Краткое содержание солоухин ножичек с костяной ручкой точный пересказ сюжета за 5 минут

Отзыв о рассказе Солоухина «Ножичек с костяной ручкой»

Главный герой рассказа Владимира Солоухина «Ножичек с костяной ручкой» — мальчик, который учился во втором классе. Однажды отец привез ему из Москвы в подарок замечательный ножичек с костяной ручкой. Ножичек был настолько острый, что даже школьный учитель пользовался им для заточки карандашей.

Однажды мальчик во время урока полез в портфель за ножичком и не обнаружил его на привычном месте. Он стал судорожно искать подарок отца, чем привлек внимание учителя. Когда учитель спросил мальчика, почему тот залез под парту, мальчик сказал о пропаже своего ножичка.

При этом он уверенно сказал, что не мог забыть его дома, потому что на первом уроке вместе с соседом по парте чинил им карандаши. Узнав о пропаже, учитель стал опрашивать всех учеников класса, предлагая признаться того, кто взял нож. Но никто не признался.

Тогда учитель выстроил всех учеников у доски и стал обыскивать их портфели и парты. Не найдя ножичка, он стал обыскивать самих учеников. Когда ему оставалось проверить трех учеников, второклассник полез в портфель и там, между листов тетрадки нашел свой ножичек.

И тут герой рассказа оказался перед трудным выбором. Он мог промолчать и никому не говорить о том, что ножик нашелся. Но в этом случае его одноклассники будут считать, что среди них есть вор. Если же он сейчас скажет, что ножик нашелся, на него обрушится негодование одноклассников, которым пришлось вытерпеть унизительный обыск.

Не зная, что сказать, герой рассказа молча подошел к столу учителя и вытянул руку с найденным ножичком. Увидев ножик, учитель назвал школьника растяпой и выгнал его из класса.

Мальчик не ушел домой и остался стоять возле дверей школы. Его одноклассники проходили мимо, и каждый укорял его за случившуюся ситуацию. Потом из школы вышел учитель и снова со злостью назвал его растяпой.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Солоухина «Ножичек с костяной ручкой» заключается в том, что никогда не следует делать поспешных выводов, особенно если они касаются порядочности других людей.

Герой рассказа не смог найти свой ножичек и решил, что его похитил кто-то из одноклассников. В результате он спровоцировал учителя на проведение обыска среди учеников.

Однако ножичек никуда не пропадал, он завалился между листами тетрадки, а герой рассказа заработал себе репутацию растяпы.

Рассказ Солоухина «Ножичек с костяной ручкой» учит не спешить с выводами и не думать о людях плохо. Если бы герой рассказа верил своим одноклассникам, он бы не допустил мысли о краже и нашел бы пропажу позже в своем портфеле.

Мне понравился главный герой рассказа тем, что он оказался честным человеком и нашел в себе силы донести о том, что обнаружил пропажу у себя в портфеле, прекрасно понимая, что после такого признания станет посмешищем для всего класса.

Но лучше выдержать минуты унижения, чем потом длительные часы и сутки метаний, мытарств и обдумываний. Да, признаться порой нелегко, страдает не только твоя репутация, но и репутация других людей. Но правда — она дороже, светлее и честнее.

Тяжело жить с камнем за пазухой.

Какие пословицы подходят к рассказу Солоухина «Ножичек с костяной ручкой»?

Будто корова языком слизнула. Поспешность важна при ловле блох. Где растяпа да тетеря, там не прибыль, а потеря.

Честность — первая глава в книге мудрости.

Источник: http://MadameLaVie.ru/otzyvy/otzyv_solouhin_nozhichek/

Портал образования | Урок-размышление по рассказу А.В.Солоухина “Ножичек с костяной ручкой”

Автор: Белокур Лариса Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №38
Населённый пункт: г.

Калининград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок-размышление по рассказу А.В.Солоухина “Ножичек с костяной ручкой”
Дата публикации: 31.01.

2018
Раздел: среднее образование

Урок-размышление по рассказу А.В.Солоухина

«Ножичек с костяной ручкой»

Тема: «Детство- это синоним счастья?»

Предмет «Живое слово»

6 класс

Цели:

Обучающие: кратко познакомить учеников с биографией

В.Солоухина; обучать частичному анализу художественного

произведения через исследование текста; активизация мышления

учащихся.

Развивающие: формирование интереса к изучаемому материалу;

развитие образного мышления; развитие устной монологической

речи, диалогической речи и навыков общения.

Воспитательные:

-раскрыть нравственный смысл рассказа; подвести учащихся к

пониманию важности сознательного, обдуманного совершения

поступков, а также к способности переосмысления своего

поведения.

-показать, что человек, ребенок способны сделать трудный, но

правильный нравственный выбор;

Оборудование:

Презентация «О детстве и о себе» А.В. Солоухин

листы бумаги

Стыдно – это хорошо,

это знаешь ли благородно,

это значит, что такого больше не сотворишь.

В.Железняков

Ход урока

1. Вступительное слово учителя (презентация)

В. А. Солоухин – удивительный писатель и человек. Слышали ли

вы когда-нибудь о том, чтобы в наше время кто-то ходил по своей

стране

пешком,

с

рюкзаком

за

плечами

и

предпринимал

это

путешествие для того, чтобы изучить свою страну, свою Родину. А

Солоухин отправился по своей родной владимирской земле, где

когда-то родился в крестьянской семье в маленькой деревеньке

Алепино из 36 дворов. И о том, что ему удалось увидеть, услышать,

узнать

во

время

этого

довольно

длительного

путешествия,

Солоухин написал повесть «Владимирские проселки».

В своем доме в деревне Алепино Солоухин собрал уникальную

коллекцию редких икон, отреставрировал их.

Как попали иконы к писателю? Он их спас. Удивлены? Спас от

смерти в полуразрушенных церквях, забытых деревенских избах.

Сегодня в Москве возвышается храм Христа Спасителя. Первым

заговорил о необходимости его восстановления не кто иной, как

В. А. Солоухин. Он был президентом комитета по возрождению

храма. И в еще недостроенном храме Патриарх отпевал его в 1997

году.

Главные темы произведений В. Солоухина – раздумья о судьбах

Родины, красоте ее природы, любовь, много рассказов о детях и для

детей.

В них, как и во всех произведениях Солоухина, написанных не

только

для

детей,

герои

действуют

в

таких

обстоятельствах

и

ситуациях, когда им необходимо совершить выбор, пересилить себя,

принять менее выгодное на первый взгляд для себя решение

-Ребята, посмотрите на тему урока. Какое главное слово в этой

фразе? (

Детство. Счастье)

Какие ассоциации, впечатления, мысли, ощущения вызывает у вас слово

«детство»? Детство – это игрушки, мультфильмы, качели, сказки, санки…

Какие произведения о детстве вы читали?

В.Драгунский «Денискины рассказы», Л.Н.Толстой «Детство»…

Мир детства предстает иногда как нечто особенное.

Говорят:«Детство – самая счастливая пора».

-Можете ли вы согласиться с этим утверждением?

-Можно ли слово «счастливая пора» заменить словами «безоблачная»,

«беззаботная», «беспечная»?

-А все ли так «безоблачно» в дестве ? Неужели ли нет проблем в детстве?

Живем «без сучка и задоринки»? Гладко? А кие могут быть проблемы?

Обиды, ссоры, непонимание…

-Всегда ли получается выходить из сложившейся ситуации достойно, без

«потерь»? Или остается что-то в душе? Осадок…ведь человек

сталкивается и с радостью, и с болью тоже.

-Возможно и с выбором? Были уже такие случае в жизни?

Сегодня перед нами стоит непростая задача: (слайд)

Нам необходимо разобраться в сложном жизненном вопросе:

-Всегда ли человек проживает жизнь «без сучка и задоринки»?

-И если не всегда, то как вернуться на путь истины, добра,

справедливости?

-Легко ли делать выбор?

И прекрасным примером из жизни будет сегодняшнее произведение, над

которым мы попробуем поразмышлять- это рассказ В. Солоухина

«Ножичек с костяной ручкой».

Рассказ автобиографический. Писатель рассказывает о своих детских

воспоминаниях, о людях, окружавших его, передает свое восприятие

событий.

Рассказ написан от первого лица, авторское «я» – это Вова

Солоухин, он и

автор, и повествователь.

Чтение отрывка…( 5 мин)

1.Анализ содержания 1-го отрывка:

1.Какое детское воспоминание легло в основу рассказа?

Воспоминание о том, как из Москвы Володе привезли красивый ножичек,

а на одном из уроков он пропал. Мальчик решил, что ножичек украли, а

потом пропажа нашлась, и было очень стыдно перед детьми и учителем.

С каким чувством описывает рассказчик свой ножичек? Почему он

им так дорожит и гордится? Понимает ли вы чувства мальчика,

его гордость тем, что у него такой ножичек?

2.Опишите ножичек.

«Небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой и двумя зеркальными

лезвиями; одно лезвие побольше, другое– поменьше; на каждом ямочка,

чтобы зацеплять ногтем; пружины новые, крепкие; лезвие летит само,

даже еще и щелкает.»

3. Почему так много места в начале рассказа уделено описанию ножичка?

Что значит ножичек для Вовы?

«Ножичек превратился в бесценное сокровище».

4. Почему это было «бесценное сокровище»,?

ножичек имел много преимуществ.

5.Назовите их.

Можно «срезать ореховую палку, а лоза висит почти что на кожице»; можно

«перерезать палку толщиной с большой палец», можно «вырезать свисток»,

«выходили чистенькие, аккуратные свистки»;можно «зачинить карандаш»,

даже учитель пользовался им!

6. И вдруг….На уроке ножичек пропал, Вова решил, что его украли. Почему

он так решил?

«Для меня-то сомнений не было: конечно, кто-нибудь украл – все ведь

завидовали моему ножу».

7. Опишите чувства, которые испытывает мальчик.

«Рука судорожно мыкнулась по дну сумки, заметалась там»; «под ложечкой

неприятно засосало»; «ощущение непоправимости свершившегося холодком

скользнуло вдоль спины», «растерялся, вид мой был достаточно жалок».

2.

Читайте также:  Краткое содержание григорович деревня точный пересказ сюжета за 5 минут

Остановимся на эпизоде ( 2-й ) «Обыск».

Идет подробное описание обыска – через внутренний монолог Вовы –

тревожных мыслей, чувств мальчишки, который по неосторожности подверг

своих товарищей такому унижению.

1.Как ведет себя каждый из них, что чувствует?

Ученики: «покрасневшие лица моих товарищей», « растерянные,

пристыженные», «каждый из них краснел, когда вставал на окрик учителя».

2. Как автор описывает ребятишек ?

Он высказывает свое сочувствие к детям: « в простеньких деревенских

платьишках и рубашонках», «их ручонки», «проверял их портфелишки»,

«копался в вещичках», «обшарив пиджачки».

3.Поведение учителя?

Учитель: «оглядывал класс злыми глазами», «хотел уличить в воровстве»,

«выстроил в линейку около классной доски», «кто из вас не только вор, но

еще и трус и лгун», «копался в вещичках ребятишек с пристрастием»,

«тщательно обыскав все сумки и парты, проверив карманы, обшарив

пиджачки, заставил разуваться, развертывать

портянки, снимать чулки».

4. А где же в этот момент Вова?

«я остался один сидеть за партой, почудилась мне некая отверженность,

некая грань, отделившая меня ото всех, грань, которую перейти мне потом,

может быть, будет не так просто»;

«мне было стыдно за то, что я невольно затеял всю эту заварушку».

3. Обрывая чтение, «И вот что произошло, когда учителю осталось

обыскать трех человек. …ставлю вопрос:

1. Что случилось дальше? Ваши версии?

Нашелся нож…

«На колени из тетради выскользнул злополучный ножичек…»

2. Что же делать? Как бы вы поступили вы?

Поставьте

себя

на

место

этого

восьмилетнего

мальчика.

Попробуйте

«услышать»

его

внутренний

монолог,

сомнения

и

возможные

аргументы

в

пользу

или

против

того

или

другого

выбора.

Работа в группах (слайд)

Запишите

этот

внутренний

монолог,

как

если

бы

вы

сами

оказались в подобной ситуации.

Вариант I – «Признаюсь, потому что…»;

Вариант II – «Не признаюсь в находке, потому что…».

Чтение

учениками

монологов,

обсуждение,

сопоставление

с

авторским текстом.

5. Работа с текстом и обсуждение:

Чтение текста учениками

«Предстояло

решить

одну

из

самых

трудных

человеческих

психологических задач».

1.Рад ли герой находке? Почему?

«Это не была радость от того, что

пропажа нашлась»; «я скорее обрадовался бы, если бы он провалился сквозь

землю, да, признаться, и самому мне в то мгновение хотелось провалиться

сквозь землю»; «из-за меня каждого из этих мальчишек и девчонок

унизительно обыскивали, подозревали», «из-за меня их оскорбили, обидели,

ранили».

2.Какой эпитет появляется рядом со словом «ножичек»?

3.Какая

психологическая

задача

(нравственная)

(Что

т а ко е

нравственность? Словарь

Ожегова:

«Нравственность–

внутренние,

духовные

качества,

которыми

руководствуется

человек,

правила

поведения, определяемые этими качествами».)

встала перед героем,

когда

он

обнаружил

ножичек? (Не

признаться

/

признаться

в

обнаружении пропажи, а главное –сделать этот выбор.)

Сопоставление ответов с текстом автора

Для

варианта

I: «Если же я сейчас признаюсь… провалиться

сквозь землю казалось мне самым легким, самым желанным из

того, что предстояло пережить в ближайшие минуты».

Для варианта II: «Если я сейчас не признаюсь… каждый будет

думать на своего товарища, на соседа по парте

… О, подумать об

этом было ужасно!,, Из-за меня их обидели, оскорбили, ранили»

Вова оказался в сложной ситуации.

Как вам кажется, что сделает

герой? Почему?

Ему было очень стыдно, но он нашел в себе мужество признаться.

«Я, как лунатик, вышел из-за парты и побрел к учительскому столу, вытянув

руку вперед: на ладони вытянутой руки лежал ножичек».

Здесь и чувство вины перед ребятами, и злость на себя.

Герой рассказа еще маленький и не умеет найти правильного решения при

«столкновении неопытного мальчишеского сердца с жизнью, только еще

начинающейся».

Единственным желанием мальчика в позорную для него минуту было

«провалиться сквозь землю», но он нашел в себе силы выслушать от каждого

из ребят: «Эх, ты!»

Так и остается Вова один на один со своими угрызениями совести. Нам

остается

только

догадываться,

как

сложатся

его

отношения

с

одноклассниками.

Обратите внимание: рассказчик лишь один раз говорит «нож», но всегда

использует это слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом –

«ножичек». Это не только оценочный суффикс, передающий гордость

мальчика своим ножиком.

Очевидно, для В.Солоухина нарочитое повторение этого слова – способ

обратить наше внимание: такой любимый, драгоценный маленький предмет

«отрезал» героя от коллектива, стал причиной сложнейшего

нравственного выбора. Так часто бывает в жизни: мелочь, ничтожная

малость оказывается поводом для проверки нас и наших жизненных

ценностей.

6.Подведение итогов

1.

Понравился ли вам рассказ?

2.

Перечитайте эпиграф к нашему уроку.

3.

В чем его смысл? Подходит ли он к тому, о чем мы говорили на уроке?

Возвращаемся к вопросам в начале урока (слайд)

-Всегда ли человек проживает жизнь «без сучка и задоринки»?

-И если не всегда, то как вернуться на путь истины, добра,

справедливости?

-Легко ли делать выбор? Какие жизненные уроки постигает герой в этой

ситуации?

Рефлексия

-Зачем нам рассказал эту историю В. А. Солоухин?

Продолжите фразу: Сегодня на уроке я узнал и открыл для себя…

7. Домашнее задание

Попробуйте написать продолжение рассказа: «Какой разговор состоялся

между детьми утром?»

Источник: https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=4378

“В.Солоухин “Ножичек с костяной ручкой”

4. Актуализация знаний.

Слайд 7.

5.Выявление места и причины затруднения. Открытие новых знаний.

Слайды 8,9

Слайд 10

6. Открытие новых знаний. Расширение проблемной ситуации. Сопутствующее повторение.

Слайды  11,12

Слайд 13

7. Решение проблемы. Первичное закрепление.

Слайды 14,15

Слайд 16

Слайд 17

Учитель:

1.Найдите описание ножичка.

2.Какое подробное описание ножичка! Зачем автор использовал такой приём?    

3.Что особенно ценил Вова в своём ножичке?

4.Что можно было делать ножичком? В чём преимущества перочинного ножичка?

5.Благодаря чему такая получалась работа? Почему из-под ножичка выходили «чистенькие, аккуратные свистки»?

6.Давайте сделаем вывод по всему сказанному (по слайду 7).

(проблемно-поисковый метод, ценностные ориентиры духовно-нравственного  воспитания детей))

7.Напомните, что же произошло с ножичком?

8. Какие чувства испытывал мальчик, когда не нашёл ножичка? Выберите верные ответы  из предложенных:

  • обида
  • жалость
  • радость
  • огорчение
  • ужас
  • растерянность
  • беспокойство
  • зависть
  • недоумение

(приём контроля)

9.Найдите в тексте предложения, которые поясняют нам, что потеря ножичка вывела Вову из равновесия.

10. Найдите предложение, из которого мы узнаём, что делал мальчик, когда учитель попросил его встать и объяснить своё поведение.

(проблемно-поисковый метод)

11. «Наверно, я встал и растерялся, и,наверно, вид мой был достаточно жалок». О чём говорят слова «наверно»?

(проблемно-поисковый метод)

 Учитель дополняет ответы детей:

 – Приём повтора слова помогает нам понять, что воспоминания  детства идут одно за другим.

12.Как объяснил мальчик самому себе, почему он решил, что ножичек пропал?

13.Что последовало за сообщением Вовы о пропаже ножа?

(Учитель вместе с учащимися определяет с помощью вычислений год, когда описываются автором события,  поясняет, что в 1932 году система образования была другая, отношения между учителем и учениками отличались от современных, поэтому действия учителя надо просто принять)

14. Зачем учитель это делал?

15.Что испытывали дети при обыске?

16. Что испытывал сам мальчик?

17.У кого нашёлся ножичек?

18.Что испытывал мальчик, когда пропажа нашлась?

19.Сравните чувства, которые испытывал мальчик, когда ножик пропал и когда он нашёлся.

(работа в паре, ценностные ориентиры духовно-нравственного воспитания учащихся)

Совет взрослого человека

Ребята, очень важно находить в любой ситуации позитивные моменты (моменты, которые помогут посмотреть на ситуацию по-другому, с положительной стороны). Тогда будет легче на душе. Вот и сейчас я предлагаю это сделать. Ответьте на вопрос:

-А от чего предостерегла пропажа ножичка друзей – Вову и Юру?

(проблемно-поисковый метод)

Нельзя портить вещи, в данном случае школьное имущество, в них вложен труд людей.

(воспитывающий момент, ценностные ориентиры  духовно-нравственного воспитания учащихся)

20. Посмотрите на слайд 10.Прочитайте, что написано. Поясните эти слова, чьи это мысли? Сделайте вывод.

Учитель:

Будучи взрослым В.А.Солоухин вновь возвращается к пережитому в детстве, размышляет над поступком маленького Вовы. Этим помогает нам понять мальчика, учит разбираться в своих поступках.

Физкультурная пауза

(здоровьесберегающая технология)

21.Что помогло мальчику остаться честным человеком? Почему так думаете?

(нам поможет понятие «совесть»). Вспомним, как «действует совесть». Необходимо действовать по совести.

(межпредметные связи)

(работа со схемой)

22. Какое чувство связано с совестью?

Что делает человек, когда чувствует угрызения совести?

(Человек испытывает стыд, признаёт свою вину, раскаивается, извиняется перед тем, кого обидел, получает прощение)

(ценностные ориентиры  духовно-нравственного воспитания учащихся, работа со схемой)

23.Все ли шаги очищения совести мальчика описал В.А.Солоухин? Почему?

Прочитайте окончание рассказа. Почему в конце стоит многоточие?

Учитель:

 –  Автор даёт нам возможность подумать самим, чем может закончиться эта история.

24.Послушайте 2 рассказа-продолжения.  Догадайтесь, кто написал их – мальчик или девочка.

Почему вам было нелегко (легко) определить автора?

Учитель:

Независимо от того, кто ты (мальчик или девочка), приходит осознание поступка и выход из создавшейся ситуации, в которую попал мальчик. Отрадно, что оба автора (и Полина, и Сеня) правильно оценили ситуацию и помогли Вове снять  с души тяжёлый груз и протянуть руку помощи:

– у Сени – мальчик сам себе помог;

– у Полины – друг, настоящий, верный, который не бросает мальчика  в трудную минуту. Прошу встать авторов продолжений. Поаплодируем им.

Читайте также:  Краткое содержание каверин легкие шаги точный пересказ сюжета за 5 минут

(взаимодействие с героем-сверстником)

25. Что вы можете сказать об авторе, который написал рассказ о своём детстве, о своём невольном поступке?

(ценностные ориентиры  духовно-нравственного воспитания учащихся)

26.Этот рассказ не только для детей, но и для взрослых.

 Ещё будучи неопытной учительницей я познакомилась с творчеством В.А. Солоухина, в том числе и с рассказом «Ножичек с костяной ручкой». Невольно Владимир Алексеевич Солоухин уберёг меня от поступков, за  которые мне было бы неловко, стыдно.

А от чего уберёг (или убережёт)  автор вас?

(значимый взрослый, образец поведения взрослого, ценностные ориентиры  духовно-нравственного воспитания учащихся)

27. Выставка вещей, которые дороги ребятам. Сочинения о дорогих сердцу вещах.

Ребята, у нас получилась замечательная выставка дорогих для вас вещей. Представьте, что они

пропали. Как бы вы поступили?

Давайте дадим всем нам совет, как надо поступать в подобных случаях.

(ценностные ориентиры  духовно-нравственного воспитания учащихся, выставка вещей, сочинения о дорогих сердцу вещах)

28. Я тоже хочу вас  уберечь от недостойных поступков в жизни. У вас у каждого  на парте листочек с народной мудростью, прочитаем её:

Посеешь поступок – пожнёшь привычку,Посеешь привычку – пожнёшь характер,

Пожнёшь характер – пожнёшь судьбу.

Объясните эти слова.

 Пусть эта народная мудрость будет вашим путеводителем в жизни. Будет сложная ситуация, прочтите эти мудрые слова, проследите цепочку действий, верю, что вы достойно выйдете из любой сомнительной истории.

(технология «золотое слово»)

Учащиеся находят в рассказе описание ножичка (стр. 65 –  1 абзац):

«Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие побольше, другое – поменьше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие – попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, даже еще и щелкает на зависть всем мальчишкам»

(выборочное чтение)

Учащиеся размышляют:

 – чтобы показать, как дорог ножичек мальчику, маленькому Володе;

 – чтобы показать, с какой любовью относится Вова к ножичку;

 – чтобы объяснить, почему так настойчиво искал Вова ножичек, забыв обо всём.

(анализ)

Учащиеся находят в тексте:

«Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище»

(выборочное чтение)

Учащиеся кратко отвечают (или находят ответы в тексте):

  • срезать ореховую палку;
  • вырезать свисток;
  • зачинить карандаш.

(выборочное чтение, сравнение ответа с образцом на слайде)

Учащиеся размышляют:

  • ножичек был острый;
  • умение Вовы работать ножом;
  • сноровка мальчика;
  • терпение Вовы;
  •  и др.

Учащиеся делают вывод:

Ножичек сам не умеет ничего делать. Важно, в какие руки он попадёт. Какие руки – такая и работа. Значит, у Вовы умелые руки.

(анализ, оценка ситуации, результатов труда))

Учащиеся отвечают, что ножичек пропал.

(выборочное чтение)

Учащиеся находят верные понятия:

  • обида;
  • жалость;
  • радость;
  • огорчение;
  • ужас;
  • растерянность;
  • беспокойство;
  • зависть
  • недоумение

(сверяют с ответом на слайде)

Учащиеся читают:

«Рука, не встретив ножичка в привычном месте, судорожно мыкнулась по дну сумки, заметалась там среди книжек и тетрадей, а под ложечкой неприятно засосало, и ощущение непоправимости свершившегося холодком скользнуло вдоль спины. Забыв про урок и про учителя, я начал выворачивать карманы, шарить в глубине парты, полез в Юркино отделение»

(выборочное чтение)

Учащиеся читают:

«Наверно, я встал и растерялся, и, наверно, вид мой был достаточно жалок, потому что учитель смягчился»

(выборочное чтение)

Учащиеся размышляют:

-Мальчик не помнил, что делал, т.к. пропажа ножичка всё затмила, он ни о чём другом думать не мог.

Учащиеся читают:

«Но для меня-то сомнений не было: конечно, кто-нибудь украл – все ведь завидовали моему ножу»

(выборочное чтение)

Учащиеся отвечают:

  • опрос каждого ученика;
  • обыск сумок, парт;
  • обыск учеников.

1924 (год рождения автора) +8 (столько лет мальчику)= 1932

(работа с данными)

-«хотел уличить в воровстве», хотел помочь мальчику

-Растерянные, пристыженные испытывали унижение, оскорбление

-Вова испытывал отверженность, стыд, свою вину

Учащиеся читают:

«Я стал укладывать в сумку тетради и книжки, как вдруг мне на колени из тетрадки выскользнул злополучный ножичек»

  • «разнообразие чувств, нахлынувших на меня в одно мгновение»;
  • это не была радость от того, что пропажа нашлась;
  • самому мне в то мгновение хотелось провалиться сквозь землю.

Учащиеся размышляют:

-Эти чувства похожи. Горечь, боль от пропажи любимого ножичка; горечь и боль от того, что ножичек  нашёлся, т.к. нашёлся ножичек у него самого, а он обвинял кого-то в воровстве, тем самым подверг одноклассников унижению.

(анализ, оценка чувств героя, сопереживание)

Учащиеся отвечают, опираясь на текст:

«Мы с Юркой решили вырезать на парте что-нибудь вроде буквы «В» или буквы «Ю». Пропажа предостерегла друзей от порчи школьного имущества

(выборочное чтение)

Учащиеся читают и размышляют.

1. «Одна из самых трудных человеческих психологических задач»
2. «Горькое столкновение неопытного мальчишеского сердца с жизнью только ещё начинающейся»

Учащиеся размышляют и приходят к выводу, что мальчику помогла совесть.

(использование знаний, полученных на уроках ОРКСЭ)

Учащиеся отвечают:

стыд

(использование знаний, полученных на уроках ОРКСЭ, планирование действий при угрызении совести)

Учащиеся читают и размышляют:

«Не знаю почему, я не бежал домой, в дальний угол сада, где можно было бы в высокой траве отлежаться, отплакаться вдалеке от людей, где утихла бы боль горького столкновения неопытного мальчишечьего сердца с жизнью, только еще начинающейся.

Я упрямо стоял около дверей, пока мимо меня не прошел весь класс. Последним выходил Федор Петрович.

– Растяпа! – произнес он снова злым шепотом. – Ножичек у него украли… Эх, ты!..

Учащиеся размышляют:

1-трудно определить автора рассказа потому, что оба рассказа ведутся от имени мальчика; что оценка нравственного поступка не зависит от пола: неважно, мальчик или девочка

2- легко, потому что в одном рассказе герой сам решает проблему, а это по-мужски, значит, этот рассказ мог написать мальчик; во втором рассказе есть «мягкие»  (женские)  нотки – милосердие, можно предположить, что писала девочка.

(творческий подход к решению ситуации)

Учащиеся  на слайде 15 читают:

Истинный друг всегда рад твоим успехам,

и  дополняют фразу

(всегда поможет и в беде)

Учащиеся размышляют:

Справедливый, честный, живущий по совести. Он сам пережил эту ситуацию с ножичком, она на всю жизнь ему запомнилась, т.к. очень тяжело далась, и до нас её донёс, чтобы научить нас поступать правильно, по совести.

(анализ, обобщение)

Высказывания детей.

Совет:

Не спеши обвинять кого-либо, разберись в ситуации и достойно выйди из неё.

(анализ поступка героя и обобщение на собственном примере)

Раз оговоришь человека, два оговоришь человека,

привыкнешь так поступать и будешь сварливым, мнительным, будешь жить одиноко.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/v-soloukhin-nozhichiek-s-kostianoi-ruchkoi.html

Солоухин владимир “ножичек с костяной ручкой”

Владимир Алексеевич СОЛОУХИН Ножичек с костяной ручкой

Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие побольше, другое – поменьше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие – попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие.

Зато обратно только немного наклонишь, так и летит лезвие само, даже еще и щелкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище. Например, нужно срезать ореховую палку.

Нагнешь лозу, найдешь то место, где самый изгиб, приставишь к этому месту ножичек – и вот уже облегченно раздалась древесина, а лоза висит почти что на кожице.

Может быть, не все мне поверят, но палку толщиной с большой палец я перерезал своим ножичком с одного раза, если, конечно, взять поотложе, чтобы наискосок.

Чтобы вырезать свисток, напротив, нужна тонкая работа. И тут особенно важна острота. Тупым ножом изомнешь всю кожицу, измочалишь, дырочка получится некрасивая, мохнатая по краям. Какой уж тут свист, одно шипение! Из-под моего ножичка выходили чистенькие, аккуратные свистки.

С 1 сентября открылось еще одно преимущество моего ножа. Даже сам учитель Федор Петрович брал у меня ножик, чтобы зачинить карандаш. Неприятность как раз и произошла на уроке, при Федоре Петровиче. Мы с Юркой решили вырезать на парте что-нибудь вроде буквы “В” или буквы “Ю” (теперь, во втором классе, мы уже знали все буквы), и я полез в сумку, чтобы достать ножичек.

Рука, не встретив ножичка в привычном месте, судорожно мыкнулась по дну сумки, заметалась там среди книжек и тетрадей, а под ложечкой неприятно засосало, и ощущение непоправимости свершившегося холодком скользнуло вдоль спины.

Забыв про урок и про учителя, я начал выворачивать карманы, шарить в глубине парты, полез в Юркино отделение, но тут Федор Петрович обратил внимание на мою возню и мгновенно навис надо мной во всем своем справедливом учительском гневе.

– Что случилось, почему ты под партой? (Значит, уж сполз я под парту в рвении поисков.) Встань как следует, я говорю!

Наверно, я встал и растерялся, и, наверно, вид мой был достаточно жалок, потому что учитель смягчился.

– Что случилось, можешь ты мне сказать?

– Ножичек у меня украли… который из Москвы…

Почему я сразу решил, что ножичек украли, а не я сам его потерял, неизвестно. Но для меня-то сомнений не было: конечно, кто-нибудь украл все ведь завидовали моему ножу.

Читайте также:  Краткое содержание бунин косцы точный пересказ сюжета за 5 минут

– Может, ты забыл его дома? Вспомни, подумай хорошенько.

– Нечего мне думать. На первом уроке он у меня был, мы с Юркой карандаши чинили… А теперь нету…

– Юрий, встань! Правда ли, чинили карандаши на первом уроке?

Юрка покраснел, как вареный рак. Ему-то наверняка не нравилась эта история, потому что сразу все могли подумать на него, раз он сидит со мной рядом на одной парте. Про карандаши он честно сознался:

– Чинили.

– Ну хорошо, – угрожающе произнес Федор Петрович, возвращаясь к своему столу и оглядывая класс злыми глазами. – Кто взял нож, подними руку.

Ни одна рука не поднялась. Покрасневшие лица моих товарищей по классу опускались ниже под взглядом учителя.

– Ну хорошо! – Учитель достал список. – Барсукова, встать! Ты взяла нож?

– Я не брала.

– Садись. Воронин, встать! Ты взял нож?

– Я не брал.

Один за другим вставали мои товарищи по классу, которых теперь учитель (а значит, вроде б и я с ним заодно) хотел уличить в воровстве.

Они вставали в простеньких деревенских платьишках и рубашонках, растерянные, пристыженные: их ручонки, не привыкшие к обращению с чернилами, были все в фиолетовых пятнах.

Каждый из них краснел, когда вставал на окрик учителя, каждый из них отвечал одно и то же: “Я не брал…”

– Ну хорошо, – в последний раз произнес Федор Петрович. – Сейчас мы узнаем, кто из вас не только вор, но еще и трус и лгун. Выйти всем из-за парт, встать около доски!

Всех ребятишек, кроме меня, учитель выстроил в линейку около классной доски, и в том, что я остался один сидеть за партой, почудилась мне некая отверженность, некая грань, отделившая меня ото всех, грань, которую перейти мне потом, может быть, будет не так просто.

Первым делом Федор Петрович стал проверять сумки, портфелишки и парты учеников. Он копался в вещичках ребятишек с пристрастием; и мне уж в этот момент (не предвидя еще всего, что случится потом) было стыдно за то, что я невольно затеял всю эту заварушку.

Прозвенел звонок на перемену, потом снова на урок, потом снова, но теперь не на перемену, а идти домой, – поиски ножа продолжались. Мальчишки из других классов заглядывали в дверь, глазели в окна: почему мы не выходим после звонка и что у нас происходит? Нашему классу было не до мальчишек.

Тщательно обыскав все сумки и парты, Федор Петрович принялся за учеников. Проверив карманы, обшарив пиджачки снизу (не спрятал ли за подкладку?), он заставил разуваться, развертывать портянки, снимать чулки и, только вполне убедившись, что у этого человека ножа нет, отправлял его в другой конец класса, чтобы ему не мог передать пропавшее кто-нибудь из тех, кого еще не обыскивали.

Постепенно ребят около доски становилось все меньше, в другом конце класса все больше, а ножичка нет как нет!

И вот что произошло, когда учителю осталось обыскать трех человек. Я стал укладывать в сумку тетради и книжки, как вдруг мне на колени из тетрадки выскользнул злополучный ножичек. Теперь я уж не могу восстановить всего разнообразия чувств, нахлынувших на меня в одно мгновение.

Ручаться можно только за одно – это не была радость от того, что пропажа нашлась, что мой любимый ножичек с костяной ручкой и зеркальными лезвиями опять у меня в руках.

Напротив, я скорее обрадовался бы, если бы он провалился сквозь землю, да, признаться, и самому мне в то мгновение хотелось провалиться сквозь землю.

Между тем обыск продолжался, и мне, прожившему на земле восемь лет, предстояло решить одну из самых трудных человеческих психологических задач.

Если я сейчас не признаюсь, что ножик нашелся, все для меня будет просто. Ну, не нашли – не нашли. Может, его кто-нибудь успел спрятать в щель, за обои, в какую-нибудь дырочку в полу. Хватает щелей в нашей старой школе. Но значит, так и останется впечатление, что в нашем классе учится воришка. Может быть, каждый будет думать на своего товарища, на соседа по парте.

Если же я сейчас признаюсь… О, подумать об этом было ужасно!.. Значит, из-за меня понапрасну затеялась вся эта история, из-за меня каждого из этих мальчишек и девчонок унизительно обыскивали, подозревали в воровстве. Из-за меня их оскорбили, обидели, ранили. Из-за меня, в конце концов, сорвали уроки… Может быть, им все-таки легче думать, что их обыскивали не зря, что унизили не понапрасну?

Наверно, не так я все это для себя сознавал в то время. Но помню, что провалиться сквозь землю казалось мне самым легким, самым желанным из того, что предстояло пережить в ближайшие минуты.

Встать и произнести громко: “Ножичек нашелся” – я был не в силах. Язык отказался подчиниться моему сознанию, или, может, сознание недостаточно четко и ясно приказывало языку. Потом мне рассказали, что я, как лунатик, вышел из-за парты и побрел к учительскому столу, вытянув руку вперед: на ладони вытянутой руки лежал ножичек.

– Растяпа! – закричал учитель (это было его любимое словечко, когда он сердился). – Что ты наделал!.. Вон из класса!.. Вон!

Потом я стоял около дверей школы. Мимо меня по одному выходили ученики. Почти каждый из них, проходя, задерживался на секунду и протяжно бросал:

– Эх, ты!..

Не знаю почему, я не бежал домой, в дальний угол сада, где можно было бы в высокой траве отлежаться, отплакаться вдалеке от людей, где утихла бы боль горького столкновения неопытного мальчишечьего сердца с жизнью, только еще начинающейся.

Я упрямо стоял около дверей, пока мимо меня не прошел весь класс. Последним выходил Федор Петрович.

– Растяпа! – произнес он снова злым шепотом. – Ножичек у него украли… Эх, ты!..

1963

Источник: http://www.slavkrug.org/solouxin-vladimir-nozhichek-s-kostyanoj-ruchkoj/

Ножичек с костяной ручкой — Дайте пожалуйста краткое содержание рассказа «Ножичек с костяной ручкой» — 22 ответа



В разделе Домашние задания на вопрос Дайте пожалуйста краткое содержание рассказа “Ножичек с костяной ручкой” заданный автором Кирилл козлов лучший ответ это Рассказ ведется от первого лица. Герою рассказа. ученику второго класса, подарили перочинный ножик, который он носил с собой в школу.

Ножик был хороший, им пользовались и учитель. и ученики для заточки карандашей. Во время урока герой рассказа обнаружил пропажу ножика. Учитель, узнав об этом, сначала опросил всех учеников, каждого в отдельности, не брал ли он ножик. А затем стал проверять сумки и парты учеников, их карманы и даже обувь.

Когда осталось обыскать трех учеников, герой обнаружил ножичек у себя в портфеле. Он вышел к столу учителя и молча показал найденный ножик. Учитель выгнал его из класса. Но восьмилетний мальчик не ушел далеко. он стоял у дверей школы и одноклассники, проходя мимо, говорили ему: “Эх ты… ” “эх ты… ” сказал и учитель.

Главному герою рассказа пришлось сделать нелегкий выбор между подлостью ( скрыть, что он нашел ножик) и фактически признанием того, что он своим опрометчивым обвинением обидел весь класс. всех товарищей, заставил учителя перешагнуть через нормы общечеловеческой морали и пойти на унизительную процедуру опроса и обыск ребят.

Конечно, ошибка учителя была в том, что обыск надо было начинать с портфеля самого главного героя. Но в любом случае рассказ о том, какими мы видим себя и наше окружение. Мальчик изначально посчитал, что товарищи способны на воровство, особых сомнений у него не возникло. А о том, что он сам может быть виноват в данной ситуации, не подумал.

Рассказ учит нас доверять тем, кто с нами рядом, кто может называться нашим товарищем, другом, близким человеком и более критично смотреть на свои поступки.

Ответ от Гога иванов[гуру]
у ножичка оказывается была не только костяная ручка… но как оказалось и ножка… :))
Ответ от Kerik[новичек]вас так то план попросили сделать 1) Подарок из Москвы.2)Преимущество ножа.3) Кража ножичка.4) Поиск виновного в краже.5) Находка потерянного ножа.

6) Обида класса и злость учителя.

Ответ от Антон Мясоедов[новичек]1) Подарок из Москвы.2) Преимущества ножа.3) Кража ножичка.4) Поиск виновного в краже.5) Находка потерянного ножа.

6) Обида класса и злость учителя.

Ответ от Данил Шампоров[новичек]1) Подарок из Москвы.2) Преимущества ножа.3) Кража ножичка.4) Поиск виновного в краже.5) Находка потерянного ножа.

6) Обида класса и злость учителя.

Ответ от Белка[новичек]
кака
Ответ от Анна Вдовина[новичек]
подарок преимущество кража поиск находка обида по этим словам будет легче
Ответ от Андрей ширяков[новичек]
молодец так держать
Ответ от Никита Кузнецов[новичек]
Прочитай. Это не большой рассказ. За 5 минут можно прочитать
Ответ от 2 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

Источник: http://22oa.ru/nozhichek-s-kostianoi-ruchkoi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector