Краткое содержание паустовский скрипучие половицы точный пересказ сюжета за 5 минут

Изложение – Скрипучие половицы

Краткое содержание Паустовский Скрипучие половицы точный пересказ сюжета за 5 минут

Дом рассохся от старости. А может, от того, что стоял среди сосен, от которых все лето тянуло жаром. Набегавший иногда ветер не проникал в открытые окна, он только шумел над соснами и проносил над ними кучевые облака.

Чайковскому нравился этот старый дом, где пахло скипидаром и белыми гвоздиками, которые в изобилии цвели под окнами. Иногда они даже не были похожи на цветы, они напоминали белый пух.

Только одно раздражало в доме композитора: для того чтобы, пройти от двери к роялю, надо пересечь пять шатких половиц. Наверное, выглядело забавно, как пожилой композитор пробирается к роялю, приглядываясь на половицы прищуренным взглядом.

Если удавалось пройти так, чтобы ни одна половица не скрипнула, Чайковский садился за рояль и усмехался. Неприятное уже позади и теперь начнется самое удивительное: дом запоет от первых же звуков рояля. На каждую клавишу отзовутся сухие стропила, двери и даже старушка люстра, потерявшая половину из своих хрусталей, похожих на дубовые листья.

Самая простая музыка разыгрывалась в этом доме гак симфония. «Прекрасная оркестровка!» — думал Чайковский, восхищаясь певучестью дерева.

Чайковскому стало даже казаться, что дом уже с утра ждал, когда композитор сядет за рояль. Дом скучал без звуков.

Иногда ночью он просыпался от потрескивания половиц, которые, казалась, вспоминали ноты из его музыки. Еще это напоминало оркестр, когда музыканты настраивают свои инструменты перед выступлением. То тут, то там — то на чердаке, то в маленькой зале — кто-то трогал струну. Чайковский улавливал мелодию, но, проснувшись, уже не мог ее вспомнить и жалел, что не может теперь ее проиграть.

Прислушиваясь к ночным звукам, композитор часто думал, что жизнь проходит, а то, что он сделал, всего лишь маленькая дань народу, друзьям, любимому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Он жалел, что еще ни раз ему не удавалось передать тот легкий восторг от самых простых вещей: ауканья девушек в лесу, от радуги.

Нет, очевидно, ему это не дано. Он никогда не ждал вдохновения; он всегда работал, как вол, и вдохновение рождалось в работе.

Пожалуй, больше всего ему помогали леса, тот лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги, в чьих колеях, налитых дождем, отражался ночью месяц. Ему помогали печальные русские закаты и удивительный воздух.

Он не променяет эти русские зори ни на какие великолепные закаты Италии. Он отдал всего себя России без остатка — ее лесам, деревушкам, околицам, тропинкам, песням. С каждым днем его все больше мучает то, что он не может выразить всю поэзию своей страны. Он должен добиться этого. Главное, не щадить себя.

Определите стиль данного текста и обоснуйте свою точку зрения.

Мне кажется, что стиль данного текста — художественный. Это рассказ; его основная цель — воздействие на воображение, чувства и мысли читателей с помощью созданных образов.

Для этого автор использует средства художественной выразительности: эпитеты (тончайшие, печальные), олицетворении (дом скучал, пропоет половица) и др.

Автор также использует внутреннюю речь, что помогает читателям понять, что чувствовал Чайковский, и разделить с ним его переживания.

Источник: http://www.testsoch.com/izlozhenie-skripuchie-polovicy/

О п. и. чайковском из рассказа “скрипучие половицы” (паустовский)

Дом рассохся от старости. А может быть, и от того, что он стоял на поляне в сосновом лесу и от сосен все лето тянуло жаром. Иногда дул ветер, но он не проникал даже в открытые окна мезонина. Он только шумел в вершинах сосен и проносил над ними вереницы кучевых облаков.

Натах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками. Они в изобилии цвели на поляне перед крыльцом. Растрепанные, высохшие, они даже не были похожи на цветы, а напоминали клочья пуха, прилипшего к стебелькам.

Единственное, что раздражало композитора, – это скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.

Если удавалось пройти так, чтобы ни одна из них не скрипнула, Чайковский садился за рояль и усмехался. Неприятное осталось позади, а сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. На любую клавишу отзовутся тончайшим резонансом сухие стропила, двери и старушка люстра, потерявшая половину своих хруста-леи, похожих на дубовые листья.

Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом как симфония.

“Прекрасная оркестровка!” – думал Чайковский, восхищаясь певучестью дерева.

С некоторых пор Чайковскому начало казаться, что

дом уже с утра ждет, когда композитор сядет за рояль. Дом скучал без звуков.

Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту.

Еще это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты. То тут, то там – то на чердаке, то в маленьком зале, то в застекленной прихожей – кто-то трогал струну. Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал ее.

Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть!

Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а все написанное – только небогатая дань своему народу, друзьям, любимому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Но еще ни разу ему не удалось передать тот легкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни.

Нет, очевидно, это ему не дано. Он никогда не ждал вдохновения. Он работал, работал, как поденщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе.

Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги – в их колеях, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, – этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты.

Он не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии. Он без остатка отдал свое сердце России – ее лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням. Но с каждым днем его все больше мучает невозможность выразить всю поэзию своей страны. Он должен добиться этого. Нужно только не щадить себя.

Источник: https://ukrtvir.com.ua/o-p-i-chajkovskom-iz-rasskaza-skripuchie-polovicy-paustovskij/

К. Паустовский. Скрипучие половицы

 (1)Дом рассохся от старости, а может быть, и от того, что он стоял на поляне в сосновом лесу и от сосен всё лето тянуло жаром.

(2)Чайковскому нравился этот деревянный дом. (3)Единственное, что раздражало композитора, –это скрипучие половицы. (4)Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. (5)Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, рассматривал половицы прищуренными глазами.

(6)Если удавалось пройти так, чтобы ни одна из них не скрипнула, Чайковский садился за рояль и усмехался. (7)Неприятное осталось позади,
а сейчас начнётся удивительное и весёлое: рассохшийся дом запоёт от первых же звуков рояля. (8)На любую клавишу отзовутся тончайшим резонансом сухие стропила, и двери, и старушка люстра, потерявшая половину своих хрусталей, похожих на дубовые листья.

(9)Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом, как симфония.

(10)С некоторых пор Чайковскому начало казаться, что дом уже с утра ждёт, когда композитор, напившись кофе, сядет за рояль. (11)Дом скучал без звуков.

(12)Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоёт то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку
и выхватив из неё любимую ноту. (13)Ещё это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты. (14)То тут, то там –

то на чердаке, то в маленьком зале, то в застеклённой прихожей –

кто-то трогал струну. (15)Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал её.

(16)Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! (17)Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а ничего ещё толком не сделано.

(18)Ещё ни разу ему не удалось передать тот лёгкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни.

(19)Чем проще было то, что он видел, тем труднее оно ложилось на музыку. (20)Как передать хотя бы вчерашний случай, когда он укрылся от проливного дождя в избе у объездчика Тихона! (21)В избу вбежала Феня –

дочь Тихона, девочка лет пятнадцати. (22)С её волос стекали капли дождя. (23)Две капли повисли на кончиках маленьких ушей. (24)Когда из-за тучи ударило солнце, капли в ушах у Фени заблестели, как алмазные серьги.

(25)Но Феня стряхнула капли, всё кончилось, и он понял, что никакой музыкой не сможет передать прелесть этих мимолётных капель.

(26)Нет, очевидно, это ему не дано. (27)Он никогда не ждал вдохновения. (28)Он работал, работал, как подёнщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе.

(29)Пожалуй, больше всего ему помогали леса, просеки, заросли, заброшенные дороги, этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты. (30)Он не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащённые закаты Италии. (31)Он без остатка отдал своё сердце России –

 её лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням. (32)Но с каждым днём его всё больше мучает невозможность выразить всю поэзию своей страны. (33)Он должен добиться этого. (34)Нужно только не щадить себя.

(По К.Г. Паустовскому)*

 * Паустовский Константин Георгиевич (1892–1968) – русский советский писатель, классик отечественной литературы.

Источник: http://zelenaoge.blogspot.com/2017/07/blog-post_36.html

Методическая разработка (литература, 5 класс) по теме

«Послушай: музыка вокруг. Она во всем…»

 (по рассказу К.Г.Паустовского «Скрипучие половицы»)

Цели урока:

Раскрытие образа П.И.Чайковского в изображении К.Г.Паустовского как музыканта и человека.

Развитие представление учащихся о своеобразии музыки в сравнении с художественной литературой

Развитие понимания роли писателя, способного глубоко постичь образную сущность других видов художественного искусства

Развитие эстетического вкуса учащихся, понимания прекрасного в искусстве, влияния искусства на душу человека

 Задачи:

Продолжить знакомство с творчеством К.Г.Паустовского как «музыкального писателя»

Развитие речи учащихся

Анализ  художественного текста (в том числе характеристика героев) с точки зрения средств художественной выразительности; выявление идеи рассказа

Анализ средств музыкальной изобразительности в произведениях П.Чайковского

Читайте также:  Краткое содержание рассказов бориса шергина за 2 минуты

Углубление знаний о жанре симфонии

        Только та музыка может тронуть,

потрясти и задеть,

 которая вылилась из глубины

взволнованной вдохновением души

                                                                                         П.И.Чайковский

Ход урока

Мы начинаем наш урок с чудесной музыки Чайковского…

Музыка «Времена года – июль»

 Вы слушали фрагмент из цикла «Времена года»

Цель нашего необычного урока – погружение в удивительный мир музыки Чайковского, и мы попытаемся открыть для себя композитора и человека. В этом нам поможет рассказ Паустовского «Скрипучие половицы».

– Как вы думаете, почему Паустовский так назвал свой рассказ?

«Чайковскому нравился этот деревянный дом… В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками. Они в изобилии цвели на поляне перед крыльцом. Растрепанные, высохшие, они даже не были похожи на цветы, а напоминали клочья пуха, прилипшего к стебелькам.

Чайковский садился за рояль и усмехался. Неприятное осталось позади, а сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля.

На любую клавишу отзовутся тончайшим резонансом сухие стропила, двери и старушка люстра, потерявшая половину своих хрусталей, похожих на дубовые листья. Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом как симфония.  “Прекрасная оркестровка!” – думал Чайковский, восхищаясь певучестью дерева.

 С некоторых пор Чайковскому начало казаться, что дом уже с утра ждет, когда композитор, напившись кофе, сядет за рояль. Дом скучал без звуков».

-Как автор создает таинственность обстановки дома?  Что оживает в нем, когда композитор начинает играть? (стропила, старушка люстра)

-Какие слова помогают почувствовать жизнь дома? (олицетворения, метафоры, эпитеты)

 Музыка

– Где жил композитор? Как вы понимаете название места? (Рудой – растущий на сухих местах, очень прочный лес. Яр – крутой, обрывистый берег реки или оврага)
– Почему П.И.Чайковскому нравилось находиться в этом поместье, в этом доме?

(Долгие часы проводил П.И.Чайковский за роялем, сочиняя музыку, и порой ему казалось, что от этих звуков начинал петь весь старый, рассохшийся дом)

«Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги – в их колеях, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, – этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты».

– Как работает Чайковский? («не щадит себя»). Как это его характеризует?

– Ради кого пишет Чайковский свою музыку? (ради своего народа, он «отдал свое сердце России»)

     «Он без остатка отдал свое сердце России – ее лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням. Но с каждым днем его все больше мучает невозможность выразить всю поэзию своей страны. Он должен добиться этого. Нужно только не щадить себя».

    – Что помогает Чайковскому выразить «поэзию своей страны»? (природа)

    – Обратимся к описанию природы в начале рассказа. Что помогает Паустовскому нарисовать великолепный пейзаж?

    – Найдите средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения).

« Дорога к Яру всегда вызывала волнение. Бывало, зимой, в сырой гостинице в Риме, он просыпался среди ночи и начинал шаг за шагом вспоминать эту дорогу: сначала по просеке, где около пней цветет розовый иван-чай, потом березовым грибным мелколесьем, потом через поломанный мост над заросшей речкой и по изволоку – вверх, в корабельный бор.

Он вспоминал этот путь, и у него тяжело билось сердце. Это место казалось ему наилучшим выражением русской природы.

Он знал, что сегодня, побывав там, он вернется – и давно живущая где-то внутри любимая тема о лирической силе этой лесной стороны перельется через край и хлынет потоками звуков»

Музыка.

Симфония № 4

Обратимся к описанию пейзажа, который так поразил Чайковского.

 «Но больше всего в этот день Чайковского поразил свет. Он вглядывался в него, видел всё новые пласты света, падавшие на знакомые леса. Как только он раньше не замечал этого?

С неба свет лился прямыми потоками, и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми казались вершины леса, видного сверху, с обрыва.

На опушку падали косые лучи, и ближайшие стволы сосен были того мягкого золотистого оттенка, какой бывает у тонкой сосновой дощечки, освещенной сзади свечой. И с необыкновенной в то утро зоркостью он заметил, что сосновые стволы тоже отбрасывают свет на подлесок и на траву – очень слабый, но такого же золотистого, розоватого тона.

И, наконец, он увидел сегодня, как заросли ив и ольхи над озером были освещены снизу голубоватым отблеском воды.

Знакомый край был весь обласкан светом, просвечен им до последней травинки. Разнообразие и сила освещения вызвали у Чайковского то состояние, когда кажется, что вот-вот случится что-то необыкновенное, похожее на чудо. Он испытывал это состояние и раньше. Его нельзя было терять. Надо было тотчас возвращаться домой, садиться за рояль и наспех записывать проигранное на листках нотной бумаги.

Чайковский быстро пошел к дому. На поляне стояла высокая раскидистая сосна. Ее он прозвал “маяком”. Она тихо шумела, хотя ветра и не было. Он, не останавливаясь, провел рукой по ее нагретой коре».

-Что особенно поразило П.И.Чайковского, когда он гулял по Рудному Яру? (В этот день его поразил свет)

– Как вы себе представляете «пласты света»?

– В картинах какого художника мы можем увидеть этот пронизывающие лес косые лучи солнца?

Показать слайды.

– Какое состояние вызывало у композитора такое разнообразие и сила освещения? (ему казалось, что должно случиться что – то необыкновенное, похожее на чудо.)  

Это состояние называется вдохновением.

– Какие слова помогают Паустовскому показать красоту родной природы? (эпитеты, метафоры)

– Какие цвета использует автор для описания залитого светом леса? (нежные, светлые, мягкие)
– Почему так подробно описывает К.Г.Паустовский природу? (Паустовский пытается раскрыть тайну создания музыки.)

Симфония №4

Вопросы

– Какую особенность  музыки подчеркивает Паустовский? (родная, понятная, светлая). Кто является первым слушателем его произведения?

«Он добивался ясности мелодии – такой, чтобы она была понятна и мила и Фене, и даже старому Василию, ворчливому леснику из соседней помещичьей усадьбы».

«Он играл, не зная, что Феня принесла ему махотку земляники, сидит на крыльце, крепко сжимает загорелыми пальцами концы белого головного платка и, приоткрыв рот, слушает. А потом приплелся Василий, сел рядом с Феней, отказался от городской папироски, предложенной слугой, и скрутил цигарку из самосада».

– Кто такие Феня и Василий? (Феня – крестьянская необразованная девочка, а Василий – лесник из соседней усадьбы. Он всю жизнь растил лес, который сейчас хотят срубить)

– Как они воспринимают музыку?

–  Это, Василий Ефимыч, святое дело, – слуга.

– Ой! – вздохнула Феня и еще туже затянула концы платка. – Весь бы день слухала!

– Что услышал Василий в музыке?

 «”Колдует! – подумал Василий, поднял голову, прислушался. – Господи, да ведь это как бы знакомое! Неужто наше, деревенское? “Среди долины ровныя”! Нет, не то. А схоже! Или то пастухи заиграли в лугах, скликая к вечеру стадо? Или то соловьи ударили сразу, будто сговорились, по окрестным кустам?»

– Давайте и мы попытаемся услышать все это, а может быть что-то еще.

 Симфония № 4

– Почему лесник пришел к П.И.Чайковскому просить защитить лес? (потому что он знал, что композитор любит Рудой Яр)

-Как Василий относится к лесу? Какой прием использует писатель? (Олицетворение: «Я его растил, нянчил. Как баба ребят не растит»).

– Как Чайковский реагирует на просьбу Василия?

– Спаси! – прохрипел Василий и начал через силу подыматься, опираясь рукой о ступеньку. – Мочи моей нету! Криком бы кричал, да никто не отзовется. Помоги, Петр Ильич, не дай случиться палачеству!

Василий прижал к глазам рукав застиранной синей рубахи. Он долго не мог ничего выговорить, сморкался, а когда наконец рассказал все как есть, то даже оторопел: никогда он не видел Петра Ильича в таком гневе.

Все лицо у Чайковского пошло красными пятнами. Обернувшись к дому, он крикнул:

– Лошадей!

На крыльцо выскочил испуганный слуга:

– Звали, Петр Ильич?

– Лошадей! Вели закладывать.

– Куда ехать-то?

– К губернатору.

– Почему композитор сразу отозвался на просьбу лесника?

– Понял ли губернатор композитора? Почему он не нашел ничего «преступного» в действиях Трощенки? Почему не смог помочь?

«Существующие законоположения, – медленно говорил губернатор, выжимая ложечкой в стакане чая ломтик лимона, – к сожалению, не дают мне возможности, Петр Ильич, что-либо предпринять. Вырубка леса разрешена Трощенке на основании имеющихся на то инструкций…

Губернатор выжал лимон и выудил его ложечкой из стакана.

– А что, собственно, вы находите в действиях Трощенки преступного? – осведомился он вежливо.

Чайковский молчал. Что он мог сказать этому человеку? Что гибель лесов несет его стране разорение? Губернатор, может быть, и поймет, но, руководствуясь законами и разъяснениями к ним, тотчас мягко отведет это возражение.

Что же сказать еще? О поруганной красоте земли? О своем убитом вдохновении? О могучем влиянии лесов на душу человека? Что сказать? “Мы тем и замечательны, что вспоили и вскормили свою народную силу в согласии с этой удивительной природой”? Или просто признаться, что жаль до боли этих лесов, их свежести, шума, сияния воздуха на полянах?»

  – Как нам описывает купца Трощенко К.Г.Паустовский? От кого мы слышим это описание (от Василия, который передает слова приказчика купца: «Мой волкодав леса свел по всей Харьковской и Курской губерниям. Сплошной рубкой. Он к лесу зол – на семена ничего не оставит. На лесах большие капиталы наживал.» ).

– Каким его увидел Чайковский? («Трощенко, в сапогах и шляпе…ходил по лесу и сам метил топором сосны»

)- Какое у вас сложилось мнение о купце Трощенко? (Он был жадный, не видел в природе красоту, относился к ней как к товару.)

– А как относился к нему автор? (Свое отношение он вложил в слова приказчика

).

– Можно ли противопоставить Чайковского и Трощенко? Как называется такой прием?

– В чем противопоставлены эти герои? (Чайковский трепетно относится к родной природе, которая для него является источником вдохновения; Трощенко руководствуется только соображениями собственной выгоды, для него лес – источник «капитала»; Чайковский не жалеет даже собственной усадьба ради того, чтобы спасти лес; Трощенко – «жаден» к деньгам, он не соглашается даже на вексель).

Читайте также:  Краткое содержание родари путешествие голубой стрелы точный пересказ сюжета за 5 минут

– Удалось ли спасти П.И.Чайковскому Рудой Яр? (нет)  – Как отреагировал кучер на происходящее? (Ему было тоже жалко лес. Ведь его еще можно было бы восстановить, если не губить малые деревца)

– Как автор описывает гибель деревьев?

«Внезапно вся сосна, от корней до вершины, вздрогнула и застонала. Чайковский явственно слышал этот стон.

Вершина сосны качнулась, дерево начало медленно клониться к дороге и вдруг рухнуло, круша соседние сосны, ломая березы. С тяжким гулом сосна ударилась о землю, затрепетала всей хвоей и замерла.

Лошади попятились и захрапели.  Это был миг, один только страшный миг смерти могучего дерева, жившего здесь двести лет.

Чайковский подошел к вершине поваленной сосны. Она лежала горой сочной и темной хвои. На хвое еще сохранился блеск, свойственный тем воздушным просторам, где эта хвоя только что дрожала под ветерком. Толстые сломанные ветки, покрытые прозрачной желтоватой пленкой, были полны смолы. От ее запаха першило в горле.

Тут же лежали обломанные сосной ветки берез. Чайковский вспомнил, как березы пытались удержать падающую сосну, принять ее на свои гибкие стволы, чтобы смягчить смертельное падение, – от него далеко окрест дрогнула земля.

Он быстро пошел домой. То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов. И все так же тупо ухала земля».

– Какие литературные прием использовал К.Г.Паустовский, чтобы мы ярче представили себе картину гибели дерева? (метафоры, олицетворения)

– Для чего автор употребляет повтор слова «миг…один только миг»?

– Как вы понимаете: «От ее запаха першило в горле»? От чего еще может быть такое ощущение?

– Как автор показывает слезы деревьев? («сломанные ветки… были полны смолы»)

– Почему земля «дрогнула»?
– Какое впечатление произвела гибель леса на П.И.Чайковского? Прочитайте, как он реагировал, что чувствовал?

Отрывок – чтение наизусть детьми (или выразительное чтение).

– Подлость! – бормотал он. – Мерзость чудовищная! Кто дал право человеку калечить и безобразить землю ради того, чтобы какой-то Трощенко слюнявил по ночам ассигнации? Есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей.

Неужели так трудно понять там, в Петербурге, этим многомудрым государственным мужам, что могущество страны – не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа! Ее нужно беречь, как мы бережем самую жизнь человека.

Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им. Вот они где, “промотавшиеся отцы”!..

Чайковский задыхался. Он уже не мог идти быстро. В груди возникала приступами обморочная пустота. После нее начинало так крепко стучать сердце, что удары его больно отдавались в висках. Он подумал, что и гибель леса, и бессонная ночь – все это состарило его сразу на несколько лет.

–  Почему Чайковский больше не смог сочинять музыку в своем доме? (потому что он черпал вдохновение у природы, у леса. А лесорубы перерубили эту связь)

«А там, в сознании, где вчера еще было столько звуков, осталась одна пустота. Какой-то барышник выгнал его из этих удивительных мест, поднял руку на его работу. Впереди опять скитальчество, одиночество…

Он откинул крышку рояля, взял аккорд и поморщился: одна клавиша не звучала. Очевидно, ночью лопнула струна».

– Нарисуйте словесный портрет Чайковского.

– В каких словах Чайковского заключается главная мысль произведения? Найдите предложение, в котором об этом говорится. ( «Могущество страны – не в одном материальном богатстве, но и в душе народа»)
– Как вы понимаете эту фразу?

– К чему призывает Паустовский словами своего героя?

– Сталкивались ли вы с проблемой, поднятой в рассказе Паустовского?Домашнее задание.
Постарайтесь найти слова, чтобы убедить таких «купцов» не губить лес. Составьте монолог.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/11/06/poslushay-muzyka-vokrug-ona-vo-vsem-po-rasskazu-kgpaustovskogo

К.Г. Паустовский “Скрипучие половицы”

Автор: Евстифеева Ирина Анатольевна , учитель начальных классов, МОБУ СОШ с. Тирлянский, Белорецкого района Республики Башкортостан.

Описание материала: УМК «Школа России».Учебник « Литературное чтение»Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий для 4 класса. Урок –обобщение.

Конспект интегрированного урока (литературное чтение, изобразительное искусство, музыка). Тема: « К.Г. Паустовский «Скрипучие половицы»

Берегите эту землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.<\p>

Цели: осознание детьми смысловой, содержательной стороны читаемого текста;

развитие речи учащихся, творческого воображения через слово, музыку, живопись; развитие выразительности чтения и умения формулировать идею произведения, развитие интереса к чтению и музыке;

воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: портреты К.Г. Паустовского, П. И. Чайковского, И. И. Шишкина, диск с записями произведений композитора П. Чайковского( « Танец маленьких лебедей» из балета « Лебединое озеро», «Вальс цветов» из балета « Щелкунчик», симфония №4финал), репродукции картин И. Шишкина « Сосны, освещенные солнцем», « Утро в сосновом лесу», выставка книг с произведениями К. Паустовского.

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Создание эмоционального настроя.

Звучит « Танец маленьких лебедей» из балета « Лебединое озеро».

3.Сообщение темы и цели урока.

– Не случайно урок мы начали с прослушивания этой необыкновенной по красоте музыки. Вы узнали, наверное, мелодию?

– Правильно, это « Танец маленьких лебедей». Произведение это всем знакомо. Его автором является знаменитый русский композитор Петр Ильич Чайковский. Перед нами портреты двух замечательных людей- писателя и композитора.

Им мы посвятим наш урок. Но скажите, почему композитор и писатель оказались в центре нашего внимания на уроке литературного чтения? Что объединяет этих людей? ( Произведение К. Г.

« Скрипучие половицы», любовь к родине, родной природе.

– Сегодня мы продолжим работу над этим произведением В каком разделе учебника оно помещено?( В разделе « Природа и мы» )Мы – это люди, значит произведения собранные здесь рассказывают о взаимоотношениях людей и окружающей природы. Какая проблема поднимается автором произведения? ( Экологическая проблема, проблема сохранения природы в ее первозданном виде). Давайте вспомним о чем это произведение.

4. Работа над содержанием произведения.

– Давайте обратимся к началу рассказа. итак, мы сказали, что К. Паустовского и П. Чайковского объединяет любовь к природе. Из чего мы сделали такой вывод?( Паустовский посвящал свои художественные произведения природе, П. Чайковский также старался выразить свою любовь к природе , ее обитателям музыкальными произведениями.)

-Найдите в тексте слова, подтверждающие это.( стр. 84)

– Скажите, что помогло Петру Ильичу сочинять прекрасные произведения?( Старый дом, окружавший его лес, деревушки, просеки и даже заброшенная дорога).

– Как называлось любимое место композитора?( Рудый Яр)

– Почему Петр Ильич любил это место посещать?( Оно казалось ему наилучшим выражением русской природы)Как понять эти слова?( стр. 84 Это вдохновляло его на работу)

– Что восхищало П.И. Чайковского в природе этих мест?( стр. 84-85)

– Обратите внимание вот на это произведение искусства – картину И.И. Шишкина « Сосны, освещенные солнцем».Не кажется ли вам, что художник и композитор побывали в одном и том же месте.

( Звучит «Вальс Цветов», на фоне музыки учитель продолжает урок)Петр Ильич Чайковский восхищался увиденным, что вдохновляло его на сочинение прекрасных музыкальных произведений, К.Г. Паустовский написал об этом в своей повести, а И.И.

Шишкин изобразил это на картине, помог нам представить то, о чем писал Паустовский и чем восхищался Чайковский. Вот оно, это место, которое является « наилучшим выражением русской природы»

– Петр Ильич Чайковский не просто сочинял музыку, он старался сотворить ее такой, чтобы она была понятной всем. Чего он добивался от своих произведений? ( стр.85,начало 2 части.)

-Здесь же , во второй части отрывка Паустовский противопоставляет прекрасное и ужасное, мы узнаем о страшной вести. Здесь мы знакомимся с отрицательным героем произведения- купцом Трощенко. Сам он еще не появляется, но о нем говорят те, с кем он знаком. Давайте найдем эти слова, которые характеризуют Трощенко.( стр.87)

-Вот видите, оказывается, не всегда приличные с виду люди бывают добрыми и порядочными.

– Для чего скупал Трощенко лес?

– Какой путь спасения леса видел Василий?

– Во время разговора Василия со слугой Чайковский был занят сочинением музыки, он еще не знает о предстоящей вырубке леса. Он играл, играл, играл. Василий Вслушиваясь в музыку, слышал в ней что-то знакомое, родное. Что же напоминала старому леснику музыка Чайковского?( стр. 88, конец 2 части)

– А сейчас вы послушайте одно из произведений Чайковского и скажите что прослушивается в этом произведении?( Звучит симфония № 4 финал. Прослушивается мелодия усской народной песни « Во поле береза стояла…»)

– А сейчас давайте перечитаем 3-ю часть произведения. О чем в ней говорится? (Чтение по ролям)

– Как отреагировал Чайковский на весть о вырубке леса?

– Какими словами называют слуга и Чайковский вырубку леса? ( Палачество, подлость, мерзость чудовищная)

– Помог ли губернатор Чайковскому? Почему? На что решился композитор?

-Как произошла встреча Чайковского и Трощенко?

-Как понимал Трощенко желание Чайковского выкупить лес? Найдем этот отрывок и прочтем.( стр.90-91)

– Пятая часть рассказа самая трагическая. Почему? Как ее можно озаглавить?

– Как Паустовский описывает вырубку леса?( стр. 91-92. Звучит симфония № 4 , финал. Учитель читает отрывок вслух)

– В каких словах выражается главная мысль рассказа?( Чтение и разбор основной мысли)

( На плакате слова : Рыбе вода, птице воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину! М. Пришвин.

– Что понимает автор под словами « калечить и безобразить землю»?

– Как вы думаете, что нельзя оценить деньгами? Что нельзя купить?( Здоровье, счастье, совесть, друзей, любовь, жизнь)

– В чем состоит могущество государства? (« В душе народа»)Как это понять?

_ Что воспитывает широту духа? ( Природа) Каким образом?

– К чему призывает автор?

-Для чего нужно беречь природу?( стр. 93)

– Каким вы представляете этот уголок природы( обращается внимание на картину Шишкина) после вырубки леса?

Читайте также:  Краткое содержание он убил мою собаку яковлева точный пересказ сюжета за 5 минут

– Как бы вы поступили на месте Чайковского?

– Какие чувства вызывает этот рассказ?

5. Итог урока.

– Итак, мы подробнее разобрали произведение К.Г. Паустовского « Скрипучие половицы».

Этот рассказ имеет грустный финал. Если бы вы были писателем, какой финал этой истории придумали? Почему?

– Встречались ли вы в своей жизни с подобными ситуациями?

6. Домашнее задание.

Перечитать 4-ую часть рассказа и приготовить слова, которыми бы вы попытались убедить купца Трощенко не вырубать лес.

Список использованной литературы.

1.Л.Г. Горецкий, Л.Ф.Климанова. – Литературное чтение. 4 класс. Часть 2.- М.Просвещение,2006г.

2. «Начальная школа», №4,2004г.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/k_g_paustovskii_skripuchiie_polovitsy

Паустовский, “Скрипучие половицы”: краткое содержание

Вековечная мучительная тема русской литературы – как лес (сад) вырубали – продолжена К. Г. Паустовским в «Скрипучих половицах».

Лес – живой. Кого этим удивишь? Но лес у Паустовского порой так нарочито жив, что дает колоссальный импульс режиссеру школьной киностудии в его фантазиях и философских раздумьях. В самом деле, ведь идеальные метафоры мало вдохновляют на творчество.

«Не можем препятствовать законной выгоде»

Композитор Чайковский творит, уединившись в окруженной лесом усадьбе. Лесник Василий приносит злую новость. Заезжий купец Трощенко, новый владелец “профуканных” помещиком угодий, решил: лес – под топор. Чайковский мчится к губернатору. Тот разводит руками: препятствовать выгоде от законной собственности не можем. Композитор пробует перекупить лес.

Предлагает купцу вексель под завтрашние свои шедевры. Тот требует наличные. Их нет. Лес неутомимо валят. Но Трощенко вдруг оказывается у порога дома, где еще вчера звучала музыка. Передумал? Большая рубка пошла не так? Но композитор уже уехал. В Москву. А потом – и в Петербург? В столицу, к государю императору с прошением? Может быть. Финал – открытый.

Таким мог бы быть сценарий потенциального фильма «Скрип» с философской подоплекой по мотивам произведения Паустовского «Скрипучие половицы».

Думы Чайковского

По ходу развития темы нависшего над лесом топора автор читает мысли композитора. И тот выглядит неискренним, когда рассуждает о «воспитательном воздействии» природы и связывает сбережение леса с могуществом государства. «Выразить поэзию страны». «Спасти уголок земли».

«Потомки никогда не простят нам…». Есть в рассказе несколько надутых мест о поруганной красе земной и могучем влиянии лесов. Дело не в том, что композитор не мог думать о судьбах потомков. Очень даже мог.

Но он вряд ли думал о них в напыщенном стиле, который исключает личное переживание.

Высшие люди

Не менее странно и то, как видит значение творчества – глазами Чайковского – Паустовский в «Скрипучих половицах». Любимый поэт композитора – Пушкин. Все музыкальные сочинения, уже написанные – это дань Александру Сергеевичу, народу и друзьям.

И дань, как замечено, небогатая. Наверное, есть читатель, которому не скучны подобного рода пассажи. Нельзя же со скукой смотреть на иконы. Вспомним роман Чернышевского. Читать «Что делать?» скучно, но интересно. Мы осведомлены, что высших людей нет.

Но они так нужны нам. Не как пастыри, нет. А как те, кто решает вопрос о смысле жизни. Вопрос, который мучает каждого живущего. Нам нужна уверенность классицизма и романтический порыв одновременно. Чтоб не сомневаться никогда: долг – это и есть вершина счастья.

А какова жизнь на самом деле, мы хорошо знаем.

Скрипучая жизнь

У Паустовского в «Скрипучих половицах» скрипят не одни половицы. Платье горничной в губернаторском доме накрахмалено до скрипа. «Существующие законоположения не дают возможности» – скрипуче говорит и скрипуче живет хозяин дома. А слуги – подскрипывают. В скрипучих сапогах ходит Трощенко, наглый купец из Харькова, который и затеял весь этот лесоповал.

Ударит обухом топора по стволу – дерево поет, и слышит он свою песню, ту, что сливается со звоном монет. А музыка… От нее следа-то нету. Еще скрипит паром на переправе по пути домой после бесполезного визита к губернатору.

Жизнь повинуется скрипу пяти шатких половиц, которые так старательно пытается обойти в своем доме главный герой рассказа Паустовского «Скрипучие половицы».

Откуда берется музыка?

Это один из ключевых вопросов произведения.

Когда американского фантаста Роберта Шекли спросили, где он берет свои сюжеты, тот остроумно ответил: дескать, знай где – набрал бы больше.

Чайковский в рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» дает иной ответ на похожий вопрос восторженного студента: тайны нет. А есть работа. Такой ответ был дан то ли в воспитательных целях, то ли от смущения.

Но да, в рассказе есть это: работа, работа, работа. Не щадя себя. Как у вола. Как у поденщика. Отсюда и вдохновение. Ой ли?

Там, где цветет иван-чай

Тайна все же есть. Откуда музыка? «Гимновая» стилистика рассказа (в согласии с природой вскормленная народная сила, лирическая сила лесной стороны), казалось бы, подсказывает прямолинейный ответ – из леса.

Но по большому счету не так уж важно, где Паустовский со своим героем находят источник вдохновения. Тайна и есть тайна. Главное – существует альтернатива проклятой скрипучей жизни. Есть гармония. А где ее источник, думайте сами.

Свой ответ дает Паустовский в «Скрипучих половицах».

Что цветы гвоздики напоминают пух клочьями, а свет падает пластами – образы мало о чем говорящие. Они и не копируют цветы и свет, и не показывают свет и цветы такими, какими их создал Бог. В чем же магнетизм?

Современный человек мегаполиса вряд ли разделит терзания тех, кто плачет по срубленной березе. Человеку мегаполиса не суждено знать дорогу к Рудому Яру, которую знает Чайковский во всех подробностях – мимо цветущего около пней иван-чая, через сломанный мост и мелколесье. Человеку мегаполиса не хаживать этой дорогой.

Современный защитник природы обмеряет леса шагами пользы и прямой дорогой идет к моральному утилитаризму. А Чайковский помнит лесную дорожку так, как может ее помнить только ребенок. И этот щемящий факт затмевает некрасивые красивости в виде клочьев и пластов.

И нарочито-горестные раздумья о судьбах государства российского в связи с поруганной природой.

Этого ребячьего мироощущения давно нет у либерального губернатора с припухшими глазами. Оно, это мироощущение, переродилось в наглый коммерческий азарт у купца Трощенко. Что предложил Чайковский в «Скрипучих половицах» Паустовского дельцу? Векселя – возможно, под «Пиковую даму» или «Щелкунчика».

Вместо наличных? Смешно! Так что же, взрослеть не надо? Надо. Высшими людьми, создающими неуничтожимые ценности, не рождаются. Так взрослеет в рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» Феня, которая подошла к дому композитора с земляникой и заслушалась. Так взрослел вырастивший этот лес Василий.

И, будем думать, еще и молодежь в доме либерала-губернатора.

А если не так, то выходит сплошное палачество. Как воры разбегаются лесорубы от падающей сосны. Кто отправил их на воровство? Дисгармоничные люди. И плохие хозяйственники, конечно – сначала надо бы рубить мелкий лес, чтоб дать простор падению сосны-великана. Все у них дисгармонично. Даже колонны на губернаторском доме облупленные. Иное дело – дом композитора.

Дом

Он рассохся, как старый рояль. Но он скучает без музыки. Ждет. И поет, когда хозяин за роялем. А старая люстра отзывается. Резонансы – тончайшие. Этот дом, он окружен защитным поясом. Живой стеной. Теплой и надежной.

Ирония бумерангом

Кульминация рассказа Паустовского «Скрипучие половицы» – разговор дельца и композитора. Диалог построен на иронии. Причем, иронии обратной. Трощенко фонтанирует афоризмами, которые, казалось бы, должны сразить композитора. У купца шуба «не подбита благородством», зато деньги есть.

Композитор – персона «из возвышенных сфер», а торговаться-то не умеет. Купец не живет в «эмпиреях», зато он – в чести. Трощенко согласен: да, он маклак. Но, кто же тогда тот, кто пришел на поклон к нему, маклаку? Создатель «воздушной вещи». Ведь музыка-то – дым.

«Всегда при мне» – это купец о своем уме. Но почему смешон не проситель, а важный купец. Комический эффект возникает из-за несоответствия масштабов личности. Незначительный купчик насмехается над признанным гением с мировой славой. Это и смешно.

Одной лишь разницы в «общественном положении» достаточно для комизма.

Исторические параллели

Все сходится на том, что «музыкальный» рассохшийся дом – это дом в селе Фроловском близ Клина. В последние годы своей жизни Чайковский подыскивал то одно, то другое «убежище». В одном из писем он называет это место «раем» – после столиц и заграничных путешествий. Запущенный сад. Дальше – лес. И такие дали! Вырубить лес распорядилась сама хозяйка усадьбы, которую арендовал композитор.

В беллетристике биографической Чайковский той поры предстает… Ну, мы читывали биографии замечательных людей. Для кого они пишутся? Для людей незамечательных. Кто не без довольства подумает по прочтении: «Ну, я-то не такой мелочный, озабоченный, слабый.

И с желудком вроде бы пока все в порядке». Если бы можно было материализовать гибрид творческих мук и превратностей судьбы, его обязательно выставили бы в кунсткамере. Да, наверное, композитор не был высшим человеком.

Но и был, потому что высший человек – это высшее в человечестве.

Видимо, именно во Фроловском Чайковский сочинял, например, симфонию № 5, которую бесцеремонный биограф пропечатает своим клеймом – «не то», а исполнители будут чесать затылки: «как играть?». Рок подчинился радости или празднует свою победу? Трактовки противоположные.

Вымысел как настоящая жизнь

Образы литературные действуют избирательно и толкуются по-разному. Страшный миг смерти – это о падении срубленного дерева. Кто-то восхитится: «Сильно сказано!». А кто-то поежится от искусственности фразы.

Но изящество слога несущественно в важной депеше: оставьте природе ее умения – родить, расти, быть совершенной и самодостаточной. А человеку… Паустовский подумывал о необычной автобиографии. Вымышленной.

С какими бы людьми сошелся на путях-дорогах! Сколько бы всего свершил!

Fortissimo

Забыв шум леса, заворожено внимая рокоту космодромов и шуршанию бесшумной бытовой техники, мы смиряемся со скрипом шатких половиц. Бьемся за себя в макромире, где уже нет гармонии. Один скрип. И половицы – это горящая земля под нашими ногами: так, в духе Паустовского (у него земля лишь сотрясается), и сыграем последний аккорд.

Источник: http://skv-tv.ru/article/367614/paustovskiy-skripuchie-polovitsyi-kratkoe-soderjanie

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector