Краткое содержание лермонтов тучи точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание: Тучи (Лермонтов) | Все Cочинения

Краткое содержание Лермонтов Тучи точный пересказ сюжета за 5 минут

Небесные тучки именуются вечными стран­никами, которые постоянно путешествуют по небу. «Степью лазурного» и «цепью жемчужно­го» простора они спешат с севера на юг. Такая же судьба уготована и лирическому герою.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурного, цепью жемчужного Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

И здесь лирический герой задается вопросом, кто или что становится причиной этого бегства по прекрасному небу. Может быть, это веление судьбы. А может, причиной побега стала тайная зависть или открытая злоба.

Звучит сомнение лирического героя в предположении о том, что основой для путешествия тучек-странников ста­ло совершенное преступление.

Хотя возможно, что причиной была ядовитая клевета друзей, ко­торые раньше помогали на жизненном пути.

И лирический герой сам находит ответ на этот вопрос. Тучкам-странникам наскучили бесплод­ные нивы. Возможно, что и еще что-то, так как поэт ставит многоточие в этой строке. Они слиш­ком холодные, поэтому им чужды страсти и стра­дания. Они вечно свободные, поэтому у них нет и, наверное, не будет ни родины, ни приюта в из­гнании.

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные.

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В этом стихотворении М. Ю. Лермонтова ярко проявляются мотивы одиночества и тоски, ха­рактерные для многих его произведений. Также стихотворение переполнено любовью странника и изгнанника к отставляемой ему родине.

По­явилось стихотворение в 1840 году, когда поэт готовился отправиться в ссылку на Кавказ. И во время прощального вечера он за окном увидел тучи, которые стали объектом его произведения. Он ощутил в них родственную душу.

Ведь, как и он сам, они никогда и нигде не смогут найти приюта, который согревает сердце в нелегкие минуты. И в этот прощальный вечер поэт понял это наиболее остро.

И выбранный образ, и мело­дика стихотворения наводят тоску и ощущается горький вкус разочарования, что предстоит но­вый нелегкий путь, который, возможно, сулит новые опасности на пути. И самое главное, что рядом не окажется ни одного друга, который мог бы разделить с тобой трудные этапы пути.

Основой стихотворения становится прием сравнения, который заключается в том, что поэт сравнивает себя с тучками небесными.

Сравне­ние — это слово или выражение, которое содер­жит уподобление одного предмета другому, одной ситуации — другой.

Подобное сравнение поэт ис­пользует для того, чтобы показать, что и его судьба, как и у тучек, состоит в вечном странни­честве. Он тоже всегда будет путешествовать на этой земле, не находя нигде себе приюта.

Источник: http://vsesochineniya.ru/kratkoe-soderzhanie-tuchi-lermontov.html

Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» (с планом работы)

План работы 1. Вступление 2. История создания стихотворения «Тучи» 3. Композиционные особенности стихотворения 4. Темы и мотивы стихотворения 5. Средства поэтической выразительности 6. Стихотворный размер

7. Заключение

Стихотворение «Тучи», принадлежащее перу классика русской литературы М.Ю.Лермонтову, увидело свет в апреле 1840 года. Опубликовано оно было в том же, 1840 году. Это время расцвета таланта поэта, время его литературной славы. Он — поэтический наследник Пушкина.

История создания стихотворения «Тучи»
По наступлению 1840 года у М.Ю.Лермонтова вышла неприятная история. На балу у влиятельной особы случилась ссора с Барантом (сыном французского посланника при русском дворе). Слово за слово – и не радужный диалог привёл двух молодых людей к дуэли.

Вызов бросил Барант. Руководствуясь здравым смыслом, Михаил Юрьевич выпустил пулю в воздух. Никто не пострадал в результате поединка. Но дуэль вышла Лермонтову боком: он вынужден был покинуть столицу и держать путь на Кавказ.<\p>

С тяжёлым чувством поэт уезжал из Петербурга.

Мрачные предчувствия переполняли его сердце. Стихотворение «Тучи» вышло из-под пера М.Ю.Лермонтова как раз перед отъездом. История сохранила рассказ В.А.Соллогуба в пересказе П.А.Висковатова. «…На квартире Карамзиных необходимо было собраться, ведь уезжал юный друг, поэт Лермонтов.

Рассматривая картины за окном, он увидел тучи, которые решили на время заполонить небесное пространство над Летним садом и красавицей Невою.

Лермонтова посетила поэтическая Муза и он быстро набросал строки: «Тучки небесные…» Только что увидевшее свет стихотворение было прочитано вслух по просьбе Софьи Карамзиной других гостей. По прочтении поэтических строк в глазах Лермонтова стояли слёзы.»

Существует и иная версия рождения стихотворения «Тучи».

… Дуэль с Барантом позади. Впереди Кавказ. По пути в Ставрополь, пребывая в походной тележке, Лермонтов, по обычаю, смотрел на облака. Он любил глядеть на них с детских лет.

Повсюду в его произведениях облака описаны оригинально и прекрасно – то как «волокнистые стада», то как «вольные станицы». Так, в дороге, созерцая движенье небесных громад, М.Ю.

Лермонтов наскоро набросал в записной книжке ряд строк. Это и было стихотворение «Тучи».

Композиционные особенности стихотворения «Тучи»
В композиционном плане стихотворение включает в себя три строфы. В основе произведения — прием сравнения. Лирический герой ассоциирует себя с вечными странниками-тучами: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники».

Образ туч (частый образ в русской поэзии) — «вечных странников» наделяет стих особой остротой. Кто остановит тучи? Кому дано такое право? Тучи свободны; они вольны в своём движении.

Сравнивая себя с тучами, лирический герой представляет себя таким же изгоем (странником), мятущимся без близких по духу людей по жизненной стезе.

Во второй строфе лирический герой пытается определиться с гонителем: «Кто же вас гонит: судьбы ли решение?..» Освещая этот вопрос, Лермонтов использует особые средства, специальные обороты речи («риторическое обращение»). Риторическое обращение никогда не требует ответа.

Третья строфа начинается со слова «нет». Нет — это противопоставление. Его и можно заметить. Если тучам нет никакого дела до мира страстей и страданий, то лирический герой совершенно в другой ситуации: он терзается и тревожится. Любимую родину вынуждают покинуть. Это горестно. А у туч нет родины. Незнакомо им понятие «изгнание».

Темы и мотивы стихотворения «Тучи»
Проводя анализ стихотворения «Тучи» можно сказать, что главными темами стихотворения являются темы одиночества и свободы.

Автор описывает терзания лирического героя, вынужденного оставить обжитые места, и мчаться хоть и сторону теплую, южную, но не родную. Лирический герой — изгнанник. Мотив изгнания красной нитью проходит через всё стихотворение.

Что такое изгнание? Изгнание — тип наказания, смысл которого состоит в том, чтобы переместить лицо или группы лиц с места обычного проживания на иную территорию под страхом тюремного заключения или казни.

Средства поэтической выразительности стихотворения
Эпитеты — «тайная зависть», «ядовитая клевета», «открытая злоба», «степью лазурною», «с милого севера», «цепью жемчужною».

Метафоры — «мчитесь вы, кто же вас гонит», «чужды вам страсти и чужды страдания», «вам наскучили нивы».

Олицетворение — «тучки — странники»

Стихотворный размер
Стихотворный размер — дактиль.

Дактиль — трёхсложная стопа, характерная для в русского силлабо-тонического стихосложения, в которой ударение падает на первый из трёх слогов.

ТУЧ-ки не-БЕС-ны-е, ВЕЧ-ны-е СТРАН-ни-ки.

Заключение
Стихотворение Лермонтова «Тучи», равно как и другие его произведения, бессмертны. Оно принадлежит к позднему периоду творчества поэта. Лирический герой сравнивает себя с тучами.

…Тучи, эти «вечные странники», были над головой Лермонтова в детстве, когда он лежал, сражённый болезнью, они — над его головой и в момент принудительного отъезда из Петербурга на Кавказ. Они были недалеки и во время последней дуэли поэта с Мартыновым, эти немые беспомощные свидетели кровавой расправы над великим русским поэтом.

Источник: http://DetskiyChas.ru/school/lermontov/lermontov_tuchi/

Лермонтов «Тамань» – краткое содержание — Русская историческая библиотека

Лермонтов «Тамань» – краткое содержание

«Тамань» – третья повесть «Героя нашего времени» (см. его краткое содержание и полный текст по главам), и первая, чьё содержание заимствовано из «дневников Печорина».

Автор романа пишет в предисловии: узнав, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер, я получил право печатать его записки и решил это сделать, потом что заинтересовался тем, с какой беспощадной искренностью автор выставляет в них наружу собственные слабости и пороки.

История души человеческой, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление.

Будучи на военной службе, Печорин раз ночью приехал по казённой надобности в захудалый городишко Тамань. Казачий десятник долго не мог найти ему хату для постоя: все были заняты. Свободна оказалась лишь одна, но десятник загадочно предупредил, что «там нечисто».

Лермонтов. Герой нашего времени. Максим Максимыч, Тамань. Художественный фильм

Эта хата стояла на обрыве моря. На стук дверь не сразу отперли, но наконец из дома вышел слепой мальчик лет 14-ти, с бельмами в обоих глазах. Хозяйки дома не было. Слепой мальчик, сирота, жил у нею из милости.

Войдя в хату, Печорин со слугой-казаком легли спать на лавках. Казак быстро заснул, но Печорин долго не мог сомкнуть глаз – и вдруг увидел быстро мелькнувшую за окном тень. Он встал, вышел из хаты и увидел, как слепой мальчик с каким-то свёртком идёт к пристани, наощупь находя дорогу.

Печорин тихо пошёл за ним. У морского берега рядом со слепым появилась женщина. Они стояли, разговаривая, пока вдали, среди волн, не показалась лодка.

По обрывкам разговора Печорин понял, что в лодке плывёт контрабандист Янко. На море был шторм, но Янко, умело гребя вёслами, счастливо причалил к берегу. Втроём со слепым и женщиной они начали вытаскивать из лодки какие-то узлы и уносить их куда-то. Не став больше следить за ними, Печорин пошёл спать.

Читайте также:  Краткое содержание куприн завирайка точный пересказ сюжета за 5 минут

Утром вернулась старая хозяйка хаты. На попытки Печорина заговорить, эта старуха прикидывалась глухой. В досаде он взял слепого за ухо, спрашивая: «Ну-ка, слепой чертенок, говори, куда ты ночью таскался с узлом!» Тот в ответ только хныкал.

Выйдя посидеть у забора, Печорин вдруг увидел на крыше хаты красивую девушку – по всей вероятности, дочь хозяйки.

Одетая в полосатое платье, с распущенными косами, она была похожа на русалку и пела песню о лодке, которая в бурю плывёт по морю, а правит ею «буйная головушка». По голосу Печорин понял, что именно она ночью стояла со слепым на берегу.

Девушка стала, как бы играя, пробегать рядом с ним, пристально глядя в глаза. Эти её шалости продолжались до конца дня.

Под вечер Печорин остановил резвую красавицу в дверях, сказав ей, сам не зная почему: «Я знаю, что вчера ночью ты ходила на берег. Что если б я вздумал донести об этом коменданту?» Девушка лишь хохотала, и Печорин не предвидел, что эти слова будут иметь для него весьма важные последствия.

Когда вечером он сел пить чай, внезапно вошла «русалка», села напротив, нежно глядя на него – и вдруг обняла и поцеловала в губы. Он хотел обнять её, но девушка ловко выскользнула, шепнув: «Нынче ночью, как все уснут, выходи на берег».

Поздно вечером Печорин отправился к морю. Девушка встретила его у воды, повела к лодке, села с ним в неё и оттолкнулась от берега. В лодке она стала обнимать и целовать его, но потом неожиданно перегнула через борт – и попыталась сбросить в море.

Между ними закипела отчаянная борьба. Девушка толкала Печорина в воду, повторяя: «Ты видел, ты донесёшь!» Из последних сил он вырвался и скинул в волны её саму. Мелькнув раза два, «русалка» пропала из виду.

Печорин догрёб до пристани и побрёл к хате, но издалека опять увидел девушку: она доплыла до берега и теперь выжимала мокрые волосы. Вскоре подплыл Янко на вчерашней лодке.

Девушка сказала ему: «Всё пропало!». Появился слепой мальчик. Янко объявил ему, что сейчас уплывёт с девушкой, ибо им двоим больше нельзя здесь оставаться.

Слепой просился с ними, но Янко прогнал мальчика, бросив ему какую-то мелкую монету.

Этот странный и опасный случай не вызвал в душе Печорина ничего, кроме тягостного недоумения. Он думал: «На что судьба закинула меня к ним? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»

Утром Печорин уехал из Тамани. Он так и не узнал, что стало со старухой и слепым. «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих!»

Читайте на нашем сайте краткие содержания других частей «Героя нашего времени»: «Бэла», «Максим Максимыч», «Княжна Мери», «Фаталист» – и краткую биографию М. Ю. Лермонтова.

© Автор статьи – Русская историческая библиотека.

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/3711-lermontov-taman-kratkoe-soderzhanie

М ю лермонтов – мцыри: краткое содержание

«Мцыри» — это одно из самых романтичных произведений М.Ю. Лермонтова. Практически 10 лет потребовалось для того, чтобы появилось это прекрасное творение. Замысел поэмы появился у поэта еще в юные годы.

Еще маленького Лермонтова бабушка привозила на Кавказ, где он впервые услышал легенды и предания, одна из которых нашла отражение в поэме. Это предание о встрече юноши и тигра, которое в поэме будет показано в сражении Мцыри и барса.

Уже будучи взрослым, поэт возвращается и все воспоминания о Кавказе вспыхивают с новой силой. Лермонтов – Мцыри: краткое содержание тема нашей статьи.

  • В 1830г. Лермонтов пишет «Исповедь», а спустя несколько лет создает «Боярин Орша».
  • В обеих поэмах в центре сюжета герои-монахи. Это были зарисовки для будущего шедевра, которые позже будут включены в «Мцыри».
  • Эти поэмы не принесли должного удовлетворения Лермонтову и послужили лишь подготовкой для его романтического творения.

В 1837г. во время поездки по Военно-грузинской дороге Михаил Юрьевич встретил пожилого монаха, точнее монастырского служка. У них завязалась беседа и поэт узнал, что его новый знакомый оказался последним из монастыря, который находился поблизости Мцхете.

Еще маленьким мальчиком его доставил в монастырь генерал Ермолов. Ребенок был болезненным, поэтому его было решено оставить. Когда он вырос, монах сделал несколько попыток сбежать и одна из таких попыток чуть не лишила его жизни.

Смирившись, он решил остаться  в монастыре.

Услышанная история настолько впечатлила Лермонтова, что он соединил ее со своими ранними набросками и получилась поэма «Мцыри». Поэт оставил практически без изменений рассказ монаха, но изменил одну важную деталь. В поэме герой не смог смириться с жизнью в монастыре. По мнению Лермонтова, это ключевой момент в произведении.

  1. Некоторые считают, что в основу сюжета легла история художника Захарова. По своему происхождению он был чеченцем, но его схватили в плен русские.
  2. Генерал Ермолов отвез его в Тифлис, где художник вырос. Литературоведы до сих пор спорят о том, какая история послужила основой для произведения.
  3. Поэту удалось создать образ романтического героя с бунтарской и страстной душой. Но чтобы не послужило источником вдохновения, Михаил Юрьевич создал одну из самых романтичных поэм в русской литературе.

Мцыри — горский юноша, получивший воспитание в монастыре, должен был получить постриг. Но он помнит о родном Кавказе и не может смириться с монашеской жизнью. Юноша делает попытку убежать, но она не удается и тогда он погибает от тоски. Перед смертью, Мцыри исповедуется и в исповеди он дает выход своим чувствам.

Другие герои

  1. Генерал — именно он привез мальчика в монастырь и оставил его там.
  2. Старик-монах — вылечил и дал воспитание Мцыри, позже выслушивает его исповедь.
  3. Девушка-грузинка — ее встречает юноша во время своего странствования и он влюбляется в нее.

Знакомство с историей Мцыри

Там, где сливаются две речки, Арагва и Кура, стоит монастырь, который уже разрушен. Там остался только монах-сторож, который обметает пыль с его плит. Однажды мимо монастыря проезжал русский генерал, который вез с собой мальчика-горца. Но мальчик был болен и его пришлось оставить в монастыре.

Маленький горец растет замкнутым, сторонится людей. Один из монахов берет на себя заботу о нем, дает ему воспитание. Мцыри нужно готовиться к принятию пострига, но незадолго до этого юноша исчезает. Его возвращают в монастырь спустя три дня. Мцыри умирает и воспитавший его старец приходит исповедать его.

Воспоминания о Кавказе

Свою исповедь Мцыри начинает с упреков. Он упрекает монаха за его заботу, воспитание. Юноша молод, ему хочется жить полной жизнью. Старец тоже был когда-то молод, но в отличие от воспитанника, он жил, а Мцыри — нет.

Юноша рассказывает о виденном им на воле, и особое место в его рассказе занимает Кавказ. Он напоминает ему о его семье, доме, песнях, которые пели ему сестры, речке, у которой он играл на песке. Вспоминает Мцыри и свой аул, старцев и отца, облаченного в кольчугу и держащего в ружье. Это видение вызывает тоску по своему дому.

Восхищение природой и встреча с девушкой

Мцыри дал себе обещание, что он непременно сбежит, чтобы посмотреть на жизнь своими глазами. Когда до пострига оставалось три дня, он уходит из монастыря. Первое, что увидел юноша, была гроза.

Это природное явление его заворожило, он почувствовал, что ему по душе буйство стихий, ведь он чувствовал то же самое.

Мцыри хочет поймать молнию, но на этом месте прерывает свое повествование: он задает монаху вопрос о том, смог ли он увидеть все это в монастыре?

Когда гроза закончилась, Мцыри продолжил свое странствование. Он не знает куда податься: ведь общество людей ему чуждо, и он решает отправиться подойти к ручью. Ведь природа всегда была ему близка, он понимал о чем переговаривались птицы, шептались камни и деревья.

 Небо было настолько голубым и чистым, что юноша представлял полет ангела на небосводе. Мцыри наслаждался волшебными звуками, но он не может передать все те чувства, которые в нем пробудила природа.

Юноша мог бесконечно наслаждаться окрестностями, но он начал ощущать жажду и решил спуститься к потоку, несмотря на опасность.

У ручья юноша слышит прекрасный голос — это пела девушка-грузинка. Она двигалась легко, иногда поскальзывалась на камнях и смеялась над своей неловкостью. Мцыри видел всю ее красоту, но больше всего его восхитили ее глаза. В них он нашел отражение любовных тайн. Юноша покорен. Но он ненадолго прерывает свой рассказ: ведь старец не поймет любовных переживаний.

Читайте также:  Краткое содержание державин фелица точный пересказ сюжета за 5 минут

Сражение с барсом

Проснувшись ночью, Мцыри продолжает свой путь. Он хочет добраться до родных краев. Ориентиром ему служат горы, но все-таки сбивается с пути. Юноша понимает, что заблудился в лесу. Потому что воспитываясь в монастыре, Мцыри потерял природное чутье, которое свойственно горцам.

В лесу юноша встречает барса. Мцыри решает напасть на него. Он почувствовал вкус битвы, у него возникла мысль, что он мог бы быть храбрецом среди горцев. Схватка была долгой, Мцыри получил раны, которые еще были видны на его груди. Но юноша смог одолеть барса.

Возвращение в монастырь

Наконец, юноша выбрался из леса, но не может понять, где он находится. Постепенно к нему приходит осознание того, что Мцыри вернулся в монастырь. Он с ужасом понимает, что ему не суждено добраться до родных краев.

Юноша винит себя в том, что он вернулся в монастырь. Отчаяние сменяется предсмертным бредом. Ему кажется, что он находится на дне реки, а вокруг него плавают золотые рыбки. Они начинают разговаривать с юношей, и слушая их речи, Мцыри  забывается.

Там его находят монахи.

Исповедь подошла к концу. Юноша делится со своим воспитателем тем, что с раннего возраста у него внутри бушует пламя, которое и погубило его. Мцыри огорчает только одна вещь: его тело будет покоится не в родной земле. И что его рассказ о всех его переживаниях останется неведом людям.

Мцыри просит монахов перед смертью вынести его в сад, чтобы он смог в последний раз полюбоваться видом цветущей природы, горами Кавказа. Легкий ветерок напомнит ему заботливую руку родных или друзей, шум ветра споет ему о его родном крае. Воспоминания о родных краях принесут Мцыри успокоение.

Тест по повести Мцыри

Мцыри Я ответил(а) правильно на %%score%% из %%total%% вопросов

Источник: http://vse-kratko.ru/mcyri-kratkoe-soderzhanie/

Мцыри — краткое содержание

«Однажды русский генерал Из гор к Тифлису проезжал Ребенка пленного он вез.

Тот занемог…»

Один монах пожалел ребенка и оставил его у себя. Мальчик выздоровел и стал жить в монастыре. Поначалу Мцыри (по-грузински значит «послушник») был диковат и всех боялся.

«Бродил безмолвен, одинок, Смотрел, вздыхая, на восток, Гоним неясною тоской

По стороне своей родной».

Время шло, и мальчик забыл свой родной язык и привык жить в плену. Он не знал никакой другой жизни, поэтому был готов в самом расцвете лет принять схиму и стать монахом. Но перед самым торжественным событием послушник исчез из монастыря в то самое время, когда все святые отцы, попадав ниц перед алтарем, не могли даже поднять глаза, поскольку боялись грозы, которая разбушевалась.

Пропавшего Мцыри искали три дня, а потом нашли его в степи. Он был без чувств, ослаблен, истощен и изранен, словно побывал в бою. И пришёл к нему чернец, тот монах, который спас его когда-то. Старик, полагая, что юноша не выживет, решил исповедать его. На что Мцыри ему отвечает:

«Людям я не делал зла И оттого мои дела Немного пользы вам узнать.

А душу можно ль рассказать?»

И далее…

«Знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть…

…Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы

Где люди вольны, как орлы».

Он говорил о своей родине, о пышных полях, зеленых холмах и тёмных скалах. Во время ненастья он вдруг вспоминает своего отца – отважного бойца в кольчуге, ему видится блеск его ружья, вспоминает он и песни своих сестер, и принимает решение, наперекор всему найти путь домой.

«Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей».

Уже давно Мцыри мечтал о воле, хотел взглянуть на просторы лугов и полей, его неумолимо тянут к себе горы Кавказа.

Он рассказывает, как убежал из монастыря во время грозы, и в ту пору, когда святые отцы, боясь непогоды, молят Бога защитить их, он дружит с грозой.

Он не боится ни молнии, пытаясь словить её рукой, ни змеи, которую встречает меж камней, и сам чувствует себя змеем, соединившись с природой, в попытке спрятаться от людей.

Наутро, проснувшись, Мцыри обнаруживает себя, лежащим на краю бездны.

Он любуется природой, и спускается с высоты к горному потоку, чтобы утолить мучавшую его жажду, и слышит около ручья песню молодой грузинки, идущей за водой.

Мрак очей красавицы смутил юношу, и мысли его помутились, что он потерял сознание, а когда очнулся, она была уже далеко. Потом Мцыри засыпает и во сне опять видит прекрасную девушку.

Проснулся он уже ночью, превозмогая голод, желая лишь одного, увидеть родину, он отправляется в путь. Но в лесу Мцыри теряет облик гор и сбивается с дороги и даже с вершин деревьев он видит один лишь лес. Он рыдает впервые в жизни, упав на траву, и от дикой тоски грызет землю.

На поляне он видит барса, который глодает свежую кость. Мцыри вооружается палкой, и вот барс, почуяв врага, нападает на него. Они сражаются на смерть.

«Но нынче я уверен в том, Что быть бы мог в краю отцов

не из последних удальцов».

Юноша побеждает зверя. Во время боя он сам ощущает себя диким барсом. Он уважает противника, считая, что тот встретил смерть без страха, лицом к лицу. Но и сам Мцыри изранен, тело его изодрано мощными когтями. Но он собирает остаток сил, чтобы увидеть родину, и опять идет.

«Но тщетно спорил я с судьбой:
Она смеялась надо мной!»

Он вышел к аулу, всё казалось знакомым, и он в ужасе понял, что вернулся к своей «тюрьме», что зря блуждал три дня, и зря надеялся увидеть родной Кавказ.

«И все зачем?.. Чтоб в цвете лет, Едва взглянув на божий свет, При звучном ропоте дубрав Блаженство вольности познав, Унесть в могилу за собой

Тоску по родине святой…»

Словно не желая верить в своё поражение, он надеялся, что это всего лишь сон, но звон колокола стер пелену с его глаз. Мцыри понял, что родины своей ему не увидеть никогда. Отчаявшись, он упал в бреду на песок.

Теперь, когда его нашли, он сожалеет лишь о том, что его тело будет тлеть на чужбине. Его страсть к Родине настолько велика, что его предсмертное желание лишь о том, что он, не думая, променял бы на пару минут в горах, где прошло его детство на целую вечность и рай.

Он просит старика, чтобы похоронили его под Акацией в саду, откуда можно видеть Кавказ, чтобы навечно заснуть с мыслью о родной стороне.

«И с этой мыслью я засну,
И никого не прокляну!..»

Источник: http://tululu.org/sam/kratkoe_soderzhanie/lermontov_mihail_jurevich/mcyri.html

Краткое содержание: Герой нашего времени — Тамань, Лермонтов

Повествование ведется от первого лица (от ли­ца Печорина). Поздно ночью на перекладных Пе­чорин приезжает в Тамань. Его отводят в хату на самом берегу моря, так как казенных квартир не оказалось. В хате находится сирота — слепой мальчик.

Он говорит, что хозяйка умерла, а ее дочь уехала за море с лодочником из Керчи, крымским татарином. Печорин ложится спать, но через час замечает, что мальчик берет какой-то. узел. Печо­рин следит за ним. Слепой вместе с узлом крадет­ся на берег моря.

На берегу к слепому подходит девушка и говорит, что Янко не будет, так как се­годня сильная буря. Но слепой возражает, что Янко обязательно приплывет, ведь он человек смелый. И действительно, через какое-то время появляет­ся лодка, полностью загруженная чем-то.

В лодке человек в татарской бараньей шапке.

Печорин возвращается в дом. Утром он отправ­ляется к коменданту узнать об отъезде в Геленджик, но из-за отсутствия судов покинуть Тамань пока невозможно. Печорин возвращается в хату, и ден­щик сообщает ему, что пришла старуха, а с ней де­вушка. Печорин пытается узнать у слепого, куда тот ходил ночью, но он не признается. Позже Пе­чорин слышит песню, которую поет девушка.

Именно эту девушку Печорин и видел на бере­гу прошлой ночью. Описывая девушку, Печорин отмечает ее свободный и веселый характер. Она пытается заигрывать с ним. Вечером Печорин де­лает попытку расспросить ее о том, кто она та­кая и как ее зовут. Но девушка огранивается нас­мешливыми ответами и не говорит о себе ничего.

Тогда Печорин заявляет, что видел ее прошлой ночью. На это девушка смеется: «Много видели, да мало знаете, а что знаете, так держите под за­мочком!» Печорин угрожает ей, что донесет комен­данту, однако угрозы его несерьезны. Проходит некоторое время, и девушка приходит в комнату Печорина, садится напротив него, молча смотрит на него.

Затем она начинает целовать Печорина и назначает ему свидание ночью на берегу моря. Через два часа Печорин идет к морю, берет с со­бой пистолет и предупреждает денщика о том, что если тот услышит выстрел, то пусть бежит на берег. Девушка уже ждет на берегу. Они садятся в лодку и отплывают от берега.

Девушка обнимает Печорина и говорит, что любит его, а затем выта­скивает у него пистолет и толкает Печорина в во­ду. Он не умеет плавать, а девушка пытается его утопить. Между ними завязывается схватка. Де­вушка говорит: «Ты видел, ты донесешь». Печо­рину удается сбросить ее за борт.

Он гребет к бе­регу, там забирается на утес, откуда видит, как девушка вылезает на берег, и вскоре приплывает лодка Янко. Девушка говорит Янко, что все про­пало. Спустя несколько минут приходит слепой с мешком.

Читайте также:  Краткое содержание брэдбери марсианские хроники точный пересказ сюжета за 5 минут

Татарин и девушка сообщают ему о том, что уезжают. Слепой спрашивает: «А я?» Татарин от­вечает, что он ему не нужен. Он кидает несколько монет слепому «на пряники», но тот не поднимает их.

Когда лодка уплывает, слепой рыдает.

Печо­рин: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, бро­шенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну».

Когда Печорин возвращается, он понимает, что нес в мешке слепой: шашку с серебряной оправой, шкатулку, дагестанский кинжал — вещи, принад­лежавшие Печорину.

Но жаловаться начальству на то, что его обокрал слепой мальчик и едва не утопила молоденькая девушка, по мнению Печо­рина смешно. Утром Печорин уезжает в Геленд­жик. «Что сталось с старухой и бедным слепым — не знаю.

Да и какое мне дело до радостей и бедст­вий человеческих, мне, странствующему офице­ру, да еще с подорожной по казенной надобности».

Здесь искали:

  • тамань краткое содержание
  • герой нашего времени тамань краткое содержание
  • краткое содержание тамань герой нашего времени

Источник: http://sochineniye.ru/kratkoe-soderzhanie-geroj-nashego-vremeni-taman-lermontov/

Готовые школьные сочинения

мая 25 2010

Сюжет и краткий пересказ повести Лермонтова «Тамань»

Сюжет «Тамани» имеет отдаленное сходство с сюжетом «Бэлы». Попав на Кавказ, русский молодой человек встречает местную девушку — «дикарку», влюбляется в нее, и она влюбляется в него. Этот сюжет вообще характерен для литературы эпохи Лермонтова — чаще всего, для романтической литературы.

В «Бэле» Лермонтов не отступил от традиционного сюжета, но разработал его реалистически. В «Тамани»- все  наоборот,  все  не традиционно.  Знакомая уже по многим повестям и поэмам история оказывается совсем иной, чем та, к которой привык читатель. Девушке полагалось бы влюбиться в приезжего.

Она и ведет себя, как романтическая героиня, прыгает и поет, она сама обнимает Печорина и целует его «огненным поцелуем», сама говорит ему; «Это значит, что я тебя люблю», — но все это оказывается хитростью, все это — защита своей настоящей любви к контрабандисту Янко от чужого, осмелившегося ворваться в ее жизнь.

Но и эту настоящую любовь Лермонтов тоже снижает. Когда слепой мальчик и девушка ждут на берегу лодку, девушка спрашивает:

  • «- А если он утонет?
  • —        Ну что ж? в воскресенье ты пойдешь в церковь без новой ленты», — отвечает слепой.
  • И Янко ведет себя иначе, чем полагалось бы романтическому герою. Тот проделывал бы свой опасный путь среди волн ради любви. Янко идет на опасность ради добычи. Янко скуп: уезжая, он дает слепому такую мелкую монету, что тот спрашивает: «Только?» Старухе Янко просит передать, «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь».
  • «- А я? — сказал слепой жалобным голосом.
  • —        На что мне тебя? — был ответ».

Романтический герой может быть жесток, но непременно должен быть благороден, Янко — не романтический герой; он просто человек и, видимо, не очень-то хороший человек — Лермонтов не приукрашает его. Традиции романтической литературы оказываются опрокинутыми, перевернутыми.

Лермонтов использует возвышенные слова, романтический стиль, но все это нужно ему для того, чтобы вернее и точнее показать правду жизни. Вот как описано первое свидание Печорина с «ундиной»: «она села против меня тихо и безмолвно, и устремила на меня глаза свои, и, не знаю почему, но этот взор показался мне чудно нежен… я молчал, полный неизъяснимого смущения.

Лицо ее было покрыто тусклой бледностью, изобличавшей волнение душевное… я заметил в ней легкий трепет…»

  • Он молча поклонился ей,
  • Но как-то взор его очей
  • Был чудно    
  • Оттого ли,
  • Что  он   и  вправду  тронутбыл,
  • Иль он, кокетствуя, шалил,
  • Невольно ль, иль из доброй воли,
  • Но взор сей нежность изъявил:
  • Он сердце Тани оживил.

Не правда ли, прямое сходство? Да, но у Пушкина «взор», который был «чудно нежен», видит Татьяна, это ее влюбленное, мечтательное, возвышенное восприятие. Пушкин видит Онегина иначе: то ли «вправду тронут был», то ли «кокетствуя, шалил» — Пушкин смотрит на встречу Онегина и Татьяны трезво.

Если бы княжна Мери увидела «чудно нежный взор» Печорина, это бы нас не удивило.

}Ло Печорин, описывающий свою «ундину» романтическим стилем, с инверсиями: «глаза свои», «волнение душевное», с тем набором красивых слов, которые даже Ленский мог бы использовать в своих стихах: «безмолвно… устремила… взор», «неизъяснимое смущение», «тусклая бледность», «легкий трепет», — это удивляет.

в жизни красоту, бурную деятельность, возвышенные чувства — ищет и не находит их; проза борется с поэзией и побеждает ее: только что он писал о чудно-нежном взоре, и вслед за этим: «Эта комедия начинала мне надоедать, и я готов был прервать молчание самым прозаическим образом, то есть предложить ей стакан чаю…».

Не имеет смысла пояснять эту нарочито прозаическую, снижающую наше впечатление фразу — она понятна. Но вот продолжение той же фразы: «…как вдруг она вскочила, обвила руками мою шею, и влажный, огненный поцелуй прозвучал на губах моих.

В глазах у меня потемнело… я сжал ее в моих объятиях со всею силою юношеской страсти, но она, как змея, скользнула между моими руками…»

Снова возвышенный, романтический слог, но мы уже не очень ему верим, поскольку только что было сказано: «эта комедия…». И как завершение сцены поэтического свидания: «В сенях она опрокинула чайник и свечу, стоявшую на полу. «Экой бес-девка!» — закричал казак, расположившийся на соломе и мечтавший согреться остатками чая».

Добро бы «ундина», «русалка» опрокинула свечу. Но — чайник! Грубый крик казака: «Экой бес-девка!»; солома, остатки чая — какая уж тут может остаться романтическая окраска сцены! Ночью, отправляясь на свидание, Печорин «разбудил своего казака» и приказал бежать на берег, если он выстрелит из пистолета.

Печорин молод, он ищет любви, ему понравилась таинственная девушка — но жизнь уже научила его не верить ни людям, ни чувствам.

И он оказывается прав: девушка заманила его в лодку, он почувствовал на лице «ее пламенное дыхание» — и в ту же минуту она бросила в воду его пистолет! Она уже не «как змея» такой образ может возникнуть в воображении романтика, но «как кошка вцепилась» в одежду Печорина.

Уже нет ни русалки, ни ундины, ни Миньоны; есть противник, с которым надо бороться. Вместо юношеской страсти — бешенство, вместо огненных поцелуев — борьба между силой и ловкостью. «Я уперся коленкою в дно, схватил ее одной рукой за косу, другой за горло, она выпустила мою одежду, и я мгновенно бросил ее в волны». (Курсив мой. — Н. Д.)

Распущенные косы, производившие такое возвышенное впечатление, теперь играют другую роль — за них можно схватить, чтобы утопить противника. Так кончилось свидание, которое Печорин хотел бы воспринимать романтически.

Когда же напоследок слепой мальчик обокрал Печорина с ведома девушки («Я его послала», — говорит она)-это окончательно разрушает романтическую атмосферу. Конечно, Печорин сам виноват, что его едва не утопили.

Ведь еще «под вечер» он остановил девушку в дверях и «завел с нею… разговор», в котором бросил неосторожную фразу: «А если бы я, например, вздумал донести коменданту?» Последствий этого вопроса он, разумеется, не мог предугадать.

В «Тамани» мы видим, сколько необъяснимого таится в человеке, как тесно переплетаются в жизни причины и следствия.

Поступки, которые Печорин совершал не раздумывая, повлекли за собой много событий, повлияли на судьбы многих людей! Вы, может быть, заметили, что мы мало говорили о самой повести «Тамань», о ее содержании, а больше — о связанных с ней литературных проблемах. Это не случайно.

У Лермонтова (как и у всякого большого поэта) есть такие стихи, которые не хочется разбирать, объяснять, анализировать, а хочется просто повторять и повторять:

  • По синим волнам океана,
  • Лишь звезды блеснут в небесах,
  • Корабль одинокий несется,
  • Несется на всех парусах…
  • Или:
  • На что мне тебя? отвечает младая чинара,
  • Ты пылен и желт, — и сынам моим свежим не пара.
  • Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
  • Мой слух утомили давно уж и райские птицы…

«Тамань» — такая проза, которую невозможно объяснить до конца, которую боишься оскорбить неточным прикосновением. Ее просто хочется перечитывать и перечитывать…

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Сюжет и краткий пересказ повести Лермонтова «Тамань» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/syuzhet-i-kratkij-pereskaz-povesti-lermontova-taman/

Ссылка на основную публикацию