Краткое содержание басни крылова слон и моська точный пересказ сюжета за 5 минут

Басня как литературный жанр. И.А.Крылов «Слон и Моська»

Краткое содержание басни Крылова Слон и Моська точный пересказ сюжета за 5 минут

Айкодыкова Светлана Мардихановна

учитель русского языка и литературы І категории

средней школы №273, г. Байконур

Тема урока: Басня как литературный жанр. И.А.Крылов «Слон и Моська»

Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова “Слон и Моська”.

Задачи:

  • Образовательные: систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, расширить круг читаемых басен;
  • Развивающие: развивать аналитические и творческие способности, умение рассуждать, выразительно читать, пересказывать, инсценировать басню;
  • Воспитывающие: воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры, способствовать формированию нравственных качеств.

Тип урока: урок усовершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок-беседа, комбинированный.

Методы: групповая, коммуникативная, диалог.

Оборудование:мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

1. Организационный момент.

– Урок литературного чтения, но прежде, чем его начнём, хотелось бы узнать какое у вас настроение. 

– Покажите ту полоску, которая соответствует вашему настроению. (На партах лежат полоски-“настроения” двух видов. Зелёная – настроение радостное, весёлое. Красная – тревожное)

— А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.

– Рада, что у многих ребят хорошее настроение, надеюсь, что наш урок улучшит настроение другим ребятам.

2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: —Прочитайте отрывки, определите жанр произведения, автора и название.

1. Электроник взял бумагу и карандаш Раздел «Любимые книги» Приключения

Электроника. Евгений Велтистов.

и мгновенно нарисовал чертёж

2. Королева издает Указ о том, чтобы к Новому году была доставлена во дворец полная корзина подснежников, за что обещает наполнить корзину золотом. ( «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршак. Драматическая сказка.)

3. Вот то-то мне и духу придает,

Что я совсем без драки, И . А. Крылов «Слон и Моська»

Могу попасть в большие забияки.

Учитель: — Какие произведения нам уже знакомы, и с чем мы встретились на уроке впервые?

— Какая тема сегодняшнего урока?

Иван Андреевич Крылов « Слон и Моська» ( с. 91)

3.Постановка цели и задач урока. Выявление места и причины затруднения (постановка проблемного вопроса).

Сценка «Встреча с И.А.Крыловым»

Входит Крылов. У него в руках книга с надписью «Эзоп. Басня». Он читает книгу. Появляются Оля, Игорь и профессор.

Игорь: Оля, смотри, мы в Москве 19 века!

Оля: А что это за книги? (показывает на книги у доски)

Пока Оля и Игорь рассматривали книги, Николай Александрович вступил в разговор с незнакомцем

-Интересуетесь баснями Эзопа, милостивый государь?

— Да, и весьма. А каковы ваши интересы, позвольте узнать?

— Я интересуюсь детским чтением… но, простите, я не представился.

— Профессор Рождественский к вашим услугам.

— Крылов, Иван Андреевич, — в свою очередь представился его собеседник, приподняв шляпу.

Игорь схватил Олю за руку, и близнецы, забыв о приличиях, стали в упор рассматривать человека лет 35, высокого , с грузной фигурой. (Ну конечно же, это тот портрет висел у них в классе, только живой Крылов, которого они сейчас видели, был значительно моложе)

— Позвольте выразить вам свое восхищение, сударь,- продолжал Николай Александрович. – Я знаком с вашими пьесами и баснями, весьма и весьма занятно. Жаль, что басни не всегда пригодны для детского чтения, хотя и поучительны.

— Я не могу с вами согласиться, милостивый государь, — возразил Крылов,- напротив, я видел, как читают мои басни дети. Им понятен смысл и интересен короткий занимательный сюжет. Басни чем-то напоминают сказки: Дети любят разыгрывать басни. Так – то, сударь….- и Крылов, поклонившись на прощанье, уходит.

-Нам пора, друзья мои, — обратился к детям Николай Александрович

Игорь, наконец, пришел в себя после всего увиденного и услышанного.

— Хм, басни, — сказал он вдруг. – Я никогда их особенно не любил, а теперь почему – то захотелось почитать Крылова.

— Как только вернемся, мы обязательно почитаем, — отозвался Н.А.

Учитель: — Итак, ребята, вы уже поняли, что мы встретились с великим баснописцем 19 века И.А.Крыловым. — С кем встретились наши герои? Что из их разговора вы узнали о Крылове? Что утверждает Николай Андреевич? С чем не согласен И.А. Крылов? Как бы вы сформулировали проблемный вопрос урока? 

— А теперь сравним ваши вопросы с проблемным вопросом авторов учебника лит. чтения.

Проблемный вопрос: — Актуальны ли басни И. А. Крылова в наше время и почему мы их читаем, заучиваем? 

— Совпали наши мнения?

4. Построение проекта выхода из затруднения. ( способ, план, средство).

Учитель: – Посмотрите внимательно на экран. 

– Чей портрет вы видите? (Портрет И. А. Крылова.)

— Сегодня мы с вами продолжим знакомство с удивительным человеком, который жил в 19 веке. Художник К.Брюллов изобразил его сидящим в кресле. На темном фоне выделяется лицо с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека

-Что волновало его, о чем он писал, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам предстоит узнать.

Слова: биография, басня, мораль, «Слон и Моська», актуальность — будут опорными словами на уроке.

5. Реализация построенного проекта.

– Мои помощники на уроке познакомят нас с

краткой биографией И. А. Крылова. 

1-йученик:Родился будущий знаменитый писатель 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера . Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать следила за его занятиями. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате.

2-й ученик: Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык.

3-й ученик:В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных

4-ученик: . И.А.Крылов сочинял не только басни. Он создавал оперы, комедии, трагедии, повести и даже роман. Свою первую пьесу он сочинил, когда ему было 15 лет, и получил за нее от издателя немалый по тем временам гонорар – 60 рублей. Радость Крылова была велика.

Но он обрадовался еще больше , когда вместо денег ему позволили выбрать на эту сумму книги лучших драматургов. Тогда ему было 15 лет. А в 20 лет он уже самостоятельно издавал журнал «Почта духов» и печатал в нем свой роман. А басни Крылов начал писать в 1806 году, то есть в начале 19 века. За свою жизнь И.А.Крылов написал более 200 басен.

Читайте также:  Краткое содержание саша чёрный дневник фокса микки точный пересказ сюжета за 5 минут

За свою литературную деятельность И.А.Крылов был избран академиком Петербургской Академии наук. Именно басни обессмертили его имя

5-ученик: Басни люди стали писать еще в древности. Первые басни, сохранившиеся до наших времен, принадлежат древнегреческому баснописцу Эзопу. Его книгу читал Крылов при встрече с нашими героями. Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми., обладающими властью. Он стал придумывать истории, которые случались с животными.

И хотя все понимали , что идет речь о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том , что он высмеивает поступки определенного человека. Т.Е. Эзоп придумал иносказание, иносказательную речь. И мы, читая басни, будем учиться понимать иносказательную речь. В каждой стране свои баснописцы. В Росcии лучшим баснописцем считается И.А.Крылов.

Учитель: Что вы можете добавить из биографии о писателе?

– Вам знакомы произведения И.А. Крылова?
— Давайте вместе с вами вспомним их.

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза…»

Учитель:— Кто сможет продолжить?

  1. «Вороне где-то бог послал кусочек сыру… 
    На ель ворона взгромоздясь,Позавтракать было совсем

    Уж собралась…»

Учитель: -Что еще вы можете прочитать из произведений Крылова? (чтение 1-2 отрывков) – Кто из казахских поэтов переводил произведения Крылова? –Вы можете вспомнить какие –нибудь строки?

6. Первичное закрепление с проговариванием.

Учитель:

— Как вы считаете, к какому литературному жанру относятся эти произведения? ( басня)

– Что такое басня?
– Трудно ответить на этот вопрос? Где можем найти ответ? 

Параллельно, работаем в тетради, с. 37, 1 задание.

— Читаем монолог Крылова (самостоятельное чтение, затем выборочное чтение и запись в рабочей тетради) по цепочке

Я вам постараюсь помочь. Работа с текстом и в тетради, чтение вывода.

— Читаем, что же такое басня?

(Басня – это занимательный короткий рассказ, в форме диалога, где герои – животные, предметы, иногда люди, выражают основную идею о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера.

Учитель:- Вывод или поучение, в котором выражена главная мысль – это моральбасни.

— Вспомните, в басне «Стрекоза и муравей» какова мораль? (Ты все пела, это дело, так поди же, попляши…)

7. Знакомство с басне Крылова «Слон и Моська»

Учитель. Сегодня мы знакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова. “Слон и Моська”.

Прогнозирование содержания

– Посмотрите на иллюстрацию. Как думаете, о чём эта басня?

Самостоятельное чтение .

2.Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения.

– Оправдались ли ваши предположения о содержании басни?

2.Словарная работа.

– Встретились ли вам незнакомые слова?
– Давайте посмотрим значение этих слов.

Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Напоказ – для вида, для показа
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Отколе – откуда.
Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая. 
Диковинка – странная, удивительная вещь или явление

— Поработаем над басней и прочитаем её более внимательно.

Вы будете работать в группах. Работу выполняем, следуя инструкции.

1 группа. Инструкция к выполнению работы.

Прочитайте басню «по цепочке» и ответьте на вопросы.

1. Где происходит действие?

2. Назовите действующих лиц басни. (Действующие лица в басне: автор, Моська, Шавка)

3. Как ведёт себя Моська? (Она громко лает и набрасывается на Слона.)

4. Как слон отнесся к нападению Моськи? (Слон спокойно идет по улице, и, даже, не замечает Моську)

Свой ответ начните так. Слона привезли в город для выступления. Циркач-дрессировщик водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление. Люди, никогда не видевшие слона, смотрят с удивлением.

Это ответ на 1 и 2 вопрос, дальше ответы продолжите самостоятельно.

2 группа. Инструкция к выполнению работы.

Прочитайте «по цепочке» басню.

Используя выборочное чтение, ответьте на вопросы.

1. Какой вы представляете Моську? А слона?

2. Какой вы представляете Шавку?

3. Найдите в тексте и прочитайте, что посоветовала Шавка Моське? (Соседка…….)

4. Прочитайте, зачем Моська напала на слона? (что она без драки…..

5.Что высмеивает И.А. Крылов в басне?

(Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится, даже, Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.)

Учитель. — Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание.

3 группа.

Подготовьтесь прочитать басню по ролям.

– Сколько нужно человек для чтения? (3)– Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.

– Какова мораль этой басни (Ай, Моська….)

— Работу 3 группы мы проверим чуть позже.

Чтение мастером художественного слова.

– Ребята, я предлагаю вам посмотреть диафильм «Слон и Моська»
– Послушайте внимательно, с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром?

Заметили разницу при чтении?

Чтение по ролям- 3 группа.

— Давайте попробуем и мы, прочитать басню по ролям, соблюдая правильную интонацию.

Выступление 3 группы.

Учитель: – Когда в жизни можно употребить слова: “Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!?”

(– Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)

9. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель: — Вернемся к важному вопросу.

Почему мы до сих пор читаем, заучиваем басни И.А.Крылова и они актуальны в наши дни?

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее задание. Прочитайте слова. (Ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, трудолюбие, хвастовство.) Разбейте их на две группы. 

1-я: черты характера, которые высмеивает баснописец.
2-я: черты характера, которые одобряет баснописец.

Подводящий диалог.

Учитель – Посмотрев, вашу работу, со многими я согласна .
Проверим , как вы разделили слова на 2 группы. 

 — Оцените свою работу. (Самопроверка)

– Чему учат басни? Назовите положительные качества……..

– Так почему же басни Крылова актуальны в наше время?

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Учитель:Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами.

По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе.

Читайте также:  Краткое содержание лесное эхо скребицкий точный пересказ сюжета за 5 минут

Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

– Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились.

Самооценка учащихся и оценка учителя.

Домашнее задание:

а) Выучить басню «Слон и Моська» наизусть.
б) Прочитать басню выразительно, нарисовать свою иллюстрацию к басне «Слон и Моська» И.А.Крылова. ( по желанию)

Рефлексия.

– У каждого ребёнка на парте маленькое «сердечко» из цветной бумаги. Напишите на «сердечке» одно слово, чему научили вас басни И. А. Крылова.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/basnia_kak_litieraturnyi_zhanr_i_a_krylov_slon_i_mos_ka

Басня «Слон и Моська». Суть и мораль басни :

В России великим басенником был Иван Андреевич Крылов. В собрании сочинений И. А. Крылова третий том посвящен именно этому жанру литературы. Среди произведений есть и известная басня «Слон и Моська», которая была написана где-то в июне 1808 года и впервые издана в журнале «Драматический вестник».

Сюжет басни

Однажды в один неизвестный город привезли слона, чтобы показать людям этакого диковинного экзотического зверя.

Когда его, большого и важного, вели по шумным улицам, вдруг, откуда ни возьмись, на встречу к нему выбежала маленькая собачонка — дворняжка Моська, которая стала истерично лаять, метаться и буквально лезть в драку со слоном.

Ее знакомая, Шавка, намекнула ей, что не стоит так надрываться, ведь слон тебя даже не замечает. Но Моська на то и рассчитывает, чтобы показать свое видимое превосходство над эти огромным животным.

Суть басни «Слон и Моська»

Интересное мнение по поводу морали этой знаменитой басни создается у читателей. Ведь каждый для себя видит в ней что-то свое, близкое, особенное и понятное.

При этом расставляются акценты на том месте, где, как кажется читателю, скрыт самый важный смысл, который поучает и предупреждает.

Одни, например, видят, что вся главная суть басни выражена лишь в заключительных словах басни: «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона!»

Другие видят главный смысл в том, что именно таким шумным и вроде бы бестолковым действием можно произвести очень выгодное мнение на окружающих. Но на людей умных и проницательных этот прием не действует, ведь им важнее всего не слыть кем-то, а быть.

Басня «Слон и Моська». Анализ

Итак, в басне два главных героя. Это Слон и Моська. Но все же главное действующее лицо — Моська. Если немного подумать, то станет ясно, что это типажи и образы двух абсолютно разных по нравственному и по социальному восприятию людей.

Понятное дело, что Слон здесь выступает как воспитанный и благоразумный человек со статусом, который четко знает свои цели и задачи и определенно следует за ними, несмотря на козни врагов, которых он просто старается не замечать.

И зная все это, на публике появляется наша «уважаемая» дворняжка Моська – человек, который умеет искусно использовать различные ситуации себе на пользу, но за счет другого – сильного и благоразумного человека, который в силу своего авторитета не захочет с ней связываться.

Басня «Слон и Моська» обладает довольно интересным и неоднозначным смыслом. На самом деле Моська затеяла это все для того, чтобы воспользоваться случаем и обратить на себя внимание других собак, показать свое бесстрашие и смелость.

Кстати, такие приемы люди очень часто используют в своих корыстных целях, дабы таким образом выслужиться перед другими. Они специально идут на такие уловки, считая, что раз им не ответили, значит, они превосходят того, на кого «лают».

Басня «Слон и Моська» с особой остротой сумела показать, насколько нелепы и тщетны усилия маленькой собачки Моськи и еще более смешно и глупо ее собачье окружение, которое воспринимает все ее действия за чистую монету.

Источник: https://www.syl.ru/article/181301/new_basnya-slon-i-moska-sut-i-moral-basni

Анализ басни Крылова «Слон и Моська»

Басня «Слон и Моська» была написана Крыловым не позднее 1808 года. Первая публикация этой басни состоялась в журнале «Драматический вестник». Для басни Иван Андреевич использовал сюжет, близкий к притче А.П.Сумарокова «Мышь и слон». Действие басни происходит на городских улицах, по которым водят диковинное для нашей страны животное – слона.

Естественно, за слоном ходят толпы любопытствующих горожан, желающих посмотреть на это огромное чудо природы.<\p>

Завидев слона, на него с лаем бросается маленькая собачка, которую автор называет Моськой. Она неистово лает на невозмутимого слона.

Другая собака делает замечание Моське, говоря, что та старается зря – ведь слон совсем не обращает на Моську внимания. На это Моська отвечает, что она лает на слона с расчетом, прекрасно понимая, что тот не отреагирует на ее нападки. Моська рассчитывает за счет своего поведения, ничем особо не рискуя, получить репутацию забияки.

Она надеется, что о ней будут говорить, как о сильной собаке, которая смеет лаять на такое величественное существо, как слон.

Непростое дело – людская молва. Иногда и хорошего человека, спокойно идущего своей дорогой, могут облаять люди с мелкой душонкой. Из-за чего? Если бы они толково указывали: «Это не так, другое не так».

Отчего не указать! Всякому честному, искреннему указанию, сделанному не ради задора, а из любви ко всеобщему благу, можно только порадоваться. А лает подчас негодный человек, только, чтобы себя показать. Таких задорных «брехунов» Крылов изобразил в своей басне в виде Моськи.

Заключительные строчки басни получили такую популярность, что со временем стали пословицей.

Басня «Слон и Моська» высмеивает тех расчетливых людей, которые посредством скандальных нападок на известных личностей рассчитывают завоевать уважение и расположение людей из своего круга.

Они прекрасно понимают, что их нападки настолько мелки, что великие мира сего просто не обратят на них внимания. И можно, таким образом, ничем особо не рискуя, стать авторитетной и уважаемой личностью.

Такие люди встречаются нередко и в наши дни, поэтому басня Крылова «Слон и Моська» по-прежнему остается актуальной и востребованной.

Определяя мораль басни «Слон и Моська», можно сказать так: несуразны и смешны средства достижения цели Моськи, недальновидны и собаки, находящиеся рядом с Моськой, принимающие её выходки за чистую монету. Уловки Моськи направлены именно на них, собак, а не на Слона. Люди, подобные Моське, могут создать вокруг себя ажиотаж, но умные разберутся, что за этим стоит.

Источник: http://DetskiyChas.ru/school/krylov/analiz_slon_i_moska/

План-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему: Басня И.А.Крылова «Слон и Моська». Мораль басни

  1. Прочитайте самостоятельно басню.
  1. Оправдались ли ваши предположения?
Читайте также:  Краткое содержание лермонтов три пальмы точный пересказ сюжета за 5 минут

б) Словарная работа.

1. Многие слова и выражения вам непонятны, почему?

  ЗЕВАКИ — люди которые слоняются по улицам

                                   без дела

  НАПОКАЗ —  обращает внимание для вида

  ЗАБИЯКА — человек, который любит

                                       затевать ссоры.

  ОТКОЛЕ – откуда

  ШАВКА – непородистая собака

  ДИКОВИНКА – странная, удивительная

   вещь или явление.

б) Вторичное чтение.

  Поближе познакомимся с языком басни, объясним слова и  выражения:

— отколе ни возьмись

— метаться

— срамиться

— возиться

— вот то-то мне и духу придаёт

в) Самостоятельная работа по вопросам (в парах) с проверкой.

— Назовите действующих лиц басни.

— Как ведёт себя Моська?

— Как Слон отнёсся к нападению Моськи?

— Какой вы представляете Моську? А слона?

— Почему Крылов назвал собаку Моська, а не Дружок?

— Какой вы представляете Шавку?

г) Выборочное чтение.

— Найдите в тексте и прочитайте, что посоветовала Шавка Моське?

— За что Шавка осуждает Моську?

— Прочитайте, зачем Моська напала на Слона? (что она без драки…)

— Что высмеивает И.А.Крылов в басне?

— Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание.

— Какова мораль басни? Есть ли здесь поучение?

Давайте попробуем сами сочинить поучение  к этой басне.

(Работа в группе). Проверка.

 Чтение  басни мастером художественного слова.

-Ребята, я предлагаю вам послушать, как басню читает мастер художественного слова И.Ильинский.

— Послушайте с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром?

Грамзапись

— Мы тоже поучимся читать басню выразительно.

е) Работа над выразительным чтением басни.

Возьмите простой карандаш, поставьте логическое ударение, обозначьте паузы, действующих лиц.

      Чтение по ролям.

Рефлексия.

— Какова мораль этой басни? (Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!)

— Когда в жизни можно употребить эти слова?

( Эти слова можно употребить тогда, когда человек берётся за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)  

 — Можно ли с подобными Моськами встретиться в реальной жизни?

   — Какова цель басни?(Осмеяние человеческих пороков)

    — Современны ли басни в наши дни?

    —  Почему сюжеты не устаревают?

   — Напишите коротко на сердечке, чему учат нас басни Крылова?

(Дети прикрепляют «сердечки» к портрету И.А.Крылова.)

Поэты, к сожалению, как и все люди, не бессмертны, уходят из жизни. Но их произведения и имена живут вечно: в книгах, памятниках, названиях улиц, переулков. Ещё 12 мая 1855 года в Летнем Саду был открыт памятник “Дедушке Крылову” (Слайд)

            В Твери на улице Бебеля поставили памятник И.А. Крылову,          так как там он провел свои детские годы. (Слайд)

 Домашнее задание: на «5» – подготовить рассказ об

   И.А. Крылове или выучить басню;

    на « 4»- выразительно читать басню.

Заканчиваем урок стихами П.А. Вяземского

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль,

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль

И не забудут этой были,

Пока по – русски говорят:

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/01/21/basnya-iakrylova-slon-i-moska-moral-basni

Слон и Моська. Басня Крылова

Кто такие Слон и Моська, знает, пожалуй, каждый, и взрослый, и ребенок, ведь герои известной басни Крылова уже давно перешли в разряд нарицательных имен. Чем же они заслужили такую славу? – читайте в басне «Слон и Моська».

Басня «Слон и Моська»

По улицам Слона водили, Как видно, напоказ. Известно, что Слоны в диковинку у нас, Так за Слоном толпы зевак ходили. Отколе ни возьмись, навстречу Моська им. Увидевши Слона, ну на него метаться, И лаять, и визжать, и рваться; Ну так и лезет в драку с ним.

«Соседка, перестань срамиться, – Ей Шавка говорит, – тебе ли со Слоном возиться? Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет Вперед И лаю твоего совсем не примечает. – «Эх, эх! – ей Моська отвечает, – Вот то-то мне и духу придает, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки: «Ай, Моська! знать, она сильна,

Что лает на Слона!»

Мораль басни Крылова «Слон и Моська»

В отличие от остальных произведений автора в басне «Слон и Моська» вы не найдете строк, являющихся моралью поучительного стихотворения. В них есть лишь подсказки, направляющие мысли читателя в нужную сторону, а их здесь несколько:

  • кто бы не встречался вам на жизненном пути и что бы он не говорил, не обращайте на них своего внимания, а просто идите своей дорогой (как слон);
  • стремясь поднять свой авторитет в глазах окружающих, выбирайте равного себе оппонента, иначе в серьез вас просто никто не воспримет (как Моську).

Анализ басни «Слон и Моська»

В басне «Слон и Моська» есть два противоположных друг другу (по размеру, воспитанию, уму) главных персонажа.

Первый из них – это Слон, важный, величественный, авторитетный. Он просто идет своей дорогой и не обращает внимание на того, кто лает на него снизу. И этим он сохраняет свое достоинство и важность.

Второй персонаж – небольшая собачка Моська, которая заметив Слона, начала всячески привлекать к себе внимание: гавкать, рваться, визжать.

Но внимание она хочет привлечь не того, с кем задирается, а окружающих его людей и животных, так как, по ее мнению, такое поведение выставляет ее очень смелой и сильной.

Только вот окружающие не глупы, поэтому поведение Моськи вызывает у них не уважение, а насмешки.

Крылатые выражения из басни «Слон и Моська»

  • «Без драки … попасть в большие забияки» – трактуется в басне «Слон и Моська», как заслужить репутацию смельчака ничего для этого не предпринимая, в силу стечения определенных обстоятельств.

  • «По улицам слона водили» – вне контекста используется в значении «показывали что-то необычное, диковинное».
  • «Знать, она сильна, что лает на Слона» – сегодня стало идиомой «грозить негромко, трусливо, исподтишка».

Читать все басни Крылова

Источник: https://ihappymama.ru/iq/basni/slon-i-moska-basnya-krylova/

Ссылка на основную публикацию