Краткое содержание тынянов восковая персона точный пересказ сюжета за 5 минут

Ю. Н. Тынянов. Восковая персона. ГЛАВА Первая. Что больше всего беспокоит умирающего Петра I?

Краткое содержание Тынянов Восковая персона точный пересказ сюжета за 5 минут

Что больше всего беспокоит умирающего Петра I?

Умирающего Петра I более всего терза­ет мысль о том, что некому ему доверить свой «немалый корабль» — Россию. Он верно оценивает и силы и интересы своих близких. Сам он трудился для отечества, у других такого желания нет.

Сопоставьте размышления Петра и Данилыча, герцога Ижорского. Каким предстает в этой главе Меншиков? Что беспокоит его? О чем он ду­мает? Какие детали в его портрете подчеркивает автор?

В первой главе Меншиков прежде все­го — накопитель, жадный до всякого но­вого приобретения, целиком подчинен­ный этой страсти. Собственная жадность удивляет самого Данилыча: «Чем боле володею, тем боле рука горит…» Портрет Меншикова нарисован бегло: «У него был нос вострый, пламенный, и сухие руки».

Но владевшее им чувство собственника, постоянно пекущегося о своих владениях, автор описывает достаточно подробно: и как он любил, чтобы все огнем горело в его руках, и как размышлял о своих бес­численных владениях.

Как изменяется настроение Данилыча, когда ему говорят о близкой смерти императора?

«Данилыч почувствовал легкий озноб и потрясение… Он почувствовал восторг, что как бы восторгают его над полом и он как бы возносится в воздухе над своим со­стоянием. Все переменилось в нем».

Обратите особое внимание на как бы под­слушанный автором предсмертный бред Петра. Какие чувства охватывают вас при чтении этих страниц? Как удается Тынянову вызвать у читателя эти чувства?

Читатель почти слышит предсмертный бред Петра. Сначала это наблюдение за рисунками на лазури печных изразцов, затем — общение с картинами, которые украшают кафельные плитки. «И про­щай, море, и прощай, печь».

И затем, в этом предсмертном бреду, — прощание со всем, что всплыло в памяти благода­ря рисункам печных изразцов.

Сколько раз умирающий произносит слова «Про­щай!», «Прощайте!»… И потом «он пла­кал без голоса в одеяло».

Проследим за движением мыслей Петра. Как воспринимает он «синие голландские кафли», на которые смотрит? Какие мысли возникают у не­го? Какое слово повторяется как рефрен? Почему оно выделено автором в особую строку?

Предсмертные мысли Петра прослеже­ны очень точно. Мы уже попытались на­блюдать за тем, как это сделано в тексте. Рисунок на плитке вызывает воспомина­ние, а оно пробуждает мысли о том, что было, что нужно бы сделать, что не сдела­но. И каждое решение выделяется в от­дельную строку. Такая разбивка строк по­могает услышать ритм чередования мыс­лей и воспоминаний в сознании Петра I.

Мысль Петра развивается не столько логи­чески, сколько эмоционально; воспоминания всплывают одно за другим. Чем дороги ему эти воспоминания? Что делает образ Петра не только величественным, но и трагическим?

Быстрая смена картин и возможность их связать воедино помогают представить и широту интересов умирающего челове­ка, и глубину, силу его чувств, и масштаб его личности. Сразу же становится оче­видным и размах свершений и отсутст­вие рядом того, кто хотя бы смог это по­нять.

Вся пятая часть главы пронизана лиризмом, читается как стихотворение в прозе. Попробуйте ее так прочитать.


При подготовке исполнения пятой час­ти первой главы стоит подумать о том, как передать ритм следования мыслей и чувств Петра, как заставить себя показать не только смену эпизодов, но и общий настрой этого повествования, взволнованно­го, несущего ощущение безнадежности, трагичности.

О каких «великих утайках» первых людей государства идет речь во второй и шестой частях главы? Почему Петру не на кого оставить тот «не­малый корабль», которому отдана вся жизнь?

Нам не так уж важна суть «великих утаек» первых людей государства. Важно то, что все эти «утайки» никак не помога­ли прочности «немалого корабля», кото­рому отдал жизнь Петр. Мелочь эгоисти­ческих решений противостоит масштабу государственных интересов, которыми жил Петр I.

Источник: http://vsesochineniya.ru/yu-n-tynyanov-voskovaya-persona-glava-pervaya-chto-bolshe-vsego-bespokoit-umirayushhego-petra-i.html

Восковая персона: Что больше всего беспокоит умирающего Петра I?

На уроке мы познакомились с произведением Тынянова и петровской эпохой. Восковая персона Петра 1 возвращает нас во времена, когда самодержец и его блестящая пора подходит к концу. Автор показал часы, когда государь был при смерти. И вот предлагаем вам ознакомиться с кратким содержанием главы, которая поможет понять, что именно беспокоило умирающего Петра Первого.

Наше краткое изложение повести начинается известием о том, что только недавно государь пировал, а сейчас извивается от боли. Он умирал и беспокоился о том, что много начатых трудов еще не закончено. Переживал сильно, ведь не на кого было оставить правление государством, вокруг одни недруги, предатели и воры. Сестра его хитра, бывшая жена — глупа, Меньшиков — вор.

А в это время граф у себя дома ожидал вызова к царю. Ждал со страхом, ведь его должны были призвать к ответу. Очень уж любил он взятки, земли, деньги, поэтому и обирал казну как мог. Ночами же подсчитывал наворованное.

Теперь же ждал судной расправы, страшился каторги, планировал побег, поэтому и перевел деньги на счет в европейском банке. И пришел тут к Меньшикову Растрелли, который запланировал создать посмертную маску Петра из воска.

Узнав о том, что царю жить недолго, Меньшиков успокоился, при этом дал добро на то, чтобы Растрелли занялся запланированной копией.

Что беспокоит умирающего Петра?

И вот Александра Данилыча призвали к правителю. И тут мы видим царя в бреду. Ему снятся разные сны, которые он не записывает в кабинетный журнал, так как очень своих снов боится. Петр осознает, осталось ему совсем немного, рассматривая помещение он понимает, что больше не посмотрит на море. От этого слезы катятся по лицу.

Он прощался с жизнью и жалел о том, что не казнил Данилыча и Екатерину, возвращался мысленно к замкам, каналам, улочкам. Он прощался со своим огромным кораблем — государством, понимая, что болезнь его не отпускает. А потом увидел таракана, которого захотел убить, так как очень их страшился. Но потерял сознание.

Когда очнулся, то увидел сенаторов, что дежурили у его кровати.

В это время в другой комнате расположился Алексей Мякинин. Человек, которому было поручено собрать все сведения о Катерине, Данилыче и их деятельности. Попросил о данной услуге Петр Первый, сказав, чтобы тот рапортовал ему ежедневно.

Документы были разложены перед Алексеем. Он хорошо поработал, так как узнал о суммах, что перечислил Данилыч. Откопал интересную информацию и о Екатерине. Вот только в этот день никто его не звал, все забыли.

Он слышал лишь топот в соседней комнате, где находился царь.

Алексей, учуяв что-то неладное, уничтожил все бумаги, что касались Катерины. Порвав их, он сунул в сапог, цифры же записал. Вдруг чего, он смог бы все восстановить. И тут к нему зашла ее величество.

Она указала Мякинину на дверь, бумаги же не дала забрать. А там в папку было пришито очень много дел, об Апраксине, о людях из Сената, о взятках и тайниках, купцах, много информации было и о Меньшикове.

Утром в Сенате подписали приказ об освобождении каторжников, которые должны были молиться за здоровье правителя.
Меньшиков приказывает удвоить караулы, уже все стали говорить о скорой смерти царя.

Правда о плохом здоровье многим из кабака было известно еще раньше. Знали все и о том, что собираются сделать царскую копию, поэтому по стране скупается воск и крепкий дуб.

В разговорах многие считали, что после смерти государя возглавит страну Меньшиков.

(5

Источник: http://sochinyshka.ru/voskovaya-persona-chto-bolshe-vsego-bespokoit-umirayushhego-petra-i.html

«Восковая персона», краткое содержание: «авансцена» истории»

Искусство и развлечения 10 сентября 2015

Это рассказ о внезапной, неожиданной кончине Петра Первого, не оставившего наследника на престоле, о мыслях и чувствах, обуревавших первых людей государства, зарившихся на власть. В повести (то же самое являет нам ее краткое содержание) «Восковая персона» Тынянов по главам представит характеры деятелей той эпохи (Екатерины, Меньшикова, Ягужинского) и воссоздаст её мрачную атмосферу.

Глава первая – умирать тяжело

«А ведь еще недавно было пито. Да, как пито!» А вот теперь он уходит. Трудно умирает государь Петр Алексеевич. Один, совсем один. Из сна, из полузабытья мечутся мысли, которые, он это осознает, уже никогда не воплотить в дела. И почему он умирает, знает: отравили, подлые, специальное именно для него готовили питьецо.

Неужели среди трудов недоделанных придется умирать? И во сне приходят мысли. Труды для кого были? Для страны, для Отечества. Тяжела была эта ноша. На себе перетаскивал ее с одного трудного места на другое. Проснулся уже в ранних сумерках, один, всеми заброшенный. Лежал без мыслей, но стало светлеть. И снова появились мысли: надо бы в Сенат.

В токарню бы сходить, да сам не может, но дела в нем бродят. И когда проснулся совсем, понял: приходит ему конец скорый. Прощай, море и кортик с портупеей, канаты, паруса, дело навигацкое, морской ветер. Все прощай! И ты, прощай, немалый корабль. Рушится все, что он сделал и завоевал. Он плакал, но гнева не было. Так начинается рассказ «Восковая персона».

Читайте также:  Краткое содержание рид всадник без головы точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание первой главы его говорит о страданиях человека, болеющего душой о делах государства с «великим тщанием и радением».

Живых же одолевали дела житейские. Светлейший князь Меньшиков тосковал, что нет дел, а значит, не бегут к нему деньги. Но и было страшно перед той громадой, которая ему подвластна.

Пришел Растрелли и выпрашивал у Меньшикова возможность сделать посмертную маску с императора. Рассказ «Восковая персона» (краткое содержание) показывает и мелочные мыслишки людей, стремящихся как-то и себе отхватить «кусок».

Все, все знали, что Петр Алексеевич скоро умрет.

Глава вторая – куншткамера

Начиналось любимое детище еще в Москве, потом перевели в Санкпетерсбурк. Но народ мало заглядывал, чтобы посмотреть на уродов, плавающих в спирту. Поэтому каждому, кто приходил, стали давать водку и цукерброды.

И головы тут были заспиртованные, и младенцы, и чучела зверей, и минералы, и болваны, вырытые из земли. По всей стране собирали указом и монстров, и уродов. Но не только заспиртованных, но и живых людям показывали.

И были там шестипалый и двупалые уроды, прислуживали.

Глава третья – смерть

Было ни светло, ни темно, шел снег. Зазвонили – умер государь.

Глава четвертая – кому быть?

Данилыч места себе не находил, пока не решил и Сенат не убедил – быть «царству бабьему». И в это время в дом тихонько вошел господин Растрелли вместе со своим подмастерьем и пообещал императрице снять подобие полубога. Через полчаса все было закончено. Растрелли быстро поехал в амбар, где он обычно работал, растопили воск и началось…

А Екатерина спала и проснулась Мартой. Вся жизнь привиделась ей: и приемные родители, и коровы в хлеву, друг любезный Монс, истинно любезный кавалер. Совершив утренний туалет, вышла она в парадную залу и возрыдала.

Но очень скоро утешилась с молодым офицером. Рассказ «Восковая персона» (краткое содержание) передает, какую пустоголовую и глупую женщину приблизил к себе и сделал императрицей Петр Великий.

Она как была деревенской девкой, так ею и осталась.

Тем временем работа Растрелли кипела. Он замешивал воск со змеиной кровью, делал, переделывал, и, наконец, портрет вчерне был готов. Одновременно он был и похож, и не похож. И спустя несколько дней в палате под балдахином сидела восковая кукла, одетая в парадные коронационные одежды.

Это так не понравилось Екатерине, что она велела огородить «Петра» и боялась близко подходить к нему. Так он и сидел, всеми покинутый и ненужный, пока не решили его определить в куншткамеру. Там ему место.

«Восковая персона» (краткое содержание) по главам показывает, что людей, вровень с Петром, в конце жизни его не было вообще.

Глава пятая – Ягужинский и Меньшиков

Павел Иванович Ягужинский, «государево око», тосковал. Он уцелел после переворота, но был недоволен. «Чинить надзор, чтобы дело стояло и чтобы оно шло, и кого надлежит бить по рукам».

Данилыча метнуло высоко, Остерман – темный человек, Апраксин – вор, Голицыны, Долгоруковы – боярская спесь, господа гвардейцы – нахлебнички. Теперь он один. Может, из Сибири вернуть Шафирова, Шаюшкина? Город может запустеть к лету.

Скажут, что место болотное, и разбегутся.

Воск свезли в куншткамеру ночью. В палатах очистили большой угол и усадили. И все то – воск, не более. Зачем сделан? Для чего сидит? Глаза открыты, в окно смотрит, одетый, обутый.

Рассказ «Восковая персона» (краткое содержание) по главам опишет, как люди и боялись и не понимали Петра Алексеевича, ни живого, ни мертвого…

Александр Данилыч вознесся, а радости, азарта не было. Стал «приручать» Екатерину – уж очень хотелось править. Он стал осторожен, перестал насмехаться. «Такова ему пришлась власть».

И вот в Сенате случился скандал: и крик, и брань, и драка. Это между первыми людьми государства. Куда идти? В куншткамеру – к нему. Сняв шляпу, стал Павел Иванович Ягужинский подходить. И встал воск, и сделал рукой благоволение. Генеральный прокурор стал жаловаться, сказал, что его ждет арест, и от кого? От сына конюха! Тогда воск сел на кресло, а Павел Иванович, совсем ослабев, ушел.

Прибыл туда и Данилыч. Медленно пошел на воск, на подобие, а рука куклы указывала: вон. «Восковая персона» (краткое содержание) показывает, как Петр управлял своими подданными и после смерти: так продолжает действовать страх.

Глава шестая – городу быть

Екатерина, став императрицей, изволила развлечься на первое апреля: в разных частях города разорвались залпы. Все забегали – не пожар ли, который сметет и арсенал, и город, не наводнение ли? Екатерина Алексеевна веселилась. А что? Траур кончился. И ей было весело.

Сановито и богато оделся Меньшиков и поехал к матушке.

Вошел – отшатнулся, рядом с ней стоял Пашка Ягужинский и что-то нашептывал на ухо. И Екатерина смеялась. И поедет Павел Иванович не в Сибирь, а послом в Вену. «Он понимал, что выиграл, а победы нет».

А в куншткамере изменилось немного. Воск по-прежнему стоял, указывая на дверь. Вокруг разместилось все его, Петрово, хозяйство: собачки, лошадка Лизетта, что носила его в Полтавском сражении, попугай гвинейский.

Сложен язык, воспроизводящий лексику Петровской эпохи, которым пользуется Юрий Тынянов. «Восковая персона» (краткое содержание) воссоздает бессмысленность террора, подозрительность как основу отношений и ужас перед полным уничтожением человеческого достоинства.

Так заканчивается рассказ, который открывает повествование о начавшихся после смерти Петра дворцовых переворотах. После него на престоле остались Романовы, у которых не было ни одной капли русской крови.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Искусство и развлечения
Рассказ Эдгара По «Убийство на улице Морг»: краткое содержание и история создания.

Другие рассказы цикла об Огюсте Дюпене

Эдгар По – человек удивительной судьбы. Будучи великолепным писателем и поэтом, среди современников он был более известен как литературный критик.

Кроме того, он также стал родоначальником детективного жанра. Ве…

Искусство и развлечения
Роман Гончарова «Обрыв»: краткое содержание и история создания

Роман Гончарова «Обрыв» — это третья и заключительная часть знаменитой трилогии, в которую также входят книги «Обыкновенная история» и «Обломов». В этом произведении автор продолжил…

Искусство и развлечения
Гончаров «Обыкновенная история»: краткое содержание и история создания

Десятилетие. Это много или мало? Спустя десять лет после публикации Пушкиным его романа в стихах «Евгений Онегин» Иван Александрович Гончаров решил внести коррективы в «героя времени». Он своим…

Искусство и развлечения
«50 оттенков серого»: краткое содержание и история создания

Одним из самых популярных литературных произведений современности является «50 оттенков серого». Краткое содержание читали те, кто не успел еще прочесть книгу в полном объеме. Потому сложно найти человека, который не …

Искусство и развлечения
Опера «Снегурочка» Римского-Корсакова: краткое содержание и история создания

Действие оперы происходит в доисторическое время в стране берендеев. Действующие лица: Весна-красна, Мороз, ближний боярин Бермята, Бакула, пастух Лель, Берендей. В сценах участвуют также Снегурочка, Купава, Мизгирь, …

Искусство и развлечения
«Гранатовый браслет» — краткое содержание непростой истории

Пьеса А. Куприна «Гранатовый браслет», краткое содержание которой приведено в нашей статье, является небольшим литературным произведением. По сюжету дело происходит осенью, на курорте, расположенном на сев…

Искусство и развлечения
«Барышня-крестьянка», краткое содержание и история создания

«Барышня-крестьянка», краткое содержание которой мы будем рассматривать, входит в цикл, названный А. С. Пушкиным «Повести Белкина». Это первые доведенные писателем до конца прозаические произве…

Искусство и развлечения
«Легенда об Арионе» — краткое содержание и история написания

Литература Греции – самая древняя на планете. Созданные греками античные тексты стали эталонами и до эпохи Возрождения изучались в европейских университетах. Греки, благодаря присущему им чувству пропорции и сим…

Новости и общество
Северин Боэций, «Утешение философией»: краткое содержание, цитаты, история написания

Северин Боэций – так принято кратко называть этого известного римского общественного деятеля, философа, музыканта и христианского богослова. На самом деле документы, дошедшие до нас, содержат немного другое имя….

Искусство и развлечения
Интересная сказка и ее краткое содержание. «Золушка» — чудесная история со счастливым концом

В статье описана интересная сказка, дано ее краткое содержание. Золушка, история которой известна, наверное, каждому, любима всеми детьми в мире. Еще раз напомним, о чем говорится в этом произведении.Часть пер…

Источник: http://monateka.com/article/126814/

Книга Восковая персона. Содержание — Юрий Тынянов Восковая персона

Доктор вернейший, потщись мя лечити,

Болезненну рану от мя отлучити.

Акт о Калеандре

Еще в четверг было пито. И как пито было! А теперь он кричал день и ночь и осип, теперь он умирал.

А как было пито в четверг! Но теперь архиятр Блументрост подавал мало надежды. Якова Тургенева гузном тогда сажали в лохань, а в лохани были яйца.

Но веселья тогда не было и было трудно. Тургенев был старый мужик, клекотал курицей и потом плакал – это трудно ему пришлось.

Каналы не были доделаны, бечевник невский разорен, неисполнение приказа. И неужели так, посреди трудов недоконченных, приходилось теперь взаправду умирать?

От сестры был гоним: она была хитра и зла. Монахине несносен: она была глупа. Сын ненавидел: был упрям. Любимец, миньон, Данилович – вор. И открылась цедула от Вилима Ивановича к хозяйке, с составом питья, такого питьеца, не про кого другого, про самого хозяина.

Читайте также:  Краткое содержание о корени происхождения глуповцев салтыкова-щедрина точный пересказ сюжета за 5 минут

Он забился всем телом на кровати до самого парусинного потолка, кровать заходила, как корабль. Это были судороги от болезни, но он еще бился и сам, нарочно.

Екатерина наклонилась над ним тем, чем брала его за душу, за мясо, —

И он подчинился.

Которые целовал еще два месяца назад господин камергер Монс, Вилим Иванович. Он затих.

В соседней комнате итальянский лекарь Лацаритти, черный и маленький, весь щуплый, грел красные ручки, а тот аглицкий, Горн, точил длинный и острый ножик – резать его.

Монсову голову настояли в спирту, и она в склянке теперь стояла в куншткаморе, для науки.

На кого оставлять ту великую науку, все то устройство, государство и, наконец, немалое искусство художества?

О Катя, Катя, матка! Грубейшая!

Данилыч, герцог Ижорский, теперь вовсе не раздевался. Он сидел в своей спальной комнате и подремывал: не идут ли?

Он уж так давно приучился посиживать и сидя дремать: ждал гибели за монастырское пограбление, почепское межевание и великие дачи, которые ему давали: кто по сту тысячей, а кто по пятьдесят ефимков; от городов и от мужиков; от иностранцев разных состояний и от королевского двора; а потом – при подрядах на чужое имя, обшивке войска, изготовлении негодных портищ – и прямо из казны. У него был нос вострый, пламенный, и сухие руки. Он любил, чтоб все огнем горело в руках, чтоб всего было много и все было самое наилучшее, чтобы все было стройно и бережно.

По вечерам он считал свои убытки:

– Васильевский остров был мне подаренный, а потом в одночасье отобран.

В последнем жалованье по войскам обнесен. И только одно для меня великое утешение будет, если город Батурин подарят.

Светлейший князь Данилыч обыкновенно призывал своего министра Волкова и спрашивал у него отчета, сколько маетностей числится у него по сей час.

Потом запирался, вспоминал последнюю цифру, пятьдесят две тысячи подданных душ, или вспоминал об убойном и сальном промысле, что был у него в архангельском Городе, – и чувствовал некоторую потаенную сладость у самых губ, сладость от маетностей, что много всего имеет, больше всех, и что все у него растет. Водил войска, строил быстро и рачительно, был прилежный и охотный господин, но миновались походы и кончались канальные строения, а рука была все сухая, горячая, ей работа была нужна, или нужна была баба, или дача?

Данилыч, князь Римский, полюбил дачу.

Он уже не мог обнять глазом всех своих маетностей, сколько ему принадлежало городов, селений и душ, – и сам себе иногда удивлялся:

– Чем боле володею, тем боле рука горит.

Он иногда просыпался по ночам, в своей глубокой алькове, смотрел на Михайловну, герцогиню ижорскую, и вздыхал:

– Ох, дура, дура!

Потом, оборотясь пламенным глазом к окну, к тем азиятским цветным стеклышкам, или уставясь в кожаные расписные потолки, исчислял, сколько будет у него от казны интересу; чтоб показать в счетах менее, а на самом деле получить более хлеба. И выходило не то тысяч на пятьсот ефимков, не то на все шестьсот пятьдесят. И он чувствовал уязвление. Потом опять долго смотрел на Михайловну:

– Губастая!

И тут вертко и быстро вдевал ступни в татарские туфли и шел на другую половину, к свояченице Варваре. Та его понимала лучше, с той он разговаривал и так и сяк, аж до самого утра. И это его услаждало. Старые дурни говорили: нельзя, грех. А комната рядом, и можно. От этого он чувствовал государственную смелость.

Но полюбил притом мелкую дачу и так иногда говорил свояченице Варваре или той же Михайловне, Почепской графине:

– Что мне за радость от маетностей, когда я их не могу всех зараз видеть или даже взять в понятие? Видал я десять тысяч человек в строях или таборах, и то – тьма, а у меня на сей час по ведомости господина министра Волкова их пятьдесят две тысячи душ, кроме еще нищих и старых гулящих. Это нельзя понять. А дача, она у меня в руке, в пяти пальцах зажата, как живая.

И теперь, по прошествии многих мелких и крупных дач и грабительств и ссылке всех неистовых врагов: барона Шафирки, еврея, и многих других, он сидел и ждал суда и казни, а сам все думал, сжав зубы:

«Отдам половину, отшучусь».

А выпив ренского, представлял уже некоторый сладостный город, свой собственный, и прибавлял:

– Но уж Батурин – мне.

А потом пошло все хуже и хуже; и легко было понять, что может быть выем обеих ноздрей – каторга.

Оставалась одна надежда в этом упадке: было переведено много денег на Лондон и Амстердам, и впоследствии пригодятся.

Но кто родился под планетой Венерой – Брюс говорил про того: исполнение желаний и избавление из тесных мест. Вот сам и заболел.

Теперь Данилыч сидел и ждал: когда позовут? Михайловна все молилась, чтоб уж поскорей.

И две ночи он уже так сидел в параде, во всей форме.

И вот, когда он так сидел и ждал, под вечер вошел к нему слуга и сказал:

– Граф Растреллий, по особому делу.

– Что ж его черти принесли? – удивился герцог. – И графство его негодное.

Но вот уже входил сам граф Растреллий. Его графство было не настоящее, а папежское: папа за что-то дал ему графство, или он это графство купил у папы, а сам он был не кто иной, как художник искусства.

Его пропустили с подмастерьем, господином Лежандром. Господин Лежандр шел по улицам с фонарем и освещал дорогу Растреллию, а потом внизу доложил, что просит пропустить к герцогу и его, подмастерья, господина Лежандра, потому что бойчей знает говорить по-немецки.

Их допустили.

По лестнице граф Растреллий всходил бодро и щупал рукой перилы, как будто то был набалдашник его собственной трости. У него были руки круглые, красные, малого размера. Ни на что кругом он не смотрел, потому что дом строил немец Шедель, а что немец мог построить, то было неинтересно Растреллию. А в кабинетной – стоял гордо и скромно.

Рост его был мал, живот велик, щеки толстые, ноги малые, как женские, и руки круглые. Он опирался на трость и сильно сопел носом, потому что запыхался. Нос его был бугровый, бугристый, цвета бурдо, как губка или голландский туф, которым обделан фонтан. Нос был как у тритона, потому что от водки и от большого искусства граф Растреллий сильно дышал.

Он любил круглоту и если изображал Нептуна, то именно брадатого, и чтоб вокруг плескались морские девки. Так накруглил он по Неве до ста бронзовых штук, и все забавные, на Езоповы басни: против самого Меньшикова дома стоял, например, бронзовый портрет лягушки, которая дулась так, что под конец лопнула. Эта лягушка была как живая, глаза у ней вылезли.

Такого человека, если б кто переманил, то мало бы дать миллион: у него в одном пальце было больше радости и художества, чем у всех немцев. Он в один свой проезд от Парижа до Петерсбурка издержал десять тысяч французской монетой. Этого Меньшиков до сих пор не мог позабыть. И даже уважал за это. Сколько искусств он один мог производить? Меньшиков с удивлением смотрел на его толстые икры.

Уж больно толстые икры, видно, что крепкий человек. Но, конечно, Данилыч, как герцог, сидел в креслах и слушал, а Растреллий стоял и говорил.

1

Источник: https://www.booklot.ru/genre/proza/russkaya-klassicheskaya-proza/book/voskovaya-persona/content/421087-yuriy-tyinyanov-voskovaya-persona/

Юрий Тынянов «Восковая персона»

Здесь вы сможете найти сам текст произведения  http://az.lib.ru/t/tynjanow_j_n/text_0050.shtml

  1. Как отнеслись первые люди государства к смерти Петра I? Какие детали в поведении Екате­рины подчеркивают неискренность ее пережива­ний?
  2. Очень четко описаны в повести первые часы после смерти государя. Манера по­вествования в повести суровая и ясная.

    И Екатерина, и Данилыч, и все прочие обозначили свое горе достаточно отчетли­во. У Данилыча «глаза покраснели, стали волчьи, злые от грусти… Екатерина воз­рыдала. Кто в первый раз услыхал этот рев, тот испугался, тот почуял — есть хо­зяйка. И нужно реветь. И весь дом заре­вел и казался с улицы разнообразно реву­щим».

  3. Какой предстает восковая персона в вос­приятии «хозяйки», «ее самодержавия»? Почему даже восковое подобие императора продолжает беспокоить живых?
  4. «Гипсовый портрет смотрел на всех яй­цами надутых глаз, две морщины были на лбу, и губа была дернута влево, а скулы набрякли материею и гневом… И ей не мог быть приятен вид, откры­вавшийся в палате: на возвышенных креслах, под балдахином сидело восковое подобие… Сидит один, и неизвестно, для чего он нужен… И хоть оно восковое, а все в императорском звании». Таковы мысли, которые возникали при взгляде на воско­вую персону.

  5. Сопоставьте две фразы из восьмой части четвертой главы: «Сидит один, и неизвестно, для чего он нужен…» и «Итак он сидел, ото всех поки­нутый…». Что отличает их друг от друга, кому они принадлежат? Почему восковое подобие отправ­лено в кунсткамеру («Там ему место»)?
  6. Первая фраза передает сомнения «хо­зяйки», а вторая — оценку ситуации ав­тором. Обе они объясняют причину, по ко­торой восковое подобие было отправлено в кунсткамеру.

  7. В пятой главе, как и во второй, дается опи­сание кунсткамеры от лица свидетеля всего проис­ходящего. Одинаковы ли эти описания? Обратите внимание на сам тон повествования. Как изобра­жена «встреча» восковой персоны с одним из жи­вых «монстров» кунсткамеры?
  8. В пятой главе описана процедура пере­мещения восковой персоны в кунсткаме­ру и события, которые там произошли. Сначала к персоне приблизился шестипа­лый, а позже и сам господин Ягужинский. И оба они не знали, что персона мо­жет подняться при нажиме на особую пру­жинку, и оба были потрясены тем, что восковая персона поднялась во весь рост.

  9. Тынянов, часто говоря о восковом подобии императора, употребляет слова «сидел», «сидит». Почему же «воск встал», указав на дверь гене­рал-прокурору Ягужинскому? Что означает этот жест и относится ли он только к Ягужинскому?
  10. Говоря о восковой персоне, автор имеет в виду тот облик, который придал ему скульптор. Выражение «воск встал», ско­рее всего, подчеркивает то, что даже воско­вое подобие все же хранит в себе отблеск былой власти и сильнее тех, кто пытается проявить неуважение даже к восковому изображению великого императора.

Петровское время в произведении Ю. Н. Тынянова «Восковая персона»

В повести «Восковая персона» Юрий Николаевич Тынянов обращается к Петровской эпохе, продолжая художественно исследовать природу и противоречия русского самодержавия. Но и тут «посредником» между Тыняновым и эпохой оказался, разумеется, Пушкин. Для великого поэта воплощением Петра, его дел и устремленности в будущее стал памятник Фальконе.

Однако Пушкин строит свою поэму «Медный всадник» на антитезе, которой в памятнике нет. В «Медном всаднике» важнейшее значение имеет противопоставление Петра, «мощного властителя судьбы», Евгению, предстающему тут «игралищем судьбы» и ее жертвой.

Хвала Петру, одическое изображение того, что он сотворил, неотделимо в поэме от печального рассказа про «бедного» Евгения, вступившего в своеобразный конфликт с кумиром на бронзовом коне. Введя в поэму Евгения, Пушкин поставил острейшую проблему противоречивости исторического прогресса.

Поэт дал свое решение и вместе с тем, как и в других случаях, «открыл» сложную тему для художников будущих поколений. Тынянов обращается к тому моменту жизни Петра, когда царь перестает быть «властелином судьбы» и сам становится ее жертвой. Этой иронии «избегли немногие исторические деятели» .

В тыняновском повествовании сама смерть Петра является как бы результатом или, во всяком случае, символом смены эпох, исторических сдвигов. Писатель берет именно тот момент, когда разгул цинизма, низменных страстей, растления в среде господствующих классов уже никак и ничем оправдать невозможно. «Иронию» происходящих событий ощущает в «Восковой персоне» сам умирающий Петр.

Он видит, как приостанавливается дело всей его жизни, и горько переживает свое бессилие что-либо изменить. Причина не столько в его болезни, сколько в том, что он оказался перед лицом обстоятельств и фактов, с которыми ему не совладать.

Симпатии писателя к Петру, предстающему фигурой трагической, несомненны, но столь же несомненно стремление избежать какой бы то ни было идеализации образа царя и всей ситуации, складывающейся к моменту его смерти. Петр чувствует, что умирает среди трудов незаконченных, но могли ли они быть вообще продолжены так, как хотелось бы царю? Ему снится ноша — та, что он тащил на себе всю жизнь.

Во сне он перетаскивает ее с места на место в абсолютной пустоте. Что означает «пустота» для болезненного сознания Петра? Многое. Меншиков — «любимец миньон» -вор. И не один лишь Данилыч вор.

Рядом с комнатой, где умирает царь, в каморке сидит царский следователь, «генерал-фискал», и «шьет» дело, одно за другим,- на Меншикова, на знатнейших людей в государстве и на «ее самодержавие» в их числе. Масштабы беззаконий, хищений, развращения нравов огромны. И в результате «дело идет», дело «стоит».

«Дела», которые шьет следователь, лишь выражение того, что застопорилось главное «дело», ради которого жил царь. В этом, а не в болезни главная причина его смерти. На сообщения своего тайного следователя Петр реагирует непонятно: не то, мол, нужно дальше расследовать, не то, мол, брось, теперь все равно. Умирая, царь оказывается в тупике и сам это понимает.

Писатель стремился создать картину эпохи, ее образ, раскрыть главные особенности, при этом хотел обойтись малым объемом. Отсюда необычайная емкость повествования, нелегкая для восприятия. Петр умирает, окруженный «наследниками» — Екатериной, Меншиковым, Ягужинским. Для Меншикова и других «птенцов гнезда Петрова» мир трудов превратился в мир интриг, склок, борьбы честолюбий и жажды власти.

Бывшие соратники Петра вместе с творческой энергией утратили жизнелюбие, они внутренне омертвели. В противовес им автор воспевает гений Растрелли, в первую очередь как автора воскового подобия Петра. Петр и Растрелли любят работу и творчество. В художественное единство «Восковой персоны» входит и линия народных «низов».

Петр мог вершить свои великие, а его наследники — свои недостойные дела. Растрелли имел возможность творить благодаря тому, что с народа драли семь шкур. Автор «Восковой персоны» опровергает мысль, будто толща народная живет вне истории. Все это приближает изображаемую эпоху к современной автору.

Невольно сравниваешь время, видишь аналогии — не к этому ли стремился Тынянов, живший в одну из суровейших эпох, заставляя читателей задуматься об уроках истории.Как отнеслись первые люди государства к смерти Петра I? Какие детали в поведении Екате­рины подчеркивают неискренность ее пережива­ний? Очень четко описаны в повести первые часы после смерти государя.

Манера по­вествования в повести суровая и ясная. И Екатерина, и Данилыч, и все прочие обозначили свое горе достаточно отчетли­во. У Данилыча «глаза покраснели, стали волчьи, злые от грусти… Екатерина воз­рыдала. Кто в первый раз услыхал этот рев, тот испугался, тот почуял — есть хо­зяйка. И нужно реветь. И весь дом заре­вел и казался с улицы разнообразно реву­щим».

Какой предстает восковая персона в вос­приятии «хозяйки», «ее самодержавия»? Почему даже восковое подобие императора продолжает беспокоить живых? «Гипсовый портрет смотрел на всех яй­цами надутых глаз, две морщины были на лбу, и губа была дернута влево, а скулы набрякли материею и гневом… И ей не мог быть приятен вид, откры­вавшийся в палате: на возвышенных креслах, под балдахином сидело восковое подобие… Сидит один, и неизвестно, для чего он нужен… И хоть оно восковое, а все в императорском звании». Таковы мысли, которые возникали при взгляде на воско­вую персону. Сопоставьте две фразы из восьмой части четвертой главы: «Сидит один, и неизвестно, для чего он нужен…» и «Итак он сидел, ото всех поки­нутый…». Что отличает их друг от друга, кому они принадлежат? Почему восковое подобие отправ­лено в кунсткамеру («Там ему место»)? Первая фраза передает сомнения «хо­зяйки», а вторая — оценку ситуации ав­тором. Обе они объясняют причину, по ко­торой восковое подобие было отправлено в кунсткамеру. В пятой главе, как и во второй, дается опи­сание кунсткамеры от лица свидетеля всего проис­ходящего. Одинаковы ли эти описания? Обратите внимание на сам тон повествования. Как изобра­жена «встреча» восковой персоны с одним из жи­вых «монстров» кунсткамеры? В пятой главе описана процедура пере­мещения восковой персоны в кунсткаме­ру и события, которые там произошли. Сначала к персоне приблизился шестипа­лый, а позже и сам господин Ягужинский. И оба они не знали, что персона мо­жет подняться при нажиме на особую пру­жинку, и оба были потрясены тем, что восковая персона поднялась во весь рост. Тынянов, часто говоря о восковом подобии императора, употребляет слова «сидел», «сидит». Почему же «воск встал», указав на дверь гене­рал-прокурору Ягужинскому? Что означает этот жест и относится ли он только к Ягужинскому? Говоря о восковой персоне, автор имеет в виду тот облик, который придал ему скульптор. Выражение «воск встал», ско­рее всего, подчеркивает то, что даже воско­вое подобие все же хранит в себе отблеск былой власти и сильнее тех, кто пытается проявить неуважение даже к восковому изображению великого императора.

Больше сочинений и гдз на: http://vsesochineniya.ru/yu-n-tynyanov-voskovaya-persona-glava-chetvertaya-pyataya-kak-otneslis-pervye-lyudi-gosudarstva-k-smerti-petra-i.html

ГЛАВА Четвертая-Пятая. Как отнеслись первые люди государства к смерти Петра I?

Больше сочинений и гдз на: http://vsesochineniya.ru/yu-n-tynyanov-voskovaya-persona-glava-chetvertaya-pyataya-kak-otneslis-pervye-lyudi-gosudarstva-k-smerti-petra-i.html

ГЛАВА Четвертая-Пятая. Как отнеслись первые люди государства к смерти Петра I?

Больше сочинений и гдз на: http://vsesochineniya.ru/yu-n-tynyanov-voskovaya-persona-glava-chetvertaya-pyataya-kak-otneslis-pervye-lyudi-gosudarstva-k-smerti-petra-i.html

ГЛАВА Четвертая-Пятая. Как отнеслись первые люди государства к смерти Петра I?

Больше сочинений и гдз на: http://vsesochineniya.ru/yu-n-tynyanov-voskovaya-persona-glava-chetvertaya-pyataya-kak-otneslis-pervye-lyudi-gosudarstva-k-smerti-petra-i.html

ГЛАВА Четвертая-Пятая. Как отнеслись первые люди государства к смерти Петра I?

Больше сочинений и гдз на: http://vsesochineniya.ru/yu-n-tynyanov-voskovaya-persona-glava-chetvertaya-pyataya-kak-otneslis-pervye-lyudi-gosudarstva-k-smerti-petra-i.html

Источник: http://vinegretis.blogspot.com/2014/04/blog-post_17.html

Ссылка на основную публикацию