Краткое содержание зюскинд парфюмер. история одного убийцы точный пересказ сюжета за 5 минут

«Парфюмер. История одного убийцы» Зюскинда в кратком изложении на Сёзнайке.ру

Краткое содержание Зюскинд Парфюмер. История одного убийцы точный пересказ сюжета за 5 минут

История Жана-Батиста Гренуя, совершившего серию зверских убийств для достижения заветной мечты — создания духов любви.

«В восемнадцатом столетии во Франции жил человек, принадлежавший к самым гениальным и самым отвратительным фигурам этой эпохи, столь богатой гениальными и отвратительными фигурами. Его звали Жан-Батист Гренуй.»

18 век. Франция. Париж. Летом, в ужасной вони и духоте города рождается Жан-Батист Гренуй. Мать Гренуя родила его под столом рыбной лавки, среди рыбных голов. Мать обвиняют в детоубийстве и казнят, а новорожденного полиция отдаёт некой кормилице.

Женщина отказывается ухаживать за ребёнком, потому, что, по её словам, он «не пахнет как другие дети» и одержим дьяволом. Затем его отдают в приют мадам Гайяр. Здесь Гренуй живёт до восьми лет, дети сторонятся его, к тому же он некрасив. Никто не подозревает о том, что он обладает острым обонянием.

Потом мадам Гайяр отдаёт его в чернорабочие кожевнику. Гренуй работает в тяжёлых условиях, переносит все болезни. Его ничто не может сломить. Единственная радость для него — это изучение новых запахов. Однажды на улице он чувствует приятный аромат, он его манит. Источником аромата оказывается юная девушка.

Гренуй опьянён её ароматом, душит девушку, наслаждаясь её запахом, а затем скрывается незамеченным. Его не мучает совесть, он находится под властью аромата.

Однажды он как посыльный приходит к парфюмеру Бальдини, приносит ему кожи, которые тот заказал. Бальдини — парфюмер, который уже не так популярен, как его конкурент. Он пытается понять формулу духов своего конкурента.

Гренуй по великой случайности попадает в лабораторию Бальдини и, подчиняясь своему чутью, смешивает ингредиенты и воспроизводит те самые духи. Бальдини удивлен. С тех пор Гренуй становится учеником Бальдини, он учит Гренуя, как извлекать аромат из различных цветов, используя сублимацию.

Теперь Гренуй, овладев этим умением, научился создавать духи по правилам, но пришёл в отчаяние, узнав, что не все запахи можно заключит в флакон.

Далее Гренуй попадает в пещеру и живёт там несколько лет. Он понимает, что сам не пахнет и хочет изобрести духи, чтобы люди перестали сторониться его и приняли за обычного человека.

Выйдя из своего убежища, Гренуй попадает под покровительство маркиза Тайад-Эспинасса, создателя «флюидальной теории», далее покидает маркиза и добирается до Граса, где поступает в подмастерья к мадам Арнульфи, вдове парфюмера.

Неожиданно рядом с чьим-то садом он снова чувствует аромат, ещё более роскошный, чем аромат когда-то задушенной им девушки. Это запах юной Лауры Риши, которая играет в саду, и Гренуй решает, что нашёл вершину будущих духов, своего главного творения в жизни: аромата абсолютной красоты.

В течение двух лет он постигает науку сбора запахов и убеждается, что запах кожи и волос красивой женщины лучше всего принимает ткань, обработанная лишённым аромата жиром. В городе начинается волна странных убийств, жертвами становятся юные девушки. Это Гренуй собирает запахи, обривая своих жертв и обмазывая их жиром.

Люди не могут понять мотивов убийцы. Установлено, что девушки не подвергались сексуальному насилию. Лишь один человек в Грассе оказывается настолько проницательным, что начинает прозревать истинные мотивы убийцы. Это отец Лауры, консул Риши.

Он видит, что все жертвы красивы и начинает бояться за свою красавицу-дочь. Он в тайне увозит Лауру. Но Гренуй находит её по дурманящему его аромату, убивает, намазывает жиром, состригает волосы и уносит с собой её аромат.

Теперь, имея достаточное количество ароматов, он смешивает их и создаёт идеальные духи. Но его наконец-то находят и арестовывают.

Гренуй приговорён к смертной казни. Но никто не узнал о том, что он создал духи. Перед казнью Гренуй тайком наносит на себя эти духи. Оказавшись на эшафоте, стражи отпустили Гренуя, а у палача опустились руки. Духи были настолько прекрасны, что люди моментально влюбились в Гренуя и забыли о том, что он убийца.

У зрителей, пришедших посмотреть на казнь, возникает плотская страсть друг к другу. Начинается безумная оргия. Он смотрит на всё это и, пользуясь всеобщим безумием, исчезает. После того, как на следующий день дурман проходит, люди находят себя раздетыми и, смущенно одеваясь, молчаливо решают забыть о произошедшем.

Вместо Гренуя казнят невиновного.

Гренуй свободен. Но он недоволен. Он понимает, что люди не смогут оценить его творение. Он возвращается в Париж, направляется к кладбищу, видит собравшихся у костра воров и бродяг. Гренуй обливается своими духами с ног до головы, воры и бродяги накидываются на него, пленённые ароматом, разрывают его на части и… пожирают останки великого парфюмера Жана-Батиста Гренуя.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/kratkoe-soderjanie/6250-parfyumer-istoriya-odnogo-ubiyci-zyuskinda-v-kratkom-izlojenii

«Парфюмер: История одного убийцы» краткое содержание по главам

«Парфюмер: История одного убийцы» — роман немецкого драматурга и прозаика Патрика Зюскинда.

«Парфюмер: История одного убийцы» читать сокращенно по частям

Часть первая

В Париже, у смердящей рыбной лавки, рядом с Кладбищем невинных появляется на свет Жан-Батист Гренуй.

Его мать хочет избавиться от нежеланного ребёнка, но её замысел раскрывают, её обвиняют в детоубийстве и казнят, а младенца передают на попечение монастыря и назначают ему кормилицу.

Женщина отказывается ухаживать за ребёнком, потому что, по её словам, он «не пахнет как другие дети» и одержим дьяволом.

Священник, отец Террье, отстаивает права младенца, но испугавшись, что тот «бесстыдно его обнюхивает», устраивает Гренуя подальше от своего прихода — в приют мадам Гайяр.

Здесь ребёнок живет до восьми лет, другие дети сторонятся его, мальчика считают слабоумным, к тому же он некрасив и увечен. Но за ним замечаются поразительные поступки — благодаря скрытым способностям он не боится ходить в темноте, умеет предсказывать дождь.

Никто не догадывается, что Гренуй — уникум, человек, обладающий острейшим обонянием, которое может улавливать даже такие запахи, которым нет названия.

Когда Гренуй, благодаря своему носу, находит спрятанные хозяйкой приюта деньги, она решает избавиться от него и передает в чернорабочие кожевнику.

Гренуй работает в тяжелых условиях, перенося побои и болезни, единственная отрада для него — изучение новых запахов. И духи, и помойная вонь одинаково ему интересны. Однажды на улице он чувствует необыкновенное благоухание, его источник — юная девушка, которая пахнет как «сама красота».

Гренуй, желая овладеть им, душит девушку, наслаждается её запахом и скрывается незамеченным. Совесть не мучает его, наоборот, он счастлив, что обладал самым драгоценным ароматом в мире.

После этого случая Гренуй понимает, что узнал о запахах всё, и его призвание — быть их творцом, великим парфюмером.

Чтобы научиться этому ремеслу, он нанимается в ученики к мэтру Бальдини, сделав для него замечательные духи, хотя и без всяких правил. У Бальдини он учится языку формул и тому, как «отнимать» у цветов их запах, используя сублимацию.

Все формулы ароматов, изобретённые Гренуем, Бальдини присваивает себе. Героя ждёт разочарование — далеко не каждый запах можно заключить в стеклянный флакон, как цветочные духи.

Гренуй так несчастен, что даже заболевает и приходит в себя лишь тогда, когда узнает от мэтра, что существуют другие способы получать запахи из различных тел.

Передав тщеславному Бальдини все известные ему формулы духов и получив за это патент подмастерья, Гренуй покидает его. Вскоре после этого Бальдини трагически погибает при обрушении моста Менял, на котором располагался его дом, в Сену.

Часть вторая

Теперь цель героя — город Грасс, парфюмеры которого владеют этими секретами. Но по дороге туда Гренуй попадает в необитаемую пещеру, где наслаждается одиночеством несколько лет. Случайно его посещает ужасная догадка: сам он никак не пахнет. Ему необходимы такие духи, чтобы люди перестали сторониться его и приняли за обычного человека.

Из своего убежища Гренуй попадает под покровительство маркиза Тайад-Эспинасса, приверженца «флюидальной теории», следуя которой, тот, по собственному мнению, из пещерного зверя вновь сделал Гренуя человеком. Но в действительности это произошло благодаря хорошему мылу и духам, которые Гренуй создал из кошачьих экскрементов и куска сыра.

Часть третья

Жан-Батист покидает маркиза и добирается до Грасса, где поступает в подмастерья к мадам Арнульфи, вдове парфюмера. Здесь он учится самым тонким способам овладения запахами. Неожиданно рядом с чьим-то садом он снова чувствует аромат, ещё более роскошный, чем аромат когда-то задушенной им девушки.

Это запах юной Лауры Риши, которая играет в саду, и Гренуй решает, что нашел вершину его будущих духов — его главного творения в жизни: аромата абсолютной красоты, внушающего каждому вдохнувшему чувство истинной любви.

В течение двух лет он постигает науку сбора запахов и убеждается, что запах кожи и волос красивой женщины лучше всего принимает ткань, обработанная лишенным аромата жиром. Но поскольку Гренуй в глазах окружающих представляет собой грязного, невоспитанного, полусумасшедшего бродягу, он не может получить запах иным образом, кроме как убив его носительницу.

В городе начинается волна странных убийств — их жертвами становятся юные девушки.

Они принадлежат разным слоям общества, и установлено, что они не подвергались сексуальному насилию — связи между убитыми нет никакой, на то, что это дело рук одного убийцы, указывает лишь то, что все жертвы были красивы подлинной красотой только что сформировавшейся женщины, и то, что все они были найдены обнаженными и обритыми налысо. Убийца — Гренуй, но он действует так осторожно, умело пользуясь своей незаметностью, что никто не может заподозрить в нем убийцу. И Гренуй продолжает свою страшную и гениальную работу по сбору нот для его будущих духов.

Лишь один человек в Грассе оказывается настолько проницательным, что начинает прозревать истинные мотивы убийцы. Это отец Лауры, консул Риши.

Он видит, что все жертвы представляют собой своего рода коллекцию подлинной красоты, и в его сердце закрадывается страх: Риши осознает, что в городе нет никого, кто превосходил бы в этой тонкой, роскошной красоте его дочь, и рано или поздно неизвестный убийца захочет убить и её.

Риши решает помешать этому. Он тайно увозит Лауру из города и прячется вместе с ней на отдаленном островке.

Одного лишь он не учел: убийца находит своих жертв по аромату, и все предосторожности, которыми он обставил их с дочерью бегство из города, были бессильны против главного: стоит Лауре исчезнуть, как исчезнет и её аромат. И именно его исчезающий шлейф выдаст направление бегства и убежище, где спрятана Лаура. Гренуй получает последнюю ноту своих духов.

Но как только его работа закончена — его арестовывают.

Гренуй разоблачён и приговорён к смертной казни. Риши, обезумевший от потери дочери, предвкушает казнь колесованием. Он посещает в тюрьме Гренуя и описывает предстоящие ему мучения, не скрывая, что это будет бальзамом для его разбитого сердца.

Читайте также:  Краткое содержание солженицын красное колесо точный пересказ сюжета за 5 минут

Однако, прежде чем отправиться на казнь, Гренуй извлекает чудом утаённый от стражей флакончик с завершенным ароматом.

Одной капли этого божественного запаха оказалось достаточным для того, чтобы стражи отпустили Гренуя, а у палача опустились руки. Запах летит над толпой зрителей, собравшихся полюбоваться на казнь грасского чудовища, — и подчиняет их себе.

Аромат возбуждает в людях желание любить и будит плотскую страсть. Люди ищут удовлетворения тут же, на площади, всё перерастает в настоящую страстную оргию. Гренуй стоит среди толпы и наслаждается эффектом, который произвел.

На помост поднимается Антуан Риши и припадает к Греную, признавая в нём своего сына.

Пользуясь всеобщим безумием, Гренуй исчезает.

После того как дурман аромата любви проходит, люди обнаруживают себя раздетыми в объятьях друг друга. Смущённо одеваясь, все негласно решают «забыть» о произошедшем. Вместо Гренуя казнят невиновного, лишь бы поставить точку в этой истории.

Часть четвертая

Гренуй свободен, он уходит из города. Теперь он знает силу своей власти: благодаря духам он может стать богом, если захочет. Но он понимает, что среди слепо поклоняющихся ему не будет ни одного человека, который сможет оценить настоящую красоту его аромата.

Он возвращается в Париж и направляется к Кладбищу невинных — месту, где появился на свет. Здесь у костра собрались воры и бродяги.

Гренуй с головы до ног опрыскивает себя духами, и люди, ослеплённые влечением к нему, разрывают его на части и пожирают останки великого парфюмера.

Источник: http://ktoikak.com/parfyumer-istoriya-odnogo-ubiytsyi-kratkoe-soderzhanie-po-glavam/

Патрик Зюскинд “Парфюмер. История одного убийцы”: обзор книги

Патрик Зюскинд “Парфюмер. История одного убийцы”: обзор книгиshvetsovmn2 февраля, 2014Пост навеян прочтением романа Патрика Зюскинда “Парфюмер. История одного убийцы” (Patrick SüskindDas Parfum. Die Geschichte eines Mörders”).

Краткое содержание романа “Парфюмер” Зюскинда
Роман Патрика Зюскинда “Парфюмер” повествует нам о человеке по имени Жан-Батист Гренуй (если мне не изменяет память, “гренуй” – это лягушка по-французски). Действие происходит в средневековой Франции, за несколько десятилетий до Французской революции.

У молодой одинокой женщины рождается ребенок, которого она (как и предыдущих четверых детей) оставила умирать в куче рыбной требухи и отбросов (она торговала рыбой), но мальчик, в отличие от своих менее сильных братьев/сестер, не умер, его крик привлек внимание полиции, и его мать была арестована и немногим позже казнена за детоубийство.

Мальчик выжил, но с самого детства его чурались, не любили, ненавидели, так как он не был красивым, здоровым, общительным, его совершенно ничего не интересовало, кроме исследования запахов, при этом сам Жан-Батист совершенно не источал никаких запахов.

Ароматы стали его страстью на всю жизнь, он имел необычайный талант улавливать и распознавать любые запахи даже на самом большом расстоянии. Это позволяло ему ориентироваться в темноте, видеть людей насквозь, искать пропавшие вещи и т.п. Не зная о его таланте, люди приписывали его умения какой-то дьявольской силе и поэтому чурались его еще сильнее.

Детство он провел в частном пансионе, куда его направил монастырь, отвечающий за детей-сирот. В этом пансионе он содержался несколько лет, пока монастырь не перестал за него платить.

После этого владелица пансиона отдала его в помощники дубильщику кожи, на очень опасные работы с кислотами, на которые дубильщик не ставил своих подмастерьев, так как за год работы человек либо умирал, либо становился инвалидом. Но и тут Жан-Батист выжил, несмотря на тяжелые условия работы.

После того, как он переболел сибирской язвой, хозяин стал к нему относиться лучше и начал позволять ему проводить свободное время в городе.

Жан-Батист с радостью посвящал все свободное время изучению запахов Парижа, он аккуратно систематизировал запахи в своей памяти и мог безошибочно узнать практически любой запах и аромат, а воображение помогало ему составлять множество ароматов, превосходящих любые существующие духи. Мало помалу Жан-Батист стал считать себя гением ароматов и решил посвятить свою жизнь работе с запахами.

Однажды, стоя в толпе, он почувствовал легкий запах, еще не известный ему. Очень осторожно, боясь его упустить, он шел за ним и нашел источник этого запаха, это была молодая девушка. Жан-Батист хотел распробовать ее запах до конца, и он убил ее. После этого он разложил и проклассифицировал все ароматы и запахи на “хорошие” и “плохие”, чего ранее он не делал, изучая их все.

Случай свел его с одним из некогда самых успешных парфюмеров Парижа, который в настоящее время испытывал затруднения, не справляясь с натиском более молодых и хватких коллег по цеху. Жан-Батист доставил парфюмеру Джузеппе Бальдини кожи от хозяина и сразу же решил, что он будет работать на Бальдини.

Джузеппе в это время безуспешно бился над разгадкой формулы успешных духов своего конкурента. Жан-Батист, к великому изумлению Джузеппе, очень быстро разгадал эту формулу, приготовил эти духи без всяких знаний и приготовлений и тут же улучшил их, сделав их более совершенными.

Пораженный увиденным Джузеппе выкупает Жана-Батиста у дубильщика и приводит его в свою мастерскую, где за короткое время Жан-Батист выдает сотни новых прекрасных ароматов. Дело Джузеппе пошло на лад и он очень скоро потеснил всех конкурентов и стал одним из самых богатых и известных парфюмеров в Европе.

Жан-Батист хочет вопротить в реальность запахи, которые он в огромном количестве синтезировал в своем воображении, но его уровень мастерства не позволяет ему этого сделать. Он заболел и чуть не умер из-за того, что его надежды не смогли реализоваться.

Когда он был при смерти Джузеппе рассказал ему, что существуют другие способы синтезирования запахов и Жан-Батист немедленно выздоровел и начал работать еще усерднее. Новой целью Гренуя стал город парфюмеров Грасс.

После трех лет работы на Бальдини его, наконец, отпускают, предварительно заставив надиктовать несколько сотен новых формул и отказаться от любых прав на уже созданные ароматы. Покинув Бальдини, Жан-Батист направился подальше от мест, где он мог чувствовать отвратительный ему человеческий запах.

Он находит место, куда не ступала нога человека, и уходит в себя, проводя долгие месяцы и годы в копании в своей “библиотеке запахов”. Жан-Батист полностью ушел от реальности в мир воображаемых запахов. Вывести его из этого состояния смог только страх того, что он не сможет почувствовать своего запаха и одновременно задыхается от смрада, который издает.

Он покинул свое убежище и пошел в близлежащий город, где его появление стало сенсацией благодаря известному естествоипытателю, который стал исследовать Жана-Батиста. Покровитель Жана-Батиста “излечивает” его от “летального флюида” и сам становится известным. Жан-Батист тем временем осмысляет новую цель своей жизни – создать такой аромат, чтобы его обладателя возлюбила толпа.

Для реализации этой цели Жан-Батист тайно покидает дом своего покровителя и направляется в Грасс, город парфюмеров. Там он устраивается на службу к женщине-парфюмеру, где тайно учится методам извлечения запахов.В Грассе он снова почувствовал опьяняющий его аромат, который он уже чувствовал один раз в жизни – аромат молодой девушки.

Он решил, что в этот раз он распорядится ее запахом по-другому: он заберет его у нее. Некоторое время Жан-Батист работал и создавал запахи, которые ему позволяли оставаться незамеченным, втираться в доверие, казаться сильным и властным. Их он применял в зависимости от обстановки, благодаря этому все считали его вполне нормальным человеком.Немного позже по Грассу прошла война страшных убийств, убивали молодых красивых девушек, отрезали их воловы и снимали одежду. Город замер в ужасе, жен и детей не пускали на улицу. Через некоторое время волна закончилась и город зажил своей обычной жизнью. Нетронутой оказалась только дочь самого богатого и влиятельного жителя Грасса Риши. Он берег свою дочь. Тем не менее, он почувствовал, что убийца хочет добраться до нее и попытался ее спрятать. Тем не менее, Гренуй добрался до нее и тоже убил и “забрал ее аромат”. Гренуя в этот раз смогли изловить и приговорили к смертной казни. На казни Гренуй очаровывает огромное количетство присутствовавшего народа всего одной каплей духов, вобравших в себя аромат всех самых красивых девушек, убитых Гренуем. Толпа устраивает вакханалию, даже сам Риши признает Гренуя своим сыном, его любят и обожают настолько, что его отпускают.Гренуй же, увидев, какую власть он имеет над людьми, теряет цель жизни, так как он смог их обмануть и заставить себя полюбить, а сам не смог заставить себя их полюбить людей, он их ненавидел. Он больше не хотел жить. Он возвращается в Париж в свой день рождения, приходит на место, где он был когда-то рожден, выливает на себя весь флакон духов. Опьяненные любовью бандиты, проститутки, воры, наводнявшие это место, разрывают его на части. Так от Гренуя не остается ни следа. Этим роман “Парфюмер” Зюскинда и заканчивается.

Смысл

Роман о человеке, не имеющем собственного запаха, но сумевшего приручить чужие. Оставаясь незаметным на людях, он проживал напряженную жизнь внутри себя, составляя ароматы, равных которым не было в цело свете.

 Автор все время сопоставляет с дьяволом: у него нет запаха, лица, каждый человек, с кем гренуй соприкасался, умер или стал несчастлив: его мать была казнена, хозяйка пансиона умерла в нищете, дубильщик и парфюмер Бальдини утонули, его хозяин парфюмер из Грасса был повешен за преступления Гренуя.

Этот дьявол наделал немало бед и исчез так, как и подобает запаху – без следа.

Вывод

Роман Патрика Зюскинда “Парфюмер. История одного убийцы” мне очень понравился. Рекомендую и Вам!

Рекомендую почитать также обзоры книг (и сами книги тоже, разумеется):

1. Джек Лондон “Зов предков” – самый популярный пост моего блога;
2. Эрих Мария Ремарк “Жизнь взаймы” – некогда самый популярный пост моего блога;
3. Аркадий Гайдар “Тимур и его команда”;
4. Айн Рэнд “Атлант расправил плечи”;
5. Артур Хейли “Отель”;
6. Чарльз Диккенс “Рождественская песнь в прозе”Партнер моего блога – компания TargetSMS.ru

Читайте также:  Краткое содержание тургенев холостяк точный пересказ сюжета за 5 минут

Когда есть необходимость в быстрой коммуникации с действующими или потенциальными клиентами, воспользуйтесь сервисом СМС-рассылок компании TargetSMS.ru.

СМС-рассылка – эффективный инструмент привлечения новых покупателей и удержания старых. С помощью СМС Ваши потребители смогут получать оперативную информациию о статусе заказа, необходимости пополнить счет или Ваших актуальных акциях и скидках.

СМС-рассылка – отличный способ повышения прибыли. Используйте СМС-рассылки для Вашего бизнеса на полную мощность!

Источник: https://shvetsovmn.livejournal.com/41291.html

Сюжет романа Зюскинда «Запахи» («Парфюмер или История одного убийцы»)

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Сюжет романа Зюскинда «Запахи» («Парфюмер или История одного убийцы»)!!! =>>>

Действие романа происходит в Париже ХVIII века.

Весь сюжет подчинен описанию рождения, жизни и смерти главного героя – Жана-Батиста Гренуя. Рожденный в «вонючем» Париже, безобразный и жалкий, брошенный матерью и отданный в приют, Гренуй имел странную особенность – он ничем не пах.

Этот очевидный читателю контраст с описанием вони города уже вносит в восприятие текста некий диссонанс, интригует и вовлекает в дальнейшие перипетии сюжета.

Гренуй растет в нищете и одиночестве, помыкаемый и унижаемый всеми. Случайно он обнаруживает в себе особый дар – уникальное чувство обоняния и еще более уникальное умение коллекционировать запахи. Источниками для коллекции Гренуя были молодые красивые девушки, а заполучить их запах герой мог только одним способом – убив их.

Роман Патрика Зюскинда «Парфюмер» был опубликован более 30 лет назад, в 1985 году, и сразу же стал мировым бестселлером. Популярность его растет с каждым годом, и все большее количество читателей пополняет ряды фанатов «Истории одного убийцы».

Интрига сюжета начинается уже с самого начала повествования. Автор обещает поведать историю о гениальном и в то же время отвратительном человеке, ставя его в один ряд с маркизом де Садом и Наполеоном Бонапартом.

И с первых же строк акцентирует внимание на «летучем царстве запахов», в котором и проявилась вся гениальность и отвратительность главного героя.

«Парфюмер» читается быстро и легко, не оставляя равнодушным никого. Легкость пера, увлекательный сюжет, прекрасная стилистика текста – все это дает возможность полноценно насладиться вечером чтения книги «Парфюмер. История одного убийцы».

Впрочем, «Парфюмер» – это не примитивный детектив, это скорее психологическая драма. Личная драма одинокого человека, превратившая его в настоящее чудовище. Собирая запахи из красоты и молодости убитых им девушек, Гренуй создает духи с совершенным ароматом. Они действуют на любого человека как дурман, наркотик, превращая его в раба.

А хозяин таких духов отныне будет обладать абсолютной властью. Но одиночество не исчезнет – Гренуй понимает это. Никто не оценит глубины его гениальности, и он будет вечно один. Конец жизни героя ужасен, и в то же время предсказуем: его, обрызганного божественными духами, в исступлении разрывает толпа нищих на кладбище.

Власть и одиночество, гениальность и одержимость достигли своей вершины!

Меня же всегда больше интересовало мнение обычных читателей. И здесь я сталкивалась с парадоксом: одних герой восхищал, у других – вызывал откровенное отвращение. Что касается меня, то Гренуй на протяжении всего романа вызывал лишь одно чувство – жалость.

Чем объяснить такую разницу в испытанных от прочтения эмоциях? Возможно, каждый из читателей бессознательно примерил судьбу главного героя на себя?.. Если искать аналоги в художественной литературе, то Зюскинд, конечно, не был оригинален. Подобные «гренуи» встречались и в «Малютке Цахесе» Гофмана, и в «Преступлении и наказании» Достоевского, и в работах Ницше.

Но герой Зюскинда по-своему уникален в своей гениальности и ничтожности одновременно. Как, впрочем, каждый подобный герой – и в литературе, и в жизни.

Стиль романа поражает своим разнообразием. Здесь и романтические отступления, и откровенная сатира, и философский уклон, и капля фантастики, и жестокость реализма.

Эта смесь творит настоящие чудеса, не позволяя привязывать произведение к какому-то определенному литературному течению.

Впрочем, любители классификаций стандартно определяют его как постмодернистский роман, скорее всего из-за времени написания произведения.

Несмотря на то, что в романе описывается Франция ХVIII века, впечатления того, что читаешь историческое произведение, не складывается.

Сознательно ли Зюскинд не привязывал своего героя к описываемому времени или давал понять, что такие «герои» могли встретиться в любую эпоху, но аналогии литературных критиков заходят значительно дальше сравнений самого автора.

Гренуя сравнивают и с тиранами ХХ века (Ленин, Сталин, Гитлер), результатами абсолютной власти которых стали миллионы человеческих смертей, и даже с самим Антихристом.

Сочинение опубликовано: 11.08.2012 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

Сюжет романа Зюскинда «Запахи» («Парфюмер или История одного убийцы»)

Источник: http://www.getsoch.net/syuzhet-romana-zyuskinda-zapaxi-parfyumer-ili-istoriya-odnogo-ubijcy/

Краткое содержание Парфюмер. История одного убийцы Зюскинд

История Жана-Батиста Гренуя, совершившего серию зверских убийств для достижения заветной мечты – создания духов любви.

“В восемнадцатом столетии во Франции жил человек, принадлежавший к самым гениальным и самым отвратительным фигурам этой эпохи, столь богатой гениальными и отвратительными фигурами. Его звали Жан-Батист Гренуй.”

18 век. Франция. Париж. Летом, в ужасной вони и духоте города рождается Жан-Батист Гренуй. Мать Гренуя родила его под столом рыбной лавки, среди рыбных голов. Мать обвиняют в детоубийстве и казнят, а новорожденного полиция отдает некой кормилице.

Женщина отказывается ухаживать за ребенком, потому, что, по ее словам, он “не пахнет как другие дети” и одержим дьяволом. Затем его отдают в приют мадам Гайяр. Здесь Гренуй живет до восьми лет, дети сторонятся его, к тому же он некрасив. Никто не подозревает о том, что он обладает острым обонянием.

Потом мадам Гайяр отдает его в чернорабочие кожевнику. Гренуй работает в тяжелых условиях, переносит все болезни. Его ничто не может сломить. Единственная радость для него – это изучение новых запахов. Однажды на улице он чувствует приятный аромат, он его манит. Источником аромата оказывается юная девушка.

Гренуй опьянен ее ароматом, душит девушку, наслаждаясь ее запахом, а затем скрывается незамеченным. Его не мучает совесть, он

находится под властью аромата.

Однажды он как посыльный приходит к парфюмеру Бальдини, приносит ему кожи, которые тот заказал. Бальдини – парфюмер, который уже не так популярен, как его конкурент. Он пытается понять формулу духов своего конкурента.

Гренуй по великой случайности попадает в лабораторию Бальдини и, подчиняясь своему чутью, смешивает ингредиенты и воспроизводит те самые духи. Бальдини удивлен. С тех пор Гренуй становится учеником Бальдини, он учит Гренуя, как извлекать аромат из различных цветов, используя сублимацию.

Теперь Гренуй, овладев этим умением, научился создавать духи по правилам, но пришел в отчаяние, узнав, что не все запахи можно заключить в флакон.

Далее Гренуй попадает в пещеру и живет там несколько лет. Он понимает, что сам не пахнет и хочет изобрести духи, чтобы люди перестали сторониться его и приняли за обычного человека.

Выйдя из своего убежища, Гренуй попадает под покровительство маркиза Тайад-Эспинасса, создателя “флюидальной теории”, далее покидает маркиза и добирается до Граса, где поступает в подмастерья к мадам Арнульфи, вдове парфюмера.

Неожиданно рядом с чьим-то садом он снова чувствует аромат, еще более роскошный, чем аромат когда-то задушенной им девушки. Это запах юной Лауры Риши, которая играет в саду, и Гренуй решает, что нашел вершину будущих духов, своего главного творения в жизни: аромата абсолютной красоты.

В течение двух лет он постигает науку сбора запахов и убеждается, что запах кожи и волос красивой женщины лучше всего принимает ткань, обработанная лишенным аромата жиром. В городе начинается волна странных убийств, жертвами становятся юные девушки. Это Гренуй собирает запахи, обривая своих жертв и обмазывая их жиром.

Люди не могут понять мотивов убийцы. Установлено, что девушки не подвергались сексуальному насилию. Лишь один человек в Грассе оказывается настолько проницательным, что начинает прозревать истинные мотивы убийцы. Это отец Лауры, консул Риши.

Он видит, что все жертвы красивы и начинает бояться за свою красавицу-дочь. Он в тайне увозит Лауру. Но Гренуй находит ее по дурманящему его аромату, убивает, намазывает жиром, состригает волосы и уносит с собой ее аромат.

Теперь, имея достаточное количество ароматов, он смешивает их и создает идеальные духи. Но его наконец-то находят и арестовывают.

Гренуй приговорен к смертной казни. Но никто не узнал о том, что он создал духи. Перед казнью Гренуй тайком наносит на себя эти духи. Оказавшись на эшафоте, стражи отпустили Гренуя, а у палача опустились руки. Духи были настолько прекрасны, что люди моментально влюбились в Гренуя и забыли о том, что он убийца.

У зрителей, пришедших посмотреть на казнь, возникает плотская страсть друг к другу. Начинается безумная оргия. Он смотрит на все это и, пользуясь всеобщим безумием, исчезает. После того, как на следующий день дурман проходит, люди находят себя раздетыми и, смущенно одеваясь, молчаливо решают забыть о произошедшем.

Вместо Гренуя казнят невиновного.

Гренуй свободен. Но он недоволен. Он понимает, что люди не смогут оценить его творение. Он возвращается в Париж, направляется к кладбищу, видит собравшихся у костра воров и бродяг.

Гренуй обливается своими духами с ног до головы, воры и бродяги накидываются на него, плененные ароматом, разрывают его на части и… пожирают останки великого парфюмера Жана-Батиста Гренуя.

Пересказала Е. А. Потехина

Вариант 2

В романе Патрика Зюскинда рассказывается о маньяке Жане-Батисте Гренуа, который убивал для получения нового аромата духов. Все началось в 18 веке в Париже. Летом там родился Жан-Батист Гренуй. Его мать, родившую сына под столом рыбной лавки, обвинили в детоубийстве и приговаривают к казне.

Читайте также:  Краткое содержание портер поллианна точный пересказ сюжета за 5 минут

Самого Жана-Батиста отдают одной кормилице, но та отказывается его воспитывать, говоря всем, что он одержим дьяволом. После чего он попадает в детский приют мадам Гайяр. В приюте Гренуй находится до восьми лет. Дети с ним не общаются, потому что боялись его. Там у него открывается способность хорошо чувствовать и различать запахи, но об этом никто не знал.

Дальше герой попадает к кожевнику, где помогает ему с работой.

И вот однажды он встречает девушку, которая очень хорошо пахла. Последовав за ней Гренуа наслаждаясь ее ароматом, задушил девушку. Он не сожалел о содеянном, ведь был под властью аромата. Далее он встречает парфюмера Бальдини.

Герой доставил ему кожу и узнал, что парфюмер не сильно популярен, ведь он не знает формулу своего конкурента. По запаху Гренуй смог создать такие же духи и с тех пор становится учеником Бальдини. Учитель помогает парню извлечь аромат, используя сублимацию.

И когда Жан-Батист научился создавать духи по всем правилам, он огорчился, узнав, что не все запахи можно воссоздать.

После некоторых событий Гренуй живет в пещере несколько лет. Там он понимает, что у него нет своего определенного запаха. Жан-Батист мечтает изобрести аромат, который бы помог ему сделать так, чтобы люди не боялись его. Выйдя из своего укрытия, герой попадает к маркизу Тайад-Эспинассу, после к Грасу.

Тот устраивает его к мадам Арнульфи, вдове парфюмера. Случайно услышав еще одни запах молодой Лауры Риши, герой понял, что нашел вершину аромата своих будущих духов. Дальше последовали многочисленные убийства в городе. Гренуй начинает собирать все запахи девушек, которых обривает и смазывает жиром.

Тем временем жители города никак не могли понять, почему преступник это делает. Ведь все жертвы не были изнасилованы. И лишь отец Лауры, консул Риши, догадался обо всем и увозит свою дочь.

Но Жан-Батист находит красавицу по ее аромату и убивает ее. Теперь он собрал достаточное количество ароматов и создает новые духи. Все это время полиция разыскивала преступника и выходит на его след.

Гренуа был взят под стражу.

Жана-Батиста приговаривают к смерти, но никто не знал, зачем он все это делал. Перед своей казнью он выливает на себя духи. Услышав запах Гренуа стража отпускает убийцу, а люди начинают влюбляться в него.

Жители, которые пришли посмотреть на его казнь, начали чувствовать к друг другу влечение. На площади началась огромная оргия, а тем временем Гренуа сбегает. На следующий день люди пришли в себя и решили забыть о произошедшем.

Вместо Жана-Батиста казнили другого молодого человека.

Тем временем свободный Гренуа захотел, чтобы его старания оценили. Он возвращается в Париж и находит на кладбище бродяг, которые грелись у костра. Жан-Батист выливает на себя весь флакон с духами. Одурманенные ароматом бродяги накинулись на Гренуа, разрывают его на части и съедают его плоть.

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-parfyumer-istoriya-odnogo-ubijcy-zyuskind/

Живая книга

Роман Патрика Зюскинда «Парфюмер» был опубликован более 30 лет назад, в 1985 году, и сразу же стал мировым бестселлером. Популярность его растет с каждым годом, и все большее количество читателей пополняет ряды фанатов «Истории одного убийцы».

Интрига сюжета начинается уже с самого начала повествования. Автор обещает поведать историю о гениальном и в то же время отвратительном человеке, ставя его в один ряд с маркизом де Садом и Наполеоном Бонапартом. И с первых же строк акцентирует внимание на «летучем царстве запахов», в котором и проявилась вся гениальность и отвратительность главного героя.

Действие романа происходит в Париже ХVIII века. Весь сюжет подчинен описанию рождения, жизни и смерти главного героя – Жана-Батиста Гренуя.

Рожденный в «вонючем» Париже, безобразный и жалкий, брошенный матерью и отданный в приют, Гренуй имел странную особенность – он ничем не пах.

Этот очевидный читателю контраст с описанием вони города уже вносит в восприятие текста некий диссонанс, интригует и вовлекает в дальнейшие перипетии сюжета.

Гренуй растет в нищете и одиночестве, помыкаемый и унижаемый всеми. Случайно он обнаруживает в себе особый дар – уникальное чувство обоняния и еще более уникальное умение коллекционировать запахи. Источниками для коллекции Гренуя были молодые красивые девушки, а заполучить их запах герой мог только одним способом – убив их.

Впрочем, «Парфюмер» – это не примитивный детектив, это скорее психологическая драма. Личная драма одинокого человека, превратившая его в настоящее чудовище.

Собирая запахи из красоты и молодости убитых им девушек, Гренуй создает духи с совершенным ароматом. Они действуют на любого человека как дурман, наркотик, превращая его в раба.

А хозяин таких духов отныне будет обладать абсолютной властью.

Но одиночество не исчезнет – Гренуй понимает это. Никто не оценит глубины его гениальности, и он будет вечно один. Конец жизни героя ужасен, и в то же время предсказуем: его, обрызганного божественными духами, в исступлении разрывает толпа нищих на кладбище. Власть и одиночество, гениальность и одержимость достигли своей вершины!

Несмотря на то, что в романе описывается Франция ХVIII века, впечатления того, что читаешь историческое произведение, не складывается.

Сознательно ли Зюскинд не привязывал своего героя к описываемому времени или давал понять, что такие «герои» могли встретиться в любую эпоху, но аналогии литературных критиков заходят значительно дальше сравнений самого автора.

Гренуя сравнивают и с тиранами ХХ века (Ленин, Сталин, Гитлер), результатами абсолютной власти которых стали миллионы человеческих смертей, и даже с самим Антихристом.

Меня же всегда больше интересовало мнение обычных читателей. И здесь я сталкивалась с парадоксом: одних герой восхищал, у других – вызывал откровенное отвращение.

Что касается меня, то Гренуй на протяжении всего романа вызывал лишь одно чувство – жалость.

Чем объяснить такую разницу в испытанных от прочтения эмоциях? Возможно, каждый из читателей бессознательно примерил судьбу главного героя на себя?..

Если искать аналоги в художественной литературе, то Зюскинд, конечно, не был оригинален. Подобные «гренуи» встречались и в «Малютке Цахесе» Гофмана, и в «Преступлении и наказании» Достоевского, и в работах Ницше. Но герой Зюскинда по-своему уникален в своей гениальности и ничтожности одновременно. Как, впрочем, каждый подобный герой – и в литературе, и в жизни.

Стиль романа поражает своим разнообразием. Здесь и романтические отступления, и откровенная сатира, и философский уклон, и капля фантастики, и жестокость реализма.

Эта смесь творит настоящие чудеса, не позволяя привязывать произведение к какому-то определенному литературному течению.

Впрочем, любители классификаций стандартно определяют его как постмодернистский роман, скорее всего из-за времени написания произведения.

«Парфюмер» читается быстро и легко, не оставляя равнодушным никого. Легкость пера, увлекательный сюжет, прекрасная стилистика текста – все это дает возможность полноценно насладиться вечером чтения книги «Парфюмер. История одного убийцы».

Источник: http://livekniga.ru/parfyumer-istoriya-odnogo-ubijcy/

«Парфюмер. История одного убийцы» анализ

Автор — Патрик Зюскинд

Год издания — 1985

Жанр — повесть

Тема — история жизни и смерти парфюмера Жана-Батиста Гренуя

«Парфюмер. История одного убийцы» главные герои

  • Жан-Батист Гренуй — парфюмер, главный герой (вернее, антигерой). У него невероятно тонкое и сильное обоняние наряду с полным отсутствием собственного запаха.
  • Мать Гренуя — обвинена в детоубийстве.
  • Жанна Бюсси — простодушная кормилица.

  • Отец Террье — знаток церковной догматики.
  • Мадам Гайар — хозяйка приюта. Относится к детям только как к способу заработка.
  • Грималь — кожевник. Очень грубый и жестокий человек
  • Девушка с улицы Марэ — первая жертва Гренуя.

  • Джузеппе Бальдини — парижский парфюмер. Не обладая никакими творческими талантами в парфюмерии, имеет огромные знания в самой технологии производства и сохранении ароматов.
  • Шенье — подмастерье Бальдини.
  • Пелисье — конкурент Бальдини, самый популярный парфюмер.

    Только упоминается, лично не появляется.

  • Маркиз де ла Тайад-Эспинасс — эксцентричный создатель «флюидальной теории».
  • Мадам Арнульфи — вдова парфюмера из Грасса.
  • Доминик Дрюо — мастер-парфюмер из Грасса и любовник Мадам Арнульфи.

  • Антуан Риши — Второй Консул Грасса, проницательный человек.
  • Лаура Риши — его дочь, рыжеволосая красавица. Последняя жертва Гренуя.

«Запахи. История одного убийцы» композиция

Экспозиция — описание Франции XVIII века, запахов, царивших в тогдашнем Париже, а соответственно, и городского быта.

Завязка — рождение у женщины, торговавшей рыбой, ребенка, которого она собиралась убить, как и четырех предыдущих.

Развитие действия — жизнь Гренуя в учреждении мадам Гайяр, в мастерской Грималя, общая ненависть к нему, отсутствие у парня каких-либо моральных принципов и ответственности.

Первая кульминация — совершение Жаном-Батистом Гренуем убийства девочки ради ее запаха. Решение героя стать лучшим парфюмером, сохранить запах, который его захватил.

Развитие действия — Гренуй овладел парфюмерным искусством в мастерской Бальдини, поразил того своим талантом. Стремясь к совершенству, он после неудачных экспериментов заболел и чуть не умер. Путешествует и уединяется на горе.

Прибыв в город Трасс, снова ради запаха невинной девушки убивает нескольких девушек.

Вторая кульминация — убийцу девушек Гренуя схватили и приговорили к смертной казни.

Когда собралась многотысячная толпа, чтобы посмотреть на казнь преступника, он применяет духи, которые вызывают любовь и восхищение. Ослепленные жители прощают Гренуя, им восхищаются, его опекает отец убитой девушки Риши.

Гренуй чувствует себя Великим Богом, Прометеем. Но ему не нужна любовь, он не знает, что это. В его сердце только ненависть.

Развязка — преступники-людоеды, бросившись на запах духов Гренуя, разрывают их создателя на куски.

Черты постмодернизма

  • Наличие двух пластов — рис массовой литературы (детективный сюжет) и элитарной.
  • «Виртуальный историзм» ( «имитация» мировоззрения Франции эпохи Просвещения)
  • Интертекстуальность.
  • Пародирования ирония, гротеск.

Источник: https://kratkoe.com/parfyumer-istoriya-odnogo-ubiytsyi-analiz/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector