История создания комедии ревизор гоголя точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание комедии “Ревизор” Гоголя по действиям и явлениям: краткий пересказ

История создания комедии Ревизор Гоголя точный пересказ сюжета за 5 минут

Городничий и чиновники.Художник А. Константиновский

Комедия “Ревизор” – одно из самых знаменитых произведений Гоголя. 

Ниже представлено краткое содержание комедии “Ревизор” Гоголя по действиям и явлениям: краткий пересказ основных событий и фактов из пьесы.

Смотрите: Все материалы по пьесе “Ревизор” 

Действие пьесы происходит в первой половине XIX века в одном из провинциальных городов России.

Явление I
Городничий собирает всех чиновников города и сообщает, что к ним едет ревизор. Городничий предупреждает, чтобы чиновники держали в порядке свои учреждения.

Явление II
Входит почтмейстер Шпекин, который присоединяется к обсуждению ревизора.

Явление III

Входят помещики Бобчинский и Добчинский. Они рассказывают всем чиновникам, что в городской гостинице остановился чиновник Хлестаков, похожий на ревизора.

Городничий собирается посетить Хлестакова, чтобы разобраться, ревизор тот или нет.

Явление IV Входит квартальный.

Городничий велит ему подмести улицу у гостиницы – на случай, если Хлестаков окажется ревизором.

Явление V

Входит частный пристав Уховертов. Городничий приказывает ему навести порядок в городе. Городничий, Бобчинский и Добчинский едут в гостиницу к Хлестакову.

Явление VI

Жена и дочь городничего сидят дома и обсуждают приезд ревизора. Из любопытства жена городничего посылает свою служанку в гостиницу, чтобы разузнать о ревизоре. Явление I
В гостинице Осип, слуга Хлестакова, лежит на постели барина и жалуется про себя на то, что ему нечего есть. 

Явление II
Входит Хлестаков и посылает Осипа попросить еды у трактирщика. Осип объясняет, что хозяин не хочет подавать еду, потому что Хлестаков третью неделю не платит за еду. Хлестаков все равно отправляет Осипа к хозяину.

Явление III Хлестаков остается один и сам с собой говорит о том, что ему хочется есть и что кончились деньги.

Явление IV

Входит трактирный слуга от хозяина. Хлестаков убеждает слугу принести ему еду.

Явление V

Оставшись снова одним, Хлестаков размышляет, не продать ли ему что-нибудь, чтобы платить за еду.Явление VI Наконец трактирный слуга приносит Хлестакову еду. Хлестаков жалуется, что ему принесли мало блюд.

Слуга предупреждает, что Хлестакову подают еду в последний раз из-за его долгов.Явление VII Хлестаков жалуется, что после обеда он остался голоден. Входит Осип и объявляет, что пришел городничий.

Хлестаков пугается, что его пришли арестовать за долги перед гостиницей.

Явление VIII

Входит городничий и Добчинский. Городничий принимает Хлестакова за ревизора и предлагает ему покинуть гостиницу и поселиться у него в доме. 

Явление IX
Входит трактирный слуга. Хлестаков просит его принести счет за проживание. Городничий тут же выгоняет слугу и обещает сам все оплатить. Хлестакову нравится, что его так тепло принимают в городе.  

Явление X
Городничий посылает Добчинского с запиской к жене, чтобы та приготовила Хлестакову комнату в доме. Также городничий велит передать записку чиновнику Землянике о том, что Хлестаков будет осматривать его богоугодные заведения.
Явление I Жена и дочь городничего сидят дома и ждут новостей. Вдруг на улице они видят Добчинского, которого прислал городничий.

Явление II
Городничиха расспрашивает Добчинского о Хлестакове и посылает слуг за вином для Хлестакова. Добчинский уходит.

Явление III Жена и дочь городничего обсуждают наряды, которые лучше надеть, чтобы понравиться Хлестакову.

Явление IV

Слуга Осип приносит чемодан Хлестакова в дом городничего. Осип просит еды у слуги городничего Мишки.

Явление V

После вкусного обеда Хлестаков и чиновники приятно беседуют. Хлестаков спрашивает, играют ли у них в городе в карты. Городничий врет ему, что в карты у них никто не играет.

Явление VI

Городничий знакомит Хлестакова с со своей женой и дочерью. Хлестаков рассказывает о своей жизни в Петербурге. Он врет, что дружит с Пушкиным и министрами, что дает балы и т.д. Городничий верит ему и трясется от страха. Хлестаков уходит к приготовленную для него комнату, чтобы отдохнуть.

Явление VII

Пока Хлестаков отдыхает, чиновники со страхом обсуждают его. Они боятся, что “ревизор” Хлестаков донесет на них в Петербурге. Чиновники уходят.

Явление VIII

Жена и дочь городничего остаются вдвоем и обсуждают “ревизора” Хлестакова. Дочери кажется, что она нравится Хлестакову.

Явление IX

Входит городничий. Он признается жене и дочери, что боится “ревизора” Хлестакова.Явление X Входит слуга Осип. Городничий, его жена и дочь расспрашивают Осипа о Хлестакове. Осип ради выгоды говорит им, что Хлестаков любит порядок, радушный прием и вкусную еду. Городничий дает Осипу денег на чай за эту информацию.

Явление XI

К городничему приходят квартальные (полицейские) Держиморда и Свистунов. Городничий приказывает полицейским стоять на страже у крыльца дома и не пускать купцов с жалобами. Городничий боится, что “ревизор” Хлестаков услышит от купцов правду о жизни в городе.
Явление I Комната в доме городничего. На цыпочках сюда входят чиновники и обсуждают, как можно подкупить “ревизора” Хлестакова.

Явление II

Утром Хлестаков просыпается в своей комнате в доме городничего. Он говорит сам с собой, что ему нравится радушный прием. Ему нравится и дочка, и даже жена городничего.

Явление III

К Хлестакову входит судья Ляпкин-Тяпкин. Он как будто случайно роняет деньги. Увидев деньги, Хлестаков просит эти деньги в долг. Ляпкин-Тяпкин с радостью дает Хлестакову деньги. Чиновник надеется, что эта взятка поможет ему пережить проверку “ревизора”.

Явление IV

К Хлестакову входит почтмейстер Шпекин. Хлестаков просит у него в долг 300 рублей. Чиновник с радостью одалживает деньги и уходит.Явление V
К Хлестакову робко входит смотритель училищ Лука Лукич Хлопов. Хлестаков просит у него в долг 300 рублей. Чиновник одалживает деньги и бегом уходит.

Явление VI

К Хлестакову входит попечитель богоугодных заведений Земляника. Земляника ведет себя как предатель: он рассказывает Хлестакову всю правду о своих коллегах. Так чиновник надеется, что ревизор закроет глаза на его плохую работу и накажет других. Хлестаков просит у Земляники в долг 400 рублей. Тот дает ему деньги и уходит.

Явление VII

К Хлестакову входят помещики Бобчинский и Добчинский. Хлестаков просит у них в долг 1000 рублей. У чиновников на руках есть всего 65 рублей. Хлестаков берет эти деньги. Добчинский просит Хлестакова помочь ему решить вопрос с его незаконнорожденным сыном. Хлестаков обещает помочь, после чего помещики уходят.

Явление VIII

Оставшись один, Хлестаков говорит сам с собой. Он понимает, что чиновники приняли его за важную персону. Хлестаков подсчитывает деньги, которые ему только что дали чиновники.

Явление IX

Хлестаков пишет письмо Тряпичкину, своему другу, с которым он общается в Петербурге. В письме Хлестаков рассказывает о глупых чиновниках. Тут же слуга Осип советует Хлестакову уезжать из города побыстрее, пока его не разоблачили. Хлестаков прислушивается к совету слуги и собирается в дорогу. Тем временем письмо Хлестакова относят на почту.Явление X В это время к дому городничего приходят купцы, чтобы пожаловаться “ревизору” на жизнь. Купцы просят Хлестакова избавить их от разбойника городничего. Хлестаков просит у купцов в долг денег. Они дают ему пятьсот рублей, а также дают сахар в подарок, после чего купцы уходят.

Явление XI

К Хлестакову обращается слесарша Пошлепкина. Она просит наказать городничего за то, что тот незаконно отправил ее мужа в солдаты. Тут же “ревизору” жалуется унтер-офицерша. Ее по ошибке высекли розгами вместо кого-то другого. Она просит оштрафовать городничего за беззаконие, и Хлестаков обещает помочь.
К нему в окно лезут с просьбами и другие жители, но он отмахивается от них.
Явление XII Хлестаков оказывается наедине с дочерью городничего Марьей и любезничает с ней. Он целует ее в плечо, от чего Марья пугается. Хлестаков падает на колени и извиняется.

Явление XIII

Вдруг входит жена городничего и видит Хлестакова на коленях. Городничиха выгоняет дочь, и та уходит в слезах. Оставшись вдвоем с городничихой, Хлестаков признается ей в любви. Городничихе очень приятно это слышать.

Явление XIV

В комнату снова входит дочь городничего. Хлестаков бросается к ней и просит ее руки. Мать-городничиха удивлена.

Явление XV

Входит городничий. Хлестаков просит городничего выдать дочь Марью замуж за него. Городничий благословляет Хлестакова и Марью. Хлестаков тут же при всех целует невесту (что считалось неприличным), но ему прощается этот поступок, так как он – “ревизор”.

Явление XVI

Хлестаков сообщает городничему, что уезжает на один день и скоро вернется. Он берет у городничего еще 400 рублей в долг, прощается со всем семейством и уезжает.
Явление I Городничий приказывает записать имена всех купцов, которые приходили жаловаться на него “ревизору” Хлестакову. Городничий со своей женой фантазирует о светлом будущем и о прекрасной жизни в Петербурге, которую им поможет устроить их будущий зять, “ревизор” Хлестаков.

Явление II

Городничий ругает купцов за предательство и напоминает им, что они все вместе участвовали в аферах. Купцы просят у него прощения. Городничий просит у них хорошие подарки к свадьбе дочери.

Явление III

Городничего и его семью поздравляют чиновники Ляпкин-Тяпкин и Земляника, отставной чиновник Растаковский.

Явление IV

Входят отставные чиновники Люлюков и Коробкин с женой и тоже поздравляют семью городничего. 
Явление V Бобчинский и Добчинский поздравляют дочку и жену городничего.

Читайте также:  Краткое содержание безумная евдокия алексина точный пересказ сюжета за 5 минут

Явление VI

Лука Лукич Хлопов с женой и еще несколько гостей поздравляют городничиху и ее дочь.

Явление VII

Частный пристав и квартальные поздравляют городничего. Городничий и жена обсуждают с гостями свой будущий переезд в Петербург после свадьбы Хлестакова и дочери городничего. Городничий говорит, что в Петербурге надеется стать генералом.

Явление VIII

Прибегает почтмейстер и объявляет, что Хлестаков вовсе не ревизор. Он показывает письмо Хлестакова Тряпичкину в Петербург. Все чиновники понимают, что мальчишка Хлестаков их обманул.

Явление последнее (IX)

В комнату входит жандарм и объявляет, что в город приехал настоящий ревизор. Все впадают в ужас.

Конец пьесы.

Это было краткое содержание комедии “Ревизор” Гоголя по действиям и явлениям: краткий пересказ всех событий и фактов из пьесы “Ревизор”.

Смотрите: Все материалы по пьесе “Ревизор”

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/09/kratkoe-soderzhanie-Revizor-po-dejstvijam-i-javlenijam.html

Краткое содержание пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор»

1001student.ru > Литература > Краткое содержание пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор»

Автором пьесы «Ревизор» является Николай Васильевич Гоголь. Дата создания — 1835 год. Знаменитое произведение написано в сатирическом ключе, одной из его художественных особенностей выступает отсутствие среди действующих лиц положительных героев, все они в той или иной степени проявляют худшие черты человеческого характера, а все взаимоотношения решаются с помощью взяток.

Коротко о произведении

Существует распространённое мнение, что вкратце сюжет «Ревизора» был подсказан автору А. С. Пушкиным . Даже если это и не совсем так, именно с великим поэтом советовался Гоголь в процессе написания произведения. Когда оно было опубликовано, немногие увидели за весёлой комедией глубокий смысл и аллюзию на жизнь всей России.

Аннотация гласит, что в некий небольшой городок приезжает повеса, которого по стечению обстоятельств принимают за ревизора. Молодой человек пытается извлечь как можно большую выгоду из положения. И ему это в полной мере удаётся.

Благодаря талантливому слогу, увлекательному сюжету и поучительному смыслу, произведение проходят в 8 классе школы.

Пьеса не очень объёмна, но чтобы прочитать её полностью, придётся потратить то количество времени, которое не всегда есть у современных учеников.

В таком случае можно ознакомиться с онлайн-пересказом произведения «Ревизор» кратко по действиям.

Представленное ниже подробное изложение событий не только поможет в заполнении читательского дневника или написании сочинения, но и, возможно, мотивирует прочитать полную версию пьесы.

Краткое содержание

«Ревизор» по явлениям и по действиям разбит на несколько глав или частей. Поскольку каждый отрывок важен для полного понимания сюжета, далее будут описаны события, происходящие в каждой единице композиции.

Действие первое

История начинается в доме городничего:

  • В первом явлении городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский собирает чиновников, чтобы оповестить их о «пренеприятнейшем известии» — скором прибытии ревизора, и раздаёт указания о подготовке города к проверке.
  • Прибывает почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин. Ему даётся указание вскрывать все письма, чтобы не пропустить возможные доносы от недовольных купцов и горожан. Это дело не составляет труда для начальника конторы, поскольку он и так из любопытства читает чужую корреспонденцию.
  • Следующие гости — помещики Пётр Иванович Бобчинский и Пётр Иванович Добчинский. Они утверждают, что видели ревизора. Он живёт в трактире и не платит за постой. Все начинают сильно волноваться, ведь порядок в городе до сих пор не наведён. Антон Антонович решает ехать к прибывшему.
  • Городничий собирается в дорогу и даёт квартальному указание привести в порядок улицу, которая ведёт к гостинице. К ревизору также намерен отправиться Бобчинский.
  • Антон Антонович говорит частному приставу украсить мост высоким квартальным, сломать старый забор, говорить про отсутствующую церковь, что она сгорела, и не выпускать на улицу полуголых солдат.
  • В комнате появляется супруга городничего Анна Андреевна, которая говорит дочери Марье Антоновне следовать за отцом, чтобы увидеть ревизора и всё о нём рассказать.

Действие второе

Далее события разворачиваются в гостинице:

  • В комнате лежит слуга по имени Осип. Он недоволен поведением барина, который проиграл деньги в карты и теперь им не на что поехать домой.
  • Барин Иван Александрович Хлестаков появляется во втором явлении и отчитывает Осипа, а затем просит его принести обед. Тот говорит, что купить еду не на что, но соглашается сходить за хозяином гостиницы.
  • Пока слуга ходит по поручению, герой размышляет о своём голодном желудке и ругает город, в котором ему не дают в долг. Во всех своих бедах он винит капитана, которому проиграл все деньги, и мечтает о том, чтобы взять реванш.
  • Появляется работник трактира. Хлестаков пытается выпросить обед в долг и говорит, что простой мужик может и голодным остаться, а барину такое не подобает.
  • Продолжаются мечтания об обеде. Ивана Александровича уже тошнит от голода, и он представляет своё возвращением домой в качестве петербургского чиновника.
  • Обед всё-таки приносят, но порции маленькие и невкусные. Постоялец ест то, что принесли, но его предупреждают, что бесплатно его кормят в последний раз.
  • Осип предупреждает барина о том, что с ним желает встретиться городничий. Хлестаков решает, что его хотят отправить в тюрьму, и сильно пугается.
  • Городничий с Добчинским, наконец, добираются до гостиницы и зовут постояльца переехать. Но тот думает, что речь идёт о тюрьме и отказывается. Тогда Антон Антонович даёт Хлестакову деньги для оплаты счетов. На это молодой человек с удовольствием соглашается, а потом решается и на переезд.
  • Работник гостиницы, который приходит за оплатой, выслан городничим со словами, что деньги будут доставлены позже.
  • Антон Антонович собирается показать Хлестакову учреждения. Тюрьму гость осматривать отказался, но готов посетить богоугодные заведения, за которые ответственен Артемий Филиппович Земляника. Городничий отправляет жене записку о необходимости подготовки к приёму гостя, а Осип перевозит вещи.

Действие третье

И вновь сюжет разворачивается в доме городничего:

  • Домочадцы Антона Антоновича с нетерпением ждут новостей, которые приносит Добчинский.
  • Пришедшего упрекают в медлительности и закидывают вопросами. В ответ он передаёт письмо городничего и хвастается, что первым распознал ревизора.
  • В третьем явлении мать и дочь готовятся к приёму и всячески стараются приукрасить себя и испортить внешность другой.
  • Появляется Осип с вещами и просит еды. Ему отказывают под предлогом того, что у них нет подходящей для слуги ревизора пищи, но он готов есть любое блюдо.
  • Приходит Хлестаков в сопровождении городской верхушки. Он выглядит довольным и говорит, что город ему нравится куда больше других. Городничий отвечает, что он всё делает для начальства.
  • Приходит Анна Андреевна с дочерью, начинается обед. Хлестаков рисуется перед всеми, говоря о своей важности. За столом его благоговейно слушают, а затем провожают отдыхать.
  • Рассказ ревизора произвёл на всех впечатление, высказываются предположения, что он не меньше, чем генералиссимус. Это тревожит Землянику, который опасается донесений.
  • Анна Андреевна с Марьей Антоновной спорят, кому из них было уделено больше внимания за столом.
  • Городничий боится, что приезд ревизора сулит ему неприятности, но жена успокаивает его, указывая на образованность и манеры прибывшего. Антон Антонович не понимает, как молодой и тщедушный человек мог добиться такого положения.
  • Пришедшего Осипа спрашивают о барине. Мужчин интересует, как угодить ревизору, а женщин, какие глаза ему нравятся.

Действие четвёртое

События в доме городничего продолжают развиваться:

  • Чиновники решаются дать взятку ревизору. Каждый будет заходить по одному, представляться и иметь дело с важным лицом с глазу на глаз.
  • Хлестаков просыпается в хорошем расположении духа. Ему нравится радушный приём и внимание женщин. Жена и дочь городничего представляются ему вполне симпатичными.
  • Чиновники, наконец, решаются идти со взятками. По плану первым заходит судья, но теряется и роняет деньги. Хлестаков просит дать ему их в долг, и Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин с радостью соглашается.
  • Ситуация имеет продолжение с каждым из чиновников. В четвёртом явлении деньги проходимцу даёт почтмейстер.
  • В пятом явлении сумму лжеревизору одалживает смотритель училищ Лука Лукич Хлопов.
  • Вошедший Земляника не просто даёт взятку, но и успевает пожаловаться на судью и почтмейстера.
  • В последнюю очередь заходят Добчинский с Бобчинским. Денег они дают немного, но обращаются с просьбами. Первому нужно помочь узаконить рождение сына, а второму достаточно, чтобы его имя и место жительства знали в Петербурге.
  • Хлестаков понимает, что его приняли за другого, и решает написать об этой смешной ситуации журналисту Тряпичкину.
  • Осип с барином собираются уезжать, но тут приходят купцы с прошениями, и отъезд откладывается.
  • Купцы пришли с просьбой о заступничестве, и Хлестаков обещает помощь за всевозможные подарки и деньги.
  • Затем приходят женщины. Они также жалуются на городничего, но Хлестаков уже устал, и ограничившись отговоркой, что поможет, отправил их домой и прекратил принимать просителей.
  • В следующей сцене Хлестаков целует Марию Антоновну и с пылом утверждает, что влюбился.
  • Мать, увидевшая сцену, выгоняет дочь из комнаты. Тогда Хлестаков решает признаться в любви ей и идёт дальше: предлагает своё сердце и руку.
  • Но дочь возвращается не вовремя, Хлестакову приходится выкручиваться, и вот он уже просит у матери руки её дочери.
  • Городничий тем временем в ужасе прибегает к ревизору, чтобы обвинить просителей во лжи. Но Анна Андреевна делится с ним новостью о помолвке.
  • Хлестаков берёт у городничего деньги и говорит, что отправляется к дяде. Вернуться он обещает на следующий день.
Читайте также:  Краткое содержание киплинг книга джунглей точный пересказ сюжета за 5 минут

Действие пятое

События происходят в комнате в доме городничего:

  • Городничий с семьёй радуются открывающимся перспективам богатой жизни в Петербурге.
  • Купцов отчитывают за жалобы и приказывают загладить свою вину дорогими свадебными подарками.
  • Семья принимает поздравления от судьи.
  • Затем приходят отставные чиновники.
  • Бобчинский и Добчинский так спешат, что сталкиваются лбами, желая поцеловать руки удачливому семейству.
  • Смотритель училища также пришёл засвидетельствовать почтение.
  • Все просят помогать им и их детям в будущем. Городничий соглашается, но супруга считает, что им будет некогда.
  • Всеобщая радость омрачается появлением почтмейстера, который вскрыл письмо гостя, где обнаружилось, что он не был ревизором. В бумагах было описание всех неприятных черт принимавших его горожан. Все растеряны и встревожены. Они не хотят, чтобы их позор был известен, но Хлестаков уже далеко. Они обвиняют друг друга и Бобчинского с Добчинским в первую очередь.
  • Явление последнее. Настоящий ревизор прибыл и требует всех к себе в гостиницу. Произведение заканчивается немой сценой.

Анализ финала пьесы

Немая сцена — вот как заканчивается пьеса «Ревизор». Весь ужас, который пережили недобросовестные чиновники за время пребывания Хлестакова, усиливается после обнаружения обмана. Но это мелочи по сравнению с тем, что теперь всё это придётся пережить вновь.

Городничий, который только что был так счастлив предполагаемой свадьбе дочери, запрокинул голову от вновь обрушившейся неприятности. Земляника, склонив голову, задумался о дальнейших действиях. Судья потерял дар речи, а Бобчинский и Добчинский бросились было друг к другу и замерли по дороге.

Именно этот приём оставил после себя ощущение сильного финала. Как будут развиваться дальнейшие дела в городе, неизвестно. Но в этой сцене достигает предела весь комизм ситуации.

Влияние произведения

По пьесе стали ставить спектакли, и власть, которую в то время представлял император Николай I, предложила изменить концовку истории.

В новой версии все глупые и жадные чиновники должны были понести наказание, и история ограничивалась происшествием в безвестном уездном городке, не распространяя своей злободневности на всю Россию.

Однако при этом терялась сатиричность сюжета, и идея почти не прижилась, хотя несколько спектаклей всё же было поставлено.

Удивительно, но и спустя два века, история остаётся актуальной. Её сюжет интересно и анализировать, и просто читать. Конечно, изображённые в нём характеры гротескны, но они прекрасно отражают печальную действительность.

Бессмертное произведение будет актуально в любое время, пока ещё остаются прохвосты, умеющие пользоваться сложившимся положением, и власть, решающая проблемы взятками.

Эту идею можно понять при чтении произведения в сокращении, но всю атмосферу событий в городе передаст полный текст пьесы.

Источник: https://1001student.ru/literatura/kratkoe-soderzhanie-pesy-n-v-gogolya-revizor.html

Ревизор

В уездном городе, от коего «три года скачи, ни до какого государства не доедешь», городничий, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, собирает чиновников, дабы сообщить пренеприятное известие: письмом от знакомца он уведомлен, что в их город едет «ревизор из Петербурга, инкогнито. И ещё с секретным предписанием».

Городничий — всю ночь снились две крысы неестественной величины — предчувствовал дурное. Выискиваются причины приезда ревизора, и судья, Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин (который прочитал «пять или шесть книг, а потому несколько вольнодумен»), предполагает затеваемую Россией войну.

Городничий меж тем советует Артемию Филипповичу Землянике, попечителю богоугодных заведений, надеть на больных чистые колпаки, распорядиться насчёт крепости куримого ими табака и вообще, по возможности, уменьшить их число; и встречает полное сочувствие Земляники, почитающего, что «человек простой: если умрёт, то и так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет».

Судье городничий указывает на «домашних гусей с маленькими гусенками», что шныряют под ногами в передней для просителей; на заседателя, от которого с детства «отдаёт немного водкою»; на охотничий арапник, что висит над самым шкапом с бумагами.

С рассуждением о взятках (и в частности, борзыми щенками) городничий обращается к Луке Лукичу Хлопову, смотрителю училищ, и сокрушается странным привычкам, «неразлучным с учёным званием»: один учитель беспрестанно строит рожи, другой объясняет с таким жаром, что не помнит себя («Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? от этого убыток казне»).

Продолжение после рекламы:

Появляется почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин, «простодушный до наивности человек». Городничий, опасаясь доносу, просит его просматривать письма, но почтмейстер, давно уж читая их из чистого любопытства («иное письмо с наслаждением прочтёшь»), о петербургском чиновнике ничего пока не встречал.

Запыхавшись, входят помещики Бобчинский и Добчинский и, поминутно перебивая друг друга, рассказывают о посещении гостиничного трактира и молодом человеке, наблюдательном («и в тарелки к нам заглянул»), с эдаким выражением в лице, — одним словом, именно ревизоре: «и денег не платит, и не едет, кому же б быть, как не ему?»

Чиновники озабоченно расходятся, городничий решает «ехать парадом в гостиницу» и отдаёт спешные поручения квартальному относительно улицы, ведущей к трактиру, и строительства церкви при богоугодном заведении (не забыть, что она начала «строиться, но сгорела», а то ляпнет кто, что и не строилась вовсе).

Городничий с Добчинским уезжает в большом волнении, Бобчинский петушком бежит за дрожками. Являются Анна Андреевна, жена городничего, и Марья Антоновна, дочь его. Первая бранит дочь за нерасторопность и в окошко расспрашивает уезжающего мужа, с усами ли приезжий и с какими усами.

Раздосадованная неудачей, она посылает Авдотью за дрожками.

В маленькой гостиничной комнате на барской постели лежит слуга Осип. Он голоден, сетует на хозяина, проигравшего деньги, на бездумную его расточительность и припоминает радости жизни в Петербурге. Является Иван Александрович Хлестаков, молодой глуповатый человек.

После перебранки, с возрастающей робостью, он посылает Осипа за обедом — а не дадут, так за хозяином. За объяснениями с трактирным слугою следует дрянной обед. Опустошив тарелки, Хлестаков бранится, об эту пору справляется о нем городничий. В тёмном номере под лестницей, где квартирует Хлестаков, происходит их встреча.

Чистосердечные слова о цели путешествия, о грозном отце, вызвавшем Ивана Александровича из Петербурга, принимаются за искусную выдумку инкогнито, а крики его о нежелании идти в тюрьму городничий понимает в том смысле, что приезжий не станет покрывать его проступков.

Городничий, теряясь от страха, предлагает приезжему денег и просит переехать в его дом, а также осмотреть — любопытства ради — некоторые заведения в городе, «как-то богоугодные и другие».

Приезжий неожиданно соглашается, и, написав на трактирном счёте две записки, Землянике и жене, городничий отправляет с ними Добчинского (Бобчинский же, усердно подслушивавший под дверью, падает вместе с нею на пол), а сам едет с Хлестаковым.

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

Анна Андреевна, в нетерпении и беспокойстве ожидая вестей, по-прежнему досадует на дочь. Прибегает Добчинский с запискою и рассказом о чиновнике, что «не генерал, а не уступит генералу», о его грозности вначале и смягчении впоследствии.

Анна Андреевна читает записку, где перечисление солёных огурцов и икры перемежается с просьбою приготовить комнату для гостя и взять вина у купца Абдулина. Обе дамы, ссорясь, решают, какое платье кому надеть. Городничий с Хлестаковым возвращаются, сопровождаемые Земляникою (у коего в больнице только что откушали лабардана), Хлоповым и непременными Добчинским и Бобчинским.

Беседа касается успехов Артемия Филипповича: со времени его вступления в должность все больные «как мухи, выздоравливают». Городничий произносит речь о своём бескорыстном усердии.

Разнежившийся Хлестаков интересуется, нельзя ли где в городе поиграть в карты, и городничий, разумея в вопросе подвох, решительно высказывается против карт (не смущаясь нимало давешним своим выигрышем у Хлопова).

Совершенно развинченный появлением дам, Хлестаков рассказывает, как в Петербурге приняли его за главнокомандующего, что он с Пушкиным на дружеской ноге, как управлял он некогда департаментом, чему предшествовали уговоры и посылка к нему тридцати пяти тысяч одних курьеров; он живописует свою беспримерную строгость, предрекает скорое произведение своё в фельдмаршалы, чем наводит на городничего с окружением панический страх, в коем страхе все и расходятся, когда Хлестаков удаляется поспать. Анна Андреевна и Марья Антоновна, отспорив, на кого больше смотрел приезжий, вместе с городничим наперебой расспрашивают Осипа о хозяине. Тот отвечает столь двусмысленно и уклончиво, что, предполагая в Хлестакове важную персону, они лишь утверждаются в том. Городничий отряжает полицейских стоять на крыльце, дабы не пустить купцов, просителей и всякого, кто бы мог пожаловаться.

Чиновники в доме городничего совещаются, что предпринять, решают дать приезжему взятку и уговаривают Ляпкина-Тяпкина, славного красноречием своим («что ни слово, то Цицерон с языка слетел»), быть первым. Хлестаков просыпается и вспугивает их.

Вконец перетрусивший Ляпкин-Тяпкин, вошед с намерением дать денег, не может даже связно отвечать, давно ль он служит и что выслужил; он роняет деньги и почитает себя едва ли уже не арестованным. Поднявший деньги Хлестаков просит их взаймы, ибо «в дороге издержался».

Беседуя с почтмейстером о приятностях жизни в уездном городе, предложив смотрителю училищ сигарку и вопрос о том, кто, на его вкус, предпочтительнее — брюнетки или блондинки, смутив Землянику замечанием, что вчера-де он был ниже ростом, у всех поочерёдно он берет «взаймы» под тем же предлогом.

Земляника разнообразит ситуацию, донося на всех и предлагая изложить свои соображения письменно. У пришедших Бобчинского и Добчинского Хлестаков сразу просит тысячу рублей или хоть сто (впрочем, довольствуется и шестьюдесятью пятью).

Добчинский хлопочет о своём первенце, рождённом ещё до брака, желая сделать его законным сыном, — и обнадёжен. Бобчинский просит при случае сказать в Петербурге всем вельможам: сенаторам, адмиралам («да если эдак и государю придётся, скажите и государю»), что «живёт в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский».

Спровадив помещиков, Хлестаков садится за письмо приятелю Тряпичкину в Петербург, с тем чтобы изложить забавный случай, как приняли его за «государственного человека». Покуда хозяин пишет, Осип уговаривает его скорее уехать и успевает в своих доводах. Отослав Осипа с письмом и за лошадьми, Хлестаков принимает купцов, коим громко препятствует квартальный Держиморда.

Они жалуются на «обижательства» городничего, дают испрошенные пятьсот рублей взаймы (Осип берет и сахарную голову, и многое ещё: «и верёвочка в дороге пригодится»). Обнадёженных купцов сменяют слесарша и унтер-офицерская жена с жалобами на того же городничего. Остальных просителей выпирает Осип.

Встреча с Марьей Антоновной, которая, право, никуда не шла, а только думала, не здесь ли маменька, завершается признанием в любви, поцелуем завравшегося Хлестакова и покаянием его на коленях. Внезапно явившаяся Анна Андреевна в гневе выставляет дочь, и Хлестаков, найдя её ещё очень «аппетитной», падает на колени и просит её руки.

Читайте также:  Краткое содержание лиханов никто точный пересказ сюжета за 5 минут

Его не смущает растерянное признание Анны Андреевны, что она «в некотором роде замужем», он предлагает «удалиться под сень струй», ибо «для любви нет различия». Неожиданно вбежавшая Марья Антоновна получает выволочку от матери и предложение руки и сердца от все ещё стоящего на коленях Хлестакова.

Входит городничий, перепуганный жалобами прорвавшихся к Хлестакову купцов, и умоляет не верить мошенникам. Он не разумеет слов жены о сватовстве, покуда Хлестаков не грозит застрелиться. Не слишком понимая происходящее, городничий благословляет молодых.

Осип докладывает, что лошади готовы, и Хлестаков объявляет совершенно потерянному семейству городничего, что едет на один лишь день к богатому дяде, снова одалживает денег, усаживается в коляску, сопровождаемый городничим с домочадцами. Осип заботливо принимает персидский ковёр на подстилку.

Проводив Хлестакова, Анна Андреевна и городничий предаются мечтаниям о петербургской жизни. Являются призванные купцы, и торжествующий городничий, нагнав на них великого страху, на радостях отпускает всех с Богом.

Один за другим приходят «отставные чиновники, почётные лица в городе», окружённые своими семействами, дабы поздравить семейство городничего.

В разгар поздравлений, когда городничий с Анною Андреевной средь изнывающих от зависти гостей почитают уж себя генеральскою четою, вбегает почтмейстер с сообщением, что «чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор».

Распечатанное письмо Хлестакова к Тряпичкину читается вслух и поочерёдно, так как всякий новый чтец, дойдя до характеристики собственной персоны, слепнет, буксует и отстраняется.

Раздавленный городничий произносит обличительную речь не так вертопраху Хлестакову, как «щелкопёру, бумагомараке», что непременно в комедию вставит. Общий гнев обращается на Бобчинского и Добчинского, пустивших ложный слух, когда внезапное явление жандарма, объявляющего, что «приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе», — повергает всех в подобие столбняка. Немая сцена длится более минуты, в продолжение коего времени никто не переменяет положения своего. «Занавес опускается».

Источник: https://briefly.ru/gogol/revizor/

История создания “Ревизора” кратко :

Человек впервые знакомится с известной и глубокомысленной комедией «Ревизор» еще в школе на уроке литературы. Ее сюжет навсегда откладывается в памяти. А главная фраза Городничего: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор» активно цитируется как взрослыми, так и детьми.

Быть может, вы не забыли еще, какова история создания «Ревизора»? Если не помните, не беда! Просто прочитайте данную статью и узнайте все тайны, что скрывает эта увлекательная комедия.

Кто написал «Ревизора»

Конечно же, история создания комедии “Ревизор” недопустима к рассмотрению без упоминания такого важного человека, как автор произведения. Им является великий и неподражаемый Николай Васильевич Гоголь.

Его фигура довольно таинственна, а произведения наполнены мистикой и некой «чертовщинкой». Но несмотря на это (а может, именно поэтому), Гоголь полноправно считается одним из лучших поэтов, драматургов, прозаиков, публицистов и критиков всех времен.

Его вклад в русскую литературу огромен. Ведь он подарил современникам и потомкам столько увлекательных и необычных произведений, например «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки», а также множество других замечательных историй.

Начало пути Николая Васильевича

Перед тем как история создания «Ревизора» получила свое развитие, Гоголь прошел долгий путь длиной в двадцать шесть лет.

Именитый писатель родился в 1809 году в марте 20 числа по старому (юлианскому) календарю или 1 апреля по новому (григорианскому). Его род произошел от малороссов, а назван необычный человек в честь Святителя Николая.

Школьные годы Гоголя были довольно посредственны, особым талантом он не отличался. Из всех предметов ему удавались лишь рисование и изучение русской словесности, а произведения, которые он писал тогда, были значительно далеки от шедевров.

По достижении девятнадцати лет будущий гений русской литературы поехал в Петербург. Там он сыскал себе место чиновника, а также пробовал себя в театре и литературе. Но служба была Гоголю в тягость, да и в театре у него мало что получалось. В итоге будущий писатель решил развиваться на литературном поприще.

С чего начался успех

История создания комедии «Ревизор» случилась гораздо позже. А в начале литературного пути Гоголя было много тяжелых испытаний. Публика никак не хотела замечать и принимать его. Он писал и откладывал свои рукописи в стол, потому как они никому интересны не были.

Время было трудным, но писатель выдержал его и, наконец, издал произведение, которое принесло ему долгожданные известность и успех. Это был «Вечер накануне Ивана Купала» (первое название «Басаврюк»). Именно после него мир узнал Николая Васильевича как хорошего писателя.

Мистика Гоголя

История создания «Ревизора» (Гоголь) довольно проста, она совсем не овеяна мистикой. Однако спросите любого школьника, и он непременно ответит вам, что Николай Васильевич — одна из самых таинственных и загадочных фигур литературной истории.

Писатель сильно интересовался религией, мистикой. Что явно демонстрирует его роман под названием «Вий». Сам Гоголь утверждал, что в основу этого произведения лег местный (украинский) фольклор, народное предание.

Но историки и литературоведы сколько не искали, так и не могут найти хоть какого-либо упоминая об описанных в произведении событиях.

А это доказывает, что Николай Васильевич сам придумал и расписал весь мистический сюжет.

Кроме того, в писательской истории Гоголя есть еще одна загадочная страница.

Доподлинно не известно, но все же считается, что Гоголь (за несколько дней до собственной смерти) решил сжечь второй том еще одной своей великой книги — «Мертвые души».

Зачем он это сделал, да и делал ли вообще, потомки уже никогда не узнают. Однако доказательств, что этого события не было, тоже нет. А потому остается лишь догадываться и рассуждать о том, сколь загадочной фигурой был писатель.

Таинственная смерть писателя

Перед тем как будет освещена история создания «Ревизора», кратко рассмотрим последние дни великого писателя.

Николай Васильевич умер в 1852 году 21 февраля. Он и при жизни был загадочной персоной, но смерть его также не отличается обыденностью. Все дело в том, что всю свою жизнь величайший писатель страшно боялся лишь одного — что его похоронят заживо. Поэтому никогда не ложился спать в кровать и в основном дремал днем в кресле.

Существует мнение, что Николай Васильевич страдал психической болезнью, которая в совокупности с обостренным увлечением религией усугубилась в последние годы жизни Гоголя, довела его до сильнейшего истощения. Но писатель все же умер не от этого.

Смерть Гоголя была овеяна мистикой, и по прошествии нескольких лет бесконечные догадки и пересуды вынудили эксгумировать тело писателя. И тогда (якобы) все присутствующие увидели, что тело Николая Васильевича находится в неестественной позе. А внутренняя сторона крышки гроба, в котором покоился писатель, вся разодрана, словно кто-то рвал и царапал ее ногтями, чтобы выбраться наружу.

Таким образом, появилась гипотеза, что Гоголь умер не своей смертью. Он, в связи с сильным истощением организма, заснул летаргическим сном. И был похоронен заживо.

История создания комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя

Считается, что идея написать данную комедию пришла в голову Гоголя, когда он работал над первым томом «Мертвых душ». Дело было в 1835 году, автор решил создать произведение, в котором бы собрались все пороки человека, все дурное, что было в России того времени.

Писатель хотел показать людям все несправедливости жизни, не только высмеять их и заставить читателей и зрителей сделать соответствующие выводы, но и просто от души посмеяться над тем бедламом, что описан в пьесе и, соответственно, творится в стране.

Свою работу Гоголь закончил по прошествии двух месяцев. Но продолжал переписывать, дописывать полученный результат. Так история создания комедии «Ревизор» Гоголя растянулась до 1836 года.

Первый показ

Премьера комедии состоялась 19 апреля того же года в Александринском театре, что находится на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Все мероприятие было довольно серьезное, ведь в зале сидел сам император — Николай I. Гоголь ждал и одновременно побаивался реакции, которая последует после просмотра его грандиозной комедии.

Но публика приняла ее за водевиль и совершенно не поняла глубокого смысла, что был заложен Гоголем в его творение.

Однако писатель был расстроен не только из-за этого. Ему самому показалось, что комедия немного скучна и ее следует несколько переделать. А потому история создания «Ревизора» продолжилась.

Окончательный вариант

Должную реакцию комедия получила лишь в 1842 году, когда была представлена окончательная версия «Ревизора». Тогда именитые критики и редакторы журналов отмечали, что главной ее чертой является гротескность, которая ощущается абсолютно во всем, начиная с самого сюжета и заканчивая представленными героями.

Однако Николай Васильевич желал, чтобы его творение поняли и оценили максимально полно и достойно, а потому после печати комедии в газете и показа в театре он выпустил несколько статей о том, каков все-таки истинный смысл «Ревизора».

Тайная история создания ревизора. Гоголь Николай Васильевич

Сама идея написать комедию «Ревизор» посетила непосредственно Гоголя. А вот сюжет данного произведения был подсказан ему Александром Сергеевичем Пушкиным.

Это доказывает сохранившаяся переписка двух величайших литературных гениев тех времен, в которой Гоголь, обращаясь к Пушкину, просит его подкинуть интересный сюжет комедии, что, по его словам, станет смешнее всех, что были до нее.

И Александр Сергеевич в ответ присылает несколько строк, что служат завязкой будущей грандиозной комедии. Вот какова история создания «Ревизора».

Источник: https://www.syl.ru/article/362655/istoriya-sozdaniya-revizora-kratko

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector