Марья Моревна!

– Ах, Иван-царевич! Ведь он догонит, тебя в куски изрубит.

– Пускай изрубит! Я без тебя жить не могу. Собрались и поехали. Кощей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый конь спотыкается.

– Что ты спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?

– Иван-царевич приходил, Марью Моревну с собой взял.

Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича; изрубил его в мелкие куски и поклал в смоленую бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в синее море, а Марью Моревну к себе увез.

В то самое время у зятьев Ивана-царевича серебро почернело.

– Ах, – говорят они, – видно, беда приключилася!

Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег, сокол полетел за живой водою, а ворон за мертвою. Слетелись все трое в одно место, разбили бочку, вынули куски Ивана-царевича, перемыли и склали как надобно.

Ворон брызнул мертвою водою – тело срослось, соединилося; сокол брызнул живой водою – Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит:

– Ах, как я долго спал!

– Еще бы дольше проспал, если б не мы! – отвечали зятья. – Пойдем теперь к нам в гости.

– Нет, братцы! Я пойду искать Марью Моревну! Приходит к ней и просит:

– Разузнай у Кощея Бессмертного, где он достал себе такого доброго коня.

Вот Марья Моревна улучила добрую минуту и стала Кощея выспрашивать.

Кощей сказал:

– За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекою живет баба-яга; у ней есть такая кобылица, на которой она каждый день вокруг света облетает. Много у ней и других славных кобылиц; я у ней три дня пастухом был, ни одной кобылицы не упустил, и за то баба-яга дала мне одного жеребеночка.

– Как же ты через огненную реку переправился?

– А у меня есть такой платок – как махну в правую сторону три раза, сделается высокий-высокий мост, и огонь его не достанет!

Марья Моревна выслушала, пересказала все Ивану-царевичу и платок унесла да ему отдала.

Иван-царевич переправился через огненную реку и пошел к бабе-яге. Долго шел он не пивши, не евши. Попалась ему навстречу заморская птица с малыми детками.

Иван-царевич говорит:

– Съем-ка я одного цыпленочка.

– Не ешь, Иван-царевич! – просит заморская птица. – В некоторое время я пригожусь тебе. Пошел он дальше, видит в лесу улей пчел.

– Возьму-ка я, – говорит, – сколько-нибудь медку. Пчелиная матка отзывается:

– Не тронь моего меду, Иван-царевич! В некоторое время я тебе пригожусь.

Он не тронул и пошел дальше, попадает ему навстречу львица со львенком.

– Съем я хоть этого львенка; есть так хочется, ажно тошно стало!

– Не тронь, Иван-царевич, – просит львица. – В некоторое время я тебе пригожусь.

– Хорошо, пусть будет по-твоему!

Побрел голодный, шел, шел – стоит дом бабы-яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый.

– Здравствуй, бабушка!

– Здравствуй, Иван-царевич! Почто пришел – по своей доброй воле аль по нужде?

– Пришел заслужить у тебя богатырского коня.

– Изволь, царевич! У меня ведь не год служить, а всего-то три дня; если упасешь моих кобылиц – дам тебе богатырского коня, а если нет, то не гневайся – торчать твоей голове на последнем шесте.

Иван-царевич согласился, баба-яга его накормила-напоила и велела за дело приниматься. Только что выгнал он кобылиц в поле, кобылицы задрали хвосты, и все врозь по лугам разбежались; не успел царевич глазами вскинуть, как они совсем пропали. Тут он заплакал-запечалился, сел на камень и заснул.

Солнышко уже на закате, прилетела заморская птица и будит его:

– Вставай, Иван-царевич! Кобылицы теперь дома. Царевич встал, воротился домой; а баба-яга и шумит, и кричит на своих кобылиц:

– Зачем вы домой воротились?

– Как же нам было не воротиться? Налетели птицы со всего света, чуть нам глаза не выклевали.

– Ну, вы завтра по лугам не бегайте, а рассыпьтесь по дремучим лесам.

Переспал ночь Иван-царевич, наутро баба-яга ему говорит:

– Смотри, царевич, если не упасешь кобылиц, если хоть одну потеряешь – быть твоей буйной головушке на шесте.

Погнал он кобылиц в поле, они тотчас задрали хвосты и разбежались по дремучим лесам. Опять сел царевич на камень, плакал-плакал да и уснул.

Солнышко село за лес, прибежала львица:

– Вставай, Иван-царевич! Кобылицы все собраны. Иван-царевич встал и пошел домой; баба-яга пуще прежнего и шумит, и кричит на своих кобылиц:

– Зачем домой воротились?

– Как же нам было не воротиться? Набежали лютые звери со всего света, чуть нас совсем не разорвали.

– Ну вы завтра забегите в сине море. Опять переспал ночь Иван-царевич, наутро посылает его баба-яга кобылиц пасти:

– Если не упасешь – быть твоей буйной головушке на шесте.

Он погнал кобылиц в поле; они тотчас задрали хвосты, скрылись с глаз и забежали в сине море; стоят в воде по шею. Иван-царевич сел на камень, заплакал и уснул.

Солнышко за лес село, прилетела пчелка и говорит:

– Вставай, царевич! Кобылицы все собраны; да как воротишься домой, бабе-яге на глаза не показывайся, пойди в конюшню и спрячься за яслями. Там есть паршивый жеребенок – в навозе валяется, ты укради его и в глухую полночь уходи из дому.

Иван-царевич встал, пробрался в конюшню и улегся за яслями; баба-яга и шумит, и кричит на своих кобылиц:

– Зачем воротились?

– Как же нам было не воротиться? Налетело пчел видимо-невидимо со всего света и давай нас со всех сторон жалить до крови!

Баба-яга заснула, а в самую полночь Иван-царевич украл у нее паршивого жеребенка, оседлал его, сел и поскакал к огненной реке. Доехал до той реки, махнул три раза платком в правую сторону – и вдруг, откуда ни взялся, повис через реку высокий мост.

Царевич переехал по мосту и махнул платком на левую сторону только два раза – остался через реку мост тоненький-тоненький! Поутру пробудилась баба-яга – паршивого жеребенка видом не видать! Бросилась в погоню; во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает.

Прискакала к огненной реке, взглянула и думает: “Хорош мост!”

Поехала по мосту, только добралась до середины – мост обломился, и баба-яга упала в реку; тут ей и лютая смерть приключилась! Иван-царевич откормил жеребенка в зеленых лугах, стал из него чудный конь. Приезжает царевич к Марье Моревне; она выбежала, бросилась к нему на шею:

– Как же ты опять живой?

– Так и так, – говорит. – Поедем со мной.

– Боюсь, Иван-царевич! Если Кощей догонит, быть тебе опять изрубленым.

– Нет, не догонит! Теперь у меня славный богатырский конь, словно птица летит.

Сели они на коня и поехали.

Кощей Бессмертный домой ворочается, под ним конь спотыкается.

– Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?

– Иван-царевич приезжал, Марью Моревну увез.

– А можно ли их догнать?

– Бог знает! Теперь у Ивана-царевича конь богатырский лучше меня.

– Нет, не утерплю, – говорит Кощей Бессмертный, – поеду в погоню.

Долго ли, коротко ли – нагнал он Ивана-царевича, соскочил наземь и хотел было сечь его острой саблею; в те поры конь Ивана-царевича ударил со всего размаху копытом Кощея Бессмертного и размозжил ему голову, а царевич доконал его палицей. После того положил царевич груду дров, развел огонь, спалил Кощея Бессмертного на костре и пепел его пустил по ветру.

Марья Моревна села на Кощеева коня, а Иван-царевич на своего, и поехали они в гости сперва к ворону, потом к орлу, а там и к соколу.

Куда ни приедут, всюду встречают их с радостью:

– Ах, Иван-царевич, а уж мы не чаяли тебя видеть. Ну, да недаром же ты хлопотал: такой красавицы, как Марья Моревна, во всем свете поискать – другой не найти! Погостили они, попировали и поехали в свое царство. Приехали и стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать.

Источник: https://aababy.ru/skazki/narodnye-skazki/russkie-narodnye-skazki/marya-morevna

Анализ стихотворения «Морская царевна» Михаила Лермонтова

Ранняя любовная лирика Лермонтова имела конкретных адресатов. Точнее, она в подавляющем большинстве случаев была посвящена одной и той же особе – ветреной Екатерине Сушковой. Прямолинейные и достаточно открытые стихи поэта не оставляли сомнений в его чувствах, которые так и остались без ответа.

Читайте также:  Краткое содержание кукольный дом ибсен точный пересказ сюжета за 5 минут

Этот странный роман длился без малого 10 лет и закончился громким скандалом: Лермонтов, разочаровавшись в избраннице, жестоко ей отомстил, скомпрометировав Екатерину Сушкову перед светским обществом, а потом еще и публично унизив. Отголоски этой мести можно найти в лирической балладе поэта под названием «Морская царевна», написанной в 1841 году, незадолго до трагической гибели автора.

На первый взгляд кажется, что на финальном этапе своего творчества Лермонтов решил отказаться от глубокомысленных произведений, отдав предпочтение фольклорным мотивам.

Однако в образе сказочного персонажа легко угадывается все та же Екатерина Сушкова, которая из прекрасной морской царевны превращается в жуткое чудище.

«Хвост чешуею змеиной покрыт, весь замирая, свиваясь дрожит», — отмечает автор, иронизируя над своей жертвой и, одновременно, представляя ее в неприглядном свете.

Содержание этой баллады, если отбросить сказочный флер, сводится к тому, что Лермонтов долгие годы любил красивую женщину, которая была совершенно недостойна столь высоких чувств. Ее подлинное обличие – коварная и жестокая особа, которая готова вскружить голову первому встречному мужчине лишь для того, чтобы продемонстрировать власть своих чар.

Лермонтов не желает признаваться в том, что и сам поддался соблазну, попав в умело расставленные сети искусительницы. В стихотворении он отождествляет себя с царевичем, который легко раскусил хитроумный план морской царевны, вытащив ее на берег, где она превратилась в чудовище.

Эта часть произведения глубоко метафорична, так как в реальной жизни поэт также публично разоблачил свою избранницу при свидетелях именно в тот момент, когда Екатерина Сушкова этого меньше всего ожидала. Резюме баллады довольно лаконично, но при этом содержит некую двусмысленность.

«Едет царевич задумчиво прочь. Будет он помнить про царскую дочь!», — отмечает автор, подчеркивая, что образ Екатерины Сушковой по-прежнему живет в его сердце.

Однако не ясно, любит ли он ту, которая причинила ему столько боли, или же испытывает из предмету своих воздыханий чувство, граничащее с отвращением.

Анализы других стихотворений

Морская царевна

В море царевич купает коня;

Слышит: «царевич! взгляни на меня!»

Фыркает конь и ушами прядет,

Брызжет в плещет и дале плывет.

Слышит царевич: «я царская дочь!

Хочешь провесть ты с царевною ночь?»

Вот показалась рука из воды,

Ловит за кисти шелковой узды.

Вышла младая потом голова;

В косу вплелася морская трава.

Синие очи любовью горят;

Брызги на шее как жемчуг дрожат.

Мыслит царевич: «добро же! постой!»

За косу ловко схватил он рукой.

Держит, рука боевая сильна:

Плачет и молит и бьется она.

К берегу витязь отважно плывет;

Выплыл; товарищей громко зовет.

«Эй вы! сходитесь, лихие друзья!

Гляньте, как бьется добыча моя….

«Что ж вы стоите смущенной толпой?

Али красы не видали такой?»

Вот оглянулся царевич назад:

Ахнул! померк торжествующий взгляд.

Видит, лежит на песке золотом

Чудо морское с зеленым хвостом;

Хвост чешуею змеиной покрыт,

Весь замирая, свиваясь дрожит;

Пена струями сбегает с чела,

Очи одела смертельная мгла.

Бледные руки хватают песок,

Шепчут уста непонятный упрек…..

Едет царевич задумчиво прочь.

Будет он помнить про царскую дочь!

Источник: https://45parallel.net/analysis/mikhail_lermontov/morskaya_tsarevna.html

Краткое содержание: Марья Моревна

В некотором царстве, в некотором государстве жил был Иван-царевич. У него было три сестры: Марья-царевна, Ольга-царевна, Анна-царевна. Родители их умерли, а перед смертью приказали сыну, чтобы выдал он своих сестер замуж за тех, кто первым посватается.

Однажды Иван-царевич вместе с сестрами гу­лял в саду. Вдруг на небе появилась черная туча, началась страшная гроза. Иван-царевич с сестра­ми поспешили домой. Вернулись они во дворец, вдруг в горницу влетел сокол.

Он ударился об пол, превратился в доброго молодца. И попросил вы­дать за него замуж Марью-царевну. Иван-царе­вич спросил у сестры, по душе ли ей добрый моло­дей. Марья-царевна согласилась.

Вскоре вышла она замуж за сокола и улетела в его царство.

Прошел год. Отправился Иван-царевич с сест­рами на прогулку. Снова началась страшная гро­за. Едва вернулись они домой, как во дворец вле­тел орел. Он ударился об пол, превратился в добра молодца. Орел попросил выдать за него замуж Ольгу-царевну. Она согласилась и вскоре улетела в его царство.

Прошел еще год. Отправился Иван-царевич с младшей сестрой на прогулку. Началась страшная гроза. Едва вернулись они домой, как в горницу влетел ворон. Он ударился об пол и превратился в добра молодца.

Молодой чело­век был еще красивее двух предыдущих. Ворон попросил выдать за него замуж Анну-царевну. Иван-царевич не препятствовал, Анна-царевна так же согласилась.

Вскоре она стала женой во­рона и улетела в его царство.

Целый год Иван-царевич жил один. Стало ему скучно, решил он проведать своих сестер. Долго он шел. И увидел в поле побитую рать. Иван ца­ревич спросил, кто побил войско. И ему ответи­ли, что сделала это Марья Моревна, прекрасная королевна.

Иван-царевич пошел дальше, там были белые шатры. Вышла к нему Марья Морев­на, прекрасная королевна. Она спросила, куда Иван-царевич путь держит, и пригласила его по­гостить.

Некоторое время провел у нее Иван-ца­ревич, полюбился он прекрасной королевне, и стала она его женой.

Стали они жить-поживать. Но Марья Морев­на снова стала собираться на войну. Она остави­ла Ивана-царевича вести хозяйство, и строго-на­строго запретила заглядывать в один чулан. Как только Марья Моревна уехала, Иван-царевич от­крыл чулан.

Там был Кощей Бессмертный, при­кованный цепями. Кошей попросил напиться, сказал, что десять лет не ел и не пил. Иван-царе­вич дал ему ведро воды. Кощей выпил и попро­сил еще. Так Иван-царевич принес ему три вед­ра.

И Кощею возвратились утраченные силы, он порвал цепи и унес Марью Моревну.

Горько заплакал Иван-царевич и отправился он на поиски своей жены. Долго он шел, увидел чудесный дворец. Здесь жил сокол со своей же­ной, старшей из сестер Ивана-царевича. Они ра­душно приняли брата, накормили, напоили. Иван-царевич гостил у них три дня. На прощанье они попросили Ивана-царевича оставить серебря­ную ложку, чтобы они знали, как у него дела.

Снова отправился Иван-царевич в путь. Долго он шел. И увидел дворец еще лучше прежнего. Здесь жил орел с женой. Они радостно встретили брата. На прощанье попросили оставить сереб­ряную вилку.

Снова отправился Иван-царевич в путь. По дороге увидел Иван-царевич дворец еще краше предыдущих. Здесь жил ворон с же­ной. Они радушно встретили брата.

Он гостил у них три дня, на прощанье попросили они оста­вить серебряную табакерку.

Снова пошел Иван-царевич вперед. Наконец нашел он Марью Моревну. Она очень обрадова­лась ему. И стала корить, зачем он не послушал ее и выпустил Кощея Бессмертного. Иван-царе­вич решил освободить свою жену.

Вечером вернулся домой Кощей. Его волшеб­ный конь рассказал, что приходил Иван-царе­вич. И поскакал Кощей ему вдогонку. Быстро его догнал. Кощей сказал, что на первый раз прощает.

Простит и на второй раз, но на третий убьет Ивана-царевича. Кошей отнял Марью Мо­ревну, увез ее к себе. Долго горевал Иван-царе­вич. Потом он вернулся за своей женой. Снова пытался он ее увезти.

Но Кощей их догнал.

Снова вернулся Иван-царевич за Марьей Моревной. Догнал их Кощей. Изрубил он Ивана-ца­ревича в мелкие кусочки, положил их в смоля­ную бочку. Бочку скрепил железными обручами и бросил в море. У зятьев Ивана-царевича почер­нело серебро. Они поняли, что с ним случилась бе­да. Орел вытащил из моря бочку. Сокол принес живую воду, ворон принес мертвую воду.

Они раз­рубили бочку, сложили изрубленного Ивана-ца­ревича. Ворон сбрызнул его мертвой водой, и тело срослось, сокол брызнул живой водой, и Иван-ца­ревич ожил. Зятья ему все рассказали. Потом они поехали и попросили Марью Моревну узнать, где Кощей нашел такого волшебного коня. Марья Моревна улучила момент, когда Кощей был добр, и стала его расспрашивать.

Кощей сказал, что получил жеребенка от вол­шебной кобылицы, которая принадлежит Бабе-Яге. Для того чтобы получить жеребенка, при­шлось Кощею быть пастухом три дня.

Баба-Яга жила за тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой. Марья Моревна спросила, как Кощей перебрался через огненную реку. Кощей сказал, что для этого он использует волшебный платок.

Достаточно махнуть им три раза, как че­рез огненную реку сделается высокий мост.

Марья Моревна все запомнила и передала Ивану-царевичу. Она украла платок у Кощея и отдала его Ивану-царевичу. Иван-царевич пе­реправился через огненную реку и пошел к Бабе-Яге. По дороге увидел заморскую птицу с птен­цами. Одного птенца он хотел съесть.

Но птица попросила не трогать ее детей и обещала помочь в случае надобности. Иван-царевич пошел даль­ше, увидел улей пчел. Он хотел взять немного мода. Но пчелиная матка попросила не трогать мед, обещала в дальнейшем помощь.

Дальше по­шел Иван-царевич, встретил львицу с львенком.

И опять не тронул он львенка, за что львица обе­щала ему помощь.

Наконец пришел Иван-царевич к Бабе-Яге. Он попросил у нее богатырского коня. Баба-Яга сказала, что для этого нужно стать на три дня пастухом. И если пропадет хоть одна кобылица, не сносить Ивану-царевичу головы. Наутро вы­гнал Иван-царевич в поле кобылиц. Они сразу разбежались и пропали. Иван-царевич долго плакал. Потом появилась заморская птица и сказала, что кобылицы уже дома.

Баба-Яга была очень недовольна, она кричала на своих кобылиц, зачем они возвратились. Ко­былицы сказали, что налетели на них птицы, чуть не выклевали глаза. И пришлось им возвра­щаться. Баба-Яга сказала, чтобы на следующий день они прятались в лесах.

Наутро снова выгнал Иван-царевич кобылиц. Они разбежались по дремучим лесам. Но львица помогла Ивану-царевичу, и все кобылицы верну­лись домой. Баба-Яга кричала на них. Но кобыли­цы ответили, что набежали на них звери любые, чуть не разорвали.

И пришлось им возвращаться домой. Баба-Яга велела им на следующий день прятаться в синее море. Наутро снова выгнал Иван-царевич кобылиц. Они забежали в море. Но прилетела пчела и помогла Ивану-царевичу.

Кобылицы вернулись домой, сказали Бабе-Яге, что на них налетели пчелы и стали их жалить.

Ночью уснула Баба-Яга, Иван-царевич взял жеребенка, оседлал его и поехал. Взял он Марью Моревну и поехали они вместе. Кощей догнал их, хотел убить Ивана-царевича саблей. Но богатыр­ский конь Ивана-царевича ударил Кощея копы­том и размозжил ему голову. После этого Иван-ца­ревич добил Кощея палицей и сжег его на костре.

Вернулись они в свое царство. И жили долго и счастливо.

В этой сказке Кощей Бессмертный олицетворя­ет собою Зло. Иван-царевич олицетворяет Добро. У Ивана-царевича не случайно на протяжении всей сказки появляется множество помощников, ведь он добр сам по себе, он не обижает беззащит­ных животных, хорошо относится ко всем.

Иван-царевич только один раз допустил ошиб­ку, когда не выполнил просьбы Марьи Моревны и заглянул в запретный чулан. Именно потому ему пришлось преодолеть множество препят­ствий, чтобы вызволить свою любимую из плена Кощея Бессмертного. Однако Иван-царевич с до­стоинством вынес все испытания.

И победил Зло в честном бою.

Источник: http://vsesochineniya.ru/kratkoe-soderzhanie-marya-morevna.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector