Краткое содержание платонов маленький солдат точный пересказ сюжета за 5 минут

О рассказе андрея платонова «маленький солдат»

Краткое содержание Платонов Маленький солдат точный пересказ сюжета за 5 минут

Автор этого рассказа – выдающийся советский писатель и драматург Андрей Платонов (1899-1951) был свидетелем Курской битвы, форсирования Днепра, освобождения Украины и Белоруссии. Потеряв в годы войны единственного сына, он душевно приближал к себе детей. Платонов считал, что дети нуждаются в любви и писал свои рассказы о них по законам любви.

Рассказ «Маленький солдат» повествует о судьбе ребенка, волею обстоятельств втянутого в войну и сознательно в ней участвующего. Писателя привлекла в маленьком солдате, одетого в военную форму, не только его храбрость, но и душевные качества.

Автор говорит о том, какие чувства движут ребенком – его сыновья любовь и тоска по погибшим родителям и привязанность к тому, кто заменил ему их. В рассказе присутствует трагедийный аспект – отпечаток душевной травмы ребенка.

«О глубине рассказа Андрея Платонова, – пишет исследователь творчества писателя А.Н.Акимова, – свидетельствует тот факт, что из него как из зерна, вышли многие лучшие произведения о военном детстве, конечно, «Иван» В.Богомолова».

Андрей ПЛАТОНОВ

МАЛЕНЬКИЙ СОЛДАТ

Недалеко от линии фронта, внутри уцелевшего вокзала, сладко храпели уснувшие на полу красноармейцы; счастье отдыха было запечатлено на их усталых лицах.

На втором пути тихо шипел котел горячего дежурного паровоза, будто пел однообразный, успокаивающий голос из давно покинутого дома. Но в одном углу вокзального помещения, где горела керосиновая лампа, люди изредка шептали друг другу успокаивающие слова, а затем и они впали в безмолвие.

Там стояли два майора, похожие один на другого не внешними признаками, но общей добротою морщинистых загорелых лиц; каждый из них держал руку мальчика в своей руке, а ребенок умоляюще смотрел на командиров.

Руку одного майора ребенок не отпускал от себя, прильнув затем к ней лицом, а от руки другого осторожно старался освободиться. На вид ребенку было лет десять, а одет он был как бывалый боец – в серую шинель, обношенную и прижавшуюся к его телу, в пилотку и в сапоги, пошитые, видно, по мерке, на детскую ногу.

Его маленькое лицо, худое, обветренное, но не истощенное, приспособленное и уже привычное к жизни, обращено теперь к одному майору, светлые глаза ребенка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца; он тосковал, что разлучается с отцом или старшим другом, которым, должно быть, доводился ему майор.

Второй майор привлекал ребенка за руку к себе и ласкал его, утешая, но мальчик, не отымая своей руки, оставался к нему равнодушным.

Первый майор тоже был опечален, и он шептал ребенку, что скоро возьмет его к себе, и они снова встретятся для неразлучной жизни, а сейчас они расстаются на недолгое время.

Мальчик верил ему, однако и сама правда не могла утешить его сердца, привязанного лишь к одному человеку и желавшего быть с ним постоянно и вблизи, а не вдалеке.

Ребенок знал уже, что такое даль расстояния во время войны – людям оттуда трудно вернуться друг к другу, – поэтому он не хотел разлуки, а сердце его не могло быть в одиночестве, оно боялось, что, оставшись одно, умрет. И в последней своей просьбе и надежде мальчик смотрел на майора, который должен оставить его с чужим человеком.

– Ну, Сережа, прощай пока, – сказал тот майор, которого любил ребенок. – Ты особо-то воевать не старайся, подрастешь – тогда будешь. Не лезь на немца и береги себя, чтоб я тебя живым, целым нашел. Ну чего ты, чего ты – держись, солдат!

Сережа заплакал. Майор поднял его к себе на руки и поцеловал в лицо несколько раз. Потом майор пошел с ребенком к выходу, и второй майор тоже последовал за ними, поручив мне сторожить оставленные вещи.

Вернулся ребенок на руках другого майора; он чуждо и робко глядел на командира, хотя этот майор уговаривал его нежными словами и привлекал к себе как умел.

Майор, заменивший ушедшего, долго увещевал умолкшего ребенка, но тот, верный одному чувству и одному человеку, оставался отчужденным.

Невдалеке от станции начали бить зенитки. Мальчик вслушался в их гулкие мертвые звуки, и во взоре его появился возбужденный интерес.

– Их разведчик идет! – сказал он тихо, будто самому себе. – Высоко идет, и зенитки его не возьмут, туда надо истребителя послать.

– Пошлют, – сказал майор. – Там у нас смотрят.

Нужный нам поезд ожидался лишь назавтра, и мы все трое пошли на ночлег в общежитие. Там майор покормил ребенка из своего тяжело нагруженного мешка.

– Как он мне надоел за войну, этот мешок, – сказал майор, – и как я ему благодарен!

Мальчик уснул после еды, и майор Бахчиев рассказал мне про его судьбу.

Сергей Лабков был сыном полковника и военного врача. Отец и мать служили в одном полку, поэтому и своего единственного сына они взяли к себе, чтобы он жил при них и рос в армии. Сереже шел теперь десятый год, он близко принимал к сердцу войну и дело отца и уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война.

И вот однажды он услышал, как отец говорил в блиндаже с одним офицером и заботился о том, что немцы при отходе обязательно взорвут боезапас его полка. Полк до этого вышел из немецкого охвата, – ну, с поспешностью, конечно, – и оставил у немцев свой склад с боезапасом, а теперь полк должен пойти вперед и вернуть утраченную землю, и свое добро на ней, и боезапас тоже, в котором была нужда.

«Они уж и провод в наш склад, наверно, подвели – ведают, что отойти придется», – сказал тогда полковник, отец Сережи. Сергей вслушался и сообразил, о чем заботился отец.

Мальчику было известно расположение полка до отступления, и вот он, маленький, худой, хитрый, прополз ночью до нашего склада, перерезал взрывной замыкающий провод и оставался там целые сутки, сторожа, чтобы немцы не исправили повреждения, а если исправят, то чтобы опять перерезать провод. Потом полковник выбил оттуда немцев, и весь склад целым перешел в его владение.

Вскоре этот мальчуган пробрался подалее в тыл противника; там он узнал по признакам, где командный пункт полка или батальона, обошел поодаль вокруг трех батарей, запомнил все точно – память же ничем не порченная, – а вернувшись домой, указал отцу по карте, как оно есть и где находится.

Отец подумал, отдал сына ординарцу для неотлучного наблюдения за ним и открыл огонь по этим пунктам. Все вышло правильно, сын дал ему верные засечки. Он же маленький, этот Сережа, неприятель его за суслика в траве принимал – пусть, дескать, шевелится. А Сережа, наверное, и травы не шевелил, без вздоха шел.

Ординарца мальчишка тоже обманул или, так сказать, совратил: раз он повел его куда-то, и вдвоем они убили немца – неизвестно кто из них, – а позицию нашел Сергей.

Так он и жил в полку, при отце с матерью и с бойцами. Мать, видя такого сына, не могла больше терпеть его неудобного положения и решила отправить его в тыл. Но Сергей уже не мог уйти из армии, характер его втянулся в войну.

И он говорил тому майору, заместителю отца, Савельеву, который вот ушел, что в тыл он не пойдет, а лучше скроется в плен к немцам, узнает у них все, что надо, и снова вернется в часть к отцу, когда мать по нем соскучится.

И он бы сделал, пожалуй, так, потому, что у него воинский характер.

А потом случилось горе, и в тыл мальчика некогда стало отправлять. Отца его, полковника, серьезно поранило, хоть и бой-то, говорят, был слабый, и он умер через два дня в полевом госпитале.

Мать тоже захворала, затомилась – она была раньше еще поувечена двумя осколочными ранениями, одно в полость живота, – и через месяц после мужа тоже скончалась; может, она еще по мужу скучала…

Остался Сергей сиротой.

Командование полком принял майор Савельев, он взял к себе мальчика и стал ему вместо отца и матери, вместо родных, всем человеком. Мальчик ответил Володе тоже всем сердцем.

– А я-то не из их части, я из другой. Но Володю Савельева я знаю еще по давности. И вот встретились мы тут с ним в штабе фронта.

Володю на курсы усовершенствования посылали, а я по другому делу там находился, а теперь обратно к себе в часть еду.

Володя Савельев велел мне поберечь мальчишку, пока он обратно не прибудет… Да и когда еще Володя вернется и куда его направят! Ну, это там видно будет…

Майор Бахчиев задремал, уснул и Сережа Лабков. Он всхрапывал во сне, как взрослый, поживший человек, и лицо его, отошедши теперь от горести и воспоминаний, стало спокойным и невинно счастливым, являя образ святого детства, откуда увела его война.

Я тоже уснул, пользуясь ненужным временем, чтобы оно не проходило зря.

Проснулись мы в сумерки, в самом конце долгого июньского дня. Нас теперь было двое на трех кроватях – майор Бахчиев и я, а Сережки Лабкова не было.

Майор обеспокоился, но потом решил, что мальчик ушел куда-нибудь на малое время. Позже мы пришли с ним на вокзал и посетили военного коменданта, однако маленького солдата никто не заметил в тыловом многолюдстве войны.

Наутро Сережа Лабков тоже не вернулся к нам, и Бог весть, куда он ушел, томимый чувством своего детского сердца к покинувшему его человеку – может быть во след ему, может быть, обратно в отцовский полк, где были могилы его отца и матери.

16 июня 1943 г.

Вопросы для обсуждения:

1. Писатель, рассказывая о Сереже Лабкове, отметил, что у того воинский характер. Как вы это понимаете?

2. Почему у него глаза были полные грусти?

3. Как мальчик попал в полк, где служили его родители и как после их гибели он оказался у майора Бахчиева, к которому не лежала его душа?

4. Какие разведывательные действия мальчику удалось совершить и остаться незамеченным?

5. Как вы представляете дальнейшую судьбу мальчика: куда он ушел от Бахчиева и что с ним стало? Ваши предположения.

6. Как вы думаете, почему писатель сам не рассказал об этом читателю?



Источник: https://infopedia.su/1×1498.html

“Безручка”

Платонов А., сказка “Безручка” Жанр: литературная волшебная сказка

Главные герои сказки “Безручка” и их характеристика

  1. Сестра Безручка. Добрая, честная, самоотверженная, преданная, скромная.
  2. Брат Безручки. Добрый и честный, принципиальный, суровый.
  3. Жена брата. Злая, завистливая, черствая, безжалостная.
  4. Муж Безручки. Полководец. Мужественный, честный, добрый, верный.
  5. Сын Безручки. Бесстрашный, молодой, добрый.

План пересказа сказки “Безручка”

  1. Смерть родителей и наказ матери
  2. Брат женится
  3. Ненависть жены брата
  4. Смерть ребенка
  5. Брат рубит сестре руки
  6. Яблоки и яблони
  7. Влюбленный хозяин
  8. Свадьба
  9. Муж Безручки идет воевать
  10. Рождение красавца сына
  11. Подменное письмо
  12. Второе подменное письмо
  13. Безручка и колодец
  14. Сын на войне
  15. Безручка бьется с врагами
  16. Награждение героев
  17. Встреча Безручки и Полководца
  18. Воссоединение семьи
  19. Разоблачение жены брата
  20. Закономерный итог
Читайте также:  Краткое содержание стивенсон похититель трупов точный пересказ сюжета за 5 минут

Кратчайшее содержание сказки “Безручка” для читательского дневника в 6 предложений

  1. После смерти родителей, брат женился, а его жена возненавидела золовку и оклеветала ее.
  2. Отрубил брат сестре руки, но нашла та прекрасный сад и вышла замуж за молодого хозяина.
  3. Пока муж был на войне Безручка родила, но письмо к мужу и ответ подменила сестра мужа.
  4. Безручка ушла из дома и поселилась в деревне, где стал взрослым ее сын.
  5. Сын отправился на войну, а за ним Безручка, и там они встретили отца и мужа.
  6. Брат узнал о преступлении жены и казнил ее и себя самого.

Главная мысль сказки “Безручка” Счастье должно жить постоянно, а несчастье случаться лишь изредка.

Чему учит сказка “Безручка”

Сказка учит добру, терпению, благородству. Учит твердо переносить невзгоды и испытания, учит верить в лучшее будущее. Учит быть честным и последовательным в своих поступках. Учит справедливости как в вознаграждении, так в наказании.

Отзыв на сказку “Безручка”

Мне понравилась эта сказка, хотя конец у нее очень трагический. Конечно сестра брата совершила множество зла и брат испытал страшные муки совести, но такая смерть кажется мне слишком жестокой. Зато Безручка мне очень понравилась.

Эта скромная и добрая девушка старалась помочь другим, прощала им их недостатки и даже преступления, вела честную и порядочную жизнь. И чудо, вернувшее ей руки, кажется мне очень справедливым.

Пословицы к сказке “Безручка”

И счастье и несчастье по кругу ходят. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Легко найти счастье, а потерять и того легче. Беда не приходит одна. Добрый конец всему делу венец. Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Безручка” Жили-были старик-крестьянин, его жена, и двое детей, брат и сестра. Умер крестьянин, умерла следом и его жена.

А перед смертью брату строго наказала сестру слушаться. Прошло время, женился брат, хорошо с женой жил. И сестра с ними жила. Невзлюбила жена брата золовку. Стала к ней придираться, козни строить. Вот уехал брат в поле, возвращается, а жена ему жалуется на сестру. Мол та горшок разбила, делать ничего не умеет. Потом снова уехал брат, возвращается, новые попреки слышит.

Будто бы сестра его корову погубила, а сама корове плохой травы дала. Не стала сестра спорить, на себя вину взяла, чтобы брата не расстраивать. Пришлось брату в лес ехать, лес заготавливать, чтобы денег на новую корову накопить. Наказал сестре ребенка принять, коли жена в его отсутствие родит. И действительно родила жена, да не уберегла младенца, заспала его.

А когда брат вернулся, во всем сестру обвинила. Сильно рассердился брат, решил сестру убить. Отвел ее утром в лес, велел на пень голову склонить. Положила сестра на пень руки, а на них голову склонила. Взмахнул брат топором. А тут птичка запела в лесу и сестра голову приподняла, пение послушать. Ударил брат и отрубил сестре обе руки.

И прогнал ее прочь, сказав, что убить ее хотел, но видимо судьба ей жить. И заплакал, что и ребенка и сестру сразу потерял. А сестра пошла прочь в густой лес. Заблудилась, обносилась, много дней идет, да ветру и солнышку горькую песню поет. И вдруг налетел ветер, расправил ей волосы, а солнце разрумянило щеки. И стала сестра красавицей, не пером описать.

Высохли у нее слезы, увидела она сад, а в саду яблони. Яблоки низко растут, можно ртом достать. Съела сестра два яблока, а тут сторож появился, обругал ее, воровкой назвал к молодому хозяину повел. А хозяин как увидел красавицу, влюбился в нее, даже на руки отрубленные не посмотрел. Спросил у отца позволения и разрешил ему отец, хоть и отговаривал.

Сыграли молодые свадьбу и стали жить счастливо. Но началась война и мужа Безручки забрали на войну. В ту пору она и родила сына. Руки в золоте, во лбу месяц, на сердце солнышко. Радовались дед с бабкой такому внуку. А Безручка позвала сторожа-караульщика и надиктовала ему письмо для мужа. Взял сторож письмо и пошел в дальний путь. К ночи дошел до какой-то избы, остановился ночевать.

Радушно встретила его хозяйка, все выспросила, а потом в баню отправила. А была та хозяйка той самой злой женой брата. И вот подменила она письмо, правильное сожгла, а написала, что родила жена не ребенка, а чудо страшное. Отнес сторож письмо, назад возвращается, снова в той же избе останавливается. Уложила его спать хозяйка, а сама скорее ответ читает.

Пишет муж Безручки, чтобы берегла та сына, а что страшным родился, не беда. Опять сжигает хозяйка письмо и другое пишет, в котором требует гнать Безручку с ребенком со двора. Отнес сторож письмо старому хозяину. Прочитал тот, зовет Безручку. Не хочет свекор Безручку отпускать, сердце у него не лежит с ней и внуком расстаться, но делать нечего. Показал он Безручке письмо.

Взяла девушка младенца и пошла прочь со двора. Затосковал без нее свекор, хотел найти и вернуть Безручку, да разве сыщешь! Так от тоски и умер. А Безручка шла, шла, видит колодец. Захотелось ей напиться, потянулась к воде губами, да сына и выронила. Лежит младенец на дне, а достать нельзя, ведь нет рук у Безручки. Но потянулась она к ребенку всем своим сердцем и словно выросли у нее руки.

Спасла мальчика. Пришла Безручка в деревню, где народ добрый жил и жить там осталась. Прошли годы, вырос сын у Безручки, а война еще не кончилась. И призвали сына на войну. Снарядили его всей деревней как следует и поехал юноша воевать. Долго ли коротко ли, не выдержало материнское сердце, отправилась Безручка на войну. Стала раненых утешать. И тут сына своего встретила.

Как раз битва страшная шла. Все друзья товарищи сына уже погибли, а он один против тьмы врагов бился. И видел это полководец и подмогу послал, да только не успевала подмога. И тогда ринулась Безручка в бой и снова руки у нее выросли, подхватила она саблю и давай врагов сечь. Тут и помощь пришла. Не узнал тогда сын мать свою, ведь у матери рук не было, а тут воин могучий с двумя руками.

А война после той битвы закончилась и позвал полководец героев и сына Безручки в том числе. Посмотрел на него и спрашивает чей он, какого рода. А сын отвечает, что отца своего не знал, а мать его безрукая. Посмотрел полководец на юношу внимательней и велел ему мать свою привести. Съездил сын в деревню родную, а там ему сказали, что Безручка на войну ушла.

С тем ответом вернулся сын к полководцу. А тот как раз награждал тех, кто раненым помогал. И увидел женщину безрукую и узнал в ней свою жену. А Безручка узнала своего мужа любимого и всем сердцем к нему потянулась. И выросли у нее снова руки и больше никогда не пропадали. И позвал полководец своего сына и обнялись они.

И поехали счастливые домой, да только как раз на том самом дворе остановились, где брат Безручки жил. А жена брата, как увидела Безручку с мужем и сыном, да здоровую, бросилась ей в ноги всю правду рассказала. Но простила ее Безручка. А как узнал о том брат, так вывел жену ночью в поле, привязал ее и себя к кобылице и свистнул. И понеслась кобылица и насмерть их растрепала.

Рисунки и иллюстрации к сказке “Безручка”

Источник: http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/08/blog-post77.html

Рассказ

Искусство и развлечения 23 января 2015

В 1940 годы, с начала агрессии захватчиков, вырос дух свободы населения. Не редкостью стали и патриотические, вольнолюбивые настроения детей. Даже после того, как фашистов выгнали из советской земли, истории о ребятах-героях вдохновляли. В русле патриотической литературы работал Андрей Платонов.

Детский патриотизм в военной литературе

В стране, где фанатично насаждали идею коммунизма, подобные рассказы хвалили в высших кругах. Большинство таких произведений чрезмерно фантастичны и не правдоподобны. В таком творчестве можно положительно выделить другой тип историй.

Которым по духу ближе иные ценности. Естественно, речь идет о произведении «Маленький солдат».

Платонов, краткое содержание, как этого рассказа, так и всего его творчества, это реалистическая литература, оформленная в новом, присущем только автору, стиле.

https://www.youtube.com/watch?v=L_bk69TBIH4

Андрей Платонович Климентов (Платонов – псевдоним писателя) родился 1 сентября 1899 г. в Воронеже. Он хорошо понимал детскую душу и поэтому его работы пользуются популярностью.

В 1943 году из-под его пера выходит «Маленький солдат». Платонов пишет и другие рассказы о детях, которые мужественно борются с жестокостью войны, но история о десятилетнем Сереже пронизана битвой и тоской. Ребенок уже понял всю боль, что приносит революция, но его сердце еще способно на теплые чувства. Мальчик не разучился любить.

Горькая разлука с другом

В здании вокзала, уцелевшего во время войны, на полу спят красноармейцы. Сладкий сон отражается на их лицах счастьем. Где-то трогается поезд. Тихо прощаются люди. Так начинается «Маленький солдат». Платонов (краткое содержание рассказа далее) знакомит читателя с двумя майорами – Бахичевым и Савельевым. Мужчины держат за руки мальчика.

К Савельеву, Сергей (такое имя ребенка) ласково прижимается, другого человека сторонится. Ему на вид десять лет и похож на солдата: шинель, пилотка, сапожки. Глаза его печальные, он расстается с другом. Майор Савельев успокаивает ребенка и уверяет, что их разлука короткая. Он также просит ребенка не воевать с немцами. Сергей плачет. Мужчина его целует.

Далее два майора и мальчик идут к выходу. Рассказчик остается присматривать за вещами.

Видео по теме

Маленький солдат большой войны

Возвращаются уже двое. Бахичев держит малыша на руках и утешает, как умеет. Через некоторое время у вокзала зашумели зенитки. Сергей замечает, это летит разведчик и с такой высоты его не достать, здесь нужен истребитель.

Поезд в их направлении будет завтра, поэтому офицер, мальчик и рассказчик идут на ночлег в общежитие. Там Бахичев кормит ребенка из своего пайка, и пока мальчик ест, он не начинает рассказ. Маленький солдат заснул, майор поведал историю парня.

Подвиги юного солдата

Сергей – сын полковника и военного врача. Родители служат вместе, поэтому сын живет при армии. Так он начал понимать битву. Как-то он услышал разговор отца: немцы отходят с захваченных территорий и взорвут за собой состав с боеприпасами.

Ситуацию решил маленький солдат. Платонов наделил Сергея храбростью. Мальчик ночью пробирается на склад и перерезает взрывной провод. Еще сутки он следит, на случай того, если их заменят. Так он помог отцу.

Читайте также:  Краткое содержание роллан жан-кристоф точный пересказ сюжета за 5 минут

Еще один подвиг героя – Сергей проникает в тыл противника и запоминает все главные стратегические объекты, о которых потом докладывает красноармейцам. Переживая за сына, полковник приказывает охранять его.

Но мальчик уговорил приставленного бежать и кто-то из них, из засады, застрелил немца. Тогда мать решила отправить ребенка в тыл. А Сергей размышляет о том, что полезнее ему в плен к немцам. Он там все узнает и вернется с докладной.

Между тем и мать за ним соскучится.

Нелегкая судьба детей войны

Далее судьба приготовила горе, которое должен пережить герой рассказа «Маленький солдат». Платонов (краткое содержание условной третьей части) в заключительном фрагменте оставляет Сергея сиротой. Отца ранило в бою, а маму убили старые ранения. Майор Савельев заменил мальчику родителей.

Второй майор из другой части давно знает названного отца Сергея. И пока Савельев на курсах, то за мальчиком будет присматривать Бахичев.

Когда мужчины проснулись, Сережа пропал. Сначала они думали, что он куда-то отошел и вскоре вернется, но этого не произошло. Маленького солдата никто не видел.

В финале рассказчик размышляет, куда мог направиться мальчик, возможно вслед за майором. А возможно в родной полк.

Прогнозы на будущее маленького солдата

Внезапно обрывается рассказ «Маленький солдат». Платонов (анализ можно делать по другим его работам), часто оставляет читателю простор для размышлений о судьбе персонажей.

Не исключение и это повествование. Казалось бы, финал трагичен. Малыш потерялся в толпе.

Но не стоит забывать, что этот кроха рос под выстрелами пушек и сам организовывал сложные операции по разведке в штабе противника.

Читателю не стоит беспокоиться о дальнейшей судьбе героя, ведь его силы, мужества и отваги достаточно, чтобы достичь желаемой цели. А из контекста понятно, главная цель Сергея – вернуться к Савельеву, который стал для него единственной родной душой.

Образ войны в произведении

С первых строк вводит читателя в смутные чувства Андрей Платонов. «Маленький солдат» начинается тяжелой для восприятия сценой. Солдаты спят на полу вокзала.

Во время постоянной тревоги и бесконечных переездов они хватаются за любую возможность отдохнуть. И только во сне забывают, в какое страшное время живут.

Главный герой знал, что такое война, и хорошо осознавал при прощании со старшим другом, что другой встречи может не быть.

В десять лет, когда его должны были интересовать игрушки и шалости, Сергей говорит о высоте полета самолета и возможности его уничтожения.

Он понимает суть жестокости войны и помогает своей стране бороться с захватчиками. Смелость и самоотдача – свет в рассказе «Маленький солдат». Платонов (анализ произведения автора можно делать, основываясь только на главном герое), охарактеризовал через Сергея всех детей, которых растила беспощадная война.

Также ярким акцентом была реплика майора Бахичева, который высказался относительно нагрудного мешка с едой. У него дуалистическое отношение к провианту, с одной стороны, он ему надоел, с другой – майор ему бесконечно благодарен.

Великая Отечественная война, которой пронизан рассказ, отобрала самые светлые годы жизни детей и взрослых.

Роль рассказчика в произведении

Значение имеет также стиль подачи информации в произведении, который написал Платонов. Рассказ «Маленький солдат» ведется от лица рассказчика. Это тот человек, который, когда Сергей с майорами пошли к выходу, стерег вещи. Вероятно, он – солдат. Читатель не знает, сколько ему лет, как выглядит и каково его имя.

Именно с его взгляда мы познаем мир, в котором он живет. Неизвестный передает то, что увидел, но не окрашивает картину своими собственными чувствами. Он, как калька, отражает все вокруг.

Так перед нами предстает зрелище спящих солдат, сцена прощания Сережи с майором и беззаботное лицо мальчика во сне.

Единственное, что сказатель добавляет от себя – это размышления о том, куда отправился ребенок.

Только принимая за основание восприятие повествователя, можно делать анализ рассказа Платонова «Маленький солдат».

Роль скромного человека незаметна, но весома. С его помощью читатель ныряет в атмосферу Великой Отечественной войны.

В рассказе об ужасах войны маленький Сергей – светлый луч надежды. Автор нарисовал его сильным солдатом. С виду он «бывалый боец». Но годы войны не погасили добрый огонек в глазах, который загорается, когда он смотрит на майора-отца. Автор тоже пережил революцию, он – маленький солдат – Платонов. Краткое содержание его жизни в его работах.

После концевой строки читателя еще долго держит чувство несправедливости жуткой войны и гордость за героев, защищающих свободу.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Искусство и развлечения
Зощенко, «Аристократка»: краткое содержание и анализ рассказа

В своих рассказах М. Зощенко не просто обыгрывает комические ситуации, которые он мастерски замечает в жизни, а утрирует их до предела. Рассказ «Аристократка» Зощенко превратил в маленькую трагикомедию. А …

Искусство и развлечения
Рассказ “Улыбка” Брэдбери: краткое содержание и анализ

Когда одно из уважаемых нью-йоркских изданий задало этому писателю-фантасту вопрос о том, почему человечество до сих пор не вышло на контакт с другими мирами, ответ был резок и неожиданен.

Искусство и развлечения
А. Платонов, “Третий сын”: краткое содержание и анализ произведения. А. Платонов – художник смерти и жизни

Когда читатель, как правило, подготовленный и знающий, слышит имя Андрея Платонова, то ему сразу вспоминаются «Котлован» и «Чевенгур». А вместе с ними приходит на ум и трудное обаяние платоновс…

Искусство и развлечения
М. Шолохов, “Жеребенок”. Краткое содержание и анализ рассказа

Война – одно из самых страшных событий, какие только могут происходить в жизни людей. Она обладает огромной разрушительной силой, заставляющей забыть о гуманности и нравственности. Но человек тем и отличается от…

Искусство и развлечения
К. Паустовский, “Прощание с летом”: краткое содержание и анализ. Отзывы о рассказе “Прощание с летом”

Константин Георгиевич Паустовский писал очень добрые, романтичные рассказы, повести о животных, природе, людях, которые в любую минуты готовы прийти на помощь нашим братьям меньшим. Сам классик русской литературы обла…

Искусство и развлечения
«Корзина с еловыми шишками», Паустовский: краткое содержание и анализ рассказа

Один из известнейших русских авторов — Константин Паустовский. Рассказы его многие помнят еще с детских лет. Они всегда ассоциируются с хрустом первого снега, красочной осенней листвой на деревьях или под ногами…

Образование
Чехов «Беглец»: краткое содержание и анализ рассказа

А. П. Чехов прожил не очень долгую жизнь (всего 44 года), но написал за это время много – 22 тома сочинений и 8 томов писем. Он писал разные рассказы, какие-то были большими, какие-то маленькими. Мы предлагаем ч…

Образование
Рассказ А. П. Чехова «Душечка»: краткое содержание и анализ произведения

Антон Павлович Чехов написал рассказ «Душечка» в 1899 году. Он относится к позднему творчеству писателя. Примечательно, что Чехова «Душечка» сразу же вызвала неоднозначную оценку в литературных…

Источник: http://monateka.com/article/129159/

Платонов «Никита» – краткое содержание – Русская историческая библиотека

Платонов «Никита» – краткое содержание

Мать пятилетнего Никиты рано утром уходила в поле на работу. А отца не было: он ушёл на войну и долго не возвращался.

По утрам мать наказывала, чтобы Никита без неё не сжег двора, чтобы он собрал яйца, которые снесут куры и ел в обед молоко с хлебом на столе.

Никита боялся оставаться без матери, но делать было нечего. Сегодня, когда она ушла, он побродил по избе и пошёл во двор. В темноте сарая стояла пустая бочка, и Никита думал, что в ней живёт какой-нибудь маленький человек с длинной бородой: днём спит, а ночью выходит наружу. Никита постучал по бочке, и ему показалось, что оттуда страшным голосом ответили: «Я тут!»

Он выбежал во двор и в испуге поглядел на солнце, чтобы оно защитило его. Солнце было похоже на умершего дедушку Никиты, который всегда был ласков к нему и улыбался, когда смотрел на него. Никита подумал, что дедушка стал теперь жить на солнце.

За огородом был заброшенный колодец. Никита недавно видел во сне, что там живут на дне маленькие водяные люди, ростом с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные. Никита нагнулся над колодцем, а оттуда кто-то чавкнул. У мальчика дрогнуло сердце. Глядя на солнце, он позвал дедушку и побежал к дому.

На огороде стоял старый пень. Посмотрев на него, Никита увидел, что это голова человека с глазами, носом и ртом, который улыбался. Никита опять испугался.

Во дворе стояла старая баня. «Это бабушка наша, она не померла, она избушкой стала! – в страхе подумал Никита. – Ишь, живет себе, вон у ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове».

– Бабушка! – тихо сказал он бане.

Но баня молчала и щерилась на него, как на чужого, а колья из плетня смотрели на Никиту, как лица многих неизвестных людей.

– Мама, иди домой! – попросил Никита далекую мать. – Пускай тебе половину трудодня запишут. К нам во двор чужие пришли и живут. Прогони их!

Он опять посмотрел на солнце, думая увидеть дедушку. Но солнце скрылось за тучей.

Никита бросился бежать к матери. Поле, где она работала было далеко. Никита уморился, сел в тени овина на околице и сам не заметил, как заснул.

«Никита». Фильм по мотивам рассказа Андрея Платонова

Проснувшись уже поздно, он пошёл домой. Мать его сидела за столом и смотрела, не отводя глаз, на старого солдата, который ел хлеб и пил молоко. Это был отец Никиты, вернувшийся с войны.

– Здравствуй, Никита, – сказал солдат. – Ты уж давно позабыл меня, ты грудной еще был, когда я поцеловал тебя и ушел на войну. А я помню тебя, умирал и помнил.

Наутро Никита вышел во двор уже без страха. Лопухи, сарай, колья в плетне, и пень-голова теперь притихли. Видно, им было боязно отца-солдата.

Отец в сарае осматривал топоры, лопаты, пилу и другие хозяйственные вещи. Никита стал рассказывать ему, что на дворе у них полно живых людей, которые только притворяются постройками и растениями. Но отец сказал:

– Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце. Для тебя и камень живой, и на луне покойная бабушка снова живет.

Днём отец начал готовить доски перестилать пол в избе, а Никита помогал ему, выпрямляя молотком гнутые гвоздики. Выпрямленный гвоздь казался ему не злым, а добрым человечком. А отец сказал: так кажется, потому что ты сам его трудом сработал.

– Давай все трудом работать, и все живые будут, – сказал отцу Никита.

– Давай, сынок, – согласился отец.

Читайте также:  Краткое содержание гессе игра в бисер точный пересказ сюжета за 5 минут

Автор краткого содержания

На нашем сайте вы можете прочитать полный текст рассказа Андрея Платонова «Никита»

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/3432-platonov-nikita-kratkoe-soderzhanie

Сочинение. Анализ рассказа Андрея Платонова «Маленький солдат»

Рассказ Андрея Платонова «Маленький солдат» начинается с описания вокзала. Вокзал, полустанок – временное пристанище. Какая-то серость, неизвестность в нем, как и в образе «давно-покинутого дома».

Как будто смазанная фотография, врезавшаяся в память не столько образами, сколько впечатлением. Но есть и то, что оживляет эту картину: «на втором пути тихо шипел котел горячего дежурного поезда».

Что-то теплое слышится в этом шипении, что-то, что связывает этот замерший, уснувший где-то «недалеко от линии фронта» вокзал с домом, с Родиной, с жизнью. Паровоз — образ движения, надежды.

Само название состоит из двух частей: «Маленький» и «солдат». Солдат – воин, значит, храбрость, стойкость, сила воли. Солдат — образ жизни, склад ума.

«Маленький» – это только возраст, определение «маленький» не относится непосредственно к понятию «солдат». Некая противоречивость, несоответствие (антитеза) служит средством выражения основной мысли. Маленький – значит, ребенок; солдат — это не ребенок, не мужчина и не старик, солдат – это все сразу.

«Маленький солдат» – это уже образ. Слово «маленький» в таком сочетании становится емким эпитетом, сразу вводящим нас в ощущение трагедии войны.

В сюжете мы видим развитие антитезы, заложенной в названии, ее отклик, отзыв, как глухие орудийные удары.

Когда читаешь описание мальчика: «серая шинель», «пилотка и сапоги», то невольно хочется воскликнуть: «Солдат!» А далее появляются «светлые глаза ребенка, ясно отражающие его грусть», словно они были «живой поверхностью его сердца», и к слову «солдат» невольно приходит определение – «маленький».

Композиция тоже необычна – фабула не совпадает с сюжетом: начало – образ дома среди войны, затем идет описание прощания мальчика с майором, после чего автор рассказывает нам его историю, скупо, просто перечисляя подвиги Сережи, после чего опять возвращаясь к реальности происходящего. Такое перетекание из прошлого в настоящее как бы символизирует непрочность связей на войне, насильственное их прерывание – встречи-разлуки, рождение-смерть, словом, «людям оттуда трудно вернуться друг к другу».

Война… От нее нельзя скрыться, уйти, она неотвратимо затрагивает всех, война внутри каждого человека, тем более ребенка. Впечатлительная детская душа главного героя – Сережи – впитывает в себя все, что происходит вокруг.

Война становится частью внутреннего мира ребенка, лишая его детства, делая старше: «ребенок знал уже, что такое даль расстояния и время войны», он «уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война», он близко принимал к сердцу войну, он уже стал солдатом. Сам А.

Платонов в одном из своих писем говорит о том, что война – ненормальное состояние, она неестественна, она нарушает жизнь людей, калечит их души. И «Маленький солдат» во многом звучит как боль от того, что война касается и беззащитной детской души. Но, с другой стороны, А.

Платонов сам живет в этом времени, в войне, и в этом смысле его рассказ звучит и как бессилие изменить что-либо.

Когда я читаю «Маленького солдата», то представляю, как бы я снимала фильм по этому рассказу. Фильм обязательно черно-белый: вокзал – общим планом, потом сам мальчик, его глаза, его самого – крупным планом.

Сцену прощания – крупным планом, переводя камеру то на майора, то на мальчика. История его, история ребенка, выросшего на войне, в войну и из войны, представляется мне как череда мелькающих черно-белых кадров…

Рассказ был написан в 1943 году, автор просто не мог не обратиться к теме войны, и, наверное, он хотел показать и то, как отражалась она в душе маленького человека, только вступившего в жизнь и уже вынужденного идти по ней самостоятельно, подчиняясь ее жестоким законам («характер его втянулся в войну»).

Сцена прощания десятилетнего Сережи с майором Савельевым – человеком, заменившим ему всех, как будто разорвана на части. Это выделено даже графически: практически каждое предложение начинается с нового абзаца – как будто всхлипы, вздохи, стоны.

Это «святое детство, откуда увела его война», все же отзывалось в ребенке, отражалось в его глазах, звучало в его верности «одному чувству и одному человеку». Этот рассказ, как мне кажется, – не просто описание истории Сережи Лабкова, это картина, изображающая войну с одной из ее самых трагических сторон, что подчеркивается и его открытым финалом.

В конце рассказа мальчик уходит в неизвестность, как уходили, наверное, тысячи, как растворялись в войне детские души. Образ этого мальчика, чью историю описывает А.Платонов, – это как будто остановившийся кадр, «пойманный» автором.

«Все судьбы в единую слиты» (В. Высоцкий) – действительно, пришедший ниоткуда, пришедший без имени (просто «Маленький солдат»), мальчик и уходит в никуда. «Маленький солдат» – как обобщение, как собирательный образ, как надпись на могиле.

Источник: http://vsesoch.ru/a-p-platonov/1152-sochinenie-analiz-rasskaza-andreya-platonova-lmalenkij-soldatr.html

А.Платонов «Маленький солдат». О чем писать в сочинении по этой книге?

В 1940 годы, с начала агрессии захватчиков, вырос дух свободы населения. Не редкостью стали и патриотические, вольнолюбивые настроения детей. Даже после того, как фашистов выгнали из советской земли, истории о ребятах-героях вдохновляли. В русле патриотической литературы работал Андрей Платонов.

Недалеко от линии фронта, внутри уцелевшего вокзала, сладко храпели уснувшие на полу красноармейцы; счастье отдыха было запечатлено на их усталых лицах.

На втором пути тихо шипел котел горячего дежурного паровоза, будто пел однообразный, успокаивающий голос из давно покинутого дома.

Но в одном углу вокзального помещения, где горела керосиновая лампа, люди изредка шептали друг другу уговаривающие слова, а затем и они впали в безмолвие.

Автор этого рассказа – выдающийся советский писатель и драматург Андрей Платонов (1899-1951) был свидетелем Курской битвы, форсирования Днепра, освобождения Украины и Белоруссии. Потеряв в годы войны единственного сына, он душевно приближал к себе детей. Платонов считал, что дети нуждаются в любви и писал свои рассказы о них по законам любви.

Рассказ Андрея Платонова «Маленький солдат» начинается с описания вокзала. Вокзал, полустанок — временное пристанище. Какая-то серость, неизвестность в нем, как и в образе «давно-покинутого дома». Как будто смазанная фотография, врезавшаяся в память не столько образами, сколько впечатлением.

Но есть и то, что оживляет эту картину: «на втором пути тихо шипел котел горячего дежурного поезда». Что-то теплое слышится в этом шипении, что-то, что связывает этот замерший, уснувший где-то «недалеко от линии фронта» вокзал с домом, с Родиной, с жизнью. Паровоз — образ движения, надежды.

Война… Как гром среди ясного неба ворвалось это страшное слово в мирную жизнь всей страны. В каждый дом забралась эта беда, практически никого не обошла она стороной. Все, кто мог держать в руках оружие, ушли воевать с жестоким врагом. За свободу своей Родины сражались не только мужчины, но и, казалось бы, слабые женщины и даже беспомощные, на первый взгляд, дети.

2 слайд Описание слайда: Цели: Знакомство с произведением по теме «Война и дети»: с рассказом А.

Платонова «Маленький солдат»; выяснить, в чем секрет воздействия этого небольшого произведения на читателя; закрепить навыки анализа рассказа; Вспомнить литературоведческие понятия (рассказ, рассказчик, композиция, сравнение, метафора); Познакомить с ролью детей в годы ВОВ; воспитание у детей патриотизма, чувства любви к своей стране.

О книге «Маленький солдат» Андрей Платонов «Маленький солдат» — известное произведение, которое написал Андрей Платонов. Он решил посвятить его войне, как и ряд других своих рассказов. Но в отличие от остальных, в этом произведении главный герой не майор или сержант, а мальчик, которому по воле судьбы пришлось оказаться на фронте.

Подробнее: LifeInBooks.net

знакомство с произведением по теме «Война и дети»: с рассказом А.

Платонова «Маленький солдат»; выяснить, в чем секрет воздействия этого маленького произведения на читателя; закрепить навыки анализа рассказа; вспомнить литературоведческие понятия (рассказ, рассказчик, композиция, сравнение, метафора); познакомить с ролью детей в годы ВОВ; воспитание у детей патриотизма, чувства любви к своей стране. Оборудование: рассказ А.П.Платонова, выставка книг, портреты писателя, плакаты времён Великой Отечественной войны на слайдах, компьютер.

2 Цели: Знакомство с произведением по теме «Война и дети»: с рассказом А.

Платонова «Маленький солдат»; выяснить, в чем секрет воздействия этого небольшого произведения на читателя; закрепить навыки анализа рассказа; Вспомнить литературоведческие понятия (рассказ, рассказчик, композиция, сравнение, метафора); Познакомить с ролью детей в годы ВОВ; воспитание у детей патриотизма, чувства любви к своей стране.

Подробнее: www.myshared.ru

Недалеко от линии фронта, внутри уцелевшего вокзала, сладко храпели уснувшие на полу красноармейцы; счастье отдыха было запечатлено на их усталых лицах.

На втором пути тихо шипел котел горячего дежурного паровоза, будто пел однообразный, успокаивающий голос из давно покинутого дома.

Но в одном углу вокзального помещения, где горела керосиновая лампа, люди изредка шептали друг другу уговаривающие слова, а затем и они впали в безмолвие.

Подробнее: platonov-ap.ru

Этот рассказ рекомендую к прочтению детям, хотя мне он тоже был интересен. Речь пойдет о детском патриотизме. Да, дети тоже принимали участие в войне, совершали подвиги, им даже вручали медали. Суровая действительность заставляла их рано становиться взрослыми. Они понимали, зачем нужна война.

Ни одно жизненное явление не протекает в одной лишь области или плоскости, его явления распространяются на все сферы жизни.

Потому «возвращение» солдата с войны – это не только сам факт прибытия бойца с фронта домой, но и процесс его адаптации к ранее привычному, но забытому образу жизни, возвращение, в первую очередь, к самому себе, к своей личности, которую предстоит заново открыть.

Возможно, такая многозначность этого слова и стала причиной того, что Андрей Платонович Платонов изменил название своего рассказа с «Семьи Иванова» на «Возвращение». Но о чем оно заставляет нас задуматься?

Подробнее: www.kritika24.ru

Война — это самое неразумное, что можно себе представить. Каждый, кто содействует ей советом или делом, должен рассматриваться как преступник по отношению к человечеству. История человечества насчитывает немало войн.

Но войны, подобной Великой Отечественной, люди не знали никогда. Суровым испытанием стала она для всего русского народа, который поднялся на борьбу с фашизмом за независимость Родины и выстоял, победил.

Что же помогло нашему народу выстоять? Только ли благодаря силе оружия мы разгромили врага?

Шла Великая отечественная война. Действия рассказа происходят на вокзале, который располагался недалеко от фронтовой линии. Главным героем этого произведения является мальчик по имени Сережа. На вид ему было около десяти лет. Жил Сергей в полку, так как его родители служили в одном полку.

Этот ребенок не понаслышке знает все ужасы войны: он уже был в тылу врага, обезвреживал взрывчатку, передавал информацию, которую он смог раздобыть своему отцу – полковнику и военному врачу.

В свете бурных военных событий отец Сережи был тяжело, ранен, а мать его сильно заболела, так мальчик стал сиротой.

Источник: http://www.chsvu.ru/a-platonov-malenkij-soldat-o-chem-pisat-v-sochinenii-po-etoj-knige/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector