Краткое содержание жан расин андромаха точный пересказ сюжета за 5 минут

Изложение: Жан Расин. Андромаха

Краткое содержание Жан Расин Андромаха точный пересказ сюжета за 5 минут

Источником для этой пьесы послужил рассказ Энея из третьей книги «Энеиды» Вергилия. Действие происходит в античные времена в Эпире, области на северо-западе Греции.

После падения Трои вдова убитого Гектора Андромаха становится пленницей Пирра, сына Ахилла, Пирр является царем Эпира, он сохраняет жизнь Андромахе и её сыну, против чего выступают другие греческие цари — Менелай, Одиссей, Агамемнон. Кроме того, Пирр обещал жениться на дочери Менелая Гермионе, однако тянет со свадьбой и оказывает знаки внимания Андромахе.

Цари направляют к Пирру посла, сына Агамемнона Ореста, с просьбой выполнить свои обещания — казнить Андромаху и её сына и взять в жены Гермиону. Орест же влюблен в Гермиону и втайне надеется, что Пирр откажется от своего обещания. Встретившись с Пирром, он говорит ему, что если сын Гектора останется в живых, то в будущем начнет мстить грекам за отца.

Пирр же отвечает, что не надо загадывать так далеко вперед, что мальчик — это его трофей, и лишь ему решать судьбу потомка Гектора, Пирр упрекает царей в непоследовательности и жестокости: уж если они так боятся этого ребенка, то почему же не убили его сразу, во время разграбления Трои, когда шла война и рубили всех подряд.

Но во время мира «жестокости нелепы», и Пирр отказывается обагрить руки кровью. Что же касается Гермионы, то Пирр втайне надеется, что Орест убедит её вернуться к отцу, и тогда он вздохнет свободнее, ибо его влечет к Андромахе.

Появляется Андромаха, и Пирр говорит ей, что греки требуют смерти её сына, но он готов отказать им и даже начать войну из-за ребенка, если Андромаха вступит с ним в брак. Однако та отвечает отказом — после смерти Гектора ей не нужны ни блеск, ни слава царицы, и уж раз нельзя спасти сына, то она готова умереть вместе с ним.

Тем временем оскорбленная Гермиона говорит своей служанке, что ненавидит Пирра и хочет разрушить его союз с Андромахой, что их горести — «ей лучшая награда», но она еще колеблется и не знает, что делать — то ли отдать предпочтение Оресту, то ли надеяться на любовь Пирра.

Появляется Орест и говорит Гермионе о своей неугасимой и безнадежной любви к ней. Гермиона ведет двойную игру и отвечает Оресту, что всегда помнит о нем и порой вздыхает. Она требует, чтобы Орест узнал, что решил Пирр — отослать её к отцу или взять в жены. Орест надеется, что Пирр откажется от Гермионы.

Пирр также ведет двойную игру и при встрече с Орестом заявляет, что передумал и готов отдать сына Гектора грекам и взять в жены Гермиону. Он поручает Оресту известить её об этом. Тот не знает, что и думать.

Пирр же говорит своему воспитателю Фениксу, что слишком долго добивался благосклонности Андромахи и слишком многим рисковал ради нее и все тщетно — в ответ одни упреки.

Он не может решить окончательно, что ему делать.

Орест между тем в отчаянии — он хочет похитить Гермиону и не слушает разумных доводов своего друга Пилада, который советует ему бежать из Эпира. Орест не желает страдать один — пусть с ним страдает и Гермиона, лишившись Пирра и трона. Гермиона же, забыв об Оресте, расхваливает достоинства Пирра и уже видит себя его супругой.

К ней приходит Андромаха с просьбой уговорить Пирра отпустить её с сыном на пустынный остров укрыться от людей. Гермиона отвечает, что от нее ничего не зависит — Андромахе самой нужно просить Пирра, ибо ей он не откажет.

Андромаха приходит к Пирру и на коленях умоляет его не отдавать сына, но тот отвечает, что во всем виновата она сама, так как не ценит его любовь и покровительство. В последний момент Пирр предлагает Андромахе выбирать: корона или смерть сына. Церемония бракосочетания уже назначена.

Подруга Андромахи Сефиза говорит ей, что материнский долг превыше всего и надо уступить. Андромаха колеблется — ведь Пирр разрушил её город Трою, она решает спросить совета у тени Гектора.

Позже Андромаха раскрывает свой план Сефизе. Узнав волю Гектора, она решает согласиться стать Пирровой женой, но только до тех пор, пока не кончится свадебный обряд.

Как только жрец закончит обряд и Пирр перед алтарем даст клятву стать отцом её ребенку, Андромаха заколется кинжалом. Так она останется верна своему долгу перед погибшим мужем и сохранит жизнь сыну, ибо Пирр уже не сможет отказаться от своей клятвы в храме.

Сефиза же должна будет напоминать Пирру, что он поклялся любить пасынка и воспитывать его.

Гермиона, узнав, что Пирр переменил свое решение и женится на троянке, требует, чтобы Орест отомстил за её позор и убил Пирра во время церемонии в храме. Этим он заслужит её любовь. Орест колеблется: он не может решиться на убийство царя, всадив ему нож в спину, ибо такой поступок в Греции никто не похвалит.

Орест готов сразиться «в войне прямой и честной». Гермиона же требует, чтобы Пирр был убит в храме еще до бракосочетания — тогда не будет разглашен её позор всему народу. Если же Орест откажется, то она сама пойдет в храм и убьет кинжалом Пирра, а потом и себя — ей лучше погибнуть с ним, чем оставаться живой с трусливым Орестом.

Услышав это, Орест соглашается и направляется в храм совершить убийство.

Гермиона встречается с Пирром и выслушивает его оправдания: он говорит, что заслужил её укор, но не может противиться страсти — «безвольный и влюбленный», он жаждет, рассудку вопреки, назвать женой ту, которая его не только не любит, а просто ненавидит.

В этом и состоит основная мысль пьесы Расина — «препятствовать страстям напрасно, как грозе». Герои «Андромахи», как и многих пьес драматурга, не могут поступать согласно разуму и долгу не потому, что не хотят.

Они знают, в чем их долг, но не свободны в своих поступках, так как не могут побороть охватившие их страсти.

Гермиона отвечает Пирру, что он пришел красоваться перед ней своей нечестностью, что он «чтит лишь произвол» и не держит своего слова. Она напоминает Пирру, как он в Трое убил старого царя Приама и «удушил» его дочь Поликсену — вот какими геройствами он «прославился».

Пирр замечает в ответ, что раньше ошибался, считая, что Гермиона любит его. Но теперь, после таких слов понимает, что она хотела стать его женой лишь по долгу, а не по любви. Тем легче ей будет перенести его отказ.

Услышав это, Гермиона приходит в ярость — разве она не любила Пирра? Как смеет он так говорить! Ведь она приплыла к нему «с другого края света», где не один герой искал её руки, и долго ждала, когда же Пирр объявит ей свое решение. Теперь же она грозит ему расплатой: боги отомстят ему за то, что он нарушает свои обещания.

Оставшись одна, Гермиона пытается разобраться в своих чувствах. Она разрывается между любовью и ненавистью и все же решает, что Пирр должен умереть, раз уж он не достался ей, ибо она слишком многим пожертвовала ради него. Если же Орест не решится на убийство, то она сама совершит его, а потом заколет и себя. Ей уже все равно, кто умрет — Орест или Пирр, лишь бы как-то излить свой гнев.

Появляется Орест и рассказывает Гермионе о том, как его отряд вошел в храм и после совершения обряда зарубил Пирра. Она, слыша это, приходит в ярость и проклинает Ореста. Вместо того чтобы возликовать, она обвиняет его в гнусном убийстве героя.

Орест напоминает ей, что все сделал по её приказу. Она же отвечает ему, что он поверил словам влюбленной женщины, у которой помрачился рассудок, что она совсем не того хотела, о чем говорила, что у нее «сердце и уста между собой в разладе».

Орест должен был дать ей одуматься и не спешить с подлым мщением Пирру.

Орест в одиночестве размышляет о том, как смог он, забыв доводы рассудка, совершить подлое убийство и — для кого же? — для той, кто, навязав ему гнусную роль убийцы, за все отплатила неблагодарностью! Орест сам себя презирает после всего происшедшего.

Появляется его друг Пилад и призывает Ореста бежать из Эпира, ибо толпа врагов хочет убить их. Гермиона же, оказывается, покончила с собой над трупом Пирра. При этих словах Орест понимает, что боги решили его наказать, что он рожден на свет несчастным и теперь ему остается утонуть в крови Пирра, Гермионы и своей собственной.

Он бредит — ему кажется, что это Пирр, а не Пилад стоит перед ним и его целует Гермиона. Потом ему мерещатся эринии, головы которых увиты змеями. Это богини мщения, преследующие Ореста за убийство матери, Клитемнестры. Согласно мифу, Орест отомстил матери за убийство отца, Агамемнона. С тех пор его всю жизнь преследуют эринии.

В конце пьесы Орест просит эриний уступить место Гермионе — пусть она мучает его.

Источник: http://www.yurii.ru/ref10/particle-100332.php

Краткое содержание Андромаха (Жан Расин)

Андромаха – вдова Гектора, предводителя троянцев в Троянской войне, которого убил Ахилл, пленница сына Ахилла Пирра.

Драматург, ставя основных героев трагедии перед одной и той же проблемой — выбором между долгом и чувством, противоречащим этому долгу, создает конструкцию, в которой персонажи связаны друг с другом повторяющимися отношениями: Пирр любит А.

, но она не любит Пирра, ибо верна памяти Гектора; Гермиона любит Пирра, но он любит не ее, а А., которая любит Гектора; Орест любит Гермиону, но она любит не его, а Пирра, который любит А., которая любит Гектора.

В этой цепочке только А. любит того, кого любить велит ей долг. По концепции Расина лишь в этом случае герой может спасти свою жизнь и возвыситься, в остальных же случаях, когда долг забыт, героя ждет несчастье и смерть. Пирр, сделавший А.

царицей, был убит пред алтарем греками во главе с Орестом, мстившими за оставленную Гермиону. А., чьи права признали эпирцы, побуждает их мстить грекам за нового мужа, «да и за прежнего попутно, может быть», как замечает Пилад. А.

, выполнившая свой долг, спасена, все другие герои, забывшие о долге под влиянием неразделенной любви, пришли к краху своей жизни: Пирр убит, Гермиона закололась, Орест утратил рассудок.

Читайте также:  Краткое содержание джойс улисс точный пересказ сюжета за 5 минут

Изображение торжества А. на сцене снизило бы трагедийность произведения. Но есть и другая причина отсутствия главной героини в финале. Расин-психолог исследует проблему неразделенной любви как подлинной трагедии человека. А.

не исключение: ее любовь к Гектору не может быть реализована и делает ее несчастной независимо от того, пленница она или царица. Но изображение страдающей А. противоречило бы философскому пафосу прославления верности долгу.

Расин нашел наиболее точное художественное решение этого противоречия.

Пирр — сын Ахилла, царь Эпира. В качестве военной добычи после победы греков в Троянской войне получил вдову Гектора Андромаху вместе с сыном Астианаксом. Отмечая его заслуги перед греками, царь Спарты Менелай посылает ему свою, дочь Гермиону, брак П. с которой должен укрепить союз греческих государств.

Но П. любит Андромаху. Неразделенная Любовь П. трагична, как трагична безответная любовь других персонажей Расина. Однако действия П. достойны осуждения с того момента, когда он ставит страсть выше долга перед своей страной, и в системе расиновских оценок П. неизбежно платит жизнью за такое предпочтение.

Первые критики упрекали Расина в том, что он изобразил П. в традициях галантных романов, что тот стал похож на идеального влюбленного Селадона из «Астреи» Оноре д’Юрфе.

Драматург, сделав вид, что его упрекали в прямо противоположном, дал в первом предисловии к «Андромахе» развернутую характеристику созданного им образа: «Да, признаюсь, Пирр в самом деле недостаточно покорен воле своей любимой, и Селадон лучше его знал, что такое идеальная любовь.

Но что поделаешь! Пирр не читал наших романов: он был неистов и груб по своей натуре, да и не все же герой призваны быть Селадонами!»

(No Ratings Yet)

Источник: http://school-essay.ru/andromaxa-zhan-rasin.html

Анализ трагедии Расина «Андромаха» | Литерагуру

Иногда странно осознавать, что искусство, созданное ещё в далекой архаике, не потеряло своей актуальности и через несколько десятков, сотен и даже тысяч лет.

Например, мифы древней Греции — это пласт, на который во многом опирается вся европейская литература. Причём заимствуются не только какие-то структурные нюансы, но и сюжеты целиком.

Почему? Просто эллины смогли в какой-то степени затронуть те вечные проблемы, которые всегда будут волновать человечество.

Поэтому не удивительно, что в 1667 году французский драматург Жан Расин берет в основу своей трагедии «Андромаха» античный сюжет и по-своему трактует конфликты между древнегреческими героями. Тем более, Расин — один из самых ярких представителей классицизма, а классицизм, как известно — это не что иное, как возвращение к античности.

Специфика конфликта

Итак, Расин рассматривает в своей пьесе дальнейшую судьбу жены троянца Гектора Андромахи в плену у Пирра, царя Эпира.

Расин, правда, вносит изменения в образы героев, немного затрагивая сюжет — в его трагедии гордая супруга остается верной памяти героя и в доме победителя живет на правах пленницы, а не наложницы, да и ребенок у нее только один — наследник Трои.

Как автор объясняет во вступлении, он отступает от канона намеренно, ведь для человека эпохи классицизма гораздо правильнее видеть Андромаху верной мужу до конца своих дней.

Конфликт строится на сложных взаимоотношениях главных героев — Пирр должен взять в жены Гермиону, дочь Елены, но при этом его сердце отдано Андромахе.

Орест, который приезжает в Эпир в качестве посла от всей Эллады, влюблен в Гермиону. Последняя же не мыслит своего существования без Пирра, но вынуждена мириться с равнодушием своего жениха.

Найти выход из сложившегося любовного многоугольника оказывается невозможным.

На фоне темы любви в трагедии развивается тема чести и долга. Эти два понятия всегда имели большое значение в эллинистической культуре; для человека эпохи эллинизма честь и долг тоже играют далеко не последнюю роль. Герои постоянно вынуждены ставить на одну чашу весов свой долг, на другую — любовь.

Они задаются вопросом, чем же руководствоваться, совершая выбор? Какой поступок будет более правильным? Таким образом, каждый из четырех главных героев — Андромаха, Пирр, Гермиона и Орест — приходит к внутреннему конфликту, разрешить который он не в силах, герои мечутся, не могут определиться, по несколько раз меняют свое решение на диаметрально-противоположное.

Проблема выбора

Орест сообщает Пирру, что вся Эллада считает необходимым убить пленных троянцев — Андромаху, и, конечно же, что более важно, ее сына от Гектора Астианакта. Пирр понимает, что убив любимого ребенка Андромахи, он навсегда станет ей ненавистен.

Он пытается использовать это как рычаг давления — обещает трояке сохранить сыну жизнь, если та согласиться стать его женой. При этом, важно помнить, что таким решением он нарушает слово, данное Гермионе, а вместе с ней и всей Элладе, ведь он обещал взять царевну в жены.

Решение сохранить пленникам жизнь спровоцирует войну со всей Грецией, и Пирр это прекрасно понимает. Но он готов пожертвовать всем, рискнуть ради своей любви.

Андромаха — гордая троянка, которая не готова идти Пирру ни на какие уступки. Ее моральная установка — остаться верной ее супругу, Гектору, который был убит в сражениях за Илион. Поэтому от гордости или вспыльчивости, Андромаха говорит Пирру, что она готова пожертвовать жизнью сына, но его женой не станет.

Гермиона, видя холодность жениха по отношению к ней, злиться на Пирра. В ее душе борются любовь и ненависть к этому человеку. Она хочет мстить, но при этом ей очень сложно отречься от своих чувств. Впрочем, она решается навлечь на Эпир гнев Эллады, уехав с влюбленным в нее Орестом.

Такое решение Гермионы дает надежду Оресту, ведь единственное его желание — увезти возлюбленную от Пирра. Однако планы юноши рушатся из-за решений, которые сгоряча принимают другие герои.

Пирр, разозлен гордостью Андромахи и решает отступить от своих чувств, последовать слову, данному Элладе, и взять Гермиону в жены, а сына Гектора убить. Твердо ли его решение? Согласен ли он с ним сам, готов ли к нему? Едва ли. Как только у него появляется надежда на то, что пленница ему уступит, он снова готов жертвовать всем.

Андромаха, осознавая, что ее сыну грозит смерть, поступается своей гордостью и умоляет Пирра сохранить жизнь Астианакту. Для нее есть две самые важные вещи: верность Гектору и судьба сына.

Выбирая между двух зол, пленница решает, что спасти ребенка важнее, и соглашается стать пирровой женой.

Однако правитель не подозревает, что женщина не до конца честна с ним, ведь она намеревается убить себя сразу после бракосочетания — героиня готова жертвовать собой, только бы не поступиться своими принципами; остаться верной Гектору и спасти сына.

Решение Пирра жениться на Андромахе оказывает сильное влияние на Гермиону — пылкая любовь сменяется в ее сердце злостью и ненавистью. Ее главной, слепой целью становится месть: « Нет, не хочу один нести страданий гнет! Пусть делит их со мной! Пусть тоже слезы льет!» — говорит Гермиона и просит Ореста помочь ей отомстить обидчику — убить его.

Орест таким образом тоже попадает в ситуацию сложного выбора — послушать сердце, сделать то, о чем его просит женщина, которую он любит, или остаться верным своем принципам и взглядам на честь. Он колеблется и решение ему дается нелегко, но, все же, любовь берет верх, и герой соглашается на убийство.

Однако убийство Пирра не приносит Оресту желаемого результата — вместо признания Гермионы он встречает лишь обвинения, упреки, ненависть.

Выбор, с которым сталкиваются все герои, оказывается им не по силам. Внутренний конфликт, который присутствует в каждом из них, не дает сконцентрироваться на одном определенном решении — их мнение колеблется, точно маятник. Причем, если рационально оценить их поступки, то Пирр обязан соблюсти свой долг перед Грецией и казнить Астианакта.

Но, с другой стороны, этот поступок жесток, тем более, что он дал слово Андромахе об их неприкосновенности. Оценивая в целом его поведение, можно бесконечно восторгаться его верностью троянке, но правильно ли он поступает по отношению к Гермионе? О ее чувствах он абсолютно не беспокоится. Андромаха же, напротив, живет исключительно по своим принципам.

Пусть даже она создает видимость того, что готова предать свою любовь к Гектору, в душе она всегда остается верной только ему. Но ее решение о самоубийстве — поступок крайне не справедливый и подлый по отношению к Пирру.

Пика абсурдности и противоречия Расин добивается в образе Гермионы: она раздираема двумя противоположными чувствами, ее желание мстить Пирру на самом деле – не что иное, как ревность и завуалированное стремление все же быть только с ним любой ценой.

Анализ сцены помешательства и самоубийства Гермионы

Гермиона — самый противоречивый персонаж произведения. Если другие герои, пусть даже и подверженные эмоциям, совершают осознанный выбор, то Гермиона тонет во внутренних противоречиях и на рациональное мышление не способна.

Это особенно ярко выражено в сцене ее помешательства — сначала она яро убеждает Ореста убить Пирра, но, когда убийство совершено, она в неистовстве кричит, что он — предатель и преступник.

Своей вины в произошедшем она, конечно же, не видит — по ее мнению, герой должен был понять, что в ее словах ненависти скрывается любовь к царю. Несомненно, автор рисует читателю сумасшествие — женщина не осознает своих собственных желаний, не контролирует эмоции.

Логичным завершением ее судьбы становится самоубийство — она решает, что не может жить без Пирра, которого она продолжает любить, несмотря ни на что, и ранит себя клинком возле его мертвого тела.

Психологизм в творчестве Расина

Так как весь конфликт пьесы во многом строится вокруг внутренних переживаний и рефлексий персонажей, психологизм играет важную роль в творчестве Расина. Каждый из главных героев трагедии «Андромаха» — яркая, сильная личность. Автор отлично передает борьбу внешних эмоций и внутренних решений.

Расин создает индивидуальный портрет каждого из четырех основных действующих лиц, наделяет их яркими чертами характера. Однако все они при разной мотивации и разной оценке собственных поступков во многом схожи между собой — все они импульсивны, переменчивы, но решительны и способны подкрепить свои слова делом.

Причем, автор не дает главным героям быть полностью честными друг с другом — диалоги Пирра с Гермионой, Андромахи с Пирром, Гермионы с Орестом полны различных уловок, хитростей, попыток переиграть собеседника. Но для того чтобы открыть читателю реальные мысли и чувства действующих лиц, автор передает их диалоги со слугами.

Тут можно «подслушать» и как Андромаха собирается себя убить, не доставшись Пирру, и как Пирр, даже решив убить сына Андромахи и взять в жены Гермиону, не тверд в своем решении, и как Орест признается, что у его приезда сюда единственная цель — свидание Гермионой.

Контраст слов и настоящих чувств героев лишний раз подчеркивает их противоречивость и многогранность, борьбу двух начал.

Читайте также:  Краткое содержание корнель сид точный пересказ сюжета за 5 минут

Еще Аристотель в своей «Поэтике» писал, что герои должны быть не полностью положительные, или полностью отрицательные, а такие же, как и мы.

Чтобы в них были и те, и другие качества, чтобы они совершали ошибки, а дальше сталкивались с превратностями судьбы, и зритель переживал катарсис.

Расин берет не только сюжет у древних греков, но и пользуется советами Аристотеля относительно того, какими должны быть действующие лица.

Здесь нет правых и виноватых, каждый из них совершает ошибки, они смешивают поступки, достойные уважения, с самыми низкими и подлыми вещами. Добился ли Расин катарсиса? Безусловно. Читатель не останется равнодушным ни к одному из персонажей: сочувствием можно проникнуться даже к взбалмошной Гермионе, которая, пожалуй, поступает наиболее подло и к Пирру, и к Оресту, и к самой себе.

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-tragedii-rasina-andromaha/

Жан Расин (1638-1699) — Ресурс студентов-филологов

Жан Расин и янсенизм

С творчеством Жана Расина французская трагедия вступает в пору своей зрелости. Расин рос в буржуазной семье, рано осиротел, и его воспитанием занялась бабушка. Ему очень помогли давние связи его семьи с янсенинской общиной.

Янсенизм — это особое религиозной течение в католицизме по имени своего основоположника — голландского богослова Корнелия Янсана. Центральная идея — учение «о благодати», от которого зависит спасение человеческой души. По мнению янсинистов, слабость и греховность человеческой натуры могут быть преодолены только при поддержке свыше.

Человек должен осознать свои пороки, раскаяться в них и лишь потом — бороться с ними. Главная заслуга заключается в том, что они мужественно выступали с осуждениями развращенных нравов светского общества. Кроме того, они были прекрасными педагогами, открыли свои школы, колледжи.

Они давали прекрасное образование учащимся, обучали их не только обязательным предметам — латыни, но также древнегреческому языку и литературе. Они считали, что каждый образованный человек должен знать свой родной язык. Идейными вождями были люди самых разных профессий — юристы, философы, филологи. Среди них особо выделялся Пьер николь.

Связи с ними помогли Расину бесплатно получать в их школе и колледже прекрасное образование. впоследствии на творчестве Жана Расина лег отпечаток идей янсинизма. Однако через некоторое время ему пришлось разорвать свои связи с янсинистами.

Главной причиной послужила неприязненное отношение янсенистов к театру, тогда как для Расина — это был смысл жизни. Он вступает в письменную полемику с одним из идейных руководителей Николем и тот объявляет сочинителей пьес публичными отравителями не тел, но душ верующих людей. Расин отвечает ему открытым письмом в защиту театра.

Эстетические воззрения Расина-классициста

В произведениях Расина, как и было свойственно классицистам, лежит борьба между страстью и долгом. однако в отличие от классицистов, Расин более трезво смотрит на роль королевской власти; изображая монархов, он показывает, что к их чувствам нередко примешивается эгоизм и жестокость.

В отличие от классицистов, театр Расина отличает тонкий и глубокий психологизм. Особенно хорошо ему удается обрисовать душевный мир женщины. Идеальные черты неслучайно воплощаются в образе женщины, так как они менее мужчин связаны со сферой власти и поэтому свободны и морально чисты.

Драматизм трагедий Жана Расина не внешний, а внутренний. Он заключает в духовном мире человека. Драматург показывает в пьесах не сами события, а отклик на них действующих лиц. Драматическая энергия Расина в его пьесах выражается в диалогах и монологах.

Расин выступает за соблюдение 3 единств, однако выступает против местных (?) развязок, надуманных ситуаций. Он подчеркивает воспитательный характер театра.

Общий обзор творчества

Свою литературную деятельность Расин начал с написания стихотворений. Его 1-е публичное литературное выступление оказалось весьма успешным. Это была придворная ода «Нимфа Сены», написанная им по поводу бракосочетания короля. Эта ода была напечатана и обратила на себя внимание влиятельных литераторов.

Наряду с этим произведением были написаны 2 пьесы, которые не были поставлены на сцене и до нас не дошли. В 1664 г. состоялся театральный дебют — труппой Мольера была поставлена его трагедия «Фивиада или братья — соперники». В этой трагедии Расин осуждает братоубийственные распри.

В основе сюжета — эпизод из греческой мифологии: история непримиримой борьбы за власть 2-х сынов царя Эдипа. Постановка 2-й трагедии «Александр Великий» вызвала скандал в театральной жизни Парижа. Молодой драматург дал новой толкование исторической трагедии. Герой этой пьесы — великий Александр Македонский.

Однако он показан не как монументальная политическая фигура, а как человек, изображенный в духе «галантных романистов» XVII века. На 1-м месте — мир любовных переживаний Александра Македонского. Это очень не понравилось литературным критикам.

Недовольство было вызвано и тем, что всевозможные весьма прозрачные намеки указывали на аналог между пьесами короля Франции Людовика.

Трагедия «Андромаха»: сюжет, проблематика, система образов

Самая значимая трагедия Жана Расина — «Андромаха», которая ознаменовывает его творческий расцвет. В ней драматург обращается к сюжету древнегреческой мифологии, используя трагедию Еврипида. героиня трагедии — вдова троянского героя Гектора — Андромаха. Она находит…. Пирр любит ее и хочет, чтобы она стала его женой.

Однако Андромаха не отвечает ему взаимностью. Она не любит и не может полюбить Пирра, так как он — сын Ахиллеса, убийцы ее мужа. Пирр ставит ее перед ужасным выбором: отказав ему, а. потеряет своего сына. Пирр угрожает выдать его греческим военачальникам, которые стремятся истребить последних троянских царей.

Если же она уступит Пирру, то спасет жизнь сына, но предаст память мужа. Она схитрила: дает согласие на брак, но решает, что ни за что не вступит на супружеское ложе и заколет себя во время обряда венчания. У алтаря умирает не Андромаха, а сам Пирр, которого убивает Орест. Ореста попросила пойти на это Гермиона, женщина, которая страстно любит Пирра.

Гермиона наивно полагала, что смерть любимого, не ставшего чужим мужем, принесет ей удовлетворение. Но вместо этого она испытывает жгучее гое и в отчаянии закалывает себя, а над ее трупом убивает себя и сам Орест. Развязка пьесы трагическая. 3 смерти потрясают воображение зрителей.

Автор показывает, как гибельна для человека слепая страсть, она сильнее воли разума, эгоистична, разрушительна и общественно опасна. В образе царя Пирра автор изобразил человека, охваченного страстью обладания. Причем он претендует прежде всего на власть над душой человека. Пирр деспот и по своему положению в обществе и по своим внутренним побуждениям.

Это наиболее явственно проявляется в том, что добиваясь согласия Андромахи на брак, он играет ее материнской любовью. Речи Пирра резко контрастируют с его внутренней нечистоплотностью. Его речь изобилует изящными красивыми фразами. Андромаха -сильная, нравственно чистая женщина.

Она готова пожертвовать собой, чтобы сохранить верность нравственному долгу и спасти душевную чистоту. Все это придает облику Андромахи моральную стойкость, перед которой бессилен произвол Пирра. Пьеса написана в духе классицизма:

  • Расин соблюдает 3 единства
  • центральная проблема — тема чести
  • в духе классицистов выполнены выбор героев и способы обрисовки. Это люди принадлежат к разряду высоких царей.
  • Расин взял сюжет и героев трагедии Еврипида и друг. др-греч. мифологии
  • развязка выполнена в духе классицизма — трагическая.

Однако Расин и отклонялся от классицистических трагедий. прежде всего он вносит в «галантную» тему элементы жизненной правды. Расин создает новый тип классицистической трагедии — это трагедия любовных страстей.

На первый план он выдвигает не политическую, а нравственную проблематику. Он проникновенно изображает страдания человека. В «Андромахе» психологическая интонация поднята на более высокую ступень.

Диалектика человеческой души раскрывается глубже, чем это было у классицистов.

Трагедия «Ифигения в Авлиде»

В этой трагедии Расин обращается к истокам троянской войны, источником послужила трагедия Еврипида, хотя несомненны и отступления автора от этого источника. Сюжет: оракул предсказывает грекам попутный ветер их кораблям лишь в том случае, если в жертву будет принесена дочь Агамемнона — Ифигения. Агам. и Иф. согласны на это.

Но с решением жестоких богов не могла согласиться мать Ифигении Клитемнестра и жених Иф. Ахилл. Расин задается вопросом: стоит ли дело такой высокой цены? Справедливо ли, что кровь невинного человека служит честолюбивым замыслом людей, в руках которых заключена власть.

У пьесы Расина, в отличие от трагедии Еврипида — другая развязка, у Еврипида Артемида уносит Ифигению с алтаря, чтобы сделать ее своей жрицей. Для рационального мышления французского классика такое вмешательство предательски неправдоподобно, и он придумывает другую развязку. В последнюю минуту выясняется, что боги требуют принести в жертву не Ифигению, а Эрифилу.

Эрифила — соперница Ифигени, влюбленная в Ахилла, и делает все, чтобы жертвоприношение Ифигении состоялось как можно быстрее. Боги хотят наказать строптивую и жестокую девушку. Трагедия Расина отличается от трагедии Еврипида идейным пафосом Древние греки в образе Агамемнона прославляют дело служения родине.

Они не осуждают его за то, что он приносит в жертву родную дочь. Они восхищаются мужеством его и его дочери. Расин же сочувствует религиозности древних греков, их фанатизму. Расин был глубоко предан христианству и поэтому считал, что ничем нельзя оправдать гибель невинного человека. Какими бы высокими идеями не пытались оправдать его смерть.

В трагедии нашла отражение своего рода полемика Расина с классицистами. Классицисты считали государственные и общественные интересы выше личных. Расин же показал, что власть далеко не всегда справедлива по отношению к людям.

Вывод: трагедии Расина прочно вошли в театральный репертуар. В них пробовали свои силы актеры многих стран. Для русской литературы XVIII в. Расин, как и Корнель, был образцом высокой классицистической трагедии. В начале XIX в. его много переводили на русский язык и ставили в российских театрах.

Источник: http://filfucker.ru/referati/zhan-rasin-1638-1699

«Андромаха», Расин: краткое содержание по главам

Один из самых известных французских драматургов 17 века — Жан Расин. «Андромаха» признается лучшим произведением великого писателя. Об этой пьесе мы и поговорим в нашей статье.

О произведении

Источником трагедии стала история из третьей части «Энеиды» (Вергилий). Рассказывает ее главный герой эпической поэмы Эней.

Читайте также:  Краткое содержание лермонтов демон поэма точный пересказ сюжета за 5 минут

«Андромаха» (Расин) – это трагедия в 5 действиях. Пьеса была написана александрийским стихом, очень популярным во Франции. К тому времени Расин был уже популярным на родине, поэтому не удивительно, что премьера пьесы состоялась в Лувре. На спектакле присутствовал сам Людовик XIV.

Расин, «Андромаха»: краткое содержание. Действие 1, явления 1, 2

События пьесы начинаются после падения Трои. Гектор мертв, и его вдова Андромаха оказывается пленницей Пирра, сына Ахилла. Пирр – царь Эпира, именно он был инициатором того, чтобы сохранить жизнь Андромахе и ее сыну, хотя против этого были другие цари Греции — Одиссей, Менелай, Агамемнон.

В то же время Пирр должен был жениться на Гермионе, дочери Менелая. Но Пирр он время откладывает свадьбу и начинает оказывать Андромахе знаки внимания. Греческие цари отправляют посланника – Ореста, сына Агамемнона. Он должен убедить Пирра казнить Андромаху и жениться на Гермионе. Сам Орест влюблен в Гермиону и надеется, что Пирр откажется исполнять обещание.

Орест просит Пирра казнить сына Гектора, иначе тот вырастет и будет мстить грекам. Но Пирр считает, что это бессмысленное насилие и что не стоит так далеко загадывать. А царей упрекает в беспричинной жестокости.

Действие 1. Явления с 3 по 4: Предложение руки и сердца

Древнегреческий эпос лежит в основе пьесы «Андромаха». Расин, однако, изобразил человеческую трагедию, без вмешательства богов и других высших сил.

Пирр надеется, что Оресту удастся убедить Гермиону вернуться обратно к отцу. Тогда он освободится от своих обязательств и сможет свободно ухаживать за Анромахой.

Входит Андромаха. Пирр сообщает ей, что греки требуют казнить ее сына. Он готов защитить ее сына и, если понадобится, вступить в войну, но только если Анромаха согласится выйти за него замуж. Но Андромаха отказывается – ей ничего не нужно после смерти мужа. И если ее сыну уготована смерть, то она умрет вместе с ним.

Действие 2: Пирр или Орест

Несмотря ни на что, хочет остаться верной Гектору Андромаха. Расин (краткое содержание по главам служит тому подтверждением) в этом отношении придерживается классической традиции.

В то же время разгневанная Гермиона, разговаривая со служанкой, признается той, что возненавидела Пирра. Она желает во что бы то ни стало разрушить союз Пирра и Ардромахи. Но она еще не уверена: стоит ли ей дать Пирру надежду или предпочесть Ореста.

Приходит Орест. Он признается Гермионе в любви. Девушка отвечает, что порой вспоминает о нем и вздыхает. Также Гермиона просит Ореста узнать у Пирра о его намерениях – хочет тот жениться на ней или вернуть отцу.

Орест приходит к Пирру. Тот сообщает, что изменил решение и готов казнить сына Гектора, а Гермиону взять в жены. Затем он велит Оресту рассказать об этом Гермионе. Оставшись наедине с Фениксом, своим учеником, он говорит, что не решил еще, что ему делать. Ведь он слишком много усилий потратил на то, чтобы завоевать Андромаху, и не может так просто отступить.

Действие 3, явления с 1 по 4: Радость Гермионы

Как и в большинстве греческих трагедий, неразделенная любовь является основной составляющей конфликта в пьесе «Андромаха». Расин далее описывает, как в отчаянии Орест хочет похитить Гермиону. Его друг Пилад пытается его отговорить и советует бежать из Эпира. Но Орест не желает быть единственным пострадавшим, он желает, чтобы страдала и Гермиона, лишившись трона и Пирра.

Гермиона уже видит себя царицей. К ней приходит Андромаха и просит уговорить Пирра отпустить ее с сыном. Гермиона отвечает, что Андромахе нужно самой обратиться к Пирру, ей он не откажет.

Тогда Андромаха решает послушать совета и отправляется к Пирру. Она на коленях просит помиловать ее и сына. Пирр ставит Андромаху перед выбором – смерть сына или согласие стать его женой.

Явления с 5 по 8: Решение Андромахи

Практически не отступает от античного сюжета Жан Расин («Андромаха»), краткое содержание отлично это подтверждает.

К Андромахе приходит ее подруга Сефиза и говорит, что нет ничего выше материнского долга, и ей надо ответить Пирру согласием. Но героиня колеблется. Тогда она решает обратиться за советом к тени Гектора.

Побеседовав с мужем, героиня принимает решение. Андромаха делится своим планом с Сефизой. Героиня решает согласиться стать женой Пирра, но лишь до конца свадебного обряда. И как только Пирр перед жрецом поклянется, что станет отныне отцом сыну Андромахи, она заколет себя кинжалом.

Так Андромаха сможет сохранит верность Гектору и предотвратит гибель сына, так как Пирр не сможет нарушить клятву, данную в храме. Роль же Сефизы состоит в том, чтобы напомнить после ее смерти Пирру о его клятве и обещании любить и воспитывать пасынка как родного.

Действие 4. Явления с 1 по 4: Месть Гермионы

В этой части показывает, что долг перед мужем и сыном для его героини превыше всего, Расин Ж. Андромаха находит выход, казалось бы, из безвыходной ситуации.

Гермиона узнает о том, что Пирр изменил свое решение и собирается жениться на Андромахе. Она призывает к себе Ореста и требует, чтобы тот отомстил за ее позор, убив Пирра прямо во время брачной церемонии. Так Орест сможет доказать, что по-настоящему любит Гермиону.

Но Орест сомневается. Подлое убийство царя, когда тот будет беззащитен, никогда не приветствовалось в Греции, и он понимает, что этого трусливого поступка не одобрят. Зато Орест готов открыто вызвать Пирра на бой и сразиться с ним. Но Гермиона хочет, чтобы Пирр умер в храме до бракосочетания, в таком случае о ее позоре не узнает народ.

Гермиона заявляет, что, если Орест откажется выполнить ее просьбу, то она сама пойдет в храм и убьет Пирра, затем покончит жизнь самоубийством. Для нее лучше смерть, чем жизнь с трусливым Орестом, неспособным за нее отомстить. После этих слов Орест соглашается исполнить желание Гермионы. Он отправляется в храм.

Действие 4, явления с 5 по 6: Пирр и Гермиона

Пирр предстает героем, для которого главное – чувства, в противоположность ему выступает Андромаха. Расин (содержание по главам вкратце передает это) противопоставляет в своей пьесе чувства и долг. И именно последнее имеет наивысшую ценность. Из всех героев только Андромаха способна действовать согласно своему долгу, а не в порыве чувств.

Пирр встречается с Гермионой. Он начинает оправдываться перед ней. Он признается, что заслужил все ее укоры, но ничего не может поделать со своей страстью – он «безвольный и влюбленный». Пирр жаждет стать мужем для той, которая его ненавидит, вопреки любым доводам разума.

Ничто не может утихомирить страсти, разгорающиеся в сердце Пирра. Герой при этом прекрасно осознает, что должен делать, но не может поступить правильно. Не потому, что не хочет, а потому, что сила его страсти выше, чем любое чувство долга.

Гермиона ничуть не растрогана словами Пирра. Она обвиняет его в том, что он не держит своих слов, а все его оправдания — всего лишь самолюбование своей нечистоплотностью. Гермиона вспоминает, что Пирр убил престарелого царя Приама и Поликсену, его дочь, — вот все его геройства.

Пирр отвечает, что раньше думал, будто девушка влюблена в него. Однако теперь ясно видит, что для нее их супружество — всего лишь исполнение своего долга. А значит, Гермиона должна легче перенести отказ Пирра от свадьбы с ней.

После этих слов Гермиона приходит в бешенство: как он посмел обвинить ее? Она же приплыла ради него на «другой конец света», а ведь дома немало героев добивались ее руки, затем долго ожидала, пока Пирр не объявит о своем решении. А теперь Гермиона угрожает Пирру расплатой – если не люди, то боги отомстят за то, что он нарушил свою клятву.

Действие 5: Развязка

Подходит к своей кульминации пьеса «Андромаха» (Расин). Во что бы то ни стало Гермиона желает отомстить. Ей уже не важно, кто умрет, главное – утолить жажду мести.

Входит Орест и сообщает, что убил Пирра. Гермиона, узнав об этом, начинает проклинать Ореста. Тот говорит, что она сама просила его. На что девушка отвечает, что это было всего лишь помутнение рассудка влюбленной женщины. И что она не хотела смерти возлюбленного. А Оресту следовало дать ей время одуматься.

В одиночестве Орест думает о том, как мог он поддаться уговорам неблагодарной женщины и забыть о доводах рассудка. Он начинает призирать сам себя. Тут появляется Пилад, его друг. Он сообщает о том, что разгневанная толпа жаждет его крови и предлагает бежать из Эпира. А Гермиона покончила с собой над телом Пирра.

Орест начинает бредить. Ему кажется, что вместо Пилада перед ним стоит Пирр. Затем появляются эринии, богини мщения, которые преследуют и мучат героя. Оканчивается трагедия тем, что Орест в забытьи просит эриний, чтобы те отдали право мучить его Гермионе.

Расин, «Андромаха»: анализ

Основным идейным ядром трагедии является столкновение безудержной страсти, ведущей к гибели, с нравственным и разумным началом. И всех персонажей пьесы можно поделить на 2 группы.

Первая – жертвы страсти: Гермиона, Пирр, Орест. Они прекрасно осознают, что поступают неправильно, но не могут себе противиться.

Ко второй группе относится только Андормаха, для которой нравственность остается превыше всего.

Однако извечный конфликт разума и чувства, привычный для французской драматургии, переосмысляется Расином. В отличие от творений предшественников, герои драматурга не просто слепо ведомы страстью, они понимают, что за сила ими руководит, и разрываются между нею и чувством долга.

Пирр, Орест и Гермиона не только движимы страстями, но их еще мучают и терзают вопросы о долге. Они осознают, что совершили ошибки и расплата настигает их. До Расина никто из драматургов не наделял героев возможностью рассуждать о своем долге. Именно поэтому его считают новатором.

Образ главной героини

Образ Андромахи у Расина — это воплощение нравственности. Героиня находится вне страстей, ею движет только долг. Тем не менее, помимо своей воли она оказывается вовлечена в бурю чужих страстей, от которых зависит ее судьба и судьба ее сына.

В «Илиаде» Андромаха описывалась Гомером как образцовая жена, преданная мужу и любящая его. Такой она осталась и в трагедии Расина. Ничто не может заставить ее забыть о Гекторе. Даже в сложной ситуации она идет советоваться с тенью мужа.

Источник: http://bisbroker.ru/article/274614/andromaha-rasin-kratkoe-soderjanie-po-glavam

Ссылка на основную публикацию