Краткое содержание скребицкий пушок точный пересказ сюжета за 5 минут

Отзывы о книгах Г.А.Скребицкого

Краткое содержание Скребицкий Пушок точный пересказ сюжета за 5 минуто книгахГ.А.Скребицкогоребят 4 «Б» класса

Курбатова Валентина

   Я хочу поделитьсясвоими впечатлениями от сборника рассказов «Лесной прадедушка» замечательного русского писателя-натуралиста Георгия Алексеевича Скребицкого. В небольших рассказах автор вспоминает свои детские годы, проведённые в небольшом городке тульской области, своих первых четвероногих и крылатых друзей.    В рассказе «Сиротка» говорится о сороке, которую принесли в дом совсем маленькой, её пришлось кормить с рук. Потом Сиротка выросла, а вот кушать самостоятельно не хотела. Ходила за всеми и просила покормить её. Научил сороку клевать червяков домашний петух Петрович!     Мне понравилось, что все животные в этих рассказах — и домашние, и принесённые из леса — дружат между собой. Например, кот Иваныч из одноимённого рассказа был очень добрым и ленивым, даже мышей не ловил, а «присматривал» за маленькими мышатами. А ёжика он сначала испугался, а потом подружился с ним, и они даже ели суп из одной миски.   «Воришка» — молодая белка, быстро приучившаяся и бегавшая по всему дому. Она очень любила сладкое и таскала из вазочки конфеты и сахар — делала себе на шкафу запасы на зиму. Однажды белка стащила грибы из корзинки и развесила их сушиться на оленьи рога, висевшие над диваном. А в дымовую трубу она умудрилась затолкать перчатку и косынку, гнездо себе строила! Вот такая беличья «лесная натура»!     А «лесной прадедушка» оказался огромным старым дубом, которому целых полтысячи лет! Он пережил несколько войн, упоминался в летописях. Местные ребята и краеведы взяли дуб под охрану, заботились о нём.   Читая эти рассказы, я поняла, как интересно наблюдать за любыми, самыми обычными животными, что каждая лесная полянка таит в себе неожиданности и приключения. Нужно просто любить природу. Наверное, лучше всего об этом написано в рассказе «День рождения»: «И может быть, именно в этот счастливый день — день моего рождения — я вдруг всем сердцем почувствовал, как хороша наша родная природа, лучше которой нет на всём свете»

Никитонов Егор

    Я прочитал рассказы детского писателя-натуралиста Георгия Алексеевича Скребицкого. В семье, где он рос в Тульской губернии в начале 20 века, все очень любили природу. Отчим будущего писателя был страстным охотником и рыболовом и смог передать своё увлечение мальчику. Когда Георгий вырос, он стал кандидатом биологических наук и много ездил в экспедиции, наблюдал за жизнью животных и записывал свои воспоминания. Произведения скребицкого написаны с огромной душевной теплотой и очень добрые.    Особенно мне понравился рассказ «Воришка» о забавной и умной белке, которую подарили автору в детстве. Она очень быстро освоилась в доме и стала ручной.Однажды родители мальчика заметили, что из буфета стали пропадать сладости. Никто сразу и не догадался, кто бы их мог взять. И вот как-то раз мальчик увидел, как белка запрыгнула на стол, схватила корочку хлеба и унесла её на шкаф. Мальчик решил посмотреть, что же там находится. На шкафу оказалась старая мамина шляпа. Мальчик заглянул под неё и обнаружил там разную еду: хлеб, конфеты, сахар — это белочка запасалась на зиму.    А в один из дней белка вовсе пропала. Сколько ни искали, нигде её не было. Но когда затопили печку, услышали шуршание внутри. Открыли заслонку, и оттуда выпрыгнула белка. А из трубы достали галстук, мамину перчатку и бабушкину косынку — всё это белка себе для гензда туда затащила.    Это очень весёлый и добрый рассказ, написанный с хорошим чувством юмора, как и многие другие произведения Георгия Скребицкого.

Белова Елена

    Я прочитала несколько рассказов Г.А.Скребицкого о животных. Больше всего мне понравился рассказ «Пушок».   В нём говорится о ёжике, который жил у людей. Его назвали пушок, потому что когда его гладили, он прижимал к себе иголки и становился пушистым.   Однажды зимой мальчик взял его с собой на улицу, но потом оставил его в сарае. Мальчик вернулся за Пушком только на следующий день. Он увидел, что ёжик не двигается. Мальчик подумал, что Пушок замёрз и умер, и закопал его в снег.    Как-то раз весной он пошёл в сад и увидел, что в кустах кто-то шевелится. Мальчик подошёл и увидел Пушка — тот проснулся от зимней спячки! Мальчуган торжественно понёс его домой. Он был счастлив, что ёжик остался жив.   Я очень люблю рассказы про зверей, и этот рассказ мне очень понравился. он учит нас заботиться о своих питомцах и быть ответственными и добрыми.

Макаров Иван

    Я прочитал рассказ Георгия Скребицкого «Джек». Главные герои этого рассказа папа, мама, Серёжа с братом и собака Джек. Автор рассказывает про дружбу людей и собаки.          В рассказе говорится о том, как папа принёс домой собаку по кличке Джек. Это была большая красивая собака, белая с тёмно-коричневыми пятнами на боках. Морда у неё тоже была коричневая, огромные уши свисали вниз. Это была охотничья собака, легавая, которая охотилась только за дичью.   Утром они встали рано, выпили чаю и отправились гулять с Джеком. Он весело бегал по высокой, густой траве, между кустами, вилял хвостом, ласкался к ним и вообще чувствовал себя как дома. Серёжа, его брат и Джек играли в охоту.    Ребята очень хотели пойти на охоту с папой. И вот папа позвал Серёжу с братом в кабинет. Достал из ящика все охотничьи припасы: порох, дробь, гильзы, и начал набивать патроны. Наконец, папа достал ружьё. Оно было двуствольное, то есть с двумя стволами.     Ребята с папой пошли на охоту. Джек очень радовался. Когда папа попал в утку, то приказал Джеку принести добычу. Джек поплыл за ней и принёс. Утку осмотрели и забрали её домой. Джек был прекрасной охотничьей собакой.Когда Джек состарился, он стал плохо видеть и слышать, потерял чутьё и никакой дичи найти не мог. Возвращались с охоты без дичи, но довольные.    Мне очень понравился этот рассказ. Он интересный и поучительный.

Гаврилюк Андрей

    Я прочитал много рассказов Г.А.Скребицкого. Больше всего мне понравился рассказ «Ушан».            Маленького зайчонка, который жил в лесу, забрали к себе домой отец с сыном. Зайца назвали Ушан. Он был боязливый, смешной и хитрый. Заяц устроился жить под печкой, там было уютно и тепло. В доме он подружился с котом по кличке Иваныч и собакой по кличке Джек. Кот и собака были ленивыми. Самое любимое занятие у них было играть в догонялки. Происходило так: кот ударит Ушана несколько раз, и тот убегает от кота, а кот от собаки. Пришла весна и мальчик хотел отпустить зайца на волю. Но тот так привязался к дому, что не хотел уходить. Ушан остался жить в большой дружной семье.   Мне понравился этот рассказ, он вызывает у меня восторг. Автор описывает животных с любовью. Эта история учит помогать беззащитным животным.

Источник: http://sunjuly.ucoz.ru/publ/literatura/otzyvy_o_knigakh_g_a_skrebickogo/7-1-0-23

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект занятия по пересказыванию рассказа Г.Скребицкого «Пушок»

Конспект занятия по пересказыванию рассказа Г.Скребицкого «Пушок»

 для детей старшей группы

Цель: Научить детей пересказывать прозаические произведения. («Пушок» и его автором Г. А. Скребицким)

Задачи:

Познавательные:

-Расширить знания детей о диких животных (ежах), об их месте обитания

Нравственные:

-Воспитывать заботливое отношение к животным

Эстетические:

-Воспитывать внимание и интерес к слову в литературном произведении

Речевые:

-Формировать навыки пересказа с наглядной опорой в виде графических схем

-Формировать навыки планирования связного развернутого высказывания

Методические приемы:

Словесные: чтение, беседа

Наглядные: рассматривание графических схем.

Материал:

Иллюстрации к рассказу, набор схем для графического плана, картинки диких животных: ежа, медведя, лисы, волка, зайца и их жилища, дидактическая игра «Кто, где живет?».

Предварительная работа:

Накануне в уголок книги на видное место следует поместить иллюстрированное издание рассказа. Если возникнет необходимость, обратить на него внимание детей, попросить рассмотреть рисунки, догадаться, о ком этот рассказ.

-Изучение темы «Дикие животные»

Ход НОД:

— Ребята, сегодня  мы совершим путешествие в лес и поговорим о лесных жителях!

(2)- Скажите какие животные живут в лесу? (ежи, медведи, лисы, волки, белки) 

Читайте также:  Краткое содержание старая черепаха нагибин точный пересказ сюжета за 5 минут

— Правильно, ребята, а теперь мы с вами отправляемся в лесное царство .

(3)- А вот и первое животное , которое спряталось от нас. Кто же это может быть? Попробуйте отгадать

Хожу в пушистой шубе,Живу в густом лесу.В дупле на старом дубеОрешки я грызу.

Кто это?

(Белка)

-А как вы догадались?

(4)- Правильно, белочка. (Показывает картинку белочки)

 -Посмотрите, какая она красивая. Какая у нее шубка? (Рыжая, пушистая, мягкая)

(5)-А когда приходит зима, белка меняет  свою шубку. А зимой какого цвета у белки шубка? (Серая)
— Как вы думаете, почему? (Деревья зимой голые, серые, и серая шубка белки незаметна на фоне деревьев, когда она прячется от врагов)(Если дети затрудняются ответить, объяснение дает педагог)

— Давайте проверим. У меня есть картинки с изображением белки в серой и рыжей шубках и осеннего леса. Поместим белочек на деревья и посмотрим, какая из них заметнее? (Рыжая)

— Вот поэтому белка и меняет шубку, чтобы ей было легче прятаться зимой, когда все деревья стоят голые.
(6)-А чем же питается белка зимой? Какие запасы делает на зиму? (Грибов насушить, орехов насобирать)
-А кто мне подскажет, как называется белки дом? (Дупло-там она хранит запасы на зиму)

-А мы отправляемся дальше!
(7)- Смотрите, ребята, что это? (Подводит детей к картине с изображением берлоги). Чей это дом? (Это дом медведя)
— А как он называется? (Берлога)
— А вы знаете, что медведь не делает запасов на зиму, как вы думаете, почему? (Он всю зиму спит)

 (8)- Правильно. Нашел медведь упавшее дерево, натаскал к нему хвороста, молодых елочек, мха и получился медвежий дом – берлога. (9) А зимой укроет берлогу снежное одеяло и станет в ней тепло медведю.
— Пойдемте скорее дальше, пока мы не разбудили медведя.

(10)- Ой, а это кто?Он зимой холодной

Ходит злой, голодный.

(Волк)

(11) — Он тоже к зиме готовится. (показывает иллюстрацию). Шерсть его за лето отрастает и становится густой и теплой. Почему? (Волк спит прямо на снегу, но у него есть логово)
— Волки зимой живут семьями. Кто входит в волчью семью? (Волк, волчица, волчата)

— Пойдемте скорее дальше, пока они нас не заметили.

(12)-Кто же тут у нас

?(заяц)

-Какого цвета у зайца шубка? (Белая)
— А зачем зайцу зимой шубку менять? (Чтобы лиса его не заметила на белом снегу)
— Правильно, на белом снегу его очень трудно заметить. А еще заяц умеет запутывать следы. (13)А чем же зайцы питаются зимой? (Корой деревьев, морковкой)
-Они находят опавшие ветки и обгладывают с них кору.

— Как вы думаете, заяц впадает в спячку? (нет)

-А где живет заяц, у него есть свой домик? (да) Называется нора.

— Ребята, я снова вам предлагаю проверить, действительно ли зайца в белой шубке трудно заметить на снегу.

(Педагог раздает детям иллюстрацию с изображением заснеженного поля и изображения двух зайцев: белого и серого.

Дети прикладывают изображения зайцев к иллюстрации и определяют, какой заяц менее заметен на снегу).
(14)-(Показывает иллюстрацию с изображением лисы). А вот и рыжая плутовка-лиса.

-Как вы думаете, ребята, чем питается лиса зимой? (Мышей под снегом ищет)

(15)-А где живет лиса? (в норе)

-Она впадает в спячку? (нет)

(16)-А кто спрятался здесь? (еж) (иллюстрация ежа)

-Какой ежик? (колючий, маленький)

-Дети, а зачем ежу колючки? (чтобы переносить еду на иголках, для защиты от врагов)

-А чем питаются, ежики, как вы думаете? (ягодой,желудями,яблоки, грибы)

(17)-Как ежи зимуют? (впадают в спячку)

-Как называется домик ежа? (нора, гнездо)

 — Все верно, молодцы, ребята, а животных в лесу очень много. А теперь давайте проверим как вы запомнили всё и были ли внимательны! Я вам предлагаю поиграть в игру «Кто где живет?»  (Изображения на слайде)

— Молодцы! Давайте еще раз вспомним и повторим, кто у нас впадает в спячку, а кто не впадает!

Подготовка к восприятию текста

-А теперь мы отправимся в сказочную страну одного писателя Георгия Алексеевича Скребицкого! Вспомнили? На прошлом занятии о нем говорили? Он много рассказывал о животных и природе. Написал много рассказов для детей. В  книгах писатель открывает  что- то важное, близкое  каждому  человеку.

-Прежде чем отправиться нам в сказочную страну, автор подготовил для вас новые слова, посмотрите все на доску.

Ручной- приучили к рукам и пользуются с помощью рук

Сарай-помещение, в котором не живут, а хранят какие-то вещи

Рогатина-это копье, оружие, которое использовали для охоты.

И сегодня мы познакомимся с рассказом этого автора, который называется «Пушок». А почему он так называется, мы узнаем, когда я вам прочитаю этот рассказ!(Чтение воспитателем рассказа «Пушок»).

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА

«Пушок». Георгий Скребицкий

Рассказы о животных

В доме у нас жил ёжик, он был ручной.Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.

Если Пушок бывал голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом еж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.

Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал.

Когда наступила зима, я Перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, мочёным хлебом. Наестся, бывало, ежик, заберётся за печку, свернётся клубочком и спит. А вечером вылезет и начнёт по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает, всем спать мешает. Так он у нас в доме больше половины зимы прожил и ни разу на улице не побывал.

Но вот собрался я как-то на санках с горы кататься, а товарищей во дворе нет. Я и решил взять с собою Пушка. Достал ящичек, настелил туда сена и посадил ежа, а чтобы ему теплей было, сверху тоже сеном закрыл. Ящик поставил в санки и побежал к пруду, где мы всегда катались с горы.

Я бежал во весь дух, воображая себя конём, и вёз в санках Пушка.

Было очень хорошо: светило солнце, мороз щипал уши, нос. Зато ветер совсем утих, так что дым из деревенских труб не клубился, а прямыми столбами упирался в небо.

Я смотрел на эти столбы, и мне казалось, что это вовсе не дым, а с неба спускаются толстые синие верёвки и внизу к ним привязаны за трубы маленькие игрушечные домики.

Накатался я досыта с горы, повёз санки с ежом домой.

Везу. Вдруг навстречу ребята: бегут в деревню смотреть убитого волка. Его только что туда охотники привезли. Я поскорее поставил санки в сарай и тоже за ребятами в деревню помчался. Там мы пробыли до самого вечера. Глядели, как с волка снимали шкуру, как её расправляли на деревянной рогатине.

О Пушке я вспомнил только на другой день. Очень испугался, не убежал ли он куда. Сразу бросился в сарай, к санкам. Гляжу-лежит мой Пушок, свернувшись, в ящичке и не двигается. Сколько я его ни тряс, ни тормошил, он даже не пошевелился. За ночь, видно, совсем замёрз и умер.

Побежал я к ребятам, рассказал о своём несчастье. Погоревали все вместе, да делать нечего, и решили похоронить Пушка в саду, закопать в снег в том самом ящике, в котором он умер.

Целую неделю мы все горевали о бедном Пушке. А потом мне подарили живого сыча: его поймали у нас в сарае. Он был дикий. Мы стали его приручать и забыли о Пушке.

Но вот наступила весна, да какая тёплая! Один раз утром отправился я в сад. Там весной особенно хорошо: зяблики поют, солнце светит, кругом лужи огромные, как озёра.

Пробираюсь осторожно по дорожке, чтобы не начерпать грязи в калоши. Вдруг впереди, в куче прошлогодних листьев, что-то завозилось. Я остановился.

Кто это — зверёк? Какой? Из-под тёмных листьев показалась знакомая мордочка, и чёрные глазки глянули прямо на меня.

Не помня себя я бросился к зверьку. Через секунду я уже держал в руках Пушка, а он обнюхивал мои пальцы, фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.

Тут же на земле валялся оттаявший ящичек с сеном, в котором Пушок благополучно проспал всю зиму. Я поднял ящичек, посадил туда ежа и с торжеством принёс домой.

Читайте также:  Краткое содержание улицкая зеленый шатер точный пересказ сюжета за 5 минут

Организация полноценного восприятия произведения

Углубление восприятия произведения детей к пересказу

Беседа после прочтения:

— О ком говорится в рассказе? (О ежике и мальчике.)

— Где и с кем жил ежик? (Ежик жил в доме у мальчика.)

— Почему его прозвали Пушок? (Когда его гладили, он прижимал к спинке колючки и делался мягким. За это его прозвали Пушок.)

— Если Пушок был голоден, как он требовал (просил) еды? (Гонялся за мальчиком, фыркал, кусал за ноги.)

— Кого взял с собой зимой на горку мальчик? (Пушка)

— Во что он посадил Пушка? (Посадил его в коробку с сеном.)

— Куда после прогулки поставил санки мальчик? (Он поставил санки вместе с ежиком в сарай — деревянный домик для хранения разных вещей.)

— Когда он вспомнил о Пушке? (О Пушке он вспомнил только на следующий день.)

— Что случилось с ежиком за ночь? (За ночь, наверное, он замерз и умер.)

— Что было дальше? (Похоронили Пушка в саду, закопали в снег.)

— В чем похоронили Пушка? (Его похоронили в том самом ящике, в котором он умер.)

— Когда вновь встретились друзья? (Они встретились весной.)

— Расскажите, как произошла эта встреча.

— Как требовал еды Пушок? (Фыркал, тыкал в ладонь холодным носиком.)

— Почему Пушок не замерз зимой и остался жив? (Потому что зимой ежи не умирают, а спят.)

Организация повторного восприятия текста с установкой на запоминание

— Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. А помогут вам эти схемы. (В процессе чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, выстраивается графический план рассказа из схем.)

(1)В доме у нас жил ручной ежик. Когда его гладили, он прижимал к спинке колючки и делался мягким. За это мы его прозвали Пушок. (2)Когда Пушок был голоден, он гонялся за мной, фыркал и кусал за ноги, требуя еды.

(3)Зимой собрался я на санках с горы кататься. Решил взять с собой Пушка. Посадил его в коробку с сеном. (4)А после поставил санки в сарай. О Пушке я вспомнил только на другой день. Гляжу — мой Пушок не двигается. За ночь, наверное, замерз и умер.(5) Похоронили мы Пушка в саду, закопали в снег в том самом ящике, в котором он умер.

(6)Весной пошел я в сад. Вдруг из-под старых листьев показалась знакомая мордочка.(7) Я взял Пушка на руки. А он фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.

Обучение детей воспроизведению литературного образца

— С чего начнем мы наш рассказ? Что было дальше?

В своих ответах дети опираются на схемы. Главная мысль каждой части оформляется фразой.

— Как называется рассказ, который мы все вместе пересказывали? (Рассказ Г. Скребицкого называется «Пушок».)

— Мне понравились ваши рассказы. Ежик торже рад вашим ответам и оставил для вас подарки.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/02/27/konspekt-zanyatiya-po-pereskazyvaniyu-rasskaza-g-skrebitskogo

Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч» краткое содержание

Основная мысль автора произведения Скребицкого «Кот Иваныч» как и многих его произведений, это взаимодействие диких или домашних животных. Очень важной темой подчеркивается, взаимопонимание и гармония в отношениях, друг с другом. Звери и люди, стараются принимать друг друга, со всеми их недостатками и достоинствами, живут и взаимодействуют и находят общий язык.

Иваныч настоящий домашний кот, он: ленив, жаден, полон озорства и желания поиграть, но иногда в нем просыпаются и охотничьи инстинкты. Но не смотря на то, что Иваныч — свободный хищник, дома он ласковый и преданный домашний любимец.

Он прекрасно уживается, с кучей животных живущих в доме и со всеми у него хорошие отношения. Иванычу удается подружиться, даже с колючим ежиком. Таким поведением восхищается рассказчик и его семья, сильнее и сильнее привязываясь к коту.

Рассказ представляет собой сборник мини рассказов о жизни кота Иваныча, и остальных домашних животных и людей.

Рассказчик знакомит нас с  главным героем произведения — котом по имени Иваныч.  Иваныч — ленивы и толстый кот,  является главным любимцем семьи рассказчика.

Не смотря на положение любимчика, это не как не повлияло на характер Иваныча, его характер — добродушный и миролюбивый, он легко уживается со всеми домочадцами.

Только с щенком Бобкой их не берет мир, щенок всегда задирает  ленивого кота, хватая того за хвост, когда он располагается отдохнуть.

Иваныч очень любит спать. Этим занятием он может заниматься в любом месте: на кровати, на печке, а однажды он уснул на кадке с поднимающимся тестом.

Живя в сытости, Иваныч иногда ленится охотиться на мышей. Мыши настолько чувствуют себя в безопасности, что бегают перед самым его носом. Кот же не поводит и ухом, только строго посматривает на мышат. Нравится же коту, охотится на крыс в зернохранилище, которое находится по соседству.

Иваныч не ел крыс, а стал носить добычу домой, тем самым приводя маму в ужас. После подношения таких трофеев, домочадцы стали закрывать двери, пока Иваныч охотится.  Тогда Иваныч, стал играть во дворе с пойманной крысой.

однажды две вороны, обманув простоватого кота похитили у него  пойманную крысу.

Иваныч очень любил рыбу. Он очень радовался, когда автор приносил с реки пойманную рыбу, обязательно выпрашивал себе парочку рыбок, чтобы перекусить. Когда дома появился аквариум, Иваныч начал охотиться за его обитателями, да так активно, что пришлось накрыть аквариум стеклом.

Когда в доме появился ежик, при знакомстве с котом, он уколол его иголкой в нос. После чего Иваныч долго игнорировал ежа. Но со временем, они подружились, начав есть из одной миски.

Вскоре семья переехала, забрав Иваныча с собой. Все переживали, приживется Иваныч, не сбежит ли на старое место. Но кот быстро освоился и стал жить, на новом месте как ни в чем не бывало. Ведь он очень был привязан, к своим хозяевам и любил их.

Источник: http://xn—-gtbbearpc0e1cxd.xn--p1ai/skrebickij-kot-ivanych/

Конспект урока «Изложение по рассказу Г.А. Скребицкого: «Хитрый заяц»»

Обучающее изложение по рассказу Г.А. Скребицкого: «Хитрый заяц».

— Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть! Хочу, чтобы вы повернулись друг к другу лицом и пожали руки.

Сегодня мы с вами напишем изложение по рассказу Г.А. Скребицкого «Хитрый заяц». Но сначала мы вспомним тот материал по написанию изложения, который вы знаете из начальной школы.

Повторение.

— Что такое изложение? (варианты ответов: текст, письменная речь, пересказ, письменный пересказ).

— Как пишется изложение? (учитель читает текст, а потом все пишут и стараются написать так же хорошо, как это сделано у писателя. Стараются изложить то, что услышали. Отсюда название – изложение).

— Что значит написать подробное изложение? (Задача подробного изложения – воспроизвести содержание текста, пересказать его точно, полно, последовательно, стараясь раскрыть тему высказывания так, как это сделано автором, стараясь по возможности сохранить языковые особенности текста).

— Какие трудности могут возникнуть при написании изложения? (правильно понять текст, правильно определить его тему (тема – это то, о чём говорится в тексте) и где тема может быть чётко отражена (в заглавии текста); идею текста ( идея – главное, что хотел сказать нам автор, главное, что хотел он донести до читателя своим текстом); стараться не допускать орфографических ошибок (работа с орфографическим словарём), верно понимать значение слов 9работа с толковым словарём).

— Какие толковые словари знаем с вами? (Ожегова, Даля).

— С какой целью мы пишем изложение? (Передавая чужой текст, мы развиваем свою речь).

Скребицкий родился в 1903 году в Москве. Когда ему исполнилось 4 года, его усыновила Надежда Скребицкая. Через некоторое время она вышла замуж за Алексея Полилова, врача, и вся семья переехала жить в Тульскую губернию, в город Чернь.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов виктора некрасова за 2 минуты

В семье, где рос будущий писатель, очень любили природу, а отчим Георгия Алексеевича был страстным охотником и рыболовом. Именно любовь к природе, которую передал писателю его отчим, определила весь дальнейший жизненный и творческий путь Георгия Алексеевича.

Умер он в 1964 году от инфаркта и похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Георгия Алексеевича до сих пор считают одним из лучших детских писателей, писавших о природе.

Самые известные его произведения: «С ружьем и без ружья», «Про наших птиц», «Лесное эхо», «Веселые ручьи»,«Друзья моего детства», «Листопадник», «Лесной голосок»… (запись в тетрадь). А теперь внимательно прослушайте один из его рассказов и скажите, о чём он.

Текст.

Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело? Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?

Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»

Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.

— Итак, о ком или о чём данный текст? (о зайце, о том, как ему удалось спастись от беды).

Какова же идея текста? (автор хотел показать какой заяц находчивый и сообразительный, как сумел обхитрить собак и спасти свою жизнь).

— Как мы можем озаглавить данный текст? (варианты: «Случай на охоте», «Как я однажды охотился», «Хитрый заяц»).

— Какой бы из трёх вариантов выбрали бы? Почему? (Заглавие «Случай на охоте» пригодно для многих рассказов такого типа, оно универсально и не выражает идеи, потому что в нем нет оценки этого случая.

Заглавие «Как я охотился» неточно, потому что вслед за ним ожидается рассказ о процессе охоты. Оно, как и первое, не имеет оценки, оно нейтрально.

Третье заглавие («Хитрый заяц») отражает и тему, и идею рассказа, потому что речь идет именно о хитром зайце: не будь он хитрым — не было бы и рассказа.

Какого типа речи прочитанный мною текст? Почему? (Тип речи повествование с элементами рассуждения. Повествование, потому что события развиваются в определённой последовательности. Текст строится по композиционной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Какой вопрос можно задать к тексту? (Чему нас учит данный рассказ?)

— И чему нас учит данный рассказ? (Рассказ учит нас быть чуткими, добрыми по отношению к нашим четвероногим друзьям – животным).

Физминутка

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенёк

(Прыжки вперёд – назад)

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три !Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

— А теперь работаем с текстом. Составляем его план. На сколько смысловых частей можно разделить текст. (На четыре).

— Разбираем первую часть.

Чтение 1 части.

— Куда отправился рассказчик? За кем?

— Как вы думаете, чего он ждал?

— Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова. («На охоту за зайцами»: отправился, на охоту, встал и жду).

— Перескажите 1 часть.

— Разбираем вторую часть.

Чтение второй части.

  • Что делают собаки?

  • Где?

  • А что делает заяц?

  • Кто думает так: «Куда же он девался?»

  • Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова («Заяц пропал»: гоняют, по вырубке, выбегает, девался).

— Перескажите вторую часть.

— Разбираем третью часть.

Чтение третьей части.

  • Что он сделал?

  • Как вы понимаете слово замер?

  • Поиграем в игру «Море волнуется раз, море волнуется два…»

  • Вот такое состояние было у рассказчика, когда он увидел зайца. Почему он замер?

  • Какие слова, близкие по смыслу, можно подобрать к слову замер?

  • О чём просили глазёнки зайца?

  • Глазёнки так и просят: «Не выдавай меня!»

  • Это предложение с прямой речью. Обратите внимание на постановку знаков препинания.

  • Как можно озаглавить часть? («Не выдавай меня!»: вышел, посмотрел и замер, притаился. Глазенки так и просят: «Не выдавай меня!»)

— Пересказ 3 части.

Чтение 4 части.

  • Какое чувство испытал рассказчик?

  • Что сделал рассказчик?

  • Как продолжилась охота?

  • Какую оценку дал рассказчик зайцу?

  • Заяц сдал экзамен на хитрость.

  • Какое слово употребил автор, чтобы не повторять слово заяц?

  • Озаглавьте эту часть. («Экзамен на хитрость сдан»:стыдно стало убивать, отпустил, отозвал, пошли искать, этот экзамен сдал

Пересказ 4 части.

Запись сложного плана в тетрадь.

План:

  1. Вступление: «На охоту за зайцами».

  2. Основная часть.

а) Заяц пропал.

б) «Не выдавай меня собакам!»

3. Заяц экзамен на хитрость сдал.

— Кто попробует пересказать весь текст? (спросить 2-х человек).

Словарная работа.

Гончая – порода охотничьих собак. Впиться — крепко, глубоко проникнуть,

вонзиться во что-н. (перен.: пристально, не отрываясь, начать смотреть на кого-н.). Вырубка – место, где вырублен лес. Уму-разуму учит (фразеологизм) – передаёт жизненный опыт. Экзамен – проверка, испытание.

— Как вы понимаете выражение: «Экзамен на хитрость сдал? (показал свою сообразительность).

Что означает хитрый и умный? (хитрый – скрывающий свои истинные намерения, идущий обманным путём к достижению цели; умный – обладающий развитым умом, способный к сложным рассуждениям и правильным выводам).

Языковой разбор текста.

— Прочитайте текст, проследите за тем, что и как говорит автор, какие он использует слова, словосочетания, предложения, чтобы более точно, ярко и выразительно рассказать о том, что случилось с ним на охоте.

Раз со мною на охоте произошёл такой случай.

— Как можно сказать иначе?

— Как-то, однажды.

— Автор использует разговорное слово раз, которое больше соответствует стилю всего текста.

Отправился я на охоту за зайцами.

— Сказуемое отправился – на первом месте в предложении, за зайцами – в конце предложения. Почему?

— Такой порядок слов позволяет подчеркнуть, что будет рассказано не просто об охоте, а о случае с зайцем.

Я стал на дорожке и жду.

— Жду – в конце предложения. Почему?

— Этим подчёркивается состояние ожидания. Ещё раз об этом же читаем дальше.

Подождал, подождал…

— О чём говорит повтор слова?

— О длительности ожидания охотника.

Какие глаголы употребил писатель, «рисуя» действия собак?

(«… нашли … и погнали», «гоняют», «носятся … нюхают … не разберутся», «искать».)

— Найдите два вопросительных предложения, передающих растерянность, недоумение охотника.

(Куда же он девался? Куда зайцу на поляне спрятаться?)

Какие глаголы использует автор для описания действий зайца?

(«не выбегает»,«спрятаться», «притаился», «впились», «просят».)

— Что же увидел автор в глазах зайца?

(Мольбу, просьбу.)

— Заяц доверился человеку, поверил в его доброту, и это вызвало у охотника жалость к зайцу.

— Проведём орфографическую работу над данным текстом.

  1. «Раз» – однажды, как-то… произошел, случай.

  2. Вырубка, девался, дорожки, лесной, случайно, глазёнки, верхушек.

  3. Гляжу: носятся мои собаки…, никак, заячьих, не разберутся, спрятаться, ничего, притаился. Будто просят: «Не выдавай меня!»

4. Ружьё, отозвал, экзамен, сдал, уму-разуму.

Итак, сколько частей в тексте? Сколько будет абзацев? (4).

— От какого лица вы будете писать изложение? (От 3-его лица)

Рефлексия.

  • Сегодня на уроке мне…

  • Меня особенно удивило то, что…

  • До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….

  • Было бы хорошо, если бы…

  • Мне не понравилось…

Написание изложение. Успешной работы.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/konspiekt-uroka-izlozhieniie-po-rasskazu-g-a-skriebitskogho-khitryi-zaiats

Ссылка на основную публикацию