Краткое содержание островский таланты и поклонники точный пересказ сюжета за 5 минут

Журавлева А.И., Макеев М.С. О “Талантах и поклонниках”

Краткое содержание Островский Таланты и поклонники точный пересказ сюжета за 5 минут

А.И. ЖУРАВЛЁВА, М.С. МАКЕЕВ. «ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ» (1881)

В этом произведении Островский решает задачу создания психологической драмы в другом плане. Говоря о психологи­ческой драме применительно к пьесе «Таланты и поклонники», жанр которой сам драматург обозначил как комедию, мы ни в коем случае не хотим оспорить авторскую волю.

Наоборот, сле­дует настаивать на принципиальной важности и для Остров­ского, и для понимания смысла пьесы в целом обозначить жанр именно так.

Это жанровое обозначение является крайне значи­мым для понимания той специфической вариации психологи­ческого театра, которую Островский создал в рамках своей цель­ной драматургической системы.

Можно только поразиться, какой необычайной гибкостью обладает традиционная фабула борьбы за невесту, в качестве которой выступает Негина Александра Николавна.

Она пред­ставляет собой вариацию устойчивого амплуа бедной невесты с использованием черт, традиционных для типа «провинциаль­ной актрисы».

Такая героиня впервые появляется в пьесах Ост­ровского (другая вариация на близкую тему — Кручинина из «Без вины виноватые»).

В основе построения этого образа — распространённый сте­реотип представлений о судьбе провинциальной актрисы как содержанки (см., например, Любиньку и Анниньку из «Господ Головлевых» М.Е.

Салтыкова-Щедрина или героиню из рас­сказа А.П. Чехова «Панихида»).

Островский признаёт долю справедливости в таких взглядах, но видит в этом печальную необ­ходимость, диктуемую средой, условиями существования про­винциального театра.

Развитие личности и сценическая судьба Негиной строятся на сопротивлении героини неприглядным требованиям жизни, необходимости разделить общую судьбу актрисы и желании сохранить чистоту, остаться «порядочной».

Её любовь к искусству сталкивается с «поклонниками», антрепренёрами, с грязной, развратной, обывательской средой — средой, по сути враждебной искусству, подлинной красоте и вдохновению, жестоко мстящей не желающим соблюдать её правила.

И это противоречие во многом оправдывает для Островского те моральные, нравственные жертвы, которые приносят актрисы, потому что в основе этих жертв бескорыстная, подлинно высокая любовь к сцене. Однако не всё так просто.

Причастность к высокому искусству делает героиню более утончённой, более чувствительной к оскорблению, способной отзываться на чистоту и благородство других (например, в отличие от своей матери, Негина
способна понять подлинную цену скромных подарков Нарокова: «(Берёт письмо Нарокова.) Ах, вот и это! И это надо сохранить на всю жизнь! Уж так меня никто любить не будет»). Она понимает, что не всё решают деньги.

В отличие от Мелузова, Негина экспансивна, Её речь более эффектна, актриса не стесняется высоких или нежных слов, (см. ремарки: «обнимает», «бросается на шею»). Её чувствам присуща подлинная глубина, тонкость и какая-то особенная деликатность и нежность.

При этом она всё же недостаточно развита, образованна (как она сама выражается: «…значит, я глупа, значит, ничего не понимаю»), часто оказывается неспособной увидеть и выразить самое важное, подлинный нравственный смысл своих и чужих поступков.

Негина много говорит, ярко и театрально, но не о главном, в её поведении и речах проявляется театральность в чистом виде.

Одновременно закулисная жизнь театра приучает Негину к роскошной и внешне яркой жизни. Одно из ключевых слов в её лексиконе «удовольствие»: «Ведь и в трудовой жизни есть свои удовольствия, Петя? Ведь бывают?».

Уважение и сочувствие к речам молодого проповедника нравственных ценностей сочетаются у неё с желанием иметь, например, таких же лошадей, как у Великатова, а желание «привыкать к тихой семейной жизни» перебивается весёлой поездкой и ужином.

Это свойство характера актрисы даёт Островскому возможность сделать её объектом борьбы соперников, как бы использующих разные стороны её личности. Однако эти качества характера героини предстают не механической суммой прежде всего потому, что театральное призвание, любовь к театру оборачиваются ещё одной стороной.

Её талант связан с иррациональным чувством (Нароков говорит о Негиной: «Да ведь у неё страсть, пойми ты, страсть!» — и сама она говорит о себе: «…хотя
за маленькое жалованье, да только б на сцене быть»), которое никак не соотносится с моральными ценностями.

И всё дело здесь в том, что увиденное с такой стороны, с точки зрения Негиной и Нарокова, это призвание оказывается неразложимо на составные части, не разводимо по разным нравственным полюсам.

Проблема театра становится в пьесе своего рода сквозным мотивом, темой для обсуждения, само действие переносится в театральную среду и атмосферу.

Как всегда, Островский точными штрихами создает специфическую сценическую обстановку: за сценой играются пьесы, звучат аплодисменты, на сцене появляются цветы и поклонники.

И претенденты на руку молодой актрисы, представляющие снова вариации на традиционные для театра Островского амплуа, наделяются новым объединяющим их в цельную группу штрихом: легкомысленный псевдоаристократ Дулебов, пылкий разночинец — борец за правду, богатый делец, старый чудак, преданный бескорыстно девушке, оказываются представителями разных точек зрения на театр, ведущими очную и заочную о нём дискуссию. Моделью такой композиции, на наш взгляд, мог послужить Островскому гоголевский «Театральный разъезд…».

Имеют свои представления о театре и действующие лица, не включённые в центральную фабулу. Для Трагика театр — воплощение «благородства», выражающегося прежде всего в щедрых и эффектных жестах, потому скромность Мелузова вызывает у него пренебрежение.

Для купчика Васи театральная среда и люди театра привлекательны как яркий противовес домашней купеческой обстановке: «…в доме у нас безобразие, а ты талант».

Наконец, мать Негиной представляет самый меркантильный и простой взгляд на театр как на непривлекательное ремесло, приносящее плохие доходы.

Разделяет эту позицию и антрепренёр Мигаев, для которого театр — это коммерческое предприятие, а количество сборов определяет качество артиста: «…но ведь мы судим… извините, ваше сиятельство, по карману: делает сборы большие, так и талант».

Спектр таких позиций очень широк и среди героев, заявляющих свои притязания на руку и сердце Негиной, — от легкомысленных и низких представлений Дулебова о театре как о низкопробном и вульгарном развлечении, а об актрисах как о потенциальных содержанках, разврат для которых — своего рода долг перед влиятельной частью публики, крайне откровенной и циничной позиции Бакина, воспринимающего желание молодой актрисы сохранить нравственную чистоту как личное унижение, до несколько комичной и одновременно трогательной любви к театру и Негиной-актрисе Нарокова, такой же страсти, какой охвачена и сама героиня. По отношению к театру сориентированы и основные претенденты на руку молодой актрисы — Мелузов и Великатов.

Великатов — герой, о котором много сказано в ремарке-описании («…

очень богатый помещик, владелец отлично устроенных имений и заводов, отставной кавалерист, человек практического ума, ведёт себя скромно и сдержанно, постоянно имеет дела с купцами и, видимо, старается подражать их тону и манерам; средних лет»), принадлежит к уже описанному выше амплуа дельца нового типа.

Если сравнить его с героями «Бесприданницы», воплощающими то же амплуа, Кнуровым и Вожеватовым, то он наделён чертами обоих: рационален и невероятно уверен в силе денег, как Кнуров, одновременно довольно эмоционален и коммуникабелен, как Вожеватов (обратим внимание на сходство фамилий, говорящих о вежливости и деликатности).

Источник: http://sobolev.franklang.ru/index.php/seredina-xix-veka/166-zhuravleva-a-i-makeev-m-s-o-talantakh-i-poklonnikakh

Краткое содержание сюжета драмы Островского Гроза: действующие лица, пересказ событий по главам

Пьеса увидела свет в 1859 г. Она сошла с пера автора очень быстро. Мысли написать подобное произведение появились у Александра Островского примерно в июле того же года, а в октябре она была уже опубликована. Написана в жанре реалистической пьесы.

Конфликт в ней — это борьба «темного царства» с новыми веяниями.

Читайте также:  Краткое содержание день рождения алисы булычёва точный пересказ сюжета за 5 минут

Когда произведение было опубликовано, его очень много обсуждали и критиковали. Прототипом главной героини явилась актриса театра Любовь Косицкая.

Она в дальнейшем и стала первой Катериной на сцене театра. Событием, послужившим причиной страданий молодой женщины, явилось прибытие в Калинов Бориса и их любовь.

Читатель становится очевидцем событий и чувств главной героини, которые и стоили ей жизни.

Основное действие драмы «Гроза» Александра Островского разворачивается в первой половине XIX в. Место действия — выдуманный автором город Калинов.

Действующие персонажи пьесы

Основные:

  • Катерина Кабанова — молодая женщина, супруга Тихона Кабанова. Тихоня и скромница. Чиста и правильна в помыслах. Очень болезненно переживает несовершенство окружающего мира;
  • Борис — молодой мужчина, имеющий хорошее образование. Приехал и живет у дядюшки Дикого Савла Прокофьевича. Любит Екатерину Кабанову;
  • Кабаниха (Кабанова Марфа Игнатьевна) — мать мужа Катерины. Вдовствующая состоятельная женщина купеческого сословия. Угнетает всю свою семью в лице дочери, сына и невестки, а также прислуги. Не прочь подчинить и других себе;
  • Тихон Кабанов — сын Кабанихи и одновременно супруг Катерины. Нет своего мнения, и поэтому всегда подчиняется своей властной матери.

Другие персонажи:

  • Варвара — дочь Кабанихи. Девушка, по натуре своевольная, а угрозы матери для нее пустой звук;
  • Кудряш — приказчик богатого купца Дикого. Возлюбленный Варвары;
  • Савел Прокофьевич Дикой — купец. Человек, который имеет большой вес при решении многих важных вопросов в Калинове. Груб и невоспитан;
  • Кулигин — мещанин, полагающий, что прогресс победит все скверное в жизни;
  • Барыня — дама не в своем уме;
  • Феклуша — странница;
  • Глаша — служанка семейства Кабанихи.

Основное содержание

Для того чтобы узнать о конфликте и основных сюжетных линиях произведения, давайте быстро прочитаем пьесу «Гроза» Островский, краткое содержание по действиям.

Первое действие

На высоком берегу реки Волги в общественном саду местный механик-самоучка Кулигин разговаривает с приказчиком Дикого — Кудряшом — и мещанином Шапкиным. Кулигин и Кудряш спорят о том, насколько природа красива. Механик в полном восторге от ее красоты, для Кудряша это ничто.

В этот момент мужчины замечают купца Дикого Савлу Профьевича с племянником Борисом. Они о чем-то оживленно беседуют, племянник отчаянно жестикулирует. Речь между тем заходит о грубых поступках и самодурстве Дикого. Купец приближается к Кулигину и его компании. Он сильно недоволен Борисом и его приездом в город.

В процессе беседы читатель понимает, что у Бориса и его сестры никого нет, кроме дядюшки. Также становится ясно, что бабушка Бориса и его сестры, а значит, родная мать Савлы Дикого, оставила свое состояние внуку. При этом указав одним из условий добрые отношения дядюшки и внука. Купец и слышать не хочет об этом.

Дикой удаляется. Борис, Кудряш и Кулигин продолжают вести разговор о тяжелом нраве купца. Молодой человек жалуется на то, что ему не очень хорошо живется в городе, так как ему неведомы местные традиции.

Механик поведал, что многие в городе зарабатывают нечестным трудом и утверждает, что если у него когда-нибудь будут деньги, то он соберет на благо людей перпетуум-мобиле.

Приходит Феклуша и хвалит всех купцов города как благодетелей.

Борис чувствует жалость к механику-самоучке потому, что вряд ли ему удастся исполнить свою мечту и изобрести нечто полезное для общества. Дело даже не в его таланте, а в финансовом вопросе. Он против того, чтобы оставаться здесь и провести свои лучшие годы. Ругает себя ещё и за то, что «сдуру-то влюбиться вздумал…» Предмет вожделения — Екатерина Кабанова.

Затем на сцену выходят Катерина, Тихон, Кабаниха и Варвара. Мать и сын ведут беседу. Читатель наблюдает за тем, как обычно общается между собой это семейство. Тихон устал слушать постоянные наставления матери, но он все равно продолжает раболепно ей внимать. Кабаниха просит не таить греха и сказать ей, что Катерина стала важнее для него, чем собственная мать.

Марфа Игнатьевна сокрушается, что он вскоре и вовсе не будет ценить мать. Невестка, слушая сей разговор, отрицает слова матери мужа. Кабаниха еще больше наговаривает для того, чтобы остальные пожалели ее. Она утверждает, что мешает супружеской жизни Тихона и Катерины. Ее тирада так и дышит неискренностью. Через секунду мать уже рвет и мечет, называя Тихона слабохарактерным.

Марфа Игнатьевна полагает, что Катя обязана во всем быть послушной как мужу, так и свекрови.

«Станет ли жена бояться…» — вот основная фраза, характеризующая смысл семейных отношений по мысли сей представительницы «тесного царства» самодуров. Тихон согласен, что он обладает слабым характером. Марфа Игнатьевна уходит.

Тихон жалуется сестре на мать. Сестра говорит, что все мы сами в ответе за свои поступки и свой характер. Кабанов уходит к Дикому, чтобы выпить.

Далее мы слышим разговор Варвары и Катерины. Молодая женщина называет себя «птицей» («Мне иногда кажется, что я птица»). И действительно, Катерина буквально увядает после того, как вышла замуж. Как цветок в темном царстве.

Главная героиня вся в предчувствии чего-то страшного, возможно, даже смерти. Она говорит золовке, что Тихон — нелюбимый муж для нее.

Варвару очень беспокоит настроение Катерины и для того, чтобы его исправить, она делает все, что в ее силах — устраивает Катерине встречу с другим человеком.

Затем читатель снова видит Барыню, и она произносит пророческие слова, показывая на реку: «Вот красота-то куда ведёт. В самый омут». Этому верит Катерина и ей очень страшно. Варвара не верит словам Барыни, так как считает, что та во всем видит погибель.

Приходит Кабанов. Катерина ждет мужа, так как замужним женщинам в 19 веке запрещено было гулять одним.

Второе действие

Варвара полагает, что Катерина страдает из-за того, что она еще не любила. Женщину действительно очень молодой отдали замуж. Она не желает жить во лжи с человеком, которого не любит. Варвара убеждена, что снохе надо просто молчать, и ей жаль брата.

В этот момент Кабанову надо отбыть на 2 недели по делам очень срочно.

Вещи упакованы, карета подана, и здесь читатель наблюдает еще одну сцену, унижающую не только молодую супружескую пару, но и их чувства.

С подачки Кабанихи, Тихон сказал жене, чтобы она не смотрела на молодых мужчин. Катерина попросила мужа, чтобы он не оставлял ее, взял с собой. Она предчувствует беду. Кабанов отказывает ей.

Прощаясь, Катерина обняла супруга и это тоже не нравится Кабанихе, так как она стала как бы вровень с ним. Жена должна падать в ноги, так как он глава. Тихон сам вынужден падать в ноги к матери. Кабаниха уверена, что молодое поколение совсем забыло обычаи старины. Причина в том, что Катерина не плачет горькими слезами после отъезда Тихона.

Катя одна. Ей жаль, что нет у нее ни сына, ни дочки. О них уж она смогла бы позаботиться. Варя говорит, что на калитке новый замок. Эту уловку она придумала для устройства свидания Катерины и Бориса.

Катерина осознает, что во многих ее несчастьях виновата Кабаниха. Она не хочет подаваться искушению и тайно встречаться с Борисом. Сам мужчина придерживается такого же мнения. Он не знает, какие чувства к нему испытывает Катерина.

Третье действие

Феклуша и Глаша ведут беседу о морали. При этом они считают семейство Кабановых последним оплотом моральных принципов, когда в Калинове кругом «Содом и Гоморра». Вспоминают Москву и говорят, что это очень беспокойный и суетный город, а оттого и люди ходят там недовольные и печальные.

Читайте также:  Краткое содержание андреев кусака кратко и по главам точный пересказ сюжета за 5 минут

Приходит изрядно выпивший Дикой. Он желает побеседовать с Кабанихой. Ей он признается, что все у него часто пытаются выпросить денег, и более всего раздосадован он на своего племянника.

Мимо усадьбы Кабановых в этот момент идет Борис. Он хотел бы взглянуть на Катерину, но вынужден отказать себе в этом. Встречает Кулигина. Вместе с ним они совершают прогулку. Заводят разговор о бедности и богатстве. Механик полагает, что богатые не допускают никого в свои дома потому, что там они издеваются над семьями.

По дороге им встречается Варвара. Она целуется с Кудряшом и говорит Борису, где и когда его будет ждать Катерина.

Ночь. Овраг под садом Кабановых. Кудряш поет. Борис признается ему и Варваре, что любит Катерину. Варя и Кудряш ушли на берег реки. Борис продолжает ждать. Молодая женщина появляется и очень испугана. Нервничает. Обнимает Бориса. Они говорят друг другу о своей любви.

Встреча влюбленных длится недолго, так как Кабаниха может заметить отсутствие невестки. Вдруг прибывает Тихон.

Четвертое действие

Прошло десять дней после предыдущих событий. На сцене слышится, как гремит гром. Калиновцы прогуливаются по аллее с видом на реку. На стене нарисованы сцены геенны огненной. Дикой и Кулигин оживленно спорят.

Механик просит у купца денежные средства на его новое изобретение — громоотвод. Механик говорит Дикому, что тот не осознает всей важности этого открытия. Купец грубо обрывает Кулигина и называет его «червяком».

Все уходят, и снова слышен гром.

У Катерины все отчетливее предчувствие смерти. Кабанов просит ее покаяться, так как сильно обеспокоен поведением жены. Разговор заканчивается с появлением Варвары. Появляется Борис и приветствует Кабанова. Катя бледнее смерти. Варвара дает понять Борису, чтобы он ушел, так как Марфа Ипатьева может что-нибудь понять.

Кулигин призывает, чтобы люди не пугались грозы.

Катерина утверждает, что сегодня она станет ее жертвой. Золовка и муж не могут ее понять. Варвара просит ее не беспокоиться, а Кабанов велит отправиться домой.

Приходит Барыня. Он снова говорит Катерине пророческие слова. Та в исступлении кается перед мужем и свекровью. Читатель узнает, что встречались они в течение десяти дней пока не было Кабанова.

Пятое действие

Кабанов и Кулигин разговорит о признании Кати. Тихон думает, что часть вины лежит на его матушке, которая ненавидит невестку. Он смог забыть измену жены, но реакция Кабанихи для него непреодолимое препятствие. Кабанихина семья исчезает как песочный замок. Из нее сбежала ее дочь со своим возлюбленным.

Глаша рассказала, что нигде нет Катерины. Все бросаются на ее поиски.

Катерина одна. В искуплении она зовет своего любимого. Он приходит с плохими новостями. Ему нужно отбыть в Сибирь. Он не может взять её с собой. Женщина теряет всякий смысл жизни и кидается в реку.

Доносятся крики людей. Читатель из них узнает, что неизвестная женщина кинулась в воду. Тихон осознает, что это его супруга и хочет броситься за ней следом. Марфа Игнатьевна удерживает его. Тело Катерины принесено Кулигиным. Она прекрасна, как и тогда, когда была живой. На виске лишь капелька крови.

Кабанов говорит: «…я зачем-то остался жить на свете и мучиться!» Он понимает, что нет больше «луча света» в темном царстве. Прочитав пьесу «Гроза» — краткое содержание по главам — мы понимаем, что Островский вкладывает в уста Тихона Кабанова весь смысл трагедии: как плохо, когда силы «темного царства» побеждают.

Даже необязательно полностью читать «Грозу» — краткое содержание по действиям дает понять читателю, как сложно приходится «птицам» в «темном царстве». Таким как Катерина, Кулигин, Борис и другие персонажи пьесы. События пьесы разворачиваются на фоне обычных бытовых дел, а заканчиваются трагедией — смертью Катерины, главной героини произведения.

С первого взгляда незамысловатый сюжет имеет несколько линии развития. И не заканчивается лишь непростой любовью главной героини и Бориса. Читатель наблюдает конфликты второстепенных персонажей:

  • механика Кулигина и купца Дикого;
  • Вареньки Кабановой и приказчика Кудряша.

Это и делает пьесу особенной.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/kratkij-pereskaz-pesy-a-n-ostrovskogo-groza.html

Купить билеты на Таланты и поклонники в театр Сатиры

купить билеты

8 12+

Продолжительность: 2 часа 45 минут (с 1 антрактом)

Организатор: театр Сатиры [ репертуар театра ]

Автор: А.Островский

Режиссер: Б.Морозов

Актеры: М.Куликова, В.Васильева, М.Державин

Коротко о спектакле: Комедия в 2-х действиях.

Таланты и поклонники – жизненная постановка, поставленная по знаменитому произведению Островского. Главной героиней спектакля является Александра Негина. Она актриса, достаточно известная, хотя довольно бедная. И свое покровительство ей предложил богатый князь Дулебов, от чего она отказывается.

Тогда князь пытается сорвать ее бенефис, хотя это у него не получается благодаря ее друзьям – помещику Великатову и Василию.

В результате многочисленных интриг вокруг актрисы, Александре приходится отказаться от своей любви, славы в своем городе и уехать в паре с богатым Великатовым, который и стал покровителем ее таланта.

Главная героиня спектакля немного отличается от островской Негиной своей живостью, энергичностью и самостоятельностью. Именно поэтому спектакль так хорошо вписывается в нашу современность, раскрывая самые актуальные темы – любви и преданности. В спектакле раскрываются разные стороны человеческого характера, от чего постановка будет особенно интересна зрителям.

Посмотреть уникальное театральное зрелище «Таланты и поклонники» в театре Сатиры сможет любой желающий, стоит лишь успеть купить билеты на эту постановку и насладиться безупречной игрой актеров.

Цены и количество мест так же можно уточнить у операторов позвонив по номеру 8 (495) 532-57-05 , либо мы перезвоним Вам в ближайшее время после заполнения формы заявки.

19:00 выбрать билеты

Если у вас возникли вопросы по приобретению билетов на Таланты и поклонники в театр Сатиры, наши менеджеры с радостью проконсультируют вас по телефону 8 (495) 532-57-05

– Заказ билетов через сайт, online — круглосуточно. – Доставка по Москве в пределах МКАД — бесплатная (Московская область от 300 руб). – 100% гарантия подлинности билетов.

– В случае отмены мероприятия — вернем полную стоимость билетов.

У нас вы сможете купить билеты на спектакль Таланты и поклонники в театр Сатиры даже в том случае, если билетов уже нет в кассе театра!

Внимание! В случае заказа билетов в день мероприятия, необходимо внести предоплату в размере от 50 % от суммы заказа.

Источник: https://vteatrbilety.ru/repertuar/talanty-i-poklonniki-teatr-satiry-osnovnaya-scena.html

Театральные заметки. А. Островский “Таланты и поклонники”

Дулебов (з.А.России Валерий Кириллов) и Бакин (Алексей Кузьмин)

Сюжет пьесы скорее трагический, чем комический. Но у Островского стоит комедия, и режиссёр должен поставить именно её. Но, как известно, у медали существуют две стороны: и трагедию можно поставить с иронией, и в комедии найти трагические ноты.

Что же зритель видит в новой постановке народного артиста России Александра Кузина? Статус комедии режиссёр поддерживает с помощью большей части героев пьесы: молодого купчика Васи (Юрий Круглов), трагика Громилова (Николай Шрайбер), актрисы Смельской ( Александра Чилин – Гири), губернского чиновника Бакина (Алексей Кузьмин) и др. Совершенно неожиданно, сюда попадает и князь Дулебов ( з. а. России Валерий Кириллов). 

Дулебов (з.а.России Валерий Кириллов)

Валерий Кириллов в роли князя Дулебова отнюдь не пожилой человек, несмотря на волосы с сединой. Скорее они придают ему дополнительный шик опытного мужчины.

Дулебов настоящий денди: белоснежный костюм, белые шляпа и ботинки, голубой жилет, бутоньерка и трость. Он  изящен, энергичен, грациозен, полон жизни и сластолюбивых желаний.

Кириллов  играет в своей лучшей гротесковой манере, очень ярко и тонко, не переходя опасную грань от комизма к клоунаде.

Читайте также:  Краткое содержание островский доходное место точный пересказ сюжета за 5 минут

Громилов (Николай Шрайбер) и Вася (Юрий Круглов)

Порадовал актёрской работой  Юрий Круглов. Историю молодого купчика Васи в его исполнении можно живо представить: скорей всего был в помощниках у отца, подчинялся его воле, набирался опыта и, наконец, получив капитал, стал сам себе хозяин.

Купеческая смекалка в нём сильна. Как он мгновенно включился в сделку с бенефисом, увидев, что можно легко и быстро «взять» денежки. В этом отношении за него можно быть спокойным. Но бурлят, кипят в нём молодые силы, которые он ещё и сам не знает, куда направить.

Отсюда и загулы с актёрской братией.

Сцены Васи с трагиком Громиловым зрители встречают и провожают  аплодисментами. Николай Шрайбер в роли Громилова вызывает у зрителей и смех, и сочувствие. Тема  «погибающего от жажды»  русскому человеку близка.

А  идущий из души крик: «Вася! Где Вася?» – может просто стать нарицательной фразой. Удачно вписалась в образ крупная фигура артиста, его зычный, «громовой» голос.

А короткая стрижка, которая в первый момент кажется просчётом, приближает этот образ к современности.  Поистине классика вечна!


Матрена (з.а.России Татьяна Исаева) и Великатов (В.Майзингер)

Роль Матрёны в пьесе крохотная. У Островского она появляется в третьем действии (в новой постановке пьесы при одном антракте это  второе). Режиссёр немного «подправил» драматурга, и кухарка появляется с начала первого действия. Если бы Островский знал, что Матрёну будет играть з. а. России Татьяна Исаева, думаю, он поступил бы так же, как Александр Кузин.

Фразы Домны Пантелеевны, «отнятые» у неё режиссёром,  органично вписались в роль Матрёны и оживили мизансцены. Дуэт Матрёны и Домны Пантелеевны в начале спектакля превосходен.

Трудно на сцене играть слушающего человека и удерживать внимание зрителя, но Татьяна Исаева буквально заставляет наблюдать зал за тем, как  Матрёна со вкусом, не торопясь пьёт чай, чувствовать, как тает у неё во рту кусочек сахара.

Исаева создала образ «своей» в доме кухарки, которая и самовар вовремя поставит, и с хозяйкой за столом чай попьёт, и посочувствует ей, и себя не обидит: слушает, а про сахарок и бараночки  не забывает. Походка Матрёны «уточкой» напоминает зрителю Матрёну из известного фильма, и этот элемент пародии привносит необходимый комизм в трактовку роли.

Роль Домны Пантелеевны –  несомненная удача з.а. России Татьяны Ивановой. Сыграна ярко, темпераментно. Иной  эту героиню трудно представить. Женщина, наученная выживать, но не потерявшая ни сердца, ни сопереживания, ни  внутренней силы.  

Владимир Майзингер в роли Великатова убедительно сыграл богатого, влиятельного, но одинокого, скучающего человека. У него есть всё, что можно пожелать: отличное поместье, заводы. Он  не проматывает денежки, а умножает их, используя любой случай.

А уж если денежные интересы совпадают с интересом к женщине – грех упустить! Так в сцене с покупкой бенефиса Негиной  Великатов выходит из своего обычного меланхолического настроения и с азартом проворачивает выгодное дельце. И любимой женщине помог, и сам  не в проигрыше. В.

Майзингер на протяжении всего спектакля очень тонко показывает сквозь внешнюю невозмутимость Великатова его  азарт и  расчёт. Ох, совсем не прост этот помещик! Оправдывает характеристику  Бакина: «…в нашем обществе он больше молчит… никогда не спорит, со всеми соглашается. И никак не разберёшь, серьёзно он говорит или мистифицирует тебя».

  И комичное целование руки кухарке Матрёне не выбивается из характера роли, предложенной артистом. Это прорывается изнутри ликование. Чувствует, чувствует Великатов, что не останется  в накладе: завоюет он Негину своей почтительностью, деликатными подарками, возможностью с его помощью продолжать быть на сцене.

Перейдём к совсем не комическим персонажам.


Домна Пантелевна (з.а.России Ирина Сидорова), Нароков(з.а.России Валерий Соколов), Матрена (з.а.России Татьяна Иванова)

Старый бутафор Нароков (з. а России Валерий Соколов), слывущий «чудаком» и «сумасшедшим», душа которого «из тонких парфюмов соткана», совсем не кажется таковым в своём обожании Негиной.

Он единственный из всех, кто видит в ней чистоту и талант. И от этого так трогательна его любовь к Негиной. В.

Соколов  в чудаковатости своего персонажа открывает зрителю душу не сломленного и не перекроенного жизнью человека, счастливого своей любовью к женщине и театру.

Петя (Виталий Даушев)

Роль Пети Мелузова играет молодой артист Виталий Даушев. Совсем недавно он  блеснул в премьерном спектакле «Бабаня»,  сыграл обаятельного  героя в  «Бульваре удачи».  И вот новая роль. Мелузов – бедный студент, труженик, воспитанный на традициях героев роман Н.

Чернышевского «Что делать», так хорошо знакомому зрителям старшего возраста. Отголоски романа особенно заметны в сцене, когда Мелузов приглашает Негину к «дружеской исповеди».

Мелузов проповедует твёрдые нравственные правила, принятые в демократической студенческой среде, жизнь в честной бедности, не понимая, что театр, который он считает чем-то легковесным и  барской забавой, для Негиной – смысл жизни. Понимание этого приходит к нему слишком поздно.

Правдивый и бескорыстный Мелузов вызывает симпатию зрителей. Но в этой роли артисту хотелось бы пожелать разнообразия оттенков в характеристике роли. Для этого у него есть все данные.

Центральную роль – молодой актрисы Негиной, режиссёр поручил пришедшей в театр в 2012 году Виктории Мирошниковой. В начале спектакля зритель видит нравственно чистую и несколько наивную девушку, но обстоятельства ломают её судьбу, ставя в безвыходное положение.

Негина (Виктория Мирошникова) и Домна Пантелевна (н.а.России Татьяна Иванова)

Негина сознаёт, что она не героиня, и не находит в себе сил бороться, не видя ни в ком настоящей поддержки. Она соглашается на предложение Великатова уехать с ним и продолжить артистическую карьеру. Кажется, что финал благополучен: Негина остаётся актрисой театра. Но остаётся глубоко одинокой и несчастной. Роль неоднозначная.

Сыграть её нелегко: мало действия,  больше психологических переживаний. Вероятно, режиссёр посчитал, что молодую актрису Негину должна играть молодая же актриса. С этим трудно не согласиться – молодость и свежесть ничем не подменишь. Но ярких эмоций в трактовке роли явно не хватает. Они прорываются лишь в конце – в сцене на вокзале.

Здесь Виктория Мирошникова наконец раскрылась, и зрители почувствовали всю глубину внутренних переживаний её героини.

сцена из спектакля

Стоит отметить оформление спектакля. Стильные, минималистические декорации з. х. России, Лауреата Государственной премии, лауреата Национальной театральной премии “Золотая маска России” Александра Орлова превосходны.

Классическая пьеса приобретает с ними современный облик. Это относится и к костюмам артистов, созданных лауреатом Национальной театральной премии “Золотая маска” Ириной Чередниковой.

Выдержанные в стиле XIX века, но с лёгким оттенком нашего времени, они гармонично перекликаются с художественным оформлением сцены.

В последние годы, благодаря интернету и некоторым каналам телевидения, можно было увидеть много авангардных постановок классических произведений и на Западе, и в России.

У Александра  Кузина постановка пьесы « Таланты и поклонники» традиционная. Он не боится показаться не новатором, и это привлекает.

Никто не против новаций, но может классика останется классикой, а всё новаторство режиссёров достанется современным произведениям?

 Фото сайта  Театра имени Волкова

Источник: http://yarcenter.ru/content/view/62895/41/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector