Краткое содержание богач и еремка мамин-сибиряк точный пересказ сюжета за 5 минут

«Богач и Ерёмка»: главные герои и главная мысль, о чем рассказ?

Краткое содержание Богач и Еремка Мамин-Сибиряк точный пересказ сюжета за 5 минут

Еремка верный друг и помощник Богача, они понимают друг друга с полуслова, довольствуются малым, зарабатывают в меру своих сил. Но однажды случилась история, которая перевернула их жизнь.

Краткое содержание рассказа «Богач и Ерёмка»

Рассказ начинается с описание собаки по кличке Еремка. Она была с острой мордой, огромными глазами, лобастая, хвост как волка. Породу собаки ее хозяин Богач не знал, но Еремку очень любил, он вырастил из маленького щенка здоровую собаку. Богач подсмеивался над собакой, сравнивал ее с собой, они и вправду были похожи своей неуклюжестью.

Главный герой рассказа Богач был как Еремка одинок, сначала пас скот, потом стал сторожить сады у своих соседей.

В снежную зиму Еремка и Богач ловили зайцев, которые повадились обдирать кору с фруктовых деревьев в саду.

Но однажды Еремка не смог убить зайца, молоденький зайчик сломал лапку и беспомощность зайца остановила собаку, он ильный и гордый пес охотился, но не убивал беззащитных

Зайца взяли в избушку выхаживать и в гости наведалась деревенская девочка Ксюща, она принесла зайцу молока. И назвала зайца Черное Ушко.

Заяц выздоровел, убегал и возвращался в избушку, но у Богача и Еремки возникла проблема, им теперь было стыдно убивать зайцев, но жить на что-то надо было.

А когда мужики пошли на охоту стрелять зайцев и Богач и Еремка взвыли, они боялись за Черное Ушко. Среди убитых зайца не было, но с той поры Богач перестал сторожить фруктовый сад и ловить зайцев.

Характеристика Богача. Добрый старик, который добросовестно выполнял свою работу, у него были золотые руки. У старика была добрая душа, к нему в деревне все относились с уважением.

Богач выходил зайца и прикипел к нему душой, как к Еремке, который попал к нему маленьким щенком, заяц стал для Богача вторым ребенком.

Поэтому Богач не смог больше убивать зайцев, его сердце разрывалось от боли и тревоги за Черное Ушко.

Характеристика Ерёмки. Мамин-Сибиряк описывает собаку с человеческим сердцем. Еремка платит добром за добро, бросается на помощь в трудную минуту и обладает добротой своего характера.

Еремка первый показал свое сострадание к зайцу со сломанной лапой, инстинкт охотника в Еремке умер, когда он увидел страдания беспомощного животного.

Собачье сердце разрывалось от боли , также как у Богача, Еремка выл как раненное животное, когда понял, что его инстинкт может убить его маленького воспитанника.

Главная мысль рассказа «Богач и Еремка» учит быть в ответе за тех, кого мы приучили, быть настоящими верными друзьями, уметь сделать выбор между нуждой и велением сердца.

Замечательный рассказ, который показывает, что такое любовь

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2733204-bogach-i-erjomka-glavnye-geroi-i-glavnaja-mysl-o-chem-rasskaz.html

Дмитрий Мамин-Сибиряк — Богач и Еремка

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Богач и Еремка

I

– — Еремка, сегодня будет пожива… — сказал старый Богач, прислушиваясь к завывавшему в трубе ветру. — Вон какая погода разыгралась.

Еремкой звали собаку, потому что она когда-то жила у охотника Еремы. Какой она была породы, — трудно сказать, хотя на обыкновенную деревенскую дворняжку и не походила. Высока на ногах, лобаста, морда острая, с большими глазами.

Покойный Ерема не любил ее за то, что у нее одно ухо «торчало пнем», а другое висело, и потом за то, что хвост у нее был какой-то совсем необыкновенный — длинный, пушистый и болтавшийся между ног, как у волка.

К Богачу она попала еще щенком и потом оказалась необыкновенно умной.

– — Ну, твое счастье, — посмеивался Еремка. — И шерсть у нее хороша, точно вот сейчас из лужи вылезла. Тоже и пес уродился… Уж, видно, нам на роду написано вместе жить. Два сапога — пара.

https://www.youtube.com/watch?v=6b_PW43rHMQ

Охотник Ерема до известной степени был прав. Действительно, существовало какое-то неуловимое сходство между Богачом и Еремкой. Богач был высокого роста, сутуловат, с большой головой и длинными руками и весь какой-то серый. Он всю жизнь прожил бобылем. В молодости был деревенским пастухом, а потом сделался сторожем. Последнее занятие ему нравилось больше всего.

Летом и зимой он караулил сады и огороды. Чего же лучше: своя избушка, где всегда тепло; сыт, одет, и еще кое-какая прибыль навертывалась. Богач умел починять ведра, ушаты, кадочки, мастерил бабам коромысла, плел корзины и лапти, вырезывал из дерева ребятам игрушки. Одним словом, человек без работы не оставался и лучшего ничего не желал.

Богачом его почему-то назвали еще с детства, и эта кличка осталась на всю жизнь.

Снежная буря разыгрывалась. Несколько дней уже стояли морозцы, а вчера оттеплело и начал падать мягкий снежок, который у охотников называется «порошей». Начинавшую промерзать землю порошило молодым снежком. Поднявшийся к ночи ветер начал заметать канавы, ямы, ложбинки.

– — Ну, Еремка, будет нам сегодня с тобой пожива… — повторил Богач, поглядывая в маленькое оконце своей сторожки.

Собака лежала на полу, положив голову между передних лап, и в ответ слегка вильнула хвостом. Она понимала каждое слово своего хозяина и не говорила только потому, что не умела говорить.

Было уже часов девять вечера. Ветер то стихал, то поднимался с новой силой. Богач не торопясь начал одеваться. В такую погоду неприятно выходить из теплой сторожки; но ничего не поделаешь, если уж такая служба. Богач считал себя чем-то вроде чиновника над всеми зверями, птицами и насекомыми, нападавшими на сады и огороды.

Он воевал с капустным червем, с разными гусеницами, портившими фруктовые деревья, с воробьями, галками, скворцами, дроздами-рябинниками, с полевыми мышами, кротами и зайцами. И земля и воздух были наполнены врагами, хотя большинство на зиму умирало или засыпало по своим норам и логовищам.

Оставался только один враг, с которым приходилось Богачу воевать главным образом именно зимой. Это были зайцы…

– — Как поглядеть — так один страх в ём, в зайце, — рассуждал Богач, продолжая одеваться. — А самый вредный зверь… Так, Еремка? И хитрый-прехитрый… А погодка-то как разгулялась: так и метет. Это ему, косому, самое первое удовольствие…

Нахлобучив шапку из заячьего меха, Богач взял длинную палку и сунул за голенище валенок на всякий случай нож. Еремка сильно потягивался и зевал. Ему тоже не хотелось идти из теплой избушки на холод.

Сторожка Богача стояла в углу громадного фруктового сада. Сейчас за садом начинался крутой спуск к реке, а за рекой синел небольшой лесок, где, главным образом, гнездились зайцы. Зимой зайцам нечего было есть, и они перебегали через реку к селению. Самым любимым местом для них были гумна, окруженные хлебными кладями.

Здесь они кормились, подбирая упавшие со стогов колосья, а иногда забирались в самые клади, где для них было уж настоящее раздолье, хотя и не без опасности. Но всего больше нравилось зайцам полакомиться в фруктовых садах молодыми саженцами и побегами яблонь, слив и вишен. Ведь у них такая нежная и вкусная кора, не то что на осине или других деревьях.

В один удачный набег зайцы портили иногда целый сад, несмотря на все предосторожности. Только один Богач умел с ними справляться, потому что отлично знал все их повадки и хитрости. Много помогал старику Еремка, издали чуявший врага. Кажется, уж на что тихо крадется заяц по мягкому снегу в своих валенках, а Еремка лежит у себя в избушке и слышит.

Вдвоем Богач и Еремка много ловили каждую зиму зайцев. Старик устраивал на них западни, капканы и разные хитрые петли, а Еремка брал прямо зубом.

Выйдя из избушки, Богач только покачал головой. Очень уж разыгралась погода и засыпала снегом все его ловушки.

– — Видно, придется тебе, Еремка, идти под гору, — говорил Богач смотревшей на него собаке. — Да, под гору… А я на тебя погоню зайцев. Понял? То-то… Я вот обойду по загуменьям да и шугну их на тебя.

Еремка в ответ только слабо взвизгнул. Ловить зайцев под горой было для него самым большим удовольствием. Дело происходило так. Зайцы, чтобы попасть на гумна, пробегали из-за реки и поднимались на гору.

Обратный путь для них уже шел под гору. А известно, что заяц лихо бежит в гору, а под гору, в случае опасности, скатывается кубарем.

Еремка прятался под горой и ловил зайца именно в то время, когда заяц ничего не видел.

Читайте также:  Краткое содержание джейн остин эмма точный пересказ сюжета за 5 минут

– — Любишь зайчика-кубаря поймать? — дразнил собаку Богач. — Ну, ступай…

Еремка повилял хвостом и медленно пошел к селению, чтобы оттуда уже спуститься под гору. Умная собака не хотела пересекать заячью тропу. Зайцы отлично понимали, что значат следы собачьих лап на их дороге.

– — Экая погодка-то, подумаешь! — ворчал Богач, шагая по снегу в противоположную сторону, чтобы обойти гумна.

Ветер так и гулял, разметая кругом облака крутившегося снега. Даже дыхание захватывало. По пути Богач осмотрел несколько занесенных снегом ловушек и настороженных петель. Снег засыпал все его хитрости.

– — Ишь ты, какая причина вышла, — ворчал старик, с трудом вытаскивая из снега ноги. — В такую непогодь и зайцы по своим логовищам лежат… Только вот голод-то не тетка: день полежит, другой полежит, а на третий и пойдет промышлять себе пропитание. Он хоть и заяц, а брюхо-то — не зеркало…

Богач прошел половину дороги и страшно устал. Даже в испарину бросило. Ежели бы не Еремка, который будет ждать его под горой, старик вернулся бы в свою избушку. Ну их, зайцев, никуда не денутся. Можно и в другой раз охоту устроить. Вот только перед Еремкой совестно: обмани его один раз, а в другой он и сам не пойдет.

Пес умный и прегордый, хоть и пес. Как-то Богач побил его совсем напрасно, так тот потом едва помирился. Подожмет свой волчий хвост, глазами моргает и как будто ничего не понимает, что ему русским языком говорят… Хоть прощения у него проси, — вот какой прегордый пес. А теперь он уже залег под горкой и ждет зайцев.

Источник: https://libking.ru/books/child-/child-prose/323667-dmitriy-mamin-sibiryak-bogach-i-eremka.html

Методическая разработка по чтению (3 класс) по теме: Урок редактирования плана

Урок редактирования плана

по произведению

Д.Н. Мамина-Сибиряка «Богач и Ерёмка»

3 класс

Цели и задачи урока:

1) Образовательная

— формирование навыка выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос;

— отрабатывать умения анализировать текст, обобщать, делать выводы;

— формирование умения отредактировать план;

— формирование навыка осознанного, выразительного чтения;

— формирование интереса к чтению и детским книгам;

— формирование умения определять жанр и тему литературного произведения.

2) Воспитательная

— формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им

— воспитание чуткого отношения к живой природе;

— обогащение нравственного опыта младших школьников;

— обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

— воспитывать гуманное отношение к животным;

— воспитание уважения к мнению окружающих.

3) Развивающая

— развитие умения выразить в устной речи впечатление от прочитанного;

— развитие эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения;

— развитие внимания к внутренней жизни главных героев произведения;

— развитие читательской памяти и кругозора.

Оборудование урока:

1. Выставка книг Д.Н. Мамина-Сибиряка.

2. Портрет писателя.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка».

4. Учебник.

5. Тетрадь по чтению.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

— Сегодня мы продолжим работу по произведению Д.Н. Мамина-Сибиряка «Богач и Ерёмка».

— Что вы знаете об этом писателе? Что помните с прошлого урока. (Ответы детей).

— Два ученика нашего класса подготовили нам некоторые факты о жизни и творчестве писателя, о которых, возможно, мы не упомянули в прошлый раз. (Ребята показывают результат домашней работы  по творчеству писателя в малой группе.)

— Такое же задание получил другой ваш товарищ. Что ты можешь добавить? (Ученик дополняет предыдущий ответ.)

3. Домашнее задание.

— На доске – выставка книг Д.Н. Мамина-Сибиряка. Многие из них вы читали. На перемене рассмотрите книги и вспомните, о чём они. Дома сделайте обзор прочитанных произведений и составьте рассказ о творчестве писателя.

4. Объявление темы урока.

— Сегодня у нас второй урок по произведению Д.Н. Мамина–Сибиряка «Богач и Ерёмка» — урок редактирования плана. Мы будем выполнять работу редакторов.

        5. Работа со словарём.

        — Вам было дано задание объяснить с помощью словаря, кто такой редактор. (Прослушивание ответов детей).

        — Каким словарём пользовался?

        — Вот как объясняется это слово в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю Шведовой: «Редактор – человек, который что-то редактирует. Редактировать – проверять и исправлять текст».

        — Будем редактировать, т.е. проверять и исправлять заголовки. Какие требования предъявляются к заголовкам?

  1. Лаконичность.
  2. Правильно составленное предложение.
  3. Отражение темы или идеи.

6. Работа по редактированию плана.

— Вчера мы прочитали произведение Д.Н. Мамина-Сибиряка «Богач и Ерёмка» и вы самостоятельно составили план.

— Один ученик подготовил подробный пересказ І части произведения, чтобы напомнить вам содержание этой части. (Дети слушают подробный пересказ своего товарища, получившего индивидуальное задание.)

— О чём говорится в І части?

— Что главное?

— Посмотрите на доску. Я записала несколько заголовков к І части, которые выписала из ваших вчерашних работ. Давайте обсудим каждый заголовок. (Обсуждение детьми каждого заголовка).

  1. Рассказ о Богаче и Ерёмке.
  2. Знакомство.
  3. Умный Ерёмка.
  4. Богач и Ерёмка охотятся на зайцев.
  5. Ерёмка на охоте.

— Выбери и запиши заголовок, который более всего подходит.

7. Физкультминутка.

8. Продолжение работы по редактированию плана.

— ІІ часть произведения мы попробуем прочитать по ролям. (Чтение тремя учащимися ІІ части произведения по ролям).

— О чём мы прочитали?

— Что главное?

— Давайте опять обсудим каждый заголовок из ваших работ из предложенных на доске.

  1. Заяц начал есть.
  2. Забота о больном зайце.
  3. Храбрый зайчик.
  4. Чёрное Ушко живёт у Богача.
  5. Девочка Ксюша.

— Выберите и запишите в тетрадь наиболее удачный по вашему мнению из обсуждённых заголовков. Если ваш заголовок вам нравится больше, то можете записать его. (Дети ещё раз просматривают заголовки на доске и записывают выбранный в тетрадь.)

— Содержание ІІІ части нам коротко напомнит один из учеников, готовивших краткий пересказ. (Дети слушают краткий пересказ ІІІ части произведения.)

— О чём ІІІ часть?

— Что главное?

— Из ваших работ я выписала несколько заголовков. Я почитаю их все вслух. Попробуем выбрать, чей заголовок лучше, т.е. соответствует всем требованиям, предъявляемым к заголовкам.

  1. Чёрное ушко вернулся в лес.
  2. Побеги зайца из сторожки.
  3. Чёрное ушко выздоровел.
  4. Весенние прогулки зайца.

— Чей заголовок вам показался наиболее удачным?

— Почему?

— Вам показалось, что три из предложенных заголовков подходят. Выберите один из них и запишите в тетрадь.

— ІV часть вы читали в классе и дома.  О чём она?

— Что главное?

— Подумай и запиши свой заголовок.  Кому трудно, поднимите руку, вы получите карточку с вариантами заголовков и выберите подходящий.

  1. Чёрное Ушко остался в лесу.
  2. Ерёмка с Богачём ищут Чёрное Ушко.
  3. Конец охоты.
  4. Отказ Богача от службы.
  5. Охота на зайцев.

9. Написание синквейна.

— Давайте вспомним, что такое синквейн.

Синквейн используется на стадии рефлексии  и представляет собой краткое выражение того, что было предметом изучения. Состоит из пяти строк.

1 строка – тема одним словом (существительное).

2 строка – признаки, определение темы (2 прилагательных или причастия).

3 строка – действия, характерные для предмета или явления, составляющих тему (3 глагола или деепричастия).

4 строка – фраза из четырёх слов, характеризующая личное отношение пишущего.

5 строка – суть темы одним словом (существительное).

— Мы напишем синквейн про зайца. (Самостоятельная работа – написание синквейна).

10. Работа с пословицей.

— Кто нашёл пословицу в тексте?

— Даю подсказку: ІІІ часть.

— «Вместе тесно – врозь скучно». Объясните смысл пословицы.

11. Итог урока.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/02/28/urok-redaktirovaniya-plana

Мамин сибиряк богач и ерёмка — богач и ерёмка краткое содержание — 22 ответа



В разделе Другое на вопрос богач и ерёмка краткое содержание заданный автором Данил Певнев лучший ответ это Через две недели Чёрное Ушко совсем выздоровел. Молодые косточки скоро срастаются. Он уже никого не боялся, весело прыгал по всей избе и играл с Ерёмкой. Богач смеялся до слёз над ними.

Ерёмка растянется на полу во весь рост, закроет глаза, будто спит, а Чёрное Ушко начинает прыгать через него. Увлекшись этой играй, заяц иногда стукался головой о лавку и начинал по заячьи плакать. Ерёмка тоже увлекался игрой и начинал гонятся по избе за зайцем, но тот ловко увёртывался от него.

-Что, брат Ерёмка, не можешь его догнать? -подсмеивался старик.

Деревенские ребята частенько прибегали в избушку Богача, чтобы поиграть с зайчиком. Они приносили ему что-нибудь из съестного. Кто тащит репку, кто морковку, кто свеклу или картошку.

Читайте также:  Краткое содержание гофман серапионовы братья точный пересказ сюжета за 5 минут

Чёрное Ушко принимал это дары с благодарностью и тут же с жадностью съедал их. Ухватит передними лапками морковку, припадёт к ней головой и быстро обгрызёт, точно обточит.

Он отличался большой прожорливостью, так что даже Богач удивлялся.

Ответ от Полина Глейзер[новичек]Через две недели Чёрное Ушко совсем выздоровел. Молодые косточки скоро срастаются. Он уже никого не боялся, весело прыгал по всей избе и играл с Ерёмкой. Богач смеялся до слёз над ними.

Ерёмка растянется на полу во весь рост, закроет глаза, будто спит, а Чёрное Ушко начинает прыгать через него. Увлекшись этой играй, заяц иногда стукался головой о лавку и начинал по заячьи плакать. Ерёмка тоже увлекался игрой и начинал гонятся по избе за зайцем, но тот ловко увёртывался от него.

-Что, брат Ерёмка, не можешь его догнать? -подсмеивался старик.

Деревенские ребята частенько прибегали в избушку Богача, чтобы поиграть с зайчиком. Они приносили ему что-нибудь из съестного. Кто тащит репку, кто морковку, кто свеклу или картошку.

Чёрное Ушко принимал это дары с благодарностью и тут же с жадностью съедал их. Ухватит передними лапками морковку, припадёт к ней головой и быстро обгрызёт, точно обточит.

Он отличался большой прожорливостью, так что даже Богач удивлялся.

Ответ от Алексей Бессонов[активный]Через две недели Чёрное Ушко совсем выздоровел. Молодые косточки скоро срастаются. Он уже никого не боялся, весело прыгал по всей избе и играл с Ерёмкой. Богач смеялся до слёз над ними. Ерёмка растянется на полу во весь рост, закроет глаза, будто спит, а Чёрное Ушко начинает прыгать через него. Увлекшись этой играй, заяц иногда стукался головой о лавку и начинал по заячьи плакать. Ерёмка тоже увлекался игрой и начинал гонятся по избе за зайцем, но тот ловко увёртывался от него.

-Что, брат Ерёмка, не можешь его догнать? -подсмеивался старик.

Деревенские ребята частенько прибегали в избушку Богача, чтобы поиграть с зайчиком. Они приносили ему что-нибудь из съестного. Кто тащит репку, кто морковку, кто свеклу или картошку.

Чёрное Ушко принимал это дары с благодарностью и тут же с жадностью съедал их. Ухватит передними лапками морковку, припадёт к ней головой и быстро обгрызёт, точно обточит.

Он отличался большой прожорливостью, так что даже Богач удивлялся

Ответ от Людмила Мусенкова[новичек]
Как автор описывает олененка
Ответ от 2 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

Источник: http://22oa.ru/mamin-sibiriak-bogach-i-eremka/

Д. Н. Мамина-Сибиряка «Богач и Ерёмка» 3 класс Цели и задачи урок

Урок редактирования плана

по произведению

Д.Н. Мамина-Сибиряка «Богач и Ерёмка»

3 класс

Цели и задачи урока:

1) Образовательная

— формирование навыка выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос; — отрабатывать умения анализировать текст, обобщать, делать выводы; — формирование умения отредактировать план; — формирование навыка осознанного, выразительного чтения; — формирование интереса к чтению и детским книгам; — формирование умения определять жанр и тему литературного произведения.

2) Воспитательная

— формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им — воспитание чуткого отношения к живой природе; — обогащение нравственного опыта младших школьников; — обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе; — воспитывать гуманное отношение к животным; — воспитание уважения к мнению окружающих.

3) Развивающая

— развитие умения выразить в устной речи впечатление от прочитанного; — развитие эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения; — развитие внимания к внутренней жизни главных героев произведения; — развитие читательской памяти и кругозора.

Оборудование урока:

1. Выставка книг Д.Н. Мамина-Сибиряка. 2. Портрет писателя. 3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». 4. Учебник. 5. Тетрадь по чтению.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

— Сегодня мы продолжим работу по произведению Д.Н. Мамина-Сибиряка «Богач и Ерёмка». — Что вы знаете об этом писателе? Что помните с прошлого урока. (Ответы детей). — Два ученика нашего класса подготовили нам некоторые факты о жизни и творчестве писателя, о которых, возможно, мы не упомянули в прошлый раз. (Ребята показывают результат домашней работы по творчеству писателя в малой группе.) — Такое же задание получил другой ваш товарищ. Что ты можешь добавить? (Ученик дополняет предыдущий ответ.)

3. Домашнее задание.

— На доске – выставка книг Д.Н. Мамина-Сибиряка. Многие из них вы читали. На перемене рассмотрите книги и вспомните, о чём они. Дома сделайте обзор прочитанных произведений и составьте рассказ о творчестве писателя.

4. Объявление темы урока.

— Сегодня у нас второй урок по произведению Д.Н. Мамина–Сибиряка «Богач и Ерёмка» — урок редактирования плана. Мы будем выполнять работу редакторов.

5. Работа со словарём.

— Вам было дано задание объяснить с помощью словаря, кто такой редактор. (Прослушивание ответов детей). — Каким словарём пользовался?

— Вот как объясняется это слово в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю Шведовой: «Редактор человек, который что-то редактирует. Редактировать – проверять и исправлять текст».

— Будем редактировать, т.е. проверять и исправлять заголовки. Какие требования предъявляются к заголовкам?

  • Лаконичность.
  • Правильно составленное предложение.
  • Отражение темы или идеи.

6. Работа по редактированию плана. — Вчера мы прочитали произведение Д.Н. Мамина-Сибиряка «Богач и Ерёмка» и вы самостоятельно составили план. — Один ученик подготовил подробный пересказ І части произведения, чтобы напомнить вам содержание этой части. (Дети слушают подробный пересказ своего товарища, получившего индивидуальное задание.)

— О чём говорится в І части?

— Что главное? — Посмотрите на доску. Я записала несколько заголовков к І части, которые выписала из ваших вчерашних работ. Давайте обсудим каждый заголовок. (Обсуждение детьми каждого заголовка).

  • Рассказ о Богаче и Ерёмке.
  • Знакомство.
  • Умный Ерёмка.
  • Богач и Ерёмка охотятся на зайцев.
  • Ерёмка на охоте.

— Выбери и запиши заголовок, который более всего подходит.

7. Физкультминутка.

8. Продолжение работы по редактированию плана.

ІІ часть произведения мы попробуем прочитать по ролям. (Чтение тремя учащимися ІІ части произведения по ролям).

— О чём мы прочитали? — Что главное? — Давайте опять обсудим каждый заголовок из ваших работ из предложенных на доске.

  • Заяц начал есть.
  • Забота о больном зайце.
  • Храбрый зайчик.
  • Чёрное Ушко живёт у Богача.
  • Девочка Ксюша.

— Выберите и запишите в тетрадь наиболее удачный по вашему мнению из обсуждённых заголовков. Если ваш заголовок вам нравится больше, то можете записать его. (Дети ещё раз просматривают заголовки на доске и записывают выбранный в тетрадь.)

— Содержание ІІІ части нам коротко напомнит один из учеников, готовивших краткий пересказ. (Дети слушают краткий пересказ ІІІ части произведения.)

— О чём ІІІ часть?

— Что главное? — Из ваших работ я выписала несколько заголовков. Я почитаю их все вслух. Попробуем выбрать, чей заголовок лучше, т.е. соответствует всем требованиям, предъявляемым к заголовкам.

  • Чёрное ушко вернулся в лес.
  • Побеги зайца из сторожки.
  • Чёрное ушко выздоровел.
  • Весенние прогулки зайца.

— Чей заголовок вам показался наиболее удачным? — Почему? — Вам показалось, что три из предложенных заголовков подходят. Выберите один из них и запишите в тетрадь.

ІV часть вы читали в классе и дома. О чём она?

— Что главное? — Подумай и запиши свой заголовок. Кому трудно, поднимите руку, вы получите карточку с вариантами заголовков и выберите подходящий.

  • Чёрное Ушко остался в лесу.
  • Ерёмка с Богачём ищут Чёрное Ушко.
  • Конец охоты.
  • Отказ Богача от службы.
  • Охота на зайцев.

9. Написание синквейна.

— Давайте вспомним, что такое синквейн.

Синквейн используется на стадии рефлексии и представляет собой краткое выражение того, что было предметом изучения. Состоит из пяти строк.

1 строка – тема одним словом (существительное). 2 строка – признаки, определение темы (2 прилагательных или причастия). 3 строка – действия, характерные для предмета или явления, составляющих тему (3 глагола или деепричастия). 4 строка – фраза из четырёх слов, характеризующая личное отношение пишущего. 5 строка – суть темы одним словом (существительное). — Мы напишем синквейн про зайца. (Самостоятельная работа – написание синквейна).

10. Работа с пословицей.

— Кто нашёл пословицу в тексте?

— Даю подсказку: ІІІ часть.

— «Вместе тесно – врозь скучно». Объясните смысл пословицы.

11. Итог урока.

Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1866197.html

Книга Избранные произведения для детей. Автор — Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович. Содержание — Богач и Еремка

Это было ужасное утро.

Читайте также:  Краткое содержание алексин мой брат играет на кларнете точный пересказ сюжета за 5 минут

В первую минуту старый Воробей даже не мог сообразить хорошенько, как это случилось… Нет, это возмутительно, как вы хотите! Но и с этим можно было помириться: ну, забрался в чужой скворечник, ну, вытолкали, — только и всего.

Если бы старому Воробью такое же шило вместо клюва дать, как у Скворца, так он всякого бы вытолкал. Главное — стыдно… Да. Вот уж это скверно, когда захвастаешься, накричишь, наболтаешь, — ах, как скверно!

— Напугал же ты скворцов! — кричал ему со двора Петух. — Я хоть и в суп попаду, да у меня свое гнездо есть, а ты попрыгай на одной ножке… Трещотка проклятая!.. Так тебе и надо…

— А ты чему обрадовался? — ругался старый Воробей. — Погоди, я тебе покажу… Я сам бросил скворечник: велик он мне, да и дует из щелей.

Бедная Воробьиха сидела на крыше такая жалкая и убитая, и это еще больше разозлило старого Воробья. Он подлетел к ней и клюнул ее в голову.

— Что ты сидишь? Только меня срамишь… Возьмем старое гнездо, и делу конец. А со скворцами я еще рассчитаюсь…

Но племянники, устроившись в гнезде, не хотели его отдавать ни за что. Подняли крик, шум и в заключение вытолкнули старого дядюшку. Это было похуже скворцов: свои же родные в шею гонят, а уж он ли, кажется, не старался для них.

Вот и делай добро кому-нибудь… Воробьиху прибил ни за что, гнездо потерял, а сам на крыше остался с семейством: как раз налетит ястреб и разорвет в клочки. Пригорюнился старый Воробей, присел на конек крыши отдохнуть и тяжело вздохнул.

Эх, тяжело жить на свете серьезной птице!

— Как же мы теперь жить будем? — жалобно повторяла Воробьиха. — У всех есть свои гнезда… Скоро детей будут выводить, а мы так, видно, на крыше и останемся.

— Погоди, старуха, устроимся.

А главная обида была еще впереди. Выбежал на двор маленький Сережка, захлопал ручонками от радости, что прилетели скворцы, и не мог на них налюбоваться. Отец тоже любовался и говорил:

— Посмотри, какие они красивые: точно шелковые. А как заливаются-поют!.. Веселенькая птичка…

— А где же воробей, тятя, который жил в скворечнике? Да вон на крыше сидит… У, как смешно нахохлился!..

— Да он всегда какой-то встрепанный… Что, брат, не любишь? — обратился отец к Воробью и весело засмеялся. — Ну, вперед наука: не забирайся куда не следует. Не для тебя скворечник строили.

Даже куры и те смеялись теперь над несчастным старым Воробьем. Вот до чего дожил старик… Он даже заплакал с горя, а потом пришел в себя и ободрился.

— Над чем вы смеетесь? — гордо спросил он всех. — Ну, над чем?.. Сделал ошибку, это правда, а все-таки я умнее вас… А главное то: я вольная птица. Да… И живу, чем бог послал, а кланяться в люди не пойду.

Куда бы вы все делись, если бы хозяин вас не кормил и не поил? И ты, Волчок, издох бы с голода, и ты, глупая птица Петух, — тоже, и лошадь, и корова; а я сам прокормлю свою голову. Да… Вот я какой!..

И теперь поправлю свою беду, дайте срок… А те зернышки, которые я собираю иногда на дворе около вас, тоже заработаны мною. Кто ловит мошек? Кто выкапывает червячков, ищет гусениц, всяких козявок? Да все я же, я…

— Знаем мы, как ты червячков ищешь, — заметил Петух, подмигнув скворцам. — Вот в огородах гряды вскопают, насадят гороху и бобов, — воробьи и налетят. Все разроют, а горох и бобы съедят. Воровством живешь, Воробушко, признайся.

— Воровством? Я?.. — возмутился старый Воробей. — Да я — первый друг человека… Мы всегда вместе, как и следует друзьям: где он, — там и я. Да… И притом я — совершенно бескорыстный друг… Разве наш хозяин когда-нибудь бросил мне горсточку овса?..

Да мне и не нужно… Конечно, обидно, когда прилетят какие-то вертопрахи и им начинают оказывать всякий почет.

Это, наконец, просто несправедливо… А вы даже этого не понимаете, потому что один — целую жизнь в оглоблях, другой — на цепи, третий в курятнике сидит… Я — вольная птица и живу здесь по собственному желанию.

Много говорил старый Воробей, возмущенный коварством своего друга — человека. А потом вдруг исчез… Нет старого Воробья день, нет два, нет три дня.

— Он, вероятно, издох с горя, — решил Петух. — Самая вздорная птица, если разобрать.

Прошла целая неделя. Однажды утром старый Воробей опять появился на крыше — такой веселый и довольный.

— Это я, братцы, — прочиликал он, принимая гордый вид. — Как поживаете?

— А, ты еще жив, старичок?

— Слава богу… Теперь на новой квартире поселился. Отличная квартира… Эту уж для меня хозяин устроил.

— Может быть, опять врешь?..

— Ага, хотите, чтобы я указал ее вам? Нет, шалишь, теперь уж меня не проведешь… Пока прощайте!..

Старый Воробей не врал. Он действительно устроился. На гряде в огороде стояло старое чучело. На палке болтались какие-то лохмотья, а сверху надета была старая большая шляпа, — в ней старый Воробей и устроил себе гнездо.

Здесь уж никто его не тронет, потому что не догадается никто, да и побоятся страшного чучела. Но эта затея кончилась очень печально. Воробьиха высидела маленьких птенчиков в шляпе, а тут дунул вихрь и унес шляпу вместе с воробьиным гнездом.

Старый Воробей улетал в это время по своим делам, а когда вернулся домой, то нашел только мертвых птенчиков и убивавшуюся с горя Воробьиху. Впрочем, она недолго пережила своих деток. Перестала есть, худела и, нахохлившись, неподвижно сидела где-нибудь на ветке целые дни.

Так она и умерла с горя… Ах, как тосковал по ней старый Воробей, как убивался и плакал…

Наступила поздняя осень. Все перелетные птицы уже отправились на теплый юг. Старый Воробей один поселился в пустом скворечнике. Он скверно себя чувствовал и почти совсем не чиликал. Когда выпал первый снег и маленький Сережка выбежал на двор с саночками, то первое, что он увидел на ослепительно белом снегу, был маленький трупик старого Воробья. Бедняга замерз.

— А ведь жаль его, — бормотал Петух глубокомысленно. — Как будто и недостает чего-то… Бывало, все чиликает, везде вертится, ко всем лезет! Даже скучно стало на дворе без старого Воробья.

— Еремка, сегодня будет пожива… — сказал старый Богач, прислушиваясь к завывавшему в трубе ветру. — Вон какая погода разыгралась.

Еремкой звали собаку, потому что она когда-то жила у охотника Еремы. Какой она была породы, — трудно сказать, хотя на обыкновенную деревенскую дворняжку и не походила. Высока на ногах, лобаста, морда острая, с большими глазами.

Покойный Ерема не любил ее за то, что у нее одно ухо «торчало пнем», а другое висело, и потом за то, что хвост у нее был какой-то совсем необыкновенный — длинный, пушистый и болтавшийся между ног, как у волка.

К Богачу она попала еще щенком и потом оказалась необыкновенно умной.

— Ну, твое счастье, — посмеивался Еремка. — И шерсть у нее хороша, точно вот сейчас из лужи вылезла. Тоже и пес уродился… Уж, видно, нам на роду написано вместе жить. Два сапога — пара.

https://www.youtube.com/watch?v=6b_PW43rHMQ

Охотник Ерема до известной степени был прав. Действительно, существовало какое-то неуловимое сходство между Богачом и Еремкой. Богач был высокого роста, сутуловат, с большой головой и длинными руками и весь какой-то серый. Он всю жизнь прожил бобылем. В молодости был деревенским пастухом, а потом сделался сторожем. Последнее занятие ему нравилось больше всего.

Летом и зимой он караулил сады и огороды. Чего же лучше: своя избушка, где всегда тепло; сыт, одет, и еще кое-какая прибыль навертывалась. Богач умел починять ведра, ушаты, кадочки, мастерил бабам коромысла, плел корзины и лапти, вырезывал из дерева ребятам игрушки. Одним словом, человек без работы не оставался и лучшего ничего не желал.

Богачом его почему-то назвали еще с детства, и эта кличка осталась на всю жизнь.

Снежная буря разыгрывалась. Несколько дней уже стояли морозцы, а вчера оттеплело и начал падать мягкий снежок, который у охотников называется «порошей». Начинавшую промерзать землю порошило молодым снежком. Поднявшийся к ночи ветер начал заметать канавы, ямы, ложбинки.

82

Источник: https://www.booklot.ru/authors/maminsibiryak-dmitriy-narkisovich/book/izbrannyie-proizvedeniya-dlya-detey/content/2360909-bogach-i-eremka/

Ссылка на основную публикацию