Краткое содержание оперы рубинштейна демон точный пересказ сюжета за 5 минут

Демон (Рубинштейн)

Краткое содержание Оперы Рубинштейна Демон точный пересказ сюжета за 5 минут

Демон (Рубинштейн) – это опера,  имеющая три действия и семь картин. Произведение было написано П. Висковатским,  по одноименной поэме  Лермонтова.

Первая постановка оперы состоялась 25 января 1875 года, в Мариинском театре, города Петербурга. Все события картины разворачиваются в Грузии.

Сайт клуба «Орфей» предлагает послушать онлайн и совершенно бесплатно любимые отрывки из оперы, а также прочитать, и даже скачать либретто.

 Первое действие

 Картина первая – пролог

 В Кавказских горах свирепствует буря, в шуме непогоды  слышатся голоса адских духов. Они прекрасно знают, кто это сделал, и с большим нетерпением ждут своего повелителя.

  На вершине одной из гор, появилась черная тень –  это демон проклятый богом и людьми,  райский изгнанник,  который нигде не может найти себе покой.

Демон ненавидит весь мир,  ангелы уговаривает его покаяться, но она отвергает эту просьбу.

 Картина вторая

 Перед демоном совершенно другая картина, прекрасная природа речной долины Арагвы, на берегу, которого старый замок князя Гудала. К реке спускаются девушки, среди которых находится дочь князя Тамара. Демон с большим волнением смотрит на красивую девушку, и вспоминает тех, с кем когда-то проводил время и кого давно ставил. Демон  не может отвести глаз красавицы Тамары.

 Непонятное ощущение страха охватывает девушку, Тамара ненадолго успокаивается. Что за голос вдруг почудился ей? Кто позвал ее с собой, пообещав ей власть над миром и вечность. Княжна замечает на вершине скалы, мимолетную тень, но она вдруг пропадает.

Картина третья

 В горах по дороге едет богатый караван – это князь Синодал едет к своей невесте. Недалеко от ущелья дорогу перегородил обвал. Скоро ночь, караван должны остаться в этом месте до утра.

Старый слуга предлагает князю сходить помолиться  в часовню, которая видна на скале, так как это поможет  уберечь путников. Но парню не до молитвы, он все время думает как бы быстрее увидеть и обнять Тамару.

Спутники князя, уставшие от долгой дороги, готовятся к ночлегу, и быстро засыпает. Также уснул и молодой князь. Над телом Синодала стоит темная фигура, которая всматривается в него – это Демон смотрит на своего соперника. Во время сна лагерь прокрались татары, и уничтожили его.

Некоторые были убиты, кто сбежал, а сам Синодал был смертельно ранен. В последние мгновения своей жизни, князь видит перед собой, черный молчаливый призрак.

Второе действие

Картина четвертая

В замке Гудала  большой праздник, старый князь выдает свою дочь Тамару замуж. Звучит веселая песня, повсюду танцы, вино льется рекой.

Жених еще не прибыл, но от него приехал гонец с известием, о том, что Синадал,  задержится пути и прибудет в полдень. Но Тамара совершенно не думает о нем,  в ее мыслях совершенно другой образ.

Слышится крик и плачь, в  зал, где происходит пиршество, заносят тело  убитого жениха.  Тамара уверена, что пришел конец  ее мечтам о любви.

 В минуты скорби Тамара обращается в мольбе к небу, и словно застывает. И, ей кажется, что кто-то ее зовет. Она слышит голос, который утешает и говорит, что князь не может воскреснуть, и что он теперь далеко в райских местах. И опять же кто-то предлагает княжне власть над миром.

 Девушка пытается узнать, кто говорит с ней, но ответа не поступает. Неизвестный голос обещает появиться обратно ближе к ночи. Юная княжна очарована его дивными речами  и не земной красотой, она ловит себя на мысли, разве можно думать о радостях жизни, когда убили ее жениха? Тамара просит старого князя отпустить в монастырь.

Третье действие

Картина пятая

 Любовь к девушке, совершенно изменила демона. Для него неважно бессмертие  и власть над миром. Главное чего он хочет, быть рядом с красивой девушкой и любить ее.  Он не боится войти в святыню,  так как его дух открыт для добра.  Ангелы пытаются препятствовать ему, но видя его решимость, пропускают. Демон переступает порог монастыря.

Все вокруг спят, только в одном окне мерцает свет –  это покои Тамары. В монастыре она не нашла того что искала. Но ее все равно постоянно преследует тот голос. Он везде, во сне, во время молитвы. Молодая княжна не знает кто он, но она его ждет. И он пришел. Она его боится. Демон ничего, не тая, рассказывает девушки все о себе.

Она готова поверить ему, только просит, чтоб он поклялся. Демон готов раскаяться. Бедная княжна уже не может сопротивляться искушению. Но звон утреннего колокола и песнь монахов выводят ее из оцепенения. Ей показался этот звук, своеобразным предостережением. Демону удалось убедить Тамару, от его первого поцелуя она падает мертвой.

Эпилог

Ангелы говорят, что Тамара свои сомнения искупила страданием и любовью, рай для нее открыт. Демону нет прощения, и он в ярости проклинает все земное.

Картина седьмая

Апофеоз

Сонм ангелов забирают молодую княжну на небеса, в вечное блаженство.

Источник: http://orfey.club/opyeri/dyemon-rubinshtyeyn/

Краткое содержание Антон Григорьевич Рубинштейн. Демон

ДЕМОН

Опера в трех актах (шести картинах)

Либретто П. А. Висковатова

Действующие лица:

Князь ГудалТамара, его дочьНяня ТамарыКнязь Синодал, жених ТамарыСтарый слуга князя СинодалаГонецДемонАнгел БасСопраноКонтральтоТенорБасТенорБаритонКонтральто

Хоры злых и добрых духов, грузин и грузинок, гостей, татар, слуг, монахинь.

Место действия: Грузия.

СЮЖЕТ

Буря в горах. На фоне неба, озаряемого вспышками молний, одиноко вырисовывается фигура Демона. Он радостно внимает разбушевавшейся стихии разрушения и борьбы. Но вот буря стихает. Демон с презрением вслушивается в многоголосый хор пробуждающейся природы.

Он ненавидит мир, населенный ничтожествами, пресмыкающимися перед творцом вселенной. Ангел добра призывает Демона к любви и всепрощению. Только любя и прощая, он сможет вернуться в рай. Но Демон отвергает эти призывы.

Ему не нужен покой райской обители: он жаждет борьбы и страстей.

Замок князя Гудала на берегу Арагвы. Группа девушек спускается к реке за водой. Среди них прекрасная дочь Гудала Тамара. Она весело шутит и играет с подругами. Невидимый ими, появляется на скале Демон. Он поражен чистой красотой Тамары. Непонятная тоска овладевает девушкой; она чувствует

присутствие Демона. Неожиданно слова страстных признаний касаются ее слуха. Кто-то незримый призывает ее забыть все земное, уйти в надзвездные края, где она станет царицей мира. Тамара оглядывается и видит Демона. В испуге она зовет подруг, но на скале уже нет никого.

Полная неясной грусти, Тамара возвращается в замок.

Молодой князь Синодал спешит к невесте. Буря задержала его караван, и сегодня ему не дойти до замка Гудала. Спускается ночь. В диком ущелье, у старой заброшенной часовни, караван останавливается на ночлег. Князь посылает к Гудалу гонцов. Лагерь засыпает.

Лишь Синодал сидит в задумчивости. Его мысли устремлены к Тамаре, он мечтает о скорой встрече с возлюбленной. Но вот и князя одолевает сон. На скале возникает мрачная фигура Демона. Некоторое время Демон всматривается в уснувших путников и затем исчезает. Внезапно на спящий караван нападают разбойники.

Завязывается неравный бой. Синодал умирает с именем Тамары на устах.

В замке Гудала все готово для свадьбы. Ждут лишь жениха. Старый князь выводит к гостям одетую в подвенечное платье Тамару. Гонец сообщает, что вскоре должен прибыть Синодал. Начинаются танцы. Неожиданный шум и крики нарушают веселье. Вносят тело убитого князя. Тамара поражена горем.

Гости в молитве преклоняют колени. В это время Тамара снова слышит голос Демона и с трепетом внимает его утешениям. Она погружается в тяжелый сон; во сне ей является Демон. Пробудившись, Тамара ищет таинственного искусителя и вдруг наяву слышит его голос.

Страшась обольщения, она просит отца отпустить ее в монастырь. Гудал дает согласие.

Ночь. Спит монастырь. Освещено лишь окно кельи Тамары. Появляется Демон. Любовь преобразила его. В нем ожили угасшие чувства. Ему уже не дороги ни власть, ни бессмертие, ни свобода. Он жаждет испытать человеческое счастье.

С тайным трепетом приближается Демон к монастырю, но путь ему преграждает Ангел. Он заклинает Демона оставить Тамару. В мгновение прежняя ненависть закипает в душе Демона, и с возгласом “Она моя” он устремляется за ограду.

Келья, освещенная лампадой. У открытого окна задумчиво стоит Тамара. Монастырь не принес девушке желанного успокоения. И здесь ее неотступно преследует образ таинственного искусителя. Неожиданно лампада гаснет, Тамара видит в келье Демона. Он говорит ей о своих страданиях, жажде обновления и любви, которая заставила возненавидеть зло. Тамара пытается побороть растущее чувство любви.

Но речь Демона звучит все более страстно, горячо, и девушка поддается его очарованию. Демон приникает к ее устам страстным поцелуем. Тамара падает мертвой. Злой дух торжествует: он овладел чистой душой девушки. Но торжество его преждевременно: Ангел добра приносит Тамаре прощение. Ее душа принадлежит небу. Погибла последняя надежда Демона.

Снова он один в мире, один со своей тоской и ненавистью.

МУЗЫКА

“Демон” обладает ярко выраженными чертами лирико-драматической оперы. Внимание к душевной жизни героев, обрисовка действующих лиц в эмоционально напряженных ситуациях, подчиненное место картин быта и природы – таковы главные особенности этой оперы.

В интродукции первой картины слышны свист ветра, громовые раскаты, на фоне их – хор духов. Постепенно грозный вихрь смолкает. Хор адских духов сменяется голосами ветерков, водяных струек и цветов, сливающимися в величавый гимн свету, миру и его творцу. Резким контрастом вторгается монолог Демона “Проклятый мир”, в котором слились скорбь, раздумье, гнев и отчаяние.

Вторая картина, в отличие от первой, в целом прозрачна и светла. Симфоническое вступление рисует тихий и ясный вечер в горах; флейты имитируют пастушьи наигрыши. Чарует своей безыскуственной простотой и грацией хор девушек “Ходим мы к Арагве светлой”.

К их голосам присоединяется голос Тамары, ее колоратурные пассажи лиричны и обаятельно непосредственны.

Настроение безоблачного веселья нарушается страстными признаниями Демона; в волнующей мелодии его ариозо “Дитя, в объятиях твоих” слышится восхищение и властный призыв.

В сумрачные тона окрашена музыка третьей картины. Симфонический антракт передает суровый колорит дикого ущелья. Нежным, поэтическим чувством согрето ариозо Синодала “Обернувшись соколом”, отличающееся прихотливой мелодией восточного характера. Таинственно и тревожно звучит хор “Ноченька”. Ариозо князя “Ноченькой темною” полно неги и страстного томления.

Второму акту свойственны остроконтрастные сопоставления. Первой части, живописующей картину брачного пира, противостоит вторая, смятенная и взволнованная. Этот контраст присутствует уже в симфоническом вступлении, где ритмы траурного шествия чередуются с торжественными фанфарами.

В праздничную обстановку, царящую в замке Гудала, вводит заздравный хор “В день веселья мы собрались”. За ним следуют пляски: энергичная, стремительная мужская и страстная, темпераментная женская; их сменяет плавный и гибкий танец девушек. В горестном ариозо “Мой князь, очнись” Тамара оплакивает своего жениха.

Ариозо перерастает во всеобщий плач, достигающий большой эмоциональной силы. Полна величия мелодия Демона “На воздушном океане”. Третий акт состоит из двух картин. Он начинается симфоническим вступлением, рисующим душевное смятение Тамары.

Центральное место в первой картине занимает ариозо Демона “Обитель спит”, полное сердечного тепла и искренности.

Читайте также:  Краткое содержание цветаева федра точный пересказ сюжета за 5 минут

Вторая картина – драматическая кульминация оперы – целиком камерна. Составляющие ее дуэты и ариозо сливаются в едином потоке музыкального развития. Горделиво ариозо Демона “Я тот, которому внимала”. Глубоким волнением пронизан его монолог “О, если б ты могла понять”.

Небольшое ариозо Тамары “Кто б ни был ты, мой друг печальный”, проникнутое чувством сострадания, звучит как мольба. За возбужденной, экстатически-приподнятой клятвой Демона “Клянусь я первым днем творенья” следует краткий любовный дуэт.

Динамичный, эмоционально напряженный финал передает растущее смятение Тамары и отчаянье побежденного Демона. Опера завершается просветленным хором ангелов.

Источник: http://home-task.com/kratkoe-soderzhanie-anton-grigorevich-rubinshtejn-demon/

Демон

2 часа 30 минут (один антракт)ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ СТАРШЕ 12 ЛЕТ

Выдающийся пианист, дирижер и композитор Антон Рубинштейн – автор немалого числа опер, но только одна из них – “Демон” – получила признание и популярность.

Успех к рубинштейновскому “Демону” пришел не сразу. Премьера Мариинского театра, прошедшая в 1875 г., большую часть слушателей и критиков оставила  спокойными.

Настоящее же открытие “Демона” произошло четыре года спустя в Большом театре, когда состоялась московская премьера оперы с Павлом Хохловым в главной роли.

Через некоторое время партию Демона спел великий Федор Шаляпин, и образ Демона стал мечтой многих вокалистов.

В ХХ веке “Демон” мало звучал на российских подмостках. Зато первое десятилетие ХХI века обнаружило живой интерес к опере Рубинштейна.

Постановщик спектакля в Музыкальном театре петербургский режиссер Геннадий Тростянецкий в “Демоне” стремился к созданию оперной фрески, считая, что “название оперы связано не с персонажем, а скорее с явлением, с неким качеством человеческой природы”.

А маэстро Вольф Горелик, опровергая старых и новых скептиков, воздал должное музыке Рубинштейна – она на самом деле прекрасна.

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Первая картина Демон, изгнанник рая, проклятый Всевышним, нигде не находит себе покоя. Ему ненавистны люди с их мелочными интересами.

Бросив вызов небесам, Демон обречен на скитания в поисках равной себе души. Ангел призывает его отказаться от гордыни, но тщетно.

Потеряв терпение, Ангел проклинает Демона: отныне он будет нести гибель всему, к чему прикоснется.

Вторая картина

В одном из прекраснейших уголков Земли Демон видит Тамару. Он поражен красотой девушки и видит в ней ту, что способна возродить его душу. Услышав, что Тамара ждет приезда жениха, Демон клянется не допустить свадьбы. До слуха Тамары доносятся страстные призывы, неслышные остальным. Сладостный яд речей Демона поднимает бурю в ее душе.

Третья картина

Демон видит богатый караван: это молодой князь Синодал спешит к невесте. Чтобы задержать его, Демон устраивает горный обвал. Из последних сил пробиваются через него воины Синодала. Измученные, они останавливаются на ночлег.

Преодолевая наваждение, Синодал стремится к Тамаре, и Демон понимает, что того остановит только смерть. На усыпленных Демоном путников нападает дикое племя. Синодал умирает с именем Тамары на устах.

В последнее мгновение своей жизни он видит Тамару в объятиях Демона.

АНТРАКТ

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Первая картина

В доме князя Гудала готовится свадебный пир: его дочь Тамара выходит замуж. Гонец Синодала приносит подарок князя и рассказывает, что караван задержан в пути горным обвалом. Сердце Тамары сжимает тяжелое предчувствие, и недаром. Вестники сообщают о гибели Синодала.

Конь, которого ведет верный старый слуга, несет на себе мертвого князя. Тамару мучает раскаяние, она чувствует свою вину в происшедшем. Забывшись сном, она видит Демона. Он обещает бросить к ногам Тамары всю Вселенную. Даже очнувшись от тяжелого забытья, Тамара не в силах вернувшись в реальный мир.

Она просит у отца разрешения уйти в монастырь. Нехотя отпускает ее Гудал.

Вторая картина

Демон у стен монастыря. Впервые в жизни его терзают сомнения, он боится войти внутрь. Появляется Ангел. Прежняя ненависть вскипает в душе Демона. С восклицанием: «Она моя!» он бросается к Тамаре.

Третья картина

Тамара одна в своей келье. Ее неотступно преследует образ таинственного искусителя. Тамара впервые видит Демона воочию. Он говорит ей о своих страданиях, жажде обновления и любви. Но сострадание Тамары ведет ее к гибели: ответив на поцелуй Демона, она падает мертвой.

Эпилог

Демон проклинает небеса, отнявшие у него надежду на возрождение. Он снова один со своей тоской и ненавистью.

Показать краткое содержание

Источник: https://stanmus.ru/performance/49

М ю лермонтова – демон: краткое содержание

Одним из самых значимых литературных произведений 19 века является поэма М.Ю. Лермонтова «Демон», полная человеческих чувств, страданий главного героя и борьбы добра со злом. В этой статье изложена поэма  Демон краткое содержание данного классического произведения.

Глубокая проблематика, насыщенная сюжетная линия, уникальный поэтический слог автора, простота и лиричность повествования, загадочность – все это, делают данное произведение значимым предметом искусства, повлиявшим на становление романтических поэм в широких литературных кругах. Образ «демона» стал значимым не только в литературном творчестве, но и в живописи, опере (произведения Рубинштейна и живопись Врубеля).

  1. Демон-Его образ олицетворяет собой возрождающееся зло, отрицающие свою человеческую природу. Демон полностью отрицает существование добрых человеческих чувств, он находится на грани отрицания существования реального мира. Он скептически относится к жизни людей, к их чувствам и переживаниям. Демон не скептик, он страдающее от бессмысленности окружающего его мира, зло. Однако не стоит отрицать, мрачное, загадочное обаяние Демона.Демон главный судья человеческого мира. Он полон отчаяния отомстить всему живому, обществу и Богу. Прообраз главного героя взят из ветхого завета, из истории о крушении Вавилона, повествующей о восстании падшего ангела против земного Творца.
  2. Тамара-Противоположностью главного героя, злого творца человеческих чувств, является Тамара. Образ Тамары основан на наивном представлении мира. До встречи с Демоном жизнь Тамары была наполнена радостью, счастьем, безмятежностью на фоне прекрасных пейзажей. Каждый день Тамара наслаждалась чудесами природы, ее звуками и цветами. После смерти жениха, сердце Тамары наполнилось горестью и печалью.Эти два героя соединены в одно целое, они являются абсолютными противоположностями друг друга, которые непременно должны быть рядом. Демону не хватает жизнерадостности, цельности и безмятежности, которыми обладает Тамара. Цельность уклада ее жизни означает для Демона свободу, принятия самого себя и понимание человеческой сущности. Встреча Демона и Тамары означает потерю цельности и естественности главой героини – начало познания собственного «я» главных героев.

Демон пролетает над чудными пейзажами Кавказа: его живописными горами, реками, удивительной яркости зеленью и самобытным народом. Ничего не радует Демона, все вызывает в нем ненависть и презрение. Демон испытывает одиночество, бессмысленность бытия.

Его грызет бессмертие и власть над человеческими судьбами. Перед ним Грузия с роскошными долинами и вершинами гор. Вдруг, он видит праздничное веселье – грузинский князь Гудал отдаёт замуж единственную дочь.

Демон любуется красотой Тамары

На свадьбу собрались многочисленные родственники невесты. Вокруг смех, вино и пляски. Как сообщает Гудал, жених приедет к вечернему застолью.

Свадьба Тамары и Синодала — самое значимое событие в стране, на которое собрались молодые владыки, важные господа и все горожане. Слуги расстилают украшенные золотом ковры, разливают вино.

По традиции, перед приездом жениха Тамара должна станцевать грузинский танец с бубном.

Девушка исполняет танец, обаяние которого задевает полную презрения душу Демона. Он любуется девушкой, испытывая при этом неведомые до сих пор искренние, человеческие чувства.

Мысли невесты

Во время танца Тамару обуревают самые разные мысли. Она боится оставить отца одного, уехать из родного дома, где жила безмятежно и счастливо.

Она жаждет встречи с молодым князем – готовится стать женой красивого, богатого, влюблённого в нее, Синодала. Отдаваясь танцу, музыки, ритму бубна, она отбрасывает прочь сомнения и тревоги.

Смерть Синодала

Главным событием всего произведения является смерть жениха Тамары. Демон не в силах противиться охватившему его счастью при взгляде на прекрасный танец Тамары. Он любуется ее красотой, обаянием и безграничным счастьем.

Как настоящий тиран, он приказывает разбойникам убить Синодала. Раненный жених мчится к своей любимой, но смерть забирает его у крыльца ее дома.

Тамара покидает родной дом

Сердце Тамары разбито, ее отец горюет о неудачной женитьбе своей единственной дочери. Засыпая, Тамара слышит прекрасный, удивительный голос, зовущий ее в бескрайние просторы снов.

Во сне девушка встречает красивого мужчину. Однако проснувшись утром, она понимает, что сон «фальшивый» — Демон искушает ее. Тамара решает уйти в монастырь, чтобы уберечь свою жизнь и достоинство от проделок лукавого. Сотрясая проклятьями воздух, отец дает свое разрешение, и Тамара становится монахиней.

Смерть Тамары

В монастыре Тамару постоянно преследуют мысли о Демоне. Она понимает, что ее нестерпимо тянет к этому мужчине. Она молится святым, преклоняется перед Демоном и не знает, что делать. Физическая близость с Демоном для Тамары равна смерти.

Демон понимает это и решает отменить свой коварный план. Но Демон не может совладать со своими чувствами и ночью он врывается в келью Тамары.

Даже на смертном одре Тамара улыбается. Смертельно несчастный Гудал похоронил единственную дочь в церкви на вершине холма. Ангел унес ее душу на небеса. Демон кричал ему наперерез: «Оставь ее, она моя!». В ответ же ангел отвечал: «Исчезни, Демон. Долго ты торжествовал.

Бог знает правду – Тамара любила и страдала, ее душа окажется в раю». Забыв свои безумные надежны, Демон навсегда остался одинок.

На вершине холма у могилы Тамары свистит ветер, видны развалины церкви и ходят легенды о любви Демона к смертной красавице. Вокруг могилы копошатся ящерицы и змеи, и лишь высокие горы охраняют безмятежный вечный сон Тамары.

Тест по поэме Демон

Демон Я ответил(а) правильно на %%score%% из %%total%% вопросов

Источник: http://vse-kratko.ru/m-yu-lermontova-demon/

МАМТ. Опера. А. Рубинштейн. “Демон”

Послушал в Московском Академическом Музыкальном Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко оперу Антона Рубинштейна «Демон». Не могу сказать, что ждал от этого очень много, но даже те мои скромные ожидания были обмануты. Опера не получилась не понятно почему.

Этому спектаклю уже больше 10 лет, ставят его редко, но регулярно и тот факт, что певцы и оркестр жили своей отдельной друг от друга жизни не мог не показаться удивительным.

Читайте также:  Краткое содержание вальтер скотт айвенго точный пересказ сюжета за 5 минут

Можно много говорить об исполнительском мастерстве, но разговоры эти уместны, на мой не просвещенный взгляд тогда, когда есть гармония между оркестром и исполнителями ее я не услышал. Возможно тут дело в самой музыке Рубинштейна, которая мне не близка совершенно и скорее антагонистична.

Возможно дело в постановке, которая очень раздражала обилием христианских сюжетов и параллелей типа христианство-свет. Но впечатления мои были не радостными.

Антон Рубинштей представитель выдающейся музыкальной семьи. Его брат великий пианист получил не менее широкую известность чем сам Антон Рубинштейн. Не меньшее значение для российской музыки имеет то, что Антон Рубинштейн создал первую российскую консерваторию и воспитал, как музыканта, наше все Петра Ильича Чайковского.

Этого бы хватило сполна, но за Рубинштейном числится почти два десятка опер и фактическое изобретение духовной оперы- оратории. Понятно, что, являясь выкрестом Рубинштейн должен был постоянно прогибаться перед церковными властями и оправдывать свое еврейство.

Понятно так же, что крещение его семьи было вынужденной уступкой чудовищному давлению антисемитской мракобесной государственной машины. К описанию творчества Рубинштейна стоит добавить еще шесть симфоний и балет «Виноградная лоза». Посмотреть этот балет было бы очень интересно. Вторую симфонию я слушал и в общем она, хотя мне и не близка произвела сильное впечатление.

Вообще не понятно почему Рубинштейн не работал для балета, его музыка яркая и сильная хорошо ложилась бы в хореографию. Хотя его постоянные реверансы в сторону «русско-народных мелодий» не внушают оптимизма совсем.

Опера «Демон» одна из самых известных его опер и, как это часто бывает практически первая. Хотя самая первая опера «Дмитрий Донской» тоже была поставлена, и я боюсь, что сейчас на волне православного мракобесного угара ее поставят снова.

В чем точно нельзя подозревать Рубинштейна так это в оскорблении чувств православных верующих, если он их и может чем-то оскорбить, то только фамилией. Во времена, когда православные громят выставки и отменяют спектакли это уже не мало. Опера вообще очень компромисно.

Например, главную партию исполняет не бас, а бас-баритон, что позволяет петь эту партию многим и Алексей Шишляев, который исполнял эту партию в спектакле, конечно не смог бы ее спеть в другом случае. Тамара- сопрано и опять же именно потому, что это не меццо-сопрано партия удалась Натальи Мурадымовой.

Она была реально хороша, и публика ей воздала должное. Если бы она обладала внешностью Нетребки ее ждал бы большой успех на западе, но тут все совсем печально. Партия Князя Гудала прекрасно удалась, как мне кажется главному басу театра Роману Улыбину.

Партия ровно такая, что спеть ее он смог совершенно блестяще, а вот если бы его отправили петь Демона все могло бы быть иначе. Тенор в отличие от привычных нам итальянских и чайковских опер исполнял эпизодическую роль и сказать о нем особенно нечего. Дирижером был, как не трудно догадаться Антон Гришанин.

Красивые декорации и яркие костюмы, вполне прилично организованное сценическое пространство, все это имело место быть.

Можно посмеяться над любовью МАМТовских художников к крыльям и посравнивать крылья на «Лебедином озере» с крыльями «Демона» и еще в паре спектаклей, но боюсь у меня получится слишком зло на некоторые Jam Session уже не пускают, а если в любимый театр перестанут пускать, то как жить?

Вообще стихи Лермонтова, которые мы зачем-то все дружно учим в малолетстве в школе доходят до нас сильно позднее и Демон, который являлся для искусства того времени, достаточно вспомнить «Демона» М. Врубеля (и не важно, что нарисовали его друзья Врубеля Коровин и Серов), а наше время совсем другое.

Сейчас актуален скорее Островский с его пьесами и купеческом быте и чиновничьих нравах, пока мы живем в Островском с его попами, кабанихами и радениями о должностишки для родного человечка.

Это не реверанс в сторону Театра «Et Cetera», который я подзабросил, это скорее то самое, что вызывает чувство неуместности от оперы, где по сцене таскают церковь, которая излучает добро, а не жажду денег.

Поклоны с дирижеромПоклоныФинальные поклоны

Источник: http://splendorvitae.ru/blog/teatr/mamt-opera-a-rubinshtejn-demon

Демон – краткое содержание

   Демон смотрит на мир с неземной высоты. Он видит чудесный мир Кавказа. Казбек, Терек и вьющаяся река Дарьяла наводят на него презренье и тоску. Его все перестало уже радовать, даже власть перестала его вдохновлять. Он облетает свои владения, ландшафт медленно изменяется. Все красоты здешнего мира не могут вызвать даже новых дум.

   Он замечает праздник некоего феодала Грузии по имени Гунал. Феодал отмечает приготовление свадьбы своей единственной дочери, наследницы всех его земель.

   Вся родня собралась и уже начала отмечать. Вино льется рекой. Жениха еще нет. Он приедет только вечером. Синодал, жених Тамары весьма знатен. Приготовления подходят к концу. Невеста, по обычаям этой страны, должна станцевать предсвадебный танец и уже вовсю готовится к нему.

Невеста начинает танцевать, ее танец прекрасен и женственен. Она еще не знает, как встретит ее новая семья и наслаждается последним днем в родительском доме.

Тамара счастливая, она выходит замуж по любви, ведь выбор отца совпал с ее выбором, но все равно страшно, ведь здесь она свободна, а что ее ждет там…

   Отец горд за свою прекрасную дочь. Ей восхищаются все гости, поднимая вина за ее здоровье, и произнося самые почтенные тосты. Даже демон не смог отвести взгляд от юной красавицы. Он вновь и вновь пролетает над замком феодала, не имея возможности улететь прочь. В душе Демона появляются чувства. Он ощущает страсть к земной девушке.

Демон не может допустить свадьбы и убивает своего соперника, насылая на него разбойников. Разбойники разгромили все приготовления к свадьбе и убивают всю охрану. Лишь благородный конь князя вывозит своего хозяина, уже раненого в бою, за пределы досягаемые разбойниками. Но, когда уже было спокойно за его жизнь, в него попадает шальная пуля.

Верный конь продолжает свой путь с уже полуживым феодалом. Гунал прискакивает обратно и падает у ворот.

   Семья невесты разбита. Девушка плачет, незаметно, в ночи, появляется незнакомый, очень приятный и спокойный голос. Он пытается утешить красавицу, и когда она немного успокаивается, он обещает приходить к ней вечерами, каждый день. Тамара осматривается, никого не видя, приходит к мнению, что все это ей привиделось.

   К утру девушка засыпает. Она видит странный сон в котором неизвестный пришелец, склоняет свою голову.

Она не понимает кто это, он не похож на ангела, в нем нет той чистоты и тех прекрасных кудрей, но так же он и не похож на нечто злое, ведь смотрит с нежностью и любовью. Тот голос сдерживает свое обещание и как только красавица готовится ко сну , он приходит к ней.

Понимая, что вероятнее всего этот дух злой, она просит отца отдать ее в монастырь. От женихов нет отбоя, Тамара отказывает всем. Отец злится, вновь и вновь отказывая ей в просьбе. Отец грозит ее проклясть, но девушка опять не уступает.

Тогда Гунал разрешает дочери отправиться в священную обитель, но и здесь дух не оставляет ее в покое. Тамара и здесь видит его образ, да те самые глаза что приходили к ней в отчем доме.

   Девушка падает у иконы, бесконечно молясь святым, но через некоторое время понимает, что все ее молитвы обращены к нему. Красавится понимает, что влюбилась в этот голос и в эти глаза. Демон знает то, что не знает прекрасная княжна, ведь ежели у них хоть на миг будет физическая близость, то для нее это обратится горем, она умрет.

Демон безумно желает предстать перед Тамарой, но он уже почти готов отказаться от плана, чтобы не навредить прекрасной земной девушке. По крайней мере, ему уже начинает так казаться. Одной ночью он приближается к заветной келье, а когда делает попытку уйти, то понимает, что не имеет возможности взмахнуть крыльями. Они не шевелятся.

Он роняет слезу на пол, нечеловеческую, такую которая прожигает все на своем пути.

   Он уже не призрачный образ в темноте, он прекрасный мужчина, пусть и с крыльями, но очень красивой наружности. Он приближается к уснувшей девушке, но в мгновение ока ему преграждает путь ее ангел. Ангел требует уйти и не прикасаться к Тамаре.

Демон объясняет ему, что он пришел слишком поздно, что это его владения, и ангелам сюда проход закрыт. Тамара просыпается и, не узнавая в нем прекрасный призрачный образ, пугается его. Демон открывает душу красавице и перестает казаться ей опасным. Девушка жалеет Демона.

Она просит не обманывать ее и не играть с ее доверчивостью. Демон дает ей клятву. Он клянется всем, что ему подвластно, и земным и неземным.

Но чего не наобещает влюбленный мужчина, при желании овладеть женщиной, а если представить себе, что этот мужчина Демон… Он обещает и забрать ее в свой мир и построить рай на земле.

   Заканчивается это свидание, не только первым прикосновением к руке Тамары, а жарким поцелуем ее уст, нежных, трепетных, ласковых, как лепестки роз.

Делая обыкновенный обход, сторож останавливается возле комнаты Тамары, так как слышит в ней звуки любви, ноты нежности и жадного поцелуя.

Он притих у двери княжны, прислушался, и стон доносящийся из комнаты, его привел в ступор, он был ужасен, слаб но слышен сквозь прочные двери. И вот он услышал предсмертный крик монахини.

   Гуналу приходит извещение, что дочь его скончалась в монастыре. Он забирает ее мертвое тело. Отец желает похоронить свою единственную дочь на семейном кладбище, где когда-то давным-давно, один из их родственников, чтобы искупить свои грехи, построил прекрасный храм. Так же отец не хочет видеть свою принцессу в гробу в лохмотьях монахинь.

Он дает указ одеть ее так, что бы она была прекрасней чем когда либо выглядела на праздниках. Уже прошло три дня и три ночи, Гунал скачет быстрее поезда. Все кто рядом с княжной, находятся в молчании и безмолвии.

Уже несколько дней прошло с минуты смерти Тамары, а ее кожа все прекраснее и белее становится, а улыбка, застывшая в миг кончины, все еще не спадает с ее лица.

   Тамару хоронят. Караван пускается в обратный путь.

Читайте также:  Краткое содержание разбуженный соловьями яковлева точный пересказ сюжета за 5 минут

   

Гунал сделал все правильно, ведь прошло уже много лет с тех пор, как произошел тот трагический финал. Река размыла дом феодала, она уничтожила всю память о некогда живших в этом доме хозяев, но милый храм все стоит, а могила девушки по имени Тамара, находится так высоко, что нет возможности туда добраться человеку.

Источник: http://szhato.ru/lermontov/169-demon.html

Норма

Действие первое.К а р т и н а   п е р в а я. Священная роща друидов в завоеванной Римом Галлии. Темная ночь. Между деревьев, то вспыхивая, то исчезая, блуждают огни. Они приближаются, и вот под торжественные звуки марша движется шествие: впереди колонна воинов, за ней — в белых одеждах и мантиях — друиды.

Свет факелов озаряет стены храма и священный Ирминсул — выдолбленное из целого дуба грубое подобие статуи бога Ирмина. У подножия идола — жертвенник. Верховный жрец Оровез молит богов вдохновить прорицательницу друидов Норму и ее устами возвестить миру долгожданную и благословенную волю бессмертных, призывающую галлов к мщению, к победоносной войне против ненавистных римлян.

Скоро взойдет луна и наступит час свершения великого обряда — жатвы омелы. Обращаясь к собравшимся, Оровез повелевает всем удалиться и возвратиться назад, лишь заслышав призывный звон священного щита. Роща опустела… Крадучись меж стволов и озираясь, появляются римский проконсул Поллион и его друг Флавий.

Они проникли в запретное для чужеземцев святилище и теперь каждое мгновение рискуют жизнью… Пользуясь уединением, Поллион признается другу, что разлюбил дочь главы друидов, могущественную жрицу Норму, которая ради него преступила законы своей веры и, нарушив обет целомудрия, подарила ему двоих сыновей.

Мысль о мщении Нормы ни днем, ни ночью не покидает его, но новая страсть к юной Адальжизе, приведшая его сюда, так безумна, что ради нее он готов на все… Заливая серебристым светом рощу и окрестные холмы, покрытые лесами, в небе восходит луна; зловещим эхом откликается вдали призывный звон… Римляне поспешно скрываются. Со всех сторон на поляну стекаются друиды.

Окруженная жрицами, появляется Норма. В венце из вербены, с золотым серпом в руках, величествеппая и прекрасная, торжественно поднимается она на жертвенный камень и застывает в неподвижности. Полным блеском сияет луна, изливая свой свет на вдохновенное лицо вещей жрицы.

То верою в счастье с любимым и страстным стремлением спасти его, отстояв мир, то угрозой ревности к охладевшему влюбленному звучат пророчества… Но надежда, вечно живущая в сердце человеческом, побеждает: именем богов повелевает всесильная Норма хранить мир. В знак исполнения воли богов золотым серпом срезает она ветви омелы. Обряд окончен.

В опустевшей роще у подножья Ирминсула в скорбном порыве склонилась одинокая фигура женщины. Это Адальжиза. Она просит богов спасти ее от преступной любви к римлянину, уберечь от страсти, с которой сама уже не в силах бороться. Возвратившийся Поллион застает молящуюся девушку в слезах.

Обольстительно и нежно говорит он ей о своей любви, о том, как счастливы будут они в Риме, куда его срочно отзывают. Покоренная страстной настойчивостью и мольбами любимого, Адальжиза соглашается на побег. К а р т и н а   в т о р а я. Как затравленная львица мечется Норма в своих покоях.

Горе, страшное, беспощадное горе обрушилось на нее: Рим срочно призывает своего проконсула на родину, и Поллион спешит тайно покинуть Галлию, бросая возлюбленную и детей на произвол судьбы. Гнев, страсть, отчаяние — вихрь чувств, сметая одним другое, превращает всемогущую жрицу в мучительно страдающую женщину.

В отчаянии бросается она к детям и тут же, трепеща от ужаса, отталкивает их: даже малютки стали теперь для нее источником боли!.. Верная Клотильда, по просьбе матери, уводит детей. В распахнувшихся настежь дверях появляется Адальжиза. Она в смятении. Не смея приблизиться, девушка в нерешительности останавливается.

По искаженному страданием лицу и трепету рук вошедшей Норма убеждается, что это юное существо пришло к ней искать защиты и утешения. На коленях перед старшей жрицей Адальжиза кается в смертном грехе, в страшном преступлении: она полюбила… полюбила врага, римлянина… Одному богу известно, как боролась она с этим чувством, но силы ее иссякли…

Околдованная страстью, она согласилась бежать с ним, навсегда покинув храм и родину!.. Чувство и терзания девушки близки и понятны Норме: ее так ли и она, преступив клятву, изменила всему святому ради любви к чужеземцу?! Забывая о собственных страданиях, она готова помочь чужой любви, готова простить кающуюся и даже освободить ее от обета безбрачия… но кто он? Входит Поллион, и с наивной гордостью Адальжиза указывает на него… Словно молнии метнул в проконсула грозный взгляд Нормы: прочь, презренный! Предатель, бросивший своих детей, не достоин ничего, кроме проклятья! С ужасом узнает Адальжиза страшную тайну. Нет, лучше смерть, лучше вечные мучения, но никогда не отнимет она у детей их отца! Никогда не станет даже невольной причиной страданий благородной Нормы! Звон священного щита призывает жрицу в храм.

Действие второе.

К а р т и н а   п е р в а я. В покоях матери, на ложе, покрытом медвежьей шкурой, спят дети. Бесшумно со светильником в руке появляется Норма. Бледная, измученная недобрыми думами, склонилась она над спящими. Мысль о детях по дает ей покоя: здесь им угрожает казнь, в Риме — рабство… Рабы у мачехи — что может быть ужасней?! В отчаянии Норма решается лишить их жизни.

Выхватив кинжал, безжалостно заносит она его над спящими сыновьями… но силы изменяют ей, и, вскрикнув, она в ужасе отступает. Проснулись испуганные малыши. Судорожно сжимая их в объятиях, Норма рыдает. Великое чувство материнской любви одерживает верх над оскорбленным самолюбием женщины.

Призвав Адальжизу, Норма благословляет ее на брак с Поллионом и поручает ей своих детей: отныне Адальжиза должна заменить им мать… Не богатства, не знатности, а лишь любви и свободы просит Норма для своих сыновей… Холодом смерти повеяло на девушку от полных отреченности слов Нормы… Не смея принять страшной жертвы, Адальжиза клянется возвратить Норме любовь Поллиона и детям — отца.

Решительно направляется она в стан римлян, надеясь мольбами смягчить сердце Поллиона и, пробудив в нем чувство долга и угрызения совести, вновь воскресить его любовь к Норме. К а р т и н а   в т о р а я. Пустынное место, окруженное пропастями и пещерами. Вдали холодным блеском отливает озеро. Каменный мост, повисший над ним, чуть виден во мгле.

Здесь, близ стана римлян, притаились галльские воины. Они ждут лишь сигнала, чтобы напасть на проконсула Поллиона. Появляется Оровез. Он принес недобрые вести: именем богов Норма отказалась благословить заговор… все должны разойтись, скрыв, хотя бы на время, свои чувства и жажду мести. К а р т и н а   т р е т ь я. Храм друидов в священной роще.

На фоне серых каменных глыб, из которых сложены его стены, беспомощной и одинокой выглядит хрупкая фигурка женщины, поникшая в мучительном ожидании. Это Норма. В надежде и отчаянии, томительно долго ждет она возвращения Адальжизы. Вошедшая Клотильда говорит Норме, что девушка уже вернулась, но увы!.. мольбы ее не тронули сердце Поллиона…

Наоборот, прекрасная в своей скорби Адальжиза показалась ему еще желанней, и он поклялся похитить ее, хотя бы из самого храма! Гнев словно воскресил Норму. Суровая и грозная жрица, трижды ударяет она священным мечом в бронзовый щит, призывая к мщению. Со всех сторон сбегаются к ней воины и друиды.

С высоты жертвенника Норма призывает их к битве — Риму объявлена война! Воодушевленные долгожданной вестью, отважные барды запевают песню, ликующий хор воинов подхватывает ее. Издали доносятся шум борьбы и крики. Вбежавшая Клотильда в ужасе: священный храм поруган. Латинский воин ворвался туда и пытался похитить Адальжизу! Его схватили… Влекут сюда…

Вот он! Вооруженная стража вводит связанного проконсула. Осквернителю храма, по законам друидов, полагается смерть. Упиваясь сладостью мести, Норма торжествует.. Откинув с лица покрывало, неожиданно является она перед взором Поллиона и требует принести пленника в жертву богам. «Вот жертва наша! Я убью его!» — восклицает она. Сверкнул клинок… В восторге замерла кровожадная толпа…

Но скованная страхом и жалостью Норма не в силах вонзить кинжал… Она приказывает оставить их вдвоем — так надо! Наедине с Поллионом, вновь охваченная страстью, Норма сулит ему жизнь и свободу взамен любви… Презрительно молчит Поллион в ответ. Доведенная до исступления женщина грозит лишить жизни детей, послать на костер Адальжизу!..

Стоически непоколебим гордый римлянин: мужественно и непреклонно готов он принять смерть… Вновь созвав народ, Норма повелевает развести костер…

Решение принято: в жертву богам на него взойдет истинная виновница всех бед! Ропот недоумения всколыхнул толпу: кто она? Никакие чувства не властны уже, в этот грозный час, над вновь окрепшей душой: «Это — Норма!» — с истинным величием провозглашает жрица. Все ярче разгорается кроваво-красное пламя костра. Во всеуслышание каясь, пред искуплением смертью, Норма поручает Оровезу своих сыновей; невинные, они не должны страдать за грех матери…

Яростно бушует огонь… с головы до ног закутанная в черное покрывало Норма торжественно всходит на костер. Вновь вспыхивает страсть в гордом сердце римлянина; потрясенный благородством и силой души Нормы, Поллион следует за ней… В жизни и смерти, в любви и страдании навсегда соединяет их всепоглощающее пламя.

Винченцо Беллини

Лирическая трагедия в двух действиях (пяти картинах) Либретто Ф. Романи. Первое представление состоялось 26 декабря 1831 г. в Милане.

Действующие лица

Поллион, римский проконсул в Галлии . . . . . . тенор Оровез, верховный жрец, глава друидов . . . . . . бас Норма, друидесса-прорицательница, дочь Оровеза . . . . . .

сопрано Лдальжиза, прислужница в храме . . . . . . сопрано Клотильда, подруга Нормы . . . . . . сопрано Флавий, римлянин, друг Поллиоиа . . . . . . тенор

Двое детей, сыновья Нормы и Поллиона.

Друиды, барды, ваты, жрица и воины.

Д р у и д ы — жрецы у древних кельтов Галлии, Ирландии и Британии.

Содержание их религии, ввиду устного характера учений, мало известно, однако установлено, что они верили в существование провидения, стоящего над племенными богами, и в странствие бессмертных душ.

Почти ничего неизвестно и об их культе, кроме обряда жатвы омелы золотым серпом в лунную ночь и жертвоприношений, среди которых были человеческие жертвы.

Источник: http://www.lovelegends.ru/libretto/norma.php

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector