Краткое содержание алексин мой брат играет на кларнете точный пересказ сюжета за 5 минут

Мой брат играет на кларнете

Краткое содержание Алексин Мой брат играет на кларнете точный пересказ сюжета за 5 минут

Очень кратко Семиклассница считает своего брата-музыканта гением и решает посвятить ему жизнь и прославиться в качестве его сестры. Слишком поздно девочка понимает, что нельзя вмешиваться в жизнь других людей.

Повествование ведётся от имени семиклассницы Жени. Повесть написана в форме дневника.

Все девочки в Женином классе вели дневники, куда записывали всякую ерунду. Женя же считала, «что дневники должны вести только выдающиеся люди». Себя девочка выдающейся не считала, но у неё был брат Лёва — студент второго курса Консерватории. Женя верила, что брат станет великим музыкантом, и готовилась стать сестрой гения. Именно из её дневника люди узнают, каким он был в детстве.

Лёва играл на кларнете — так хотел дедушка, умерший, когда Жене было два года. Дедушка играл в фойе кинотеатра. Однажды Женя увидела таких музыкантов. Они играли, а зрители перегова­ривались и ели бутерброды.

Девочка поклялась себе, что её брат будет «выступать в роскошных концертных залах», а слушать его будут затаив дыхание.

Сейчас Лёва готовился «к конкурсу музыкантов-исполнителей на духовых инструментах» — это была первая ступенька к славе.

Женя не считала нужным хорошо учиться: она решила посвятить свою жизнь брату, а сёстрам великих людей не надо было получать профессию и даже выходить замуж. Лёве она давала право на личную жизнь, но только когда тот добьётся больших успехов.

Родители считали намерения Жени иждивен­ческими — пока Лёва будет трудиться и совершен­ствоваться, она всего-навсего посвятит ему жизнь. В ответ Женя сравнивала себя с сестрой Чехова, а мама разводила руками.

Начать дневник Женя хотела со знамена­тельного дня, и, наконец, он наступил. 21 декабря в школьной раздевалке девочку поймал старшеклассник, которого все звали Роберт-организатор, и попросил «организовать» Лёву на Новогодний вечер старшеклассников. Женя сразу сообразила: это прекрасный случай прославиться на всю школу. Теперь все узнают, что её брат учится в Консерватории.

Продолжение после рекламы:

Немного поломавшись, чтобы набить Лёве цену, Женя согласилась, и Роберт дал ей два билета на вечер. В этом был ещё один плюс — она станет единственной семиклассницей, попавшей на праздник, и весь класс будет ей завидовать.

Уговорить Лёву удалось без труда — он иногда подчинялся сестре, считая, что у той «острый практический ум». Лёва всегда выступал под аккомпанемент. Его аккомпа­ни­аторшей-пианисткой была студентка Консерватории Лиля. Женя знала, что Лиля влюблена в брата, но не возражала — та была толстая, некрасивая, конопатая и не могла отвлечь Лёву от музыки.

Женя в красках представляла себе этот триумфальный вечер. Сначала она гордо пройдёт под руку с Лёвой через толпу зелёных от зависти подружек. Потом все затаив дыхание будут слушать гениальную игру брата, а после концерта Лёва будет танцевать только с ней — она взяла с него обещание. Но всё пошло не так.

Толпы семиклассниц у входа почему-то не было. На вечере тоже ждали не Лёву, а певца из ресторана «Звёздное небо». Жене с братом пришлось стоять в общей очереди в раздевалку. Лёва не придал этому значения. Как говорила Женина мама, он был «весь в себе», и часто задавал странные, не относящиеся к происходящему вопросы.

Саму Женю задело, что ждут какого-то ресторанного певца, а не её брата.

На концерте известный на всю школу балбес Рудик, «который паясничал даже на похоронах», издевался над каждым выступающим. Женя испугалась, что он сорвёт выступление Лёвы, и сказала, что этот талантливый музыкант и «будущий лауреат» очень нервный. Если ему помешать, он не только выгонит из зала, но и опозорит. Рудик не хотел быть опозоренным на всю школу, и предпочёл притвориться спящим.

Лёвина аккомпа­ниаторша Лиля вела себя как на настоящем концерте, а вот у самого Лёвы, по мнению Жени, «был совсем не артистический вид» — костюм на сутулой фигуре казался мятым и с чужого плеча.

Девочка считала, «что музыкант должен казаться со сцены загадочным и недоступным», но Лёва улыбался совершенно по-домашнему.

Женя не слушала Лёвину игру, она следила, какое впечатление он производит на публику.

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

Певец из «Звёздного неба» не приехал, и Лёва добродушно согласился играть ещё, что не добавило ему загадочности. Женя пообещала себе научить брата быть гордым — «пусть зрители сначала попросят, поваляются у него в ногах… А потом уж он что-нибудь сыграет на „бис“».

На танцах Женю раздражали старшеклассницы, одетые в роскошные платья с глубокими вырезами. На их фоне, в своём «глухом девчачьем платье» она смотрелась очень невыгодно. Единственным Жениным преимуществом был брат, которого она с гордостью держала под руку, но и это преимущество исчезло, когда заиграл школьный джаз и на сцену вышла солистка Алина, самая красивая старшеклассница.

Лёва забыл о своём обещании танцевать только с сестрой, и весь вечер протанцевал с Алиной, а Женя простояла у стены, держа в руках футляр с кларнетом. Танцевал Лёва плохо, но от танцев с Алиной всё равно не отказывался.

Женя иронично посоветовала брату бросить Консерваторию и поступить в цирковое училище, на клоуна. Девочка считала, что имеет право жёстко разговаривать с Лёвой, ведь она собралась посвятить ему жизнь.

После танцев Лёва с Женей пошли провожать Алину. Несмотря на своё возмущение и твёрдое намеренье спасти брата от Алины, девочка робела перед ней и помимо воли ей поддакивала. Прощаясь, Лёва пригласил Алину на концерт студентов второго курса Консерватории, который состоится сразу после Нового года. Алина же попросила Лёву сыграть в школьном джазе.

Женя поняла, что вся её жизнь «под смертельной угрозой»: Лёве может понравиться играть в джазе, и тогда он станет выступать в фойе, как дедушка. Музыкантам, выступающим в фойе, не принято посвящать жизнь, и Жене придётся «придумывать себе будущую профессию, и зубрить, и гоняться за отметками» как все остальные.

Убедит Лёву, что Алина — фальшивка, не удалось, и Женя решила действовать. Встретив Алину в школе 30 декабря, девочка от имени Лёвы отменила приглашение на концерт и наврала, что брат обручён с аккомпа­ни­аторшей Лилей.

Второго января, перед концертом, Лёва долго ждал Алину перед входом в Консерваторию, но она не пришла.

До последней минуты Лёва надеялся, что Алина всё же придёт. На сцене он снова выглядел слишком по-домашнему. Женя не слышала, как он играл, зато услышала разговор на заднем ряду. Там Лёвины профессора обсуждали его выступление и говорили, что «он сегодня не в форме» и «играет не лучшим образом».

Женя поняла, что это она во всём виновата. Ночью она призналась брату, что Алина не пришла из-за неё. Тихим, спокойным голосом Лёва сказал, что Женя поступила подло — только деспоты «превращают в свои жертвы тех, ради которых хотят всем на свете пожертвовать». Ни у кого нет права вмешиваться в личную жизнь другого человека, даже если это родной брат.

Женя сказала, что Алина не пришла из-за неё, а не сама по себе, и это не так плохо. Лёва пожал плечами и улыбнулся. С этого дня девочка бросила вести дневник, опасаясь, что, прочитав его, в книге о брате не поместят её портрет с подписью «Сестра музыканта».

Источник: https://briefly.ru/aleksin/moy_brat_igraet_na_klarnete/

Читать

Почти все девчонки в нашем классе ведут дневники. И записывают в них всякую ерунду. Например: “Вася попросил у меня сегодня тетрадку по геометрии. Тайно попросил и очень тихо, чтоб никто не услышал. Зачем?

Почему именно у меня? Почему так таинственно и с большим волнением? Уже полночь. Но я размышляю об этом и не засну до утра”.

Васька просто-напросто решил сдуть домашнее задание по геометрии.

Именно у нее, потому что у меня он уже сдувал. «Тихо, таинственно!..» А кто же делает это громко? «С волнением!» Еще бы Ваське не волноваться!

Девчонки обожают придавать самым обыкновенным поступкам мальчишек какой-то особый смысл.

Я тоже девчонка, но я понимаю, что дневники должны вести только выдающиеся люди. Нет, я ничего такого о себе не думаю. Но у меня есть брат, он учится на втором курсе Консерватории. Он будет великим музыкантом. Это точно. Я в этом не сомневаюсь! И вот по моему дневнику люди узнают, каким он был в детстве.

Мой брат играет на кларнете. Почему не на скрипке? Не на рояле? Так хотел дедушка.. Он умер, когда мне было всего два года. А брат Лева старше на целых пять лет, и дедушка начал учить его музыке.

Долгие годы я слышала о том, что наш дедушка «играл в фойе». Я не знала, что такое фойе, но слово это казалось мне очень красивым. «Фойе»,

— четко выговаривала я.

А когда первый раз сходила в кино и увидела музыкантов, которые играют в фойе, мне стало жаль моего бедного дедушку: зрители переговаривались, жевали бутерброды, шуршали газетами, а старые люди на сцене играли вальс. Они прижимали к подбородку свои скрипочки и закрывали глаза: может быть, от удовольствия, а может быть, для того, чтоб не видеть, как зрители жуют бутерброды.

Мой брат не будет играть в фойе! Он будет выступать в роскошных концертных залах. Сейчас он готовится к конкурсу музыкантов-исполнителей на духовых инструментах.

Мне жаль, что кларнет называют духовым инструментом. Когда я думаю о духовых инструментах, то сразу почему-то вспоминаю похороны и медный оркестр, который идет за гробом.

Кларнет можно было бы назвать как-то иначе… Но что поделаешь!

Учусь я средне, но это не имеет никакого значения. Я решила посвятить свою жизнь не себе, а брату. Так ведь часто бывало с сестрами великих людей. Они даже не выходили замуж. И я не выйду. Ни за что! Никогда!..

Это точно. Лева уже знает об этом. Сперва он возражал, но потом согласился.

Мы договорились, что сам Лева, в отличие от меня, будет иметь право на личную жизнь, но лишь тогда, когда добьется больших музыкальных успехов. Лева весь, без остатка будет принадлежать искусству.

У него не будет оставаться времени ни на какие обыкновенные человеческие дела и заботы. Все это буду исполнять за него я. Фактически я отрекусь от собственной жизни во имя брата! И поэтому мои тройки не имеют никакого значения.

К сожалению, мама и папа этого не понимают.

— Ты неплохо устроилась, — как-то сказала мама. — Значит, Лева будет учиться, с утра до вечера играть на кларнете, совершенствоваться, готовиться к конкурсам, а ты будешь всего-навсего посвящать ему свою жизнь. Какие-то у тебя иждивенческие настроения!

— А сестра Чехова, значит, тоже была иждивенкой? — спросила я в ответ.

— Ну уж… хватила!

Мама изумленно развела руки в стороны. Когда нечего сказать, легче всего разводить руками. В общем-то, я сама виновата: не надо слишком уж откровенничать со своими родителями — они обязательно используют эту откровенность против тебя.

Но зато когда-нибудь о Леве напишут книгу, и в нее войдут отрывки из моего дневника. Недавно я читала такую книгу о великом поэте. «Сестра поэта» — было написано под одной фотографией. А под моей напишут:

«Сестра кларнетиста». Или лучше так: «Сестра музыканта». Это будет мне скромной наградой.

Вот зачем я стала вести дневник.

«Что-то я не слышал про такую профессию — сестра кларнетиста», сказал мне однажды папа. Он тоже, увы, не всегда меня понимает.

К несчастью, не все еще знают, какой это важный инструмент — кларнет.

Именно он начинает Пятую симфонию Чайковского! Разве многим это известно? «Незаметный герой оркестра» — так говорит о кларнете Лева. Он даже рад, что кларнет «незаметный». Он и сам бы, наверно, хотел быть незаметным. Такой у него характер. Но я этого не допущу!

Летом всему нашему дому слышны звуки кларнета. Но многие не знали, из какого именно окна летят эти звуки. Я объяснила, что это играет мой брат. Даже в холод я распахиваю окна, чтобы жильцы не отвыкали от

Левиного кларнета.

Всем соседям я уже рассказала, что Лева готовится к конкурсу. Пусть меня считают нескромной: я готова ради брата на любые страдания! В общем, я уже давно решила вести дневник. Но начать его я хотела не просто так, а с какого-нибудь знаменательного дня. И вот этот день настал!

Читайте также:  Краткое содержание вампилов свидание точный пересказ сюжета за 5 минут

Сегодня перед первым звонком меня схватил в раздевалке десятиклассник

Роберт, по прозвищу «Роберт-организатор». Такая у него манера: он не останавливает, не берет за руку того, кто ему нужен, а именно хватает.

За что попало: за руку, за плечо, даже за шею. Представляете? Меня он схватил за рукав.

— Организуешь своего брата? На вечер старшеклассников!

Роберт обычно лишь первую фразу произносит нормально, по-человечески, а на дальнейшие разъяснения у него уже не хватает времени. И он начинает говорить быстро, пропуская глаголы, будто диктует телеграмму.

— Новогодний вечер! Первое отделение — стихи, классическая музыка.

Второе — джаз и танцы. Классической музыки у нас нет. Вся надежда на брата. На твоего.

Я сразу сообразила, что никогда в жизни не будет больше такого прекрасного случая прославиться на всю школу. Не могу же я всем без исключения сообщить, что мой брат учится в Консерватории, а тут все сразу узнают! Однако я решила немного помучить Роберта, чтобы он не думал, что заполучить моего брата так просто.

— Видишь ли, — начала я, — мой брат готовится к конкурсу музыкантов-исполнителей…

Слова «на духовых инструментах» я опустила.

— Вечер старшеклассников: только десятые! — сказал Роберт. — Ты в седьмом. Но вот два билета! Тебе и брату. Организуешь?

Что будет с моими подругами, когда они узнают, что я приглашена на вечер старшеклассников? Который может им только присниться! В самом счастливом сне!..

И все-таки я сказала:

— Надо узнать: у брата новогодняя ночь может быть уже занята.

Наверно, он приглашен куда-нибудь на концерт, а потом на бал музыкантов-исполнителей…

— Наш вечер двадцать шестого, — сказал Роберт. — Организуешь?

Новогодний вечер за пять дней до Нового года! Хотя что же тут удивляться, если Роберт умудрился недавно организовать воскресник в четверг?

— Ладно, — сказала я. — Это нелегко, но я постараюсь. — И взяла два билета.

Я хочу еще кое-что записать о вчерашнем дне. Когда я пришла домой,

Лева играл на кларнете. Он всегда играет: и утром и вечером.

Представляете? Как у него хватает терпения! Просто понять не могу. Хотя отчасти все же могу… Лева занимается любимым делом, а когда занимаешься таким делом, сразу откуда-то появляются терпение и воля. Вот если бы я, к примеру, должна была готовить уроки только по литературе, я бы могла их готовить круглые сутки и отвечала бы всегда на пятерки.

Потому что я занималась бы любимым делом! Но геометрия, физика, химия…

Откуда возьмешь столько терпения? И зачем заставлять людей заниматься тем, что им никогда в жизни не пригодится, что им неприятно и даже противно?! Понять не могу. Когда кто-нибудь входит в комнату, Лева не прекращает играть: он словно бы ничего не замечает. А мы ходим на цыпочках.

Но вчера я не выдержала и сказала:

— Прости меня, Лева… Но у меня важное дело. Тебя просят выступить у нас в школе на новогоднем вечере.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=1214&p=1

План-конспект урока по литературе (7 класс) по теме: Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина “Мой брат играет на кларнете”

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Наро-Фоминская общеобразовательная средняя школа №5

с углубленным изучением отдельных предметов

Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина

«Мой брат играет на кларнете»

Учитель высшей категории

Л.В. Карпова

г. Наро-Фоминск

2013г.

   Тип урока: урок внеклассного чтения по повести А. Алексина «Мой брат играет на кларнете».

   Цели: продолжение знакомства учащихся с творчеством А. Алексина и идейно-художественными особенностями его произведений;

  • формирование умений читать, комментировать и анализировать художественный текст;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
  • развитие устной монологической речи;
  • развитие деятельностного отношения к жизни;
  • развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного;
  • воспитание уважительного отношения к окружающим.

  Форма урока: синтетический урок ( урок художественного восприятия, изучения и обобщения, включающий сообщения учащихся, защиту проекта, свободный рассказ о прочитанном, фрагментарное чтение и анализ эпизодов, словесное рисование ) .

 Технологии урока: проблемного обучения, групповая, метод проектов, игровая.

 Предварительное домашнее задание: презентация «Рыцарь деятельного добра. Жизнь и творчество А. Алексина», составить характеристику-коллаж главных героев повести – Лёвы, Женьки и Алины, иллюстрации к повести.

 Оборудование урока: портрет А. Алексина, рисунки учащихся, выставка книг, мультимедийная презентация.

Создание мотивации для работы.

Чтение высказывания В. Сухомлинского:

«Каждый твой поступок отражается на других людях: не забывай, что рядом с тобой человек».

– Как вы понимаете эти слова известного педагога?

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке внеклассного чтения речь пойдёт о повести известного писателя Анатолия Алексина «Мой брат играет на кларнете», в которой автор разговаривает со своими юными читателями всерьёз о серьёзной жизни.

Он умеет говорить о ней увлечённо, увлекательно, воспринимая её действительность, с её драматическими и комическими сторонами.

В этой повести Алексин подводит итог прежним раздумьям о призвании человека, о его личной ответственности за свою жизнь, за каждодневные поступки.

Актуализация знаний учащихся по теме.

– Что вам известно об А. Алексине? Какие произведения этого автора вам знакомы?

Сейчас ребята подробнее расскажут об А. Алексине и особенностях его творчества.

Защита проекта «Рыцарь деятельного добра. Жизнь и творчество А. Алексина».

Анатолий Георгиевич Алексин любил повторять: «Биография у меня одна». Это означает, что факты из его жизни общеизвестны.

Писатель и драматург Анатолий Георгиевич Алексин (настоящая фамилия – Гоберман) родился 3 августа 1924 года в Москве. Его отец, Георгий Платонович Гоберман, партийный работник, в прошлом участник Гражданской войны, был репрессирован в 1937 году.

Ещё до войны, в школьные годы, начал печататься в журнале «Пионер» и газете «Пионерская правда», где были опубликованы его ранние стихотворения. Во время Великой Отечественной войны, в эвакуации, работал на стройке, был редактором заводской малотиражной газеты.

Первые прозаические произведения Алексина – очерки, рассказы и публицистика – начали появляться в печати в середине сороковых годов. После войны он поступил в Московский институт востоковедения, который окончил в 1950 году.

В том же году вышел первый сборник его повестей «Тридцать один день».

Многочисленные повести Алексина, такие как «Необычные похождения Севы Котлова» (1958), «Говорит седьмой этаж» (1959), «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле (1965), «Поздний ребёнок» (1968), «Мой брат играет на кларнете» (1968), «Очень страшная история» (1969), «Звоните и приезжайте!» (1970), «В стране вечных каникул» (1970), «Обратный адрес» 91971), «Десятиклассники» (1974), «Третий в пятом ряду» (1975), «Безумная Евдокия» (1976), «Пойдём в кино» (1977), «Сердечная недостаточность» (1979), адресованные в первую очередь подросткам, принесли ему славу одного из лучших авторов литературы для юношества. Пронизанные юношеской романтикой, порой немного сентиментальные, но при этом всегда достоверные благодаря узнаваемым ситуациям и реалистичности персонажей, эти произведения снискали Алексину любовь юных читателей и признание профессиональных критиков.

Впервые появившись в журнале «Юность» в 1955 году по приглашению Валентина Катаева, Анатолий Алексин на протяжении многих лет входил в состав его редколлегии, с 1970 по 1989 год был секретарём Союза писателей РСФСР, где возглавлял секцию детской и юношеской литературы, а в 1982 году был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. Был удостоен премии Ленинского комсомола, а также Государственных премий РСФСР и СССР. Помимо множества повестей, перу Алексина принадлежат немало рассказов и ряд пьес, большинство которых являются переработками его же произведений. Работал писатель и в кино, написав сценарии к фильмам «Я вам пишу, «Право быть ребёнком», «Расписание на завтра», «Накануне премьеры». Среди экранизации его повестей наиболее известной стала картина «Поздний ребёнок».

Алексин боготворит М. Ю. Лермонтова, главным литературным кумиром считает А. П. Чехова.

– Как вы думаете, почему именно Чехов стал литературным кумиром Алексина?

(Сжатость алексинской прозы, ограниченное число действующих лиц, тщательный отбор деталей, драматизм, психологическая напряжённость органично переплетены с юмором – всё это сближает произведения Алексина с чеховскими рассказами).

За почти 60 лет писательского труда творчеству Алексина посвящены более 60 статей, монографий и 2 книги известных знатоков литературы.

.Каждая книга писателя – тонкое и бережное исследование внутреннего мира человека, пронизанное лиричностью, добрым юмором и искрящимся жизнелюбием. Сокровища своей души автор щедро дарит и взрослым, и юным. Рассказы и повести Алексина просветляют нравственный мир, учат мужеству действенного воинствующего человеколюбия.

«Время – великий, а значит, и самый справедливый критик: потому книги Алексина выдержат испытание временем, это те зёрна, которые останутся натоку»,- пишет Берта Брайнина, доктор филологических наук.

В 1993 году Анатолий Алексин переехал в Израиль, где живёт и работает по сей день.

  Учитель. Прежде чем начать разговор о повести «Мой брат играет на кларнете», я хотела бы проверить, как внимательно вы её читали.

Выберите из данных утверждений верные.

  1. Лёва играет на кларнете, потому что так хотела бабушка. (Нет. Так хотел дедушка).
  2. Родители не поддерживали решение Женьки посвятить свою жизнь брату. (Да).
  3. «Незаметный герой оркестра»,- так говорит о кларнете Лёва. (Да).
  4. Любимый предмет Женьки – история. (Нет. Литература).
  5. Женька привела Лёву на Новогодний вечер задолго до его начала. (Нет. Перед самым началом).
  6. Любимое занятие Лёвы – кого-нибудь выручать. (Да).
  7. Женьке нравилась Алина, которая заставила вести Лёву так, будто он ничем не отличался от десятиклассников. (Нет. Женька возненавидела Алину за это).
  8. На вечере Лёва играл свой любимый «Полёт шмеля». (Да).
  9. Алина пришла на конкурс, и Лёва хорошо выступил. (Нет. Женька обманула Алину, и та не попала на конкурс, поэтому Лёва выступил плохо).
  10. Лёва считал поступок Женьки подлым. (Да).

Узнай героя.

  1. Весь в себе. Мыслит музыкальными образами. (Лёва).
  2. Не любит терять время по пустякам, говорит в своей обычной манере, опуская глаголы. (Роберт).
  3. Толстая, в очках и с веснушками всюду – на носу, на руках и даже на шее. (Лиля).
  4. Яркая блондинка, с прямыми волосами, которые спадают на лицо, закрывая один глаз. (Алина).
  5. Семиклассница, решившая посвятить свою жизнь брату. (Женька).

Проблемный вопрос.

«Посвятить всю жизнь не себе, а брату», – мечтает героиня повести А. Алексина «Мой брат играет на кларнете». Что это – самоотверженность или самолюбование? Верность и преданность близкому человеку или эгоизм и самоутверждение.

Беседа с классом с элементами пересказа, выборочного чтения и словесного рисования.

– От чьего лица ведётся повествование? Какую форму изложения событий выбрал автор и почему?

(Повествование ведётся от лица 14-летней  семиклассницы Женьки. Ее устами, в форме её личного дневника писатель рассказывает обычную житейскую историю).

-Какие проблемы поднимает  Алексин в повести?

(Проблемы отзывчивости, верности, преданности близкому человеку, самоценности каждой человеческой личности, любви, свободы человека, жертвенности, духовного иждивенчества, эгоизма и тиранства).

-Давайте вспомним краткое содержание повести.

(Семиклассница Женька решает посвятить старшему брату Лёве всю свою жизнь. Она верит, что брат будет великим музыкантом. Женька пытается уверить себя и окружающих, будто отказывается от собственной «личной» жизни ради блага и счастья своего старшего брата. Но она даже не замечает, что озабочена в основном собственной персоной. Женька обманывает Лёву и Алину, разрушая их отношения).

Читайте также:  Краткое содержание первый учитель айтматова точный пересказ сюжета за 5 минут

-Напишите аннотацию на прочитанную повесть.

Аннотация – краткая информация о содержании книги. Служит для предварительного ознакомления читателя с содержанием книги. Иногда содержит элементы оценки книги, сведения об истории создания произведения, об авторе.

(Повесть известного детского писателя, лауреата Государственных премий, дипломанта международной премии имени Андерсена Анатолия Алексина «Мой брат играет на кларнете» – это дневник семиклассницы Женьки, решившей посвятить свою жизнь брату, который, как она считает, скоро станет великим музыкантом. Ради брата девочка готова даже на «решительные шаги».Драматизм в повести прекрасно уживается с лиризмом и юмором.)

Работа в группах

–  В повести 4 сюжетные линии:

Женька и Лёва,

Женька и Алина,

Женька и окружающие (родители, одноклассники, старшеклассники),

Лёва и Алина.

Расскажите о героях и их взаимоотношениях, используя материалы домашнего задания. Подкрепляйте свой рассказ выборочным чтением отдельных эпизодов.

-Чехов говорил, что о мастерстве писателя во многом можно судить по финалам его произведений. Каков финал этой повести? Как в последней её фразе просматривается авторская оценка всему происходящему?

( В этой повести автор не показывает решительной перестройки главной героини Женьки, тщеславной, честолюбивой девчонки. Она получает лишь первый ощутимый урок жизни, когда слышит от своего брата Лёвы слова о её подлом поступке.

Женька даже прекращает вести свой дневник, но не потому, что она стала другой, а лишь из опасения, что в книге о брате-кларнетисте могут не поместить её портрет с подписью «Сестра музыканта». Характер её остаётся прежним. Чтобы перевоспитать Женьку, понадобится немало времени.

Эта незавершённость эволюции героини повести принципиально важна: здесь открывается писателю более глубокая правда характера.Последняя фраза «дневника девчонки» ставит точный, завершающий акцент, выявляющий авторскую оценку всему происходящему.

«Я больше не буду вести дневник, – с горечью заявляет Женька. – А то, пожалуй, в книге о брате могут не поместить мой портрет с подписью: «Сестра музыканта».)

Рефлексия.

– К каким выводам вы пришли, прочитав повесть Алексина?

  Человек должен жить за счёт своего собственного труда и таланта. Алексин выступает против иждивенчества в жизни и творчестве. Никто не вправе решать за другого человека какие бы то ни было вопросы.

Каждый должен сам решать за себя и сам строить свою жизнь. Нельзя превращать жизнь в самопожертвование; такая жертва никому не нужна, ибо не может быть счастлив человек, если его счастье достигнуто ценой пожертвованной ему чьей-либо жизни.

Такая жертвенная любовь не свободна, она деспотична.

Домашнее задание. Письменно ответить на проблемный вопрос урока.

Использованная литература

А. Алексин. « Мой брат играет на кларнете» и другие повести. М, «Просвещение», 1983

В. Воронов. А. Алексин. Очерк творчества. М., Детская литература, 1973

Приложение.

Характеристика-коллаж Женьки.

  • Учусь я средне.
  • Я решила посвятить свою жизнь не себе, а брату. Фактически я отрекусь от собственной жизни во имя брата.
  • Когда-нибудь о Лёве напишут книгу, и в неё войдут отрывки из моего дневника.
  • Уроки по литературе я могла бы готовить круглые сутки и отвечала бы всегда на пятёрки.
  • Острый практический ум.
  • Я испытываю доверие к некрасивым женщинам: они не могут отвлечь моего брата от музыки.
  • Я буду приносить себя в жертву.
  • Я презирала этих девиц, но робела перед ними. И за эту робость ещё сильнее их презирала.
  • Девчонки меня вообще раздражали. Все они выглядели роскошно.
  • О, как я ненавидела Алину… Я ненавидела даже её имя – такое редкое, необычное. Она заставила Лёву бросить сестру, которая решила посвятить ему всю жизнь. Она заставила брата вести себя так, будто он ничем не отличался от десятиклассников, которые все влюблены в неё.
  • Я должна спасти его от Алины.
  • Я сделала смелый, решительный шаг. Ради Лёвы, ради его музыкального будущего!
  • Ложь во имя спасения брата.
  • Человек не может говорить одну только правду. Я буду врать за брата. Пусть это будет ещё одной жертвой.
  • Это я во всём виновата. Я!..

Характеристика-коллаж Лёвы.

  • Учится на втором курсе консерватории.
  • Мой брат играет на кларнете… Так хотел дедушка.
  • Лёва всегда играет: и утром и вечером… занимается любимым делом.
  • …вообще не любит много говорить, разъяснять: он мыслит музыкальными образами.
  • …весь в себе…
  • Фигура сутулая, словно о чём-то задумавшаяся.
  • …добродушно закивал…по-домашнему улыбнулся.
  • Любимое Лёвино занятие – кого-нибудь выручать.
  • Он очень цельный человек (мама о Лёве).
  • Он всегда говорил чистую правду, одну только правду.
  • Он сегодня не в форме…играет не лучшим образом.

Характеристика-коллаж Алины.

  • Поёт джазовые песенки на разных языках.
  • Девчонки со злостью поглядывали на Алину.
  • Яркая блондинка, с прямыми волосами, которые спадают на лицо, закрывают один глаз.
  • Алина пела вполголоса, и все в зале, особенно мальчишки, просто боялись дышать.
  • Алина всё время, не отрываясь, смотрела на Лёву в упор и как-то слишком многозначительно.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/08/21/urok-vneklassnogo-chteniya-po-povesti-aaleksina-moy-brat-igraet

“Мой брат играет на кларнете” краткое содержание

Повествование ведется от имени семиклассницы Жени. Повесть написана в форме дневника.

Все девочки в Женином классе вели дневники, куда записывали всякую ерунду. Женя же считала, “что дневники должны вести только выдающиеся люди”. Себя девочка выдающейся не считала, но у нее был брат Лева – студент второго курса Консерватории. Женя верила, что брат станет великим музыкантом, и готовилась стать сестрой гения. Именно из ее дневника люди узнают, каким он был в детстве.

Лева играл на кларнете – так хотел дедушка, умерший, когда Жене было два года. Дедушка играл в фойе кинотеатра. Однажды Женя увидела таких музыкантов. Они играли, а зрители перегова­ривались и ели бутерброды.

Девочка поклялась себе, что ее брат будет “выступать в роскошных концертных залах”, а слушать его будут затаив дыхание.

Сейчас Лева готовился “к конкурсу музыкантов-исполнителей на духовых инструментах” – это была первая ступенька к славе.

Женя не считала нужным хорошо учиться: она решила посвятить свою жизнь брату, а сестрам великих людей не надо было получать профессию и даже выходить замуж. Леве она давала право на личную жизнь, но только когда тот добьется больших успехов.

Родители считали намерения Жени иждивен­ческими – пока Лева будет трудиться и совершен­ствоваться, она всего-навсего посвятит ему жизнь. В ответ Женя сравнивала себя с сестрой Чехова, а мама разводила руками.

Когда нечего сказать, легче всего разводить руками.

Начать дневник Женя хотела со знамена­тельного дня, и, наконец, он наступил. 21 декабря в школьной раздевалке девочку поймал старшеклассник, которого все звали Роберт-организатор, и попросил “организовать” Леву на Новогодний вечер старшеклассников. Женя сразу сообразила: это прекрасный случай прославиться на всю школу. Теперь все узнают, что ее брат учится в Консерватории.

Немного поломавшись, чтобы набить Леве цену, Женя согласилась, и Роберт дал ей два билета на вечер. В этом был еще один плюс – она станет единственной семиклассницей, попавшей на праздник, и весь класс будет ей завидовать.

Уговорить Леву удалось без труда – он иногда подчинялся сестре, считая, что у той “острый практический ум”. Лева всегда выступал под аккомпанемент. Его аккомпа­ни­аторшей-пианисткой была студентка Консерватории Лиля. Женя знала, что Лиля влюблена в брата, но не возражала – та была толстая, некрасивая, конопатая и не могла отвлечь Леву от музыки.

Женя в красках представляла себе этот триумфальный вечер. Сначала она гордо пройдет под руку с Левой через толпу зеленых от зависти подружек. Потом все затаив дыхание будут слушать гениальную игру брата, а после концерта Лева будет танцевать только с ней – она взяла с него обещание. Но все пошло не так.

Толпы семиклассниц у входа почему-то не было. На вечере тоже ждали не Леву, а певца из ресторана “Звездное небо”. Жене с братом пришлось стоять в общей очереди в раздевалку. Лева не придал этому значения. Как говорила Женина мама, он был “весь в себе”, и часто задавал странные, не относящиеся к происходящему вопросы.

Саму Женю задело, что ждут какого-то ресторанного певца, а не ее брата.

На концерте известный на всю школу балбес Рудик, “который паясничал даже на похоронах”, издевался над каждым выступающим. Женя испугалась, что он сорвет выступление Левы, и сказала, что этот талантливый музыкант и “будущий лауреат” очень нервный. Если ему помешать, он не только выгонит из зала, но и опозорит. Рудик не хотел быть опозоренным на всю школу, и предпочел притвориться спящим.

Левина аккомпа­ниаторша Лиля вела себя как на настоящем концерте, а вот у самого Левы, по… мнению Жени, “был совсем не артистический вид” – костюм на сутулой фигуре казался мятым и с чужого плеча.

Девочка считала, “что музыкант должен казаться со сцены загадочным и недоступным”, но Лева улыбался совершенно по-домашнему.

Женя не слушала Левину игру, она следила, какое впечатление он производит на публику.

Певец из “Звездного неба” не приехал, и Лева добродушно согласился играть еще, что не добавило ему загадочности. Женя пообещала себе научить брата быть гордым – “пусть зрители сначала попросят, поваляются у него в ногах… А потом уж он что-нибудь сыграет на „бис“”.

На танцах Женю раздражали старшеклассницы, одетые в роскошные платья с глубокими вырезами. На их фоне, в своем “глухом девчачьем платье” она смотрелась очень невыгодно. Единственным Жениным преимуществом был брат, которого она с гордостью держала под руку, но и это преимущество исчезло, когда заиграл школьный джаз и на сцену вышла солистка Алина, самая красивая старшеклассница.

Лева забыл о своем обещании танцевать только с сестрой, и весь вечер протанцевал с Алиной, а Женя простояла у стены, держа в руках футляр с кларнетом. Танцевал Лева плохо, но от танцев с Алиной все равно не отказывался.

Нормальные люди выставляют напоказ то, что им выгодно выставлять. А то, что невыгодно, прячут подальше.

Женя иронично посоветовала брату бросить Консерваторию и поступить в цирковое училище, на клоуна. Девочка считала, что имеет право жестко разговаривать с Левой, ведь она собралась посвятить ему жизнь.

После танцев Лева с Женей пошли провожать Алину. Несмотря на свое возмущение и твердое намеренье спасти брата от Алины, девочка робела перед ней и помимо воли ей поддакивала. Прощаясь, Лева пригласил Алину на концерт студентов второго курса Консерватории, который состоится сразу после Нового года. Алина же попросила Леву сыграть в школьном джазе.

Женя поняла, что вся ее жизнь “под смертельной угрозой”: Леве может понравиться играть в джазе, и тогда он станет выступать в фойе, как дедушка. Музыкантам, выступающим в фойе, не принято посвящать жизнь, и Жене придется “придумывать себе будущую профессию, и зубрить, и гоняться за отметками” как все остальные.

Убедит Леву, что Алина – фальшивка, не удалось, и Женя решила действовать. Встретив Алину в школе 30 декабря, девочка от имени Левы отменила приглашение на концерт и наврала, что брат обручен с аккомпа­ни­аторшей Лилей.

Второго января, перед концертом, Лева долго ждал Алину перед входом в Консерваторию, но она не пришла.

Когда цельный человек влюбляется, с ним ничего не возможно поделать. Ему ничего нельзя объяснить.

Читайте также:  Краткое содержание лесное эхо скребицкий точный пересказ сюжета за 5 минут

До последней минуты Лева надеялся, что Алина все же придет. На сцене он снова выглядел слишком по-домашнему. Женя не слышала, как он играл, зато услышала разговор на заднем ряду. Там Левины профессора обсуждали его выступление и говорили, что “он сегодня не в форме” и “играет не лучшим образом”.

Женя поняла, что это она во всем виновата. Ночью она призналась брату, что Алина не пришла из-за нее. Тихим, спокойным голосом Лева сказал, что Женя поступила подло – только деспоты “превращают в свои жертвы тех, ради которых хотят всем на свете пожертвовать”. Ни у кого нет права вмешиваться в личную жизнь другого человека, даже если это родной брат.

Женя сказала, что Алина не пришла из-за нее, а не сама по себе, и это не так плохо. Лева пожал плечами и улыбнулся. С этого дня девочка бросила вести дневник, опасаясь, что, прочитав его, в книге о брате не поместят ее портрет с подписью “Сестра музыканта”.

“Мой брат играет на кларнете” краткое содержание

Другие сочинения по теме:

  1. Краткое содержание пьесы “Брат Гильбер” Ы Молодая женщина жалуется куме, что ее престарелый супруг не способен погасить пламя ее любовной страсти. Кума советует ей искать…

Источник: https://ege-russian.ru/moj-brat-igraet-na-klarnete-kratkoe-soderzhanie/

Анатолий Алексин

Продолжаю пополнять свою библиотеку повестями, рассказами о школьниках, первой любви. И опять книга из серии “Школьная библиотека”.

Книги из серии “Школьная Библиотека” имеют совершенно доступную цену, качественный переплет, белоснежные страницы, четкий довольно крупный шрифт! Очень-очень советую обратить внимание на эту серию, если кто с ней не знаком.

Ранее писала отзывы на книги для подростков из серии ШБ:

“Из-за девчонки”

“Белая лошадь – горе не моё”

А теперь хочу рассказать о книге

Анатолий Алексин “Третий в пятом ряду”.

Алексина люблю со школьных лет. Если не ошибаюсь, “Третий в пятом ряду” и “Мой брат играет на кларнете” проходят классе в седьмом-восьмом. Тогда эти повести произвели на меня огромное впечатление.

Сейчас, перечитав, воспринимается всё по-другому. Нет, мнение об авторе и его произведениях совершенно не изменилось.

Наоборот! Начинаешь замечать какие-то нюансы, на которые раньше в детстве внимания совершенно не обращал.

В книге содержится семь повестей.

Расскажу о двух, которые наиболее известные и самые проникновенные.

“Мой брат играет на кларнете”.

Повествование идет от лица девочки Жени, которая пишет свой дневник. У неё есть брат Лева, он студент консерватории и играет на кларнете. Женя решила, что посвятит всю свою жизнь брату, ради него забудет о себе.

Как и другие сестры великих талантливых людей! Она будет отвечать за его внешний вид, за организацию его выступлений, сама будет руководить его действиями (как надо себя вести и как не надо в той или иной ситуации), потому что её брат слишком мягкий человек.

А со своим характером он может навсегда остаться музыкантом в фойе, как и их дедушка.

“Долгие годы я слышала о том, что наш дедушка “играл в фойе”. Я не знала, что такое фойе, но слово это казалось мне очень красивым. “Фо й е”, – четко выговаривала я.

А когда первый раз сходила в кино и увидела музыкантов, которые играли в фойе, мне стало жаль моего бедного дедушку: зрители переговаривались, жевали бутерброды, шуршали газетами, а старые люди на сцене играли вальс.

Они прижимали к подбородку свои скрипочки и закрывали глаза; может быть, от удовольствия, а может быть, для того, чтоб не видеть, как зрители жевали бутерброды”.

Женька не хотела такой судьбы для своего брата. Она постоянно мечтала о красивых концертных залах. И, непременно, чтобы брат выступал сольно. Он бы был первым кларнетистом.

А она – СЕСТРОЙ великого музыканта. О нем бы написали книгу по её дневнику, а среди многих-многих фотографий красовалось бы и фото Женьки. Она грезила и мечтала о знаменитом брате.

Только чего хотел сам брат – её не волновало.

“- Ты неплохо устроилась, – как-то сказала мама. – Значит, Лева будет учиться, с утра до вечера играть на кларнете, совершенствоваться, готовиться к конкурсам, а ты будешь всего-навсего посвящать ему свою жизнь. Какие-то у тебя иждивенческие настроения!”

А случилось то, что Лева однажды влюбился. Женька считала должным вмешаться (ну не время для любви – считала она. Да и в кого он влюбился?))) и вмешалась.

Сказала той самой девочке-страшекласснице, что у Левы есть невеста! В результате брат Женьки неважно сыграл на одном очень важном концерте ввиду своего плохого настроения. Он очень ждал, что на концерт придет эта девушка (старшеклассница Алина), а она не пришла.

Не пришла из-за слов Женьки. Получается, что Женька сама вырыла себе яму… Но хорошо, что нашла в себе силы признаться брату во всем.

“- Но ведь я хочу посвятить тебе всю свою жизнь, – тихо сказала я. – Я готова пожертвовать…

– Это манера деспотов, – перебил меня Лева.

– Какая манера? – не поняла я. – При чем же тут деспоты?

– Они превращают в свои жертвы тех, ради которых хотят свем на свете пожертвовать.

– Но ведь любящие сестры часто вмешиваются в личную жизнь своих братьев. Они имеют на это право!

– А есть ли вообще на свете такое право? – спросил Лева как бы самого себя. – Хоть у кого-нибудь… Может быть разве такое право?”

——–

” Я больше не буду вести дневник. А то, пожалуй, в книге о брате могут не поместить мой портрет с подписью: “Сестра музыканта”.

“Третий в пятом ряду”.

Очень трогательная повесть!

Повествование идет от лица бабушки – учительницы с тридцатипятилетним стажем. Она воспитывает свою маленькую внучку Елизавету, родители которой геологи и постоянно находятся в экспедициях. А у девочки особенность – страшная аллергия на медикаменты. Болеть ей никак нельзя. Девочка живая, любопытная, умная, но своенравная.

У бабушки на стене висят фотография её учеников. На одной – школьники стоят не в четыре ряда, как на всех остальных, а в пять. И вот на этой самой фотографии есть мальчик Ваня Белов, который, в отличии от всех остальных, улыбается. Елизавета часто просит рассказать об этом мальчике, и бабушка рассказывает все его выходки.

Он и по карнизу проходил, стучал в окно и спрашивал, можно ли войти?! И учительницу математики запирал в учительской. Но он был далеко не отъявленных хулиган. Он был “спасателем” (если можно так назвать) и покровителем всех и вся. В том числе и отца Елизаветы (Володи), который учился в том же классе.

А у бабушки (учительницы русского языка) была какая-то странная установка – быть предвзятой к своему сыну, чтобы не подумали ни в коем случае, что она делает ему поблажки или снисхождения. И вот один раз она несправедливо поставила своему сыну Володе двойку, а Ваня стал бунтовать, просил при личной беседе исправить несправедливую двойку.

И учительницу математики закрыл (бабушка думала, что это, конечно же, Ванина выходка), чтобы контрольную сорвать, потому что её сын очень боялся контрольной и с математикой не дружил. А сам Ваня даже в Олимпиадах принимал участие.

И вот в конце концов учительница (бабушка) принимает решение переехать в другой район, уйти в другую школу, чтобы оградить своего сына Володю от этой ненормальной дружбы.

Так вот, однажды в детском садике, куда ходила Елизавета, случилась беда. У девочки поднялась температура, и воспитательница (по незнанию) дала ей лекарство. Срочно вызвали неотложку. Бабушка поспешила в больницу. Врачи долго боролись за девочку.

И тут в коридоре больницы бабушка узнает от медсестры, что имя и фамилия врача совпадают с тем самым мальчиком Ваней (Иван Белов).

Как звали отца того мальчика старая учительница уже забыла, но даже возраст и веснушки на лице врача (со слов медсестры, опять же) говорили о том, что этот тот самый её ученик.

“Почему? – думала я. – Какое странное совпадение… Мало разве больниц в городе!” Совпадения… Они в жизни на каждом шагу. Но мы-то запоминаем лишь те, которые врезаются в память с радостью или несчастьем”.

“Ваня… Ваня Белов… Почему мне тогда нужен был именно он? Которого раньше я опасалась, с которым насильно разлучила Володю… Я совершила тот давний побег в другую школу, чтобы спастись от Ваниной отчаянности и отваги. От тех его качеств, на которые теперь была вся надежда”.

” А на самом деле жизнь доказала мне, что нельзя подавлять человека. И что добро каждый должен творить по-своему. И что третий в пятом ряду не должен быть похож на пятого в третьем ряду… И что вообще я, учительница, должна видеть не “ряды”, а людей, которые стоят рядом или вдали друг от друга. И что непохожесть характеров едва ли стоит принимать за несовместимость…

Приобретение этого опыта, увы, стоило жертв, которые я не должна была приносить. Учитель, как и хирург, на ошибки вряд ли имеет право”.

“Вот для чего нужно было это сегодняшнее совпадение, – думала я. – Чтобы Ваня спас мою внучку. И чтобы я сказала ему, что всё наконец поняла. Не сейчас, конечно, сказала… а потом. Сейчас я его просто стану благодарить, бесконечно благодарить…”

Операция прошла успешно. Хирург Белов вышел, успокоил бабушку, что девочка пришла в себя. Тут бабушка поняла, что мальчик совсем маленького роста не может быть сейчас этим высоким врачом. Да и отчество бабушка вспомнила. Оно совсем не совпадало… Но она решила, непременно, найти Ваню.

На такси она приехала по старому адресу, где жил раньше её ученик. Оказалось, что там проживают уже совсем другие люди. Но они дали нынешний адрес Беловых. Учительница приехала к тому дому, позвонила в ту квартиру… ей открыли родители Вани. В комнате их сына всё было точно так же, как и в учебные годы, а на стене висела та самая фотография, где он третий в пятом ряду…

“- Ну как он? – снова спросила я.

Ванина мама подошла к столу, выдвинула ящик и протянула мне небольшой листок. Бумага была серая и шершавая.

Там было написано, что 27 апреля 1945 года их сын, Иван Андреевич Белов, пал смертью храбрых в боях за город Пенцлау.”

—————————————————————————-

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/kids_books/3191473

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector