Краткое содержание потерянный рай мильтона точный пересказ сюжета за 5 минут

Мильтон «Потерянный рай» – краткое содержание – Русская историческая библиотека

Краткое содержание Потерянный рай Мильтона точный пересказ сюжета за 5 минут

Мильтон «Потерянный рай» – краткое содержание

читайте на нашем сайте Краткую биографию Джона Мильтона 

Поэма Мильтона «Потерянный рай» (1658-1667), уже в 1660-х годах вызвавшая глубокий интерес не только в Англии, но и за ее пределами, прочно вошла в историю мировой литературы.

Мильтон придал «Потерянному раю» черты библейской легенды, создав подлинную религиозную эпопею.

В «Потерянном рае» часто видят параллель к событиям английской революции 1640-1650-х годов. Но её идейной обобщение ещё шире. Мильтон проводит в своей поэме мысль, что мучительно трудный путь человечества вместе с тем неуклонно ведет его к духовному возрождению.

Джон Мильтон. Портрет ок. 1629

«Потерянный рай» начинается описанием поражения мятежных ангелов, восставших против Бога и побежденных в битве. Вслед за своим предводителем – свободолюбивым Сатаной – они восстали против небесного авторитета.

Сатана и его разбитые полчища вынуждены навсегда покинуть небесные просторы и поселиться в угрюмых областях преисподней.

Но даже и здесь, среди пламени и ядовитых испарений ада, Сатана и его друзья не чувствуют себя побежденными, готовятся продолжать борьбу против Бога.

Мильтон повествует, что Сатана хочет обрушить свой удар на лучшее, что создано Богом, – на рай земной, где живут первые люди. Он надеется отнять их у бога и подчинить своему мятежному влиянию, своей гордыне.

Бог предупреждает Адама и Еву о замыслах Сатаны. Его посланец, архангел Рафаил, подробно рассказывает людям о восстании и поражении Сатаны, учит их послушанию.

Но Сатане все же удаётся соблазнить Еву, и она преступает запрет бога – вкушает плод с древа познания добра и зла. Адам следует ее примеру, однако не потому, что и его соблазнил Сатана.

В трактовке «Потерянного рая», Адам хочет разделить со своей подругой всю тяжесть наказания.

Суд Бога за это неумолим: Адам и Ева подлежат изгнанию из рая, становятся простыми смертными, обрекаются на муки и тягости жизни. Но прежде чем божьи слуги изгоняют первых людей из рая, архангел Михаил, посланный богом, показывает Адаму будущее человечества, чтобы ободрить его и указать путь к «спасению».

Перед согрешившим, но уже умудренным Адамом проходят в поэме Мильтона сцены человеческой истории – нужда, войны, несчастья и радости народов. Эта широкая картина человеческой деятельности, в которой большую роль играет труд, любовно изображенный Мильтоном, придает всему финалу «Потерянного рая» оптимистическое философское звучание.

Михаил объясняет Адаму, что род человеческий в будущем загладит «грех» своих прародителей, осмелившихся ослушаться бога; это «искупление» придет с распространением христианского учения, которое откроет людям путь к нравственному совершенству, к истинному раю.

Поэма Мильтона заканчивается сценой изгнания первых людей из рая. Держась за руки, уходят Адам и Ева из Эдема, над которым уже встают столбы пламени дыма.

Впереди их ожидает не безмятежное бытие в потерянном для них раю, а упорный труд, человеческая жизнь – история человечества.

Трудна стезя развития человека; но он пойдет по ней вперед, нравственно совершенствуясь, – таков итог поэмы, таков вывод, сделанный Джоном Мильтоном из бурных событий 1640 – 1650-х годов, из поражения английской пуританской революции.

В замысле «Потерянного рая» Мильтоном на первый план выдвинуто всесильное могущество Бога. Мятежный Сатана и непослушные люди бессильны против него.

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/2781-milton-poteryannyj-raj-kratkoe-soderzhanie

“Потерянный рай” Мильтона в кратком изложении

Поэт размышляет о причине непослушания первой четы людей, которые нарушили единственный запрет Творца всего сущего и были изгнаны из Эдема. Вразумленный Духом Святым, поэт называет виновника падения Адама и Евы: это Сатана, явившийся им в облике Змия.

Задолго до сотворения Богом земли и людей Сатана в своей непомерной гордыне восстал против Царя Царей, вовлек в мятеж часть Ангелов, но был вместе с ними низринут с Небес в Преисподнюю, в область кромешной тьмы и Хаоса. Поверженный, но бессмертный, Сатана не смиряется с поражением и не раскаивается. Он предпочитает быть владыкой Ада, а не слугой Неба.

Призывая Вельзевула, своего ближайшего соратника, он убеждает его продолжать борьбу с Вечным Царем и творить лишь Зло вопреки Его державной воле. Сатана рассказывает своим приспешникам, что вскоре Всемогущий создаст новый мир и населит его существами, которых возлюбит наравне с Ангелами. Если действовать хитростью, то можно захватить этот вновь созданный мир.

В Пандемониуме собираются на общий Совет вожди воинства Сатаны.

Мнения вождей разделяются: одни выступают за войну, другие – против. Наконец они соглашаются с предложением Сатаны проверить истинность древнего предания, в котором говорится о создании Богом нового мира и о сотворении Человека. Согласно преданию, время создания этого нового мира уже пришло. Коль скоро Сатане и его ангелам

закрыт путь на Небеса, следует попытаться захватить вновь созданный мир, изгнать или переманить на свою сторону его обитателей и так отомстить Творцу. Сатана отправляется в рискованное путешествие. Он преодолевает пучину между Адом и Небесами, а Хаос, ее древний владыка, указывает ему путь к новозданному миру.

Бог, восседающий на своем наивысшем престоле, откуда Он прозревает прошлое, настоящее и грядущее, видит Сатану, который летит к новозданному миру. Обращаясь к своему Единородному Сыну, Господь предрешает падение Человека, наделенного свободной волей и правом выбора между добром и злом.

Всемогущий Творец готов помиловать Человека, однако прежде тот должен понести наказание за то, что, нарушив Его запрет, дерзнул сравниться с Богом. Отныне человек и его потомки будут обречены на смерть, от которой их может избавить лишь тот, кто пожертвует собой ради их искупления. Чтобы спасти мир.

Сын Божий выражает готовность принести себя в жертву, и Бог-Отец принимает ее. Он повелевает Сыну воплотиться в смертную плоть. Ангелы небесные преклоняют главы перед Сыном и славословят Ему и Отцу.

Тем временем Сатана достигает поверхности крайней сферы Вселенной и скитается по сумрачной пустыне. Он минует Лимб, Небесные Врата и опускается на Солнце. Приняв облик юного Херувима, он выведывает у Правителя Солнца, Архангела Уриила, местонахождение Человека.

Уриил указывает ему на один из бесчисленных шаров, которые движутся по своим орбитам, и Сатана спускается на Землю, на гору Нифат. Минуя райскую ограду, Сатана в облике морского ворона опускается на вершину Древа Познания. Он видит чету первых людей и размышляет над тем, как погубить их.

Подслушав беседу Адама и Евы, он узнает, что им под страхом смерти запрещено вкушать от плодов Древа Познания. У Сатаны созревает коварный план: разжечь в людях жажду знания, которая заставит их преступить запрет Творца.

Уриил, спустившись на солнечном луче к Гавриилу, охраняющему Рай, предупреждает его, что в полдень злой Дух из Преисподней направлялся в образе доброго Ангела к Раю. Гавриил выступает в ночной дозор вокруг Рая. В куще, утомленные дневными трудами и чистыми радостями священной брачной любви, спят Адам и Ева.

Ангелы Итуриил и Зефон, посланные Гавриилом, обнаруживают Сатану, который под видом жабы притаился над ухом Евы, чтобы во сне подействовать на ее воображение и растравить ее душу необузданными страстями, смутными помыслами и гордыней. Ангелы приводят Сатану к Гавриилу.

Мятежный Дух готов вступить с ними в борьбу, но Господь являет Сатане небесное знамение, и тот, видя, что его отступление неминуемо, уходит, но не отступается от своих намерений.

Утром Ева рассказывает Адаму свой сон: некто, подобный небожителям, соблазнил ее вкусить плод с Древа Познания и она вознеслась над Землей и испытала ни с чем не сравнимое блаженство.

Бог посылает к Адаму Архангела Рафаила, чтобы тот поведал ему о свободной воле человека, а также о близости злобного Врага и его коварных замыслах.

Рафаил рассказывает Адаму о Первом мятеже на небесах: Сатана, воспылавший завистью за то, что Бог-Отец возвеличил Сына и нарек Его помазанным Мессией и Царем, увлек легионы Ангелов на Север и убедил их восстать против Вседержителя. Один лишь Серафим Абдиил покинул стан мятежников.

Рафаил продолжает свой рассказ.

Бог послал Архангелов Михаила и Гавриила выступить против Сатаны. Сатана созвал Совет и вместе с сообщниками придумал дьявольские машины, с помощью которых оттеснил войско Ангелов, преданных Богу. Тогда Всемогущий послал на поле битвы своего Сына, Мессию. Сын отогнал Врага к ограждению Небес, и, когда их Хрустальная Стена разверзлась, мятежники упали в уготованную им бездну.

Адам просит Рафаила рассказать ему о сотворении этого мира. Архангел рассказывает Адаму, что Бог возжелал создать новый мир и существ для его заселения после того, как Он низверг Сатану и его приспешников в Ад. Всемогущий послал Сына своего, Всезиждущее Слово, в сопровождении Ангелов вершить дело творения.

Отвечая на вопрос Адама о движении небесных тел, Рафаил осторожно советует ему заниматься лишь такими предметами, которые доступны человеческому разумению. Адам рассказывает Рафаилу обо всем, что помнит с мига своего сотворения.

Он признается Архангелу в том, что Ева обладает над ним неизъяснимой властью.

Адам понимает, что, превосходя его внешней красотой, она уступает ему в духовном совершенстве, однако, невзирая на это, все ее слова и поступки кажутся ему прекрасными и голос разума умолкает перед ее женской прелестью.

Архангел, не осуждая любовных наслаждений брачной четы, все же предостерегает Адама от слепой страсти и обещает ему восторги небесной любви, которая неизмеримо выше земной. Но на прямой вопрос Адама – в чем выражается любовь у небесных Духов, Рафаил отвечает неопределенно и вновь предостерегает его от размышлений над тем, что недоступно разуму человека.

Сатана под видом тумана снова проникает в Рай и вселяется в спящего Змия, самого хитрого из всех созданий. Утром Змий находит Еву и льстивыми речами склоняет ее к тому, чтобы она вкусила плодов с Древа Познания. Он убеждает ее, что она не умрет, и рассказывает о том, как благодаря этим плодам сам он обрел речь и разумение.

Ева поддается уговорам Врага, вкушает запретный плод и приходит к Адаму. Потрясенный супруг из любви к Еве решается погибнуть вместе с ней и также преступает запрет Творца.

Вкусив плодов, Прародители чувствуют опьянение: сознание теряет ясность, а в душе пробуждается чуждое природе безудержное сладострастие, на смену которому приходит разочарование и стыд.

Адам и Ева понимают, что Змий, суливший им неизбывные восторги и неземное блаженство, обманул их, и упрекают друг друга.

Бог посылает на Землю своего Сына судить ослушников. Грех и Смерть, прежде сидевшие у Врат Ада, покидают свое прибежище, стремясь проникнуть на Землю. Идя по следам, проложенным Сатаной, Грех и Смерть воздвигают мост через Хаос между Адом и новозданным миром.

Тем временем Сатана в Пандемониуме объявляет о своей победе над человеком. Однако Бог-Отец предрекает, что Сын победит Грех и Смерть и возродит Его творение.

Ева, в отчаянии от того, что на их потомство должно пасть проклятие, предлагает Адаму немедленно отыскать Смерть и стать ее первыми и последними жертвами. Но Адам напоминает супруге про обетование, согласно которому Семя Жены сотрет главу Змия. Адам надеется умилостивить Бога молитвами и покаянием.

Сын Божий, видя искреннее раскаяние Прародителей, ходатайствует о них перед Отцом, надеясь, что Всемогущий смягчит свой суровый приговор.

Читайте также:  Краткое содержание оперы чайковского евгений онегин точный пересказ сюжета за 5 минут

Господь Вседержитель посылает Херувимов во главе с Архангелом Михаилом, чтобы изгнать Адама и Еву из Рая.

Перед тем как исполнить приказание Бога-Отца, Архангел возводит Адама на высокую гору и показывает ему в видении все то, что произойдет на Земле до потопа.

Архангел Михаил рассказывает Адаму о грядущих судьбах рода людского и объясняет данное Прародителям обетование о Семени Жены. Он говорит о воплощении, смерти, воскресении и вознесении Сына Божия и о том, как будет жить и бороться Церковь до Его второго Пришествия.

Утешенный Адам будит спящую Еву, и Архангел Михаил выводит чету из Рая. Отныне вход в него будет охранять пылающий и непрестанно обращающийся меч Господень. Ведомые промыслом Творца, лелея в сердце надежду о грядущем избавлении рода людского, Адам и Ева покидают Рай.

Источник: https://ukrtvir.com.ua/poteryannyj-raj-miltona-v-kratkom-izlozhenii/

Анализ поэмы Мильтона «Потерянный рай» | Литерагуру

Джон Мильтон – известный общественный деятель, журналист и поэт, который прославился в период английской революции 17 века. Его влияние на развитие журналистики бесспорно, однако этим его вклад в культуру не ограничился. Он написал гениальную эпическую поэму, где впервые был изображен Сатана, которому хочется симпатизировать.

Так зародился чрезвычайно популярный в наше время архетип, полюбившийся режиссерам, писателям и их многочисленной публике. Известно, что Джон Мильтон был верующим и хорошо знающим Библию, но так же следует помнить, что он интерпретировал библейские тексты по — своему. Поэт не переделывал сказания полностью, он лишь дополнял их.

«Потерянный рай», в этом отношении, стал самым лучшим примером.

Новый подход к созданию образа Сатаны (герой-бунтарь)

Имя «Сатана» с иврита переводится как «противник», «быть противником». В религии он является первым противником небесных сил, олицетворяет собой высшее зло.

 Однако если авторы евангелий выставляют его уродливым и порочным демоном, для которого зло – самоцель, то Мильтон наделяет своего героя разумными и даже справедливыми мотивами, вдохновившими его свергнуть Господа.

Сатаниил, конечно, тщеславен и горд, его сложно назвать положительным героем, но его революционный пыл, отвага, откровенность пленяют читателя, заставляет усомниться в целесообразности божественного суда.

Кроме того, судя по говорящему имени Люцифера и всеведению Бога, мы можем заключить, что небесный отец специально создал мятежного духа, чтобы устроить показательную расправу и укрепить свою власть. Согласитесь, тяжело обманывать владыку, который все про всех знает, значит, этот бунт был спланирован Творцом, и Дьявола, как жертву обстоятельств, жаль еще больше.

Мильтон, в «Потерянном рае» затрагивает тему противостояния, показывая антагонистичность Сатаны. Писатель не редко называет его Врагом. В людском сознании хорошо закрепилось, что чем сильнее недруг Господа, тем могущественнее последний из них.

Писатель представляет Архиврага до его падения не только Архангелом, но и самым величайшим полководцем, способным управлять всем и вся, в том числе и третью Божьих войск.

Так же автор подчеркивает мощь главного оппонента Всевышнего: «В тревоге, силы все свои напряг», «Во весь гигантский выпрямившись, рост» и др.

Мильтон, будучи революционером, не мог признать единовластие, монархию. Он изначально представляет Дьявола, как главного борца с тиранией Творца, присваивая первому титул этакого «героя». Он несмотря ни на что, идет к своей цели. Но поэт не позволяет выйти ему за четко обозначенные рамки и поразмыслить над другими вариантами существования в этом мире.

Все же мильтоновский Враг имеет человеческие качества, возможно, оставшиеся еще со времен служения Богу: «Его на казнь горчайшую: на скорбь // О невозвратном счастье и на мысль//О вечных муках…»

Князь тьмы, несмотря ни на что, действует по воле Отца, знающего все то, что он сделает на три шага вперед. Но даже будучи пораженным, Владыка теней не сдается, поэтому он заслуживает уважения. Даже оказавшись свергнутым в Ад, он говорит, что лучше быть правителем подземного мира, чем слугой на небесах.

Мильтон показал Зло, которое, несмотря, ни на что, не предаст свои убеждения, даже отправившись навеки во тьму. За это образ Сатаны так понравился творческой интеллигенции, которая вновь и вновь посвящает ему выдающиеся произведения.

Сатана Мильтона и Прометей Эсхила – что общего?

Примерно в 444-443 годах до нашей эры, древнегреческий драматург Эсхил написал знаменитую трагедию «Прометей прикованный». В ней была рассказана история близкого к престолу Зевса титана, который пострадал от рук Бога из-за своих убеждений.

Проведя аналогию, можно сказать, что Мильтон создал Сатану по образу и подобию героя Эсхила.

Пригвождение к скале, вечные муки, которые телу доставляет птица, пожирающая печень, свержение в тартар не могут поколебать твердость духа исполина и заставить его смириться с Божьей тиранией.

Нектары, пиршества, наслаждения, жизнь на Олимпе не имеют для свободолюбивого великана никакого смысла, ведь это возможно лишь при условии абсолютной покорности Громовержцу.

Титан восстает против всемогущей и беспрекословной власти ради свободы, как и Люцифер в «Потерянном рае». Нежелание подчиниться Творцу, стремление к воле, гордыня, не позволяющая властвовать над собой – ведь все это отразилось и в мильтоновском Дьяволе. Как Враг, так и Прометей до своих бунтов, были приближены к Владыке. Будучи сверженными, они остаются верны своим взглядам.

Оба персонажа, что величественный гигант, что Архивраг обретают свою независимость в поражении. Они сами устраивают себе рай из ада, а из неба — тьму …

Библейские мотивы

Библейские мотивы являются, своего рода, стержнем для многих литературных произведений. В разное время они, так или иначе, интерпретируются, наполняются новыми деталями, но суть их всегда остается одинаковой.

Мильтон впервые нарушает принятые в обществе трактовки ветхозаветных сюжетов, тем самым отступая от церковных догм. Эпоха революций, смены жизненных укладов, ценностей и понятий — все это и многое другое заставляет по-другому взглянуть на добро и зло, показанные в образах Всевышнего и Дьявола.

Противопоставления: добро — зло, свет — мрак, Отец – Люцифер — вот на чем построена пьеса Мильтона. Сцены из райского сада переплетены с описанием войны между войсками Врага и ангелами. Терзания Евы, совращенной уговорами Злого духа, сменяются чередой эпизодов, в которых изображены страдания будущих людей.

Поэт облачает Князя тьмы в змею, показывает его злым и мстительным, угождая церкви, но при этом он так же подчеркивает величественность его фигуры. Изображая главного недруга Творца, поэт выходит за библейские рамки.

Мильтоновский Бог не является положительным героем, он выступает за полное и беспрекословное подчинение, Люцифер же стремится к свободе и познанию, как и первые люди.

Мотив совращения автор переиначил: по его мнению, произошел не обман, а прозрение человека, который тоже выбрал независимость и познание.

Помимо мятежа Беса, в «Потерянном рае» так же показана история Адама и Евы. В центре произведения картина успешного соблазнения и падения Божьего творения. Но, несмотря на удачу Демона, победу одерживает Всевышний, давая людям шанс на исправление.

Внешне поэма похожа на священное писание. Однако, образы Архиврага и Отца, их схватки далеко не схожи с ветхозаветными сказаниями. Так, например, средневековые фантазеры и христиане наделяли Сатану омерзительными чертами, чего мы не можем увидеть у Мильтона.

В библии совращением людей занимался змей, хитрейший из всех зверей созданных Господом, а в поэме эта задача была возложена на Сатану, обратившегося в животное.

Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что Мильтон взял Священный сюжет за основу своего творения и дополнил его более яркими элементами.

История Адама и Евы

Одной из главных сюжетных линий «Потерянного рая» является небезызвестная история о человеческом грехопадении.

Сатана решает разрушить самое чистое и святое место на земле — Эдемский сад, чтобы подчинить своей воле первых земных людей. Обратившись змеей, он совращает Еву, которая, вкусив запретного плода, делится им с Адамом.

Мильтон, следуя библейскому сюжету, считает, что попробовав плод предложенный Сатаной, человечество начало свой тернистый путь в божественному прощению, но, стоит заметить, что поэт не признает греха в содеянном. Он вкладывает в эту историю философский смысл, показывая жизнь до и после согрешения.

Благодать в райском саду, чистота и непорочность, отсутствие хлопот, волнений, постоянное пребывание в незнании — вот как жили люди до того, как вкусили яблоко раздора. После содеянного человеку открывается новый, совершенно иной мир.

Будучи изгнанными, божьи дети открыли для себя привычную нам реальность, в которой царит жестокость, а на каждом углу подстерегают трудности. Поэт хотел показать, что крах Эдема был неизбежен. Он считал, что райская жизнь – иллюзия, она не соответствует истиной сущности человека.

До грехопадения их существование было не полным, например, они не обращали внимания на свою наготу и не питали друг к другу физического влечения. После в них проснулась та, близкая нашему пониманию, любовь.

Мильтон показывает, что в изгнании люди обрели то, чего не имели раньше – знания, страсти, разум.

Вопрос о «свободной воле» в произведении

В Библии говорится о грехопадении, как о нарушении главной Божией заповеди, неповиновении человека, что и дало повод для изгнания из Эдема. Мильтоновское же прочтение этой истории показывает согрешение, как утрату людьми бессмертия, но при этом, сохранение свободомыслия и разума, которые чаще служат во зло человеку. Однако это его право – обратить их, куда угодно.

В произведении затрагивается вопрос о человеческих несчастьях. Мильтон находит их в людском прошлом, говоря, что верит в независимость и разум, которые помогут людям избавиться от всех бед.

Адам в произведении наделен красотой, умом, богатым внутренним миром, в котором есть место страсти, чувствам, а так же свободной воле. У него есть право выбора. Именно благодаря этому фактору молодой человек может разделить наказание за ослушание со своей любимой и получить полную свободу воли.

Мильтон показывает грехопадение, как реализацию свободы выбора, которую Бог даровал людям. Избирая благочестивый образ жизни, человек сможет вновь обрести Рай и искупить первородный грех.

Образ Адама

Адам был первым мужчиной, которого сотворил Всевышний, а также он является прародителем всего людского рода.

Автор показывает его мужественным, мудрым, смелым и к тому же обаятельным. В целом, праотец  в «Потерянном рае» представлен, как рассудительный и благодетельный пастырь Евы, которая слабее его и в физическом, и в интеллектуальном плане.

Поэт не обошел стороной и внутренний мир героя. Он является проекцией божественной гармонии: упорядоченный и лишенный недостатков мир, полный созидательной энергии. Адам даже производит впечатление зануды, да того он неиспорченный и правильный: слушает ангелов и не ведает сомнений.

Мильтон, в отличие от других писателей, не считал человека игрушкой в руках Бога. Поэт превозносит чувство «свободной воли» главного героя, говоря, что именно оно помогает людям двигаться вперед.

Однако рядом с небесными существами образ «царственного» прародителя людей, созданный Мильтонам, теряется. Разговаривая с ангелами, он показан, как человек вопрошающий или, более того, безгласный.

Чувство «свободной воли», вложенное в героя, растворяется, и Адам готов соглашаться со всем, что ему говорят ангелы.

К примеру, во время беседы с Рафаилом о мироздании, архангел резко прерывает его вопросы, говоря о его человеческой сущности и о том, чтобы он не пытался познать тайны вселенной.

Мы видим человека, вмещавшего в себя все лучшее: храбрость, «свободную волю», мужество, обаяние, рассудительность. В то же время он трепещет перед сильными мира сего, не перечит им и лелеет в сердце готовность навсегда остаться рабом иллюзий. Только Ева вдохнула в него решимость противиться власти Творца.

Читайте также:  Краткое содержание байрон корсар точный пересказ сюжета за 5 минут

Изображение Рая и Ада в поэме

В поэме Мильтона непосредственную роль играет природа во всем своем многообразии. Она изменяется вместе с чувствами персонажей. Например, во время спокойной и беззаботной жизни в Эдеме показана гармония в мире, но стоило людям преступить наказ Бога, как в мир приходит хаос и разрушения.

Но самым контрастным является изображение Рая и Преисподнии . Насколько мрачным и сумрачным показан Ад, настолько безликим и серым на его фоне выглядит Небо. Никакие ухищрения не помогли Мильтону сделать декорации царствия Божьего яркими и красочными.

Однако следует заметить, что изображение Эдема намного краше и детальнее прорисовано, чем описание Небесного Царства. Большое внимание было уделено именно природе земного Рая: высокие деревья, переплетавшиеся кронами, обилие разнообразных плодов и зверьков.

А так же, свежий воздух, «Которым даже Океан — старик… наслаждается». Сад постоянно требовал заботы своих обитателей, поэтому первые люди могут претендовать на звание первых в истории колхозников: им тоже не платили денег и выдавали оклад едой.

Такая бессодержательная и однообразная жизнь претит автору, поэтому он ад освобождению людей.

Мильтон изобразил мрачный, но в то же время чудесный Ад, а так же, светлый и не менее великолепный Рай. Не вооруженным глазом видно, насколько огромна и необъятна палитра красок, содействующая описанию этих двух миров.

Проблема персонализации «дьявола» в мировой культуре

Первое упоминание Сатаны приходится примерно на VI век, это изображение Дьявола на фреске в Египте. Там он был показан, как обычный ангел, ничем не отличающийся от других.

На рубеже тысячелетий отношение к нему резко изменилось. Это произошло в связи с тем, что для прикрепления верующих к их вере самым простым методом являлось запугивание. Церковь внушала ненависть и страх к Бесу, поэтому его внешний вид должен был быть отвратительным.

В Средневековье жизнь простолюдина, притесняемого со всех сторон церковью и правительством, так или иначе, заставляла человека кинуться в объятия падшего ангела, найти хоть и злого, но друга или соратника. Нищета, голод, чума и многое другое повлекло за собой создание культа Дьявола. Кроме того, слуги церкви тоже внесли свой вклад, отличаясь отнюдь не благочестивым поведением.

На смену этой эпохе пришло Возрождение, которое смогло разрушить уже устоявшийся образ Врага – чудовища.

Мильтон избавил Дьявола от рогов и копыт, сделал его величественным и могущественным падшим ангелом. Именно такое представление о Недруге Божьем, которое дал нам поэт, прочно закрепилось в умах людей.

На основе Библии автор именует его «Князем тьмы», подчеркивая или даже гиперболизируя его бунт против Бога. Также в образе Врага подчеркиваются деспотизм, властность, надменность. Его обуяли гордыня и тщеславие. Сатана восстал против Господа, но погубил весь людской род.

Хотя… как сказать? Мильтон полагает, что он погубил того пресмыкающегося и неуверенного в себе колхозника, который и не жил толком, а служил золотой рыбкой в аквариуме.

Зато он создал того человека, которого все мы знаем по себе: многогранную личность с противоречивым и сложных характером, способную на что-то большее, чем сельскохозяйственный труд.

Автор очеловечил Темного лорда, наделив его человеческими качествами: эгоизмом, гордыней, стремлением властвовать и нежеланием подчиняться. Так он изменил представление о Зле, заложенное Церковью и теоретиками религии.

Кроме того, если допустить, что Дьявол – жертва предопределения Бога, мальчик для битья, то мы уже начинаем ему сопереживать, так как ощущаем себя такими же обманутыми и покинутыми.

То есть, образ Люцифера стал настолько реальным и похожим на человека, что стал близким писателям и читателям.

Все мы помним очаровательных и оригинальных Люциферов: Мефистофель Гете, Адвокат Дьявола, Воланд Булгакова, Ученик Дьявола Бернарда Шоу, Огненный Ангел Брюсова, Люцифер Алистера Кроули, Капитал Нойз МС, Лорд Генри Уайльда. Все они не внушают страха, скорее, притягивают и внушают свою правду, причем, весьма убедительно.

Иногда нам кажется, что именно они – истинные носители справедливости. Зло дает свободу мысли и фантазии, и подходить под его стандарты гораздо проще и приятнее, чем коленопреклонение в статусе раба божьего. Дьявол покоряет цинизмом, неприкрытой гордостью и вечным духом противоречия, которые пленяют критически настроенных людей.

Бог, как и все положительное и слишком уж ограниченное моральными запретами, менее популярен в народе, особенно в пору постмодернизма, когда безверие стало нормой жизни и не преследуется, а религиозная пропаганда ослабла. В неоднозначности интерпретации образа Сатаны, в человеческой тяге к запретному, и заключается проблема персонификации дьявола в мировой культуре.

Зло выглядит привлекательнее, понятнее и ближе, чем добро, и от этого эффекта не могут избавиться художники.

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-poemy-miltona-poteryannyj-raj/

«Потерянный рай» краткое содержание

«Потерянный рай» — эпическая поэма Джона Мильтона, впервые изданная в 1667 в десяти книгах. В издании 1674 года книг стало 12. Поэма описывает белым стихом историю первого человека Адама.

Книга I.

Поэт, призвав божественную Музу, формулирует свою тему: грехопадение человека из-за его непослушания, и свою цель: показать пути Господа к человеку. Затем он представляет потерпевшего поражение архангела Сатану с Вельзевулом, его помощником, и его мятежными ангелами, лежащими в горящем озере в аду.

Сатана призывает к себе свои легионы, поднимает их дух и собирает совет. Дворец Сатаны, Пандемониум, построен.

Книга II.

Совет обсуждает, рискнуть ли вновь начать битву за обретение Небес. Сатана решает пойти туда один, проходит через ворота ада. сопровождаемый Грехом и Смертью, и поднимается вверх через царство Хаоса.

Книга III.

Мильтон призывает божественный свет осветить вечно длящийся мрак его дней и вернуть ему зрение, затем описывает Бога, который видит, что Сатана направляется в наш мир, и предсказывает успех его предприятия, грехопадение и следующее за этим наказание человека. Сын Божий предлагает себя в искупление и объявляется Спасителем. Сатана тем временем приближается к границе Вселенной, находит ступени, ведущие на Небеса, спускается к Солнцу, превращается в юношу-херувима Уриэля и в этом виде направляется на Землю.

Книга IV.

Сатана отправляется в сады Эдема, где он впервые видит Адама и Еву“в естественной и прекрасной наготе” и подслушивает их разговор о запретном Древе Познания. Он решает сделать так, чтобы они нарушили запрет, однако ангелы-хранители во главе с Гавриилом обнаруживают его и выгоняют из сада.

Книга V.

Ева рассказывает Адаму о своем беспокойном сне-соблазне, навеянном Сатаной. Рафаил, посланный Богом, является в рай, предупреждает Адама и призывает его к послушанию. Рафаил, по просьбе Адама, поведал ему, как Сатана, полный ненависти к только что помазанному Мессии, поднял свои легионы на восстание.

Книга VI.

Рафаил продолжает свой рассказ, повествуя, как Михаил и Гавриил были посланы на борьбу с Сатаной. После их неудачи Сын Божий сам атаковал войска Сатаны и, оттеснив их к краю Небес, низверг сквозь Хаос в бездну

Книга VII.

Рафаил сообщает о решении Бога отравить своего Сына, чтобы создать другой мир из безграничного первозданного Хаоса. Он описывает шесть дней творения, заканчивающихся сотворением человека.

Книга VIII.

Адам интересуется движением небесных тел и не получает внятною ответа (дискуссия относительно систем Коперника и Птотемея была в разгаре во время написания “Потерянного рая”, и Мильтон не мог выбрать ни одну из них.). Адам рассказывает, что он помнит со времени своего сотворения, беседуя с Рафаилом об отношениях между полами; через некоторое время, с последним предупреждением, Рафаил удаляется.

Книга IX.

Мильтон описывает, как Сатана входит в тело змеи и находит Еву, которая не прислушивается к предупреждениям Адама. Сатана убеждает ее съесть плод с Древа Познания.

Ева рассказывает Адаму о том, что произошло. Адам, узнав, что она обречена, решает погибнуть вместе с ней и также съедает плод. Осознав, что они потеряли невинность, Адам и Ева прикрывают свою наготу.

Начинаются взаимные обвинения.

Книга X.

Бог посылает Сына судить грешников, и Тот объявляет своп приговор. Грех и Смерть решили прийти в этот мир, проложив широкую дорогу из ада. Сатана вернулся в ад и провозгласил свою победу, после чего он и его приспешники временно превратились в змей. Адам вначале упрекает Еву. но позже, примирившись, они вместе решают искать милосердия у Сына Божия.

Книга XI.

Сын Божий, видя их раскаянье, заступается за них. Бог решает, что они должны покинуть рай, и посылает Михаила, чтобы тот выполнит Его приказ. Ева взывает к милосердию. Адам просит не изгонять их, но Михаил уверяет его. что Бог вездесущ, затем раскрывает перед ним картину будущего, говоря о последствиях первородного греха.

Книга XII.

Михаил рассказывает дальше историю Ветхого Завета, затем описывает пришествие Мессии, его смерть, воскресение и вознесение, и Адам уже не так неутешен. Михаил предсказывает также разложение Церкви до второго пришествия. Адама и Еву, смирившихся со своей судьбой и убедившихся в том, что они могут иметь «рай в душе», выводят из сада.

Источник: http://ktoikak.com/poteryannyiy-ray-kratkoe-soderzhanie/

Сюжет «Потерянного рая» Мильтона

Окт Совершенно очевидно, что в «Потерянном рае» Мильтон в соответствии с религиозными идеалами предполагал воспеть покорность благому и милосердному Богу и осудить Сатану. Однако вот уже на протяжении двухсот с лишним лет критики обнаруживают в поэме элементы, явно мешающие ей быть выражением ортодоксальной религиозной точки зрения.

«Поэма Мильтона,- писал Шелли в «Защите поэзии»,- содержит философское опровержение тех самых догматов, которым она: должна была служить главной опорой.

Ничто не может сравниться по мощи и великолепию с образом Сатаны в «Потерянном рае»: Мильтон настолько искажает общепринятые верования если это можно назвать искажением, что не приписывает своему Богу никакого нравственного превосходства над Сатаной».

Неутолимая жажда власти и сострадание к павшим по его вине ангелам, ненависть к Богу, жажда мести и приступы раскаяния, зависть к людям и жалость к ним терзают измученную душу мятежного Дьявола. Ад – всюду. «Ад я сам»,- исповедуется Сатана. По Мильтону, ослепленный гордыней могучий разум Сатаны обречен вечно служить пороку и разрушению.

Разум Бога создает Мир и Человека, разум Сатаны воздвигает Пандемониум, изобретает артиллерию, подсказывает ему, как соблазнить первых людей. Сюжет «Потерянного рая», как и двух позднейших произведений – «Возвращенного рая» и «Самсона-борца», автор почерпнул из Библии.

Само обращение Мильтона к источнику, из которого английский народ заимствовал «язык, страсти и иллюзии» для своей буржуазной революции, было исполнено глубокого смысла: н обстановке победившей реакции поэт как бы заявлял о том, что дух революции не умер, что ее идеалы живы и неистребимы.

Ветхозаветный миф о грехопадении первых людей, положенный в основу «Потерянного рая», привлекал писателей и до Мильтона. Этот же миф использовали в своих сочинениях французский поэт-протестант Дю Бартас, голландский автор Гуго Гроций, знаменитый голландский писатель Йост ван ден Вондел. Все они в той или иной мере повлияли на английского поэта.

Сатана – тоже сын Бога, но сын, избравший путь зла, восставший против воли отца и потому отверженный. Духовную гибель некогда прекрасного Люцифера-Сатаны Мильтон традиционно объясняет его непомерной гордыней.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов габриэля маркеса за 2 минуты

Гордость трактуется поэтом как неоправданное стремление личности нарушить границы, установленные ей природой, подняться выше отведенного ей места в великой цепи бытия. Гордыня ослепляет, подчиняет себе разум, и тогда освободившиеся от оков низменные страсти порабощают личность, навсегда лишая ее свободы и покоя.

Сатане суждено носить в душе вечный ад.

Но скольким бы ни был обязан Мильтон своим предшественникам, его величественная эпическая поэма представляла собой явление бесспорно оригинальное: она была порождением иной эпохи, иных исторических условий; иными были и задачи, художественные, нравственные, социальные, которые ставил перед собой поэт, иным был его талант.

«Потерянный рай» подводил итоги многолетним раздумьям автора о религии и философии, о судьбах родины и человечества, о путях его политического и духовного совершенствования. Замысел Мильтона формально соответствовал библейской легенде, согласно которой тщетная тяжба Сатаны с Богом должна завершиться полным поражением Сатаны.

Исполнителем благих предначертаний Владыки Мира выступает, в изображении Мильтона, Бог-сын. Герой предстает в поэме в самых различных ипостасях: разгневанный Мессия, низвергающий мятежных ангелов в Ад, он – творец прекрасного мира, он – заступник Человека перед Богом-отцом, и, наконец, он – Богочеловек, сын Бога и Человека, царь вселенной.

Каждое из деяний Бога-сына должно выявить какую-то новую грань его облика.

В нем воплощены определенные моральные принципы, которые были дороги поэту: покорность воле Бога-отца, беспощадность к врагам, милосердие к заблудшим, готовность к самопожертвованию.

Откровенная дидактическая направленность образа, его схематизм и ларативный характер заметно снижают его художественные достоинства. Поражает, прежде всего, космическая грандиозность поэмы Мильтона.

Драматические события «Потерянного рая» разыгрываются на фоне необозримых просторов Вселенной. Его тема – священная история, а герои – Бог, Дьявол, Мессия, Адам и Ева.

Весь мир и человеческая история предстают в эпосе как арена многовековой борьбы между Добром и Злом, как ристалище божественного и сатанинского начал.

Мильтон рисует в поэме впечатляющие сцены битв небесных легионов и воспевает победу Бога над Дьяволом, повествует о грехопадении Адама и Евы и временном торжестве Сатаны, пророчествует о грядущем спасении людей и трудном, но неуклонном их пути к совершенствованию.

Так, воспользовавшись «языком, страстями и иллюзиями, заимствованными из Ветхого завета», он приходит к оптимистическому выводу о неизбежном торжестве Добра в мире, выводу, особенно актуальному в «злые дни» Реставрации.

PVhy4GGh5

Источник: http://www.sochuroki.com/syuzhet-poteryannogo-raya-miltona/

Краткий сюжет поэмы Милтона «Утраченный рай» – Пересказ содержания

Личность Мильтона до сих пор вызвала немало дискуссий и сплетен.

Часть историков литературы, очевидно, находилась в плену представлений современников поэта, которые осуждали его за трактат о разводе, некоторых, вероятно, стояли на других политических позициях и подвергали критике его за острые выпады против короля и королевской власти, если она не выполняет положенных на нее народом функций.

Вместе с тем, нельзя отказать Мильтону во славе у него на родине. Он был признанным мастером полемической ораторской прозы еще за жизнь. Его соотечественники отдавали ему надлежащее: Дж.

Драйден создал ритмизированный вариант «Утраченного рая «и провозгласил поэму Мильтона «одной из большой, благородной  и поднесенной, которую когда-нибудь создали нации и эпоха». В XVIII ст. М. оказался  одним из влиятельных лириков, поэтов «кладбищенской школы». Перед ним склонялись Д. Томсон, Ф. Купер, Э. Филипс, Сомервил. В. Блейк создал в 1804 г. поэму «Мильтон», в которой рассказывается о духе Мильтона, который сошел на землю, лишь бы спасти Альбион силой своего воображения.

Мильтон особенно любили романтики, которые ценили в нем большого творца образа Сатаны. В XX ст. М. испытал донимающих ударов моды и модернизма. Т. С. Элиот предъявлял обвинение Мильтону в отсутствии чувственности, вытесненной будто бы его книжной ученостью.

Он также высказал критическое замечание в адрес творца «Утраченного рая», сказав, что тот писал на английском языке как мертвом. Нужно отдать должное тем критикам Мильтона в XX ст., которые, очевидно, были знакомы с не менее острыми откликами доктора Джонсона и Апдисона.

Первый предъявлял обвинение поэту в том, что его английский язык имеет чужую идиоматику, а последний считал, что английский язык потонул под влиянием Мильтона.

Однако противоречивые мысли о Мильтоне совсем не означают преуменьшения его заслуг перед английской литературой, а в мировую литературу он вошел как автор «Утраченного рая».

«Утрачений рай» (1667) создавался не без учета существующих версий о грехопадении Адама и Евы, среди которых необходимо вспомнить драму Горация «Изгнанный Адам».

Вместе с тем нельзя не учитывать, что в ней выразительно проступают сложные и противоречивые катаклизмы эпохи, драматические страницы истории Англии, которая пережила смертную казнь короля, республику, ее падение и реставрацию монархии. М.

, что активно участвовал в политической борьбе на стороне индепендентов, не мог не выразить своего отношения к участникам и вождям революции. Образ Сатаны – один из весомых достижений поэтического гения Мильтона – испытает серьезной эволюции.

Завоевывая явные симпатии читателей, он иногда заходит в разногласие с намерениями автора, который привел его, наконец, к поражению и капитуляции. Масштабы и глубина изображаемых столкновений воинства Сатаны с легионами ангелов весьма недвусмысленно отсылают к драматическим конфликтам современного Мильтону общества, о борьбе со старым – патриархальным и рутинным, о новом, что пробивается в социальной структуре, а также – и прежде всего – о конфликтах в человеческой натуре.

«Утраченный рай» – эпическая поэма, которая состоит из 12 книг.

Между прочим, согласно начальному замыслу, поэма должна была состоять из 10 книг, которые потом были преобразованы в 12, а в набросках и  заметках Мильтона перечисленные религиозные и светские темы, связанные с британской историей.

Последнее еще раз удостоверяет в пользу предположения, которое в сложной метафорице и художественной образности поэмы немало еще не разгадано учеными, поскольку касается конкретных исторических событий и лиц, а предполагаемая религиозная проблематика «топит» все другое.

В первой книге поэт, прислушиваясь к голосу божественной музы, излагает тему произведения: падение человека, который потерял послуха и Рай, потом объясняет причину падения, рассказывает о Сатане, который убрал подобие Змея и вовлек в бунт неисчислимые легионы ангелов.

Бог скинул всех бунтовщиков в ад, и действие начинает из описания Сатаны и его сподвижников, которые лежат в кипящем озере, угнетенные поражением, и обдумывают, как возвратить утраченное. Сатана созывает своих сторонников, успокаивает их, пробуждает их дух и созывает совет.

Дворец Сатаны-Пандемониума вырастает из мрака Хаоса. Ближайший помощник Сатаны и его единомышленник – Вельзевул. Сатана, как и раньше, дерзкий, он не раскаивается и уверенный, что «еще не все погибло»: сохраненный запал неукротимой воли,  с безмерной ненавистью, жадностью мести.

«И мужеством – во веки веков не уступать».

Вельзевул признает мужество и отвагу Сатаны и его способность вести за собой полки сподвижников.

Сатана уже в первой книге выступает как непокоренный, гордый, волевой индивид, который прощается с блаженным краем Рая и поздравляет зловещий мир Ада, который не только его не страшит, но и прибавляет новых сил и уверенности в своем преимуществе.

Характерно, что для предоставления убедительности силам Сатаны Мильтон использует исторические примеры древних боев и стычек, в которых принимали участие рыцари и богатыри со всего мира, – все они не могут приравняться силой и могуществом к дьявольской армии.

Вторая книга приоткрывается заседанием ради Сатаны. Обсуждается вопрос, как возвратить утраченный блаженный край.

Молох выступает за открытую войну, Велиал и Маммон сомневаются в необходимости воевать, поскольку в случае поражения всех ждет страшное испытание.

Более дипломатическая и умная речь Маммона, которая так формулирует цель войны: снять Царя Неб или возвратить свои права. Успех возможный, утверждает он, лишь, когда Случай будет править вечно Судьбой, а Хаос будет судить их большой спор.

Сатана снова демонстрирует свои необыкновенные способности, ум, коварность, осмотрительность.

Он предлагает податься искать соучастников в новообразованном мире, где существует человек, любимый Бог, попробовать выяснить, в чем его сила и слабость, «как правельно их свести, удавшись к обману или силе».

Дерзкий план Сатаны изложен в эффектной речи и цветисто оттенен словами Вельзевула, который популяризирует мысли Сатаны и восхваляет его замыслы: «К границам поднявшись лучезарным, подняться в небо за содействие оружия союзного».

Авторитет Сатаны все время возрастает, и от характеристики драматическими способами через монологи его и Вельзевула Мильтон  переходит к расширению функциональности повествовательной линии, которая сообщает о превосходстве царственного Сатаны.

Сам по себе образ грешного в величии интересный для эстетики Мильтона, который старался строить свою эпическую поэму на ярких драматических контрастах, которые подчеркивали бы значимость того, что происходит не только во внешнем миру, но и главное – во внутреннем.

Сатана берет на себя важную миссию установить контакт с этим миром людей, отправляется в дорогу и одолевает ворота Ада, следившую Грехом и Смертью. Заканчивается книга прекрасной панорамой увиденного мира, который открылся за границей Ада, где отступает Хаос и начинается Природа.

В третьей книге Мильтон призывает небесный свет развеять вечную тьму его собственной слепоты. Обращение к своей слепоте – лейтмотив поэмы, которая имеет, очевидно, метафорический смысл – невозможно понять и охватить весь смысл человеческого бытия и существования Вселенной.

Мильтон описывает Бог, который видит полет Сатаны в направлении к новому миру и прорицает его успех, падение и наказание человека, подчеркивая, что человек осуществит грехопадение из собственной воли, она целиком способна противостоять соблазну Богу-сыну предлагает себя в жертву ради искупления вины человека.

Эту жертву Бог принимает и провозглашает его Спасителем. Сатана достигает крайней сферы Вселенной, находит Лимб – «Рай дураков». Он находит ступени, которые ведут к Небу, потом летит к Солнцу, которое поражает его своим сиянием, и здесь он находит немало нового для себя.

Удобно Мильтон рассказывает о строении Вселенной. Сатана прибирает между тем подобие юного Херувима и обращается к Уриила с просьбой показать ему место пребывания человека. Не узнав Сатану в подобии прекрасного Херувима, Уриил направляет его к Земле, удобно рассказав об изменении дня и ночи и строение земного шара.

Сатана приземляется на горе Нифат в Армении.

Книга четвертая открывает другую грань характера Сатаны – его мучают сомнения и страсти, но наконец, он решает, что зло является благом, и отправляется в Рай. Игра страстей выказывает обманщика Сатану, который убрал чужое подобие.

За ним уже давно пристально следил Уриил. Описание Рая поражает бушеванием всех возможных красок и разнообразием ландшафтов. Красоту и великолепие природы описал не злопыхательский и гордый Сатана, а сам автор, который неожиданно появляется в сказе. Сатана прибирает подобие морского ворона и садится на высочайшее дерево.

Наблюдая за Адамом и Евою и поражаясь их величественной красотой, Сатана подслушивает их разговор о запрете пробовать плоды из дерева познания и решает воспользоваться этим поводом, лишь бы прельстить их. И Уриил, который достойный, трогает копьем Сатану, тем самым разоблачив его.

Вместе из Зефоном он зовет Гавриила, который советует Сатане взглянуть вверх и прочитать собственную судьбу на небесах, чтобы узнать, насколько легкий и слабый он в противоборстве.

Источник: http://schooltask.ru/kratkij-syuzhet-poemy-miltona-utrachennyj-raj/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector