Басня как литературный жанр. И.А.Крылов “Слон и Моська”
Айкодыкова Светлана Мардихановна
учитель русского языка и литературы І категории
средней школы №273, г. Байконур
Тема урока: Басня как литературный жанр. И.А.Крылов «Слон и Моська»
Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова “Слон и Моська”.
Задачи:
- Образовательные: систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, расширить круг читаемых басен;
- Развивающие: развивать аналитические и творческие способности, умение рассуждать, выразительно читать, пересказывать, инсценировать басню;
- Воспитывающие: воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры, способствовать формированию нравственных качеств.
Тип урока: урок усовершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок-беседа, комбинированный.
Методы: групповая, коммуникативная, диалог.
Оборудование:мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.
1. Организационный момент.
– Урок литературного чтения, но прежде, чем его начнём, хотелось бы узнать какое у вас настроение.
– Покажите ту полоску, которая соответствует вашему настроению. (На партах лежат полоски-“настроения” двух видов. Зелёная – настроение радостное, весёлое. Красная – тревожное)
– А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
– Рада, что у многих ребят хорошее настроение, надеюсь, что наш урок улучшит настроение другим ребятам.
2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: –Прочитайте отрывки, определите жанр произведения, автора и название.
1. Электроник взял бумагу и карандаш Раздел «Любимые книги» Приключения
Электроника. Евгений Велтистов.
и мгновенно нарисовал чертёж
2. Королева издает Указ о том, чтобы к Новому году была доставлена во дворец полная корзина подснежников, за что обещает наполнить корзину золотом. ( «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршак. Драматическая сказка.)
3. Вот то-то мне и духу придает,
Что я совсем без драки, И . А. Крылов «Слон и Моська»
Могу попасть в большие забияки.
Учитель: – Какие произведения нам уже знакомы, и с чем мы встретились на уроке впервые?
– Какая тема сегодняшнего урока?
Иван Андреевич Крылов « Слон и Моська» ( с. 91)
3.Постановка цели и задач урока. Выявление места и причины затруднения (постановка проблемного вопроса).
Сценка «Встреча с И.А.Крыловым»
Входит Крылов. У него в руках книга с надписью «Эзоп. Басня». Он читает книгу. Появляются Оля, Игорь и профессор.
Игорь: Оля, смотри, мы в Москве 19 века!
Оля: А что это за книги? (показывает на книги у доски)
Пока Оля и Игорь рассматривали книги, Николай Александрович вступил в разговор с незнакомцем
-Интересуетесь баснями Эзопа, милостивый государь?
– Да, и весьма. А каковы ваши интересы, позвольте узнать?
– Я интересуюсь детским чтением… но, простите, я не представился.
– Профессор Рождественский к вашим услугам.
– Крылов, Иван Андреевич, – в свою очередь представился его собеседник, приподняв шляпу.
Игорь схватил Олю за руку, и близнецы, забыв о приличиях, стали в упор рассматривать человека лет 35, высокого , с грузной фигурой. (Ну конечно же, это тот портрет висел у них в классе, только живой Крылов, которого они сейчас видели, был значительно моложе)
– Позвольте выразить вам свое восхищение, сударь,- продолжал Николай Александрович. – Я знаком с вашими пьесами и баснями, весьма и весьма занятно. Жаль, что басни не всегда пригодны для детского чтения, хотя и поучительны.
– Я не могу с вами согласиться, милостивый государь, – возразил Крылов,- напротив, я видел, как читают мои басни дети. Им понятен смысл и интересен короткий занимательный сюжет. Басни чем-то напоминают сказки: Дети любят разыгрывать басни. Так – то, сударь….- и Крылов, поклонившись на прощанье, уходит.
-Нам пора, друзья мои, – обратился к детям Николай Александрович
Игорь, наконец, пришел в себя после всего увиденного и услышанного.
– Хм, басни, – сказал он вдруг. – Я никогда их особенно не любил, а теперь почему – то захотелось почитать Крылова.
– Как только вернемся, мы обязательно почитаем, – отозвался Н.А.
Учитель: – Итак, ребята, вы уже поняли, что мы встретились с великим баснописцем 19 века И.А.Крыловым. — С кем встретились наши герои? Что из их разговора вы узнали о Крылове? Что утверждает Николай Андреевич? С чем не согласен И.А. Крылов? Как бы вы сформулировали проблемный вопрос урока?
– А теперь сравним ваши вопросы с проблемным вопросом авторов учебника лит. чтения.
Проблемный вопрос: – Актуальны ли басни И. А. Крылова в наше время и почему мы их читаем, заучиваем?
– Совпали наши мнения?
4. Построение проекта выхода из затруднения. ( способ, план, средство).
Учитель: – Посмотрите внимательно на экран.
– Чей портрет вы видите? (Портрет И. А. Крылова.)
– Сегодня мы с вами продолжим знакомство с удивительным человеком, который жил в 19 веке. Художник К.Брюллов изобразил его сидящим в кресле. На темном фоне выделяется лицо с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека
-Что волновало его, о чем он писал, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам предстоит узнать.
Слова: биография, басня, мораль, «Слон и Моська», актуальность – будут опорными словами на уроке.
5. Реализация построенного проекта.
– Мои помощники на уроке познакомят нас с
краткой биографией И. А. Крылова.
1-йученик:Родился будущий знаменитый писатель 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера . Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать следила за его занятиями. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате.
2-й ученик: Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык.
3-й ученик:В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных
4-ученик: . И.А.Крылов сочинял не только басни. Он создавал оперы, комедии, трагедии, повести и даже роман. Свою первую пьесу он сочинил, когда ему было 15 лет, и получил за нее от издателя немалый по тем временам гонорар – 60 рублей. Радость Крылова была велика.
Но он обрадовался еще больше , когда вместо денег ему позволили выбрать на эту сумму книги лучших драматургов. Тогда ему было 15 лет. А в 20 лет он уже самостоятельно издавал журнал «Почта духов» и печатал в нем свой роман. А басни Крылов начал писать в 1806 году, то есть в начале 19 века. За свою жизнь И.А.Крылов написал более 200 басен.
За свою литературную деятельность И.А.Крылов был избран академиком Петербургской Академии наук. Именно басни обессмертили его имя
5-ученик: Басни люди стали писать еще в древности. Первые басни, сохранившиеся до наших времен, принадлежат древнегреческому баснописцу Эзопу. Его книгу читал Крылов при встрече с нашими героями. Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми., обладающими властью. Он стал придумывать истории, которые случались с животными.
И хотя все понимали , что идет речь о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том , что он высмеивает поступки определенного человека. Т.Е. Эзоп придумал иносказание, иносказательную речь. И мы, читая басни, будем учиться понимать иносказательную речь. В каждой стране свои баснописцы. В Росcии лучшим баснописцем считается И.А.Крылов.
Учитель: Что вы можете добавить из биографии о писателе?
– Вам знакомы произведения И.А. Крылова?
– Давайте вместе с вами вспомним их.
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза…»
Учитель:– Кто сможет продолжить?
-
«Вороне где-то бог послал кусочек сыру…
На ель ворона взгромоздясь,Позавтракать было совсемУж собралась…»
Учитель: -Что еще вы можете прочитать из произведений Крылова? (чтение 1-2 отрывков) – Кто из казахских поэтов переводил произведения Крылова? –Вы можете вспомнить какие –нибудь строки?
6. Первичное закрепление с проговариванием.
Учитель:
– Как вы считаете, к какому литературному жанру относятся эти произведения? ( басня)
– Что такое басня?
– Трудно ответить на этот вопрос? Где можем найти ответ?
– Параллельно, работаем в тетради, с. 37, 1 задание.
– Читаем монолог Крылова (самостоятельное чтение, затем выборочное чтение и запись в рабочей тетради) по цепочке
Я вам постараюсь помочь. Работа с текстом и в тетради, чтение вывода.
– Читаем, что же такое басня?
(Басня – это занимательный короткий рассказ, в форме диалога, где герои – животные, предметы, иногда люди, выражают основную идею о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера.
Учитель:- Вывод или поучение, в котором выражена главная мысль – это моральбасни.
– Вспомните, в басне «Стрекоза и муравей» какова мораль? (Ты все пела, это дело, так поди же, попляши…)
7. Знакомство с басне Крылова «Слон и Моська»
Учитель. Сегодня мы знакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова. “Слон и Моська”.
Прогнозирование содержания
– Посмотрите на иллюстрацию. Как думаете, о чём эта басня?
Самостоятельное чтение .
2.Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения.
– Оправдались ли ваши предположения о содержании басни?
2.Словарная работа.
– Встретились ли вам незнакомые слова?
– Давайте посмотрим значение этих слов.
Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Напоказ – для вида, для показа
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Отколе – откуда.
Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.
Диковинка – странная, удивительная вещь или явление
– Поработаем над басней и прочитаем её более внимательно.
Вы будете работать в группах. Работу выполняем, следуя инструкции.
1 группа. Инструкция к выполнению работы.
Прочитайте басню «по цепочке» и ответьте на вопросы.
1. Где происходит действие?
2. Назовите действующих лиц басни. (Действующие лица в басне: автор, Моська, Шавка)
3. Как ведёт себя Моська? (Она громко лает и набрасывается на Слона.)
4. Как слон отнесся к нападению Моськи? (Слон спокойно идет по улице, и, даже, не замечает Моську)
Свой ответ начните так. Слона привезли в город для выступления. Циркач-дрессировщик водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление. Люди, никогда не видевшие слона, смотрят с удивлением.
Это ответ на 1 и 2 вопрос, дальше ответы продолжите самостоятельно.
2 группа. Инструкция к выполнению работы.
Прочитайте «по цепочке» басню.
Используя выборочное чтение, ответьте на вопросы.
1. Какой вы представляете Моську? А слона?
2. Какой вы представляете Шавку?
3. Найдите в тексте и прочитайте, что посоветовала Шавка Моське? (Соседка…….)
4. Прочитайте, зачем Моська напала на слона? (что она без драки…..–
5.Что высмеивает И.А. Крылов в басне?
(Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится, даже, Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.)
Учитель. – Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание.
3 группа.
Подготовьтесь прочитать басню по ролям.
– Сколько нужно человек для чтения? (3)– Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.
– Какова мораль этой басни (Ай, Моська….)
– Работу 3 группы мы проверим чуть позже.
Чтение мастером художественного слова.
– Ребята, я предлагаю вам посмотреть диафильм «Слон и Моська»
– Послушайте внимательно, с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром?
Заметили разницу при чтении?
Чтение по ролям- 3 группа.
– Давайте попробуем и мы, прочитать басню по ролям, соблюдая правильную интонацию.
Выступление 3 группы.
Учитель: – Когда в жизни можно употребить слова: “Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!?”
(– Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)
9. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель: – Вернемся к важному вопросу.
Почему мы до сих пор читаем, заучиваем басни И.А.Крылова и они актуальны в наши дни?
Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее задание. Прочитайте слова. (Ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, трудолюбие, хвастовство.) Разбейте их на две группы.
1-я: черты характера, которые высмеивает баснописец.
2-я: черты характера, которые одобряет баснописец.
Подводящий диалог.
Учитель – Посмотрев, вашу работу, со многими я согласна .
Проверим , как вы разделили слова на 2 группы.
– Оцените свою работу. (Самопроверка)
– Чему учат басни? Назовите положительные качества……..
– Так почему же басни Крылова актуальны в наше время?
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Учитель:Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами.
По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе.
Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.
– Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились.
Самооценка учащихся и оценка учителя.
Домашнее задание:
а) Выучить басню «Слон и Моська» наизусть.
б) Прочитать басню выразительно, нарисовать свою иллюстрацию к басне «Слон и Моська» И.А.Крылова. ( по желанию)
Рефлексия.
– У каждого ребёнка на парте маленькое «сердечко» из цветной бумаги. Напишите на «сердечке» одно слово, чему научили вас басни И. А. Крылова.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/basnia_kak_litieraturnyi_zhanr_i_a_krylov_slon_i_mos_ka
Басня «Слон и Моська». Суть и мораль басни :
В России великим басенником был Иван Андреевич Крылов. В собрании сочинений И. А. Крылова третий том посвящен именно этому жанру литературы. Среди произведений есть и известная басня «Слон и Моська», которая была написана где-то в июне 1808 года и впервые издана в журнале «Драматический вестник».
Сюжет басни
Однажды в один неизвестный город привезли слона, чтобы показать людям этакого диковинного экзотического зверя.
Когда его, большого и важного, вели по шумным улицам, вдруг, откуда ни возьмись, на встречу к нему выбежала маленькая собачонка – дворняжка Моська, которая стала истерично лаять, метаться и буквально лезть в драку со слоном.
Ее знакомая, Шавка, намекнула ей, что не стоит так надрываться, ведь слон тебя даже не замечает. Но Моська на то и рассчитывает, чтобы показать свое видимое превосходство над эти огромным животным.
Суть басни «Слон и Моська»
Интересное мнение по поводу морали этой знаменитой басни создается у читателей. Ведь каждый для себя видит в ней что-то свое, близкое, особенное и понятное.
При этом расставляются акценты на том месте, где, как кажется читателю, скрыт самый важный смысл, который поучает и предупреждает.
Одни, например, видят, что вся главная суть басни выражена лишь в заключительных словах басни: «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона!»
Другие видят главный смысл в том, что именно таким шумным и вроде бы бестолковым действием можно произвести очень выгодное мнение на окружающих. Но на людей умных и проницательных этот прием не действует, ведь им важнее всего не слыть кем-то, а быть.
Басня «Слон и Моська». Анализ
Итак, в басне два главных героя. Это Слон и Моська. Но все же главное действующее лицо – Моська. Если немного подумать, то станет ясно, что это типажи и образы двух абсолютно разных по нравственному и по социальному восприятию людей.
Понятное дело, что Слон здесь выступает как воспитанный и благоразумный человек со статусом, который четко знает свои цели и задачи и определенно следует за ними, несмотря на козни врагов, которых он просто старается не замечать.
И зная все это, на публике появляется наша «уважаемая» дворняжка Моська – человек, который умеет искусно использовать различные ситуации себе на пользу, но за счет другого – сильного и благоразумного человека, который в силу своего авторитета не захочет с ней связываться.
Басня «Слон и Моська» обладает довольно интересным и неоднозначным смыслом. На самом деле Моська затеяла это все для того, чтобы воспользоваться случаем и обратить на себя внимание других собак, показать свое бесстрашие и смелость.
Кстати, такие приемы люди очень часто используют в своих корыстных целях, дабы таким образом выслужиться перед другими. Они специально идут на такие уловки, считая, что раз им не ответили, значит, они превосходят того, на кого «лают».
Басня «Слон и Моська» с особой остротой сумела показать, насколько нелепы и тщетны усилия маленькой собачки Моськи и еще более смешно и глупо ее собачье окружение, которое воспринимает все ее действия за чистую монету.
Источник: https://www.syl.ru/article/181301/new_basnya-slon-i-moska-sut-i-moral-basni
Анализ басни Крылова «Слон и Моська»
Басня «Слон и Моська» была написана Крыловым не позднее 1808 года. Первая публикация этой басни состоялась в журнале «Драматический вестник». Для басни Иван Андреевич использовал сюжет, близкий к притче А.П.Сумарокова «Мышь и слон». Действие басни происходит на городских улицах, по которым водят диковинное для нашей страны животное – слона.
Естественно, за слоном ходят толпы любопытствующих горожан, желающих посмотреть на это огромное чудо природы.<\p>
Завидев слона, на него с лаем бросается маленькая собачка, которую автор называет Моськой. Она неистово лает на невозмутимого слона.
Другая собака делает замечание Моське, говоря, что та старается зря – ведь слон совсем не обращает на Моську внимания. На это Моська отвечает, что она лает на слона с расчетом, прекрасно понимая, что тот не отреагирует на ее нападки. Моська рассчитывает за счет своего поведения, ничем особо не рискуя, получить репутацию забияки.
Она надеется, что о ней будут говорить, как о сильной собаке, которая смеет лаять на такое величественное существо, как слон.
Непростое дело – людская молва. Иногда и хорошего человека, спокойно идущего своей дорогой, могут облаять люди с мелкой душонкой. Из-за чего? Если бы они толково указывали: «Это не так, другое не так».
Отчего не указать! Всякому честному, искреннему указанию, сделанному не ради задора, а из любви ко всеобщему благу, можно только порадоваться. А лает подчас негодный человек, только, чтобы себя показать. Таких задорных «брехунов» Крылов изобразил в своей басне в виде Моськи.
Заключительные строчки басни получили такую популярность, что со временем стали пословицей.
Басня «Слон и Моська» высмеивает тех расчетливых людей, которые посредством скандальных нападок на известных личностей рассчитывают завоевать уважение и расположение людей из своего круга.
Они прекрасно понимают, что их нападки настолько мелки, что великие мира сего просто не обратят на них внимания. И можно, таким образом, ничем особо не рискуя, стать авторитетной и уважаемой личностью.
Такие люди встречаются нередко и в наши дни, поэтому басня Крылова «Слон и Моська» по-прежнему остается актуальной и востребованной.
Определяя мораль басни «Слон и Моська», можно сказать так: несуразны и смешны средства достижения цели Моськи, недальновидны и собаки, находящиеся рядом с Моськой, принимающие её выходки за чистую монету. Уловки Моськи направлены именно на них, собак, а не на Слона. Люди, подобные Моське, могут создать вокруг себя ажиотаж, но умные разберутся, что за этим стоит.
Источник: http://DetskiyChas.ru/school/krylov/analiz_slon_i_moska/
План-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему: Басня И.А.Крылова «Слон и Моська». Мораль басни
- Прочитайте самостоятельно басню.
- Оправдались ли ваши предположения?
б) Словарная работа.
1. Многие слова и выражения вам непонятны, почему?
ЗЕВАКИ – люди которые слоняются по улицам
без дела
НАПОКАЗ – обращает внимание для вида
ЗАБИЯКА – человек, который любит
затевать ссоры.
ОТКОЛЕ – откуда
ШАВКА – непородистая собака
ДИКОВИНКА – странная, удивительная
вещь или явление.
б) Вторичное чтение.
Поближе познакомимся с языком басни, объясним слова и выражения:
– отколе ни возьмись
– метаться
– срамиться
– возиться
– вот то-то мне и духу придаёт
в) Самостоятельная работа по вопросам (в парах) с проверкой.
– Назовите действующих лиц басни.
– Как ведёт себя Моська?
– Как Слон отнёсся к нападению Моськи?
– Какой вы представляете Моську? А слона?
– Почему Крылов назвал собаку Моська, а не Дружок?
– Какой вы представляете Шавку?
г) Выборочное чтение.
– Найдите в тексте и прочитайте, что посоветовала Шавка Моське?
– За что Шавка осуждает Моську?
– Прочитайте, зачем Моська напала на Слона? (что она без драки…)
– Что высмеивает И.А.Крылов в басне?
– Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание.
– Какова мораль басни? Есть ли здесь поучение?
Давайте попробуем сами сочинить поучение к этой басне.
(Работа в группе). Проверка.
Чтение басни мастером художественного слова.
-Ребята, я предлагаю вам послушать, как басню читает мастер художественного слова И.Ильинский.
– Послушайте с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром?
Грамзапись
– Мы тоже поучимся читать басню выразительно.
е) Работа над выразительным чтением басни.
Возьмите простой карандаш, поставьте логическое ударение, обозначьте паузы, действующих лиц.
Чтение по ролям.
Рефлексия.
– Какова мораль этой басни? (Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!)
– Когда в жизни можно употребить эти слова?
( Эти слова можно употребить тогда, когда человек берётся за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)
– Можно ли с подобными Моськами встретиться в реальной жизни?
– Какова цель басни?(Осмеяние человеческих пороков)
– Современны ли басни в наши дни?
– Почему сюжеты не устаревают?
– Напишите коротко на сердечке, чему учат нас басни Крылова?
(Дети прикрепляют «сердечки» к портрету И.А.Крылова.)
Поэты, к сожалению, как и все люди, не бессмертны, уходят из жизни. Но их произведения и имена живут вечно: в книгах, памятниках, названиях улиц, переулков. Ещё 12 мая 1855 года в Летнем Саду был открыт памятник “Дедушке Крылову” (Слайд)
В Твери на улице Бебеля поставили памятник И.А. Крылову, так как там он провел свои детские годы. (Слайд)
Домашнее задание: на «5» – подготовить рассказ об
И.А. Крылове или выучить басню;
на « 4»- выразительно читать басню.
Заканчиваем урок стихами П.А. Вяземского
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль
И не забудут этой были,
Пока по – русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/01/21/basnya-iakrylova-slon-i-moska-moral-basni
Слон и Моська. Басня Крылова
Кто такие Слон и Моська, знает, пожалуй, каждый, и взрослый, и ребенок, ведь герои известной басни Крылова уже давно перешли в разряд нарицательных имен. Чем же они заслужили такую славу? – читайте в басне «Слон и Моська».
Басня «Слон и Моська»
По улицам Слона водили, Как видно, напоказ. Известно, что Слоны в диковинку у нас, Так за Слоном толпы зевак ходили. Отколе ни возьмись, навстречу Моська им. Увидевши Слона, ну на него метаться, И лаять, и визжать, и рваться; Ну так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться, – Ей Шавка говорит, – тебе ли со Слоном возиться? Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет Вперед И лаю твоего совсем не примечает. – «Эх, эх! – ей Моська отвечает, – Вот то-то мне и духу придает, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки: «Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!»
Мораль басни Крылова «Слон и Моська»
В отличие от остальных произведений автора в басне «Слон и Моська» вы не найдете строк, являющихся моралью поучительного стихотворения. В них есть лишь подсказки, направляющие мысли читателя в нужную сторону, а их здесь несколько:
- кто бы не встречался вам на жизненном пути и что бы он не говорил, не обращайте на них своего внимания, а просто идите своей дорогой (как слон);
- стремясь поднять свой авторитет в глазах окружающих, выбирайте равного себе оппонента, иначе в серьез вас просто никто не воспримет (как Моську).
Анализ басни «Слон и Моська»
В басне «Слон и Моська» есть два противоположных друг другу (по размеру, воспитанию, уму) главных персонажа.
Первый из них – это Слон, важный, величественный, авторитетный. Он просто идет своей дорогой и не обращает внимание на того, кто лает на него снизу. И этим он сохраняет свое достоинство и важность.
Второй персонаж – небольшая собачка Моська, которая заметив Слона, начала всячески привлекать к себе внимание: гавкать, рваться, визжать.
Но внимание она хочет привлечь не того, с кем задирается, а окружающих его людей и животных, так как, по ее мнению, такое поведение выставляет ее очень смелой и сильной.
Только вот окружающие не глупы, поэтому поведение Моськи вызывает у них не уважение, а насмешки.
Крылатые выражения из басни «Слон и Моська»
- «Без драки … попасть в большие забияки» – трактуется в басне «Слон и Моська», как заслужить репутацию смельчака ничего для этого не предпринимая, в силу стечения определенных обстоятельств.
- «По улицам слона водили» – вне контекста используется в значении «показывали что-то необычное, диковинное».
- «Знать, она сильна, что лает на Слона» – сегодня стало идиомой «грозить негромко, трусливо, исподтишка».
Читать все басни Крылова
Источник: https://ihappymama.ru/iq/basni/slon-i-moska-basnya-krylova/