Краткое содержание сказки два мороза точный пересказ сюжета за 5 минут

План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: Сказка Два мороза

Краткое содержание сказки Два мороза точный пересказ сюжета за 5 минут

МБОУ СОШ №8 г.Лобня

Школьный семинар

«Современные педагогические технологии

обучения литературному чтению

в начальной школе»

Открытый урок

 по литературному чтению

по теме:

 «Сказка.Два Мороза»

Подготовила :

Тищенко О.Н.учитель

начальных классов

2016-2017 уч. г.

Урок литературного чтения был проведён во 2 Д классе в декабре 2016г.  

 Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Русская  народная  сказка «Два  Мороза».. Учебник Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. и др. 2 класс УМК «Школа России»

 Тип урока: урок открытия нового знания

  Цель урока: используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.

Планируемые результаты:

  • Учащиеся познакомятся с русской  народной  сказкой « Два   Мороза»;
  • научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.
  • осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
  • находить главную мысль, сформулированную в тексте.

2. Метапредметные

– познавательные УУД

  • находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

– коммуникативные УУД

  • слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;
  • участвовать в коллективном обсуждении;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.

– регулятивные УУД

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • выделять необходимую (существенную) информацию из текста;
  • оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.

 –  личностные

  • формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный  интерес к новому учебному материалу;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развивать  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование:

  • учебник
  • доски для работы маркером
  • мультимедийная презентация

Заявленной цели и поставленных задач приведённый урок достиг.

Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём развитии.

Ход урока.

I.        Орг.момент.СЛАЙД №1

«Прозвенел звонок на наш урок. Доброе утро дети! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Итак, мы готовы к уроку чтения. Начинаем наш урок» Девиз нашего урока: Упустишь минутку-потеряешь час СЛАЙД №2

II.        Проверка домашнего задания.

– Дома ребята должны были выучить наизусть стихотворение С.Есенина «Береза». Сейчас мы послушаем некоторых из вас.

СЛАЙД №3

III. Постановка цели урока. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с произведениями о зиме. Слышите, звенит волшебный колокольчик? (волшебная музыка колокольчика)Он приглашает нас в сказку. СЛАЙД№4

СЛАЙД №7

«Лесом частымПолем вьюжнымЗимний праздник к вам идёт. Что за праздник?Скажем дружно:

Это праздник – Новый год!

Звучит музыка и появляется Снегурочка

-Здравствуйте ребята, вы меня узнали? Я пришла к вам из сказочного леса. А какой Новый год без сказки? Поднимите руки, кто любит сказку. А вы любите сказки? А что такое сказка?

Сказка – это вымышленная история, которая повествует нам бытиё через героев. Сказка – это выдуманный сюжет, обязательно со счастливым концом! Отгадайте загадку: СЛАЙД №5

 Побелело на ночь всюду.

А у нас в квартире чудо!

За окошком двор исчез –

Там волшебный вырос лес

Узор

СЛАЙД №6

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы

И заросли роз?

Мороз.

-Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока не придёт могучий мороз – зима не настанет. Явится он – мосты наведёт на реках, птиц и зверей загонит по гнёздам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать, ногами притопывать и приговаривать «Ай, да мороз!» Угадайте, как называется наша сказка?

Мы с вами сегодня будем читать русскую народную сказку «Два Мороза» Откройте учебники  с.198 СЛАЙД№11

 Скажите, пожалуйста, а чем отличается сказка от других литературных произведений? СЛАЙД №12

Ответы детей:

В сказках могут говорить звери и растения, с ними происходят необычные приключения.

-А кто пишет сказки?

Ответы детей:

Сказки пишут авторы и составляет народ.

-Как называются сказки, которые сочинил народ?

Ответы детей:

Эти сказки называются народными.

-А как называются сказки, которые написали писатели?

Ответы детей:

Эти сказки называются авторскими или литературными.

– Я сейчас вас приглашаю в сказочный лес, закройте глаза и раз. Два.три… Вот, послушайте, какой восхитительный «Вальс снежных хлопьев» сочинил  П.И.Чайковский.

                 (Дети слушают вальс П.И.Чайковского)СЛАЙД№ 13

-Что вы себе представили, слушая эту музыку?

– И вместе со снежными хлопьями спустились на землю

IV. Изучение нового материала.

1.Словарная работа.

-Перед тем, как я прочту вам сказку, давайте выясним значение некоторых слов.

•        Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании;

•        Дровосек – человек, рубящий дрова;

•        Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки;

•        Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.

– Вот как об этом волшебстве говорится в сказке.

2. Прослушивание записи сказки “Два Мороза” СЛАЙД №20

  1. Первичная проверка понимания.

–Скажите, кто же действующие лица этой сказки?

Ответы детей:

Два Мороза: купец, крестьянин.

-А кто такой купец? Крестьянин?

А вам понравилась эта сказка? Почему?

Ответы детей:

Потому что мороз не крестьянина заморозил, а купца. Ведь крестьянин трудился, а купец – нет.

-А что волшебного в этой сказке?

Ответы детей:

Морозы разговаривают, бегают,  подпрыгивают.

-Удалось ли заморозить крестьянина? А купца? Почему?

Ответы детей:

Крестьянина не удалось заморозить, потому что он трудился, а купец сидел и ничего не делал, только в шубу кутался.

Сейчас мы с вами ещё раз прочитаем сказку.

Вторичное чтение сказки.

Прочитаем сказку ещё раз. – Обратите внимание на слова , помогающие понять, что это русская народная сказка?

«По чистому полю, по густому лесу».

«Свистнули, щёлкнули, побежали.»

«Ели я ноги унёс, до сих пор бока болят».

Повторы: «Два мороза, два родных брата», «бил-бил», «колотил-колотил», «шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи».

-Удалось ли главным героям людей заморозить?

Какую забаву придумали Морозы? Найдём и прочитаем эти строки. 

А чтение начнут мои помощники.

Выходят 3 ученика в колпаках и читают начало сказки

– Как решили подшутить Морозы?
– Что делали Морозы?

– Что решили ?

– Кого собрался заморозить Мороз – Синий нос?

– Кого собрался заморозить Мороз – Красный нос?

(До слов «Свистнули, щелкнули, побежали..»Прочитаем, что произошло дальше? 
– Что они услышали ?  

– О чём договорились ?

 Два Мороза сделали выбор: старший решил заморозить купца, младший – дровосека, потому что на нём полушубок рваный, шапка худая, рукавицы дырявые. 

– А вот как они это делали, вы прочитаете нам после самостоятельного чтения.

ФИЗМИНУТКА

Я – Мороз Красный Нос

https://www.youtube.com/watch?v=kiVT8FvIMX0

Я – Мороз Синий Нос (показали на себя, поклонились)

Братья меж собой родные

Мы Морозы удалые (приседают  в присядку)

Землю снегом мы укроем (имитируют движения)

Через речку мост  построим

Берегите щеки, нос (показывают на нос и щёки)

Коль на улице мороз.(растирают)

Хотим позабавиться,

Силой помериться. (кидаются снежками)

Перед тем, как вы начнёте читать сказку, давайте  потренируемся и прочитаем сложные слова на доске

Проезжая дорога – «зж» читается как долгое мягкое «ж»

Свистнули – непроизносимый согласный звук «т»

А теперь читаем сначала по слога, а потом целыми словами

Ко-ло-коль-чик

Бу-бун-чик

Дро-во-сек

Крес-тья-нин

Вы-ко-ла-чи-вать

По-за-ба-вить-ся

 -А теперь приступаем к чтению.

Будем читать по цепочке, стараемся читать выразительно, соблюдая все знаки препинания

(Чтение по цепочке)

Беседа по прочитанному:

-Как решили позабавиться два мороза?

Ответы детей:

Поморозить людей.

СЛАЙД №23

-Куда едет купец?

-В город

Куда едет крестьянин?

-В лес за дровами. .

6Выборочное чтение.

– Прочитайте, Как Мороз – Синий нос пытался заморозить купца.

– Удалось ли ему это сделать?

– Посмотрите на иллюстрацию.с.199 Как одет купец? В шубе медвежьей, шапке лисьей, сапогах волчьих.

– Так почему же Мороз его заморозил?

Слайд №24

– Прочитайте, Как Мороз – Красный нос пытался заморозить крестьянина.

 – Удалось ли ему это сделать?

– Посмотрите на иллюстрацию. С.201

Как одет крестьянин? В рваном полушубке

Как повёл себя крестьянин, когда ему стало холодно7

Ответы детей:

Стал бить по полушубку поленом.

-Зачем он так сделал?

-Выбивал мороз.

– Так почему же Мороз его не смог заморозить?

кто выиграл спор? Почему? Мороз Синий-нос, потому, что топор лучше шубы греет.

Какой пословицей заканчивается сказка?

Как вы ее понимаете? О чем она? (О трудолюбии)

Работа в парах тест

6. ИТОГ УРОКА

– С какой русской народной сказкой познакомились?

       – О ком рассказывается в сказке? 

-А чему учили наши два Мороза?

       -Какая главная мысль сказки? (Человеку, который трудится, никакая беда не страшна.)

Домашнее

 Задание с.202 вопрос 5, пересказ

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2017/01/29/skazka-dva-moroza

“Два мороза”

Русская народная сказка “Два мороза” Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки “Два мороза” и их характеристика

  1.  Мороз Синий нос. Младший из братьев морозов, более простодушный и бесхитростный, еще очень молод и потому не знает кого проще заморозить.
  2. Мороз Багровый нос. Старший брат, хитрый и опытный мороз. Сразу понял, что младший брат поспешил с выбором цели, но не стал того разубеждать, на что младший брат потом обижался.
  3. Мужичок, который поехал в лес рубить дрова.
  4. Барин, в богатой медвежьей шубе
Читайте также:  Краткое содержание шиллер коварство и любовь точный пересказ сюжета за 5 минут

План пересказа сказка “Два мороза”

  1. Два мороза, два родных брата
  2. Колокольчики да бубенчики.
  3. Выбор Синего носа
  4. Как купец не ушел от мороза
  5. Как мужичок рубил дрова.

Кратчайшее содержание сказки “Два мороза” для читательского дневника в 5 предложений:

  1. Встретились в поле два мороза и решили повеселиться.
  2. Увидели морозы купца и мужика простого и разделились
  3. Синий нос пытался мужика заморозить, да ничего у него не вышло.
  4. Мужик работает, аж пар с него валит, ему никакой мороз не страшен
  5. Багровый нос купца в шубах легко заморозил.

Главная мысль сказки “Два мороза”

Чтоб не мерзнуть зимой не сиди и не стой, а подвигайся, побегай, поработай.

Чему учит сказка “Два мороза”

Эта сказка учит нас поведению на морозе, а также учит тому, что не всегда самый простой с виду путь оказывается верным и действительно простым.

Отзыв на сказку “Два мороза”

Эта русская народная сказка мне очень понравилась, ведь в ней простой мужичок оказался более хитрым и привычным к морозу, чем богатый купчишка. Да и посрамление мороза мне пришлось по душе. Теперь я знаю, что от мороза не надо прятаться в шубу, а лучше подвигаться и разогреть кровь.

Пословицы к сказке “Два мороза”

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. Мороз не велик, да стоять не велит. Мороз разбирает, да расшевеливает.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки “Два мороза”

Встретились два брата, Мороз Синий нос и Мороз Багровый нос. Решили побегать, повеселиться. Слышат звенят бубенчики и колокольчики – то мужичок и купец едут.

Младший Мороз Синий нос выбрал мужичка, а старший Багровый нос взялся за купца.

Встретились снова Морозы и старший рассказал, что легко заморозил купца, который неподвижно сидел в санях.

Младший пожаловался, что никак не смог заморозить мужичка, а когда тот работать начал, так и вообще от него пар повалил. Мороз даже полушубок рваный не смог заморозить, ведь мужик его просто о снег выбил. И самому Морозу попало.

Иллюстрации и рисунки к сказке “Два мороза”:

Источник: http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/01/blog-post_25.html

Два мороза

Поучительный сказочный рассказ, который особенно интересно читать деткам в зимние праздники. Поспорили два брата Мороза, кто заморозит людей: Синий нос принялся за мужика работящего, а Красный нос – за барина в шубах теплых. У кого получилось воплотить свою задумку, читайте в сказке.

Сказка Два мороза скачать: 

Сказка Два мороза читать

Гуляли по чистому полю два Мороза, два родных брата, с ноги на ногу поскакивали, рукой об руку поколачивали. Говорит один Мороз другому:

— Братец Мороз — Багровый нос! Как бы нам позабавиться — людей поморозить?

Отвечает ему другой:

— Братец Мороз — Синий нос! Коль людей морозить — не по чистому нам полю гулять. Поле все снегом занесло, все проезжие дороги замело; никто не пройдет, не проедет. Побежим-ка лучше к чистому бору! Там хоть и меньше простору, да зато забавы будет больше. Все нет-нет да кто-нибудь и встретится по дороге.

Сказано — сделано. Побежали два Мороза, два родных брата, в чистый бор. Бегут, дорогой тешатся: с ноги на ногу попрыгивают, по елкам, по сосенкам пощелкивают. Старый ельник трещит, молодой сосняк поскрипывает. По рыхлому ль снегу пробегут — кора ледяная; былинка ль из-под снегу выглядывает — дунут, словно бисером ее всю унижут.

Послышали они с одной стороны колокольчик, а с другой бубенчик: с колокольчиком барин едет, с бубенчиком — мужичок.

Стали Морозы судить да рядить, кому за кем бежать, кому кого морозить.

Мороз — Синий нос, как был моложе, говорит:

— Мне бы лучше за мужичком погнаться. Его скорее дойму: полушубок старый, заплатанный, шапка вся в дырах, на ногах, кроме лаптишек, ничего. Он же, никак дрова рубить едет… А уж ты, братец, как посильнее меня, за барином беги. Видишь, на нем шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи. Где уж мне с ним! Не совладаю.

Мороз — Багровый нос только подсмеивается.

— Молод, говорит, ты еще братец!.. Ну, да уж быть по-твоему. Беги за мужичком, а я побегу за барином. Как сойдемся под вечер, узнаем, кому была легка работа, кому тяжела. Прощай покамест!

— Прощай, братец!

Свистнули, щелкнули, побежали.

Только солнышко закатилось, сошлись они опять на чистом поле. Спрашивают друг друга:

— Что?

— То-то, я думаю, намаялся ты, братец, с барином-то, — говорит младший, — а толку, глядишь, не вышло никакого. Где его было пронять!

Старший посмеивается себе.

— Эх, — говорит, — братец Мороз — Синий нос, молод ты и прост. Я его так уважил, что он час будет греться — не отогреется.

— А как же шуба-то, да шапка-то, да сапоги-то?

— Не помогли. Забрался я к нему и в шубу, и в шапку, и в сапоги да как зачал знобить! Он-то ежится, он-то жмется да кутается, думает: – дай-ка я ни одним суставом не шевельнусь, авось меня тут мороз не одолеет. Ан не тут-то было! Мне-то это и с руки. Как принялся я за него — чуть живого в городе из повозки выпустил. Ну, а ты что со своим мужичком сделал?

— Эх, братец Мороз — Багровый нос! Плохую ты со мною шутку сшутил, что вовремя не образумил. Думал — заморожу мужика, а вышло — он же отломал мне бока.

— Как так?

— Да вот как. Ехал он, сам ты видел, дрова рубить. Дорогой, начал было я его пронимать: только он все не робеет — еще ругается: такой, говорит, сякой этот мороз! Совсем даже обидно стало; принялся я его ещё пуще щипать да колоть.

Только ненадолго была мне эта забава. Приехал он на место, вылез из саней, принялся за топор. Я-то думаю: «Тут мне сломить его». Забрался к нему под полушубок, давай его язвить. А он-то топором машет, только щепки кругом летят.

Стал даже пот его прошибать.

Вижу: плохо — не усидеть мне под полушубком. Под конец инда пар от него повалил. Я прочь поскорее. Думаю: «Как быть?» А мужик все работает да работает. Ему бы зябнуть, а ему жарко стало. Гляжу — скидает с себя полушубок. Обрадовался я. «Погоди ж, говорю, вот я тебе покажу себя».

Полушубок весь мокрехонек. Я в него — забрался везде, заморозил так, что он стал лубок лубком.

Надевай-ка теперь, попробуй! Как покончил мужик свое дело да подошел к полушубку, у меня и сердце взыграло: то-то потешусь! Посмотрел мужик и принялся меня ругать — все слова перебрал, что нет их хуже.

«Ругайся! — думаю я себе, — ругайся! А меня все не выживешь!» Так он бранью не удовольствовался.

Выбрал полено подлиннее да посучковатее, да как примется по полушубку бить! По полушубку бьет, а меня все ругает. Мне бы бежать поскорее, да уж больно я в шерсти-то завяз — выбраться не могу.

А он-то колотит, он-то колотит! Насилу я ушел. Думал, костей не соберу. До сих пор бока ноют. Закаялся я мужиков морозить.

Два мороза Художник Литвин-Синявская Татьяна

Источник: https://aababy.ru/skazki/narodnye-skazki/russkie-narodnye-skazki/dva-moroza

Краткое содержание сказки Андерсена «Снежная королева»

ПОЛНАЯ СКАЗКА ВОПРОСЫ ВИКТОРИНА

 

Сюжет сказки Андерсена «Снежная королева»

Жил-был злой тролль. Однажды он смастерил зеркало, в котором все доброе уменьшалось, а всё злое увеличивалось. Ученики тролля случайно разбили его. Она разлетелось на много осколков. Если осколок попадал человеку в сердце, то оно превращалось в кусок люда. Если он в глаз, то он начинал замечать только дурное.

В большом городе жили Кай и Герда, любившие друг друга, как брат и сестра. Всё было чудесно до того момента как в сердце и глаз Кая попали осколки дьявольского зеркала. От этого он стал злым, грубым и безразличным к тому, что раньше любил. А еще он начал видеть вокруг только плохое.

Однажды он пошёл кататься на санках и прицепил их к проезжающим мимо саням. Это оказались сани Снежной королевы, которая поцеловала его, еще больше заморозив и забрала с собой в свой дворец.

Всю зиму Герда ждала Кая, а весной решила отправиться на его поиски.

Первой на ей пути встретилась женщина, умевшая колдовать. Она заколдовала девочку, лишив её памяти, потому что хотела оставить её у себя. Но Герде удалось сбежать от неё и отправиться дальше на поиски Кая.

Вторым, кого она встретила, стал говорящий ворон. Он рассказал девочке о том, что к принцессе их королевства посватался молодой принц очень похожий на Кая. Это оказался не он, но добрые принц и принцесса пожалели её, одели, дали ей золотую карету и отправили в путь на поиски названного братца.

В тёмном лесу, через который лежал её путь на нее напали разбойники. Среди них была маленькая разбойница, дочь атаманши.  Не смотря на то кем она была девочка оказалось доброй и подарила Герде северного оленя. На нём она и продолжила путешествие, когда узнала от лесных голубей, где находиться Кай.

Читайте также:  Краткое содержание диккенс домби и сын точный пересказ сюжета за 5 минут

На пути к чертогам Снежной королевы она побывала у лапландки и финки. Каждая из них чем смогла помогла девочке.

Добравшись до дворца Снежной королевы Герда осталась одна и собрав последние силы пошла вперёд через снежный буран, сопротивляясь войскам снежной королевы. Она читала молитву и ей на помощь пришли ангелы. Так она добралась до замка, где нашла своего друга.

Королева в то время отсутствовала, оставив Кая одного. Он был совсем замёрзший и не обращал внимания ни на что кроме своей головоломки.  Тогда Герда заплакала, и её слезы растопили сердце мальчика. Он тоже заплакал, и осколок вытек из его глаза.

Они отправились домой, и жили там долго и счастливо.

Источник: https://kupidonia.ru/kratkoe-soderzhanie-skazki-andersena-snezhnaja-koroleva

Краткое содержание рассказа “Кладовая солнца” по главам

Главная > Литература > Краткое содержание рассказа М. М. Пришвина “Кладовая солнца”

Краткое содержание рассказа “Кладовая солнца” можно прочитать за 10 минут, тогда как оригинал нужно читать минимум 2 часа.

Краткий пересказ “Кладовой солнца” начинается с того, что главными героями рассказа стали двенадцатилетняя девочка по имени Настя и ее младший брат Митраша.

Глава 1

Характеристика этих детей была немудрена: оба рыжие, невысокие, с веснушками по всему лицу и волосами, при свете солнца отливающими золотом. Старшая сестра была прыткой и не по годам умной, младший брат же был коренастым, сильным и очень упрямым. За эти качества его прозвали “Мужичком в мешочке”.

Дети эти рано осиротели из-за войны, но не пали духом. И благодаря взрослым, смогли подняться на ноги. От родителей им в наследство досталось небольшое хозяйство, которое они научились содержать и без родителей. Поговаривали, что брат с сестрой, пусть и были детьми, всегда посещали все деревенские мероприятия и собрания. Жили они неплохо: всегда были сыты и обуты.

Глава 2

На дворе стоял апрель. Пусть в деревне снег еще стоял, но на более теплых болотах от него уже и следа не осталось. Помня рассказы отца о чудесной клюкве, которую собирать лучше всего было после того, как она под снегом зимой отлежится, дети решили собрать ее. Для этого им нужно было отправиться к болоту, в котором эта клюква и росла.

Утром брат с сестрой встали очень рано, покормили всю скотину и начали готовиться к походу на болото. Они взяли с собой:

  • Еду (отваренная картошка и хлеб);
  • Несколько корзинок;
  • Компас;
  • Отцовское ружье.

Так, дети отправились в путь, заранее вспомнив описание дороги туда. По пути вели разговор о загадочной палестинке, на которой росла клюква и о которой странные истории рассказывали.

Глава 3

Герои “Кладовой солнца” без особых проблем добрались до болота, на котором росла клюква. Едва увидев ее, дети начали поначалу сразу есть ее, восхищаясь прекрасным вкусом, о котором столько читали.

Через краткое время, когда они, наконец, наелись, брат и сестра начали внимательно осматриваться, восхищаясь красотой природы. Вокруг росли цветы, некоторые из которых даже можно было есть.

Пели птицы, словно бы разговаривали животные.

Митраша и Настя начали прислушиваться. Настя то и дело задавала вопросы, а брат объяснял, кто какой звук издавал и какое смысловое содержание имел каждый звук. Все это знал он из рассказов отца.

А еще помнил, как тот ему про особое место рассказывал. В этом месте клюквы было очень много. Чтобы дойти туда, от места, где дети сейчас стояли, нужно было идти на север. Он предложил это сестре.

Та сначала отказалось, предложив идти по протоптанной тропе, чтобы не потеряться, но потом согласилась.

Глава 4

Автор показывает читателю красоту природы на, казалось бы, скучном болоте. В это время Митраша и Настя решили сделать привал. Сидя на большом камне, они завороженно наблюдали за тем, как солнце постепенно начало освещать поляну, медленно лучами своими приближаясь к ним.

Немного погревшись в этих лучах, дети продолжили свой путь, пока не дошли до развилки. Митраша, глянув на свой компас, указал на тоненькую тропу, что вела на север.

Настя же, видя, что тропой этой почти никто не ходит, запротестовала и сказала, что они пойдут по безопасному пути.

Началась ссора. Разозленный Митраша, не слушая сестру, пошел по своей дороге, сказав сестре идти туда, куда она хочет. Отдельно от него. Мальчишка не взял с собой ни корзин, ни еды. Настя бы напомнила ему, но обиженная решила промолчать. Брат и сестра разделились, каждый пошел по своей тропинке.

Глава 5

Рассказ “Кладовая солнца” незаметно поменял место действия и теперь читатель оказался на ветхой сторожке Антипыча. Антипыч этот работал в ней сторожем многие годы, пока не умер.

Добрый был этот дедушка, часто заходили к нему дети. Задавали разные вопросы, на которые он отвечал.

И только на вопрос о возрасте не мог он ничего ответить, потому что уже и не помнил, сколько ему лет.

Жил этот сторож не один, а со своей собакой по кличке Травка. И когда умер добрый старик, осталась Травка одна в этой сторожке. Ей пришлось заботиться о себе самой. Однажды Травка проснулась оттого, что очень тревожно выл на улице ветер. Собака чувствовала тревогу, потому что в такую же погоду когда-то умер ее хозяин.

Глава 6-7

Водились раньше в Болоте, в котором блуждают сейчас дети, волки. Опасались из-за этого жители ближайшей деревни и поэтому решили охотников позвать, чтобы те их от напасти избавили.

Приехали охотники и на волков этих открыли охоту, по одному их отстреливая. Закончили они свою работу, убили всех волков и уехали. Вот только один волк все же уцелел. Это был самый сильный волк и с трудом он выживал до нынешнего дня.

В этот апрельский день он был очень голоден, а где-то неподалеку бродили Митраша и Настя.

Далее, Автор “Кладовой солнца” вновь переносит читателя в сторожку Антипыча. Печаль печалью, а бедная Травка уже очень долго ничего не ела. Поэтому направилась она в лес. Почувствовала запах зайца, пошла по его следу.

Но по дороге случайно наткнулась на запах двух детей и их корзинке с едой. Остановилась собака, не зная куда бежать. К людям ли с едой, к зайцу ли.

Недолго металась она, в итоге побежала по той тропе, по которой совсем недавно пошел Митраша.

Глава 8

А тем временем бродил Митраша по Слепой Елани, которую в природе Кладовой солнца называли, следуя точно на север. Шел, не обращая внимая на то, что земля под ногами все мягче и мягче становиться.

Ох, нехорошее это было место, скольких оно в себе захоронило. Наконец вблизи он увидел протоптанную тропу и, забыв про осторожность, побежал туда, не помня, что это место нужно стороной обходить.

С каждым шагом все больше вяз он в болоте, пока не понял, что не может идти вперед, он в болоте тонет.

Глава 9-10

Кто шел по правильной тропе, тот все равно с нее сбился. Вот вроде и шла Настя правильно, однако вскоре так сбором клюквы увлеклась, что и брата забыла, и дорогу забыла. Шла и шла она за клюквой. Очнулась, только когда змею увидела.

Испугалась, оглянулась, а место совсем незнакомое, времени много прошло, а брата рядом все нет. Девочка заплакала. Так ее и нашла травка и лизнула ей лицо, чтобы успокоить, но это не помогло. И тут собака тоже завыла.

И привлек ее вой и людей, что услышали его с болота и встревожились, и волка. Сама же Травка, снова учуяв зайца, ринулась прочь.

Глава 11-12

Бежала собака за зайцем, пока снова на Кладовую солнца не вышла. Увидела она там человека и сразу же о русаке забыла. Стояла, пытаясь понять, кто перед ней: враг или друг? А в это время Митраша тоже увидел собаку. Хитростью он смог обмануть Травку и с его помощью выбрался из болота. И только почувствовал пес себя преданным, как Митраша обнял его в благодарность.

Автор создал для этой истории счастливый конец. Травка помогла Митраше. И зайца ему принесла, и к сестре вывела. Правда, в лесу им пришлось заночевать, но с верным псом это было не страшно. Утром они вернулись домой с новым другом. Рассказали всем о своих приключениях, с тех пор жили счастливо и больше так не рисковали. Также в конце:

  • Съедаемая чувством вины, Настя отдала всю собранную клюкву нуждающимся;
  • Волк был убит Митрашей с помощью отцовского ружья;
  • Травка осталась жить с Митрашей и Настей;
  • Упоминалось, что Митраша вырос в прекрасного рослого юношу, а Настя стала доброй и красивой девушкой.
Читайте также:  Краткое содержание оперы манон леско пуччини точный пересказ сюжета за 5 минут

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-m-m-prishvina-kladovaya-solntsa.html

Снежная королева

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Снежная королева

Жил-был злой тролль. Однажды он смастерил зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное исчезало, а все ничтожное и отвратительное особенно бросалось в глаза и становилось еще безобразнее. Слуги тролля захотели добраться до неба, чтобы посмеяться над ангелами и Богом. Но зеркало полетело на землю и разбилось вдребезги.

Если эти осколки попадали людям в глаза, люди с той поры замечали во всем только дурные стороны. А если осколки попали прямо в сердце, оно превращалось в кусок льда.

Под самой крышей — в мансардах двух смежных домов — жили мальчик и девочка. Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, словно родные. Под окнами в ящиках росло по небольшому кусту роз. Летом дети часто играли среди цветов. Его звали Кай, а ее — Герда.

Зимой они любили греться у очага и слушать рассказы бабушки. Бабушка рассказала им про Снежную королеву. Вечером Кай смотрел в окно — и ему показалось, что одна снежинка превратилась в красивую женщину с холодным лицом. Но однажды один крошечный осколок проклятого зеркала попал Каю в глаз, а другой — прямо в сердце.

И розы, и слова бабушки, и его милая маленькая подружка Герда казались ему теперь смешными и отвратительными. Он зло и жестоко передразнивал всех. Прошло лето, наступила зима. Повалил снег. Кай отправился на площадь кататься на санках и привязал свои санки к большим саням с запряженными в них красивыми белыми конями.

Отвязать веревку он уже не смог. Все дальше и дальше везли его сани.

В санях сидела стройная, ослепительно белая женщина — Снежная королева. И шуба, и шапка на ней были из снега. Она посадила мальчика рядом с собой на большие сани, закутала его в свою шубу и поцеловала. Этот поцелуй окончательно заморозил сердце мальчика. Он забыл и маленькую Герду, и бабушку, — всех, кто остался дома.

Герда решила отыскать пропавшего Кая. Девочка поцеловала спящую бабушку, надела красные башмачки и спустилась к реке. Она отдала свои красные башмачки волнам, потому что ей показалось, что река в обмен на подарок покажет ей дорогу к Каю. Герда села в лодку, которая принесла ее к большому вишневому саду. Здесь она увидела маленький домик.

В этом домике жила старушка, которая помогла Герде выбраться на берег. Старушке было очень одиноко и ей хотелось, чтобы маленькая Герда осталась у нее. Она заколдовала девочку — Герда забыла, зачем отправилась в путь.

А розовые кусты из своего цветущего сада волшебница спрятала под землю, чтобы они не напомнили Герде о том, кого она собралась искать.

Но Герда увидела искусственную розу на шляпе старушки и вспомнила все! Выбежала босиком из волшебного сада, где всегда было лето, и побежала босиком по дороге. А на дворе была уже холодная неприветливая осень…

Вот уже и снегом замело… Девочка встретила говорящего ворона и спросила, не видел ли он Кая. Ворон рассказал, что в этой стране живет очень разумная и хорошенькая принцесса. Много женихов сваталось к принцессе, богатых и знатных.

Но по нраву ей пришелся смелый мальчик, бедно одетый. Он пришел пешком. И заявил, что пришел во дворец не свататься, — просто ему захотелось побеседовать с умной принцессой. Невеста ворона жила во дворце. Она помогла Герде через черную лестницу пробраться во дворец.

Однако избранник принцессы был только похож на Кая. Это оказался совсем другой мальчик.

«На другой день Герду с ног до головы нарядили в шелк и бархат; ей предложили остаться во дворце и пожить в свое удовольствие; но Герда попросила только лошадь с повозкой и сапожки, — она хотела тут же отправиться на поиски Кая.

Ей дали и сапожки, и муфту, и нарядное платье, а когда она простилась со всеми, к дворцовым воротам подъехала новая карета из чистого золота».

Карета ехала по темному лесу. Скрывавшиеся в лесу разбойники схватили лошадей под уздцы и вытащили из кареты Герду.

Старая разбойница, атаманша, хотела убить Герду, но ее собственная дочка, маленькая разбойница, укусила мамашу за ухо: — Отдай девчонку мне! Я буду играть с ней! Пусть отдаст мне свою муфту и свое хорошенькое платьице, а спать она будет со мной в моей постельке! Герда рассказала своенравной девчонке обо всем, что ей пришлось пережить, и о том, как она любит Кая. Дикие голуби, кролики, северный олень — все эти животные были игрушками маленькой разбойницы. Она играла с ними по-своему — щекотала ножом. Дикие голуби рассказали Герде, что видели Кая, — наверное, его унесла Снежная королева.

Северный олень вызвался отвезти Герду в Лапландию — страну вечного снега и льда. Разбойница позволила ему покинуть ее пещеру, где он томился в плену, — и олень подпрыгнул от радости. Маленькая разбойница посадила на него Герду, вернула ей сапожки, а вместо муфты дала большие рукавицы своей матери. Да еще и съестных припасов с собой нагрузила…

Старая лапландка, живущая в маленькой темной хижине, решила помочь Герде: она написала несколько слов на сушеной треске. Это было письмо к ее знакомой финке, которая знала, где живет Снежная королева. Финка прочитала письмо и стала колдовать. Вскоре она узнала все, что нужно: Кай в самом деле у Снежной королевы.

Он всем доволен и уверен, что это самое лучшее место на земле. А причиной всему стали осколки волшебного зеркала, что сидят у него в глазу и в сердце. Нужно их вынуть, иначе Кай никогда не будет настоящим человеком. А не можешь ли дать что-нибудь Герде, чтобы она справилась с этой злой силой? — спросил олень. Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать.

Разве ты не видишь, как велика ее сила? Разве ты не видишь, как ей служат люди и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Она не должна думать, что силу ей дали мы: сила эта в ее сердце, сила ее в том, что она милое, невинное дитя. Олень так быстро понес Герду к Снежной королеве, что финка не успела одеть ее.

И вот бедная Герда стояла без сапожек, без рукавиц посреди ужасной ледяной пустыни.

А вот и цель ее путешествия — дворец Снежной королевы.

«Стены дворца намели снежные метели, а окна и двери проделали буйные ветры. Во дворце было больше ста залов; они были разбросаны как попало, по прихоти вьюг; самый большой зал простирался на много-много миль. Весь дворец освещался ярким северным сиянием».

А посреди мертвенно-холодного зала Кай возился с остроконечными плоскими льдинками, желая сложить из них слово «вечность». Снежная королева сказала ему: «Сложи это слово, — и ты будешь сам себе господин, а я подарю тебе весь мир и новые коньки». Но он никак не мог его сложить.

Герда вошла в ледяной зал, увидела Кая, бросилась ему на шею, крепко обняла его и воскликнула: Кай, мой милый Кай! Наконец-то я тебя нашла! Но Кай даже не пошевельнулся: он сидел все такой же невозмутимый и холодный.

И тут Герда расплакалась: горячие слезы упали Каю на грудь и проникли в самое сердце; они растопили лед и расплавили осколок зеркала. Кай взглянул на Герду и вдруг залился слезами. Он плакал так сильно, что второй осколок выкатился из глаза.

Наконец-то мальчик узнал Герду: — Герда! Милая Герда! Где ты пропадала? И где я сам был? Как здесь холодно! Как пустынно в этих огромных залах! Герда смеялась и плакала от радости. «Даже льдины пустились в пляс, а когда устали, улеглись так, что из них составилось то самое слово, которое велела сложить Каю Снежная королева.

За это слово она пообещала подарить ему свободу, весь свет и новые коньки». Кай и Герда взялись за руки и вышли из дворца. Олень и его подруга олениха довезли их до границ Лапландии. Маленькая разбойница выехала им навстречу. Как она выросла! Кай и Герда рассказали ей обо всем. «Кай и Герда, взявшись за руки, пошли своей дорогой. Повсюду их встречала весна: цвели цветы, зеленела трава.

Вот и родной город, родной дом! Проходя в дверь, они заметили, что выросли и стали взрослыми. Но розы по-прежнему цвели, и бабушка сидела на солнышке и вслух читала Евангелие: «Если не будете, как дети, не войдете в Царствие Небесное!»



Источник: https://scribble.su/zarub/all_zar/62.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector