Краткое содержание владимов верный руслан точный пересказ сюжета за 5 минут

Темы, идеи, образы романа Владимова «Верный Руслан»

Краткое содержание Владимов Верный Руслан точный пересказ сюжета за 5 минут

Произведение Владимова «Верный Руслан» является своеобразным отчетом о тех ужасах, которые свершались в сталинские времена. Автор словами, глазами, ушами, и мыслями собаки передал весь ужас, творившийся после смерти Сталина.

Герой повести – верный Руслан. Руслан, немецкая овчарка (судя по описанию), конвойный лагерный пес, который остается без работы, поскольку наступила хрущевская оттепель. Лагерь расформирован. Вожатый-конвоир, который в повести именуется Хозяин, прогоняет собаку.

Она больше не нужна. Руслан убегает в соседний поселок и там прибивается к бывшему заключенному, ныне поселенцу. Этот Потертый и его сожительница тетя Стюра становятся новыми хозяевами Руслана. Собачьими глазами увиден окружающий мир.

Запрещенная к печати в семидесятые годы, но все равно читаемая, повесть “Верный Руслан” воспринималась как отчаянно смелое обвинение режиму, покалечившему не только человеческие судьбы, но и человеческие души.

“Увидеть ад глазами собаки и посчитать его раем” — так сам автор определил главную проблему “Руслана”.

Верность Руслана становится никому не нужной, он с ужасом в глазах оглядывается вокруг. Его потерянные глаза все время ищут колючую бесконечную проволоку, но никак не могут найти. Но гордая натура не может смириться с правдой и продолжает искать. Он борется с этим непонятным новым, просто не зная, что такое свобода, и для чего она нужна людям.

Руслан не служит больше, но не забыл службу.

Здесь Георгий Владимов описывает такие сцены, когда лагерные собаки, оставшиеся без дела, встречали на вокзале в поселке поезда с надеждой, что снова приедут вагоны с заключенными.

Свобода не просто не привычна для Руслана – она для него неприемлема, а воспринимает он ее как временную. Он гордо отказывался от еды, потому что кодекс собачьей чести предписывал брать ее только из рук хозяина.

«Он должен быть там, на платформе, когда загорится красный фонарь, и в знакомый тупик медленно втянется поезд с беглецами»

Он ждал и дождался. Служба еще раз позвала Руслана. Все другие собаки, точно по команде, молча, беря колонну в оцепление, стали занимать свои привычные места.

Это произведение о людях, которые создали режим, и которые служили режиму. Однажды на запасной путь приходит поезд с молодыми рабочими, которые сами выстраиваются в колонны, и собаки вспоминают о своем долге, начинают эти колонны конвоировать.

“Какой эскорт!” — шутят рабочие, не понимая зловещего смысла происходящего. Но вскоре он доходит и до них, как дошел до тех людей, которые наблюдали.

Однако нет у колонны конвоира, который бы предупредил: “Шаг вправо, шаг влево…” И кто-то обязательно сделает этот шаг — упадет с разодранным горлом.

В развернувшемся побоище людей и собак суждено погибнуть Руслану: ему перебили позвоночник, и потертый бывший заключенный, которого Руслан “счел себя обязанным охранять, пока не вернутся хозяева”, не видит иного выхода, кроме как добить пса.

Владимовская книга пронизана отчаянием. Возникает вопрос: «Кто виноват? Кто сделал из замечательного пса Руслана вот это самое оружие?».

Я первый раз увидела и поняла то, что свобода может быть «бедой». Да, да, именно бедой для тех забитых людей, перед которыми в один прекрасный день открылись все ворота, и им впервые сказали, а не велели, идти, куда они пожелают, только вот куда именно, им не сказали, а сами лагерники этого не знали.

Люди были в замешательстве, многие плакали, желая вернуть то ужасное, но, по крайней мере, привычное прошлое, чем совсем неопределенное настоящее, да и будущее. Ну и к чему привела такая свобода? К отсутствию каких-либо представлений о том, что же будет с ними дальше. Люди в образе Руслана без хозяина жить не привыкли, да и не могут. Верный Руслан – это весь наш народ.

Хотя Владимов придерживается выбранной образной системы: его герой – система, и все должно было быть увидено глазами собаки.

Но одна фраза там проскакивает: Одной из проблем является то, когда человек привык служить и кроме службы ничего больше не принимает, но ведь были и люди, которые могли жить в той реальности, не имея свободы и даже не претендуя на нее.

Служба всегда права – это девиз Верного Руслана. А Трезорка ведает и преданность, и любовь, и способность думать, самому принимать решения. Благодаря этим Трезоркам люди выжили.

Неприкосновенная свобода, инстинкт этой свободы были не характерны Верному Руслану. Именно их отсутствие отличало его от понимания и стремлений Ингуса. Казалось бы, две лагерные собаки, которых обучали одному и тому же – службе.

Но нет, Ингус смог сохранить в себе эти природные инстинкты, несмотря на постоянное нахождение в лагере. Он знал, что там за проволокой есть нечто такое, что превосходит всю эту службу и дрессировки.

Стремление к свободе и воле выражается его близостью с природой.

«Что же он делал там, в лесу, когда его настигли? Устроил, видите ли, «повалясики» в траве, нюхал цветы, разглядывал какую-то козявку, ползущую вверх по стеблю, и, как завороженный, тоскующими глазами провожал ее полет».

В то время как Руслан боготворит весь этот режим, Ингусу эта система противна, он остается при своем мнении, за что потом сам и поплатился.

Но кто сказал, что смерть Руслана была в чем-то лучше? Ингус умер свободным созданием природы, он сам выбрал себе смерть, а не просто подчинился воле хозяина.

Но это не явилось уроком для Руслана, он, наоборот, нашел его поступки глупыми и неоправданными.

Если представить, что под собачьими кличками и образами скрыты люди, то станет еще больнее за судьбу тех, кто служил неправедной идее. Служил по-своему честно, но оказался не нужен. Разве виноваты они в том, что их служба оказалась неверной, ложной, а жизнь их — навсегда искалеченной?

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/36466.html

Краткое содержание Верный Руслан – краткие содержания произведений по главам

Верный Руслан
Г. Н. Владимов

Сторожевой пес Руслан слышал, как всю ночь снаружи что-то выло, со скрежетом раскачивало фонари. Успокоилось только к утру. Пришел хозяин и повел его наконец-то на службу. Но когда дверь открылась, в глаза неожиданно хлынул белый яркий свет. Снег — вот что выло ночью. И было что-то еще, заставившее Руслана насторожиться.

Необычайная, неслыханная тишина висела над миром. Лагерные ворота открыты настежь. Вышка стояла совсем разоренной — один прожектор валялся внизу, заметанный снегом, другой повис на проводе. Исчезли с нее куда-то и белый тулуп, и ушанка, и черный ребристый ствол, всегда повернутый вниз.

А в бараках, Руслан это почувствовал сразу, никого не было.

Утраты и разрушения ошеломили Руслана. Сбежали, понял пес, и ярость захлестнула его. Натянув поводок, он поволок хозяина за ворота — догонять! Хозяин зло прикрикнул, потом отпустил с поводка и махнул рукой. «Ищи» — так понял его Руслан, но только никакого следа он не почувствовал и растерялся.

Хозяин смотрел на него, недобро кривя губы, потом медленно потянул автомат с плеча. И Руслан понял: все! Только не ясно, за что? Но хозяин лучше знает, что делать. Руслан покорно ждал. Что-то мешало хозяину выстрелить, тарахтение какое-то и лязг. Руслан оглянулся и увидел приближающийся трактор.

А далее последовало что-то совсем невероятное — из трактора вылез водитель, мало похожий на лагерника, и заговорил с хозяином без страха, напористо и весело: «Эй, вологодский, жалко, что служба кончилась? А собаку бы не трогал. Оставил бы нам. Пес-то дорогой». — «Проезжай, — сказал хозяин.

— Много разговариваешь». Хозяин не остановил водителя даже тогда, когда трактор начал крушить столбы лагерной ограды. Вместо этого хозяин махнул Руслану рукой: «Уходи. И чтоб я тебя больше не видел». Руслан подчинился.

Он побежал по дороге в поселок, вначале в тяжком недоумении, а потом, вдруг догадавшись, куда и зачем его послали, во весь мах.

…Утром следующего дня путейцы на станции наблюдали картину, которая, вероятно, поразила бы их, не знай они её настоящего смысла. Десятка два собак собрались на платформе возле тупика, расхаживали по ней или сидели, дружно облаивая проходившие поезда.

Звери были красивы, достойны, чтобы любоваться ими издали, взойти на платформу никто не решался, здешние люди знали — сойти с нее будет много сложнее. Собаки ждали заключенных, но их не привезли ни в этот день, ни на следующий, ни через неделю, ни через две. И количество их, приходящих на платформу, начало уменьшаться.

Руслан тоже каждое утро прибегал сюда, но не оставался, а, проверив караул, бежал в лагерь, — здесь, он чувствовал это, еще оставался его хозяин. В лагерь бегал он один. Другие собаки постепенно начали обживаться в поселке, насилуя свою природу, соглашались служить у новых хозяев или воровали кур, гонялись за кошками. Руслан терпел голод, но еду из чужих рук не брал.

Единственным кормом его были полевые мыши и снег. От постоянного голода и болей в животе слабела память, он начинал превращаться в шелудивого бродячего пса, но службу не оставлял — каждый день являлся на платформу, а потом бежал в лагерь.

Однажды он почувствовал запах хозяина здесь, в поселке. Запах привел его в вокзальный буфет. Хозяин сидел за столиком с каким-то потертым мужичком. «Подзадержался ты, сержант, — говорил ему Потертый. — Все ваши давно уже подметки смазали». — «Я задание выполнял, архив стерег.

Вот вы все сейчас на свободе и думаете, что до вас не добраться, а в архиве все значитесь. Чуть что, и сразу всех вас — назад. Наше время еще наступит». Хозяин обрадовался Руслану: «Вот на чем наша держава стоит». Он протянул хлеб. Но Руслан не взял.

Читайте также:  Краткое содержание андреев кусака кратко и по главам точный пересказ сюжета за 5 минут

Хозяин озлился, намазал хлеб горчицей и приказал: «Взять!» Вокруг раздались голоса: «Не мучь собаку, конвойный!» — «Отучать его надо. А то все вы жалостливые, а убить ни у кого жалости нет», — огрызался хозяин. Нехотя разжав клыки, Руслан взял хлеб и оглянулся, куда бы его положить.

Но хозяин с силой захлопнул его челюсти. Отрава жгла изнутри, пламя разгоралось в брюхе. Но еще страшнее было предательство хозяина. Отныне хозяин стал его врагом. И потому на следующий же день Руслан откликнулся на зов Потертого и пошел за ним.

Оба оказались довольны, Потертый, считающий, что приобрел верного друга и защитника, и Руслан, который все-таки вернулся к своей прежней службе — конвоирование лагерника, пусть и бывшего.

Корма от своих новых хозяев Руслан не брал — пробавлялся охотой в лесу. По-прежнему ежедневно Руслан появлялся на станции. Но в лагерь больше не бегал, от лагеря остались только воспоминания. Счастливые — о службе. И неприятные. Скажем, об их собачьем бунте.

Это когда в страшные морозы, в которые обычно не работали, к начальнику прибежал лагерный стукач и сообщил что-то такое, после чего Главный и все начальство кинулись к одному из бараков. «Выходи на работу», — приказал Главный. Барак не подчинился.

И тогда по приказу Главного охранники подтащили к бараку длинную кишку от пожарного насоса, из кишки этой хлынула вода, напором своим смывая с нар заключенных, выбивая стекла в окнах. Люди падали, покрываясь ледяной корочкой. Руслан чувствовал, как вскипает его ярость при виде толстой живой шевелящейся кишки, из которой хлестала вода.

Его опередил Ингус, самый умный их пес, — намертво вцепился зубами в рукав и не реагировал на окрики охранников. Ингуса расстрелял из автомата Главный. Но все остальные лагерные псы уже рвали зубами шланг, и начальство было бессильно…

Однажды Руслан решил навестить лагерь, но то, что он увидел там, ошеломило его: от бараков и следа не осталось — огромные, наполовину уже застекленные корпуса стояли там. И никакой колючей проволоки, никаких вышек. И все так заляпано цементом, кострами, что и запахов лагеря не осталось…

И вот наконец Руслан дождался своей службы. К платформе подошел поезд, и из него начали выходить толпы людей с рюкзаками, и люди эти, как в старые времена, строились в колонны, а перед ними начальники говорили речь, только слова какие-то незнакомые услышал Руслан: стройка, комбинат. Наконец колонны двинулись, и Руслан начал свою службу.

Непривычным было только отсутствие конвойных с автоматами и чересчур уж веселое поведение шедших в колонне. Ну ничего, подумал Руслан, поначалу все шумят, потом утихнут. И действительно, начали утихать. Это когда из переулков и улиц к колонне стали сбегаться лагерные собаки и выстраиваться по краям, сопровождая идущих. А взгляды местных из окон стали угрюмыми.

Идущие еще до конца не понимали, что происходит, но насторожились. И произошло неизбежное — кто-то попробовал выйти из колонны, и одна из собак кинулась на нарушителя. Раздался крик, началась свалка. Соблюдая порядок, Руслан наблюдал за строем и увидел неожиданное: из колонны начали выскакивать лагерные псы и трусливо уходить в соседние улицы. Руслан кинулся в бой.

Схватка оказалась неожиданно тяжелой. Люди отказывались подчиняться собакам. Они били Руслана мешками, палками, жердинами, выломанными из забора. Руслан разъярился. Он прыгнул, нацелившись на горло молодого паренька, но промахнулся и тут же получил сокрушительный удар. С переломленным хребтом он затих на земле.

Появился человек, может быть, единственный, от кого он принял бы помощь. «Зачем хребет переломали, — сказал Потертый. — Теперь все. Надо добивать. Жалко собаку». Руслан еще нашел силы прыгнуть и зубами перехватить занесенную для удара лопату. Люди отступили, оставив Руслана умирать. Он, может быть, еще мог выжить, если б знал, для чего.

Он, честно выполнявший службу, которой научили его люди, был жестоко наказан ими. И жить Руслану было незачем.

vernyjruslan

Источник: http://www.school-essays.info/kratkoe-soderzhanie-vernyj-ruslan-kratkie-soderzhaniya-proizvedenij-po-glavam/

«Верный Руслан. История караульной собаки»: описание повести Г.Н. Владимова

«Верный Руслан. История караульной собаки» – повесть Г.Н. Владимова. Сюжет этого произведения возник у Владимова в 1963 г. В том же году прозаик осуществил свой замысел, написав рассказ с таким названием.

Владимов к тому времени уже был известен как автор двух повестей с благополучной издательской судьбой, член Союза писателей СССР. Он принадлежал к так называемому «четвертому поколению», к которому причисляли В.П. Аксенова, А.Т. Гладилина и других молодых писателей-шестидесятников.

У каждого из них были репрессированы родители; мать Владимова в сталинские времена находилась в лагере под Ленинградом.

После публикации повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Владимов решил, что появилась возможность напрямую высказаться о сталинской системе, и принес рассказ в журнал «Новый мир». Рассказ был уже принят к публикации, когда главный редактор А.Т.

Твардовский сказал автору о том, что образ Руслана слишком прямолинеен, в то время как у лагерной собаки должна быть своя жизненная трагедия. Приняв критику Твардовского, Владимов переработал рассказ в повесть и в 1964 г. вновь принес рукопись в «Новый мир». Но к тому времени Н.С.

Хрущев был снят с должности; недолгое время советской «оттепели» закончилось. Оставшись неопубликованной, повесть «Верный Руслан» стала легендой самиздата.

Конфликт повести состоит в том, что верный лагерный пес Руслан всю жизнь самоотверженно служил человеческому злу.

В период десталинизации, когда на месте лагеря политзаключенных строят комбинат, Руслан невольно противится восторжествовавшей справедливости: он не может понять, почему рушится то, что было единственным смыслом его жизни.

Трагедия честного Руслана — в столкновении собачьей натуры с человеческой.

«Человек разумный», бывший лагерный охранник, уверенный, что время ему подобных еще наступит, и от пьяной злости заставляющий своего верного пса есть горчицу в станционном буфете, — по сравнению с собакой выглядит отвратительно. Но расплачиваться за человеческие грехи приходится все-таки псу: в финале повести Руслана убивают приехавшие на комбинат строители, которых он по привычке пытается конвоировать к месту работы.

Повествовательный строй владимовской прозы сдержан, лишен слезливой сентиментальности, и потому история караульной собаки выглядит особенно пронзительной. Увлекательная фабула повести не самодостаточна: сюжетная канва фокусирует мысли и чувства автора, предельно проясняет их.

В 70-е гг. Владимов получил предложение опубликовать свою повесть в издательстве «Посев» (ФРГ); для этого издания он сделал третий вариант «Верного Руслана». В 1977 г. Владимов написал заявление о выходе из Союза писателей.

«Несите бремя серых, делайте, к чему пригодны и призваны, — давите, преследуйте, не пущайте. Но — без меня», — было сказано в этом документе. В 1983 г.

Владимов был вынужден уехать в ФРГ, где и узнал о том, что его лишили советского гражданства.

Повесть впервые была опубликована в журнале «Знамя» (1989 г., №2).

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. – М.: ВАГРИУС, 1998

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/drugie_avtory/vernyj_ruslan_istorija_karaulnoj_sobaki_opisanie_povesti_g_n_vladimova/63-1-0-1228

Книга «Верный Руслан. Не обращайте вниманья, маэстро (сборник)»

Повесть «Верный Руслан»

Собака – самое верное существо на свете. Писать про нее – беспроигрышный вариант, вероятность всеобщего читательского умиления и сопереживания стремится к 100%. В русской литературе давно сложилась традиция создания таких произведений, пронзительных, с горчинкой безысходности и бесчеловечности (тут вам и «Белый Бим Черное ухо», и «Каштанка», и «Кусака», и многие другие).

Владимов не спекулирует человеческим состраданием, не делает из овчарки идеального героя без страха и упрёка. Руслан – правоверный коммунист, для которого Служба является единственным смыслом жизни.

В его верном собачьем сердце любовь к Службе не может быть потеснена ни любовью к Хозяину, ни любовью к даме сердца, такой же правоверной коммунистке Альме.

Его жалко, но как-то иначе, не сентиментальной жалостью к беззащитному существу, но снисходительным человеческим сопереживанием запутавшемуся и одураченному, попавшемуся в идеологическую ловушку.

Не трудно догадаться, почему автор ведет повествование от лица овчарки. Советский режим, странным образом напоминающий дрессировочную площадку, выработал у людей не самосознание, но условные рефлексы. Вместо общества была получена искалеченная кинологами собака Павлова.

Дрессировка нередко давала сбои, и тогда получались такие вот ингусы, тоскующие по свободе и гласности, провинившиеся лишь тем, что не являются посредственностью, дон кихоты, сражающиеся с ветряными мельницами; такие вот лагерники, которых ревностно охраняет Руслан и искренне не понимает, как они могут желать другой жизни, за пределами колючей проволоки, натянутой ими для самих себя. Как страшна эта искренность! Говоря честно, по существу, неспешно вспоминая лагерные восстания, первые уроки Службы, выполненные с блеском задания по выборке из толпы, телегу, приезжающую забирать околевших от холода зэков, Руслан не сомневается, не анализирует, не мыслит категориями добра и зла. Служба – вот мерило всех произошедших событий, что хорошо для нее, то хорошо для всех.

Залог успеха режима – маниакальная верность его законам. На первый взгляд, верен ему до конца остается только Руслан, остальные же служебные собаки, прибившись к домам, быстро теряют сноровку, превращаясь в шариков, бобиков, кабысдохов…

Их двуличностью вселяет в нас надежду: не все ещё потеряно, ну поиграли, заигрались, но ведь уже давно игре конец, уже и игрушки убраны, уже и новая хозяйка протягивает миску варева с сахарными костями… С кем не бывает! Ошибки молодости!

Но режим не дает себя забыть, он – это сознание, кровь и плоть, рефлексы условные и безусловные. Режим – это особая форма проказы, внешне ничем себя не выдающая, но изъязвляющая душу навсегда. И ни перебитый хребет, ни разломленный на две части череп не смогут заставить усомниться:

Читайте также:  Краткое содержание басни ворона и лисица крылова точный пересказ сюжета за 5 минут

Источник: https://www.livelib.ru/book/1000247194-vernyj-ruslan-ne-obraschajte-vnimanya-maestro-sbornik-georgij-vladimov

Повесть Г.Владимова “Верный Руслан”

Министерство  образования и науки российской федерации 

Федеральное агентство  по образованию

Гоу впо «благовещенский  государственный педагогический университет»

Историко-филологический факультет 

Кафедра литературы

контрольная работа

Исполнитель:студент группы _____________дата ________________подпись АсяРомановна Дмитренко
Преподаватель:            _____________дата ________________подпись Александр Васильевич Урманов

По повести Г. Владимова  «Верный Руслан»

по дисциплине: отечественная литература.

Благовещенск 20____

План  контрольной работы:

  1. Георгий Владимов, его место в литературе, течение литературы, которое он представляет (реализм), оценки критиков.
  2. Жанровое своеобразие повести.
  3. Основные проблемы произведения.
  4. Характеристика ключевых персонажей.
  5. Особенности поэтики.
  1. Георгий Владимов, его место в литературе, течение литературы, которое он представляет (реализм), оценки критиков.

Владимов Георгий Николаевич (1931–2003) – русский писатель, публицист, правозащитник. Забытое и вновь возрожденное имя, известное далеко не каждому.

Пожалуй, лучше всего о нем сказала критик Наталья Иванова: «Он был человеком свободным… Никакая литературная мода или веяние не могли его заинтересовать, тем более – подчинить. Он был занят серьезным делом, рассчитанным на целую жизнь.

Сдвигая общественное сознание тщательно отобранными весомыми словами, он не нуждался в комплиментах и оставался равнодушен к хуле».

Из 72-х прожитых им лет  более полувека были отданы литературе. Владимов обладал даром найти самые болезненные, драматические точки нашего времени. Писатель создавал свои произведения под эгидой реализма.

Общее количество книг, написанное Владимовым, не велико. Часть из них – повесть «Большая руда», рассказы «Все мы достойны большего», «Мы капитаны, братья, капитаны…» – печатались в советских  журналах и принесли автору широкую  известность, ввели в первый ряд  писателей – «шестидесятников».

Другие – как повесть «Верный Руслан» или рассказ «Не обращайте вниманья, маэстро» – не найдя пристанища на родине, публиковались на Западе, звучали на волнах зарубежных радиостанций. Лишь в ходе перестройки они были возвращены российскому читателю – и оказались весьма актуальными, не потускневшими от времени.

Владимов в сознании многих и многих тысяч читателей останется автором одного, но бессмертного произведения — «повести о караульной собаке».

«Это человек, который никогда не поступался совестью. И потому талант его свеж, сохранен и опекаем небесами…» – так сказала о Владимове Бэлла Ахмадуллина.

  1. Жанровое своеобразие повести.

Владимов повествует о  собаке, а точнее о жизни пса, используя  прием отстранения, позволяющий автору «спрятать» свое отношение к происходящему и в то же время наиболее полно раскрыть характер наблюдателя через его восприятие событий и их оценку.

С первых строк перед читателем разворачивается «поток сознания» Руслана, все происходящее мы видим глазами пса, чувствуем его чувствами, его мироощущением.

Рассказывая  о жизни Руслана, автор затрагивает и другие темы, обращает внимание на разные стороны жизни, разные стороны человеческого характера, вообще человеческого и животного естества и бытия.

Как известно, взгляд на это  произведение двоякий: либо повесть  про собаку, либо под собакой подразумевается  человек, и все события имеют подтекст. Если отстраниться от этого спора, вчитаться в смысл произведения, становится ясно, что, рассказывая о Руслане, об этой верной собаке, Владимов сравнивает поступки людей и собак, их поведение, образ жизни.

Через призму собачьего мышления мы видим определенную эпоху нашей страны, жизнь людей в это время, их быт, их характеры. Создается впечатление, что автор силится ответить на вопросы, которые задавал не только он сам, но и люди, жившие в те времена в СССР: «Как жить после перемен?», «Кому и во что верить?».

Возможно, какие-то моменты и являются аллегорией на происходящее в то время в стране. Например, собаки стали бездомными, они в отчаянии, в растерянности, что дальше делать, ведь они привыкли к определенному течению жизни, к определенному порядку. Так и люди, жившие при Сталине, после его смерти не могли долго прийти в себя и понять, как далее жить.

Отражение времени видим и (например, в разговоре Потертого и Стюры с.30- 33) в разговоре Потертого и Стюры выясняется о жизни Потертого, рассказывается о том, как люди жили – вначале была война, потом послевоенный голод, затем сталинский режим и наконец, время «хрущевской оттепели».

Конечно, Потертый рассказывает о своей жизни, о том, что даже не знает, жив ли кто из его родни, он даже не хочет возвращаться в родные края, подозревая то, что может его никто уже не ждет.

Это произведение – не один эпизод, это жизнь героя. Ведь из воспоминаний Руслана мы узнаем о его жизни в лагере, о том, как жили другие собаки и что с ними происходило (как убивали собак за непослушание и невыполнение команд, Руслан рассказывает как он и его хозяин были практически одним целым и так далее).

Далее автор рассказывает нам о том, что лагерь закрыли, а на его месте организуют базу отдыха, однако, Руслан не может этого понять, как и другие, служившие с ним собаки.

Он уверен, что подконвойные сбежали, что служба продолжается, именно поэтому он и другие псы постоянно прибегают на станцию в надежде, что заключенные все-таки приедут, и их нужно будет стеречь.

Повествование ведется от третьего лица, но все же все описания и все события связаны с  главным героем – Русланом, он чувствует, думает, рассуждает, вспоминает.

Автор делает так, что читателю все ясно и понятно, например, то, что лагерь закрыли, ликвидировали, что его больше не будет, что хозяин Руслана отпустил собак, потому что не смог убить их.

Но что же Руслан? Он не понимает этого, на все происходящее у него свои объяснения.  

Иногда автор отступает  от воспоминаний и мыслей Руслана  и описывает его со стороны  или приводит свои рассуждения о  происходящем, давая читателю понять, что это были домыслы собаки, а  вот как все выглядит на самом  деле.

Владимову удалось рассказать историю таким образом, что читатель вроде бы и видит все ситуации глазами Руслана, но в то же самое время понятно, что собака во многом ошибается, думает по-своему, что не все так, как кажется псу. Например, Руслан убежден, что подконвойные сбежали, хотя лагерь просто закрыли и лагерников отпустили.

Потертого не считает хозяином, а все также охраняет его. Когда приезжают отдыхающие принимает их за новых подконвойных.

Безусловно, повесть «Верный  Руслан» неповторима, по-своему оригинальна, но все же Владимов не «первопроходец»  в описании взаимоотношений человека и животного. Конечно, примером ему послужили Чехов, Гаршин и многие другие писатели, которые раскрывали в своих произведениях тему пагубного влияния человека на природу, ведь животные – это тоже часть природы.

Раскрывая внутренний мир  собаки, Владимов продолжает традиции своих предшественников, с одной  стороны, наследуя их принципы психологического анализа, с другой – развивая их.

Воссоздание  движений животного, отражающих изменение  его внутреннего состояния, своеобразие восприятия цвета, звуков, запахов, специфики поведения в разных эмоциональных состояниях, точная фиксация возможного угла зрения, который доступен зверю, – вот основные приемы, унаследованные Владимовым от его предшественников.

  1. Основные проблемы произведения.

Повесть начинается строкой  из пьесы М.Горького «Варвары»: «Что вы сделали, господа!».  Этот эпиграф не случаен, автор как бы дает понять, о чем произведение, и что он хотел им сказать.

Он восклицает: что же вы наделали? Вы создали службу, выдрессировали собак, а теперь службы нет, но ведь разубедить собак невозможно, они несут свою службу дальше. Долг для них превыше всего, это Владимов показывает на примере Руслана.

Истинный смысл эпиграфа становится понятным лишь после прочтения всего произведения.

Основная проблема произведения – это вопрос о службе, но это не просто служба в лагере, которую описывает автор, скорее всего, он подразумевает под этим словом более широкое понятие, в его обобщенном смысле – служба делу, Родине, а в данном случае – служение собаки человеку.

Примечательно, что на протяжении всего произведения это слово всегда пишется с большой буквы – как что-то важное и неизмеримо глобальное. Тут сразу становится ясно, что автор не просто подразумевает что-либо или хочет сказать между строк, он прямо говорит, рассказывает о той системе общества, которая существовала в тяжелые годы «сталинизма».

Владимов на примере жизни Руслана, истории Потертого показывает то, как существовала такая система общества и как она ломала судьбы и людей, и собак. Ведь Потертый так и не смог вернуться домой к своим родным, а Руслан, несший свою службу, преданный своему делу, поплатился жизнью за это.

Говорит автор не только о жестокости этой самой системы, которая заставляла нести службу, но и о ее несуразности, это мы видим на примере тетки Стюры, которая рассказывает, что приютила бы беглеца, а потом бы сама бы и донесла о нем. Владимов говорит о том, что люди вынуждены были подчиняться законам того времени, а сменившийся строй выбил их из колеи.

Собаки же в свою очередь должны были служить, охраняя лагерников, а потеряв свое привычное дело, не знали, как жить дальше. Большинство из них нашли приют в деревенских домах, но Руслан не мог смириться с произошедшим и все ждал часа, когда служба продолжится.

Когда же, по его мнению, она вновь настала, он был готов служить, но не понимал он, что люди, приехавшие в бараки уже не подконвойные, а отдыхающие, и их стеречь не надо. Руслана убили. В этом и трагедия, в этом и проблема – собака слепо верила в свое дело.

«Увидеть ад глазами собаки и посчитать его раем» – так  сам автор определил главную  проблему «Руслана». Виноват ли Руслан в том, что честно несет свою службу? Виноват ли в своей преданности? Владимов снимает ответственность  со своего героя и возлагает ее на тех, кто его учил.

Помимо проблемы социалистического  строя Владимов затрагивает и  социальные аспекты. Это такие, как  например, преданность и верность собаки человеку.

Она раскрывается в эпизодах, когда хозяин Руслана  заставляет съесть хлеб, обмазанный горчицей, тем самым причиняя собаке страдания. Но страдания заключаются для Руслана не столько в жгучем вкусе съестного, сколько в предательстве.

Пес поражен, как мог этот человек, которому он служил и безоговорочно доверял, так с ним поступить.

Мотив и ситуация бунта  становятся еще одной смысловой  надстройкой над сюжетной основой  его повести. “Естественный человек”, “естественное существо” интересовали писателя еще в начале его творческого  пути.

Читайте также:  Краткое содержание расин федра точный пересказ сюжета за 5 минут

Вера, верность – вот доминанты  мироощущения “естественного” существа – Руслана. Но веру предает неправедный  Договор, верность предает Хозяин, а  служба оказывается ловушкой.

Нет  больше в человеческом мире целесообразных природных законов, человек забыл  о том, что он часть Природы, и, забывшись, стал диктовать ей свои законы. Собака же, отчасти принявшая искаженные законы человеческого существования, отстаивает свое право на жизнь и  на Службу.

Она обречена на вечное кружение в этом аду, непонятая и непонимающая. Трагедия пса – в раздвоении сознания, в разрушении природного инстинкта, в котором виноват человек, не находящий в этом ничего противоестественного: “Учили его, вот он и служит. Дай бог каждому.

Нам бы с тобой так научиться”, – говорит укушенный Русланом солдат. И он готов взять такую собаку себе, как взял его Потертый, то ли пожалев, то ли испытывая смутную потребность после всех унижений почувствовать себя Хозяином. У Потертого ни на минуту не появляется желания защитить Руслана (“Надо бы добить.

Не жилец он. Некуда ему жить”), нет в нем ни тепла, ни жалости, ни даже чувства собственности, которую уничтожают. И невдомек ему, что Руслан, даже не любя его, жалел, ощущал ответственность за него (“Что-то же надо было делать с Потертым…”).

Автор испытывает боль и  стыд за все, что случилось с Русланом, и просит выполнить его последнее  желание, “чтобы все мы, виновные перед ним, оставили его наконец  и никогда бы не возвращались”.

Так в конце повести  возникает еще один традиционный для русской литературы мотив  вины людей, общества за то, что они  сотворили и чего предпочитают не замечать. “Все мы виноваты” звучало  в произведениях Чехова (“Остров Сахалин”, письмо к А. С. Суворину), а позднее Солженицына (“Жить не по лжи”, “Архипелаг ГУЛАГ”).

Находясь в русской классической традиции, Владимов акцентирует внимание читателя на постепенном слиянии явлений, именуемых “мы” и “они”. Как замечал Аннинский, “мы” – это “они”, следовательно, “мы” разрушаем и уничтожаем сами себя, размываем фундамент мироздания.

И эта страшная для человека мысль тоже художественно воплощается в повести Владимова.

“Верный Руслан” – книга,  которую смело можно назвать  классической, украсила бы литературу  любого народа”, – справедливо  утверждал представитель эмигрантской  критики В. Чернявский. Л.

 Аннинский,  самый тонкий исследователь владимовской  прозы, относит повесть к “великим  книгам, меченным горьким знанием  и обречением духа”. Самому  автору достаточно и определения  “хорошая книга”.

Мы, как читатели, можем сказать, что все поставленные в повести вопросы услышаны, но главное, чтобы они были поняты и не повторялись в жизни те ошибки людей, которые в произведении погубили несчастного пса.

Источник: http://stud24.ru/literature/povest-gvladimova-vernyj-ruslan/513904-2244440-page1.html

Пушкин «Руслан и Людмила» – краткое содержание по главам (песням) – Русская историческая библиотека

Пушкин «Руслан и Людмила» – краткое содержание по главам (песням)

Киевский князь Владимир-Солнце выдавал дочь Людмилу за славного богатыря Руслана. Но когда молодые после свадебного пира пошли почивать, в темноте раздалось странное заклинание, и Руслан увидел, как некий колдун улетает в воздух, унося с собой его жену.

Опечаленный князь Владимир на следующее утро пообещал отдать Людмилу в супруги любому, кто надёт её и спасёт. На поиски похищенной отправился не только Руслан, но и три его прежних соперника за её руку – буйный воин Рогдай, хвастливый кутила Фарлаф и молодой хазарский хан Ратмир.

Каждый из них поехал своей дорогой. Руслан вскоре увидел на пути пещеру, где сидел мудрый волшебник Финн. Он открыл витязю, что Людмилу похитил злой кудесник Черномор. Финн поведал Руслану и историю своей любви к прекрасной девушке Наине.

В молодости Финн не смог привлечь её даже славой ратных подвигов и богатыми дарами. В горести он скрылся в леса, чтобы изучать магию. Искусившись в ней через сорок лет, Финн опять нашёл Наину, но теперь вместо юной красавицы увидел дряхлую и уродливую старуху.

В ужасе Финн отказался от неё, а раздосадованная Наина, сама ставшая к тому времени колдуньей, поклялась мстить ему и всем его друзьям.

Подробнее – см. в отдельной статье Пушкин «Руслан и Людмила», песнь 1 – краткое содержание.

Иллюстрация к песни 1-й

Песнь 2 – краткое содержание

Завистливый Рогдай кипел такой ненавистью к Руслану, что решил вернуться с пути, догнать и убить его. Но перепутав издалека свою жертву, он по ошибке налетел на Фарлафа. Фарлаф остался невредим, но пришёл от этого нападения в такой страх, что легко принял совет явившейся к нему Наины: не искать больше Людмилы, а вернуться домой.

Рогдай всё же догнал Руслана, но в жестокой схватке с ним потерпел поражение. Руслан бросил Рогдая в Днепр, где тот стал мужем речной русалки.

Похищенная же Людмила же проснулась утром в одиночестве на роскошной постели в замке Черномора. Выйдя гулять в великолепный сад, полный благоуханных растений, прекрасных статуй и водопадов, она с тоски думала о самоубийстве.

Вечером волшебная сила перенесла её по воздуху назад в спальню. Туда к ней вскоре пришёл Черномор – бритый, горбатый карлик с длинной бородой, которую несло перед ним на подушках множество слуг-арапов. Испуганная Людмила вскочила и с визгом сбила с колдуна колпак.

Смешавшийся Черномор убежал, запутавшись в бороде. За ним ретировались и его рабы.

Подробнее – см. в отдельной статье Пушкин «Руслан и Людмила», песнь 2 – краткое содержание.

Песнь 3 – краткое содержание

Наина, прилетевшая к Черномору в облике крылатого змия, заключила с ним союз против Руслана и Финна. Тем временем Людмила, примеряя перед зеркалом сбитый вчера с Черномора колпак, вдруг заметила, что если надеть его задом наперёд, то он как шапка-невидимка скрывает с глаз того, кто его носит.

Руслан, продолжив путь, добрался до поля старой битвы и среди разбросанных здесь мёртвых костей нашёл себе новые доспехи вместо тех, что изломал в битве с Рогдаем. Затем он увидел громадную человеческую голову, лежащую средь степи.

Она оказалась живой и начала дуть на Руслана. Страшный вихрь дыхания Головы вначале унёс витязя в поле, но он всё же сумел подскочить к чудищу и ударить его тяжёлой ратной рукавицей.

Голова откатилась в сторону, и Руслан увидел под ней сверкающий меч.

Настроившись миролюбивее, Голова поведала Руслану историю своей жизни. Некогда она принадлежала славному герою-богатырю. У него был и младший брат – уродливый колдун Черномор, чья волшебная сила заключалась в длинной бороде.

Черномор увлёк брата-богатыря искать чудесный меч, который, по рассказам магических книг, должен был отсечь одному из них голову, а другому бороду. Благодаря силе и храбрости старшего брата они нашли меч.

Но Черномор предательски отсёк им брату голову, сохранил ей жизнь и заставил стеречь заветный меч посреди далёкого поля.

Подробнее – см. в отдельной статье Пушкин «Руслан и Людмила», песнь 3 – краткое содержание.

Песнь 4 – краткое содержание

Ратмир в поисках Людмилы добрался до замка на скалах – обители прекрасных дев, которые ласково встретили молодого воина и подарили ему свою любовь. Руслан же неутомимо продолжал искать суженую.

Людмила при помощи шапки-невидимки долго скрывалась от Черномора в его садах, но злой колдун обманул её хитростью. Он принял облик раненого Руслана, появился средь сада и стал звать Людмилу на помощь.

Сбросив шапку, та поспешила навстречу, однако вместо Руслана увидела своего похитителя. Чтобы Людмила вновь не ускользнула от него, Черномор погрузил её в непробудный сон.

Но как раз в это время вблизи послышался звук боевого рога Руслана.

Подробнее – см. в отдельной статье Пушкин «Руслан и Людмила», песнь 4 – краткое содержание.

Песнь 5 – краткое содержание

Руслан вступил в битву с Черномором. Тот атаковал его булавой, летая по воздуху, но Руслан ухватил чародея за его волшебную бороду. Черномор взвился под облака. Руслан, не выпуская бороды, летел вместе с ним, пока колдун не выбился из сил. Под угрозой лишиться бороды, Черномор перенёс Руслана к Людмиле.

Со спящей невестой в руках и с засунутым в котомку за седлом Черномором Руслан пустился в обратный путь. Его дорога вновь вела через то же поле битвы, где уже умиравшая Голова перед кончиной высказала Черномору последние слова укора. Затем Руслан встретил Ратмира, который успокоил сердце в любви с прекрасной рыбачкой, поселился с ней в безвестной глуши и оставил мысли о Людмиле.

Иллюстрация к песни 5-й

Злобная Наина решила погубить Руслана руками Фарлафа. Явившись в дом этого трусливого хвастуна, она привела его за собой к месту, где утомлённый Руслан забылся глубоким сном. Фарлаф трижды вонзил в грудь Руслану острый меч и, бросив его умирать, увёз с собой так и не пробудившуюся Людмилу.

Подробнее – см. в отдельной статье Пушкин «Руслан и Людмила», песнь 5 – краткое содержание.

Песнь 6 – краткое содержание

Прибыв с Людмилой к князю Владимиру, Фарлаф клялся, что с риском для жизни вырвал её из рук ужасного лешего в муромских лесах. Однако никто в Киеве не знал, как разбудить спящую красавицу, а тут стряслась ещё одна беда – город осадили полчища печенегов.

Тем временем старый Финн посредством волшебства узнал о печальной участи своего молодого друга и пришёл к нему на помощь. Финн перенёсся в горючие степи и добыл из текших там чудесных источников два кувшина – с живой и мёртвой водой. Этой влагой кудесник залечил раны Руслана и оживил его.

Дружины князя Владимира не могли прогнать печенегов от Киева. Но однажды утром горожане увидели со стен, как в неприятельский лагерь ворвался какой-то богатырь и начал толпами рубить степняков.

Варвары со стыдом бежали, а киевляне узнали в неизвестном витязе Руслана. Он прискакал на коне в город и разбудил Людмилу, прикоснувшись к ней волшебным кольцом, полученным от Финна.

Торжествующий князь Владимир сыграл новую свадьбу своей дочери с Русланом, который великодушно простил своих врагов – Фарлафа и Черномора.

Подробнее – см. в отдельной статье Пушкин «Руслан и Людмила», песнь 6 – краткое содержание.

Автор краткого содержания

Читайте также статью Пушкин «Руслан и Людмила» – анализ

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/3568-pushkin-ruslan-i-lyudmila-kratkoe-soderzhanie-po-glavam-pesnyam

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector