Краткое содержание астафьев стрижонок скрип точный пересказ сюжета за 5 минут

Астафьев Виктор рассказ

Краткое содержание Астафьев Стрижонок Скрип точный пересказ сюжета за 5 минут

Автор:  Астафьев,  Виктор  Петрович

Название  произведения: “Стрижонок  Скрип”

Число  страниц:  14

Жанр:  рассказ  о  животных

Главные  герои:  Скрип,  вожак,  мама  Скрипа.

Краткое  содержание  рассказа  “Стрижонок  Скрип”

В  гнезде,  которое  было  устроено  в  виде  глубокой  норки,  однажды  родился  Стрижонок  Скрип. 

Скрипом  его  прозвали  за  его  голос,  так  стрижата  зовут  маму.

А  Скрипа  была  только  мама  и  несколько  братьев  и  сестер. 

Папы  у  Скрипа  не  было,  он  был  убит  мальчишками  из  рогатки.

Мама  Скрипа  старалась,  как  могла,  постоянно  летала  за  комарами  и  мошками  и  стрижата  быстро  росли.

Скрип  первым  стал  проявлять  любопытство  и  заинтересовался  вопросом,  есть  ли  в  мире  что-то  кроме  норы? 

Он  чуть  не  выпал  из  норки,  но  вовремя  появилась  мама  и  наказала  сыночка.

Но  вот  пришло  несчастье,  маму  Скрипа  утащил  сокол,  когда  стрижи  отбивались  от  этого  своего  врага.

Холодно  и  голодно  стало  стрижатам,  но  стая  не  бросила  их. 

Выкормили,  отогрели.  И  пришло  время  учиться  летать.

Вожак  стрижей  подтащил  маленького  Скрипа  к  краю  норки  и  вытолкнул  наружу. 

Скрип  сперва  перепугался,  но  быстро  полетел,  и  вся  стая  стрижей  подгоняла  его.

Скрип  немного  боялся  упасть,  особенно  когда  увидел  воду  под  собой,  но  вскоре  освоился  и  даже  полетел  в  облако.

Так  долго  в  тот  день  летал  Скрип,  что  потерял  свою  норку,  и  пришлось  рыть  свою.

Первый  раз  норка  получилась  мелкой  и  неудобной  и  Скрипа  вытащили  мальчишки. 

Пришлось  Скрипу  постараться  и  вырыть  норку  побольше. 

Теперь  его  уже  не  могла  достать  ни  чья  рука.

А  потом  стрижам  пришло  время  улетать,  и  они  попрощались  с  родным  берегом  и  с  мальчишками.

Рисунок  –  иллюстрация  к  рассказу  “Стрижонок  Скрип”

Главная  мысль  рассказа  “Стрижонок  Скрип”

Хорошо  маленькому  ребенку,  когда  рядом  есть  папа  и  мама,  когда  рядом  есть  те,  кто  позаботятся  о  тебе.

Чему  учит  произведение  “Стрижонок  Скрип”

Рассказ  “Стрижонок  Скрип”  учит  нас  бережно  относится  к  природе  родного  края,  не  разорять  птичьих  гнезд,  не  стрелять  птиц  из  рогатки.

Краткий  отзыв  к  рассказу  “Стрижонок  Скрип”

Рассказ  “Стрижонок  Скрип”  замечательно  описывает  рождение,  взросление  и  становление  маленького  стрижа.

Мы  узнаем,  как  живут  эти  веселые  и  юркие  птички,  зачем  им  нужны  длинные  норки  и  каких  врагов  им  приходится  опасаться. 

Этот  рассказ  очень  познавательный.

Пословицы  к  рассказу  “Стрижонок  Скрип”

В  материнском  сердце  для  всех  детей  ласки  хватит.

Сокола  по  полету  узнают.

Неизвестные  ранее  слова  и  их  значение:

Яр  –  высокий  берег  у  реки.

Источник: https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-4-klass/astafev-viktor-rasskaz-strizhonok-skrip

Читать

Стрижонок вылупился из яичка в тёмной норке и удивлённо пискнул. Ничего не было видно. Лишь далеко-далеко тускло мерцало пятнышко света. Стрижонок испугался этого света, плотнее приник к тёплой и мягкой маме-стрижихе.

Она прижала его крылышком к себе. Он задремал, угревшись под крылом. Где-то шёл дождь, падали одна за другой капли. И стрижонку казалось, что это мама-стрижиха стучит клювом по скорлупе яйца.

Она так же стучала, перед тем как выпустить его наружу.

Стрижонок проснулся оттого, что ему стало холодно. Он пошевелился и услышал, как вокруг него завозились и запищали голенькие стрижата, которых мама-стрижиха тоже выклевала из яиц. А самой мамы не было.

— Скрип! — позвал её стрижонок.

— Скрип! Скрип! Скрип! — повторили за ним братья и сестры.

Видно, всем понравилось, что они научились звать маму, и они громче и дружней запищали:

— Скрип! Скрип! Скрип!

И тут далёкое пятнышко света потухло. Стрижата притихли.

— Скрип! — послышалось издалека.

«Так это же мама прилетела!» — догадались стрижата и запищали веселей.

Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу — первому стрижонку.

Какая это была вкусная капля! Стрижонок Скрип проглотил её и пожалел, что капля такая маленькая.

— Скрип! — сказал он. Ещё, мол, хочу.

— Скрип-скрип! — радостно ответила мама-стрижиха. Сейчас, дескать, сейчас. И опять её не стало. И опять стрижата тоскливо запищали. А первый стрижонок кричал громче всех. Ему очень уж понравилось, как мама-стрижиха поила его из клюва.

И когда снова закрылся свет вдали, он что было духу закричал:

— Скрип! — и даже полез навстречу маме. Но тут же был откинут крылом на место, да так бесцеремонно, что чуть было кверху лапками не опрокинулся. И каплю вторую мама-стрижиха отдала не ему, а другому стрижонку.

Обидно. Примолк стрижонок Скрип, рассердился на маму и братьев с сестрёнками, которые тоже, оказывается, хотели есть. Когда мама принесла мошку и отдала её другому стрижонку. Скрип попытался отнять её. Тогда мама-стрижиха так долбанула Скрипа клювом по голове, что у него пропала всякая охота отбирать еду у других.

Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама. Её не разжалобишь писком.

Так начал жизнь в норке стрижонок Скрип вместе с братьями и сестрами.

Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень много. В каждой норке жили стрижата. И были у них папы и мамы. А вот у стрижонка Скрипа папы не было. Его сшибли из рогатки мальчишки. Он упал в воду, и его унесло куда-то. Конечно, стрижата не знали об этом.

Маме-стрижихе было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать. С рассвета и до вечера носилась она над берегом и водой, схватывала на лету мошек, комариков, дождевые капли. Приносила их детям. А мальчишки, сидевшие с удочками на берегу, думали, что стрижиха и все стрижи играют над рекой.

Стрижонок Скрип подрос. У него появились перья, и ему всё время хотелось есть. Иногда ему удавалось отобрать у братца или сестрёнки мошку, и тогда они жалобно и недовольно пищали. За это Скрипу попадало от мамы-стрижихи. Но ему так хотелось есть, так хотелось есть!

А ещё ему хотелось выглянуть из норки и посмотреть, что же оно там такое, дальше этого пятнышка света, откуда мама-стрижиха приносит еду и ветряные запахи на крыльях.

Пополз стрижонок Скрип. И чем дальше он полз, перебирая слабыми лапками, тем больше и ярче делался свет.

Боязно!

Но Скрип был храбрый стрижонок, он полз и полз.

Наверное, он выпал бы из норки и разбился, как разбиваются такие вот неразумные птенцы. Но тут появилась мама-стрижиха, схватила его, уволокла в глубь норки — и раз-раз его клювом по голове. Сказала сердито:

— Скрип-скрип! — и ещё по голове, и ещё по голове.

Очень рассердилась мама-стрижиха, очень сильно била Скрипа. Должно быть, там, за норкой, опасно, раз мама-стрижиха так волнуется. Конечно, откуда Скрипу было знать, сколько врагов у маленьких проворных стрижей!

Сидит на вершине берёзы страшный быстрый сокол и подстерегает их. Скоком-прыгом подходит к норкам клюватая ворона. Тихо ползёт меж камней чёрная гадюка.

Побольше подрос Скрип, догадываться об этом стал. Ему делалось жутко, когда там, за норкой, раздавалось пронзительное «тиу!». Тогда мама-стрижиха бросала всё, даже мошку или каплю воды, и, тоже крикнув грозное «тиу!», мчалась из норки.

И все стрижи с криком «тиу!» высыпали из норок и набрасывались на врага. Пусть этот враг хоть сокол, хоть коршун, хоть кто, пусть он хоть в сто раз больше стрижей, они всё равно не боялись его. Дружно налетали стрижи, все как один. Коршун и ворона скорей-скорей убирались в лес, а гадюка пряталась под камень и со страху шипела.

Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом — разбойником соколом.

Сокол был не только быстрым, но и хитрым. Он сделал вид, что отступает. Вожак стрижей — Белое брюшко — дал отбой, крикнув победоносное «тиу!». Но мама-стрижиха ещё гналась за соколом, чтобы уж навсегда отвадить его летать к стрижиньм норкам.

Тут сокол круто развернулся, ударил маму-стрижиху и унёс в когтях. Только щепотка перьев кружилась в воздухе, Перья упали в воду, и их унесло…

Долго ждал стрижонок Скрип маму. Он звал её. И братцы и сестрёнки тоже звали. Мама-стрижиха не появлялась, не приносила еду.

Потускнело пятнышко света. Настала ночь. Утихло всё на реке. Утихли стрижи и стрижата, пригретые папами и мамами. И только Скрип был с братьями и сестрами без мамы.

Сбились в кучу стрижата. Холодно без мамы, голодно. Видно, пропадать придётся.

Но Скрип ещё не знал, какой дружный народ стрижи! Ночью к ним нырнул вожак — Белое брюшко, пощекотал птенцов клювом, обнял их крыльями, и они пригрелись, уснули. А когда рассвело, в норку к Скрипу наведалась соседка-стрижиха и принесла большого комара. Потом залетали ещё стрижи и стрижихи и приносили еду и капли воды. А на ночь к осиротевшим стрижатам снова прилетел вожак Белое брюшко.

Выросли стрижата. Не пропали. Пришла пора покидать им родную норку, как говорят, становиться на крыло — самим добывать себе пищу и строить свой дом.

Это было радостно и жутко!

Скрип помнит, как появился в норке вожак Белое брюшко. Вместо того чтобы дать ему мошку или капельку, он ухватил Скрипа за шиворот и поволок из норки. Скрип упирался, пищал. Белое брюшко не обращал внимания на писк Скрипа, подтащил его к устью норки и вытолкнул наружу.

Ну что было делать Скрипу! Не падать же! Он растопырил крылья и… полетел! И тут на него набросились все стрижи, старые и молодые. Все-все! И погнали его от норки всей стаей навстречу ветру, навстречу ослепительному солнцу.

— Скрип! Скрип! — испуганно закричал стрижонок, захлебнувшись ветром, и увидел под собою воду. — Скрип! Скрип! «А если я упаду?» — с ужасом подумал он.

Но стрижи не давали ему упасть. Они гоняли его кругами над водой, над берегом, над лесом.

Потом крики стрижей остались позади. Свист крыльев и гомон птичий угасли.

И тут стрижонок Скрип с удивлением увидел, что он уже сам, один, летает над рекой! И от этого сделалось так радостно, что он взмыл высоко-высоко и крикнул оттуда солнцу, реке, всему миру: «Скрип!» — и закружился, закружился над рекой, над берегом, над лесом. Даже в облако один раз залетел. Но там ему не понравилось — темновато и одиноко. Он спикировал вниз и заскользил над водою, чуть не касаясь её брюшком.

Читайте также:  Краткое содержание франко захар беркут точный пересказ сюжета за 5 минут

Хорошо жить! Хорошо, когда сам умеешь летать! Скрип! Скрип!

А потом Скрип и сам стал помогать стрижам — вытаскивал из норок стрижат и тоже гнал их над рекой вместе со всеми стрижами и кричал:

— Скрип! Скрип! Держи его! Догоняй!..

И ему было весело смотреть, как метались и заполошно кричали молоденькие стрижата, обретая полёт, вечный полёт!

Скрип много съел в этот день мошек, много выпил воды. Ел и пил он жадно, потому что стрижи всегда в движении, всегда в полёте. И оттого надо им всё время есть, всё время пить. Но день кончился.

Он ещё раз плюхнулся белым брюшком на воду, схватил капельку воды, отряхнулся и поспешил к своей норке. Но найти её не смог. Ведь снаружи он никогда не видел свою норку, а сейчас все норки казались ему одинаковыми.

Норок много, разве их различишь?

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=2053&p=1

План-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Чтение 4 класс.

Тема:  В. Астафьев  «Стрижонок Скрип».

Цель: Познакомить детей с III  частью произведения и поработать над её содержанием.

Задачи:

формировать навыки выразительного чтения целыми словами;

закреплять навыки пересказа;

учить  высказывать своё отношение к происходящему;

уточнить нравственные понятия о добре, зле, жалости;

расширять словарный запас;

коррекция речи, зрительного анализатора;

развивать изобразительные навыки;

учить сотрудничеству при работе в паре, в группе;

воспитывать доброе отношение к братьям нашим меньшим;

воспитывать усердие.

Оборудование: компьютер,  экранная доска, проектор, маркерные доски, маркеры, стиратели, конверты с заданиями, презентация.

                                              Ход занятия.

1. Организационный момент:

– У нас гости , порадуйте их своей работой я желаю вам удачи, пожелайте успеха друг другу, хлопните по ладошке.

-Эмоциональный настрой (улыбнулись учителю, друг другу);

-В  конце урока вы оцените свою работу, работу своих товарищей, чья работа  вам понравится больше всех, тому подарите звёздочку, я тоже приготовила вам призы, их получат самые старательные и активные.

2, Артикуляционная зарядка:

Лошадка. Часики.  Чашечка. Варенье. Чищу зубки. Качели.

– Зачем мы делали артикуляционную зарядку?

Зарядка для зрительного анализатора   / лазер

3. Сообщение темы и целей.

 Ролик «Пение стрижей»

– Чьи голоса вы слышите?

-Зачем  я поставила  пение стрижей?

– Какое произведение изучаем?  слайд   1

– Но мы же его не закончили. Как думаете,  какова тема нашего сегодняшнего урока?  (Дочитаем до конца, поработаем над содержанием III  части)

– Чем мы занимаемся обычно на уроке чтения? Сформулируйте задачи урока.

– Кто его написал?    слайд  2

Сообщение о  Викторе Астафьеве

Виктор Петрович Астафьев — выдающийся русский прозаик, один из немногих писателей, кого ещё при жизни называли классиком.

Он писал  о природе, о тайге, в которую влюблён, о простых людях: охотниках, рыболовах. Знаменитое его произведение «Царь-рыба»,  «Стародуб» – моё любимое произведение. Он был удостоен  Государственной премии за свои книги.

Одно из лучших её произведений мы читаем  сегодня.

4. Опрос пройденного материала

Работа над логическим ударением  слайд    3

Работа над выразительностью чтения

Повторение видов  чтения.

  Чтение  вполголоса  в паре    I части.

 Найти предложения, доказывающих, что мама – стрижиха была:

справедливая                                строгая

заботливая                                    внимательная

Учитель осуществляет контроль за деятельностью индивидуально.

 Сообщение о стрижах     слайд    4

Стрижи – маленькие птицы, но с плотным, сильным и вытянутым туловищем, короткой шеей и широкой, довольно плоской головой, которая оканчивается маленьким, очень коротким, слабым, треугольным, на конце сплющенным и несколько согнутым клювом.

Ноги короткие, но довольно сильные; короткие пальцы оканчиваются сжатыми с боков, сильно изогнутыми и очень острыми когтями. Оперение в большинстве случаев состоит из мелких и довольно жестких перьев; оно обыкновенно одноцветное и темное, но в исключительных случаях имеет блестящий металлический цвет, как у колибри.

Стрижи хотя и похожи по внешнему виду, а также по некоторым особенностям внутреннего строения на ласточек, но во многом отличаются не только от них, но и от всех других птиц.   Стрижи более всех других птиц живут в воздухе и деятельны с раннего утра до поздней ночи.

Летательный аппарат дает им возможность без затруднения пролетать такие пространства, что если их сложить вместе, то окажутся сотни километров. По полету они отличаются от ласточек тем, что летают в высоких слоях атмосферы.

Они двигаются так быстро и сильно, что более напоминают порхание насекомых и колибри, чем полет других птиц, с быстротой стрелы носятся в воздухе.        Стрижи гораздо прожорливее ласточек и уничтожают в один день сотни тысяч насекомых, составляющих их исключительную пищу.

         И у стрижей есть враги, но число их незначительно; необыкновенно быстрый и легкий полет спасает их от многих нападений, и лишь самые быстрокрылые соколы в состоянии поймать стрижа на лету. Пока птенцы еще беспомощно лежат в гнезде, они бывают жертвой небольших лазающих хищников; человек также иногда захватывает гнезда и птенцов некоторых видов этих птиц.

 Проплывая по реке с двух – трехметровыми отвесными берегами, можно увидеть в этой вертикальной стене множество дыр, что выглядит так, как будто великан стрелял из пистолета, не слишком стараясь попасть в цель.   

  Конечно, это не обязательно должен быть берег реки. Почти всюду, где есть обрыв и не слишком каменистый грунт, можно увидеть такие отверстия. Это гнезда береговушек.

Вернее, не гнезда, а двухметровые и более длинные ходы, в конце которых находится помещение пошире, в котором, в зависимости от времени года, можно найти либо просто комок перьев, либо лежащие на пуховой подстилке четыре-пять яичек, а может быть, и птенцов.

  Весь этот длинный тоннель вырыла пара береговушек, которые уже через несколько дней по прибытии из Африки принялись за работу, то есть во второй половине апреля.

Темпы работы необычайно высокие: метр канала вырывается за два дня,  а поворотов делать они не умеют, тоннель всегда бывает прямой, как стрела или как пулевой отверстие.

Но иногда они бросают начатую работу и без всякой видимой причиной, чтобы начать копать в другом месте.

Обе птички дружно занимаются устройством гнезда, выстилая его перышками; в высиживании яиц и выкармливании птенцов самец также принимает участие наравне с самочкой.  

  Береговушка вообще большая аккуратистка. Она единственная среди наших ласточек имеет на тыльной стороне лапок как бы специальные щеточки из перьев, которыми старательно подметает и гнездо, и дно коридора.

 Чтение по ролям  громко.  Придумать друг другу вопросы по данному эпизоду.

  Выборочное чтение:

  1.  Выбери предложения с !
  2. Что принесла мама Скрипу?
  3. Что принесла мама в клюве второй раз?
  4. За что Скрипу доставалось от мамы?
  5. Продолжи: «Понял стрижонок…»
  6. Озвучь обиженный смайлик /выбери подходящие предложения

.Выводы:

– По-вашему,  правильно поступала мама со стрижонком? Почему?

– Придумайте заголовок к данной части.

Пересказ I части от имени Стрижонка.

Чтение II части текста  шёпотом    в паре.  Готовим доказательства, что мама была такой:

      ловкая                        терпеливая

      бесстрашная              хорошая мать

  Ролик «Стрижи атакуют»

– По-вашему, почему так беспокойно ведут себя стрижи? Ваше мнение?

– А теперь свои слова подтвердите из текста, как они защищались?

.Выборочная работа  по группам   / Исключи лишнее

 2 конверта с заданием:

Враги стрижей

2)Чем мама кормила стрижат:

Озаглавливание.

Пересказ II части от имени мамы – стрижихи.

Физминутку проводит учащийся

5. Изучение нового учебного материала.

1)  Словарная работа   слайд 5

2)  Чтение учителем половины, а до конца  читаем молча, одними глазками,  самостоятельно и карандашиком отметить непонятные слова.

3). Беседа по впечатлениям:

-Какое настроение вызвала эта часть?  Выбрать смайлик

Что было самым грустным?

-Почему так случилось?

-Какие ещё чувства вызвала эта часть кроме грусти?  / радостный смайлик.

Чтение «цепочкой» и подумайте, каким предложением можно озаглавить данную часть?

6.Закрепление учебного материала

-Какие ещё учителя встретились на пути стрижонка?

-А давайте пофантазируем, как ещё могла сложиться судьба стрижонка по- другому?

-Что с ним произойдёт дальше?

-Что вы пожелаете  стрижонку Скрипу?

Работа по группам:

Изобразите всех героев этой части.

1) группа иллюстрирует   III часть на маркерных досках

2) группа работает с пословицами

 Пословицы   слайд   6        

-Исключите лишние пословицы, которые не подходят к данному произведению.

Учитель оценивает ответы детей.

7.Подведение итогов.      

– Что делали на сегодняшнем уроке? Что нового узнали?

Рефлексия:

– Что особенно понравилось?

– Чему вас научило данное произведение?

– Подарите звёздочку тому, кто понравился.

Вручение медалек и призов.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2015/01/22/konspekt-i-prezentatsiya-uroka-chteniya-po-teme-v-astafev

4 класс. Чтение. Природа и мы. Виктор Петрович Астафьев

– Как называется раздел, который изучаем на уроке литературного чтения? ( Природа и мы)

– С произведениями каких писателей познакомились? ( Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.И.Куприн, М.М.Пришвин, Е.И. Чарушин)

Об авторе рассказа «Стрижонок Скрип»

http://www.wologda.ru/storage/images/news/2010/10/04/e5ed6b0a0d62593d3fd6837419cc269c.jpg

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края. Мальчику было всего 7 лет, когда погибла его мама. Он попал в детский дом. После 6 класса учился в железнодорожной школе, работал составителем поездов.

Осенью1942 года ушел на фронт и воевал до победы. Уже взрослым человеком поступил на Высшие литературные курсы, стал писателем. Написал много рассказов, повестей о детстве, о войне, о природе.

В своих произведениях он призывает нас быть бережливыми к родной земле, к родной природе.

Виктор Петрович Астафьев писал о природе и для детей, и для взрослых.

Читайте также:  Краткое содержание киплинг книга джунглей точный пересказ сюжета за 5 минут

Ему хотелось внушить людям, что всё, что окружает нас: от зелёной травинки, малой беззащитной птахи, до неба, дающего нам возможность дышать, солнца- согревающего нас- всё это есть часть нашей жизни, то есть и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы и должен относиться к земле, как дитя родное, заботиться о ней, радовать её.

Словарная работа

Мерцало – слабо светилось колеблющимся светом.

Мол, дескать – указывают на то, что говорящий передает чужие слова.

Бесцеремонно – невежливо, грубо.

Чтение с комментированием

            http://www.gornitsa.ru/images/products/book6/al_book_tetr3106.jpg

– Почему автор дал такое название произведению?     (Он главный герой)

– Какие прилагательные использовал автор для описания Скрипа?   (Голодный, храбрый, любопытный, догадливый, молодой, стремительный, сильный).

– Кто является первым учителем Скрипа?     (Мать стрижиха).

– Хорошо ли ему было в гнездышке ?(он сначала испугался, а потом прижался к маме и успокоился)

http://u.5klass.net:10/datas/literatura/Astafev-Strizhonok-Skrip/0012-012-Astafev-Strizhonok-Skrip.jpg

– Как вели себя птенцы без мамы ?(они беспокоились, громко пищали, звали маму)

                  http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/87/86778/img6.jpg

-Как соколу удалось победить мать – стрижиху ? (он ее перехитрил)

-О каком качестве мамы нам рассказал автор ? (решительность, смелость, храбрость  самоотверженность)

Составление синквейна  на тему «Стрижиха»

Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять»)

Правила составления синквейна:

1.     В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

2.     Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

3.     Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)

4.     Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

5.     Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Проверка синквейна

 1. Стрижиха

2. Строгая, заботливая

3. Кормит, воспитывает, оберегает

4. С ней очень хорошо

                              http://rutlib.com/book/1809/p/i_011.jpg.jpeg    

Как стрижи противостояли своим врагам ? (…Ему делалось жутко, когда там, за норкой, раздавалось пронзительное «тиу!». Тогда мама-стрижиха бросала всё, даже мошку или каплю воды, и, тоже крикнув грозное «тиу!», мчалась из норки.

 И все стрижи с криком «тиу!» высыпали из норок и набрасывались на врага. Пусть этот враг хоть сокол, хоть коршун, хоть кто, пусть он хоть в сто раз больше стрижей, они всё равно не боялись его. Дружно налетали стрижи, все как один.

Коршун и ворона скорей-скорей убирались в лес, а гадюка пряталась под камень и со страху шипела…

– Сокол съел стрижиху, он удовлетворил потребность в голоде. Как называют  это явление в окружающем мире? (цепь питания)  

– Как называет стрижей В.П.Астафьев?  (Дружный народ стрижи).

-Какой урок преподали стрижи Скрипу?     (…Скрип помнит, как появился в норке вожак Белое брюшко. Вместо того чтобы дать ему мошку или капельку, он ухватил Скрипа за шиворот и поволок из норки. Скрип упирался, пищал. Белое брюшко не обращал внимания на писк Скрипа, подтащил его к устью норки и вытолкнул наружу.

Ну что было делать Скрипу! Не падать же! Он растопырил крылья и… полетел! И тут на него набросились все стрижи, старые и молодые. Все-все! И погнали его от норки всей стаей навстречу ветру, навстречу ослепительному солнцу. — Скрип! Скрип! — испуганно закричал стрижонок, захлебнувшись ветром, и увидел под собою воду.

 — Скрип! Скрип! «А если я упаду?» — с ужасом подумал он. Но стрижи не давали ему упасть. Они гоняли его кругами над водой, над берегом, над лесом. Потом крики стрижей остались позади. Свист крыльев и гомон птичий угасли.

И тут стрижонок Скрип с удивлением увидел, что он уже сам, один, летает над рекой! И от этого сделалось так радостно, что он взмыл высоко-высоко и крикнул оттуда солнцу, реке, всему миру: «Скрип!» — и закружился, закружился над рекой, над берегом, над лесом. Даже в облако один раз залетел.

Но там ему не понравилось — темновато и одиноко. Он спикировал вниз и заскользил над водою, чуть не касаясь её брюшком.

Хорошо жить! Хорошо, когда сам умеешь летать! Скрип! Скрип!…)

– Кем  стали для Скрипа стрижи? (Семьёй).

– Зачем писатель вставил эпизод с мальчишками? (Бывают хорошие, бывают плохие).

-Почему Скрип оказался в руках ребят? (…Скрип сунулся в одну норку — не пускают, в другую — не пускают. Все стрижиные дома заняты. Что же делать? Не ночевать же на берегу? На берегу страшно. В норке лучше. И Скрип начал делать свою норку.

Выскребал глину остренькими когтями, выклёвывал её и уносил к воде, снова возвратился к яру и опять клевал, скрёб, а в землю подался чуть-чуть.Устал Скрип, есть захотел и решил, что такой норки ему вполне хватит. Он немного покормился над рекой и завалился спать в свою совсем ещё не глубокую норку.​ Неподалёку рыбачили мальчишки. Они пришли к стрижиному яру.

Один мальчишка засунул руку в норку и вынул Скрипа. Что только пережил Скрип, пока его держали в руках и поглаживали, как ему казалось, громадными пальцами!…)

-Какой вывод сделал Скрип для себя? (…Тут понял Скрип, что в маленькой норке не житьё, и принялся снова работать. Он так много раз подлетал к своей норке, чтобы унести глину, так пробивался в глубь яра, что норку эту отличал уже ото всех…)

– Отчего стрижи стали беспокоиться? ( Скоро надо было улетть в теплые края на зиму)

 -Почему , прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо? (Грустно покидать родные края)

 -Как вы понимаете слова: «Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою  лето. Прилетают они в одну ночь и приносят с собою лето.»

Почему такие маленькие птички смело бросаются атаковать крупного врага? (Стрижи берут верх своей несокрушимой численностью).

Почему, оставшись сиротами, птенцы не погибли? (так как стрижи – дружный народ).​

Обобщение

В произведении затронута тема бережного отношения к природе. С любовью автор описывает птиц, особенно главного героя стрижонка Скрипа.

Есть в рассказе трагические нотки: жизнь стрижей наполнена опасностями и трудностями. Читатель сопереживает Скрипу. Однако смысл здесь все-таки жизнеутверждающий.

Вторая половина рассказа пронизана радостным настроением. Концовка вселяет веру в светлое будущее.

Итоги

Познакомились с биографией и творчеством Виктора Петровича Астафьева. Читали и комментировали  его рассказ «Стрижонок Скрип». Отметили духовно- нравственные категории в рассказе: добро, милосердие, сострадание, любовь, а доброе отношение к природе облагораживает самого человека.

ИСТОЧНИК

http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/03/14/strizhonok_skrip_dlya_vospitateley.docx

http://sup1.easyen.ru/15000/15268.zip

http://u.5klass.net/zip/60aae767638ed906df5b04c82292a9b2.zip

http://all-biography.ru/alpha/a/astafev-viktor-astafyev-viktor

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/5803/lesson/21728/unit/53665

Тема: В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа

Цели:познакомить с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить анализиро­вать поступки героев, составлять сравнительное описание на ос­нове текста, делить текст на части, озаглавливать каждую часть; расширить знания о стрижах и лебедях; прививать любовь и бе­режное отношение к животным.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельно­сти, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ худо­жественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); лич­ностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).

Оборудование:выставка книг по теме урока, портрет писателя, аудиоприложение к учебнику.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Характеристика матери-стрижихи

– Послушайте пословицы, догадайтесь, о ком в них говорит­ся. (О матери.)

Птица рада весне, а дитя — ей.

• Сердце ее лучше солнца греет.

• Роднее ее родни нет.

– Составьте характеристику матери-стрижихи, пользуясь текстом.

– Какие слова выбирает автор, чтобы рассказать о стрижихе? Какой она была матерью?

(Учащиеся самостоятельно составляют синквейн. После про­верки на доске записывают наиболее удачный. Например:

Стрижиха.

Строгая, заботливая.

Кормит, воспитывает, оберегает.

С ней очень хорошо.

Мать.)

III. Физкультминутка

IV. Работа по теме урока

Чтение и деление текста на части

(Можно каждую часть поделить на микротемы.)

1. Новорожденные стрижи:

1) рождение Скрипа;

2) плохо одним;

3) мама вернулась.

2. Жизнь стрижиной семьи:

1)кормление птенцов;

2) обидно;

3) папы нет (или Тяжело жить без папы).

3. Птенцы подросли:

1) хочется выглянуть из норки;

2) мамино наказание;

3) враги стрижат.

4. Случилась беда:

1) мама погибла;

2) плохо без мамы;

3) дружные стрижи.

5. Учатся летать:

1) первый полет Скрипа;

2) наелся хорошо.

6. Новое жилье:

1) потерялась норка;

2) строит дом;

3) мальчишки достали.

7. Пора в дорогу:

1) беспокойство стрижей;

2) стрижи полетели;

3) мальчишки-рыбаки прощаются.

2. Пересказ текста по коллективно составленному плану

Обобщение знаний о птицах

– Перечитайте самостоятельно рассказ Д.Н. Мамина-Сиби­ряка «Приемыш». Выпишите в две колонки эпитеты для описания лебедей и стрижей.

(Учащиеся составляют сравнительную характеристику лебедей и стрижей самостоятельно или в паре (на усмотрение учителя). После выполнения задания проводятся проверка, обобщение зна­ний о птицах. Дополнительную информацию учащимся может дать учитель. См. материал к уроку.)

V. Рефлексия

– Продолжите предложения.

• Сегодня на уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VI. Подведение итогов урока

– Что В.П. Астафьев мог наблюдать в жизни,' а что придумал, когда сочинял историю про стрижонка Скрипа?

Читайте также:  Краткое содержание тургенев часы точный пересказ сюжета за 5 минут

– Зачем писатель использует этот прием?

Домашнее задание

Подготовить пересказ от имени Скрипа. Выполнить зада­ния 2, 3 на с. 111 учебника.

Материал для учителя

Стрижи

Черные стрижи очень похожи на ласточек. Эти длиннокрылые птич­ки, со свистом летающие над нашими головами, также всю жизнь про­водят в воздухе, на землю никогда не садятся.

Обычно стрижи живут на высоких строениях. Чтобы взлететь, стриж падает из своего гнезда или с высокого карниза, расправляет в воздухе крылья и быстро, стремительно летит. Известно, что стрижи — самые быстрые птицы. Соперников в быстроте полета они не имеют. Приле­тают к нам стрижи еще позднее ласточек и, как и ласточки, питаются исключительно насекомыми.

Лебеди

Со времен глубокой древности лебедь — одна из самых крупных и сильных птиц — служит символом красоты и любви, чистоты и неж­ности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поет перед своей гибелью.

Вообще-то, лебедь не относится к певчим птицам. Лебедь может лишь неторопливо гоготать. Гулкие и торжественные трубные звуки из­дает лебедь-кликун. Их хорошо слушать по весне, когда лебеди, возвра­тившиеся с южной зимовки, парами величаво пролетают в поднебесье.

Огромные белые птицы на синем апрельском небе — это незабываемо красивое зрелище. Но еще красивее кажется лебедь на уединенном озере в глухом лесу.

Он плывет, скользит по воде легко и бесшумно, и вода под ним светлеет, принимает перламутровый оттенок.

Лебедь неповторимо изящен в каждом своем движении — и при крутом повороте при плава­нии, когда он оставляет за собой искрящуюся волну, и при купании, ко­гда шумно расплескивает воду, и при подъеме на крылья, упруго и гулко секущие воздух.

Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озерам, в густейших камышах, это исключительно чуткие и осторожные птицы. Заботы о вос­питании лебедят делят между собой отец и мать.

В неволе белый лебедь быстро становится ручным, мирно живет в зоологических садах рядом с черным лебедем — гостем из Австралии.

Лебедь — прекрасное и теперь редкое создание природы, охота на него в нашей стране запрещена.

___________________________________

Источник: https://cyberpedia.su/6x75c.html

“Стрижонок Скрип”: краткое содержание для читательского дневника рассказа и основная идея

Искусство и развлечения 22 ноября 2016

Рассказ «Стрижонок Скрип», краткое содержание для читательского дневника которого является предметом настоящего обзора, – это известное произведение для детей знаменитого советского писателя В.П. Астафьева.

Эта книга очень трогательна и в то же время весьма поучительна, и неудивительно, что ее изучают в школе в младших классах. Автор стремится не столько заинтриговать своих читателей интересным сюжетом, сколько на конкретном примере показать трудности жизни обычных птенцов, которые остались без матери.

И хотя главными героями повести являются птицы, тем не менее автор явно проводит параллель между их характерами и поступками с поведением людей вообще и детей в частности.

Вступление

Сказка «Стрижонок Скрип» (краткое содержание для читательского дневника данного произведения поможет ученикам разобраться в тексте, а также понять основную идею писателя) начинается с описания рождения маленького птенца. Первое, на чем акцентирует внимание Астафьев, – характеристика образа его мамы, которая заботится о его пропитании. В первое время он чувствует себя очень счастливым, так как был окружен заботой и лаской.

Однако очень скоро у него родились братья и сестры, и мать стала заботиться и о них. Это очень не понравилось главному герою, и он пытался отнимать у детей еду, однако стрижиха не позволяла ему этого.

Так автор указывает на основную черту в ее характере – строгость и справедливость. Вместе с тем он подчеркивает, что она одинаково любила всех своих птенцов и старалась заботиться о них в одинаковой степени.

Жизнь в норке

Повесть «Стрижонок Скрип», краткое содержание для читательского дневника которой должно отражать композицию произведения, посвящена взрослению главного героя. Поначалу писатель указывал на его беспечность и бессмысленное любопытство, которое могло стоить ему жизни.

Однако затем маленький птенчик начал понемногу понимать опасности внешнего мира. Всякий раз, когда он пытался выбраться наружу из норки, мать останавливала его. И читатель глазами стрижонка видит, насколько страшен взрослый мир, куда он так стремился попасть.

На каждом шагу его подстерегали враги: сокол, коршун или гадюка.

Однако все птицы держались начеку и вместе принимали участие в битвах против своих противников. Автор говорит, что их сила была в единстве и согласованности действий, которые позволили им добиваться успеха и отгонять хищников от своих жилищ.

Взросление

Произведение «Стрижонок Скрип» (краткое содержание для читательского дневника необходимо составлять с учетом идеи, проводимой автором в тексте) интересно маленьким читателям тем, что в нем показано становление героя. В середине книги он теряет свою мать, которая погибла в сражении с соколом.

После этой трагедии его жизнь сильно переменилась: несмотря на страшную потерю, он узнал дружбу, любовь и преданность всей стаи, которая не оставила его и других птенцов. Сам вожак прилетал и заботился о сиротах.

Особенно трогательно выглядит сцена, в которой героя научили летать.

Писатель выделяет этот эпизод, поскольку именно с этого времени персонаж стал взрослым: он сам мог добывать себе еду и получил возможность самостоятельно за себя постоять.

Новая жизнь

Одним из самых известных советских писателей является В. Астафьев. «Стрижонок Скрип» (краткое содержание повести должно включать подробный пересказ перелома в судьбе этого персонажа) – это поучительная сказка для детей, которая повествует о том, как непросто было птенцу выжить в трудных условиях.

Еще одно событие ускорило его взросление – необходимость самостоятельно построить себе новое жилье после того, как он потерял и не смог найти старую норку. Это было непросто: в первый раз ямка получилась очень маленькой, и маленькую птичку нашли местные ребята, которые, к счастью, отпустили его на волю. Он углубил свою норку и только тогда почувствовал себя в полной безопасности.

Отлет

Краткое содержание рассказа «Стрижонок Скрип» позволит школьникам понять основную структуру данного произведения. Один из самых запоминающихся моментов в повествовании – описание подготовки стаи к путешествию на период зимы в теплые края. Автор подчеркивает, как просто и в то же время проникновенно они прощались с родным краем.

Тем самым писатель как бы призывает читателей разделить с ним эту светлую грусть по ушедшему лету и отлету птиц на юг. Слова прощания он вкладывает в уста простых ребятишек, которые наблюдали за полетом всей стаи.

Идея

Тонким певцом русской природы был В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип» (краткое содержание рассказа необходимо дополнить небольшим упоминанием об авторских зарисовках пейзажа) – лучшее тому доказательство.

И хотя в тексте нет развернутых картин той местности, где происходит действие истории, тем не менее почти в каждой строчке сквозит любовь автора к родным местам.

Каждая деталь проникнута этой главной мыслью, что и делает рассматриваемое произведение трогательным и почти по-детски наивным, что, впрочем, придает рассказу особенное очарование.

Эту сказку следует рассматривать в контексте творчества писателя, который всегда придавал большое значение воссозданию живописных панорам полей, лесов и рек. Итак, краткое содержание книги «Стрижонок Скрип» должно заинтересовать детей и побудить их прочитать это замечательное произведение.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Искусство и развлечения
Рассказ “Заплатка” Носова: краткое содержание для читательского дневника

Детский писатель Н. Носов известен короткими, но весьма поучительными рассказами. Не является исключением и небольшое произведение «Заплатка». Носов (краткое содержание для читательского дневника дается ни…

Искусство и развлечения
С. Михалков, “Праздник непослушания”: краткое содержание для читательского дневника и анализ

Одно из самых известных детский произведений в советской литературе является повесть-сказка знаменитого писателя и поэта С. Михалкова «Праздник непослушания». Краткое содержание для читательского дневника …

Искусство и развлечения
Куприн: “Слон” (краткое содержание для читательского дневника и анализ)

Одним из самых известных российских писателей является А.И. Куприн. «Слон» (краткое содержание для читательского дневника поможет школьникам понять смысл и идею повести) – это небольшой рассказ автор…

Искусство и развлечения
А. Н. Толстой. «Золотой ключик»: краткое содержание для читательского дневника

Это знаменитое произведение, известное каждому с самого детства, написал замечательный русский советский писатель, живший в период с 1883 по 1945 год, – А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино&raqu…

Искусство и развлечения
Катаев, “Цветик-семицветик”: краткое содержание для читательского дневника

В 1940 году появилась известная сказка В. Катаева «Цветик-семицветик», краткое содержание для читательского дневника которой предлагаем прочитать. Она о том, как обычной девочке Жене предстояло сделать неп…

Искусство и развлечения
“Житие Александра Невского”: краткое содержание для читательского дневника

Записи в любом читательском дневнике позволят школьнику вспомнить содержание книги, которую он когда-либо прочитал. Главным образом там должен быть описан краткий сюжет, даты основных событий, действующие лица. Рассмо…

Искусство и развлечения
“Старый гений”: краткое содержание для читательского дневника

Некоторые произведения Николая Семёновича Лескова проходят в школе. Чтобы получить хорошую отметку, необходимо знать сюжет, главных героев. Тогда школьник правильно заполнит читательский дневник и на основе это сможет…

Искусство и развлечения
Бажов “Медной горы Хозяйка”: краткое содержание для читательского дневника

Павел Петрович Бажов – известный писатель, его величайшая заслуга в том, что он является первооткрывателем в литературной обработке уральских сказов. Один из результатов данной работы – его произведение &l…

Искусство и развлечения
Андерсен, “Русалочка”: краткое содержание для читательского дневника

Как необычен был человек, принесший в Данию волшебный мир сказки, – Ганс Христиан Андерсен! «Русалочка»… Краткое содержание этого произведения знакомо нам с детства. Трогательная история о любви. Ог…

Искусство и развлечения
“Приключения Чиполлино”: краткое содержание для читательского дневника

Наверное, очень мало есть людей, не слышавших об озорном мальчишке-луковке и его приключениях. Но не всегда легко изложить на бумаге то, что запомнилось. Итак, вашему вниманию – «Приключения Чиполлино&raqu…

Источник: http://monateka.com/article/119314/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector