Краткое содержание вам и не снилось щербаковой точный пересказ сюжета за 5 минут

Год кино в библиотеках. Трагическая повесть Г. Щербаковой и самый трогательный фильм о любви «Вам и не снилось»

Краткое содержание Вам и не снилось Щербаковой точный пересказ сюжета за 5 минут

  И вот они, средневековые Ромео и Джульетта, оживают в виде несчастных влюбленных Юльки и Ромки в XX веке! Только они обыкновенные школьники, которые стали нам гораздо ближе, чем герои Шекспира.

  Кто же позволил их родителям так безжалостно ломать счастье своих детей? Собственные обиды и чувство ревности? За неудачную любовь родителей вчера должны заплатить дети сегодня? Откуда родителям знать с такой удивительной уверенностью, что это не любовь на всю жизнь, что это пройдет, что эти чувства мешают, что ребенка нужно срочно спасать? Неужели родители никогда не читали Шекспира? Неужели не помнят той трагедии? Время другое? Зато ситуация та же!

  А сколько вопросов можно задавать по одной из самых популярных книг о любви подростков Галины Щербаковой “Вам и не снилось”.
Казалось бы, что тут обсуждать? Вроде бы все предельно просто.
  Двое глупых влюбленных оказались в нелегком переплете жизненных обстоятельств.

Да такое сплошь и рядом! Вон они, подростки! И как легко взрослые смешивают любовь с пошлостью! Даже трудно представить, что родители, прожив долгую жизнь, не набрались ее мудрости.

  Да и кто, собственно говоря, учит детей этой пошлости? Не сами ли родители, когда позволяют себе высказываться, что таких Юль у него, Ромы Лавочкина, будет море! Эта Юля его не достойна!

  Ведь ее мать трижды замужем! И не важно, что на самом деле, что Людмила Сергеевна, мама Юльки, ушла от первого мужа по причине его бесконечных измен!
Главное здесь, что мама Ромы, Вера Георгиевна, безумно ревновала своего слабохарактерного эгоистичного мужа Костю к красивой и эффектной Людмиле. Потому испытывала сильную ненависть ко всему, что было связано с соперницей.

Эта ненависть оказалась настолько сильной и безжалостной, что заставила платить доверчивых и наивных подростков жестокими страданиями и мучениями, вся вина которых была в неправильном выборе объекта своей чистой первой любви.
  Сколько пришлось перенести испытаний Роме и Юле.

В первом варианте повести “Вам и не снилось” Галина Щербакова не оставила современным Ромео и Джульетте никаких шансов на счастье — Рома срывается со старой водосточной трубы многоэтажки и погибает.
Кстати, о предыстории. На самом деле первоначальный вариант повести назывался «Роман и Юлька».
  Галина Щербакова много лет писала серьезную философскую прозу.

А тут на одном дыхании сочинила историю о любви двух подростков.
На создании повести вдохновил собственный сын.
Мальчик отчаянно влюбился в одноклассницу. Стремясь произвести впечатление, он полез к ней на балкон по водосточной трубе.
  Благополучно добрался до шестого этажа, оставил свое любовное послание и уже проделал половину обратного пути, когда труба оторвалась.

Он полетел вниз, но, по счастью, отделался ушибами.
Перепуганная мама, убедилась, что он жив и здоров, отчитала отпрыска, и … села писать книгу.

   Повесть “Роман и Юлька» так никто и не рискнул опубликовать.
Причина оказалась нелепой — мрачный конец повести.

Когда Галина Щербакова узнала об этом, она прямо в коридоре журнала «Юность» переписала последние строки повести.
  Но это было уже к началу съемок фильма “Вам и не снилось».

Поэтому повесть издалась в активный период съемок. Название у книги было решено заменить названием киноленты.
Было это в 1981 году.

  Фильм «Вам и не снилось» решили снимать сразу же, как только повесть «Роман и Юлька» попала на киностудию им. М.Горького.
Правда и там конец решили изменить на более счастливый.

  Мало того, еще и имена героев оказались неугодными Госкино, мол, не надо автору повести мнить из себя Шекспира!
Поэтому Юля стала Катей. Впрочем, суть от этого ничуть не изменилась.
Но многие моменты кинокартины отличаются от книги.

Когда начались съемки, Щербаковой казалось, что ничего не получится.
   На площадке жуткий беспорядок, сцены перепутаны, переснимаются несколько раз…
Ей, далекой от кино, не приходило в голову, что это совершенно нормальная обстановка создания фильма.

Не желая присутствовать при грандиозном провале, Щербакова уехала в отпуск.
   Каково же было ее удивление, когда ей позвонил режиссер и рассказал, что фильм вызвал бурю восторга.

Режиссер фильма Илья Фрез «влюбился в повесть с первого взгляда».
Не теряя времени, Фрез взялся за работу.
Актеров на все роли нашли быстро.

   Главный герой повести и фильма Роман – начинающий актер Никита Михайловский. Правда, Никита еще учился в школе.
Его возлюбленная Екатерина – актриса Татьяна Аксюта.

Никто и не догадывался, что партнерше Никиты было уже 23 года!
К моменту съемок в фильме она не только окончила театральный институт, но и успела выйти замуж.
  Почти всех одноклассников Ромы и Кати играли студенты театральных вузов, Никита был среди них единственным школьником.

Но на площадке, даже с такими знаменитыми актерами, как Л.Федосеева-Шукшина, А.Филозов,
Е.Соловей, Т.Пельцер, И. Мирошниченко, он не терялся, и вел себя абсолютно естественно.

  Многим зрителям запомнился момент, когда Катя появляется на экране в венке из листьев. Как настоящая лесная фея!
И это вовсе не было задумкой режиссера: актриса на перерыве сама сплела себе венок, чтобы скоротать время. Когда Фрез увидел у нее на голове венок, то воскликнул: «Не трогайте! Пусть так и останется!».

  Катя и Роман без любви жить не могут и не хотят. Их недавно зародившиеся, но невероятно сильное чувство преодолевает все преграды.
У зрителя не возникает сомнений в том, что юных героев ждет прекрасное будущее. Потому что мир, в котором есть любовь, не безнадежен.

  Сказать что лучше: книга или фильм, лично я не могу. Я нахожу и повесть, и кинокартину настоящими шедеврами! Поэтому настоятельно рекомендую и прочитать, и посмотреть! Как взрослым, так и детям!
Не лишним будет добавить, что у книги Галины Щербаковой «Вам и не снилось» имеется продолжение.
Это повесть «Вам и не снилось…15 лет спустя» Екатерины Шпиллер (дочь Галины Щербаковой).

Рекомендательный список:

Щербакова Г. Вам и не снилось: повести и рассказы.- Москва: Эксмо, 2010.- 416 с.: ил.

Лапина Т. А вам такое снилось? Повесть Г.Щербаковой «Вам и не снилось».
// Литература в школе – 2011 – №10 – с.34 – 36.

Филимонова Л. «Вам и не снилось». Самый трогательный фильм о любви.
// Биография – 2014 – №5 – с.26 – 27.

Черняк М. Современная русская литература: учеб. пособие. – Москва: Сага, 2008.- 352 с.

Источник фото: sovetskiymultik.at.ua, nnm.me, www.pravmir.ru, www.tvc.ru, www.goodhouse.ru, www.youtube.com, www.afisha.ru, tv.akado.ru, telek.by.

Источник: http://penzacitylibblog.ru/index.php/dlya-molodezhi/item/449-god-kino-v-bibliotekakh-tragicheskaya-povest-g-shcherbakovoj-i-samyj-trogatelnyj-film-o-lyubvi-vam-i-ne-snilos

вам и не снилось



В разделе Прочие развлечения на вопрос Ищу краткое содержание Галины Щербаковой “Вам и не снилось”. Ищу краткое содержание Галины Щербаковой “Вам и не снилось” заданный автором Aleksey Panichkin лучший ответ это «Вам и не снилось… » — художественный фильм режиссёра Ильи Фрэза, экранизация повести Галины Щербаковой «Роман и Юлька» .

Старшеклассница Катя Шевченко (Татьяна Аксюта) переезжает в новый район и в школе знакомится с одноклассником Романом Лавочкиным (Никита Михайловский) , постепенно их дружба перерастает в любовь, удивительную по своей силе для взрослых, которые их окружают.

Мать Кати (Ирина Мирошниченко) когда-то в юности была возлюбленной отца Романа (Альберт Филозов) , и теперь мать мальчика (Лидия Федосеева-Шукшина) панически боится, что муж уйдет от неё к бывшей любимой. Она стремится всеми силами разлучить детей — переводит Романа в другую школу, запрещает им встречаться, но любовь Кати и Ромы от этого не прекращается.

Тогда мать обманывает сына, вынуждая его на долгое время уехать из Москвы в Ленинград ухаживать за якобы больной бабушкой (Татьяна Пельтцер) , которая, в свою очередь, пресекает все попытки Кати дозвониться до Ромы или написать ему.

Катю и Романа поддерживают только одноклассники и классная руководительница Татьяна Николаевна (Елена Соловей) , у которой тоже все очень печально в личной жизни.

Она и раскрывает в итоге обман матери Романа и сообщает правду Катиной матери и её мужу. Отец Романа, который тоже не был в курсе обмана, даёт Кате деньги на поездку в Ленинград.

А тем временем Рома, который не может понять, почему Катя не отвечает ни на одно из его писем (не зная при этом, что все письма Кати перехватывает почтальон — знакомая его бабушки) , звонит Татьяне Николаевне, но та по ошибке принимает его за надоевшего ей ухажёра Михаила и, не дав мальчику сказать и слова, велит ему сюда никогда больше не звонить.

Мучаясь от неизвестности, Рома случайно подслушивает разговор бабушки с матерью и узнаёт правду: бабушка вовсе не больна и всё это на самом деле спектакль, разыгранный для того, чтобы Рома больше не виделся с Катей.

Рассердившись, Рома запирается в своей комнате, а бабушка пытается до него достучаться (эффектный кадр сцены — портрет бабушки падает со стены и разбивается, символизируя разбившееся доверие Романа к старшим) . В какой-то момент Рома видит из окна, как во двор входит Катя, которая сразу же, узнав правду, отправилась в Ленинград.

Рома хочет выйти из комнаты, но на этот раз его не выпускает уже бабушка, которая пытается ему объяснить, что семья Кати — «порочная» и что они хотят его спасти от них, но Рома не слушает. Он распахивает окно, встаёт на подоконник, но тут бабушке наконец удаётся вышибить дверь. Рома оборачивается, оступается и, сломав раму, падает вниз. Его падение смягчает снежный сугроб. Катя, увидев это, подбегает к нему и пытается помочь подняться, но в конечном итоге они вместе падают обратно на снег и, обнявшись, медленно отходят от произошедшего. За ними наблюдают двое детей — мальчик и девочка.Таким образом, в отличие от повести, конец у фильма счастливый, но, как и в повести, всё такой же открытый.

Читайте также:  Краткое содержание паустовский скрипучие половицы точный пересказ сюжета за 5 минут

Ответ от Никита Никита[новичек]«Вам и не снилось… » — художественный фильм режиссёра Ильи Фрэза, экранизация повести Галины Щербаковой «Роман и Юлька» .

Старшеклассница Катя Шевченко (Татьяна Аксюта) переезжает в новый район и в школе знакомится с одноклассником Романом Лавочкиным (Никита Михайловский) , постепенно их дружба перерастает в любовь, удивительную по своей силе для взрослых, которые их окружают.

Мать Кати (Ирина Мирошниченко) когда-то в юности была возлюбленной отца Романа (Альберт Филозов) , и теперь мать мальчика (Лидия Федосеева-Шукшина) панически боится, что муж уйдет от неё к бывшей любимой. Она стремится всеми силами разлучить детей — переводит Романа в другую школу, запрещает им встречаться, но любовь Кати и Ромы от этого не прекращается.

Тогда мать обманывает сына, вынуждая его на долгое время уехать из Москвы в Ленинград ухаживать за якобы больной бабушкой (Татьяна Пельтцер) , которая, в свою очередь, пресекает все попытки Кати дозвониться до Ромы или написать ему.

Катю и Романа поддерживают только одноклассники и классная руководительница Татьяна Николаевна (Елена Соловей) , у которой тоже все очень печально в личной жизни.

Она и раскрывает в итоге обман матери Романа и сообщает правду Катиной матери и её мужу. Отец Романа, который тоже не был в курсе обмана, даёт Кате деньги на поездку в Ленинград.

А тем временем Рома, который не может понять, почему Катя не отвечает ни на одно из его писем (не зная при этом, что все письма Кати перехватывает почтальон — знакомая его бабушки) , звонит Татьяне Николаевне, но та по ошибке принимает его за надоевшего ей ухажёра Михаила и, не дав мальчику сказать и слова, велит ему сюда никогда больше не звонить.

Мучаясь от неизвестности, Рома случайно подслушивает разговор бабушки с матерью и узнаёт правду: бабушка вовсе не больна и всё это на самом деле спектакль, разыгранный для того, чтобы Рома больше не виделся с Катей.

Рассердившись, Рома запирается в своей комнате, а бабушка пытается до него достучаться (эффектный кадр сцены — портрет бабушки падает со стены и разбивается, символизируя разбившееся доверие Романа к старшим) . В какой-то момент Рома видит из окна, как во двор входит Катя, которая сразу же, узнав правду, отправилась в Ленинград.

Рома хочет выйти из комнаты, но на этот раз его не выпускает уже бабушка, которая пытается ему объяснить, что семья Кати — «порочная» и что они хотят его спасти от них, но Рома не слушает. Он распахивает окно, встаёт на подоконник, но тут бабушке наконец удаётся вышибить дверь. Рома оборачивается, оступается и, сломав раму, падает вниз. Его падение смягчает снежный сугроб. Катя, увидев это, подбегает к нему и пытается помочь подняться, но в конечном итоге они вместе падают обратно на снег и, обнявшись, медленно отходят от произошедшего. За ними наблюдают двое детей — мальчик и девочка.

Таким образом, в отличие от повести, конец у фильма счастливый, но, как и в повести, всё такой же открытый.

Ответ от Назар Чупров[новичек]«Вам и не снилось… » — художественный фильм режиссёра Ильи Фрэза, экранизация повести Галины Щербаковой «Роман и Юлька» .Старшеклассница Катя Шевченко (Татьяна Аксюта) переезжает в новый район и в школе знакомится с одноклассником Романом Лавочкиным (Никита Михайловский) , постепенно их дружба перерастает в любовь, удивительную по своей силе для взрослых, которые их окружают.

Мать Кати (Ирина Мирошниченко) когда-то в юности была возлюбленной отца Романа (Альберт Филозов) , и теперь мать мальчика (Лидия Федосеева-Шукшина) панически боится, что муж уйдет от неё к бывшей любимой. Она стремится всеми силами разлучить детей — переводит Романа в другую школу, запрещает им встречаться, но любовь Кати и Ромы от этого не прекращается.

Тогда мать обманывает сына, вынуждая его на долгое время уехать из Москвы в Ленинград ухаживать за якобы больной бабушкой (Татьяна Пельтцер) , которая, в свою очередь, пресекает все попытки Кати дозвониться до Ромы или написать ему.

Катю и Романа поддерживают только одноклассники и классная руководительница Татьяна Николаевна (Елена Соловей) , у которой тоже все очень печально в личной жизни.

Она и раскрывает в итоге обман матери Романа и сообщает правду Катиной матери и её мужу. Отец Романа, который тоже не был в курсе обмана, даёт Кате деньги на поездку в Ленинград.

А тем временем Рома, который не может понять, почему Катя не отвечает ни на одно из его писем (не зная при этом, что все письма Кати перехватывает почтальон — знакомая его бабушки) , звонит Татьяне Николаевне, но та по ошибке принимает его за надоевшего ей ухажёра Михаила и, не дав мальчику сказать и слова, велит ему сюда никогда больше не звонить.

Мучаясь от неизвестности, Рома случайно подслушивает разговор бабушки с матерью и узнаёт правду: бабушка вовсе не больна и всё это на самом деле спектакль, разыгранный для того, чтобы Рома больше не виделся с Катей.

Рассердившись, Рома запирается в своей комнате, а бабушка пытается до него достучаться (эффектный кадр сцены — портрет бабушки падает со стены и разбивается, символизируя разбившееся доверие Романа к старшим) . В какой-то момент Рома видит из окна, как во двор входит Катя, которая сразу же, узнав правду, отправилась в Ленинград.

Рома хочет выйти из комнаты, но на этот раз его не выпускает уже бабушка, которая пытается ему объяснить, что семья Кати — «порочная» и что они хотят его спасти от них, но Рома не слушает. Он распахивает окно, встаёт на подоконник, но тут бабушке наконец удаётся вышибить дверь. Рома оборачивается, оступается и, сломав раму, падает вниз. Его падение смягчает снежный сугроб. Катя, увидев это, подбегает к нему и пытается помочь подняться, но в конечном итоге они вместе падают обратно на снег и, обнявшись, медленно отходят от произошедшего. За ними наблюдают двое детей — мальчик и девочка.

Таким образом, в отличие от повести, конец у фильма счастливый, но, как и в повести, всё такой же открытый.

Ответ от Noire Gaff[активный]«Вам и не снилось… » — художественный фильм режиссёра Ильи Фрэза, экранизация повести Галины Щербаковой «Роман и Юлька» .Старшеклассница Катя Шевченко (Татьяна Аксюта) переезжает в новый район и в школе знакомится с одноклассником Романом Лавочкиным (Никита Михайловский) , постепенно их дружба перерастает в любовь, удивительную по своей силе для взрослых, которые их окружают.

Мать Кати (Ирина Мирошниченко) когда-то в юности была возлюбленной отца Романа (Альберт Филозов) , и теперь мать мальчика (Лидия Федосеева-Шукшина) панически боится, что муж уйдет от неё к бывшей любимой. Она стремится всеми силами разлучить детей — переводит Романа в другую школу, запрещает им встречаться, но любовь Кати и Ромы от этого не прекращается.

Тогда мать обманывает сына, вынуждая его на долгое время уехать из Москвы в Ленинград ухаживать за якобы больной бабушкой (Татьяна Пельтцер) , которая, в свою очередь, пресекает все попытки Кати дозвониться до Ромы или написать ему.

Катю и Романа поддерживают только одноклассники и классная руководительница Татьяна Николаевна (Елена Соловей) , у которой тоже все очень печально в личной жизни.

Она и раскрывает в итоге обман матери Романа и сообщает правду Катиной матери и её мужу. Отец Романа, который тоже не был в курсе обмана, даёт Кате деньги на поездку в Ленинград.

А тем временем Рома, который не может понять, почему Катя не отвечает ни на одно из его писем (не зная при этом, что все письма Кати перехватывает почтальон — знакомая его бабушки) , звонит Татьяне Николаевне, но та по ошибке принимает его за надоевшего ей ухажёра Михаила и, не дав мальчику сказать и слова, велит ему сюда никогда больше не звонить.

Мучаясь от неизвестности, Рома случайно подслушивает разговор бабушки с матерью и узнаёт правду: бабушка вовсе не больна и всё это на самом деле спектакль, разыгранный для того, чтобы Рома больше не виделся с Катей.

Рассердившись, Рома запирается в своей комнате, а бабушка пытается до него достучаться (эффектный кадр сцены — портрет бабушки падает со стены и разбивается, символизируя разбившееся доверие Романа к старшим) . В какой-то момент Рома видит из окна, как во двор входит Катя, которая сразу же, узнав правду, отправилась в Ленинград.

Рома хочет выйти из комнаты, но на этот раз его не выпускает уже бабушка, которая пытается ему объяснить, что семья Кати — «порочная» и что они хотят его спасти от них, но Рома не слушает. Он распахивает окно, встаёт на подоконник, но тут бабушке наконец удаётся вышибить дверь. Рома оборачивается, оступается и, сломав раму, падает вниз. Его падение смягчает снежный сугроб. Катя, увидев это, подбегает к нему и пытается помочь подняться, но в конечном итоге они вместе падают обратно на снег и, обнявшись, медленно отходят от произошедшего. За ними наблюдают двое детей — мальчик и девочка.

Таким образом, в отличие от повести, конец у фильма счастливый, но, как и в повести, всё такой же открытый.

Источник: http://22oa.ru/vam-i-ne-snilos/

Рецензии на книгу Вам и не снилось

“Живи в жизни…”

Вот же не хотел читать про школу, молоденькую учительницу, ребят и юных школьниц. Так и знал, что царапнет якорем по воспоминаниям. Да и школу то я люблю и с удовольствием туда вернулся, если бы не боялся ностальгических эмоции и суровой директрисы в вечно зеленом костюме.

Читайте также:  Краткое содержание куприн святая ложь точный пересказ сюжета за 5 минут

Предчувствовал, что персонажи оживут и я буду смотреть в глаза милой, хрупкой, беззащитной школьницы. Надо начинать листать аннотации… Да, привет сентиментальность. Мне повезло – я прочитал 110 страниц под зацикленную мелодию “Roberto Cacciapaglia – Michael”, которая лишь усилила эффект возврата.

Мелодия словно символизирует эту историю – неуверенные шаги девушки, притяжение, любовь, грусть…

Повествование начинается с учительницы и ее воспоминании про театр. “Ромео и Джульетта” отзывается печальным эхом. Но если пьеса вызывала у меня лишь ухмылку и равнодушие, то тут олицетворение получилось глубже. Оно просто ближе, роднее. Тоньше, наверное. Ну у кого не было первой школьной любви? Влюбленности? Первого взгляда наедине? Первого прикосновения к руке? Ожидание ответа?

Рассказ от третьего лица, про учительницу (не много за тридцать), ее класс, юных-влюбленных и драму родителей. Но главные роли, на правах режиссёра, распределяет “любовь”. Сюжет витиеват и отдает ароматом жизни. Пускай и с лаконичной стилистикой – она тут подходит идеально.

Единственно, что мешало – частое многоточие. Но в оборванных фразах свой шарм, особенно когда слова произносятся со взглядом в любимые глаза. Читать подобное мне всегда эмоционально тяжело, как, впрочем, и всем впечатлительным людям.

Подумайте два раза)) Я читал в метро, но даже там книга поглотила и увлекла…Любовь двух людей из одного класса и неважно, что они школьники с потертыми портфелями и им нужно делать уроки. Конечно, я могу расписать вопросы, которые рождаются в голове после чтения.

Но для меня эта книга прежде всего – воспоминания и эмоции. А философию любви можно оставить в учебниках.

Отдельного упоминания достойны все. Учительница, которая делится нюансами своей жизни, легкой иронией и проницательностью. Роман, с непробиваемым чувством долга и правильностью; Юлия и ее импульсивное стремление к любви; родители, такие разные, что раскрывать их я не вижу смысла, это отдельная интрига.

Единственно, что мне не хватило – психологических страниц. Все додумало мое воображение, которой просто подарили идею.
Самое главное, что передает текст – эмоцию. Книга ее не портит, не переделывает.

Читая, ты странным образом представляешь школу, свой класс, запах чистой доски, коридор, дорогу домой и первую любовь.

А потом…потом тебя добивает финал…Это один из самых эмоциональных финалов, которые мне попадались. Вам и не снилось…

#флешмоб_Школа

Источник: http://readly.ru/book/53924/reviews/

Вам и не снилось

Повесть «Вам и не снилось» в первоначальной версии имела название «Роман и Юлька». Наверное, каждый, кто прочитал эту книгу, вспомнил «Ромео и Джульетту».

Кто-то проводит аналогию между этими произведениями, видя удивительную схожесть в основе их сюжетов, другим – и приблизительного созвучия имен хватило.

Возможно, это и есть более современная версия знаменитой трагедии, когда в жертву амбициям глав семей приносится жизнь юного влюбленного (во всяком случае, именно такой финал предположителен в книге Галины Щербаковой).

Все персонажи повести не остаются безразличны к чувствам, что родились у Юли и Ромы, каждый пытается высказать свое мнение. Подростки, чтобы уколоть, взрослые – чтобы укорить. Вот и пришло время учителей и директрисы школы произнести свою «пламенную» речь.

Она говорит, что им и не снились настоящие трудности. Но, что должны были представить себе герои? Горе, войны, лишения? Да, это то, что они еще не встретили в своей жизни. Зато они рано познакомились с равнодушием и злобой людей.

Даже те, кто любил их, показали себя как эгоисты, которых больше беспокоило собственное спокойствие. Юлька и Рома рано узнали, что могут надеяться только на себя, что они не встретят понимания у окружающих.

Вместо того чтобы помочь молодым людям разобраться в своих чувствах и учиться понимать себя, родители парня и девушки предпочли окунуться в собственные проблемы.

А проблемой они видели даже то чувство, которое пришло к их совсем еще юным детям.

Но разве может быть искренняя любовь проблемой? Разве она ограничивает мышление и натуру человека, приносит с собою страх? Чего они боялись? Возможно, не испытав сами это истинное чувство они боялись потерять контроль над своими чадами? Но ведь дети не вещь и не их собственность, чтобы ими руководить.

Что их так пугало? Невозможно это понять умом, здесь руководили чувства и предвзятое, слепое предубеждение. И эта история до сих пор служит уроком, как для родителей, так и для педагогов, чтобы они старались понять детей, вникнуть в их чувства, прежде, чем решатся посягнуть своими грязными мыслями и предположениями на их свободу и любовь.

Если, читая эту повесть до сих пор верится в ее правдоподобность, что она вполне могла произойти в жизни современных людей, то так мы и не научились ничему с того времени, когда Шекспир более, чем 4 века назад, написал свою трагедию. Возможно, история Щербаковой станет более дающим основание для выводов уроком.

Рецензент: olgakussmenko

Источник: https://knigoobzor.ru/vam_i_ne_snilos.php

План-конспект урока по литературе (11 класс) на тему: Урок по повести Галины Щербаковой

«Спор поколений: вместе и врозь».

Любовь и дети (по повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось»)

Цель урока: развитие у учащихся умения писать сочинение.

Задачи:

-развивать умение анализировать информацию, создавать собственное высказывание по проблеме;

-способствовать формированию нравственных ценностей: любовь, честь, долг, семья;

-развивать умение анализировать художественные произведения.

Технология:

Технология развивающего обучения с применением ИКТ.

Ресурсы урока:

учебно-методические:

-текст повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось»;

-фрагменты фильма И.Фреза «Вам и не снилось»;

-рабочие листы с заданиями для учащихся;

-памятка «Как писать сочинение-рассуждение»;

-презентация к уроку;

-результаты анкетирования учащихся с целью выявления их отношения к проблеме «отцов и детей».

материально-технические:

-проектор;

-компьютер.

Предварительная работа:

-прочитать повесть Г.Щербаковой «Вам и не снилось»;

-подготовить  презентацию к уроку;

-ответить на вопросы анкеты. (Приложение №2. Отвечать нужно либо утвердительно,  либо  отрицательно).

Ход  урока

Чем старше становлюсь,

Мать больше понимаю.

А сына меньше…

Что за карусель?

Жизнь, из одной двери нас выпуская,

В другую тут же закрывает дверь.

                                                  Т.Кузовлева

Отношения между родителями и детьми  так же трудны и столь же драматичны,

как отношения между любящими.

А.Моруа

1.Организационный момент.

-Добрый день, ребята! Сегодня на уроке нам предстоит с вами разобраться в конфликте поколений в повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось», а также подобрать материал к сочинению по теме «Конфликт поколений: вместе и врозь».

2. Мотивация.

-Несколько дней назад  вы ответили на вопросы анонимной анкеты «Отношения с родителями». Вердикт школьного психолога положительный. Большинство нашло общий язык со старшим поколением.

Заключение психолога

Тебе повезло в том, что родители тебя понимают, во всяком случае, всей душой к этому стремятся. Самое главное – одно они уяснили совершенно четко: ты самостоятельный человек, который нуждается не в нравоучениях и упреках, а в доверии и поддержке. Поэтому они стремятся глубже понять, чем ты интересуешься, давать тебе советы, а не приказы. Ты в свою очередь можешь им немного помочь.

Но все вы отмечаете тот факт, что конфликты  поколений встречаются довольно часто. Повесть, о которой пойдет сегодня речь,- ярчайшее тому доказательство.

Предлагаю посмотреть презентацию о Г.Н.Щербаковой, которую подготовил ваш одноклассник.

 (Презентация, слайды № № 1- 8 ).

-В основе сюжета лежит конфликт.

Словарная работа: определение слова «конфликт».

-Кто участвует  конфликте ?  

(Есть оппоненты, вовлеченные стороны и заинтересованные стороны).

(Презентация, слайд №  9 ).  

-Какое столкновение становится главным в повести? Кого, на ваш взгляд, можно отнести к данным категориям?

(Конфликт поколений. Вера Георгиевна встает на пути у сына и Кати).

-Составьте кластер «Стороны конфликта». (Презентация, слайд №10).

-Ребята,  на экране вы видите таблицу  «Динамика развития конфликта» . (В ней заполнена 1-й колонка .) Как вы думаете, какие события повести можно отнести  к экспозиции -завязке-кульминации-развязке? (Слайд №  11 ).

(Ответ ребят. На экране появляется таблица с заполненной колонкой «События повести», слайд №  12 ).

-Ключевые реплики героев,  ребята, подобрал Влад. (Слайд № 13 , ученик комментирует цитаты. После этого таблица с 3 заполненными колонками раздается каждому ученику).

-Надеюсь, в работе над сочинением вам  пригодится этот материал. В таблице вы можете оставить свой комментарий к событиям повести.

Динамика развития конфликта

Элементы  сюжета

События повести

Ключевые реплики героев

Ваш комментарий

Экспозиция

Переезд Кати в новый дом

Завязка

Знакомство ребят, возникновение любви.

«Когда один плохо видит, то другой всегда готов смотреть за двоих и от этого становится еще более внимательным» – вот глубина чувства Ромы и Кати.

И Таня, вспомнив Веру, стала успокаиваться. Эта мама на страже. «Стража» – хорошее, оказывается, слово. Добротное, древнее, мудрое. На него можно рассчитывать.

Кульминация

Обман, связанный с болезнью бабушки. Разоблачение этого обмана. Поездка Кати к любимому в Ленинград.

Роман пошел на голос бабушки и тут же ее увидел. Она сидела в кухне, задрав ноги в пушистых тапочках на батарею. На подоконнике стояла бутылка чешского пива, которое бабушка сладострастно потягивала, одновременно разговаривая.

Развязка

Несчастный случай, встреча влюбленных.

Учитель.

-Как вы думаете, ребята, кто виноват в случившейся трагедии?

(Первого сентября в класс пятнадцатилетнего Ромы пришла новенькая – Катя.  Между подростками возникает первая любовь. Когда-то давно, лет двадцать назад, между мамой Кати и отцом Ромы тоже пролетела стрела Амура.

Только сберечь свои отношения они не сумели. Вот и стали на пути любви главных героев горечь обид и не сбывшиеся мечты родителей. Мать Романа – Вера Георгиевна – всячески мешает счастью сына.

Виноваты взрослые:  не увидели большого чувства).

-Какие пути выхода возможны из этого конфликта?

-Как герои Г.Щербаковой пытались разрешить данный конфликт?

(Единственный из взрослых, кто понимает серьезность чувств ребят,–  классный руководитель Татьяна Николаевна. Будучи юной, Таня, поддавшись увещеваниям  мамы, отказалась от своей первой любви. Прошли годы, и Татьяна заплатила за тот отказ одиночеством. Вот и пытается она «достучаться» до родителей своих учеников с просьбой о невмешательстве.

Читайте также:  Краткое содержание детские годы багрова-внука аксаков точный пересказ сюжета за 5 минут

Частично Татьяне это удается – отец Ромы и мать Кати смогли понять первую любовь своих детей. Но мама Ромы остается непоколебимой. Она сначала увозит сына летом на юг,  потом переводит его в другую школу, а поняв, что чувства Ромы не остыли, отправляет его подальше от неугодной девчонки в Ленинград – ухаживать за якобы пережившей инсульт бабушкой.

)

-Обсуждение эпиграфов к уроку в форме «свободного» микрофона.

-Что хотели взрослые и дети? (Слайд № 13).

Взрослые

хотели (Вера Георгиевна)

Имела

Дети хотели (Рома и Юля)

Имели

Любви

Нет

Любви

Да

Понимания

Не всегда

Понимания

Всегда

Заботы со стороны супруга

Нет, казалось, она была его матерью.

Заботы со стороны возлюблен-ного(ой).

Рома старался учиться за двоих, потому что понимал, что для Кати он должен быть опорой).

-Давайте попробуем составить план сочинения  на тему «Конфликт поколений: вместе и врозь?» (Почему родители стали на пути детей?)

  1. «Спор поколений: вместе и врозь».
  2. Почему родители стали на пути детей:

а) эгоизм родителей;

б) собственное понимание счастья ребенка;

в) желание собственному ребенку счастья с достойной партией;

г) непонимание того, что взрослые дети способны самостоятельно сделать выбор.

     3.Уроки повести.

– Ребята, ваши родители когда-то с большим интересом читали повесть «Вам и не снилось» и смотрели одноименный фильм. Сегодня я хочу познакомить вас с рецензией, которую написала мама одного  из вас (ФИО родительницы).

Рецензия

Повесть «Вам и не снилось» написана давно, но тема актуальна всегда: первое взаимное чувство, страх родителей за своих детей. Хорошо, что показаны все стороны этой драмы.

Правда, иногда кажется, что любовь отодвигается на второй план, а на первый выходят проблемы взрослых. Но аудитория этой книги-подростки.

Они-то чаще всего за своей любовью не видят фона, не понимают, почему родители «мешают им жить», почему «все происходит вопреки их хотению». Может, кому-то книга поможет разобраться в своих чувствах без боли и тяжелых последствий.

Рада, что моя дочь прочитала эту книгу.

-Повесть вновь заставила меня вспомнить юность, окунуться в тот чудесный мир влюбленности и подтолкнула к написанию сочинения , которое я хочу вам прочесть.

(Учитель читает сочинение).

«Нынешняя молодежь не уважает старших. Отрицает авторитеты. Жадно поглощает пищу. Увы,увы, увы! До чего же безнравственен современный мир». Подобные слова мы часто  слышим от старшего поколения. Однако эта цитата была написана еще на глиняных табличках в Древнем Вавилоне. Иными словами, проблема «отцов и детей» стара, как мир.

Но сбрасывать ее со счетов мы не можем, потому что в каждой семье она решается по-своему, и, к сожалению, порой протестующие стороны терпят трагедии. А ведь в этом споре не может и не должно быть проигравших: речь идет о самых близких людях: родителях и детях. Вот почему столь живой интерес вызывает повесть Г.

Щербаковой «Вам и не снилось», написанная в 1979 году.

История, казалось бы, стара. Недаром многие увидели в повести аналогию с пьесой Шекспира «Ромео и Джульетта, в первоначальном варианте повести героев даже звали Роман и Юля. Ученики 9 класса одной из московских школ влюбляются  друг в друга.

Им, как  всем влюбленным, хочется быть всегда рядом, они словно бы затерялись в пространстве и во времени и ничего не видят вокруг. Но родители, точнее мама Ромы – Вера Георгиевна -не дремлет. Ее пугает чувство сына к Кате. Она ждет от этих взаимоотношений неприятного подвоха, проецирует горький опыт прошлого на настоящее.

И подобно средневековым Монтекки и Капулетти,  готова чинить всяческие препоны, лишь бы разъединить любящие сердца.

И вот они, средневековые Ромео и Джульетта, оживают в виде несчастных Кати и Ромки в 20 веке! Кто же позволил их родителям так безжалостно ломать счастье своих детей? Собственные обиды и чувство ревности? За неудачную любовь родителей вчера должны заплатить сегодня дети? Веры Георгиевны, уверенная в своей правоте, спокойно ломает жизнь сыну, так же, как на собрании записывает рекомендации классной по поводу осанки Ромы. Г.Щербакова отмечает, что смыслом жизни матери является сын. Когда речь заходила о Романе, «лицо у Веры было девчоночье, юное, одухотворенное, хоть и возникало из тяжелого двухъярусного подбородка».

Что же заставляет любящую мать совершать «подвиги»?

Откуда такая уверенность, что чувства Ромки – блажь. Вера Георгиевна даже представляет, как повзрослев, сын будет со смехом вспоминать о Кате и благодарить мать за то, что перевела в другую школу. И невдомек матери, что Ромка не ребенок. Что он принимает решения за себя и Катю.

Мы видим, с каким усердием он учится за двоих, понимая, что в жизни ему придется стать опорой для Кати. Думая, что сын – инфантильный ребенок, Вера Георгиевна не замечает, что это чувство позволило ее сыну-балагуру повзрослеть. Теперь он отвечает за двоих.

Поэтому так стойко, по-мужски воспринимает он невзгоды, организованные матерью: перевод в другую школу, поездку в Ленинград. Для него это временные трудности, он их преодолеет, лишь бы была любовь.

Стойкая неприязнь к Кате родилась у Веры Георгиевны потому, что девочка-дочь ее давней соперницы. Ревнуя мужа к Людмиле Сергеевне, Вера ненавидела все, что связано с соперницей.

Ненависть оказалась столь безжалостной, что заставила страдать не только Катю, но и сына.

Вера Георгиевна словно бы выбрала  в качестве девиза слова: «На войне все средства хороши», совершенно не думая, что воюя с Катей, сражается с собственным сыном.

Конец повести трагичен. Роман  намеренно прыгает из окна, но Г.Щербакова оставляет нам надежду: финал повести открытый, во дворе двора Ромка видит Катю. Влюбленные, мы надеемся, будут счастливы.

Родители  же должны помнить о том, что сами когда-то были детьми, что ребята  вправе сами строить свою судьбу.

Родители должны им в этом помогать, недаром французский политик Джоберти писал:  «Отец должен быть для своих детей другом и наперсником, а не тираном».

Домашнее задание

Напишите  сочинение на тему «Конфликт поколений: вместе и врозь» (по повести Г.Н.Щербаковой «Вам и не снилось»).

(О соотношении мира взрослых людей и юности, насколько все зыбко и как взрослые быстро забывают свое юношеское состояние души и первую любовь, а быть может, они просто завидуют героям в том, что у них такие настоящие чувства).

Приложения

1.Презентация.

2. Вопросы  анкеты

Вопрос № 1: Я стараюсь не доставлять родителям неприятностей.

Вопрос № 2: Мне каждое утро готовят завтрак.

Вопрос № 3: Я считаю, что родители должны иногда ходить на родительские собрания.

Вопрос № 4: Мне приятно, когда родители покупают мне вещи.

Вопрос № 5: Родители никогда не просят меня сделать потише, когда в моей комнате играет музыка.

Вопрос № 6: Я не прячу от родителей свой дневник.

Вопрос № 7: Родители знают моих друзей в лицо и узнают их голоса, если те звонят мне по телефону.

 Вопрос № 8: Родители не ставят никого мне в пример.

Вопрос № 9: Я не знаю, что такое “домашний арест”.

Вопрос № 10: Никто из родителей не настаивает, чтобы я сделал(а) выбор в пользу той профессии, которая позволит мне продолжить семейную династию.

Вопрос № 11: Родители иногда просят дать им почитать те книги, которые читаю я.

  Вопрос № 12: Родители советуются со мной по поводу приобретения каких-либо вещей и распределения семейного бюджета вообще.

Вопрос № 13: Отправляясь в гости к дальним родственникам, родители не принуждают меня следовать за ними.

Вопрос № 14: В моей комнате порядок навожу только я сам(а).

Вопрос № 15: Мои родители не так уж сильно “отстали от жизни”.

3.Памятка «Как писать сочинение-рассуждение».

Сочинение должно иметь строго продуманную трехчастную структуру: вступление, основная часть, заключение. Учтите некоторые рекомендации.

Вступление. Чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные ВОПРОСЫ, на которые можно в принципе ответить в рамках вашей темы, и, выбрав из них один-два, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте свой выбор.

Также приведите термины, которые вам понадобятся для ответа на эти вопросы, и приведите их определение, свидетельствующее о вашем понимании этих терминов. Не бойтесь вопросительных знаков, смело формулируйте вопросительные предложения.

Иногда во вступлении кратко характеризуется эпоха создания произведения или само произведение, если тема сочинения предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта.

Основная часть. Главное ее содержание — это развернутый и доказательный ОТВЕТ на те вопросы, которые вы сформулировали во вступлении. Вы убеждаете читателя вашей работы в том, что вопросы вы поставили правильно и правильно их решаете. По объему эта часть самая большая.

Заключение. Задача этой части — ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ в рамках ваших рассуждений во второй части по тем проблемным вопросам, которые вы сформулировали во вступлении.

Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова «проблема», «композиция». «образ», «пейзаж» и т.д., повторите их в заключительных выводах.

Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму — от вопросительной к утвердительной.

Следует помнить, что далеко не все пункты этого плана должны быть обязательно проработаны в сочинении: все зависит от характера эпизода и наличия в нем материала для анализа. Выбор пунктов и содержание работы целиком зависит от вашей читательской зоркости, умения определить в эпизоде главное, без чего анализ не будет полным, а также вашего внимания и степени подготовки.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/05/31/urok-po-povesti-galiny-shcherbakovoy

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector