Краткое содержание астафьев царь рыба точный пересказ сюжета за 5 минут

Царь-рыба

Краткое содержание Астафьев Царь рыба точный пересказ сюжета за 5 минут

Игнатьич — главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает «ладно» и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом.

В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьём, опытом предков и собственным, обретённым за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством.

Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, он сознаёт незаконность и неблаговидность своих поступков, боится «сраму», который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой.

Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой.

Рыба походила на «доисторического ящера», «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе».

Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних «козявках» и «вьюнцах», он с удивлением называет его «загадкой природы».

С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, что-то «зловещее» показалось ему в ней, и позже понял, что «одному не совладать с этаким чудищем».

Продолжение после рекламы:

Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: «Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!» Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств.

Но через некоторое время «жадность он почёл азартом», а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была ещё одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль рыбацкая.

«А-а, была не была! — подумал главный герой новеллы. — Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не «всякому Якову».

Отбросив сомнения, «удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу…». Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы. «Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке», — пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осётр «не по руке ему».

Да он и знал это с самого начала их борьбы, но «из-за этакой гады забылся в человеке человек». Игнатьич и царь-рыба «повязались одной долей». Их обоих ждёт смерть. Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. «Ну что тебе!.. Я брата жду, а ты кого?» — молит Игнатьич.

Жажда жизни толкает героя и на то, чтобы перебороть собственную гордыню. Он кричит: «Бра-ате-ельни-и-и-ик!..»

Игнатьич чувствует, что погибает. Рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы. Он понял: осётр жмётся к нему потому, что их обоих ждёт смерть. В этот момент человек начинает вспоминать своё детство, юность, зрелость.

Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством. Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжёлым грузом.

Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: «А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество — не вяжитесь с царью-рыбой, попадётся коды — отпушшайте сразу».

Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич? Оказалось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой — наказание за его дурные поступки.

Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: «Прос-сти-итееее… её-еээээ… Гла-а-аша-а-а, прости-и-и».

После этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле «десятки смертельных уд».

Игнатьичу сразу становится легче: телу — оттого что рыба не висела на нем мёртвым грузом, душе — оттого что природа простила его, дала ещё один шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни.

Автор пересказа неизвестен. На обложке: Иллюстрация А. Веркау.

Источник: https://briefly.ru/astafev/car-ryba/

Астафьев, «Царь-рыба»: краткое содержание, анализ :

Творчество Виктора Петровича Астафьева в основном посвящено военной тематике, но в данной статье мы обратимся к произведению, описывающему деревенский уклад.

Изображением суровых жизненных реалий на грани цензуры – вот чем всегда отличался Астафьев.

«Царь-рыба» (краткое содержание и анализ будут основными темами статьи) – ключевая повесть сборника с одноименным названием, потому ее рассмотрение поможет понять смысл всего произведения и замысел автора.

О книге

Не чужд деревенской тематике был Виктор Астафьев. «Царь-рыба» — это сборник рассказов, состоящий из двенадцати произведений. Основная тема всего сборника – единство природы и человека. Кроме того, здесь присутствует философская, социальная, нравственная проблематика, особое внимание уделено вопросам экологии.

Природа и человек неразрывно связаны, и в этой связи есть их бессмертие: ничего не исчезает бесследно, полагает Астафьев. «Царь-рыба» (краткое содержание подтвердит это) – центральная повесть всего сборника, в ней сконцентрированы основные мысли автора. Без ее прочтения и анализа невозможно понять всю глубину авторского замысла.

В. Астафьев, «Царь-рыба»: краткое содержание

Главный герой рассказа – Игнатьич. Работает он наладчиком станков, любит копаться в технике и страстно увлекается рыбалкой. Это неплохой человек, готовый бескорыстно помочь даже незнакомому человеку, но относящийся к окружающим несколько снисходительно.

Игнатьич был непревзойденным рыболовом. Не было ему равных в этом деле, и потому никогда он не просил ничьей помощи и справлялся сам. И всю добычу тоже забирал себе.

Брат

Хорошее знание человеческих взаимоотношений показывает в своем произведении Астафьев («Царь-рыба»).

Краткое содержание рассказывает о самом страшном завистнике Игнатьича – его младшем брате, тоже заядлом рыболове.

Часто ему удавалось вытеснять Игнатьича на безрыбные места, но даже там он умудрялся ловить отборную рыбу. Командор злился на нашего героя и за то, что он во всем преуспевал, и всякое дело у него спорилось.

Однажды встретились братья на реке. Младший начал угрожать старшему ружьем. Командор был взбешен, он ненавидел и завидовал брату. Но Игнатьичу удалось уйти от него. В деревне узнали об этом случае, и Командору пришлось идти извиняться перед старшим братом.

Царь-рыба

Начинает описывать обычный поход на рыбалку своего героя Виктор Астафьев. «Царь-рыба» — произведение экологической направленности, поэтому автор не упускает случая отметить, что Игнатьич занимается браконьерством. Вот почему персонаж находится в постоянном напряжении, боится появления рыбнадзора. Любая проходящая мимо лодка становится причиной для паники.

Игнатьич проверяет заранее поставленные самоловы. В них обнаруживается много рыбы, среди которой рыбак замечает очень большую.

Это оказался осетр, который настолько устал вырываться из сети, что теперь просто тянет ко дну. Игнатьич присмотрелся поближе, и что-то в облике рыбы показалось ему первобытным.

Ужас охватывает рыбака, он пытается подбодрить себя шутками и всаживает в добычу новые крючки.

Продолжает развитие действий новеллы «Царь-рыба» Астафьев. Содержание по главам повествует о том, что Игнатьича начинают одолевать сомнения. Внутреннее чутье подсказывает ему – один ты с рыбой не справишься, надо звать брата. Но мысль о том, что придется делить добычу, тут же отгоняет другие доводы.

Жадность овладевает Игнатьичем. Он думает о том, что и сам ничуть не лучше остальных хапуг. Но тут же начинает себя подбадривать, жадность воспринимается как азарт.

Тут ему в голову приходит мысль о том, что в сети его попалась царь-рыба. Такое счастье выпадает только раз в жизни, поэтому упустить ее нельзя.

Хотя дед когда-то говорил, что если попадется царь-рыба, ее нужно отпустить. Но Игнатьич не может допустить и мысли об этом.

Рыбак пытается затащить рыбу в лодку, но падает вместе с ней за борт и запутывается в сетях. Чудом ему удается выплыть и ухватиться за лодку. Игнатьич начинает молиться о спасении, кается в том, что отважился поймать царь-рыбу.

Рыбак и его добыча жались друг к другу, опутанные сетью, и слабели. Игнатьич начинает думать о том, что их судьбы с царь-рыбой сплелись, и впереди их ждет неизбежная смерть.

Зверь и человек

Произведение Астафьева «Царь-рыба» рассказывает о неразрывной связи человека и природы. Так, Игнатьич начинает размышлять о том, что участь у природы и людей одна.

Вдруг герой проникается ненавистью к рыбе, начинает ее бить, уговаривает смириться со смертью. Но все тщетно, рыбак только изматывает себя. В миг отчаяния Игнатьич зовет брата, но вокруг никого нет, кроме рыбы.

Темнеет, рыбак понимает, что умирает. Ему кажется, что рыба прижимается к нему как женщина, и что рыба – оборотень. Игнатьич начинает припоминать свою жизнь. Детство, занятое мыслями о рыбалке, а не учебой или играми… Смерть племянницы Тайки… Деда с его советами о том, что нельзя ловить царь-рыбу, если на душе есть грехи…

Игнатьич раздумывает, за что он так жестоко наказан и понимает, что все из-за Глашки. Когда-то он приревновал ее, чем сильно обидел невесту. Девушка его так и не простила, а расплата настигла рыбака сейчас.

Тут раздается шум лодочного мотора. Раба оживает, начинает биться и, выпутавшись из сети, уплывает. Игнатьич тоже получил свободу. И не только телесную, но и душевную.

В. Астафьев, «Царь-рыба»: анализ

Рассказ «Царь-рыба» одновременно символичен и драматичен. В нем изображается одновременно борьба и единство человека с природой.

Все произведение пронизано пафосом, который несет обличительный характер. Автор осуждает браконьерство, понимая его в самом широком смысле — браконьерство не только в природе, но и обществе.

Стремление к утверждению нравственных идеалов охватывает все повествование.

Неслучайно постоянно обращается к прошлому герой и сам Астафьев.

«Царь-рыба» (анализ эпизодов это подтверждает) дает понять, что именно в момент близости к смерти происходит осмысление жизненного опыта Игнатьича.

Становление характера героя напрямую оказывается в зависимости от социальных и экономических факторов. И даже несмотря на свою природную доброту и смелость Игнатьич оказывается неспособным противостоять им.

Таким образом, Астафьев подчеркивает огромную силу социума, которая оказывает влияние не только на человека, но и на природу в целом.

Источник: https://www.syl.ru/article/204999/new_astafev-tsar-ryiba-kratkoe-soderjanie-analiz

Краткое содержание — Царь-рыба — Астафьев

В. Астафьев — повествование в рассказах «Царь-рыба».

Век прошлый и век нынешний стали временемжестких испы­таний для человека и мира. Наша жизнь проходит в мегапо­лисах, среди бетонных домов, асфальта, загрязненного возду­ха, воды.

Читайте также:  Краткое содержание андерсен чайник точный пересказ сюжета за 5 минут

Остро встают перед нашим обществом экологичес­кие проблемы — результат необдуманных действий человека, грубого вмешательства его в мир природы.

Каждый сейчас понимает, что мы стоим на грани катастрофы: разрывается вековая связь между человеком и природой. И это является настоящей трагедией для всего человечества.

И этот трагизм взаимоотношений человека и природы на­шел свое отражений в творчестве многих советских писате­лей — В. Распутина, Ч. Айтматова, В. Астафьева. Вспом­ним, к примеру, сборник В. Астафьева «Царь-рыба» (пове­ствование в рассказах).

Основная тема книги — взаимодействие человека и при­роды. Писатель задается вопросом: каким должен быть на­стоящий хозяин Земли? При этом человек у Астафьева рас­сматривается как часть природы. Она произвела на свет все живое, создала человека. Он обязан любить и беречь ее, как собственную мать.

Большая часть книги у Астафьева посвящена экологичес­ким проблемам, безжалостному уничтожению земных богатств. Писатель рассказывает, как истребляют белую и красную рыбу на Енисее, уничтожают зверя и птицу. Два бра­та — резкий, грубый Командор и благообразный внешне, вни­мательный ко всем Зиновий Игнатьевич Утробин — искус­нейшие браконьеры.

Однако между собой враждуют. Однаж­ды ночью Игнатьичу повезло: на его самоловы попался ог­ромный осетр, «черный, лаково отблескивающий сутунок со вкось обломанными сучьями». Он попробовал поднять его в лодку, однако не смог.

В памяти Игнатьича был жив наказ деда: «Лучше отпустить ее, клятую, незаметно так, нечаянно будто отпустить, перекреститься и жить дальше, снова думать о ней, искать ее». Особенно это важно сделать, если за челове­ком есть какой-то грех. Но азарт не позволил герою выпус­тить рыбу: «Упускать такого осетра нельзя.

Царь-рыба попа­дается раз в жизни, да и то не всякому Якову». Игнатьич сно­ва стал вытягивать рыбину и вывалился из лодки, запутав­шись в собственных сетях. Так он оказался рядом, бок о бок, с царь-рыбой, в холодной воде.

В этой экстремальной ситуа­ции, на грани жизни и смерти, всплыли в памяти земные гре­хи, вспомнил он, как обидел когда-то свою односельчанку Глашу Куклину. Приревновал к лейтенанту, потом надругался над ни в чем не повинной девушкой. Спустя годы, поняв соб­ственную подлость, он просил у нее прощения. Но не смогла его простить Глаша.

«Пусть вас бог простит, Зиновий Игна­тьевич, а у меня на это сил нету, силы мои в соленый порошок смололись, со слезами высочились… Во мне не только что душа, во мне и кости навроде как пусты…», — сказал она. И вот герой искренне раскаивается в содеянном, молит о по­щаде, мысленно обращаясь и к Глаше, и к царь-рыбе, и ко всему белому свету.

Игнатьич дает себе слово, если останется цел, снова пойти к ней и молить ее о прощении, бросить браконьерство и уехать. И все это дает ему «какое-то еще не постигнутое умом освобождение». Рыба срывается и уходит в воду. Полуживого, потрясенного Игнатьича вытаскивает из воды Командор. Потеряв ногу, Зиновий Утробин продал дом, а перед отъездом «зачем-то ходил к Глафире Куклиной, недо­лго пробыл в ее дому, вышел совсем подшибленный, осекший­ся лицом».

Так тема природы сопрягается у Астафьева с темой Жен­щины, Матери. Автор требует самого чистого, бережного, це­ломудренного отношения к ней. Это придает повествованию философскую глубину. Человек, по мысли писателя, должен существовать в гармонии с природой. Характерны стихи од­ного из героев повествования, цитируемые автором:

Когда-нибудь придет в тайгу землянин без ружья, Попробует дослушать и понять все песни И, может быть, узнает с горькой мукой,

Как неразумен был и часто дик он,

И бил не птиц, а мирных, безоружных к нам посланцев, Старающихся песнею своей внушить любовь И доброту ко всякому живому существу.

А на земле его свинцом!Огнем! Обманом!

Не думая о том, что там, в глуби небесных океанов,

В иных мирах, возьмут да нас, землян, вдруг глухарями посчитают И встретят выстрелами в грудь…

Таким образом, герою Астафьева преподнесла ему урок сама природа. Бытовой, на первый взгляд, незначительный эпизод автор рассматривает в философском плане. Писатель возвращает наше сознание к гетевскому тезису: «Природа всегда права».

Здесь искали:

  • царь-рыба краткое содержание по главам
  • астафьев царь-рыба краткое содержание для читательского дневника

Источник: http://sochineniye.ru/kratkoe-soderzhanie-tsar-ryba-astafev/

Краткое содержание – «Царь-рыба» Астафьев (КРАТКО)

   Игнатьич — главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает «ладно» и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом.

    В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьем, опытом предков и собственным, обретенным за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством.

Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, он сознает незаконность и неблаговидность своих поступков, боится «сраму», который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой.

Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой.

    Рыба походила на «доисторического ящера», «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе».

Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних «козявках» и «вьюнцах», он с удивлением называет его «загадкой природы».

С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, что-то «зловещее» показалось ему в ней, и позже понял, что «одному не совладать с этаким чудищем».

    Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: «Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!» Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств.

Но через некоторое время «жадность он почел азартом», а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была ещё одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль рыбацкая.

«А-а, была не была! — подумал главный герой новеллы. — Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не «всякому Якову».

    Отбросив сомнения, «удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу…». Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы. «Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке», — пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осетр «не по руке ему».

Да он и знал это с самого начала их борьбы, но «из-за этакой гады забылся в человеке человек». Игнатьич и царь-рыба «повязались одной долей». Их обоих ждет смерть. Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. «Ну что тебе!.. Я брата жду, а ты кого?» — молит Игнатьич.

Жажда жизни толкает героя и да то, чтобы перебороть собственную гордыню. Он кричит: «Бра-ате-ельни-и-и-ик!..» Игнатьич чувствует, что погибает. Рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы. Он понял: осетр жмется к нему потому, что их обоих ждет смерть.

В этот момент человек начинает вспоминать свое детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством. Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжелым грузом.

Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: «А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество — не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды — отпушшайте сразу». Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич? Оказалось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака.

Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой — наказание за его дурные поступки. Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: «Прос-сти-итееее… её-еээээ… Гла-а-аша-а-а, прости-и-и».

После этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле «десятки смертельных уд». Игнатьичу сразу становится легче: телу — оттого что рыба не висела на нем мертвым грузом, душе — оттого что природа простила его, дала ещё один шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни.

Источник: http://libaid.ru/katalog/a/astafev-viktor/2841-kratkoe-soderzhanie-tsar-ryba-astafev-kratko

Краткое содержание “Царь-рыба” Астафьев

Главным героем новеллы является Игнатьич. Он умный и сметливый, всегда совет даст, если надо — то и делом поможет. За это все односельчане его уважают и любят.

Хоть герой часто помогает людям, он не искренен по отношению к ним. Рыбак не может наладить хорошие отношения и со своим братом.

В селе Игнатьича знают как самого умелого рыбака: у него есть особенное рыбацкое чутье, опыт предшественников и собственный опыт, приобретенный за долгие годы рыбачества. Но Игнатьич — браконьер, поэтому свои знания он применяет во вред природе.

Вылавливая много рыбы, герой понимает, что это противозаконно и наносит ущерб природе, но все равно продолжает этим заниматься.

Он боится позора (лодка рыбнадзора может в любой момент подкараулить его), но жадничает и хочет разбогатеть любой ценой.

Это и стало роковым обстоятельством Игнатьича при встрече с царь-рыбой.

Встреча рыбака с царь-рыбой

Царь-рыба была похожа на доисторического ящера: у нее не было век, ресниц, она глядела со змеиной холодностью. Рыбак был поражен размерами осетра, который вырос на одних «козявках» и «вьюнцах», он называет его «загадкой природы». При первой же встрече с царь-рыбой, браконьер увидел что-то зловещее в рыбе и понял, что самостоятельно он не сможет «совладать с этаким чудищем».

Читайте также:  Краткое содержание стивенсон чёрная стрела точный пересказ сюжета за 5 минут

Жадность Игнатьича не позволила ему позвать на помощь брата: он не хотел делить икру осетра даже на двоих. В какой-то момент ему самому стало стыдно от таких мыслей, но вскоре свою жадность он назвал азартом, а желание поймать осетра оказалось сильнее здравого смысла.

Игнатьич хотел поймать царь-рыбу еще и потому, что она была его рыбацкой удалью, ведь такое таинственное существо попадается раз в жизни, да и то не «всякому Якову».

Желание жить сильнее всякой гордыни

Отогнав прочь все сомнения, рыбак ударил в лоб царь-рыбу обухом топора, но очень скоро Игнатьич оказался в воде. Он был опутан своими же удочками и крючками, которые впились в его тело и тело осетра.

В тот момент рыбак понял, что ему не под силу победить огромную рыбу. Конечно, он осознавал это с самого начала их борьбы, правда, «из-за этакой гады забылся в человеке человек».

Браконьер и царь-рыба были связаны одной долей: их обоих ждала смерть. Однако Игнатьич не собирался умирать, он активно вырывался из цепких крючков. В отчаянии он даже заговорил с рыбой. Желание жить заставляло героя забыть о своей гордыне, и он, переборов себя, крикнул осетру: «Бра-ате-ельни-и-и-ик!..».

Рыбак чувствовал, что смерть не за горами, а рыба все плотнее прижималась к нему толстым и нежным брюхом. От такой почти женской ласковости холодной рыбы Игнатьич испытывал ужас.

Как и положено, в этот миг перед глазами рыбака пронеслись картинки из детства, юности, зрелости. Было много счастливых моментов, были и неудачи… Герой понял, что все его жизненные несчастья из-за браконьерства.

Игнатьич почувствовал, что его незаконное занятие тяжким грузом легло на его совесть.

Герой новеллы вспомнил, как старый дед поучал молодых рыбаков: «А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество — не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды — отпушшайте сразу».

Именно эти слова заставили Игнатьича задуматься еще больше. Оказалось, что рыбак совершил еще один грех: надругавшись над чувством невесты, он очень сильно обидел ее. Поступку Игнатьича не было оправдания. Рыбак понял, что наказан за свои дурные действия.

Главный герой обратился к Богу с просьбами развести их с рыбой, отпустить ее на волю. Он признал, что осетр сильнее его.

Мольбы Игнатьича помогли ему сохранить жизнь, ведь в конце концов царь-рыба освободилась от крючков и уплыла, забрав с собой «десятки смертельных уд».

Рыбаку сразу стало легче: его телу — потому что рыба больше не висела на нем мертвым грузом, и его душе — потому что природа простила грехи рыбака, дала ему шанс исправиться, начать жизнь с чистого листа.

Источник: http://dp-adilet.kz/kratkoe-soderzhanie-car-ryba-astafev/

Астафьев «Царь-рыба» Краткое содержание + анализ

Главная › Литература

В начале произведения описывается главный герой – Игнатьич. К людям он относился снисходительно, но однако всем помогал. Занимался Игнатьич рыбалкой, работал наладчиком пил и станков, но все называли его механиком, т.к. он любил покопаться в технике.

Когда он рыбачил и видел чужую сломанную лодку, он всегда помогал разобраться в неполадках другому. Покопавшись в моторе, Игнатьич говорил, что мотор не исправен либо чинил его. После этого, он доставал мыло и тряпицу, мыл руки. В качестве благодарности ничего не просил.

Что касается рыбалки, то в этом деле Игнатьичу не было равных: он ловил лучше всех, больше всех. Он всегда справлялся с ловлей один, и делится добычей ни с кем не приходилось.

И был у Игнатьича брат-завистник, тоже рыбак. Брат хотел вытеснить Игнатьича на безрыбье, но даже когда у него это и получилось, Игнатьич и там ловил рыбу, хоть меньше, но зато самую отборную. Злился на него брат-командор за это и за то, что он был во всем лучше его.

Как-то раз встретились два брата на реке, командор стал угрожать Игнатьичу ружьем. Младший был взбешен, но старшему удалось уйти. После этого, по деревне прокатилась новость об этом. Пришлось младшему извиняться.

Дальше идет описание одного из дней рыбалки. Игнатьич проверял самоловы, которые он ставил до этого. В двух из них – стерляди оказалось очень много. Затемно он подошел к третьему самолову. На нем помимо стерляди, была еще какая-то крупная рыба, а с крупной нужно действовать осторожно.

Несмотря на то, что Игнатьич был увлечен рыбалкой, он и про осторожность не завывал. Ему, как браконьеру, следовало бояться рыбнадзора, поэтому он все время держал ухо востро. Проехала какая-то лодка.

Все встрепенулось в Игнатьиче, но на его счастье это был грузовой корабль, а за ним прогулочный.

Чуть остановил Игнатьич свою работу, полюбовался на прогулочный корабль, но его отвлекла та самая большая рыбина.

Приглядевшись к рыбе, Игнатьич понимает, что эта рыба – осетр, и что она очень умаялась. Теперь только тянется ко дну, не дергается.

Удалось рассмотреть ему рыбу поближе и что-то первобытное показалось ему в ее облике.

Он пытается своими шуточками, снять с себя напряжение, но ему это не удается. Рыба вдруг кажется Игнатьичу зловещей, и он еще раз осмотрел рыбу и всадил в нее еще несколько крючков.

Но рыбак в нем говорит, что не совладать ему одному, нужно насадить крючков еще побольше да бросить рыбину в глубь, а потом звать братца на подмогу. Но при мысли о дележе, все разумное в нем замолкает. Он не хочет делить ни рыбы, ни ее икру.

Его умом завладела жадность. Он на мгновенье задумывается: он не лучше своего младшего брата и других хапуг.

Он вспоминает покойного Куклина, который говорил, что до поры до времени некоторым людям удается скрывать свою сущность, но чрезвычайные ситуации расставляют всех по местам.

Однако, он сам себя отвлекает от рассуждений, подзадоривает себя, принимая жадность за азарт. Но какая-то его часть все же призывала к разуму, он специально вслух приказал себе остановится, но это не помогло. Он рассчитывает, как бы ему оглушить рыбу.

Тут в его уме случайно промелькнула мысль, что царь-рыбу нельзя упускать, так как она не каждому попадается. И сам удивился этому открытию. Это царь-рыба.

Тут ему вспомнилось, что дед советовал отпускать царь-рыбу, если она попадется. Отпускать и дальше мечтать о ней. Но Игнатьич не послушался совета.
Он делает попытку перевалить рыбу в лодку, но внезапно не удержав равновесия падает в реку.

Он вместе с рыбой запутался в самоловах и думает уже, что это конец – рыба тянет его ко дну. Но он выплыл наружу и схватился руками за лодку.

Он молится о спасении, сожалеет о том, что взялся ловить царь-рыбу.

А рыба все жалась к нему. Они оба слабели. Игнатьич размышляет, почему скрестились их пути, думает, что их ждет одна и та же смерть.

И вдруг он понимает, что не хочет умирать.

Дальше идет размышление Игнатьича или самого автора об одной участи человека и зверя. Но чтобы были связаны человек и рыба – не бывало такого.

Тут он вспоминает опять старика Куклина, как он канул в воду и никто его не нашел, вспоминает утопленника, которого он случайно видел всплывшим на поверхность. И понимает, что не хочет он разделить их участь. Он бьет рыбу, руки его от этого слабеют, но он помогает удержаться за лодку себе подбородком.

Он просил рыбу смириться, ведь умерев, рыба поможет ему спастись. Он разговаривает рыбой так, как будто она его понимает. В отчаянии, он зовет младшего брата. Но в ответ тишина. Нет вокруг никого: только он и эта рыба.

Стало уже совсем поздно. Он видит, что вокруг все желтое и безголосое. Он понимает, что умирает и заставляет свое тело прийти в себя.

Он чувствует, что рыба жмется к небу, он сравнивает ее с женщиной. Он думает на рыбу, что она оборотень. Ему кажется, что она что-то вспоминает перед смертью, возможно свои грехи.

Но что она может вспоминать? Ведь не было в ее жизни ничего. И вдруг он проникся отвращением к этой рыбине. Дальше цитирую: «И из-за нее, из-за такой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла.»

Он вспоминает свою жизнь: детство, которого в общем-то и не было, т.к. он не учился, а постоянно думал о рыбалке; свои прежние должности и то, что его постоянно смещали с них, потому что его волновала только рыбалка, а на остальное он старался тратить как можно меньше времени.

Вспомнил, как задавили его племянницу Тайку. Вспомнил заветы деда, тот советовал ему: «А ешли у вас, робяты, за душой што есь, тяжкий грех, срам какой, варначество – не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды — отпушшайте сразу. Отпушшайте, отпушшайте!.. Ненадежно дело варначье».

Игнатьич думает, за какой же это грех ему такое наказание? И понял, что это ему за то, что Глашку обидел. Он из-за ревности сделал со своей невестой такое, чему нет ни прощения, ни оправдания. Долго он мучился из-за этого случая, прислал письмо с фронта, извинялся лично, но она не смогла его простить. Этот случай с царь-рыбой ему расплата за тот гнусный поступок.

Он кричит, просит прощения у Глаши, хочет уже отпустить руки от лодки, но пальцы онемели и не слушаются его.
Через некоторое время, он слышит мотор лодки.

Читайте также:  Краткое содержание платон апология сократа точный пересказ сюжета за 5 минут

От лодки проходит волна, рыбина оживляется из-за колебаний в воде, пытается уплыть с волной. Рыба рванулась и уплыла с множеством крючков в себе, а Игнатьич стал свободен. И телу, и душе стало легче.

Телу от того, что его не тянет вниз рыба, а душе «от какого-то не постигнутого умом освобождения.»

***

Главная тема этого рассказа, несомненно, — браконьерство. Игнатьич, пример человека, который не знает в рыбалке чувство меры, занимается ею все свое время и  не относится бережно к ресурсам природы.

А надо бы и задуматься над последствиями. Рано или поздно это небрежное отношение к природе нам «аукнется». И тогда взвоет волком человек и пожалеет о том, что приносил окружающему миру вред.

Но рассказ не только об этом, а еще и о связи человека и природы. Мы не отдельно от  нее, мы тесно с ней связаны. Она начнет утопать, гибнуть, и мы вместе с нею. Человек же очень часто думает, что он — бог, что он — царь природы, но нет. Человек и природа равны. Не стоит забывать об этом.

Много еще и «дополнительных» идей, таких как «все плохое, что мы сделали, вернется к нам обратно» «нужно знать во всем меру»

«во многих людях таится скрытая сущность, которую они не показывают до поры до времени» и т.д. Как говорится, каждый из книги выносит свой урок.

Источник картинки: bochkavpechatleniy.com

Источник: http://setadra.ru/2012/09/astafev-car-ryba-kratkoe-soderzhanie-analiz/

Краткое содержание повести Астафьева “Царь-рыба”

Игнатьич – главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает “ладно” и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом.

В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьем, опытом предков и собственным, обретенным за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством.

Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, он сознает незаконность и неблаговидность своих поступков, боится “сраму”, который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой.

Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой.

Рыба походила на “доисторического ящера”, “глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе”.

Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних “козявках” и “вьюнцах”, он с удивлением называет его “загадкой природы”.

С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, что-то “зловещее” показалось ему в ней, и позже понял, что “одному не совладать с этаким чудищем”.

Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: “Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!” Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств.

Но через некоторое время “жадность он почел азартом”, а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была еще одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль рыбацкая.

“А-а, была не была! – подумал главный герой новеллы. – Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не “всякому Якову”.

Отбросив сомнения, “удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу…”. Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы…. “Реки царь и всей природы царь – на одной ловушке”, – пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осетр “не по руке ему”.

Да он и знал это с самого начала их борьбы, но “из-за этакой гады забылся в человеке человек”. Игнатьич и царь-рыба “повязались одной долей”. Их обоих ждет смерть. Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. “Ну что тебе!.. Я брата жду, а ты кого?” – молит Игнатьич.

Жажда жизни толкает героя и на то, чтобы перебороть собственную гордыню. Он кричит: “Бра-ате-ельни-и-и-ик!..”

Игнатьич чувствует, что погибает. Рыба “плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом”. Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы. Он понял: осетр жмется к нему потому, что их обоих ждет смерть. В этот момент человек начинает вспоминать свое детство, юность, зрелость.

Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством. Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжелым грузом.

Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: “А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество – не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды – отпушшайте сразу”.

Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич? Оказалось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой – наказание за его дурные поступки.

Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: “Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!” Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: “Прос-сти-итееее… ее-еээээ… Гла-а-аша-а-а, прости-и-и”.

После этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле “десятки смертельных уд”.

Игнатьичу сразу становится легче: телу – оттого что рыба не висела на нем мертвым грузом, душе – оттого что природа простила его, дала еще один шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни.

Краткое содержание повести Астафьева “Царь-рыба”

Другие сочинения по теме:

  1. “Царь-рыба”; В. Астафьева Человек и природа, их единство “Царь-рыба” В. Астафьева Человек и природа, их единство и противоборство – стержневая тема “Повествования в рассказах” Виктора Астафьева. Пожалуй, никогда…
  2. Человек и природа в романе В. Астафьева “Царь-рыба” Роман В. Астафьева относится к онтологической прозе, проблемы взаимоотношений природы и человека являются центральными в произведении. Форма повествования в рассказах,…
  3. Краткое содержание драмы Чжэна Тинъюя “Царь Чжао из Чу” Ы Царь У советуется со своими сановниками Сунь У, У Цзы-сюем и Бо Си о том, как вернуть волшебный меч,…
  4. Царь Эдип Аннотация к трагедии Софокла “Царь Эдип”; Софокл Царь Эдип Аннотация к трагедии Софокла “Царь Эдип” Софокл – великий греческий драматург, подаривший нам одно из самых восхитительных произведений…
  5. Вопросы с ответами и планы к сочинениям к повести “Старик и море” Тема: Осмысление взаимоотношений человека с природой в повести Э. Хемингуэя “Старик и море”. Э. Хемингуэй – человек-легенда еще при жизни….
  6. Краткое содержание повести Астафьева “Звездопад” Повесть написана от лица Миши Ерофеева. Конец Великой Отечественной войны. Девятнадцатилетний Миша Ерофеев лежит в Краснодарском госпитале. У него тяжелое…
  7. Краткое содержание повести Астафьева “Пастух и пастушка” По пустынной степи вдоль железнодорожной линии, под небом, в котором тяжелым облачным бредом проступает хребет Урала, идет женщина. В глазах…
  8. Краткое содержание рассказа Астафьева “Васюткино озеро” Рыбакам из бригады Григория Афанасьевича Шадрина, Васюткиного отца, не везло. Вода в реке поднялась, и рыба ушла на глубину. Вскоре…
  9. Вічні теми в оповіданнях Астафьева Оповідання про простори великої сибірської ріки, безкрайній тайзі, блакиті й широчіні піднебесся, “нескінченне світобудови й міцності життя”, що “грає” у…
  10. Краткое содержание трагедии Софокла “Царь Эдип” Это трагедия о роке и свободе: не в том свобода человека, чтобы делать то, что он хочет, а в том,…
  11. Краткое содержание рассказа Астафьева “Жизнь Трезора” Ы Трезор, “пестрый кобель с крупными лапами и сонной мордой”, целый день лежит на крыльце, мечтая прорваться в дом и…
  12. Краткое содержание трагедии Толстого “Царь Федор Иоаннович” В доме Ивана Петровича Шуйского, в присутствии многих духовных лиц и некоторых бояр, решают развести Федора Иоанновича с царицею, Годуновой…
  13. Краткое содержание трагедии Толстого “Царь Борис” В день Борисова венчания на престол бояре исчисляют плоды его правления: и пресеченный мор, и завершенные войны, и урожаи. Они…
  14. Краткое содержание рассказа Астафьева “Зачем я убил коростеля?” Ы Рассказчик вспоминает, как ранней осенью лет сорок назад, возвращаясь с рыбалки, он увидел птицу. Она попыталась убежать, но неуклюже…
  15. Краткое содержание повести Хемингуэя “Старик и море” Старик Сантьяго живет в маленьком рыбачьем поселке на Кубе и рыбачит совсем один. Последний раз он провел в море 84…
  16. Краткое содержание повести Быкова “Сотников” Зимней ночью, хоронясь от немцев, кружили по полям и перелескам Рыбак и Сотников, получившие задание добыть продовольствие для партизан. Рыбак…
  17. Краткое содержание романа Астафьева “Прокляты и убиты” Книга первая. Чертова яма Действие происходит в конце 1942 года в карантинном лагере первого резервного полка, расположенного в Сибирском военном…
  18. Краткое содержание рассказа Астафьева “Белогрудка” Маленькая деревенька в три дома, Зуяты, стоит между двух озер. За деревней – крутой косогор, заросший густым лесом из ели…
  19. Краткое содержание рассказа Астафьева “Людочка” Лет пятнадцать назад автор услышал эту историю, и сам не знает почему, она живет в нем и жжет сердце. “Может,…
  20. Жизненный сюжет и содержание повести-притчи Э. Хемингуэя “Старик и море” На уроке зарубежной литературы мы изучали произведение Э. Хемингуэя “Старик и море”. Литературоведы определяют жанр этого произведения как повесть-притча, т….

Источник: https://ege-russian.ru/kratkoe-soderzhanie-povesti-astafeva-car-ryba/

Ссылка на основную публикацию