Отзывы о книгах Г.А.Скребицкого
о книгахГ.А.Скребицкогоребят 4 “Б” класса
Курбатова Валентина
Я хочу поделитьсясвоими впечатлениями от сборника рассказов “Лесной прадедушка” замечательного русского писателя-натуралиста Георгия Алексеевича Скребицкого. В небольших рассказах автор вспоминает свои детские годы, проведённые в небольшом городке тульской области, своих первых четвероногих и крылатых друзей. В рассказе “Сиротка” говорится о сороке, которую принесли в дом совсем маленькой, её пришлось кормить с рук. Потом Сиротка выросла, а вот кушать самостоятельно не хотела. Ходила за всеми и просила покормить её. Научил сороку клевать червяков домашний петух Петрович! Мне понравилось, что все животные в этих рассказах – и домашние, и принесённые из леса – дружат между собой. Например, кот Иваныч из одноимённого рассказа был очень добрым и ленивым, даже мышей не ловил, а “присматривал” за маленькими мышатами. А ёжика он сначала испугался, а потом подружился с ним, и они даже ели суп из одной миски. “Воришка” – молодая белка, быстро приучившаяся и бегавшая по всему дому. Она очень любила сладкое и таскала из вазочки конфеты и сахар – делала себе на шкафу запасы на зиму. Однажды белка стащила грибы из корзинки и развесила их сушиться на оленьи рога, висевшие над диваном. А в дымовую трубу она умудрилась затолкать перчатку и косынку, гнездо себе строила! Вот такая беличья “лесная натура”! А “лесной прадедушка” оказался огромным старым дубом, которому целых полтысячи лет! Он пережил несколько войн, упоминался в летописях. Местные ребята и краеведы взяли дуб под охрану, заботились о нём. Читая эти рассказы, я поняла, как интересно наблюдать за любыми, самыми обычными животными, что каждая лесная полянка таит в себе неожиданности и приключения. Нужно просто любить природу. Наверное, лучше всего об этом написано в рассказе “День рождения”: “И может быть, именно в этот счастливый день – день моего рождения – я вдруг всем сердцем почувствовал, как хороша наша родная природа, лучше которой нет на всём свете”
Никитонов Егор
Я прочитал рассказы детского писателя-натуралиста Георгия Алексеевича Скребицкого. В семье, где он рос в Тульской губернии в начале 20 века, все очень любили природу. Отчим будущего писателя был страстным охотником и рыболовом и смог передать своё увлечение мальчику. Когда Георгий вырос, он стал кандидатом биологических наук и много ездил в экспедиции, наблюдал за жизнью животных и записывал свои воспоминания. Произведения скребицкого написаны с огромной душевной теплотой и очень добрые. Особенно мне понравился рассказ “Воришка” о забавной и умной белке, которую подарили автору в детстве. Она очень быстро освоилась в доме и стала ручной.Однажды родители мальчика заметили, что из буфета стали пропадать сладости. Никто сразу и не догадался, кто бы их мог взять. И вот как-то раз мальчик увидел, как белка запрыгнула на стол, схватила корочку хлеба и унесла её на шкаф. Мальчик решил посмотреть, что же там находится. На шкафу оказалась старая мамина шляпа. Мальчик заглянул под неё и обнаружил там разную еду: хлеб, конфеты, сахар – это белочка запасалась на зиму. А в один из дней белка вовсе пропала. Сколько ни искали, нигде её не было. Но когда затопили печку, услышали шуршание внутри. Открыли заслонку, и оттуда выпрыгнула белка. А из трубы достали галстук, мамину перчатку и бабушкину косынку – всё это белка себе для гензда туда затащила. Это очень весёлый и добрый рассказ, написанный с хорошим чувством юмора, как и многие другие произведения Георгия Скребицкого.
Белова Елена
Я прочитала несколько рассказов Г.А.Скребицкого о животных. Больше всего мне понравился рассказ “Пушок”. В нём говорится о ёжике, который жил у людей. Его назвали пушок, потому что когда его гладили, он прижимал к себе иголки и становился пушистым. Однажды зимой мальчик взял его с собой на улицу, но потом оставил его в сарае. Мальчик вернулся за Пушком только на следующий день. Он увидел, что ёжик не двигается. Мальчик подумал, что Пушок замёрз и умер, и закопал его в снег. Как-то раз весной он пошёл в сад и увидел, что в кустах кто-то шевелится. Мальчик подошёл и увидел Пушка – тот проснулся от зимней спячки! Мальчуган торжественно понёс его домой. Он был счастлив, что ёжик остался жив. Я очень люблю рассказы про зверей, и этот рассказ мне очень понравился. он учит нас заботиться о своих питомцах и быть ответственными и добрыми.
Макаров Иван
Я прочитал рассказ Георгия Скребицкого “Джек”. Главные герои этого рассказа папа, мама, Серёжа с братом и собака Джек. Автор рассказывает про дружбу людей и собаки. В рассказе говорится о том, как папа принёс домой собаку по кличке Джек. Это была большая красивая собака, белая с тёмно-коричневыми пятнами на боках. Морда у неё тоже была коричневая, огромные уши свисали вниз. Это была охотничья собака, легавая, которая охотилась только за дичью. Утром они встали рано, выпили чаю и отправились гулять с Джеком. Он весело бегал по высокой, густой траве, между кустами, вилял хвостом, ласкался к ним и вообще чувствовал себя как дома. Серёжа, его брат и Джек играли в охоту. Ребята очень хотели пойти на охоту с папой. И вот папа позвал Серёжу с братом в кабинет. Достал из ящика все охотничьи припасы: порох, дробь, гильзы, и начал набивать патроны. Наконец, папа достал ружьё. Оно было двуствольное, то есть с двумя стволами. Ребята с папой пошли на охоту. Джек очень радовался. Когда папа попал в утку, то приказал Джеку принести добычу. Джек поплыл за ней и принёс. Утку осмотрели и забрали её домой. Джек был прекрасной охотничьей собакой.Когда Джек состарился, он стал плохо видеть и слышать, потерял чутьё и никакой дичи найти не мог. Возвращались с охоты без дичи, но довольные. Мне очень понравился этот рассказ. Он интересный и поучительный.
Гаврилюк Андрей
Я прочитал много рассказов Г.А.Скребицкого. Больше всего мне понравился рассказ “Ушан”. Маленького зайчонка, который жил в лесу, забрали к себе домой отец с сыном. Зайца назвали Ушан. Он был боязливый, смешной и хитрый. Заяц устроился жить под печкой, там было уютно и тепло. В доме он подружился с котом по кличке Иваныч и собакой по кличке Джек. Кот и собака были ленивыми. Самое любимое занятие у них было играть в догонялки. Происходило так: кот ударит Ушана несколько раз, и тот убегает от кота, а кот от собаки. Пришла весна и мальчик хотел отпустить зайца на волю. Но тот так привязался к дому, что не хотел уходить. Ушан остался жить в большой дружной семье. Мне понравился этот рассказ, он вызывает у меня восторг. Автор описывает животных с любовью. Эта история учит помогать беззащитным животным.
Источник: http://sunjuly.ucoz.ru/publ/literatura/otzyvy_o_knigakh_g_a_skrebickogo/7-1-0-23
План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект занятия по пересказыванию рассказа Г.Скребицкого «Пушок»
Конспект занятия по пересказыванию рассказа Г.Скребицкого «Пушок»
для детей старшей группы
Цель: Научить детей пересказывать прозаические произведения. («Пушок» и его автором Г. А. Скребицким)
Задачи:
Познавательные:
-Расширить знания детей о диких животных (ежах), об их месте обитания
Нравственные:
-Воспитывать заботливое отношение к животным
Эстетические:
-Воспитывать внимание и интерес к слову в литературном произведении
Речевые:
-Формировать навыки пересказа с наглядной опорой в виде графических схем
-Формировать навыки планирования связного развернутого высказывания
Методические приемы:
Словесные: чтение, беседа
Наглядные: рассматривание графических схем.
Материал:
Иллюстрации к рассказу, набор схем для графического плана, картинки диких животных: ежа, медведя, лисы, волка, зайца и их жилища, дидактическая игра «Кто, где живет?».
Предварительная работа:
Накануне в уголок книги на видное место следует поместить иллюстрированное издание рассказа. Если возникнет необходимость, обратить на него внимание детей, попросить рассмотреть рисунки, догадаться, о ком этот рассказ.
-Изучение темы «Дикие животные»
Ход НОД:
– Ребята, сегодня мы совершим путешествие в лес и поговорим о лесных жителях!
(2)- Скажите какие животные живут в лесу? (ежи, медведи, лисы, волки, белки)
– Правильно, ребята, а теперь мы с вами отправляемся в лесное царство .
(3)- А вот и первое животное , которое спряталось от нас. Кто же это может быть? Попробуйте отгадать
Хожу в пушистой шубе,Живу в густом лесу.В дупле на старом дубеОрешки я грызу.
Кто это?
(Белка)
-А как вы догадались?
(4)- Правильно, белочка. (Показывает картинку белочки)
-Посмотрите, какая она красивая. Какая у нее шубка? (Рыжая, пушистая, мягкая)
(5)-А когда приходит зима, белка меняет свою шубку. А зимой какого цвета у белки шубка? (Серая)
– Как вы думаете, почему? (Деревья зимой голые, серые, и серая шубка белки незаметна на фоне деревьев, когда она прячется от врагов)(Если дети затрудняются ответить, объяснение дает педагог)
– Давайте проверим. У меня есть картинки с изображением белки в серой и рыжей шубках и осеннего леса. Поместим белочек на деревья и посмотрим, какая из них заметнее? (Рыжая)
– Вот поэтому белка и меняет шубку, чтобы ей было легче прятаться зимой, когда все деревья стоят голые.
(6)-А чем же питается белка зимой? Какие запасы делает на зиму? (Грибов насушить, орехов насобирать)
-А кто мне подскажет, как называется белки дом? (Дупло-там она хранит запасы на зиму)
-А мы отправляемся дальше!
(7)- Смотрите, ребята, что это? (Подводит детей к картине с изображением берлоги). Чей это дом? (Это дом медведя)
– А как он называется? (Берлога)
– А вы знаете, что медведь не делает запасов на зиму, как вы думаете, почему? (Он всю зиму спит)
(8)- Правильно. Нашел медведь упавшее дерево, натаскал к нему хвороста, молодых елочек, мха и получился медвежий дом – берлога. (9) А зимой укроет берлогу снежное одеяло и станет в ней тепло медведю.
– Пойдемте скорее дальше, пока мы не разбудили медведя.
(10)- Ой, а это кто?Он зимой холодной
Ходит злой, голодный.
(Волк)
(11) – Он тоже к зиме готовится. (показывает иллюстрацию). Шерсть его за лето отрастает и становится густой и теплой. Почему? (Волк спит прямо на снегу, но у него есть логово)
– Волки зимой живут семьями. Кто входит в волчью семью? (Волк, волчица, волчата)
– Пойдемте скорее дальше, пока они нас не заметили.
(12)-Кто же тут у нас
?(заяц)
-Какого цвета у зайца шубка? (Белая)
– А зачем зайцу зимой шубку менять? (Чтобы лиса его не заметила на белом снегу)
– Правильно, на белом снегу его очень трудно заметить. А еще заяц умеет запутывать следы. (13)А чем же зайцы питаются зимой? (Корой деревьев, морковкой)
-Они находят опавшие ветки и обгладывают с них кору.
– Как вы думаете, заяц впадает в спячку? (нет)
-А где живет заяц, у него есть свой домик? (да) Называется нора.
– Ребята, я снова вам предлагаю проверить, действительно ли зайца в белой шубке трудно заметить на снегу.
(Педагог раздает детям иллюстрацию с изображением заснеженного поля и изображения двух зайцев: белого и серого.
Дети прикладывают изображения зайцев к иллюстрации и определяют, какой заяц менее заметен на снегу).
(14)-(Показывает иллюстрацию с изображением лисы). А вот и рыжая плутовка-лиса.
-Как вы думаете, ребята, чем питается лиса зимой? (Мышей под снегом ищет)
(15)-А где живет лиса? (в норе)
-Она впадает в спячку? (нет)
(16)-А кто спрятался здесь? (еж) (иллюстрация ежа)
-Какой ежик? (колючий, маленький)
-Дети, а зачем ежу колючки? (чтобы переносить еду на иголках, для защиты от врагов)
-А чем питаются, ежики, как вы думаете? (ягодой,желудями,яблоки, грибы)
(17)-Как ежи зимуют? (впадают в спячку)
-Как называется домик ежа? (нора, гнездо)
– Все верно, молодцы, ребята, а животных в лесу очень много. А теперь давайте проверим как вы запомнили всё и были ли внимательны! Я вам предлагаю поиграть в игру «Кто где живет?» (Изображения на слайде)
– Молодцы! Давайте еще раз вспомним и повторим, кто у нас впадает в спячку, а кто не впадает!
Подготовка к восприятию текста
-А теперь мы отправимся в сказочную страну одного писателя Георгия Алексеевича Скребицкого! Вспомнили? На прошлом занятии о нем говорили? Он много рассказывал о животных и природе. Написал много рассказов для детей. В книгах писатель открывает что- то важное, близкое каждому человеку.
-Прежде чем отправиться нам в сказочную страну, автор подготовил для вас новые слова, посмотрите все на доску.
Ручной- приучили к рукам и пользуются с помощью рук
Сарай-помещение, в котором не живут, а хранят какие-то вещи
Рогатина-это копье, оружие, которое использовали для охоты.
И сегодня мы познакомимся с рассказом этого автора, который называется «Пушок». А почему он так называется, мы узнаем, когда я вам прочитаю этот рассказ!(Чтение воспитателем рассказа «Пушок»).
ЧТЕНИЕ РАССКАЗА
“Пушок”. Георгий Скребицкий
Рассказы о животных
В доме у нас жил ёжик, он был ручной.Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.
Если Пушок бывал голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом еж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.
Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал.
Когда наступила зима, я Перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, мочёным хлебом. Наестся, бывало, ежик, заберётся за печку, свернётся клубочком и спит. А вечером вылезет и начнёт по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает, всем спать мешает. Так он у нас в доме больше половины зимы прожил и ни разу на улице не побывал.
Но вот собрался я как-то на санках с горы кататься, а товарищей во дворе нет. Я и решил взять с собою Пушка. Достал ящичек, настелил туда сена и посадил ежа, а чтобы ему теплей было, сверху тоже сеном закрыл. Ящик поставил в санки и побежал к пруду, где мы всегда катались с горы.
Я бежал во весь дух, воображая себя конём, и вёз в санках Пушка.
Было очень хорошо: светило солнце, мороз щипал уши, нос. Зато ветер совсем утих, так что дым из деревенских труб не клубился, а прямыми столбами упирался в небо.
Я смотрел на эти столбы, и мне казалось, что это вовсе не дым, а с неба спускаются толстые синие верёвки и внизу к ним привязаны за трубы маленькие игрушечные домики.
Накатался я досыта с горы, повёз санки с ежом домой.
Везу. Вдруг навстречу ребята: бегут в деревню смотреть убитого волка. Его только что туда охотники привезли. Я поскорее поставил санки в сарай и тоже за ребятами в деревню помчался. Там мы пробыли до самого вечера. Глядели, как с волка снимали шкуру, как её расправляли на деревянной рогатине.
О Пушке я вспомнил только на другой день. Очень испугался, не убежал ли он куда. Сразу бросился в сарай, к санкам. Гляжу-лежит мой Пушок, свернувшись, в ящичке и не двигается. Сколько я его ни тряс, ни тормошил, он даже не пошевелился. За ночь, видно, совсем замёрз и умер.
Побежал я к ребятам, рассказал о своём несчастье. Погоревали все вместе, да делать нечего, и решили похоронить Пушка в саду, закопать в снег в том самом ящике, в котором он умер.
Целую неделю мы все горевали о бедном Пушке. А потом мне подарили живого сыча: его поймали у нас в сарае. Он был дикий. Мы стали его приручать и забыли о Пушке.
Но вот наступила весна, да какая тёплая! Один раз утром отправился я в сад. Там весной особенно хорошо: зяблики поют, солнце светит, кругом лужи огромные, как озёра.
Пробираюсь осторожно по дорожке, чтобы не начерпать грязи в калоши. Вдруг впереди, в куче прошлогодних листьев, что-то завозилось. Я остановился.
Кто это – зверёк? Какой? Из-под тёмных листьев показалась знакомая мордочка, и чёрные глазки глянули прямо на меня.
Не помня себя я бросился к зверьку. Через секунду я уже держал в руках Пушка, а он обнюхивал мои пальцы, фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.
Тут же на земле валялся оттаявший ящичек с сеном, в котором Пушок благополучно проспал всю зиму. Я поднял ящичек, посадил туда ежа и с торжеством принёс домой.
Организация полноценного восприятия произведения
Углубление восприятия произведения детей к пересказу
Беседа после прочтения:
– О ком говорится в рассказе? (О ежике и мальчике.)
– Где и с кем жил ежик? (Ежик жил в доме у мальчика.)
– Почему его прозвали Пушок? (Когда его гладили, он прижимал к спинке колючки и делался мягким. За это его прозвали Пушок.)
– Если Пушок был голоден, как он требовал (просил) еды? (Гонялся за мальчиком, фыркал, кусал за ноги.)
– Кого взял с собой зимой на горку мальчик? (Пушка)
– Во что он посадил Пушка? (Посадил его в коробку с сеном.)
– Куда после прогулки поставил санки мальчик? (Он поставил санки вместе с ежиком в сарай – деревянный домик для хранения разных вещей.)
– Когда он вспомнил о Пушке? (О Пушке он вспомнил только на следующий день.)
– Что случилось с ежиком за ночь? (За ночь, наверное, он замерз и умер.)
– Что было дальше? (Похоронили Пушка в саду, закопали в снег.)
– В чем похоронили Пушка? (Его похоронили в том самом ящике, в котором он умер.)
– Когда вновь встретились друзья? (Они встретились весной.)
– Расскажите, как произошла эта встреча.
– Как требовал еды Пушок? (Фыркал, тыкал в ладонь холодным носиком.)
– Почему Пушок не замерз зимой и остался жив? (Потому что зимой ежи не умирают, а спят.)
Организация повторного восприятия текста с установкой на запоминание
– Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. А помогут вам эти схемы. (В процессе чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, выстраивается графический план рассказа из схем.)
(1)В доме у нас жил ручной ежик. Когда его гладили, он прижимал к спинке колючки и делался мягким. За это мы его прозвали Пушок. (2)Когда Пушок был голоден, он гонялся за мной, фыркал и кусал за ноги, требуя еды.
(3)Зимой собрался я на санках с горы кататься. Решил взять с собой Пушка. Посадил его в коробку с сеном. (4)А после поставил санки в сарай. О Пушке я вспомнил только на другой день. Гляжу – мой Пушок не двигается. За ночь, наверное, замерз и умер.(5) Похоронили мы Пушка в саду, закопали в снег в том самом ящике, в котором он умер.
(6)Весной пошел я в сад. Вдруг из-под старых листьев показалась знакомая мордочка.(7) Я взял Пушка на руки. А он фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.
Обучение детей воспроизведению литературного образца
– С чего начнем мы наш рассказ? Что было дальше?
В своих ответах дети опираются на схемы. Главная мысль каждой части оформляется фразой.
– Как называется рассказ, который мы все вместе пересказывали? (Рассказ Г. Скребицкого называется «Пушок».)
– Мне понравились ваши рассказы. Ежик торже рад вашим ответам и оставил для вас подарки.
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/02/27/konspekt-zanyatiya-po-pereskazyvaniyu-rasskaza-g-skrebitskogo
Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч» краткое содержание
Основная мысль автора произведения Скребицкого “Кот Иваныч” как и многих его произведений, это взаимодействие диких или домашних животных. Очень важной темой подчеркивается, взаимопонимание и гармония в отношениях, друг с другом. Звери и люди, стараются принимать друг друга, со всеми их недостатками и достоинствами, живут и взаимодействуют и находят общий язык.
Иваныч настоящий домашний кот, он: ленив, жаден, полон озорства и желания поиграть, но иногда в нем просыпаются и охотничьи инстинкты. Но не смотря на то, что Иваныч – свободный хищник, дома он ласковый и преданный домашний любимец.
Он прекрасно уживается, с кучей животных живущих в доме и со всеми у него хорошие отношения. Иванычу удается подружиться, даже с колючим ежиком. Таким поведением восхищается рассказчик и его семья, сильнее и сильнее привязываясь к коту.
Рассказ представляет собой сборник мини рассказов о жизни кота Иваныча, и остальных домашних животных и людей.
Рассказчик знакомит нас с главным героем произведения – котом по имени Иваныч. Иваныч – ленивы и толстый кот, является главным любимцем семьи рассказчика.
Не смотря на положение любимчика, это не как не повлияло на характер Иваныча, его характер – добродушный и миролюбивый, он легко уживается со всеми домочадцами.
Только с щенком Бобкой их не берет мир, щенок всегда задирает ленивого кота, хватая того за хвост, когда он располагается отдохнуть.
Иваныч очень любит спать. Этим занятием он может заниматься в любом месте: на кровати, на печке, а однажды он уснул на кадке с поднимающимся тестом.
Живя в сытости, Иваныч иногда ленится охотиться на мышей. Мыши настолько чувствуют себя в безопасности, что бегают перед самым его носом. Кот же не поводит и ухом, только строго посматривает на мышат. Нравится же коту, охотится на крыс в зернохранилище, которое находится по соседству.
Иваныч не ел крыс, а стал носить добычу домой, тем самым приводя маму в ужас. После подношения таких трофеев, домочадцы стали закрывать двери, пока Иваныч охотится. Тогда Иваныч, стал играть во дворе с пойманной крысой.
однажды две вороны, обманув простоватого кота похитили у него пойманную крысу.
Иваныч очень любил рыбу. Он очень радовался, когда автор приносил с реки пойманную рыбу, обязательно выпрашивал себе парочку рыбок, чтобы перекусить. Когда дома появился аквариум, Иваныч начал охотиться за его обитателями, да так активно, что пришлось накрыть аквариум стеклом.
Когда в доме появился ежик, при знакомстве с котом, он уколол его иголкой в нос. После чего Иваныч долго игнорировал ежа. Но со временем, они подружились, начав есть из одной миски.
Вскоре семья переехала, забрав Иваныча с собой. Все переживали, приживется Иваныч, не сбежит ли на старое место. Но кот быстро освоился и стал жить, на новом месте как ни в чем не бывало. Ведь он очень был привязан, к своим хозяевам и любил их.
Источник: http://xn—-gtbbearpc0e1cxd.xn--p1ai/skrebickij-kot-ivanych/
Конспект урока “Изложение по рассказу Г.А. Скребицкого: «Хитрый заяц»”
Обучающее изложение по рассказу Г.А. Скребицкого: «Хитрый заяц».
– Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть! Хочу, чтобы вы повернулись друг к другу лицом и пожали руки.
Сегодня мы с вами напишем изложение по рассказу Г.А. Скребицкого «Хитрый заяц». Но сначала мы вспомним тот материал по написанию изложения, который вы знаете из начальной школы.
Повторение.
– Что такое изложение? (варианты ответов: текст, письменная речь, пересказ, письменный пересказ).
– Как пишется изложение? (учитель читает текст, а потом все пишут и стараются написать так же хорошо, как это сделано у писателя. Стараются изложить то, что услышали. Отсюда название – изложение).
– Что значит написать подробное изложение? (Задача подробного изложения – воспроизвести содержание текста, пересказать его точно, полно, последовательно, стараясь раскрыть тему высказывания так, как это сделано автором, стараясь по возможности сохранить языковые особенности текста).
– Какие трудности могут возникнуть при написании изложения? (правильно понять текст, правильно определить его тему (тема – это то, о чём говорится в тексте) и где тема может быть чётко отражена (в заглавии текста); идею текста ( идея – главное, что хотел сказать нам автор, главное, что хотел он донести до читателя своим текстом); стараться не допускать орфографических ошибок (работа с орфографическим словарём), верно понимать значение слов 9работа с толковым словарём).
– Какие толковые словари знаем с вами? (Ожегова, Даля).
– С какой целью мы пишем изложение? (Передавая чужой текст, мы развиваем свою речь).
– Скребицкий родился в 1903 году в Москве. Когда ему исполнилось 4 года, его усыновила Надежда Скребицкая. Через некоторое время она вышла замуж за Алексея Полилова, врача, и вся семья переехала жить в Тульскую губернию, в город Чернь.
В семье, где рос будущий писатель, очень любили природу, а отчим Георгия Алексеевича был страстным охотником и рыболовом. Именно любовь к природе, которую передал писателю его отчим, определила весь дальнейший жизненный и творческий путь Георгия Алексеевича.
Умер он в 1964 году от инфаркта и похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Георгия Алексеевича до сих пор считают одним из лучших детских писателей, писавших о природе.
Самые известные его произведения: «С ружьем и без ружья», «Про наших птиц», «Лесное эхо», «Веселые ручьи»,«Друзья моего детства», «Листопадник», «Лесной голосок»… (запись в тетрадь). А теперь внимательно прослушайте один из его рассказов и скажите, о чём он.
Текст.
Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.
Гоняют зайца по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело? Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?
Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»
Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.
– Итак, о ком или о чём данный текст? (о зайце, о том, как ему удалось спастись от беды).
– Какова же идея текста? (автор хотел показать какой заяц находчивый и сообразительный, как сумел обхитрить собак и спасти свою жизнь).
– Как мы можем озаглавить данный текст? (варианты: «Случай на охоте», «Как я однажды охотился», «Хитрый заяц»).
– Какой бы из трёх вариантов выбрали бы? Почему? (Заглавие «Случай на охоте» пригодно для многих рассказов такого типа, оно универсально и не выражает идеи, потому что в нем нет оценки этого случая.
Заглавие «Как я охотился» неточно, потому что вслед за ним ожидается рассказ о процессе охоты. Оно, как и первое, не имеет оценки, оно нейтрально.
Третье заглавие («Хитрый заяц») отражает и тему, и идею рассказа, потому что речь идет именно о хитром зайце: не будь он хитрым – не было бы и рассказа.
– Какого типа речи прочитанный мною текст? Почему? (Тип речи повествование с элементами рассуждения. Повествование, потому что события развиваются в определённой последовательности. Текст строится по композиционной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
– Какой вопрос можно задать к тексту? (Чему нас учит данный рассказ?)
– И чему нас учит данный рассказ? (Рассказ учит нас быть чуткими, добрыми по отношению к нашим четвероногим друзьям – животным).
Физминутка
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенёк
(Прыжки вперёд – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три !Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
– А теперь работаем с текстом. Составляем его план. На сколько смысловых частей можно разделить текст. (На четыре).
– Разбираем первую часть.
Чтение 1 части.
– Куда отправился рассказчик? За кем?
– Как вы думаете, чего он ждал?
– Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова. («На охоту за зайцами»: отправился, на охоту, встал и жду).
– Перескажите 1 часть.
– Разбираем вторую часть.
Чтение второй части.
-
Что делают собаки?
-
Где?
-
А что делает заяц?
-
Кто думает так: «Куда же он девался?»
-
Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова («Заяц пропал»: гоняют, по вырубке, выбегает, девался).
– Перескажите вторую часть.
– Разбираем третью часть.
Чтение третьей части.
-
Что он сделал?
-
Как вы понимаете слово замер?
-
Поиграем в игру «Море волнуется раз, море волнуется два…»
-
Вот такое состояние было у рассказчика, когда он увидел зайца. Почему он замер?
-
Какие слова, близкие по смыслу, можно подобрать к слову замер?
-
О чём просили глазёнки зайца?
-
Глазёнки так и просят: «Не выдавай меня!»
-
Это предложение с прямой речью. Обратите внимание на постановку знаков препинания.
-
Как можно озаглавить часть? («Не выдавай меня!»: вышел, посмотрел и замер, притаился. Глазенки так и просят: «Не выдавай меня!»)
– Пересказ 3 части.
Чтение 4 части.
-
Какое чувство испытал рассказчик?
-
Что сделал рассказчик?
-
Как продолжилась охота?
-
Какую оценку дал рассказчик зайцу?
-
Заяц сдал экзамен на хитрость.
-
Какое слово употребил автор, чтобы не повторять слово заяц?
-
Озаглавьте эту часть. («Экзамен на хитрость сдан»:стыдно стало убивать, отпустил, отозвал, пошли искать, этот экзамен сдал
Пересказ 4 части.
Запись сложного плана в тетрадь.
План:
-
Вступление: «На охоту за зайцами».
-
Основная часть.
а) Заяц пропал.
б) «Не выдавай меня собакам!»
3. Заяц экзамен на хитрость сдал.
– Кто попробует пересказать весь текст? (спросить 2-х человек).
Словарная работа.
Гончая – порода охотничьих собак. Впиться – крепко, глубоко проникнуть,
вонзиться во что-н. (перен.: пристально, не отрываясь, начать смотреть на кого-н.). Вырубка – место, где вырублен лес. Уму-разуму учит (фразеологизм) – передаёт жизненный опыт. Экзамен – проверка, испытание.
– Как вы понимаете выражение: «Экзамен на хитрость сдал? (показал свою сообразительность).
– Что означает хитрый и умный? (хитрый – скрывающий свои истинные намерения, идущий обманным путём к достижению цели; умный – обладающий развитым умом, способный к сложным рассуждениям и правильным выводам).
– Языковой разбор текста.
– Прочитайте текст, проследите за тем, что и как говорит автор, какие он использует слова, словосочетания, предложения, чтобы более точно, ярко и выразительно рассказать о том, что случилось с ним на охоте.
Раз со мною на охоте произошёл такой случай.
– Как можно сказать иначе?
– Как-то, однажды.
– Автор использует разговорное слово раз, которое больше соответствует стилю всего текста.
Отправился я на охоту за зайцами.
– Сказуемое отправился – на первом месте в предложении, за зайцами – в конце предложения. Почему?
– Такой порядок слов позволяет подчеркнуть, что будет рассказано не просто об охоте, а о случае с зайцем.
Я стал на дорожке и жду.
– Жду – в конце предложения. Почему?
– Этим подчёркивается состояние ожидания. Ещё раз об этом же читаем дальше.
Подождал, подождал…
– О чём говорит повтор слова?
– О длительности ожидания охотника.
Какие глаголы употребил писатель, «рисуя» действия собак?
(«… нашли … и погнали», «гоняют», «носятся … нюхают … не разберутся», «искать».)
– Найдите два вопросительных предложения, передающих растерянность, недоумение охотника.
(Куда же он девался? Куда зайцу на поляне спрятаться?)
Какие глаголы использует автор для описания действий зайца?
(«не выбегает»,«спрятаться», «притаился», «впились», «просят».)
– Что же увидел автор в глазах зайца?
(Мольбу, просьбу.)
– Заяц доверился человеку, поверил в его доброту, и это вызвало у охотника жалость к зайцу.
– Проведём орфографическую работу над данным текстом.
-
«Раз» – однажды, как-то… произошел, случай.
-
Вырубка, девался, дорожки, лесной, случайно, глазёнки, верхушек.
-
Гляжу: носятся мои собаки…, никак, заячьих, не разберутся, спрятаться, ничего, притаился. Будто просят: «Не выдавай меня!»
4. Ружьё, отозвал, экзамен, сдал, уму-разуму.
– Итак, сколько частей в тексте? Сколько будет абзацев? (4).
– От какого лица вы будете писать изложение? (От 3-его лица)
Рефлексия.
-
Сегодня на уроке мне…
-
Меня особенно удивило то, что…
-
До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….
-
Было бы хорошо, если бы…
-
Мне не понравилось…
Написание изложение. Успешной работы.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/konspiekt-uroka-izlozhieniie-po-rasskazu-g-a-skriebitskogho-khitryi-zaiats