Краткое содержание басни крылова свинья под дубом точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание «Свинья под дубом» Крылова Помощь по литературе

Краткое содержание басни Крылова Свинья под дубом точный пересказ сюжета за 5 минут

Басня Крылова «Свинья под дубом» отличается проникновенной моралью, которая наиболее точно передает вехи того времени, в котором жил ее автор. Тем не менее, прежде чем начать анализировать ее смысл, необходимо ознакомиться с текстовым содержанием произведения.

«Свинья под дубом» — басня, в которой задействованы три героя. Центральным среди них является, как вы уже наверняка догадались, свинья. Второстепенные герои – это дуб и ворон, сидящий на его ветке. Повествование начинается с рассказа о том, как свинья лежит под дубом и ест упавшие с него желуди.

Когда они перестают валиться, она начинает делать подкоп корней, чтобы добраться до тех плодов, что висят высоко.

Ворон пытается остановить глупую свинью, но та абсолютно не слушает его и пытается доказать свою правоту до тех пор, пока в диалог не вступает старый дуб, который вовсе не является второстепенным персонажем, так как начинает говорить виновнице переполоха о ее невежественности. Но она так и не внемлет словам более образованных участников сюжета.

Мораль басни «Свинья под дубом»

У данного произведения непростой смысл. Он несет в себе некую подоплеку, являясь словесной оплеухой тому времени, в котором жил Иван Крылов.

В чем же основная мораль стихотворения «Свинья под дубом»? Басня показывает…нам неизбежную гибель всего, что создано наукой, в руках невежественных людей.

Дуб ассоциируется здесь с многовековой мудростью, а свинья — с теми, кто не хочет постигать ее через обучение.

В произведении четко показана грань между вороном, который сидит на ветке, и свиньей, что роется в земле. Такая картина изображает, как низок невежа по сравнению с образованным человеком. «Свинья под дубом» — басня, дающая понять ценность духовного развития по сравнению с потаканием своим инстинктам.

Жизненные истины доступным каждому языком

Басни И. А. Крылова ценятся за понятное изложение, именно поэтому они были включены в обязательную программу изучения литературы много лет назад и не сдают своих позиций в популярности и сегодня.

На примере животных ученики младших классов способны лучше усвоить простые жизненные истины, ведь многие из вас наверняка помнят сточки знаменитых басен Ивана Андреевича, которые давным-давно стали крылатыми выражениями.

Писатель постоянно вращался среди обычного народа, за что удостоился настоящего уважения со стороны простолюдинов. Именно поэтому в каждом его стихотворении проскальзывает оттенок просторечия. Не потому ли, что писал он их именно для крестьян, которые в силу необразованности не смогли бы усвоить сложных речевых оборотов и светских выражений? Скорее всего, так оно и есть.

Источник: http://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/2625_kratkoe_soderzhanie_171_svinya_pod_dubom_187_krylova.htm

Анализ басни Ивана Крылова «Свинья под дубом»

Великий мастер слова, баснописец Иван Андреевич Крылов создал множество незабываемых нравоучительных историй. Высмеивая человеческие пороки, он мечтал сделать мир лучше, сердечней, порядочней.

До сих пор его произведения пользуются спросом и не теряют актуальности. Басня «Свинья под дубом» была написана в 1823 году. Сюжет для басни Крылов придумал сам.

Никаких прообразов, как для некоторых других басен, не было.

Для создания яркой зрительной картинки автор использует животных и растения. Причем животных и растения с яркими портретными и характерными чертами.

На примере животных людям легче воспринимать свои отрицательные черты. Свинья ассоциируется с грязью, ворон с мудростью, дуб с величием.

Это отличительная черта творчества автора: сочетать в героях портретные характеристики с моральными пороками.

Образы главных героев, автор проецирует на людей, используя при этом аллегорию. Так, свинья — это неблагодарный, грубый, ограниченный, самовлюбленный, ленивый человек.

Ворон — умудренный опытом человек, указывающий на ошибки. Дуб – справедливый человек, безотказно предоставляющий свои ресурсы другим. Выяснить, кто из них является главней, представляет сложность.

Скорее всего, главным персонажем является дуб, который и объясняет суть морали.

Басня отличается от прочих литературных жанров не только содержанием, но и композицией. Композиция этой басни состоит из двух частей. В первой части, которая состоит из семнадцати строк, раскрывается основная история.

Композиция первой части линейная последовательная. Вторая часть представляет собой четверостишье, которое связано с первой частью по смыслу. Является итогом, выводом, моралью того, о чем повествовалось в первой части.

Мораль басни можно рассматривать в двух смыслах.

В широком — высмеивание неблагодарности, невежественности. В более узком смысле, рассматривается отношение необразованных личностей к науке. Невеж нельзя подпускать к благам, созданным наукой, в их руках они обречены на гибель. Личности, подобные свиньям, набравшись даров науки склоны подрывать ее авторитет, не уважая никого, кто причастен к его созданию.

Для удобства восприятия ритмического строя, автор прибегает к инверсии. Использует различные виды рифмовок, перекрестная, сочетается с последовательной и кольцевой.

Крылов сумел, со свойственным ему юмором, передать серьезные нравственные темы с необычайной легкостью, доступной даже детям.

(4 votes, average: 4,25

Источник: http://school-essay.ru/analiz-basni-ivana-krylova-svinya-pod-dubom.html

План-конспект урока (5 класс) по теме: литературы в 5 классе “Анализ басни А.И. Крылова “Свинья под Дубом””

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Большежировская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Лукьянчикова Леонида Васильевича»

Фатежского района Курской области

Урок литературы в 5 классе

Анализ басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом»

Учитель

Дериглазова

Марина

 Александровна

2015  год

Анализ басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом»

Цели урока.

1.Образовательные:

1)        Приобщать учащихся к богатствам отечественной литературы, знакомство с басней И.А.Крылова «Свинья под Дубом».

2)        Подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни.

3)        Включить такие вопросы теории литературы в процесс рассмотрения произведения: персонаж, тема, идея, мораль, сюжет, приемы баснописца (аллегория, олицетворение, ирония)

 4)        Познакомить с термином аллегория.

 5)        Дополнить знания об особенностях жанра басни.

 6)        Дать нравственную и эстетическую оценку произведению.

2.Развивающие:

 1)        Формировать самостоятельного и активного читателя.

 2)        Способствовать формированию самоутверждения ученика, способности адекватной реакции на окружающий мир.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов вильгельма гауфа за 2 минуты

 3)        Развивать чуткость к художественному слову.

 4)        Развивать эстетическое восприятие, эмоции, чувства и ощущения, интуицию.

3.Воспитательные.

 1)        Обогащать духовный мир ученика.

 2)        Воспитывать сопротивление невежеству.

Урок закрепления.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно – этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование.  Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, запись басни в исполнении мастера художественного слова; учебник, рисунки обучающихся и иллюстрации к басням; словари, дидактический материал.

Подготовка к уроку:  написать эпиграф, оформить выставку рисунков, включить презентацию, вставить диск с басней, раздать детям имена на парты.

ход урока

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!..»

(И.А. Крылов)

        1.   Эмоциональная зарядка. Вступительное слово учителя.

         2. Актуализация знаний.

Я читаю начальные строки басни и показываю слайды. Дети отгадывают название басни.

Слайд 1:     ” По улицам Слона водили,

Как видно, напоказ.

Известно, что Слоны в диковинку у нас”

Слайд 2:       “Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок”.

Слайд 3:   “Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.”

Слайд 4:   “Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука”.

Слайд 5:  ” Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.”

        Учитель обращает внимание на выставку рисунков учеников к басне «Свинья под дубом».

– Достаточно ли  прочтения произведения, чтобы постичь его смысл?  (нет, необходимо проанализировать его).

–  Мир книг огромен, сила слова неиссякаема. Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова, постараемся раскрыть секреты, прелесть и силу басни «Свинья под Дубом»

  • Формулировка темы и целей урока.

Запись темы на доске и в тетрадти.

Слайд 6:     Цели: 1) читать и анализировать басню;  2) выявлять её мораль, 3) давать характеристику персонажам, 4) выявлять художественные особенности; 5) работать с иллюстрациями; 6) учиться выразительному чтению.

      3.  Основной этап урока. Анализ басни 

 А я предлагаю вашему вниманию запись басни в исполнении мастера художественного слова. Обратите внимание: чтение басни «Свинья под дубом» сопровождается великолепными иллюстрациями.

Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

“Ведь это дереву вредит, –

Ей с Дубу Ворон говорит, –

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может”.

“Пусть сохнет, – говорит Свинья, –

Ничуть меня то не тревожит,

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею”.

“Неблагодарная! – примолвил Дуб ей тут, –

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут”.

Невежда так же в ослепленье

Бранит науку и ученье

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Слайд 7:  Крылов использует аллегорию. Примеры аллегории( иносказание; изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа).

 4) Физкультминутка.

Сели, встали, встали , сели

Вы друг друга не задели?

На соседа оглянитесь-

Искренне ему – улыбнитесь.

Обратите взор ко мне,

Улыбнитесь теперь мне.

  Пообразный анализ.  Цель: дать характеристику героям: Свинье, Ворону, Дубу, выявить мораль. Использование словесного рисования.

Свинья –  глупая, ленивая, эгоистичная, думает только о собственном удовольствии.

Свинья, не способная увидеть ничего дальше своего носа, а тем более изменить сложившееся мнение. Свинка – образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов не просто так выбрал именно это животное.

Все мы знаем определенную особенность свиней – они не способны поднимать голову вверх. Именно она усиливает образ человека, не только не желающего ничего слушать и знать, но уже и не способного к этому.

Дуб — воплощение вековой мудрости, житейской истины.

Дуб отражает образ мудрого человека, скорее даже старца, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину. Его устами Крылов и передает нам мораль басни Свинья под дубом.Дуб ассоциируется здесь с многовековой мудростью, а свинья – с теми, кто не хочет постигать ее через обучение. Ворон  – деликатный, спокойный, удивляется глупости Свиньи.

персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что свинка его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит.

Слайд 8. Обращение к эпиграфу и словарная работа. Объясните значение следующих выражений: Подложить свинью, поступить по – свински, метать бисер перед свиньями.
Неблагодарность – отсутствие чувства признательности к оказавшему добро или услугу)

Невежа – не знающий приличий, грубый, неучтивый человек.

Невежда – необразованный, несведущий человек;

Слайд 9: афоризмы о недостатках, которыве обличает Крылов в данной басне.

 5) Первичное закрепление изученного. Инсценировка басни (четверо учеников читают по ролям)

 6)  Выявление художественных особенностей басни.

     Мораль басни — начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. Интересна история создания этой басни. Она – аргумент в споре. Была написана Крыловым в то время, когда в среде дворянства бытовало мнение, что образование не нужно.

Актуальна ли басня в наше время? В какой ситуации в вашей жизни вы могли употребить эти слова?   (Ученик не хочет учиться, ругает школу, учёбу, но не понимает, что он пользуется тем, что сделано с помощью науки)

Обращение  к целям урока.

  • Домашнее задание — выучить басню и подготовить выразительное чтение.
Читайте также:  Краткое содержание диккенс пойман с поличным точный пересказ сюжета за 5 минут

    Слайд 10.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2015/11/16/plan-konspekt-uroka-literatury-v-5-klasse-analiz

konsp_lit_4kl_ur31-korr.doc

Количество Ваших материалов: 0.

Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатноБлагодарность образовательного СМИ
за внедрение творческих и прогрессивных педаг. идейСертификат
почетного автора образовательных и методических публикацийПочётная грамотапедагог. мастерства

за вклад в развитие образов. интернет-пространства

Золотая карта1000 руб. в год

в качестве скидки до 50% на все услуги

Большой набор
для быстрого создания презентацийХарактерные особенности жанра басни (И.А. Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под Дубом»)Просмотр файла: Открыть весь материалПЕРЕД СКАЧИВАНИЕМ поблагодарите автора, поделившись файлом в соцсетях:

Литературное чтениеУрок 31.Тема раздела: XIX век.

Путешествие продолжается…Тема: Характерные особенности жанра басни (И.А. Крылов.

Басни «Квартет», «Свинья под Дубом»)Цели:• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (чтопонравилось из прочитанного и почему);• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.Этапы урокаХод урокаΙ. Актуализациязнаний.2 3 Проверка домашнего задания.Рассказ об И.А. Крылове (по материалам учебника) с опорой на схему – см.задание II.1 в тетради. © ООО «Баласс», 2014Формирование УУД,ТОУУ(технология оцениванияучебных успехов)Познавательные УУД1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.3. Ориентироваться на развороте учебника.

1

II. Развитие умений.2 4 2 3 1 2 3 4 Работа с текстом до чтения.– С какой целью писались басни?– Если бы вы были баснописцем, то о каких пороках человечества сочинили быбасню?– Что вы знаете об истории этого жанра?– Что объединяет следующие имена: Эзоп, Лафонтен, Леонардо да Винчи, А.Сумароков, Л. Толстой, И. Крылов, С.

Михалков?– Чьи имена вам известны?– Несмотря на обилие имён знаменитых баснописцев и долгую историю жанрабасни, басенных сюжетов существует не так уж много: они переходят от одногоавтора к другому.

Почему такое происходит: сюжеты не устаревают, а баснинам всегда интересны? (Человеческие пороки неискоренимы и неизменны,поэтому не меняются басенные сюжеты, а сами басни сохраняют своюактуальность.)– Известно, что Пушкин читал французскую литературу в подлиннике. Однаждыбаснописца Лафонтена он назвал «Ванюша Лафонтен».

Как вы объяснитеподобную «вольность»? Работа с текстом басни «Квартет» во время чтения.1) Самостоятельное чтение басни учащимися. Вопросы после чтения:– Интересно ли вам было читать басню?– Может быть, эта басня вам что­то или кого­то напомнила? Поделитесь своимимыслями.4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.Коммуникативные УУД1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.2.

Выразительно читать и пересказывать текст.3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.4. Умение работать в паре и в группах.Регулятивные УУД © ООО «Баласс», 2014

2

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.2. Проговаривать последовательность действий на уроке.3. Учиться высказывать своёпредположение на основе работы с иллюстрацией учебника.4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

– Какие признаки басни вы видите в этом тексте?2) Повторное чтение вслух. Комментированное чтение.КВАРТЕТПроказница­Мартышка,Осёл,КозёлДа косолапый МишкаЗатеяли сыграть Квартет.Затеяли – то есть … (решили сыграть, такая вот мысль им пришла). АКвартет – это? …

(музыкальное произведение, пьеса, которую исполняют 4музыканта).Достали нот, баса, альта, две скрипкиИ сели на лужок под липки, –Пленять своим искусством свет.То есть для чего они решили сыграть вместе, вы поняли? Пленять весь светсвоим искусством – (восхищать, поражать).

Ударили в смычки, дерут, Ударяют обычно во что? (Правильно, в барабан, в литавры, а у нашихмузыкантов какие инструменты?) А вот ещё слово – «дерут», то есть какиезвуки извлекают? (Дёргают струны, звуки резкие, неприятные, громкие…)а толку нет.«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка.

–Погодите!Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.Почему именно такая мысль пришла Мартышке в голову? © ООО «Баласс», 2014

3

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,Я, прима, сяду против вторы;Тогда пойдёт уж музыка не та:У нас запляшут лес и горы!»Мартышка по­прежнему уверена, что они прекрасно сыграют!Расселись, начали Квартет;Он всё­таки на лад нейдёт.

«Постойте ж, я сыскал секрет, –Интересно, какой? Неужели догадался?Кричит Осёл, – мы, верно, уж поладим,Коль рядом сядем».Послушались Осла: уселись чинно в ряд;А всё­таки Квартет нейдёт на лад.Вот пуще прежнего пошли у них разборыИ споры,Кому и как сидеть.Случилось Соловью на шум их прилететь.

Вы догадались, почему появляется именно Соловей?Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.

«Пожалуй, – говорят, – возьми на час терпенье,Чтобы Квартет в порядок наш привесть:И ноты есть у нас, и инструменты есть,Скажи лишь, как нам сесть!» –«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменьеИ уши ваших понежней, –Им отвечает Соловей, –А вы, друзья, как ни садитесь, © ООО «Баласс», 2014

4

Всё в музыканты не годитесь».3) Анализ басни.– Где происходят события?– Какая история описывается?– Кто герои басни?– Расскажите о каждом из них (как выглядит, что делает, мнение автора о нём).

– Кто кому противопоставляется в басне?– Над кем или над чем смеётся автор?– Где особенно ярко видна авторская насмешка?– Есть ли в басне мораль? Прочитайте её. Как вы её понимаете?– Выберите подходящие к басне пословицы (задание III.2 в тетради), объяснитевыбор.Работа с текстом после чтения.1) Обобщающая беседа.

Читайте также:  Краткое содержание островский лес точный пересказ сюжета за 5 минут

– Над чем смеётся автор?– Как он это делает? (С помощью слов, прямой иронии, речи героев.)2) Работа над выразительным чтением басни:а) вычитывание басни;б) обсуждение особенностей речи героев, автора;в) выразительное чтение по ролям.

Работа с текстом басни «Свинья под Дубом» во времяВ последнем, 4­м издании учебника «В океане света» в связи снеобходимостью уменьшения его объёма текст басни «Свинья под Дубом» невключён в книгу. Учитель может предложить детям прочитать чтения. © ООО «Баласс», 2014

5

самостоятельно эту басню или другую по выбору.1) Самостоятельное чтение басни учащимися.

Вопросы после чтения:– Можно ли было ожидать другого от басни с таким названием?– Поняли ли вы, почему слово Дуб в басне пишется с большой буквы?– Как бы вы назвали свинью из этой басни: только невеждой или ещё и невежей?– О чём рассказывает басня? Какой ответ вам кажется более точным:а) басня «Свинья под Дубом» обличает невежд, которые не понимают пользыучения;б) басня «Свинья под Дубом» обличает тех, кто отвечает на добро чёрнойнеблагодарностью.Подумайте, могут ли быть верны оба ответа. Запись в тетради (задание III.5).2) Анализ басни (см. план анализа выше).Работа с текстом после чтения.1) Упражнения на интонирование.– Прочитай первые две строчки басни удивлённо, радостно, нейтрально,осуждающе, восторженно и т.д.– Какая интонация соответствует смыслу басни?2) Самостоятельное вычитывание басни учащимися.(Сами определяют место и продолжительность пауз, расставляют логическиеударения, отмечают изменения темпа и громкости чтения и пр.).3) Выразительное чтение басни 2–3 учащимися.4) Выразительное ролевое чтение басни.Обобщение.– Перечислите характерные особенности жанра басни, которые мы наблюдали науроке. © ООО «Баласс», 2014

6

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывалисвоё отношение к героям.)– Какое умение формировали?ΙΙΙ. Итог.– Как бы вы оценили свою работу на уроке?IV. Домашнеезадание.1) Одну из басен И.А. Крылова выучить наизусть.2) Индивидуальные задания к обобщающему уроку.3) Принести сборники басен И.А. Крылова (специальные издания для детей). © ООО «Баласс», 2014

7

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
– выберите тему – пройдите небольшой тест

– получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/harakternye_osobennosti_zhanra_basni_ia_krylov_basni_kvartet_svinya_pod_dubom-189130/214646

Свинья под Дубом. Басня Ивана Андреевича Крылова

Басня «Свинья под Дубом» аллегорически, иносказательно обрисовывает ситуацию, в какой главное действующее лицо не понимает, где причина, а где следствие. Свинья не осознает, что желуди, которые она ест, вырастают на Дубе.

Из-за собственного невежества она начинает подрывать корешки Дуба, другими словами разрушать то, что дает ей питание. О таких ситуациях в жизни говорят: «рубить сук, на котором сидишь».



Прослушайте басню

Свинья под Дубом

‎Свинья под Дубом вековым
Наелась жёлудей до-сыта, до-отвала;
‎Наевшись, выспалась под ним;
‎Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
‎«Ведь это дереву вредит»,
‎Ей с Дубу Ворон говорит:
«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».—
‎«Пусть сохнет», говорит Свинья:
‎«Ничуть меня то не тревожит;
‎В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею».—
«Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут:
‎«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
‎Тебе бы видно было,
‎Что эти жёлуди на мне растут».

‎Невежда также в ослепленье
‎Бранит науки и ученье,
‎И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Анализ и мораль басни Крылова 
«Свинья под Дубом»

Герои басни: 
Свинья — невежда, не способная заглянуть дальше своего носа.
Ворон — наивный персонаж, пытающийся открыть свинье глаза, свинья слушает его, но не слышит.
Дуб — с точки зрения свиньи, всего лишь растение, существование которого свинье глубоко безразлично, но как раз дуб — является тем, кто громогласно вещает истину.

Рассуждая о морали басни “Свинья под дубом”, следует отметить, что удивительной чертой Крылова была та легкость и шутливость, с которой он преподносил пороки людей. Такой же характер носит и эта басня. Неоднозначным становится определение главного героя. На первый взгляд – это Свинья, но скорее всего именно Дуб, объясняющий суть истории.

Среди действующих лиц басни, первым появляется образ Свиньи. Именно в ней автор подчеркивает такие качества, как невежество, неуважение к чужому труду и неблагодарность. Не зря именно это животное выбрал Крылов. Ведь свиньи анатомически не могут поднять голову. 

Это подчеркивает, как не желание что-либо слушать, так и уже не способность к этому. Следующим перед нами появляется Ворон. Он пытается вразумить Свинью и с некой наивностью предполагает, что она его услышит. И вот представляется образ Дуба. Он, как мудрец, старец, знающий истину. Дуб не пытается никого вразумлять, являясь источником питания для Свиньи-невежды.

Крылов описывает Свинью без особой благосклонности. Ее главными чертами становится глупость, ленивость, эгоистичность. Она отображает образ человека услаждающего только свое я.

Автор сталкивает истинное просветление и невежество. Невеждой выступает Свинья, не желающая понимать, что является источником ее еды:

«Пусть сохнет, – говорит Свинья, – 

Ничуть меня то не тревожит».

Слова же истинного просветления озвучивает заботливый Ворон:

«Ведь это дереву вредит, – 

Ей с Дубу Ворон говорит, – 

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».

В этой басне Крылов, с помощью удачно подобранной аллегории описывает такие человеческие пороки, как не умение и нежелание находить причинно-следственную связь. Свинья не хочет понять, что ее пища – желуди, напрямую зависят от Дуба. Опираясь на свое невежество, она подрывает корни Дуба, разрушая свой источник питания. В жизни люди часто ведут себя подобным образом. Именно о них гласит русская поговорка «Не руби сук, на котором сидишь». Сам же Иван Крылов несколько сужает в концовке мораль басни “Свинья под дубом”

Источник: http://www.uskazok.ru/2015/03/svinya-pod-dubom.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector