Краткое содержание цыганы пушкина точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание поэмы “Цыганы” Пушкина: краткий пересказ сюжета, рассказ в сокращении

Краткое содержание Цыганы Пушкина точный пересказ сюжета за 5 минут

Земфира.Художник В. Суреньянц

“Цыганы” является одной из самых известных поэм великого русского поэта А. С. Пушкина.

В этой статье представлено краткое содержание поэмы “Цыганы” Пушкина: краткий пересказ сюжета, рассказ в сокращении.

Смотрите: 

Все материалы по поэме “Цыганы”Все материалы по творчеству Пушкина

По степи кочует табор цыган. Однажды молодая цыганка Земфира приводит в свой табор юношу Алеко. Земфира и Алеко влюблены друг в друга. Алеко вырос в городе в богатой обстановке, но городская жизнь ему не нравится. Он хочет стать вольным цыганом. Судя по всему, Алеко скрывается от властей. Отец Земфиры позволяет юноше остаться в таборе. Проходит около 2 лет. Алеко привыкает к кочевой жизни. У него и Земфиры рождается дочь. Юная Земфира охладевает к Алеко и влюбляется в другого цыгана. Она поет Алеко песню, в которой намекает о своей любви к другому. Алеко злится и отказывается слушать эту песню. По ночам Алеко стонет и страдает во сне, вероятно, подозревая обман жены. Земфира жалуется отцу, что любовь Алеко ей надоела. Отец Земфиры решает вмешаться. Он объясняет Алеко, что цыгане – это вольные люди. Он советует Алеко не тосковать о том, что молодая и ветреная Земфира разлюбила его. Старик рассказывает Алеко свою историю о том, как в молодости он полюбил цыганку Мариулу, мать Земфиры. Вскоре Мариула сбежала с другим цыганом, оставив мужа и маленькую дочь. В ответ покинутый цыган простил жену и не стал ей мастить. Выслушав эту историю, Алеко возмущается, как цыган мог простить сбежавшую жену. Алеко заявляет, что сам он не способен простить такую обиду. В одну из ночей, оставив спящего Алеко, Земфира уходит на свидание с молодым цыганом. Проведя время с возлюбленным, девушка благополучно возвращается в табор. Алеко не замечает ее отсутствия в эту ночь. На следующую ночь Земфира снова идет на тайное свидание. На этот раз Алеко просыпается и видит, что жены нет рядом. Алеко отправляется на поиски и находит Земфиру с ее возлюбленным. Он убивает обоих. Табор скорбит и хоронит убитых. Отец Земфиры просит Алеко покинуть табор. Старик объясняет Алеко, что табор живет по своим законам и не хочет иметь дело с Алеко, который нарушает эти законы. Старик считает, что Алеко – злой и смелый человек, а цыгане – робкие и добрые люди. Табор уходит прочь, оставив Алеко одного со своей телегой.

Эпилог

В эпилоге автор рассказывает о том, как он сам когда-то жил в степи в цыганском таборе. Автор был влюблен в ту самую Мариулу (мать Земфиры). По словам автора, цыгане, бродя по пустыне, все-таки не смогли избежать бед и страстей. Автор считает, что человек вообще не способен обрести полное счастье ни в таборе, ни в городе.

Конец поэмы.

(*Бесарабия – территория, которая сейчас входит в состав Украины и Молдавии.)
Таково краткое содержание поэмы “Цыганы” А. С. Пушкина: краткий пересказ сюжета, рассказ в сокращении.

Смотрите: 

Все материалы по поэме “Цыганы”

Все материалы по творчеству Пушкина

Источник: http://www.literaturus.ru/2017/05/kratkoe-soderzhanie-cygany-pushkin-pereskaz-sjuzhet-v-sokrashhenii.html

Поэма Пушкина “Цыганы”: краткое содержание, пересказ и анализ произведения

Одной из самых известных поэм А. С. Пушкина является поэма «Цыганы». Произведение появилось на свет после того, как писатель провел несколько суток в таборе бессарабских цыган.

Стихотворец работал над поэмой около десяти месяцев — с января по октябрь 1824 года. Начал писать поэму Александр Сергеевич в атмосферной Одессе, а закончил работу уже в Михайловском.

Последняя редакция «Цыган» датируется декабрем 1824 года.

Именно на сюжет пушкинских «Цыган» С. Рахманинов написал в 1892 году свою первую оперу под названием «Алеко». Поэма привлекла многих талантливых композиторов и музыкантов, благодаря ритмичному слову автора и глубокой чувственной теме.

Поэма «Цыганы» оставила значительный след в творчестве писателя. Именно в «Цыганах» А. С. Пушкин прощается с былым «байронизмом», описывая своего героя немного разочарованным и неспособным раствориться в среде «благородных дикарей».

В поэме виден рост от ласкающего и сладкозвучного стиля к суровому и прекрасному написанию последних произведений автора.

Цель краткого пересказа

Краткое содержание поэмы «Цыганы» помогает читателю:

  • познакомиться с сюжетом поэмы или рассказа, романа;
  • узнать основную мысль и тему произведения;
  • ознакомиться с характерами главных героев, их переживаниями и способностями.

Для кого нужен краткий пересказ?

  • для студентов и учеников;
  • для литературных блогеров, которые выбирают произведение для прочтения;
  • для филологов и учителей, который с помощью краткого описание могут по-новому взглянуть на написанное известным писателем.

Начало поэмы

По степям Бессарабии кочует цыганский табор. Обычная цыганская семья готовит ужин у костра. Недалеко пасутся кони, а за шатром отдыхает дрессированный медведь. Постепенно шум и песни угасают, табор поглощает сон.

Только в одном шатре не спит старый цыган. Он ждет свою дочь Земфиру, которая ушла гулять в поле. И тут неожиданно возвращается его дочка вместе с неизвестным юношей.

Земфира рассказывает отцу, что встретила парня за курганом и пригласила в табор, ведь его преследует закон, и он мечтает стать цыганом, сбежать от городской суеты и стать по-настоящему свободным.

Парня зовут Алеко. Старик любезно позволил молодому человеку остаться в таборе столько времени, сколько будет нужно. Он сказал Алеко, что готов делить с ним и кров, и хлеб.

Середина произведения

Наутро старый цыган разбудил дочь и юношу. Табор собирается отправиться дальше в путь. И сердце Алеко сжимается от грусти при виде опустевшей равнины.

Почему же он тоскует? Почему ему так горько? Земфире любопытно узнать, о чем грустит ее любимый. Они начинают разговаривать. Земфира переживает, что Алеко скучает по прежней жизни, от которой он решил отказаться. Но парень успокаивает ее и утверждает, что счастлив оставить в прошлом «неволю душных городов».

В прошлой, брошенной им жизни, не было любви и веселья, а теперь он желает всегда быть рядом с Земфирой.

Старик услышал их разговор и рассказал старое как мир предание про поэта, которого отправил в ссылку царь. Но сердце поэта скучало по родным краям, даже невзирая на гостеприимство и заботу местного населения. Алеко угадывает в герое рассказа Овидия, он поражен эфемерности славы и превратностями человеческой судьбы.

Два года Алеко живет в таборе и кочует вместе с ним. Он чувствует себя свободным и счастливым и совсем не тоскует о прошлой жизни. Зарабатывает на хлеб тем, что водит по деревням дрессированного медведя и веселит местное население.

Ничего не нарушает покой его души. Пока в один обыденный день Алеко не слышит песню Земфиры «Старый муж, грозный муж, режь меня, жги меня».

Песня вызвала в душе Алеко смятение. В этой песне девушка поет о том, что разлюбила его. Парень просит прекратить петь, но девушка продолжает. И в этот момент Алеко осознает, что Земфира своим поведением и пением подтверждает самые скрытые его страхи — она неверна ему. Она разлюбила!

Этой же ночью девушка будит своего отца и говорит, что Алеко зовет ее во сне и горько плачет. Но ее сердце просит воли, любовь Алеко уже надоела ей. Парень просыпается, и Земфира подходит к нему.

Юноша интересуется, где была его возлюбленная? И она отвечает, что была у отца, так как не могла выдержать душевных терзаний Алеко во сне. Парень рассказывает, что ему приснилось будто Земфира изменила ему с другим.

Но девушка просит не верить лукавости сновидений.

Алеко отправляется поговорить со старым цыганом. И старик просит парня не предаваться сильно грусти, ведь она способна погубить душу. В этот момент парень признается, что причина его душевных мук — это равнодушие возлюбленной.

Цыган утешает Алеко, утверждая, что Земфира, словно ребенок. А сердце женщины любит, играя, и никто не волен приказать женскому сердцу, любить или нет. Но юноша вспоминает дни и часы любви и страсти, он безутешен в своих страданиях.

Парень накручивает себя, что Земфира к нему охладела и, скорее всего, нашла другого. Плюс ко всему старый цыган рассказывает разбитому горем юноше свою историю.

Его история о том, как он в молодости любил прекрасную и неземную Мариулу, как с трудом добился взаимности. Но молодость прошла быстро, а еще быстрее закончилась любовь Мариулы. И в один прекрасный день Мариула ушла с другим табором, а ему оставила маленькую дочь Земфиру и разбитое сердце.

И с того дня все женщины мира постылы ему. Алеко спросил, почему он не отомстил обидчику? Почему не вонзил кинжал в грудь неверной жены и ее любовнику? Но старик ответил, что любовь удержать или вернуть невозможно. Что было, то утеряно! Алеко сказал старику, что сам он не настолько благороден и жаждет мести.

В это время Земфира находится на свидании с молодым и красивым цыганом. И они договариваются о новой встрече сегодня ночью, когда взойдет луна. Алеко очень беспокойно спит и, проснувшись, не находит рядом Земфиры. Он поднимается и выходит из шатра. Его окутывает страх, тревога и подозрения. Алеко ходит вокруг шатра, размышляет и тут замечает едва заметные следы, идущие из кургана.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/kratkoe-soderzhanie-poemy-pushkina-tsygany.html

Пушкин «Цыганы» – краткое содержание – Русская историческая библиотека

Пушкин «Цыганы» – краткое содержание

Вольные цыганы шумною толпою кочуют по Бессарабии, ночуя под небесами между колёсами телег. Однажды вечером старик-цыган перед костром у своего шатра ждёт молодую дочь Земфиру, которая пошла гулять в поле. Та возвращается, ведя с собой незнакомого юношу. Его зовут Алеко, он спасается от преследований закона и хочет сделаться цыганом. Земфира решила стать его подругой.

Пушкин. Цыганы. Аудиокнига

Старик радушно принимает незнакомца. Эту ночь Алеко и Земфира проводят вместе. Поутру весёлый табор с песнями идёт дальше. Алеко, гордый человек с сильными страстями, идёт среди цыган рядом с Земфирой, чувствуя себя Божьей птичкой, которая не знает ни заботы, ни труда…

Земфира спрашивает Алеко: не жалеет ли он о брошенной родине и городской жизни. Алеко отвечает, что нельзя жалеть о душных городах, где люди

Любви стыдятся, мысли гонят, Торгуют волею своей, Главы пред идолами клонят

И просят денег да цепей.

Старик-отец рассказывает старинное предание о том, как в землю цыган одним царём был некогда сослан с юга известный поэт (Овидий). Он не смог побороть тоску по своему дальнему граду (Риму) и, умирая, завещал, чтобы его кости перенесли туда. Алеко смеётся над этим рассказом.

Два года Алеко бродит с цыганами. Но вдруг Земфира начинает петь песни о «нелюбимом муже», о том, что в сердце её – другой. Алеко в гневе требует, чтобы она прекратила пение. Но Земфира бросает ему в лицо: «Я пою про тебя!»

Читайте также:  Краткое содержание блок на поле куликовом точный пересказ сюжета за 5 минут

На следующую ночь Земфира в страхе будет отца: Алеко в тяжких снах стонет, рыдает и скрежещет зубами, повторяя её имя. Алеко просыпается и говорит Земфире, что видел страшную грёзу о себе и о ней. Она убеждает его не верит лукавым сновиденьям. Он отвечает: «Я не верю даже сердцу твоему!»

Алеко жалуется старику, что Земфира его разлюбила. Старик советует отнестись к этому легко:

Утешься, друг; она дитя, Твое унынье безрассудно: Ты любишь горестно и трудно,

А сердце женское шутя.

Старик рассказывает Алеко, что и сам он в молодости страстно любил мать Земфиры, Мариулу. Целый год и та любила его, но потом ушла с чужим табором и новым возлюбленным, бросив ради того не только мужа, но и маленькую дочь.

«И ты не кинулся за неблагодарной и не вонзил кинжала ей в сердце?» – спрашивает Алеко. Старик отвечает: «Нет! Любовь вольная птица, и её никто не в силах удержать». Алеко говорит, что его характер не таков.

Он не успокоился бы, пока не насладился бы мщением изменнице.

Проснувшись вскоре на рассвете, Алеко видит, что Земфиры нет рядом с ним на ложе. Он видит её след в траве, бежит по нему в степь, за курганы и видит, как Земфиру ласкает молодой цыган. Выхватив нож, Алеко вонзает его в соперника. Земфира с ненавистью кричит, что она не боится смерти. Алеко убивает и её. В безумии он остаётся сидеть над двумя мёртвыми телами с окровавленным ножом в руке.

Вокруг собираются цыганы. Убитых хоронят. Старик-отец, приблизившись к Алеко, произносит:

Оставь нас, гордый человек! Мы дики, нет у нас законов, Мы не терзаем, не казним, Не нужно крови нам и стонов; Но жить с убийцей не хотим. Ты не рожден для дикой доли, Ты для себя лишь хочешь воли; Ужасен нам твой будет глас: Мы робки и добры душою, Ты зол и смел; – оставь же нас,

Прости! да будет мир с тобою.

Табор уходит. Обезумевший Алеко остаётся один посреди степи в брошенной цыганами телеге.

На нашем сайте вы можете также прочитать анализ и полный текст поэмы «Цыганы». Читайте краткие содержания других поэм Пушкина: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Полтава», «Руслан и Людмила», «Медный всадник».

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/4848-pushkin-tsygany-kratkoe-soderzhanie

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Краткое содержание поэмы А. С. Пушкина «Цыганы».

Цыганский табор кочует по степям Бессарабии. У костра цыганская семья готовит ужин, невдалеке пасутся кони, а за шатром лежит ручной медведь. Постепенно все умолкает и погружается в сон. Лишь в одном шатре не спит старик, ждущий свою дочь Земфиру, ушедшую гулять в поле.

И вот появляется Земфира вместе с незнакомым старику юношей. Земфира объясняет, что встретила его за курганом и пригласила в табор, что его преследует закон и он хочет быть цыганом. Зовут его Алеко.

Старик радушно приглашает юношу остаться так долго, как он захочет, и говорит, что готов делить с ним хлеб и кров.

Утром старик будит Земфиру и Алеко, табор просыпается и отправляется в путь живописной толпой. Сердце юноши сжимается от тоски при виде опустевшей равнины. Но о чем он тоскует? Земфира хочет узнать это. Между ними завязывается разговор. Земфира опасается, что он жалеет об оставленной им жизни, но Алеко успокаивает её и говорит, что без сожаления оставил «неволю душных городов».

В той жизни, что он бросил, нет любви, а значит, нет веселья, и теперь его желанье — всегда быть с Земфирой. Старик, слыша их разговор, рассказывает им старинное преданье о поэте, который когда-то был сослан царём в эти края и томился душой по родине, несмотря на любовь и заботу местных жителей.

Алеко узнает в герое этого преданья Овидия и поражается превратности судьбы и эфемерности славы.Два года кочует Алеко вместе с табором, вольный, как сами цыганы, не сожалея о покинутом. Он водит по деревням медведя и тем зарабатывает на хлеб. Ничто не смущает покоя его души, но однажды он слышит, как Земфира поёт песню, которая приводит его в смятение.

В этой песне Земфира признается, что разлюбила его. Алеко просит её перестать петь, но Земфира продолжает, и тогда Алеко понимает, что Земфира неверна ему. Земфира подтверждает самые страшные предположения Алеко.Ночью Земфира будит отца и говорит, что Алеко рыдает и стонет во сне, зовёт её, но его любовь постыла Земфире, её сердце просит воли.

Просыпается Алеко, и Земфира уходит к нему. Алеко хочет знать, где была Земфира. Она отвечает, что сидела с отцом, потому что не могла перенести вида душевных мучений Алеко, которые он испытывал во сне. Алеко признается, что видел во сне измену Земфиры, но Земфира уговаривает его не верить лукавым сновидениям.Старый цыган просит Алеко не печалиться и уверяет, что тоска погубит его.

Алеко признается, что причина его печали — равнодушие к нему Земфиры. Старик утешает Алеко, говорит, что Земфира — дитя, что женское сердце любит шутя, что никто не волен приказать сердцу женщины любить одного, как приказать луне застыть на месте. Но Алеко, вспоминая часы любви, проведённые с Земфирой, безутешен. Он сокрушается, что «Земфира охладела», что «Земфира неверна».

В назидание старик рассказывает Алеко о самом себе, о том, как был молод, как любил прекрасную Мариулу и как наконец добился взаимности. Но быстро миновала молодость, ещё быстрее — любовь Мариулы. Однажды она ушла вместе с другим табором, бросив маленькую дочь, эту самую Земфиру. И с тех пор «все девы мира» постыли старику.

Алеко спрашивает, как смог старик не отомстить обидчикам, как мог не вонзить кинжала в сердце похитителя и неверной жены. Старик отвечает, что ничто не в силах удержать любовь, ничто нельзя вернуть, «что было, то не будет вновь». Алеко уверяет старика, что сам он не такой, что он не может отказаться от своих прав или хоть насладиться мщением.

А в это время Земфира на свидании с молодым цыганом. Они условливаются о новом свидании нынешней ночью после захода луны.Алеко тревожно спит и, пробудившись, не находит рядом Земфиры. Он встаёт, выходит из шатра, его объемлет подозренье и страх, он бродит вокруг шатра и видит едва приметный в звёздном свете след, ведущий за курганы, и Алеко отправляется по этому следу.

Внезапно он видит две тени и слышит голоса двух влюблённых, которые не могут расстаться друг с другом. Он узнает Земфиру, которая просит своего возлюбленного бежать, но Алеко вонзает в него нож… В ужасе Земфира говорит, что презирает угрозы Алеко, и проклинает его. Алеко убивает и её.Рассвет застал Алеко сидящим за холмом с окровавленным ножом в руке. Перед ним два трупа.

Соплеменники прощаются с убитыми и роют для них могилы. В задумчивости сидит старый цыган. После того как тела влюблённых были преданы земле, он подходит к Алеко и говорит: «Оставь нас, гордый человек!» Он говорит, что цыганы не хотят жить рядом с убийцей, с человеком, который «для себя лишь» хочет воли.

Старик промолвил это, и табор скоро снялся с места и скрылся в степной дали. Лишь одна телега осталась в роковом поле. Настала ночь, но никто не разложил пред ней огня и никто не переночевал под её крышей.

ActionTeaser.ru – тизерная рекламаActionTeaser.ru – тизерная рекламаActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: http://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/kratkoe-soderzhanie/kratkoe-soderzhanie-proizvedenij-9-klass/4812-tsygany-kratkoe-soderzhanie-kratkij-pereskaz

Краткое содержание поэмы “Цыганы” Пушкина А.С

«Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют…»Поэма начинается описанием вольного быта цыган. Затем рисуется картина ночного табора.

В одном из шатров не спит старик и «в поле темное глядит»: ждет к ужину свою дочь Земфиру, которая «пошла гулять в пустынном поле», так как «привыкла к резвой воле».

Ho вот она; за нею следомПо степи юноша спешит;Цыгану вовсе он неведом.

«Отец мой, — дева говорит, —Веду я гостя; за курганомЕго в пустыне я нашлаИ в табор на ночь зазвала.Он хочет быть как мы цыганом;Его преследует закон,Ho я ему подругой буду.Его зовут Алеко — он

Готов идти за мною всюду».

Старик принимает юношу. Наутро табор снимается и отправляется в путь:

И стар и млад вослед идут;
Крик, шум, цыганские припевы,
Медведя рев, его цепей

Нетерпеливое бряцанье,
Лохмотьев ярких пестрота,

Детей и старцев нагота,
Собак и лай и завыванье,
Волынки говор, скрып телег,
Всё скудно, дико, всё нестройно,
Ho всё так живо-неспокойно,
Так чуждо мертвых наших нег,
Так чуждо этой жизни праздной,
Как песнь рабов однообразной!Однако несмотря на простор и волю расстилающюся кругом, а также на то, что рядом черноокая красавица Земфира, Алеко печален. Он не видит всех этих красот, великолепие жизни от него скрыто:

Подобно птичке беззаботной
И он, изгнанник перелетный,
Гнезда надежного не знал
И ни к чему не привыкал.
Ему везде была дорога,
Везде была ночлега сень,
Проснувшись поутру, свой день

Он отдавал на волю бога,
И жизни не могла тревога

Смутить его сердечну лень.
Его порой волшебной славы

Манила дальная звезда;
Нежданно роскошь и забавы
К нему являлись иногда —
Над одинокой головою
И гром нередко грохотал;
Ho он беспечно под грозою
И в вёдро ясное дремал. —
И жил, не признавая власти

Судьбы коварной и слепой —
Ho боже! как играли страсти

Его послушною душой!
С каким волнением кипели
В его измученной груди!
Давно ль, на долго ль усмирели?
Они проснутся: погоди!Земфира спрашивает Алеко, не не жалеет ли он об оставленной родине, о близких.

Алеко отвечает, что ему не о чем жалеть — ему не по душе «неволя душных городов», где «люди, в кучах за оградой, не дышут утренней прохладой, ни вешним запахом лугов; любви стыдятся, мысли гонят, торгуют волею своей, главы пред идолами клонят и просят денег да цепей».

Земфира возражает, что «там огромные палаты, там разноцветные ковры, там игры, шумные пиры, уборы дев там так богаты!» Алеко отвечает, что она лучше всех этих дев, к тому же «где нет любви, там нет веселий».Старик, слышащий разговор, замечает, что «но не всегда мила свобода тому, кто к неге приучен », то есть что не каждый человек готов воспринять свободу.

Он рассказывает преданье об одном «жителе полудня», который попал к ним в изгнанье.

Он был уже не молод, «имел он песен дивный дар», но «слаб и робок был, как дети», «чужие люди за него зверей и рыб ловили в сети», к «заботам жизни бедной» он так никогда и не привык, весь остаток дней он тосковал, да «горьки слезы проливал», а по смерти завещал свои останки увезти на родину (речь идет об Овидии, древнеримском мыслителе и поэте).

Алеко думает о преходящести славы, о ее бренности — с одной стороны Рим, «певец любви, певец богов», а с другой — «цыгана дикого рассказ».Проходит два года. Цыгане по-прежнему кочуют «мирною толпой»; Алеко постепенно привыкает к «бытью цыганскому». Он даже «с пеньем зверя водит (медведя), Земфира поселян обходит и дань их вольную берет».Старик, Алеко и Земфира на ночлеге. Земфира качает люльку п поет песню:

Читайте также:  Краткое содержание шекспир тит андроник точный пересказ сюжета за 5 минут

Старый муж, грозный муж,Режь меня, жги меня:Я тверда; не боюсьНи ножа, ни огня.Ненавижу тебя,Презираю тебя;Я другого люблю,

Умираю любя.

Алеко слышит и прерывает ее, говоря, что он «диких песен не любит». Земфира отвечает, что песню для себя поет, и продолжает:

Режь меня, жги меня;He скажу ничего;Старый муж, грозный муж,He узнаешь его.Он свежее весны,Жарче летнего дня;Как он молод и смел!Как он любит меня!Как ласкала егоЯ в ночной тишинеКак смеялись тогда

Мы твоей седине!

Алеко вновь просит Земфиру замолчать и добавляет, что понял ее песню. Земфира отвечает, что песня действительно про него, и уходит.Старик говорит, что это старинная песня и что ее «певала Мариула (его жена, мать Земфиры), перед огнем качая дочь».Ночью Земфира будит старика, говорит, что Алеко во сне рыдает, кричит, произносит «Земфира».

Старик замечает: «Тебя он ищет и во сне: ты для него дороже мира». На это Земфира отвечает, что «его любовь постыла мне. Мне скучно; сердце воли просит».Земфира будит Алеко, прерывая его кошмары. Алеко говорит, что ему снились страшные вещи, Земфира в ответ советует не верить «лукавым сновиденьям».

Алеко:

Ax я не верю ничему:Ни снам, ни сладким увереньям,

Ни даже сердцу твоему.

Оставшись наедине с Алеко, старик спрашивает:

О чем, безумец молодой,О чем вздыхаешь ты всечасно?Здесь люди вольны, небо ясно,И жены славятся красой.

He плачь: тоска тебя погубит.

В ответ на жалобы Алеко, что Земфира его не любит, старик отвечает:

Утешься, друг: она дитя.
Твое унынье безрассудно:
Ты любишь горестно и трудно,
А сердце женское — шутя.
Взгляни: под отдаленным сводом

Гуляет вольная луна;
На всю природу мимоходом
Равно сиянье льет она.
Заглянет в облако любое,
Его так пышно озарит —
И вот — уж перешла в другое;
И то недолго посетит.
Кто место в небе ей укажет,
Примолвя: там остановись.

Кто сердцу юной девы скажет:
Люби одно, не изменись.
Утешься.Алеко продолжает сокрушаться, вспоминать счастливые минуты любви.Старик рассказывает ему свою собственную историю. Он в молодости любил девушку, добивался ее и наконец «назвал своею».

Ах, быстро молодость моя

Звездой падучею мелькнула!
Ho ты, пора любви, минула
Еще быстрее: только год
Меня любила Мариула.
Однажды близ Кагульских вод

Мы чуждый табор повстречали;
Цыганы те — свои шатры

Разбив близ наших у горы

Две ночи вместе ночевали.
Они ушли на третью ночь, —
И, брося маленькую дочь,
Ушла за ними Мариула. —
Я мирно спал — заря блеснула,
Проснулся я, подруги нет!
Ищу, зову — пропал и след —
Тоскуя, плакала Земфира,
И я заплакал — с этих пор

Постыли мне все девы мира;
Меж ими никогда мой взор

He выбирал себе подруги —
И одинокие досуги
Уже ни с кем я не делил. —Алеко:

Да как же ты не поспешил

Тот час во след неблагодарной
И хищникам и ей коварной

Кинжала в сердце не вонзил?Старик:

К чему? вольнее птицы младость;Кто в силах удержать любовь?Чредою всем дается радость;

Что было, то не будет вновь.

Алеко:

Я не таков. Нет, я не споря

От прав моих не откажусь!
Или хоть мщеньем наслажусь.
О нет! когда б над бездной моря

Нашел я спящего врага,
Клянусь, и тут моя нога
He пощадила бы злодея;
Я в волны моря, не бледнея,
И беззащитного б толкнул;
Внезапный ужас пробужденья
Свирепым смехом упрекнул,
И долго мне его паденья

Смешон и сладок был бы гул.Земфира на свиданье с молодым цыганом. Она торопится домой, так как ее муж «ревнив и зол». Цыган не отпускает, наконец Земфира вырывается, пообещав, что придет следующей ночью.

Ночью Алеко просыпается и, не найдя рядом Земфиры, идет по следу и натыкается на влюбленных.

Земфира кричит цыгану, чтобы он бежал, но Алеко вонзает в него нож со словами, обращенными к Земфире: «Теперь дыши его любовью».

Земфира:
Нет, полно, He боюсь тебя! —Твои угрозы презираю,

Твое убийство проклинаю.

Алеко:

Умри ж и ты!

(Поражает ее.)Земфира:

Умру любя…

Наступает утро. Алеко сидит на камне перед простертыми трупами. Пробудившиеся цыгане окружают его. Потом поднимают мертвых, роют могилы и погребают их, Алеко в отчаянии падает и лежит на земле,

Тогда старик, приближась, рек:«Оставь нас, гордый человек.

Мы дики; нет у нас законов.Мы не терзаем, не казним —He нужно крови нам и стонов —Ho жить с убийцей не хотим,..

Ты не рожден для дикой доли,Ты для себя лишь хочешь воли;Ужасен нам твой будет глас —Мы робки и добры душою,Ты зол и смел — оставь же нас,

Прости, да будет мир с тобою».

Цыгане уходят.

Эпилог

Волшебной силой песнопенья
В туманной памяти моей
Так оживляются виденья
То светлых, то печальных дней,
В стране, где долго, долго брани

Ужасный гул не умолкал,
Где повелительные грани

Стамбулу русский указал,
Где старый наш орел двуглавый

Еще шумит минувшей славой,

Встречал я посреди степей

Над рубежами древних станов

Телеги мирные цыганов»
Смиренной вольности детей.
За их ленивыми толпами
В пустынях часто я бродил,
Простую пищу их делил
И засыпал пред их огнями,
В походах медленных любил

Их песен радостные гулы —
И долго милой Мариулы
Я имя нежное твердил.

Ho счастья нет и между вами,
Природы бедные сыны!..
И под издранными шатрами

Живут мучительные сны.
И ваши сени кочевые
В пустынях не спаслись от бед,
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.

Источник: http://lit-helper.com/p_Kratkoe_soderjanie_poemi_Cigani_Pushkina_A_S

Краткое содержание «Цыганы» Пушкин

Цыгане кочуют по Бессарабии. Табор останавливается на ночь у реки. Лагерь затихает, все погружается в сон.

Только в одном шатре не спит старик. Он ждет свою дочь Земфиру, которая пошла прогуляться. Уже поздно, а девушки все нет. Наконец, Земфира появляется вместе с незнакомым юношей. Цыганка говорит отцу, что ее спутника зовут Алеко. Молодого человека преследуют власти, а он хочет стать цыганом. Теперь Алеко будет жить в таборе.

Старый цыган не возражает. Он готов делить кров и пищу с беглецом. Старик предлагает Алеко заняться каким-либо ремеслом: ковать железо или обходить с медведем села. Юноша согласен. Он остается с Земфирой и ее отцом.

* * *

Утром старый цыган будит молодых. Все собираются в дорогу. Лагерь разобран, цыгане выступают в путь.

* * *

Алеко идет рядом с Земфирой. Девушка интересуется, не жалеет ли он, что оставил городскую жизнь? Ведь там так красиво: каменные дома, женщины в нарядах и драгоценностях. Но Алеко уверяет Земфиру, что ничуть не жалеет о своем решении. В городах люди стыдятся своей любви, торгуют свободой и жаждут только денег. А Земфира прекрасна и без драгоценностей.

Отец девушки считает, что человек, рожденный в неге цивилизации, не всегда желает быть свободным и жить на воле. Он рассказывает об одном старике, который пел чудесные песни.

Его выслали из большого города к берегам Дуная за некую провинность. Этого старика все любили и почитали святым. Но изгнанник был несчастен. Он постоянно страдал, а когда умирал, то завещал, чтобы его кости перевезли на родину.

Алеко с изумлением узнает в рассказе цыгана судьбу римского поэта Овидия.

* * *

Пролетело два года. Алеко привык к кочевой жизни. Он водит по селам медведя и поет. Старый цыган бьет в бубен, а Земфира собирает деньги. В шатре живут втроем. Молодой изгнанник все реже вспоминает о минувшей жизни.

* * *

Старый цыган сидит на солнышке, а Земфира поет об опостылевшем муже. Она не боится гнева. Пусть ее хоть режут, жгут огнем, но женщина презирает и ненавидит супруга, а любит другого. Алеко просит Земфиру не петь эту песню, но цыганка отвечает, что ей нет дела до желаний мужчины. Алеко снова просит девушку замолчать. Тогда Земфира уходит и в сердцах бросает, что эта песня – об Алеко.

Старый цыган вспоминает, что мать Земфиры, качая колыбель дочери, пела такую же песню.

* * *

Ночью Земфира будит отца. Ей страшно: Алеко во сне скрежещет зубами, стонет и зовет ее. Отец считает, что Земфира очень дорога юноше, поэтому он даже во сне ищет возлюбленную. Цыганка отвечает, что ей надоела такая любовь. Алеко внезапно просыпается, и Земфира идет к нему. Цыганка успокаивает молодого человека: она ушла к отцу, потому что стало страшно.

* * *

Алеко жалуется старому цыгану на Земфиру, которая его разлюбила. Старик пытается утешить юношу, объясняет, что женское сердце легкомысленно. Он рассказывает историю о Мариуле – матери Земфиры. Их любовь длилась всего год. А потом повстречался другой табор, вместе с которым ушла и Мариула, бросив мужа и дочь.

Алеко возмущен, он не понимает, почему старик не поехал вслед и не отомстил. Но цыган удивлен не меньше: ведь любовь удержать невозможно. Алеко разгневан, если бы он повстречал на берегу моря спящего врага, то столкнул бы его в пучину и с наслаждением смотрел, как тот погибает.

* * *

Земфира убегает на свидание. Молодой цыган не хочет отпускать возлюбленную и просит ее побыть еще немного, но цыганка боится гнева Алеко. Она обещает вернуться, когда взойдет луна.

* * *

Алеко просыпается ночью и не видит Земфиру. Он идет ее искать, обходит кругом табор и находит в траве след, который ведет за курган. С тяжелым предчувствием юноша устремляется дальше и застает Земфиру с другим. Он слышит, как цыган уговаривает Земфиру остаться до рассвета.

Внезапно перед влюбленной парой появляется Алеко. Цыган пытается бежать, но ревнивец убивает его кинжалом, а затем расправляется и с Земфирой, которая осыпает Алеко проклятиями.

* * *

Утром убийца с окровавленным кинжалом сидит на камне. Цыгане копают могилу для Земфиры и ее возлюбленного. Молодую пару кладут вместе, прощаются с ними и засыпают землей.

Старый цыган подходит к Алеко и просит покинуть табор. В цыганском мире нет закона, люди не будут мстить или преследовать Алеко, но жить с убийцей не хотят. Старик упрекает юношу в том, что тот ищет волю лишь для себя, а другим в ней отказывает.

Читайте также:  Краткое содержание пушкин евгений онегин кратчайшее точный пересказ сюжета за 5 минут

Табор уезжает. В степи остается одна телега, но никто не приходит к этому месту на ночлег.

Эпилог

Автор рассказывает, что в Молдавии часто встречал цыганские таборы и бродил с ними. Он ночевал в шатрах, ел простую пищу, слушал песни и долго твердил имя прекрасной Мариулы. Но в среде диких цыган сложно встретить счастье. Беды и страсти находят их даже в степи, где столь же проблематично уйти от судьбы.

Источник: http://libaid.ru/katalog/p/pushkin-aleksandr/4151-kratkoe-soderzhanie-tsygany-pushkin

краткий пересказ ЦЫГАНЫ краткое содержание поэмы Цыганы

краткое содержание ЦЫГАНЫ

Поэма (1824, опубл. 1827)

Цыганский табор кочует по степям Бессарабии. У костра цыганская семья готовит ужин, невдалеке пасутся кони, а за шатром лежит ручной медведь. Постепенно все умолкает и погружается в сон. Лишь в одном шатре не спит старик, ждущий свою дочь Земфиру, ушедшую гулять в поле.

И вот появляется Земфира вместе с незнакомым старику юношей. Земфира объясняет, что встретила его за курганом и пригласила в табор, что его преследует закон и он хочет быть цыганом. Зовут его Алеко.

Старик радушно приглашает юношу остаться так долго, как он захочет, и говорит, что готов делить с ним хлеб и кров.

Утром старик будит Земфиру и Алеко, табор просыпается и отправляется в путь живописной толпой. Сердце юноши сжимается от тоски при виде опустевшей равнины. Но о чем он тоскует? Земфира хочет узнать это. Между ними завязывается разговор. Земфира опасается, что он жалеет об оставленной им жизни, но Алеко успокаивает ее и говорит, что без сожаления оставил «неволю душных городов».

В той жизни, что он бросил, нет любви, а значит, нет веселья, и теперь его желанье — всегда быть с Земфирой. Старик, слыша их разговор, рассказывает им старинное предание о поэте, который когда-то был сослан царем в эти края и томился душой по родине, несмотря на любовь и заботу местных жителей.

Але’ко узнает в герое этого предания Овидия и поражается превратности судьбы и эфемерности славы.

Два года кочует Алеко вместе с табором, вольный, как сами цыганы, не сожалея о покинутом. Он водит по деревням медведя и тем зарабатывает на хлеб.

Ничто не смущает покоя его души, но однажды он слышит, как Земфира поет песню, которая приводит его в смятение. В этой песне Земфира признается, что разлюбила его.

Алеко просит ее перестать петь, но Земфира продолжает, и тогда Алеко понимает, что Земфира неверна ему. Земфира подтверждает самые страшные предположения Алеко.

Ночью Земфира будит отца и говорит, что Алеко рыдает и стонет во сне, зовет ее, но его любовь постыла Земфире, ее сердце просит воли. Просыпается Алеко, и Земфира уходит к нему. Алеко хочет знать, где была Земфира.

Она отвечает, что сидела с отцом, потому что не могла перенести вида душевных мучений Алеко, которые он испытывал во сне.

Алеко признается, что видел во сне измену Земфиры, но Земфира уговаривает его не верить лукавым сновидениям.

Старый цыган просит Алеко не печалиться и уверяет, что тоска погубит его. Алеко признается, что причина его печали — равнодушие к нему Земфиры. Старик утешает Алеко, говорит, что Земфира — дитя, что женское сердце любит шутя, что никто не волен приказать сердцу женщины любить одного, как приказать луне застыть на месте.

Но Алеко, вспоминая часы любви, проведенные с Земфирой, безутешен. Он сокрушается, что «Земфира охладела», что «Земфира неверна». В назидание старик рассказывает Алеко о самом себе, о том, как был молод, как любил прекрасную Мариулу и как наконец добился взаимности. Но быстро миновала молодость, еще быстрее — любовь Мариулы.

Однажды она ушла вместе с другим табором, бросив маленькую дочь, эту самую Земфиру. И с тех пор «все девы мира» постыли старику. Алеко спрашивает, как смог старик не отомстить обидчикам, как мог не вонзить кинжала в сердце похитителя и неверной жены. Старик отвечает, что ничто не в силах удержать любовь, ничто нельзя вернуть, «что было, то не будет вновь».

Алеко уверяет старика, что сам он не такой, что он не может отказаться от своих прав или хоть насладиться мщением.

А в это время Земфира на свидании с молодым цыганом. Они условливаются о новом свидании нынешней ночью после захода луны.

Алеко тревожно спит и, пробудившись, не находит рядом Земфиры. Он встает, выходит из шатра, его объемлет подозренье и страх, он бродит вокруг шатра и видит едва приметный в звездном свете след, ведущий за курганы, и Алеко отправляется по этому следу.

Внезапно он видит две тени и слышит голоса двух влюбленных, которые не могут расстаться друг с другом. Он узнает Земфиру, которая просит своего возлюбленного бежать, но Алеко вонзает в него нож… В ужасе Земфира говорит, что презирает угрозы Алеко, и проклинает его.

Алеко убивает и ее.

Рассвет застал Алеко сидящим за холмом с окровавленным ножом в руке. Перед ним два трупа. Соплеменники прощаются с убитыми и роют для них могилы. В задумчивости сидит старый цыган.

После того как тела влюбленных были преданы земле, он подходит к Алеко и говорит: «Оставь нас, гордый человек!» Он говорит, что цыганы не хотят жить рядом с убийцей, с человеком, который «для себя лишь» хочет воли.

Старик промолвил это, и табор скоро снялся с места и скрылся в степной дали. Лишь одна телега осталась в роковом поле. Настала ночь, но никто не разложил пред ней огня и никто не переночевал под ее крышей.

Мир героев

Алеко — преследуемый «законом» беглец от цивилизации с ее «несвободой «, герой последней из цикла «байронических» поэм Пушкина, в которой до предела сгущены все (и без того заведомо неразрешимые) проблемы, какие ставит этот жанр.

А. хочет стать частью «дикого», естественного мира. Когда цыганка Земфира находит его среди пустынной степи, он следует за нею в табор, чтобы стать цыганом. Цыганы не против — их воля не знает запрета (здесь цепи предназначены исключительно для медведя), как не знает и постоянства.

Мудрый старик, отец Земфиры, объясняет это новичку — один раз, другой («…не всегда мила свобода / Тому, кто к неге приучен»). Тот заранее согласен — ибо любит Зем-фиру, желает быть всегда с нею — и стать «вольным жителем мира», как «птичка Божия» не знать заботы и труда.

Увы, он не догадывается, что цыганы свободны до конца; что при всей своей страстности они не ведают продолжительной, жаркой страсти, а значит, не знают и верности; что ему нужна свобода от чужого диктата, но он никогда не признает чужую свободу от себя самого.

Прежде всего — свободу Земфиры любить, кого она захочет.

Так байронически-фрагментарный сюжет, распадающийся на короткие драматические отрывки, приближается к неизбежной кульминации любовного (и смыслового) конфликта.

Пространствовав с любимой Земфирой два года, А.

вдруг слышит ее намекающую песню: «Старый муж, грозный муж Я другого люблю…» Это — саморазоблачение, контрастно оттененное Земфириным ответом, последовательно-свободным: «ты сердиться волен».

Развязка близка; ее ничто остановить не в силах — даже третье (по литературно-фольклорному счету обязательно последнее) предупреждение старика. Узнав от Земфиры, что русский во сне страшно стонет и рыдает, он вызывает А.

на разговор: вновь напоминает, что «здесь люди вольны», рассказывает поучительную историю о своей любви к матери Земфиры, Мариуле, ушедшей с цыганом из другого табора; все напрасно. Застав Земфиру с другим, А. убивает обоих. То есть вершит суд, возможный лишь там, где есть закон.

Описав полный круг, действие возвращается в исходную точку — европеец, бежавший от закона на волю, сам судит волю по закону, им же и установленному. Чего же стоит свобода, не сулящая счастья? Чего же стоит цивилизация, от которой не скрыться — ибо она гнездится в самом человеке? А.

не находит ответа — он остается совершенно один, отвергнутый (но неосужденный!) табором. В отличие от кавказского пленника из одноименной поэмы Пушкина, он не может вернуться и в «русское», европейское пространство, туда, где «Наш орел двуглавый/ Еще шумит минутной славой».

По закону жанра обстоятельства жизни героя соотнесены с обстоятельствами жизни автора (который и сам «милой Мариулы имя нежное твердил»). Связующим звеном между ними служит не только автобиографический эпилог, не только имя А., сквозь которое просвечивает имя самого Пушкина — Александр.

Очень важно предание об Овидии, которое — опять-таки в воспитующих целях — рассказывает старик. Именно с Овидием, которого Рим изгнал из центра империи на северную окраину, в придунайские области, сравнивает себя Пушкин в стихах периода южной ссылки.

Именно с Овидием, который среди вольного народа тосковал по империи, сравнивает А. старик. И все же черта, отделяющая внутренний мир автора от внутреннего мира героя, проведена отчетливо. Автор уже постиг, что «всюду страсти роковые / И от судеб защиты нет»; он опытнее и мудрее А.

; он не столько рифмует свои переживания с чувствами героя, сколько холодно и жестко анализирует его душевный мир.

Фраза старика, обращенная к А., — «Смирися, гордый человек» — послужила отправной точкой для историософских построений «Пушкинской речи» Ф. М. Достоевского (1880); образ А. стал для Достоевского олицетворением индивидуалистического, богоборческого начала западноевропейской культуры; ему противостоит Татьяна Ларина, олицетворяющая смиренное начало русской соборности.

Земфира — молодая придунайская цыганка, полюбившая русского полудобровольного изгнанника Алеко и приведшая его в табор. 3. принципиально отличается от всех остальных героинь «байронических» поэм Пушкина.

В результате встречи с чужим культурно-историческим опытом она не меняется сама — и не меняет своего избранника, «русского европейца». Какой читатель встречает 3.

в начале поэмы — вольной, страстной, беспечной, — такой провожает в могилу (когда, наскучив двухлетней связью с Алеко, она открыто предпочитает ему цыгана — и гибнет от кинжала русского ревнивца). 3. призвана олицетворять неизменное беззаконие, изменчивую беспечность «дикой» свободы — и только.

Ее сюжетное предназначение состоит не в том, чтобы (подобно черкешенке из «Кавказского пленника») выйти за пределы первобытной естественности; не в том, чтобы (подобно Марии в «Бахчисарайском фонтане») осенить магометанскую душу влюбленного в нее героя христианским крестом.

Но исключительно в том, чтобы спровоцировать Алеко (как-никак преследуемого законом) на вынесение «приговора» и ценой своей гибели обнаружить невозможность последовательного отказа от «цивилизации», немыслимость для европейца обрести счастье в естественном мире.

Источник: http://geum.ru/opus/highly-198810.php

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector