Краткое содержание носов трудный хлеб точный пересказ сюжета за 5 минут

Евгений Носов «Трудный хлеб»

Краткое содержание Носов Трудный хлеб точный пересказ сюжета за 5 минут

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Евгений Носов «Трудный хлеб»

Ходит по лесу осень, развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины, убирает в золото осинки и берёзки. Первые палые листья запестрели на влажных дорогах, на тихих, потемневших водах речных заливов.

Уже давно оставила родную рощу звонкоголосая иволга. Вслед за ней улетели ласточки. Их глубокие норы темнеют в опустевшем береговом обрыве.

А вчера на глухой лесной плёс за деревней Гуторово опустилась пара крохалей – пролётные гости с далёкого севера. На другой день, когда я снова пришел на этот плёс, крохали улетели. Погода не торопила их на юг.

Моё соседство их нисколько не смущало. Видать, мало они имели встреч с человеком. Не то что наша дикая утка .Редко по какой из них не палил из ружья.

И вдруг совсем рядом из кустов: «Бабах!…» Поперёк реки побежали вспененные дробью одна за другой две дорожки.

Крохаль, что был первым, сверкнул белой подкладкой крыльев, торопливо снялся и полетел над рекой. Второй даже не вздрогнул. Он только почему – то окунул голову в воду да так и поплыл вниз по течению.

В прибрежном ситнике захлюпала вода. Показалась вислоухая голова спаниеля с белой пролысиной на лбу. Собака на миг остановилась, повела носом и вошла в реку. Она плыла легко и быстро, почти наполовину высунувшись из воды.

Вскоре спаниель был уже на том месте, где только что гуляла пара крохалей. Но он не повернул за сносимой течением птицей, а, не меняя направления, зашлёпал дальше.

– Чанг, назад! – послышался спокойный, даже ласковый голос.

Чанг встряхнул длинными лохматыми ушами, остановился, поводя носом, и круто повернул влево. Догнав птицу, спаниель схватил её за крыло и , всё так жевысоко над водой неся голову, поплыл обратно. Течение немного несло его. Он выбрался на берег рядом с моими удочками, положил птицу на песок и стал отряхиваться, обдав меня дождём холодных брызг.

– Вот невежа! Перестань!

Из кустов вышел хозяин собаки, грузный, круглолицый, с ёжиком седых усов, он одет в короткий стёганый ватник, на ногах высокие болотные сапоги.

-Обрызгал? – сказал он, подбирая птицу.

– Ничего! – вытирая платком лицо, ответил я. – Хорошая добыча! Редкая.

– А я, знаете, не особенно уважаю крохаля, – возразил охотник. Он приподнял за шею птицу, разглядывая рану на голове.

Я воспользовался случаем, чтобы рассмотреть крохаля. Он – в чёрном сюртуке, белой рубашке. Зелено-чёрная голова заканчивалась копьеобразным клювом. Величиной он был с хорошую крякву, только длиннее и уже её.

– Птица с виду ладная. Но мясо невкусное, рыбой отдаёт,- пояснил охотник, присаживаясь и устало кряхтя. Собака легла рядом.- Набегались мы с тобой, Чанг. Давай – ка, дружище посидим отдохнём.

Чанг одобрительно замахал обрубком хвоста.

– Новичок, наверно? – кивнул я на собаку – Обучается?

– Уже, можно сказать, старик. Пятый год. Золотая собака. – Хозяин ласково провёл ладонью по чёрному шелковистому жилету спаниеля.- Без неё половину добычи потеряешь. Упадёт битая утка в самую топь – как её достанешь? Или взять подранка.

В такую глушь забьётся, что днём с огнём не найдёшь. А Чанг быстро своё дело сработает: и подранка схватит, и битую из топи вынесет. Да хоть бы сегодняшний случай взять. Унесло бы крохаля течением, застрял бы где – нибудь в кустах.

А Чанг, пожалуйста, слазил и достал.

– А отчего он вначале не хотел брать птицу? – поинтересовался я.

– Хотеть – то он хотел, да со следа сбился. Такое бывает.

– Ну что вы! Какой может быть след на воде? Да и зачем след, когда птицу и так видать?

– Э, батенька! Да ведь если бы у Чанга глаза были. Он у меня слепой.

– Слепой!.. – Я даже весь повернулся от изумления. – Совершенно слепой? Да не может быть!…

Я пристально и недоверчиво посмотрел на Чанга Он лежал, положив голову на мохнатые белые лапы в чёрных пестринках. В его глазах не было ничего странного. Светло-карие, внимательные, умные глаза опытной охотничьей собаки.

– Не верите? – усмехнулся хозяин. – Давайте продемонстрирую. – Он достал из ягдташа ломоть хлеба, отщипнул от него кусочек. Спаниель насторожился, оживлённо задвигал влажным, точно резиновым ,носом и уставился на хлеб.

– Чанг! Лови! – крикнул хозяин и подбросил высоко вверх корочку хлеба.

Но Чанг не встрепенулся, не запрыгал, как это обычно делают собаки при виде летящей подачки, он спокойно стоял, вопрошающе глядя на хозяина. И только когда корочка упала в шагах пяти от него, он тряхнул своими мохнатыми ушами и побежал на звук упавшего хлеба.

– Видели? – спросил охотник, бросая собаке весь ломоть. – Хлеб уже летит, а он об этом не подозревает, ждёт, когда я брошу.

Этот опыт убедил меня. Но ведь она вела себя совершенно так же , как обыкновенная, зрячая, ничем не выказывая свою слепоту.

– Вы давеча заметили, что Чанг было промахнулся, плывя за убитой птицей?

– Да, заметил. Только принял это за баловство новичка.

– Нет, это он со следа сбился. На минутку порвалась ниточка птичьего запаха, которая вела Чанга к добыче. Но Чанг молодчина! Быстро нашёлся.

Спаниель благодарно чиркнул по песку обрубком хвоста, понял, что его похвалили. А может, в добром голосе хозяина почуял к себе ласку. Я с уважением посмотрел на Чанга.

– Но как же он ослеп?

– Сам не знаю, – покачал головой хозяин. – Может, таким родился, как узнаешь, что он слепой? Вон вы до сих пор поверить не можете. Ведь он совсем не похож на слепого.

Ни обо что не спотыкается, с собаками, как все, бегает, играет. Убежит от меня далеко – свистну, и он прямёхонько мчит обратно. И по дичи промаху не делает. Ни одной утки не потерял.

А главное – глаза такие умные, понимающие. Разве подумаешь, что эти глаза совершенно ничего не видят? Я-то и сам узнал о его слепоте случайно, так же бросив ему хлеб.

Сначала не поверил, но со временем убедился.

– А не лучше вам завести другую собаку?

– А эту куда? – нахмурился охотник.- Пристрелить? Сдать на воротник? Да я, батенька, за него двух зрячих не возьму. Как-никак пять лет вместе. Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный. Пойдем, Чанг! Бывайте здоровы!

Охотник вскинул на плечо ягдташ, двустволку и зашагал напрямик в чащу леса. Чанг бодро соскочил и побежал за хозяином. Он уверенно продирался через заросли, тычась мордой в лозу и повизгивая от нетерпения.

Я долго глядел ему вслед и теперь уже не жалел убитую птицу.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/80869.html

Носов Е.И. На рыбачьей тропе

Страница 1 из 28

   (Рассказы о природе)

 Рассказы, составившие этот раздел, характеризуют начальный период творчества Е.

Носова, печатались во второй половине 50 — первом половине 60-х годов в курской молодежной газете «Молодая гвардия», в «Курской правде», «Курском альманахе», в журналах «Подъем», «Огонек», «Молодая гвардия», «Наш современник», в «Литературной газете», вошли в первые книги писателя: «На рыбачьей тропе» (Курск, 1958); «Рассказы» (Курск, 1959); «Тридцать зерен» (М., Мол. гвардия, 1961). По сравнению с первым изданием подавляющее большинство произведений переработано автором, в некоторых из них изменены заголовки.

Из явлений природы Е. Носов дал превосходные по краскам и звукам картины летнем о грозового ливня; короткого, сквозь солнце, слепого, в тёплой пелене дождя, нудного осеннего моросея; октябрьской ночи, лунного затмения, радуги, ядреного зимнего утра и дня; жаркого летнего полдня; прохлад ночи, напоенного запахами цветов и трав заката…

Флора Курской области насчитывает около тысячи трехсот видов растений, многие из которых представлены в прозе Е.

Носова не только, так сказать, номенклатурно, назывно, но охарактеризованы ярко и точно тремя-четырьмя словами и, с этой точки зрения, могли бы украсить любой ботанический определитель.

Писатель дал блестящие художественные образцы пейзажной прозы, запечатлевшей и различные сезонные состояние лесостепной природы, и ее «самочувствие» в разное время суток.

В самих «ненаучных» названиях растений, к которым любит прибегать художник в своих рассказах, отразились выверенные воззрения народа на историю, быт, любовь, человеческий характер и т. п.: о женской красоте — анютины глазки; о любви и верности незабудка; о трудном детстве — мать-и-мачеха; в неурожайные годы и белокрыльник хлебница, а в горе и кувшинка одолень-трава…

Многочисленны описания животного, пернатого царства и мелкой твари по внешности и повадкам, отдельные страницы отведены различным видам рыб…

Природа в произведениях Е. Носова не фон и не бутафорская декорация, человек вписан в нее накрепко, как и она в человека. Друг без друга они существовать попросту не могут.

Вся трудовая деятельность людей сосредоточивается здесь вокруг хлебного поля, сенокоса, пастьбы скота, дойки коров, выращивания птицы, весь досуг отдан одной бескорыстной страсти — охоте, рыболовству, собиранию грибов, целебных трав, цветов и ягод, наблюдению над птицей и зверем, уходу за деревом. Любимые герои Е.

Читайте также:  Краткое содержание леди макбет мценского уезда лесков точный пересказ сюжета за 5 минут

Носова председатель колхоза, доярка, птичница и скотница, пастух, сторож и агроном. Это по роду труда, по досугу же все они (и в особенности дети) охотники, рыболовы, грибники, травники, песельники, музыканты, сказочники, люди здоровой мечты и добрых радостных увлечений.

Природа для них не объект высокомерного и бездумного приложения сил она такая же живая, с душой и сердцем, реальность, как и человек: «всякая тварь к душевности понятие имеет, — что рыба, что птица, что зверь какой».

Рассказы, представленные в данном разделе, переиздаются, по обыкновению, для детского чтения, отдельные критики относятся к ним несколько снисходительно, как к «пробам пера» и материалу для построения гладких концепций о творческом развитии автора. Это недоразумение проистекает из укоренившегося в нашей критике и науке искусственного деления литературы на «детскую» и «взрослую», первую из которых почему-то принято считать наиболее легкой для писателя и наименее серьезной.

Думается, правы те критики, которые подходят к литературе как к Литературе, а не чтению для «детей», «домохозяек», и т. п. В 1961 г., в связи с выходом в свет в столице первого сборника его «детских» рассказов, Е. Носов был назван рецензентом журнала «Москва» «тонким художником».

«Носов, — говорилось в журнале, — одарен острым чувством природы. У него к тому же уйма разных сведений о природе. У него есть то, что Михаил Михайлович Пришвин назвал культурой «родственного» внимания к личности всяких живых существ. Раздумья о связи человека и природы стали основой многих рассказов Нокова» (Ланина В.

Тонкий художник. — Москва, 1961, № 10, с. 211).

«Да, — писал недавно А. Кондратович, оспаривая снисходительное отношение отдельных критиков к первым произведениям Е. Носова, — ранний Носов идилличен, замкнут в своем кругу тем и интересов; да, он пока еще художник-пейзажист, и жизнь со всеми ее трудностями и противоречиями еще за пределами того, что он делал.

Но то, что он делал, он делал с пониманием всей ответственности перед читателем, перед великой нашей литературой, на том уровне мастерства, когда становятся нестерпимыми малейшее неряшество и любой неверный звук.

По этой причине мы и не уловим отчетливых переходов в творческой биографии писателя» (Наш современник, 1982, № 1, с. 173).

****

Источник: http://gorenka.org/index.php/kurskie-avtory/119-nosov-e-i/5981-nosov-e-i-na-rybachej-trope-rasskazy-o-prirode?showall=&start=11

Небольшое сообщение пятиклассника о писателе, подготовленное дома по справочной литературе.

Введение кластера (опорной записи на доске и в тетрадях)

— Как вы думаете, ребята, почему сегодня на уроке о писателе Носове мы вспоминаем о другом писателе — о Паустовском?

(У них есть произведения, похожие по названию.)

Запишем их на доске и поразмышляем о сходстве и различии.

(Учащиеся сразу вспоминают многозначность метафоры “тёплый хлеб” из недавно изученной сказки Паустовского: это и тёплая мука, в которую люди радостно погружали руки, и свежеиспечённый хлеб, и общее дело, объединившее людей в трудную минуту.)

А теперь давайте попробуем взять интервью у человека, не читавшего рассказ Евгения Носова. Спросим у него, о чём, по его мнению, может быть произведение с таким названием.

Если в классе нет таких, может быть, кто-то попробует вообразить себя в подобной ситуации: как бы он рассуждал? (Задача данного приёма — пока отвлечь ребят от разговора о судьбе собаки, чтобы вспомнить такое значение слова “хлеб”, как “средство к существованию, заработок”.

Словари обычно тут же указывают фразеологизм “быть на хлебах” — на пропитании, иждивении. Можно напомнить строчку из стихотворения «Железная дорога» Н.А. Некрасова: “Трудно свой хлеб добывал человек”.) Ребята, а какой хлеб, по-вашему, труден?

(Учащиеся называют трудные, с их точки зрения, профессии и виды деятельности, кстати, в том числе и труд учителя. В результате беседы в тетради появляются новые опорные записи.)

А теперь найдите в тексте рассказа слова, которые перекликаются с нашими размышлениями о смысле названия. (“Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный” — так говорит о главном герое рассказа собаке Чанге его хозяин.)

— А как вы считаете, насколько это важно, какой хлеб есть: трудный, честно заработанный, или лёгкий, не требующий особых усилий?

(Ребята рассуждают, что в жизни кому как повезёт с работой, но “трудный хлеб” обычно вызывает больше уважения, а иногда и удивления.)

— Но ведь в рассказе Носова речь идёт о собаке. Какие профессии собак вам известны?

— Какая профессия у Чанга?

(Это охотничья собака.)

— Какие к ней предъявляются профессиональные требования?

(Ловкость, быстрота реакции, зоркость, чутьё, абсолютный слух, жестокость, сообразительность.)

— Всем ли этим требованиям соответствует Чанг?

(Нет, это слепая собака.)

— Кем обычно в человеческом обществе являются слепые?

(Это инвалиды, обречённые на жалость, помощь других людей или беспомощное сидение дома, на пенсии, ведь работать они не могут.)

— А как поступают, если собака не соответствует профессиональным требованиям?

(В «Методических рекомендациях» к учебному пособию «Вокруг тебя — Мир» помещён очень яркий публицистический материал, который зачитывает подготовившийся заранее мальчик.)

В одной из газет было напечатано следующее.

В собачьей практике тоже бывает полное служебное несоответствие. Случается это реже, чем у людей, собаки более ответственны

Небольшую экспедицию из Москвы на Алтай в охотничьем хозяйстве приняли очень радушно и гостеприимно. Хозяйка дома, где остановились гости, метала из печи на стол разные охотничьи яства, одновременно рассказывая про свой дом, быт и житьё.

Вот этот пушистый коврик… Мы его очень любим. Правда, красивый?.. Это у нас была собака — лайка Ролик, очень тоже любимая, это в память о ней. Ласковая была до невозможности, право, как пуделёк. Представляете, на лося не пошла, пожалела. Пришлось мужу её пристрелить.

А что делать? — посетовал охотник. — Я не могу содержать тунеядца, хоть он и ласковый. У меня работа, мне помощник нужен. (Вокруг тебя — Мир. Методические рекомендации. 5-й класс / Авт.-сост. А.Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова, А.М. Розов, В.В. Шишкина. М.: МАИК «Наука», 1996. С. 68–69.)

Завязывается микродискуссия о возможности и нравственной оценке такого отношения к переставшему соответствовать профессиональным требованиям животному, подводя её итоги, учитель зачитывает продолжение статьи.

Случай, что и говорить, жутковатый, и поэтому городок, где это произошло, и имён меня просили не называть. Да и что это изменило бы сейчас? Понять охотника можно. Простить?.. Вряд ли. Ну, непрофессиональный пёс, ну не нравятся ему сохатые, не лежит душа их гнать. Может, таких псов один на тысячу? Может, ему место в детском саду, среди ребятишек, чтоб добрее были…

А теперь сравним позицию этого охотника с позицией хозяина Чанга. Прочитаем по ролям диалог, начиная со слов: “Новичок, наверно?” до слов: “А эту куда? — нахмурился охотник. — Пристрелить? Сдать на воротник? Да я, батенька, за него двух зрячих не возьму”.

В процессе обсуждения проблемы обращаемся к очень содержательным и предполагающим возможность выбора заданиям учебного пособия (Вокруг тебя — Мир. Книга для ученика. 5-й класс / Авт.-сост. А.Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова, А.М. Розов, В.В. Шишкина. М.: МАИК «Наука», 1996. С. 92, задания 1, 2), а также оформляем новый кластер, представляющий собой схему рассуждения по АТРИЗ.

+

Если брать слепую собаку на охоту:

— Какие “плюсы” и “минусы” вы считаете самыми важными? Подчеркните их.

— Можно ли, по-вашему, считать такое бережное и уважительное отношение к собаке реальной помощью в трудной жизненной ситуации?

(Да, собаке хозяин оказывает доверие, любит её, она не ощущает своего несовершенства.)

— А ведь это очень важно и для животных, и для людей — умение оказывать помощь обиженному судьбой существу, не унижая его, не усугубляя горя и неприятных ощущений.

Тем более что именно они больше всего нуждаются в нашей заботе и понимании. Приходилось ли кому-то из вас, ребята, оказывать такую помощь? Как вы это делали? Как чувствовали себя при этом?

Эмоционально-интеллектуальная пауза

А теперь закройте, пожалуйста, глаза и послушайте, как я прочитаю детали описания. Попробуйте показать жестами, молча, кто так описан в тексте. Отвечать вслух будет только тот, кого я назову, и при этом с закрытыми глазами.

Итак, “белая подкладка”, “чёрный сюртук”, “белая рубашка”, “зелёно-чёрная голова”, “острый копьеобразный клюв”. Да, это, действительно, птица крохаль, которую добыли Чанг и его хозяин.

Какой художественный приём преимущественноиспользован здесь автором? Как вы думаете, почему?

(Олицетворение, потому что автор сначала жалеет зря погубленную птицу: мясо у неё всё равно невкусное.)

А теперь откройте глаза и быстро найдите в тексте описание Чанга.

(“Показалась вислоухая голова спаниеля с белой пролысиной на лбу”, “плыла легко и быстро”, “встряхнул длинными лохматыми ушами”, “Он лежал, положив морду на мохнатые лапы в чёрных пестринках. В его глазах не было ничего странного.

Читайте также:  Краткое содержание андреев кусака кратко и по главам точный пересказ сюжета за 5 минут

Светло-карие, внимательные, умные глаза опытной охотничьей собаки”, “насторожился, оживлённо задвигал влажным, точно резиновым, носом”). Можно ли по этим деталям судить об отношении автора к собаке?

(Да, он удивлён и восхищён ею, её “трудным хлебом”).

— Вернёмся к началу, зачитаем первый абзац. Что он из себя представляет?

(Это пейзаж — описание осенней природы. Но пейзаж необычен, в нём тоже олицетворение: осень изображена, как хозяйка, которая наводит порядок в лесу. Может быть, автор хочет подчеркнуть мысль, что у каждого своя судьба и свои заботы.)

Ребята, а как вы думаете, трудным или лёгким был хлеб у маленького светофора Светика из рассказа Татьяны Александровой «Светофорчик»? Давайте послушаем его самого. Можно задать вопросы.

(Заранее подготовившийся ученик делает пересказ текста от имени Светика. (Вокруг тебя — Мир. Книга для ученика… С. 24–25.). В ходе обсуждения ребята приходят к выводу, что эта работа тоже непростая, ведь прохожие и машины очень часто спешат и нарушают правила дорожного движения.)

— Только ли о правилах дорожного движения этот рассказ? А о чём тогда?

(Работая над 2-м и 3-м вопросами учебного пособия «Вокруг тебя — Мир» и выдвигая собственные версии, ребята приходят к выводу, что сказка не столько о правилах движения и не только о приключениях светофорчика, а о том, можно ли сразу сделать всех счастливыми. “Я хотел быть добрым сразу ко всем, — думает Светик, — и чуть было не погубил всех”.)

— Давайте прочитаем по ролям заключительный диалог Светика с листьями, снежинками, птицами и проследим, как постепенно сказочный герой сам приходит к жизненной мудрости. Какой? (“Так приятно всегда говорить «да», и всё-таки иногда «нет» лучше, чем «да», — делился Светик открытием со своими собеседниками”. Чтобы не было беды и несчастных, бывает, нужно отказывать себе в чём-то.)

На дом учащиеся получают одно из творческих заданий, предусмотренных учебным пособием «Вокруг тебя — Мир», на выбор: написать письмо — отклик на газетную статью, которую обсуждали в начале урока (с. 92) или написать письмо Светику о том, чему научила история, которая произошла с ним.

Заканчивается работа отзывами ребят об уроке.

Источник: http://lit.1september.ru/article.php?id=200500202

Урок внеклассного чтения по литературе «Лучший способ сохранить своих друзей – не предавать их» по рассказу Е.Носова «Трудный хлеб», 5 класс

Тема: «Лучший способ сохранить своих друзей – не предавать их». По рассказу Е.Носова «Трудный хлеб».

Цели: 1.Обучить сравнительно – сопоставительному анализу текста,

формировать умение сопоставлять близкие по теме

произведения в соответствии с поставленной проблемой;

2. Развитие речевых навыков на уроке;

3. Воспитание любви к природе, животным, к труду; формирование таких нравственных качеств, как милосердие, внимание, забота о ближних; обратить внимание учеников еще на одну проблему; важно оказывать помощь таким образом, чтобы тот, кому помогают, смог, несмотря на свои физические недостатки, сохранить чувство собственного достоинства и реализовать себя.

Дидактическое пространство урока: выставка произведений Е. Носова, иллюстрации по рассказу, газета со статьей «О книгах и героях Е.Носова».

На доске записано Е.Носов «Трудный хлеб».

Эпиграф к уроку: Лучший способ сохранить своих друзей – не предавать их.

У.Мизнер.

    Мы не раз, ребята, говорили с вами о том, что писатели (впрочем, как и любые другие творческие люди) часто обращают наше внимание на то, чему просто не придаем значения в повседневной жизни.

    Им, как никому другому, дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться, проникать в тайные причины поступков, высвечивать то, что остается незамеченными другими. Это нам сегодня предстоит подтвердить на примере рассказа Е.Носова «Трудный хлеб», который вы должны были прочитать дома.

    Но когда я готовилась к уроку, я вспомнила, что у меня есть выписанный отрывок из газеты «Известие» за 08.09.1997 год. Этот отрывок потряс меня до глубины души. Я хочу сейчас вам его прочитать.

      «В собачьей практике тоже бывает полное служебное несоответствие. Случается это реже, чем у людей, собаки более ответственны.

      Небольшую экспедицию из Москвы на Алтай в охотничьем хозяйстве приняли очень радушно и гостеприимно. Хозяйка дома, остановились гости, метала из печи на стол разные охотничьи яства, одновременно рассказывая про свой дом, быт и житье.

      – Вот этот пушистый коврик …мы его очень любим. Правда, красивый?…Это у нас была собака-лайка Ролик, очень тоже любимая, это память о ней. Ласковая была до невозможности, право как пуделек. Представляете, на лося не пошла, пожалела. Пришлось мужу ее пристрелить.

      – А что делать? – посетовал охотник. Я не могу содержать тунеядца, хоть он и ласковый. У меня работа, мне помощник нужен».

      .

      Ребята мне хочется узнать ваше отношение к поступку охотника.

      – Какие чувства, мысли появились у вас после того, как вы услышали отрывок?

      – Охотник поступил неправильно по отношению к своей любимой собаке.

      – Как вы думаете, почему я начала урок с чтения этой статьи, хотя тема нашего урока Е. Носов «Трудный хлеб»?

      – В этом отрывке из газетной статьи и рассказе имеются общие моменты: говорится об охотниках и их собаках. Обе собаки не были безупречными помощниками своих хозяев.

      – Оба охотника вынуждены были решать для себя проблему: что делать с собакой, от которой на охоте мало проку. Одинаково ли охотники относятся к своим собакам? Зачитайте примеры из текста.

      – Охотник из газетной статьи не любил свою собаку, а охотник из рассказа уважал Чанга как своего друга и помощника.

      – Как относится собака к своему хозяину? Найдите в тексте.

      – «Чанг одобрительно замахал обрубком хвоста». «Спаниель благодарно чиркнул по песку обрубком хвоста, понял, что его похвалили». «Чанг бодро вскочил и побежала хозяином». Собака предана хозяину.

      – А что еще говорит автор о собаке и как он к ней относится? Прочитайте в тексте.

      – В его глазах не было ничего странного. Светло-карие внимательные, умные глаза опытной охотничьей собаки.

      – Ощущалось ли со стороны, что собака была слепа?

      – Нет, она только на первый взгляд казалась новичком на охоте.

      – Давал ли охотник почувствовать собаке, что она теперь неполноценный помощник своего хозяина?

      – Нет. Хозяин спокойно давал уточняющие команды, подбадривал собаку похвалой.

      – Как могла сложиться судьба Чанга, окажись он у другого хозяина?

      – Его могли также убить, как это сделал охотник из газетной статьи, а также могли выкинуть собаку на улицу.

      А теперь мы ответим на вопрос-задание №1 на стр. 92 ваших учебников. Первые три упрощённые высказывания. Последнее предположение более глубокое и подтверждает настоящую дружбу.

      – Почему рассказчик не жалел убитую птицу, после того, как узнал историю Чанга? – Он вник в суть этой собаки, в этот труд тяжёлый.

      – В каких словах рассказа выражается его главная мысль? Зачитайте.

      – Читают отрывок на стр.91 ( от слов – А не лучше ли вам… Бывайте здоровы!)

      – Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»?

      – Собака трудным, четным способом зарабатывала себе на «хлеб».

      – Важно ли какой «хлеб» есть: трудный честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи?

      – Важно, что как «хлеб», заработанный честным трудом ешь с гордостью, а легкий «хлеб» не имеет для вас никакой ценности.

      Итак, ребята, можно сделать следующий вывод нашего урока: помощь бывает разная.

      Одно дело помочь в чем-то повседневном, привычном: помочь маме донести сумки до дома, вынести ведро, убрать квартиру, другое – оказать помощь тому, кто остро в ней нуждается.

      И в такой ситуации бывает важным не только помочь человеку, но и подумать о том, не унизительна ли для него наша помощь, не задевает ли она его гордости и достоинства.

      5. На доске записан эпиграф. Подходит ли он к теме нашего урока.

      6. К уроку некоторыми учащимися были нарисованы иллюстрации. Сейчас проведём защиту иллюстраций. Какой момент из рассказа вы изобразили? Почему выбрали именно этот момент, чем он вас заинтересовал?

      7. Мы с вами выполнили 1 этап домашнего задания, а сейчас перейдём ко 2 этапу. Он состоит из трёх заданий разной сложности. В зависимости от того, какое задание вы выполните, будет зависеть ваша оценка.

      Сегодня на уроке мы познакомились с одним из рассказов писателя. Но если вы заинтересовались произведениями этого автора, то вы можете обратиться к газете, прочитать о жизни и творчестве Е.Носова, а также для вас работает выставка книг этого автора.

      1. Как относится собака к своему хозяину?

      1. А что ещё говорит автор о собаке и как он к ней относится?

      1. Ощущалось ли со стороны, что собака была слепа?

      Читайте также:  Краткое содержание булгаков морфий точный пересказ сюжета за 5 минут

      4. Давал ли охотник почувствовать собаке, что она теперь неполноценный помощник своего хозяина?

      5. Как могла сложиться судьба Чанга, окажись он у другого хозяина?

      6. Ответ на вопрос-задание №1 на стр.92. выбери правильное высказывание. Обоснуй свой выбор.

      7. Почему рассказчик не жалел убитую птицу, после того, как узнал историю Чанга?

      8. В каких словах рассказа выражается его главная мысль?

      9. Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»?

      10. Важно ли какой «хлеб» есть: трудный честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи?

                    Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=6929

                    «В СЕРДЦЕ ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ БОГАТСТВО» ( Открытый урок в 5 классе (2ч) по рассказу Евгения Носова «Трудный хлеб») – PDF

                    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Самаринская основная общеобразовательная школа» Урок внеклассного чтения в 7 классе «Человек-это прежде всего доброта, простота, великодушие» (По

                    Подробнее

                    Разговор с учащимися на тему: «Милосердие нужно ли оно в наше время?» Цель: учащиеся должны достичь следующих результатов: -распознавать понятие «милосердие», -распознавать качества милосердного человека,

                    Подробнее

                    Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад 79 общеразвивиающего вида» г. Сыктывкара Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Тема: Составление сказки (подготовительная

                    Подробнее

                    Традиционная школа МОУ СОШ 106 Обучение грамоте Учитель: Урубкова М.В Фрагмент урока М.Пришвин «Глоток молока» Цель: продолжить знакомство с творчеством М.М.Пришвина Задачи: работать над совершенствованием

                    Подробнее

                    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Цнинская средняя общеобразовательная школа 1» Конспект урока литературного чтения по теме: М.Зощенко «Самое главное». Смысл рассказа. (4 класс, УМК

                    Подробнее

                    Особенный ребёнок в современной литературе (по повести Р. Эльф «Синий дождь») Концепция: Особенный ребёнок – органическая часть современного общества Задачи: Обучающие: учить характеризовать героев художественного

                    Подробнее

                    Любящее сердце. Мастерская творческого письма в начальной школе. Цели и задачи: 1.Формировать потребность и стремление учащихся бережно и внимательно относиться к маме. 2.Развивать познавательную мотивацию,

                    Подробнее

                    Пришвин М.М. “Ребята и утята” познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями

                    Подробнее

                    Урок чтения в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: «В.Ф. Одоевский «В гостях у Дедушки Мороза» учитель: Цапкова Вера Федоровна Цель: -Знакомить детей с классическими произведениями

                    Подробнее

                    Классный час «Жизнь дана на добрые дела» Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас. Учитель: Посмотрите на «пушистиков». У них разные настроения. Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение

                    Подробнее

                    Программное содержание: Развитие речи в старшей группе Конспект занятия на тему «День Матери» Продолжать знакомить с общественным праздником «День Матери». Отвечать на вопросы, правильно строить предложения

                    Подробнее

                    Внеклассное мероприятие в 3 классе «Спешите делать добро» Составила: учитель начальных классов МКОУ «Заокская сош им. Героя России Сергея Бурнаева» второй квалификационной категории Рощина И.В. Цели: Воспитывать

                    Подробнее

                    Источник: https://docplayer.ru/38006973-V-serdce-vse-chelovecheskoe-bogatstvo-otkrytyy-urok-v-5-klasse-2ch-po-rasskazu-evgeniya-nosova-trudnyy-hleb.html

                    Урок ” Трудный хлеб, но честный”

                    Изучение художественного очерка Е.Носова “Трудный хлеб”

                    Урок 1.

                    Трудный хлеб, но честный”.

                    Замысел урока: посредством наблюдения за построением очерка проследить развитие чувств автора-рассказчика, определить главных действующих лиц, осмыслить идею произведения.

                    Ход урока.

                    I. Информационное сообщение учителя или подготовленного ученика.

                    1. Личность и творчество Е.Носова. Автобиография писателя приводится в книге “Литература: Учеб. хрестоматия для 7 кл. сред. шк.” – автор-составитель В.Я.Коровина.-М., “Просвещение”, 1993, с. 264-266.

                    2. Характеристика понятия “художественный очерк”.

                    Очерк – эпический жанр, широко распространенный в современной литературе. В центре внимания писателя не разрешение конфликта в действии, а процесс ознакомления с явлениями, последовательность их анализа, ход размышлений. Неотъемлемая часть художественного очерка – художественные образы.

                    Они связаны с определенным местом, фактами, событиями, но в то же время широко обобщают действительность, несут в себе ее эстетическую оценку. Поэтому смысл художественного очерка шире изображенных в нем конкретных явлений или проблем.

                    Композиционную связь между частями очерка обеспечивает автор-рассказчик: он не столько действует, сколько наблюдает, оценивает события и факты, разъясняет их.

                    ^

                    1. Определите тематику очерка: о чем это произведение? Возможно учащиеся скажут, что это очерк о собаке, о животных, об охоте, об осени, о дружбе, верности, преданности (запись на доске).

                    2. Чтобы определить главную тему очерка, найдите слова, обобщенно представляющие значение слов, перечисленных вами.

                    Очерк начинается описанием осенней природы. Ее гармонию нарушает человек. “Природа” – это и животные (собака и крохали), и озеро, и лес, и время года (осень). За словом “человек” в очерке мы видим и хозяина спаниэля, и его действия (охоту), и рассказчика. Под руководством учителя учащиеся приходят к выводу о том, что это очерк о природе и человеке.

                    3. Перескажите произведение. Пересказ может быть организован “по цепочке”: один ученик пересказывает законченный по смыслу фрагмент текста – эпизод ( его границы он определяет сам), затем другой, третий и т.д. Учитель корректирует изложение текста и определение границ эпизодов учениками. 5. Составьте цитатный план очерка (см. таблицу).*

                    ^

                    6. Найдите и перечитайте описание птиц в начале очерка. Назовите слова, характеризующие отношение рассказчика к птицам.

                    Учащиеся перечитывают ^ текста, отмечают слова и истолковывают их: “пролетные гости”- рассказчик – внимательный наблюдатель: он замечает изменения в природе, появления нового. Он любознателен, чуток и доброжелателен: незнакомцев-птиц он называет “гостями”;

                    соседство их не смущало” – Природа – дом всему живому; она принадлежит птицам и зверям, они – часть ее. Крохали “мало имели … встреч с человеком”, поэтому не боялись такого соседства.

                    7. Какие чувства испытывает рассказчик после внезапного выстрела?

                    Учащиеся перечитывают абзац, начинающийся со слов “Крохаль, что плыл первым…” и отмечают, что рассказчик и любуется птицами – “крохаль … сверкнул белой подкладкой крыльев” – и беспокоится за них – “Он только почему-то окунул голову в воду…”

                    8. Найдите в тексте портрет убитого крохаля. Какие детали замечает рассказчик? Какие чувства вызывает у читателя это описание птицы?

                    Учащиеся отмечают красоту черно-зеленой птицы. Рассказчик выражает свое восхищение, “очеловечивая” крохаля: “в черном сюртуке, белой рубашке.” Мы вместе с ним любуемся “гостем с далекого севера” и сожалеем о его внезапной смерти от пули охотника.

                    9. Больше о птице до конца очерка ничего не будет сказано. В сердце рассказчика сохраняется жалость к красавцу-крохалю. Почему же в последней фразе очерка автор-рассказчик отказывается от своего чувст-ва? Удивление и восхищение действиями слепого Чанга – спаниэля, главное дело которого – охота, побороли в душе рассказчика чувство жалости к его добыче – крохалю. Труд Чанга, его преданность хозяину вызывают уважение. 10. Очерк называется “Трудный хлеб”. Перечислите известные вам значения слова “хлеб”. Хлеб – испеченое тесто, еда; работа, дело, занятие; жизнь. 11. В каком значении употреблено в названии слово “хлеб”? Трудная работа (охота вслепую). Трудная жизнь (слепой собаки). 12. Подберите синонимы к слову “трудный” в этих словосочетаниях. Сложная, тяжелая, ответственная работа. Нелегкая, беспокойная, суровая жизнь. 13. Найдите в тексте самые важные слова для понимания главной мысли очерка.

                    Трудный хлеб, но честный”.

                    14. Выразите своими словами главную мысль очерка.

                    Варианты:

                    1. Чангу живется трудно, но он честно зарабатывает себе на хлеб;
                    2. каждый должен добывать свой хлеб честным трудом;
                    3. можно преодолеть все трудности, если рядом верный и надежный друг;
                    4. в природе все уравновешенно, все гармонично, недостаток восполняется преимуществом в чем-то другом;
                    5. жизнь – тайна, и что-то всегда остается непостижимым для человеческого сознания.

                    Домашнее задание.

                    Подготовиться к разговору о главном герое очерка – Чанге:

                    1. перечитать текст;
                    2. отметить портретные черты спаниеля;
                    3. отобрать фрагменты текста, важные для характеристики собаки.

                    * * *II. Осмысление сюжета произведения, работа над эпизодом, составление цитатного плана очерка

                    эпизода

                    Цитатный план очерка начало эпизода конец эпизода изменение чувств

                    автора-рассказчика

                    как основа сюжета

                    “Ходит по лесу осень…” “Ходит по лесу осень…” “…палили из ружья.” Описание места действия, состояния умиротворения автора-рассказчика, пребывающего наедине с природой.
                    “Трах-бабах!” “И вдруг совсем рядом…” “…вниз по течению.” Любование птицами. Нарушение гармонии, тишины и покоя выстрелом. Недоумение автора-рассказчика: что случилось с крохалем?
                    “Хорошая добыча!” “В прибрежном ситнике…” “…Хорошая добыча! Редкая.” Знакомство. Чувство солидарности: удачная охота.
                    “Птица с виду ладная.” “А я, знаете…” “…замахал обрубком хвоста.” Жалость к убитому красавцу-крохалю.
                    “Какой же может быть след на воде?” “Новичок, наверно?- …” “… если бы у Чанга глаза были.” Интерес к спаниэлю-“новичку”.
                    “Слепой!..” “Он у меня слепой.” “… глаза опытной охотничьей собаки.” Удивление высшей степени.
                    “Хлеб уже летит…” “Не верите? – …” “…а потом, со временем, убедился.” Сомнение в словах хозяина Чанга.
                    “… я … за него двух зрячих не возьму.” “У меня опять клюнуло.” “… повизгивая от нетерпния.” Восхищение слепым Чангом.
                    “… уже не жалел убитую птицу.” “Я долго глядел ему вслед и теперь уже не жалел убитую птицу.” Изменение взгляда автора на событие: уважение с Чангу-труженику.

                    Источник: http://izlov.ru/docs/100/index-16804.html

                    Ссылка на основную публикацию
                    Adblock
                    detector