Краткое содержание лермонтов тамань (глава из романа герой нашего времени) точный пересказ сюжета за 5 минут

Лермонтов «Тамань» – краткое содержание – Русская историческая библиотека

Лермонтов «Тамань» – краткое содержание

«Тамань» – третья повесть «Героя нашего времени» (см. его краткое содержание и полный текст по главам), и первая, чьё содержание заимствовано из «дневников Печорина».

Автор романа пишет в предисловии: узнав, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер, я получил право печатать его записки и решил это сделать, потом что заинтересовался тем, с какой беспощадной искренностью автор выставляет в них наружу собственные слабости и пороки.

История души человеческой, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление.

Будучи на военной службе, Печорин раз ночью приехал по казённой надобности в захудалый городишко Тамань. Казачий десятник долго не мог найти ему хату для постоя: все были заняты. Свободна оказалась лишь одна, но десятник загадочно предупредил, что «там нечисто».

Лермонтов. Герой нашего времени. Максим Максимыч, Тамань. Художественный фильм

Эта хата стояла на обрыве моря. На стук дверь не сразу отперли, но наконец из дома вышел слепой мальчик лет 14-ти, с бельмами в обоих глазах. Хозяйки дома не было. Слепой мальчик, сирота, жил у нею из милости.

Войдя в хату, Печорин со слугой-казаком легли спать на лавках. Казак быстро заснул, но Печорин долго не мог сомкнуть глаз – и вдруг увидел быстро мелькнувшую за окном тень. Он встал, вышел из хаты и увидел, как слепой мальчик с каким-то свёртком идёт к пристани, наощупь находя дорогу.

Печорин тихо пошёл за ним. У морского берега рядом со слепым появилась женщина. Они стояли, разговаривая, пока вдали, среди волн, не показалась лодка.

По обрывкам разговора Печорин понял, что в лодке плывёт контрабандист Янко. На море был шторм, но Янко, умело гребя вёслами, счастливо причалил к берегу. Втроём со слепым и женщиной они начали вытаскивать из лодки какие-то узлы и уносить их куда-то. Не став больше следить за ними, Печорин пошёл спать.

Утром вернулась старая хозяйка хаты. На попытки Печорина заговорить, эта старуха прикидывалась глухой. В досаде он взял слепого за ухо, спрашивая: «Ну-ка, слепой чертенок, говори, куда ты ночью таскался с узлом!» Тот в ответ только хныкал.

Выйдя посидеть у забора, Печорин вдруг увидел на крыше хаты красивую девушку – по всей вероятности, дочь хозяйки.

Одетая в полосатое платье, с распущенными косами, она была похожа на русалку и пела песню о лодке, которая в бурю плывёт по морю, а правит ею «буйная головушка». По голосу Печорин понял, что именно она ночью стояла со слепым на берегу.

Девушка стала, как бы играя, пробегать рядом с ним, пристально глядя в глаза. Эти её шалости продолжались до конца дня.

Под вечер Печорин остановил резвую красавицу в дверях, сказав ей, сам не зная почему: «Я знаю, что вчера ночью ты ходила на берег. Что если б я вздумал донести об этом коменданту?» Девушка лишь хохотала, и Печорин не предвидел, что эти слова будут иметь для него весьма важные последствия.

Когда вечером он сел пить чай, внезапно вошла «русалка», села напротив, нежно глядя на него – и вдруг обняла и поцеловала в губы. Он хотел обнять её, но девушка ловко выскользнула, шепнув: «Нынче ночью, как все уснут, выходи на берег».

Поздно вечером Печорин отправился к морю. Девушка встретила его у воды, повела к лодке, села с ним в неё и оттолкнулась от берега. В лодке она стала обнимать и целовать его, но потом неожиданно перегнула через борт – и попыталась сбросить в море.

Между ними закипела отчаянная борьба. Девушка толкала Печорина в воду, повторяя: «Ты видел, ты донесёшь!» Из последних сил он вырвался и скинул в волны её саму. Мелькнув раза два, «русалка» пропала из виду.

Печорин догрёб до пристани и побрёл к хате, но издалека опять увидел девушку: она доплыла до берега и теперь выжимала мокрые волосы. Вскоре подплыл Янко на вчерашней лодке.

Девушка сказала ему: «Всё пропало!». Появился слепой мальчик. Янко объявил ему, что сейчас уплывёт с девушкой, ибо им двоим больше нельзя здесь оставаться.

Слепой просился с ними, но Янко прогнал мальчика, бросив ему какую-то мелкую монету.

Этот странный и опасный случай не вызвал в душе Печорина ничего, кроме тягостного недоумения. Он думал: «На что судьба закинула меня к ним? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»

Утром Печорин уехал из Тамани. Он так и не узнал, что стало со старухой и слепым. «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих!»

Читайте на нашем сайте краткие содержания других частей «Героя нашего времени»: «Бэла», «Максим Максимыч», «Княжна Мери», «Фаталист» – и краткую биографию М. Ю. Лермонтова.

© Автор статьи – Русская историческая библиотека.

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/3711-lermontov-taman-kratkoe-soderzhanie

Роман Лермонтова “Герой нашего времени”: краткое содержание по главам

Главная > Литература > Роман “Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтова: краткое содержание

Роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” был написан в 1838-1840 гг. В 1838 г. писатель находился в ссылке на Кавказе, где и родилась идея романа. Затем произведение издавалось частями в журнале “Отечественные записки”, и, видя интерес читателей, автор объединил отдельные главы в один большой роман.

Кроме того, у читателей возник ряд вопросов, и в связи с этим в издании 1841 г. появилось предисловие, дающее ответы на них.

Если вы школьник или студент и изучаете роман Лермонтова “Герой нашего времени”, краткое содержание произведения поможет вам в минимальные сроки ознакомиться с текстом, понять основные конфликты и творческий замысел автора.

Основные действующие лица романа:

  • Григорий Александрович Печорин — главный герой, царский офицер.
  • Бэла — дочка черкесского князя, возлюбленная Печорина.
  • Княжна Мери — знатная девушка, которая влюбляется в Печорина.
  • Максим Максимыч — штабс-капитан, офицер царской армии. Выступает свидетелем многих коллизий в жизни главного героя и рассказывает о них.
  • Рассказчик — проезжий офицер, который выслушал и записал рассказ о Печорине.

Второстепенные персонажи:

  • Азамат — брат Бэлы, который похищает ее ради красивого коня.
  • Казбич — черкес, влюбленный в Бэлу, который впоследствии убивает ее.
  • Грушницкий — молодой юнкер, влюбленный в Мери. Погибает на дуэли с Печориным.
  • Вера — бывшая возлюбленная главного героя.
  • Ундина — контрабандистка.
  • Янко и слепой мальчик — контрабандисты.
  • Вернер — доктор в Кисловодске, который станет секундантом главного героя на дуэли.
  • Вулич — сербский офицер, “фаталист”.

Роман включает в себя пять глав, или небольших повестей:

  1. “Бэла”;
  2. “Максим Максимыч”;
  3. “Тамань”;
  4. “Княжна Мери”;
  5. “Фаталист”.

По задумке автора главы расположены не в хронологическом порядке. Далее вы сможете прочитать краткий пересказ каждой из глав романа “Герой нашего времени”:

Глава “Бэла”

Глава начинается с того, что мы встречаемся с рассказчиком. Это русский офицер, путешествующий по Кавказу. Он знакомится с Максимом Максимычем, штабс-капитаном. Они быстро становятся приятелями.

Затем начинается буран, и герои от нечего делать начинают вспоминать различные события своей жизни.

Штабс-капитан рассказывает историю о другом офицере — Григории Печорине, с которым был знаком чуть больше четырех лет назад.

Образ Печорина

Печорин — молодой дворянин, богатый, красивый и статный, и в то же время умный и хорошо образованный человек.

Однако несколько смущает характер Печорина: он может скакать на лошади по скалам, как будто совершенно не чувствуя страха, а может, как девица, жаловаться по совершенным пустякам.

В то время, о котором идет рассказ, Печорин служил в военной крепости, где комендантом в ту пору был Максим Максимыч.

Через некоторое время капитан заметил, что его подчиненный в глуши тоскует, и, будучи чутким начальником, решил ему помочь.

В этот момент он как раз был приглашен на свадьбу: замуж выходила старшая дочь черкесского князя, жившего неподалеку от крепости, который старался поддерживать с офицерами хорошие отношения.

Однако у князя была еще и младшая дочь, Бэла, прекрасная и грациозная девушка, которая и приглянулась Печорину.

На свадьбе в помещении становится душно, и капитан выходит на свежий воздух, где случайно становится свидетелем разговора. Азамат, брат Бэлы, и Казбич, черкес с разбойничьей внешностью, разговаривают о коне последнего. Азамат хочет купить коня за любую цену, готов даже украсть для Казбича свою сестру, к которой тот неравнодушен, но Казбич лишь отмахивается от юноши.

Капитан пересказывает этот разговор Печорину, не представляя, какой трагедией это может закончиться.

Печорин впоследствии предлагает Азамату аналогичный обмен: тот украдет для него сестру, а офицер, в свою очередь, поспособствует тому, что юноша получит коня Казбича.

Азамат выполняет свою часть уговора и привозит Бэлу в крепость. Когда Казбич пригоняет в крепость баранов, Печорин отвлекает его, а Азамат в это время крадет коня Карагеза.

Казбич клянется в мести, и позже в крепость доходят слухи: он убил отца Азамата и Бэлы, так как подозревал, что тот был соучастником в похищении коня.

Бэла же в это время живет у Печорина в крепости. Бережным обращением ему удается покорить ее сердце, но после этого он быстро теряет к ней интерес, из-за чего девушка очень переживает. Пожилой капитан, пытаясь утешить Бэлу, предлагает ей в отсутствие Печорина прогуляться за стенами крепости, где они видят Казбича – тот скачет на коне отца Бэлы.

Через некоторое время Максим Максимыч и Печорин вынуждены уехать, а на обратном пути видят Казбича, везущего какой-то мешок. Они понимают, что в мешке Бэла, и бросаются в погоню, но Казбич ранит ее кинжалом и бросает. Они не успевают его догнать.

Девушку привозят в крепость, где она еще два дня находится в бреду, говорит о любви к Печорину и жалеет, что из-за разной веры они не смогут встретиться в раю. После похорон Максим Максимыч больше не говорит о девушке с подчиненным.

Постепенно он начинает думать, что это было лучшим выходом из ситуации: ведь Печорин все равно оставил бы Бэлу, а она не пережила предательства.

Впоследствии Григорий Александрович уезжает в Грузию для продолжения службы и больше никаких вестей о себе не подает.

Глава “Максим Максимыч”

Герои расстаются, однако через некоторое время снова встречаются. Штабс-капитан рассказывает, что неожиданно встретил бывшего подчиненного – тот вышел в отставку и теперь едет в Персию. Печорин не стремится к общению с бывшим начальником, проявляет равнодушие и холодность, что очень печалит старого штабс-капитана.

Кроме того, рассказчик видит Печорина лично и передает свои впечатления о нем. Он отмечает красивое, выразительное лицо, которое нравится женщинам, хорошую, без вызова, одежду. Но главное во всем его облике – холодный, тяжелый и проницательный взгляд. Рассказчик также отмечает отсутствие жестикуляции — признак недоверчивости и скрытности.

Старый штабс-капитан видит, что рассказчик заинтересовался личностью Печорина, и передает ему дневник Григория Александровича.

После смерти Печорина в возрасте 28 лет рассказчик решает опубликовать некоторые части дневника, прося у читателей снисхождения к личности Григория Александровича: ведь, несмотря на свои пороки, тот был искренен в их описании. Последующие главы романа представляют собой отрывки из дневника Печорина.

Читайте также:  Краткое содержание бунин натали точный пересказ сюжета за 5 минут

Глава “Тамань”

В этой главе Печорин рассказывает о “забавном” приключении, случившемся с ним на Тамани.

Приезжая в этот городок, он останавливается на ночлег в доме слепого мальчика, но скоро начинает подозревать, что мальчик что-то скрывает.

Ночью он решает проследить за ним и видит, что мальчик встречается с девушкой – Печорин называет ее Ундиной, что значит “русалка”. Они ждут человека по имени Янко, который вскоре появляется, неся какие-то мешки.

Утром Печорин пытается выяснить у слепого, что это были за мешки, однако тот притворяется, что не понимает. Ундина пытается с ним заигрывать, и Печорин делает вид, что поддался. Вечером он идет на свидание, попросив знакомого казака, чтобы тот был начеку и в случае чего пришел на помощь.

Печорин и Ундина садятся в лодку, но вскоре девушка пытается столкнуть его в воду (тот не умеет плавать). Она догадалась, что офицер понял: она, Янко и слепой мальчик – контрабандисты. Чтобы он не донес в полицию, она решает утопить его, однако он сильнее и сбрасывает ее в воду. Она плывет к лодке Янко, который забирает ее на борт, и они пропадают в темноте.

По возвращении Печорин понимает, что слепой мальчик украл все его вещи. Он раздосадован тем, что мог погибнуть, хотя и признает, что эти приключения развлекли его. Утром он навсегда уезжает из Тамани.

Глава “Княжна Мери”

В этой главе Григорий Александрович рассказывает о своей жизни в Кисловодске. Жить там ему очень скучно, он ищет развлечений – и находит их.

В Кисловодске он знакомится с Грушницким – молодым юнкером, пылким юношей, влюбленным в княжну по имени Мери Лиговская. Офицер смеется над чувствами молодого человека, говорит о Мери в его присутствии так, как будто это скаковая лошадь, а не девушка, оценивает ее недостатки и достоинства.

Мери же он раздражает, причем ему даже нравится злить девушку: он первым покупает ковер, который она хотела приобрести, позволяет себе неприятные намеки в ее адрес.

Грушницкому он пытается доказать, что эта девушка – из породы тех, кто кокетничает со всеми подряд, а замуж выходит по воле маменьки за никчемного человека.

В то же время в городе офицер знакомится с местным доктором Вернером. Это умный, но желчный человек, вокруг которого ходят разнообразные слухи, его даже именуют местным Мефистофелем.

Впрочем, такая экзотическая слава нравится доктору, и он поддерживает ее всеми силами. Он предугадывает, что в сложившемся “треугольнике” может произойти драма, однако не слишком об этом распространяется.

В Кисловодск тем временем прибывает Вера — родственница княжны Мери. Когда-то Григорий Александрович был страстно в нее влюблен, да и она сохранила свои чувства к нему.

Они встречаются, и перед нами предстает уже совсем другой герой: не злой циник, а живой человек, которому не чужды боль и страдание.

Вера уже замужем и не может быть вместе с Григорием; после встречи с ней он от досады бросается в седло и скачет по горам, почти замучив коня. Случайно встречается с Мери, чем очень ее пугает.

Грушницкий начинает доказывать офицеру, что в доме Лиговских его больше не будут принимать после всех его выходок. Печорин спорит с приятелем, предполагая обратное. Вскоре он идет на бал к Лиговским, где необыкновенно обходителен с Мери, и ее мать приглашает его в свой дом уже как близкого друга.

Теперь Григорий Александрович интересуется Мери как женщиной, но ему до сих пор важна и Вера. Впрочем, на одном из свиданий Вера признается, что смертельно больна – у нее чахотка, и просит позаботиться о ее репутации. Также она добавляет, что всегда понимала и принимала Григория со всеми пороками.

Печорин сходится с Мери и старается сделать так, чтобы она в него влюбилась.

Он сам не понимает, зачем ему это нужно: развлечься, позлить Грушницкого, вызвать ревность у Веры? Впрочем, своей цели он достигает. Вера беспокоится.

Она просит, чтобы Григорий не женился на Мери, и взамен обещает встретиться с ним ночью. Грушницкий ревнует, отворачивается при появлении Печорина, перестает здороваться с ним.

Самому же Григорию Александровичу скучно с ними всеми. Он ведет себя вызывающе, заставляет Мери плакать, кажется людям безнравственным и безумным.

При этом в городе говорят о том, что скоро он сделает ей предложение, княгиня Лиговская ждет от него сватов. А сам он ждет от Мери первого признания.

На прогулке он целует девушку в щеку, на следующий день дожидается признания и холодно замечает, что ничего к ней не испытывает. Мери чувствует себя униженной, понимает, что над ней лишь посмеялись.

Описывая эту сцену, Григорий рассуждает о причинах такого своего поведения. Он пишет, что высоко ценит собственную свободу, боится быть благородным, боится показаться смешным окружающим. А еще полагает, что не способен принести никому счастья.

В город приезжает известный фокусник, и на его представлении собираются все, кроме Веры и Мери. Вечером Печорин, переживая за Веру, идет в дом Лиговских, где та проживает. Грушницкий же думает, что у него здесь свидание с Мери, выслеживает офицера и вызывает на дуэль. Секундантами становятся Вернер и еще один драгун.

Дуэль Печорина и Грушницкого

Перед дуэлью Печорин долго рассуждает о своей жизни, о том, что никому не принес хорошего, для многих стал палачом, убив словом или делом. И не смог найти ни одного человека, который смог бы его понять и все ему простить. А теперь он может умереть на дуэли, и от него останутся лишь воспоминания.

Наутро Вернер пытается примирить оппонентов, Печорин хочет проявить великодушие, но Грушницкий обижен и зол. На дуэли Грушницкий погибает. Дуэль нужно скрыть, и все участники говорят, что он был убит черкесами.

Вера же все понимает, признается мужу в том, что все еще испытывает чувства к Печорину, и тот увозит ее из города.

Печорин понимает, что дороже Веры у него никого нет, пытается ее догнать, но только загоняет лошадь до смерти. По возвращении в город он узнает, что в обществе ходят слухи о дуэли и ему назначено новое место службы.

Он идет прощаться в дом Лиговских. Старая княжна предлагает ему руку дочери, но он сам отказывается от предложения.

Глава “Фаталист”

В завершающей части романа Печорин по служебным делам оказывается в казачьей станице.

Как-то вечером среди офицеров заходит спор о том, сам ли человек выбирает свою судьбу, или все заранее предрешено.

Один из героев, серб Вулич, говорит о том, что является фаталистом — человеком, верящим в судьбу. И если сегодня ночью ему свыше не назначено умереть, то, как бы он к этому ни стремился, он не умрет.

Чтобы доказать свои слова, он предлагает пари: он выстрелит себе в висок, и если неправ, то умрет. На такие страшные условия соглашается только Печорин.

Он смотрит собеседнику в глаза и говорит, что сегодня тому суждено умереть. Вулич стреляет себе в висок, но пистолет дает осечку. Следующий выстрел – в сторону — боевой.

Однако Печорин продолжает настаивать на том, что Вулича ждет смерть, и тот, раздосадованный, уходит.

По пути домой Печорин видит свинью, разрубленную шашкой напополам. Ему говорят, что это “чудит” один казак, когда выпьет. А наутро ему рассказывают, что тот же казак ночью зарубил Вулича.

Печорин решает испытать судьбу и идет на поиски казака вместе с другими офицерами. Казак же, протрезвев, понимает, что произошло, но сдаваться не хочет. Он запирается в хате и обещает убить каждого, кто проникнет внутрь.

Печорин, рискуя жизнью, лезет в хату через окно, но остается жив, офицеры успевают связать казака.

Казалось бы, после этого Печорину суждено стать фаталистом. Однако с выводами он не спешит, полагая, что в жизни далеко не все так просто. Максим Максимыч же, которому он пересказал эту историю, тоже не стремится к фатализму. На этом роман заканчивается.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/roman-geroj-nashego-vremeni-m-yu-lermontova-kratkoe-soderzhanie.html

«Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа

М.Ю. Лермонтов работал над романом «Герой нашего времени» с 1838 года по 1840 год. Читатели с особым интересом прочли первые части романа, которые были изданы в журнале «Отечественные записки». Лермонтов увидел огромную популярность данных произведений и решил объединить их в один большой роман.

Герои произведения

Печорин Григорий Александрович — главный герой романа, офицер русской императорской армии, человек слишком возвышенный, красив, умен, но достаточно эгоистичный.

Мери (княжна Лиговская) — вельможная девушка, ради которой Печорин приложил максимум усилий, чтобы влюбить её в себя. Мери великодушна, умна, высокомерна.

Бэла — дочь черкесского князя. Была предательски похищенная собственным братом Азаматом и со временем становится возлюбленной Печорина. Девушка откровенна, умна, красива и чиста. Влюбленный в неё Казбич убил девушку кинжалом.

Максим Максимыч — офицер царской армии. Честный и доблестный мужчина, хороший друг Печорина.

Азамат — черкесский княжич, вспыльчивый и жадный парень, брат Бэлы.

Грушницкий — молодой юнкер, амбициозный и гордый человек. Был убит Печориным на дуэли.

Казбич — молодой черкес, который любил Бэлу, но решил убить девушку.

Вернер — умный и образованный доктор, знакомый Печорина.

Вера — бывшая возлюбленная Григория Александровича.

Вулич — офицер, азартный и юный мужчина, знакомый Печорина.

Рассказчик — случайно познакомился с Максимом Максимовичем и записал детально весь рассказ о Печорине.

Очень краткое содержание

Роман «Герой нашего времени» рассказывает о Печорине, умном, эгоистичном и обеспеченном молодом человеке. Мужчина был слишком холоден ко всем людям, у него не было настоящих друзей, близких, родных или возлюбленной.

Григорий Печорин своим поведением и отношением разбивал сердца других людей. Тяжелая судьба героя превращает его жизнь в пытку, в которой он так и не может найти смысла. Внутреннее «я» Печорина причиняет вред не только самому мужчине, но и всем окружающим.

Содержание романа Лермонтова Герой нашего времени кратко по главам

1. Бэла

Рассказ в данной главе идет от имени автора, он по пути из Тифлиса в Ставрополь знакомится с Максимом Максимычем. В данном рассказе читатель узнает много полезной информации о самом герое — Григория Александровича Печорина. Максим Максимыч вместе с Печориным Григорием прослужили всего год, который был наполнен многими событиями.

Читайте также:  Краткое содержание хаггард копи царя соломона точный пересказ сюжета за 5 минут

Как-то раз Печорина и Максима Максимыча приглашают на свадьбу к одному князю, который дружил со штабс-капитаном (Максимычем). Благодаря данной свадьбе молодой офицер знакомиться с очаровательной Бэлой, младшей дочкой князя.

Максим Максимыч случайно подслушивает разговор между Казбичем и сыном князя Азаматом. Второй предлагает гостю выкупить его коня за большие деньги или даже похитить свою сестру, но Казбич не принимает предложения сына князя.

Штабс-капитан рассказывает все, что услышал Печорину и тот сам предлагает Азамату похитить Бэлу в обмен на скакуна Казбича. Григорий и Азамат дождались, когда старый князь уедет, и они вместе увозят Бэлу. Печорин выполнил свое обещания и помогает сыну князя похитить коня. Казбич в это время находится в печали.

Григорий старается понравиться девушке, поэтому он дарит ей дорогие подарки, ведет себя очень ласково и даже специально изучает язык горцев, чтобы у него не возникло проблем при общении с девушкой. Бэла в первое время избегает молодого офицера и очень сильно скучает по дому. Печорин также нанимает местную женщину, которая помогает молодой девушке выучить русский язык.

Максим Максимыч даже смог увидеть, как Печорин старался развеселить Бэлу, он говорил ей о своей любви, но та не отвечала взаимностью. Однажды Печорин приходит к Бэле прощаться. Молодой офицер решил искать смерти в бою, так как она не хочет его полюбить. Данное признание очень сильно растрогало Бэлу, поэтому она со слезами бросилась мужчине на шею.

Девушка все равно не была счастлива. Через некоторое время она надоедает Печорину, тот часто уезжает на охоту и уделяет Бэле все меньше внимания.

Казбич решает отомстить за своего коня. Сначала он убивает отца Бэлы, считая, что тот разрешил Азамату совершить такой поступок. Затем Казбич увозит Бэлу, Печорин практически догнал Казбича, даже смог ранить его коня. Мстительный Казбич понимает, что ему не удастся уйти от погони, он наносит Бэле смертельную рану.

Девушка умерла через два дня, Печорин переживает данное событие, однако внешне кажется довольно спокойным.

2. Максим Максимыч

Спустя время рассказчик романа и Максим Максимыч вновь встречаются, теперь во Владикавказе. Печорин ведет себя очень холодно и закрыто с Максимом Максимычем, он довольно-таки быстро прощается с ним и уезжает в Персию. Такая замкнутость и холодность обидела Максима Максимыча, по этой причине он решает отдать дневники Печорина рассказчику романа, чтобы избавиться от них.

«Журнал Печорина»

Предисловие к «Журналу Печорина»

Через некоторое время рассказчик узнает, что Григорий Печорин умер по дороге из Персии в Россию. Сказатель решает опубликовать его интересные дневники — «Журнал Печорина». Данные записки складываются из трех глав: «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист».

3. Тамань

Печорин приезжает в Тамань по работе. Мужчина останавливается в помещении бедняков. В доме живут слепой мальчик и девушка «ундина», позже оказывается, что они являются контрабандистами. По ночам они разгружают лодку с товарами, которую предоставляет им их сообщник Янко.

Печорин говорит девушке, что он все знает. Привлекательная девушка заманивает мужчину на свидание и пытается его утопить.

Печорину удается спастись, а девушка с Янко уплывают в другое место, чтобы их не поймали.

Слепой мальчик в это время был на берегу и плакал, той же ночью Печорина обворовывают и он предполагает, что это совершил тот мальчик. Мужчина решает не рассказывать об этом деле и уезжает из Тамани.

4. Княжна Мери

В этой части полностью раскрывается характер главного героя. Печорин приезжает в Пятигорск и пересекается с Грушницким, который лечиться после ранения. Грушницкий полюбил княжну Мери, которая приехала вместе с мамой на воды. Но Мери пока что не собирается завязывать крепкие отношения с юнкером.

Печорин подружился с доктором Вернером, они часто общаются и тот узнает, что княжна и княгиня интересовались Печориным и Грушницким.

На балу Печорин спасает Мери от пьяного человека, княгиня узнает о данном поступке и приглашает Григория к себе домой. Но пренебрежительное отношение Печорина злит княжну и ухаживания юнкера ей надоедают.

Через некоторое время Грушницкого производят в офицеры, он очень рад. Вера тем временем испытывает чувство ревности Печорина к княжне.

На балу появляется Грушницкий в новом офицерском мундире, он ожидал, что все будет удивлены, однако все случилось совсем наоборот. Грушницкий перестал быть интересен, по причине, что он оказался одним из многих отдыхающих офицеров. Мужчина обижен и обвиняет во всем Печорина.

Печорин подслушивает разговор Грушницкого с товарищами и узнает, что они собираются проучить Григория — напугать вызовом на дуэль. Однако пистолеты не должны быть заряженными.

В это время княжна раскрывает Печорину свои глубокие чувства, однако Григорий утверждает, что не любит девушку и тем самым ранит её сердце.

Продолжаются тайные отношения Печорина с Верой, она даже приглашает Григория к себе домой, когда муж в отъезде. Вернувшись от Веры, Печорин практически попадается сторожам и Грушницкому.

На следующий день Грушницкий при всем народе обвиняет Печорина в том, что тот был у Мери ночью. От таких слов Григорий вызывает обидчика на дуэль, а верного доктора Вернера просит быть секундантом.

Док узнает, что друзья Грушницкого решили зарядить только его пистолет.

Пока дуэль не началась, Печорин настаивает на том, чтобы поединок проходил на краю обрыва. В этом месте даже легкое ранение может стать смертельным. Грушницкий и Печорин бросают жребий, который показывает, что юнкер должен стрелять первым.

Грушницкий держит в руках заряженный пистолет против «холостого» оружия Григория и должен сделать сложный выбор — выстрелить и убить Печорина или отказаться от дуэли. Юнкер делает свой выбор и стреляет Печорину в ногу. Григорий еще раз предлагает Грушницкому извиниться за клевету и отказаться от поединка.

В этот момент Грушницкий показывает всем, что пистолет Печорина не заряжен и просит дать патрон. Печорин убивает Грушницкого точным выстрелом.

Вернувшись домой, Григорий находит записку от Веры, которая говорит, что муж все узнал, и они уехали из города. Любовник спешит вернуть девушку, но только загоняет коня.

Печорин заходит к Мери проститься и объясняет княжне, что все было шуткой. Он подсмеивался над ней, и ничего серьезного не было, мужчина достоин лишь презрения девушки. Мери говорит, что ненавидит Печорина и выгоняет его из дома.

5. Фаталист

Самая напряженная часть романа, переполненная интересными событиями. Печорин рассказывает, что он около двух недель проживал в казачьей станице, где находился батальон пехоты. Там вечером офицеры сидели и говорили на разные темы. Как-то раз разговор зашел о человеческой судьбе. Страстный игрок поручик Вулич сказал, что судьба человека уже определена.

Печорин предлагает пари поручику и утверждает, что предопределения не бывает. Вулич принимает пари. Он снимает со стены черкесский пистолет, и Григорий говорит такую фразу: «Вы нынче умрете». Невзирая на данное страшное пророчество, Вулич не отказывается от пари, игрок просит Григория подбросить в воздух карту, а сам приставляет ко лбу пистолет.

Когда карта коснулась стола, Вулич спускает курок и неожиданно — осечка!

Все кто был рядом, решают, что пистолет не был заряжен, однако Вулич стреляет в фуражку, которая висела на гвозде и пробивает её, так он смог выиграть пари.

Печорин по пути домой долго думает о произошедшем. Вдруг он замечает в темноте зарубленную шашкой свинью. К нему подходят казаки и говорят, что знают, кто это сделал. Через некоторое время выясняется, что пьяный казак убил шашкой и Вулича. Убийца сидит в пустом доме, и множество людей собрались возле него, но так никто и не решается войти внутрь.

Печорин, наподобие Вуличу, решается войти и испытать собственную судьбу. По его просьбе есаул отвлекает пьяного казака общением, а трое других казаков становятся на крыльце и готовые по сигналу вышибить дверь.

Григорий отрывает ставень, он выбивает окно и запрыгивает в дом. Казак выстреливает в Печорина, но только срывает эполет с его мундира.

Убийца не способен найти на полу шашку и остальные казаки по команде вышибают дверь и связывают злодея.

Григорий с особым интересом рассказывает данную историю Максиму Максимычу и хочет узнать его мнение. Он говорит, что черкесские пистолеты довольно-таки часто дают осечку. А то, что Вулич ночью встретился со своим убийцей, видно, была такова его судьба.

Источник: http://pristor.ru/geroj-nashego-vremeni-kratkoe-soderzhanie-po-glavam-romana/

Анализ главы “Тамань” (по роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Анализ главы “Тамань” (по роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)

  Скачать сочинение
Тип: Анализ эпизода

    Роман Лермонтова «Герой нашего времени» – произведение удивительное и интересное. Необычна уже сама композиция романа. Во-первых, произведение состоит из повестей, что само по себе необычно. Во-вторых, эти части расположены не по хронологии, как традиционно принято.

Они разбиты на две части: рассказ о жизни Печорина глазами постороннего человека («Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к журналу Печорина») и дневник самого Печорина, раскрывающий его внутреннюю жизнь(«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Такой принцип был выбран автором неслучайно. Он способствует наиболее глубокому, полному и психологически тонкому анализу героя.

    В произведении нет единого сюжета. Каждая повесть отличается своими героями и ситуациями. Их связывает лишь фигура основного персонажа – Григория Александровича Печорина. То мы видим его во время службы на Кавказе, то он оказывается в захолустном городишке Тамань, то отдыхает в Пятигорске на минеральных водах.

Везде герой создает экстремальную ситуацию, подчас с угрозой для его жизни. Печорин не может жить обыденной жизнью, ему нужны ситуации, раскрывающие его огромные способности.     «Тамань» – первая глава дневника Печорина. Именно с этой части мы начинаем видеть внутренний мир героя.

В начале повести Печорин как бы кратко описывает нам содержание главы: «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить». Сюжет главы достаточно прост. Печорин по служебным делам приезжает в Тамань и останавливается у странных людей.

Здесь живет загадочная девушка-ундина и слепой мальчик. Видя в их поведении какую-то загадку, Печорин пытается разгадать ее. Для этого ночью он устраивает слежку за героями. В итоге он выясняет, что девушка и слепой мальчик связаны с контрабандистами. Проникнув в их тайну, Печорин чуть не поплатился за это жизнью: ундина пыталась его утопить.

    В этой главе начинает вырисовываться внутренний облик Печорина. Здесь появляются наметки тех качеств, которые более подробно будут раскрываться в других частях дневника. Из «Тамани» мы еще не можем составить себе представление о жизненной философии Печорина, но уже начинаем понимать, что это за характер.

В этой главе проявляется потребность героя в ярких жизненных впечатлениях, нестандартных ситуациях. Ничто не вынуждало его следить за ундиной и слепым мальчиком, и только возможность интересного события, обещание загадки заставило Печорина ввязаться в данную ситуацию.     Печорин пустился в опасную авантюру с одной лишь целью – «достать ключ этой загадки».

В связи с этим в нем проснулись многие его положительные качества: дремавшие силы, воля, собранность, отвага и решимость.

Читайте также:  Краткое содержание оперы манон леско пуччини точный пересказ сюжета за 5 минут

Но эти качества он растрачивает совершенно бесцельно, применяя их не там, где следовало бы: «Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба; бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости…Я уперся коленкою в дно, схватил ее одной рукой за косу, другой за горло, она выпустила мою одежду, и я мгновенно сбросил ее в волны».     Печорин абсолютно не думает о других. Он заботится лишь о своих интересах и развлечениях. Поэтому часто герой коверкает или даже ломает судьбы других людей, вмешиваясь в них из любопытства. Об этом он сам рассуждает в конце повести: «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»     Когда тайна этих людей была раскрыта, обнажилась бесцельность решительных действий Печорина. И снова скука, равнодушие, разочарование… «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобностью!..» – с горькой иронией думает Печорин.     В «Тамани» мы наблюдаем переплетение романтического повествования с реалистическим. Романтически Лермонтов описывает пейзаж, например, бушующее море: «Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив…» Здесь описание стихии помогает раскрыть романтический образ Янко, для которого «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Реалистически дана обрисовка характеров и быта вольных контрабандистов. Вот как дан портрет Янко: из лодки «вышел человек в татарской шапке, но острижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож».     Образу жизни контрабандистов соответствует и обстановка, в которой они живут: «Я зашел в хату, – две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю мебель. На стене ни одного образа – дурной знак! В разбитое стекло врывался морской ветер». В этом описании сочетаются реалистические и романтические черты.     В описании контрабандистов романтизм связан с их вольным образом жизни, их силой, ловкостью, отвагой. Но реалистически показывается их скудный духовный мир. Получается, что деньги определяют отношения этих людей. Янко и ундина становятся жестокими, когда начинают делить краденое добро. Слепой получает от них только медную монету. А старухе Янко приказывает передать, «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь».

    «Тамань», в числе остальных повестей романа, отличает лаконизм и точность языка. Внутренние переживания, сложные психологические ситуации раскрываются очень простым и доступным языком.

Повесть совсем небольшая, но очень емкая по содержанию.

Таким образом, «Тамань» является важной частью романа «Герой нашего времени», она начинает глубокое раскрытие внутренней характеристики героя и всего поколения молодых дворян 30-х годов 19 века.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Анализ главы “Тамань” (по роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)

Смотрите также по произведению “Герой нашего времени”:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00318011233915494778

«Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова

Тамань» – третья повесть «Героя нашего времени», и первая, чьё содержание заимствовано из «дневников Печорина». Утром Печорин покидает Тамань. Тамань. Рисунок М.Ю. Лермонтова.

В банде, торгующей нелегальными товарами, понимали, что теперь им несдобровать и приезжий мужчина расскажет все властям и бросают Тамань.

Будучи на военной службе, Печорин раз ночью приехал по казённой надобности в захудалый городишко Тамань. Поздно вечером Печорин отправился к морю. Девушка встретила его у воды, повела к лодке, села с ним в неё и оттолкнулась от берега.

Они уверены, что после покушения офицер точно донесет на них властям, и решают покинуть Тамань.

Бэла не смотрела на Печорина, не говорила с ним, а все время сидела в углу комнаты, закутавшись в покрывало, и грустила.

Его цель — «сделаться героем романа», он стремится уверить других и себя в том, что он «существо не созданное для мира, а обреченное каким-то тайным страданиям».

Печорин приезжает в Кисловодск, каждый день видится с Верой. Через некоторое время туда приезжают Литовские и Грушницкий.

В то время, когда другие отвлекали казака разговорами, он через окно бросился на убийцу. В повести «Тамань» Печорин описывает одно из приключений, происшедших с ним во время следования из Петербурга «в действующий отряд по казенной надобности».

В «Тамани» противоречия героя не снимаются совсем, но отодвигаются на второй план, а на первый выступают другие стороны личности Печорина. Так учащиеся убеждаются, что сюжет каждой повести тесно связан с характером героя и им определяется.

Из всех приморских городишек Тамань показалась ему самым скверным местом, где только ему приходилось бывать: он там чуть не умер с голода, и, вдобавок, его еще хотели утопить.

Ну так вот попробуйте разобраться самостоятельно: он проводит три дня в пути, до Тамани добирается далеко за полночь, с трудом находит ночлег, денщик спит, ну а его барин ни в одном глазу… Этот странный и опасный случай не вызвал в душе Печорина ничего, кроме тягостного недоумения.

Краткое содержание Тамань Герой нашего времени по главам в сокращении (Лермонтов М. Ю.)

Автор ехал на перекладных из Тифлиса, во время подъема на Койшаурскую гору познакомился со штабс-капитаном Максимом Максимычем. Все в жизни ему надоело: удовольствия, свет, науки, и им овладела скука. На Кавказе какое-то время он жил счастливо, но через месяц привык к близости смерти, и ему стало скучнее прежнего.

Как-то Печорин уговорил Максим Максимыча поехать с ним на охоту, а когда вернулись, то увидели Казбича, увозящего Бэлу. Печорин бросился в погоню, ранил лошадь Казбича. Печорин с Максимом Максимовичем привезли Бэлу, истекающую кровью, в крепость.

В Коби автор расстался с Максим Максимычем. Максим Максимыч до вечера прождал Печорина на скамейке, но тот так и не пришел. Вскоре появляется Печорин, и автор посылает за Максим Максимычем.

Печорин уехал, а Максим Максимыч остался стоять в полной задумчивости, в его глазах были слезы досады. Автор убедился в искренности этих записок, где Печорин «так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки».

В этой книге автор поместил только то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Он был ранен в ногу и приехал на воды на неделю раньше Печорина.

Печорин понял суть Грушницкого, и за это тот его не любит, хотя внешне они находятся в дружеских отношениях. В разговоре с княжной Печорин, как всегда, критически оценивает окружающих.

Дома Печорина ждала записка от Веры, в которой она навсегда с ним прощается и сообщает об отъезде.

Из предыдущих повестей все уже составили себе некоторое представление о герое, узнали о странностях и противоречиях его, видели эгоизм и равнодушие, к какому он пришел после возвращения с Кавказа.

В конце повести снова: «вышел», «сказал», «продолжал», «положил», «сел», они с девушкой «подняли парус» и «понеслись».

При первом появлении в повести она печальна и встревожена, на крыше дома — смеется и поет; при первом разговоре с Печориным хохочет во все горло, придя же к нему в хату, «села тихо и безмолвно».

Структура романа имеет свою особенность: хронологический порядок частей в нем нарушен. Повествование в этой главе идет от имени автора, который по дороге из Тифлиса в Ставрополь встречает немолодого штабс-капитана Максима Максимыча.

Электронные книги в библиотеке бесплатны. В дальнейшем рассказ ведется от лица Печорина. Вдруг он замечает, что в окне мимо него кто-то мелькнул. На следующий день он едет в крепость Фанагорию, чтобы узнать у коменданта, когда можно будет отправиться дальше, в Геленджик. Казак, служащий у Печорина денщиком, сообщает ему, что «здесь нечисто и люди недобрые».

Случайное произведение

Девушка пробегает мимо него, останавливается и пристально смотрит ему в глаза. Целый день она вертится около его квартиры. Печорин заводит с ней разговор и спрашивает, что она делала на крыше хаты днем? Девушка отвечает загадками.

Под вечер девушка приходит к Печорину и назначает встречу ночью на берегу. Ему удается выбросить девушку в воду и доплыть на лодке до берега. Печорин поднимается на утес и оттуда видит «свою ундину», выжимающую из волос морскую пену. Вскоре к берегу причаливает Янко. Девушка говорит ему, что все пропало.

Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!». Он возвращается домой и решает немедленно уехать. Принявшись за сборы, Печорин обнаруживает пропажу нескольких ценных вешей. Его осеняет догадка, что это их нес ночью слепой в узле под мышкой. Неподалеку в тумане виднеется какая-та женщина.

Эта хата стояла на обрыве моря. На стук дверь не сразу отперли, но наконец из дома вышел слепой мальчик лет 14-ти, с бельмами в обоих глазах. Войдя в хату, Печорин со слугой-казаком легли спать на лавках. По обрывкам разговора Печорин понял, что в лодке плывёт контрабандист Янко. На море был шторм, но Янко, умело гребя вёслами, счастливо причалил к берегу.

В досаде он взял слепого за ухо, спрашивая: «Ну-ка, слепой чертенок, говори, куда ты ночью таскался с узлом!» Тот в ответ только хныкал.

Одетая в полосатое платье, с распущенными косами, она была похожа на русалку и пела песню о лодке, которая в бурю плывёт по морю, а правит ею «буйная головушка».

Печорин догрёб до пристани и побрёл к хате, но издалека опять увидел девушку: она доплыла до берега и теперь выжимала мокрые волосы.

Максим Максимыч, Тамань. Сначала Лермонтов дает представление о герое словами Максима Максимыча и лишь затем раскрывает внутренний мир Печорина, публикуя страницы из его дневника. Автор говорит о том, что не нужно буквально воспринимать смысл слов «Герой нашего времени».

Источник: http://kakbypridaser.ru/geroy-nashego-vremeni-kratkoe-soder/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector