Краткое содержание бедный волк салтыков-щедрин точный пересказ сюжета за 5 минут

Герои и сюжеты сатирических сказок Салтыкова-Щедрина

Краткое содержание Бедный волк Салтыков-Щедрин точный пересказ сюжета за 5 минут

В сказках Салтыкова-Щедрина отображены основные социальные, политические, идеологические и моральные проблемы, которыми характеризовалась русская жизнь второй половины XIX века. В сказках показаны все основные классы общества — дворянство, буржуазия, интеллигенция, трудовой народ.

Сатира, бичующая правительственные верхи самодержавия, наиболее остро выделяется в трех сказках: «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и «Богатырь».

В сказке «Медведь на воеводстве» Салтыков-Щедрин рисует трех Топтыгиных. Они по очереди заступают на место воеводы.

Первый Топтыгин съел чижика, второй задрал у мужика лошадь, корову, свинью, а третий вообще «жаждал кровопролитья».

Всех их постигла одна участь: мужики расправились с ними после того, как их терпение кончилось. В этой сказке Салтыков-Щедрин призывает на борьбу против самодержавия.

В сказке «Орел-меценат» Орел выступает в роли чиновника-просветителя, который при своем дворе завел искусства и науки. Но роль мецената ему скоро наскучила: он загубил соловья-поэта, заточил в дупло ученого дятла и разогнал ворон. Автор делает вывод, что наука, просвещение, искусство должны быть только свободными, независимыми от разного рода орлов-меценатов.

В сказке «Богатырь» автор показывает в образе Богатыря самодержавие, которое спит и не способно помочь людям. Люди страдают от войн и нашествий. Суть царизма раскрывается в словах «супостатов»: «А ведь Богатырь-то гнилой».

Салтыков-Щедрин осуждает бездействие народа, его пассивность и долготерпение. Народ так привык к рабской покорности, что даже не задумывается над своим бедственным положением, кормит и поит бесчисленных дармоедов и позволяет себя же за это наказывать. Это наглядно отражено в сказке «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил».

Два генерала, прослужившие всю жизнь в какой-то регистратуре, которую позже упразднили «за ненадобностью», попали на необитаемый остров. Они никогда ничего не делали и теперь полагают, что «булки в том самом виде родятся, как нам их утром к кофею подают». Не окажись под деревом мужика, генералы съели бы друг друга от голода.

«Громадный мужчина» для начала накормил голодных генералов. Нарвал яблок и дал им по десятку, себе взял одно — кислое. Накопал из земли картофеля, разжег огонь, наловил рыбы.

А дальше поистине чудеса стал творить: силок для рябчиков из собственных волос свил, веревку сделал, чтобы было чем генералам его к дереву привязывать, и даже суп в пригоршнях готовить наловчился.

Сытые и довольные генералы размышляют: «Вот как хорошо быть генералами — нигде не пропадешь!» По возвращении в Петербург генералы «денег загребли», а мужику выслали «рюмку водки, да пятак серебра: веселись, мужичина!». В этой сказке автор показывает долготерпение народа и его результат: сытые помещики и никакой благодарности мужику.

О том, что может случиться, если мужика под рукой не окажется, говорится в сказке «Дикий помещик». Жил помещик «глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». Действие происходит после отмены крепостного права, поэтому крестьяне «освобожденные».

Правда, от этого им живется ничем не лучше: «куда ни глянут — все нельзя, да не позволено, да не ваше». Помещик боится, что мужики у него все проедят, и мечтает от них избавиться: «Одно только сердцу моему непереносно: очень уж много развелось в нашем царстве мужиков».

Мужикам тоже житья от помещика нет, и они Бога молят: «Господи! легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!» Бог услышал молитву, и «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика».

А что же помещик? Его теперь не узнать: оброс волосами, отрастил длинные ногти, ходит на четвереньках и на всех рычит — одичал.

Салтыков-Щедрин пишет иносказательно, то есть использует «эзопов язык». Каждая сказка Салтыкова-Щедрина имеет свой подтекст. Например, в сказке о верном Трезоре купец Воротилов, чтобы проверить бдительность пса, наряжается вором. Свое богатство купец нажил именно воровством и обманом. Поэтому автор замечает: «Удивительно, как к нему этот костюм шел».

В сказках наряду с людьми действуют звери, птицы, рыбы. Всех их автор ставит в необычные условия и приписывает им те действия, которые они не могут совершать на самом деле.

В сказках удивительным образом переплелись фольклор, иносказание, чудеса и действительность, что придает им сатирическую окраску. Пескарь Салтыкова-Щедрина может разговаривать и даже где-то служит, вот только «жалованья не получает и слуги не держит».

Карась не только умеет говорить, но и выступает в роли проповедника, вяленая вобла даже философствует: «Тише едешь, дальше будешь; маленькая рыбка лучше, чем большой таракан… Уши выше лба не растут». В сказках много преувеличений, гротеска.

Это тоже придает им сатирическую окраску и комичность. Дикий помещик стал похож на зверя, одичал, мужик готовит суп в пригоршне, генералы не знают, откуда появляются булки.

Почти во всех сказках употребляются фольклорные элементы и традиционные зачины. Так, в сказке «Дикий помещик» присутствует сказочный зачин: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик…» и реальность: «Он читал газету “Весть”».

В сказке «Богатырь» сам Богатырь и баба-яга являются сказочными персонажами: «В некотором царстве Богатырь родился. Баба-яга его родила, вспоила, вскормила и выхолила».

В сказках много присказок: «ни пером описать, ни в сказке сказать», «по щучьему велению», «долго, ли коротко», есть такие сказочные персонажи, как царь Горох, Иванушка-дурачок, устойчивые словосочетания: «путем-дорогою», «судили-рядили».

Рисуя хищных животных и птиц, Салтыков-Щедрин часто наделяет их такими несвойственными им чертами, как мягкость и способность прощать, что усиливает комический эффект.

Например, в сказке «Самоотверженный заяц» Волк обещал помиловать зайца, другой волк однажды отпустил ягненка («Бедный волк»), Орел простил мышь («Орел-меценат»).

Медведь из сказки «Бедный волк» тоже урезонивает волка: «Да ты бы хоть полегче, что ли», а тот оправдывается: «Я и то… сколько могу, облегчаю… прямо за горло хватаю — шабаш!»

Салтыков-Щедрин высмеивал в своих сказках социально-политический строй царской России, изобличал типы и нравы, мораль и политику всего общества.

Время, в которое жил и писал сатирик, для нас стало историей, но его сказки живы по сей день. Герои его сказок живут рядом с нами: «самоотверженные зайцы», «вяленые воблы», «караси-идеалисты».

Потому что «всякому зверю свое житье: льву — львиное, лисе — лисье, зайцу — заячье».

(2 votes, average: 5,00

Источник: http://school-essay.ru/geroi-i-syuzhety-satiricheskix-skazok-saltykova-shhedrina.html

Михаил Салтыков-Щедрин – Бедный волк

Здесь можно скачать бесплатно “Михаил Салтыков-Щедрин – Бедный волк” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Сказка. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.

Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание “Бедный волк” читать бесплатно онлайн.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Бедный волк

Другой зверь, наверное, тронулся бы самоотверженностью зайца, не ограничился бы обещанием, а сейчас бы помиловал. Но из всех хищников, водящихся в умеренном и северном климатах, волк всего менее доступен великодушию.

Однако ж не по своей воле он так жесток, а потому, что комплекция у него каверзная: ничего он, кроме мясного, есть не может. А чтобы достать мясную пищу, он не может иначе поступать, как живое существо жизни лишить. Одним словом, обязывается учинить злодейство, разбой.

Не легко ему пропитание его достается. Смерть‑то ведь никому не сладка, а он именно только со смертью ко всякому лезет. Поэтому кто посильнее – сам от него обороняется, а иного, который сам защититься не может, другие обороняют.

Частенько‑таки волк голодный ходит, да еще с помятыми боками вдобавок. Сядет он в ту пору, поднимет рыло кверху и так пронзительно воет, что на версту кругом у всякой живой твари, от страху да от тоски, душа в пятки уходит.

А волчиха его еще тоскливее подвывает, потому что у нее волчата, а накормить их нечем.

Нет того зверя на свете, который не ненавидел бы волка, не проклинал бы его.

Стоном стонет весь лес при его появлении: «Проклятый волк! убийца! душегуб!» И бежит он вперед да вперед, голову повернуть не смеет, а вдогонку ему: «Разбойник! живорез!» Уволок волк, с месяц тому назад, у бабы овцу – баба‑то и о сю пору слез не осушила: «Проклятый волк! душегуб!» А у него с тех пор маковой росинки в пасти не было: овцу‑то сожрал, а другую зарезать не пришлось… И баба воет, и он воет… как тут разберешь!

Говорят, что волк мужика обездоливает; да ведь и мужик тоже, как обозлится, куда лют бывает! И дубьем‑то он его бьет, и из ружья в него палит, и волчьи ямы роет, и капканы ставит, и облавы на него устраивает. «Душегуб! разбойник! – только и раздается про волка в деревнях. – последнюю корову зарезал! остатнюю овцу уволок!» А чем он виноват, коли иначе ему прожить на свете нельзя?

И убьешь‑то его, так проку от него нет. Мясо – негодное, шкура жесткая – не греет. Только и корысти‑то, что вдоволь над ним, проклятым, натешишься да на вилы живьем поднимешь: пускай, гадина, капля по капле кровью исходит!

Читайте также:  Краткое содержание манн смерть в венеции точный пересказ сюжета за 5 минут

Не может волк, не лишая живота, на свете прожить – вот в чем его беда! Но ведь он этого не понимает. Если его злодеем зовут, так ведь и он зовет злодеями тех, которые его преследуют, увечат, убивают.

Разве он понимает, что своею жизнью другим жизням вред наносит? Он думает, что живет – только и всего. Лошадь – тяжести возит, корова – дает молоко, овца – волну, а он – разбойничает, убивает.

И лошадь, и корова, и овца, и волк – все «живут», каждый по‑своему.

И вот нашелся, однако ж, между волками один, который долгие веки все убивал да разбойничал и вдруг, под старость, догадываться начал, что есть в его жизни что‑то неладное.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Источник: https://www.libfox.ru/622076-mihail-saltykov-shchedrin-bednyy-volk.html

Основная проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

    Книга Салтыкова-Щедрина “Сказки” включает тридцать два произведения. Сказки обычно определяют как итог его сатирического творчества.

    Салтыков-Щедрин затронул в этих маленьких произведениях множество социальных, политических, идеологических и моральных проблем. Он широко представил и глубоко осветил жизнь русского общества второй половины XIX в., воспроизвел всю его социальную анатомию, коснулся всех основных классов и группировок.

    Произведения щедринского сказочного цикла объединяются некоторыми общими идеями и темами. Эти общие идеи и темы, проникая друг в друга, придают определенное единство всему циклу и позволяют рассматривать его как произведение целостное, охватываемое общей идейно-художественной концепцией.

    Самый общий смысл в проблематике “Сказок” заключается в развитии идеи непримиримости классовых интересов в обществе, в стремлении понять самосознание угнетенных, в пропаганде социалистических идеалов и необходимости общенародной борьбы.

    Идея непримиримости классов и борьбы против социального неравенства особенно ярко выражена в сказках “Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”, “Карась-идеалист”, “Бедный волк” и др.

Сатирик, с одной стороны, рисует картину классовых противоречий, произвола властей и страдания угнетенных, с другой – разоблачает и клеймит несостоятельность и вред всяких рецептов мирного урегулирования классовых интересов. 

    В художественном зеркале “Сказок” представлены: 1) сатира на правительственные верхи самодержавия и эксплуататоров; 2) сатира на поведение разных слоев интеллигенции; 3) положение народных масс; 4) моральные проблемы и проблемы революционного мировоззрения.

    Словами и образами, полными гнева и сарказма, Щедрин изобличает в сказках принципы эксплуататорского общества, идеологию и политику дворянства и буржуазии. Резкостью сатиры против верхов самодержавия отличаются три сказки: “Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат” и “Богатырь”.

В сказке “Медведь на воеводстве” издевательски высмеиваются царь, министры, губернаторы, заметны признаки памфлета на правительство Александра III.

Основной смысл этой сказки состоит в разоблачении жестоких невежественных правителей эпохи и монархии как антинародной деспотической государственной системы. 

    В сказке “Орел-меценат” писатель высмеивает деятельность царизма на поприще просвещения. Орел-меценат решил заняться водворением наук и искусств при дворе, учредить “золотой век” просвещения.

В этом произведении Щедрин заклеймил холопство в народе и искусстве, показал, что монархический строй враждебен подлинному просвещению.

Он допускает его только в таких пределах и в таком виде, которые потребны для услаждения паразитических верхов: “орлы для просвещения вредны”.

    Карающий смех сатирика не оставляет в покое представителей массового хищничества – дворянство и буржуазию. Они выступают в сказках то в обычном социальном облике помещика (“Дикий помещик”), генерала (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), купца (“Верный Трёзор”), кулака (“Соседи”), то – и это чаще – в образах волков, лисиц, щук, ястребов и т.д. 

    Умение сатирика обнажать “хищные интересы” крепостников ярко проявилось уже в первых его сказках – “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” и “Дикий помещик”. Приемами остроумной сказочной фантастики Щедрин показал, что источником материального благополучия и дворянской культуры является труд мужика. Генералы-паразиты обнаружили повадки диких зверей, очутившись на острове без прислуги, одни: “В глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились”. Только появление мужика спасло их от окончательного озверения и вернуло им обычный “генеральский” облик.

    В повествовании же о диком помещике мужик не нашелся… И помещик одичал, с головы до ног оброс волосами, “ходил же все больше на четвереньках”, “утратил даже способность произносить членораздельные звуки”.

    Щедрин высмеивает лицемерие хищников-тунеядцев и разных прекраснодушных апологетов разбоя.

Волк обещал помиловать зайца (“Самоотверженный заяц”), другой волк однажды отпустил ягненка (“Бедный заяц”), орел простил мышь (“Орел-меценат”), добрая барыня дала погорельцам милостыню, а поп обещал им счастливую загробную жизнь (“Деревенский пожар”) – об этом пишут с восхищением другие…

Салтыков ниспровергает все эти панегирики, усыпляющие бдительность жертв. Разоблачая ложь о великодушии и красоте “орлов”, он говорит, что “орлы суть орлы только и всего. Они хищны, плотоядны … хлебосольством не занимаются, но разбойничают, а в свободное время (от разбоя) дремлют”.

    Еще больше внимания, чем верхам, сатирик уделил в своих сказках изображению быта, психологии, поведения “пестрых людей”, разночинной массы, разоблачению обывательского страха перед жизнью.

В “Премудром пискаре” сатирик выставил на публичный позор малодушие той части интеллигенции, которая в годы реакции поддалась постыдной панике.

Пискарь, чтоб не быть съеденным хищными рыбами, забился в глубокую нору, лежит и “все-то думает: кажется, что я жив? Ах, что-то завтра будет?” Он не заводил ни семьи, ни друзей. “Он жил и дрожал – только и всего”.

    Щедрин в сказке “Самоотверженный заяц” иронизирует, с одной стороны, над наглыми волчьими повадками поработителей, а с другой – над слепой покорностью их жертв.

    В сказке “Карась-идеалист” речь идет о тех идейных заблуждениях, утопических иллюзиях, которые были присущи части передовой интеллигенции, принадлежавшей к лагерю демократии и социализма. В ней звучит мотив наивного правдоискательства и критика утопических иллюзий о возможности достижении социальной гармонии путем морального перевоспитания эксплуататоров.

    Скорбная дума о положении народа, о его судьбе, о его нуждах, любовь к нему и забота о его счастье проходят через все творчество Щедрина.

Образ народа представлен во многих сказках и, прежде всего, в таких, как “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик”, “Праздный разговор”, “Коняга”, “Кисель” и др.

В них писатель воплотил свои многолетние наблюдения над жизнью закабаленного русского крестьянства, горькие раздумья над судьбой угнетенного народа и свои светлые надежды на силу народную. 

    Наряду с политическими и социальными проблемами Щедрин постоянно касался в своем творчестве и проблем моральных.

Осмеянию лживой морали эксплуататоров и пропаганде революционно-демократической нравственности посвящены такие сказки, как “Пропала совесть”, “Добродетели и пороки”, “Дурак”, “Баран Непомнящий”, “Христова ночь”, “Приключение с Крамольниковым”.

В них сатирик показывает полное извращение всех нравственных категорий в паразитическом обществе, где совесть превращена в “негодную тряпицу”, добродетели легко уживаются с пороками на почве лицемерия, подлинное человеческое достоинство признают ненормальным, опасным и подвергают гонению.

    Особое место в творчестве Щедрина занимают сказки о правдоискателях (“Христова ночь”, “Рождественская сказка”, “Путем-дорогою”). В них раскрывается трудность борьбы за правду и все-таки необходимость ее.

    Внести сознание в народные массы, вдохновить их на борьбу за свои права, пробудить в них понимание своего исторического значения – в этом состоит основной идейный смысл “Сказок” Щедрина, и к этому он призывает своих современников.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/saltykov-shchedrin/skazki/7255-osnovnaya-problematika-skazok-m-e-saltykova-shchedrina

Как один мужик двух генералов прокормил, Салтыков-Щедрин, краткое содержание

Меню статьи:

Хороша жизнь, когда есть и высокий чин, и денег в достатке, и прислуга, которая тут же выполнит все прихоти. Именно такое существование вели два генерала, пока с ними не случилось одно удивительное происшествие. Одним прекрасным утром эти два высокопоставленных человека оказались на острове без всего, к чему привыкли.

Читайте также:  Краткое содержание куприн олеся кратко и по главам точный пересказ сюжета за 5 минут

Очутились генералы в незнакомом месте не в привычном одеянии, а в пижамах. Будто их во сне перенесла сюда какая-то удивительная сила.

Однако, она не предоставила удобств, к которым привыкли господа. Единственное, что служило напоминанием о прежней жизни – газета «Московские ведомости». Стали они гадать, что делать в такой непростой ситуации. На ум пришла единственная мысль – обследовать новое жилище.

Генерал должен знать все. Но что, если ты генерал, работающий в регистратуре? В таком случае даже вопрос где север, а где юг, приводит в тупик. К счастью, один из офицеров был не просто военным, но и учителем каллиграфии. Он оказался немного сообразительнее и выдал гениальную для обоих идею. Так, один из них направился направо, а второй налево.

Природа берет свое

Природа всегда даст кров и пищу тому, кто этого достоин. В этом случае она также не скупилась на свои дары. Пробираясь по безлюдной местности, генералы наблюдали огромнейшее изобилие растений и животных.

По зеленым полям прыгали зайцы, бегали рябчики, фазаны и красивейшие свинки. На верхушках деревьев в изобилии росли спелые плоды. В чистых водах плавала большущая рыба. Но все это оказалось просто красивым пейзажем. Хоть генералы и могли похвастаться своим высоким чином, они всю свою жизнь проработали в регистратуре.

В конечном итоге оба добытчика вернулись с пустыми руками. И все бы ничего, но кушать так и не перехотелось. И ничего им не осталось, кроме как попытаться заснуть. Крутились-вертелись, но сон так и не пришел. Перед глазами то и дело прыгали зайцы и бегали аппетитные поросята.

И начали размышлять генералы, что, оказывается, прежде чем испробовать сочную запеченную куропатку ее необходимо поймать. Выходит, пища не просто так появляется. Ту же птицу изначально нужно поймать, умертвить, ощипать разделать, запечь и только тогда она готова к столу.

Но здесь это все, к сожалению, некому сделать.

У генералов уже начали появляться очень необычные мысли как для тех, кто всю жизнь хорошо питался: «Хороши тоже перчатки бывают, когда долго ношены». И тут они внезапно посмотрели друг на друга и мысль более безумная вселилась в их головы. Они тут же вцепились друг в друга. Во все стороны полетели клочки одежды.

Один из них даже откусил орден, висящий на груди у другого и проглотил его. К счастью остановил их вид появившейся крови. Мужчины осознали, что если так дело пойдет дальше, то они, чего доброго, съедят друг друга. Остановившись, страдающие от голода начали обвинять того злодея, который решил их сюда отправить.

Пища для ума

Во-первых, завели интеллектуальный разговор о том, почему солнце сначала восходит, а потом заходит и никак иначе. На этот вопрос был тут же найден простейший ответ. И заключался он в том, что каждый генерал изначально встает, идет в департамент работать, а только затем трапезничает и ложиться спать. Очередное упоминание об ужине вновь разбудило зверский аппетит.

Во-вторых, генерал, который был более ученым, объявил о том, что однажды слышал интереснейшее утверждение одного доктора. Тот говорил, что люди способны питаться своими соками достаточно продолжительное время.

Оказывается, что эти соки могут произвести другие, а те третьи и т.д. Этот процесс не прекращается, пока не возникнет острая необходимость что-то употребить в пищу. Но и этот разговор в конце концов привел к мысли о еде.

В-третьих, последним способом, который должен был отвлечь голодающих стала лежащая неподалеку газета. Они стали жадно читать «Московские вести».

Первая же страница поведала им о том, что у одного из начальников нашей огромной столицы на днях состоялся званный обед. Рассчитан он был на сто персон, которые угощались самыми причудливыми и вкуснейшими яствами.

Услышав подобное чтиво второй из генералов выхватил газету и открыл иную страницу. Там, в свою очередь сообщалось о событиях Тулы.

Местные рыбаки в реке Упе выловили огромнейшего осетра. В честь такого события в местном клубе проводился фестиваль. На нем виновник торжества тоже появился. Был он очень нарядный: обложен огурчиками и с пучком зелени в огромной пасти.

Каждый пришедший на фестиваль получил свой кусочек этой вкуснейшей рыбы. К ней прилагалась подливка, да не одна, а нескольких видов. И вновь подобное чтение не отбавило аппетита. Наконец, была проведена последняя попытка отвлечься чтением.

Вести Вятки сообщали о том, что один из жителей придумал уникальный способов приготовление вкуснейшей ухи.

Ничего не помогало в неравной борьбе с голодом. Бедняги поникли головами и решили, что не смогут выбраться из безвыходной ситуации.

Глупость нашего народа

Такие мужики всегда есть в любой местности, ведь народ у нас в стране работящий. Принялись искать и таки нашли. А нашли они его по доносившемуся запаху кислой овчины и свежевшего хлеба.

Рослый и, с виду, сильный мужчина отдыхал под деревом после тяжелого трудового дня. Генералы, решив, что тот уклоняется от работы, тут же начали на беднягу покрикивать.

Говорили мол не видишь, что перед тобой стоят высокопоставленные чины и умирают с голоду. Доверчивый мужчина тут же принялся помогать несчастным.

Мужик собрал уйму плодов, развел огонь, наловил рыбы и напек провизии. Генералы в это время только смотрели и радовались своему счастью. Получив то, что хотели опять начали кричать на мужика, чтоб тот сделал добротную веревку.

Взяв ту веревку, они привязали беднягу к дереву, чтоб тот не убежал. Ничего не оставалось мужчине, как помогать своим господам. А те в свою очередь думали только о своем богатстве, которое оставили в Петербурге на улице Подьяческой.

Неслыханная благодарность

Опять генералы начали наседать на мужика, чтобы тот придумал для них способ перебраться на любимую улицу. Оказалось, что мужик не просто знает, где находится их родной край, но и бывал там.

«А я, коли видели: висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше словно муха ходит — это он самый я и есть!».

Чтобы порадовать генералов мужик начал строить корабль.

Выстроил невероятную посудину, способную выдержать любой шторм. Выстелил днище гусиным пухом, дабы господам было удобнее лежать. Плыли они аж до самой Подьяческой. Долгий и опасный был путь. Но мужик все греб да кормил пассажиров.

Прибыв на место, прислуга ахнула, настолько ухоженными и сытыми показались им хозяева. Генералы напились кофе, забрали свои накопившиеся богатства, приоделись. И благодарности господ за то, что мужик спас их в трудную минуту просто не было предела.

Дали они ему рюмку водки и пять серебряных: «веселись, мужичина!»

Источник: https://r-book.club/russian-classics/mikhail-saltykov-shhedrin/povest-o-tom-kak-odin-muzhik-dvuh-generalov-prokormil.html

Салтыков-Щедрин: краткое содержание небольших сказок

Салтыков-Щедрин: краткое содержание небольших сказок

Баран-непомнящий

Баран-непомнящий – герой сказки. Стал видеть неясные, волновавшие его сны, заставлявшие подозревать, что “мир не оканчивается стенами хлева”. Овцы стали глумливо именовать его “умником” и “филозофом” и чуждаться его. Баран захирел и умер. Объясняя случившееся, овчар Никита предположил, что покойный “вольного -барана во сне видел”.

Богатырь

Богатырь – герой сказки, сын Бабы-Яги. Отправленный ею на подвиги, вырвал с корнем один дуб, другой перешиб кулаком, а увидев третий, с дуплом, залез туда и уснул, устрашая окрестности храпом. Слава его была велика. Богатыря и боялись, и надеялись на то, что он во сне сил наберется.

Но проходили века, а он все спал, не приходя своей стране на помощь, что бы с ней ни случилось. Когда же при вражеском нашествии к нему подступились, чтобы выручил, то оказалось, что Богатырь давно мертв и сгнил.

Его образ столь явно был нацелен против самодержавия, что сказка оставалась не напечатанной вплоть до 1917 г.

Дикий помещик

Дикий помещик – герой одноименной сказки. Начитавшись ретроградной газеты “Весть”, по глупости жаловался, что “очень уж много развелось… мужика”, и старался всячески их притеснять. Бог услышал слезные крестьянские молитвы, и “не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика”.

Тот пришел было в восторг (“чистый” воздух стал), по оказалось, что теперь ему ни гостей не принять, ни самому не поесть, ни даже пыль с зеркала вытереть, да и подати казне некому платить.

Однако он от своих “принципов” не отступал и в результате одичал, стал передвигаться па четвереньках, утратил человеческую речь и уподобился хищному зверю (однажды уть самого исправника не задрал).

Обеспокоившись отсутствием податей и оскудением казны, начальство повелело “мужика изловить и водворить обратно”. С большим трудом изловили также помещика и привели его в более или менее приличный вид.

Карась-идеалист

Читайте также:  Краткое содержание пушкин повести белкина точный пересказ сюжета за 5 минут

Карась-идеалист – герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь на видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что “сами в рот лезут” и у них “не душа, а пар”.

Представ перед Щукой со своими речами, на первый раз был отпущен с советом: “Поди проспись!” Во второй – заподозрен в “сицилизме” и изрядно покусан на допросе Окунем, а в третий раз Щука так удивилась его возгласу: “Знаешь ли ты, что такое добродетель?” – что разинула рот и почти невольно проглотила собеседника”.

В образе Карася гротескно запечатлены черты современного писателю либерализма. Ерш – тоже персонаж этой сказки. Глядит на мир с горькой трезвостью, видя всюду распрю и одичалость. Над рассуждениями Карася иронизирует, уличая его в совершенном незнании жизни и в непоследовательности (Карась возмущается Щукой, но сам ест ракушек).

Однако признает, что “все-таки с ним одним по душе поговорить можно”, и временами даже слег-ка колеблется в своем скептицизме, пока трагический исход “диспута” Карася со Щукой не подтверждает его правоты.

Здравомысленный заяц

Здравомысленный заяц – герой одноименной сказки, “так здраво рассуждал, что и ослу впору”. Считал, что “всякому зверю свое житье предоставлено” и что, хотя зайцев “все едят”, он “не привередлив” и “всячески жить согласен”. В пылу этого философствования был пойман Лисой, которая, наскучив его речами, съела его.

Кисель

Кисель – герой одноименной сказки, “был до того разымчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал от того, что его ели.

Господа до того им пресытились, что и свиньям есть предоставляли, так что, в конце концов, “от киселя остались только засохшие поскребушки”, В гротескном виде здесь отобразились и крестьянская покорность, и послереформенное оскудение деревни, ограбленной уже не только “господамн”-помещмками, но и новыми буржуазными хищниками, которые, по убеждению сатирика, как свиньи, “сытости… не знают”.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

  • Реферат >> Литература и русский язык… описи градоначальников даются краткие характеристики глуповских государственных … Сказки” Над книгой “Сказок” СалтыковЩедрин работал с 1882 … народной мудростью содержание, освобождающее сатирика … с хищницей, отделавшись небольшими телесными повреждениями. В …
  • Сочинение >> Литература и русский язык… часть земли / С названьем кратким «Русь». Кровная связь с … Живаго». 1. М. Е. СалтыковЩедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру … Достоевский всем художественным содержанием романа отвечает: нет … Опять расширение смысла. Небольшая улочка — источник …
  • Контрольная работа >> Литература : зарубежная… градоначальникам», предваряющей краткими биографическими справками подробное … читательской среде. СалтыковЩедрин превосходно владел приемами … сатирика. За небольшим исключением сказки … сложном идейном содержании сказок Салтыкова-Щедрина можно выделить …
  • Дипломная работа >> Иностранный язык… (120 словоупотреблений в небольшом романе), несет важные … романа, которое кратко информирует о содержании и структуре … отрицательный персонаж русских сказок и в русском … таких классиков, как Н.В. Гоголь, М.Е. СалтыковЩедрин, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский. Так, …
  • Сочинение >> Литература и русский язык… с помощью сказок “для детей изрядного возраста” СалтыковЩедрин смог донести до … мастерство рассказчика: в небольшой объем втискивать максимум содержания. В маленьком … Венька Малышев. ТВОРЧЕСТВО Ч.АЙТМАТОВА (краткий литературный обзор). Чингиз Айтматов …
  • Реферат >> Литература и русский язык… М. Е. СалтыковЩедрин. Вопрос 22. Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (на примере … рассказчика: в небольшой объем втискивать максимум содержания. В маленьком … стихи свободно потекут. «Гаснет краткий день», но «пробуждается поэзия». …
  • Сочинение >> Литература и русский язык… мира сего. И СалтыковЩедрин саркастически высмеивает это ” … аллегорических сказок. Они на­полнены большим философским содержанием, сказанное … желтый, ядовитый цвет. «Небольшая комната […] с желтыми … небрежные манеры, говорит он кратко и отрывисто, резок и …
  • Реферат >> Языковедение… . В небольшом рассказе Толстому … оценки М. Е. СалтыковЩедрин для характеристики … краткие и полные формы имен прилагательных. Краткие … иронизировал над переводчиком детских сказок, у которого в … , содержание) — система событий, составляющих содержание действия …
  • Учебное пособие >> Иностранный язык… аллегорий из басен и сказок. Образец: И.А. Крылов … Проанализируйте их содержание (логику изложения, … дал М.Е. СалтыковЩедрин своему герою Угрюм … — это «Краткий этимологический словарь … Орфографический словарь» дополнен небольшими словарями-справочниками …
  • Шпаргалка >> Журналистика… Некрасов, Достоевский, СалтыковЩедрин. Переводная художественная литература … фельетонов”, повествователь сказок и легенд, … лагерях”, “Новости Самиздата”, “Краткие сообщения”, “Исправления и … содержание, целев аудитория, стиль подачи – язык, тираж небольшой

Источник: http://TopRef.ru/referat/72495.html

Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» – краткое содержание – Русская историческая библиотека

Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» – краткое содержание

Два петербургских генерала, служивших не в армии, а в штатской регистратуре, вышли на пенсию и проживали на разных квартирах в Подьяческой улице. Но вдруг по какому-то чуду очутились они на необитаемом острове.

Вначале им показалось, что это сон. Однако, оглядевшись, оба генерала убедились, что действительно находятся на клочке суши посреди безграничного моря. Захотелось им испить кофейку, но кофе не было.

Пошли они осматривать остров, увидели разные плоды на деревьях, множество рыбы в воде и дичи в лесу. Но за плодами надо было лезть высоко, рыбу – ловить, а на дичь – охотиться. Ничему этому генералы не были обучены. В столице им казалось даже, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают.

Как один мужик двух генералов прокормил. Мульфильм по сказке Салтыкова-Щедрина

Между тем, есть хотелось всё больше. Нашедши случайно на острове старый нумер «Московских ведомостей», генералы развернули его, думая отвлечься чтением от мыслей о пище. Но почти все газетные статьи были посвящены описаниям обедов и угощений в разных губернских городах, – и только раздражали аппетит.

Ища выход, генералы вдруг подумали, что неплохо было бы им найти себе крестьянина, мужика. Побродив ещё по острову, они зачуяли запах мякинного хлеба и кислой овчины и увидели рослого мужичину, который нахально спал – и уклонялся тем самым от работы.

– Спишь, лежебок! – накинулись они на него с негодованием. – Небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают!

Проснувшийся мужик вначале хотел дать от них стречка, но генералы крепко в него вцепились. И пришлось ему исполнять на них свою всегдашнюю мужицкую обязанность.

Он залез на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом добыл картофелю из земли, развёл огонь трением двух кусочков дерева, поймал рябчика – и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»

На радостях они позволили мужику немного поспать, но перед этим приказали ему свить из конопли верёвку и привязали его к дереву, чтоб не убег.

Вскоре стали генералы веселые, рыхлые, сытые, белые. От праздности они всё чаще вспоминали про Петербург, где за время отсутствия накапливались их пенсии.

Слыша их слова про столицу, мужик начал делать посудину, похожую на корабль. Устлавши дно её лебяжьим пухом, он уложил на дно генералов, перекрестился и поплыл по морю. В пути генералы набрались немало страху от бурь и ветров, сильно ругали мужичину за его тунеядство, а он всё молчал, грёб, да кормил генералов селедками.

Так приплыли они в Петербург, на Подьяческую. Придя домой, напились генералы кофею, наелись сдобных булок и поехали в казначейство получать пенсии.

Денег загребли очень много. И о мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!

Автор краткого содержания

На нашем сайте вы можете прочитать и полный текст сказки Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/3447-saltykov-shchedrin-povest-o-tom-kak-odin-muzhik-dvukh-generalov-prokormil-kratkoe

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector